Ценностные ориентации шизоида — психология

А. П. Егидес. Как научиться разбираться в людях

^

У шизоидов они самые разнообразные. Но лежат прежде всего в области

теории. А чего касается эта теория — это уже вопрос второй. Философия,

математика, теоретическая этика, эстетика (в большей степени, чем

искусствоведение), но скорее искусствоведение, чем собственно искусство. Они

чаще музыковеды, чем музыканты. Могут быть и музыкантами, но не эстрадными.

Шизоиды интересуются сложной, серьезной музыкой — классической или

современной, но серьезной. Они философы, на основе работ которых строится

политика, но не политики как таковые.

^

То, что шизоид не наводит порядок, а плывет по воле волн своей

творческой стихии, тесно сопряжено и с тем, что он не ставит перед собой

целей и не достигает их. Ему что-то кажется интересным — он этим занимается.

Это «что-то» может оказаться продуктивным, тогда он напрягается и ставит

некую задачу. Какие-то мелкие цели он все же ставит, нельзя же совсем без

них, но не большие долгосрочные цели. По сравнению с паранойяльным шизоид

человек вовсе безвольный. Даже по сравнению с истероидом он существенно

менее волевой.

Шизоиды не вырабатывают программу действий, а творят себе свободно, как

бог на душу положит. Шизоида интересует процесс, а не результат. Он может

копаться в теме, в книгах, в бумагах, в проводках, комбинируя, перестраивая,

любуясь, делая выписки, теряя их, снова воспроизводя, и забывает при этом о

времени.

Для дифференциального диагноза напомним: психастеноиды мучаются и долго

не могут выработать программу действий. Истероиды и эпилептоиды

придерживаются программ, выработанных другими людьми, причем истероиды

мечутся от программы к программе, а эпилептоиды консервативно придерживаются

раз и навсегда выработанной программы.

Если шизоид не ставит перед собой целей, то тем более он не берет на

себя мисси мессии, как это делает паранойяльный. Ему так спокойней, и возле

него поэтому спокойней.

Можно сказать даже, что у шизоида (как и у гипертима) поведение не

волевое, а полевое, его деятельность зависит от того, что попадает в поле

его внимания. У истероида оно все-таки уже волевое, у эпилептоида

определенно волевое, а у паранойяльного и того больше.

Шизоид — не эпилептоид. Для него чувство родины менее значимо, чем

принадлежность к мыслящему человечеству.

Он легко переедет в другой город, в другую страну, где ему дадут

больший простор для творчества. Для него важнее генетика как наука, чем

достижения генетики в сельском хозяйстве собственной страны. Важнее физика

сама по себе, чем создать или предотвратить создание ядерного оружия для

пользы своей державы. Это они едут в Штаты и создают там оружие против

родины. Но отнюдь не только ради более высокой оплаты. Для них главное —

заняться наукой, что им на родине не всегда обеспечивают. Прагматичные

американцы, а теперь уже даже и страны «третьего мира» переманивают таких

шизоидов. И вот они уже «предатели», безродные космополиты, отщепенцы — так

было при Сталине, Хрущеве, Брежневе.

Источник: http://userdocs.ru/psihologiya/9787/index.html?page=98

Влияние ценностных ориентаций на психологические отношения в паре

Психологи придумали большое количество упрощенных формул гармоничных отношений в личной жизни. Один психолог пишет о формуле счастливой семьи. Другой психолог пишет о формуле счастливой личной жизни вообще (в семье или вне семьи – без разницы).

Третий психолог настаивает на том, что счастье в личной жизни не равно гармонии, но он придумал формулу пусть не обязательно счастливых, но гарантированно гармоничных отношений в личной жизни. Психологи – они такие.

Психологам хочется открыть что-то новое, полезное, доброе, поделиться этим с людьми и гарантировать им избавление от всех психологических проблем.

На самом деле, формулы счастливой (или хотя бы гармоничной) личной жизни в психологии не существует.

