Мистика — психология

Психология, мистика и эзотерика

В современной практической психологии немало как эзотерики, так и настоящей мистики. Думается, что так быть не должно. Психология — это научное знание о человеке и его поведении. Все, что утверждает психология, проверяемо (или подлежит проверке).

Эзотерика же, в отличие от научного знания, претендует на владение тайным знанием о человеке, владение знанием, доступным только «посвященным».

То, что вам расскажут эзотерики, к науке отношения не имеет, и эзотерические прозрения проверить никаким образом невозможно: им можно либо верить, либо нет.

Мистика от научного знания еще дальше. Эзотерику часто путают с мистикой и духовными учениями, но это неверно. Если эзотерика в практической психологии преподносит себя все-таки как психология, как знание о человеке, то мистика предстает перед нами как духовное учение, как учение о строении мира, созданном Высшими Силами.

Если вам рассказывают о свете чакр, открытых лишь избранным, это скорее эзотерика.

Если вас информируют, что «раз нам дано право жить на Земле в период Великого Перехода, мы должны развить в себе все необходимые Божественные Качества, расширить свое сознание, правильно развязать (трансмутировать) все негативные кармические узлы, завязанные нами в прошлых жизнях и помочь Учителям Человечества, Чоханам Лучей, всей Иерархии Света, Земле и Человечеству осуществить квантовый скачок, который и будет являться ИСХОДОМ — подведением итогов нашего эволюционного развития и накопленного нами опыта в течении всех наших прошлых жизней и началом нового цикла эволюционного развития», — это уже скорее мистическое учение.

Академическая психология заботится о своем научном имидже, и эзотерику, пока крайней мере пока, близко к себе не подпускает. Некоторые уступки сделаны только христианской (православной) психологии, основания которой также не могут быть признаны научными. Что касается практической психологии, то ситуация гораздо более сложная и тревожная.

Если практическую психологию понимать как психологию, базирующуюся на научной базе, то практическая психология с эзотерикой несовместимы. В реальности большáя часть книг и личностных тренингов, продающихся под шапкой практическая психология, проходят в эзотерической традиции либо имеют явный эзотерический оттенок.

Причина? К эзотерике, как к чему-то тайному и доступному только кругу избранным, тянется большое число (не самых образованных) людей. Приобщиться к тайному — статусно, и обещает чудо на халяву.

Большая часть интересующихся эзотерикой — те же, кто любит мистику: любящие развлечь себя мечтами женщины.

По отзывам А.Свияша, «Я прекращаю писать книги в эзотерическом ключе, уже надоели бестолковые женщины».

При этом, среди эзотериков есть и очень серьезные практики и мыслители, чей опыт в первую очередь медитативной практики во многом совпадает с опытом, изложенным в книгах Елены Блаватской, Алисы Бейли и Рудольфа Штайнера. Наиболее известные российские авторы, работающие в области практической психологии в эзотерическом ключе: Олег Гадецкий, Вадим Зеланд, Юрий Рыжов, Александр Свияш (ранние книги).

Если убрать стилевое оформление, то большинство психологических книг (и практик) в эзотерической традиции содержат вполне традиционное психологическое содержание.

Нормальная, дельная психология в эзотерической упаковке.

Что касается психологической психотерапии, то мистика и эзотерика там не просто присутствует, а укоренились и заняли господствующие позиции: научный подход не в чести и воспринимается как дурной тон и недалекость.

Увлечение последних лет — расстановки по Хеллингеру, где мировоззренческой основой является мистика и эзотерика.

Как одно из последствий увлечения психологами мистикой и эзотерикой — разочарование умных и дельных людей в психологии вообще и психологических тренингах в частности.

Встретившись с этим на тренингах раз и другой, дельные люди начинают полагать (видимо, не без оснований), что люди делятся на разумных людей и тех, кто увлекается психологией.

Подробнее об этом смотри Якобы тренинги якобы личностного роста

Источник: https://knigarazuma.ru/article/psihologiyazpt_mistika_i_ezoterika

Как влияет мистика на психологию человека?

В современной практической психологии немало как эзотерики, так и настоящей мистики. Думается, что так быть не должно. Психология — это научное знание о человеке и его поведении. Все, что утверждает психология, проверяемо (или подлежит проверке).

Эзотерика же, в отличие от научного знания, претендует на владение тайным знанием о человеке, владение знанием, доступным только «посвященным».

То, что вам расскажут эзотерики, к науке отношения не имеет, и эзотерические прозрения проверить никаким образом невозможно: им можно либо верить, либо нет.

Подробнее: www.all-tests.ru

Психолог из США нашла объяснение иррациональной вере человека в фальшивые приметы и сверхъестественные силы тем, что наш мозг распознает иррациональные мысли при помощи одного участка, а исправляет их — совершенно другой группой нервных клеток.

Склонность человека верить в сверхъестественные силы и явления даже тогда, когда их природа была опровергнута прямо на его глазах, объясняется тем, что за иррациональные мысли в нашем мозге распознает один его регион, а за их исправление – совершенно другой участок, пишет психолог в статье в журнале Psychological Review.

