Бизнес-стабильность — психология

Психология бизнеса

Бизнес-стабильность - психология

Смотря на богатых и успешных людей, которые многое могут себе позволить, в отличие от большинства простых людей, невольно задаешься вопросом – в чем секрет их успеха? Как надо смотреть на жизнь, чтобы уметь добиваться успеха в разных делах и зарабатывать благодаря этому большие деньги? Ведь успех в бизнесе достигается не случайно, не каждый человек становится богатым и успешным, хотя пытаются многие. Психология бизнеса поможет нам с вами понять, почему же все-таки одни люди преуспевают в бизнесе и в жизни, а другие нет, и что человеку нужно сделать с собой для того, чтобы влиться в ряды богатых и успешных людей. В этой статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Первое, что должен понимать каждый из вас, уважаемые читатели, это то, что успешными людьми не рождаются. Если вы так будете думать, тогда вы сами ограничите свои возможности.

Да, можно родиться в богатой семье, можно родиться в семье умных родителей, которые будут учить ребенка правильным вещам с ранних лет, можно родиться в богатой стране с большими возможностями, получить хорошее образование и не бороться за выживание, как это делают многие люди в бедных странах.

Но, во-первых, это не гарантирует вам успех, потому что не всегда дети продолжают дело своих успешных родителей и не вырастают такими, какими родители хотят их видеть, независимо от места их рождения, а во-вторых, мотивации к успеху у обиженных жизнью людей может быть намного больше.

Сытая жизнь расслабляет людей, а голодная, наоборот, делает более активными, поэтому к успеху лучше всего идти на пустой желудок, с моей точки зрения.

Таким образом, самое главное, что нужно для успеха в бизнесе – это хорошая мотивация. Собственно говоря, мотивация необходима для любого вообще успеха, в любых делах. Немотивированный человек – это овощ, который ничего делать не хочет. Без должной мотивации, можно вообще не тратить свое время ни на получение всяких там знаний, ни на попытки создать бизнес, ни на что-то еще.

Мотивация – это самое главное в бизнесе и в жизни. Посмотрите на бизнесменов, хоть на крупных, хоть на мелких – это же фанаты своего дела. Они так сильно хотят добиться успеха в том деле, которым занимаются, что готовы день и ночь им заниматься, решая множество разных проблем. А когда вы чем-нибудь занимаетесь постоянно, с желанием, со страстью – вы неизбежно добиваетесь в этом успеха.

Правда, в таком случае можно стать рабом своего дела и существенно ограничить свой кругозор, но это уже другая сторона медали, которую мы с вами, уважаемые читатели, как-нибудь обсудим отдельно.

Так вот, одной из самых важных задач, которая стоит перед психологией бизнеса, является именно мотивация человека к достижению поставленных целей, к риску, ведь в бизнесе риск неизбежен, к умению преодолевать трудности и в целом к успеху.

Человек должен быть недоволен своим текущим положением в обществе, своим материальным положением, своими возможностями и самим собой, он должен хотеть большего, чтобы начать прилагать необходимые усилия для достижения этого большего. А если человека все устраивает, тогда он не станет напрягаться ради какого-то там успеха, какого-то бизнеса – он будет довольствоваться тем, что имеет.

Вообще, как это не покажется странным, но далеко не всех людей мотивируют деньги. Поэтому и бизнесом хотят заниматься не все. Сами по себе деньги нужны всем, потому что так устроен наш мир, по таким правилам он живет, что без денег в нем практически невозможно выжить.

Людям нужны деньги, чтобы жить, но не все люди готовы жить ради денег. А когда речь идет о бизнесе, то в подавляющем большинстве случаев, чтобы этот бизнес процветал – им необходимо именно жить.

Это только самые крупные бизнесмены могут позволить себе наслаждаться жизнью, не тратя слишком много времени на свой бизнес, большинству же бизнесменов приходится вечно решать какие-то связанные с их бизнесом проблемы. Ну, а в некоторых странах, бизнесу и вовсе приходится выживать. А выживание – это не жизнь.

Так что от денег большинство людей, конечно же, не откажутся, как от необходимого для жизни ресурса, но вот заниматься ради них бизнесом, готовы не многие.

Но деньги сами по себе не приходят, богатство с неба на голову не сваливается, нужно напрягаться, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь. А следовательно, необходимо иметь хорошую мотивацию для того, чтобы заниматься бизнесом, в противном случае, можно даже не соваться в это дело, поскольку элементарная лень загубит любое ваше начинание.

Любите вы деньги или нет – не имеет значения. Если они вам нужны, тогда вам придется начать заниматься такими делами, которые позволяют добыть большое количество денег. Бизнес – одно из таких дел. Многие бизнесмены живут своим бизнесом, занимаясь им не только ради денег, но для души.

Именно такой подход к делу позволяет им добиваться в нем успеха и преодолевать различные трудности, которые в бизнесе неизбежно будут возникать.

Так что желание, друзья, обязательно должно быть, и уж если сами деньги вас не так сильно привлекают, чтобы вы готовы были ради них напрягаться, тогда быть может, повышение социального статуса станет для вас более сильным стимулом.

Пробудите в себе желание изменить свою жизнь к лучшему, пересмотрите и даже переверните свои взгляды на жизнь, чтобы у вас появилась энергия, много энергии, для занятия бизнесом. Откажитесь от старой жизни, ради жизни новой, отбросьте старые ценности, в виде хорошей работы, стабильной зарплаты, безответственной жизни, ибо в мире бизнеса всему этому нет места.

Запомните, бизнесмен – это охотник, его стремление к прибыли можно сравнить со стремлением охотника поймать добычу, поэтому он должен обладать твердостью характера, иметь высокую самооценку и быть уверенным в себе, и иногда даже самоуверенным человеком.

Понимаете, деньги – это ресурс, который нам нужно уметь отвоевывать у внешнего мира, и этим всегда и во все времена занимались настоящие мужчины – они отвоевывали у внешнего мира ресурсы для своей семьи, для своей стаи, для своего племени. В наше время этим занимаются и женщины.

Сами по себе деньги ничего не стоят – это условная ценность, но они служат в нашем мире проводником к жизненно необходимым ресурсам. Поэтому получается, что сами деньги – это тоже ресурс, настолько ценный, насколько высока их покупательная способность и насколько сильно мы в них нуждаемся.

Вообще ценность денег определяется тем, что люди готовы за эти деньги отдать, сделать. Поэтому имея большие деньги, можно иметь и большую власть. Одним словом, добиваться успеха в бизнесе имеет смысл.