Во-первых, формула предполагает точные вычисления с однозначным гарантированным результатом, а это встречается, например, в экспериментальной психологии, в психологической диагностике, в математических методах в психологии, но никак не в психотерапии и не в психологическом консультировании семейных или несемейных пар. Потому что психология, как наука, изредка бывает точной, но психология, как искусство и ремесло помощи людям может быть логичной и эффективной, но точной в математическом смысле этого слова – маловероятно.

Во-вторых, несмотря на то, что великий русский писатель Лев Толстой начал свой знаменитый роман «Анна Каренина» словами «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», многие семейные психологи с ним не согласны.

На наш взгляд, любой реально практикующий семейный психолог сталкивался на консультации с тем, что все счастливые семьи очень разные, и счастье очень индивидуально. «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему…» – писал уже советский писатель Аркадий Гайдар.

И в этом мы, как психологи, с ним абсолютно согласны.

Тем не менее, многие психологи заметили статистические закономерности: какие пары психологически удовлетворены своими отношениями, а какие не очень.

И пусть это не строгая формула счастливой личной жизни, которую можно применить к своим отношениям, но это важная информация и весомый повод проанализировать, как другим парам удается быть счастливыми и возможно ли опыт чужого счастья адаптировать конкретно к своей личной жизни.

Эти статистические закономерности выявлены семейными психологами на основании анализа многих десятков семейных и несемейных пар.

Вообще, есть множество психологических факторов, влияющих на отношения в паре. Но в этой публикации мы остановимся исключительно на ценностных ориентациях.

Если бы формула счастливой личной жизни существовала, в нее обязательно бы включили ценностные ориентации. Что такое ценностные ориентации, придется рассказать подробнее. Тем более, что это общепринятый термин в психологии, и вы вполне можете услышать эти слова на консультации психолога.

Если объяснять упрощенно, ценностные ориентации, как понимают этот термин психологи – это базовые установки человека (часто несущие экзистенциальный смысл), касающиеся самых основ личности, социальной и личной жизни.

Наиболее близкие понятия, духовность и базовые человеческие ценности. На наш взгляд, вполне можно было обойтись этими обычными общечеловеческими понятиями, но психологи решили ввести свой термин – ценностные ориентации.

Итак, о ценностных ориентациях в психологии отношений мужчины и женщины.

Что такое добро? Должны ли мы любить детей? Допустимо ли убить человека? Зачем мы живем? Можно ли есть человеческое мясо? Ответы на эти и многие другие вопросы, в большинстве случаев, дают человеку не собственный интеллект и не собственные философские экзистенциальные размышления, а некое ригидное знание, воспитанное родителями и обществом в детстве человека. Это базовые человеческие представления о том, что хорошо и что плохо, а также, что нужно чувствовать, как думать и что делать. В том числе, как строить свою личную жизнь и взаимоотношения в семье. С этими субъективными представлениями клиента (иногда верными, иногда – нет) постоянно сталкивается семейный психолог на консультации.

Вот еще более конкретные вопросы, касающиеся ценностных ориентаций в психологии отношений мужчины и женщины.

Для чего нужен секс? Допустимы мы ли измены в семьях, и что такое измена? В каком возрасте лучше рожать? Как воспитывать детей? Огромная масса насущных вопросов, на которые человек лишь изредка самостоятельно ищет ответы, а в большинстве случаев он просто изначально знает эти ответы.

А потом, абсолютно убежденный в своей правоте, приходит к психологу, жалуется на своего партнера и требует от психолога изменить своего партнера в угоду своим собственным представлениям о жизни.

Людей так воспитали. С ценностными ориентациями не рождаются, они воспитываются с детства. При этом, большинство людей искренне считают эти впитанные из родительской семьи и социума представления о том, что хорошо и что плохо, результатом своих искренних чувств и самостоятельных размышлений.

На самом деле, доля собственных размышлений человека в этом вопросе ничтожна. Обычно человек просто репродуцирует (с некоторыми индивидуально-психологическими искажениями, конечно) всё то, что в него заложили другие люди: родители, воспитатели, учителя, референтные личности и т.п.

Представления человека, базовые человеческие ценности – это результат воспитания или, вульгарно выражаясь, дрессуры. Ну, с небольшими элементами собственного критического мышления, в отличие от дрессированных животных.

