Казарменный стиль воспитания — психология

Гармоничный стиль семейного воспитания

Казарменный стиль воспитания - психология

Стили семейного воспитания

Гармоничный стиль семейного воспитания

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.

В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере.

Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются.

Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры — это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами поступают по отношению к ребенку мотивированно и осознанно. Примером этого может служить такая ситуация: ребенку предлагают взрослые конфету.

Ребенок берет угощение и пытается щедро поделится ею со взрослым. Как поступает взрослый? Он берет у ребенка предложенное ему угощение и говорит слова благодарности. Почему он это делает? Потому что он не лукавит и не играет с ребенком, а проживает вместе с ним эту ситуацию.

В следующий раз ребенок вновь предложит взрослому угощение, взрослый не откажется и поступит совершенно правильно и справедливо. Он не будет лицемерить, вынуждая ребенка сначала предложить ему конфету, а затем возвращая ее ребенку обратно.

Это лукавство взрослого по отношению к ребенку в детстве оборачивается слезами взрослого и претензиями к собственному ребенку в старости.

Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей.

Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся.

Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.

Для таких учащихся одинаково значимы уроки физической культуры и умственная нагрузка. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что-то новое.

Надо отметить, что в связи с этим у таких учащихся уже в начальной школе могут возникать проблемы, связанные с желанием творить.

Многие учителя требуют лишь строгого исполнения инструкций, что приводит творческих детей в недоумение и затрудняет их общение с педагогом.

Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. Такое отношение к делу не всегда вызывает одобрение взрослого.

У таких учащихся очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. Если они кому-нибудь что-то пообещали, то выполнят обязательно, даже в ущерб себе. Такие ученики часто выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют: Они не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы.

Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью.

В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе.

В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.

У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу.

Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.

Классному руководителю, к большому сожалению, не всегда комфортно рядом с такими детьми. Это связано прежде всего с тем, что не все классные руководители и педагоги верят в искренность поступков таких учащихся, они все время находятся настороже, ожидая срыва в поведении таких учащихся.

Не всегда нравится педагогам прямота и простодушие таких учащихся. Они говорят то, что думают, не стараясь приукрасить что-либо в своем рассказе. Для того чтобы быть авторитетным в глазах таких учащихся, необходимо:

  • самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках;
  • вести разговор с ребенком на равных, исключив из обихода угрожающий и приказной тон;
  • не противопоставлять ребенка семье и семью ребенку;
  • указывать на недостатки ребенка, не унижая его достоинство и не умаляя его заслуги;
  • четко определять ближние и дальние перспективы развития личности ребенка, его достижений перед семьей и им самим;
  • поддерживать инициативу и творчество ребенка, его стремление к успеху, не возводя его в ранг недосягаемых учеников;
  • формировать чувственную сферу, будить чувство прекрасного;
  • демонстрировать ученику результаты его продвижений и достижений для самого себя и на благо других людей.

Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы и ребенок абсолютно соответствует одной из описанных выше характеристик.

Однако многое из того, что сказано, поможет классному руководителю построить процесс воспитания и обучения гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь им в их преодолении.

Вышеперечисленная информация поможет классному руководителю сделать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок и просчетов, найти выход из сложных ситуаций в воспитании.

Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, помочь создать ситуации успеха для многих учащихся и преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.

Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/garmonichniie-stil-semeienogo-vospitaniya.html

4 типа семейного воспитания ребенка

4 типа семейного воспитания ребенка

Большинство взрослых психологических травм и проблем имеют корни в детстве. Детские психологи ещё полвека назад всерьёз задумались о связи поведения родителей и психического развития ребёнка.

Дети могут расти в похожих бытовых и финансовых условиях, в одной среде, но в дальнейшей жизни не проявляют общих черт поведения. Напротив, схожие человеческие качества и идентичные черты поведения выявляются у людей, чьё детство проходило в абсолютно разных условиях.