И добиться его сможет только тот человек, который станет настоящим охотником на деньги, который станет хищником, готовым, уж если не на все, то на многое ради денег. Психология бизнеса помогает человеку пробудить в себе охотничьи и хищнические инстинкты, необходимые для противостояния враждебному внешнему миру.

Ведь никто просто так отдавать вам свои ресурсы не станет, мало того, найдется масса желающих у вас ваши ресурсы отобрать. И даже создав успешный бизнес, вы должны будете уметь защитить его, иначе у вас его отнимут. В бизнесе, как на войне, расслабляться нельзя, необходимо всегда быть готовым к сражению.

Вообще само по себе стремление к успеху, если этот успех подразумевает повышение качества жизни человека, а также повышение его социального статуса в обществе, это стремление к большей свободе и к большим возможностям. Поэтому психология бизнеса помогает нам также выяснить, насколько тот или иной человек любит свободу.

Не сможет свободный в душе человек, довольствоваться какой-то там работой и скромной заработной платой, простеньким жильем и низким социальным статусом в обществе, при котором ценность его жизни невысока.

Человек, который не стремится к большим деньгам, к повышению своего социального статуса и к расширению своих возможностей – просто не знает вкуса жизни, не знает вкуса свободы.

Ведь чтобы что-то страстно хотеть, человек должен иметь об этом представление, он должен понимать, что именно он хочет, чтобы фанатично следовать своей мечте.

И пусть большинство бизнесменов – это среднеранговые особи, вынужденные подчиняться высокоранговым особям в лице власти, все же их положение в обществе достаточно комфортное и безопасное, если они обладают необходимыми связями и умеют подстраиваться под различные изменения.

Бизнесмену, вне всяких сомнений, проще удовлетворить свои базовые потребности, чем тому человеку, который работает на него и кто ниже его рангом. А значит, полноценный человек не может не хотеть заниматься бизнесом и/или политикой, ведь эти виды деятельности позволяют человеку наилучшим образом удовлетворить свои основные инстинктивные потребности. А мы все нуждаемся в их удовлетворении. Бизнес – это хорошее начало пути к вершине социальной пирамиды. А там, будьте уверены, живется намного лучше, чем внизу.

Психология бизнеса позволяет оценить возможности человека, решившего создать бизнес, перед тем как предложить ему определенные шаги, необходимые для его создания. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какие задачи способен выполнить этот человек, а какие нет.

Ведь перед тем, как начать что-то делать, необходимо выяснить, готов ли человек к тому, чтобы заниматься определенной деятельностью или нет. И если он к ней не готов, то следует выяснить, что требуется для того, чтобы подготовить его правильным образом к этой деятельности.

Нельзя же бросать в бой неподготовленного солдата, иначе он будет просто пушечным мясом на поле боя и его быстро убьют. Вот и из человека, которого с детства готовили к рабскому наемному труду, невозможно в один момент сделать успешного бизнесмена.

А большинство из нас готовили именно к наемному труду, нас готовили не к управлению другими людьми, а к подчинению другим людям, нам прививали рабский образ мышления. И вот эту рабскую заразу в голове и в душе человека, необходимо выжигать каленым железом, перед тем как пытаться сделать из него бизнесмена или еще что-то большее.

Вот, психология бизнеса именно этим и занимается – она вылепливает из любого человека успешного бизнесмена. А то, что при должной работе над человеком из него можно вылепить, практически, кого угодно, сомневаться не приходится, поскольку адаптационные способности человека очень высоки, особенно если он молод.

Я считаю, что возможностью повысить свой социальный статус, научиться зарабатывать большие деньги и сделать свою жизнь более свободной, обязательно нужно воспользоваться любому здравомыслящему человеку.

Не важно, сколько вам лет, сколько бы не было, вы все равно можете изменить свою жизнь к лучшему, если доверитесь специалистам и позволите им избавить вас от тех рабских установок, которые не позволяют людям добиться больших успехов в этом мире.

Этому миру, в том виде, в котором он сейчас существует, не нужны успешные люди в большом количестве – ему нужны недалекие умом исполнители, рабы, с помощью которых успешные люди и добиваются успеха. Но вас это не должно волновать, вы не должны думать о потребностях этого мира, вам следует думать о себе и своих потребностях.

Ведь если вы сами о себе не подумаете и не позаботитесь – никто о вас не подумает и не позаботится. Особенно важно вложить время и средства в своих детей, чтобы они, в отличие от многих из нас, жили более свободной жизнью, чтобы они не подчинялись чужим приказам, как дрессированные собаки, а поступали так, как сами считают нужным поступать.

Имейте в виду, что людей можно переделывать, сколько бы лет им не было и как бы они не были уперты – их можно изменить, но только если у них у самих будет желание измениться. Из детей же можно лепить кого угодно – хоть неуверенного в себе исполнителя-неудачника, хоть самоуверенного и успешного по жизни человека, знающего, чего он хочет и умеющего это получать.

Любого неудачника можно превратить в перспективную личность, которая начнет свой путь к успеху с простенького бизнеса, а закончит той деятельностью, до которой успеет дорасти за свою жизнь.

Смогли же сделать из нас покорных рабов, готовых служить чужим интересам вопреки своим природным инстинктам, значит и обратный процесс возможен, значит и из раба можно сделать человека. Понятное дело, что учить человека в раннем возрасте в тысячу раз проще, чем тогда, когда он уже вырос и сформировался как личность.

Но никто и не говорит о том, что из последнего неудачника можно легко сделать великого вождя или очень богатого бизнесмена, хотя кто знает, все ведь от желания человека зависит, от того, насколько усердно он будет работать над собой.

Читайте также:  Вербальный - психология

Однако неудачник может перестать быть неудачником, он может перестать быть человеком с низкой самооценкой, неуверенным в себе. Он может превратиться в перспективную личность, способную добиться определенного успеха в жизни, благодаря правильной работе над собой.

С помощью психологии бизнеса, люди могут качественно изменить самих себя, разобраться в своей жизни и за счет определенных посильных им действий, что называется, зацепиться за успех.

Так что тем из вас, кто не желает мириться со своим положением в жизни, этой возможностью, я считаю, нужно воспользоваться. В конце концов, что вы теряете, кроме времени и средств, которые вам и так приходится на что-то тратить.

Так пусть лучше уж этим чем-то будет ваша активная попытка стать тем, на кого вам не стыдно будет смотреть в зеркало.

