Криминальная психология — психология

Криминальная психология — Психологос

Криминальная психология - психология

Криминальная психология — подраздел юридической психологии, изучающает психологические особенности становления и развитие противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Некоторые основные факторы способствующих формированию противоправного сознания: отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность, отклонения характера.

Криминальная психология, преступные типы

Источник книга «Криминальная психология, преступные типы». Автор профессор С.В. Познышев

Для того, чтобы разумно решить, какие меры надо применить к тому или иному преступнику, в целях удаления его с преступного пути, нужно, во-первых, знать, что именно в его личности послужило корнем его преступления и каким изменениям должны подвергнуться эти элементы его личности, а во-вторых, — какого рода психологическому воздействию должен он подвергнуться для того, чтобы было достигнуто то именно изменение его личности, которое необходимо в общественных интересах. Для решения этих вопросов необходимо выяснить, к какой разновидности преступного мира принадлежит данный субъект, и иметь ряд общих сведений о присущих представителям этой разновидности криминогенных особенностях и о целесообразных способах воздействия на них. Криминальная психология и должна дать твердые основания для решения всех этих вопросов. Кратко ее можно определить как психологию борьбы с преступностью. Она рассматривает преступление как проявление психической конституции личности. Она устанавливает и исследует различные типы преступников (криминальная типология), а также признаки и приемы их распознавания (криминальная дифференциальная диагностика). Она устанавливает те типы психологического воздействия, которым, для целей уголовной юстиции, должны подвергаться носители разных криминальных типов (криминальная педагогика). Она изучает, наконец, психические процессы, которые находят свое выражение в судебном и досудебном исследовании преступления и преступника. Говоря вообще, она изучает все те психические состояния личности, которые оказывают то или иное влияние на уголовную ответственность. Психические состояния, при которых уголовная ответственность отпадает совершенно, — так называемые состояния невменяемости, — лежат за ее пределами. Подобно тому, как психология изучает душевную жизнь душевно-здоровых людей, оставляя психиатрам обширную область разнообразных форм болезненного расстройства душевной деятельности, криминальная психология имеет дело лишь с лицами, которые нарушили уголовный закон не в состоянии душевной болезни.

Предмет криминальной психологии составляют не отдельные психические процессы, в возможном мысленном их обособлении, а личность в известном круге ее проявлений, относящихся к области преступления или борьбы с последним. Изучение отдельных психических реакций и особенностей их течения занимает в ней некоторое место и имеет дополнительное значение.

На первом плане в ней стоит личность, под действием известных обстоятельств и обстановки проявляющая себя в определенных формах поведения, относящихся к сфере преступления или борьбы с последним.

Основное значение в ней имеют наблюдение поведения личности и точное научное описание отдельных фактов, ее характеризующих или объясняющих, сравнение и анализ добытых данных, и установление типов.

Данные для своих выводов и описаний криминалист-психолог получает путем тщательного исследования отдельных случаев преступлений и обследования их виновников, их физического и психического состояния, имущественного, семейного и социального положения, а также путём изучения отдельных уголовных процессов.

Изучение различных сторон личности по данным истории ее жизни, — вот путь криминалиста-психолога. К своим обобщениям он должен идти от внимательно проверенных и изученных конкретных фактов. Ему необходимо подробно ознакомиться со всей историей жизни данного преступника, с детства и до настоящего момента.

Необходимо выяснить по фактам жизни, как реагировала данная личность в различных жизненных положениях.

Нужно представить себе ясную картину тех условий, в атмосфере которых складывался характер данного преступника — характер и взаимные отношения его родителей или воспитателей, — материальное и социальное положение, внутреннюю жизнь семьи, характер школы, в которой учился данный субъект, что его в школе интересовало и что, наоборот, давалось ему с трудом и казалось неинтересным и т. д. Впечатления детства и юности часто оказываются роковыми для всей последующей жизни человека. Состояние родителей субъекта важно и в другом отношении, — в смысле передачи по наследству тех или иных качеств и предрасположений. Словом, криминальная психология должна идти по пути возможно углубленного и полного изучения психической конституции субъекта в процессе ее постепенного образования и изменения с детства и до настоящего момента.

В качестве дополнительного приема, криминалист-психолог пользуется, между прочим, и методом статистическим, но последний имеет значение в криминально-психологическом исследовании лишь поскольку он применяется к данным, добытым или проверенным тщательным индивидуальным обследованием. Криминалист-психолог не должен, во что бы то ни стало, гнаться за большими цифрами; он должен, главным образом, стараться в немногом, но внимательно исследованном и проверенном, найти многое.

Исследование личности преступника должно вестись таким образом, чтобы оно раскрывало тот тип, носителем которого является данный субъект. Необходимо собрать, возможно, полные данные о состоянии преступника непосредственно перед совершением преступления, во время совершения последнего и после этого, как до суда и отбытия наказания, так и во время отбытия заключения.

Между прочим, психология раскаяния преступника и психология заключенного составляют две частные проблемы криминальной психологии, среди многих других подлежащие самому тщательному изучению.

Во время пребывания в карательном учреждении заключенный должен быть объектом постоянного наблюдения, задачей которого является выяснить, во всей их полноте, криминогенные элементы его психической конституции и те изменения, которые в них происходят под влиянием заключения и дают основание сделать вывод, что черты преступного типа, носителем которого является данный субъект, у него бледнеют и стираются, или, напротив, укрепляются, становятся ярче, развиваются. Такое наблюдение должно вестись по особой программе с возможной индивидуализацией ее в отношении отдельных заключенных.

