Как воспитать вежливость и заботу — психология

Клуб Здорового Сознания

Вежливость – или душевная чуткость?

Автор статьи , отрывки из статьи «Надо ли учить ребенка вежливости?»

Не нужно быть специалистом, чтобы заметить: привычки (навыки) и способности приходят к людям по-разному. Навыки прививают, способности развивают. Привычка связана с автоматизмом, способность – с творческим отношением к жизни. То, что полезно для образования привычки, чаще всего вредно для развития способностей, и наоборот.

Вы пришли в гости, принесли маленькому мальчику подарок. «Что надо сказать?» – строго напоминает мама. «Спасибо», – бурчит сын. Сказав одно это «волшебное слово», он как бы рассчитался с гостем.

Ему вроде бы и незачем теперь выражать благодарность улыбкой, радостью. Привычка к вежливости укрепилась, сердечный слух притупился…

Сто или тысяча таких упражнений – и от драгоценного этого природного свойства не останется и следа.

Мне кажется, далеко не каждый ребенок может одновременно и приучаться к вежливости, и развивать сердечный слух. Ибо правила вежливости как раз и рассчитаны на то, чтобы человек, например, выражал благодарность, даже если он её не чувствует. Преждевременно приучая сына или дочь выказывать словами чувства, которых он ещё не испытывает, мы можем заглушить эти чувства навсегда.

Зачем мы, например, заставляем ребенка говорить «спасибо»? Думаю, чаще всего, чтобы хорошо выглядеть перед людьми, показать воспитанность сына или дочери.

Воспитание вежливости так похоже на воспитание! Но уверен: подлинное воспитание происходит тогда и только тогда, когда приходится нам отдавать хоть каплю душевных сил.

Чтобы ребенок научился чувствовать другого, надо и в нём этого другого признавать. Вот мама решила воспитывать трудолюбие: «Подай… Принеси… Помоги…» Учит любить: «Я так устала… Пожалей маму… Покажи, как ты любишь маму…

Кого ты больше любишь – маму или папу?» Какой же пример видит он перед собой с первых дней жизни? Перед ним всегда человек (да такой авторитетный – мама!), который постоянно жалуется, устаёт, нуждается в помощи, не может сам пойти и взять напёрсток, не считает зазорным каждую минуту обращаться с пустяковыми просьбами.

Значит, и мне тоже можно жаловаться, затруднять других и, если больно, громогласно объявлять о своей боли – пусть мама тоже страдает!

Думаю, в такой семье ребенок никогда не поймёт: жаловаться любящим тебя – это бессовестно. Не затрудняй людей ни в чём, не огорчай их своими неприятностями, обходись по возможности сам! Этот урок должны преподать мы, взрослые.

Ну а уж коли просим ребенка о чем-нибудь, скажем ему не одно, а десять «пожалуйста», чтобы он видел, как это нелегко – просить, затруднять, а потому, чтобы не смог отказать в просьбе.

Если мы делаем замечание ребенку, мы вроде бы исправляем его поведение, но порой притупляем его сердечный слух.

Женщина-инженер сказала мне о двух своих маленьких детях:

– Я стараюсь научить их отдавать. Брать они сами научатся…

И действительно, четырёхлетняя её дочка приходит с мамой в гости не иначе как с подарком в руках: мама сумела сделать так, что для девочки удовольствие – отдавать, дарить и радоваться чужой радости.

В обычном нашем представлении сердечный человек прежде всего отзывчив к чужой боли. Несладко жилось людям, и в языке осталось: «со-страдание», «со-жаление», «со-чувствие». А вот «со-радости» в языке нет. Чаще хотелось бы слышать и сердечное: «Я за тебя рад», нежели: «Я тебе завидую».

Научим ребенка радоваться за других, причём радоваться бескорыстно, не соотнося чужую удачу со своими неудачами. Если дочь рассказывает, что в классе появилась отличница, от души порадуемся за незнакомую девочку и не будем торопиться с упреком: «Вот видишь? А ты?» С примерами вообще нужно быть поосторожнее. Ставя в пример сверстника, мы чаще всего возбуждаем не желание подражать, а зависть.

Воспитание сердечного слуха требует нравственной тишины. В котельном цехе – какой слух?

Папа с сыном-первоклассником подходит к дому, предупреждает: «Не будем звонить – мама больна. Откроем дверь ключом».

Прекрасный урок…

Но не успел отец договорить, как сын нажал кнопку звонка. И тогда: – Я кому сказал? Паразит!

Там, где достаточно было огорчения, – там ненужное раздражение.

А ведь для воспитанного ребенка наказанием служит едва заметное удивление в голосе старшего, чуть-чуть приподнятая бровь: «Да что же это с тобой, миленький?» Если родителям приходится выговаривать, делать замечания, осуждать ребенка, значит, воспитание приняло опасное направление.

Ребенок должен сердечным слухом своим слышать огорчение старших. Когда же огорчение это выливается в слова, в упрёки, в попрёки – сердечный слух становится как бы ненужным и, следовательно, притупляется. Если я сегодня только упрекнул сына, завтра мне придётся долго выговаривать ему. И с каждым днём он будет слышать меня всё хуже и хуже.

Тогда вслед за малым педагогическим набором – «Ты что, не слышишь? Оглох? Я кому говорю? Русского языка не понимаешь?» – неминуемо последует большой педагогический: сжатые кулаки, подзатыльники, ремень – и так вплоть до детской комнаты милиции. Ребенка, у которого отбит сердечный слух, воспитывать, на мой взгляд, почти невозможно.

Приходится лишь пожалеть учителя, которому такой ребенок достанется.

Наградить ребенка сердечным слухом – лучшее, что могут сделать родители для его счастья.

Что же касается правил вежливости, то когда человек подрастёт, он, наделённый сердечным слухом, сам овладеет ими – быстро и легко, по примеру старших.

Какой мы подаем пример

Источник: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030187.shtml

(отрывки из статьи «Когда ребенок невоспитан»)

Иногда мы не понимаем, насколько сами невежливы с детьми. Забавной иллюстрацией этому служит одна из сценок, показанных по телевизору в развлекательной программе. Четверо взрослых людей обедают, общаясь между собой так, как обычно общаются с детьми.

Хозяйка велела своим гостям вымыть руки прежде, чем сесть за стол, а один из гостей изобразил, что он шокирован жутким поведением за столом хозяина, положившего на стол локти.

Званый обед не просто превратился в кошмар, он стал убедительным напоминанием о том отсутствии уважения, с которым мы относимся к нашим детям.

