Патология — психология

Психологическая норма и патология

Гуманизм, как мощное философско-интеллектуальное и культурное течение, утвердил в общественном сознании мысль о том, что «человек от природы добр». Но, во взглядах на то, как и в чем проявляется природное «добро» человека, гуманистически мыслящие авторы расходятся.

Потому, мы отдельно рассматриваем взгляды неофрейдистов — представителей эго-психологии (Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни), теорию самоактуализации А.Маслоу и логотерапию В.Франкла.

Эго-психология и гуманистическая психология личности. Нарастающая к середине XX века критика фрейдизма заставила сторонников психодинамического подхода искать новые аргументы в защиту своих принципов и творчески модернизировать теорию Фрейда.

Значительных успехов на этом поприще добилась эго-психология, ставшая одним из влиятельнейших направлений в гуманистической психологии.

Представители этого направления (Хорни, Салливан, Фромм) критиковали Фрейда за то, что он слишком сосредоточился на изучении подсознания (Оно), упуская из виду важную роль Я (Эго).

Эго-психологи, критикуя Фрейда, подчеркивают, что большинство его выводов сделаны на основе обобщения наблюдений за больными, психически нездоровыми людьми. Отсюда и такое внимание к подсознанию и болезненным явлениям в психике.

Поведение здорового же человека, в основном связано с функциями сознания — Эго. Поэтому представители эго-психологии сосредоточили внимание на наблюдениях за здоровыми, полноценными членами общества.

Заметим, что слова «здоровый и полноценный» отражают личную позицию авторов.

Объективно правильнее было бы говорить о «социально-полноценных» людях — не испытывающих серьезных психологических проблем в повседневной жизни.

Выводы сделанные на основе наблюдений за здоровыми людьми использовались потом для объяснения поведения людей больных (а не наоборот — как у Фрейда). Несмотря на различия теорий, созданных отдельными учеными, все теории этого типа имеют одну и ту же гуманистическую философскую базу.

Все эти теории исходят из нескольких, связанных между собой базовых предположений относительно природы человека: человек рожден для счастья — быть счастливым означает чувствовать себя комфортно — человек стремится к душевному комфорту, это нормально и естественно — сомнения, тревога, внутренние конфликты есть признаки патологии — человек должен принимать себя и окружающих такими, какими они являются — психологическая норма означает быть довольным своим существованием, самим собой и окружающими.

Используя эти положения в качестве базовых, эго-психологи создают модель нормального человека. Не вдаваясь в частности, свойственные отдельным теориям, мы дадим обобщенный образ нормального («уравновешенного») человека, соответствующий эго-психологической и вообще гуманистической модели.

В физическом плане уравновешенный человек должен обладать отменным телесным здоровьем; у него хорошее телосложение, он любит физические усилия и умеет сопротивляться усталости. Психическое равновесие по существу немыслимо без серьезного внимания к телу.

В  сексуальном  и аффективном  плане  уравновешенный  индивидуум способен   устанавливать   гармоничные   интимные   отношения   с   другими людьми. Без преувеличенной тревоги, заботясь об удовлетворении собственных потребностей, он в то же время умеет проявлять внимание к партнеру и чувствовать его потребности.

В интеллектуальном плане уравновешенным можно считать того, кто обладает хорошими умственными способностями, которые позволяют ему мыслить и действовать продуктивно. Он всегда стремится найти надлежащий выход из сложных ситуаций, предпочитая при этом полагаться на факты, а не на оптимистические гипотезы. Поэтому он склонен по возможности быстро переходить от мыслей к делу.

Он осознает свои способности и возможности, умеет наилучшим образом пользовался ими для продуктивной деятельности. Он постоянно совершенствует свои навыки, стремясь добиться поставленной цели в разумные сроки. Он не лишен воображения и любит искать нетрадиционные решения проблем.

В нравственном плане уравновешенный человек обладает чувством справедливости, основанным на глубокой и постоянной озабоченности объективностью.

Он склонен больше полагаться на собственные суждения, чем на суждения других людей, или средств массовой информации. Он всегда решает сам, придерживаться ли ему социальных норм, обладая твердой волей, он при этом не упрям.

Он всегда готов признать собственные ошибки, не выставляя их, однако, напоказ.

В социальном плане уравновешенный человек, как правило, способен устанавливать непринужденные отношения с другими, чувствуя при этом, что он ими принят. Он редко рассчитывает свои реакции заранее, и эта непосредственность позволяет ему легко общаться как с теми, кто стоит выше него, так и с теми, кто стоит ниже.

Наконец, в личностном плане уравновешенный человек — это оптимист, который любит жизнь и отвечает на ее требования, не испытывая при этом чувства принужденности. Чаще всего это добродушный, жизнерадостный по характеру человек.

Это зрелая, самостоятельная и реалистически мыслящая личность, способная брать на себя ответственность, не отказываясь и от риска. Она достаточно устойчива в эмоциональном плане, не проявляет ни излишней доверчивости, ни чрезмерной подозрительности и способна принять собственную неудачу без несоразмерных переживаний.

Как правило, уравновешенный человек предпочитает достигать желаемого собственными усилиями, а не жалобами или манипуляциями.

Кроме того, он сохраняет в себе некоторую свежесть чувств и поэтому способен совершать неожиданные поступки и восхищаться.

Наконец, он с достаточным уважением и симпатией относится к самому себе, но сохраняет при этом чувство юмора, которое мешает ему принимать собственную персону слишком серьезно.

