Эдвард де боно — психология

( Эдвард де Боно «Шесть шляп»). Эдвард де Боно. Британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Получил почетные степени в области. — презентация

Эдвард де Боно - психология

1 ( Эдвард де Боно «Шесть шляп»)<\p>

2 Эдвард де Боно. Британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Получил почетные степени в области психологии и физиологии, а также докторскую степень в медицине. В 1969 была опубликована его книга «Принцип Действия Ума», на основе которой Эдвард де Боно разработал концепцию и инструменты латерального мышления.<\p>

3 Концепция метода Де Боно разработал концепцию особого вида мышления, названного автором «латеральным». Это мышление можно рассматривать, с одной стороны, как противоположное другому виду мышления, названному де Боно «вертикальным» (логическое мышление), а с другой стороны – как мышление, способствующее развитию творческих способностей и интуиции.<\p>

4 В отличии от традиционного, латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, когда ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу. Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг, не приводящий, однако, к ошибочному результату. Почему? Оно создает новые модели — оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Этот способ мышления составляют креатив плюс инсайт плюс… юмор. Он парадоксален, но эффективен. В то же время, этот подход не отменяет логику. Логическое мышление, по Э.де Боно — вертикальное, латеральное — боковое, оба достойны внимания и применения. Второе находит идею, первое — развивает ее. Автор метода сравнивает латеральное мышление с задним ходом автомобиля, искусство владения которым может помочь выбраться из тупика, хоть использовать только его — невозможно, да и не нужно.<\p>

5 Six Thinking Hats Для наиболее наглядного изображения процессов, происходящих во время латерального мышления, ученым был предложен метод, названный им «Шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats) – по количеству этих процессов.<\p>

6 Почему «Шесть шляп»? Во-первых, каждой шляпе соответствует свой цвет, который отличает её от других, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление; Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций; В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию.<\p>

7 В методе «Шести шляп» мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.<\p>

8 Красная шляпа (чувства) Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.<\p>

9 Белая шляпа (факты) Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».<\p>

10 Чёрная шляпа (критика) Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.<\p>

11 Жёлтая шляпа (оптимизм) Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.<\p>

12 Зелёная шляпа (креативность) Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.<\p>

13 Синяя шляпа (процесс) Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий жизни; философски осмысл ять события и явления.<\p>

14<\p>

15 ( Эдвард де Боно «Шесть шляп»)<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/106751/

Система мышления Эдварда де Боно

Система мышления Эдварда де Боно

Система мышления Эдварда Де Боно создана во второй половине двадцатого века и содержит революционные взгляды на структуру мышления, а также на возможности по повышению его эффективности, развитию творческого потенциала человека. Система включает научный, образовательный и прикладной аспекты.

Эдвард Де Боно — известный психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Де Боно родился в 1933 году на Мальте. Создатель системы творческого мышления изучал медицину, психологию, физиологиюв процессе своего обучения и работы в Оксфордском, Кембриджском, Гарвардском университетах и др.

Среди наиболее известных произведений Де Боно — «Водная логика», «Латеральное мышление», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи», «Серьёзное творческое мышление», «Шесть шляп мышления», «Я прав — вы заблуждаетесь».

В 1969 году была издана ключевая книга Эдварда де Боно, «Механизм разума», в которой он предложил новый подход к оценке восприятия, основанный на модели самоорганизующейся информационной структуры. Один из ведущих физиков мира, нобелевский лауреат Мюррэй Гелл-Манн, сказал, что эта книга на десятилетие опередила работы по теории хаоса, нелинейных и самоорганизующихся систем.

На основе этого подхода Эдвард де Боно создал концепцию латерального мышления и практические методики его применения. Традиционное мышление связано с анализом, суждениями и дискуссией как ведущим оценочным механизмом.

В стабильном мире этого было достаточно, поскольку, выявив типичные ситуации, можно было разработать для них стандартные решения. Однако в современном быстро меняющемся мире ощущается огромная потребность в новом мышлении — творческом, конструктивном, позволяющем создавать новые идеи и пути развития.

Методики, предложенные Эдвардом де Боно, как раз и являются инструментами такого нового мышления.

Эти методики активно используются в бизнесе и были внедрены в крупнейших международных корпорациях — IBM, Du Pont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT, Ericsson, Total, Siemens. Тысячи школ по всему миру используют программы обучения по методикам де Боно (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Корее и других странах).

Де Боно констатирует, что образование до сих пор ориентировано на то, чтобы загрузить учащегося максимальным количеством знаний и фактов, но не учит его мыслить.

Точнее учит мыслить однобоко, уделяя внимание в основном критическому мышлению.

Критическое мышление нужно, но, не владея другими инструментами, человек попадает в ловушку, он не способен объективно рассматривать все стороны проблемы, генерировать новые идеи, ориентироваться на практический результат мышления.

