Ханжа — психология

Как заметить ханжу в себе? Симптомы и диагностические признаки (только буквы без картинок)

Как-то в начале, в описании блога я упоминала, что поддерживать молодостьхорошо бы не только снаружи. Снаружи работать, по большому счету — это пустая затея.

Все равно, что лечить симптомы, не занимаясь причиной и течением заболевания.

Начинать процедуры омоложения нужно изнутри.К чему это я? Да что-то навеяло сегодня поговорить о ханжестве.
О том махровом, что произрастает в сети, как отражение ханжества внутри нас с вами.Представьте, растет человек, потом взрослеет. С опытом приходят не только знания, но и стереотипы, тубу и комплексы. Если с этими «заразами» не работать сознательно до полного их истребления, начинает зарождаться мелкий но гаденький червячок — ханжество.

Этот червячок точит душу изнутри. Нет смысла наряжаться снаружи в модные тряпочки, накладывать масочки и примочки на лицо. Все тщетно. Все равно ханжество, этот гаденький червячок, вылезет и заставит наше молодое личико исказиться в стервозной гримасе.

Вся косметология сразу идет к черту! Перед нами — хроническая Ханжа.

Чуточку от ханжи есть в каждом. Давайте это признаем. Другое дело, понимаем ли мы когда в нас начинает вещать ханжа. Контролируем ли свое ханжество или отдаемся полностью этому недугу.

Трудно говорить о частоте тяжелых вариантов течения ханжества, однако известно, что люди с высоким интеллектом, зачастую, избегают критического течения заболевания. Кроме того, люди с высоким и низким интеллектом, без высшего образования, тоже вне зоны риска.

Морбидное (критическое) течение заболевая часто встречается у людей с высшим образованием, но с недостаточным интеллектом.Выявить ханжество можно только самодиагностикой и никак иначе. Все потому, что Ханжа в корне отвергает любое чужое мнение, отличное от своего.

Он никогда вам не поверит, если вы попытаетесь ему помочь.Так как же заметить первые признаки того, что Ханжа уже близко?

Придирки по терминологии и попытки поучать

Иногда смысл дискуссии Ханжа упускает полностью, начиная приводить определения и вводить понятия. Даже когда речь касается далеко не научной проблематики. Как будто стараются заслужить звание «человек-энциклопедия», как будто за каждое определение им ставят пятерку в их личный виртуальный табель по предмету Самомнение.

Отрицание чувственности и сексуальности

Если отбросить наносное и псевдо-социальное, остается лишь тот упрямый факт, что как биологическому объекту нам свойственно хотеть нравиться. Нравится не всем подряд, а именно противоположному полу. Причем нравиться именно как сексуальный объект.

Кто станет упрекать себя и других в естественном? Ханжа станет! Одна комментатор написала мне в комментариях: «Как-то вы уж определитесь — или вы хотите мужчинам нравиться или стильной быть». Это все равно, что упрекать человека в том, что он хочет пить..

WTF? Кто обидел так, что вырос такой большущий червячек-ханжа?Придирки в защиту русского языка

Когда видим комментарий в защиту чистоты русского языка нас могут обуревать противоречивые чувства. Как настоящие патриоты мы не можем быть против отстаивания русскости в общении.

Однако, давайте признаемся откровенно, эти замечания сделанные занудным назидательным тоном — ярчайший признак ханжества. Ханжа не преминет сделать замечание, потому, что подогревается еще и внутренним чувством своей правоты. Между тем, как правило, это выглядит глуповато.

Нет, на самом деле, я всеми руками и ногами готова поддержать инициативы за чистоту русской речи. Но давайте не будем скатываться до анекдота «Зачем говорить сандвич, ведь есть же простое русское слово бутерброд».

По крайне мере в двух случаях использование иностранных слов уместно. Первый — в случае если мы хотим придать легкое значение слову. Например русское слово «путешествие» — звучит серьезно. Хотим смягчить, придать меньше значения — говорим «вояж». Или например, «украсить дом» совсем не тоже самое, что «декорировать дом».

Украсить — это серьезное мероприятие. Украшаем дом, например к празднику, к Новому году, например. А декорировать — это легкое украшение, без пафоса и нарочитости.Опять же слово русское слово «дело» может быть только серьезным. Сразу представляется дело жизни… А бизнес может быть самым завалящим, проходящим и одноразовым.