Пример. Подруга рассказала мне о том, как недавно в ее разговор с матерью вмешался ее маленький племянник. Она сказала ему, что так поступать невежливо, надо дождаться, когда она кончит говорить, и тогда сказать то, что он хочет. Разговор с матерью был долгим, но мальчик терпеливо ждал.

Когда же он закончился, моя подруга сказала: «Ну, Дэвид, теперь твоя очередь». Но едва малыш дошел до середины своего рассказа, как бабушка прервала его.

«Я заставила Дэвида ждать, пока мы кончим говорить, — напомнила ей моя подруга, — и думаю, теперь нам надо подождать, когда он закончит свой рассказ».

Источник: https://psy-space.ru/?page=kak-vospitat-vezhlivost-i-zabotu

Как воспитать вежливость у детей и взрослых

Поскольку вежливость не является врожденным качеством, ее понимание и воспитание в разных семьях происходит по-разному. Французские эксперты – Аньес де Виарис (Agnès de Viaris), семейный психолог, автор книги «Повторная семья.

Руководство по гармоничной жизни» и Фредерик Рувийуа (Frédéric Rouvillois), профессор права в Университете Париж Декарт, автор книги «История вежливости: от Революции до наших дней» – готовы помочь в постановке задач и достижении результатов в этом непростом вопросе.

Когда ребенок демонстрирует вопиющую невоспитанность, родители часто не признают свою вину и перекладывают ее на воспитателей, учителей, окружение своего ребенка или даже на характер самого ребенка.

Однако в первую очередь воспитание вежливости является, безусловно, задачей родителей, хоть это и бывает непросто.

Почему можно говорить «Эта тётя красивая», но нельзя «Эта тётя страшная»? Почему нельзя говорить «Это невкусно», а нужно «Я такое не люблю» (и в любом случае хотя бы попробовать)? Аньес де Виарис: «Именно родители должны заниматься воспитанием вежливости как способности проявлять понимание к другим людям и адаптироваться к окружающему миру». Фредерик Рувийуа подтверждает: «В идеале, родители должны воспитывать вежливость с помощью косвенных приемов, демонстрируя вежливое обращение в семье, с соседями и знакомыми на собственном примере, ведь теория без практики не принесет никаких результатов».

Важно также понимать и основной механизм вежливости и хорошего тона, который необходимо передать детям: к разным людям мы обращаемся по-разному. Нельзя одинаково разговаривать с другом, соседом и учительницей. Ключевой принцип при этом – уважение себя и других. Но что значит проявлять уважение? Это значит:

– соблюдать приличную речь и адаптировать ее к своему собеседнику;– стараться не делать замечаний, чтобы не причинять дискомфорт собеседнику;– уметь слушать;– не быть навязчивым, проявлять такт;– не вести себя громко в транспорте и других общественных местах;– уметь извиняться;

– проявлять интерес к собеседнику.

Однако, несмотря на усилия родителей, дети иногда ведут себя невоспитанно, и даже из рук вон плохо. Почему? Потому что всегда есть соблазн неожиданно удивить сверстника или взрослого неподобающим поведением и посмотреть на реакцию.

Иногда детям хочется преодолеть запрет: что будет, если сказать плохое слово? Если не сказать «спасибо»? К тому же, дети очень любят, когда взрослые обращают на них внимание, и готовы прибегать к любым способам, которые его привлекут (даже если для этого нужно плохо себя вести).

Поэтому нельзя идти на поводу у подобных проявлений: если ваш ребенок плохо себя повел, отругайте его, объясните ему, что он сделал неправильно, но не заостряйте внимание на этом, если не хотите, чтобы единичный случай перерос в привычку.

В то же время, продолжайте быть для него примером вежливого поведения, и когда ребенок снова начнет хорошо себя вести, не забудьте похвалить его. По словам Аньес де Виарис, «нет четкого списка приемов для воспитания вежливости, по большей части это вопрос здравого смысла; нужно объяснять, почему правила именно такие и наказывать за их несоблюдение.

Само собой, главная проблема – это авторитет. Без родительского авторитета невозможно заниматься воспитанием».

Несколько приемов, которые могут помочь:– отвечайте на вопросы, объясняйте детям почему одно делать можно, а другое – нельзя;– не реагируйте на просьбы ребенка до тех пор, пока он не прибавит «пожалуйста»;– напоминайте ему о вежливости в отношении других: «ты ничего не забыл сказать?», «а волшебное слово?»;– не забывайте о собственном примере: демонстрируйте манеры повсюду (даже в гостях у тети, даже на приеме у доктора или на кассе в магазине);– читайте вместе с ним сказки о вежливости, чтобы идея усвоилась в развлекательной манере, в комфортной для ребенка атмосфере.

Дети должны усвоить золотое правило: «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/kak-vospitat-vezhlivost-u-detey-i-vzroslyh.htm?full

Консультация по теме: Воспитание вежливости

Консультация для родителей

«Воспитание вежливости в семье»

Вежливость – первая и самая приятная добродетель.

Актуальность этой проблемы в наше время определяется и тем, что современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку, так что число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дополнительные занятия). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит, владеть основами культуры речи, что во многом зависит от создания доброжелательной, спокойной атмосферы общения.

Английский естествоиспытатель и моралист Д. Леббок заметил: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом».

Какие мудрые и верные слова и как часто мы не находим взаимопонимания с людьми, искренне стремясь к этому, только потому, что не можем подобрать нужных слов, не умеем вести себя адекватно ситуации… Формирование культуры речевого общения, с нашей точки зрения, важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.

В процессе общения детей друг с другом и со взрослыми нередко наблюдаются конфликтные ситуации, определяемые авторитарным стилем поведением детей, их непониманием, как нужно вести себя в той или иной ситуации, какие слова найти, чтобы вызвать ответную благожелательную реакцию.

Важную роль в формировании культуры речевого общения играет взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. Поэтому одна из задач работы детского сада по этой проблеме – установить взаимосвязь между уровнем представлений о речевом этикете у детей и родителей.

Результаты исследований, проведенных во многих дошкольных учреждениях, свидетельствуют: в общении с детьми современные родители испытывают определенные трудности, а отсюда и серьезные недостатки в формировании речевого общения, речевого этикета.

