Забывание — горе или необходимость? — психология

Забывание — горе или необходимость?

Забывание - горе или необходимость? - психология

Забывание — исчезновение из сознания части содержания (части информации). Иногда это горе, иногда это необходимость.

О чем вы говорили сегодня сразу после завтрака? И, кстати, во сколько это было? Не помним, забыли…

Забывание — естественный процесс, обычно не требующий от человека никаких усилий. В первую очередь забывается все то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили.

Кроме этого, быстро забывается все то, о чем думаем мы перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите.

С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: «Утро вечера мудренее».

Однако в некоторых случаях забывание, а точнее избирательное забывание, является следствием психологических проблем. У многих (у всех? — проверить. Были ли исследования?) неприятные события забываются скорее, чем приятные, и можно предположить, что это происходит вследствие бессознательного вытеснения из сознания того, что нам видеть там не хочется.

О.И.Мотков: «Я тоже чувствую, что видов бессознательного много. У меня, например, было вытеснение переучивания в школе с левой на правую руку. Я — левша, и совершенно не помню, как научился писать. Но это было скорее неприятно.

Эти неприятные эмоции и были вытеснены, чтобы не перенапрягать психику. Автоматический защитный механизм. Видимо, после этого к любому давлению в процессе обучения я относился настороженно и внутренне ему сопротивлялся». См.

Есть ли специальные приемы забывания ненужной информации? Есть, но они вам не нужны.

Эти приемы обычно нужны людям со сверхпамятью: людям, которые все запоминают сразу настолько ярко, что не могут ничего забыть и скоро переполняют себя излишней информацией. Так, например, Соломон Шерешевский страдал от того, что не может ничего забыть, и чтобы освободить свою память, писал на воображаемой бумаге желаемое забыть, а потом представлял, что сжег ее.

Однако для нас с вами, как и для большинства людей, задача «специально забыть» — не стоит: естественным образом забывается все то, что специально не закрепляется в памяти. Сделал напоминалку — будешь помнить, не сделал — быстро забыл. Однако это касается только эмоционально нейтральных событий, которые не задевают нас лично.

Если же происходит аффективно значимое событие, связанное с серьезными неприятностями и потерями, со сценами насилия или смерти, то память нас раз за разом возвращает к этим трудным событиям. Далее все люди делятся на две категории — на спокойных и тревожных.

Спокойные знают, что все эти эмоционально трудные картинки и переживания естественным образом уйдут сами за несколько дней (иногда срабатывает «Утро вечера мудренее», к утру все выветрилось, в других случаях нужно два-три дня), и на фоне подобного спокойствия («Я неприятно, но точно скоро пройдет») у них действительно все быстро стирается.

У тревожных все труднее. Они беспокоятся, что все это будет с ними продолжаться, много об этом думают, сами себя возвращают к этим событиями и по факту искусственным образом укрепляют эти тяжелые воспоминания. Еще тяжелее с теми, кто убежден, что ТАКОЕ забывать просто нельзя и поддерживают негативные воспоминания как нечто трудное, но должное.

Что делать в подобных случаях? Работать с верованиями, не читать плохую психологию, где внушаются вредные мифы, учиться расслабляться и не морочить себе голову специально.

Однако то, что подходит разумным людям, иногда не подходят эмоциональным женщинам. Специально для них специалисты сочиняют ритуалы, которые действуют на их впечатлительные натуры и позволяют им выкинуть из головы то, с чем они сами справиться не могут.

Например, один из таких полушаманских приемов забывания Самвел Гарибян, обладатель феноменальной памяти, описывает так: «Надо встать прямо, голову держать чуть откинутой назад и сосредоточиться на том, что эта информация находится у вас в руках, ногах, позвоночнике, легких.

И через минуту этого сосредоточения вы выбросите ее из себя, испытав при этом чувство облегчения. Сделайте глубокий вдох, напрягите все мышцы, поднимите сильно сжатые в кулаки руки кверху и встряхните всеми частями тела.

Если вы вошли в состояние близкое к трансу, то после такой встряски действительно забудете эту информацию».

В.Л. Леви, видимо для девушек аналогичного склада, рекомендовал следующее заклинание на забывание:

Сначала внимательно прочтите обе части подряд. Выучите наизусть. Уже полегчает. Потом первое четверостишие вручную перепишите на чистый лист бумаги. Сверху напишите имя адресата — кому (источнику боли.) Потом — листок сжечь, пепел выбросить. А потом повторять только вторую часть.

Этой каторги больше не будетНикогда, никогда, никогда…Пусть душа это имя забудет

Навсегда, навсегда, навсегда.

Тень уходит, уходит, уходит,Ее нет, ее нет, ее нет,На свободе, свободе, свободе

Только свет, только свет, только свет.

Если болезненная тень прошлых воспоминаний будет появляться, вспоминайте сразу стих и повторяйте вторую его часть. Скоро почувствуете, как боль отходит, бледнеет и растворяется свободой и светом.