Де Боно отметил важность процесса восприятия в мышлении. В школе люди привыкли абстрагироваться от восприятия — они получают задачи с готовой входной информацией. Но в жизни всё не так. Здесь решение задачи целиком зависит от начального восприятия проблемы. Особенно ценно это наблюдение при межличностных взаимоотношениях.

В большинстве случаев каждый из участников дискуссии прав, но исходя именно из своего восприятия, которое основано на его принципах, ценностях, воспитании, знаниях и т.д.

 Учитывая это, нужно сосредоточиться не на том, чтобы переубедить оппонента, а на эффективном взаимодействии, позволяющем выработать креативныепредложения, удовлетворяющие истинныминтересам сторон.

Де Боно отмечает, что до сих пор распространённая ориентация исключительнона логические принципы, предложенные ещё древнегреческими философами, не способна эффективно решать современные проблемы. В противовес он предлагает свою — водную логику (вместо традиционной каменной).

Например, согласно принятой логике, утверждение может быть либо истинно — либо ложно. А водная логика гибче — стакан может быть наполнен водой не полностью — «он наполовину полон, и он — наполовину пуст». Важно, что водная логика имеет серьёзное практическое применение.

Де Боно считает, что за ней — будущее.

Он справедливо замечает, что господство каменной логики привело к расцвету науки и техники, но совершенно не продвинуло вперёд человеческие взаимоотношения — до сих пор конфликты решаются посредством силы из-за неумения договориться, взглянуть на проблему шире.

Рассмотрим один из самых простых и эффективных методов мышлений, предложенный Де Боно — Шесть шляп. Достоинство данного метода в том, что он может применяться как при групповом, так и при индивидуальном мышлении, а научиться ему можно всего за полчаса.

Не секрет, что человек, размышляя над какой-либо проблемой, старается «объять необъятное» — одновременно ищет новые идеи, анализирует их логичность, старается абстрагироваться от эмоций, делает выводы и т.д. Получается хаос, из которого очень трудно извлечь что-то по настоящему ценное.

Де Боно выделил шесть основных типов мышления, каждый из которых он обозначил шляпой определённого цвета. Он предложил использовать эти типы последовательно в процессе размышления — по аналогии со сниманием и надеванием шляп.

Описание каждой шляпы иллюстрирует её функциональность:

  • Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
  • Жёлтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
  • Чёрная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
  • Зелёная Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
  • Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
  • Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

В групповой работе самая распространённая модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи.

Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определённой последовательности, и работают в соответствующем режиме.

Модератор остаётся под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества метода Шести шляп (чтобы их найти нужно воспользоваться Жёлтой шляпой):

  1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать её красочным и увлекательным способом управления своим мышлением;
  2. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять;
  3. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров;
  4. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным;
  5. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая;
  6. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определённый промежуток времени;
  7. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Безусловно, как и любая методика, система мышления Эдварда Де Боно требует времении терпения для своего усвоения: необходимо сформировать привычку мыслить по правилам. Но взамен практикующий получит:

  • повышение эффективностисвоего мышления и как следствие принимаемых решений;
  • удовольствиеот процесса мышления.

Для развития творческого мышления Де Боно советует:

  1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления;
  2. Сомневайтесь в допускаемом;
  3. Обобщайте альтернативы;
  4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится;
  5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

источн.

Канал Telegram | блог Instagram

Источник: https://ezopage.com/sistema-myshleniya-edvarda-de-bono/

Шесть шляп Эдварда Де Боно или теория мышления — Блог психолога

Шесть шляп Эдварда Де Боно или теория мышления - Блог психолога

Эдвард Де Боно, известный британский психолог, разработал интересную концепцию, содержащую в себе определенные приемы по организации мыслительных процессов.

Уделил внимание работе с барьерами понимания в общении с окружающими. Он назвал этот подход теорией шести шляп, которая в последствии получила название «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно.

Автор активно занимался изучением особенностей творческого и латерального мышления.

Немного отступлю от темы. Латеральное мышление – это умение использовать нестандартные творческие подходы в решение определенных ситуаций и принятии решений. Именно Эдвард Де Боно предложил этот термин и сейчас считается экспертом в области креативности.

Данная теория помогает понять, каким образом взаимодействовать с человеком, чтобы он тебя понял, как организовать себя и свои мыслительные процессы, чтобы наиболее продуктивно выполнить поставленную задачу.

По сути это теория психотипирования, но в отличие от психотипов, которые достаточно сложно переключать и использовать, если у тебя нет развитого необходимого психотипа, шляпы мышления мы можем менять и подбирать достаточно легко в зависимости от необходимости.

Боно предположил, что все мы привыкли мыслить и поступать по определенному образцу, но использовать другую стратегию мы легко можем научиться, используя метафорические шляпы. Фактически, он дал нам простой и понятный в использовании инструмент.