Паранормальные явления — данные действа у которых нет никакого конкретного научного обоснования, в первую очередь их принимают за средневековую мистику. К паранормальным явлениям относятся: бродящие зловещие призраки, черная и белая магия, летающие НЛО, телекинез, полтергейст, загадочная нумерология, великая мистика, эзотерика и многое другое.

Что бы ни говорили скептики, но сила веры действительно способна творить чудеса.

Причем многие ученые с этим абсолютно согласны! Случаи, в которых побеждала именно сила веры, известны очень давно и описаны не только в Библии и других религиозных трактатах, но и в документальных, даже научных источниках. Причем, связать все эти чудеса только с человеческой психологией не всегда удается, есть и своя доля мистики.

Подробнее: magic-daily.com.ua

информирование — простое сообщение информации с указанием её степени достоверности; обучение и воспитание — сообщение достоверной информации, с ведома и с согласия ученика, с использованием специальных методов для закрепления этой информации в долговременной памяти на уровне представлений о реальности, жизненных убеждений и поведенческих навыков;

Подробнее: cognition-theory.com

Существует немало православных преданий с таким сюжетом: монах, желающий превзойти своих товарищей в аскетическом подвижничестве, горящий нетерпением скорее быть осененным благодатью, видеть святых и ангелов, начинает, невзирая на запрещение духовного наставника, изнурительные духовные упражнения.

Чтобы ярче раскрыть тему соотношения мистики, эзотерики и недвойственности, сегодня в качестве исключения опишу один из своих практических опытов, который был прожит семь лет назад, вследствие практики созерцания настоящего момента. Мистика и эзотерика в этой статье ставятся на один «полюс», который я обозначаю этими двумя словами, и на другом «полюсе» – недвойственность.

Подробнее: ProgressMan.ru

Значение цветов в психологии — это интересная, захватывающая тема. Оказывается, цвета обладают историческим символизмом и влияют на человека на психологическом, физиологическом уровне.

Цвет — не столько проявление стиля, индивидуальности, с его помощью можно корректировать настроение и здоровье. Каждый цвет вызывает определённые эмоции, которые влияют на человека посредством нервной системы.

Как же правильно использовать цвета, что означают цвета в психологии, как воздействуют на человека?

Эгрегор — инструмент влияния. Декабристы казнены и репрессированы. Так заканчивают все, кто борется с эгрегором изнутри. На эгрегор можно влиять, только будучи выше его, где нет борьбы, но работает энергия мыслеформы. «Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.»           Фридрих Ницше

Люди всегда верили в приметы — плохие, негативные, или, наоборот, предсказывающие счастливый вариант развития событий.

Археологи находят подтверждение этому странному факту еще в пещерах первобытных племен в наскальных изображениях.

И сегодня вера в приметы остается по-прежнему сильной, несмотря на то, что мы живем в эпоху постоянно совершающихся научно-технических преобразований и технологических инноваций.

Психолог из США нашла объяснение иррациональной вере человека в фальшивые приметы и сверхъестественные силы тем, что наш мозг распознает иррациональные мысли при помощи одного участка, а исправляет их — совершенно другой группой нервных клеток.

Склонность человека верить в сверхъестественные силы и явления даже тогда, когда их природа была опровергнута прямо на его глазах, объясняется тем, что за иррациональные мысли в нашем мозге распознает один его регион, а за их исправление – совершенно другой участок, пишет психолог в статье в журнале Psychological Review.

Подробнее: paranormal-news.ru

Социальная среда, в которой живет человек с рождения, подразумевает общение. В процессе общения и восприятия информации, мы подвергаемся психологическому воздействию, сами того не подозревая. Эти проявления изучает психология. Эта же наука исследует приемы воздействия в общении людей друг с другом на работе, дома и в любом другом месте.

Увидела я в трамвае очередную порцию гороскопов в бегущей строке и задумалась о месте мистики в нашей жизни.

Что интернет, что повседневная жизнь наша просто наводнены мистическими знаниями, причем это уже настолько обычно, что и вопроса не возникает: веришь или не веришь? Попробуйте на вопрос: «Ты кто по гороскопу?» ответить: «Человек» — я не верю в гороскопы» — реакцией будет как минимум странный взгляд собеседника.

Перед началом стоит отметить, что ни один из нижеперечисленных способов не попадает под то, что можно назвать «темное искусство воздействия» на людей. Все, что может повредить человеку или задеть его достоинство здесь не приводится. Это способы, с помощью которых можно завоевать друзей и влиять на людей, используя психологию, без того, чтобы заставлять кого-либо плохо себя чувствовать.

В этом разделе мы обратимся к диагностическим методикам TCI-125 «Структура характера и темперамента» и SPQ-74 «Выраженность шизоидных черт», а также рассмотрим психологический опросник «Особенности мистической личности». В исследовании приняли участие 171 человек, из них 116 составили основную группу и 55 – контрольную.

Подробнее: psy.wikireading.ru

Нас всех с детства приучают к мысли — зло наказуемо.

Верующие утверждают, что за злые поступки накажет Бог, мистики говорят о карме, которая настигнет злодея не в этой, так в следующей жизни, материалисты твердят о неотвратимости наказания уже в этой жизни, и к тому же убеждены, что история все рассудит справедливо. Но самое интересное то, что о воздаянии очень серьезно заговорили психологи. Как же творящий зло наказывает сам себя за свои поступки?

