Ритуал — психология

Ритуалы в современной жизни человека

Ритуал - психология

Ритуал – «(от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религиозный обряд, торжественная церемония) одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения» [1].

Важность ритуала была осознана еще на самых ранних этапах развития цивилизации и человеческого общества. Без ритуалов инициации невозможно представить себе жизнь древнейших племен и некоторых современных малоразвитых обществ.

Таинство родов, достижение мальчиками 7-летнего возраста, а потом юношеского, переход девушки в статус невесты, становление главы семьи, племени или рода, смерть человека, обряд захоронения – все эти архетипические события сопровождались определенными ритуалами, несущими важный трансформационный смысл. До ритуала и после были совершенно разные реальности, но важным фоном любого ритуала была вписанность в систему общественных отношений. Смысл ритуалов – в упорядочении жизни, возможности внести в нее иное, неявное, архетипическое значение. Лишенные утилитарной функции, ритуалы ценны как вехи психологической жизни общества.

Сегодня, после революций, войн и потрясений, ниспровержения религиозных ценностей ритуал оказался вытесненным из жизни общества в своей классической форме – как таинство. Он сохранился в жизни религиозных сообществ и отдельных народностей.

Но если взять среднестатистического европейца, то его жизнь бедна классическими ритуалами. Однако, потребность в них столь сильна, что человек привнес новые ритуалы в свою повседневность.

Они не столь символичны, лишены помпезного сопровождения и осуществления, но, изменив форму, все еще продолжают существовать и даже активно влиять на повседневную жизнь.

Ритуальная природа Персоны

Интересными ритуалами сопровождается самая насущная тема – отношения противоположных полов.

Издавна на Руси костюмы девушки и замужней женщины имели принципиальные различия (вплоть до разности орнамента вышивки), но сегодня они сглаживаются: и девушки, и женщины могут носить футболки, джинсы, откровенные платья и любые другие наряды, стирающие отличия в их статусе. Однако, если женщина или девушка идет на свидание, сознательно или бессознательно наступает преображение: платье, каблуки, бижутерия, косметика – любое существо женского пола знает, что особенно ценят мужчины. Если раньше украшения нередко имели сакральную символику, отгоняли злых духов, свидетельствовали об уровне благосостояния родителей невесты, то сегодня они используются для привлечения внимания и проявления оригинального вкуса.

Специальный наряд, предназначенный для свидания, сигнализирует о том, что женщина готова к отношениям и заинтересована в них, она нуждается в мужском восхищении, и при правильном поведении мужчины возможно продолжение свидания.

По сути, внешнее преображение – это система невербальных сигналов, которые безошибочно угадываются мужчинами.

Если рассмотреть ритуалы, связанные с одеждой, в других областях человеческих отношений (дресс-код, форма, одежда для праздничных случаев), то в любом случае можно выйти на ее архетипическую функцию.

Сакральный смысл еды

Издревле важные ритуалы были связаны с приемом пищи – например, рядом с умершим клали воду или что-то из пищи «в дорогу», свадьба не мыслилась без обильного угощения, которое имело целью не только сытно накормить присутствующих, но и несло смысл объединения двух родов, выражения доверия (отказ от еды в доме хозяина часто принимался как выражение неуважения, агрессии, угрозы). Сакральное значение еды – именно в выражении любовных или доверительных отношений, закреплении их совместным актом принятия пищи. И сегодня эта традиция не исчезла: часто мужчина приглашает женщину в кафе или ресторан. Совместное принятие пищи сближает, позволяет лучше узнать человека, закрепляет союз. В каких-то странах женщина предпочитает платить за себя сама – этим выражается ее независимость от партнера и некоторое дистанцирование. В славянских странах принято, чтобы мужчина расплачивался за совместную трапезу, и тогда его влияние усиливается – тем самым, женщина подпускает его ближе к себе.

Подарки как ритуальное действо

Мы помним легенду о дарах волхвов (во многих культурах есть феи-дарительницы) – с этим связана традиция дарения в дни рождения человека. Принесение даров – это еще одна древняя ритуальная традиция, распространенная практически во всех известных культурах.

В древности принесение в жертву использовалось для своеобразного обмена материальной вещи (или живого существа) на благодать, защиту от верховного гнева, неприкосновенность племени.

Сегодня эта архетипическая модель работает в самых разных областях: мужчина дарит женщине подарки и цветы, сигнализируя тем самым о своей заинтересованности и, если женщина принимает дары, она принимает обмен и соглашается сопровождать этого мужчину.

Принцип «отдать – принять» работает и в заключении свадеб (приданое, выкуп, калым за невесту или, наоборот, родители невесты могут платить жениху). Если жених вносит выкуп – он фактически «покупает» невесту у родителей, заявляя на нее свои права.

