Рычаги власти — психология

Скрытые рычаги власти: что управляет коллективом?

Рычаги власти - психология

Все секреты сосуществования людей в коллективе и неизвестные ранее рычаги управления группой людей описывает системно-векторная психология, вскрывая психологические особенности мышления каждого отдельного человека и его потенциально возможный вклад в общее дело.

1 4450 24 Мая 2014 в 21:49

Нюансы топ-менеджмента, или кто на самом деле управляет коллективом?

Сплоченный коллектив работает, как единое целое. Он напоминает живой организм, где каждая клетка привносит свой вклад в общее дело, обеспечивая существование всего тела. Общие цели рождают новые идеи и способы воплощения их в жизнь.

Вроде бы каждый трудится независимо от другого, сотрудники абсолютно разного профиля, люди диаметрально противоположные по характеру, темпераменту и подходу к обязанностям, но в результате общая эффективность трудового процесса максимальная.

Картина практически фантастическая, не правда ли? Однако такие коллективы существуют, они есть, хоть и встречаются не часто.

Как можно приблизиться к такому идеалу?

Что это? Талантливый руководитель или грамотный подбор персонала? Хорошая система мотивации и награждения или неусыпный контроль и жесткие меры наказания?

В чем секрет создания идеального коллектива?

Что может так объединить и воодушевить людей на трудовые подвиги?

Все секреты сосуществования людей в коллективе и неизвестные ранее рычаги управления группой людей описывает системно-векторная психология, вскрывая психологические особенности мышления каждого отдельного человека и его потенциально возможный вклад в общее дело.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИРОДНОГО КНУТА И ПРЯНИКА

В каждом из нас от рождения заложена потребность выполнять определенный вид деятельности. Только такое существование способно приносить нам наслаждение. Только так мы реализуем имеющиеся у нас психологические свойства и тем самым получаем удовольствие от жизни, работы, творчества и тому подобное.

Люди, которые любят свою работу, так и говорят, что она приносит им радость, поэтому они делают ее с удовольствием. Они думают о своей работе почти постоянно, их желание не исчезает, а только растет изо дня в день.

Они работают до глубокой старости и даже не мыслят себя вне своего занятия, причем и выглядят эти счастливчики гораздо моложе своих лет, они активны и радостны, излучают энергию и поражают своей работоспособностью.

Часами они готовы с горящими глазами рассказывать о своей работе, будь то создание модной одежды или лабораторные биохимические опыты.

Говоря системными определениями, это люди высокого темперамента и реализованности. Это одни из лучших специалистов в своей сфере, которые на самом деле наслаждаются жизнью.

Однако каждый из нас, даже не имея столь высокого темперамента, или, другими словами, силы желания, способен ощущать радость и получать удовольствие от собственной деятельности, реализуя свои врожденные психологические свойства, которые формируют совершенно конкретную для каждого видовую роль.

Каждая видовая роль подразумевает отдельную характерную для этого сферу деятельности, будь то инженерия или юриспруденция для представителей кожного вектора, аналитика и преподавание для анального, живопись, театр или медицина для зрительного и так далее.

Выполняя свою видовую роль, то есть удовлетворяя все свои природные желания посредством имеющихся возможностей и качеств личности согласно требованиям современного социума, человек получает наивысшее наслаждение от собственной деятельности и ощущает себя счастливым. Кроме того, он вносит свой вклад в существование и развитие общества, в котором существует.

Все мы заточены под определенный вид деятельности. Возникающие у нас желания появляются в наших мыслях не просто так, они обусловлены теми психологическими свойствами, с которыми каждый из нас родился. Любое свое желание мы имеем полную возможность реализовать, для этого у нас есть соответствующий тип мышления, психологические и даже физиологические свойства.

Словом, если у вас в голове родилась заветная мечта, это означает, что именно вы способны ее реализовать, ведь она родилась именно у вас потому, что все ваши свойства и даны вам для того, чтобы удовлетворить это желание.

Вот это ощущение радости, удовольствия, наслаждения жизнью, обусловленное идеально сбалансированной биохимией головного мозга, и является тем «пряником», распробовав который однажды мы стремимся к нему снова и снова.

«Кнутом» же становится то напряжение, страдание и состояние фрустрации, которое возникает в результате биохимического дисбаланса в головном мозге, когда имеющиеся психологические свойства не находят своей реализации в том объеме, который бы соответствовал силе желания современного человека.

ВСЕГДА ЛИ У СОСЕДА ТРАВА ЗЕЛЕНЕЕ?

Казалось бы, что может быть проще: есть желание — реализуем, получаем наслаждение. Сложность состоит именно в том, чтобы разобраться в своих желаниях. Какие из них являются истинно вашими, а какие — надуманными, навязанными, навеянными родственниками, друзьями, СМИ, модой и прочими.

Ведь ошибочная реализация в не вашей сфере точно так же станет приносить страдание, как и полное ее отсутствие.

К примеру, человек с кожным вектором, психологически гибкий, быстро адаптируемый, с хорошей реакцией, логическим мышлением и рационализаторскими способностями не сумеет реализовать себя в работе аналитика, ученого или преподавателя в той мере, в которой мог бы, скажем, в юриспруденции, инженерии или рекламе.

И наоборот, обладатель анального вектора, наделенный аналитическим умом, терпением, усидчивостью, способностью систематизировать данные и стремлением доводить все до идеала, до точки, вряд ли сможет получить наслаждение от работы в постоянном режиме цейтнота. Такая работа требует быстрой реакции и молниеносных решений, в то время как он мог бы вполне состояться как педагог, исследователь или писатель.

