Якорь, якорение — психология

Что такое якорь в психологии?

Якорь, якорение - психология

А ведь ученые, по своему обыкновению, все давно посчитали, расклассифицировали и обозвали умными словами.

И сразу сделаю оговорку. Немало примет связаны со вполне реальными причинами. Не с мифологическими представлениями, а именно с (к примеру) обереганием от реальной опасности. Эту подоплеку могут иметь и народные, и профессиональные привычки. И сейчас речь не о таких!

Большинство же всевозможных примет/ритуалов в психологии именуются якорями.

На самом деле их назначение примерно то же, что и у корабельного: «привязывать». Психика так работает: чего ожидаем, к тому нас и подталкивают неосознаваемые «течения», душевные импульсы. И якорь выступает просто-напросто привязкой, сигналом, который неосознанно связывает нас с некоторым душевным настроем, состоянием, эмоцией.

Как правило, и формируются якоря неосознанно. Да те же приметы, которые просто усваивают с детства как данность. «Зная», что если не выполнить некое действие, произойдет некое определенное следствие. Которого уже ожидают… А внутренний настрой иногда творит чудеса. Тем более многие приметы идут из традиционного общества, где все пронизано верой в магию.

В приметы, кстати, необязательно всерьез верить. В общем-то, они работают независимо от того, веришь в них или нет. Точнее, веришь ли в них сознательно. Привязка-то существует на бессознательном уровне, даже если мы вроде бы знаем о ее существовании.

Но якорей в жизни куда больше, чем примет. На самом деле они кругом и похоже, что формирование подобных привязок — нормальная черта нашей психики. Возникают они совершенно спонтанно.

Допустим, столкнулись вы на выходе из подъезда с вредной старушкой-соседкой. Да так сложилось, что в этот день еще и на работе неважно, и в транспорте обматерили или машина обрызгала. Вернулись домой, вспомнили все. В том числе утреннюю встречу.

Какая мысль? Вот с этого все и началось! Да не дай бог, еще раз подобное повторится: совпадут хотя бы встреча с бабкой и большая очередь в магазине — и все, готова связь. Очень возможно, что встреч с этой «злокозненной ведьмой» вы станете избегать как чумы.

И главное, если случайно столкнетесь — не исключено, что и в самом деле что-нибудь случится. К примеру, споткнетесь. Или кофе убежит. Хоть какая мелкая неприятность произойдет.

Этот пример просто «взят с потолка». Грубо, но надеюсь, более-менее наглядно.

Как все это работает? По первому разу может быть и простое совпадение. На которое, и это важно, вы обратили внимание. И во второй раз может быть совпадение. А может сработать ожидание.

Допустим, очередь в магазине возникает независимо от вас, а вот споткнуться или упустить кофе — тут вполне могут работать неосознаваемые мотивы и страхи. Это мы делаем сами! И даже поспособствовать тому, чтобы вас забрызгала проезжающая машина, тоже можете.

Мы ведь на самом деле видим, что лужи, и в принципе могли бы отойти — а вот не отошли же. Конечно, если было куда. То есть очень многое можно предусмотреть. Можно вовремя оплатить интернет. А можно, прекрасно зная, когда на счету закончатся средства, «забыть». И так далее.

Я к тому, что на самом деле наша способность «управлять событиями» куда выше, чем обычно представляется. И без всякой мистики, кстати.

Как-то так примерно и возникают привязки-якоря. Причем и подобные «крупные», когда некое событие как бы влечет за собой целую цепь событий. И совсем незаметные, мелкие. Всякие, хотя бы многим знакомый «ночной жор».

Или идея, что кофе тонизирует. Он, конечно, тонизирует — но зачастую реальный эффект куда меньше, чем самовнушенный, идущий от ожиданий. Чашка кофе — еще и мощный якорь. О кофе можно многое сказать, но речь сейчас не о том.

Просто пример удобный.

Надеюсь, идея понятна. Якоря везде, вплоть до эмоционального отклика на прикосновение близкого человека. Когда одно определенное прикосновение действует успокаивающе, другое вызывает прилив нежности и так далее.

Узнали? Это не что иное, как павловское обусловливание. Формирование рефлекса. Мы, конечно, не собаки, но рефлексы у нас прекрасно возникают. В жизни это работает как в плюс, так и в минус.

Проблема, как обычно, в одном: в неосознаваемости. В том, что мы можем знать о наличии у нас некоторых якорей, но далеко не обо всех. Причем не знать можно о самых важных, всерьез влияющих на нашу жизнь.