Основные причины их состоят в следующем:

  • Родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними, почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в обществе сверстников.
  • Дети дома больше всего «общаются» с телевизором, компьютером, DVD и другой техникой, «выключены» из жизни родителей, а отсюда – всего шаг до взаимного непонимания в подростковом и более старшем возрасте.
  • Родители сами не владеют правилами речевого этикета или же весьма непоследовательны в своих воспитательных воздействиях, т. е. занимаются этим время от времени, не проверяют, придерживается ли ребенок норм речевого общения, не наказывают за грубость, невежливость и т. д. Стихийность воспитательной работы ведет к тому, что ребенок зачастую знает, как надо себя вести, но практически этому не следует.
  • Родители нередко в присутствии детей занимают педагогически неправильную позицию, принимая решения, противоположные решениям воспитателя, не соглашаясь с его критическими замечаниями в адрес ребенка.
Читайте также:  Сильный ученик - психология

Таким образом, родителям необходимо постоянно повышать уровень своих педагогических знаний по проблеме формирования речевого этикета. Вежливость не рождается сама собой.

Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку.

И кому, как не родителям, воспитателям решать эту повседневную, если хотите (образно говоря, ювелирную работу).

Советы родителям:

В старшем дошкольном возрасте уделяется особое внимание воспитанию вежливости, приветливости, сдержанности.

Учите детей приветливо здороваться и прощаться со всеми взрослыми и сверстниками, теперь уже без напоминания взрослого, называть заведующую, воспитателей, и других сотрудников по имени и отчеству.

Закрепляйте умение выслушивать взрослых, внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предложить помощь.

Приучайте детей с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь, стараться успокоить плачущего.

Значительное место отводите воспитанию у детей культуры речи: способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.

Прививайте детям навыки общественного поведения: первыми здороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, помощь или заботу, уметь проявить внимание и предупредительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придерживать дверь и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.); умение вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/05/02/vospitanie-vezhlivosti

«Какая толстая тетя!»: как научить ребенка вежливости?

Если ты думаешь, как научить ребенка вежливости в три года, то сразу расстроим тебя: быстро ничего не получится. Процесс этот постепенный, который идет на годы, а не дни. И, конечно, малыш, как маленькая обезьянка, многое возьмет от тебя. 

В три-четыре года чада говорят, что думают, с удовольствием комментируют всех вокруг громким голосом и обязательно следят за маминой реакцией на свои слова. То есть ведут себя как обычные дети! Но первые попытки объяснить ребенку правила этикета сделать можно. 

Каким трем вещам стоит научить ребенка?

Искусству благодарности

«У меня такая машинка уже ееееесть!» — в слезах кричит ребенок, когда бабушка торжественно вручает ему подарок. Тебе неудобно и стыдно, бабушка хватается за сердце, у малыша горе. Как построить воспитание ребенка, чтобы таких ситуаций не было?

Читай также: Что такое хорошо и что такое плохо: 5 детских книг о правилах поведения

Расскажи, что подарки — действительно способ порадовать близких. Но, к сожалению или к счастью, мысли мы читать не умеем, поэтому сделать такой подарок, который точно понравится или подойдет, очень сложно. А поблагодарить человека можно и нужно за усилия и время, потраченные на поиск презента. Можно даже сыграть в эту ситуацию с куклами дома. 

Другой способ, как научить ребенка вежливости и благодарности — привлекать его для покупки или изготовления подарков для родни на праздники. Учи малыша не только брать, но и отдавать.

Умению уважать чувства других

Если ребенок в голос кричит: «Какая толстая тетя!» или «Мне не нравится, как пахнет этот мальчик», не стыди и не ругай кроху в ответ. Ничего, кроме неудобства и непонимания, у ребенка это не вызовет. Почему же мама злится? Я же правду сказал!

Извинись перед человеком, которого в голос обсуждал твой карапуз («Простите, если мы вас обидели»), а уже дома поговори с ребенком. Как научить ребенка вежливости? Спокойно сказать, что обсуждать людей вслух не принято. Обрати внимание: может, ты сама изредка комментируешь внешность знакомых? Избегай так делать при ребенке.

Умению брать пример

Если ты когда-то сказала мужу, что продавщица в продуктовом странная, будь уверена, она узнает об этом. От твоего ребенка. Чтобы не сгореть со стыда, не отпускай веселые, ироничные или злые комментарии про знакомых и родню при ребенке. У детей на такие факты память феноменальная. 

Читай также: Почему современным детям сложно читать

Источник: http://tvoymalysh.com.ua/children/learning/11905-kakaya-tolstaya-tetya-kak-nauchit-rebenka-vezhlivosti.html

Воспитание вежливости у детей дошкольного возраста, формирование

Дети должны быть правильно воспитаны, чтобы их хорошо принимали в обществе, и чтобы в последующем за них не было стыдно родителям. Для этого необходимо воспитание вежливости у детей, обучить ребенка дошкольного возраста всем необходимым правилам вежливости. Их, конечно, много, но есть вполне конкретные манеры, которые ребёнок должен знать обязательно.

Формирование и воспитание вежливости у детей дошкольного возраста

Во-первых, ребёнок, конечно, должен обязательно знать слова благодарности, и более того, они должны автоматически вылетать из его уст при необходимости. Для того, чтобы у ребёнка эти важные слова вошли в привычку, нужно постоянно употреблять их дома внутри семьи. Именно так ребёнок научится говорить «спасибо» тогда, когда нужно.

Слово «спасибо» нужно совмещать со словом «пожалуйста», это самые простые вежливые слова, с которых и необходимо обучать своё чадо хорошим манерам. Важно объяснить ребёнку, когда именно эти слова нужны, почему их стоит говорить и т.д. Требуя что-то от ребёнка, нужно объяснять ему значение этого.

Любому человеку очень сложно искренне просить прощения, многие люди во взрослом возрасте не умеют извиняться и из-за этого очень страдают, так как не могут наладить отношения с друзьями и знакомыми.

К извинениям нужно приучать с детства, но только просить прощения ребёнок должен только тогда, когда он действительно виноват, а не при каждом удобном случае.

Прежде чем сказать слова извинений, малыш должен осознать свою вину, иначе смысла в сказанном не будет.

Родители тоже должны извиняться перед своим ребёнком, если они не правы. Не имеет значение, кто старше, а кто младше, важна искренность и правильность в поступках, и пример должны подавать мамы и папы.

Вежливость у детей дошкольного возраста

Приучать своё чадо нужно и к приветствию. Приходя в гостя, видя на улице знакомых людей, заходя в учебное заведение и т.д., ребёнок должен обязательно здороваться с людьми. В семье тоже должно быть принято здороваться, поэтому по отношению к ребёнку нужно почаще употреблять слова приветствия.