Продолжение следует…

Источник: https://psychologyc.ru/psihologicheskaya-norma-i-patologiya/

Проблемы нормы и патологии в психологии (стр. 1 из 10)

План

Введение

Глава 1 Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе

1.1 Норма. Виды нормы

1.2 Развитие в норме и дизонтогенезе

Глава 2 Понятие «патологии» в психолог-педагогической литературе

2.1 Соотношение нормативного и отклоняющегося развития

2.2 Психический дизонтогенез как «болезни развития»

2.3 Структура отклоняющегося развития

2.4 Специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте

Заключение

Литература

Введение

Среди специалистов существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «проблемный ребенок».

Ученые и практики обращают внимание на то, что такие определения, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», абсолютно не отвечают ни гуманистическим принципам, ни этике специалиста-психолога, ни собственно психологическому содержанию этого феномена. Иными словами, специальная психология нуждается в собственном профессиональном словаре, в языке общения специалистов.

В начале XX века дети с недостатками в развитии считались «ненормальными» (А. Бине, Г.И. Россолимо и др.) или «дефективными» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.). Эти определения не удовлетворяли психологов, поскольку крайне односторонне характеризовали личность и были оскорбительны.

В конце 30-х годов появился термин «аномальный ребенок», а во Франции «инадаптированный» — трудно приспосабливающийся; в Англии — «исключительный» (exceptional). Однако под эти определения попадали не только аномальные, но и одаренные дети.

В те годы получили распространение термины «абнормальный», «атипический», «субнормальный» и др. В Словакии до сих пор официально используется понятие «дети и подростки, нуждающиеся в специальной помощи». В нашей стране общепринятыми терминами являются «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

Это люди, в том числе дети, пользующиеся социальными льготами и пособиями.

В то же время в специальной литературе часто используется термин «дети с нарушениями в развитии», т.е.

те, кто имеет отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушений деятельности анализаторов или органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). При менее выраженных дефектах используется определение «дети с отклонениями в развитии».

Получило распространение и понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Однако оно не вполне адекватно, так как не ясно, о каком здоровье идет речь и в чем психологическое содержание жизнедеятельности таких детей.

Ведь существуют нарушения здоровья в виде тяжелых хронических соматических заболеваний, например астмы или диабета, накладывающие свой негативный отпечаток на жизнь и развитие ребенка или взрослого, и др.

Термин «дети с особыми потребностями (нуждами)» в целом не определяет, какие нужды имеются в виду, какие из них особые. На наш взгляд, более правомерен термин «дети с особыми образовательными потребностями», т.е. с отклонениями в развитии.

Распространенный термин «дети с нарушениями развития» также не совсем точен, так как не дифференцирует, что является нарушением (повреждением), а что — недоразвитием, несформированностью. А это весьма важно, так как от этого зависит психологическое содержание дифференцированной работы с детьми.

Наконец, термины «дети с трудностями обучения», «с проблемами развития», «проблемные дети» также крайне неопределенны и не дают возможности оценить психологическую специфику их состояния.

Наиболее адекватным признается термин «дети с отклонениями в развитии». Однако есть значительное количество детей с отклонениями в развитии, которых нельзя отнести к «классическим», традиционным видам.

Такие дети испытывают значительные трудности адаптации, обучения, развития в целом.

Кроме того, в последние десятилетия во всем мире отмечается тенденция резкого усложнения структуры отклонений в развитии, у многих детей значительно увеличивается число сочетанных нарушений, а в 90-х годах XX века появились новые формы отклонений и несформированности определенных сфер психического развития. Наконец, выделяются особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и применения к ним сложившегося понятийного аппарата. В настоящее время вопрос о соотношении понятий номы и патологии является актуальным.

Целью курсовой работы является систематизация научно-теоретических знаний по изучаемой проблеме.

Объектом курсовой работы является проблема нормы и патологии.

Предмет курсовой работы: методы и приемы по систематизации научно-теоретических знаний по проблемам нормы и патологии в психологии.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе;

2. Изучить понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе;

3. Изучить структуру отклоняющегося развития;

4. Проанализировать специфику отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте.

Глава 1 Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе

1.1 Норма. Виды нормы

В самом общем смысле понятие нормы восходит к латинскому «правило», «образец», «руководящее начало».

В науках, изучающих человека, выделяют различные виды норм — статистические, физиологические, индивидуальные и др. В психологии корректное обращение к этому понятию предполагает дифференцирование норм по возрасту, полу, социальной, культурной, этнической принадлежности субъекта.

Многообразие факторов, обусловливающих различия в нормах, уже само по себе указывает на неоднозначность самой проблемы нормы, корни которой, с одной стороны, в общебиологических законах психического развития человека и его психосоциального взаимодействия, с другой — в этико-философских взглядах.

Иными словами, это междисциплинарная проблема, которую невозможно решить с учетом лишь какого-то одного аспекта. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся в психологии виды норм.

Статистическая норма. Большинство свойств, характеристик или достижений у людей тождественны. Самое большое количество случаев расположено около средней величины и уменьшается по направлению к крайним величинам и экстремальным вариантам.

Но само «среднее» не тождественно «частому», оно может быть даже исключительным или реально вовсе не проявляться.

Например, среднеарифметический вес исследуемой группы людей составил 74,8 кг, а реально такого веса не было ни у одного человека этой группы.

Ю.Б. Гиппенрейтер, рассматривая категорию «нормальный характер» задалась целью выяснить, насколько он распространен. При этом «нормальными» считались люди, имевшие какие-то отклонения от среднематематического. Тогда по одной четверти популяции размещается у полюсов «оси» этого свойства.