Не понимая собственную психологическую природу, мы теряемся в догадках и поиске сферы реализации, при этом часто попадая в ловушку укоренившихся в обществе стереотипов, мнений близких и друзей, а также собственных рационализаций о престиже той или иной должности.

Если сосед Вася прекрасно чувствует себя на должности менеджера по продажам, продвигается по карьерной лестнице и хорошо зарабатывает, это совершенно не означает, что другой сосед — Петя с таким же успехом реализует себя в сфере торговли, если у него отсутствует кожный вектор.

Каждый человек может быть максимально эффективен только в той области, где он реализует свои, и только свои психологические качества.

Понимание природы векторов дает возможность подбирать персонал в соответствии с их врожденными свойствами, составляя коллектив наиболее оптимально как для общего дела, так и для каждого отдельного сотрудника.

ВНУТРЕННЯЯ РАЗВЕДКА, ИЛИ ЧЕМ ПАХНЕТ В КОЛЛЕКТИВЕ

Психологические механизмы взаимодействия векторов аналогичны для отдельного организма, для группы людей, например рабочего коллектива, так и для общества и человечества в целом. Это уникальный принцип восьмимерной голограммы, основанный на психологических особенностях человеческой природы.

Рычагами взаимодействия людей между собой на подсознательном уровне являются летучие запахоподобные вещества — феромоны. Мы воспринимаем их чувствительными нервными окончаниями нулевого обонятельного нерва, расположенного в тканях кончика носа. Информация, поступающая от них, идет в подкорковые отделы мозга, минуя кору, а значит, воспринимается нами неосознанно.

Различают феромоны ранжирования и феромоны влечения. Первые отвечают за ранжирование мужчин, согласно их видовым ролям. Посредством этих веществ каждый мужчина «заявляет» о себе в коллективе, определяет свое место в стае, обозначает свой ранг. Феромоны влечения отвечают за формирование пары, вызывая сексуальное влечение мужчины к женщине, испускающей феромоны.

Не ощущая сознательно действия феромонов, человек начинает рационализировать и находить объяснения своим поступкам и возникающим желаниям, убеждая других и в первую очередь себя самого, что это его собственное решение, вытекающее из вполне объяснимых событий его жизни.

Однако существует вектор, представителей которого рождается менее 1 %, так как это весьма уникальные люди, имеющие не менее уникальные психологические свойства. Человек с обонятельным вектором способен ощущать феромоны других людей, вот это природное чутье дает ему возможность владеть недоступной для других, но поразительно точной информацией обо всех окружающих.

При этом для людей, привыкших узнавать человека через привычные для всех органы чувств, обонятельник остается «темной лошадкой». По природе он необщителен, избегает внимания, никак не выделяется из толпы, но с успехом может с ней слиться, его собственный запах скрыт от других, а лицо зачастую не выражает ничего, кроме оттенка отвращения, вызванного множеством человеческих запахов.

Реализация обонятельных свойств состоит в сохранении живого вещества человеческой стаи с одной только целью — обеспечить выживание ему, ведь никто не способен выжить в одиночку.

Наибольшие шансы на выживание имеет только та стая/группа/коллектив, где все члены четко выполняют свои видовые роли, сохраняя тем самым целостность группы, а значит, гарантируют выживание обонятельнику.

Попадая в любой коллектив, человек с обонятельным вектором мгновенно получает всю информацию обо всех, он ощущает психологическое состояние каждого и владеет доступными только ему инструментами управления коллективом на подсознательном уровне.

Само присутствие обонятельника в группе людей создает у всех ощущение, что ему известно все самое тайное и сокровенное, все самые личные секреты каждого становятся для него просто очевидными.

При этом он сам вызывает только негативные эмоции у всех остальных: страх, недоверие, отвращение, откровенную неприязнь, ведь о нем самом неизвестно решительно ничего, ведь он не пахнет.

В такой атмосфере феромонового контроля все стараются строго выполнять «функциональные обязанности» согласно своим видовым ролям.

Безусловно, всегда найдется рациональная причина для такого коллективного поведения, но отправной точкой для этого является появление в коллективе обонятельного человека, работника внутренней разведки, контролирующего органа, который осуществляет свою деятельность, воздействуя на подсознательном уровне на группу людей.

МАЛЕНЬКИЙ СЕКРЕТ БОЛЬШОГО УСПЕХА

Под влиянием обонятельного человека коллектив начинает работать именно как слаженный и целостный организм, обеспечивая будущее всем его членам, а в первую очередь самому обонятельнику.

Обонятельный контроль способен обеспечить согласованную и эффективную работу только того коллектива, в котором каждый его член занимает четко соответствующую ему должность, реализует себя в той сфере, где он максимально продуктивен.

Выражение «Кадры решают все» весьма ясно говорит о видении мира самым выдающимся из кадровиков Советского Союза — И. В. Сталиным.

Отчетливо мы не понимаем, почему боимся этого «неприятного человека», и трактуем этот страх каждый со своей колокольни, в зависимости от собственных векторов, в пределах собственного образа мышления, пытаемся судить его категориями морали, нравственности, дружбы, коллегиальности, логики или анализа. Обонятельный человек живет и мыслит совершенно иными категориями, его цель — сохранение живого вещества стаи, а способы достижения этой цели уже не так важны, главное, чтоб были действенными. Мы боимся, потому что бессознательно ощущаем, что он может от нас избавиться, если не выполнять свои задачи. Из страха перед ним мы начинаем шевелиться, но шевелиться исключительно в ключе выполнения своей видовой роли, этот «плохой человек» заставляет нас реализовывать на полную свои врожденные свойства, и в результате мы приносим пользу коллективу и наполняем себя, а значит, ощущаем наслаждение.