Источник: https://psichel.ru/psixologiya-biznesa/

Бизнес психология: эффективные тренинги управления бизнесом

Бизнес психология: эффективные тренинги управления бизнесом

Ровно год я строил картину счастливой и успешной жизни. Я попал на курсы, где мне обещали, что бизнес психология мне поможет стать успешным, богатым и счастливым. Они мне казались реально крутыми пацанами, весь мир лежал передо мной. Но все мечты рухнули. Я был психически подавлен. Почему?

0 939 5 Августа 2017 в 23:38

Я пил кофе в обычном кафе. Машины стояли в пробке. Кто-то сидел в крутой иномарке, а кто-то в старой, дешевой, побитой машине. На столе лежал диплом об окончании вуза. Теперь передо мной открывались новые возможности – полноценная работа, карьера. Бизнес, психология миллионера, цели на жизнь – мысли суетливо неслись в голове. Я рисовал картину успешной и счастливой жизни.

Хотел, чтобы деньги вертелись всегда в руках. Ездить на дорогой иномарке, жить в огромной квартире престижного района, путешествовать по первому зову сердца, одеваться только в дорогих бутиках и чтобы рядом были только самые красивые и роскошные женщины. Выбраться из постоянной нехватки денег и максимально достичь финансового успеха. На меньшее я психологически был не согласен!

Мой первый психологический бизнес тренинг

За окном шел сильный дождь, а я сидел в этом дешевом кафе и пил отвратительный кофе. Мне так и не удалось найти подходящую работу. Предлагали настолько низкооплачиваемую, что даже перспективы карьерного роста не привлекали.

Интернет поиски привели меня к известному блогеру. Когда-то он отказался работать на чужого дядю в пользу собственного бизнеса. Основная его идея заключалась в том, что финансовых знаний недостаточно, а вот психология управления бизнесом дает возможность быстро начать и успешно раскрутиться за короткий срок. Теперь для него заработок в миллион рублей стал нормой жизни.

Как? Как он через бизнес психологию нашел формулу успеха? Счастливый, молодой миллионер улыбался мне с экрана. Чем я хуже его?

Ответ оказался очень простой. Нужно пройти бизнес психологические тренинги, и знания дадут мне преимущества и откроют для меня новые горизонты!

Бизнес психология как способ решения моих проблем

Уже на первых занятиях я понял, что попал куда нужно. Здесь меня понимают без слов, озвучивают все то, к чему стремлюсь. Работать на чужого дядю – это слишком мелко, а заработать миллионы за короткий срок – это нормально.

Купить самый дорогой автомобиль через год – это естественно, как почистить зубы.

Нам обещали, что раскроют психологические секреты миллионеров, для этого нужно пройти бизнес тренинги, психология поможет сделать первый шаг и достигнуть поставленных целей.

Хочешь поставить правильную цель? Бизнес психология даст ответ

Нам мало давали финансовых знаний, бизнес психология призвана помочь начать мыслить как миллионер, а остальное произойдет автоматически. Это и было основной стратегией. Занятия вдохновляли меня, чувствовал, что невозможное возможно.

Владея психологическими приемами, тренер задавал точные вопросы о моих целях на будущее. Представляете, то, чего я хочу – это мелко! «Важно мыслить глобально и только позитивно! Это психологический эффект.

И помните, что мысль материальна! Вы что, не смотрели фильм «Секрет»? Вы хотите Toyota Land Cruiser? Низко летаете, BMW последней серии – это уже другое дело! Доход в 300 тысяч каждый месяц для начала неплохо, но через год как минимум в два раза больше.

А лучше миллион! Вы пришли на бизнес тренинги, психология поможет понять вам, что мешает достичь успеха!» Сердце застучало от радости. Пора расширять свой кругозор!

Придумал свой проект, запустил сайт, старательно выполнял все психологические рекомендации и постоянно изучал книги по бизнес психологии. Первые заказы я ждал долго. В какой-то момент руки опустились, продажи не шли, а долги росли. Но на очередном занятии тренер провел со мной психологический коуч, после которого я осознал все допущенные ошибки! И наконец-то пошли первые заказы!

Мой бизнес и психология как способ решения проблем

На занятиях по бизнес психологии все сомнения и страхи улетучивались в никуда. Я верил, что у меня все получится! Психологически я чувствовал себя замечательно. Не было места никаким сомнениям. Спад и подъем – это нормально. Самое главное есть динамика роста. И я чувствовал себя так хорошо, как никогда.

Мы работали в команде, ставя цели на короткие и длинные сроки. Горели азартом, какая команда победит. По вечерам изучал книги по бизнес психологии и становился все более подкованным не только в финансовых знаниях, но и в бизнес психологии.

На очередном занятии нам предложили пройти следующий уровень бизнес психологического тренинга, более дорогой тренинг развития личности. И в конце встречи предложили прийти на закрытую вечеринку для избранных.

Сердце заколотилось от счастья. «Ого, закрытая вечеринка для избранных! Я избранный!» Сумма входного билета была приличной, но средства с кредитной карты снял не задумываясь. Психологически я был готов и на это.

Бизнес психология и результаты

Куча конвертов лежала передо мной. Я не хотел их открывать. Письма от налоговой, Пенсионного фонда, требование банка. Долги психологически давили на меня. Смотрел на статистику своего бизнеса. Продажи были, но редкие. Даже продав машину, я не мог закрыть все долги. Где? Где обещанная прибыль? Я вышел на улицу.

Снова этот отвратительный кофе в дешевом кафе. Ровно год я строил картину счастливой и успешной жизни. Я попал на курсы, где мне обещали, что бизнес психология мне поможет стать успешным, богатым и счастливым. Они мне казались реально крутыми пацанами, весь мир лежал передо мной. Но все мечты рухнули. Я был психически подавлен. Почему?

Я прошел еще два курса по бизнес психологии у других тренеров. Везде было все одинаково.

Настоящая бизнес психология, или Вся правда об успехе

Зачем-то я зашел в торговый центр. Что мне здесь делать? У меня нет денег. Люди с пакетами из дорогих бутиков раздражали меня. Почему они могут делать все, что им захочется, а я нет? Я старался и делал все, что говорили психологические тренеры.

Я потребовал возврата денег за пройденный курс, поскольку обещанного результата не получил. Мне отказали, сказав, что я психологический неудачник, плохо выполнял задания. И причина в моей психологической несостоятельности.

Конечно, им легко было так говорить, они зарабатывают деньги на таких, как я, и разъезжают на дорогих иномарках.