Так как криминально-психологическое исследование имеет дело с личностью в ее целом, причем главное место в нем занимает изучение эмоциональной и волевой сферы личности, мало поддающихся экспериментальному исследованию, то экспериментальные методы могут иметь лишь ограниченное значение в криминальной психологии.

Однако немало и таких случаев, когда они могут служить для криминалиста-психолога ценным подспорьем, как средство обнаружить те или иные элементы конституции субъекта и наличность или отсутствие известного признака, имеющего значение для решения вопроса, носителем какого именно криминального типа является данный субъект. В настоящее время, когда закладывается только фундамент криминальной психологии и проводятся лишь общие разграничительные линии, отделяющие главные криминальные типы друг от друга, роль экспериментальных методов в криминальной психологии меньше, чем она будет с дальнейшим развитием этой отрасли знания.

Много важных и интересных для него данных криминалист-психолог может получить из разных документов, содержащих в себе те или иные сведения о прошлом личности и отдельных ее переживаниях, — из писем, дневников, сочинений преступников, вообще из разных продуктов творчества преступников, — из их литературных произведений, произведений искусства (скульптурных произведений, картин и т. п.), между прочим, и из их особого жаргона и татуировок. Показателями своеобразных черт конституции преступников являются иногда особенности форм общения и организаций, складывающихся в преступном мире. Между прочим, криминалист-психолог должен уделять большое внимание психологии преступных шаек и сообществ.

Из сказанного ясно, насколько широко и разнообразно содержание криминальной психологии. У нее есть черты сходства со многими психологическими дисциплинами и она, нередко, прибегает к заимствованиям из них. В ней есть элементы специальной психологии, т.е.

психологии, изучающей индивидов, выделенных по тем или иным внешним признакам, — например, по полу, возрасту, национальности и т. п. В ней есть и элементы дифференциальной психологии, так как она устанавливает типы и изучает психические различия носителей разных криминальных типов.

Она содержит в себе элементы генетической психологии, поскольку исследует процесс развития криминального типа, начиная с зародыша его у подростков и кончая полным развитием у взрослых преступников.

В ней есть и элементы коллективной психологии, поскольку она изучает встречающиеся у преступников отклонения от того, что нормально для лиц одного с ними социального слоя, а также слагающиеся в преступном мире коллективные образования, — психологию толпы, преступных сообществ и шаек.

Свои руководящие точки зрения, на которые она опирается в определении пределов своих исследований и при делении изучаемых ею преступников на группы и подгруппы по родам и видам совершенных ими преступлений, она получает от науки уголовного права, что дает основание относить ее к циклу криминальных дисциплин.

Она составляет как бы звено, соединяющее круг криминальных и психологических дисциплин. Несомненна и ее тесная связь с той ветвью психологических знаний, которая изучает характер и личность в ее целом. Для учения о личности и характере криминально-психологическое изучение, в свою очередь, может дать богатый материал и ряд ценных выводов.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kriminalnaya-psihologiya

психология криминальная — это… Что такое психология криминальная?

  • ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ — отрасль психологии юридической, изучающая психологию уголовных правонарушителей и психологические механизмы совершения преступлений …   Юридический словарь
  • психология криминальная — отрасль психологии юридической, изучающая психологию уголовных правонарушителей и психологические механизмы совершения преступлений …   Большой юридический словарь
  • криминальная психология — (от лат. criminalis преступный) область юридической психологии. К. п. изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп. В отечественной К …   Большая психологическая энциклопедия
  • психология юридическая — общий раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы деятельности психической в сфере регулируемых правом отношений, психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. Стремится… …   Большая психологическая энциклопедия
  • ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ — научно практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П.ю. включает разделы: психология криминальная, психология судебная, психология… …   Юридический словарь
  • ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (пенитенциарная) — (англ. correctional psychology) отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений (см. также Деликт). П. и.… …   Большая психологическая энциклопедия
  • психология юридическая — научно практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П.ю. включает разделы: психология криминальная, психология судебная, психология… …   Большой юридический словарь
  • Криминальная психология — (англ. Criminal psychology, от лат. criminalis преступный) область юридической психологии, которая изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и… …   Википедия
  • Криминальная Психология — отрасль юридической психологии, изучающая формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности выделяют: отклонения характера, отрицательное… …   Психологический словарь
  • Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

Источник: https://psychology.academic.ru/1968/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F

Предмет криминальной психологии

Предмет криминальной психологии

Предмет криминальной психологии.

Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой, науками уголовного права и процесса, криминалистикой, и конечно, криминальной психологией. В одном и том же объекте каждая из названных наук имеет свой предмет исследования, из которого вытекают свои задачи и определяется структура данной науки.

Читайте также:  Материнская модель любви - психология

Криминальная психология, являясь самостоятельной ветвью более широкой науки — юридической психологии, изучает психические явления, факты, психологические механизмы и психологические
закономерности личности преступника, совершаемых им преступлений и преступности как массового социального явления. При определении предмета криминальной психологии важно учитывать четыре момента.

Во-первых, криминальная психология, как и любая отрасль психологической науки, не ограничивается лишь изучением и описанием психики человека, в данном случае преступника, не ограничивается выявлением психологических феноменов.

Она призвана их объяснить, раскрыть закономерности и механизмы преступления как деятельности. Такой подход позволяет преодолеть описательство, констатацию лишь фактов, что подменяет психологические исследования социологическими.

От точного определения предмета науки зависит разработка и применение методов исследования.