Крайне важно, чтобы ребёнок правильно общался. Некоторые дети абсолютно не умеют этого делать, например, постоянно перебивают собеседника и вовсе его не слушают, с такими людьми очень тяжело общаться, поэтому нужно постараться, чтобы ребёнок не был таким. Нужно объяснить, что так вести себя невежливо, что это показатель неуважения к собеседнику.

Нельзя также обсуждать кого-либо прилюдно, так как это опять-таки некрасиво.

Воспитание вежливости у детей, взгляд в будущее

За вежливого ребёнка не придётся переживать в будущем, так как можно будет быть уверенным в том, что в обществе он будет вести себя правильно и никто не будет над ним смеяться, показывать на него пальцем и т.д. В современном обществе вежливые люди очень ценятся, причём как в обычной жизни, так и в работе. Все люди на вышестоящих должностях знают хорошие манеры, стоит принять это к сведению.

Источник: http://womaninc.ru/vospitanie-vezhlivosti-u-detey/

Как воспитать в ребенке вежливость?

Как воспитать в ребенке вежливость?

Задача родителей – показать ребенку, как существовать в обществе. Малыши копируют действия более старшего поколения, они следят за каждым шагом, поэтому так важен личный пример.

И если вдруг внезапно вы понимаете, что ваш ребенок невежлив по отношению к окружающим, то причины может быть две: он либо не скопировал нужную модель поведения, либо не желает ей пользоваться.

В статье будут описаны обе причины и как бороться с каждой из них.

Что делать если ребенок не здоровается? Почему малыш вдруг не поздоровался с соседкой, которую каждый день видит во дворе? Давайте разберемся.

Знает ли малыш, что знакомые при встрече здороваются? Конечно знает, он столько раз это видел, более того, он здоровается с людьми. Просто в этот раз он решил не здороваться, решил проявить свою пассивную силу. При этом малыш знает, что не здороваться – плохо.

Он просто сопротивляется («Вы не заставите меня сказать ни словечка»). Проблема в том, что дети меньше связаны социальными условностями, чем их родители.

Может, ваш ребенок просто воспринимает эту соседку по-другому. Вы считаете, что она хорошая соседка, и она всегда приносит малышу конфеты, а сам малыш думает, что это подозрительная тетка, которая только ищет повода ущипнуть его за щечку или погладить по голове.

Решение этой проблемы не принуждение ребенка делать то, что мы от него хотим. Любой приказ порождает у детей ответное сопротивление. Вместо этого дайте почувствовать ребенку потребность в общении с людьми. Итак, какие будут ваши действия:

Игнорируйте невежливость. Если ребенок не здоровается с человеком, с которым вы беседуете, просто продолжайте разговор, или бросьте фразу вроде «Мы пока еще не умеем как следует здороваться».

Дайте малышу возможность услышать, как о нем говорят. Дети обожают слушать комплименты в свой адрес, а уж если этот комплимент говорится не ему лично, а например бабушке, то счастью нет предела. Достаточно в телефонном разговоре упомянуть, что ребенок очень вежливый и людям нравится, как он с ними здоровается. Реакция последует незамедлительно.

Что делать если ребенок не говорит «волшебные слова»? Гадаете, сколько раз вам еще придется напоминать ребенку говорить «спасибо» и «пожалуйста»? Между тем, корень проблемы лежит в вас самих (впрочем, как в большинстве случаев). Ребенок не говорит «волшебные слова», потому что:

а) Вы не говорите их сами. Вспомните, когда вы в последний раз спрашивали о чем-то продавца в магазине и использовали при этом конструкцию «Скажите, пожалуйста, где…»

б) Вы постоянно напоминаете ребенку, что он забыл сказать «спасибо». Эти напоминания дают знать ему, что вы невысокого мнения о нем, и это расстраивает. Ребенок начинает сознательно и подсознательно сопротивляться вашим методам воспитания.

Что делать? Во-первых и в-главных, подавайте личный пример. При удобном случае хвалите ребенка за проявленную вежливость – дайте ему знать, что вам приятно, когда вам говорят «спасибо».

Если ребенок не произнес само слово, слушайте тон – может быть, ребенок выразил вам свою вежливость изменением интонации.

В конце концов, вам нужен ребенок, знающий цену вежливости, а не глупый попугай, повторяющий как заведенный «спасибо, пожалуйста, спасибо…»

Ребенок не хочет иметь ничего общего с вашими гостями. Вы пригласили на чай лучшую подругу, а когда она пришла, ваш ребенок заявил ей, чтобы она уходила домой? Очень неприятная ситуация.

Ваш малыш тем самым показывает, что ему не нужна компания. Это происходит из-за того, что гости становятся причиной игнорирования ребенка родителями. Только что он был в центре внимания и вот уже ему говорят «Иди поиграй во что-нибудь сам».

Решение этой проблемы состоит в том, чтобы уравновесить эти две крайности.

вовлеките ребенка во взаимодействие. Это не значит, что он должен сидеть с гостями за столом и потягивать вино. Для начала предложите ему написать приглашения и накрыть на стол, а когда гости придут, попросите отнести их верхнюю одежду в гардеробную.

составьте план действий. Предупрежден – значит вооружен. Если вы вместе с ребенком составите план на этот день, он будет в курсе, что ему надо делать и что его ожидает.

предложите альтернативу. Придумайте какое-нибудь занятие для ребенка и заранее его об этом предупредите. Приготовьте и для него что-нибудь вкусное и предложите посмотреть любимый мультфильм. Так как вы заранее спланировали с ребенком его занятия, он не будет чувствовать себя обделенным.

А что делать, если план не составлен, а все приготовления вы сделали сами? Приходят друзья, а им с порога заявляют «Уходите по домам, нам с мамой и так весело».

Проявите твердость и расставьте все точки над i, сказав ребенку, что это ваши гости, и не ему решать, когда им уходить. Затем предложите присоединиться к компании или уйти и не мешать.

Будьте дружелюбными, и ребенок не почувствует, что его обижают. Он сделает свой выбор и займется тем, чем хочет.

 

Источник: http://mei-sonnen.ru/kak-vospitat-v-rebenke-vezhlivost.html

Вежливость: как научить ребенка

Вежливость – как лакмусовая бумажка,  дает понять об уровне  культуры и воспитания в семье. Однако одним детям усвоить общие нормы поведения удается достаточно легко, а общение других оставляет желать лучшего. От чего это зависит и как воспитать вежливого человека, давайте попробуем разобраться вместе.

Читайте также:  Ассертивность, ассертивное поведение в психологии: что это такое и как их развить?

Для начала попробуем определиться с понятием «вежливость» и понять, что именно необходимо знать и уметь малышу.