Вот так примерно и нестрого можно объяснить, что понимает психолог под термином ценностные ориентации. Строгие определения вы можете найти сами в Интернете.

Одна из самых трудных проблем в психологии отношений возникает, если люди в паре подобрались с конфликтными ценностными ориентациями. В этом случае психологу довольно трудно помочь паре.

Дело в том, что ценностные ориентации – это духовная база личности, это несгибаемые убеждения. Ценностные ориентации очень ригидны, они медленно и трудно корректируются, как самим человеком, так и с помощью психолога.

Читайте также:  Рационал, а не дигитал - психология

Ведь человек искренно убежден, что это именно так.

Дополнительная трудность заключается в том, что если человек, сталкивается с поведением другого человека, нарушающим его ценностные ориентации, то он трактует это, как некий экзистенциальный знак.

Рассмотрим гротескный вымышленный пример, который мы любим приводить на нашей консультации психолога, чтобы объяснить конфликтующим парам, что происходит в их внутренней психологической и внешней семейной жизни. Представим, что каннибал и вегетарианец полюбили друг друга и решили жить вместе.

На общей кухне один ест человеческое мясо, а другой свой салатик. Нормальные люди не заставляют другого есть из своей тарелки, но сам факт, что твой близкий человек ест преимущественно человечину (или преимущественно траву) может иметь знаковое значение.

У каждого участника возникают свои яркие эмоциональные реакции, субъективные трактовки происходящего и неверные выводы.

Например, каннибал – значит может убить человека (хотя возможно наш вымышленный каннибал цивилизованно покупает человеческое мясо на стороне), вегетарианец – значит не воин, не защитник, не мужчина (хотя вегетарианство никак с этим не вязано).

Люди воспринимают чужое поведение, как некий знак, как признак, по которому они делают обобщающе выводы (как правило, неверные, воспитанные на основе ценностных ориентаций и установок). Например, боксер – значит агрессивный драчун и будет бить жену. Ну, или классическое: бьёт – значит любит! Или изменил сексуально – значит предал!

Так вот, когда двое людей с конфликтными ценностными ориентациями начинают строить постоянные отношения, они сталкиваются с тем, что они могут искренне любить друг друга и хотеть прочных отношений, но при этом у них абсолютно разные взгляды на то, что хорошо и что плохо; как, где и когда заниматься сексом; как воспитывать детей и как соблюдать баланс контроля и свободы в отношении своих детей; где проходит грань между супружеской изменой и безобидным флиртом; кто должен нести материальную ответственность за семью; кто должен нести ответственность за быт и хозяйство; какие формы секса допустимы, а какие являются извращением; кто должен быть активной стороной в сексе и вообще в социальной жизни. И вот тогда недовольный человек приходит к психологу, чтобы психолог повоздействовал на его партнера, и чтобы психолог убедил партнера, что тот не прав, или хотя бы эффективно призвал к порядку.

Но дело в том, что на вопросы, затрагивающие ценностные ориентации, не существует однозначных универсальных ответов, пригодных для любой пары. Каждая пара находит ответы на эти вопросы самостоятельно.

Вернее, она считает, что находит эти ответы самостоятельно внутри себя и путем разговоров с партнером. На самом деле, доля самостоятельных решений этих вопросов минимальна.

Большинство ответов старательно «подсказываются» ценностными ориентациями человека, воспитанными родителями и социумом с детства.

Поэтому, одной из самых трудно корректируемых ошибок при построении постоянных отношений, является ошибка выбора партнера с конфликтными или, как минимум, очень отличающимися от ваших ценностными ориентациями.

Потому что вы регулярно будете сталкиваться с «инакомыслием» – близкий человек будет иметь иные, отличающиеся от ваших, представления по самым основным, базовым вопросам: что такое добро и зло; существует ли Бог; зачем нужен секс и как им заниматься; что такое измена; нужны ли в семье дети и как их воспитывать и т.п.