Повторю: просто якорей очень много, и появляются они незаметно для сознания.

При этом некоторые люди пользуются этим вполне сознательно. Формируют нужные якоря. Нет, не у себя — это как раз можно было бы лишь приветствовать и порадоваться за человека. У других. Дело в том, что это не просто возможно, а не так уж сложно.

Больше того, этому учат и учатся. И к сожалению, не только психологи. А всякие манипуляторы, к примеру, те же пикаперы. И конечно, совсем не для вашего блага. Так что знать не помешает.

Тем более, знание это совсем не академическое, а вполне практическое.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/71270/

Якорение в психологии и основы НЛП

Якорение в психологии и основы НЛП

Если тебе кажется, что название статьи носит морскую тематику, то ты ошибаешься. Якорение – это устоявшийся термин, который используют в психологии как элемент нейролингвистического программирования. Сам же якорь выступает в качестве стимула, вызывающего прочную ассоциативную связь на эмоциональном уровне.

Итак, давай постепенно разбираться с якорями, НЛП и сопутствующими вопросами.

Нейролингвистическое программирование – это не наука, а комплекс прикладных техник, применяемых в практической психологии. Чаще всего приемами НЛП пользуются:

  • психологи и time менеджеры;
  • лекторы, тьюторы и юристы;
  • актеры, писатели и журналисты.

Конечно же, трейдеры и топ менеджеры утверждают, что все как один в совершенстве владеют методами НЛП. По сути нейролингвистическое программирование – это коммуникативные навыки, зная и применяя которые, ты можешь повлиять на мнение человека, принимающего решение.

Практикующие психологи активно используют технику НЛП для лечения тяжелых эмоциональных состояний, избавления от фобий, реабилитации пациентов после перенесенных психологических травм.

Основой для развития нейро-лингвистического программирования стала когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человеческой психики.

Когнитивная психология изучает вопросы, связанные с памятью, внимание, чувствами, процессами мышления, восприятия и воображения.

Соответственно, основными ее инструментами становятся всевозможные стимулы. В нашем случае таким стимулом выступает якорь.

Краткий экскурс в историю

Якорь – это ключ к управлению эмоциями. При чем к осознанному управлению. Ошибочно многие путают якоря с рефлексами. Между якорем и рефлексом есть существенная разница.

Для установки якоря достаточно одного сильного переживания, эмоционального состояния, в то время как ассоциативная связь в случае выработки рефлекса появляется вследствие неоднократного воспроизведения цепочки определенных действий.

Говоря научным языком, рефлекс – это физиологическая реакция, а якорь – эмоциональная.

В школе нам рассказывали об академике Павлове, который ставил эксперименты над собаками. Так вот плохого Иван Петрович собачкам ничего не делал.

Кстати говоря, ученый за собственный счет строил вольеры, закупал провизию для собак, которые жили в прекрасных условиях. В результате экспериментов появилось разделение рефлексов на условные и безусловные.

А сам Иван Петрович стал основателем науки о высшей нервной деятельности.

Толчком к началу исследований стало то, что Павлов заметил, что слюноотделение у собак начиналось еще до того, как животные получали еду. Будучи физиологом, Иван Петрович понимал, что слюноотделение напрямую зависит от выработки желудочного сока.

Первым своеобразными якорем в исследованиях Павлова стал звоночек, которым сопровождалась выдача пайки. Позже ученый добился того, что только звук колокольчика провоцировал выработку желудочного сока у собак.

Якорение как технология НЛП

Когда определенная эмоция, связанная с переживанием, становится стимулом к выполнению конкретного действия, эту эмоцию и называют якорем. На практике подобный процесс происходит бессознательно и чаще всего остается незамеченным.

Якорь выступает определенной внешней или внутренней репрезентацией, которая запускает процесс воспроизведения другой. Жизнь каждого из нас наполнена воспоминаниями, значимыми моментами, именами, событиями, вещами, даже вкусами и запахами. Вот они якоря, которые умелые психологи используют для программирования личности.

Вспомни, когда ты оборачивался на незнакомый голос посреди улицы, услышав свое имя. А бывает, что люди отзываются на чужое имя, которое им дорого. Имена в данном случае – те же якоря.

Якорем может быть определенная дата, музыкальная композиция, фильм, открытка, изображение, все что угодно.

Как это работает на практике? Представь себе, что к психологу на прием приходит человек, страдающий арахнофобией. Соответственно мы имеем негативный якорь – пауки и все паукообразные гады. Для того, чтобы помочь пациенту избавиться от фобии, специалисту необходимо добраться до корня проблемы.

