Конвенция о правах ребенка — психология

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенкаКонвенция о правах ребенка - психология

Конвенция о правах ребёнка (краткое содержание)

Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в от­ношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года.

Поскольку 15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции долж­ны соблюдаться.

Статья 1. Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвен­ции.

Статья 2. Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального про­исхождения обладает правами, предусмот­ренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3. Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

Статья 4. Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, при­знанные данной Конвенцией.

Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребён­ка.

Статья 6. Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональ­ное, умственное, социальное и культурное развитие.

Статья 7. Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданс­тво при рождении, а также право знать своих роди­телей и рассчитывать на них.

Статья 8. Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на со­хранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

Статья 9. Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителя­ми, кроме тех случаев, когда это делается в его ин­тересах.

В случаях государственного решения о раз­лучении с одним или обоими родителями, госу­дарство должно предоставить всю необходимую ин­формацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10. Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных стра­нах, то все они должны иметь возможность пере­секать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

Статья 11. Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать не­законный вывоз детей из страны.

Статья 12. Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

Статья 13. Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает госу­дарственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14. Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на сво­боду мысли, совести и религии.

Статья 15. Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16. Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

Статья 17. Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к инфор­мации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению ма­териалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать до­ступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18. Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за вос­питание и развитие ребёнка. Государство долж­но оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обес­печивать развитие сети детских учреж­дений.

Статья 19. Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого об­ращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестоко­му обращению со стороны взрослых.

Статья 20. Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он впра­ве рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважа­ют его родной язык, религию и культуру.

Статья 21. Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюда­лись его интересы и гарантии его законных прав.

Статья 22. Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в полу­чении информации, гуманитарную помощь и со­действовать воссоединению с семьей.

Статья 23. Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на осо­бую заботу и достойную жизнь.

Статья 24. Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Статья 25. Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

Статья 26. Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться соци­альными благами, в том числе социальным стра­хованием.

Статья 27. Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не мо­гут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28. Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство долж­но следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29. Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и фи­зические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, рели­гиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать род­ные обычаи, исповедовать религию.

Статья 31. Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творчес­кой жизни.

Статья 32. Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опас­ной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физичес­кому развитию ребенка.

Статья 33. Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, что­бы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркоти­ками.

Статья 34. Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35. Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи де­тей.

Статья 36. Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37. Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ре­бенок не подвергался пыткам, жестокому обра­щению, незаконному аресту и лишению свобо­ды. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38. Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в во­енных действиях. Дети в зонах военных конфлик­тов должны получать особую защиту.

Статья 39. Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестоко­го обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство долж­но сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении зако­на, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

Статья 41. Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защи­щает права ребёнка лучше, чем данная Конвен­ция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42. Соблюдение и вступление в силу.

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43-54. включает нормы того, что взрослые и госу­дарство должны сообща обеспечивать все права детей.

Источник: http://www.kursk-sosh56.ru/dlya-roditelej/sovety-roditelyam/261-konvencziya-o-pravax-rebenka.html

Конвенция ООН о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка

Страница обновлена 27.07.2017

Короткая информация о Конвенции ООН о правах ребенка

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня яв­ляется международным законом.

СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Конвенция о правах ребенка закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Право на жизнь и развитие. Право на спокойное детство и на защиту от насилия. Право быть уважаемым за свой образ мыслей. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны максимально использовать все имеющиеся средства для обеспечения прав ребенка.

Краткое содержание Конвенции о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка состоит из 54 статей. Все они одинаково важны и действуют как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

Статья 1

Ребенок — это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.

Статья 2

Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3

В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4

Государства, ратифицировавшие Конвенцию, должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ре­сурсов осуществлять социальные, экономические и куль­турные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходи­мо искать решения путем международного сотрудничества.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7

Ребенок имеет право на имя и национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его роди­тели. Ребенок имеет право рассчитывать на заботу со стороны родителей.

Статья 9

Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме случаев, когда это отвечает его интересам. Ребенок, который не живет с родителями, имеет право встречаться с ними регулярно.

Статья 10

Запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброже­лательно, гуманно и быстро,

Статья 12-15

Ребенок имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся ребенка, необходимо зас­лушать его показания и действовать прежде всего в его ин­тересах. Права ребенка на свободу мысли, совести и веро­исповедания должны уважаться.

Статья 18

Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.

Статья 19

Ребенок имеет право на защиту от физического и пси­хического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.