Если платят родители невесты – они вносят залог того, что дальнейшую жизнь жену будет содержать муж (и тогда это тоже передача полномочий). В разных культурах приняты разные традиции, но суть архетипической модели не меняется – материальное приносится в обмен на нематериальное.

Ритуальный союз мужчины и женщины

Если на Руси издавна свадебный ритуал имел свои этапы – до заключения брака (венчания), непосредственно бракосочетание, период после свадьбы – то сегодня они претерпели некоторые изменения.

Люди сами придумывают собственные ритуалы (например, сделать предложение на яхте, перед прыжком с парашютом, в необычном месте), но суть ритуала остается прежней: используется система вербальных и невербальных сигналов, направленных на то, чтобы акцентировать архетипическое событие, придать ему важности и значимости.

До сих пор, делая предложение, мужчина преподносит избраннице кольцо – символ самости, гармонии, завершенности. Кольцо на невербальном уровне означает решение остаться с этим человеком до конца своих дней, необратимость выбора.

Обмен кольцами молодоженов – это принятие своеобразной «метки» об изменении статуса, оно сопровождается клятвой в любви и верности. Круговая структура кольца имеет еще один символический смысл – повторяемость, нелинейность времени. То есть, супруги клянутся быть вместе в вечности, в коловращении любых событий жизни.

У них одинаковые кольца, которые относят их к одной природе, единому целому. Что характерно, предлагается, что они заявляют об этом прилюдно – то есть, в обряде свадьбы ярко ощущается именно социальная природа.

В любом случае, природа ритуала остается выражением социальных отношений. Важно транслировать миру и обществу новый статус человека, подразумевающий обретение им новых качеств.

Конечно, мы сейчас современны, амбициозны, активны, креативны.

Но на каком-то глубинном уровне сохраняется потребность в архетипическом переживании через ритуал – это важное свойство психики, несущее, в том числе, терапевтический потенциал.

Литература

  • 1. Ритуал// Философская энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://goo.gl/Wi2C3P Дата доступа – 19.03.2017.
  • 2. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии — Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1996.
  • 3. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. Москва: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995.

Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/teoriya/pozitsionirovanie/357-ritualy-v-sovremennoj-zhizni-cheloveka

Ритуалы и подсознание

Ритуалы и подсознание

Ритуалы присутствуют в нашей жизни практически во всем, и в привычках, и в общении. Предлагаю вам, задуматься какую роль, в вашей жизни играют ритуалы?

Ритуалы, создают для нас привычный образ жизни, мы не задумываясь, совершаем какое-либо действие или поступок.

Ритуал, это определенный порядок действий заданный той, или иной ситуацией. Назову привычные ритуалы: приветствие, прощание, поведение в группе, аплодисменты, даже чистка зубов является ритуалом. Ритуалы вызывают в нас спокойствие, что все идет, по заведенному порядку и никакого беспокойства не будет.

В этой статье, я хотела коснуться немного другой темы, влияние и механизм действия, каких-то непривычных ритуалов, или действий, для чего-то либо, например, для привлечения денег, ритуалов для похудения, каких-то магических целей, для исполнения желаний.

Итак, каким образом работают ритуалы?

В первую очередь, это зависит от знаковой системы человека. Знаковая система, это как бы сказать, это особенности восприятия мира человеком.

Например, кто-то впадет в транс, и будет слепо исполнять все приказы какой-нибудь ведуньи или «волшебницы», которая будет вас лечить заговорами, обрядами, а на другого человека эта, бабка, совершенно не подействует, для него будет более действенна, работа с психотерапевтом, и он на первых минутах гипноза впадет в глубокий транс. По сути дела, знаковая система, это комплекс верований и убеждений человека, и у всех она совершенно разная.

Во-вторую очередь, наш мозг воспринимает всю информацию практически буквально, например выражение: «У него денег, куры не клюют», создает определенный образ, в котором куры не хотят клевать деньги у кого-то, потому что, их так много, и в итоге, мы понимаем, что человек богат. С помощью метафоры, наше подсознание воспринимает информацию проще и легче, чем прямые указания. Прямые указания хороши для нашего разума, а вот с подсознанием такие фокусы не получаются.

Вернемся к ритуалам, по сути дела, ритуалы это игровая деятельность, и она являлась всегда обучающей для человека. Вспомните детство, мы играли в магазин, в семью, в больницу и т.д., именно с помощью игры, с помощью метафоры и образов, в наше подсознание закладывались определенные программы поведения, и отношение к людям, наши привычки и мировоззрения.

Поэтому, для подсознания, все действия, выполняемые во время ритуала, являются реальными, и для него нет никаких сомнений, в том что, это все мы делаем, рационально, и действенно.

Читайте также:  Просто жить - это слишком мало - психология

С помощью ритуала, мы создаем определенную программу поведения для подсознания, тем более, что мы сознательно, представляем позитивную картину выполняемого действия, здесь совпадает два немаловажных фактора, одобрение сознания и принятие этих образов на уровне подсознания.