Второй случай, когда англицизмы уместны — это когда хочется укоротить фразу. Один раз меня на собеседовании спросили на английском: «Какой челлендж ты видишь для себя в новой должности?» И кто-то попробовал перевести. Если бы я не знала английский, я бы, наверное, ответила невпопад что-то вроде: «Я не вижу никаких препятствий для себя.

» Препятствий может и не быть, а челлендж у каждого быть обязан. Если переводить на русский качественно, то вопрос на собеседовании должен звучать так: «Назовите задачу, которая кажется вам сложной, но выполнимой и которую вы очень хотели бы решить  в новой должности.

» Так что, англицизм заменяет здесь целое сложноподчиненное предложение!

Не стоит быть ханжой в этом вопросе только лишь на основании глубоких патриотических чувств.

Ханжа всегда судит по себе

«Как в таком наряде по улицам города ходить?» — говорит Ханжа, вспоминая свои серые будни и никак не интересуясь, как могут жить другие люди.

Укоры за возраст, фигуру, вес, рост

Ханжа редко бывает спокойна и счастлива. Как правило, такого человека мучает масса тревог. Вдруг подумают, что я глупая? Вдруг будут надо мной смеяться? Наверное, я уже старая! Ханжа всегда не свободна, находясь в плену своих же предубеждений.

И поэтому не может позволить другим быть счастливыми и спокойными. Ханжа рассуждает так: «Я и то не могу себе позволить, а эта коза…

Как она смеет так ходить/так вести себя?» Отсюда все эти: «Отдайте эту юбку дочке или внучке», «Вас это старит», «Укорачивает», а также более креативные варианты подобных выпадов…

Укоры за провинциальность

Если ханжа сама живет в Европе, она обязательно упрекнет в рашизме, если в Москве, то в провинциальности, если в Урюпинске — в деревенщине. Ханжа — понятие вне географии. Просто Ханжа во всем видит больше плохого. Забывает, что в каждом городе России есть свои Смоктуновские, Хворостовские и Астафьевы.

Эти люди со вкусом, тонкой внутренней организацией и образованием выросли и воспитались именно в провинции. А сколько еще выдающихся людей составляют гордость своего близкого круга!Как-то раз гостил у меня приятель моей подруги, сам — из Питера.

Выпив немало вискаря, он нам так и сказал со всей прямотой ни с того не с сего: «Я вообще, друзья, не считаю, что то, что я живу в Питере значит, что я лучше вас». А потом принялся читать стихи Есенина, приговаривая: «Вот мы любим стихи читать в Питере», а знал он их парочку.

На том празднике присутствовала женщина, преподаватель, мама одного из авторитетных лиц нашего края. Она посмеялась и без подготовки по памяти прочла малоизвестное Есенинское стихотворение. Пришлось питерскому гостю допивать вискарь без пафоса, уже молча.

Банальное ЧСВ

Ханжа без фантазии заявит вам прямо: «Я, человек обладающий вкусом».Это простой симптом — ЧСВ, вульгарис не даст не заметить ханжу из тысячи еще до взятия анализов!

Фразы маркеры

Существуют еще фразы маркеры, указывающие на развитие этого страшного заболевания. Это такие слова и выражения, частое употребление которых заставляет задуматься, а не завелся ли внутри человека-ханжа. Например, «должно», «не должно», «нельзя», «никогда», «всегда».

Лечить заболевание можно, главное вовремя выявить, пока червячок еще только зарождается.Если вы заметили признаки заболевания у себя, радуйтесь, вас еще можно спасти!Осознать явление — первый шаг к победе над недугом.Желаю вам не болеть и не стариться.

Перефразирую одно классическое изречение: «Расти большой, не будь Ханжой!»

Источник: https://nataliatalia.livejournal.com/41167.html

Лицемерие

— отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

«Дорогой читатель! Позволь мне быть с тобой вполне откровенным. Я вовсе не намерен читать тебе нравоучения, наставляя, как должно и как не должно себя вести, объясняя, что хорошо и что плохо.

Во-первых, кто я такой, чтобы обращаться к тебе подобным образом? Знаний и природной мудрости у меня едва ли больше, чем у тебя. Поведение мое тоже не безупречно. К тому же я знаю, что человек ты образованный, добрый, умный и искренний; ты поймешь меня правильно.

Поэтому не стану с тобой лицемерить и скажу, что лицемерие — на самом деле вовсе не такое зло, каким его пытаются представить иные моралисты.