В терапевтической практике, где встречаются действительно сложные случаи, подобные приемы внушений и самовнушений вполне оправданы. Внедрять подобные методы в жизнь здоровых людей — видимо, нецелесообразно.

Свои отклики вы можете оставить как комментарии в статье. См.→ 

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/104692.html

Почему мы забываем?

Начнем с того, что забывание относится к процессам памяти человека, и является  естественным, как запоминание и воспроизведение.

Как правило, забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса или не соответствует его потребностям.

Наверняка каждый из нас замечал, как легко и непринужденно запоминается текст, понравившейся песенки, и как долго и мучительно приходится запоминать неинтересный текст какого-нибудь учебника.

Тем не менее, невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для человека содержание подвергается качественным изменениям и затем, включается в опыт человека, т.е.

ухудшение сохранения является следствием  наложения на одну информацию другой, схожей с ней, которой человек пользуется в повседневной жизни. Таким образом, конкретно вроде бы и не помнится материал, а его качественное преобразование человеком применяется.

Это как идти куда-либо «на автомате», точного адреса не помнишь (номер дома, название улицы), а место находишь, потому что произошла наслойка на первичную информацию (точный адрес)  информации о расположении дома, о предметах, которые рядом, таким образом, первично запомненное качественно изменилось, не помнится конкретно, но включается в опыт человека.

Считается, что темп запоминания зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность человека. Cследовательно, то, что для человека ново, трудно осознается, не имеет значения (не важно, не интересно) и то, чем человек не пользуется в своей жизни, не только трудно запоминается, но и легко забывается.

Согласно Фрейду, в основе забывания лежит истинное желание, то, о котором сам человек осознанно не знает. Если человек забыл о встрече, значит, в глубине души он не хотел идти на эту встречу. Забывание, как одна из форм проявления бессознательного, когда истинные желания берут верх над сознательными процессами, когда человек говорит себе «надо».

Положительное значение забывания в том, что происходит определенная разгрузка. Представьте, если бы человек был не способен забыть обиду, горе, переживание или большой объем информации, которым он никогда не пользуется… Запас энергии человека ограничен; по этой причине он забывает все то, что ему не нужно, приобретая тем самым возможность получения того, что ему нужно.

Что касается особенностей забывчивости у мужчин и женщин, то единого мнения на этот счет нет, многие исследования специалистов противоречат друг другу.

Однако можно выделить некую закономерность: женщины, к примеру,  чаще забывают то, что не окрашено эмоциями, что они не прочувствовали, что не вызвало эмоционального всплеска.

  А мужчины как раз наоборот, забывают эмоционально яркие моменты и помнят то, что имеет логический смысл и помогает решать определённую задачу, т.е. особенности забывания заключаются в направленности интересов лиц мужского и женского пола.

Если Вы часто забываете, то  необходимо тренировать память. Попробуйте перед сном вспомнить весь прожитый день, час за часом.

Старайтесь возобновить в памяти каждую мелочь, каждое событие и каждое действие, свое и тех, с кем вы общались, кого видели. Попробуйте вспомнить имена людей, номера телефонов, слова ваши и собеседников.

Такая тренировка благоприятно скажется на процессах памяти.

Если Вы часто забывает что-либо важное дома, можно взять себе за правило собирать все необходимое с вечера (можно составить список тех вещей, которые понадобятся – ключи, кошелек, сотовый, карточки, ручка, органайзер) и сложить все необходимые предметы в определенном месте, в сумке, например.

На заметку:

  • интересное запоминается легче.
  • чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
  • если у человека есть установка запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
  • информация, участвующая в деятельности (т.е. информация применяется в жизни) запоминается лучше.
  • при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
  • при изучении похожих понятий наблюдается наложение старой информации на новую.
  • лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
  • лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
  • лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

  • Как быть объективным?
  • Как улучшить память?
  • Прошлый опыт – это минус, прошлый опыт – это плюс
  • Как хвалить ребенка?
  • Мотивация или Если очень захотеть
  • Правила комментирования

    Источник: http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/pochemu-zabivaem/

    Забывание

    Забывание

    Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей.

    Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления. В этих случаях быстро развивается угасательное торможение.

    В зависимости от степени торможения забывание может быть различным по быстроте и длительности. Не все в том, что запоминалось, забывается одинаково.

    Угасательное торможение прежде всего сказывается на нарушении более тонких дифференцировок, в результате чего временные связи вновь становятся генерализованными.

    Вот почему быстрее всего забываются детали и длительнее сохраняются «общие представления», из деталей же медленнее забывается то, что наиболее интересно и оказывает эмоциональное действие. Этим же объясняется также то, что забывание нередко выражается в замене того, что запоминалось, чем-либо сходным с ним.

    Угашенные связи в дальнейшем могут восстанавливаться (растормаживаться) под влиянием тех или иных раздражителей, причем даже спустя значительный промежуток времени, в течение которого материал казался уже забытым. Нередки, например, случаи, когда неожиданно вспоминаются давно забытые события детства, давно заученные стихотворения, слова, казалось бы, уже забытого иностранного языка.

