Копинг: справляемся со стрессом — психология

Копинг: справляемся со стрессом

Копинг: справляемся со стрессом - психология

Расслабиться — полезная вещь!

Копинг, копинговые стратегии — это то, что делает , чтобы справиться со . Понятие объединяет , и стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.

Близкие понятия: , , , эмоциональная саморегуляция, .

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Четыре года спустя, в 1966 году Р.

Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.

Более точно копинг-поведение определяется так: копинг — это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека». Авторы подчеркивают, что копинг — это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Важно отметить, что в понятие «стресс» в копинге несколько отличается от того, что понимал под стрессом Ганс Селье, собственно и предложивший этот термин. Для Селье, — это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды.

Мы привыкли понимать под стрессом нечто негативное, однако это не так. Реакция организма на разные лекарственные вещества изначально одинаковая, и Селье эту реакцию назвал общим адаптационным синдромом, позже — стрессом-реакцией.

Стресс помогает организму поддерживать внутреннюю среду неизменной, постоянной, поддерживая в организме гомеостаз. Стресс реакция развивается не только на негативные воздействия, но и на позитивные, если только они существенно меняют ситуацию для организма.

Независимо от того, радуетесь ли вы неожиданной премии или, наоборот, расстроены штрафом на крупную сумму, на физиологическом уровне начальная реакция на оба эти события будет одинаковой.

Для организма не важно: плохо это или хорошо, для него важно насколько изменились свойства крови, лимфы и других тканей, может ли он с этими изменениями жить и как вернуть их обратно. Организму важна реальность, а не наши сказки вокруг переживаний.

Стресс — это не заболевание и не патология, стресс — это норма жизни.
Стресс — это нормально, а не тяжело и страшно.

Однако Селье разделил два вида стресса. Если стресс не наносит вреда организму (вызван позитивными эмоциями или слабыми негативными, которые помогают мобилизовать силы организма и обеспечить повышение жизнедеятельности) — речь идет об эустрессе.

Стресс, наносящий организму вред (вызванный продолжительными негативными воздействиями) — называют . Так вот, в копинге под стрессом понимают именно дистресс, ровно потому, что именно такое понимание стресса характерно для массового сознания.

Как показано Лазарусом, утверждается, что стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами.

Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет.

По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами.

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации.

Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.

Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг — это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда».

При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля.

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания.

Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные».

Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется.

Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили.

Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в копинг-стратегии, стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (например, группу стратегий, которая представляет собой концептуально похожие действия).

Например, таким стилем может быть «Обращение к другим».

Иногда термины копинговые действия и копинг-стратегия используются как взаимозаменяемые, в то время как копинговые стили в общем относятся к действиям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины — это копинговые тактики и копинговые ресурсы.

Ресурсный подход к копинг-стратегиям

Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода.

Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства.

Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть «ключевой ресурс — это главное средство, контролирующее и организующее распределение (торговлю) других ресурсов».

К ресурсному подходу относят некоторых серьёзных исследователей, работы которых ранее не связывались с изучением копингового поведения.

В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида).

Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR — теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М.

Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness).

Конструкт самоэффективности, разработанный , также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинговое поведение. По Э.

Фрайденберг, с связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания.

Это убеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды.

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей.

В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы.

Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом.

Классификации копинг-стратегий

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения.

Работы по копинг-стратегиям пока ещё являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию.

При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.

Проблемно-фокусированные / эмоционально-фокусированные копинг-стратегии

Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность:

  • проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий)
  • эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия)

По Лазарусу в копинговом процессе представлен как проблемно-фокусированный, так и эмоционально-фокусированный аспект.

Другими исследователями предлагались похожие классификации копинг-стратегий. Так, например, Моос и Шеффер выделяют три стратегии:

  • сфокусированная на оценке (установление для себя значения ситуации); с
  • фокусированная на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);
  • сфокусированная на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального равновесия).

Перлин и Шулер предлагают аналогичную предложенной Моосом и Шеффером классификацию, выделяя в ней три следующих стратегии: стратегия изменения способа видения проблемы, стратегия изменения проблемы, и стратегия управления эмоциональным дистрессом.

Эти две классификации практически повторяют классификацию Лазаруса и Фолкмана. При этом Моос и Шеффер и, соответственно, Перлин и Шулер выделяют в стратегии «фокусировка на проблеме» действl

Источник: https://psy-space.ru/?page=koping-dvoe-zn—spravlyaemsya-so-stressom

Методы и стратегии совладания со стрессом

Многие люди время от времени испытывают стрессовое напряжение, а с некоторыми это происходит достаточно часто и может сказываться на состоянии здоровья.

Продолжительные стрессы, не позволяя организму восстановиться, приводят к физиологическим изменениям.