И даже если ваши партнер-«каннибал» будет тихо и мирно есть человеческое мясо из своей тарелки, пока вы так же тихо и мирно едите салатик с растительным маслом из своей, но на общей кухне вам будет психологически трудно жить без конфликтов друг с другом.

И в этом случае вам придется либо расставаться, либо медленно и трудно заниматься притиранием различных ценностных ориентаций. Возможно, с помощью психолога.

Результат этой «притирки» будет зависеть от многих факторов: от пластичности каждого человека, от профессиональных и человеческих качеств вашего психолога, но в первую очередь – от мотивации людей в паре. Много лет назад один хороший психолог сказал: «Любые семейные отношения – это эксперимент на мотивацию людей оставаться вместе!»

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Интернет-СМИ «Интересный мир». 23.03.2018

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Источник: http://www.interesmir.ru/vliyanie-tsennostnyih-orientatsiy-na-psihologicheskie-otnosheniya-v-pare/

Егидес Аркадий Петрович Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности

^
У шизоидов они самые разнообразные. Но лежат прежде всего в области теории. А чего касается эта теория — это уже вопрос второй. Философия, математика, теоретическая этика, эстетика (в большей степени, чем искусствоведение), но скорее искусствоведение, чем собственно искусство. Они чаще музыковеды, чем музыканты.

Могут быть и музыкантами, но не эстрадными. Шизоиды интересуются сложной, серьезной музыкой — классической или современной, но серьезной. Они философы, на основе работ которых строится политика, но не политики как таковые.

^
То, что шизоид не наводит порядок, а плывет по воле волн своей творческой стихии, тесно сопряжено и с тем, что он не ставит перед собой целей и не достигает их. Ему что-то кажется интересным — он этим занимается. Это «что-то» может оказаться продуктивным, тогда он напрягается и ставит некую задачу.

Какие-то мелкие цели он все же ставит, нельзя же совсем без них, но не большие долгосрочные цели. По сравнению с паранойяльным шизоид человек вовсе безвольный. Даже по сравнению с истероидом он существенно менее волевой.

Шизоиды не вырабатывают программу действий, а творят себе свободно, как бог на душу положит.

Шизоида интересует процесс, а не результат. Он может копаться в теме, в книгах, в бумагах, в проводках, комбинируя, перестраивая, любуясь, делая выписки, теряя их, снова воспроизводя, и забывает при этом о времени.

Для дифференциального диагноза напомним: психастеноиды мучаются и долго не могут выработать программу действий. Истероиды и эпилептоиды придерживаются программ, выработанных другими людьми, причем истероиды мечутся от программы к программе, а эпилептоиды консервативно придерживаются раз и навсегда выработанной программы.

Если шизоид не ставит перед собой целей, то тем более он не берет на себя миссию мессии, как это делает паранойяльный. Ему так спокойней, и возле него поэтому спокойней.

Можно сказать даже, что у шизоида (как и у гипертима) поведение не волевое, а полевое, его деятельность зависит от того, что попадает в поле его внимания. У истероида оно все-таки уже волевое, у эпилептоида определенно волевое, а у паранойяльного и того больше. Шизоид — не эпилептоид.

Для него чувство родины менее значимо, чем принадлежность к мыслящему человечеству. Он легко переедет в другой город, в другую страну, где ему дадут больший простор для творчества. Для него важнее генетика как наука, чем достижения генетики в сельском хозяйстве собственной страны.

Важнее физика сама по себе, чем создать или предотвратить создание ядерного оружия для пользы своей державы. Это они едут в Штаты и создают там оружие против родины. Но отнюдь не только ради более высокой оплаты. Для них главное — заняться наукой, что им на родине не всегда обеспечивают.

Прагматичные американцы, а теперь уже даже и страны «третьего мира» переманивают таких шизоидов. И вот они уже «предатели», безродные космополиты, отщепенцы — так было при Сталине, Хрущеве, Брежневе.

^

У шизоида оно практически отсутствует. Он все подвергает критике, сомнению, он скептик. Он ни во что не верит без проверки, без научного осмысления. Знает он много, так что на любые запреты у него всегда найдутся психологические отговорки-объяснения. А грех — это нарушение запрета, по отношению к которому трудно найти разумное обоснование.