Но как можно разговаривать с человеком о пауках, если он впадает в панику от одной только мысли об этих милых тварях. Запрограммировав положительный якорь, к примеру птицу-феникса, которой не страшен ни один даже самый смертоносный паук, психолог сможет остановится приступ паники одним только словом «феникс».

Вот она на лицо манипуляция, когда в умелых руках сознание становится мягким и податливым пластилином.

Использование и установка якорей, их разрушение

Якоря, даже самые мощные, имеют определенный жизненный цикл. Якоря могут быть кратковременными и долговременными.

Кратковременные якоря теряют свою значимость без периодического подкрепления, а долговременные якоря могут оставаться на всю жизнь. Сознательно установить якорь без должных навыков и умений практически невозможно.

Считается что процесс якорения прошел успешно, если трехразовое воспроизведение якоря вызвало чистую реакцию, идентичную во всех случаях.

Установка якоря должна происходить в момент, когда эмоциональное состояние человека достигло пика. Различают три основных вида якорей:

  1. визуальные;
  2. аудиальные;
  3. кинестетические.

Самый мощный эффект дают комплексные якоря, которые можно увидеть, услышать и почувствовать одновременно.

Также, в психологии используется понятие «коллапс якорей». Применяется данная технология в случае, когда у человека установлен негативный якорь. Коллапс заключается в якорении на абсолютно противоположной эмоции, а потом одновременного их воспроизведения. В результате рушатся оба якоря и возникает нейтральное отношение к ситуации в целом.

Как мы сами себя якорим?

Найти и привести пример самоякорения будет не сложно. Вспомни, последний раз, когда ты покупал телефон. Причем, исходная ситуация не предполагает, что ты сам прекрасно разбираешься в гаджетах, а пошел за консультацией в магазин.

Менеджер предложил тебе не самую дорогую, но «лучшую» модель из имеющихся.

Заходя в каждый следующий салон, ты уже не будешь искать лучше, ты будешь спрашивать именно ту, первую модель, которая тебе понравилась и скорее всего купишь именно ее.

Следующий пример самоякорения – поиск работы. Ты зашел на сайт, где выбрасывают вакансии, глянул приблизительный уровень зарплат, зацепился за сумму, которая больше всего греет карман и давай рассылать резюме.

А ты не забыл уточнить зарплату по твоему городу, посмотреть требования к кандидату, опыт и узнать, что надо делать, чтобы получать в несколько раз больше, чем остальные? Якорем в данной ситуации выступила конкретная цифра.

Люди неосознанно пользуются якорями, воспитывая своих детей. То, что в детстве вызывало положительные эмоции, по умолчанию дается и разрешается детям. И наоборот, то чего мы с детства боимся, страшимся или то, что в детстве заставило нас сильно плакать – для наших детей табу.

Если тебе интересно заняться саморазвитием, потренировать память и внимание, стимулировать мышление и креативность, попробуй позаниматься фитнесом для мозга. Сайт BrainApps – ресурс, в рамках которого собрано множество интересных тестов, игр и курсов, которые понравятся тебе и твоему мозгу.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2017/11/yakorenie-v-psikhologii-i-osnovy-nlp/

Якорь и якорение в НЛП

Якорь и якорение в НЛП

Слово «якорь» довольно часто используется в современной литературе по психологии, НЛП, блогах и глянцевых журналах. При этом, далеко не всегда очевидно, что вкладывает тот или иной автор в это понятие.

Предлагаю с этим разобраться. И, заодно, дать рекомендации по использованию якорей и техники якорения.

Якорь и якорение

  • Бывало ли у вас такое, что песня или звуки вызывали определенные воспоминания? Например, музыкальная композиция, гудок машины знакомого, мелодия звонка мобильника.
  • Ощущали ли вы запахи, которые вызывали яркие переживания? Например, запах талой воды весной чудесным образом приводит в хорошее расположение духа и поднимает настроение.
  • Или когда вы ложитесь в кровать и дотрагиваетесь до одеяла и простыни, вы автоматически начинаете готовиться ко сну. Или, наоборот, размышлять о будущей ночи без сна, если у вас бессонница.
Читайте также:  Формы общения - психология

Скорее всего, вы сможете вспомнить не один десяток ситуаций, когда какое-то незначительное действие или событие вызывало у вас вполне конкретный и ожидаемый «отклик».