Совладание со стрессом в сложных ситуациях, зная верные способы, методы и стратегии, поможет вам быстро расслабиться и в дальнейшем не допустить стрессового напряжения.

Методы совладания со стрессом

  1. Комфортный темп работы. Чтобы меньше подвергаться стрессу и не усугублять ситуацию, не загружайте себя работой и делайте все в комфортном, размеренном темпе.
  2. Порядок во всем.

    Беспорядок всегда отвлекает и мешает сосредоточиться на выполняемой работе, особенно если нужно что-то найти. Чистота и порядок на вашем рабочем месте, дома и в жизни минимизирует возникновение стрессовых ситуаций.

  3. Порядок на рабочем месте уменьшает риск стресса

    Концентрация на деле.

    Ваши мысли всегда должны концентрироваться на выполняемой работе в настоящий момент. Не стоит браться за второе дело, не закончив первого. Для раздумий о будущем выделяйте отдельное время, чтобы они вам не мешали сосредоточиться и не стимулировали механизмы стрессового состояния.

    Это касается не только работы: во время приема пищи не отвлекайтесь на разговоры по телефону, чтение книг и просмотр телевизора.

  4. Передайте часть своих дел. Не берите все дела на себя, даже если вы считаете, что сможете лучше их выполнить. От количества дел пострадает качество их выполнения. Делегируйте часть работы кому-то другому, разгрузите себя и ваша работоспособность увеличиться.
  5. Радуйтесь успехам. Благополучно выполнив задуманную работу, выделите несколько минут, чтобы вполне этому порадоваться. Если же вы столкнулись с неудачей – отнеситесь к ней спокойно, в жизни часто такое случается. Ошибки только способствуют и стимулируют к достижению успеха.
  6. Не отвлекайтесь от дел. Не позволяйте коллегам или родным отвлекать себя от работы. Изолируйтесь от всех и попросите, чтобы вас не беспокоили, пока вы сосредоточены на выполнении важных дел. Можете на время отключить телефон или поставить на беззвучный режим и убрать подальше от себя.
  7. Самоконтроль. Будьте для себя начальником, самостоятельно контролируйте свою работу и действия, но иногда балуйте себя и позволяйте расслабиться. Такие моменты отлично повышают работоспособность.
  8. Правильно спланированный день. Всегда выделяйте время для обеда и отдыха. Отсутствие этого времени непременно запустит механизмы стрессового напряжения. Вам просто необходим отдых, если вы полагаете что не имеете на него времени. При планировании дня распределите дела по скорости их выполнения и по важности.
  9. Не стоит стремиться к совершенству. Очень сложно и утомительно идеально выполнять работу, на это тратится много сил и приводит к стрессу. Достаточно просто хорошо делать работу, а не стремится к идеалу.
  10. Наслаждайтесь работой. Любите всей душой дело, которым занимаетесь и относитесь к нему с уважением. Если вы не любите свою работу, то она явно не ваша. Чтобы не жить в постоянном стрессе стоит найти более приятное занятие, и незачем этого бояться.

Стратегии борьбы со стрессовым напряжением

Дистанцирование помогает оценить ситуацию объективно

Существуют различные типы стратегии совладания со стрессом. В большинстве случаев используется один из типов стратегии.

Но так как в жизни постоянно меняются механизмы восприятия мира, самих себя, меняется окружение, семейный и социальный статус, в итоге приобретаются новые навыки, качества, знания.

Со временем привычные старые стратегии, будучи ранее весьма эффективны, становятся малоэффективными и неактуальными.
Наиболее распространенные виды стратегий:

  1. Противостояние ситуации.
  2. Откладывание решение проблемы – дистанционирование.
  3. Самоконтроль.
  4. Поиск общественной поддержки.
  5. Принятие ответственности.
  6. Плавное решение проблемы.
  7. Положительная переоценка происходящих действий.
  8. Избегание или перекладывание ответственности.

Первая стратегия. Конфронтация. Обычно человек агрессивно настроен по отношению к сложным жизненным ситуациям.

Эта стратегия хорошо подойдет в случаях, когда существует реальный угрожающий объект, и энергия конфронтации направленная по адресу, обеспечит максимальный эффект.

Если же угроза не персонифицирована, то стоит отказаться от этой стратегии, поскольку механизмы защиты от нее будут неэффективны.

Вторая стратегия. В некоторых ситуациях очень помогает, если посмотреть на ситуацию со стороны и использовать ее грамотно. Все может сложиться не очень хорошо, если выбрать такую стратегию в качестве реакции на ситуацию, когда у близких друзей, родных или у себя обнаружено тяжелое заболевание.

В некоторых ситуациях важно обратиться за помощью и поддержкой

Третья стратегия.