Статьи 20-21

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтерна­тивное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с дей­ствующими законами.

Статья 22

Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родите­лями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь.

Статья 23

Любой ребенок с физическими или психическими не­достатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Статья 24

Ребенок имеет право на полноценное медицинское об­служивание. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недо­еданием, а также над ликвидацией традиционных и опас­ных для здоровья обычаев.

Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.

Статьи 28 – 29

Ребенок имеет право на бесплатное начальное образо­вание. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, раз­вивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости и дружбы между народами.

Статья 30

Ребенок, принадлежащий к национальному меньшин­ству или коренному населению, имеет право на свой язык, культуру и религию.

Статья 31

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономического ис­пользования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье ребенка.

Статья 33

Ребенок имеет право на защиту от незаконного потреб­ления наркотиков.

Статья 34

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуально­го насилия и использования в проституции и порнографии.

Статья 35

Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекать­ся.

Статья 37

Ребенок не должен подвергаться пытке или другой жес­токости, бесчеловечному или унижающему обращению и наказанию. Ребенок не должен незаконно или произвольно лишаться свободы.

Ребенок не должен караться пожизнен­ным заключением или смертной казнью. С каждым лишен­ным свободы ребенком следует обращаться гуманно и с ува­жением. Ребенок имеет право незамедлительно получить юридическую помощь.

Ребенок, находящийся в заключе­нии, имеет право на контакты и встречи со своей семьей.

Статья 38

Ребенок, не достигший 15 лет, не должен использовать­ся для прямого участия в вооруженных конфликтах. Запре­щается вербовать в солдаты детей такого возраста для учас­тия в вооруженных конфликтах.

Статья 39

Ребенок, оказавшийся жертвой плохого ухода, исполь­зования, пренебрежения, пытки, вооруженных конфликтов или другого бесчеловечного обращения, имеет право на ре­абилитацию и приспособление к жизни общества.

Статья 40

Ребенок, обвиняемый в преступлении или судимый за наказуемые действия, имеет право на обращение, способ­ствующее развитию чувства уважения как к себе, так и к правам и основным свободам других людей.

Статья 41

Права Конвенции не действуют, если другие нацио­нальные законы предоставляют ребенку лучшие возможно­сти для осуществления его прав.

Читайте также:  Станислав гроф - психология

Статья 42

Государства присоединившиеся к Конвенции, берут на себя обязанность распространять информацию о постанов­лениях и принципах Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43 – 45

Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдатель­ный комитет ООН контролирует отчеты стран — участниц Конвенции. Органы ООН и добровольные организации так­же имеют право на участие в информировании ООН.

Статьи 46 – 54

Правила, касающиеся присоединения государств к Кон­венции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Источник: https://mdou182.edu.yar.ru/prava_rebenka/konventsiya_oon_o_pravah_rebenka.html

Международная конвенция о правах ребенка и ее основные положения

Международная конвенция о правах ребенка – принятый 20 ноября 1989 года правовой документ, который гарантирует детям определенные права и защиту. Он является общеобязательным для них и посвящен правам детей от рождения до 18 лет. Состоит Конвенция из 54 статей. Этот документ подписали, помимо членов ООН, даже Ватикан и Палестина, однако он не принят Соединенными Штатами.

Конвенция признает несовершеннолетнего полноценной личностью и наделяет его всем спектром прав. Ребенок признается не «придатком» своих родителей, которые могут поступать с ним по своему усмотрению, а самостоятельным субъектом права. И в этом заключается важнейшая международно-правовая роль данного документа.

Генеральная Ассамблея ООН уже в 1945 году озаботилась правами детей и создала в 1946 году Детский фонд – ЮНИСЕФ.

В принятой Генассамблеей Всеобщей декларации прав человека уже было продекларировано, что несовершеннолетние – особый объект защиты.

Но специальный акт, касающийся именно детей, был принят ООН в 1959 году и назывался Декларацией прав несовершеннолетнего.

В ней было сказано, что они имеют право быть счастливыми, иметь хорошее детство, а человечество должно давать им лучшее и гарантировать все права и свободы.

В 1979 году исполнилось двадцать лет принятию Декларации прав ребенка, в честь чего был провозглашен Международный год ребенка. Именно тогда Польша внесла предложение рассмотреть проект Конвенции о правах ребенка. Автором ее был польский профессор А. Лопатка.