    Причиной кратковременного забывания может быть действие отрицательной индукции, вызываемой сильными посторонними раздражителями, а также утомление, вызванное длительной работой нервных клеток, их «перенапряжением».

    В последнем случае возникает охранительное торможение, которое и приводит к временному забыванию воспринятого.

    После отдыха нормальная работа нервных клеток восстанавливается, и временно забытое может быть вновь воспроизведено.

    Психологическими исследованиями установлено, что ход забывания неравномерен: более быстр в первое время после заучивания и замедляется в дальнейшем.

    В опытах Эббинггауза обнаружилось, что при заучивании 13 бессмысленных слогов уже через час после заучивания в памяти оставалось только 44% этого материала, а через двое суток — немногим более четверти (28%), после чего снижение «кривой забывания», т. е. графического изображения хода забывания, происходило еще медленнее .

    Темп забывания в большой мере зависит от содержания и объема материала. Смысловой материал (фраза, стихи) может сохраняться в памяти долго, кривая забывания снижается в этих случаях медленно.

    Однако при увеличении объема смыслового материала она начинает приближаться к кривой забывания бессмысленного материала (опыты Е. Соколова).

    Значительное увеличение объема материала также мешает образованию прочных связей.

    При воспроизведении сложного и обширного материала нередко наблюдается парадоксальное явление, когда первоначальное воспроизведение, следующее непосредственно за восприятием материала, оказывается менее полным, чем отсроченное на 2—3 дня. Такое улучшение отсроченного воспроизведения, т.е. воспоминание первоначально забытого, получило название реминисценции (Баллард и другие).

    Читайте также:  Компетенция - психология

    Наиболее ярко это явление обнаруживается у детей младшего возраста, которые часто затрудняются воспроизвести обширный для них рассказ сразу после его прослушивания или передают его очень неполно (главным образом только то, что произвело на них сильное эмоциональное действие). Спустя же некоторое время они могут передать его значительно подробнее. У взрослых реминисценция отмечается реже (исследования С. Рубинштейна и Красилыдиковой .

    При воспроизведении словесного материала реминисценция чаще обнаруживается при свободном изложении текста, чем при текстуальном его воспроизведении.

    Улучшение воспроизведения, отмечаемое после некоторого перерыва, наблюдается и при образовании условных рефлексов у животных, особенно при выработке тонких дифференцировок. Иногда, как отмечает И. П.

    Павлов, результат дифференциров-ки обнаруживается не сразу, а после некоторого отдыха, когда исчезает утомление и вызванное им охранительное торможение нервных клеток, которое как бы маскирует достигнутый результат; отдых, снимая торможение, выявляет дифференцировку.

    Реминисценция может возникать не только в силу охранительного торможения, но и благодаря отрицательной индукции, вызванной действием предыдущих и последующих частей заучиваемого материала (данные Бойко и Большунова). В дальнейшем (при отсроченном воспроизведении) заторможенные связи вновь актуализируются.

    В свете положений И. П. Павлова относительно возможности маскировки достигнутого результата становится понятным, почему реминисценция чаще отмечается у детей, чем у взрослых, и чаще при воспроизведении «трудного» материала, чем «легкого».

    Первое объясняется тем, что корковые клетки у детей, будучи более реактивными, чем у взрослых, сильнее подвержены утомлению.

    Второе же вызывается тем, что запоминание и последующее воспроизведение трудного (например, абстрактного) материала сопряжено с более длительной и интенсивной деятельностью нервных клеток, что также вызывает большее утомление, временно маскирующее достигнутый результат.

    Возникновение отрицательной индукции от предыдущего и последующего заучивания материала приводит к явлениям так называемого ретроактивного и проактивного торможения, действие которых надо учитывать при организации учебных занятий.

    Ретроактивное (обратнодействующее) торможение выражается в том, что деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает дальнейшее воспроизведение материала. Особенно заметно действие ретроактивного торможения тогда, когда вслед за заучиванием одного материала заучивается другой, сходный с ним материал (данные Робинсона, Скеггса, Смирнова и других).

    В опытах Смирнова заучивался ряд слов (прилагательных), после чего одни испытуемые (контрольная группа) получали 5-минутный отдых, а остальные (в течение 5 минут) заучивали другие слова или числа; вслед за этим все испытуемые воспроизводили первый ряд слов.

    Оказалось, что воспроизведение этого ряда слов во второй группе было значительно менее успешным, чем в первой (контрольной) группе, причем оно уменьшалось тем заметнее, чем сильнее было сходство между обоими рядами.

    Так, после заучивания (во втором ряду) прилагательных воспроизведение первого ряда, состоявшего также из прилагательных, снижалось на 28% по сравнению с контрольной группой; после заучивания (во втором ряду) существительных — на 20%, после заучивания чисел — только на 8%>.

    Ретроактивное торможение усиливается и при последующем выполнении трудных заданий.