Специфические психологические особенности личности правонарушителя и криминальных групп, а также психологические аспекты их криминальной деятельности невозможно исследовать социологическими методами, тут нужны психологические методы исследования, адаптированные
к условиям, в которых криминальной психологией изучаются преступность и преступник.

Во-вторых, данное выше определение предмета криминальной психологии направлено против попыток сужения проблем криминальной психологии до рамок только фиксации фактов, а ведь главная задача любой пауки, изучающей действительность, заключается в предвидении развития тех или иных событий. Значит, для криминальной психологии важно прогнозировать развитие криминальной ситуации в стране на основе раскрытия механизмов самовоспроизводства преступности.

В-третьих, в криминальной ситуации есть две стороны: преступник или преступная группа и пострадавший (пострадавшие). Развитие событий во многом зависит от поведения жертвы преступного посягательства. Изучение психологии потерпевших становится важной проблемой криминальной психологии.

Для криминальной психологии важно исследовать обстоятельства и факторы, способствовавшие формированию личности преступника или возникновению криминальной группу, и что важно было бы предпринять, чтобы преступление было предупреждено. И здесь мы выходим на превентивный аспект криминально-психологических исследований.

В-четвертых, для криминальной психологии первостепенное значение имеет изучение психологии преступных сообществ (какие сообщества бывают, как они возникают, каковы внутренние психологические механизмы их существования и др.).

В конце концов изучение психологических явлений, механизмов и закономерностей в области преступности нужно для того, чтобы используя психологические и другие, рекомендованные криминальной психологией средства, можно было бы активно воздействовать на преступность, сужая сферы и формы ее проявления.

Источник: https://psyera.ru/predmet-kriminalnoy-psihologii-1847.htm

Криминальная психология как раздел юридической психологии

Криминальная психология как раздел юридической психологии

Криминальная психология изучает социально-психологические причины правонарушений и преступности, психологические особенности личности преступника и преступных групп, психолого-педагогические средства профилактики правонарушений и всех форм социальных отклонений.

Процесс правовой социализации может быть затруднен или нарушен вследствие нарушений в структуре общения людей, в выполнении ими своих социальных ролей, в системе социального контроля, противоречивого характера, слабости, некомпетентности, неразвитости самих агентов социализации: семьи, школы, группы, коллектива, сообщества.

Дефекты правовой социализации, по мнению психологов, зачастую имеют своим источником нарушение общения в семье. Криминологи называют семьи, провоцирующие детей на совершение преступлений и правонарушений, неблагополучными.

Различают несколько видов неблагополучных семей: 1) криминальная семья (ее члены совершают преступления); 2) аморальная семья (в семье присутствует алкоголизм и сексуальная распущенность; 3) проблемная семья (в ней постоянно присутствует конфликтная атмосфера); 4) неполная семья (порождает у детей ощущение психологической неполноценности, ущербности, неуважение к взрослым); 5) псевдоблагополучная (используются деспотичные методы воспитания, применяются физические наказания).

В науке нет единой точки зрения относительно истоков преступлений. Некоторые юристы считают, что непосредственные причины и истоки преступного поведения всегда кроются в личности человека, совершившего преступление.

Если это не так, говорят они, то отсутствует основание вменения в вину и, соответственно, совершенное деяние не может рассматриваться как преступление Никакие внешние обстоятельства не могут явиться определяющей причиной противоправного деяния, если они не обусловлены одновременно внутренними мотивами и склонностями.

Существуют некие черты личности, которые характерны для разных типов нарушителей социальных норм, полагают другие специалисты, но нет таких г!сихологических особенностей и черт, которые бы «фатально» предопределяли бы социальные отклонения.

Отечественная криминология отрицает концепцию преступной личности: как бы ни была искажена или трансформирована ценностная шкала конкретной личности, человека нельзя рассматривать как преступника, если он ничего противоправного, наказуемого в уголовном порядке не совершал.

Неблагополучное формирование личности и преступление логически не связаны между собой: связь между «неправильной» личностью и ее решением совершить преступление – «статистическая, вероятностная, наблюдаемая лишь в массе лиц и событий» (Юридическая психология. Хрестоматия. 2001. С. 83).

Иными словами, лишь некоторая часть людей, имеющих отклонения в социальном поведении, совершает преступления.

Психологи, как правило, говорят о психологических предпосылках преступного поведения – тех психологических особенностях и чертах личности, которые повышают вероятность того, что данная личность будет иметь антиобщественную установку.

Они считают, что неосознаваемое ощущение человеком своей неполноценности или ущемленности может явиться мотивом преступления.

Мотивы, связанные с перенесенными в детстве и закрепленными в психике унижениями и жестоким обращением, могут послужить предпосылкой исключительно жестокого преступления против личности.

Исследования показали, что одним из наиболее распространенных неосознаваемых мотивов совершения убийств и нанесения тяжких телесных повреждений является защита от возможной, чаще всего существующей не в реальности, а лишь в сознании преступника агрессии.

Такие преступники очень часто внутренне ощущают враждебность среды, их преступные действия продиктованы желанием защититься от этой враждебности.

Характерным для них является постоянное напряжение, поиск врагов, провоцирование конфликтов, выбор ничтожного, малозначительного повода для совершения преступления.

Мотивом бродяжничества, по мнению психологов, может быть неосознаваемое стремление некоторых (не всех) лиц уйти от идентификации своей социальной роли, войти в какую-либо группу, поскольку в семьях, где они выросли, они не были включены в эмоциональные отношения с родителями и их роль не была определена.

