Откуда берется совесть — психология

Откуда берется совесть?

Анна Литвинюк из газеты «Молодежь Эстонии» ведет беседу с психологом Людмилой Кудрявцевой

Как возникает совесть у маленьких детей, имогут  ли родители  повлиять на развитие совести у ребенка?

Голос изнутри

Еще Иммануил Кант говорил: «Есть две вещи, которые не перестают меня удивлять, это звездное небо над  головой и моральный закон в моей душе».

Этот моральный закон в душе охраняет совесть,  она подает свой голос каждый раз,  когда мы его преступаем.

-У всех ли людей  есть голос совести?

— Уверена, что у всех, но к нему надо прислушиваться потому, что существуют и  другие голоса, более громкие и требовательные, как внутри  так и снаружи.

Например, снаружи это может быть голос рекламы, политиков, СМИ, родителей и учителей, друзей и родственников, недругов и подстрекателей, знатоков  и умников.  А изнутри «подают голоса» наша лень, эгоизм, обида, зависть, страхи, прихоти, инстинкты, потребности.

  Я думаю, что каждому из нас бывает трудновато прислушиваться из-за них к тихому голосу совести. По сути дела, все они, так или иначе, отражают наши ценности и некоторые из них конфликтуют между собой.

Что же такое в этом случае ценности, если говорить о нравственности?

— Ценности – это то, что для нас очень важно, то, что мы ценим, к чему стремимся, ради чего мы отказываемся от чего-то приятного и даже нужного.

Ценности  служат  основой  моральных  правил и нравственных  норм  общества.

Сейчас может казаться, что в обществе на первый план вышла ценность денег, богатства, власти, успеха, конкурентоспособности. И есть голоса, которые их рекламируют.

Но вовсе  не все люди поставят такие ценности  на первые места, другие больше ценят любовь, дружбу, знание, сотрудничество, творчество…  И все же многие родители хотят, чтобы их дети стали успешными, знаменитыми, богатыми.

К сожалению, эти ценности часто конфликтуют с голосом совести.

— Как и когда развивается нравственность у ребенка?

— Одни ученые говорят, что это происходит в три-четыре года. Я думаю, что это может происходить еще и раньше, даже до года. Многое зависит от восприимчивости матери и ребенка. К году ребенок уже имеет представление об окружающем мире как доброжелательном или враждебном, что связано, в первую очередь, со способностью матери заботиться о малыше.

Представление о себе также закладывается в это же время. Прикосновения, взгляды, тон голоса, настроение матери – вот практические составляющие материнской любви и заботы. Поначалу ребенок не ощущает границы, разницы между собой и матерью. Если мама счастлива, он, как отражение в зеркале тоже чувствует себя счастливым и хорошим.

Это и служит в дальнейшем  основой для развития нравственной сферы ребенка.  

Но бывает, что ребенок рождается с какими-то нарушениями в развитии. Случается, у матери есть какие-то собственные проблемы. Допустим, ее не удовлетворяют отношениями с мужем, а это напрямую влияет на ощущение безопасности, материального благополучия. Может быть и так, что женщина не ощущает себя хорошей мамой.

Чем больше у матери внутренних, личных или социальных проблем, тем ярче все это отражается на ее самоощущении и через нее впитывается ребенком, понимается в значении «я плохой». Хорошо, если мать понимает, что она в ответе за состояние ребенка.

Еще лучше, если такое понимание есть и отца, который, в свою очередь, любит жену и обеспечивает ей  поддержку, от которой зависит  ее настроение.

Значимость папы в вопросе развития совести возрастает для ребенка после года, когда его симбиоз с матерью прекращается. 

В каком же возрасте ребенок начинает слышать в себе голос совести?

— Это происходит, когда мы замечаем, что маленький ребенок уже понимает, что такое хорошо и что такое плохо, правильно или неправильно.

Когда он сочувствует или осуждает, начинает стыдиться  или испытывать чувство вины. В такие моменты в нем обнаруживается что-то – можно называть это совестью – что присутствует в человеке уже изначально.

Этот маленький судья в малыше уже умеет судить не только других, но и самого себя.

Развитие сознания вносит большой вклад в становление моральных качеств в душе ребенка. Оно проявляется тогда, когда человек отдает себе отчет  в своих желаниях, мыслях, чувствах, действиях. Если что-то попадает в зону осознания, это означает, что мы уже можем сформировать к этому свое отношение.

Если ребенок осознает, что кому-то сделал плохо, то он может выработать к этому свое отношение,  сказать себе, что так делать нельзя и затем проявить волю и изменить свое поведение. Уже даже сомнение – хорошо я поступил или плохо – тоже голос совести. Совесть всегда предполагает, что мы включаем Другого в свои собственные ценности и интересы.

Одно дело, когда добрые порывы ребенка не требуют усилий с его стороны и он получает от них только приятные ощущения, подкрепляемые одобрением окружающих.

  И совсем другое дело, когда  доброта требует от ребенка какой-то жертвы, например, отдать свою любимую игрушку, поделиться чем-то вкусным, уступить место, очередь, простить обиду, причиненную боль…  Насущные потребности маленького человека, его инстинкты и влечения направлены на получение удовольствия, а его чувства, эмоции при этом слишком сильны, чтоб нравственное начало победило. Тут ребенку должны помочь родители и воспитатели, чуткие к проявлениям  совести.

Голос родителей.

— В чем может выражаться помощь родителей?

— Родители часто говорят детям, что нельзя брать вещи без разрешения, что нужно делиться, нельзя обижать других, нужно помогать тому, кто упал, кому плохо, кому больно, суметь пожалеть пострадавшего.

 С этих родительских слов и начинается понимание ребенком, что такое хорошо и что такое плохо. Но вот ребенок пострадал от кого-то, приходит, жалуется, такое повторяется снова и снова. Тогда  родители советуют давать сдачу, защищать себя.