Однако в этом противоречии учёные установили чёткую связь между способами и стилями в воспитании ребёнка и его дальнейшим развитием.

Американский психолог Диана Баумринд в 60-е годы прошлого века начала изучение стилей семейного воспитания. В её исследовании было задействовано более сотни дошкольников и их родителей.

Наблюдения привели к открытию трёх стратегий воспитания.

Эти базовые модели отношений между родителями и детьми играют большую роль в формировании личности ребёнка: потакающий (либеральный), тоталитарный (авторитарный) и основанный на личном примере (авторитетный).

В дальнейшем эту систему категорий Баумринд дополнили психологи Элеонор Маккоби и Джон Мартин.

Они вывели два базовых измерения, один из которых определяет уровень родительского контроля и требований, а другой базируется на принятии и отвержении.

На пересечении этих измерений появился новый, четвёртый стиль — пренебрегающий (индифферентный).

При этом нужно учитывать, что родительские стили воспитания могут отличаться в пределах одной семьи по отношению к разным детям. Это зависит от темперамента отпрысков, их возраста, пола и так далее.

Типы семейного воспитания

В настоящее время существует четыре типа семейного воспитания:

1. Авторитетный стиль

Здесь воспитание ребёнка базируется на атмосфере тепла, доверительности, уважения в семье. Контроль в этом типе стратегии существует и немалый, но он направлен на сепаратное развитие детей.

Родители поощряют ребёнка, показывают ему, что готовы менять шкалу требований по мере его развития и взросления. Правила в таких семьях устанавливаются с учётом интересов и потребностей детей.

Ребёнка учат адаптироваться в социуме, быть гибким, самостоятельно принимать решения, но при этом мягко направляют и всеми способами показывают, что взрослые вовлечены в жизнь отпрыска.

Дети, выросшие в таких семьях, в целом более успешны, им легко даётся учёба, они хорошо ладят с людьми, становятся лидерами, поступают в вузы, добиваются высоких результатов в работе, реже других поддаются дурному влиянию.

2. Авторитарный стиль

Для этой стратегии воспитания характерен контроль над ребёнком на фоне высоких требований, жёстких приказов и неизменных запретов. При этом родители не утруждают себя приведениями аргументов и комментированием своих директив. Они просто отдают приказы и ждут их неукоснительного исполнения. В таких семьях дети управляемы и послушны.

Итогом таких требований, по мнению взрослых, должна стать социальная адаптация и успех детей. В этом типе воспитания родители могут вести себя по-разному. При радикальном семейном тоталитаризме взрослые контролируют все уровни и сферы жизни своих детей.

При облегчённой версии домашнего авторитарного режима родители не злоупотребляют своей властью, но ждут от детей игры по установленным правилам.

Этот стиль воспитания имеет вполне ожидаемые последствия: дети из таких семей, достигая возраста, при котором ослабевает контроль родителей, демонстрируют снижение успеваемости в вузах. Им сложно принимать решения самостоятельно, трудно делать выбор. Как правило всё это происходит на фоне низкой самооценки.

3. Либеральный стиль

Этот стиль семейного воспитания характерен для продвинутых, современных, нетребовательных, но ответственных родителей.

В таких семьях нет жёсткого контроля над детьми, приветствуется самостоятельность и свобода выбора. Родители-либералы легко прощают своим детям проступки, стараются свести к минимуму любые конфликты.

При этом одни родители предпочитают вести с детьми диалог, а вторые стараются свести контакт с ребёнком к минимуму.

При отсутствии директивы из таких семей выходят дети со средней успеваемостью в учёбе, без признаков невроза, с высокой самооценкой и отличными навыками адаптации в социуме.

4. Индифферентный стиль

При этом стиле семейного воспитания уровень вовлечённости родителей в жизнь детей самый минимальный.

В таких семьях наблюдается отсутствие тёплого контакта между членами семьи, минимальный контроль, слабая защита ребёнка, равнодушие и безразличие к его нуждам и интересам.