В качестве вероятных психологических предпосылок преступного поведения психологи называют также неадекватную самооценку субъекта. Завышенная самооценка и завышенные притязания личности могут не получить общественного признания и не будут удовлетворены. Это может привести к обособлению данного человека от общества, группы, их ценностей.

В свою очередь, заниженная самооценка и сниженные требования к себе зачастую порождают комплекс неполноценности.

Исследования показали, что преступники относятся к себе менее самокритично, чем законопослушные испытуемые; наказания, назначенные им, зачастую воспринимаются как незаслуженные и являющиеся результатом несправедливых действий сотрудников правоохранительных органов.

Мотивы преступного поведения. По данным исследований, наиболее частыми осознаваемыми или неосознаваемыми мотивами преступлений являются следующие:

• самоутверждения (статусный);

• защитные (об этом мотиве говорилось выше);

• замещающие;

• игровые.

Мотивы самоутверждения характерны для взяточников, расхитителей, насильников, преступников, совершающих преступления против детей и подростков.

Замещающие мотивы нередко лежат в основе убийств.

Примером преступления, совершенного под действием замещающего мотива, может служить ситуация, когда некто X, поссорившись с Y, адресует свою агрессию близким или друзьям X, потому что, например, Y недоступен, т. е.

осуществляется замещение действий. Объектами нападения при замещающих действиях могут быть неодушевленные вещи, посторонние люди, случайно попавшие «под руку».

Игровые мотивы преступлений распространены среди воров, расхитителей, мошенников, которые совершают их скорее ради острых ощущений, доставляемых игрой, нежели из-за корысти.

Криминальная психология в процессе решения своих задач опирается как на теории личности, так и на социальную психологию, которая помогает «прикладникам» идентифицировать, описывать, объяснять и прогнозировать, в частности, явления групповой преступности.

Любая преступная группа является разновидностью малой социальной группы и на нее распространяются все закономерности социальной «жизни» и деятельности малой группы.

Поэтому в зависимости от практических целей научный аппарат социальной психологии «разворачивается» на решение проблем мирной, повседневной жизни людей и сообществ, либо на решение проблем, относящихся к сфере ответственности криминологии.

Здесь возникает очень важная проблема этических ограничений, которая разрешается за счет следования «юридических» психологов принципу экологии, согласно которому использование научных методов исследования должно быть подчинено профессиональным целям раскрытия и предупреждения преступлений и не должно распространяться на практику «мирной» жизни. Психологи-криминалисты и сотрудники правоохранительных органов должны соблюдать принцип конфиденциальности: не разглашать полученные в результате исследований сведения, а также не использовать их в своих личных целях.

Психологи-криминалисты используют в своей деятельности следующие понятия: «типология преступных групп», «структура и функции преступных групп», «механизмы сплочения преступных групп», «типы лидеров преступных групп» и т. д.

В преступных группах, так же как и в иных малых группах, формирование основных характеристик и процессов происходит путем стандартизации установок, применяемых процедур.

Вырабатываются и используются нормы, с помощью которых группа предписывает своим членам определенные (преступные) формы поведения, осуществляет контроль. Преступная группа имеет свои традиции и обычаи, которые присутствуют на всех стадиях ее развития (динамики).

Стандартизированные оценки, установки, процедуры, общие цели и разделенные представления об общей судьбе, групповые нормы, традиции, обычаи, ритуалы – все это «форпосты» сплоченности преступной группы.

Само возникновение преступных групп вызвано определенными целями – как правило, это цели получения прибыли (доходов) преступным путем. Основной мотив деятельности преступных групп – стяжательский. (См.: Шиханцев Г. Г. Юридическая психология. М., 2000 С 108–109).

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/20750.html

Методы криминальной психологии

Методы криминальной психологии

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Предмет и задачи криминальной психологии.

Предмет криминальной психологам. Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой, науками уголовного права и процесса, криминалистикой, и конечно, криминальной психологией.

В одном и том же объекте каждая из названных наук имеет свой предмет исследования, из которого вытекают свои задачи и определяется структура данной науки.

Читайте также:  Референтность - психология

Криминальная психология, являясь самостоятельной ветвью более широкой науки — юридической психологии, изучает психические явления, факты, психологические механизмы и психологические закономерности личности преступника, совершаемых им преступлений и преступности как массового социального явления.

Задачи криминальной психологии. Исходя из определения предмета, можно сформулировать следующие основные задачи криминальной психологии:

1) изучение психологии личности преступника, особенностей различных типов преступников, разработка их классификации;

2) изучение психологии преступления как особого вида деятельности (мотивы, способы совершения, механизмы психологической защиты и самооправдания человека, совершившего общественно опасное деяние);

3) изучение психологии преступных сообществ (виды сообществ — случайно возникшие, организованные преступные группы, преступные организации; особенности действия в них психологических механизмов их существования, сплочения, активности и др.);

4) психологическое изучение преступности как массового социального явления (основные ее психологические характеристики, тенденции, социально-психологические причины и т.д.);

5) исследование психологических механизмов воспроизводства преступности в обществе и разработка психологических способов ее профилактики;

6) разработка психологических аспектов виктимологии (виктимология — учение о жертвах преступного посягательства) и разработка на этой основе психологических мер обеспечения личной безопасной жизнедеятельности.

История развития криминальной психологии.

Методы криминальной психологии.

Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Не составляет исключения и криминальная психология. Существуют основные методологические требования к проводимому исследованию: 1) исследование должно быть объективным; 2) изучать любое явление в развитии; 3) изучать в различных связях и отношениях; 4) системность в изучении; 5) конкретность.