«Саша, ты что ли? Привет. Вот так встреча!» – кто-то отвлек меня от мыслей. Повернувшись, я увидел своего старого знакомого, с которым мы учились на одном курсе. Передо мной стоял Володька, мой бывший однокурсник. Несмотря на то, что он был высокомерен и замкнут, мы дружили. Но на последнем курсе наши дороги разошлись.

Мы сидели в кафе, через полчаса разговора я узнал, что Володька хорошо раскрутился. Свой бизнес, крутая машина. Я все ему рассказал.

– Я знаю, почему ты не смог раскрутиться, – задумчиво сказал он. – На самом деле ты не занимался бизнесом!

– Как это я не занимался бизнесом?

– Ты ходил на психологические тренинги, эмоционально раскачивался, вливался в иллюзорную конкурентную борьбу, и тебе постоянно психологически внушали, что еще чуть-чуть и наступит успешная богатая жизнь. На мои вопросы по твоему проекту ты даже не дал четкого ответа. На самом деле полноценно работой ты не занимался.

– Ты хочешь сказать, что знания психологии управления бизнесом не помогут? – удивленно спросил я.

– Понимать психологию ведения бизнеса нужно. Но не все психологические знания тебе помогут. Также для практического применения бизнес психологии не все книги полезны.

Эффективная психология в бизнесе

Для начала тебе нужно было понять, есть ли у тебя вообще от рождения психическая способность к бизнесу? Я смог найти на этот вопрос максимально точный ответ в системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

И ты можешь уже на бесплатных вводных лекциях понять, что базовые желания человека с кожным вектором – это рост по карьерной лестнице, стремление к успеху, материальному превосходству.

А также — что для реализации этих желаний человеку от рождения заданы необходимые психические свойства.

Например, такие свойства, как способность к дисциплине, умение подчинять и подчиняться, быстро адаптироваться к изменениям, работать в режиме многозадачности свойственны только кожному вектору. И они очень важны в бизнесе.

Эти психические качества должны быть развиты в человеке, иначе останется только желание к деньгам, но не способность их зарабатывать. Поэтому в человеке может быть уже все заложено от природы. А научиться они могут только у самого бизнеса.

Вот, нашел, послушай.

– Твоя ошибка, что ты хочешь все и сразу. И желательно при минимальной затрате психических усилий. Так не бывает. Я пахал два года, заканчивал университет и часто сидел по 2-3 недели, не вставая с рабочего места.

– Да я тоже пахал! Столько психических и физических сил вложено! Уже видеть не могу ни этот офис, ни этих клиентов.

– А тебе хоть нравилось то дело, которым занимался?

– Ну, оно потенциально прибыльное.

– То есть не нравилось? У меня была такая же история с моим первым бизнесом. Я тогда просто хотел денег, думал, что это мой приоритет. Больше года я не выдержал, просто все бросил. Хорошо, что как раз в то время у меня появилась возможность познакомиться с собой, увидеть и оценить свои желания и способности. Это было на тренинге по системно-векторной психологии.

Системный психологический бизнес тренинг

Тогда я нашел дело, которое реально меня вдохновляло. Сначала провел анализ рынка, проанализировал конкурентов, разобрался, как можно повысить качество предоставляемых услуг, чтобы покупатели оставались довольными.

Первых клиентов обслуживал сам, и сейчас, несмотря на то, что есть менеджеры по продажам, часто общаюсь с ними, черпаю новые идеи. Но самое главное, несмотря на трудности, я получаю удовольствие от работы и от жизни.

Если не расставить приоритеты своих желаний и не получить удовольствие от процесса, дело не выгорит.

Да это и очевидно. Посмотри, как людьми добываются большие деньги? На первом месте всегда стоит желание – что-то создать, усовершенствовать. Например, Форд хотел посадить всю Америку на машины, а Джобс или Цукерберг? На одном желании денег они бы так далеко не ушли. Это простые вещи.

– Да, простые. И все же я их не понимал. И клиенты, и все мое дело для меня были источником моего дохода, не более того. Тогда что же такое психология управления бизнесом? Можно ли психологически научиться вести бизнес?

Читайте также:  Рычаги власти - психология

Секрет бизнеса в психологии менталитета

– В чем ошибка курсов, которые ты проходил? Тебе говорили, что откроют психологические секреты мышления миллионеров: бизнес психология, книги западных финансистов дадут вам необходимые знания. Но то, что эффективно в Америке, у нас не работает. Мы живем в России, у нас другой менталитет.

– При чем здесь менталитет?

– Менталитет играет ключевую роль в нашей жизни. Отношение к деньгам и к бизнесу в российском менталитете существенно отличается от западного. Мы постоянно думаем, где достать деньги (обрати внимание, ты ждал, когда свалится на тебя миллион).

А деньги не достаются, они зарабатываются. К тому же сознательно мы хотим заработать деньги, а бессознательно точно знаем «деньги – зло». Это тоже мешает зарабатывать.

А наше отношение к частной собственности и закону? Невозможно сделать бизнес в России, не зная особенностей нашего менталитета.

– Расскажи подробнее про менталитет.

– Я могу рассказать, но это мало что тебе даст. Нужно получать системные знания последовательно и во всем объеме. Так намного эффективнее.

– Понимаешь, я сомневаюсь. Столько тренингов прошел, а результат ноль.

– Ты прав, главное в любом деле – результат. 20 000 отзывов людей, прошедших тренинг. Вот один из них:

А главное, есть четыре бесплатные онлайн-лекции, которые дают возможность попробовать на практике, что это такое – понимать себя и других. Регистрируйся, и ты все сам проверишь.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/biznes-psihologija-jeffektivnye-treningi-upravlenija-biznesom

Психология бизнеса: как устроен образ мира предпринимателя и каким изменениям он подвержен

Психология бизнеса: как устроен образ мира предпринимателя и каким изменениям он подвержен

— Большая часть ваших работ посвящена проблемам общей психологии: сознанию, психосемантике, образу мира, неврозам и сценариям отложенной жизни. Какое место занимают эти темы в изучении психологии бизнеса?

— Любая прикладная отрасль психологии все равно — психология. И общепсихологические законы в психологии бизнеса действуют также как, например, в возрастной или инженерной психологии, психологии труда и во всех других. Сейчас развелось много кустарных тренингов и «тренингеров», прошедших двухнедельные курсы и копирующих их.