В сфере менеджмента эта концепция используется наиболее активно, хотя возможности ее применения безграничны и выбор сферы и способов зависит лишь от вашей креативности.

Так что разрабатываем наше латеральное мышление, друзья! Латеральное мышление прочно связано с развитием эмоционального интеллекта и креативности. Интересная тема для полноценного исследования.

Всего имеется 6 шляп, каждая из которых ассоциирована с определённым цветом: синяя, зеленая, красная, желтая, белая и черная. Очень удобно использовать цветовые ассоциации, поскольку они позволяют лучше запоминать назначение шляп.

В зависимости от необходимости решения определенных задач мы анализируем возникшую ситуацию и принимаем решение об использовании соответствующей шляпы.

По мнению Эдварда Де Боно, использование шляп помогает справиться с такими трудностями, как эмоциональные проблемы, невозможность выбрать стратегию мышления и растерянность в определенной ситуации.

Описание шести шляп Боно

Синяя шляпа или шляпа руководителя

Использование данной шляпы помогает координировать и организовывать работу, анализировать полученные результаты, то есть управлять процессом с точки зрения руководителя, начиная с этапа принятия решения о том, что надо делать. По сути используя эту шляпу мы принимаем на себя функции организатора процесса.

Зеленая шляпа или шляпа креативщика

При использовании данной шляпы мы ищем новые подходы, нетрадиционные варианты решения проблем, безумные и оригинальные идеи. Предполагается необходимость посмотреть на возникшую проблему под другим углом.

Красная шляпа или шляпа художника

Художник в данной концепции основывается на интуитивных переживаниях, то есть прислушивается к своей интуиции и определяет, что же она подсказывает. Отвечает на вопросы, касающиеся возникших впечатлений и ощущений. В данной шляпе акцентируется внимание именно на чувственном компоненте и интуиции.

Желтая шляпа или шляпа оптимиста

Оценка и поиск положительных сторон, оценка возникшей ситуации с точки зрения плюсов. Поиск положительных моментов и перспектив.

Белая шляпа или шляпа ученого

Анализ известной информации: цифр, показателей, статистики. Анализ четких и понятных данных. Определение и сбор имеющейся информации, определение при необходимости недостатков информации. Данная шляпа предполагает использование позиции беспристрастного наблюдателя, которому важны четкие данные и результаты.

Черная шляпа или шляпа критика

Критик в противоположность оптимисту оценивает возникшие проблемы с точки зрения возможных минусов и недостатков. Критикует возможное решение и высказывает возникшие опасения, выискивает подводные камни.

Взаимодействие шляп

Важным вопросом является то, как взаимодействовать с человеком, на котором, например, надета шляпа руководителя. Вряд ли этот человек сможет спокойно взаимодействовать с креативщиком.

Если вы смогли определить, какую шляпу в данный момент использует человек, то можете использовать ту шляпу, с позиции которой гораздо проще выстроить конструктивный диалог. После установления диалога вы можете начать использовать другую шляпу и высказывать аргументы уже с другой позиции.

https://www.youtube.com/watch?v=HgEjcWxuWSs

Чаще все проще взаимодействовать, если собеседники находятся в одинаковых шляпах. Стоит отметить, что необходимо быть аккуратными со шляпой руководителя (синяя), поскольку может быть сложно найти общий язык, рассматривая ситуацию также с позиции руководителя, но, например, с разных точек зрения.

С человек, который находится в синей шляпе (руководитель) проще всего устанавливать контакт тому, кто в белой шляпе (ученый). Поскольку руководитель любит сводки, статистику и соблюдение правил, а ученый их собирает и передает. Их объединяет желание собирать информацию и консервативность.

С человеком в зеленой шляпе (креативщик), который акцентирует свое внимание на интересе, хорошо взаимодействует красная (художник) и желтая (оптимист) шляпы.

Поскольку они понимают креативщика и его нетрадиционный подход к решению возникших ситуаций, поддерживают его.

Здесь также желательно участие критика (черная шляпа), поскольку участники могут не увидеть возникшие подводные камни и проблемы, будут слишком захвачены новой интересной идеей.

Носитель красной шляпы (художник) будет хорошо взаимодействовать с представителем любой шляпы, но хуже с белой (ученый) и синей (руководитель). Поскольку основа для художника – чувства, а для руководителя и ученого – рациональность. Художник является мечтателем.

Черная шляпа критика хорошо взаимодействует с желтой шляпой (оптимист), поскольку они будут друг друга уравновешивать.

Хотя если позиции представителей являются крайне противоположными, то стоит использовать другую шляпу.

Например, зеленая шляпа (креативщик) может предлагать идеи, которые критик будет оценивать с точки зрения наличия возможных отрицательных проблем, но это не помешает взаимодействию.