    В тех же опытах Смирнова переход испытуемых после заучивания слов к решению трудных арифметических примеров снижал последующее воспроизведение слов на 16% и, тогда как более легкое задание — умножение в уме — снижало воспроизведение тех же слов всего лишь на 4%.

    Наряду с ретроактивным торможением наблюдается и так называемое проактивное (впереддействующее) торможение, т. е. отрицательное влияние предыдущей деятельности на последующее заучивание. Возникает оно при тех же условиях, что и ретроактивное торможение, с той лишь разницей, что тормозящее влияние в этом случае сказывается не на предыдущем, а на последующем заучивании.

    Явлениями ретроактивного и проактивного торможения объясняется и тот факт, что при заучивании обширного и однородного по содержанию материала медленнее забываются (лучше запоминаются) его начало и конец.

    Лучшее запоминание начала объясняется отсутствием в этом случае проактивного торможения (так как предшествующих раздражителей здесь нет), лучшее же запоминание конца обусловлено отсутствием ретроактивного торможения (так как здесь нет последующих сходных раздражителей и последующей сходной деятельности).

    Средние части материала испытывают тормозящее влияние как предшествующих, так и последующих за ними частей. Поэтому при прочих равных условиях средние части воспроизводятся хуже, чем начало и конец.

    Необходимо, однако, подчеркнуть, что эта закономерность не распространяется на те части текста, в которых излагается его основное содержание или которые вызывают особый интерес. Эти части избирательно запоминаются независимо от положения в тексте.

    Явления ретроактивного и проактивного торможения важно учитывать при организации учебных занятий, например, при составлении расписания уроков, при чередовании трудных и легких заданий во время уроков, при выполнении домашних заданий. Для того чтобы избежать торможения от последующей или предыдущей деятельности, надо, чтобы они значительно отличались от того, что делается сейчас, а это значит, что необходимо разнообразить виды работы.

    Источник: http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=zabyvanie

    Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

    Забывание – естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. физиологическая основа забывания – торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям.

    Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

    Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести.

    Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание – их угасанием.

    Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней.

    Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня.

    Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

    Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью – кривая 1 на графике); 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

    Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше так: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней.

    Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день.

    Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

    Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проективного торможения.

    Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

    Формы воспроизведения:

    • — узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
    • — воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
    • — припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации.

    Источник: http://psyvision.ru/help/psikhologiya/36-psyhology/375-nepomni

    Забывание

    Забывание

    ЗАБЫВАНИЕ (англ. forgetting) — один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа З.

    — торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З.

    зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта.

    Включение материала в деятельность — надежное средство борьбы с З.

    Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти.

    Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов — реминисценция; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат.

    влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания. В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. — результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов.

    Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.

    По З. Фрейду, в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр.

    , усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом — стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства.

    Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским явлением запредельного торможения.

    Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П. И. Зинченко, решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З.

    в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

    Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ.

    Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр.

    , в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)

    ЗАБЫВАНИЕ — активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала — потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач.

    Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания.

    Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала.

    Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

    Читайте также:  Методы работы лидера - психология

    1) от объема запоминаемого материала;

    2) от его содержания и степени его осознанности;

    3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (-> интерференция) материала;

    4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта.

    Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р.

    Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (-> память; запоминание).

    Забывание в старости (latelifeforgetting)

     В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с терапией и семейной поддержкой, может помочь пожилым людям со снижением памяти функционировать и справляться с задачами повседневной жизни в минимально ограничивающей обстановке.

    Первой задачей специалистов здравоохранения при обследовании пациента с жалобами на ухудшение памяти является установление того, свидетельствуют ли эти симптомы о развитии деменции или они являются результатом нормального когнитивного дефицита, обусловленного процессом старения.

    Даже при диагностике деменции (к-рая определяется Американской психиатрической ассоциацией как потеря интеллектуальных способностей в степени, нарушающей социальное или профессиональное функционирование) важно определить, является ли она обратимой.

    Если причина выявлена своевременно, нек-рые формы деменции оказываются обратимыми, поскольку деменция может быть следствием широчайшего спектра заболеваний и нарушений поведения.

    Мюриель Лезак указывает на то, что ухудшение памяти является некой точкой отсчета, с к-рой начинается дифференциация людей на людей с нормальным забыванием и на тех, кто не гарантирован от диагноза деменции.

    Для различения нормального и патологического забывания Асенат Ларю описал два типа нарушения памяти. Первонач. они были обозначены как доброкачественная и злокачественная забывчивость старения. Доброкачественная забывчивость старения характеризуется нарушениями памяти, ограниченными забыванием относительно неважных фактов при сохранении способности вспомнить их через нек-рое время.

    Большинство забываемого материала относится к давнему прошлому, а не к недавним событиям; индивидуум обычно осознает, что его память ухудшилась, и в состоянии компенсировать это. Этот тип забывчивости нек-рым образом напоминает стереотип рассеянного профессора.