Читайте также:  Альфа-статус - психология

Поэтому и любые вольности, в том числе сексуальные, шизоид умозрительно одобряет, это эксперимент на себе, так же как и любые научные риски: клонирование, трансплантология и т. п. Их открытия в области ядерной энергии мы уже расхлебываем. При всем этом шизоид не кается, потому что он никакие свои действия грехом не считает.

Мы поняли, что эпилептоид не умеет видеть альтернативных вариантов. Те программы, которые ему даны паранойяльными, он принимает и потом становится закрыт к идеям со стороны. И паранойяльного характеризует та же узость, но уже по отношению к втемяшевшейся ему собственной мысли.

Гипертим в этом отношении более свободен, он может принять альтернативы, но они у него заимствованные. А шизоид сам порождает все альтернативы. У шизоида в ходе его размышлений пояляется много различных вариантов. Он их не отбрасывает, а развивает.

Если что-то противоречит его первоначальной мысли, он скорее заинтересуется этим противоречием, чем защитой первоначальной мысли. При этом ни гипертим, ни шизоид не мучаются в выборе той или иной альтернативы.

Мучится психастеноид, если видит множество вариантов и не знает, какой предпочесть, а, остановившись на каком-то, все равно сомневается, правильно ли сделан выбор. Если у паранойяльного в ходу софизмы (осознанные мыслительные подтасовки), то у шизоида — скорее паралогизмы (неосознанные подтасовки).

Или даже нет, это больше похоже на любование противоречием: с одной стороны — с другой стороны…

У шизоида процесс мышления свободный: он творит непринужденно, как птичка поет, бессистемно, как бы парит в мире абстракций.

Разовьем ранее высказанную мысль, что человеку с шизоидным складом ума нравится больше сам процесс мышления, чем его результат (парнойяльному важен результат, а не процесс). Вот шизоид начал работать по замыслу своего руководителя. И если вдруг возникло противоречие между альтернативными вариантами, он с интересом разрабатывает противоречивые идеи, ему любопытны побочные продукты его работы. «Побочные» продукты он не отбрасывает, даже если они противоречат его основной идее, ведь именно они могут оказаться более продуктивными в других отношениях. Он развивает их, копается в деталях, зарывается в мелочах — и забывает о цели.

К результатам своего мышления он относится более или менее бесстрастно: вон, дескать, что получается…

Это сатирически отобразил Гоголь в «Мертвых душах».

В конце поэмы у него появляется доморощенный философ Кифа Мокиевич, который задался вопросом: «Ну а если бы слон родился в яйце, ведь скорлупа, чай, сильно бы толста была, пушкой не прошибешь; нужно какое-нибудь новое огнестрельное оружие выдумать».

Шизоид разрабатывает свои мысли подробно, в деталях, в отличие от паранойяльного. Но они менее «причесаны», чем у психастеноида, менее систематизированы, зато более богаты и разнообразны. У шизоида велик разброс в его ассоциативных рядах.

В главе о паранойяльном мы писали, что шизоид на слово «верная» даст не стандартное «жена», а неожиданное: «гибкость», «масть», «эмоция», то есть связи между вспомнившимися словами у него слабые, нежесткие.

И на том или ином основании («верная гибкость» — не подводящее человека качество, «верная масть» — в картах, «верная эмоция» — то есть адекватная, «ветреная» — в противовес «верная») таких ассоциаций шизоид набросает вам великое множество.

Мышление его похоже на рябь и зыбь. Оно бессистемно.

В случае акцентуации можно сказать, что у него «каша» в голове. В качестве штриха к портрету напомним, что у него «каша» и на голове, и во рту. И вот получается: у шизоидов «каша» на голове, в голове и во рту.

Мышление у шизоида затрагивает абсолютно все. Оно нецеленаправленно. Он глубоко задумывается по поводу всего, что попадает в его поле зрения.

Попало в поле зрения яблоко, которое упало на землю, — рождается мысль о всемирном тяготении. Выплеснулась вода из ванны при погружении в нее тела — возникла мысль о том, как решить вопрос о содержании золота в тиаре тирана.