При желании шляпы можно менять постоянно в любом порядке в зависимости от целей. Более того, если вы выстроили доверительные отношения с собеседником, например, с помощью такого приема, как отзеркаливание, вы можете уже сами быть ведущим в беседе. При этом ваш собеседник будет неосознанно подстраиваться к вам и использовать ту шляпу, которая вам необходима.

Источник: http://myanceva.ru/psy/128-shest-shlyap-edvarda-de-bono-ili-teoriya-mishleniya.html

Эдвард де Боно — Научите себя думать

Эдвард де Боно - Научите себя думатьЗдесь можно скачать бесплатно «Эдвард де Боно — Научите себя думать» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Научите себя думать» читать бесплатно онлайн.

Мозг человека — великолепный механизм запоминания. Чтобы превратить его в «мыслительный» механизм, необходимы соответствующие программы.

В данной книге, которую можно рассматривать как учебник по такому «программному обеспечению», Эдвард де Боно предлагает мыслительную методику, состоящую из пяти этапов.

Вы научитесь концентрировать внимание на предмете размышлений, поскольку именно от этого зависит эффективность мышления. Вместо обычного, неупорядоченного, мышления автор предлагает пять четко сформулированных этапов.

Простая система кодирования указывает, где необходимо приложить максимальные усилия. На каждом этапе предлагаются инструменты, упрощающие мыслительные операции. Методика Эдварда де Боно основана на многолетнем опыте практического использования и достаточно проста в применении.

Эдвард де Боно

Научите себя думать

Самоучитель по развитию мышления

ПОЧЕМУ?

Я дышу. Я хожу. Я говорю. Я думаю.

Я ведь не задумываюсь об этих вещах; зачем же мне задумываться о мышлении?

Процесс мышления происходит естественно, вы учитесь ему в процессе развития. Умным людям вовсе не надо учиться мышлению для того, чтобы думать. Другие же мыслить не смогут, как бы ни старались. Что неправильно в этой точке зрения?

ТАК КАК…

Так как мышление — это фундаментальный человеческий навык.

Так как навыки мышления определяют ваше счастье и успех в жизни.

Так как вам нужно думать, чтобы строить планы, брать на себя инициативу, решать проблемы, открывать возможности и разрабатывать план действий на будущее.

Так как без способности мыслить вы не способны контролировать свою судьбу и напоминаете пробку, безвольно плывущую по течению.

Так как процесс мышления очень увлекателен и весел — если вы знаете, как сделать его таким.

Так как мышление и ум — это разные вещи. Ум можно сравнить с мощью машины, а мышление — с умением водителя. Зачастую весьма умные люди плохо владеют навыками мышления, тем самым загоняя себя в «интеллектуальную ловушку». А многим далеко не самым умным людям удалось развить в себе навыки мышления до очень высокого уровня.

Так как мышление — это навык, который можно приобрести, тренировать и развивать. Но у вас долж-

но появиться желание развивать этот навык, точно так же как научиться водить велосипед или машину.

Так как традиционное образование в школе и университете учит лишь одному аспекту мышления.

ЧУВСТВА И ЦЕННОСТИ

Возможно, вы верите, что чувства и ценности — это самые важные вещи в жизни.

Вы правы.

Именно поэтому мышление так важно.

Предназначение мышления — передать вам желанные ценности, точно так же как предназначение велосипеда — отвезти вас туда, куда вы захотите. Велосипед позволяет ездить быстрее и на более дальние расстояния, а мышление — использовать ценности более эффективно.

Представьте себе, что вы заперты в комнате и непреодолимо желаете оттуда выбраться. Вам хочется свободы, и это желание очень сильно. Что вам больше поможет в подобной ситуации: чувства или ключ от двери?

От желаний, если нет средств для их выполнения, мало толку. В то же время ничем не лучше ситуация, когда есть ключ, но нет желания покидать комнату.

Мы нуждаемся в ценностях, чувствах и мышлении. Чувства не могут заменить мышление; мышление без ценностей бесцельно.

Эта книга о мышлении. Ценности и чувства одинаково важны, но их недостаточно без мышления.

Работая над этой книгой, я должен был решить — написать сложный и всесторонний фолиант, который осветил бы все аспекты мышления, или более простую и доступную книги. В конце концов решение пришло вместе с названием книги: «Научите себя думать».

Я подумал, что эта книга должна быть рассчитана на тех, кто заинтересован в дальнейшем развитии навыков мышления.

Очень немногие заинтересовались бы слишком сложной книгой, поэтому я решил построить изложение просто и уделить больше внимания практическим аспектам.

По личному опыту я знаю, что некоторые толкователи страшно не любят, когда все слишком просто. Таким людям кажется, что простое не может быть серьезным. Подобные комментаторы страшатся простоты: она угрожает сложностям, которые те должны растолковывать по долгу службы. Если что-нибудь действительно просто, то они останутся без работы.