    Напротив, при злокачественной старческой забывчивости наблюдается искажение воспоминаний, снижение времени удержания в памяти и затруднения в воспоминании недавних событий. Кроме этого наблюдается дезориентировка в месте, времени и собственной личности. При поверхностном рассмотрении это представляется прямым и ясным разграничением типов забывчивости.

    Критики такого дихотомического подхода предполагают, что доброкачественная и злокачественная забывчивость старения являются скорее не отдельными состояниями, а точками на едином континууме.

    Предпринимались попытки определить изменения в памяти, связанные с нормальным старением. В 1986 г. была образована рабочая группа Национального института психиатрии, задачей к-рой была н.-и. работа в этой области и распространение полученных данных.

    Эта рабочая группа опубликовала диагностические критерии того, что было названо соответствующим возрасту нарушением памяти — СВНП (аде-associated memory impairment, AAMI). Критерии СВНП предполагают наличие жалоб на нарушения памяти, осн.

    на ее постепенном ухудшении начиная с 50-летнего вoзраста у лиц, функционирующих на приемлемом интеллектуальном уровне (специально определяемом на основе критериев).

    Соответствие критериям СВНП устанавливается в тех случаях, когда обследуемые лица получают оценки, отклоняющиеся на минус одно стандартное отклонение (SD) от среднего, установленного для молодых взрослых по тестам памяти на недавние события. Кроме того, ряд критериев исключает соответствие индивидуума категории СВНП.

    Это — наличие деменции, алкогольной зависимости, депрессии, нек-рых неврологических и/или др. соматических заболеваний. Прием психотропных препаратов тж исключает соответствие диагностическим критериям. Утверждалось, что диагностическая категория СВНП предназначена для характеристики лиц позднего возраста, имеющих нарушения памяти, но не страдающих от неврологических нарушений. Предполагается, что СВНП представляет собой нормальное следствие старения у лиц позднего возраста.

    Ричард Блэкфорд и Асенат Ларю высказывают сомнения касательно аспектов измерения СВНП.

    Они считают, что в рамках СВНП должно быть две категории: соответствующее возрасту нарушение памяти (age-consistent memory impairment) и старческая забывчивость (late-life forgetfulness).

    Критерием СВНП является выполнение 75% использованных тестов памяти — результат, попадающий в интервал +1 SD от средней величины, установленной для возраста обследуемого.

    Критерием старческой забывчивости является выполнение 50% или более данных тестов — результат, попадающий в интервал от 1 до 2 SD ниже среднего, установленного для такого возраста.

    Критерии исключения для каждой из этих субкатегорий неск. сходны с описанными выше для связанных с возрастом нарушений памяти.

    Все эти категории применимы к лицам в возрасте от 50 до 79 лет; лица 80 лет и старше не подлежат тестированию.

    См. также Болезнь Альцгеймера, Расстройства памяти

    Н. Эбелис

    Забывание (forgetting)

     З. — это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти. Уильям Джеймс высказал предположение, что в реальной жизни, за редким исключением, забывается большая часть того, что происходит. Сэр Фредерик Бартлетт указывал, что точных воспоминаний практ. не бывает.

    Герман Эббингауз в работе «О памяти» (Memory) описал 3 основных теории З.: во-первых, ранние образы маскируются и затемняются более поздними; во-вторых, сохраняющиеся образы претерпевают изменения; в-третьих, образы дробятся на части с последующей утратой отдельных компонентов вместо общего затемнения.

    Для оценки объема и/или скорости З. использовались различные методы измерения научения и запоминания, В качестве меры З.

    Эббингауз использовал количество попыток, необходимых для доучивания забытых элементов, выраженное в процентном отношении к количеству попыток, потребовавшихся для первоначального заучивания материала.

    Разность между этим процентным отношением и 100% была названа скоростью забывания.З. яв-ся скорее правилом, чем исключением. Теорет. разраб. породили исслед., результаты к-рых лишь отчасти объясняют этот процесс.

    См. также Память, Кратковременная память

    Н. С. Андерсон

    Следующие материалы:

    Источник: https://psychologiya.com.ua/z/3759-zabyvanie.html

    Забывание и борьба с ним. Человеческая память

    Забывание и борьба с ним. Человеческая память

    Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное.

    Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

    Забывание проявляется в двух основных формах:

     невозможность припомнить или узнать;

     неверное припоминание или узнавание.

    Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня:

     воспроизводящая память;

     опознающая память;

     облегчающая память.

    Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

    Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

    При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.

    Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.

    Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.

    Для уменьшения забывания необходимо:

     понимание, осмысление информации

     повторение информации

    Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.

    Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

    Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

    Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

    Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).

    Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным.

    Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому.

    Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы.

    В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии.

    С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.

    Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

    Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

    Источник: http://biofile.ru/chel/14634.html

    Этот человек испытывает горе, или травму, или травматическое горе? : Сайт о преодолении суицида

    «Травматическое горе»   —  это новое понятие в области исследования реакций на утрату и психическую травму. На протяжении многих лет было опубликовано большое количество исследований симптомокомплекса, вызванного утратой близкого человека. Изучение психотравмы и ее последствий все еще является новым направлением.