Психологи называют этот стиль воспитания самым губительным для детской психики. Взрослые в таких семьях безответственны и не выдвигают требований к ребёнку.

Как известно, равнодушие страшнее ненависти, поэтому индифферентный тип воспитания даже опаснее авторитарно-директивного. Ребёнок из такой семьи чувствует себя ненужным, учится хуже своих сверстников, чаще других оказывается зависимым от алкоголя и наркотиков и более остальных предрасположен к неврозу и депрессии.

Развитие не должно стать для ребёнка тяжкой повинностью. Пожалуй, родителям стоит отбросить свой эгоцентризм, присмотреться к своему ребёнку, дать ему право и возможность самому найти собственные интересы, прожить свою жизнь.

Лучшее, что могут дать любящие мама и папа — самостоятельность, которой невозможно добиться принуждением.

Читайте также:  Функции эмоции в психологии и их значение в жизни человека

Задача родителей состоит не в том, чтобы загнать ребёнка в рамки, а в том, чтобы научить его жить и принимать решения: стойко и мудро переносить поражения, добиваться поставленных целей, отбрасывать лишнее и выбирать то, что интересно и правильно

Источник: http://ritty.ru/baby/4-tipa-semejnogo-vospitaniya-rebenka/

Стили воспитания

Стили воспитания

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

   Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие  — обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

   Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

   Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

   Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Остановимся подробнее на двух  особенно часто встречающихся типах воспитания:

авторитарный и демократический.

Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети ), так и у педагога по отношению к  детям группы, класса.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения.

Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни.

Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения.

Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.

Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы.

Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти.

Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.

В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка.

Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости.

Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

   Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому.

Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки.

Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.

 автор-  Анисимович О.В.    18.11.09

Мавлуда2017-08-06 15:34:49Спасибо за прекрасную статью Вы мне оказали помощь!
Хатя2016-12-21 23:35:43Спасибо!То что искала! Очень все коротко и понятно
Татьяна2016-04-12 12:57:21Искала описание стилей к анкете.Благодарю, понятно, четко, по существу.
daryna2016-03-04 11:29:07Спасибо.
Ольга Викторовна2014-01-08 13:54:29Марина,термин «гиперопека» чаще всего используется как обозначение одного из типов семейного воспитания.Подробнее можно посмотреть здесь http://www.r-vmeste.ru/library/Tipy-semejnogo-vospitaniya.html
Марина2014-01-05 09:16:15Ешё не упомянули о гиперопекающем стиле воспитания.А хотелось бы узнать научное объяснение такому явлению.
Виктория2013-11-04 18:42:19Очень хорошая статья.Материал изложен на отлично.
Марина2013-02-05 18:37:17Очень хорошая статья!Спасибо большое!
Лена2012-09-04 16:20:46статья хорошая, можно узнать литературу, которая была использована, особенно где: Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия…для курсовой работы нужно. заранее спасибо.
jenifer2012-08-09 02:24:47Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет. Демокрит
Виктория2012-06-12 21:37:34Хорошая статья,в особенности понравилось описание авторитарного стиля полностью с вами согласна)))
чинчи2012-03-28 18:24:31спасибо)))понравилась статья
Кира2012-03-11 14:20:12спасибо, материал облегченный, понятный=)
2011-09-16 09:19:51я за демократию))
Доронин Артем2011-06-03 08:24:35Большое спасибо за статью!!!!!
Евгений.2011-05-10 19:16:30очень интересная статья есть много полезного.
2010-12-16 17:42:45отличная статья.спасибо автору.
2010-04-07 15:39:36очень хорошо благодарю

Источник: http://www.r-vmeste.ru/vseznaiki/Stili-vospitaniya.html

Стили воспитания

Стили воспитания

Воспитание ребенка это самая тяжелая и кропотливая работа, требующая огромного терпения, понимания и любви даже тогда, когда все идет наперекосяк. Мы уже рассматривали в своих публикациях некоторые стили воспитания, но сегодня поговорим обо всех основных существующих стилях воспитания детей, чтобы вы могли объективно оценить каждый из них.