Контроль своих действий и чувств помогает при сложных, форс-мажорных ситуациях вроде ссор, техногенных катастроф, всевозможных стихийных бедствий и наступлений террористов, когда больше шансов выжить имеет тот, у кого трезвые, рассудительные мысли и ясная голова. Но борьба с собственными эмоциями часто приносит больше вреда, чем пользы.

Четвертая стратегия. В ситуациях сильнейшего горя важно обращаться за помощью к близким и родным людям, поскольку не каждый может остаться один на один с неприятностями.

Однако такая терапия оправдана лишь в тех случаях, когда произошло действительно нечто страшное и включаются механизмы психологической защиты.

А вот когда такая терапия используется часто и человек постоянно требует присутствие еще кого-то, то это показатель неумения самостоятельно решать любые проблемы и нести полную ответственность.

Пятая стратегия. Это путь опытных и сильных людей, признающих собственные ошибки и умеющие их анализировать, не допустив повторения в будущем. Для излишне ответственных людей такая стратегия может оказаться чрезмерно опасной. Ведь нам многое в этом мире не подвластно: внезапная болезнь родного или близкого человека, стихийное бедствие.

Шестая стратегия. Это способ выбора четкого плана спасения, механизмы реализации и следование ему. Плюсы этой стратегии очевидны именно во время надвигающейся опасности. Но если ситуация вам неподвластна и нет возможности ее контролировать, то такой способ работать не будет.

Седьмая стратегия. Любое, даже крайне неблагоприятное событие нужно оценивать с положительной стороны, рассмотреть в ней положительные моменты и некий смысл. Такая стратегия требует осторожности и во время опасности сконцентрироваться не на минимизации проблемы, а на том, как с юмором и достоинством принять удар судьбы.

Восьмая стратегия. Воздерживаться от ответственности – это попытка избежать общения или ситуации. Такой способ реагирования неэффективный, а человек, выбирающий его, является инфантильным.

Способы совладания со стрессовым напряжением

Чтобы стресс не влиял на здоровье и не причинял дискомфорта нужно уметь справляться с ним. Существуют разные способы и методики совладания со стрессом. Но самым распространенным является способ преодоления. Для этого существует специальный термин – «копинг», что означает, «совладение» и является процессом, во время которого человек старается справиться с психологическими перегрузками.

Функции копинга:

Направлена на уничтожение стрессовой связи между окружающей средой и личностью.
Сконцентрирована на управлении эмоциональным стрессом.

5 основных задач копинга:

  1. Минимизация негативного влияния обстоятельств и повышение восстановления физических и психических ресурсов (выздоровление).
  2. Терпение, приспособленность или регулирование, смена жизненных ситуаций.
  3. Уверенность в своих силах.
  4. Поддержание эмоционального равновесия.
  5. Поддержание тесных взаимосвязей с окружающими людьми и сохранение их.

Конфронтационный стиль поведения в стрессе считается более эффективным

Есть люди, которые прямо и открыто реагируют на стрессовые события. К этой категории относятся люди с конфронтационным стилем копинга. Другие, пытаясь отвлечься и дистанцироваться (с помощью алкоголя, наркотиков, телевизора) от стрессового состояния, относятся к категории классического стиля.

На практике конфронтационный стиль и его механизмы воздействия более эффективны, нежели избегающий.

Но не всегда: мелкие и краткосрочные стрессы вроде похода к зубному врачу, могут вполне себе решаться с помощью способа избегания (не волноваться о процедуре до того момента, пока не сядете в кресло).

Однако если длительное время избегать от повторяющегося процесса, то можно себе навредить, а длительные и постоянные стрессы на работе не вылечить отвлечением от дел.

Некоторые люди, которые успешно переживают сильные потрясения и преодолевают огромные препятствия, часто не справляются с мелкими неприятностями. Человек часто бывает не подготовлен к возможным конфликтам и переживает намного больше, нежели первый раз из-за того, что пытается избежать или не думать про это. Ценой этому являются проблемы со здоровьем.

Исследователи разделяют два основных способа борьбы со стрессом:

  1. Активный, сосредоточен на разрешении проблемы, которая вызывает стресс, а в отдельных случаях на действиях, какие смогут нейтрализовать или снизить его эффект: обращение за помощью, планирование, сбор информации.
  2. Фокусировка на эмоциональных реакциях с целью их коррекции и смягчения. В такие механизмы преодоления стрессового напряжения входят попытки интерпретации стрессового случая, поиск опоры, процесс понятия и утешения в религии. Эти два способа можно применят одновременно.

Безусловно, механизмы влияния стресса на человека и эффективность совладания с ним в трудных ситуациях зависит от правильного выбора способа поведения и от индивидуальных особенностей человека. Ведь в трудную минуту черты характера, пол, интеллектуальные возможности, возраст, уровень развития самосознания также являются важным условием результативного совладания со стрессовыми ситуациями.