    Как в случае с утратой, когда акцент делался на человеке, страдающем от травмы, она воспринималась как комплексное явление. Лишь недавно было официально признано, что человек может страдать от совокупных проявлений как горя, так и психической травмы.

    КАКОВО РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПСИХОТРАВМОЙ И ГОРЕМ?
    Важно понимать, что симптомы горя и психической травмы являются раздельными явлениями, и принимать во внимание, что человек может проявлять обе группы симптомов.

    ГОРЕ?
    В настоящем контексте горе определяется как первичная эмоциональная реакция на утрату любимого человека в результате его смерти.

    Оно включает в себя различные психологические (когнитивные, социально-поведенческие) и физические (психо-соматические) проявления (Stroebe, Hansson, Stroebe & Schut, 2001).

    Переживающие люди будут испытывать дистресс, вызванный разлукой, что является нормальной реакцией на горе. Они думают только о покойном, ищут то, что напоминало о нем, взволнованы и постоянно сконцентрированы на умершем.

    ТРАВМА?
    Травма определяется как любое событие, выходящее за пределы обычного человеческого опыта, которое вызывает ярко выраженный стресс, например, реакцию сильного страха, беспомощности и ужаса.

    К таким источникам стресса обычно относится ощущение опасения по поводу своего физического благополучия или физического благополучия кого-то из близких (Mitchell & Everly, 2001).

    В отличие от реакции горя, травмированный человек поглощен мыслями о сцене травмы и страшном столкновении со смертью, или об обстоятельствах, которые могли бы повлечь смерть.

    Читайте также:  Ум элитной женщины - психология

    Они хотят забыть о том, что им напоминает о происшедшем; проявляют немотивированную бдительность, сконцентрированы на угрозе, опасности или повторении подобного опасного события. Испытывается сильное чувство беспокойства и весь мир кажется небезопасным.

    ЧТО ТАКОЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЕ ГОРЕ?
    Травматическое горе определяется как понятие, характеризующее состояние человека, стадающего от горя в результате смерти, а также от травматического дистресса (Jacobs, 1999).

    Если люди испытывают горе или беспокойство от расставания, симптомами будут острая тоска, поиск умершего и чувство одиночества.

    Если одновременно человек переживает травматический дистресс, появляется чувство оцепенения, неверие, подозрение, гнев, чувство пустоты относительно будущего. Травматическое горе включает обе формы реакции человека.

    КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ГОРЯ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ОБЛАСТИ ТРАВМЫ (JACOBS, 1999).
    А. Во-первых, человек пережил событие, которое он считает ужасным. Реакция включает в себя поглощенность мыслями об умершем (сильная тоска, стремление или поиск умершего).

    Б. Реакция на смерть включает следующие симптомы: — Постоянные попытки избежать напоминания о произошедшем. — Чувство бесцельности и бессмысленности в отношении будущего. Субъективное чувство онемения, отчужденности или отсутствия эмоциональной реакции. — Ощущение шока, оглушенности или изумления. — Трудно признать смерть.

    — Ощущение, что жизнь стала пустой и бессмысленной. — Трудно представить себе полноценную жизнь. — Разрушение прежних представлений об окружающем мире (например, утрата чувства безопасности, доверия или контроля). — Факсимиле симптомов болезни умершего. — Чрезмерная раздражительность, озлобленность или гнев. В.

    Продолжительность этих расстройств или симптомов – по меньшей мере два месяца.

    Г. Расстройства вызывают клинически значимые нарушения в социальной, профессиональной или другой важной сфере жизнедеятельности.

    НЕКОТОРЫЕ УТОЧНЕНИЯ (JACOBS, 1999) — Другие утраты могут казаться травматичными, но не соответствуют этой классификации, например, потеря работы не подпадает под категорию травматического горя.

    — Симптомы травматической реакции горя могут возникнуть из-за неожиданной, насильственной или неожиданной смерти, но для того, чтобы поставить этот диагноз, объективно смерть может и не быть травматичной, (Horowitz, Siegel, Holen, Bonnano, Milbrath & Stinson, 1997).

    — Симптомы травматической реакции горя могут быть вызваны любой смертью, которая производит опустошающие действие на личность, например, когда человек, переживающий горе, находился в близких и доверительных отношениях с умершим (причиной этого являются особые отношения с ним, или другие факторы, обуславливающие чувствительность личности).

    — В отличие от нормального горя, беспокойство из-за разлуки не теряет выраженной интенсивности, остается навязчивым и дистрессивным и, наряду с другими синдромами, препятствует участию в социальной, профессиональной и других важных сферах жизнедеятельности.

    ПОЧЕМУ ВАЖНО ДИАГНОСТИРОВАТЬ ТРАВМАТИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ГОРЯ? Необходимо принимать во внимание влияние на людей как горя, так и травмы. Это важно, так как если люди страдают от них обоих, их реакция горя является более сложной, и недиагностирование травматического горя может привести к неадекватной помощи и лечению.