Лично я всегда был за простоту и старался сделать вещи как можно проще. Именно поэтому созданные мной «приемы» мышления успешно преподавались как шестилетним детям из деревенских школ в Южной Африке, так и высшим руководящим работникам из крупных корпораций во всем мире.

Очень широко используемая структура «шесть мыслительных шляп» совмещает в себе простоту и высокую эффективность. Эта методика представляет собой практическую альтернативу традиционной системе аргументаций, которой пользуются уже 2500 лет. Поэтому сейчас ее используют как в образовании, так и в деловых и правительственных кругах.

L-игра родилась в ответ на предложение известного математика Кэмбриджа, профессора Литтлвуда: создать игру, где у каждого из игроков была бы только одна фишка. Эта игра была проанализирована на компьютере и признана «настоящей игрой» (где нет стратегии победителя, которой мог бы воспользоваться первый игрок). Недавно я придумал еще более простую игру: игра трех мест.

Кроме того, простые вещи легче запоминать и применять.

https://www.youtube.com/watch?v=_gfTp84_GoY

Кто будет читателями данной книги? За долгие годы моей писательской деятельности я написал немало книг, и никогда нельзя было угадать, кто будет читать книгу. Судя по полученным письмам, круг моих читателей довольно обширен.

Их всех объединяет заинтересованность в мышлении и мотивация. Я уверен, что средства массовой информации (телевидение, радио и пресса) серьезно недооценивают интеллектуальный уровень масс, считая, что им нужны только развлечения.

Судя по моему опыту, это далеко не так.

Есть люди, вполне удовлетворенные своим мышлением. Они уверены, что им нечего учить. Они обычно выигрывают споры и считают, что мышление нужно лишь для того, чтобы иметь и отстаивать свою точку зрения.

Есть люди, обладающие высоким интеллектом и не делающие ошибок в мышлении. Они уверены, что интеллекта им вполне достаточно и хорошее мышление — это мышление без ошибок.

А некоторые давно махнули рукой на свое мышление. Не слишком хорошо учась в школе и не обладая особыми способностями к решению «головоломок», они решили, что мышление — это не для них, и просто живут с утра до вечера так, как могут.

Удовлетворенность, как и покорность, — это враг любого прогресса. Считая себя идеальным, вы не пытаетесь стать лучше. Сдавшись и опустив руки, вы также вряд ли предпримете какие-либо попытки к совершенствованию.

Эта книга предназначена для тех, кому мышление представляется чем-то ежедневным, практическим и запутанным. Они хотят улучшить свое мышление, сделав его проще и эффективнее. Им хочется использовать мышление как навык, который можно применить в любом деле.

Я посоветовал бы вам пропустить это введение — оно гораздо сложнее других разделов и может создать неверное представление о книге.

Я решил включить его, чтобы показать некоторым читателям, почему наш традиционный образ мышления замечателен, но все же неадекватен. Задние колеса машины могут быть превосходными, но сами по себе они неполноценны.

Развив один аспект мышления, мы гордимся этим и вполне счастливы. Однако пора понять, что этот аспект, несмотря на свою исключительность, все же недостаточен.

Это введение также необходимо, чтобы обрисовать структуру книги.

Представьте кухню, посередине которой, на столе, громоздится гора еды. Повар приступает к приготовлению или «обработке» пищи. Он очень опытен, и все у него получается прекрасно — повар не допускает никаких ошибок.

Тогда у нас возникает вопрос: каким образом отбирались продукты; как они были произведены, как упакованы; как доставлены на кухню? Другими словами, мы переключаем внимание с процесса приготовления пищи на сами ингредиенты.

То же происходит и с мышлением. Много внимания обращается на «обрабатывающую» функцию мышления. У нас получили развитие математика, статистика, компьютеры и различные формы логики. Вы просто загружаете данные, происходит процесс обработки, и результат готов. Гораздо меньше внимания уделялось тому, откуда берутся эти данные. Как они отбираются и упаковываются?

Пищу для мышления поставляет восприятие. Восприятие — это то, как мы видим мир, дробим его на куски, которые можем усвоить. Это выбор того, что нужно рассмотреть в тот или иной момент. Восприятие выбирает, считать ли стакан наполовину пустым или наполовину полным.

Большая часть повседневного мышления происходит на уровне восприятия. Применение таких процессов, как вычисление, — это только техническая часть.

В будущем компьютеры возьмут на себя все процессы обработки информации, оставив людям лишь чрезвычайно важный аспект восприятия. И какими бы гениальными ни были компьютеры при обработке материала, это все равно не сможет компенсировать неполноценность восприятия. Поэтому воспринимающая часть процесса мышления будет в будущем даже более важной.