Работа над ее текстом велась десять лет: лишь в 1989 году Конвенция была принята резолюцией 44/25 Генассамблеи ООН. А вступила она в силу 2 сентября 1990 года – после того, как ее ратифицировали двадцать государств. 20 ноября был объявлен Днем прав ребенка.

А вот в данной статье можно узнать, какова структура международного обычая.

На видео — международная конвенция о правах несовершеннолетнего:

В 2002 году были приняты два протокола к конвенции — об участииих в вооружённых действиях и о торговле и малолетней проституции.

Важным является то, что был создан специальный контрольный орган за осуществлением и защитой прав несовершеннолетних – Комитет ООН по правам ребенка.

Третий протокол, вступивший в силу в 2012 году, дает возможность органу рассматривать жалобы на нарушения Конвенции. Каково сходство международного частного и международного публичного права, подробно указано в данной статье.

Основные положения

На территории России Конвенция вступила в силу в сентябре 1990 года. Рассмотрим ее основные положения. Конвенция определяет, что ребенком является существо до 18 лет, если национальные законы не определяют более ранний возраст наступления совершеннолетия. Таких стран на земле немного: это Фарерские острова, где совершеннолетними становятся в 14 лет, Куба (в 16 лет) и КНДР (в 17 лет).

Не должен подвергаться дискриминации. Его права гарантированы в независимости от цвета кожи, пола, религии. Государство должно гарантировать ребенку обеспечение его интересов, заботу и защиту.

Кроме того, оно должно осуществлять все права ребенка – этому посвящена отдельная статья под названием «Реализация прав».

Между тем государство должно учитывать права, обязанность и ответственность родителей.

Декларация гарантирует, что ребёнок имеет право на жизнь, а государство должно обеспечивать его психическое, умственное и культурное развитие. Его не должны забирать от родителей.

Единственное исключение – если это делается в целях соблюдения интересов ребенка.

Конвенция гарантирует, что разделенные государственными границами несовершеннолетние и родители должны иметь возможность пересекать эти границы и поддерживать отношения. Документ запрещает их вывоз из страны, который нарушает законы.

На видео — основные положения конвенции ООН о правах несовершеннолетнего:

О правах и свободах

Конвенция предоставляет ребенку весь комплекс социальных, гражданских и даже политических прав. Она гарантирует, что он может свободно выражать свои взгляды. Он имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию. Но оно должно идти во вред другим и нарушать безопасность государства.

Согласно Конвенции, имеет право на свободу совести и религии. Он может свободно выражать свое мнение по какому-либо вопросу. Никто не должен вредить репутации ребенка, читать его письма и входить в его дом – то есть документ гарантирует защиту персональных данных ребенка.

Документ закрепил, что мама и папа в одинаковой степени отвечают за своего ребенка. Государство должно развивать учреждения для несовершеннолетних. Естественно, государство должно делать все, чтобы защитить детей от насилия, а также плохого обращения со стороны мам или пап, а также опекунов.

На видео — конвенция ООН:

Если он лишился своей семьи, государство должно взять его под защиту. При этом оно может передать его на воспитание людям, которые уважают его язык, религию и культуру. Усыновление разрешается, но в полной мере должны быть обеспечены права ребенка.

Опасные ситуации: защита детства

Труд не запрещается, но гарантируется, что ребенок не будет привлечен к вредным и опасным работам. При этом труд не должен мешать образованию.

Их необходимо беречь от употребления наркотиков, сексуальной эксплуатации и иных форм эксплуатации. То есть государство защищает ребенка от вредного воздействия. Не должны подвергаться пыткам, аресту и лишению свободы.

Если это произошло, несовершеннолетний имеет право получить правовую помощь и судебную защиту. Если с несовершеннолетним жестоко обращались, необходимо сделать все для реабилитации несовершеннолетнего. Конвенция установила, что вплоть до 15 лет не должны вступать в армию или участвовать в войнах.

Роль Конвенции о защите прав несовершеннолетних трудно переоценить. Она фактически способствовала созданию института защиты прав. Также она способствовала развитию во всем мире образования и здравоохранения.

Она перевела в разряд запрещенного то, что до этого считалось нормой во многих странах мира: бедность, голод, эксплуатация, участие их в боевых действиях.