Прежде чем я начну знакомить вас с различными стилями воспитания, хочу остановиться на одном важном моменте. Какие бы методы вы не применяли, и какими бы принципами не руководствовались, помните – это ваши дети, любите их и отдавайте себе отчет, что все ошибки, которые они совершают — это, прежде всего, ваши ошибки. Быть родителем – самый ответственный труд всей вашей жизни.

Каждый родитель имеет дело со своим ребенком, который представляет собой уникальную и неповторимую личность.

Этот факт нельзя забывать, потому что применение методов воспитания не может быть шаблонным, и то, что подходит для одного ребенка, совсем не обязательно в точности подойдет для другого.

Да, стиль воспитания может быть одинаковым, но в любом случае он будет отличаться нюансами и вариациями.

Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль воспитания предполагает жесткий родительский контроль над ребенком.

Как правило, родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, пытаются навязать детям жесткие правила поведения, а также наложить серьезные ограничения, с целью полного контроля за ребенком.

Приверженцы авторитарного стиля считают, что дети не должны позволять себе демонстрировать негативные эмоции, например, плакать, поскольку, по их мнению, это является проявлением слабости.

Дети авторитарных родителей постоянно пребывают в состоянии борьбы, чтобы все время соответствовать высоким требованиям и ожиданиям родителей. Обычно это приводит к тому, что дети перестают ощущать родительскую любовь, ласку и заботу, что, в свою очередь разрушает связь между родителями и детьми.

Авторитарные родители зачастую не в состоянии объяснить своим детям причину введения строгих правил и ограничений. В результате, у ребенка возникают проблемы с чувством самостоятельности, способностью принимать решения и верой в свои силы.

Во более позднем возрасте, дети авторитарных родителей могут чувствовать себя одинокими, часто переживать состояния эмоционального стресса, у них могут возникать проблемы в обучении и сложности в общении со сверстниками.

Разрешительный (либеральный) стиль воспитания

Этот подход к воспитанию детей характеризуется невмешательством в жизнь ребенка. Либеральные родители, дают своим детям практически полную свободу и почти не подвергают их контролю со своей стороны.

Разрешительный стиль воспитания не предусматривает строгих правил поведения для детей, но даже если такие правила и существуют, то все они очень нестрогие и даже приблизительно не похожи на ограничения, которые накладываются на детей авторитарными родителями.

Несомненно, родители, придерживающиеся разрешительного стиля, любят своих детей, но, вместе с тем, они готовы принять неприемлемое поведение ребенка без применения каких-либо дисциплинарных мер воздействия, например, истерики или плохое поведение.

При разрешительном стиле воспитания, родители, как правило, дают своим детям большой выбор вариантов поведения и действий, при этом, совершенно никак не препятствуя ребенку совершать ошибки, даже если будет заранее известно, что ребенок поступает неправильно. Но это не значит, что они не следят за ребенком и не пытаются уберечь его от фатальных ошибок. Однако такие родители считают, что дети должны постигать все самостоятельно, исключительно за счет личного опыта.

Это, пожалуй, один из наиболее сбалансированных стилей воспитания, поскольку он поощряет детей к самостоятельности и принятию ответственности за собственные действия.

Демократичные родители учат своих детей различать хорошее и плохое, но при этом оставляют возможность выбора и приучают ребенка к ответственности. У таких родителей, как правило, четкие и разумные ожидания.

Они в состоянии объяснить, почему они хотят, чтобы дети вели себя соответствующим образом, следят за поведением своих детей и даже наказывают их, но только таким образом, чтобы дети не чувствовали унижение, а только проявления любви и заботы.

При демократическом стиле воспитания родители активно приобщают детей к принятию внутрисемейных решений.

Детские ошибки спокойно анализируются и разбираются вместе с ребенком, чтобы он мог их оценить и внести коррективы в собственное поведение.