Такие «специалисты» часто не знают и не понимают общепсихологических закономерностей взаимодействия, реальных последствий различных упражнений и групповых форм работы, нарушают профессиональную этику и иногда просто вредят и людям, и их бизнесу.

Психологические изменения тонки, индивидуальны, и «штамповать» их по какой-то одной для всех методике — профанация.

Мы учим студентов действовать не слепо по одной-двум методичкам, а с понимаем их общепсихологической базы, их достоинств и недостатков, психологических процессов, происходящих в группе, во взаимодействии.

Это делает магистрантов не только более успешными, но и более творческими и ответственными профессионалами. Иногда наши студенты в начале обучения не понимают этого и просят скорее методики-алгоритмы по принципу: «делай раз, делай два …».

Но уже к середине первого года обучения все понимают, какие преимущества и возможности в профессии дает не узкое умение, а именно общепсихологическая фундаментальная база.

Только на такой базе возможно самостоятельно конструктивно составлять и реализовывать нужные конкретной организации или клиенту проекты исследований, решения проблем, тренингов, оптимизаций, внедрения инноваций и так далее.

— Есть ли какая-то специфичность именно в психологии предпринимателя?

— Бизнес, предпринимательство — не только психологические, но и культурные, экономические, юридические и этические понятия. На семинарах мы не обходим всю их сложность.

Приходится обращаться не только к знаниям, но и к языковой компетенции, интуиции, чувствованию. Например, естественно ли в русском языке звучат словосочетания «честный продавец», «честный бизнесмен», «честный пиарщик».

Почему не всегда естественно и что с этим делать?

Семантическое поле понятия «честный» связано с понятиями «правда» и «честь», что в западной психологии частично утрачено. Например, в самой распространенной и известной западной методике исследования ценностей Ш. Шварца вообще нет таких ценностей.

К российской выборке такая методика просто неприменима (инструкция предлагает работать с ценностями только из списка, в котором нет важнейших для нас ценностей). Словосочетания понятия «честный» с понятиями из других языков (бизнесмен, пиарщик) пока звучат для нас не слишком естественно: язык — многолетний результат коллективного мышления народа, основанный на опыте.

«Неестественная» семантика словосочетания всегда говорит о настороженности и критичности общественного сознания лучше социологических показателей. Я не говорю, что это хорошо или плохо. Просто таковы факты. Семантическое поле уже вполне освоенного в русском языке слова «продавец» сегодня достаточно часто включает понятия «жулик», «бессовестный», «обвешивает», «обсчитывает» и прочее.

Поэтому и словосочетание «честный продавец» пока семантически противоречиво. При этом факт нужности и развитости такой профессии никто не отрицает.

Семантические упражнения-игры — лишь один из примеров, но и он показывает, как магистранты учатся быть более чувствительными к нюансам речи (индивидуальному использованию языка) клиента, заказчика, договоров, деклараций. Более глубокий и менее осознаваемый самим говорящим уровень анализа можно применить, используя, например, анализ глубинных семантических ролей, но это тема специального длинного разговора.

— Чем отличается профессиональная специфика образа мира от психосемантики профессии?

— Семантика — это учение о значениях и смыслах, а психосемантика — это психологическая составляющая значений и смыслов. Семантический слой входит в образ мира, но он не единственный. В самой распространенной модели существует ядерный слой, семантический и перцептивный.

Ядерный слой — самый глубокий, наименее изменяемый, это то, что в нас формируется с раннего детства под влиянием воспитания, образования, опыта, он включает в себя ценности, смыслы, мотивы. В литературе он так и называется — целемотивационный комплекс.

Затем идет достаточно подвижный семантический слой, который находится под влиянием ядерного, потому что наш опыт и ценности влияют на то, какие значения и смыслы мы придаем ситуациям и предметам. Внешний слой — перцептивный, это воспринимаемый мир. Человек тем и отличается от животного, что то, что он воспринимает, составляет малую часть его образа мира.

Если для многих животных конкретная ситуация и есть весь мир, то для человека ситуация имеет временную (назад в прошлое или вперед в будущее), смысловую, и, например, космогоническую перспективы.

— Что изучает психология бизнеса, кроме проблем взаимоотношений, управления, лидерства, стратегии развития организации, которые у всех на слуху?

В психологии бизнеса есть пласт проблем — организация как «мегамашина» (термин Г.П. Щедровицкого).

Здесь мы говорим не только о корпоративных традициях и «миссиях», но и коллективной памяти, коллективном мышлении и даже сознании, о «судьбе», стадиях жизни организации и ее продукции.

Другой пласт проблем — системы, сети, группы (иногда — стаи) или сообщества организаций, организации на организациях (от В. Лефевра — «системы, нарисованные на системах»). Для этих пластов даже еще нет разработанной научной терминологии, ученому здесь есть над чем поработать.

В психологии давно отмечен эффект совместной деятельности: два человека, работая сообща, делают гораздо больше, чем сумма их работы по отдельности. Обычно я начинаю объяснение этого феномена студентам с такого примера: «два нормальных мужика могут быстро взять за концы длинное бревно и положить его на высокий сруб избы.

А один силач (чуть сильнее каждого из мужиков) не может, даже если потратит втрое больше времени и усилий». Еще сильней такой синергетический эффект проявляется при хорошей организации работы (правильном распределении совместной деятельности) большого коллектива.

Совместная деятельность предполагает совместную цель, то есть системный субъект деятельности. И такой субъект обладает системными качествами, которых нет ни у кого из входящих в коллектив людей (как вода обладает качествами, которых нет ни у водорода, ни у кислорода).

Именно такие системные «судьбы», память, мышление, внимание, сознание и другие процессы, вовсе не подобные человеческим, пока называются коллективными «судьбами», мышлением, памятью и так далее. Об этом писали А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.Л. Журавлев и другие отечественные авторы.

Но понятно, что все это пока антропоцентрический редукционизм (приписывание сложным сущностям человеческих качеств), так как мы имеем дело с еще не исследованными и не объясненными системными качествами организаций.

— Существует ли формулировка психологического образа мира человека, который занимается бизнесом?

— Проблема в том, что категория «образ мира» достаточно новая, она была введена в психологию в 1979 году, а тематика связи профессионального образа жизни с образом мира реально начала развиваться где-то в 2003-м.

Как писал основатель первого в СССР факультета психологии МГУ А.Н. Леонтьев: «Деятельность конституирует». То есть выстраивает психическую конституцию человека.