Читайте также:  Пустое любопытство - психология

Мне кажется, я просто уверен, что оно органически присуще человеческой природе. И не только человеческой. Известно, например, что у животных, помимо чисто физических приспособлений для обороны — зубов, когтей, панциря, — существует еще один вид защиты. Возьмем американского опоссума.

Если на этого зверька нападают, он валится на бок и очень натурально прикидывается мертвым. Преследователь, несколько раз обнюхав его распростертое тело, обычно удаляется. Спустя несколько минут «труп» оживает и возвращается к своим занятиям.

Разве это не притворство, не лицемерие?

А в мире людей как обойтись без лицемерия? Ты мне не веришь? Так послушай, что говорят по этому поводу всемирно признанные авторитеты. «Надо признаться, что, живя в свете, каждый из нас вынужден время от времени притворяться», — пишет известный французский моралист Шамфор.

«Общество состоит из одних только личин», — вторит ему еще более известный моралист Ларошфуко, и он же продолжает в другом месте: «Сколько лицемерия в людском обычае советоваться! Тот, кто просит совета, делает вид, что относится к мнению своего друга с почтительным вниманием, хотя в действительности ему нужно лишь, чтобы кто-то одобрил его поступки и взял на себя ответственность за них. Тот же, кто дает советы, притворяется, будто платит за оказанное доверие пылкой и бескорыстной жаждой услужить, тогда как на самом деле обычно рассчитывает таким путем извлечь какую-либо выгоду или снискать почет».

Почему опоссуму можно защищать себя притворством, а человеку нельзя? Разве не лицемерит тот человек, который, сидя у постели тяжелобольного, убеждает несчастного, что дело идет на поправку, что выглядит недужный значительно лучше, чем прежде; душа его при этом, возможно, кровью обливается, но губы растянуты в притворной улыбке, а язык произносит лживые слова. Но разве мы станем осуждать его за неискренность? Мы его и лицемером-то не назовем.

Почему? А потому, что лицемерие — понятие весьма субъективное. Если нам не нравится человек, мы зовем его лицемером. А если нравится, мы даем ему другие определения: вежливый, тактичный, обходительный».

Однако, дорогой читатель, давно пора прервать обращающегося к тебе человека и из соавторов исключить. Прежде всего потому, что он самый отъявленный лицемер, а ждать от лицемера откровенного рассказа о лицемерии, как ты понимаешь, неосторожно. Ты хочешь доказательства? Изволь.

Во-первых, человек он скрытный; ведь, высказываясь как бы от моего имени, он хотел утаить свое собственное. Во-вторых, он притвора; он далеко не так откровенен, как представляется, и сведущ он, намного более сведущ, чем хочет выглядеть в твоих глазах. В-третьих, он льстец.

Он называет тебя образованным, добрым, умным и искренним. Но, сам посуди, откуда ему может быть известно, каков ты, читатель, есть на самом деле. А, может, ты заключаешь в себе прямые противоположности тем поистине завидным качествам, которые он перечислил.

Стало быть, он льстит тебе, стремясь завоевать твое благорасположение.

Но это еще полбеды. В конце концов многие авторы, обращающиеся с прямым разговором к читателю, в известном смысле скрытны, притворны и льстивы. Однако он еще и лукав, наш «соавтор». Он сообщает тебе лишь половину правды, ту, которая ему удобнее, а другую половину сознательно от тебя утаивает.

Да, Шамфор действительно писал, что, «живя в свете, каждый из нас вынужден время от времени притворяться». Но на этом французский моралист не останавливался и продолжал: «Однако честный человек притворяется лишь по необходимости или чтобы избежать опасности. В этом его отличие от плута — тот опережает события».

Как видишь, добавление это немаловажно, ибо отграничивает вынужденное, «оборонительное» притворство от притворства «наступательного».

Наконец, он коварен, этот обращавшийся к тебе самозванец, ибо под показной доброжелательностью скрывает злой умысел, а именно: стремление во что бы то ни стало убедить тебя в том, что лицемерие — не зло, а безобидная защитная реакция человека.

Но это не так, и ни один из моралистов подобного никогда не утверждал.

Напротив, исследуя лицемерие как свойство человеческой натуры, они неустанно подчеркивали его опасность, предостерегали против его трудноразличимости, вероломства: «Льстецы, быстро вошедшие в доверие, — говорил Аристотель, -— это вовсе не друзья, хотя кажутся друзьями… Для дружбы необходимы верность и надежность, а дурной совсем не таков». В. Даль в своем словаре назвал лицемерие «гнусным пороком», а великий Данте поместил этот грех в восьмой, по глубине предпоследний круг своего «Ада»; льстецы там «влипли в кал зловонный», а лицемеры влачат на себе тяжелейшие свинцовые мантии.