У ребенка возникают сомнения: так драться  — это хорошо или плохо?

С детства мама и папа учат детей различать добро и зло и знают, что это не так просто. Например, быть щедрым хорошо, но только в меру. А где мера?   Быть дружелюбным хорошо, но нужно  уметь и защититься. Где мера? Быть трудолюбивым хорошо, но нужно и отдыхать. Опять нужна мера.

Эту меру должна отмерять совесть. Причем своя, а не чужая. Об этой мере можно поговорить с ребенком в связи с произошедшим событием.

Если беседу  построить так, чтоб на событие ребенок посмотрел бы глазами разных участников, «побывал бы в их шкуре», затем сам бы сделал вывод, то это и будет хороший разговор.

Если взрослый наказывает ребенка за «проступки», собственная совесть ребенка будет молчать. Если детей ругают за двойки, они не испытывают угрызений совести, так как уже наказаны извне, нет необходимости в наказании изнутри.

Чем больше детей осуждают, наказывают, тем меньше надо рассчитывать на внутреннего судью. Лучше в таком случае сказать: «Ты получил двойку? Ты расстроен этим?  Да, жаль.

Как ты думаешь, ты сможешь ее исправить сам? Тебе помочь разобраться в чем-то?»

Маленький ребенок, например, очень часто оказывается перед соблазнами.

Хочется взять чужую игрушку или другую вещь, деньги, открыто и без присмотра лежащие на столе, хочется съесть в магазине вкусную конфету – и ребенок тянется к этому соблазну, хотя уже и знает, что так делать нехорошо.

В момент, когда ребенок испытывает эту внутреннюю борьбу, родитель замечает ее в ребенке. Такая борьба в детях, которые еще не умеют скрывать свои чувства, очень заметна.

Если взрослый немедленно осудит, да еще пристыдит при всех, да еще обзовет или  посмеется —  будет ли это действенным воспитательным актом?

Источник: http://tkvgpsykool.blogspot.ru/2010/09/blog-post_09.html

Откуда берется совесть

Мне очень понравилась статья Т.В.  Гагина, поэтому я решила разместить ее на своем сайте. Очень интересная статья.

​О детской жестокости (а еще эгоизме, бестактности, жадности и так далее) сказано столь много и разнообразно, что повторяться смысла особого нет.

Возьмем сразу вывод: детям (как и животным) совесть не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным.

В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса.

Между прочим, и среди взрослых есть много тех, кто про совесть… слышал. И делает на всякий случай умное лицо, чтобы не попасть впросак. Я вот такое делаю, когда слышу что-то вроде «волатильности».

(Черт его знает, о чем это? Авось, пойму из дальнейших рассуждений собеседника. А то, еще лучше, согласно одному из законов Мерфи, выяснится, что текст полностью сохраняет смысл и без непонятых слов).

Так откуда же эта совесть у людей берется?

Поскольку идеи резкого пробуждения сознательности, прорыва социокультурного архетипа в подростковую психику или персональной беседы с Господом мы не рассматриваем, остаются вполне материальные вещи. Кратко, механизм таков:

Совесть — это самоосуждение и самонаказание за то, что сделал «плохо», «зло».

Для этого надо различать «добро» и «зло».

Различение добра и зла закладывается в детстве в режиме банальной дрессировки: за «хорошо» хвалят и дают конфеты, за «плохо» бьют. (Важно, чтобы на уровне ощущений были отложены ОБА полюса, иначе эффекта воспитания не получится).

При этом не только дают конфеты и бьют. Но и объясняют:

  • что это было — «плохо» или «хорошо»;
  • почему это было «плохо» или «хорошо»;
  • и как, какими словами это называется у порядочных, воспитанных, хороших людей;
  • а хорошие — это те, кого не бьют; плохие — кого бьют.

Дальше все по Павлову-Лоренцу.

Поскольку одновременно с конфетой или ремнем ребенок видит выражения лиц, слышит голоса и конкретные слова, да плюс переживает моменты эмоционально насыщенные (внушение проходит быстрее), да плюс общая детская внушаемость от родителей — через несколько (десятков) раз мы имеем четко связанные реакции. Выражения лиц и голоса родителей еще только начинают меняться, а ребенок уже «понял» — что сделал «хорошо» или «плохо». И заранее начал радоваться или — что нам сейчас интереснее — чувствовать себя паршиво. Съеживаться и бояться. То есть «проникаться» и «осознавать». А если не понял по первым признакам, то ему произнесут слова-якори: «подлость», «жадность», «трусость» или «благородство», «настоящий мужчина», «принцесса» — чтобы доходило быстрее. Ребенок становится — воспитанным.

Едем дальше. Жизнь ребенка идет, процесс воспитания продолжается. (Дрессировка продолжается, назовем своими именами).

Поскольку цель дрессировки в том, чтобы человек сам себя держал в рамках, сам себе запрещал делать ненужное и сам себя принуждал делать нужное, то теперь грамотный родитель хвалит — «хорошо» — за то, что ребенок «сам понял, что сделал плохо» и сам себя за это наказал — за то, что переживает.

Как минимум, «осознающих», «сознавшихся», «раскаявшихся» — наказывают меньше. Вот разбил вазу, но не спрятал, не свалил на кошку, а — обязательно «виноватый» — САМ пришел, ПРИЗНАЛСЯ, что ВИНОВАТ и ГОТОВ К НАКАЗАНИЮ.

Вуаля: ребенок находит ВЫГОДУ самообвинения. Это один из его волшебных способов уклониться от наказания, смягчить его. Иногда даже обратить проступок в достоинство.

И, если вспомнить, что главная неотъемлемая черта человека — приспосабливаться, то все понятно.

Чем чаще человеку в детстве доводилось отхватить дополнительных люлей за «бессовестность» и снизить их количество за «совестливость», тем надежнее такого рода переживания впечатались на уровне рефлекса. Якоря, если хотите.