Если вы занимаетесь какой-либо деятельностью достаточно долго, хотите вы или нет, у вас появятся и профессиональные навыки, и профессиональное мировоззрение, и, увы, профессиональные деформации.

К счастью, это не единственное, что у вас будет, потому что в норме человек всегда действует по нескольким направлениям.

Плохо, если человек не видит ничего, кроме своей профессиональной деятельности. У вовлеченных предпринимателей это часто бывает — он начинает воспринимать сотрудников не как людей, а только как функции. Сотрудники это чувствуют и (действие равно противодействию) отвечают тем же.

В половине коллективов случается подобное. И если кто-то из сотрудников плохо выполняет свои функции, руководитель даже не ставит себе задачи разобраться в причинах.

Он предпочитает заменить его другим сотрудником-функцией, но с ним тоже обязательно начнутся проблемы, поскольку он не функция, а человек.

«Действие равно противодействию» — не только третий закон Ньютона, это универсальный закон всех взаимодействий, сформулированный еще Гермесом Трисмегистом. Просто мы не всегда видим все кольцо взаимодействий (а лишь небольшую дугу проявленного).

Часто, но и то не всегда, руководитель, лишь столкнувшись с «пассивным», «наплевательским», «враждебным» отношением сотрудников, понимает, что нужно обратиться к психологу-консультанту, коучу.

Психолог-профессионал может помочь предпринимателю достичь цели с комфортом для себя и тех, с кем он взаимодействует: эффективно, не потеряв лицо и человеческих качеств.

Сейчас ведется работа по изучению профессиональной специфики образа мира и образа жизни у представителей разных профессий, но конкретно по образу мира предпринимателя пока работ не было, это как раз планируется на 2015/2016 учебный годы.

Но уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях. Совсем упрощая, бизнес есть одно и двух целевой. В обыденном сознании считается, что первый направлен на получение прибыли, во втором к прибыли добавляется «нанесение» какой-либо пользы.

В этом смысле, например, в условиях нашей страны, получение прибыли обычно — это либо ресурсы, либо перепродажа. А для того, чтобы принести пользу, нужно что-то необходимое другим (товар или услугу) произвести.

«Чисто» полезные дела, например, защита окружающей среды, у нас бизнесом по семантике слова в обыденном сознании не считаются.

— Кому наносится эта польза? Потребителю, миру или себе тоже?

— Если вы имеете в виду социальное признание, самореализацию, то бизнес — не самое лучшее поле, самореализовываться лучше в творчестве, если есть какие-то способности. От человека, организующего дело и сталкивающегося с разными административными и объективными барьерами, требуются определенные деловые и волевые качества.

В условиях жесткой и не всегда корректной конкуренции необходимо постоянно думать о выгоде, рентабельности и своих интересах. Чтобы быть успешным на современном российском рынке, нужна некоторая неискренность и хищность что ли, поскольку сверхчестность может сыграть на руку нечестным конкурентам.

Например, вы стоите на рынке и честно говорите покупателю, что помидоры китайские и с нитратами, а через ряд ваш конкурент говорит про такие же помидоры, что они турецкие и чистые. У кого купят — понятно. Вопрос «Что нужно делать, чтобы на таком рынке не разориться?» открыт для каждого. Увы, высоконравственный человек будет вытеснен с этого рынка почти мгновенно.

Нужны и коммуникативные качества, потому что, сколько я знаю предпринимателей, которые работают в одиночку, все они люди зажиточные, но никогда не поднимутся выше определенного потолка. Чтобы расти дальше, нужна команда. Да, для предпринимателя полезно и быть восприимчивым, но все должно быть в меру.

Если вы слишком чувствительны, сможете ли вы жестко потребовать что-то с человека? Поэтому и существует рекомендация по возможности не вести бизнес с друзьями и родственниками именно потому, что с них вы не сможете по-настоящему спросить, и разногласия в работе перейдут в личные отношения.

— Существуют ли особенности ядерного слоя образа мира, о котором вы рассказали выше, характерные для личности предпринимателя?

— В каком-то смысле мы все предприниматели, просто бизнесмен предпринимает что-то именно для рынка. Ядерный слой изменяется только в экстремальных ситуациях, профессиональная деятельность на него влияет мало, в отличие от перцептивного слоя.

Мы с моими бывшими аспирантами и студентами делали исследования по разным профессиям: учителям, преподавателям, экономистам, врачам, старателям, геологам, военнослужащим и пришли к выводу, что образ мира отличается не в ядре, а во внешних слоях — семантике и восприятии.

Поэтому можно предположить, что и у бизнесмена образ мира будет отличаться от других профессий в этих слоях, а ядерный слой никакой спецификой обладать не будет. Но поскольку пока таких исследований не было, мы можем это только предположить.

— Как предпринимательство связано с неврозами отложенной жизни?

— Это понятие введено нами еще в 1997-м. Сейчас оно широко используется. Неврозы отложенной жизни (НОЖ) встречаются редко, часто случается, так называемый, сценарий отложенной жизни (СОЖ). Особенно у стартаперов.

Когда человек решает организовать бизнес-проект грамотно, он составляет план и отдает себе отчет, что его реализация начнется через год (если дела пойдут очень хорошо) или через три-пять лет (что вероятнее). Весь этот период до стабильности он тратит свою энергию, время, средства, иногда все, что у него есть, на реализацию плана.

Соответственно, у него нет энергии, времени и денег на хорошие взаимоотношения с окружающими, на определенный уровень жизни, отдых. Он говорит сам себе, что все это будет потом, и это нормально. Подавляющее большинство населения думает: «Получу диплом, заживу» или «Стану директором, заживу».

Кроме мелких невротических явлений это ничем не чревато, но в то же время и накладывает ограничения на внешнюю свободу, потому что порой невозможно, например, высказывать свою точку зрения или с кем-то ругаться. А по законам психологии постоянное внешнее становится характеристикой внутреннего.

Каждый человек может выдержать какой-то определенный груз нерешенных (и, самое плохое, нерешаемых до «начала настоящей жизни») проблем, их число индивидуально. И когда этот груз превышает возможности, человек начинает срываться, что становится заметным для окружающих.

Тогда мы говорим о НОЖ. Тем не менее, даже большинство ипотечников чувствуют себя более-менее устойчиво, хоть они и ограничены условиями (многолетним жестким цикличным сценарием) договорной жизни. Некоторые даже гордятся тем, какие они волевые люди.

Читайте также:  Как менять свое настроение - психология

Но психологические изменения происходят все равно, поскольку у человека есть два типа мотивации. Внешняя — «я должен делать то, на что меня вынуждают обстоятельства», и внутренняя — «я делаю то, к чему стремлюсь».