Любая оплошность, совершенная ребенком, рассматривается как возможность получить ценный жизненный урок, а не как повод для очередного наказания. С другой стороны, хорошее поведение детей всегда ценится и вознаграждается.

Родители, придерживающиеся демократического стиля воспитания, помогают детям раскрывать свои способности и в зависимости от этого делать свой выбор и корректировать поведение.

Пренебрежительный стиль воспитания

По сути, этот стиль воспитания является отсутствием воспитания. Родители, пренебрегающие своими детьми, ограничиваются только лишь обеспечением основных потребностей жизнедеятельности ребенка и никак не вмешиваются в жизнь детей.

Читайте также:  Креативность - психология

Такие родители попросту не занимаются своими детьми и не обращают на них никакого внимания, не говоря уже об обсуждении каких-то проблем ребенка. Дети вырастают непослушными и безответственными, у них очень часто проявляются признаки психологического стресса.

Эмоциональный стиль воспитания

Это своеобразный, уникальный стиль воспитания, суть которого заключается в фокусировке на воспитании чувств ребенка. Например, родители, придерживающиеся эмоционального стиля, сопереживают ребенку, вместо того, чтобы анализировать его поступок или критиковать.

Родители, которые выбирают для воспитания эмоциональный стиль, пытаются эмоционально сблизиться с ребенком. Они поощряют выражение эмоций и сопереживают этим чувствам, но никак не ограничивают их выражение.

 Такие родители воспринимают каждый эмоциональный момент в жизни детей, как возможность общаться с ребенком и укрепить эмоциональную связь с ним, они разговаривают с ребенком и помогают ему решить проблему, но при этом не подсказывают готовое решение.

Пока что психологи не выявили отклонений у детей, которые воспитывались в семьях использующих эмоциональный стиль воспитания. Отмечено только, что такие дети имеют намного меньше проблем с поведением и лучше справляются со своими эмоциями как в детстве, так и после взросления.

Заключение

Не стоит воспринимать формулировку «стиль воспитания» как некий термин, которого нужно неуклонно придерживаться. Не наука породила стили воспитания, это сделали родители, ученые только систематизировали подходы, применяемые в семьях, и дали им названия.

Кроме того, каждый из перечисленных стилей воспитания описан только на основании самых общих характеристик. В действительности в «чистом виде» стили воспитания встречаются крайне редко. Обычно родители демонстрируют характеристики, принадлежащие к двум и более стилям воспитания одновременно.

2012-04-25

Тамара Вовк

Источник: http://ksusha-club.ru/stili-vospitaniya.html

Стили воспитания детей, или какой вы родитель?

Многие родители слышали о том, что существуют разные стили воспитания детей, но лишь некоторые смогли бы назвать, какие именно, и только единицы знают точно, какой стиль применяют они, воспитывая свое чадо. А, между прочим, это очень важные знания. Ведь в каждой семье постепенно складывается целая система, хоть и не всегда осознанная, касающаяся воспитания.

Чтобы понять, какой стиль воспитания применяется в семье, надо рассмотреть, каковы цели воспитания и методы, потому что именно на их основе и базируются все четыре тактики воспитания, или четыре типа родительско-детских взаимоотношений: авторитарный тип, попустительский, опекающий, демократический.

Авторитарный стиль воспитания детей

Родительский авторитаризм виден почти сразу. Происходит систематическое подавление родителями (или одним родителем) всех побуждений, желаний и чувства собственного достоинства ребенка.

Конечно, родители должны предъявлять к своему отпрыску определенные требования, но эти требования должны соответствовать возрасту и личности ребенка. К тому же важно, какими методами достигается выполнение требований.

Если это насилие, приказ, угрозы, шантаж и т. д., то в семье господствует родительская диктатура.

Слабые дети при таком стиле вырастут безвольными и бесхарактерными. Сильные — бунтовщиками, лицемерами, лжецами, грубиянами, ведь они привыкли отвоевывать свое мнение. В любом случае ребенок теряет веру в себя и свои силы, что в будущем приводит его к неудачам и проблемам в разных сферах жизни.