Источник: https://OStresse.ru/teoriya-stressa/sovladaniye-so-stressom.html

Психологические защиты и копинг

В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате возникает копинг-процесс.

Копинг-реакция срабатывает тогда, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма.

Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может происходить в форме психологической защиты.

В общем континууме психологической регуляции копинг-стратегии играют компенсаторную функцию, а психологические защиты занимают последний уровень в системе адаптации — уровень декомпенсации. На схеме 1. отображены два возможных стиля реагирования на негативные события.

Схема 1. Копинг-стратегия и психологическая защита. Стили реагирования в стрессовой ситуации.

Два стиля реагирования в проблемной ситуации

  1. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль — это рациональный анализ проблемы, связанный с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации, его проявление можно увидеть в таких реакциях: самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

  2. Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль — следствие эмоционального реагирования на ситуацию. Он не сопровождается конкретными действиями, а проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечением других в свои переживания, желанием забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой.

Психологические защиты

Психологические защитыэто специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний.

Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я-концепции человека.

Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям:

  • психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов,
  • изменениям способов поведения.

При длительном неврозе допускается появление так называемых вторичных защитных механизмов, которые закрепляют невротическое поведение (пример, возникает рационализация с целью оправдать свою несостоятельность, уход в болезнь, освобождающий от ответственности за решение проблем).

Копинг

Копинг(англ. «cope» — справиться, выдержать, совладать) — это стабилизирующий фактор, помогающий личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса.

Копинг-стратегииэто адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации.
это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, повышенной сложностью, стрессогенностью, противоречивостью.

Виды стрессовых ситуации

  • Макрострессоры — критические жизненные события, требующие продолжительной социальной адаптации, затрат большого количества сил и сопровождающиеся стойкими аффективными нарушениями.
  • Микрострессоры — повседневные перегрузки и неприятности, локализованные во времени, влекущие за собой ухудшение самочувствия для восстановления адаптации, требующие небольшое количество времени (минуты).
  • Психотравмы — травматические события, характеризующиеся запредельным порогом интенсивности,  внезапным и непредсказуемым началом.
  • Хронические стрессоры – это перегрузки с длительной протяженностью во времени, характеризуются повторяющимися однотипными стрессовыми нагрузками.

Стресс также может выполнять защитную и саногенную функцию.

Когнитивно-феноменологический подход — это теория преодоления стресса по Лазарусу (R. Lazarus, 1966-1998)

Данная теория описывает взаимодействие человека и стресса, концепция преодоления стресса состоит из двух этапов:

1) Первичная оценка  позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему грозит: стрессор — угроза или благоденствие. Первичная оценка стрессового воздействия заключается в вопросе: «что это значит для меня лично?»

При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации, ее удовлетворение осуществляется по трем каналам:

  1. Первый канал — освобождение эмоций.
  2. Второй — выработка стратегии совладения.
  3. Третий — социальный канал, он влияет меньше — не учитывается.

2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса: «Что могу сделать в данной ситуации?» — оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как:

  • эмоциональная стабильность;
  • психологическая выносливость — это система убеждений;
  • умение ставить цель и умение видеть смысл в том, что делаешь;
  • используемый тип психологической защиты;
  • состояние в момент стресса;
  • предрасположенность к состояниям страха и гнева;
  • социальная поддержка.

Критерии, по которым узнаем характеристики социальной поддержки:

  • Есть ли те люди, которые являются значимыми.
  • Оценка социального положения этих людей.
  • Насколько они влиятельны в социальной среде.
  • Могут ли они своей личностью воздействовать на стрессор.
  • Частота контактов с этими людьми.

Социальная поддержка осуществляет эффект буфера, она смягчает удар.

Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результат соотношения первичной и вторичной оценки — решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, а также выработка копинг-стратегии.

Классификация копинг-стратегий (Перре, Райхертс, 1992)

Теории о механизмах психологической защиты и копинг-стратегиях используется во время планирования психотерапевтической интервенции.

При этом, диагностируемые механизмы защит свидетельствуют о наличии ригидности «Я-концепции», об огромном пласте психотерапевтической работы.

Диагностируемая копинг-реакция, в свою очередь, говорит о возможных вариантах совладания и тех ресурсах личности, которые эффективно помогают преодолевать проблемную ситуацию.

литература:

  1. Перре М., Бауман У. Клиническая психология — Питер, 2007 — 1312 стр.
  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология — Питер, 2004 — 539 стр.
  3. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом / Учебно-методическое пособие — Казань, 2003 — 98 стр.
  4. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности — Изд-во Алтайского государственного университета, 2000 — 123 стр.
  5. Аннелизе Х., Франц Х., Юрген О., Ульрих Р. Базисное руководство по психотерапии — Изд-во «Речь», 1998 — 784 стр.
  6. Лекции по клинической психологии — ГрГМУ, Беларусь, 2006.