Вместе с тем каждое психическое явление должно изучаться не каким-то одним универсальным методом, а комплексом различных взаимопроверяемых и взаимодополняемых методов.

Только при этом условии можно избежать ошибок и односторонности в изучении личности преступника, преступного сообщества и преступности в целом, а также интенсифицировать процесс познания психических явлений в этой области.

Изучение личности преступника, преступных сообществ и психологии преступности в целом должно быть не эпизодическим, а систематическим, плановым, осуществляемым по научно обоснованной программе.

Руководствуясь изложенными требованиями, необходимо выбирать в каждом исследовании соответствующие методы для получения объективных данных о конкретной личности правонарушителя, о психологии криминальной группы в той или иной области преступности. Для изучения психических явлений в области преступности в криминальной психологии и практики профилактики правонарушений используются различные методы.

Классификация методов криминальной психологии. Под методами понимается путь, способ исследования или деятельности. Все используемые в криминальной психологии методы принято делить на: 1) методы сбора информации и 2) методы анализа первичных данных.

Функции сбора информации реализуются посредством методов наблюдения, разнообразных опросов (беседы, анкетирование), экспериментов, обобщения независимых характеристик, экспертных социометрии, тестов и т.д.

Методами же анализа первичных данных являются: содержательный (качественный) и количественный (статистический); описательный; исторический; экспериментальный; моделирование.

Методы сбора и анализа информации тесно связаны и взаимодействуют, нередко взаимно перекрывая друг друга. Так, эксперимент или социометрический опрос могут служить и сбору информации, и ее обобщению, и внедрению в практику.

Различают также методы научного исследования (применяемые учеными для изучения проблемы) и методы, применяемые в практической деятельности, например, психологом школы, для изучения степени криминализации подростковой среды или изучения конкретной личности подростка с деликвентным поведением и воздействия на него.

Рассмотрим основные методы криминальной психологии.

Анализ уголовной статистики. Чтобы иметь общее представление о современной преступности (и в частности — о подростковой), психологи изучают общую уголовную статистику, выделяя в ней такие параметры:

— динамика преступности по времени, месту и объектам преступного посягательства;

— структура и характер совершаемых преступлений;

— степень организованности;

— профессионализация преступных проявлений;

— социально-демографическая характеристика преступников;

— виды и характеристика групповой преступи ости;

— влияние взрослых на подростковую преступность;

— проявление новых видов и способов преступного промысла;

— степень коррумпированности преступности;

— связь отечественной преступности с зарубежной.

Можно выделять и другие параметры для анализа. Проведенный анализ позволяет выделить приоритетные направления для криминально-психологического исследования.

Однако данные уголовной статистики лишь приблизительно отражают обитую картину состояния преступности, поскольку в нее не входят данные о латентной преступности. Поэтому анализ уголовной статистики дополняется различными опросами (анкетированием, интервью и др.).

Анкетный метод — это опрос определенной группы людей по заранее разработанным вопросам с целью получения количественных данных.

Например, анкетным опросом можно изучить интересы, мнения девиантной группы подростков, мнения осужденных в колонии по тем или иным нравственным, правовым и другим вопросам, законопослушных граждан в оценке современной преступности, мер профилактики и т.д. Анкетированием можно охватить большую группу лиц, провести исследование в кратчайшие сроки.

Однако к результатам анкетного опроса надо подходить осторожно, так как они в известной мере носят субъективный характер. При этом опрашиваемые (особенно правонарушители) должны быть убеждены, что анкетный опрос не будет использован им во вред и тайна опроса будет сохранена.

Анализ периодической печати. В периодической печати широко освещаются вопросы борьбы с преступностью.

Многие издания специально имеют раздел «Криминальная хроника», где освещаются совершаемые преступления, дается характеристика личности или группы преступников, методы и способы совершения преступлений, способы сокрытия следов, поведение задержанных обвиняемых и подозреваемых и т.д.

Данные прессы и телевидения подвергаются контент-анализу (качественному и количественному анализу).

Для этого исследователь разрабатывает схему такого анализа исходя из исследуемой проблемы: например, пол, возраст преступника, образование, семейное положение, характер совершенного преступления, способ совершения, мотивы, цели, способы психологической защиты и самооправдания и т.п. По этой схеме он анализирует каждое сообщение СМИ, составляет соответствующую программу анализа и закладывает это в компьютер, выявляя с помощью его основные тенденции и особенности в изучаемой проблеме. К сожалению, контент-анализ СМИ пока мало используется для изучения криминально-психологических проблем.

Оценка экспертов. Это метод опроса компетентных людей в области борьбы с теми или иными видами преступлений. В изучении организованной преступности такими экспертами могут быть сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью.

В изучении преступности несовершеннолетних такими экспертами часто выступают сотрудники отделов профилактики преступности несовершеннолетних, члены комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудники специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных ПТУ, воспитательных колоний и др.

Перед экспертами ставятся конкретные вопросы, на которые они должны дать квалифицированные ответы: высказать свое мнение, провести экспертную оценку, проранжировать выделенные параметры и т.д. Экспертные оценки отличаются большей объективностью и меньшей предвзятостью, используются для взаимной проверки информации, получаемой из других источников.

Психологический анализ уголовных дел. Для изучения психологических особенностей отдельных видов преступлений или категорий преступников отбираются соответствующие уголовные дела.

Например, решили изучить роль несовершеннолетних в совершении преступлений во взрослой группе или статус и роль девушек в смешанной по признакам пола преступной группе подростков. Для этого отбираются и анализируются именно уголовные дела, касающиеся таких групповых преступлений.