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Иоганн Гете. Фауст.

Однако следует отметить, что коллективы, в состав которых входит человек с обонятельным вектором, достаточно редки, как и сами обонятельники, но понимание его роли в искусстве менеджмента дает нам возможность создавать коллектив, приближенный к идеальному.

Имея в своем арсенале такой уникальный инструмент понимания человека, как системно-векторная психология, можно легко сформировать полноценный, адекватный и укомплектованный коллектив.

Коллектив, в котором каждый находится на своем месте, согласно его врожденным психологическим свойствам, способен выполнить поставленную именно для него задачу с максимальной эффективностью и ощутить потребность сделать больше и лучше, так как именно это приносит ему удовлетворение и радость прожитого дня.

Именно в таких условиях каждому сотруднику есть куда расти, есть его ниша, то направление, в котором и хочется, и можется развиваться, он ощущает свой потенциал и понимает, что может достичь большего.

Команда из таких сотрудников поистине способна если не свернуть горы, так делать свою работу на отлично и даже лучше.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/chto-upravlyaet-kollektivom

Скрытые факторы влияния и рычаги доверия

Скрытые факторы влияния и рычаги доверия

Рассмотрев факторы доверия мы увидели, что они, казалось бы, ничего особенного собой не представляют: элементарные каноны позитивного отношения. Все согласятся с тем, что надо относиться к другим, как к себе. Но на практике это получается далеко не всегда. В чем же дело?

Автор:
Борис Суренович Caркиcян
, кандидат технических наук, практический психолог, более 10 лет проводит корпоративные тренинги по развитию персонала, ведению переговоров и технологиям продаж.

Стремление любого человека к взаимодействию будет тем выше, чем в большей степени поддерживается представление о том, что собеседник стремится и способен повысить существующий уровень комфорта. В противном случае, если собеседник снижает уровень комфорта партнера, он либо избегает его, либо вступает с ним в бой, для того чтобы отстоять свои позиции.

Доверие — это то, что необходимо, чтобы соответствовать подсознательным (эмоциональным) запросам человека.

Если сгруппировать психологические факторы на подгруппы, то доверие — это:

  • безопасность (надежность, спокойствие, защита, соблюдение тайны);
  • совместимость (дружелюбие, понимание, общение, авторитет, вежливость, уважение, терпение);
  • искренность (честность, открытость);
  • ориентация на клиента (помощь, решение проблем, удобство, комфорт).

Как видите, мы перечислили общечеловеческие ценности. По существу, речь идет об элементарной человечности в общении людей.

Доверие необходимо нам для соответствия эмоциональным запросам партнера по переговорам, т. е. запросам, определяющим 90% всех его решений и действий. Но это один уровень передачи информации. А что необходимо для соответствия наших действий на сознательном уровне восприятия? В деловом общении сюда можно включить:

  • знание цены;
  • знание качества товара;
  • знание технических и иных характеристик;
  • представление о рентабельности предложений для партнера;
  • знание преимуществ и недостатков условий обсуждаемой темы;
  • знание ситуации в отрасли и на рынке;
  • знание проблем и умение понять задачи другой стороны;
  • знание конкурентов и предлагаемых ими условий.
Читайте также:  Гордыня - психология

Все перечисленное можно определить одним словом —
опыт. В зависимости от специфики вашей конкретной деятельности вы можете по своему усмотрению расширить этот список.

С практической точки зрения нам важно знать, каково соотношение между влиянием на мотивы сознательной и подсознательной составляющих.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что все происходящее на смысловом, сознательном уровне передается во всех случаях на уровень подсознательный, уровень чувств, на котором и определяется конечное отношение к событию или обстоятельствам. Понятия смысловой, сознательный уровень и подсознательный уровень чувств условны, для того чтобы осознать их различные аспекты и уметь влиять на них.

В любом случае, оценка события и отношение к нему определяются на подсознательном уровне. Какое влияние на принятие решения окажет сознательная составляющая, зависит от степени ее значимости для решения проблемы.

Значимость вызывает соответствующие эмоции.

Можно утверждать, что отношение к предложениям в ходе переговоров будет получено в результате суммирования эмоций и чувств, сформированных смысловой составляющей, и чувств, полученных напрямую подсознательным восприятием всей остальной информации.

Стратегия добиться одностороннего преимущества любой ценой, включая манипуляции, абсолютно не эффективна и в корне ошибочна, если речь идет о долговременном партнерстве. Как бы искусно человека не обманывали, изобразить искренность, скрыть негативные мысли довольно сложно. Сложно по двум причинам. Обсудим их.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Шепот потребителей

1. Неосознанное восприятие эмоций

Допустим, ваш партнер пытается скрыть свое эмоциональное состояние. Это ему далеко не всегда удается: сложно утаить и скрыть эмоциональное состояние, особенно негативное. И один из способов определить энергию намерений человека состоит в том, чтобы прислушаться к своим собственным ощущениям и эмоциям в процессе взаимодействия с ним. Эта техника основана на следующем представлении.

Наше психологическое состояние, наши мысли, наши намерения представляют собой некоторую энергию, которая излучается в пространство вокруг нас и неосознанно воспринимается окружающими нас людьми примерно в радиусе 3-5 метров.

Это обстоятельство доказано и легко проверяется на практике. Например, известно, как трудно работать, читать или писать, если в комнате рядом с вами кто-то спит. Вас тоже тянет ко сну. А вот еще пример, уже из практики переговоров.