Мистика (от греч. ???????? – «скрытый», «тайный») — сверхестественные явления и духовная практика, направленная на связь с потусторонним миром и Высшими Силами, в результате которого человек (проводник) получает Прямое Знание.

Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то тогда говорят о религиозной мистике.

Читайте также:  Лабильный тип и болезни - психология

Оккультизм, гадание, вера в родовые и энергоинформационные поля, заботящуюся о нас Дружественную Вселенную и тому подобное относят к нерелигиозной мистике.

Подробнее: www.psychologos.pro

Источник: http://www.chsvu.ru/kak-vliyaet-mistika-na-psixologiyu-cheloveka/

Мистическая психология доктора Юнга

Мистическая психология доктора Юнга

Павел Куделин

Архетип, коллективное бессознательное, комплекс, четыре психологических типа личности все мы знаем, что эти термины ввел Карл Густав Юнг, родившийся 130 лет назад. Но все ли мы понимаем, что за ними стоит?

Я увидел незабываемый сон, который одновременно и испугал меня, и ободрил. В нем я оказался в незнакомом месте и медленно шел вперед в густом тумане навстречу сильному, почти ураганному ветру. В руках я держал маленький огонек, который в любую минуту мог погаснуть.

И все зависело от того, сохраню ли я его жизнь. Вдруг я почувствовал, что кто-то идет за мной, и, оглянувшись, увидел огромную черную фигуру. Она следовала за мной по пятам.

И в тот же миг, несмотря на охвативший меня ужас, я понял, что должен идти и вопреки всем опасностям пронести, спасти мой маленький огонек

Сны и видения, подобные этому, преследовали Карла Густава Юнга с самого детства. Зачастую они были столь непонятны и пугающи, что ему ничего не оставалось, как стараться понять их смысл. И потом в своих трудах ученый, метафизик, мистик, философ Юнг будет постоянно объяснять, насколько важны сновидения в жизни человека.

Пытались ли вы понять значение своих снов? Нет, не пророческих на них мы невольно обращаем внимание, к тому же подобные сновидения редкость. Я имею в виду те сны, которые приходят к нам каждую ночь. Мы смотрим на них как на иллюзии, фантомы.

А напрасно, ведь то, что переживает во сне каждый из нас, абсолютно реально, хотя сны и существуют за порогом нашего сознания и мы не контролируем их. Они путешествие нашей души в мир духов, как его называли в древности, или, говоря терминами психологии, в область бессознательного.

Бессознательное же неотъемлемая часть нас самих. Наша каждодневная жизнь, писал Юнг, определяется не только сознанием, без нашего ведома в нас живет бессознательное. И чем сильнее крен в сторону критического разума, тем более убогой становится жизнь.

Когда же мы осознаем свое бессознательное, свои мифы, какой богатой и разнообразной делается она. Абсолютная власть разума то же самое, что политический абсолютизм: она уничтожает личность.

Бессознательное дает нам некий шанс, что-то сообщая или на что-то намекая своими образами. Оно способно дать нам знание, неподвластное традиционной логике. Попробуйте припомнитьѕ предчувствия или сны, которые сбылись!

Невозможность понять что-либо еще не означает, что этого не существует. Человек спит в среднем треть суток, а значит, считая сны пустыми фантазиями, бессмысленной игрой разума, отметая все, что не вписывается в рамки нашего сознания, мы теряем треть жизни. Жизни, которая, возможно, вмещает в себя нечто более символическое.

Стремление понять себя вело Юнга в его исследованиях. И любой человек, ставящий перед собой цель проникнуть в глубины своей души, считал он, движим той же силой и идет тем же путем.

Юнг назвал его процессом индивидуации, процессом обретения самости центра личности. Когда это становится возможным, Я человека находит баланс между сознанием и бессознательным.

Как будто бы две стороны единой жизни уравновешивают друг друга, и тем самым достигается внутренняя гармония.

Современный человек не знает, чем живет его душа, и это становится причиной комплексов и неврозов. Они есть не что иное, как силы, управляющие им помимо его воли. Бессознательное тогда становится в оппозицию к сознательной установке человека, порождая внутренний конфликт.

Вместо того чтобы ждать опасности от диких зверей, обвалов и наводнений, человеку сегодня приходится опасаться стихийных сил своей психики, утверждал доктор Юнг. Понимание же своего бессознательного помогает нам установить связь со своей душой и дать ей возможность раскрыться.

Больше двадцати лет Юнг искал способ адекватно выразить и объяснить другим смысл психических процессов. Искал язык для описания этапов внутренней трансформации, происходящей в человеке. И в конце концов обратился к алхимии, средневековой науке, которая, на первый взгляд, никакого отношения к психологии не имеет.

Но только на первый взгляд: целью алхимика было не превращение металлов это являлось лишь следствием. Целью алхимика была его внутренняя трансформация Mysterium Coniunctionis: соединение противоположностей, целостность души. Юнг видит параллели и неразрывную связь между алхимическим процессом трансформации и процессом индивидуации человека.

Символическому языку алхимиков он находит новое применение.

Обретение душевной целостности долгий и чрезвычайно трудный процесс, но постепенно человек выделяется из безликой массы таких же, как он. И отделившись, находит свой, индивидуальный путь. Но в то же время сталкивается с одиночеством, непониманием окружающих.