Условные рефлексы, которые имеют к теме самое непосредственное отношение, были исследованы задолго до появления НЛП и психологии вообще. Одним из первых на научную основу знание об этой сфере психологии положил русский ученый Павлов во время экспериментов с собаками.

Если вы помните, то там животным давали пищу одновременно с воздействием некоторого раздражителя, например, звона колокольчика. Это, со временем, приводило к тому, что собака начинала реагировать на звон колокольчика так, будто ей уже дают пищу. Хотя, естественно, ничего подобного в тот момент и не происходило.

Что поделать: будучи коварным экспериментатором, Павлов любил позвонить в колокольчик, наблюдая за голодным животным.

Однако, именно такие действия ученого пролили свет на рефлексию.  От звона в колокольчик у собаки выделялась слюна и желудочный сок, что свидетельствовало о жесткой связи между навязанным стимулом и реакцией. Нечто аналогичное по смыслу, но обратное по содержанию, проделывают владельцы домашних животных сегодня, чтобы отучить последних писать на пол.

В отличие от животных, человеку не нужно раз за разом повторять одно и то же действие, чтобы запомнить его результат. Достаточно однажды прикоснуться к раскаленной сковороде, чтобы впредь потерять желание это делать вообще.

Это, кстати, дает нам немалые преимущества не только перед собаками

Наши тело и сознание — это части одной сложной системы с четкой иерархией. Части и функции построены таким образом, чтобы удовлетворять потребностям всего организма.

Поэтому все, что мы узнаем об окружающем мире, в итоге проходит обработку всеми подсистемами организма, и в какой-то степени на нее влияет.

Иногда достаточно только получить начало какой-то информации — увидеть логотип компании, либо прослушать музыку из рекламы, и вы вспоминаете все, что думали, видели и слышали, в первый раз обратив внимание на данный раздражитель.

Найдите нечто подобное в своей жизни. Уверен, вы сможете вспомнить не одну такую ситуацию.

Все эти стимулы настолько связаны с собой, что образуют некую упорядоченную совокупность реакций вместе с раздражителями. Именно по этой причине вполне возможно ввести новый стимул, который будет отвечать вашим целям.

К примеру, повторяемый элемент в одной ситуации будет напрямую связан с ней в сознании человека, в эту ситуацию вовлеченного. И будучи активизированным, этот элемент вызовет переживание ситуации целиком, будто бы она уже происходит.

Такой элемент, специально или случайно вызывающий вполне определенную реакцию, и называется якорем, по той простой причине, что он фиксирует определенные переживания.

Т.е. якорь

 это тот самый звон колокольчика

Работа техники якорения в НЛП

Различают несколько систем восприятия, в которых работают якоря, это: кинестетическая (осязание, чувственное восприятие), аудиальная (звуки), визуальная (видимое, воображаемые визуальные образы), а также «система» вкуса и обоняния.

Например, для проверки работы кинестетического якоря, следует дотронуться до человека в определенный момент. К примеру, во время переживания им какой-либо сильной эмоции.

В компании с друзьями, во время всеобщего веселья, попробуйте дотронуться несколько раз до человека во время очередной шутки.

Дотронувшись до него таким же образом в другой ситуации, вы также вызовете у него подъем настроения, хотя причина для него окажется и не ясна.

Все просто.

Существует также несколько правил, которые следует выполнять для успешного якорения:

  • Активизация должна быть максимально похожа на установку. При этом, должна учитываться сила нажатия, площадь и собственно место, на которое вы нажимаете. Рекомендуется использовать те места, по которым вы с высокой вероятностью «попадете» — кончики пальцев, локти, уши, нос, колени.
  • Установку необходимо производить при максимальной активности раздражителя, вызывающего требуемую реакцию, эмоциональный всплеск. Прекращать установку необходимо незадолго до того, как эмоции пойдут на убыль. При наличии такой возможности, установку следует закрепить повторением.
  • Желательно устанавливать якорь незаметно. В противном случае, сознательное сопротивление может помешать установке.
  • Вполне возможно, что у цели уже есть якорь. Поэтому, к примеру, при выполнении упражнений, повышающих уверенность в себе, вполне уместно вместо сцепления рук использовать нажатие на локоть.

Другие виды якорей также можно использовать, но их использование требует большего мастерства, потому как кинестетический якорь объединяет в себе, по сути, несколько:

  • Кинестетический
  • Визуальный (человек видит, как вы двигаетесь)
  • Аудиальный (воспринимает звуки от ваших движений и перемещений).

При этом, следует отметить, что кинестетический якорь намного сложнее пропустить, чем визуальный и аудиальный, поэтому он и более полезен в практическом применении.