Несовершеннолетним стали уделяться больше внимания, по всему миру стали осуществляться гуманитарные проекты, нацеленные именно на помощь.

Источник: http://RuleConsult.ru/mezhdunarodnoe/publichnoe/mezhdunarodnaya-konvenciya-o-pravax-rebenka.html

Конвенция о правах ребенка (стр. 1 из 3)

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, была принята Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 г. и вступила в силу 2 сентября 1990г. после ратификации ее двадцатью государствами.

К настоящему моменту 139 стран либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней.

После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого будет осуществлять в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с действующими международными документами. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции и в ряде случаев впервые поднимаемых в рамках международного документа, отметим такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (Статья 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30).

Образование является предметом рассмотрения двух важных статей (27 и 28), значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции по образованию для всех, проходившей 5-9 марта 1990 г. в Джомтьене (Таиланд).

Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей.

Особый акцент делается на равенстве образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Органичная сила новой Конвенции состоит в ее гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач.

Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем Ниже приводится сокращенное изложение основных положений Конвенции

ПРЕАМБУЛА

В Преамбуле указываются основополагающие принципы Организации Объединенных Наций и отдельные положения соответствующих договоров и заявлений.

В ней подтверждается тот факт, что дети, вследствие своей уязвимости, нуждаются в особом уходе и защите, и подчеркивается ответственность семьи в деле защиты ребенка и заботе о нем.

В ней также подтверждается необходимость юридической и другой защиты ребенка до и после рождения, подчеркивается значение традиционных культурных ценностей, а также роль международного сотрудничества в охране прав ребенка.

ЧТО ТАКОВ РЕБЕНОК (Статья 1) Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

ОТСУТСТВИЕ ДИСКРИМИНАЦИИ (Статья 2) Государства-участники уважают и обеспечивают права… за каждым ребенком без какой-либо дискриминации. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА (Статья 3) Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государс1ва-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВ (Статья 4 Государства-участники принимают все необходимые… меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 5) Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и… членов расширенной семьи… должным образом управлять и руководить ребенком… и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ (Статья 6) Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка ИМЯ И ГРАЖДАНСТВО (Статья 7) Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

СОХРАНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (Статья 8) Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

РАЗЛУЧЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (Статья 9) Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями… за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют…

что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать…

личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ (Статья 10) Государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну… с целью воссоединения семьи… поддерживать… личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И НЕВОЗВРАЩЕНИЕ (Статья 11) Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

МНЕНИЕ РЕБЕНКА (Статья 12) Государства-участники обеспечивают ребенку… право свободно выражать… взгляды. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого… разбирательства, затрагивающего ребенка.

СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ (Статья 13) Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение… получать и передавать информацию и идеи… независимо от границ.

СВОБОДА МЫСЛИ, СОВЕСТИ И РЕЛИГИИ (Статья 14) Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии… права и обязанности родителей.. руководить ребенком в осуществлении его права.

СВОБОДА СОБРАНИЯ (Статья 15) Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

ЗАЩИТА ПРАВА НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ (Статья 16) Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ (Статья 17) Государства-участники… обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных… источников… С этой целью государства-участники…

поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях и…

поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Читайте также:  Линейка деловой ответственности - психология

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 18) Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка . Государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

ЗАЩИТА ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ (Статья 19) Государства-участники принимают все необходимые .. меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия…

со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты… включают. . разработку социальных программ с целью… предупреждения…

жестокого обращения с ребенком.

ЗАЩИТА РЕБЕНКА БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ (Статья 20) Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

УСЫНОВЛЕНИЕ (Статья 21) Государства-участники, которые признают или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы ..

интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке и они обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями ДЕТИ-БЕЖЕНЦЫ (Статья 22) Государства-участники принимают необходимые меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем…

защиту и гуманитарную помощь. С этой целью государства-участники оказывают содействие любым усилиям компетентных… организаций.. по защите такого ребенка и оказанию ему помощи.

НЕПОЛНОЦЕННЫЕ ДЕТИ (Статья 23) Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (Статья 24) Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья Государства-участники принимают необходимые меры для снижения уровнен смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и… стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОПЕЧЕНИЯ (Статья 25) Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

Источник: http://MirZnanii.com/a/187389/konventsiya-o-pravakh-rebenka

Конвенция о правах ребенка для детей

Конвенция о правах ребенка для детей

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО… Краткое содержание Конвенции о правах ребенка

Конвенция — это международный юридический                             документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет.