Он становится белой вороной в глазах остальных, которые считают его, по меньшей мере, чудаком. Внутренняя трансформация сложна и мучительна, но иначе нельзя обрести душевную гармонию и целостность внутреннего мира. А за это великое счастье стоит бороться.

Но заставить человека сознательно вступить на такой путь может, по словам Юнга, только одно осознание своего предназначения, постоянная и сильная внутренняя тяга.

В июле этого года доктору Юнгу исполнилось бы 130 лет. Эта круглая дата хороший повод остановиться и прислушаться к его словам: ѕчеловек, изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностьюѕ теряет смысл своей жизни… Кто не может поставить свою жизнь на кон, тот и не выиграет ее.

В своей книг�

Источник: https://www.studsell.com/view/82714/

Любовь с первого взгляда — психология или мистика?

Любовь – самое таинственное из чувств, свойственных человеку. Во все времена философы, писатели и даже врачи пытались познать ее природу. Еще более загадочное явление представляет собой любовь с первого взгляда.

Мистическое озарениеЭто кажется просто невероятным. Люди видят друг друга первый раз, но им кажется, что они знакомы всю жизнь. Только встретились – и сразу стали такими родными и близкими! И неважно, что их социальное положение, характер, национальность, возраст могут быть совсем разными.

Никакая логика и расчет здесь не действуют.Все происходит на уровне интуиции. Те, кому посчастливилось испытать подобное чувство, сравнивают его с мистическим озарением, инсайтом, сопровождающимся полной уверенностью в том, что именно этот человек – твоя судьба, родная душа, частичка, и без него жизнь утрачивает смысл.

И пусть порой непонятно сторонним наблюдателям, что происходит. Но эти двое знают, что нашли друг друга, и ничего им не надо, только быть вместе.Еще одна отличительная особенность любви с первого взгляда заключается в том, что людям не нужно месяцами, годами ждать и добиваться ответных чувств – притяжение возникает сразу и взаимно.

Что испытывает один, то же переживает и другой.

Счастливы вместе

Любовь с первого взгляда вспыхнула и между Дэвидом Бекхэмом и Викторией Адамс. Легендарный футболист познакомился с будущей женой, участницей группы Spice Girls, на одном из футбольных матчей. В своей книге «Обе ноги на земле» Дэвид написал о встрече с Викторией: «Я сразу почувствовал, что мы созданы быть вместе».

Когда Майкл Дуглас встретил Кэтрин Зета-Джонс на кинофестивале во Франции, то немедленно заявил, что хотел бы стать отцом ее детей. Киноактриса тоже признавалась в интервью, что сразу влюбилась в своего будущего мужа, несмотря на большую разницу в возрасте. С тех пор Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс счастливы вместе и воспитывают двоих детей.

Марина Влади о знакомстве с Владимиром Высоцким рассказала в своей книге «Владимир, или Прерванный полет»: «Он подходит… садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы».Удивительно, что первые слова, которые произнес Высоцкий в тот вечер, были: «Наконец-то я встретил вас».

Наталья Подольская познакомилась с Владимиром Пресняковым на съемках передачи «Большие гонки». В одном из интервью певица поведала: «Это была любовь с первого взгляда. Внутренний голос сказал мне: „Вот твой будущий муж”. Так и получилось».

Мик Джаггер и Джерри Холл, Муслим Магомаев и Тамара Синявская, Родион Щедрин и Майя Плисецкая, Мэтт Деймон и Лучана Деймон, Владислав Доронин и Наоми Кэмпбелл… Невозможно перечислить всех, чьи истории знакомства ознаменовались любовью с первого взгляда.Что же происходит в такие моменты?

Три версии

Существует несколько версий, объясняющих данный феномен. Первая версия – психологическая. Специалисты считают, что причина возникновения любви с первого взгляда скрывается в особом эмоциональном состоянии. Известный российский психолог Николай Козлов называет такое состояние предвлюбленностью, или готовностью любить и быть любимым.

Например, идет девушка по городу, вокруг весна, настроение у нее романтическое, а навстречу ей Он. Встретились глазами. И вспыхнуло чувство. Хотя психологи предполагают, что это вовсе не любовь, а всего лишь иллюзии и мечты-фантазии.Вторая версия – физиологическая. Известно, что наши тела выделяют особые летучие вещества – феромоны.

Именно их запах влияет на выработку гормона амфетамина, который способен вызвать в нашем организме настоящую любовную страсть. Получается, наше подсознание с помощью обонятельной функции находит среди множества других наиболее подходящий для нас по биохимическим параметрам объект, так сказать, нашу вторую половинку.

И наконец, самая распространенная и вызывающая особенный интерес – это мистическая версия. Согласно данной версии, встреча двух любящих людей предопределена свыше, еще до их рождения. Не случайно есть выражение, что браки вершатся на небесах.

Читайте также:  Душевная боль - психология

Одна из легенд гласит, что незадолго до рождения каждого человека ангелы собираются и указывают, с кем ему суждено в будущем встретиться. И люди, повинуясь смутному глубинному воспоминанию, узнают друг друга.