Опекающий стиль воспитания детей

Полная противоположность первому стилю. Ребенок — маленький царек, все для и во имя его. Казалось бы, живи и радуйся.

Но опекаемые дети со временем начинают противостоять излишней заботе, пытаются вырваться на свободу. Но чрезмерная опека, конечно, не даст ему этого.

В итоге, гиперопекаемые дети получаются неприспособленными к жизни, не умеющими работать в коллективе и бороться с трудностями

Вседозволенный стиль воспитания детей

Некоторые родители в силу своих личных особенностей или нежелания заниматься детьми, выбирают позицию невмешательства в дела ребенка. Ему позволено все, что не затрагивает интересы родителей.

Ребенок должен быть маленьким взрослым — сам себя контролировать, развлекать, воспитывать. Естественно, такие дети, ощущают дефицит внимания и чувствуют себя ненужными в этом мире.

У них появляются в поведении демонстративные черты, они разными способами пытаются привлечь внимание к себе. Зачастую с ними очень тяжело, они не уважают себя и других людей.

Демократический стиль воспитания детей

Это золотая середина воспитания. Она строится по правилу: количество любви должно равняться количеству требований.

Ребенок всегда имеет сферу, в которой он независим, но всегда имеет и определенные обязанности. Причем сфера свободы расширяется постепенно.

Именно в такой семье ребенок имеет все шансы сформировать хорошую самооценку, получить навыки борьбы с трудностями и умение общаться.

Разные стили воспитания детей — разные дети. Какого ребенка выберите вы?

Источник: http://www.garmoniazhizni.com/2014/06/27/stili-vospitaniya-detey/

Авторитарный стиль воспитания

Авторитарный стиль воспитания

Как правило, авторитарный стиль семейного воспитания не отличается особой теплотой. Он характеризуется преобладанием типа общения «родитель – ребёнок». Все без исключения решения принимаются взрослыми (родителями), которые считают, что их ребенок должен во всем и всегда подчинятся.

Особенности авторитарного стиля

  1. При авторитарном воспитании родители практически не демонстрируют своим детям любовь к ним. Поэтому со стороны зачастую кажется, что они немного отстранены от своих отпрысков.
  2. Родители постоянно отдают распоряжения и указывают, что и как делать, при этом какому-либо компромиссу нет места.

  3. В семье, где преобладает авторитарный стиль воспитания, особо ценятся такие качества как послушание, следование традициям и уважение.
  4. Установленные правила никогда не обсуждаются. Принято считать, что взрослые правы во всех случаях, поэтому довольно часто непослушание наказывается физическим путем.

  5. Родители всегда ограничивают самостоятельность, не считая необходимым учитывать его мнение. При этом все сопровождается постоянным жёстким контролем.
  6. Дети из-за того, что постоянно подчиняются приказам, впоследствии становятся безынициативными. При этом авторитарные родители в результате воспитания своих детей ожидают от них неоправданной самостоятельности.

    Дети же, в свою очередь, довольно пассивны, так как все их действия сводятся к удовлетворению нужд родителя.

Недостатки авторитарного стиля воспитания

Авторитарный стиль семейного воспитания имеет множество минусов для детей. Так, уже в подростковом возрасте именно из-за него постоянно возникают конфликты. Те подростки, которые более активны, начинают просто бунтовать и не хотят выполнять родительские поручения. В результате дети становятся более агрессивными, а зачастую и вовсе покидают родительское гнездо.

Статистические данные подтверждают, что парни из таких семей больше подвержены насилию. Они, как правило, неуверенны сами в себе, постоянно подавлены, а уровень самооценки довольно низкий. Как итог, вся ненависть и злоба вымещаются на окружающих.

Такие отношения полностью исключают наличие душевной близости между родителями и детьми. В таких семьях не наблюдается взаимной привязанности, что в итоге приводит к развитию настороженности по отношению ко всем окружающим.