Конвенция принята 20 ноября 1989 года.

На территории нашей страны  Конвенция о правах ребенка  вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Это значит, что наше государство

  должно соблюдать все положения данной Конвенции.

Статья 1
Определение ребенка

                            Каждый человек до 18 лет считается,  в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами,  заключенными в данной Конвенции.

Статья 2
Предотвращение  дискриминации

                            Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения,  обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3
Наилучшее обеспечение интересов ребенка

                            Государство, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу.

Статья 4
Осуществление прав
                            Государство должно делать все возможное,  чтобы осуществлять все права ребенка, признанные данной

                            Конвенцией

Статья 5
Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

                            Государство должно уважать права, обязанности и ответственность  родителей при воспитании   ребенка с учетом его развития.

Статья 6
Право на жизнь, выживание и развитие

                            Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7
Имя и гражданство

                            Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

Статья 8
Сохранение индивидуальности

                            Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.

Статья 9
Разлучение с родителями
                            Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.

Например, когда родители не заботятся о ребенке или жестоко обращаются с ним. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, он имеет право регулярно встречаться с ними (Кроме тех случаев, когда это противоречит его интересам). Если.

в результате государственного решения ребенок разлучается с одними или обоими родителями, то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребенку).

                         

Статья 10
Воссоединение семьи

Если ребенок и его родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения

Статья 11
Незаконное перемещение и возвращение

                            Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12
Взгляды ребенка

                            Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.  С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или административном заседании.

Статья 13
Свобода выражения мнения

                            Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14
Свобода мысли, совести и религии

                            Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право.

Статья 15
Свобода Ассоциации

                            Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16
Защита права на личную жизнь

                            Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.  Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17
Доступ к соответствующей  информации

                            Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.

Статья 18
Ответственность родителей

                            Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19
Защита от злоупотреблений и небрежного отношения
                            Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы                             и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку,

подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20
Защита ребенка, лишенного семьи
                            Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь                             со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям,

которые уважают его родные язык, религию и культуру.

Статья 21
Усыновление
                            Государство должно следить за тем чтобы при усыновлении ребенка неукоснительно                             соблюдались его наилучшие интересы и обеспечивались гарантии его законных прав. При усыновлении ребенка как внутри страны, так и за рубежом должны применяться

                            одинаковые правила, гарантии и нормы.

Статья 22
Дети-беженцы
                            Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам — оказывать                             им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать

                            воссоединению с семьей.

Статья 23
Дети-инвалиды
Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь. Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться,

готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным,  то есть жить полноценной жизнью

Статья 24
Здоровье и здравоохранение
                            Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности

                            и проводить информационные  кампании по распространению знаний о здоровье.

Статья 25
Периодическая оценка при попечении

                            Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении.

Статья 26
Социальное обеспечение

                            Каждый ребенок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе и социальным страхованием.

Статья 27
Уровень жизни
                            Каждый ребенок имеет право на уровень жизни,  необходимый для его физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить                             своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28
Образование

                            Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование                             должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее — доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение                             к его человеческому достоинству.

Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29
Цели образования
                            Образовательные  учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания,

мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям.

Статья 30
Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению
                            Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи,

исповедовать свою религию

Статья 31
Отдых, досуг и культурная жизнь
                            Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной

                            и творческой жизни.

Статья 32
Детский труд
                            Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому

                            развитию ребенка.

Статья 33
Незаконное употребление наркотических средств
                            Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного                             употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей

                            в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34
Сексуальная эксплуатация

Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35
Торговля, контрабанда и похищение

                            Государство должно всеми силами бороться против  похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36
Другие формы эксплуатации

                            Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37
Пытки и лишение свободы
                            Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей

                            семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38
Вооруженные конфликты
                            Государство не должно позволять детям до 1 5 лет вступать в армию или напрямую                             участвовать в военных действиях.

Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39
Восстановительный уход
                            Если ребенок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта,  пыток, пренебрежения  или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство

                            собственного достоинства.

Статья 40
Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей
                            Каждый ребенок, обвиняемый в  нарушении закона, имеет  право на основные гарантии,

правовую и другую помощь.