Большинство ошибок в мышлении, если не считать головоломок, — это ошибки не логики, а восприятия. Мы видим только часть ситуации. И все же, продолжая верить, что логика является наиболее важной частью мышления, мы практически не обращали внимания на восприятие. Впрочем, это вполне объяснимо.

Источник: https://www.libfox.ru/132203-edvard-de-bono-nauchite-sebya-dumat.html

Эдвард де Боно биография

Эдвард де Боно биографияЭдвард де Боно — известный писатель и консультант из Мальты.

Эдвард Чарльз Фрэнсис Публий де Боно родился 19 мая 1933 года. Учился в университете Мальты, где получил медицинское образование. Во время Второй мировой войны учился в Колледже святого Эдварда.

Он также учился в колледже Крайст-Чёрч, где его специализацией были психология и физиология. Во время учёбы он завоевал две награды в гонках на каноэ и играл в поло за Оксфордский университет.

Учился и получил степень доктора философии в Тринити-колледже, а затем продолжил обучение и получил степень доктора богословия и степень доктора юридических наук в Королевском мельбурнском технологическом институте и университете Данди соответственно.

В течение недолго времени он работал младшим исследователем в Оксфордском университете, а затем стал преподавателем. В 1961 году он оставил Оксфордский университет и перешёл в Лондонский университет. Спустя два года он перешёл на должность заместителя директора по исследованиям в Кембриджском университете.

В 1967 году он публикует свою первую книгу — «Использование нестандартного мышления», которая считается одной из его лучших работ, так как в ней он предлагает концепт «нестандартного (латерального) мышления».

В 1968 году де Боно представляет книгу «Рождение новой идеи», а также публикацию с названием «Пятидневный курс мышления». В 1969 году была опубликована книга с названием «Принцип действия ума», речь в которой идёт о стойкости прототипа мышления.

Чуть позже вышла ещё одна книга его авторства — «Нестандартное мышление: креативность шаг за шагом».

1971 год был очень продуктивным для Эдварда де Боно — он создал хороший фундамент для будущих работ, основанный на своей идеологии, написал книги «Технологии сегодня», «Практическое мышление» и «Нестандартное мышление для управления».

С 1972 по 1976 годы он написал множество публикаций, в том числе «Дети решают проблемы», «По: устройство для успешного мышления», «Учимся думать» и «Великие мыслители: тридцать умов, которые сформировали нашу цивилизацию». В это же время он основал «Фонд когнитивных исследований».

В 1980-х он также написал такие книги: «Атлас управленческого мышления», «Курс де Боно по мышлению», «Тактика: искусство и наука успеха», а также известную книгу «Шесть шляп мышления».

В книге «Шесть шляп мышления» речь шла о различных цветах шляп, которые отображали процесс мышления в мозге человека. Эта книга стала хитом в Великобритании.

А по его книге «Курс де Боно по мышлению» был снят сериал, который показывал телеканал BBC.

В 1990 году де Боно пригласили председательствовать на встрече нобелевских лауреатов всего мира, которая прошла в Корее.

В 1995 году он создал документальный роман о будущем с названием «2040: возможности от Эдварда де Боно», целью которого было подготовить читателя к появлению в будущем криогенных камер заморозки.

В 1996 году на базе института де Боно был основан центр нового мышления. В том же году он представил свою новую книгу с названием «Учебник мудрости».

В 1997 году его пригласили как докладчика на экологическую конференцию, проходящую в Пекине.

В 1998 году он представил свою новую книгу с названием «Как быть интереснее».

В начале нового тысячелетия, несмотря на свои поездки по миру и доклады в различных ведущих мировых корпорациях, Эдвард де Боно также написал несколько новых книг. Он был убеждён, что улучшение человеческой природы в конце-концов настанет благодаря улучшению языка. В написанной им книге с названием «Кодовая книга Эдварда де Боно» как раз затрагивалась эта тема.

С 2004 по 2009 годы он опубликовал множество своих работ, среди которых были: «Как обладать красивым разумом», «Шесть значимых медалей», «Как креативно думать», «Шесть тел размышлений об информации» и «Думайте пока не стало поздно».

Он изобрёл и предложил идею «нестандартного (латерального) мышления» в 1967 году. Этот подход позволяет людям решать проблемы путём использования творческого, хоть и второстепенного подхода.

Сейчас эта методология используется во многих компаниях по всему миру, ведь она доказала свою эффективность в проблемах с поиском и нахождением проблемы, решением проблемы и стимуляцией мотивации.

Именно поэтому де Боно известен как отец «нестандартного мышления».

В 1985 году он написал книгу «Шесть шляп мышления». Эта книга считается одной из самых значимых его работ, так как в ней читателя знакомят с эффективными способами группового обсуждения и индивидуального мышления.