Но если взять два независимых свойства, то в «нормальной» зоне окажется уже одна четверть популяции, а остальные попадут в зоны «отклонений». При пяти независимых свойствах «нормальным» окажется один человек из 32, а при десяти — один из 1024.

Читайте также:  Уровень привлекательности для окружающих - психология

Таким образом, «нормальный» характер — явление довольно редкое.

Имеются сложности и при понимании нормы как самой высокой частоты появления признака. Они возникают, например, при оценке желательных свойств человека, но наблюдаемых крайне редко. Тогда возникает парадокс: люди с желаемым качеством, с точки зрения статистической нормы, ненормальны. Так, бескорыстие, способность абсолютно адекватно оценивать свое поведение и др. встречаются довольно редко.

Если бы принцип статистической нормы применялся в полном объеме, пришлось бы считать нормальными только средних, конформных и ничем не примечательных людей, что вряд ли можно считать эталоном для здорового общества. Ч. Ломброзо описывал нормального человека как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное».

Как видим, статистическую норму следует воспринимать сдержанно и тем более не ограничиваться в оценке свойств, качеств, характеристик человека только ей одной.

Функциональная, или индивидуальная норма. Нормальным считается то, что обеспечивает человеку как субъективное удовлетворение, так и самореализацию при адекватном восприятии и принятии реальности.

Объектом анализа и оценки здесь является не «средний» человек, а индивид со своими собственными возможностями, способностями, потребностями, желаниями, опытом и др. Этот индивид нормален, если он такой, каким должен быть со своей собственной точки зрения; проявляется так, как ему это свойственно; находит удовлетворение в том, что сам считает правильным или красивым.

Но если эту концепцию довести до абсурда, то и невротика можно считать нормальным, если он ведет себя как невротик.

В то же время в работе с лицами с отклоняющимся развитием при обсуждении нормальности их поведения следует исходить прежде всего из их возможностей и способностей, так как именно их диапазон и является для них нормой, а все отклонения от него — прогрессом или регрессом в развитии.

В целом, оценивая уровень развития индивида с точки зрения индивидуальной нормы, необходимо учитывать его собственный особенный путь развития и любое отклонение считать отклонением от нормы только в сопоставлении с этим путем.

Но применение этой нормы также должно быть осторожным в силу социальной позиции личности, ее взаимодействия с социумом.

Индивидуальная норма излишне акцентирует личную свободу и право на собственный путь развития и образ жизни в целом без должного учета того, что является социально приемлемым.

В идеальной норме при оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели; соответственно — норма не среднее или наиболее часто встречающееся, а образцовое, идеальное. Но этого достигнуть невозможно, можно только более или менее приблизиться к идеалу, поэтому такая норма — бесконечный процесс самореализации индивида.

Источник: http://MirZnanii.com/a/198660/problemy-normy-i-patologii-v-psikhologii

Психическая норма и патология | Понятие. Клиническая психология

Норма — установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Нормы существуют лишь там, где есть человеческие потребности и соответственно цели.

В природе, не включенной в человеческую деятельность, норм нет. Соответствует норме и, следовательно, является нормальным лишь тот объект, который служит достижению не любой, а лишь благой цели, т. е.

объект, включенный в процесс реализации смысла человеческой жизни.

Виды норм:

  • Статистическая — уровень или диапазон уровней функционирования организма, который свойственен большинству людей.
  • Идеальная — идеальный образец состояния человека; субъективный, произвольно устанавливаемый норматив, который принимается за совершенный образец.
  • Функциональная — оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели.
  • Социальная – контролирует поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому или установленному властью образцу.
  • Индивидуальная – предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Норма задает границы количественных изменений объекта, в которых он сохраняет свое качество служить средством для достижения благой цели. Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и “золотую середину” между ними (оптимум).

Оптимальное средство для достижения поставленной цели называют также идеальным. Норма — это частный случай меры — интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. В ряде случаев (напр.

в заповеди “Не убий”) минимум, максимум и оптимум нормы сливаются, идеал и норма становятся неразличимыми.

Границы нормы лишь в простейших случаях задаются только целью. Никаких умозрительных критериев для определения границ нормы нет. Для этого необходимо знание не только чистой теории, но и реального положения дел.

Наиболее известная область применения нормы — диагноз как познавательный прием, позволяющий установить, находится ли реальный эмпирический объект в границах нормы.

Именно эту задачу решают медицинский, социальный, технический и др. виды диагноза. Норма — довольно грубый критерий для диагностирования.

Она делит объекты на два класса — годные и негодные для достижения цели и игнорирует все различия внутри этих классов.

Социальные, медицинские, технические, грамматические, гносеологические и другие нормы изучаются особыми отделами наук и даже целыми науками. Наиболее тщательно разработана теория социальных норм. Здесь выделяют две главные системы нормативной регуляции — мораль и право.

Социальные нормы различают также по области применения (общезначимые и специфические), по способу фиксации (устные и письменные), по способу выражения (предписания и запреты), по средствам, обеспечивающим их выполнение (внутренняя потребность и внешнее принуждение) и т. д.

Норма — в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт — для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (объектов) (которые могут рассматриваться, как девиация, патология). В этих науках понятие нормы тесно связано с изучением патологии.

Патология – это нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо-функциональных нарушений (на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биомеханизмов регуляции поведения).

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии.

Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».

Источник: http://zabolel.info/psychology/psihicheskaya-norma-i-patologiya-gde-granicy

Виды психических расстройств

Психические расстройства – это состояния человека, которые характеризуются изменением психики и поведения с нормального на деструктивное. Термин является неоднозначным и имеет разные трактовки в сферах юриспруденции, психологии и психиатрии.