Читайте также:  Японская система образования - психология

Продолжение тоже понятно: всякий раз, когда человек (уже выросший), видит-чувствует-предполагает УГРОЗУ (заслуженного наказания или чего-то, что лишь подается как наказание — на такие разводки были и есть горазды криминальные и армейские товарищи), он начинает РАСКАИВАТЬСЯ, чтобы — АП! — уклониться от люлей, смягчить грядущее, отхватить не по полной программе. И наоборот. Если человек угрозы искренне не видит, то и «ничего такого», «все нормально». И совесть спит сладким сном младенца.

Остается лишь одна деталь: а зачем человек ищет оправданий перед собой? Все просто. Он ищет их не перед собой. Он репетирует свою защитительную речь перед теми (иногда очень умозрительными теми), кто, как он думает, однажды придет и спросит за проказы. Он подставляет себя на роль судьи и палача.

Он проверяет свои аргументы, он ищет самые лучшие резоны. Но это редко помогает. Ведь он (там, в бессознательных глубинах) помнит, что оправдывающиеся (сопротивляются, гады!) получают еще и за «бессовестность», а честно раскаивающиеся — послабление за «совесть».

Потому тем, кто начинает перед собой оправдываться, не оправдаться до конца. Они ведь не «правды» ищут. А — защиты от наказания. И знают с детства, что хвалят и наказывают не за правду, а за — ПОСЛУШАНИЕ. Что те, кто (если) будет разбираться, будут искать не «правых», а «осознавших».

Не «продолжающих запираться», а «добровольно предавших себя в руки». Послушных, управляемых, готовых к «сотрудничеству».

Оправдываться перед совестью — бесполезно. Совесть отпускает тогда, когда приходит (пусть кажущаяся) безнаказанность. Хотя бы и как надежда, что «если до сих пор ничего не было, то и дальше не будет».

Оригинал статьи https://timur-gagin.livejournal.com/26734.html

ТЕГИ

Источник: http://astrolog-gres.com.ua/articles/otkuda-beretsya-sovest/

Бесплатная лекция «Что такое совесть?» Людмилы Петрановской

Этот упрек время от времени слышит в свой адрес любой ребенок, причем по самым разным поводам:

— слишком громко топает, бегая по коридору;

— получает годовую тройку по математике;

— пытается отобрать у брата/сестры игрушку;

— грубо отвечает родителям;

— требует, чтобы бабушка кормила его с ложки, пока он

катается на велосипеде…

Поначалу мы выступаем в роли «внешней» совести ребенка и надеемся, что со временем он сам научится справляться с этой задачей.

Это одно из выражений нравственного самосознания личности, включающее в себя умения:

● Оценивать собственные поступки с точки зрения моральных принципов;

● Самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности;

● Контролировать свое поведение в соответствии с этими обязанностями.

Дело не в том, что это большая удача — иметь рядом близкого человека, у которого совесть точно есть.

И даже не в том самом стакане воды, который вам когда-нибудь непременно подадут.

Правильно «настроив» совесть ребенка, мы можем быть уверены, что он:

— Будет вести себя достойно, даже когда нас нет рядом;

— Сможет отдавать себе отчет в том, насколько хороши его поступки – а значит, выстраивать эффективную модель поведения;

— Усвоив основные нравственные нормы, успешно включится в социум и заслужит доверие окружающих.

Можно без конца спрашивать ребенка, есть ли у него совесть, но вряд ли это поможет ему быстрее сформировать свой внутренний нравственный закон. Вместо этого стоит понять:

Откуда берется совесть: механизмы формирования внутреннего нравственного закона; в каком возрасте ребенок сам способен понять, «что такое хорошо и что такое плохо»;

Почему нам так важно, чтобы ребенок вырос совестливым: верно ли мы понимаем, что такое совесть; как она поможет ему и нам в дальнейшей жизни;

Как воспитывать в ребенке именно совесть, а не чувство вины: известно, что постоянные упреки, обвинения и наказания могут сослужить плохую службу в воспитании ребенка.

А какая совесть у нас, взрослых? Ведь наше отношение к внутреннему моральному закону является для ребенка негласным объектом для подражания.

● Какое значение вкладывают в слово «совесть» психологи;

● Как мы сами относимся к правилам, предписаниям, законам и культурным табу – и как это влияет на поведение наших детей;

● Какими мы хотим видеть наших детей и почему слово «бессовестный» до сих пор остается одним из главных бытовых обвинений в адрес детей всех возрастов?

Смотреть лекцию в записи!

Семейный психолог, психодраматист(в профессии более 20 лет), есть дочь.

Автор многих полюбившихся родителям книг:

«Что делать, если…»«Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»«Если с ребенком трудно»«Как ты себя ведешь? 10 шагов по изменению трудного поведения»«В класс пришел приемный ребенок»«Дитя двух семей. Книга для приемных родителей»

Один из ведущих специалистов в РФ в области адаптации детей-сирот в приемных семьях

Основатель Института развития семейного устройства

Тренер, ведущая семинаров для родителей и для специалистов

Лауреат Премии Президента РФ в области образования

Чтобы прослушать бесплатную лекцию, вам потребуется:

А) компьютер/смартфон/любой гаджет с доступом в сеть Интернет;

Б) 5 минут времени на то, чтобы прямо сейчас зарегистрироваться на мероприятие.

Как зарегистрироваться?

1. Заполните форму ниже;

2. Проверьте почтовый ящик, который указали при регистрации: на него придет автоматическое письмо;

3. Откройте письмо и подтвердите регистрацию, перейдя по ссылке.

Теперь вы в списке участников! В день лекции ждите от нас письма с напоминанием о предстоящей лекции и ссылкой на онлайн-канал.

Продолжительность лекции: 1,5 – 2 часа

Ваши возможности в чате: читать, комментировать, задавать вопросы спикеру.