Ведь, подсознание, постоянно заботится о нашем благополучии, и заложенные там программы и установки направлены на наше благополучие.

Проблема состоит в том, что для него не существует нашего возраста, и если у вас была травмирующая ситуация в 6 лет, и подсознание выработало определенный вид поведения, или сформулировало какую-то защиту от той ситуации, то даже, если вам сейчас уже за 30, и вдруг повторится похожая ситуация, вы среагируете, или поведете себя так, как было выработано подсознанием в 6 лет.

Именно поэтому, ритуалы имеют, хороший психотерапевтический эффект, и часто применяются в работе психолога и психотерапевта с клиентами, имеющими негативные установки, заложенные давным-давно.

Вот, в принципе и все, что я хотела рассказать о ритуалах, может это коротко, но более доступно, не хотелось углубляться в научные термины, хотя если, кого заинтересует более подробная информация о ритуалах, пишите в комментариях, я тогда, подготовлю более подробную статью.

                         

   

        —><\p>

Источник: https://magia-stroinosti.ru/ritualy-i-podsoznanie/

Что такое ритуалы?

Что такое ритуал?

Ритуал (лат. ritualis — обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») — совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что ритуал является частным случаем более широкого понятия — обычай.

Что такое ритуал? Радислав Гандапас приводит следующее определение: «это церемония, состоящая из набора действий, повторяющихся в определенной последовательности, в соответствии с заданным порядком».

Ритуалы для того и создаются, чтобы их можно было легко воспроизводить бесконечное число раз. В ритуалах недопустимы непредсказуемые моменты и новые вариации. Допускаются мелкие отклонения, но, по большому счету, ритуальные действия всегда едины.

И люди, воспроизводящие ритуал, строго контролируют правильность его исполнения.

Ритуалы многообразны, но в их содержании всегда есть некое общее зерно, некая составляющая. Как правило, это повторяемое, театрализованное, специально обставленное переживание определенного момента, имеющего особую важность для племени, народа или организации.

Например, фрагмент из прошлого: рождение основателя, историческая победа, зарождение нации или религии. Или его смерть и возрождение. Также символически значимый этап жизни – посвящение. Сюда можно включить присвоение нового имени и выяснение своего предназначения.

Ритуал – это игровое изображение того или иного момента, при котором участники берут на себя четко прописанные роли.

Ритуалы могут быть и импровизированными, и даже разовыми, но сохраняют при этом свой символизм.

«Бывший министр обороны при Ельцине — Павел Грачев рассказывал, как закрепился ближний круг президента: «Когда Россия фактически получила свою независимость в августе 1991-го, после этих событий мы собрались у него и пошли в лес. Человек шесть-семь было. Борис Николаевич сам предложил: “Давайте брататься.

Я вас в жизни никого не кину, и давайте клясться на крови”. Взяли нож, порезали друг другу руки и стали лизать кровь…» О подобной клятве поведал бывший охранник президента Александр Коржаков в своих мемуарах.

В чем заключается назначение ритуала? Безусловно, оно дает чувство единения. Это переживание объединяет людей на пути к сверхзадаче, которую перед ними ставят. Оно не дает человеку почувствовать свою инаковость, претендовать на особое положение.

Ритуал констатирует однородность исполнителей. «Мы с тобою одной крови». Также закрепляет корпоративные или религиозные нормы.

Когда человек находится в измененном состоянии сознания, под властью ритуала, ему трудно сопротивляться этим нормам, трудно ставить их под сомнение. Он принимает их и испытывает облегчение.

Ритуал позволяет насаждать корпоративную и политическую идеологию, ощущение принадлежности к группе. Он закрепляет в сознании общие цели, открывает перед людьми понимание пути, принадлежности к истории. Соединяет для них прошлое и будущее.

Для примитивных племен ритуалы – это одна из главных форм совместного бытия. Ритуалы организуют и упорядочивают жизнь группы или племени.

Они регулируют многие события и аспекты в жизни этих людей, от брачных отношений до сбора урожая.

Ритуалы обеспечивают связь с богами, предками и иными потусторонними покровителями, а, в конечном счете – чувство безопасности и защищенности от внешних угроз.

Подобные  эффекты ритуала могут и сегодня играть значимую роль для отдельной организации (нации). Главный практический смысл ритуала в контексте лидерского влияния состоит в том, что ритуал приводит участников в нужное настроение, задает правильные ожидания. Он приучает людей совершать предписанные действия беспрекословно. Не задумываясь. Автоматически.

Не раздумывая над смыслом и не пытаясь объяснить его себе. Туземцы, пляшущие на празднике урожая, хиппующие менеджеры, приехавшие на фестиваль «Горящий человек» в пустыне Невады, чтобы раздеться догола и расширить сознание под действием ЛСД, или молодожены, венчающиеся в церкви, не задаются вопросом, почему они так делают. Они пришли – и этого достаточно.