Однако предвижу твое недоумение. О чем же, в сущности, речь? О лицемерии? Или о скрытности, притворстве, лести, лукавстве, коварстве? Ведь качества эти весьма различны. Скрытный человек, например, совсем не обязательно будет льстивым, притворный — коварным и так далее. И неужели все это следует считать лицемерием?

В том-то и дело, что следует. И не только потому, что все эти качества в словаре В. Даля так или иначе увязываются с лицемерием; в том числе даже скрытность, которую Даль определяет как «меньшую степень лицемерия». Беда в том, что эти степени с легкостью переходят одна в другую, и чем незаметнее переход, тем опаснее он для окружающих.

Посмотри, как стремительно и незаметно произошел он в известной басне о Вороне и Лисице. Сначала в ход была пущена лесть, дабы усыпить бдительность Вороны: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!..

» «И, верно, ангельский быть должен голосок!» — это уже не просто лесть, а следующая степень лицемерия, лукавство (голосок-то в клюзе вместе с сыром), от которого Лиса тотчас переходит к коварству: «Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!» Как видишь, различные стадии лицемерия здесь так точно и органично переплетены между собой, так полно взаимодополняются, так ловко обслуживают злой Лисицын умысел, что… «Сыр выпал — с ним была плутовка такова».

Лицемерие можно уподобить прогрессирующей болезни, первым симптомом которой будет скрытность, а кризисом — коварство, за которым закономерно последует деятельный исход — подлость. Скрытный человек совсем не обязательно будет коварным, хотя доброжелательным мы все же не сумеем его назвать, не рискуя обмануться.

Человек, который что-то прячет в себе от других, уже как бы предрасположен к лицемерию; тут нам приходится согласиться с В. Далем. Но коварный, для того чтобы вполне насладиться плодами своего коварства, обязан быть и скрытным, и притворным, и льстивым, и лукавым.

Ибо прежде всего он должен скрыть корыстный расчет или злой умысел, возникающие на соответствующих стадиях «болезни лицемерия».

Без этих расчета и умысла лицемерия в собственном смысле слова еще нет. Поэтому человека, который обманывает тяжелобольного, улыбается и бодрится возле его постели, вместо того чтобы огорчаться и сострадать, мы назовем не лицемером, а притворой, обманщиком, но обманщиком из самых добрых побуждений.

Иное дело, если за этим обманом скрывается корыстный расчет или злой умысел. Представь себе, твой друг неожиданно стал плохо выглядеть: побледнел, осунулся, пожелтел лицом. А ты, вместо того чтобы обратить его внимание на эту явно нездоровую перемену, станешь расхваливать его внешний вид, при этом рассуждая: 1.

«Не стану ему об этом говорить, а то еще обидится на меня». Или: 2. «Навру ему, а то он пойдет к врачу, и наша поездка сорвется». Или: 3. «Так ему и надо! Чем красноречивее я ему солгу, тем позже он обратится к врачу и тем хуже ему будет».

Это уже будет лицемерием, причем лицемерием прогрессирующим: от трусливой лести (1) к своекорыстному лукавству (2) и, наконец, к коварной подлости (3).

Лицемерие тем опаснее, что самые подлые намерения оно прячет за благороднейшими словами и дружелюбнейшими внешними действиями; пороки обряжает в добродетели, ложь выдает за истину.

«Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, — замечает Ларошфуко, — что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу». Так уж устроен человек, что здравый смысл его ориентирован на добро, а не на подлость.

И потому человек легко поддается обману.

Двуличие — вот основное оружие лицемера. Недаром Данте в своей «Божественной комедии» воплощением лицемерия сделал великана Гериона: «Он ясен был лицом и величав спокойством черт приветливых и чистых, но остальной змеиным был состав. Две лапы, волосатых и когтистых; спина его, и брюхо, и бока — в узоре пятен и узлов цветистых».

Читайте также:  Вопросник основы семейного договора - психология

Как ты думаешь, чем отличается подхалим от льстеца? Прежде всего тем, что подхалим очевиден нам в своих намерениях. Подхалимство — раболепствующая лесть, сообщает «Словарь русского языка», а раболепство всегда заметно. Лицемер не раболепствует, и в этом он намного опаснее подхалима.