Источник: http://psy-diagnoz.com/theories/104-koping-strategii.html

Копинг-поведение и механизмы совладания со стрессом | Психология взаимоотношений

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине XX в. Форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы, была названа копинг-поведением (от англ. to соре – справиться, совладать).

Первым в 1962 термин «coping» использовал L. Murphy (см. Ценных Е. А. Чехлатый Е. И., Волкова О. Н., 2009). Позже он активно использовался американским психологом Абрахамом Маслоу, который считал, что копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению. (Maslow, 1987).

R. S. Lazarus (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности».

Несмотря на многообразие исследований, посвященных проблеме копинг-поведения, долгие годы они, в основном, касались физических и психосоматических заболеваний (Broda М., 1987; Heim Е., 1988; Moss R., 1988; Mussgay L., Olbrich R., 1988) и изучались преимущественно зарубежными авторами.

Neal под копингом подразумевает постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними (Neal, 1998). R. S.

Lazarus (1966) дает следующее определение копинга: «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности». Coyne J. рассматривает копинг как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям (Coyne J., 1981). Подобное смещение в понятиях адаптации к неблагоприятным факторам позволило рассматривать копинг в качестве центрального звена стресса, как стабилизирующего фактора, который может помочь личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. Более того, после выхода книги R. Lazarus «Psychological stress and the coping process» в 1966г. произошла постепенная смена модели стресса, разработанная Г. Селье.

https://www.youtube.com/watch?v=6Aej99q7tWY

Массивное движение по пропаганде копинга начало формироваться в 60-е годы работами I. Jams (1958), M. Arnold (1960), D. Mechanic (1962), L. Murphy (1962), J. Rotter (1966), R. Lasarus, (1966).

В российской психологической литературе термин переводят, как адаптивное «совладающее поведение» или «психологическое преодоление».

Отметим, что согласно словарю Владимира Даля (1995), слово «совладание» происходит от старорусского «лад» (ладить) и означает справляться, привести в порядок, подчинить себе.

Образно говоря, «совладать с ситуацией» – значит подчинить себе обстоятельства, сладить с ними.

Современный подход к изучению механизмов формирования совладающего поведения основан на мнении, что человеку присущ инстинкт преодоления (Фромм, 1992). По мнению Аршавского и Ротенберга (1984), одной из форм проявления инстинкта является поисковая активность, обеспечивающая участие эволюционно-программных стратегий во взаимодействии субъекта с различными ситуациями.

Копинг-поведение предполагает приспособление к обстоятельствам и умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность.

Течение послестрессовой ответной реакции зависит от факторов, обуславливающих качества стрессоров, личностных свойств, компетентности в преодолении нагрузок, социальной помощи.

Исследователи полагают, что способность совладания зависит от таких индивидуально-психологических особенностей как темперамент, уровень тревожности, тип мышления, спецификой локуса контроля, направленности характера.

Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации находится в прямой зависимости от степени самоактуализации личности – чем выше уровень развития личности человека, тем успешнее он справляется с возникшими трудностями.

Психофизиологические свойства личности и социальные факторы являются главными опосредующими факторами со стороны индивида в процессе оценки и реакции на происходящее. Они также обуславливают длительность, интенсивность, характер стрессовой реакции, способствуя как ее усилению, так и ослаблению.

К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты. Исходя из этого С. Фолкман, Р. С.Лазарус предложили схему, характеризующую вышеописанные связи (рис.3).

Психические реакции, физиологические реакции
Дезадаптивеые и адаптивные реакции (копинг)
Рис. 3. Структура стрессового события и переработки стресса

В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации – угрожающий или благоприятный.

Р. Лазарус утверждает, что первичная и вторичная оценки влияют на форму проявления стресса, интенсивность и качество последующей реакции (Lazarus R., Folkman S., 1984).

Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты, которые Р. С.

Лазарус (1966, 1991), рассматривал как процессы совладания, как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями.

Особое значение Р. Лазарус придает когнитивной оценке стресса, утверждая, что стресс – это не просто встреча с объективным стимулом, решающее значение имеет его оценка индивидом.

Стимулы могут быть оценены как неуместные, положительные или стрессогенные.

Также автор утверждает, что стрессогенные стимулы приводят к различной величине стресса у разных людей и в разных ситуациях (Alfert E., Lazarus R., 1964).

Таким образом, ключевым моментом в исследованиях Лазаруса было то, что стресс стал рассматриваться как результат субъективной оценки вредного стимула. Тем не менее, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, по мнению Лазаруса. существует два глобальных типа стиля реагирования.

Проблемно-ориентированный стиль направленный на рациональный анализ проблемы проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации и связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации.