Исследования доктора Майкла Ньютона

Пожалуй, самым поразительным аргументом в пользу мистической версии являются труды американского исследователя Майкла Ньютона, основанные уже не на легендах и гипотезах, а на реальном научном опыте.Доктор Майкл Ньютон, дипломированный гипнотерапевт с 45-летним стажем, на протяжении многих лет лечил пациентов методом регрессивного гипноза.

Цель: пробудить воспоминания людей о том, что делала их душа между физическими воплощениями. Приобретенный научный опыт он подробно изложил в своих книгах, написанных в форме бесед с пациентами.Эти записи раскрывают особенности жизни в неведомом нам пространстве.

Ученому удалось установить, что перед каждым новым рождением мы встречаемся в духовном мире с родственными нам душами, а также с теми, кто впоследствии окажет сильное влияние на нашу жизнь. Особенно это касается главной родственной души. Возможно, мы уже встречались в прошлых жизнях и были в близких отношениях.

Память о былых встречах вновь притягивает нас друг к другу. Перед тем как отправиться на Землю из мира, где обитают души, любящие партнеры заранее договариваются, как они смогут узнать друг друга. Рычагами памяти тут выступают некие опознавательные знаки.

Ими могут быть различные неприметные, на первый взгляд, мелочи: духи, определенные украшения, одежда, манера разговаривать… Один из пациентов, которого доктор Ньютон методом регрессивного гипноза вводил в транс, рассказал, что ему предстояло узнать свою будущую жену по оригинальному серебряному кулону на шее и звонкому, как колокольчик, смеху, а она его должна была вспомнить по большим ушам и неловкости во время их первого танца.В связи с этим любопытна история любви супермодели Хайди Клум и британского музыканта Сила. Пара познакомилась в холле одного из отелей Нью-Йорка. Хайди заметила своего будущего мужа, когда он выходил из тренажерного зала. «Я была поражена, – рассказала она позднее в интервью Опре Уинфри. – Я взглянула на его спортивные шорты и первая пошла знакомиться».Любовь с первого взгляда – это пробуждение памяти о прошлых встречах, сакральный момент узнавания родной души, которая наполнит нашу жизнь новым смыслом, независимо от продолжительности отношений.Возможно, те читатели, кто уже нашел свою пару, смогут припомнить знаки-пароли во время первой встречи, которые помогли им узнать друг друга. Конечно, бывает, что по каким-то причинам мы не отреагировали на важную встречу, не распознали тайные знаки. Тогда судьба, как считает доктор Ньютон, будет «случайно» сталкивать нас снова и снова.

Источник: othereal.ru

Источник: http://planet-today.ru/stati/neobychnye-yavleniya/item/4024-lyubov-s-pervogo-vzglyada-psihologiya-ili-mistika

Психология мистической практики

Существует немало православных преданий с таким сюжетом: монах, желающий превзойти своих товарищей в аскетическом подвижничестве, горящий нетерпением скорее быть осененным благодатью, видеть святых и ангелов, начинает, невзирая на запрещение духовного наставника, изнурительные духовные упражнения. Результат неизменно гибелен.

Его может поразить безумие. Например, монаху кажется: он стал таким легким, что способен двигаться по воздуху и его вот-вот подхватят ангелы (как сказано в одном из псалмов: «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою…») Или братия замечает: аскет начинает избегать церковные службы, убирает из кельи крест.

Значит, под видом ангелов к гордецу являлись бесы…

По православным представлениям, чувственный, плотски-отяжелевший человек равно недоступен воздействию темных и светлых сил, но «утончая» аскетическими упражнениями свое тело, он делается «открытым» и для Бога, и для дьявола. Не случайно поэтому в преданиях подвижники-аскеты так часто искушаются бесами.

Жесткие формы воздействия на собственное сознание использовались в православии с осторожностью. Под подвижничеством и аскезой чаще понималось «мысленное делание», системы психических приемов, постепенно изменяющих внутренний мир подвижника.

Наиболее распространенной формой та кого «мысленного делания» была, пожалуй, практика «молитвы Иисусовой». Она рекомендовалась не только монахам, но и мирянам.

Внешне это довольно просто и однообразно: человек многократно повторяет вслух или про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». При этом он может класть поклоны, перебирать четки. И все. Сложность и динамика «молитвы Иисусовой» во внутренней работе.

«Мысленное делание» (или «внутреннее делание») возводится в ранг особого искусства, «художества». Цель его — добиться полной сосредоточенности и «вчувствования» в произносимые слова при абсолютном очищении сознания «внутреннем безмолвии».

«Наш ум, толкуют богословы, освобождается от всякого образа и даже от всякой мысли и, соединившись с сердцем, как бы «нагим» стоит перед Иисусом Христом, Сыном Божиим, моля Его о милосердии».

Как достигалось «внутреннее безмолвие»? Естественно, что уже через некоторое время нетренированный ум начинает отвлекаться от молитвы. Приемы для его сосредоточения во многом схожи с индуистской практикой «джапа-йога», также состоящей в многократном повторении молитвенной формулы и тоже требовавшей «наготы» ума.

(К слову на первый взгляд кажется, что практика джапа-йоги является и не таит в себе ничего сложного, но на самом деле это едва ли не самая важная духовная практика). Один из основных приемов — организация дыхания. Задержка его тормозит течение мысли. В православии этот эффект называется «исихазм» (с греческого – «сияние тишины»), в индуизме — «пранаяма».