Что такое вежливость

Вежливость – комплексное понятие, которое предполагает соблюдение многих норм поведения, придуманных в обществе, а вежливым мы привыкли называть внимательного и воспитанного человека, который соблюдает эти правила поведения, умеет правильно установить и поддержать контакт.  

Что же должен уметь ребенок, чтобы его можно было назвать воспитанным и вежливым человеком:

  • здороваться и прощаться,
  • извиняться и благодарить,
  • вежливо просить,
  • считаться с чужими желаниями и просьбами,
  • не указывать пальцем на окружающих,
  • не вмешиваться в разговор без надобности,
  • правильно вести себя за столом,
  • пользоваться столовыми приборами, салфетками и носовым платком,
  • не исследовать прилюдно содержимое своего носа,
  • соблюдать гигиенические процедуры и следить за состоянием своей одежды,
  • правильно вести себя в общественных местах,
  • не мусорить на улице.

Готовы продолжить список? Приглашаем к обсуждению статьи на форуме UAUA.info.

Когда обучать ребенка вежливости

Зачастую родители думают, что о вежливости с ребенком есть смысл говорить где-то после трех лет. Но на самом деле, как говорил знаменитый японский новатор Масару Ибука, после трех уже поздно.

За первый год жизни ребенок проживает грандиозный путь от новорожденного несмышленого крохи до маленького сознательного человечка, который ежедневно учится находить контакт с людьми и высказывать свое мнение. Причем правила вежливого поведения за этот период малыш усваивает не из объяснений родителей или специальных книжек, а наблюдая, как между собой общаются взрослые.

https://www.youtube.com/watch?v=VOpwnvGzXfg

Если вежливое общение в семье для вас норма, если вы, не задумываясь, используете в разговоре друг с другом такие знакомые и простые, но от этого не теряющие своей волшебности «спасибо», «пожалуйста», «будь добра», «извини», «будь здоров», магическим образом эти слова обязательно войдут и в речь вашего малыша. Их положительное влияние на ребенка сложно переоценить, также они, безусловно, важны и для взрослых, главное не забывать об этом в ходе нашей динамичной жизни.

Читай также: Как научить ребенка этикету: полезные игры

На личном примере

В семье, где родители общаются между собой уважительно и вежливо, такой стиль общения становится для малыша привычным, а «волшебные» слова, появляясь в лексиконе крохи рано, остаются там навсегда и используются по назначению без напоминаний взрослых.  

Вы всегда здороваетесь со знакомыми и соседями, вежливо общаетесь с родными и извиняетесь в случае, когда были неправы? Очень скоро вежливость станет неотъемлемой чертой и вашего малыша, ведь лучший пример, который мы подаем детям, это свое собственное поведение. Старайтесь быть честными с малышом: если вы сорвались и сказали грубость, умейте вовремя признать свою вину и исправить ситуацию.

Мама-форумчанка UAUA.

info под ником Kiti пишет: «В нашей семье все стараются разговаривать друг с другом вежливо и уважительно, а если я срываюсь и кричу на сына (чего греха таить, конечно, такое бывает), то, успокоившись, обязательно извиняюсь и объясняю ребенку сложившуюся ситуацию.

Рассказываю, что хоть я и взрослый человек, но тоже не идеальна, устаю и могу в запале несправедливо  говорить злые и обидные вещи, но на самом деле я так не думаю, и очень его люблю. Мы садимся. Обнимаемся, вместе разбираем случившееся, выясняем причины и обязательно делаем выводы на будущее».

Замечательно иллюстрирует важность личного родительского примера в воспитании вежливости у ребенка отрывок из стихотворения Э. Асадова «Воспитать человека».

А что до красот языка родного,

То все хрестоматии – ерунда,

Коль чадо от папочки дорогого

Порой наслышится вдруг такого,

Что гаснут аж лампочки от стыда!

Как быть? Да внушать можно то и сё,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут всё очень сложно и очень просто: —

Будьте хорошими. Вот и всё! 

Читай также: Доступно детям о вежливости

Возрастные кризисы – относимся с пониманием

Большинству родителей знакомы периоды, когда ребенок становится неуправляемым, грубит, не слушается, делает что-то специально. «Опять у тебя кризис…», грустно вздыхаем мы и терпеливо ждем, когда пройдет время и наш малыш снова станет веселым и понимающим ребенком, готовым к взаимодействию и позитивному общению.

В период таких кризисов лучше лишний раз не обострять ситуацию, а спокойно давать ребенку понять, в каких случаях вы считаете, что он поступает некрасиво и ведет себя невежливо, а в каких сделал хорошо и вы, с чистым сердцем, можете похвалить его и назвать вежливым человеком.  

Постарайтесь понимать, что сейчас ребенок воспринимает все «в штыки» совсем не потому, что у него плохой характер, он избалованный и капризный, просто в силу особенностей психологического развития малышу необходимо то и дело проверять границы дозволенного.

Такие периоды возрастных кризисов наиболее благоприятны для того, чтобы научить ребенка сознательно, от души, использовать вежливые слова, демонстрировать корректное поведение, понимать его необходимость. На успехах ребенка необходимо обязательно акцентировать внимание, ведь знать, что родители им гордятся очень важно для каждого.

Читай также: Ребенок не слушается: что делать родителям

Уважаем личность

Каждый ребенок, даже самый маленький – личность, просто мы, родители, часто об этом забываем, будучи уверенными, что знаем лучше как надо.

Сложно требовать от ребенка быть вежливым если он то и дело слышит от взрослых «Не лезь», «Это не твоего ума дело», «Ты еще мал», «Ты этого не поймешь», «Тебе еще рано».

Двойные стандарты по отношению к малышу не приведут ни к чему хорошему, ведь дети очень чутко чувствуют фальшь.

Давайте попробуем придерживаться следующих правил, которые помогут нам воспитать вежливого ребенка:

  • Не оскорблять человеческое достоинство ребенка.
  • Не кричать и использовать грубых слов.
  • Не делать бесконечных замечаний по любому поводу.
  • Интересоваться состоянием ребенка, спрашивать, как он себя чувствует, что думает.
  • Хвалить, обязательно обращать внимание на хорошие поступки.
  • Поощрять самостоятельность и правильное поведение.

Магистр психологии Наталья Карабута: «Эти правила действительно работают, особенно если придерживаться их систематически, построить общение внутри семьи согласно этим принципам. Еще один нюанс: родители должны быть едины в своем мнении, даже если мама или папа не согласны с замечаниями друг друга, постарайтесь не высказывать этого в присутствии ребенка».