Немного о понятиях

Согласно Международной классификации болезней, психические расстройства не совсем тождественны таким понятиям, как психическое заболевание или душевная болезнь. Данное понятие даёт общую характеристику различным видам  разладов психики человека.

С психиатрической точки зрения, не всегда возможно обозначить биологические, медицинские и социальные симптомы нарушения психики личности. Лишь в некоторых случаях в основе психического расстройства может лежать физический разлад организма.

Исходя из этого, в МКБ-10 используется термин «психическое расстройство» вместо «психического заболевания».

Этиологические факторы

Любые нарушения психического состояния человека обусловлены изменениями структуры или функций головного мозга. Факторы, влияющие на это можно разделить на две группы:

  1. Экзогенные, куда относятся все внешние факторы влияния на состояние организма человека: производственные яды, наркотические и отравляющие вещества, алкоголь, радиоактивные волны, микробы, вирусы, психологические травмы, черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания головного мозга;
  2. Эндогенные – имманентные причины проявления психологического обострения. Они включают в себя нарушения хромосомного ряда, генные заболевания, наследственные заболевания, которые могут передаваться по наследству в связи с травмированным геном.

Но, к сожалению, на данном этапе развития науки причины возникновения многих психических расстройств остаются неизвестными. На сегодняшний день каждый четвёртый человек в мире склонен к психическому расстройству либо смене поведения.

К ведущим факторам развития психических расстройств относятся биологические, психологические, факторы среды.

Психический синдром может передаваться генным путём как у мужчин, так и у женщин, что обуславливает частую схожесть характеров и отдельных специфических привычек некоторых членов семьи.

Психологические факторы объединяют в себе влияние наследственности и окружения, которые могут привести к расстройству личности. Воспитание у детей неправильных семейных ценностей увеличивает в будущем у них шансы развития психического расстройства.

Психические расстройства чаще всего бывают у людей при сахарном диабете, сосудистых заболеваниях головного мозга, инфекционных болезнях, в состоянии перенесённого инсульта. Алкоголизм может лишить человека вменяемости, полностью нарушить все психофизические процессы в организме.

Симптомы психических расстройств проявляются также при постоянном употреблении психоактивных веществ, влияющих на функционирование центральной нервной системы. Осеннее обострение или же неприятности в личной сфере могут выбить из колеи любого человека, ввести его в состояние легкой депрессии.

Поэтому, особенно в осенне-зимний период, полезно пропить курс витаминов и лекарства, которые успокаивающе действуют на нервную систему.

Классификация

Всемирная организация здравоохранения для удобства постановки диагноза и обработки статистических данных разработала классификацию, в которой виды психических расстройств группируются по этиологическому фактору и клинической картине.

Группы психических расстройств:

ГруппаХарактеристика
Состояния, вызванные различными органическими заболеваниями головного мозга.Сюда можно отнести состояния после черепно-мозговой травмы, инсультов или системных заболеваний. У пациента могут поражаться как когнитивные функции (память, мышление, обучаемость), так и появляться «плюс-симптомы»: бредовые идеи, галлюцинации, резкая смена эмоций и настроений;
Стойкие изменений психики, которые вызваны употребление спиртных напитков или наркотических веществСюда относятся состояния, которые вызваны приемом психоактивных веществ, которые не относятся к классу наркотических: седативные, снотворные, галлюциногены, растворители и другие;
Шизофрения и шизотипические расстройстваШизофрения – хроническое психологическое заболевание, имеющее негативные и позитивные симптомы, характеризуется специфическими изменениями состояния личности. Проявляется в резкой смене характера личности, совершении нелепых и нелогичных поступков, смене интересов и появлении несвойственных увлечений, снижении работоспособности и социальной адаптации. У индивида может полностью отсутствовать вменяемость и понимание происходящих вокруг событий. Если проявления выражены слабо или считаются пограничным состоянием, то у пациента диагностируют шизотипическое расстройство;
Аффективные расстройстваЭто группа заболеваний, для которых основным проявлением является смена настроения. Наиболее ярким представителем этой группы является биполярное аффективное расстройство. Также сюда включены мании с различными психотическими расстройствами или без них, гипомании. Депрессии различной этиологии и течения тоже относят в эту группу. К устойчивым формам аффективных расстройств относят циклотимию и дистимию.
Фобии, неврозыПсихотические и невротические расстройства содержат панические атаки, паранойя, неврозы, хронический стресс, фобии, соматизированные отклонения. Признаки фобии у человека могут проявляться по отношению к огромному спектру предметов, явлений, ситуаций. Классификация фобий стандартно включает в себя: специфические и ситуационные фобии;
Синдромы поведения, которые связаны с нарушениями физиологии.Сюда можно отнести разнообразные нарушения приема пищи (анорексия, булемия, переедание), сна (бессонница, гиперсомния, сомнамбулизм и другие) и различные сексуальные дисфункции (фригидность, недостаточность генитальной реакции, преждевременная эякуляция, повышенное либидо);
Расстройство личности и поведения в зрелом возрастеЭта группа насчитывает десятки состояний, к которым относят нарушение половой идентификации (транссексуализм, трансвестизм), расстройство сексуального предпочтения (фетишизм, эксгибеционизм, педофилия, вуайеризм, садомазохизм), расстройство привычек и влечений (страсть к азартным играм, пиромания, клптомания и другие). Специфические расстройства личности представляют собой стойкие изменения поведения в ответ на какую-либо социальную или личностную ситуацию. Эти состояния различают по симптомно: параноидное, шизоидное, диссоциальное расстройство личности и другие;
Умственная отсталостьГруппа врожденных состояний, которая характеризуется задержкой развития психики. Это проявляется снижением интеллектуальных функций: речь, память, внимание, мышление, социальная адаптация. По степеням это заболевание делится на легкую, умеренную, среднюю и тяжелую в зависимости от выраженности клинических проявлений. К причинам, которые могут спровоцировать данное состояние относят генетическую предрасположенность, задержку внутриутробного развития плода, травмы в родах, недостаток внимания в раннем детском возрасте
Расстройства психологического развитияГруппа психических расстройств, в которую входят нарушение речи, задержка развития учебных навыков, моторной функции, психологического развития. Это состояние дебютирует в раннем детстве и нередко связанно в поражение головного мозга: течение постоянное, ровное (без ремиссии и ухудшений);
Нарушение активности и концентрации внимания, а также различные гиперкинетические расстройстваГруппа состояний, для которых характерно начало в подростковом или детском возрасте. Здесь наблюдается нарушение поведение, расстройство внимания. Дети непослушные, гиперактивные, иногда даже отличаются некоторой агрессивностью.
Читайте также:  Гипотеза - психология