«Призывай Господа Иисуса Христа с желанием, терпеливо, решительно отвращаясь всех помыслов, поучал Нил Сорский, и, как сказали святые отцы, сдерживай дыхание, чтобы не часто делать вдох и выдох, и скоро увидишь, как полезно это для собирания ума».

Рекомендовалось соотносить дыхание с частями молитвы, с поклонами, что аналогично индуистской «сурья намаскара» — последовательной смене поз («асан») типа поклонов, каждая из которых сопровождалась произнесением священных слогов.

Православные наставники советовали не отчаиваться, если сначала держание ума «нагим» окажется затруднительным: с течением времени возникнет соответствующий навык, начнет оказывать свое действие «благодатное возбуждение».

По мере совершенствования в «художестве» верующий переживал несколько стадий. Сначала молитва только «делательная»: внимание то и дело рассеивается, сердце не переживает умиленно-покаянного радостного состояния, внутренней тяги к молитве нет.

Эта стадия рассматривалась как важный этап в борьбе с греховной натурой, как доказательство подлинно свободной воли молящегося, его подвижничества, ибо молитва зиждется исключительно на терпении и самопринуждении.

Вторая стадия, по представлениям православных наставников, — «молитва внимательная»: сознание уже достаточно натренировано, молитва идет как бы сама по себе, автоматически. Третья стадия, когда молитва «внедряется в сердце», доставляет наслаждение, сопровождается прекращением всяческих мыслей и внутренне зримых образов, действием «благодати».

Такая молитва есть «совершенное внутреннее безмолвие», она не нуждается в словах и представляет собой, в сущности, то эйфорически-безмятежное ощущение единства с высшим началом, к которому стремились мистики всех времен и народов.

Хотя это состояние, отмечал Нил Сорский, и называется молитвой, поскольку оно от молитвы рождается, однако «имени его никто не знает».

Он описывает состояние «просветления», знакомое многим религиозным традициям: «Когда же душа духовным действием приближается к тем Божественным высотам и непостижимо соединяется с Божеством, и просветится лучами высокого света в своих движениях, когда ум сподобится вкусить будущего блаженства, тогда он забывает себя и все существующее и не испытывает никакого движения.

…Ум восхищается в мысли бесплотные, которые неизвестны чувствам. Через эти мысли внезапно открывается в тебе радость, заставляющая своей непохожестью ни на что земное умолкнуть язык. Некая сладость кипит в сердце и неощутимо вовлекает всего человека в переживания сердца.

Сердце в сочинениях православных мистиков упоминается не только фигурально. Область сердца служила для них объектом концентрации внимания. К нему относили богословы евангельские слова: «Когда молишься, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне», «Царствие Божие внутри вас есть».

Под «клетью» (комнатой) разумелось сердце, под «затвореиием дверей» отвлечение ума и чувств от внешних объектов и направление их «внутрь», к сердцу, месту «Царства Божия» в человеке; подвижник, восходящий по «духовной лестнице» (одно из наименований православной аскезы), именовался «человеком внутренним».

Концентрация внимания на области сердца должна была сопровождаться и «телесными деланиями».

«В первую минуту, по пробуждении ото сна, как только сознаешь себя, снизойди внутрь к сердцу, в эти перси телесные; вслед за тем созывай, привлекай, напрягай туда и все душевные и телесные силы, вниманием ума, обращением туда очей, бодренностью воли, с напряжением мускулов и трезвением чувства, с подавлением услаждения и покоя плоти, и делай это до тех пор, пока сознание не установится там, как на своем месте… и потом пребывай там неисходно, пока пользуешься сознанием, часто повторяя то же делание самособрания и для возобновления его, потому что оно поминутно, то расслабляется, то нарушается».

Связь между телесным и психическим, теми или иными переживаниями и определенными зонами тела была подмечена «практиками» разных религий задолго до того, как на нее обратила внимание наука. Сердечный «психический центр» — «анахата чакра» известен, например, индо-буддийскому мистическому учению (правда, как одни из десятка центров).

Считалось, что «анахата чакра» источник всех благих эмоций, откуда исходит любовь к Богу и людям.

Причем мистик-индуист, медитируя над «анахата чакрой», должен был представлять темную, пустую и замкнутую комнату (подобно христианской «клети», в которой горит неподвижное пламя свечи — символ души верующего, непоколебимой никакими движениями его внутреннего мира).

Медитация над «анахата чакрой» приводит к восприятию «внутренним» слухом «вечного звука» («анахата» значит «не рожденный ударом»), то есть божественной вибрации, пульса мироздания. «Вечный звук» известен и в православной мистике: верующий как бы слышит ангельское пение, славящее Бога и наполняющее душу несказанным блаженством.

Другое «мысленное делание», которое с известным допуском тоже можно определить как род «православной медитации», состоит в «зрении другого мира». Один из «отцов церкви» Исаак Сирин наставлял: «Старайся войти в храм, находящийся внутри тебя, и увидишь храм небесный».

Подвижник должен был психически «вживаться» в образы православного «символа веры» вседержительство Бога, спасение в Иисусе Христе через Святого Духа, действующего в церкви, в понятия смерти, страшного суда, рая и ада.