Видеозапись лекции появится в открытом доступе на нашем сайте спустя 2-3 для после мероприятия.

Если что-то неясно в содержании мероприятия или возникают сложности при регистрации, ― просто напишите нам на [email protected]. Ответим на все вопросы!

Источник: http://family3.ru/freesovest/

Что такое совесть | КТО?ЧТО?ГДЕ?

Что такое совесть, многие догадываются, поскольку не раз испытывают ее проявления. Надо хорошо понимать, что собою представляет этот внутренний регулятор, и превратить его в своего союзника.

Нередко при совершении не вполне достойных поступков человек ощущает негативные эмоции внутри. Возникает некий дискомфорт, порой довольно сильный, не дающий спокойно существовать дальше. Подобное чувство принято называть совестью.

Этот внутренний контролер гложет после негативных поступков, слов либо мыслей и приносит удовлетворение при противоположном поведении.

Хотя догадываются о ее существовании почти все, мало кто с уверенностью сможет рассказать, что такое совесть, откуда берется и почему навевает определенные эмоции и ощущения. В этом стоит разобраться по порядку.

Что такое совесть: популярное определение

Существует множество вариантов трактовок природы этого явления, пояснений, что оно собою представляет.

Значительное их число связано с различными религиозными течениями, где обычно под указанным термином понимается некое чувство вины перед высшими силами (Богом) за нарушение данных ими заповедей. Часто дается пояснение о «свете истины», мешающем поступать плохо.

Популярное же определение, что такое чувство совести, не ассоциированное с религией, подразумевает в этом случае определенные свойства личности.

Каждый психически здоровый и полноценно развитый человек вырабатывает внутренний саморегуляционный механизм, помогающий формулировать эталоны нравственности для последующего измерения всего сказанного и сделанного, оценки слов и поступков по собственной шкале достойного/недостойного.

Что такое стыд и совесть: врожденное или приобретенное

Те, кто пытается дать определение этому внутреннему «полицейскому», ломают копья в основном относительно того, дано ли подобное чувство от рождения априори или развивается уже по ходу взросления, на основе испытываемых человеком социальных влияний, внушенных ему нравственных установок, принятых в конкретной семье или социуме как таковом. Пока подобный вопрос остается открытым, по причине отсутствия доказательств с обеих сторон. Сходятся же они в одном: совесть представляет собою внутренние рамки, сформированные самим человеком исходя из принятых им моральных установок. Нарушение таких границ и вызывает дискомфорт разной интенсивности, а сохранение, особенно в ситуации непростого нравственного выбора, улучшает самооценку. Личность осознает, что сохранила свою идентичность, не позволила обстоятельствам ее попрать.

  • Коллеге
  • Любимой
  • Мужчине
  • Начальнику
  • Ребенку

С подобной необходимостью сталкиваются родители подрастающего малыша и педагоги, которым приходится заниматься с ним в учебных учреждениях. Пояснения надо давать с учетом степени понимания конкретного крохи, его возрастных особенностей. При общении с дошкольниками стоит использовать конкретику, приводя доступные им примеры.

Один из вариантов: совесть — это когда родители запрещают снимать шапку на холоде, и ребенок осознает, что не слушаться старших плохо. Потому, когда он снимает шапку, тем самым нарушая мамин и папин запрет, он отлично знает, что поступает нехорошо, из-за чего душа у него болит.

Нужно дать крохе понять: указанное чувство — помощник, поскольку мешает вести себя неправильно, и к ней надо прислушиваться.

Что такое «совесть грызет»

Под этим выражением скрывается та самая гамма чувств, которую провоцирует не соответствующий нравственным установкам самого человека поступок. Сопряжены ее проявления с резким снижением самооценки. Появляется это из-за осознания предательства самого себя, собственных внутренних убеждений.

Обычно сила таких душевных мук пропорциональная тяжести проступка. Разброс велик — от легких «покалываний» до настоящего огня, приносящего боль, мешающего полноценно жить дальше, особенно если отсутствует возможность исправления содеянного.

Множество людей, превращавшихся в предателей или совершавших иные гнусные действия, нередко из-за невозможности перенести внутренние терзания отваживалось на суицид.

Что такое угрызение совести: поворот в конструктивное русло

Не стоит полагать, будто понимание, что такое совесть человека, и само ее действие деструктивны. Тут многое зависит от ракурса, под которым рассматриваются такие нравственные проблемы.

Попытки бороться с проявлениями совести, заглушать ее путем воздействия на организм психотропных соединений, алкогольных возлияний, даруют лишь временную иллюзию спокойствия.

Проступки никуда не деваются — человек только ненадолго сбегает от них, чтобы потом, по мере протрезвления, ощутить гамму еще больше усилившихся негативных эмоций. Нежелательно воспринимать указанное чувство как врага. Мудрая личность обернет ее проявления на пользу саморазвитию.

Подсказками своего душевного нравственного регулятора имеет смысл пользоваться для предотвращения нежелательных поступков, избегания способного разрушить жизнь поведения. Подобный подход принесет личное счастье, карьерный рост, из-за возникшего уважения окружающих.

Источник: http://kto-chto-gde.ru/chto-takoe-sovest/

Понятие совести: что это такое с позиции науки и религии?

Что такое совесть? Определение можно получить на основе постижения научного опыта человечества. Вот уже много веков философов, религиозных деятелей, психологов, педагогов и научных деятелей волнует проблема совести. Требуется рассмотреть в контексте, пожалуй, самых важных сфер жизнедеятельности современного социума значение слова совесть.

Совестливость в религии

В святых писаниях христиан, мусульман, кришнаитов и буддистов фигурирует понятие совестливости. Что такое совесть? Определение, полученное на основе анализа разнообразных религиозных писаний, звучит так: совесть человека — внутренняя рациональная способность, которая свидетельствует о нашей системе ценностей.