Мифы

Ошибочно принято считать, что любые психические расстройства неизлечимы. Это вовсе не так. Лечение психических расстройств возможно при правильном подборе медикаментов и психологической помощи.

В последнее время стало модным относить любые перепады настроения или нарочно вычурное поведение к новому виду психических расстройств. Сюда смело можно отнести и селфи.

Селфи – склонность постоянно делать собственные снимки на камеру мобильного телефона и выкладывать их в социальные сети. Год назад в новостных лентах промелькнула новость, что психиатры из Чикаго определили симптомы развития этой новой зависимости.

На эпизодической фазе человек фотографирует себя более 3 раз в день и не выкладывает снимки на всеобщее обозрение. Вторая стадия характеризуется фотографированием себя свыше 3 раз в день и их публикацией в соцсетях.

При хронической стадии человек делает собственные снимки на протяжении всего дня и выкладывает их более шести раз в день.

Никакими научными исследованиями эти данные не подтверждались, поэтому можно говорить о том, что такого рода новости призваны привлечь внимание в тому или иному современному явлению.

Симптомы нарушения психики

Симптоматика психических расстройств довольно велика и многообразна. Здесь мы рассмотрим их основные признаки:

ВидПодвидХарактеристика
Сенсопатия – нарушение тактильной и нервной восприимчивостиГиперестезияобострение восприимчивости обычных раздражителей,
Гипестезияснижение чувствительности видимых раздражителей
Сенестопатиячувство сдавливания, жжения, раздирания, распространяющееся из разных участков организма
Различные виды галлюцинацийИстинныеОбъект находится в реальном пространстве, «вне его головы»
ПсевдогаллюцинацииВоспринимаемый объект «внутри» пациента
ИллюзииИскаженное восприятие реального объекта
Смена восприятия размеров своего телаМетаморфопсия

Возможно ухудшения мыслительного процесса: его ускорение, бессвязность, заторможенность, персеверация, обстоятельность.

У пациента может появиться бред  (полное искажение идеи и непринятие иных точек зрения по заданному вопросу) или просто навязчивые явления – неконтролируемое проявление у больных тяжёлых воспоминаний, навязчивых мыслей, сомнений, страхов.

Расстройства сознания включает в себя: растерянность, деперсонализацию, дереализацию. Психические расстройства также могут иметь в своей клинической картине нарушения памяти: парамнезия, дисмнезия, амнезия. Сюда также относятся расстройства сна, тревожные сновидения.

У пациента могут возникать обсессии:

  • Отвелеченные: навязчивый счет, воспроизведение в памяти имен, дат, разложение слов на составляющие, «бесплодное мудрствование»;
  • Образные: страхи, сомнения, навязчивые влечения;
  • Овладевающие: человек выдает желаемое за действительное. Часто происходит после потери близкого человека;
  • Навязчивые действия: больше похожи на ритуалы (определенное количество раз помыть руки, подергать запертую входную дверь). Пациент уверен, что это помогает предотвратить что-то ужасное.

Причины возникновения психических расстройств лежат в основе их классификации. Происхождение некоторых видов отклонений до сих пор не может быть определено специалистами.

Лечение психических расстройств должно проводиться только после детального обследования и окончательной постановки диагноза.

Рейтинг:( 18, 4,00 из 5) Loading…

  • О Депрессии
  • Психические расстройства

Источник: https://ODepressii.ru/psihicheskie-rasstroystva/vidy-i-klassifikaciya.html

Глава 1. Патологическая психология: прошлое и настоящее

Каждую ночь Мириам долго плачет, прежде чем уснет. Она уверена, что будущее сулит ей одни несчастья. Только в одном она действительно уверена: «Я скоро умру, и мои дочери тоже скоро умрут. Мы обречены. Мир отвратителен. Мне все опротивело.

» У нее большие проблемы со сном. Мириам боится закрыть глаза, боится, что не сможет проснуться — а что тогда будет с ее девочками? Когда она наконец погружается в сон, ей снятся кошмары — кровь, расчлененные тела, раскаты грома, разложение, смерть, разруха.

И вот приходит утро, и Мириам чувствует, что не в силах встать. Сама мысль о том, что предстоит прожить еще один день, угнетает ее. Ей хочется быть уже мертвой, хочется, чтобы ее дочери тоже были уже мертвы.