Этот «другой мир» предписывалось внедрить в свое сознание настолько глубоко, чтобы движение мысли стало невозможно «без ощущения его в себе или на себе, подобно тому, как нельзя сделать движения руки без того, чтобы не сотрясать воздуха».

Читайте также:  Дрессировка - психология

Подобное состояние достигалось многодневными трудами. Поначалу аскет осваивал более частные темы. Для каждой подбирались строки из Псалтыря, Евангелия особенно эмоциональные; зримые символы: кресты, иконы. В отличие от практики «молитвы Иисусовой» чувственно воспринимаемый мир должен был служить своего рода материалом для воссоздания картины «мира духовного».

Богослов Никодим Святогорец советовал подвижникам как можно чаще использовать ассоциации между «этим» и «другим» мирами: слушая трели птиц, помышлять о сладких райских песнопениях; в шуме и криках толпы слышать вопли иудеев «Распни его!», при виде церкви вспоминать о том, что душа человека в идеале тоже есть храм Божий, идущий куда-либо человек должен вспоминать, что каждый шаг в жизни — приближение к гробу…

Такого рода духовные упражнения Никодим Святогорец особенно рекомендовал уставшему подвижнику, когда ему уже трудно сосредоточивать мысль «внутри сердца».

Достижение «зрения другого мира» приводило не к состоянию умиротворенного блаженства, а, напротив, крайне обостряло «ревность о Боге», «память смертную».

Подвижник должен был ощутить себя как бы висящим над бездной и, соответственно, собрать все силы для напряженного борения со своей «греховной натурой, миром и дьяволом» — силами, препятствующими спасению.

Как пишет Феофан Затворник, «главный вид, в каком является враждебное в нас, есть «помысел», а «сердце и воля не так подвижны, как мысль… страсти и желания редко восстают отдельно, большею же частью рождаются из помыслов», поэтому для подавления и уничтожения всех бесконтрольно возникающих мыслей, для полного управления работой собственного сознания предназначался еще один вид «мысленного делания» — «невидимая брань».

Давалась подробная классификация самих помыслов. Незаметные поначалу («тонкие и тончайшие») и настойчиво стучащие в сознание («грубые»). Приходящие кратковременными «набегами» и «осаждающие» в течение месяцев, лет (эти считались «искушающими», приходящими от дьявола).

Откровенно греховные и как бы безразличные. «Благовидные», казалось бы, добрые, однако ведущие к «прелести», то есть самообольщению, гордыне. Для каждого вида помыслов рекомендовался особый вид «боя».

Православные наставники, основываясь как на самоанализе, так и на опыте «учительства» других, делали заключение о существовании целых психологически связанных цепочек — «ратей» помыслов, когда одни влечет за собой другой, выделяли помысла — «полководца» некий побудительный относящийся к категории «тончайших» и существующий в подсознании незаметно для самого подвижника.

Православные мистики считали «брань» с помыслами и умение их различать сложнейшим из «деланий» (гораздо более сложным, чем телесный подвиг!), которое желательно вести под руководством опытного духовного отца.

«Сам не всегда заметишь врага в мысленной брани, — писал Феофан Затворник,— не всегда сумеешь действовать против него и сохранить ревность и решительность к тому, а главное в том и в другом случае не можешь иметь одного плана, предварительного очертания, чтобы по нему весть все воевание… Надобно, чтобы кто-нибудь видел и наше настоящее, и наше будущее со стороны. Потому предание себя руководителю должно почитать лучшим и решительным средством к самоисправлению. Он будет употреблять над нами и в нас то же средство — брань деятельно-мысленную, но главное по своему усмотрению, начертанию, с усмотрением цели, путей и распутий».

Православная мистика гораздо больше уделяла внимание самоанализу личности, чем восточные мистические культы, увлекавшееся психофизиологическими путями к «просветлению».

Дело, видимо, в том, что христианство изначально обращало гораздо большее внимание на морально-этическую сторону учения, а также исходило из наличия бессмертной индивидуальной души.

Все ее движения и переливы вызывали больший интерес и представлялись более значимыми, чем, например, в буддизме, отрицавшем индивидуальное «я».

Индуист или буддист, для которых объектом устремлений была безликая сущность, «великое Нечто» или «великое Ничто», не наделяемое свободой воли, рассчитывали на изменение своего состояния, так сказать, наверняка.

Для наступления «нирваны», «сатори», «самадхи» им не требовалось двустороннего движения — человека к Богу и Бога к человеку, решающими считались компетентность религиозного наставника и сверхчеловеческое упорство ученика, неуспех же объяснялся не отсутствием на то воли Божьей, а какими-то ошибками в «практике».

Достичь «просветления» могла личность и не особенно моральная, и даже не особенно верующая в данное учение — его подлинный смысл мог раскрыться лишь после пережитого мистического опыта.

Совсем не так трактовало мистическую практику православие. Православный мистик, ищущий связи с «Богом живым», с «Духом», который «рыщет, где хочет», полагал успех своего начинания зависимым от высшей воли и милости.