Потому как в отличие от других пороков, которые чем сильнее развиты, тем более бросаются в глаза, лицемерие чем изощреннее, тем незаметнее. Чем подлее лицемерящий человек, тем он представляется нам благороднее, чем сильнее и умелее, тем слабее и бесхитростнее будет выглядеть.

И тем неожиданнее, тем злее и болезненнее окажется удар, который он нам может нанести.

Впрочем, лицемер опасен не только для окружающих. Прежде всего он опасен для самого себя. Помнишь, мы сравнили лицемерие с болезнью, перечислив ее прогрессирующие стадии.

Так вот, раз начав лицемерить, человек иногда бывает уже не в силах остановиться, перешагивает, а то и перепрыгивает от скрытности вследствие своей слабохарактерности к притворству в силу привычки, затем лести из удобства.

Никакого злого умысла он пока не таит, но… «(Мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед собой», — предупреждает нас Ларошфуко. «Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок», — предостерегает Шамфор.

https://www.youtube.com/watch?v=iDEA5LnFIfI

Начинающий лицемер может и не заметить, как родится в нем злой умысел, как лесть его станет сперва лукавством, затем коварством, а коварство обернется самой настоящей подлостью.

Люди будут считать его подлецом, а он, продолжая лицемерить о ними — и с самим собой в первую очередь, — будет рассуждать так, как собирался рассуждать наш лицемерный «соавтор» в том месте, где мы его прервали: «И вообще, что бы ни писали моралисты, лицемер, если разобраться, самый искренний человек. Просто он постиг ту горькую истину, что все люди лицемеры, только все они боятся в этом признаться. Но я не боюсь, я открыто заявляю — да, я лицемер! И именно поэтому никакой я не лицемер, не притвора, не льстец и уж тем более не подлец, а человек такой же искренний, прямодушный и добропорядочный, каким, я не сомневаюсь, являешься и ты, дорогой читатель!»

Источник: https://pro-psixology.ru/azbuka-dlya-nesovershennoletnix/226-licemerie.html

Ханжа

— святоша, притворно высоконравственный человек, лицемерно осуждающий пороки, которые ему же и присущи. 

Этимологические словари возводят ханжу к слову «хаджа». Каким образом «паломник» стал «святошей-лицемером», не совсем ясно. Скорее всего, свою роль сыграл чисто внешний контраст: заявляет, что святой человек, а выглядит бродягой.

Ирония судьбы: слово, обозначающее ханжество, возникло в русском языке из ханжеской же ситуации.

Люди охотно сближают святость и нищету, но если второе пришествие будет обставлено как и первое, то Спасителя в облике бомжа мы опять не узнаем.

Лицемерие и демагогию в качестве психологических тактик использовали все и давно. Однако поскольку религия веками обладала монополией на мораль, то и сословное лицемерие священнослужителей было более заметным, непростительным и удостоилось особого понятия. Со временем понятие ханжи (святоши) стало метафорой лицемера мирского.

Ханжеское поведение это прилюдное и демонстративное обличение пороков, которыми сам обладаешь, и которым, возможно, втайне предаешься.

Психологическая выгода такого поведения тройная:  1- могу вещать от имени высших моральных инстанций, а это форма власти; 2 — с этих позиций могу безнаказанно проявлять агрессию в форме праведного гнева; 3 — могу отводить от себя возможные подозрения в собственных не слишком нравственных желаниях или поступках.

Естественно, к данному приему привычнее прибегают в культурах или группах, где статус определяется идеологической безупречностью. Политические ханжеские высказывания вполне осознаны, расчетливы и неотличимы от демагогии. Простодушное же ханжество не слишком умной и грамотной женщины, громко обличающей богатство или половую распущенность, может ею и не осознаваться.

Психологически ханжество формируется одной из защит – проекцией. Во мне есть желания и свойства, признаться в которых не могу даже себе. Чтобы как-нибудь случайно их  не обнаружить и жить спокойно, я вытесняю их в бессознательное.

Правда, теперь эти гадкие пороки я почему-то с особой проницательно замечаю в других людях. Чем более нечиста бессознательная часть моей совести, с тем большей страстностью именно эти пороки обличаю в окружающих.

Данный бессознательный механизм исследователи обнаруживают во многих психологических и социальных феноменах – в подозрительности и ревности, в фанатизме и ксенофобии.