Статья 41
Применение наивысших норм
                            Если законодательство отдельной  страны защищает права  ребенка лучше,

чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42
Соблюдение и вступление в силу

                            Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43-54 касаются того, как взрослые и  государства                             должны сообща  обеспечивать все права детей. Полный текст  Конвенции о правах ребенка                             можно найти на  веб-сайте                             Детского фонда ООН  ЮНИСЕФ: www.unicef.ru

и веб-сайте  Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: www.ombudsmandeti.ru

Источник: http://rtdety.tatarstan.ru/konventsiya-o-pravah-rebenka-dlya-detey.htm

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенкаКонвенция о правах ребенка - психология

Конвенция о правах ребенка – важнейший международный документ, принятый ООН и определивший для передового мирового сообщества основные принципы деятельности в сфере семейной и молодежной политики.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединённых Наций — ООН. Сегодня это самая известная и влиятельная международная организация.

20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребёнка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод самых маленьких жителей планеты — детей. На сегодняшний день почти все страны мира, в их числе и Россия, подписали этот международный документ.

Читайте также:  Дневник эмоций - психология

Это означает, что на своих территориях все государства обязаны:

  • обеспечить детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия;
  • защищать права и свободы детей, выполнять все пункты Конвенции ООН.

 О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало.

Важно, чтобы свои права знали и умели защитить вы — юные граждане Российской Федерации.

Согласно Конвенции, ребёнком считается человек от рождения до своего совершеннолетия — до 18 лет.

С момента рождения каждый ребёнок, независимо от цвета кожи, пола, национальности, состояния здоровья и имущественного положения, имеет несколько основных и неотъемлемых прав. Эти права ребёнку никто не «даёт», они являются для него «естественными правами».

Первым из них является право ребёнка на жизнь. Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни.

Вторым важнейшим правом является право ребёнка на индивидуальность. Это означает, что каждый ребёнок с рождения получает имя и гражданство, возможность знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, реализовать все свои таланты и способности.

В Конвенции закреплены и другие важные «естественные» права и свободы. Их можно назвать основными потому, что они дают каждому ребёнку возможность проявить и отстоять самое важное — свою индивидуальность.

Свобода мысли и слова даёт каждому ребёнку право свободно выражать свои взгляды и мнение, открыто, без страха говорить и писать о том, что он думает.

Родители, учителя, взрослые должны научить ребёнка правильно пользоваться этим правом. Это нужно для того, чтобы он стал активным участником жизни своей семьи, школы, настоящим гражданином своей страны.

Свобода совести и вероисповедания означает для каждого ребёнка возможность действовать в соответствии со своей совестью и убеждениями, самостоятельно решать: верить или не верить в Бога, соблюдать или не соблюдать религиозные правила и обряды.

Право на неприкосновенность частной жизни защищает ребёнка от вмешательства других людей в его личные тайны и семейные отношения. Это право не допускает, чтобы кто-то без согласия ребёнка читал его письма, приходил к нему в дом, пользовался его вещами.

Свобода получения информации даёт каждому ребёнку право узнавать о том, что его интересует. Он может делать это любым доступным ему способом: читая книги и журналы, смотря телевизионные передачи и кинофильмы, пользуясь компьютерными программами и Интернетом.

Родители и государство имеют право запретить детям определённого возраста получать некоторую информацию. Это делается потому, что некоторые книги, журналы, кинофильмы, телепередачи, компьютерные игры могут быть вредны для развития ребёнка.

Большое количество статей Конвенции посвящено отношениям и правам ребёнка в семье. Знать свои права и обязанности в семье должны и дети, и взрослые.

С момента рождения и до совершеннолетия ребёнка оба родителя — мать и отец — несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие своего сына или дочери.

Ребёнка никто не может разлучить с родителями, если он сам этого не хочет.

«Отнять» ребёнка у родителей может лишь государство, но только в случае, если в семье с ребёнком обращаются жестоко или не заботятся о нём.

Если родители обращаются со своими детьми грубо, применяют к ним физическое или психологическое насилие, то такие родители могут быть привлечены к суду и лишены родительских прав.

Нередко бывает, что родители ребёнка разводятся, начинают жить отдельно и у каждого из них появляется новая семья. Даже в этом случае, если ребёнок захочет, он может общаться со своими «бывшими» родителями — папой или мамой.