В книге также достаточно сильно разбираются идеи «параллельного мышления» и «критического мышления».

Также в этой книге вводится понятие «шести шляп мышления», которое компания «Speedo Researchers» использовала для создания купальных костюмов, что сделало идею де Боно крайне популярной.

В 1992 году он был первым человеком, получившим европейский Капирский приз за выдающиеся достижения.

В 1994 году удостоен Приза Первоисследователя в области Мышления на Международной Конференции по Мышлению, проходившей в MIT (Бостон, США).

В январе 1995 года доктор де Боно был награжден президентом Мальты Национальным Орденом «За заслуги».

В 2005 году он был номинирован на Нобелевскую премию по экономике.

В 1971 году он женился на Жозефине Холл-Вайт. У пары родилось двое сыновей.

В 1996 году Европейская Ассоциация Творчества опросила своих членов по всей Европе, пытаясь выяснить, кто повлиял на них больше всего. Имя доктора де Боно было упомянуто чаще других имен.

Международный астрономический союз, за вклад в развитие человечества, назвал в честь писателя, консультанта и изобретателя Эдварда де Боно планету.

Источник: http://obrazovaka.ru/edward-de-bono.html

iTeam

Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.

Эдвард де Боно

Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переключать его.

С помощью этого метода можно научиться лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

Метод Шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» (The Six Thinking Hats) это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:

  • работать с информацией;
  • находить выгоды и возможности;
  • использовать интуицию;
  • критически анализировать проблемы;
  • генерировать творческие идеи;
  • организовывать свое мышление.

Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г.

, представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников.

 

Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию.

Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин.

Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы.

Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д.

Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Метод «Шесть шляп мышления» — это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса.

Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное. Наме¬ренное мышление позволяет работать с поступающей информацией и ситуацией намного лучше. Но не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному.

Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Эдвард де Боно в своей книге «Шесть шляп мышления» очень образно объясняет различия между двумя типами мышления — реагирующим и намеренным. «Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и следить за движением другого транспорта.

Вы совершаете очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы следите за сигналами и реагируете на них. Это реагирующее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мышление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения.

Но вы не составляете карты. Иной тип мышления вы используете для составления карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире.

Это действие в значительной мере отличается от простого реагирования на дорожные знаки по мере их появления.»

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы.

Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве.

Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:

Белая шляпа

Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Белая шляпа — объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения.

Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем.

Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:

  • какая информация имеется;
  • какая информация необходима;
  • как и где получить недостающую информацию.

Ключевые моменты:

  • отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;
  • оценить уместность и точность информации;
  • отделить факты от предположений;
  • определить действия, необходимые для устранения пробелов;
  • узнать о настроениях и эмоциях.

Красная шляпа

Мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями).

Мышление в красной шляпе является почти полной противоположностью мышлению в белой шляпе — нейтрального, объективного, почти полностью лишенного эмоциональных оттенков.

Но оно играет важную роль, если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, то они спрячутся на заднем плане и будут незаметно влиять на мышление, искажать видение и в итоге направлять фокус внимания в одну сторону, не давая широты восприятия всей картины в целом.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;
  • что мне подсказывает моя интуиция;
  • что говорит мне мой «внутренний голос».

Кроме того, хорошее решение должно завершаться эмоциями. Эмоции являются очень надежным индикатором удовлетворенности ходом рассмотрения вопроса, решением и возможными последствиями. Если наша голова говорит нам, что решение, которое мы приняли правильное, а в душе тоска, то можем ли мы говорить, что это и есть именно то, что нам нужно, что наши потребности (на всех уровнях) удовлетворены.

Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;
  • разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;
  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;
  • использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;
  • применять после принятия решения.

Мышление в белой и красной шляпах являют собой противоположные полюсы при оценке поступающей к нам информации, будь то в письменной или устной форме. С экранов мониторов, из печатных текстов и из высказываний других людей к нам поступает информация двух типов — проверенные факты и непроверенные (убеждения других людей). Но и проверенные факты могут иметь разную степень вероятности. 

Абсолютные факты это утверждения, которые на данный момент развития человеческого знания близки к 100% правдивости или правдоподобности. Стоит отметить, что, по словам Эдварда де Боно, «правда» относится к словесной игровой системе, известной как философия, факты же имеют отношение к поддающемуся проверке опыту. Однако степень возможности проверить факты тоже бывает разная.

Возьмем утверждение «Земля вращается вокруг солнца» — в наше время общепринятый факт. А каких-то несколько веков назад Джордано Бруно был сожжен на костре за это немыслимое, «еретическое» высказывание.

Абсолютным фактом было то, что Солнце вращается вокруг Земли, и именно Земля является центром мироздания, что подтверждалось визуальным ежедневным наблюдением, без каких-либо исключений.