Можно сказать даже, что у шизоида не только поведение не волевое, а полевое, но и мышление. Его мыслительный процесс зависит от того, что попадает в поле внимания.

Шизоид мыслит, как мы отмечали, с помощью карандаша и бумаги, ему больше ничего часто и не нужно: записать мысль, и все, этого достаточно — никаких механизмов или приспособлений. Что такое мысль? Нечто бесплотное. Вот если бы механизмы какие-то материальные.

Да, но если это мысль о том, что кинетическая энергия равняется массе, умноженной на скорость света в квадрате, то она может сдвинуть горы — и не фигурально, а буквально. И для рождения этой мысли достаточно карандаша и блокнота. В отношениях с шизоидами, так же как с паранойяльными, лучше составлять договор.

Шизоид не будет хитрить умышленно, но лазейки для себя или своего клиента в законе найдет. Этим шизоид хорошая находка для подлецов, он в общем-то беспринципен, работает на того, кто платит, а свое нравственное лукавство расценивает как выигрыш в умственном соревновании. У него это — «философское отношение к жизни».

Он — адвокат для разных нарушителей нравственности.

^ Идей много, они буквально роятся, часто не связаны друг с другом. Он может, как уже говорилось, параллельно развивать и в корне противоположные мысли. Шизоиду глубоко наплевать на противоречия в его концепциях.

Я знал одного философа, который жил тем, что писал диссертации для российских чиновников. В одной диссертации он отстаивал президентскую республику, в другой — парламентскую, в третьей доказывал преимущества конституционной монархии. При этом все три позиции выглядели убедительно.

Результаты мышления шизоида могут быть востребованы сразу, и тогда его идеи развивают, за них платят, их проталкивают. Но чаще всего его идеи рассматриваются как фантазии, которые никому сейчас не нужны.

Некоторые философы все сознание и всю психику человека объявили «эпифеноменом» — неким побочным явлением, никому не нужной пленкой наподобие плесени. По отношению к продуктам мышления шизоида это подходит более всего. Но «игра ума» шизоида часто сказывается вполне материальными достижениями в далеком будущем.

Герон две с лишним тысячи лет назад открыл реактивное движение. А востребована эта идея была только в наше время. Две тысячи лет это было не более чем игра ума.

Да и сейчас, если идея современна, то есть если в принципе может быть востребована, шизоиду для проталкивания его идей нужна «ракета-носитель», нужен импресарио. Когда говорили, что талантам нужна поддержка, а бесталанные пробьются сами, под талантами фактически подразумевали шизоидов.

^ Поэтому при гипнотизации у него чаще всего лишь наблюдается легкая сомноленция, а глубже в гипноз уходят истероиды. Этим объясняется и то, что шизоид скорее нерелигиозен.

В религиозных построениях для него слишком много от мистики, а не от научной логики.

Но если он все-таки с детства уверовал в некие догматы, то пытается и идеи свои разрабатывать в рамках этих догматов, в итоге путается и запутывает всех.

Один шизоидный подросток в ответ на вопрос, что он сейчас читает из художественной литературы, заявил, что ничего не читает, потому что при чтении художественной литературы он не чувствует сопротивления материала.

Ну а сензитивы, истероиды, гипертимы, напротив, смотрят сериалы именно потому, что там нет «сопротивления материала».

Источник: http://mir.zavantag.com/psihologiya/720313/index.html?page=88

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Езин В. С. Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 193-196. — URL https://moluch.ru/archive/186/47604/ (дата обращения: 01.06.2018).

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Ключевые слова: гендер, ценностные ориентации личности, субъект, психологические особенности личности.

Article is devoted to psychological features of interrelation of a gender and valuable orientations of the personality. The purpose of work is to reveal and describe gender and age features of valuable orientations of the personality at youthful age during training in HIGHER EDUCATION INSTITUTION.

Keywords: gender, valuable orientations of the personality, subject, psychological features of the personality.

Специфика ценностных ориентаций личности формируется под воздействием социума в котором проживает субъект, а так же под влиянием возрастного периода. В период социализация, субъекта инкорпорируют в свою личность совокупность ценностей, которые предоставляет ему культура.