А в подобных ситуациях внешняя мотивация начинает с годами преобладать над внутренней.

— Каковы эти психологические изменения?

— Прежде всего, это самоограничение, которое становится внутренним свойством. Человек этого не замечает и считает, что все нормально. В этом смысле невроз еще не развивается. Любой невроз развивается при наличии внешнего или внутреннего непреодолимого препятствия, фрустрации важной мотивации.

При СОЖ человек сам себе фрустрирует реализацию некоторых важных мотивов по схеме: «сначала добьюсь, потом заживу». Человек мог бы порешать свои проблемы, но сам себе пока не позволяет. То есть в СОЖ нормальный человек ведет себя как невротик, накапливающий проблемы.

Мы видим, что многие предприниматели на каком-то этапе реализации своих стартпапов срываются, становятся дауншифтерами, устраиваются на бюджетную работу, то есть ищут стабильности, жертвуя самостоятельностью. И часто испытывают реальное облегчение, реализуя годами нерешенные мотивы (начиная с «вдоволь спокойно спать», «делать то, что хочу» и так далее).

Но это те, кто создал уже себе условия. А если просто закончились внутренние ресурсы, этот срыв — невротический симптом. И это не всегда плохо. Иногда человеку лучше уйти из бизнеса и реализоваться в другой сфере.

— Может ли человек почувствовать сам предпосылки срыва?

— Большинство людей чувствуют их, но это не значит, что они могут их контролировать. Человек знает, что его энергия или терпение кончаются, но при этом не может регулировать свое поведение. Здесь схема общая: и у невротика и у обычного человека всегда много проблем, особенно, если человек активен и пытается реализовать свой проект. Что есть проект? Это изменение реальности.

А любая реальность сопротивляется изменениям в лице, например, чиновников и других обстоятельств. Нормальный человек решает не все, но большинство своих проблем. То есть отличие нормального от невротика в том, что у первого проблемы не копятся, он их решает и мечтает, например, о жизни на даче, где новые проблемы (как ему пока кажется) не появляются.

Невротик же не решает большинство проблем, откладывает, ищет объяснения, почему их не надо решать сейчас, дает им другие формулировки, пытается забыть. А проблемы при этом никуда не деваются, копятся.

Срывы проявляются в том, что человек, например, не может поддерживать нормальные отношения с окружающими: он постоянно носит ношу, и у него нет сил на все остальное, он агрессирует или истерит, или его реакция астенична вплоть до «все бросить и заплакать».

— Значит ли это, что человек занимается чем-то не своим?

— Это очень индивидуально. Для кого-то значит, у кого-то причина — в обстоятельствах, а у кого-то — в недостатке волевых качеств, например. В настоящей психологии обобщенные рекомендации или не всегда работают, или их нужно очень тонко «настраивать и подстраивать» под конкретного человека. Личное консультирование пока ближе к искусству, чем к методическим рекомендациям.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/10603-business-psychology

Успешный бизнесмен: психологические особенности

Николай Конюхов

В последнее время к психологам за помощью стали обращаться крупные бизнесмены, сумевшие сделать капитал в начале 90-х годов и начинающие разоряться сейчас. Проведенное психологическое тестирование показало, что у большинства из них одни и те же ярко выраженные черты характера (акцентуации личности).

Одновременно, изучение процветающих в настоящее время крупных предпринимателей выявило, что у них тоже есть общие, типичные акцентуации, которые, однако, существенно отличаются от тех, которые были получены в первой группе. При этом, что весьма примечательно, никакой разницы в уровне интеллектуального развития выявлено не было.

Просто одним социально-экономическим условиям более соответствовал один тип личности бизнесмена, другим — другой.

Психологи получили информацию о чертах личности, в том числе и акцентуированных, которые в настоящее время могут привести бизнесмена к успеху, а также чертах, которые статистически чаще коррелируют с его «успешным» разорением.

И это весьма тонкое знание, ставшее в какой-то степени и коммерческой тайной. Интересно, что эти данные совпали с результатами исследований в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Неудачный для бизнеса тип личности стал в массовом порядке пытаться пристроиться на госслужбе.

Так какие же качества личности способствуют успешному бизнесу, а какие нет? Ведь люди очень разнятся как по природе, так и по воспитанию. Это проявляется в интеллекте, личностных качествах, метапрограммах поведения и др. Рассмотрим последнее различие — различие в метапрограммах — более подробно.

Метапрограммы психической активности — это автоматически, бессознательно проявляющиеся алгоритмы внутренней деятельности, предопределяющие направленность активности человека.

Так, в условиях стресса одни люди как бы замирают, другие начинают активно действовать. И это имеет под собой генетическую детерминацию.

У одних психическая активность направлена на достижение чего-то, а у других — на избегание и т.д.

Метапрограммы тесно связаны с акцентуациями личности. Та или иная акцентуация представляет собой не что иное, как сплав нескольких акцентуированных метапрограмм. В современной психологии известны различные акцентуации — шизоидная, паранойяльная, истероидная и др. И все они сотканы из определенных метапрограмм.

Метапрограммы могут между собой в «снятом виде» соединяться, складываться, изменяться, трансформироваться. Допустим, мы можем говорить о метапрограмме «предметника» и метапрограмме «общественника». При этом бизнесмен-«общественник» ориентируется на мнение других, а бизнесмен-«предметник» ориентируется на технологические процессы, которые протекают.

Рассмотрим для примера некоторые из метапрограмм.

Метапрограмма «внутренняя и внешняя референтность». Есть люди, которые при принятии решения больше опираются на собственный опыт, на собственное мнение, а есть те, для которых более важно мнение других. Такие лица есть и среди бизнесменов, руководителей.

Некоторые подчиненные это тонко чувствуют и могут добиться того или иного решения начальника, работая под их доминирующий алгоритм, доминирующую метапрограмму.

Так, чтобы убедить человека внешней референтности в принятии определенного решения, важно привести примеры, что аналогичные решения были у других, наиболее авторитетных для данного человека личностей, организаций, бизнесменов, то такие решения были в прошлом и они привели к позитивным результатам, что их применяют сегодня и есть тенденция перехода к подобным решениям проблемы в будущем и т.д. В то же время, если подобные примеры приводить человеку с внутренней референтностью, то его типичная реакция на такую аргументацию будет с высокой вероятностью негативной: мнение и решение других для него как красная тряпка для разъяренного быка. Он будет сам анализировать ситуацию и принимать решение самостоятельно. Ссылка на мнение и решения других для него не довод, а скорее повод для внутреннего раздражения: технология принятия решений у него другая.