«Это было бы лучше для всех нас», — думает она. Депрессия и тревога парализуют Мириам, она слишком устала, чтобы двигаться, и очень боится выходить из дома. И она снова решает вместе с дочерьми оставаться дома.

»

«В прошлом году Бредли много раз слышал таинственные голоса, внушавшие ему, что он должен уйти с работы, оставить семью и приготовиться к вторжению врагов. Эти голоса внесли ужасное смятение в его жизнь. Бредли считает, что голоса принадлежат каким-то существам из отдаленных уголков вселенной, которые нашли способ связаться с ним.

И хотя ему представляется, что в нем, вероятно, есть нечто особенное — ведь именно его избрали, чтобы передать эти сведения, голоса тревожат его, он находится в постоянном напряжении. Если Бредли отказывается выполнить приказ, голоса всячески оскорбляют его и угрожают, превращая жизнь в сплошной кошмар.

Бредли посадил себя на очень скудную диету, чтобы не дать предполагаемым врагам отравить его пищу. Он нашел тихую квартиру вдали от привычных любимых мест и устроил в этом жилище настоящий склад оружия и амуниции. Родственники Бредли и его друзья пытались поговорить с ним, понять, что его так беспокоит, и убедить юношу прекратить паническую активность.

Однако с каждым днем Бредли все глубже погружается в мир таинственных и воображаемых опасностей.

Многие, вероятно, полагают, что эмоции Мириам и Бредли, их мысли и поведение ненормальны и являются результатом состояния, которое называют психопатологией, плохой приспособляемостью, повышенной тревожностью или же умственным расстройством.

Эти термины употреблялись при рассмотрении столь многочисленных проблем, что нам кажется, что сами они тесно связаны с человеческим мозгом или разумом. Психические аномалии могут повлиять на жизнь как знаменитого человека, так и самого обыкновенного, как богатого, так и бедного.

С ними приходилось вступать в борьбу политикам, актерам, писателям и другим известным людям прошлого и настоящего. Психологические проблемы порой приносят тяжкие страдания и, напротив, могут быть источником вдохновения и энергии.

С этими проблемами сталкиваются многие, они носят очень личный характер и поэтому привлекают всеобщий интерес.

Сотни романов, пьес, кинофильмов и телевизионных программ использовали то, что многие люди считают темной стороной человеческой природы, книги о том, как помочь самому себе, буквально наводняют рынок.

Специалисты по проблемам душевного здоровья стали популярными гостями на радио и на телевидении, а у некоторых из них есть свои авторские шоу.

Область науки, которая изучает эти, представляющиеся нам столь захватывающими проблемы, обычно называют патологической психологией.

Как и все ученые, люди, которых называют клиническими исследователями, тщательно собирают информацию, чтобы иметь возможность описать, предсказать и объяснить изучаемые явления.

Полученные ими знания затем используются клиническими практиками для выявления и лечения патологического поведения.

Патологическая психологиянаучное исследование патологического поведения с целью описать, предсказать, объяснить и изменить патологическое поведение.

Выявление психической патологии и ее лечение.

Хотя клинические исследователи и практики, специализирующиеся в психопатологии, в основном, ставят перед собой цели, сходные с теми, которые стоят перед их коллегами, работающими в других научных областях, им приходится сталкиваться с проблемами, очень осложняющими их работу. Одна из таких проблем заключается в том, что очень нелегко определить, что такое психическая патология.

Вернемся к случаям Мириам и Бредли. Почему мы с такой готовностью называем их реакции ненормальными? Хотя многие определения патологии использовались в течение долгих лет, ни одно из них не стало общепризнанным.

Однако большинство этих определений имеют некоторые общие черты — в них упоминаются отклонение от общепринятых норм, постоянные душевные страдания, которые испытывает человек, психическая дисфункция и опасность, которую данный человек представляет для самого себя или для окружающих (в англоговорящих странах эти особенности часто называют «четыре D»: deviance, distress, dysfunction, danger).

Таким образом, признаками психической патологии являются отклонение от нормы (т. е.

человек сильно отличается от других людей, склонен к крайностям, необычен, пожалуй, даже странен); постоянные душевные страдания (неприятные и удручающие для самого человека); психическая дисфункция, мешающая человеку надлежащим образом выполнять свои повседневные обязанности; и, видимо, опасность, которую он в себе несет. Это определение дает нам полезную стартовую точку, от которой можно начать изучение психической патологии. Как мы увидим, здесь есть существенные ограничения.

Отклонение.

Патологическая психика — это отклонение, но отклонение от чего? Поведение Бредли и Мириам, их мысли и чувства отличаются от тех, которые принято считать нормой там, где мы живем, и в наше время. Нам кажется необычным, что человек каждую ночь долго плачет, пока не уснет, хочет умереть или подчиняется голосам, которые слышны только ему.

Короче говоря, патологическое поведение, мысли и эмоции — это поведение, мысли и эмоции, которые сильно отличаются от наших представлений о том, что является нормой. Каждое общество устанавливает нормы писаные и неписаные — того, каким должно быть поведение. Поведение, мысли и эмоции, противоречащие нормам психики, мы называем патологическими.

Нормы — писаные и неписаные правила поведения, принятые в обществе.

Суждения о том, что является нормой, в разных обществах неодинаковы. Принятые в обществе нормы берут начало в особенностях его культуры — истории, духовных и нравственных ценностях, его обычаях, ремеслах, технологиях и искусстве.