Поэтому в процессе воспитания очень важно предоставлять ребенку свободу действий. Однако, это не значит, что он должен быть предоставлен лишь самому себе.

Источник: https://womanadvice.ru/avtoritarnyy-stil-vospitaniya

Воспитание ребенка

Воспитание ребенка

Стили воспитания в семье и их влияние на ребенка

Различают 4 стиля воспитания: демократический, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Рассмотрим, прежде всего, два противоположных типа взаимодействия взрослого с ребенком: авторитарный и демократический.

 Авторитарный стиль воспитания

Как нетрудно предположить из первого названия, отношение взрослого к ребенку основывается на мнении о том, что ребенок – несамостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату.

Результат, важно заметить, заведомо известен взрослому: «послушный, исполнительный, удобный ребенок». Ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения. Авторитарный стиль – это педагогика подавления, насилия и принуждения.

Пример воспитателя, реализующего подобный стиль воспитания, очень живо нарисован детской писательницей Астрид Линдгрен. Это всем знакомая фрекен Бок, которой опыт подсказывал, что ласка – это не тот способ, который нужно применять для того, чтобы дети становились «шелковыми».

Вспомним первую встречу Малыша со своей воспитательницей: невозмутимый тон незнакомой женщины, ее строгость заставляют мальчика краснеть и прятаться за мать.

Обратим внимание на реакцию мальчика: испуг, наиболее часто встречающееся чувство, заставляющее ребенка подстраиваться под требования взрослого, не быть добрым, ответственным, аккуратным, а казаться таковым, и значит, обманывать.

Поскольку Малыш воспитывался родителями в ласке и уважении, строгое обращение фрекен Бок было воспринято им как нечто ненормальное, с чем нужно бороться, отстаивая право на счастливую жизнь, на собственное мнение: «Ребенок тоже человек!».

Иные последствия ожидают ребенка, если подобное отношение взрослого кажется ему нормой. Принуждение и подавление взрастит лживость, озлобленность и неприятие самого себя.

Демократический стиль воспитания

            В отличие от предыдущего стиля воспитания, данная позиция основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, мнения, ошибки. Ребенок – полноправный участник диалога, к нему прислушиваются, его слышат.

Неоспоримым приоритетом воспитания становится счастье ребенка, как сиюминутное (здесь и сейчас), так и в будущем. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя, педагога.

В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе». Главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие.

Замечательным примером демократического стиля общения взрослого с ребенком может стать мисс Моди из повести американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника», которая общалась с детьми на равных:

— Смотри! — сказала мисс Моди и, щелкнув языком, показала мне, как вынимается ее вставная челюсть, чем окончательно скрепила нашу дружбу.

Либеральный стиль воспитания

Как понятно из названия, данный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают.

Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу.

Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием.

Вспомним всем известного героя Эдуарда Успенского дядю Федора, который, столкнувшись с запретом матери завести кота, «бунтует», сбегает из дома. Переживая пропажу сына, мама корит отца: «Это  ты  виноват. Все ему разрешаешь,  он  и избаловался».

Индифферентный стиль воспитания

Родителям, которые заняты, устают, выматываются на работе иногда «не до ребенка». Каждый в семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир.

Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность.

Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.

Источник: http://www.xn--2-8sbxpv.xn--p1ai/index.php/2011-03-19-12-15-08/2011-03-20-20-04-33