Чтобы поддерживать близкие отношения, ребёнок и родители имеют право писать друг другу письма, звонить по телефону, встречаться, даже если они живут в разных городах или в разных странах.К сожалению, в мире очень много детей, оставшихся без семьи. Родители одних умерли, погибли или пропали без вести во время войн и стихийных бедствий.

Родители других отказались от своих детей, не захотели выполнять свои родительские обязанности. Защиту прав таких детей-сирот берёт на себя государство. Если родственников удаётся найти, то государство передаёт ребёнка им на воспитание, оказывает новой семье ребёнка денежную и материальную помощь.

Если родственников найти не удаётся, то государство берёт всю заботу об устройстве ребёнка на себя. В специальных учреждениях, которые называются детскими домами или приютами, дети-сироты живут, воспитываются, учатся. Здесь для них делается всё, чтобы они чувствовали себя как дома и выросли здоровыми, образованными, готовыми к взрослой жизни людьми.

В мире большое количество детей с самого рождения страдает от разных тяжелых болезней и расстройств. Многие дети являются жертвами травм и заболеваний, полученных в результате аварий, стихийных бедствий и войн. Государство заботится о детях-инвалидах, о детях с проблемами здоровья.

Родителям детей-инвалидов государство выделяет денежные пособия на лечение и содержание ребёнка.

с Детям с проблемами здоровья создаются специальные условия для учебы, получения профессии, медицинского обслуживания, отдыха и восстановления здоровья. Многие из этих услуг являются бесплатными.

Согласно Конвенции, с рождения каждый ребёнок имеет право на полноценную и достойную жизнь.

Это означает, что в стране, где он живет, должны быть созданы такие условия, чтобы каждый мог реализовать свои способности и таланты, чувствовать себя спокойно и уверенно.

Для этого нужно, чтобы государство не на словах, а на деле выполняло взятые на себя обязательства, защищало права и свободы ребёнка.

Право на защиту здоровья означает, что в своей стране дети должны получать самые лучшие средства лечения и помощь лучших врачей. Государство должно стремиться к тому, чтобы условия лечения болезней, восстановления и укрепления здоровья детей становились всё доступнее и качественнее.

Право на социальное обеспечение обязывает государство оказывать денежную помощь матерям, имеющим малолетних детей; помогать молодым и многодетным семьям в приобретении жилья.

Государство также выделяет денежные средства для детей из многодетных семей, чтобы они имели возможность вместе со своими родителями приобретать все необходимое для полноценного развития и отдыха: продукты питания, одежду, игрушки, книги и др.

Право на общедоступное начальное образование означает, что все страны, подписавшие Конвенцию, гарантируют всем детям до 12 лет, независимо от материального состояния их семей, возможность бесплатно учиться в школе.

Делая начальное образование не только общедоступным, но и обязательным, государство заботиться о том, чтобы все его граждане были грамотными, умели бы читать, писать, считать.

Обучение в начальной школе — очень ответственный этап. Поэтому государство заботится о том, чтобы методы обучения были гуманными, а учеба доставляла детям радость и воспитывала бы в них сознание своего человеческого достоинства.

Право на получение среднего и высшего образования даёт каждому ребёнку, окончившему начальную школу, возможность получить полноценное образование, а затем и профессию.

Независимо от того, где ребёнок будет продолжать учебу — в школе, колледже, институте, университете, — государство обязано обеспечить, чтобы образование:

  • было направлено на всестороннее развитие его талантов, физических и умственных способностей;
  • воспитывало бы в каждом бережное отношение к природе, уважение к правам и культуре других людей.

Право на труд предоставляет возможность каждому ребёнку трудиться и зарабатывать деньги, но только при условии:

  • если он сам этого хочет и его никто не заставляет работать;
  • если работа не мешает ему учиться в школе и не вредит его здоровью.

Государство обязано жестко контролировать выполнение этих условий, а также следить затем, в каком возрасте детей принимают на работу и сколько времени они работают. Например, в России ребёнок может быть принят на работу только с согласия родителей не раньше 14-летнего возраста и может работать не более 4-6 часов в день.

Право на отдых и досуг даёт возможность каждому ребенку восстановить силы, укрепить здоровье, а также получить новые яркие и запоминающиеся впечатления.

Но важно другое, это право даёт возможность каждому ребёнку заниматься искусством и разного рода творчеством. Занятия музыкой, живописью, поэзией, хореографией и другими видами творческой деятельности помогают ребёнку раскрыть заложенные в нём таланты, выбрать будущую професси.