Это-то и есть самое важное для лидера.

Ритуал снижает уровень интеллекта последователей лидера – или, во всяком случае, их умственную активность. Еще Гюстав Лебон заметил, что люди в своей высшей нервной деятельности отличаются друг от друга, но в части базовых мыслительных процессов практически идентичны.

В толпе различия исчезают, а базовые процессы усиливаются ввиду их однонаправленности.

«Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе, – писал Густов Лебон.

 – Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации».

Ритуал практически всегда лишен рационального объяснения. Ритуал может быть смешон. Он может быть абсурден. Его форма может не выдерживать никакой критики.

Последовательность ритуальных действий, на взгляд постороннего человека, может быть произвольной. Истинное предназначение и происхождение ритуала могут объяснить лишь антропологи и знатоки древних текстов.

Но для людей, выполняющих ритуал, эти объяснения не будут иметь никакого практического смысла.

Многочисленные последователи лидера выполняют предписанные им ритуалы многократно и тщательно. Выполняя ритуальное действие, они живут в особом пространстве мифа со своими координатами и своей системой смыслов. Со своей игровой, мифологизированной целью, которую и преследуют участники ритуала.

Дело не только в автоматизме, но и в эмоциональном отклике, который вызывают ритуальные действия. Ритуал должен быть приятен для тех, кто его исполняет. Он может вызывать страх или дрожь, но при этом и радость предвкушения.

Ожидание ритуала, подготовка к ритуалу всегда обставляется особым образом. Это тоже часть ритуала, обеспечивающая правильные ожидания участников, задающая правильные эмоции. Они должны хотеть совершать ритуал, ждать этого.

Если ритуал лишается эмоциональной окраски и превращается в ненавистную рутину, он перестает работать. А авторитет лидера разрушается.

Под воздействием ритуалов, последователи (подчиненные) берут за правило именно такое, не предполагающее сомнений отношение к поступкам и распоряжениям руководителя. Таким образом, задача ритуала – поддерживать лидерство в актуальном состоянии. Ритуалы способствуют влиянию лидера на тот случай, когда ему понадобится что-то сделать, а чаще что-то потребовать.

Церковь, армия, секты, монашеские ордена – кузницы исполнительского мышления. Они с помощью догматики, тренировки и ритуалов насаждают образец поведения: быстро сделать, а уже потом задаваться вопросом: «Зачем?». Ну, или вообще не задаваться данным вопросом.

В современных структурах немало ритуалов, связанных с опасностью для жизни или подразумевающих такую опасность. Ритуалы посвящения в число верующих, воинов или членов братства проводят человека через смерть. Хотя обычно это столкновение со смертью – символическое.

https://www.youtube.com/watch?v=RzHrFEMdBNg

В процессе посвящения в христианство центральную роль играет утопление и последующее «воскрешение», начало новой жизни. Принятие монашества предполагает «снятие головы» – пострижение. В иудаизме и мусульманстве новообращенные сталкиваются с обрезанием.

В армии один из ритуалов посвящения в «деды» – символическое избиение пряжкой солдатского ремня. Моряки-подводники, проходящие инициацию, должны выпить забортной воды и коснуться лбом качающейся под потолком кувалды.

Риск для жизни немалый, если не усвоить простые правила поведения во время ритуала.

Ритуалы обязательно предполагают выдержку и стойкость. Подростки, проходящие инициацию, обязаны вести себя мужественно. Во время обряда нельзя дергаться, кричать от боли, даже стонать.

Отступление от этих правил строго карается. Во время исполнения ритуалов недопустимо смеяться, выказывать свое неуважение или пренебрежение к происходящему. Нельзя зевать, расслабляться.

Все это может разрушить созданную атмосферу, паттерны, контекст.

Не все ритуалы придумываются лидерами. Многие из них существуют десятки лет, и сейчас уже совершенно невозможно определить, кто же придумал их проводить. Лидер может просто опереться на уже существующий ритуал.

Это особенно уместно в тех случаях, когда лидер провозглашает, что получил свою власть и влияние свыше. Если лидер «послан сверху» богами, то естественно, что он подкрепляет свое влияние ритуалом, также данным богами.

Руководствуясь этой логикой, лидеры крупных церквей превозносят и воспевают традиционные порядки.

Президенты стран, где имеет место конкурентная политика, апеллируют к устоявшейся демократической процедуре или к независимости суда.

Руководители компаний, основанных легендарными личностями, отсылают всех сомневающихся к идеалам основателя и ритуалам, которые тот сочинил и утвердил. Так сложилось веками и новым умам не постигнуть сей догмат.