Субъектно-ориентированный стиль как следствие эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

Он проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечении других в свои переживания, желании забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой (Lazarus R.

S., 1976, 1966).

Сходные взгляды высказывают и другие авторы (Rahe R., 1978; Wiedl K. H., 1991), в рамках которых излагается точка зрения о том, что индивидуальная когнитивная оценка определяет количество стресса, генерированного событием или ситуацией.

Первый шаг в процессе когнитивной оценки представлен «поляризующим фильтром», который может усилить или ослабить значимость события. Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Набиуллина Р. Р., Тухтарова И.

В на основе анализа работ различных зарубежных авторов выделяют три основных подхода к понятию «копинг»: определение копинга – как свойство личности, относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие (Billngs A., Moos R., 1984); рассмотрение копинга в качестве одного из способов психологической защиты, используемой для ослабления напряжения (Нааn N., 1977).

К третьему подходу принадлежат R. Lazarus и S. Folkman (1984), согласно которым копинг понимается как динамический процесс, постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внутренними и (или) внешними требованиями, которые оцениваются как напрягающие или предвосхищающие ресурсы личности (см. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В, 2003).

Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия, уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора.

Совладающее поведение, повышая адаптивные возможности субъекта, на основе осознаваемого, активного выбора, избавляет индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохраняют его от осознания нежелательных или болезненных эмоций, а главное – устраняют тревогу и напряженность. В случае неуспешного копинга, стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.

По мнению A. Bandura (1977), «ожидание личной эффективности, мастерства отражается как на инициативе, так и на настойчивости в купирующем поведении. Сила убеждения человека в своей собственной эффективности дает надежду на успех». Низкая самоэффективность по мнению В. А.

Бодрова может привести к такой вторичной оценке, которая определит событие как неподдающееся управлению и поэтому как стрессовое (Бодров В. А., 1996). Perrez M., Reichert M., (1992) допускают ситуацию, когда по объективным причинам индивид не может повлиять на ситуацию и изменить ее. Адекватным функциональным способом совладания в подобном случае, считают авторы, является избегание.

Функционально адекватной копинговой реакцией в данном случае является когнитивная переоценка ситуации, придача ей другого смысла.

Исследования, проведенные в Японии (Nacano К., 1991), показали, что активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, тогда как избегание и другие копинг-стратегии, направленные на редукцию эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.

В любом случае, по мнению авторов, успешная адаптация возможна тогда, когда субъект в состоянии объективно и в полном объеме воспринимать стрессор (Исаева Е. Р., 1999).

Собственная оценка по отношению к человеческим способностям справляться с жизненными событиями основывается на предыдущем опыте действий в подобных ситуациях, вере в себя, на социальной поддержке людей, самоуверенности и рискованности (Holroyd К., Lazarus R., 1982).

Posted in СТРЕСС КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Источник: http://pciholog.com/stress-kak-obekt-nauchnoj-refleksii/koping-povedenie-i-mexanizmy-sovladaniya-so-stressom/

Копинг в психологии: что такое, стратегии, поведение, механизмы

Ежедневно человеку приходится сталкиваться с различными стрессовыми ситуациями. От этого никуда не деться, но можно научиться справляться с этим состоянием и уменьшать его негативные последствия. Каждый субъект использует разные копинг механизмы, которые присущи именно его характеру и темпераменту.

Борьба со стрессом

К огромному сожалению, детей этому не учат в школах. Именно по этой причине в мире столько людей с хроническим стрессом, который со временем перерастает в психическое расстройство или депрессию. Наш собственный организм на подсознательном уровне стремится побороть стресс, нужно всего лишь ему помочь. Помогает справиться совладающее поведение и с негативными последствиями стресса.

Понятие стресса

Чтобы понять, как работают копинг стратегии, нужно разобраться в том, что им предшествует. В жизни человек сталкивается с множеством стрессоров, но не все они наносят вред его психофизическому состоянию. Различают два типа стресса:

  • эустресс – положительный стресс, вызванный счастливыми событиями и радостью;
  • дистресс – отрицательный стресс, вызванный потерей, переживаниями, эмоциональным или физическим истощением.

В современном обществе принято избегать стресса или игнорировать его проявления, но такие действия обязательно приведут к ухудшению психофизического состояния индивида. Наслаивание проблем вызывает хронический стресс, который влияет на работу внутренних органов и систем.

Стресс

В то время, когда человек испытывает влияние дистресса, его организм старается как можно быстрее от него избавиться. Именно так в психологии появился термин копинг стратегий. Методики совладания со стрессором описаны в работах многих психологов.

Копинг стратегии

Каждый человек переживает стрессовую ситуацию по-своему. Выбор копингового поведения в полной мере зависит от характера и темперамента субъекта, а также от среды его проживания и уровня воспитания. Совокупность всех этих критериев формирует в человеке некоторый уровень стрессоустойчивости. Её можно развивать и моделировать.