Стили воспитания — Психологическая служба

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.ОсобенностиРодители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.ПоследствияВ подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:- потеря чувства собственного достоинства;- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);2 вариант – развитие деспотической личности:- ненависть к родителям;- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;- повышенная агрессивность и конфликтность.Рекомендации— Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». — Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. — Не подслушивать телефонные разговоры. — Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.- Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.ОсобенностиПри этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.ПоследствияПри попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:1 вариант – свободный, но безучастный:- самостоятельность — неспособность к близости и привязанности;- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;- мало «душевного тепла».2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:- хамство и вседозволенность;- воровство, враньё, распущенность;- безответственность, не умение «держать слова».Рекомендации— Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. — Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. — Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!ОсобенностиВ ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.ПоследствияПри гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:1 вариант – «домашний деспот»: — требовательность и нетерпимость к желаниям других;- избалованность и капризность, эгоизм;- манипулирование окружающими;- высокомерие и надменность;- своенравность.2 вариант – зависимая личность:- безынициативность, беспомощность;- пасует перед трудностями;- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;- с трудом контактируют со сверстниками.Рекомендации— Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. — Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.- Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы; — Стимулируйте общение со сверстниками.- Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.- Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.ОсобенностиПри таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.Основные характеристики этого стиля:- взаимоприятие; — взаимоориентация.Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:- активно-положительное отношение к ребенку; — адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; — им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; — умение прогнозировать развитие личности ребенка.ПоследствияПри демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.- Инициативность и целеустремленность.- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.- Способность договариваться, находить компромиссные решения.- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.РекомендацииЕсли в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. Уважаемые родители!Помните, что Ваши дети когда-нибудь будут родителями и у них возникнет, в свое время, та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями, то есть с Вами. В Ваших силах научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у Вас.И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!Список литературы:1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 5. www.pk19.ru/userfiles/files/konf_types.doc6. http://www.camp.ru/journal/view.htm?id=29Статью подготовили  педагоги-психологи подростковой школы Гончарова С.А., Щедловская М.П. Методическое сопровождение: Воробьева Е.А.

Источник: http://psy.s548.ru/fotoalbom/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/stili-vospitania

Стиль воспитания — это… Что такое Стиль воспитания?

  • Авторитарный стиль воспитания — См. Стили воспитания детей. Психология. А Я. Словарь справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Демократический стиль воспитания — стиль педагогического взаимодействия, при котором между педагогом и воспитанником (обучаемым) распределяются полномочия в отношении проблем обучения, организации деятельности и т. д …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Стиль — метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведения, например, стиль обучения, стиль воспитания. (Г) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • стиль — 1) я, м. 1. Совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления или индивидуальную манеру художника в отношении идейного содержания и художественной формы. Романтический стиль в литературе. Русский оперный стиль …   Малый академический словарь

  • Стиль — (гр. – стерженек для письма) – это совокупность черт, манер, вкусов, привычек, типичных для поведения и деятельности одного человека, отличающая его от другого. Существует «стиль письма», «мышления», «стиль управления», «стиль жизни человека или… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • стиль — и   I.   Разновидность языка, закрепленная за определенной социально коммуникативной сферой и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка лексикой, грамматикой, фонетикой. Традиционно в современных развитых национальных языках… …   Учебный словарь стилистических терминов

  • Стиль отношений педагога с учащимися — целенаправленная взаимообусловленная система использования средств, способов и методов взаимодействия с учащимися, реализующая опр. концепцию, отражающую внутр., личную позицию педагога в ориентации на учащихся. Стиль отношений (С. о.)… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — устойчиво воспроизводимые отличительные черты общеНия, бытового уклада, манеры поведения, привычки, склонности и т. п., свойственные к. л. человеку или группе людей и выявляющие своеобразие их духовного мира, направленность жизни личности через… …   Словарь по этике

  • СТИЛЬ ЖИЗНИ — – фиксирует определенный тип поведения личности ребенка, подростка, молодого человека (воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности), ее динамические характеристики. Конкретизируя более общее понятие “образ жизни”, С.ж. акцентирует… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Стили воспитания детей — Различные способы взаимодсействия родителей со своими детьми. Стили воспитания можно подразделить по степени их требовательности к ребенку (т. е. установлению высоких стандартов и требований послушания родителями и/или отзывчивости и уважения к… …   Большая психологическая энциклопедия

Источник: https://psychology_pedagogy.academic.ru/17844/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Ссылка на основную публикацию