Опираясь на данный факт становится понятно, что изучение ценностных ориентаций личности становятся актуально в период глобальных политических, экономических потрясений, в связи с тем, что в 2014 году Крым и Севастополь перешли под юрисдикцию России, у населения начались формироваться новый ценностно-смысловой контекст.

Читайте также:  Благодарность - психология

В связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики, связанной с гендерным подходом в различных областях психологии, исследование гендерных особенностей формирования ценностных ориентаций становится предметом активного изучения в современной психологической науке.

Специфика гендерной психологии ценностных образований заключается в установлении особенностей гендерных отношений, гендерных стереотипов, гендерной социализации, гендерной самоидентификации и ряда других гендерных характеристик, которые способны оказывать влияния на ценности индивида. Значимость проблемы возрастает в связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений о гендерно-возрастных особенностях ценностных ориентаций, обучающихся в вузе.

Научные разработки проблемы гендерных особенностей ценностных ориентаций, обучающихся в высших учебных заведениях на данный момент, не нашли отражения в исследованиях отечественных ученых и остаются малоизученными.

Изучение современного поколения студенческой молодежи позволит нас сформулировать нравственные и ценностные ориентации поколения, позволит нам разработать коррекционную программу, направленную на осознание ценностных ориентаций личности.

Студенческая молодежь — это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена, они должны быть носителями ценностей, которые будут направлены на созидание окружающего мира.

Объект исследования — ценностные ориентации личности.

Предмет исследования — гендерные особенности ценностных ориентаций обучающихся в вузе.

Гипотеза: существуют динамические изменения в ценностных ориентациях личности в зависимости от гендерно-возрастной принадлежности обещающихся в вузе.

Цель исследования — выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Теоретико-методологическая основа исследования: исследование ценностных ориентаций личности в отечественной науке Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А. В. Иващенко, B. C. Мерлин, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин и др.

; зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э. Шпрангером, В. Франклом, М. Рокичем, Ш. Шварцем и др.; в рамках «социальной психологии гендера», теоретически обоснованной в работах А. Г.

Ананьева, относящего фактор полового диморфизма к постоянной характеристике онтогенеза; частично в работах В. Н. Мясищева, концепция Ш. Берн.

В работе использован комплекс следующих методов, подобранных адекватно цели, предмету и задачам исследования:

– теоретические методы: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы по психологии и другим смежным областям исследуемой проблематики, их обобщение и синтез, а также теоретическое обобщение данных экспериментального исследования;

– экспериментальные методы: констатирующий эксперимент;

  1. тест ценностных ориентаций М. Рокича;
  2. Самоактуализационный тест (САТ).
  3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

– методы обработки экспериментальных данных: качественная и количественная обработка результатов исследования, графическое отображение данных, вычисление коэффициента корреляции.

База исследования. Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». В исследовании приняли участие 120 обучающихся, в возрасте 18–22 лет, из них 60 девушек, 60 юношей.

Проведя теоретико-методологический анализ научных источников, нами были сделаны следующие выводы:

  1. Под гендер, мы в первую очередь понимаем социально-психологические особенности и статус личности, возникающие во взаимодействии с другими людьми.
  2. В современной науке гендер рассматривается в трёх различных подходах: социальный подход, модернистский подход и постмодернистский подход. В классическом социальном подходе гендер понимается, некое как качество социальных отношений, которое сводится к поведенческим моделям. Модернисты рассматривают гендер и с точки зрения биологических характеристик, и как социокультурны феномен. Постмодернистский подход изучает гендер только с позиции социальных категорий.
  3. В отечественной психологии половые различия изучались преимущественно в рамках представлений о маскулинности и фемининности, поло-ролевых установках, позднее появились труды, посвященные изучению половых различий с точки зрения половой идентичности, морально-этических установок и в сфере таких психологических структур как, например, Я-концепция.
  4. В зарубежных исследованиях ряд ученых рассматривали гендер больше с точки зрения социологии, чем биологии. Также укореняется понятие о равенстве способностей мужчин и женщин, о синонимичности присущих им качеств, характеристик и функций.
  5. Под юностью в нашей работе мы понимаем, периода жизни человека, который является, в первую очередь, переход к самостоятельности. Это период самоопределения, приобретения идейной и гражданской зрелости, время, когда формируется мировоззрение и моральное сознание.
  6. Ценности — это нравственные представления индивида о том, что является правильным или интуитивный нравственный выбор того, что он считает важным и стоящим. Однако, ценность — продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, который встраивается в психологическую структуру личности и является одним из источников мотивации её поведения.