    КАКОВЫ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ТРАВМАТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ ГОРЯ? Существует много предпосылок к травматической реакции горя. Наиболее вероятные из них это: — Внезапная неожиданная смерть или даже неожиданная смерть при смертельной болезни.

    — Насильственная смерть: самоубийство, неожиданный инцидент или дорожно-транспортное происшествие. — Смерть ребенка, члена семьи или близкого к скорбящему человека (Rando, 1999).

    — Психологическая предрасположенность скорбящего к травме: например, когда скорбящий сильно зависит от умершего.

    — Люди предрасположены к травматической реакции горя, если они в прошлом пережили другую неразрешенную травму.

    ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПЕРЕНЕСШЕМУ ТРАВМУ.

    — Не забывайте о важности срочного психологического вмешательства, согласно модели «Обсуждение стрессовой ситуации, вызванной критическим инцидентом» (Critical Incident Stress Debriefing), и параллельного «снятия травматического стресса» (“stress defusing“, Mitchell, 2001), когда это уместно.

    — Сначала людям требуется основная практическая помощь. Пострадавший может быть эмоционально неустойчивым и не знать, как действовать дальше. Вероятно, будет необходимо сделать многое, и травмированные люди не будут иметь возможности оценить свои собственные эмоциональные потребности.

    — Если у пострадавшего достаточно времени, помните о том, как важно его внимательно выслушать и быть вместе с ним. Нельзя недооценивать значимость сострадания и сочувствия. — Возможно, пострадавшему и его семье будет необходимо рассказать о воздействии травматической смерти.

    Не торопитесь вмешиваться и избегайте применять психологические методы слишком рано. — Помните о ранимости пострадавшего. — Большинство людей излечатся и не будут нуждаться в профессиональной помощи, но помощники должны понимать, что их возможности ограничены, если пострадавшему требуется дальнейшее лечение.

    — Помните, что нужно думать и о себе! Не следует недооценивать собственную чувствительность по отношению к травме другого человека или ее влияния на вашу семью, если травмированы вы сами, поскольку это может привести к вторичной травме (Catharall, 1992).

    Литература

    1. Catharall, D.R. (1992). Back from the brink: a family guide to overcoming traumatic stress. New York. Bantham Books. 2. Horowitz, M.J., Siegel, B., Holen, A., Bonanno, G.A., Milbrath, C., & Stinson, C.H. (1997). Diagnostic disorder for complicated grief disorder.

    American Journal of Psychiatry, 154, 904-910 3. Jacobs, S. (1999). Traumatic Grief: Diagnosis, Treatment and Prevention. Bruner/masel:NY 4. Mitchell, J.T. (2001) Stress Defusing. International Critical Incident Stress Foundation, Inc Ellicott City, MD 5. Mitchell, J.T.

    & Everly, G.S. (2001). The Basic Critical Incident Stress Management Course: Basic Group Crisis Intervention. 3rd Edition. International Critical Incident Stress Foundation, Inc. Ellicott City, MD. 6. Rando, T.A. (1993). Treatment of Complicated Mourning. Research Press.

    Illinois.

    7. Stroebe, M.S., Hansson, R.O., Stroebe, W., and Schut, H. (Ed.) (2001). Handbook of Bereavement. Research. American Psychological Association. Washington DC. (Abridged version).

    HTML код для сайта или блога

    Источник: http://www.nosuicid.ru/node-35/

    Менеджмент

    ПодробностиКатегория: Вопросы и ответы по психиатрии

    Горе — реакция на утрату значимого объекта, части идентичности (системы самопредставлений, посредством которых индивид определяет себя и свое отношение к миру) или ожидаемого будущего.

    Причины горя:

    — смерть любимого человека

    — потеря любимого человека в результате разлуки, развода или заключения в тюрьму;

    — утрата объекта или лишение положения, которые имели эмоциональную значимость (например, потеря ценной собственности, лишение выгодной работы или положения в обществе, выход не пенсию);

    — утрата предполагаемого объекта любви (например, рождение мертвого или неполноценного ребенка);

    — потеря, связанная с заболеванием, травмой или ранением (например, ампутация, мастэктомия).

    Симптомалогия нормального горя:

    1. соматические нарушения:

    а) нарушения дыхания (спазмы в горле, прерывистое и учащенное дыхание с постоянной потребностью вдохнуть)

    б) признаки физического переутомления (субъективно ощущается потеря мышечной силы)

    в) утрата аппетита

    г) нарушения сна

    д) симптоматика болезни, от которой умер близкий (идентификационные симптомы)

    2. психологическая сфера:

    а) чувство вины — человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства того, что он не сделал для умершего из того, что мог; он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей. Может наблюдаться: вина за воображаемые грехи; вина за то, что не сделал (не успел сделать) для умершего; вина «выжившего»

    б) погруженность в образ умершего (раздражительность, одеревенелость, брошенность, избегание контактов, избегание разговоров либо назойливые рассказы)

    в) у детей — чувство предательства

    3. когнитивная (познавательная) сфера:

    а) все предметы связываются с умершим

    б) нарушение работоспособности

    в) нарушение внимания и памяти

    г) рассеянность, ощущение собственной малоценности

    Динамика горя и принципы оказания помощи в зависимости от нее:

    а) шок и оцепенение (в среднем 7-9 дней)- известие об утрате и первая реакция на него («не может быть!»). Проявление оцепенения, скованности, напряжения у скорбящего; отсутствуют эмоциональные реакции в ответ на происходящее.