Классификация копинг стратегий

Реакция на стресс это своего рода психологическая защита, а копинг стратегия определяет, какой именно будет эта реакция. Существует много различных классификаций, но самой оптимальной является классификация Г. Селье.

Он разделил копинговое поведение на такие группы:

  • эмоционально-фокусированное – регулирование реакции на стрессор, снижение её эмоциональности;
  • проблемно-фокусированное – исправление ситуации или события, которые стало причиной эмоционального возбуждения;
  • когнитивное – изменение своего отношения к ситуации, подмена стереотипов.

Копинг стратегия

Каждый из них эффективен по-своему в разных ситуациях. Если человеку угрожает реальная физическая опасность, в большинстве случаев он переходит к активным действиям для устранения раздражителя.

Основные группы копинг стратегий

Другими учёными Р. Лазарусом и С. Фолкманом копинговое поведение субъектов было поделено на 8 основных групп. Они были объединены по принципу реакции на стресс.

Каждая стратегия имеет свои особенности:

  1. Аналитический подход позволяет обдумать проблему и найти пути её решения. Такой метод чаще всего заканчивается на этапе размышлений, редко перерастая в более активную копинг стратегию.
  2. Конфронтационный копинг подразумевает агрессивную реакцию на происходящее, конфликт. Не является рациональным подходом к решению проблемы, наоборот, может ее усугубить. К конфронтации чаще всего сводятся стратегии подростков.
  3. Восприятие своей ответственности несёт в себе чёткое понимание своей вины или какой-то роли в развитии стрессовой ситуации.
  4. Контроль над эмоциями. Достаточно разрушительная стратегия поведения, т.к. накапливаемый внутри человека негатив отрицательно сказывается на его психофизическом состоянии.
  5. Оптимизм – положительная оценка любому событию в жизни субъекта. Такая поведенческая реакция способна снизить давление, образовавшееся в результате стресса.
  6. Поиск поддержки. Помощь близких или даже малознакомых людей играет огромную роль в борьбе со стрессорами.
  7. Отдаление от причины стресса. Эта стратегия мало поможет в избавлении от стресса, но позволит на некоторое время успокоиться и подумать о дальнейших действиях. Паллиативный метод выхода из стресса не эффективен в опасных ситуациях, которые несут угрозу жизни или здоровью субъекта.
  8. Бегство от стрессора тоже малоэффективно. Часто причина стрессового состояния кроется в самом человеке, и совладание с ним возможно только в его собственном подсознании.

Как будет развиваться реакция субъекта, во многом зависит от него самого. Также важна ситуация. Она может быть привычна для человека или же совсем неожиданна.

Активный и пассивный копинг

Все группы и стили копинга психологами принято делить на активную его форму и пассивную. Такая классификация имеет довольно обобщённые границы, но из неё можно понять, как именно настроен человек и что он обычно делает в стрессовой ситуации.

Активными стратегиями являются попытки поиска решения проблемы. Субъект совершает какие-либо действия для устранения стрессора, либо же для уменьшения его влияния. Также в эту группу входит изменение своего личного отношения к проблеме, если она не несёт реальной угрозы для жизни и здоровья человека.

В процессе пассивного копинга много сил расходуется на подмену понятий. Субъект старается игнорировать стрессор, что иногда бывает эффективным, но на недолгое время. Также наблюдается отстранение от внешнего мира и уход в себя. Пассивный копинг малоэффективен, если человек сталкивается с реальной угрозой.

Выгорание как механизм копинга

Стресс проникает в каждую сферу человеческой жизни, в том числе и профессиональную. На сотрудника во время рабочего процесса возложена определенная ответственность, поэтому стратегия бегства от стрессора не может быть применена. Для таких случаев существует термин «профессиональное выгорание».

Профессиональное выгорание

Роль выгорания заключается в контроле переутомления организма от работы. Эти не что иное, как проявление дистресса.

Данное понятие можно рассмотреть на примере отношения сотрудников служб УИС ( уголовно-исполнительной системы) к их работе, связанной с рисками и опасностью.

Многие из них испытывают синдром выгорания уже на 3-4 год службы. Такое в психологии встречается довольно часто и в других профессиональных сферах.

Взаимосвязь соотношения стрессоустойчивости и рода деятельности всегда прямо пропорциональна. Чем больше стрессоров связано с рабочим местом, тем быстрее настанет этап выгорания. В спортивной деятельности выгорание может случиться из-за травмы и невозможности продолжать движение вперёд.

Факторы, влияющие на копинговое выгорание:

  • стаж работы;
  • уровень образования;
  • длина рабочего дня и рабочей недели;
  • привязанность к коллективу;
  • заработная плата;
  • менеджмент управления организацией и его уровень;
  • условия труда;
  • пол и возраст сотрудника и т.д.