Раньше общим тропом в комедиях и мультфильмах было наличие ангела и дьявола на плече человека. Внутренняя борьба человека олицетворялась наличием ангела, представляющего совестливость (на правом плече) и дьявола, представляющего искушение (на левом плече).

Этот тип фольклорных образов дал людям ложное впечатление, что совестливость — это словно комната, в которой человек мог слышать голос Бога (наличие системы ценностей) или дьявола (отсутствие таковой).

Библейский взгляд состоит в том, чтобы рассматривать ангела на плече как представителя внутренней системы ценностей.

Совестливость является частью Божьих внутренних способностей, критического внутреннего осознания человека, свидетельствующего о нормах и ценностях, которые люди признают при определении правильного или неправильного. Понятие совести не сводится к судейской функции — так предполагает современный подход христиан к данному определению.

По библии совестливость служит свидетельством того, что человек уже знает. Она может побудить внутренний диалог рассказать о том, что каждый уже знает, но чаще всего это присутствие проявляется через эмоции. Когда люди соглашаются с ценностями своей совести, то они чувствуют удовольствие или облегчение.

Читайте также:  Конгруэнтность - психология

Совесть грызет вас, когда вы делаете зло своему ближнему. Еще совестливость информирует вас о правильности или неправильности действия, прежде чем вы совершите его. Бесчестный поступок обязательно заставит совестливость «кричать».

Это потому, что в религиозном мировоззрении Бог велит всем людям любить ближнего своего.

Как совесть может быть очищена по религиозным канонам? Ответ прост: полагаться на Бога и его учения — значит, жить по совести в религиозном понимании.

Совестливость в юриспруденции

В юриспруденции честь и совесть являются фундаментальными понятиями. Они используются во множестве международных документов, где интерпретация этих терминов имеет не только моральную внутреннюю, но еще и юридическую силу.

Что такое совесть? Определение можно найти у английских гуманистических юристов XVI -XVII веков. Они интерпретировали совестливость как совокупность универсальных принципов, данных человеку богом при рождении.

А постепенное реформирование средневековой римской правовой системы с помощью письменных заявлений, использования присяжных спровоцировало озабоченность по поводу концепции правильного и неправильного. Таким образом, с тех пор на вопрос о том, нужна ли совесть, можно отвечать уже с правового ракурса.

Всеобщая декларация ООН о правах человека, которая является частью международного обычного права, конкретно пишет о совести в пп. 1 и 18. Аналогичным образом в Международном пакте Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах упоминается это понятие в п. 18.1.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестливостью и должны взаимодействовать в духе братства (п. 1).

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения самостоятельно или в сообществе с другими людьми, а также публично или частно проявлять свою религию или веру в преподавание, практику, поклонение и соблюдение (п. 18).

Здесь нет конкретного ответа на вопрос о том, что делать, если мучает совесть. Эти международные документы лишь утверждают, что надо жить по совести, однако ее человек формирует и трактует самостоятельно. В отличие от религиозных писаний, честь и совесть в правовой документации не являются манипулятивными понятиями и сдерживающим механизмом.

Это можно понять из контекста правовых документов. Как совестливость можно очистить в понимании права? Прежде всего, необходимо признать вину перед судом. Исключительно от раскаяния «на бумаге» здесь зависят честь и совесть. Только сознание, то есть способность человека отдавать себе отчет в правомерности содеянного, может регулировать его честь и совесть.

Совестливость по Фрейду

Альтернативный подход к совести исходит от Зигмунда Фрейда. В своей книге «The Outline of Psychoanalysis» (1949) он писал, что человеческая психика вдохновлена мощными инстинктивными желаниями, которые требуют удовлетворения, и обозначил, зачем человеку совесть.

Эти желания возникают при нашем рождении и имеют решающее значение для поведения человека в возрасте до 3 лет. Эти главные желания и их удовлетворение (например, еда, комфорт) приводят в движение Ид. По мнению Фрейда, Ид развивает две широкие категории желаний.

Эрос — это жизненный инстинкт, который дает людям желания пищи, самосохранения и секса. Танатос — это инстинкт смерти, который стимулирует стремление к господству, агрессии, насилию и самоуничтожению.

Эти два инстинкта находятся в состоянии войны в пределах Ида и должны быть смягчены ограничениями Эго и совестливостью.

С первых лет дети узнают, что власти в мире ограничивают степень удовлетворенности этих желаний. Поэтому люди создают Эго, которое учитывает реалии мира и общества. Эго Фрейд называет принципом реальности, потому что осознание человеком себя и других имеет решающее значение для его взаимодействия с окружающим миром и формируется в возрасте от 3 до 5 лет.

Еще Фрейд утверждал, что Суперэго развивается с 5 лет, усваивая и отражая неодобрение окружающих людей. Поэтому, когда наши родители восхваляют или обвиняют нас, хмурятся и улыбаются, мы получаем чувство стыда при неодобрении и удовольствия при одобрении. Таким образом, Суперэго запрещает определенные действия и порождает чувство вины (муки совести).

Суперэго превращается в собственную жизнь и силу независимо от рационального мышления индивида: оно запрограммировано в каждом реакциями других людей. На самом деле Суперэго ограничивает агрессивные сильные желания людей, что разрушили бы последних без контроля.

Итак, что такое совесть? Определение Фрейда гласит, что это рычаг давления со стороны власти.

Эрих Фромм согласен с мнением Фрейда. По его мнению, проблема совести имеет отсылку к деструктивности. То есть характеристика совести здесь исходит от чьей-то трактовки, а не от сознания самого индивида.

Совестливость по Эриху Фромму

Поскольку Эрик Фромм испытал все зло нацизма, то он описал в своих книгах, как свобода с совестливостью могут быть вредны даже в самых цивилизованных обществах.

Чтобы объяснить, как, например, Адольф Эйхманн может умолять о пощаде за массовое убийство в 1961 году, оправдываясь, что он только «следил за порядком» при принятии окончательного решения, доступно ссылаться на идею Фромма об авторитарной совести.