Так, общество, в культуре которого ценится дух соревнования и самоутверждение, может считать агрессивное поведение нормой, в то время как в обществе, отдающем предпочтение духу взаимопомощи и доброжелательности, могут считать агрессивное поведение неприемлемым и даже патологическим. Духовные ценности любого общества могут изменяться с течением времени, а поэтому меняются и взгляды на то, что следует считать психической нормой. Например, сто лет назад на Западе участие женщин в бизнесе считалось чем-то нежелательным и странным. Сегодня же такое поведение одобряется обществом.

Суждения о том, что следует называть патологией, зависят от различных обстоятельств, а также от того, что считается психической нормой.

Что, если, например, мы узнали бы, что несчастная Мириам живет в Ливане, стране, истерзанной годами сражений, и что благополучие, которое она когда-то знала, растаяло после того, как были убиты ее муж и сын? Год следовал за годом, принося только временное облегчение, Мириам перестала надеяться, что в ее жизни что-то изменится к лучшему.

Если все это принять во внимание, то поведение Мириам уже не кажется столь странным. Если здесь и есть что-то ненормальное, то это ситуация, в которой она оказалась.

В мире, в котором мы живем, многие вещи могут очень сильно воздействовать на психику — крупные катастрофы и различные бедствия, изнасилования, жестокость по отношению к детям, война, смертельные болезни, постоянная боль (Turner & Lloyd, 1995). Может ли быть какой-то «нормальный» способ реагировать на подобные вещи? Должны ли мы в таком случае называть реакции на них патологическими?

Страдание.

Даже поведение, которое принято считать необычным, совсем не обязательно классифицируется как патологическое. Согласно мнению многих теоретиков-клиницистов, поведение человека, мысли или эмоции обычно причиняют ему страдания еще до того, как их можно классифицировать как патологические.

Рассмотрим случай с членами общества Разрушителей Льда (Ice Breakers). Эта группа людей, живущих в Мичигане, которые плавают в озерах этого штата каждый уик-энд с ноября по февраль. Чем холоднее погода, тем больше это им нравится.

Один человек, являющийся членом этой группы уже семнадцать лет, говорит, что ему нравится бороться с трудностями. Человек против природы. Человек против собственного тела. Тридцатисемилетняя женщина-адвокат считает, что шок на выходные полезен для ее здоровья. «Это очищает меня, — утверждает она.

— Это взбадривает меня и дает мне силы для предстоящей недели». Другому Разрушителю Льда правятся необычные чувства, которые приносит ему общение с группой. «Когда мы собираемся все вместе, мы знаем, что у пас есть что-то свое, особенное, нечто такое, что больше никому не понятно.

Я даже не могу рассказать большинству моих знакомых, что я Разрушитель Льда. Они просто не захотели бы со мной знаться. Некоторые думают, что я учусь на космонавта».

Конечно, поведение этих людей не совсем обычно, но можно ли сказать, что оно ненормально? Они не чувствуют себя несчастными, они полны энергии. Поскольку они не страдают, нужно серьезно подумать, прежде чем выносить суждения о патологии их психики.

Должны ли мы в таком случае сделать вывод, что всегда еще до того, как поведение человека можно признать патологическим, он обязательно испытывает нравственные страдания и отчаяние? Совсем не обязательно. Бывает, что люди, чье поведение можно считать патологическим, продолжают сохранять позитивный настрой.

Снова вернемся к Бредли, которому слышатся таинственные голоса. Бредли действительно страшно переживает из-за грядущего «вторжения» и произошедших в его жизни перемен.

Ну а если вместо этого ему бы нравилось слушать эти голоса, если бы он гордился своей избранностью и собирался спасать мир? Мы все еще не должны считать его поведение патологическим?

Дисфункция.

Патологическое поведение может привести к психической дисфункции, т. е. к нервному расстройству, мешающему человеку в его повседневной жизни.

Что-то так сбивает людей с толку, так беспокоит их, что они не в состоянии в достаточной степени заботиться о себе, поддерживать нормальные социальные связи или эффективно работать.

Например, Бредли перестал ходить на работу, ушел из семьи и вообще приготовился отстраниться от активной жизни.

И здесь снова в определении патологии играет роль культура общества. В нашем обществе принято считать, что важно выполнять повседневные обязанности как можно лучше.

Таким образом, похоже, что поведение Бредли может рассматриваться как патологическое и нежелательное, в то время как поведение Разрушителей Льда, продолжающих усердно работать и поддерживать необходимые деловые и человеческие связи, вероятно, может рассматриваться просто как необычное.

Опасность.

Возможно, крайним случаем психической дисфункции является поведение, которое делается опасным для самого человека или для других.

Индивиды, которые всегда проявляют беспечность и неосторожность, враждебно настроены к окружающим или чувствуют затруднения при общении, могут поставить на грань риска себя или других людей.

Например, Бредли, видимо, представляет опасность для самого себя, поскольку сидит на голодной диете, и для других, поскольку хранит у себя кучу оружия и амуниции.

Хотя опасность часто считается характерной чертой патологического поведения, исследования показывают, что на самом деле это скорее исключение, чем правило (Juninger, 1996; Monahan, 1993, 1992). Многие люди, которые страдают от постоянной тревоги, депрессии и даже странно ведут себя, не представляют непосредственной опасности ни для себя, ни для других людей.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Источник: https://lektsia.com/9x76d1.html

Психологические заболевания: причины, список болезней

Психологические заболевания вызываются разными факторами расстройств нервной и психической систем организма.