Яркие, энергичные личности стремятся создавать собственные ритуалы, иногда переписывая под себя версии существующих. Ритуал собственного изобретения заметно усиливает лидерское влияние. Его участники не забывают, кого они чтут своими действиями, кто подарил им эту радость причастности и вовлеченности.

Нужно отметить при этом, что сам создатель ритуала соблюдает определенную дистанцию между собой и людьми. Лидер может присутствовать на этом действе (хотя и это вовсе не обязательно). Он может играть роль божества, которому поклоняются в этом ритуале, и распорядителя, отправляющего ритуал.

Но он ни в коем случае не участвует в ритуале наравне с рядовыми адептами или последователями! Он дистанцируется от организационных вопросов и мелочей. Посмотрите на священника во время литургии или главнокомандующего во время парада.

В их поведении, в манере держать себя вы с легкостью найдете множество отличий от поведения прихожан или рядовых солдат. Лидер специально «отодвигается» в сторону, держась отстраненно.

Это позволяет подчиненным возможность самим выработать решение в соответствии с правилами ритуала.

В итоге жизнеспособность ритуала определяет уже не лидер, а подчиненные. Исполнители сами его воспроизводят, все больше усложняя с каждым годом. При этом следя, чтобы новички выполняли все предписанные правила.

Для того чтобы разрушить ритуал, нужно просто проанализировав, разобрать все составляющие и задать самый главный вопрос – Зачем? В повседневной жизни люди не задумываясь, исполняют огромное количество ритуалов, порой деструктивно влияющих на жизнь. «Зачем?» и «Кому это выгодно?», — отличные контрольные вопросы для выявления скрытого воздействия.

Лидер своей жизни создает собственные ритуалы для себя и других, а не исполняет чужие. Старайтесь в нужный момент, перед исполнением, какого-либо повседневного ритуала, сделать паузу и задуматься. Именно так поступают лидеры своей жизни!

(С) Ссылка для публикаций — http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/08/blog-post_26.

html

Источник: http://www.xn--80aefehgbmmrrx4a9b.xn--p1ai/2014/08/blog-post_26.html

Аналитический ритуал

Аналитический ритуал

Ведение определенных правил в оформлении правил и обстановки, в которой будет происходить аналитический ритуал, не случайно.

Внешние элементы анализа, от интерьера помещения до оплаты и частоты встреч должны быть формализованы, потому что в том месте, где будет происходить терапия, клиент раскроет всю свою душу, там будет происходить психическая трансформация.

Карл Густав Юнг даже отождествлял место для анализа с темносом – специально отведенным местом для встречи с богами в древних культовых сооружениях. Столкновение с сакральным, бессмертным, тайным требует защищенного пространства. Пространство для анализа будет накапливать энергию бессознательного.

Юнг использовал такую метафору для этого: место для анализа сродни сосуду в алхимии, где происходит превращение одного вещества в другое. Не стоит, конечно, выпускать из внимания, что в анализе не происходит чего-то сверхъестественного. Все процессы и духовное исцеление может происходить и без психотерапии.

Не правильно приписывать успешный результат терапии исключительно аналитику. Здесь большая заслуга в роли самого клиента, а также судьбы, природы или Бога. Анализ, например, можно даже сравнить с машиной времени, при помощи которой концентрируется энергия участников и ускоряет темп происходящих событий. Анализ дает стимул психической жизни.

Вполне возможно, что благодаря ему человек проживет в жизни то, что должен. Исходя из этого можно утверждать, что анализ услуживает судьбе. Хотя, пытаясь внести сознание в бессознательное, мы, по сути, противоречим природе. Но природой предусмотрены лишь механические сценарии, доведенные до автоматизма. А человек стремится к нечто большему, расширению сознания. Из этого возникает конфликт, противоречия между природой и душой. Этот конфликт Юнг взял за основу для своего аналитического метода.

  О групповой терапии

Если заглянуть в далекое прошлое, на древние культовые церемонии или любые другие ритуалы, то можно увидеть, что они не только аккумулировали энергию не только на достижение желаемого результата, но и на защиту самого участника ритуала, ведь переживание сверхъестественных сил может нанести ущерб.

Когда перед Семелой, по ее же настоянию явился Зевс, она умерла от такого потрясения. Поэтому необходимо быть изворотливым и находчивым, чтобы совладать с ситуацией. Можно еще привести множество примеров из древних мифов, ведь Господь не случайно воззвал из горящего куста.

Персей же, желая победить Медузу Горгону, смотрел на нее через зеркальный щит. Если выражаться научным языком, то анализ должен создавать некоторые границы, определять дистанцию для Эго и бессознательного. Иначе Эго, если не будет подготовлено и настроено на открытие силам архаической природы, может не выдержать под силами бессознательного.

Как раз для защиты клиента от подобных последствий вводятся правила терапии, а не для того, чтобы слепо следовать медицинским традициям. В эти правила входит обращаться к психотерапевту на «вы», не искать встречи с ним во время, не предусмотренное для сеансов.