В ходе проведения теоретического анализа литературных данных по данной проблематики, нами была сформулирована цель нашего исследования — выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе. Согласно цели нашего исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: существуют динамические изменения в ценностных ориентациях личности в зависимости от гендерно-возрастной принадлежности обещающихся в вузе.

Проведя эмпирическое исследования можем сделать следующие выводы:

  1. В группе девушек были получены высокие результаты по шкалам ориентации во времени, ценностных ориентаций, гибкости поведения, сензитивности к себе, спонтанности и представлений о природе человека. То есть, можно сказать, что данная группа испытуемых способна жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной), разделять ценности, присущие самоактуализирующейся личности, а быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации. Девушки — хорошо рефлексируют свои потребности и чувства, могут их спонтанно и непосредственно выражать, свободно демонстрируя окружающим свои эмоции. Природу же человека в целом воспринимают как положительную. В группе юношей практически по всем этим шкалам были получены средние баллы.
  2. При таких показателях по этим шкалам можно предположить, что личностная ориентация девушек характеризуется направленностью смысложизненных ориентаций на настоящее и будущее при сильном ощущении контроля над происходящим, чего нельзя сказать о группе юношей. Позиция последних — это направленность смысложизненных ориентаций преимущественно также на настоящее, но скорее при слабом ощущении контроля над происходящим.
  3. При анализе полученных данных можем построить обобщенный портрет обещающихся: уверенный в себе, ценящий здоровье, свободу, наличие хороших и верных друзей, стремящийся к независимости, считающий познание, приобщение к культурным ценностям средствами для достижения более значимых целей молодой человек. Основными средствами для достижения успеха в жизни и уверенности в себе признающий образованность, воспитанность и ответственность, ценящий честность и самостоятельность. Вместе с тем, малочувствительный к благополучию окружающих, в том числе близких людей, недостаточно оценивающий значимость социального взаимодействия.

Входе анализа полученных результатов мы можем сделать следующий вывод, что гипотеза о существовании динамических изменения в ценностных ориентациях личности в зависимости от гендерно-возрастной принадлежности обещающихся в вузе, подтвердилась полностью.

Литература:

  1. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. — Минск: Пропилеи, 2000. — 384 с.
  2. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшая школа в России. — 2001. — № 2. — С.68–75.
  3. Клёцина И. С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. — СПб, 1998.
  4. Саламова Д. С., Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Проективная методика исследования полоролевой идентичности «Фигура-поза-одежда» // Журнал практического психолога. — 2000. — № 10–11. — С.48–59.
  5. Якунин В. А. Полоролевые особенности формирования личности / В. Я. Якунин, Ю. И. Филимоненко, Е. А. Медина Бракамонте // Вестн. СПГУ. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. — 2008. — № 4. — С. 346–355.
  6. Rafael D. T., MacCulloch R. J. Oswald A. J. Preferences over inflation and unemployment: evidence from surveys of happiness // American economic review. — 2001. Vol. 91. No 1. — P. 335–341
  7. Scott C. K. Marital status and well-be-ing. Unpublished doctoral dissertation. — Illinois: University of Illinois. 1991. — P. 61.

Основные термины (генерируются автоматически): ценностная ориентация личности, время обучения, юношеский возраст, ориентация, гендерно-возрастная принадлежность, вуз, постмодернистский подход, студенческая молодежь, теоретический анализ, социальный подход.

Источник: https://moluch.ru/archive/186/47604/

Ссылка на основную публикацию