Дальше разрабатывается схема их анализа: например, численность группы, длительность ее существования, на какой основе она возникла, внутренняя иерархическая структура, какие функции выполняет подросток в группе взрослых, какие возрастные особенности учитывают преступники, поручая подростку задание (например, при краже через форточку — маленький рост, при квартирной краже «на прозвон» — внешний вид, вызывающий доверие, и т.п.). Собранная информация подлежит обработке, для чего составляется программа и данные вводятся в компьютер. Полученные данные подлежат интерпретации.

Источник: http://megapredmet.ru/1-34666.html

Криминальная психология

Криминальная психология

Криминальная психология – раздел юридической психологии, изучающий психологические механизмы правонарушений, а также процессы формирования и распада групп правонарушителей, психологические аспекты вины и характер юридической ответственности.

Криминальное поведение – сложное многоструктурное образование, требующее отдельного изучения. Оно отличается от обычного по характеру и типу мотивационной направленности, что и является предметом изучения криминальной психологии.

Предмет и задачи криминальной психологии

Область юридических знаний, сформировавшихся в криминальную психологию, характеризует интерес к:

  • личности преступника;
  • мотивации правонарушения;
  • преступной среде и преступным группам;
  • криминальному насилию.

Криминальная психология имеет большое практическое значение для раскрытия причин совершения противоправных деяний, индивидуальных психологических особенностей личности, подтолкнувших ее на антиобщественные действия, характера влияния преступных групп.

Изучение преступного поведения также позволяет криминальной психологии реконструировать психическое состояние субъекта, совершившего преступление, его мотивы и цели, что необходимо для назначения справедливого и достаточного наказания, а также  для проведения исправительных мероприятий.

Факторы и мотивация противоправной деятельности

Для того чтобы определить характер противоправной деятельности, причины преступного поведения, необходимо осознать факторы формирования преступных мотивов. К ним относятся:

  • особенности характера, темперамента и т.д.;
  • социальное окружение;
  • педагогические ценности, заложенные в процессе воспитания.

Личностные факторы, опосредующие совершение правонарушений, подразделяются на три группы: отношения личности (негативно-пренебрежительное, корыстно-частнособственническое, индивидуалистически-анархическое, легкомысленно-безответственное), направленность личности (аморальная, асоциальная, антисоциальная, преступная направленности) и мотивационно-побудительная сфера.

В основе преступного поведения лежат те или иные мотивы – потребность в совершении преступления. Криминальная психология подразделяет такие мотивы на следующие:

  • самоутверждения – стремление утвердиться в социально-психологическом плане;
  • защиты – защита от внешней угрозы;
  • игры  – интеллектуальная борьба, состязание в ловкости и сообразительности с целью получении острых ощущений;
  • замещения – перенос агрессии на другую, более доступную цель;
  • самооправдания – универсальный мотив отрицания вины и отсутствия раскаяния.

В криминальной психологии отвергается учение о «прирожденном преступнике», реализуется принцип генезиса, определяющий исследование всего многообразия явлений, прежде всего, социальных, оказывающих влияние на формирование психологических особенностей правонарушителей.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/kriminalnaya-psihologiya.html

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

Юридическая психология

Юридическая психология как наука возникла на стыке психологических и юридических наук.

Она включает в себя правовую психологию (изучающую психологические аспекты правовой социализации личности), криминальную (рассматривающую психологию личности преступника и преступного поведения, индивидуальной и групповой преступности), судебную (рассматривающую психологию следственной и судебной деятельности) и пенитенциарную (исправительную).

Теоретическая и практическая деятельность специалиста в настоящее время, в современных социальных условиях требует применения психологических познаний как при анализе психологических аспектов правовых явлений, — правосознания и правотворчества, так и в следственной и судебной деятельности, при проведении мероприятий по профилактике преступности и ресоциализации лиц, совершивших преступления.

Понимание закономерностей человеческой психики позволяет специалисту более эффективно организовать деятельность, психологически грамотно построить взаимоотношения с людьми, уяснить причины нарушения норм в этих взаимоотношениях. Вместе с тем, ряд норм закона требует специального применения психологических знаний для анализа правозначных ситуаций, в частности, при назначении судебно-психологических экспертиз в судопроизводстве.

Рассмотрим конкретнее отрасли юридической психологии и области их практического применения.

Предмет исследования данной науки — процесс криминализации, психологический анализ личности преступника, история изучения отклоняющегося поведения.

Реалии социальной жизни в современном российском обществе настоятельно указывают на крайне важность изучения причин формирования личности преступника.

Масштабные социально-экономические и политические преобразования, осуществленные в нашей стране в последнее десятилетие, имели не только позитивные, но и негативные последствия.

Читайте также:  Душа - психология

К числу таковых следует в первую очередь отнести рост преступности.

Особенно интенсивно растет подростковая преступность. По данным МВД РФ, каждый десятый преступник в стране — подросток. При этом пик подростковой преступности приходится на возраст 14 и 17—18 лет. Рецидив подростковой преступности составляет 80 %.

Характерной чертой преступности несовершеннолетних и подростков является ее групповой характер. Доля групповых преступлений подростков составляет 70—75 %. Группа сверстников в подростковом возрасте — основной институт социализации.

В ней происходит усвоение образцов мужского полоролевого поведения, группа удовлетворяет потребность в общении, усвоении социального опыта. Вместе с тем, в неформальные группы, организованные по месту жительства, чаще тянутся подростки, испытывающие проблемы внутри семьи.