Читай также: Как воспитать вежливого ребенка

Сказочные помощники

Книги, сказки и стихотворения, сюжет которых расскажет малышу о необходимости вежливого поведения, замечательные помощники в воспитательном процессе.

На прилавках современных книжных магазинов можно найти достаточный ассортимент изданий на тему вежливости: «Урок вежливости» С.

Маршака, «Азбука вежливости» из серии «Энциклопедия для маленьких вундеркиндов», специальные «Уроки вежливости для малышей» и другие замечательные книжки помогут родителям рассказать ребенку о вежливости как можно полнее. 

На просторах современного интернет-пространства вы легко сможете найти небольшие стишки о вежливости. Разучите их с ребенком и повторяйте, когда малыш будет забывать использовать вежливые слова в своей речи. Такие стихотворения гораздо лучше докучливых напоминаний взрослых помогут ребенку научиться обязательно использовать вежливые слова в ежедневной речи.

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

***

«Добрый вечер», «Добрый день»

Говорить нам всем не лень!

«Утро доброе» мы скажем,

Поутру проснувшись, маме.

Читай также: Уроки вежливости в стихах-загадках!

С ребенком произошла ситуация из которой он не смог выйти с достоинством, забыл о вежливых словах и вел себя не совсем красиво? Вместо родительских нотаций попробуйте придумать и рассказать сказку, сюжет которой перекликался бы с реальными событиями в жизни крохи.

У малыша есть любимый мультипликационный герой? Лучшего помощника для объяснения правил вежливости не найти. Именно любимый Лунтик, МакКуин или Рапунцель обязательно должны решить ситуацию, возникшую в сказочной стране, с помощью вежливых слов.

Например, поразить своей вежливостью злого дракона, да так, чтобы тот полностью изменился, стал добрым, кротким и вежливым. Вот она – волшебная сила слова в действии!

Соблюдайте эти простые правила, будьте терпеливы, относитесь друг к другу с пониманием, и ваш малыш обязательно станет вежливым и внимательным ребенком!

Желаем Вам успехов!

Читай также: Как воспитать вежливого ребенка

Источник: http://www.uaua.info/ot-1-do-3/psihologiya-i-vospitaniye-ot-1-do-3/article-33725-vezhlivost-kak-nauchit-rebenka/

Как воспитать вежливого ребенка?

17 Октябрь 2014      admin74      Главная страница » Воспитание детей      Просмотров:   526

Прошли времена сложного этикета, когда с юных лет детям преподавали правила поведения в обществе.

Это было необходимо, потому что окружающие, относящиеся к тому же сословию, моментально реагировали на появление «белой вороны», не умеющей себя вести, и жестко осуждали не соответствующее обстановке поведение.

Вежливость, умение держать себя почтительно со старшими и доброжелательно с младшими культивировалась как в знатных семьях, так и в простых: детей приучали к определенному типу поведения, свойственному их нации, вере, особенностям происхождения. Основным образцом для подражания была семья.

Что происходит сегодня? Как ведут себя положительные герои на экранах кино и телевидения? С точки зрения вежливости, практически так же, как и отрицательные. И те, и другие говорят при встрече ничего не значащую фразу «Как дела?», после которой могут как обняться, так и пырнуть друг друга ножами.

Все потому, что есть вежливость как форма и вежливость как содержание. В первом случае за словами нет эмоций, это простой ритуал приветствия или прощания. Во втором – вежливость является средством выражения отношения, желания сделать приятное. Здесь важной становится и интонация, и мимика, и жесты.

Вот простые правила, которые позволят сформировать у детей навыки вежливого поведения.

Станьте примером для ребенка

Все понимают, что то, как воспитывать вежливого ребенка, выбирают родители. Самый действенный путь – собственный пример. Но не самый легкий, потому что вежливым нужно быть всегда и везде.

Если вы при ребенке выскажете все, что думаете, соседям, организовавшим протечку в вашей квартире, воспитательнице в детсаду, которая не надела малышу кофту на прогулку, человеку, зазевавшемуся на проезжей части, когда вы выезжали на машине со двора, то грош цена такому воспитанию.

Будьте тактичными

Психологи не советуют делать замечания, касающиеся вежливого поведения, громогласно, привлекая внимание окружающих:

– Снова забыл сказать «спасибо»! Сколько можно повторять?

– Ну-ка, поздоровайся с бабушкой! Это нужно делать без напоминаний.

– А «волшебное слово» сказать? Что, трудно запомнить?

Ребенок, скорее всего, повторит все, что вы скажете, но проявление вежливости будет у него ассоциироваться с неловкой ситуацией, его переживаниями. Так что лучше сделать замечание очень тихо и в следующий раз, когда ребенок проявит вежливость без напоминаний, так же тихо его похвалить.

Не перебарщивайте с воспитанием!

Иногда, прививая ребенку навыки поведения, родители усердствуют слишком сильно. Это касается, например, пожелания «будьте здоровы» при чихании. Взрослые знают, что уместно оно только в знакомой компании или в кругу коллег. Если же вы находитесь в незнакомом окружении, то не стоит смущать этой репликой постороннего человека.

Дети не понимают этих тонкостей этикета, поэтому, услышав, как кто-то чихнул на вокзале, могут со всей непосредственностью закричать на весь зал: «Дядя, будь здоров!» Это может вызвать смех окружающих, и ребенок еще не раз создаст подобную ситуацию, чтобы привлечь к себе внимание.

Некоторые правила вежливости можно объяснить ребенку, когда он станет старше и сможет применять их правильно.

Не акцентируйте внимание детей на отрицательных моделях поведения

Учить вежливости лучше на положительных примерах, игнорируя отрицательные. Это правило касается детей в возрасте до 3,5-4 лет.

Детки в это время часто делают что-то «назло». В этом смысле ситуация, в которой кто-то повел себя грубо, может спровоцировать подражание со стороны ребенка, чтобы еще раз проверить реакцию родителей.

С ребятами постарше можно обсуждать случаи невежливого поведения, помогать им делать собственные выводы.

Также им стоит пояснить, что, если они заметят невежливое поведение в отношении себя или других людей, не надо делать замечания невеже, чтобы не спровоцировать конфликт. Достаточно самому придерживаться установленных правил.

 После серьезной статьи «Как воспитать вежливого ребенка» можно немного улыбнуться! Смотрите ролик «Очень вежливый ребенок»

Источник: http://sonyaclub.ru/kak-vospitat-vezhlivogo-rebenka/

Секреты воспитания вежливого ребенка. морально-нравственный дегенерат за оболочкой вежливости

Мы все хотим воспитать культуру поведения у своих детей. Вежливый ребёнок – это ведь так красиво.