Например, таковы суждения вроде «все эти евреи помешаны на деньгах, а для нас нет ничего важнее духовности» или «все эти ниггеры только и мечтают изнасиловать наших белых жен и дочерей, а нам такие мысли и в голову не приходят».

Источник: http://velaps.ru/slovar_chert/khanzha-351/

Каково значение слова «ханжа»? :

Нет ли в вашем окружении человека, который любит разглагольствовать о честности, о святости, о порядочности, любит оперировать такими понятиями, как мораль, нравственность и гуманизм? Однако вам известно, что в некоторых ситуациях этот человек повел себя далеко не благородно, не оказал вовремя помощи, не проявил сострадания. Если вам такой человек знаком, тогда значение слова «ханжа» вам будет проще уяснить, потому что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более если пример перед глазами.

Обратимся за помощью к толковому словарю

Толковый словарь русского языка В. Даля четко описывает значение слова «ханжа». Он определяет ханжу как лицемерного, притворно набожного человека, двуличного пустосвята.

Ушаков толкует это слово как притворную добродетельность и пустую бездеятельную набожность.

Ожегов и Шведова в значение слова ханжа вкладывают тот же смысл — показное рыцарство, фальшивая святость и напускная духовность.

Толковый словарь Ефремовой описывает ханжу как неискреннего, лукавого человека.

Основные черты

Значение слова «ханжа» мы выяснили, а как распознать такого человека? Как определить, что громкие слова о благородстве и милосердии — это всего лишь пустые рассуждения? Для этого психологи советуют присмотреться к поведению человека.

Как правило, высокоморальная личность ведет себя скромно и спокойно. А вот если личность вылезла на трибуну, бьет себя в грудь и кричит о желании помочь всему человечеству и в то же время не проявляет участия к судьбе одинокой старушки, живущей этажом ниже, то этот человек стопроцентный ханжа.

У него слово расходится с делом. Например, если человек проповедует порядочность и верность, а сам является распутником, то такого человека можно с уверенностью назвать ханжой.

В жизни не существует ослепительно белого или непроглядно черного цвета. Все относительно, даже у самого хорошего человека есть свои скелеты в шкафу, и даже у, казалось бы, самого отъявленного злодея можно найти что-то светлое. А вот ханжа демонстративно порицает всякую аморальность, проявляет крайнюю показную нетерпимость к недостаткам других.

Итак, 3 основных черты, которые подскажут, что перед вами ханжа:

  • демонстративность поведения;
  • расхождение слов с делом;
  • нетерпимость к недостаткам других людей.

Психологи предупреждают

Что означает слово «ханжа», мы уже разобрались. Психологи предупреждают, что такие люди стремятся манипулировать другими, являются приспособленцами.

Кроме того, такое поведение может свидетельствовать о желании человека скрыть какие-то свои недостатки, грехи из прошлого.

Прикрываясь демагогией о моральности и принципах благородства, ханжа на самом деле не доверяет другим и по сути является циником.

Однако психологи предупреждают, что иногда человек с темным прошлым может действительно сожалеть о былых неблаговидных поступках, чувствовать угрызения совести, и тогда его разговоры о нравственности и духовности искренние. Здесь нужно уже ориентироваться на поступки человека.

А есть ли синоним слова «ханжа»? Конечно, есть. Ханжу также можно назвать лицемером, фальшивым человеком, циником, святошей, иудой, фарисеем, двуличным.

Источник: https://www.syl.ru/article/218801/new_kakovo-znachenie-slova-hanja

Стоп — афёра

Ханжа своим поведением доставляет немало неприятностей, окружающим его людям. И в тоже время, ханжа сам оказывается замечательной жертвой для аферистов и мошенников. Как часто люди употребляют слово ханжа, особо не задумываясь о его смысле.

Википедия говорит о том, что ханжество – это показная форма праведности, показная приверженность формальным нормам поведения, при этом, ханжа в тайне неверен идеям, которые сам демонстративно исповедует.

То есть, ханжа – это человек с двойным дном. И своё второе, неприглядное дно ханжа скрывает всеми силами от окружающих. Найдя у жертвы это второе дно, профессиональный аферист получает мощный рычаг влияния на эту жертву в своих интересах. Именно поэтому, теория жертвы определяет ханжу, как очень перспективных объект всевозможных мошеннических схем.