В подростковом возрасте возрастает чувствительность к оценкам и мнениям группы или отдельных ее представителœей.

Вместе с тем, в неформальные асоциальные группы чаще всœего тянутся подростки, испытывающие проблемы в формальных (школе, техникуме, ПТУ, на месте работы) группах в связи с их непризнанностью, изоляцией, отвержением либо конфликтностью, агрессивностью.

Криминологи прогнозируют рост подростковой преступности в начале третьего тысячелœетия. Средний прирост ее может находиться в пределах 2—5 % в год.

Качественно меняется характер преступности несовершеннолетних; в настоящее время она отличается высокими степенью организованности и уровнем криминальной активности, широкой социальной базой, интенсивной динамикой (обгоняет темп прироста преступности взрослых в 2-2,5 раза), участием подростков в преступной деятельности совместно со взрослыми, изменением структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных и насильственных преступлений.

Неблагоприятная внутрисемейная ситуация — важнейший фактор в процессе криминальной социализации подростка. По данным статистики, в 30 % случаев подростки-правонарушители воспитываются в неполных семьях.

Неправильное воспитание, в частности, применение физического насилия, — второй фактор в структуре противоправного формирования личности. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье увеличивает его агрессивность в отношениях со сверстниками (Р.

Берджесс), а также способствует развитию насильственных форм поведения в более зрелом возрасте (С. Widow, R. M. Hitchoch, P. Kangas).

Проблемные семьи, характеризующиеся постоянной конфликтной атмосферой, а также псевдоблагополучные, в которых внешнее благополучие значительно расходится с нравственным содержанием, также способствуют процессу криминализации подростков, отчуждению от семейной структуры и погружению в мир преступности.

Указанные моменты — одни из важнейших в процессе правовой социализации личности, являющейся предметом изучения правовой психологии.

Кстати, система социальных норм, в структуру которых входят и правовые, усваивается ребенком также в процессе общения с группами сверстников в школе, по месту жительства, в процессе взаимодействия с людьми, обществом в целом, в рамках различных социальных групп.

Формирование личности преступника — многомерный и многофакторный феномен, в котором принимают участие различные переменные — биологические, психологические, социальные, культурологические и другие.

Учитывая зависимость оттого, какой из указанных переменных отдается предпочтение, выделяются соответственно теории (концепции) преступности.

Представители биологического направления рассматривают биологические факторы в качестве ведущих (Ч. Ломброзо, У. Шелдон, А. Прайк).

Ч. Ломброзо указывал на наличие в популяции преступников так называемых «врожденных преступников» — людей, самой природой запрограммированных на совершение преступлений. Οʜᴎ, согласно Ч.

Ломброзо, имеют определœенные черты: узкую лобную кость, глубоко посаженные глаза, выступающие надбровные дуги, массивную челюсть, диспластичный череп и т. п. Указанные физические черты сочетаются с психологическими: агрессивностью, враждебностью, безразличием к страданиям других, эгоизмом, хвастовством и др.

В силу биологической детерминации указанных черт такие люди, согласно Ч. Ломброзо, не поддаются воспитанию и какому-либо благотворному сознательному влиянию.

У. Шелдон, классифицировавший людей по характеру и особенностям конституции на мезоморфов, эктоморфов и эндоморфов, пришел к выводу о большей склонности мезоморфов к правонарушениям.

Мезоморфы — люди с хорошо развитым костно-мышечным аппаратом, длинными и сильными конечностями, широкой грудной клеткой. В психологическом плане они отличаются выносливостью, агрессивностью, склонностью к соперничеству, любят риск, азарт и приключения. Согласно А.

Прайку, к правонарушениям склонны мужчины, имеющие в своем хромосомном наборе дополнительную Y-хромосому. Вместе с тем, они отличаются высоким ростом и низким интеллектом.

При этом критики этой теории указывают на то, что указанная группа лиц совершает по преимуществу преступления мелкие, не имеющие высокой социальной опасности. В тяжких и насильственных они обвинялись достаточно редко.

Биологические концепции, однако, несмотря на их кажущуюся простоту и определœенность, носят ограниченный и малоэвристичный характер и не могут объяснить феномен преступности как многомерное явление.

Психологические концепции ориентированы на поиск черты или совокупности черт, ответственных за преступное поведение. Так, психоаналитики указывают на категорию «преступников с чувством вины».

Эти люди испытывают выраженную склонность к разрушению и, осознавая это, бессознательно стремятся быть наказанными обществом, поскольку стали бессильны контролировать собственные агрессивные импульсы.

В отдельных случаях эта теория объясняет поведение некоторых преступников, «случайно» оставляющих на месте преступления свои вещи, по которым органы правопорядка их идентифицируют.

В свое время исследователи криминального поведения ориентировались на поиск так называемой «преступной» черты. При этом их поиски не увенчались успехом. Такой черты не найдено: представители преступного мира обладают самым разнообразным набором черт и их сочетаний.

Следует подчеркнуть, однако, что сочетание черт, составляющих структуру личности психопата (социопата), таких как высокая агрессивность, импульсивность, подозрительность, враждебность, низкий моральный уровень, высокий эгоцентризм, в отдельных случаях следует рассматривать в качестве факторов риска отклоняющегося (противоправного) поведения.

Социологические концепции рассматривают социальный фактор в качестве детерминанты противоправного поведения. Так, Э. Дюркгейм рассматривает аномию — состояние дезорганизации общественных норм и ценностей — в качестве основного фактора личностной дезорганизации. Человек, выстраивая свое поведение, ориентируется на нормы, являющиеся общепризнанными в обществе.