Допустим, вы пришли в фирму. Вы еще не успели вступить в контакт с кем-либо, вас еще никто не обидел и никто не порадовал, но вы уже чувствуете некоторое состояние комфорта или дискомфорта от того психологического климата, который в фирме установился.

Думаю, вы замечали это.

Участник переговоров, как и любой человек, также неосознанно воспринимает достаточно тонкую информацию о нашем состоянии. Ну а более ярко проявляемые нами эмоции он вообще может воспринимать и на осознанном уровне.

Из сказанного следует, что проявление негативного состояния, негативных мыслей создает негативный энергетический фон, воспринимаемый подсознанием участников переговоров. Этот фон и является определяющим во время работы группы.

Часто участники переговоров, увлеченные процессом, могут не осознавать свою негативную реакцию на действия партнера. Просто в них нарастают дискомфортные эмоции как результат подсознательного восприятия тревоги. Уже после завершения сделки, а иногда и в процессе ее, они могут осознать причины такого своего поведения.

Это, как правило, скрытые негативные намерения одной или обеих сторон, страх кого-либо за столом переговоров.

Обмануть подсознание нельзя, но заглушить можно. Для этого манипуляторы и вызывают высокое эмоциональное напряжение у партнера по переговорам, которое блокирует восприятие более тонких подсознательных сигналов.

Кстати, если вы чувствуете сильную эмоциональную вовлеченность, под любым предлогом покиньте хоть на несколько минут помещение переговоров. И как только вы это сделаете, вы чувствуете себя так, как будто вы вынырнули на поверхность и вдохнули свежего воздуха.

И все, что было за столом переговоров, приобретает иной смысл, ясный и истинный. Это потому, что вы сбросили с себя энергию чужого негативного влияния.

Если переговорщик не уверен в себе, боится провала и ошибок, с большим напряжением подбирает доводы, дает заведомо ложную информацию, то можно не сомневаться в существовании негативного энергетического фона, который неосознанно, а иногда и осознанно, воспринимается другой стороной и негативно влияет на результаты.

Конечно, негативный энергетический фон может создаваться и по причинам, к переговорам не имеющим никакого отношения. Например, общее состояние подавленности, усталости, конфликтное состояние с близкими людьми и т. д. Этот негативный фон воспринимается партнером, и у него начинает проявляться негативная реакция.

У него появляется подозрение: партнер по переговорам что-то нехорошее замыслил против него и «втюхивает» ему свои предложения. При этом ему и в голову не приходит, что негатив никак не связан с рассматриваемой темой и участниками.

Подсознание не делает различия в причинах возникновения дискомфорта, для него важно состояние само по себе.

2. Особенности передачи информации

Мы продолжаем обсуждение того, как определяются скрытые намерения человека и участника переговоров в том числе. Эмоциональное состояние человека и его скрытые намерения проявляются в некоторой энергии и сказываются на всех его действиях: походке, жестах, мимике, речи.

И все это воспринимает наш партнер, как и любой другой человек. Естественно, нам хотелось бы передать партнеру по переговорам нужную, отвечающую нашим интересам позитивную информацию о своем состоянии.

Однако сделать это не так просто, если переговорщик чувствует неуверенность, опасение, подавленность, страх или скрытое желание ввести в заблуждение, сбить с толку. Внешне это будет проявляться во всем: в его жестах, речи, походке.

И контролировать эти проявления сложно, так как они управляются на подсознательном уровне. Естественно, возникает вопрос: почему сложно контролировать скрытые намерения?

Как известно, мы воспринимаем информацию из внешнего мира по трем каналам:

  • визуальному;
  • аудиальному;
  • кинестетическому.

Визуальная информация связана с восприятием всего, что мы видим: форма, яркость, цвет, объемность. Если мы в ходе общения с человеком наблюдаем его жесты, мимику походку, осанку, мы воспринимаем визуальную составляющую информации. Это невербальные проявления контакта.

Аудиальная информация — это все, что мы воспринимаем на слух: громкость, темп, ритм, тональность, тембр. В общении это прежде всего речь человека, которая состоит из двух составляющих: вербальной (смысл слов) и аудиальной информации.

Кинестетическая информация связана с восприятием ощущений от прикосновений, запаха и вкуса.

Исследователи процесса восприятия информации получили поразительный результат. При общении составляющие информации воспринимаются партнером в следующих пропорциях:

  • визуальная — 55% — язык мимики и жестов;
  • аудиальная — 38% — интонация речи;
  • вербальная — 7% — смысловая, специальная информация.

Когда мы говорим, мы прежде всего думаем, что необходимо сказать, исходя из логики переговоров. Но поразительно, что 93% информации (вы только вдумайтесь: девяносто три!) передается в это же время по двум другим каналам: аудиальному и визуальному.

Наши жесты, мимика и позы тела, ритм, тональность, темп и громкость нашего голоса передаются собеседнику. И именно они определяют, как будет воспринят смысл нашего сообщения на глубинном уровне сознания слушателя.

А мы даже не задумываемся о том, какую информацию передаем по первым двум каналам, а часто просто и не осознаем этого факта.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Стратегии фланговой и партизанской войны в продвижении товара

Таким образом, важно не то, что мы говорим, а то, как мы говорим.

Мы достаточно хорошо можем управлять вербальной информацией. А вот аудиальной и визуальной информацией управлять не всегда удается. Это связано с тем, что ими неосознанно, т. е. минуя сознательный контроль, управляют наши эмоции. Участник переговоров может даже не заметить, что ведет себя агрессивно, вызывающе или проявляет подавленность.