Читайте также:  Стратегии достижения цели: иллюстрации - психология

Очевидный вред ханжества

На закате СССР ханжество поразило огромный слой управленческой элиты советского общества. Призывая народ к соблюдению морали в личной жизни, к преданности делу КПСС, к скромности и ограничению материальных потребностей, партийные функционеры сами были далеки от морального кодекса строителя коммунизма.

Не редки были факты использования служебного положения для обогащения. А люди, исключавшие из партии коммунистов, имеющих любовниц, сами не придерживались принципов супружеской верности. Такая двойная жизнь партийного руководства подрывала веру населения в дело социализма.

И этим не преминули воспользоваться международные аферисты крупного масштаба, ускорив падение СССР. В результате аферы – развал СССР, капиталистическим странам удалось избежать жестокого кризиса.

Кризис системы западных стран был предотвращён за счёт того, что практически на территории бывшего СССР был ликвидирован средний класс. За счёт резкого обнищания, практически ста восьмидесяти миллионов граждан СССР, потерявших свои сбережения, смогла устоять в девяностых годах прошлого века, система капитализма.

Вот это, будем называть вещи своими именами, афера мирового уровня! А всего лишь, такая мелочь, как ханжество класса управленцев, легло в основу такой грандиозной аферы.

Бытовой ханжа

На уровне межличностных отношений, мы часто встречаем людей, яростных поборников гипертрофированных нравственности, религиозности, честности, порядочности и других позитивных качеств.

Создаётся впечатление, что эти люди пытаются, таким образом, убедить себя в необходимости правильного, по их авторитетному мнению, поведения. Своими яростными монологами о порочности, ханжи пытаются создать впечатление у окружающих, что они кристально чисты.

А как же иначе? Ведь они так хорошо подмечают недостатки других!

Но давайте рассуждать. Если для человека вести себя правильно – естественно, как дышать, то этот человек никогда не будет давать эмоциональную реакцию на возможные нарушения нравственных норм. Такая реакция возможна только у человека, который имеет в себе тот недостаток, который яростно, эмоционально и непримиримо осуждает по поводу и без повода.

Один мой бывший партнёр по бизнесу, Сергей Ф. (имя изменено) большую часть презентации посвящал не преимуществам бизнеса, а важности таких качеств, как честность и порядочность.

Поскольку Сергей никогда не упускал возможность, стоило партнёру расслабиться, обмануть ближнего своего по мелкому или по крупному, ему было крайне важно всеми силами укрепить уровень доверия к себе.

Вот и старался человек, показывая всем, на словах, как ему важны, порядочность и честность.

Ханжа всегда проявляет интерес к порочным сторонам человеческой жизни, к порочным, запрещённым наслаждениям.

Ужасаясь этим обстоятельством, ханжи бросаются в другую крайность и прилагают все силы, чтобы внешне соответствовать общепринятым стандартам. Ханжа не рискнёт одеться чересчур модно.

 Ханжа неодобрительно относится к людям, готовым рисковать, или осваивающим новые виды бизнеса или новые профессии.

В тайне ханжа мечтает переступить черту дозволенного. Именно поэтому, такие блюстители нравственности легко становятся добычей аферистов из числа повес и сирен. Ханжи часто попадают под влияние тёмных личностей.

Аферист, при встрече с ханжой, не принимает монологи ханжи о нравственности за чистую монету. Наоборот, такой ярый поборник нравственности, тайно мечтающий пересечь черту дозволенного, только и ждёт правильного предложения, чтобы оказаться жертвой мошеннической схемы.

Аферисту, всего то и надо, что позволить ханже всласть критиковать своё поведение и дать ханже надежду, что тот мошенника сможет изменить к лучшему своими проповедями. Аферист не принимает слова ханжи близко к сердцу, что даёт ему возможность проводить с жертвой больше времени. Аферисту надо только вытащить наружу тайные желания такой жертвы.

Став жертвой такой хитроумной аферы, ханжа не станет обнародовать обстоятельства, при которых у него отняли деньги или имущество. Потому, что такое откровение вытащит на свет истинную сущность ханжи. А мошенникам и аферистам только того и надо, чтобы жертва аферы вела себя тихо.

Источник: http://stopafera.ru/2013/11/02/teoriya-zhertvy-hanzha/

Кто такой ханжа простыми словами

Понятие «ханжество» традиционно возникло в средневековой Европе как определение для людей с особыми свойствами характера, — ложно набожных и псевдо духовных. С течением времени это понятие трансформировалось в реальную жизнь и приобрело более широкое значение.