В процессе перегорания субъект испытывает три его стадии. Они плавно сменяют друг друга и в конечном итоге приводят к хроническому дистрессу. Вначале возникает тревожное состояние. Оно формируется во время эмоционального напряжения, нездоровых отношений в коллективе и т.д.

После человек переходит в состояние резистенции, а точнее избегает причин своего стресса. Это может быть сверхурочная работа или негатив со стороны другого сотрудника и т.д. Последним этапом является эмоциональное или физическое отношение.

В это время у сотрудника снижается производительность, а сам он становится нервным и агрессивным.

Чем больше давления оказывается на человека, тем скорее снизится его трудоспособность и само желание работать. Помимо прочего люди с цинизмом реагируют на всё, что связано с их родом деятельности. Нередко от профессионального выгорания страдает и семья.

Стратегии копинга у детей и подростков

Детская психика значительно отличается от взрослой. Её высокая подвижность обусловлена несовершенством нервной системы.

Особенно сильному стрессу подвергаются дети, сменяющие домашнюю обстановку на детский сад. Также стоит отметить и дистресс, который испытывают школьники и студенты.

Ежедневная борьба с его проявлениями, вынуждает субъекта формировать собственные механизмы борьбы со стрессорами.

Ребенок не хочет в садик

Дети до 10 лет ищут спасение в лице матери и отца, а также других близких родственников. Со временем ребёнок отдаляется от родителей и справляется со стрессом при поддержке друзей. В более зрелом возрасте субъект предпочитает самостоятельно бороться со своим стрессом.

Формирование копинг стратегий

Техники копинга, конструктивные способы совладания и их роль в жизни человека описывается многими психологами. Ими была замечена взаимосвязь между возрастом, полом, социальным статусом субъекта и его копинговым поведением.

Семейный копинг очень важен, ведь именно в детстве закладывается модель поведения. Во взрослом возрасте он просто копирует копинг стратегию, которой придерживались его родители. Именно по этой причине необходимо на собственном примере показывать детям принципы совладания со стрессом и пути выхода из опасной ситуации.

Гендерные различия в копинг стратегиях также часто упоминаются в работах психологов. В данном случае это субъективный взгляд на происходящее. В эру эмансипации трудно разделить совладающее поведение на женское и мужское, но в силу особенностей работы долей мозга женщинам присущ пассивный копинг, а мужчинам активный.

Ресурсы копинга

Чтобы понять, как именно субъект выбирает стратегию в той или иной ситуации, достаточно понимать поведенческие стили, сформированные из нескольких стратегий. Во время стресса человек использует самую подходящую стратегию, выбор происходит на подсознательном уровне.

Механизмы копинга основываются на следующих ресурсах:

  • эмпатия – способность принимать иную точку зрение и находить с её помощью новые пути выхода из стресса (часто применима для детского возраста);
  • Я-концепция – уверенность в себе и своих силах;
  • аффилиация – уровень социальных потребностей индивида;
  • локус контроля – способность адекватно расценивать своё влияние на причину стресса;
  • конгитивные ресурсы – умственные ресурсы человека, уровень его образованности и воспитанности.

Каждый из этих ресурсов в общей сложности определяет модель поведения человека в стрессовой ситуации.

В процессе развития и становления личности стратегии копинга могут значительно меняться.

Последствия пассивных стратегий копинга

Человека, зажатого жизненными обстоятельствами, легко рассмотреть в толпе. За него говорит его внешний вид. Здоровая осанка остаётся в прошлом, а на смену ей приходит сутулость и опущенные плечи. Дистресс влияет не только на осанку, но и на работу внутренних органов и систем. Также стресс находит своё отражение и в психическом состоянии субъекта.

Если человек постоянно использует лишь пассивные стратегии копинга и просто уходит от проблем, не решая их, стресс обязательно вернётся. Перенос своего внимания на другие события в жизни субъекта также способствут накоплению эмоционального напряжения. Хронический стресс способен сильно нарушить работоспособность организма.

Заключение

Благодаря тому, что психология уже много лет изучает стратегии копинга и механизмы их осуществления, людям становится проще справляться со стрессом.

Если субъект не может самостоятельно разрешить эту проблему, на помощь к нему готовы прийти специалисты.

Работа с психологом, ориентированная на коррекцию стратегий совладания, помогает субъекту проще жить и безболезненно менять жизненный строй.

В природе каждого человека заложены базисные стратегии, которые тесно переплетены с инстинктом самосохранения и безусловными рефлексами. Такие поведенческие стратегии довольно трудно исправить, ведь они оттачивались десятилетиями и плотно засели в подсознании человека. Именно по этой причине рекомендуется с самого детства учить детей правильно выходить из стрессовой ситуации.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/koping-strategii.html

Ссылка на основную публикацию