Эрик Фромм был ребенком Холокоста и пытался объяснить, как цивилизованные люди могут опуститься до варварства и почему они не чувствовали угрызения совести после сего. Для этого он изобрел такой термин, как совестливость авторитарного типа.

Что такое совесть? Определение гласит: это голос внешней власти, что-то близкое к понятию Фрейда о Суперэго, что уже рассматривалось выше. Этот внутренний голос может быть подкреплен страхом наказания или вызываться восхищением (или даже способен быть создан, потому что человек боготворит авторитетную фигуру, как было с приверженцами Гитлера).

Обратите внимание, что голос авторитарной совести соблюдается не потому, что это хорошо, а вследствие того, что он находится во власти.

Таким образом, и нацисты совершают зверское зло, потому что они подчиняются голосу, который выходит извне, минуя их собственный моральный смысл.

Присутствие авторитетной фигуры необходимо для укрепления и поддержания этого голоса, в противном случае он теряет свою силу.

В отличие от авторитарной совести гуманистическая ее разновидность (тоже по Фромму) — это голос, присутствующий в каждом человеке и независимый от внешних санкций и наград. Он основан на том факте, что у людей есть интуитивное знание, определяющее человеческое и бесчеловечное, улучшающее жизнь и разрушающее ее.

Это чувство совести служит нашему функционированию как человека. Это голос, который призывает каждого к себе, к его человечности. Таким образом, угрызения совести гуманистического типа определяют сознание.

А такие фундаментальные понятия в психологии и юриспруденции, как честь и совесть (разум и совесть) составляют единство.

Жить по гуманистическим канонам, искренне признавать собственные ошибки — это, по мнению Фромма, ответ на вопрос о том, как избавиться от угрызений совести.

Совестливость в этике

Это понятие — одна из ведущих категорий этики, сложное структурно-функциональное образование. На протяжении многих веков этическими показателями формировалось определение совестливости.

В мифологии Древней Греции она была связана с богинями мести Эрин, задача которых — наказывать бессовестных людей. В ту же эпоху в древнегреческой литературе появились истории, где герои (например, Еврипид) страдают не только от мести богинь, но и от собственных угрызений совести, от осознания содеянного.

Теоретическое объяснение категории совести тесно связано с философскими и этическими позициями мыслителей. В домарксистских этических учениях важно выделить религиозно-идеалистический подход к природе совести. В нем последняя — это то, что исходит от вечных, абсолютных идей или априорного нравственного закона, как то, чем наделил человека Бог.

Марксизм обосновывает возникновение совести только на определенной ступени развития человеческого общества, и поэтому ее содержание носит исторический характер. Связывая природу совести с социальной сущностью человека, марксизм подчеркивает классовый характер ее содержания.

Итак, совестливость — категория этики, характеристика способности личности осуществлять самоконтроль, осознавать нравственные общественные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков. Это одно из проявлений нравственного самосознания личности.

Совестливость означает осознание психологической ответственности индивида за свое поведение, включающее моральную самооценку, волевой самоконтроль с позиции этики всего общества.

Таким образом, вторжение совести в духовный мир личности всегда включает в себя несколько чрезмерное понятие, что превосходит имеющиеся возможности как внешнего воздействия, так и внутреннего освоения и осмысления в рамках системы представлений ситуации.

Воплощая непосредственно в индивидуальном опыте реальную тяжесть бытия человеческого сообщества, императивы совести всегда максималистские, неизменно требуют от лица большего, чем оно способно осуществить сейчас, нацеливают на творческо-критический пересмотр общего отношения к миру.

Поэтому если мучает совесть — это ее нормальное состояние. Это также говорит о том, что у человека вообще есть совесть.

Виды моральной составляющей

Что такое совесть, определение которой часто размыто? В философии выделяют такие типы совести, как правильная (истинная), ошибочная, надежная (определенная), сомнительная, скрытая.

Множество внешних и внутренних факторов обуславливают то, какой бывает совесть. Дело в том, что совестливость контролируется неким рычагом, который определяет ее вектор.

Некоторые виды совести контролирует сознание, а другие — религиозные догмы или правовые документы.

Правильная или истинная совестливость — это понятие означает, что данная моральная составляющая судит о том, что хорошо, что является добром, а что плохо и считается злом, что значит жить по совести. Это правильная составляющая, которая, например, говорит о том, что воровство и убийство — это плохо и бесчеловечно.

Ошибочная, или ложная, совестливость — именно этот механизм ошибочно полагает, что добро есть зло, и что зло может быть приемлемым. Часто полное отсутствие совести путают с ошибочной ее разновидностью.

Ошибочная совестливость, когда ошибка связана с пренебрежением или злобой, называется «виновной». Это та составляющая, которая считает, что обман хорош, поскольку он, например, помогает сдать экзамен. А невиновная совестливость, в свою очередь, порождена честной ошибкой человека. То есть в первом случае играет роль сознание, как внутренний фактор, а во втором — внешние причины.

Надежная совестливость — является субъективной гарантией законности или незаконности какого-либо деяния. Это определение совести может означать, что человек уверен в своем решении. Но данная концепция довольно шаткая.

Например, полицейские могут быть уверены, что убийство является лучшей альтернативой по принципу самообороны, в то время как такое действие фактически не является необходимым. Многие богословы считают, что требуется беспрекословно следовать этому типу совести.

Ведь только будучи совестливым, можно сохранить целостность разума. Первая и второй составляют целостность в контексте религиозных учений.

Сомневающаяся совестливость — колеблющаяся, неспособная сформировать определенное суждение о каком-то действии. Необходимо разобраться с этой совестливостью до того, как действие будет выполнено.

Функции совести этого типа сводятся к тому, чтобы помочь человеку разрешить сложную моральную дилемму.