Это не для того, чтобы как-то ограничить клиента, а для того, чтобы процесс терапии был эффективным. При достижении определенной дистанции между клиентом и терапевтом и создаются уникальные условия для общения. Ведь если точки будут находиться в одном и том же месте, между ними не возникнет никакой взаимосвязи.

Даже физическое расстояние между участниками процесса определяет их психическую дистанцию. Здесь и будут проходит ритуалы, в это место будут являться боги, здесь будут происходить самые сокровенные психологические процессы.

Не смотря на то, что такие правила могут  создать впечатление искусственности процесса, эта искусственность продиктована теми нежелательными последствиями, которые действительно могут возникнуть в процессе сотрудничества. Юнг утверждал, что только то, что находится на расстоянии можно соединить должным образом.

Также для всего аналитического процесса важно не столько то, что будет задано аналитиком, а то, что будет продиктовано самим клиентом. Ведь то место, где будет проходить терапия должна в первую очередь соответствовать его душе.

Важно, чтобы он смог создать те условия, в которых будет комфортно именно ему, где он сможет полностью раскрыться и довериться своему собеседнику. Поэтому здесь имеет место и внешние условия.

В большинстве случаев, аналитики проводят беседы с клиентами в тихом и уютном помещении с мягким светом и при закрытых дверях. Хотя бывают и различные ситуации.

Так, английский психоаналитик Винникотт приводил пример, что во время сеанса у него в доме чинили замок и этот шум помог выявить ценный для клиента материал. Бывает, что клиенты остро реагируют на смену помещения для сеансов.

Человек как будто теряет свой «темнос», который создавался на протяжении предыдущих встреч в старом помещении. Клиенту необходимо сделать что-то такое, чтобы каждая вещь в приемной вызывала у него свою определенную ассоциацию. Аналитик – это тот человек, который существует для того, чтобы помочь клиенту в помощи самому себе, а приемная – это место, где человек будет делать то, что будет приносить ему моральное удовлетворение.

  Мозг и психическая деятельность

 Вообще, есть определенные договоренности, которые необходимо обсудить в начале терапии. Не смотря на то, что есть аналитики, которые предпочитают начинать сеанс с простой беседы, которая впоследствии перерастет в анализ.

Но тем не менее, о формальностях все же стоит упомянуть. Они не представляются все и сразу перед клиентом в первые же минуты общения, и их нарушение не приведет к каким-либо серьезным последствиям. Здесь к таким правилам стоит больше относиться как к жесту взаимоуважения.

Они должны быть приняты клиентом всецело и стать своеобразным символом ответственности за его же развитие.

__________________

И еще…

Искал информацию о фильтрах для воды в сети.  Нашел интересное про системы очистки воды для квартиры на сайте http://aquaopt.com.ua/. Для современной жизни, исходя из экологической обстановки в мире, это очень актуально.

Источник: http://www.berdof.com/analiticheskij-ritual/

2.1 Психология ритуалов и культовых действий

Культовые действия, именуемые в христианстве таинствами, совершаются коллективно, с помощью которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия.

В православии и в католической вере существуют семь таинств, у лютеран — крещение и причащение, а у Англиканской церкви — крещение, причащение, брак.

В религиозных системах представления о священном представляют мифологическую форму и выливаются в культовые действия, в первобытном обществе культовые действия были совместно с процессом материального производства и общественной жизни не выделяясь в самостоятельный вид деятельности Романин, А. Н. Практическая психология философии и религии (курс лекций) / А. Н. Романин. — М.: Говорящая книга, 2012. — 528 с..

Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации, складываясь из лиц, совместно выполняющих культовые действия, обладая разной степенью устойчивости.

Они могут образовываться на основе объединения одних и тех же лиц и в разовом порядке для совершения того или иного обряда. Действия проводя регулярно в одном и том же месте, нося устойчивый характер. Но культовое сообщество распадается только тогда, когда заканчиваются культовые действия.

Но в религиозной системе им принадлежит важная роль, так как обряды охватывают все сферы жизнедеятельности человека, обладая своими качественными особенностями.

Проводятся службы для церковного прославления святых, в также в честь чудотворных икон.

Обязательными являются ежегодные культовые действия на православные праздники, воскресение Христово, Рождество Богородицы, Крещение Господне, Преображение Господне, Сошествие Святого духа на апостолов (День Святой Троицы), которые образуют годичный круг богослужения.

В связи с этим, одни и те же культовые действия с точки зрения материального и естественного содержания приобретают в разных религиях свое отличие и идейно-символическое содержание Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2008.-234с..

Особенности ритуала выявляются лучше всего при сопоставлении с другими жанрами поведения, как несимволическими, так и символическими.

Ритуал относится к числу символических форм поведения, констатируя своего рода реальность, а не условность.