Подумайте только, мы передаем 93% информации, не управляемой и практически не контролируемой нашим сознанием. Именно по этой причине сложно контролировать скрытые намерения. Они проявляются нами неосознанно на невербальном уровне.

Наш партнер получает на неосознанном уровне эту информацию и формирует представление о нашем истинном состоянии.

На подсознательном уровне собеседника смысл слов сопоставляется с информацией, полученной по двум остальным каналам доступа (аудиальному и визуальному).

Если они противоречат друг другу, то у него появляется ощущение дискомфорта, он интуитивно чувствует недоверие. Этим и определяется окончательный смысл полученной информации.

Проницательный человек обычно быстро определяет состояние другого участника встречи и вносит свои коррективы в переговорный процесс.

Надо заметить: обработка информации на истинность может выполняться и на осознанном уровне, если наши жесты, поза, мимика и голос проявляются уж очень явно и выдают наш страх, неуверенность и беспокойство за исход встречи.

Негативное эмоциональное состояние передается партнеру по переговорам по нескольким каналам восприятия информации. Он может неосознанно, а иногда осознанно реагировать на это, проявляя защитную или агрессивную реакцию. Это, как правило, становиться ограничением развития отношений и принятия оптимальных решений.

Copyright 2006 © Элитариум
(www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.

Источник: http://www.elitarium.ru/skrytye_faktory_vlijanija_i_rychagi_doverija/

Психология власти: власть и влияние в психологии

Психология власти: власть и влияние в психологии

Психология власти изучает власть в широком смысле этого слова, как психологическое явление, благодаря которому возникло и развивается упорядоченное человеческое общество.

Определение и функции власти

Привычная ассоциация со словом «власть» это «политика». Но власть бывает не только политической, но и духовной, экономической, семейной и так далее. Она есть во всех сферах жизнедеятельности.

Как бы ни стремились люди к равенству, практически всегда там, где есть отношения хотя бы двух людей, уже есть власть одного из них над другим. В отношениях господства и подчинения бывал каждый человек и не раз.

Власть одного человека над другим может быть желанной и долгожданной, восприниматься спокойно, как норма и данность, а может быть и нестерпимой, ущемляющей права и свободы – все зависит от того, как относиться к необходимости быть властителем или подчиненным.

Власть (какой бы она ни была) порождает порядок и стабильность, безвластие же это анархия и хаос.

Власть нужна для регуляции общественных отношений. Она осуществляет следующие функции:

  • устанавливает упорядоченные связи между людьми,
  • координирует взаимоотношения,
  • управляет ими,
  • контролирует и поддерживает упорядоченность отношений.

Власть определяется как:

  • аспект выражения господства и подчинения в отношениях между людьми;
  • способность одного человека управлять и воздействовать на других людей;
  • способность получать желаемое вне зависимости от других;
  • возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению;
  • возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться тому, кто приказывает;
  • важнейшая потребность, мотив деятельности и взаимоотношений между людьми.

Есть и другие определения понятия «власть», но из каждого следует, что власть не существует вне человеческих взаимоотношений. Однако если взглянуть на власть больше с позиции психологии, нежели социологии, то ее проявления можно заметить не только в межличностных, но и во внутриличностных отношениях.

Человек сам себе и раб и господин. Ведь так часто приходится выбирать между разумом и чувствами, эмоциями или здравым смыслом, желаниями и обязанностями, инстинктами и совестью и так далее.

Источники власти

Власть является возможностью реализовать социально необходимое управление отношениями между людьми.

Но эффективным такое управление бывает только в том случае, когда обладатель власти (руководитель, лидер, правитель или иное властное лицо) получает от подчиненных обратную связь, то есть когда он интересуется тем, насколько его решения и действия полезны, приемлемы, эффективны.

Именно из-за проблем с обратной связью чаще всего и возникают недовольства, волнения, бунты и прочие протесты против властных структур. Так бывает, когда авторитарное правительство не слышит народ, высокое руководство работников, строгая мать своих детей – механизм власти и ее проблемы одинаковы на разных уровнях.

Суть власти одинакова, но сама власть бывает различной. И определяются эти различия методами, которые выбирает властная структура для управления подчиненными, а также источниками этой власти.

Один из самых известных социологов, основоположник социологической науки М. Вебер (1864-1920) в качестве источников власти определял:

  1. Право. Официальный, юридический источник власти. Из всех прав наиболее властным является право собственности (владение вещью определенным лицом) и контроль над ресурсами. Государство как главный элемент политической власти также базируется на праве и законе. Кроме писанных, есть и неписанные правила, относящиеся к разряду традиций, обычаев, морали.
  2. Насилие. Говорят: «У кого сила, у того и власть». Прямое и косвенное, физическое и психологическое или даже просто угроза насилия – мощный и самый примитивный источник власти. Насилие это и применение оружия преступником и предупреждение отца семейства: «Сейчас сниму ремень!».
  3. Авторитет. Самый «мягкий» источник власти. Здесь властитель управляет людьми, опираясь на свою харизму, силу обаяния, имеющиеся социальные связи, багаж знаний и умений или манипулирует верой людей в кого-то или что-то.

Грубое насилие и написание законов – это относительно простые и открытые способы установить власть, но в современном обществе властители чаще всего действуют более тонко, через авторитет.

Читайте также:  Внутренний образ - психология

Человек, который не просто управляет людьми, но при этом еще и нравится им, властвует так, чтобы подчиненные сами хотели быть управляемыми. Такой лидер умен и обаятелен, апеллирует общечеловеческими ценностями и общим благом, является примером для подражания, а также обладает крупными каналами распространения массовой информации.