В этом контексте работает правило: если мучает совесть, то это значит, что человек движется по ложному вектору.

Скрытая совестливость — этот суровый тип моральной составляющей делает так, что людям чрезвычайно страшно творить зло. От совести любого другого типа эта форма отличается дотошностью и требует неопровержимых доказательств перед осуществленными действиями. Угрызения совести этого типа чрезвычайно сильны.

Читайте также:  Сказка и реальность - психология

Зачем человеку совестливость?

Каждое падение является возможностью поучиться новому, глубже покопаться в своем нутре, взять жизнь под контроль. Но частое переживание чувства разочарования из-за своих моральных падений провоцирует, что чувство вины остается с человеком навсегда. В подобных случаях муки совести вредны: они становятся источником страданий, а не мотивации.

Только психопат может говорить, что его никогда не замучает чувство совестливости. Чувство вины идет с людьми по жизни, а муки совести — вполне адекватная практика.

Зачем нужна совесть? Прежде всего, ее угрызения могут стать стимулом, потрясением, что направляет каждого человека к переменам. Угрызения совести помогают определить, что поступок аморален. Эти ощущения имеют цель научить усваивать уроки на основе чужих ошибок.

Каждое падение является возможностью стать умнее, трезво взглянуть на свое нутро, стать ответственным за жизнь и ее ход. Но, когда из стимула чувство вины превращается в страдания, люди становятся менее человечны и переживают не искупление, а отвержение.

Подобное положение именуется хроническим чувством вины. Оно не покидает индивида даже после сожаления, искупления грехов, оно довлеет над человеком.

Таким образом, угрызения совести из здорового состояния трансформируется в невротическое. Это огромная преграда для счастливой жизни.

Постоянное пребывание в этом состоянии является своеобразным самонаказанием или самомучением, что наблюдается в обществе гораздо чаще, чем предполагается.

Иногда такое самонаказание связано со смертью близкого, неприятностями на работе, состоянием угнетенности, а еще когда один человек умышленно ранит другого, для чего использует обидное слово и даже применяет моральное насилие.

В таких случаях виновная сторона без надобности мучает себя за неправильные действия. Сознание либо подсознание здесь играет огромную роль — сознательно либо нет люди определяют для себя меру наказания.

То есть совестливость нужна еще и для самосуда, зачастую деструктивного явления.

Что такое совесть? Данное определение в каждой науке и сфере деятельности человека разнится. Итак, совестливость — способность, интуиция или суждение, что помогает отличить правильное от неправильного. Откуда взялась человеческая совесть? Моральное суждение может вытекать из ценностей или норм (принципов и правил).

В пронаучных кругах совестливость часто описывается как моральная составляющая, приводящая к чувствам раскаяния, когда человек совершает действия, которые противоречат его психологическим ценностям и чувствам целостности, когда действия не соответствуют его внутренним нормам.

Источник: https://wiolife.ru/psihologiya/opredelenie/ponyatie-sovesti-chto-eto-takoe-s-pozitsii-nauki-i-religii

Что такое совесть и что значит жить по совести?

У большинства людей есть некий внутренний цензор, который помогает различать положительные и негативные аспекты в жизни. Важно научиться прислушиваться к голосу внутри себя и следовать его советам, и тогда он будет служить проводником в счастливое будущее.

Что значит совесть?

Есть несколько определений такого понятия: так, совесть считают способностью самостоятельно выявлять собственные обязанности по самоконтролю и оценивать совершенные поступки.

Психологи, объясняя, что такое совесть своими словами, дают такое определение: это внутреннее качество, которое дает шанс понять, насколько хорошо личность осознает собственную ответственность за совершенный поступок.

Чтобы определить, что такое совесть, необходимо отметить тот факт, что она делится на два вида. К первому относятся действия, которые человек совершает, имея определенную нравственную подоплеку.

Второй вид подразумевает эмоции, которые испытывает индивид в результате совершения определенных поступков, например, чувство вины.

Есть люди, которые даже после совершения плохих вещей совсем не переживают и в такой ситуации говорят о том, что внутренний голос спит.

Что такое совесть по Фрейду?

Известный психолог считает, что у каждого человека есть суперэго, которое состоит из совести и эго-идеала. Первая развивается в результате родительского воспитания и применения разных наказаний.

Совесть по Фрейду включает в себя способность к самокритике, наличие определенных моральных запретов и появление чувства вины. Что касается второй оставляющей – эго-идеала, то он возникает в результате одобрения и положительной оценки действий.

Фрейд считает, что суперэго полностью сформировалось, когда контроль родителей сменился самоконтролем.

Виды совести

Возможно, многих удивит тот факт, но существует несколько видов этого внутреннего качества. Первый тип – личная совесть, которая является узконаправленной. С ее помощью человек определяет, что такое хорошо, а что плохо.

Следующее понятие совести коллективной охватывает интересы и действия тех, кто не подвергается воздействию личного типа. Она имеет ограничения, поскольку касается исключительно людей, входящих в конкретную группу.

Третий тип – духовная совесть не учитывает ограничений вышерассмотренных типов.

Для чего нужна совесть?

Многие хотя бы раз в жизни задавались этим вопросом, так вот, если бы не было внутреннего голоса, то человек бы не различал, какие поступки являются хорошими, а какие плохими.

Без внутреннего контроля для правильной жизни пришлось бы иметь помощника, который бы направлял, давал советы и помогал делать правильные выводы.

Еще один важный момент, касающийся того, зачем нужна совесть – она помогает человеку разобраться в жизни, получить правильный ориентир и осознать себя. Стоит сказать о том, что ее нельзя отделить от морали и нравственности.

Что значит – жить по совести?

К сожалению, но не все люди могут похвастаться, что они живут по правилам, забывая об этом качестве и предавая тем самым себя.

Благодаря этому внутреннему качеству человек совершает те или иные действия, понимая, что хорошо, а что плохо, а еще знает такие понятия, как справедливость и нравственность.