Ритуал — это символика без оглядки на материальную сторону бытия, не давая возможность приблизиться и даже заново пережить, то чем должен человек руководствоваться в жизни.

В связи с тем, что религиозность это в первую очередь проблема человека, то и выбор духовных ценностей происходит дифференцированно, у одних это глубокий процесс, который связан со многими определенными составляющими психики, а у других он проявляется поверхностно, на основании этого и происходит формирование конкретной религиозной личности.

Определенное стремление человека к познанию вселенной, самого себя и процессов в окружающем мире вечно, Невозможно охватить огромное количество научной информации накопленной человечеством, а процесс познания продолжается.

Осваивая основные принципы, понятия и факты соответствующей науки, человек находит для себя ориентиры, чтобы в последующем воспользоваться приобретенными знаниями.

Существуют знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в определенной области, но есть знания, которые необходимы для становления каждого человека как личности, с целью формирования его духовной культуры, вот к такому роду знаний относится религиоведение.

Таким образом, проблема сущности и природы религии сегодня становится предельно актуальной.

Не одно поколение ученых пыталось разобраться в религиозных вопросах, написано огромное количество литературы, споры не утихают до сих пор и высказываются различные точки зрения касаемые сущности религии и перспектив ее развития.

Одна из особенностей религии состоит в том, что она представляет определенный пласт культуры, который связан с опытом массового сознания, с нравственным многовековым наследием. Это способ каждодневного поведения, в котором решающая роль принадлежит не доводам разума и логики, а обыденное сознание Ардашкин И.Б. Психология религий: Учебное пособие — Томск, 2010-45с..

В ритуале человек не принадлежит себе в повседневной жизни. В ритуале представлен другой тип освоения- человек распространяет свою внутреннюю сущность, способность к творчеству. Поэтому ритуал все чаще рассматривается в качестве первоисточника будущих искусств, науки и философии.

Отмечено, что когда начинается разговор о ритуале и других формах поведения, его естественным аргументом считается обычай. Уже в самом первом приближении существует два уровня протекания жизни человека. Один из них направлен на выполнение ритуальной программы жизни, а другой на уровень повседневной жизни и быта, что является не самоценным в отличие от ритуального поведения.

Создается впечатление, что ритуал и обычай являются крайними точками в сфере символических форм поведения регламентирующих форму поведения.

Необходимо отметить, что главный ритуал, это основной календарный обряд, который совершается на стыке старого и нового года. Остальные ритуалы имеют свои продолжения, но уже на более низких уровнях ритуального текста традиции Борунков,Ю.Ф.. Яблоков И.Н., Никонов К.И.. Основы религиоведения. — М.: Высшая школа, 2008. — 69 с..

Одним из главных условий действенности ритуала и других форм поведения, обозначенных в общих чертах, позволяет уточнить некоторые вопросы их соотношения.

Ритуал — это всегда событие, обозначающий некий период в жизни коллектива или отдельно взятого человека, в то время как система ритуалов направлена, прежде всего на урегулирование не только социальных, но и определенных моделей функционирования ритуала с точки зрения данного коллектива обеспечивая его благополучие.

Одним из важнейших условий ритуала считается его соотнесение с определенной точкой во времени и пространстве. К такому выводу можно прийти, если под обычаем понимать любое регламентированное поведение.

С изложенной точки зрения на соотношение ритуала и других форм поведения не вполне корректной представляется широко распространенная схема, согласно которой ритуал рассматривается в качестве «особой разновидности обычая».

2.2 Ритуал как невербальная коммутация

Невербальная коммутация — это обмен невербальными сообщениями между людьми, которая возможна в каждой культуре, где закреплено определенное значение, которое понятно всем окружающим, а случае необходимости возможно придание смысла, который будет понятен лишь нескольким посвященным, это например кашель, может стать определенным сигналом, который предупреждает о прибытии начальства.

Невербальные сообщения способны передавать определенную информацию, в первую очередь о личности коммуникатора, об их отношениях друг с другом, типе их отношений, а также и динамике взаимоотношений. Также это информация и об отношениях участников коммуникации к самой ситуации Касьянов В.В.. Социология массовой коммуникации. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 432 с..

В большинстве случаев мы не утруждаем себя сознательными размышлениями о том, каким образом приветствовать других людей, как дать понять собеседнику, что теперь настала наша очередь говорить, как показать партнеру, что мы верим его словам, или каким образом следует с ним попрощаться.

Мы совершаем все эти действия для структурирования взаимодействия — для регулирования процессов вступления во взаимодействие, обмена репликами и расставания. Однако, как показано далее, эти действия также богаты содержанием.

Когда они становятся предметом нашего сознательного размышления, мы начинаем понимать всю важность заключенных в них посланий.