Информация и ее распространение – тот источник власти, о котором не говорил М. Вебер, так как это особенность уже XXI века. Сегодня помимо законодательной, исполнительной и судебной власти в государстве выдается и «четвертая власть» – средства массовой информации (СМИ).

Власть – могущество или ограничение?

Психология власти очень неоднозначна. Не всегда властитель наделен реальной властью, не всегда тот, кем управляют, чувствует себя таковым, бывает что подчиненный фактически управляет руководителем и так далее.

Не все люди хотят властвовать над другими, некоторые боятся власти, ведь это не только возможность управлять и иметь привилегии, но и большая ответственность, а также риск принять неверное решение, причинить вред другим людям, в конце концов, самому серьезно пострадать.

И в группе и в паре многим людям гораздо комфортнее быть ведомыми, нежели ведущими. Ведущим быть сложнее, это ответственная работа, нужно уметь планировать, организовывать, вдохновлять, стимулировать, управлять, нести ответственность и так далее. Там, где нет равенства, но есть господство и подчинение, одному приходится думать за всех.

Власть – это не только могущество того, кто властвует, но и серьезные ограничения и самоограничения. Кажется, что тот, у кого есть власть, может делать все что пожелает, а на деле же оказывается, что он сам раб своих обязанностей.

Обладание властью не может не оказывать влияние на личность. Чем больше власть, тем больше изменений в характере, привычках, образе мыслей.

Часто власть меняла людей не в лучшую сторону. Ведь приходится выбирать трудиться во благо других людей или использовать этих людей, как легкое средство достижения личных целей (чаще всего богатства). Такой выбор не просто сделать, соблазн выбрать второй вариант велик.

Очевидно, что власть должна быть в руках высокоморальных личностей, но чаще всего она оказывается у того, кто умеет использовать свои особенности и таланты в деле руководства и управления людьми.

Инструментом достижения власти и ее удержания может стать любая особенность личности, даже такая черта как беспомощность, показная или действительная слабость характера. Зная как правильно пользоваться слабостью, можно и ее превратить в «рычаг власти».

Физическая сила, знание секретов, обладание деньгами, авторитет и прочие источники власти еще не гарантируют ее. Власть чаще всего оказывается у того, кто к ней стремится, кто изучает ее и знает, что с ней делать, кто видит себя ведущим и управляющим.

Хотя, конечно, власть может прийти в руки и нежданно-негаданно. Это прекрасно знают семьи с маленькими детьми. В такой семье главный не папа и даже не мама, а малыш. Он становится центром вселенной, он – король, а родители подчиняются его воле, потребностям и обаянию.

Бывает так, что человек, совершенно не стремившийся к власти, вынужден ее принять. Таким людям тяжелее быть лидерами, но зато они чаще бывают демократичными и лояльными по отношению к подчиненным.

Психология власти: стремления и страхи

Существует чисто психологический инструмент господства, которым практически всегда владеют люди, наделенные властью. Этот инструмент – удовлетворение потребностей людей.

Имея возможность контролировать потребность людей (в воде, жилье, безопасности, сексе, любви, дружбе, самоуважении, самореализации и так далее), можно ими управлять. Также в инструмент управления подчиненным превращается его страх что актуальная потребность останется неудовлетворенной.

Людям иногда внушают нужду в чем-либо несущественном, а потом манипулируют ими, взяв за основу умение удовлетворять эту искусственно созданную потребность или страх что эта потребность не будет удовлетворена.

Так, связав приобретение ненужной по сути вещи с удовлетворением потребности в признании и самоуважении, можно заставить многих людей покупать ее снова и снова. Сегодня часто покупают новый мобильный телефон не потому, что старый сломался, а потому что появился новый, точнее потому, что покупатель поддался на манипуляцию «если купишь, получишь признание и ободрение окружения».

Для тех людей, которые не поддаются манипуляциям, есть иная “ловушка”. Сегодня многие вещи делают так, что бы они прослужили недолго, их программируют на определенный, короткий срок службы.

На влечении людей к удовлетворению актуальных потребностей часто базируется власть. На этом основании выделяют виды власти:

  1. Власть-принуждение основана на страхе не иметь необходимого. Жестокая власть угрожает: «Не будете подчиняться, пострадаете!».
  2. Власть информации основана на стремлении людей к получению достоверных знаний.
  3. Власть-вознаграждение основана на потребности в одобрении, поощрении, уважении, любви.
  4. Эталонная власть основана на стремлении соответствовать идеалу. Образцовому лидеру подчиняются безоговорочно.
  5. Экспертная власть удовлетворяет потребность в безопасности. Люди думают: «Эксперт точно знает, что делает и все сделает правильно».

Власти можно либо повиноваться, либо скрыто или открыто сопротивляться, но нужно понимать, что она сама редко когда бывает однозначно хорошей или плохой. Всегда ясно видно только то, что власть определенным образом направляет деятельность, поведение и жизнь людей.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/psixologiya-vlasti

Рычаги влияния на мужчину

Рычаги влияния на мужчину

Страх, что он уйдет…

Страх, что он изменит…

Страх, что стану ему не интересна, не нужна…

Как часто этот страх так сильно влияет на жизнь женщины, что она начинает вести себя не совсем полезно для себя. Живет по принципу «Удобной женщины» или попадает в Зависимость от Мужчины, или Живет по принципу «Я должна» и становится очень уставшей от жизни Женщиной…

Давайте попробуем включить голову и подумать: А правильно ли боятся того, что вы боитесь? Или в ваших руках есть рычаги влияния?