Человек, живущий по убеждениям совести, способен жить по правде и в любви. Для него неприемлемыми являются такие качества, как обман, предательство, неискренность и так далее.

Если жить по правилам, значит, нужно прислушиваться к собственной душе, которая позволит выбрать верное направление в жизни. В таком случае человек не будет совершать действий, за которые впоследствии он будет чувствовать стыд и вину.

Чтобы понять, что такое чистая совесть, стоит отметить, что в современном мире найти людей с такой чертой непросто, поскольку в жизни встречается много ситуаций и соблазнов, когда просто переступить черту.

На формирование этого качества непосредственно влияет воспитание родителей и близкое окружение, с которого ребенок может взять пример.

Почему люди поступают не по совести?

Назвать современную жизнь простой, нельзя, поскольку практически ежедневно человек встречается с разными соблазнами и проблемами. Хоть многие и знают, как поступать по совести, иногда люди переходят грань.

Причина, почему пропала совесть, имеет причинно-следственную природу. В большинстве случаев человек переступает собственные убеждения, чтобы удовлетворить свои амбиции.

Еще толкнуть на это могут корыстные цели, желание не выделяться из толпы, защититься от нападений окружающих и так далее.

Что такое спокойная совесть?

Когда человек живет по правилам, осознает праведность выполнения собственных обязанностей и никому не вредит своими действиями, то говорят о таком понятии, как «спокойная» или «чистая» совесть. В таком случае индивид не чувствует или не знает за собой никаких плохих поступков.

Если человек выбирает жить по совести, то он должен всегда учитывать не только собственное положение, но и мнение, и состояние окружающих. Психологи считают, что уверенность в чистоте своей совести является лицемерием или же указывает на слепоту по отношению к собственным ошибкам.

Что такое нечистая совесть?

Полная противоположность предыдущему определению, поскольку нечистая совесть представляет собой неприятное чувство, возникшее в результате совершения плохого поступка, что становится причиной плохого настроения и переживаний.

Нечистая совесть очень близка к такому понятию, как чувство вины, и ее человек ощущает на уровне эмоций, например, в виде страха, беспокойства и другого дискомфорта.

В результате человек переживает и мучается от разных вопросов внутри себя, а прислушиваясь к внутреннему голосу, происходит компенсация негативных последствий.

Что такое муки совести?

Совершая плохие поступки, человек начинает переживать по поводу того, что он навредил окружающим. Муки совести – чувство дискомфорта, которое появляется из-за того, что люди часто выставляют к себе завышенные требования, которые не соответствуют их сущности.

Правильные внутренние качества воспитываются еще в детстве, когда родители хвалят за хорошее, а за плохое – ругают.

В результате в человеке на всю жизнь остается некий страх быть наказанным за совершенные нечистые поступки и в такой ситуации говорят о том, что мучает совесть.

Есть еще одна версия, согласно которой совесть является неким инструментом, который проводит измерение истинной меры вещей. За правильные решения человек получает удовлетворение, а за плохие его мучает чувство вины.

Считается, что если люди совсем не испытывают такого дискомфорта, то это признак психопатии.

Ученые пока не смогли определить, из-за чего может отсутствовать чувство стыда и вины, так есть мнение, что всему виной неправильное воспитание или факторы биологического порядка.

Что делать, если мучает совесть?

Сложно встретить человека, который бы смог подтвердить, что он никогда не совершал плохих поступков в разрез своим убеждениям. Чувство вины может портить настроение, не давать наслаждаться жизнью, развиваться и так далее.

Встречаются случаи, когда взрослый человек стал более принципиальным в случае морали и тогда начинают в памяти всплывать ошибки прошлого и тогда проблем с собственной душой не избежать.

Есть несколько советов, что нужно делать, если замучила совесть.

  1. Не нужно пытаться глушить внутренний голос и лучше всего разобраться во всем, чтобы обрести душевный покой. Часто ошибки помогают сделать выводы для осознания важных жизненных вещей.
  2. Возможно, пришло время, используя накопленный жизненный опыт, пересмотреть и переоценить собственные принципы моральности.
  3. Чтобы понять, что такое совесть и как с ней примириться, рекомендуется воспользоваться самым действенным способом – раскаянием и искуплением. Многие люди длительное время убегают от себя и от признания вины, что только усугубляет ситуацию. Главное, раскаявшись найти способ, как загладить свою вину.

Как развивать в человеке совесть?

Родители непременно должны задумываться над тем, как воспитать хорошего человека, который будет знать, что такое совесть, и как ей правильно пользоваться.

Есть много стилей воспитания и если говорить о крайностях, то это жесткость и полное вседозволенность. Процесс формирования важных внутренних качеств основан на полном доверии к родителям.

Большое значение имеет стадия объяснения, когда взрослые доносят до ребенка, почему что-то можно делать, а что-то нельзя.

Если, как развить совесть, интересует взрослых людей, то здесь принцип действия немного отличается. Для начала необходимо задуматься и проанализировать, какие решения являются хорошими, а какие плохие.

Стоит определить их причину и последствия.

Чтобы понять, что такое совесть и как развить в себе это качество, психологи рекомендует ежедневно совершать хотя бы один положительный поступок, за который важно обязательно себя похвалить.

Заведите себе правило – прежде, чем давать обещание, хорошенько обдумайте, получиться ли его выполнить. Чтобы не мучило чувство вины, важно сдерживать данное слово.

Специалисты советуют учиться отказывать людям, которые предлагают сделать что-то противоречащее существующим убеждениям. Действовать по совести, это не значит делать все только для окружающих, забывая о собственных жизненных принципах и приоритетах.

Поступая по правде, можно рассчитывать на получение результата, который удовлетворит всех участников.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-sovest-i-chto-znachit-zhit-po-sovesti

Ссылка на основную публикацию