Свобода передвижения означает, что каждый ребёнок, его родители или опекуны имеют право на территории своей страны беспрепятственно переезжать из одного населённого пункта в другой, останавливаться и жить там, где они захотят.

Это право гарантирует ребёнку возможность под опекой взрослых совершать поездки в другие страны.

Цели этих зарубежных поездок могут быть самыми разными: встреча с родственниками, живущими за границей; лечение; отдых; учеба; участие в спортивных состязаниях и т.п.

Право на участие в культурной жизни предоставляет каждому ребёнку возможность отдыхать, участвовать в играх, развлекательных и культурных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Право на свободу объединений предоставляет детям возможность создавать различные организации по интересам: общества, клубы, студии.Цели деятельности детских организаций могут быть самыми разными.

К примеру, основное занятие общества юных экологов — защита животных, сохранение редких видов растений и чистоты окружающей среды. Различные общества коллекционеров занимаются собиранием старинных и редких книг, монет, марок.

Независимо от того, что объединяет детей — любовь к спорту, музыке, литературе и др., — главное, что эти организации дают каждому ребёнку возможность жить ярко, интересно, с удовольствием общаться со своими сверстниками и единомышленниками.

Право на национальное и культурное самоопределение даёт каждому ребёнку возможность, независимо от того, к какой национальности, религии и культуре он принадлежит, следовать принятым в его семье обычаям, традициям>и религиозным обрядам, а также пользоваться родным языком.

В России, например, живут представители более 100 народов и национальностей. Каждый из этих народов имеет право обучать детей на своём родном языке, передавать им свои культурные нормы и традиции.

Право на защиту по закону означает, что каждый ребёнок (даже совершивший преступление) имеет право получить защиту адвоката и суда, заслуживает понимания и внимательного отношения к его делу, достойного и гуманного обращения с ним.

Обеспечивая это право, государство должно следить за тем, чтобы взрослые не пытались вовлекать детей в противозаконные действия и мероприятия.

Все взрослые (в том числе и родители ребёнка) должны знать, что за попытку привлечь детей к участию в преступлениях, употреблению и распространению алкоголя и наркотиков они могут быть привлечены к суду и наказаны по закону.

Право на личную свободу и уважение личности ребёнка

говорит о том, что нигде в мире дети не должны быть предметом торговли. Это означает, что древние обычаи и порядки должны быть забыты и детей никто в мире не имеет право похищать, покупать и продавать.

Государство должно внимательно следить за тем, чтобы обвиняемый или признанный виновным несовершеннолетний:

  • не подвергался пыткам и насилию;
  • не был приговорён к пожизненному заключению и смертной казни;
  • не содержался вместе со взрослыми преступниками.

Соблюдение этих не даст ребёнку попасть под дурное влияние, поможет ему быстрее понять и признать свои ошибки, измениться к лучшему.

  • напоминают, что Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь;
  • убеждены, что семье как основной ячейке общества…

    должны быть предоставлены необходимые защита и содействие;

  • признают, что ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания;
  • считают, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе…

    мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности;

  • признают, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании;
  • учитывают важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребёнка…

(Извлечение из текста Преамбулы Конвенции о правах ребёнка)

ЮНИСЕФ был создан решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 году. В настоящее время детский фонд Организации Объединённых Наций работает в 156 странах мира.

— это единственная организация ООН, деятельность которой посвящена исключительно детям и реализации принятой в 1989 году Конвенции о правах ребёнка.

В сотрудничестве с другими учреждениями ООН, правительствами и общественными организациями многих стран мира ЮНИСЕФ:

  • оказывает неотложную помощь детям и женщинам, пострадавшим от войн и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций;
  • реализует программы по предоставлению дешёвых услуг в сферах оказания первичной медицинской помощи, детского питания, начального образования и др.

В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы Детского фонда ООН в России — защита и поддержка прав детей на безопасное, здоровое и счастливое детство. ЮНИСЕФ стремится к тому, чтобы голоса детей были услышаны, а их интересы были обеспечены соответствующей политикой и финансированием.

А знаете для чего создано агентсво UNESCO (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры)?

Источник: http://gimn3-prol.narod.ru/the_convention_on_the_rights_of_the_child.html

Ссылка на основную публикацию