«Как надо просить? Правильно, надо сказать волшебное слово — пожалуйста»
«Что надо сказать? — Спасибо»

— Учим мы своих детей культуре поведения.

Воспитатели хвалят, соседи умиляются, родители наслаждаются плодами своего труда. Но воспитание культуры поведения у детей заключается не в том, чтобы научить ребёнка говорить «волшебные слова», уступать место в общественном транспорте, пропускать вперёд женщин и стариков.

Всё это внешняя оболочка, за которой может скрываться морально-нравственный дегенерат наподобие Дмитрия Виноградова. Родители его научили вежливости, и соседи его выделяли среди других жильцов дома тем, что он никогда не проходил мимо, не поздоровавшись.

Тем не менее, это не остановило его в желании взять винтовку в руки и расстрелять пол-офиса своих сотрудников. Остановить могло другое – нравственное воспитание, что есть не свод правил, не закон, регулирующий социальное поведение.

Нравственность – это воспитание чувств, в первую очередь – чувства сострадания. Сострадание же – это способность чувствовать боль другого человека внутри себя, что не позволяет навредить ему. В Дмитрии Виноградове этого не было.

Как нет этого и в миллионах других людей, в первую очередь, в наших детях.

Читайте также:  Опасность - психология

Оттого и растёт количество морально-нравственных преступлений. Жестоких социальных групп по типу гопников и скинхэдов.

Если бы можно было осуществить нравственное воспитание детей сводом догм или правил, то они бы все уже были записаны в уголовном кодексе любой страны. А наказанием за нарушение хоть одного из них было бы пожизненное заключение. Потому как нравственное падение общества – это огромная угроза для целостности самого общества и каждого его члена в частности.

Никто — ни психологи, ни педагоги, ни культуроведы не могут четко и определённо сказать, в чем заключается
нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Они знают, что на нравственное воспитание влияет семья, окружение, СМИ, но как именно это всё влияет на нравственность ребёнка? — На этот вопрос даёт точный ответ системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Программа нравственного воспитания детей. Наследие первобытной стаи

Проблема отцов и детей существовала во все времена. Предыдущее поколение всегда было недовольно поколением следующим, считало его деморализованным. Но на самом деле такого падения нравственности, которое наблюдается сейчас, не было никогда. Мы можем легко наблюдать, как в нашем, казалось бы – цивилизованном обществе, растёт уровень агрессии.

Ещё никогда в истории нашей страны не было такого количества жестоких убийств и нечеловеческих избиений до полусмерти на почве расовой ненависти, нетерпимости к стилю в одежде и увлечениям других людей. Уже ни один футбольный матч не проходит без массовых драк.

Одна из причин запуска этих разрушительных процессов в обществе одна – отсутствие социально-нравственного воспитания детей. Ещё предыдущее поколение справлялось с существовавшей неприязнью естественным образом.

За духовно нравственное воспитание детей всегда в ответе была кожно-зрительная самка. Именно она воспитывает чувства в наших детях. Будучи воспитательницей, или классной руководительницей, она создаёт эмоциональную связь, словно ниточкой связывает себя и учеников, и по этой ниточке передаёт свою чувственность и сострадательность, научая их тоже чувствовать и сострадать.

И этой же ниточкой она связывает всех своих воспитанников. Поэтому классы, которыми руководит такая учительница – самые дружные. Ярким тому примером служит 11-й класс Московской 405 школы, который стал известен на всю страну, благодаря своему поступку. Ради спасения своей одноклассницы дети пожертвовали собственным выпускным вечером.

К сожалению, такиеклассы – большая редкость…

И не только культурное воспитание детей ложится на плечи потомков кожно-зрительной самки.

Они же, будучи актрисами, телеведущими, журналистами, связывают такой же ниточкой эмоциональной связи всех, кто их слушает, читает, видит.

Говоря о любви, терпимости, важности сострадания и волонтёрской деятельности, они снижают уровень неприязни в обществе, давая нравственное воспитание каждому его члену.

Они хорошо справлялись со своей ролью, беря на себя ответственность за эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. В исторические времена, и даже одно поколение назад. Сейчас же уровень неприязни настолько высок, что кожно-зрительные девочки не могут противостоять его силе.

Куда уходит нравственность?

Неприязнь, ненависть, агрессия – всё это есть результат наших желаний и понимание того, что
желание это не только у нас.

Так же, как в детском саду у ребёнка, который начинает понимать, что не только он хочет «вон ту вот игрушку», появляется чувство агрессии по отношению к другим детям, что тянут свои ручки к «вон той вот игрушке», во взрослом возрасте мы все испытываем те же ощущения.

Но только тут мы не толкаем других и не отбираем силой, поэтому чувство агрессии приходится сдерживать. До сих пор зрительная мера сдерживала этот уровень агрессии. Кожно-зрительные девочки прививали каждому члену общества чувство нравственности. Теперь же этого мало. Объёмы наших желаний слишком высоки.

Хлеба горбушки и водки чекушки нам недостаточно, мы все хотим большего. На столе у нас должны быть деликатесы, а в гардеробе – не одно праздничное платье, а, как минимум, по одному на каждый праздник.

Объём желания растёт, а вместе с ним и агрессия. Поэтому нравственное воспитание необходимо как никогда.

Привить своему ребёнку нормы нравственности и морали можно, если найти чувственную, развитую кожно-зрительную воспитательницу, а затем и классную руководительницу. Но таких сейчас мало, их не хватает на всех детей.

Более того, не понимая своего предназначения и не сумев развиться в достаточной мере, кожно-зрительные девочки вместо того, чтобы снимать уровень неприязни, увеличивают его. Они позволяют себе открыто выражать свою неприязнь к отдельным членам нашего общества, пусть и не самым достойным.

Делают они это с экранов телевизоров, со страниц печатных изданий, подливая масла в огонь.

И даже если вы найдёте для своего ребёнка развитую кожно-зрительную учительницу, он всё равно будет жить в окружении тех людей, кому не повезло с учительницей. Поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно происходить не на уровне отдельного ребёнка, а на уровне всего общества. Только тогда это даст хороший эффект.

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Источник: http://xn—-7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/deti-sistem/sekrety-vospitaniya-vezhlivogo-rebenka-moralno-nravstvennyj-degenerat-za-obolochkoj-vezhlivosti/

Детская вежливость

Добавлено 18.06.2014

Какой ребенок придется вам больше по душе?