Относительные факты это утверждения, которые на определенном уровне нашего восприятия представляются нам именно таким (небо — голубое), или с переходом к более детальному и научному рассмотрению требуют уточнения и корректировки (в году 365 дней).

Чёрная шляпа

Мышление в Черной шляпе должно быть логичным и правдивым, это не атака, не критические нападки, это критическое исследование. Мышление в Черной шляпе должно быть основано на логике соответствия и несоответствия.

Это не «я тебе докажу, что ты не прав», это критический АНАЛИЗ проблемы.

Под Черной шляпой мы выясняем последствия, факторы, влияние процесса или выполнения нашего решения на ценности, проводим проверку на соответствие и несоответствие, на недостатки.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:

  • каковы возможные проблемы;
  • каковы вероятные сложности;
  • на что нужно обратить внимание;
  • в чем опасность.

Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:

  • помогает в принятии правильного решения;
  • указывает на сложности;
  • исследует слабые моменты;
  • может совпадать с белой шляпой;
  • исключительно эффективный инструмент оценки при использовании после Желтой шляпы.

Желтая шляпа — требует сознательного усилия. К сожалению для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Мышление в Черной шляпе может защитить нас от ошибок, рисков и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия и желания осуществлять задуманное.

Вопросы «под Желтой шляпой»:

  • каковы преимущества;
  • каковы положительные стороны;
  • в чем ценность;
  • привлекательна ли концепция данного предложения;
  • можно ли это воплотить в жизнь.

Эти противоположные, и в то же время взаимодополняющие Мышление в Черной шляпе и Мышление в Желтой шляпе могут быть использованы и для оценки проблемной ситуации и при оценке поведения другого человека. Не бывает так, чтобы в человеке были либо одни отрицательные, либо одни положительные черты. Это скорее уже наше эмоциональное к нему отношение.

Не бывает, что в ситуации или в событии одни только отрицательные моменты. Хотя часто приходится делать сознательные усилия для того, чтобы найти положительные моменты в ситуациях, которые нам кажутся безысходными, безвыходными, тупиковым, критическими. Поиск положительных моментов в этом случае сводится к вопросу «Чему меня это научило или научит?» и т.

п.

Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая Зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:

  • какие творческие идеи имеются;
  • каковы возможные альтернативы;
  • как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.

Творческий подход необходим, когда все остальные методы оказались безрезультатными. Творческое мышление может потребовать провокационных высказываний с заведомо иррациональными идеями.

Оно включает в себя «мыслительный эксперимент», при подключении же Желтой и Черной шляпы мы можем провести оценку предложенных альтернатив и неординарных решений (каковы хорошие стороны?; в чем трудности и опасности?)

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Синяя шляпа — особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и переработки поступающей информацией. Фокусирование — одна из ключевых ролей Синей шляпы. Постановка вопроса — самый простой способ фокусирования мышления.

Здесь нужны определенные навыки и умения: умение задавать правильные вопросы, умение точно определить и сформулировать проблему, умение поставить задачу для мышления. Под Синей шляпой мы составляем программу: регламент в широком смысле слова; какие шляпы будем использовать и в каком порядке (простые и сложные последовательности).

Под Синей шляпой мы делаем обобщения и выводы (наблюдение и обзор; комментарии; подведение итогов, выводы).

Вопросы «под Синей шляпой»:

  • с чего начать;
  • что на повестке дня;
  • каковы цели;
  • какие шляпы использовать;
  • как подвести итог;
  • что делать дальше.

Ключевые моменты. Под Синей шляпой мышление:

  • фокусирует и перенаправляет внимание;
  • фиксирует требования к мыслительному процессу;
  • запрашивает резюме;
  • принимает или запрашивает решения.

Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах читайте в книге.

Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.

Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления.

Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.

В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса.

При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад.

Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.

Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов.

При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP-компаний.

Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.

Так выглядит алгоритм работы с данной техникой.

Есть более конкретные примеры: в частности, метод шести шляп успешно применяла австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца.

Применение метода в бизнес-планировании

Каким образом можно применить данный метод при разработке проекта или бизнес-плана? Например, при разработке стратегии, подготовке бизнес-модели, анализе критических факторов успеха.
Как следует из названия, использовать метод 6 шляп могут от 1 до 6 человек.

В первом случае — поочередно «надевая» все шляпы на себя, при большем количестве — уменьшая число шляп. Однако полезно также «меняться шляпами» при обсуждении. Например — человек, отвечающий в «желтой шляпе» за описание позитивных сторон проекта (силы и возморжности) затем «надевает» черную и обдумывает негативные стороны (слабости и угрозы).

В идеальном варианте участников должно быть шестеро и они периодически «меняют шляпы».

Источник: https://iTeam.ru/publications/metod-shest-shljap-myshlenija-edvarda-de-bono-kniga-za-5-min

Ссылка на основную публикацию