    В сознании появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Восприятие объективной реальности утрачивает свою четкость, в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде (дереализационные феномены).

    Граница перехода во вторую фазу – появление слез.

    Задача горя: признание факта потери (формы избегания решения задачи: затянувшееся поведение «поиска», отрицание факта потери, ее значимости или необратимости).

    Помощь: следует избегать бесполезных уговоров и утешений; нельзя оставлять человека наедине с самим собой (детей не следует отправлять в школу!), т.к. его реакции перестают быть контролируемы;  выведение из шока потери достигается стимулированием переживания горюющим любых сильных чувств (слез и т.д.)

    б) фаза отчаяния, страдания и дезорганизации (фаза острого горя, в среднем 40 дней) — сохраняются, и первое время могут даже усиливаться, различные телесные реакции (затруднение дыхания, астения и т.д.). Это период наибольших страданий, острой душевной боли.

    Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей, ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация.

    Утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться при общении с родственниками. Изменяется повседневная деятельность. Человеку бывает трудно сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца.

    Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.

    Задача горя: переживание боли потери (формы избегания: отрицание наличия боли или других мучительных чувств, мыслей, избегание воспоминаний о покойном, употребление алкоголя)

    Помощь:  нужно быть всегда в распоряжении горюющего, чтобы суметь его выслушать и поддержать в нужную минуту; если горюющий изъявил желание побыть одному, то его нужно на время оставить, и если этот человек плачет, то утешать его не следует; следует относиться к горюющему мягко, многое прощать, но не все (чтобы избежать формирования травмированной личности); к концу этой фазы следует начать приобщать человека к деятельности, поощряя его возвращение к реальной жизни. Отношение к человеку, перенесшему утрату должно быть обыденным, не следует делать ни скидок, ни послаблений.

    в) фаза «остаточных толчков и реорганизации» (до 1 года) — жизнь входит в свою колею, переживание горя протекает сначала в виде частых, а потом все более редких отдельных приступов, «толчков».

    Помощь:человеку стоит помочь в построении реальных планов на будущее.

    Задача горя: приспособление к жизни в мире без умершего (формы избегания: гиперопека и «инвалидизация» горюющего на протяжении длительного времени после утраты со стороны ближайшего окружения)

    г) фаза «завершения работы горя» — горюющему приходится преодолевать некоторые культурные и моральные барьеры, затрудняющие акт завершения этой работы (например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему).

    Критерием завершения работы горя может служить способность направлять большую часть чувств не усопшему, а другим людям, быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни, способность говорить об умершем без сильной боли.

    Печаль остается, она естественна, когда человек говорит или думает о том, кого он любил и потерял, но это печаль уже спокойная, «светлая».

    Задача горя: построение нового отношения к умершему и продолжение жизни (формы избегания: представление о том, что горе является мерой любви к умершему, запрет на любовь, фиксация на прошлой связи, избегание установления новых близких отношений из-за опасения боли утраты при их прекращении)

    Причины развития патологического горя:

    а) смерть была неожиданной и непредсказуемой

    б) человек, утративший близкого, был с ним очень близок, зависим или имел амбивалентные отношения с умершим

    в) выживший находится не в безопасности или имеет трудности в выражении чувств или в анамнезе имел психические расстройства

    г) выживший имеет зависимых детей и ему не легко выражать свое горе и др.

    Помощь при патологическом горе:

    1) в тех случаях, когда можно предвидеть приближающуюся утрату, человека целесообразно готовить к этому заранее, поскольку необходимо время для достижения баланса между избеганием и конфронтацией с болезненной реальностью. Можно «дробить» плохие новости на части и предъявлять единовременно пациенту лишь столько информации, сколько он может ассимилировать.

    2) сообщать плохие новости, лучше в располагающей, по-домашнему комфортной обстановке и в присутствии людей, которые могут обеспечить достаточную эмоциональную поддержку.

    3) врач должен уметь вербальными и невербальными средствами подтвердить нормальность, уместность и своевременность эмоциональных реакций горюющего человека

    4) в течение нескольких недель после случая смерти врач должен заверять горюющего в нормальности горя, объяснении (если в этом есть необходимость) его симптомов, поощрять человека на проявления горя.

    5) использование психотерапевтических интервенций

    Источник: http://lartdoll.net/voprosy-i-otvety-po-psikhiatrii/548-reakcija-gorja-normalnoe-i-patologicheskoe-gore.html

    Ссылка на основную публикацию