Без этого никакое собственное усилие или помощь наставника не могли обеспечить желаемого результата, и поэтому православная психотехника не мыслилась без соблюдения всех заповедей «богоугодной» христианской жизни. Принципиальной посылкой мистицизма были страстная вера, желание, побеждая самолюбие, «приблизиться к Богу», любовь к нему.

Впрочем, и на Востоке тоже существовали интенсивные в эмоциональном отношении виды мистицизма, например индуистское «бхакти» движение, само название которого переводится как «любовь».

При всей разнице догматов и установок в православной и восточной мистической практике все-таки много общего по части психотехники. Впрочем, это и неудивительно — ведь люди, индуисты ли, христиане ли, разве не устроены одинаково?

Источник: http://waking-up.org/psihologiya-i-psihoterapiya/psihologiya-misticheskoy-praktiki/

Сила веры – мистика или психология?

Что бы ни говорили скептики, но сила веры действительно способна творить чудеса.

Причем многие ученые с этим абсолютно согласны! Случаи, в которых побеждала именно сила веры, известны очень давно и описаны не только в Библии и других религиозных трактатах, но и в документальных, даже научных источниках. Причем, связать все эти чудеса только с человеческой психологией не всегда удается, есть и своя доля мистики.

Чудотворные иконы и мощи святых

икона божьей матери

Чудотворные иконы еще с древних времен, как и мощи святых, считались настоящими целителями людей. И пускай многие атеисты и скептики в это не верят, но помогали они именно тем, кто в них искренне и достаточно сильно верил.

Эта сила веры и давала иконам (как и мощам) такую энергетику. По версии некоторых ученых, которые пытались разобраться в психологии человека, икона становилась зеркалом, отражающим мысленный посыл просящего.

А наши мысли и эмоции прежде всего волны, способные заряжать объекты, на которые они направляются.

Но все это действительно, если рассматривать с точки зрения исключительно законов физики или психологии.

А как же тогда объяснить такие нереальные (с точки зрения той же науки) явления, как кровавые слезы на распятиях или соленые слезы на иконах? Это можно объяснить только мистическим проявлением.

Так может и исцеление не простая психология и физика, а настоящая мистика, «включаемая» силой веры? Ведь тому, кто не верит в чудотворность иконы (или мощей) они не помогают! Помощь идет только тем, кто искренне верит! Причем, чем сильнее вера – тем реальнее эта помощь.

Эффект плацебо

эффект плацебо

Существует такой термин, как «эффект плацебо», который как раз (с точки зрения ученых) основан на силе веры. Если человек действительно верит, что принимает лекарство от болезни, то любая «пустышка» под видом этого лекарства ему помогает.

И вот здесь основной упор идет на психологию человека, на его восприимчивость к самовнушению. Существует ряд фактических доказательств (подтвержденных экспериментальным путем!), которые просто разорили бы многие фармацевтические предприятия.

Такое заболевание, как депрессия, сегодня сопровождает практически всех на нашей планете. Разработано много препаратов для борьбы с ней, и они скупаются в больших количествах.

Но вот недавние эксперименты ученых показали, что этот самый эффект плацебо гораздо быстрее и качественнее справляется с самой жуткой депрессией, чем медикаментозные средства.

Сила веры лечит активнее, надежнее и без всяких побочных эффектов, чем самые новейшие препараты!

Только и здесь примешивается мистика! Ведь верить можно сильно, истово, но не получить желаемого результата. И причина здесь в позитивности мышления!!! У плацебо есть злобная противоположность, которую назвали «ноцебо».

Если человек, наряду с тем, что сильно верит в положительный эффект принимаемого лекарства (или «пустышки»), так же сильно верит в его побочные эффекты – у него возникают уже другие заболевания.

Причем эти заболевания появляются на «ровном месте» и именно те, которые описаны в противопоказаниях! Мистика или причуды психологии? Трудно сразу определить.

Заговоры и привороты

А вот эти мистические ритуалы (как и аффирмации), почти все имеют под собой только силу веры в них. Любой магический заговор или приворот – это набор специальных фраз, действий, которые подкрепляют вложенную в них мысль. Почему есть очень успешные колдуны и ведьмы, а есть так себе? Все в силе веры самого исполнителя ритуала!

Чем сильнее его вера, тем больше вера в его чары у других людей. А тут уже вступает в силу наша психология. Кто верит в приметы или порчу (сглаз) – на того все и цепляется. Снова та же самая сила веры! Плюс немного мистики, она всегда нас окружает.

И аналогично с аффирмациями – установками на успех, здоровье, благополучие. Чем сильнее мы верим в то, что просим – тем больше мы программируем себя на желаемое. Есть такое мнение, что этими аффирмациями мы обращаемся к своему ангелу – покровителю, и он нам начинает помогать.

И большинство мужей науки склонны соглашаться с этим утверждением! Ведь одним мысленным посылом, одной только силой нашей веры, без помощи мистики, практически невозможно из смертельно уставшего и вымотанного работой (или болезнью) человека, превратится в успешного и довольного жизнью индивидуума.

Так что же такое – чудеса, дарованные нам силой нашей веры? Это действительно только усилия нашего подсознания, сознания и психологии? Или это мистика, в которой наши ангелы приходят к нам на помощь?

Источник: http://magic-daily.com.ua/sila-very-mistika-ili-psixologiya.html

Ссылка на основную публикацию