«Рычаг используется для создания большего усилия на коротком плече с помощью меньшего усилия на длинном плече (или для получения большего перемещения на длинном плече с помощью меньшего перемещения на коротком плече).

Сделав плечо рычага достаточно длинным, теоретически, можно развить любое усилие. Человек начал использовать рычаг еще в доисторические времена, понимая, интуитивно, его смысл.

При меньшем приложении сил, можно справиться со сложным весом (задачей).»

Какие же психологические рычаги может использовать женщина в общении с мужчинами?

Какие рычаги использовать, если у мужчины «Седина в бороду — бес в ребро»?

Какие рычаги использовать, если ваш муж зазвездился?

Какие рычаги использовать, если ваш муж не уделяет вам достаточно внимания?

Какие рычаги использовать, если ваш муж не помогает вам в воспитании детей? 

Рычаг «Женственность — Сексуальный» — красота и привлекательность. Никаких дома застиранных халатов и бигудей, и полотенец на голове при вашем мужчине.

Странный парадокс происходит у русских женщин: при окружающих и на работе — ухоженная и красивая, а дома при муже — огурцы на лицо и бигуди.

Один из самых главных рычагов влияния на мужчину — ваша красота и женственность.

Рычаг «Ресурс эмоциональный» — мужчины живут результатами, женщины — процессами. Мужчины больше склонны думать и анализировать, а вот Женщины живут в мире эмоций. Только Женщина может по-настоящему наполнять мужчину нужными эмоциями для развития, вдохновлять на новые этапы в жизни.

Ваш эмоциональный рычаг — радоваться ему, благодарить искренне его, любить его, хвалить его, как ребенка. Все это очень важно для мужчины, без этого он эмоционально пуст. Это сильнейший рычаг воздействия в женских умных руках. Не жадничайте.

 А вот Обида — антирычаг (или вам казалось по-другому?).

Рычаг «Общение — социальный» — во время общения с мужчиной, мужем — пара обрастает общими знакомыми. Если вы против его семьи,  друзей, интересов, коллег, то вы теряете мощнейший рычаг. А если вас ценит его семья, друзья, коллеги — вы ценны социально для своего мужчины.

Рычаг «Женственность-интуитивный» — в основном Женщинам интуиция присуща в большей степени. Большой ошибкой и антирычагом будет требовать, чтобы он делал по-вашему и говорить «Ну я же говорила».

А вот «Я чувствую что здесь можно сделать так, интуиция подсказывает, ты решай» — может привести к успеху и вас, и к развитию вашего мужчину, а то что вы не пережали с властью — мужчина будет очень ценить.

Такие Женщины редки и на вес золота.

Рычаг «Женская просьба» — признавайте и показываете, что не все можете сама. Искренне вербально и невербально просите мужчину вам помогать. Это не слабость Женщины — это сильнейшая сила. Сила, которая, как мощнейший рычаг помогает Мужчине чувствовать себя НУЖНЫМ, а это одна из важнейших базовых потребностей мужчины.

А вот то, что женщина часто считает рычагом «Я гордая, Я сама» — не работает. Скорее всего этот инструмент обратного действия — усилий много, а результат все меньше!

Вот и подумайте: вовремя поработав над рычагами влияния на своего мужчину, кто кого будет бояться потерять?

Ну точно не вы.опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/170733-rychagi-vliyaniya-na-muzhchinu

Бессмертие как рычаг власти

Бессмертие как рычаг власти

Создание сверхчеловека, овладение необычайно эффективными генетическими технологиями взрывает стенки «крысиного коридора», в каковом оказалась наша страна после 1991 года. Мы оказываемся на полном оперативном просторе. И просто представить трудно, какие перспективы перед нами откроются!

И в Великом возвращении нас в Азию тоже.

Может, кому-то написанное ниже покажется верхом цинизма, но мы придерживаемся мнения: в борьбе цивилизаций в в мировой политике не место сантиментам. Здесь хорошо все, что служит нашим целям. Так что не обессудьте…

Что может вернуть Среднюю Азию под нашу державную руку? Власть над средствами генетической инженерии, дающими возможность если не физического бессмертия, то уж мафусаилова долголетия в здравом уме, твердой памяти и полной способности предаваться всем радостям жизни. Регулируя доступ к такому, мы станем кукловодами для многих. И уж не только сибирские воды, но и это обеспечит нам гегемонию в Средней Азии.

Давайте покажем это наглядно. Естественная форма правления в средней Азии — единоличная диктатура. Деспотия. Авторитарная модель, если хотите. Она там устоялась не за пять или шесть веков, а за тысячелетия.

Демократия в Средней Азии — это, знаете ли, из разряда жареного льда. Там всегда будет править Хан или Падишах, как бы он там ни назывался: президентом, туркменбаши или Любимым руководителем. Иначе и быть не может в условиях родо-племенных распрей.

На Востоке борются за пожизненную, а то и наследственную власть, поскольку «смена караула» означает падение не только прежнего властителя, но и всего его родственного клана. Вплоть до его вырезания. Эти нравы прятались очень глубоко во времена первого СССР.

А после обретения туркестанскими республиками независимости вышли на поверхность.

А теперь представьте себе, что из Москвы некоему правителю какой-нибудь среднеазиатской «самостийности» предлагается: мы обеспечим тебе жизнь почти вечную. В обмен на то, что ты пустишь в свою страну-вотчину наши военные базы и крупные компании.

Устоит ли он перед таким соблазном? А когда он обменяет независимость своей страны на личное долголетие и станет нашим туземным полицейским аппаратом, дело будет, как говорится, в шляпе.