Тот, который, придя на детскую площадку, со всеми поздоровался, дружелюбно поиграл с другими детьми, разрешил вашему сыну или дочке поиграть своей машинкой, покатал малыша на каруселях, помог девочке найти её котенка, а на прощание всем сказал «до свидания», или тот, кто, едва появившись на площадке, с громкими криками пробежался по ряду куличиков, отнял у карапуза ведро, обкидал вашего ребенка с головы до ног песком, а на прощание закинул ваш мяч в лужу?

Вы наверняка скажете, что первый ребенок — воспитан, вежлив, знает и соблюдает правила приличия.

Совершенно естественно, что отношение окружающих к такому ребенку всегда будет позитивным, ведь и детям, и взрослым — комфортно находиться с ним рядом.

Итак, вежливость – очень важная нравственная и поведенческая черта личности. Под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения.

Вежливое и культурное поведение ребенка помогает ему устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми, общаться с ними и дружить.

Но вежливость не появляется сама собой, поэтому с самого раннего возраста надо начинать прививать своему ребенку хорошие манеры. И очень важно, чтобы вежливость  ребенка была искренней, а не заученно-«попугайской».

Воспитывая малыша, нужно не только вырабатывать у него привычку говорить добрые, вежливые слова и следовать правилам этикета, но и формировать внутренний мир. Закладывать такие морально-нравственные качества, как: совесть, благородство, бескорыстность, порядочность, — из которых выпастают по-настоящему культурные манеры, любезность, предупредительность,

Вежливая семья

Семья для ребенка – это маленькая модель мира. Именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. В первую очередь, конечно, на своём личном примере.

Если родители воспитанны, доброжелательны к малышу, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением – то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других.

Если кроха постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение?», «пожалуйста», «спасибо!», «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а вежливость станет неотъемлемой чертой его личности.


Вежливые слова и поступки 

Даже двухлетнему ребенку более-менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он вовсю будет пользоваться магической силой этих слов.

До истинной, осознанной вежливости еще далеко.

Чтобы ребенок испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать соответсвующий практический опыт.

Время от времени ребенок будет попадать в различные жизненные ситуации, в которых ему придется выбирать правильную линию поведения.

 Например, если мама попросит своего ребенка дать ей совочек – конечно, он даст ей его, но совсем не обязательно, что он поступит так же вежливо по отношению к соседу по песочнице.

Бывает и наоборот, при чужих людях ребенок старается вести себя хорошо: вежливо разговаривает, выполняет просьбы, убирает за собой игрушки, аккуратно ест вилкой, а наедине с мамой – грубит, не слушается, разбрасывает игрушки, ест руками.

И тут еще, безусловно, играют роль возрастные и психологические особенности малыша. В 2-3 года дети начинают искать пути взаимодействия, «очерчивать» рамки дозволенного.

Так что не удивляйтесь, если ваш малыш вчера так хорошо говорящий «спасибо» и «пожалуйста», сегодня как будто «набрал в рот воды».

Помогайте ребенку понять, в каких ситуациях он поступает вежливо, а в каких некрасиво, и вовремя хвалите и подчеркивайте проявления его культурного поведения.

С вашей помощью, на основе своих собственных опытов, к четырем годам малыш уже усвоит основные нормы поведения. Но чтобы увериться в своей позиции, ему будет необходим новый этап – «ябедничества». Малыш начнет сравнивать поведение и подмечать огрехи других детей: «Он толкается!», «Он не сказал «спасибо!»», «Он ломает чужую машинку!».

И тут задача взрослого подтвердить или опровергнуть правильность замечания ребенка. Благодаря чему ребенок еще больше укрепится в понимании – что хорошо, а что плохо.

Ближе к 6 годам подобные «доносы» за ненадобностью уходят: в сознании малыша уже укрепились нормы правильного, вежливого поведения. Теперь на первом  плане появляется желание произвести хорошее печатление, понравиться другим, показать себя с лучшей стороны. 

Уроки вежливости

Ребенок может стать вежливым, подражая взрослым или из каких-то внутренних неосознанных побуждений. Но, в таком случае, проявления его вежливости будут носить скорее интуитивный характер. Поступая тем или иным образом, ребенок чаще всего будет сомневаться, правильно ли он делает, что может сказаться на его самооценке.

Поэтому, очень важно знакомить детей с правилами этикета и научить соблюдать эти правила в повседневной жизни. Собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести.

Знакомить детей с правилами поведения можно в играх–инсценировках, сюжетно-ролевых играх, настольных играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, этических беседах, при прочтении художественных произведений (например, шуточные стихи Г.Остера). 

«Приятного аппетита» или о культуре поведения за столом во время еды

 — Проследите, чтобы стол, за который садится кроха, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован (салфетками, столовыми приборами, красивой посудой). 

 — Знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд (борщ, плов, омлет и т.д.)

 — Приучайте малыша, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки.  -Учите кроху правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.      — Напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом  — В конце трапезы — обязательно благодарим за еду.


 «Обслужи себя сам» или культурно–гигиенические навыки

— Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки. — Побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком.

 — После каждой игры помогайте малышу убрать игрушки на место.

 — Покажите, как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь. — Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду.

«Милая мамочка» или общение с взрослыми

— Побуждайте малыша выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы.  — Вместе принимайте участие в добрых делах (кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам). — Учите откликаться на состояние взрослого – заботиться, обнимать, жалеть, помогать  и т.д.

 — Подскажите, что можно пользоваться ласковыми (милый, мамочка, бабуля.) и вежливыми словами.

«Дружные ребятки» или общение с детьми

 — Побуждайте кроху проявлять доброжелательность к другим детям (делиться, угощать, жалеть и т.д.)  — Поощряйте интерес к общению с другими детьми, учите называть знакомых детей по имени. 

 — Приучайте детей к совместным играм, на начальном этапе — в играх-хороводах, играх-имитациях.

В рамках данной статьи нет возможности обговорить, как нужно вести себя детям в определенных ситуациях, но безусловно, вы и сами знаете эти правила. Мы лишь предложим вам некоторые темы для общения с вашими детьми:

— Как вести себя на улице, на детской площадке, в магазине, транспорте, поликлинике, театре, музее, лесу.
— Как переходить дорогу. — Как вести себя в детском саду. — Как вести себя в гостях или принимая гостей.  — Как дарить и принимать подарок. — Как вести себя при случайной встрече со знакомыми. — Как общаться с людьми, как разговаривать по телефону.

  Автор статьи Дарья Колдина

Материал к занятию:

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/910/

Ссылка на основную публикацию