Ханжество как элемент психологии

Очень часто в обыденной жизни можно услышать нарицательное выражение: — «Да он же ханжа!». Чаще всего оно относится к людям лицемерным и двуличным. На самом же деле, определение ханжества представляет собой несколько иное наполнение и, соответственно, говорит об особенных свойствах поведенческой культуры:

  1. Человек часто говорит о «высоких материях», земных и духовных благах, чрезмерно религиозен. Однако стиль его поведения совершенно не соотносится с его словами и, зачастую, такой индивид не придет на помощь нуждающемуся, обидит более слабого, спишет свою вину на ближнего и так далее;
  2. Ханжа склонен поучать, приводить в доказательство своих слов всевозможные примеры из жизни своих знакомых или цитировать биографию великих людей: первооткрывателей, артистов, художников, спортсменов и прочих. Это делается с целью навязывания собственной системы ценностей и внушения ложных истин о добросердечии рассказчика, его правильных взглядов на жизнь. Сам ханжа при этом склонен к меркантильности, сознательному обману, подмене и искажении фактов (для собственного оправдания) неуместной похвальбе;
  3. Благородство и бескорыстное участие лица, являющегося ханжей, очень условно. Он отдает только те вещи и совершает только те поступки, которые не приносят ему значительных тягот. Если «нужное» и «важное» затрагивают поле его собственных интересов, ханжа либо не сможет бескорыстно помочь либо (при условии отсутствия выбора) будет бесконечно попрекать «куском хлеба», возвышать себя и свою помощь, ставить единожды обратившегося в неловкое, неудобное и вечно зависимое положение.

Ложь, которая направлена на создание образа «христианина» и «жертвы». Ханжа всегда будет строить из себя «доброго самаритянина», который всех обеспечивает или выдерживает серьезные моральные нагрузки во благо кого-то.

Такой человек из мухи раздувает слона и не понимает выражения «временное участие» или «помощь». Тем более, он сделает все от него зависящее, чтобы эта временная помощь стала постоянной и полномасштабной.

Мысль о том, что кто-то может без него обойтись и больше не будет повода строить из себя «самого главного и самого бескорыстного» для ханжи просто невыносима.

Отличие ханжества от лицемерия и зазнайства

Главными отличиями ханжества от обычного лицемерия и зазнайства является его узкая направленность.

Чаще всего ханжа проявляется стойкое нарушение процессов самосознания и самоопределения только в одной сфере – семейной, социальной, трудовой и так далее.

Механизмы лжи, двуличие, красивые слова включаются только в определенные моменты времени и при определенных условиях – например, чтобы скрыть вину за плохой поступок.

Ханжество в религии и культуре

Еще в 15 веке Ноам Хомский писал, что «ханжа»  — это тот, кто прикладывает к другим стандарты, которые отказывается применять к себе. Для определения духовной и религиозной составляющей это определение подходит как нельзя лучше.

Как ведет себя религиозный ханжа?

Он создает видимость истинно верующего, соблюдающего все заповеди и каноны. Однако на самом деле поведение этого человека далеко от норм морали и нравственности.

Исповедь для ханжи мало что значит. Иными словами, он не ощущает своей вины за содеянное, только понимает, что это «плохо» и сообщает об этом. Его главная цель – подольститься к настоятелю, святому отцу, чтобы в любое время приходить к нему плакаться, в каждом рассказе создавая повод для самовосхваления;

Тонкое выставление чужих недостатков. Стремясь прикрыть собственные огрехи и несовершенства в религиозной, социально-культурной жизни ханжа всегда будет искать более слабых людей или тех, кто совершает ошибки. Это делается с целью психологической травли человека, списании своих ошибок на него, резонировании на фоне более несовершенного человека.

Моральное преследование. Ханжа никогда не гнушается показухи, обиды при несогласии с его мнением, предательства, тому подобное. Поэтому до тех пор, пока морально-нравственный облик ханжи не достигнет того состояния, которое ему нужно, он будет идти по головам и применять все методы воздействия.

Абсолютная безграмотность. Зачастую люди со стертыми моральными ориентирами не считают нужным вникать в чужие проблемы или осваивать новые предметы. Им достаточно тех знаний, умений и навыков, которые они уже приобрели в процессе учебы/работы на своем месте. Иные методы и новые знания они жестко игнорируют и пресекают, считая ересью и нарушением общих правил.

Источник: https://microzajmi.ru/kto-takoj-hanzha-prostymi-slovami/

Ссылка на основную публикацию