Под невербальным (поведенческим) ритуалом понимаются определенные действия, совершающиеся в строго определенном порядке и сопровождающие речевое высказывание (простертые вверх руки, приклоненная голова, взмах кадилом при совершении обряда внутреннего (духовного) и внешнего (телесного) очищения; склонение головы как знак смирения; коленопреклонение, как знак мольбы или благодарности Всевышнему; осенение себя крестным знамением как знак ограждения верующего от опасности, врагов, страстей).

По типу физического восприятия религиозные знаки религиозного могут быть слуховыми или акустическими (звон колокола, призыв к началу и окончанию коллективной молитвы), оптическими или визуальными (поклоны, элементы одежды священнослужителей), осязательными или вкусовыми (ароматические бальзамы и благовония), тактильными (ритуальное целование иконы, целование поручи священнослужителя). По степени абстракции в представляется возможным выделить знаки-копии (иконы) и знаки-символы.

Среди жанров религии именно молитва и исповедь наряду с вербальным, имеют и невербальный компонент в своей структуре Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2008. — 158 с..

Одним наиболее характерных жанров в религии является молитва. Молитва предполагает обращение, просьбу, мольбу, при этом обратной связи не существует, она не обладает вербальным выражением.

Чаще всего молитва развивается на основании определенного сценария: просьба, мольба, выражение благодарности.

По форме молитва представляет монолог, но вместе с тем это и определенный признак диалогности, так как верующий в период молитвы находится в постоянном диалоге с Богом. Сознание предполагает мысленный ответ самому себе.

Произнося молитву, человек мысленно определяет для себя всевозможные ответы, которые приемлемы для его вопрошания.

Исповедь является одним из семи таинств церкви, в котором вопрошаемому прощаются содеянные им грехи и дается благодатная помощь на исправление жизни. Роль священника в этом случае — внимательно выслушать все, что сказано человеком, согласиться с правильностью проведенной оценки, одобрить его желание и готовность раскаяться и встать на путь исправления.

Выговариваясь перед священником, человек в душе исповедуется перед самим собой. Ритуал играет важную роль в религии. Церковный ритуал ценен традиционностью и эмоциональностью.

Все события происходящие в жизни человека сопровождаются не просто ритуалом, но и переживаются на основании совершения ритуала будь то крещение, рождение или смерть.

В конечном счете, религия строится на обрядовой стратегии

Важную роль в религии играет ритуал. Только в религии выделяется такой жанр как «безмолвная внутренняя молитва».

В любом другом типе первое место принадлежит речевой деятельности, только в религии ритуал доведен до своей высшей ступени, являясь основой религиозного общения, где на первом месте ритуал, установленный порядок обрядовых действий при совершении религиозного действа Касьянов В.В.. Социология массовой коммуникации. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 212 с..

Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения.

Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением.

Все остальные правила различны.

Невербальная коммутация это обмен невербальными сообщениями между людьми, которая возможна в каждой культуре, где закреплено определенное значение, которое понятно всем окружающим, а случае необходимости возможно придание смысла, который будет понятен лишь нескольким посвященным, это например кашель, может стать определенным сигналом, который предупреждает о прибытии начальства.

Невербальные сообщения способны передавать определенную информацию, в первую очередь о личности коммуникатора, об их отношениях друг с другом, типе их отношений, а также и динамике взаимоотношений. Это также информация и об отношениях участников коммуникации к самой ситуации.

Невербальные сообщения всегда ситуативны, можно понять состояние участников, но нет возможности получить информацию об отсутствующих предметах или происшествиях.

Невербальные сообщения считаются синтетичными и их невозможно разложить на отдельные составляющие, они обычно непроизвольны и спонтанны Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М. 2008.- 289с..

В основе невербальной коммутации существуют два источника — социальный и биологический, приобретенный и врожденный.

Даже в том случае, когда люди хотят скрыть свои намерения, они могут контролировать свою речь, но при присутствии невербальной коммутации такое поведение контролю практические не поддается.

Элементы невербальной коммутации способствуют лучшему понятию способов, с помощью которых находит свое отражение межкультурный смысл общения.

Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, она является важнейшим элементом невербальной коммутации, именно по выражению лица позволяет получать информацию понимать вас партнер или нет. Именно мимика позволяет показать эмоции заключающиеся то ли в печати или в радости, отвращении или гневе. Считается, что в выражении лица участвует 55 компонентов.

При проведении исследования поведения представителей разных культур было установлено. Что при общении люди разнообразных культур используют разные виды прикосновений к своим собеседникам, это рукопожатие, поцелуи, поглаживания и т.д.

Как показали исследования на основании прикосновений процесс коммутации может быть разнообразный в зависимости от того как протекает процесс и с какой эффективностью. Существует даже такое мнение, что люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах в зависимости от цели и характера.

Источник: http://rel.bobrodobro.ru/3545

Ссылка на основную публикацию