Лица с внутренней референтностью при принятии решений ориентируются на свое видение мира, на свои чувства, знания, интуицию. Статистически чаще это характерно для интровертов.

И обусловлено тем, что экстраверт как бы идет за ситуацией, за внешними изменениями, а интроверт уходит от внешних ситуаций в себя, в свой внутренний мир.

Поведением экстраверта более управляют внешние факторы, ситуации, в то время как поведением интроверта — его прошлое, в том числе и его внутренние моральные нормы.

Внутренняя референтность более характерна для шизоидных личностей, для интровертов. Лица с такой ориентацией могут быть относительно независимы от окружения, но тем самым нередко как бы выпадают из сложившейся системы взаимоотношений, становятся изгоями, козлами отпущения и т.п. Люди порой весьма жестко относятся к тем, кто пренебрегает общепринятым.

В то же время лица с внутренней референтностью способны увидеть то, что массовое сознание, подвластное внушению, конформизму, порой не в состоянии понять. Лица с внутренней референтностью способны видеть мир иначе, чем большинство, окружающие.

И им многим обязаны люди за это. Примером тому может служить А.Сахаров, у которого была выражена потребность смотреть на мир по-своему, отстаивать свою точку зрения, даже если все были против него.

Лицо с внешней референтностью не способно к таким взглядам, оценкам, к такому поведению.

Внутренняя референтность была сильно развита у Дж.Бруно, Галилея и у многих других лиц, чьи идеи опережали самосознание большинства своей эпохи. И мы благодарны этим людям за такую стратегию мышления: она вела вперед и человечество.

В то же время в придворных интригах лицо с внутренней референтностью оказывается беззащитным, с ним быстро расправляются. В этих условиях более действенны лица с внешней референтностью, способные вовремя уловить мнение сильного, подстроиться под него.

В начале 90-х годов рывок в бизнесе сделали лица с внутренней референтностью, которые вняли утверждению «можно все, что не запрещено». Именно они быстро, за считанные недели, месяцы сделали крупные состояния.

Сейчас же лица с внутренней референтностью достаточно часто попадают под сень правосудия, ими стали заниматься правоохранительные органы, так как по своей природе они более предрасположены к нарушению законов, общепринятых норм поведения.

Отсюда и возникающие проблемы в их бизнесе.

Еще одна из метапрограмм — «глобализм — частность». Эта метапрограмма отражает преобладание у человека одной из двух стратегий: стратегии стремления к глобальному или стратегии стремления к частному, конкретному. Есть лица, которые более предрасположены рассуждать, принимать решения, действовать в масштабе глобального, чего-то абстрактного, обобщенного. Так, М.С.

Горбачев в своих идеях неоднократно обращался к проблеме общечеловеческих ценностей, мировой цивилизации и др. И его жизненный путь, деятельность приобретают логику, если мыслить в масштабе всего человечества. В то же время при решении конкретных вопросов многие оказывались эффективнее его.

Некоторую часть людей, особенно тех, кто был склонен к конкретному мышлению, предрасположен видеть частности, раздражали ответы М.С.Горбачева на конкретные вопросы: на них они получали ответ в соответствии с противоположной доминирующей стратегией мышления. Поэтому у М.С.

Горбачева немало оппонентов и по причине расхождения у него и у некоторой части людей стратегий понимания окружающего мира: они говорили на разных метаязыках, метапрограммах.

Стратегия стремления к конкретному, частному более развита у людей, не склонных к индукции, синтезу, которые чаще являются кинестетиками, то есть людьми, которые предрасположены воспринимать окружающий мир через реально осязаемые вещи, явления, через конкретные действия.

Эта метапрограмма оказывалась более эффективной у бизнесменов на начальном этапе накопления капитала, в то же время по мере роста степени обобществления производства статистически чаще среди крупных руководителей встречались лица без акцентуации метапрограммы «частность».

В то же время и в начале 90-х годов в бизнесе неплохо сработали лица с акцентуированными метапрограммами в сторону глобализма.

Это некоторые метапрограммы. На самом деле их очень и очень много. Все их осознать сложно и почти невозможно, когда идет анализ мышления, поведения конкретного человека.

И нужно ли это делать, если существует закон Клапареда, который говорит о том, что чем больше из сознательного перешло в бессознательное, тем эффективней деятельность? Этот закон ориентирует на то, что чрезмерное включение сознательного компонента психики в понимание происходящего может снизить эффективность познавательной и практической деятельности вообще. Поэтому если мы начнем осознавать все эти метапрограммы в поведении, деятельности конкретного человека, то это может помешать непосредственному эффективному общению.

Но определенные метапрограммы должны быть осознаны. Во-первых, должны быть осознаны свои метапрограммы, особенно актуализированные, то есть те, по которым мы резко отличаемся от других, бессознательно принимаем решения по ним. Любой человек должен знать психологические механизмы принятия им решений, особенно это важно для тех, кто рискует при этом материальными средствами.

Во-вторых, должны быть осознаны метапрограммы лиц, которыми мы руководим, с которыми работаем и которые руководят нами, с которыми делается бизнес. Однако надо осознать в первую очередь те метапрограммы, по которым они резко выделяются из большинства, которые у них актуализированы.

Дело в том, что при актуализированных, акцентуированных метапрограммах они срабатывают если не в любых, то в большинстве ситуаций, что надо учитывать в совместной деятельности. Это можно реально использовать в интересах моделирования, прогнозирования поведения людей.

Если же метапрограмма та или иная не выражена, не акцентуирована, то от данной личности можно в конкретных ситуациях ожидать различного поведения, решения.

Это как акцентуация личности — чем выше акцентуация, тем выше вероятность, что она проявится в большинстве ситуаций, чем ниже — тем меньший диапазон ситуаций, в которых проявляются аналогичные практические и умственные действия, алгоритмы поведения и мышления. Если же та или иная метапрограмма не является выраженной, актуализированной, акцентуированной, то она может проявиться или не проявиться, в зависимости от ситуаций.

В-третьих, активность тех или иных метапрограмм надо осознавать тогда, когда у группы, общности людей надо активизировать какую-то деятельность. Для этого надо активизировать, актуализировать ту или иную метапрограмму.

Источник: https://www.psycho.ru/library/47

Ссылка на основную публикацию