Что с того, что формально сия азиатская «республика» останется независимой? Обладая невероятными возможностями, правящие Россией русы-людены быстро возьмут под контроль главные природные ресурсы поднадзорной территории.

А если понадобится, то отправят неугодного правителя… Ну, скажем, в отставку. И найдут нового, посговорчивее. Тем паче, что к нашим услугам будут и отличные психотехнологии.

Будет ли плохо местному народу? Вряд ли. Ведь мы не станем вмешиваться в его веками устоявшуюся жизнь. Никаких ему не будет партийных комитетов, запретов на отправление религиозных обрядов и прочего. Женитесь на многих женщинах, курите свой чарс или терьяк.

Мы дадим вам наши дешевые установки на новых технологиях. Нам это совсем не обременительно: они же обходятся нам в гроши. Взамен за все это да воду из Сибири вы станете поставлять нам не только золото, уран и редкие металлы, но и газ, и нефть.

Мы их не собираемся жечь — они послужат сырьем для нашей химической индустрии. Вы дадите нам свою баранину и прекрасные дыни, фрукты и орехи. Ведь граждане СССР-2 должны отлично питаться.

А у вас столько трудолюбивых крестьян! И еще мы будем отбирать среди вас самых способных и преданных нам. Им найдется много работы. А самые достойные войдут в наш круг люденов.

Источник: https://psibook.com/library/1254/88.html

Психология влияния, власти и авторитета: как управлять людьми

Психология влияния, власти и авторитета: как управлять людьми

Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.

Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать.

Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия.

Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий.

Читайте также:  Рефлекс и дрессировка людей - психология

Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.

1. Влияние

Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т. д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.

Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.

Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от вас и заставляет его действовать так, как желаете вы. Это «что-то» — основные потребности исполнителя.

Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.

Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние.

Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег.

Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.

Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.

2. Власть

Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т. д.

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т. д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т. д.

Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.

3. Формы власти

Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:

  1. Власть, основанная на принуждении.
  2. Власть, основанная на вознаграждении.
  3. Должностная (традиционная) власть.
  4. Власть авторитета.

Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей. У каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.

Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.

Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен, кажется, всем.

В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.

Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.

Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.

Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых действенных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.

Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.

Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.

Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.

Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.

Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.

Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.

Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.

Одной из форм осуществления власти является авторитет — положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.

Авторитет основан на двух источниках:

  • на вере в личностные особенности человека, его престиж;
  • на вере в способности человека, его деловые качества.

Реальный авторитет складывается как единство специалиста, должности и личности. Его завоевывает сам руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, волей, принципиальностью, как человек требовательный, но справедливый, нравственно чистоплотный.

Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.

Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:

  • на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
  • на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
  • на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.

Авторитет личности. Авторитет личности — это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «харизма» «милость», «божественный дар», «слепая вера». Это влияние примера.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.

Вот некоторые характеристики харизматических личностей:

  1. Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей.
  2. Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится.
  3. Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других.
  4. Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению.
  5. Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие.
  6. Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

Авторитет специалиста. Авторитет специалиста — это власть, основанная на разумной вере. Исполнители верят в компетенцию руководителя.

Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.

Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.

Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.

В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного.

По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя.

Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.

4. Влияние путем сотрудничества

Все более высокий образовательный уровень исполнителей во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными. С годами социальные и финансовые различия между людьми также уменьшились. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции или авторитете.

Две формы влияния, которые могут побудить подчиненного к активному сотрудничеству, — убеждение и участие. Современные руководители могут стать более успешными руководителями, если они будут совершенствовать свои навыки в этих двух формах влияния.

Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения другому. Руководитель заставляет подчиненного поверить в необходимость выполнения работы самостоятельно. Он признает квалификацию подчиненного, доверяет ему как специалисту и выражает уверенность, что все будет сделано в срок и качественно.

Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает свою зависимость от подчиненного.

Убеждение влияет тем, что доводит до сознания подчиненного тот факт, что, выполнив желание руководителя, он удовлетворяет как специалист свою собственную потребность. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.

Некоторые методы влияния путем убеждения можно схематично представить следующим образом:

  • постарайтесь точно определить потребности подчиненного и апеллируйте к этим потребностям;
  • говорите, сообразуясь с интересами подчиненного, а не своими собственными;
  • при разговоре постарайтесь вызвать доверие и ощущение надежности.

Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей подчиненного. Здесь руководитель просто направляет усилия на совместную работу. Это способствует обмену информацией и объединению усилий в единую позицию, в которую оба искренне будут верить.

Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.

Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.

К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций.

Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях.

Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.

5. Практическое использование влияния

Чтобы побудить других к работе (особенно творческой и вдохновенной), руководителю бывает недостаточно только власти. Чтобы влияние через власть было достаточно сильным, необходимо наличие следующих условий:

  • подчиненный должен рассматривать влияние как источник удовлетворения (неудовлетворения) какой-то своей потребности;
  • подчиненный должен высоко ценить ту потребность, к которой апеллирует руководитель;
  • подчиненный должен считать достаточно высокой вероятность удовлетворения потребности в случае решения поставленной задачи;
  • подчиненный должен верить, что его усилие будет справедливо оценено руководителем.

Методы убеждения и участия действуют более медленно и менее определенно. Они способствуют увеличению эффективности управления, когда подчиненным будет предложено удовлетворение потребностей более высокого уровня, особенно, если задача неструктурированна и требует творческого подхода.

Юрий Шибалкин

Elitarium

Источник: http://hr-portal.ru/article/psihologiya-vliyaniya-vlasti-i-avtoriteta-kak-upravlyat-lyudmi

Ссылка на основную публикацию