Первый фактор – продуктивный – заключается в обычной психической деятельности человека (появление идей, которые частично или полностью окружают внимание человека; больной прислушивается и чувствует то, чего в действительности нет).

Второй фактор – негативный – заключается в общих изменениях, приводящих к ослаблению нервной деятельности человека.

Виды заболеваний

Виды психологических заболеваний подразделяют на две категории:

Разбирая подробно список психологических болезней человека, учитывается, что к экзогенным расстройствам психики относят психозы, которые возникли под давлением факторов внешней среды.

Примеры психозов: воздействия различного рода инфекций на кору (серое вещество) головного органа организма – мозга – и мозга в целом, интоксикации химикатами, проникшими во внутреннюю часть организма, заболевания внутренних органов (почек, печени и сердечной мышцы), эндокринные заболевания.

В отдельную группу болезней – экзогенных психических расстройств – можно внести реактивные психозы, причинами которых являются тяжелые психические, эмоциональные травмы и постоянное угнетающее психическое влияние на человека.

К эндогенным расстройствам психики относят причины наследственных факторов.

Такие факторы могут пройти совершенно незамеченными для человека, но могут вылиться в такой серьезный список психологических заболеваний, как: шизофрения (психоз, при котором сохранено сознание и интеллект, но есть явное отклонение в психике), МДП (маниакально-депрессивный психоз — переходящие из одного в другой периоды радостного и угнетенного настроения), шизофренический психоз (является промежуточным этапом между МДП и шизофренией).

Причины

Часто мышление человека приводит к вопросу о психологических причинах болезни. К ним относится огромное множество различных факторов. Все они зависят от того, чем именно заболел человек.

Разбирая психологические проблемы болезней и их причины, всегда мы приходим к одному органу человека, который и отвечает за нашу психику.

Это головной мозг, любые нарушения которого ведут к нестабильной работе нашего мышления и неустойчивому психическому состоянию.

Устойчивость к вышеперечисленным причинам определяется физической особенностью человека как индивидуума и его общим психическим развитием в целом. Все люди абсолютно по-разному могут реагировать на однотипные ситуации.

Одни могут легко пережить неудачу и делают вывод, пробуют снова идти вперед, в то время как другие впадают в депрессию и, сидя на месте, угнетают и без того тяжелую ситуацию.

Что приведет к нарушению их нервной системы и проявит психологические предпосылки заболеваний?

Болит голова? Узнайте о симптомах повышенного внутричерепного давления из нашей статьи. О проявлениях различных заболеваний щитовидной железы читайте здесь.

Симптомы психических заболеваний

Практически все симптомы психологических болезней можно обнаружить невооруженным глазом квалифицированного доктора. Симптомов может быть огромное множество. Некоторым из них пациенты не придают особого значения и не обращаются за квалифицированной помощью к профессионалам.

Психологические заболевания и их симптомы относят к себе рецепторные расстройства:

  • гиперестезии (повышение восприимчивости к внешним раздражителям человека);
  • гипестезии (когда чувствительность наоборот снижается, и все вокруг становится тусклым и серым);
  • метаморфопсии (изменение в восприятии форм и величин окружающих предметов);
  • дереализацию (сложный симптом, заключающийся в чувстве призрачности вокруг, как будто человек смотрит на мир сквозь прозрачную стену);
  • расстройство ориентировки (неприятное состояние, когда у человека внутренний дискомфорт, словно его постоянно допрашивают вопросами, на которые он не сможет дать логический ответ. К такому состоянию относят симптом деперсонализации – расстройства осознания своего внутреннего мира, чувство, что ваши мысли чужие и не соответствуют вашему мышлению);
  • расстройство эмоций (встречается и у здоровых людей). Определяется воздействием окружающего мира. К такому состоянию относят симптомы:- гипертимия (повышение настроения с повышенным увлечением к активным действиям различных типов);- гипотимию (понижение настроения и бездействие);- страх (чувство тревожности и угрозы для вас в окружающей среде);- апатию (безразличие и равнодушие ко всему);
  • расстройство мышления. Такому состоянию соответствуют симптомы:- ускоренно мышление (облегчение возникновения мыслей, ассоциация образов с тенденцией отвлекаемости);- торможение мышления (затрудненность создания образов и ассоциация их с наружным миром);- паралогическое мышление (связывание несопоставимых вещей друг для друга в голове человека);
  • расстройство памяти. Для такого состояния характерны симптомы:- амнезия (выпадение из памяти линии совершившихся событий);- фиксационная амнезия (утрата способности на запоминание текущего события);- прогрессирующая амнезия (полное опустошение памяти человека).
  • расстройство речи. Типичные проявления:- прерывающаяся речь — результат спутанных мыслей;- эхолалия (повторение услышанных слов);

    — патрология (ответы на поставленные вопросы не в порядке очереди).

Лечение психологических заболеваний

Лечить психологические заболевания человека достаточно трудно, но в полной мере возможно и эффективно. При таком лечении очень важно определить названия психологических болезней, для того чтобы с уверенностью можно было знать, что и от чего лечить больного.

В основном все лечение предусматривает детальнейшее изучение основных психосоматических симптомов. Все психические заболевания и расстройства лечатся в психологических клиниках опытными специалистами и безопасными препаратами для пациентов.

Вероятность выздоровления пациентов в наше время очень велика, но не стоит откладывать лечение психических расстройств в долгий ящик. Если есть психологические предпосылки болезней, немедленное обращение к психиатру — лучший вариант в данном случае!

Источник: http://simptomed.ru/psihologiya

Ссылка на основную публикацию