Исходя из этого, он прогнозирует также поведение других. В периоды общественных потрясений, социальных, политических и экономических кризисов нормы разрушаются, трансформируются, меняются.

В такой ситуации человек затрудняется адекватно выстроить свое поведение, он испытывает внутреннюю дезорганизацию, следствием которой может стать отклоняющееся, в том числе и противоправное, поведение. Р. Мертон рассматривает противоправное поведение как результат несоответствия целœей и средств.

Человек может добиваться социально одобряемой цели (к примеру, стать материально обеспеченным), однако он при этом ограничен в средствах достижения этой цели. В современном обществе в качестве таковых могут рассматриваться образование, наличие соответствующего места работы и т. п.

В таком случае противоправное поведение может стать средством достижения цели.

Культурологические концепции рассматривают влияние субкультуры на формирование противоправного поведения личности.

Так, формирование личности в рамках криминальной субкультуры способствует ее вхождению в преступный мир, усвоению криминальных норм и ценностей. Теория Э.

Сатерленда указывает на то, что происходит это благодаря механизму эмоциональной идентификации личности с совокупностью указанных норм.

Описанные выше концепции представляют интерес с точки зрения понимания преступности, ее причин и генезиса. При этом каждая из них может объяснить лишь определœенную область феномена преступности как социального явления.

Судебная психология изучает психологические аспекты следственной и судебной деятельности: профессиональные качества и психологию лиц, осуществляющих производство по делу, психологию подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего и свидетеля (включая малолетних и несовершеннолетних).

В рамках данной области исследования изучают психологию следственно-поисковой деятельности при недостатке исходной информации, психологические приемы установления истины, диапазон правомерного психического воздействия в различных следственных ситуациях.

Ряд норм предполагает крайне важность психологического анализа определœенных правозначных ситуаций. В таких случаях назначается судебно-психологическая экспертиза.

Область действия судебно-психологической экспертизы — при установлении данных о возможной умственной отсталости несовершеннолетнего (которая не связана с душевным заболеванием); при выяснении способностей свидетелœей и потерпевших правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать им правильную оценку в своих показаниях; при дагностике личностных свойств обвиняемых, свидетелœей и потерпевших.

В рамках пенитенциадной психологии изучается личность осужденного, степень его криминальной зараженности, особенности адаптации личности к местам лишения свободы, деформации личности, возникающие в результате пребывания в местах лишения свободы.

Читайте также

  • — Лекция № 8. Криминальная психология.

    Регулятивная сторона правосознания связана с интересами и волей как подавляющего большинства населения (когда речь идет об общественном правосознании), так и отдельной личности (когда речь идет об индивидуальном правосознании). Регулятивная функция правосознания… [читать подробенее]

  • — Криминальная психология. Личность правонарушителя и закономерности совершения преступления.

    Лекция 1 Лекция 3. Лекция 2. Лекция 1 ИЖЕВСК 2010 Психология личности преступника и преступное поведение КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ТЕМА № 4 ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛ Основні рекомендовані джерела Список рекомендованих джерел Додаткові рекомендовані… [читать подробенее]

  • — Криминальная психология. Личность правонарушителя и закономерности совершения преступления.

    Лекция 1 Лекция 3. Лекция 2. Лекция 1 ИЖЕВСК 2010 Психология личности преступника и преступное поведение КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ТЕМА № 4 ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛПлан: 1. Криминальная психология. Личность правонарушителя и закономерности совершения преступления. 2…. [читать подробенее]

  • — Тема 6. Криминальная психология

    Задание 1. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В.Бойко) Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Будьте внимательны и искренни. Опросник … [читать подробенее]

  • — Тема 6. Криминальная психология

    Задание 1. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В.Бойко) Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Будьте внимательны и искренни. Опросник … [читать подробенее]

  • — Криминальная психология 9 страница

    В основе привычных форм поведения (социалы привычек), как установил экспериментально физи( И. П. Павлов, лежит динамический стереотип, то < система относительно устойчивых связей между к, ками коры головного мозга, образующихся в результ. многократного повторения... [читать подробенее]

  • — Криминальная психология 8 страница

    Необходимо также отметить, что сдвиг мотива цель — не единственная форма изменения структу преступной деятельности. Криминологическое зная ние имеет также превращение действий в операции, операций по мере их осознания — в действия. Мног кратно повторяющиеся преступные… [читать подробенее]

  • — Криминальная психология 7 страница

    выбор операций производится, как правило, авто-тически с минимальным участием сознания, по-ддьку они регулируются психофизиологическими механизмами, привычками и опытом, внутренне обус-дорленными динамическими стереотипами высшей цервной деятельности. Выбор… [читать подробенее]

  • — Криминальная психология 6 страница

    В заключение важно отметить, что вопреки широко распространенному в литературе мнению, волевые усилия в борьбе мотивов далеко не всегда направляются на более социально и индивидуально ценные программы. Существует не только добрая, но и злая воля закоренелых преступников… [читать подробенее]

  • — Криминальная психология 5 страница

    доменные исследования, социальная и нравст-^ ^ направленность личности состоит из иерархии ^^ «ованных установок — от ситуативной, которая ф^^ ^дственно определяет выбор поступка в конкрет-^^ ^зненной ситуации, до личностной, от которой ^^ яг жизненные планы индивида. ^^д…. [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/888200_kriminal_naya_psihologiya

    Ссылка на основную публикацию