Итак, запомните

1. Якорь – это «тот самый колокольчик», который активирует программу или установку, закрепленную в человеческой психике.

2. Установка якорей и их использование — это вполне доступная техника, которую применять по силам каждому.

Тренируйтесь!

Источник: http://free-psycho.ru/yakor-i-yakorenie-v-nlp/

Управление стрессом. Психологические якоря

Управление стрессом. Психологические якоря

Опубликовано Nak 13 мая 2012

Можно ли управлять стрессом? Конечно! Если вы владеете нужными инструментами для этого.

Одним из помощников в управлении стрессом может стать для вас так называемый Психологический якорь.

Якорь — это средство фиксации ваших чувств, которые будут всплывать на подсознательном уровне при определённой ситуации.

У нас много неосознанных якорей, которые, к сожалению, не все закреплены на положительные эмоции. Давайте разберем:.

При сильной травмирующей ситуации, будь она на физическом или эмоциональном уровне, у вас по минимуму работает сознание, логика, в это время вас захватывает боль или сильные чувства страха, негодования, ярости… В данный момент происходит самое опасное – сильная эмоция закрепляется в вашем организме.

Закрепляется во всех ощущениях,  при воздействии на органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Предположим, вы упали и здорово ушиблись. Ваше сознание направлено на переживание сильной боли. Но подсознание по прежнему работает на всех каналах восприятия.

Вы слышите какую либо фразу прохожего, звуки вокруг происходящих событий, чувствуете прикосновения одежды, ветра, руку человека, который пытается вам помочь, запахи и т.д. Эта ситуация во всех своих проявлениях фиксируется на подсознательном уровне. И чем сильнее эмоции, тем прочнее якорь.

Что происходит дальше? Вы беззаботно живете и вдруг рядом человек говорит слова, которые вы слышали при переживании той ситуации, да еще если в том же тембре и в той же интонации, да еще плюс берет вас за руку в том же месте, когда вам пытались помочь… И чем больше у вас возникнет на данный момент схожих обстоятельств, тем больше вероятность воспоминания вашим организмом тех ощущений, которые вызвали в вас когда-то травмирующие события. Каждый из нас может вспомнить похожие моменты: вдруг казалось бы ни с того ни с сего заболела голова, а может вы внезапно почувствовали неловкость, неуверенность, на вас накатило чувство страха?…

А теперь посмотрите на свою жизнь с точки зрения положительных якорей.

Было ли с вами подобное? На улице вы почувствовали от прохожего запах знакомого парфюма и вспомнили приятный вечер, своего любимого… на вас нахлынули удивительные воспоминания, разогнулись плечи, на лице появилась улыбка, поток положительных эмоций придал вам сил и уверенности. А звуки знакомой музыки, которую мы включаем вновь и вновь!!! Отличные позитивные якоря на уровне ощущений!

Много сказано о положительном влиянии якорей. Якоря могут стать одним из «лекарств» недостатка энергии, отрицательных эмоций, средством управления стрессом. Давайте научимся сознательно их создавать! У каждого в жизни случается ресурсная ситуация.

 Уметь поставить на неё якорь и затем его использовать, когда тебе необходим этот ресурс – вот наша задача! Процедура эта во многих отношениях напоминает концепцию « стимул – реакция» Вам необходимо в момент когда: вы себя отлично чувствуете! вы просто супер! «на высоте»! у вас всё получилось! — закрепить положительную эмоцию жестом, запахом или словами, чтобы затем посредством того же, например жеста, «вызвать» эту самую эмоцию на поверхность сознания. А лучше использовать все ощущения по максимуму..

Самые сильные якоря кинестетические.

Сидите вы с любимым на берегу моря, вас ласкает приятный ветерок, вы вдыхаете морскую свежесть, слышите мелодичный и успокаивающий шум волн, вам приятно быть рядом и кажется весь мир у ваших ног.

Стоп! Ущипните себя за мочку уха, или коснитесь подбородка, а может, потрите ладони – прикоснитесь к себе, закрепите в вашем теле, в вашем подсознании эти ощущения. Готово!

Ресурс есть у каждого, но со временем он блокируется различными стрессовыми обстоятельствами. Когда мы оооочень злимся, переживаем, боимся — мы не можем прийти к своим ресурсам, становимся беспомощными и это усиливает стрессовые ситуации.

Вот тут то и помогут нам позитивные психологические якоря, заставьте их работать, ущипните, как тогда, себя за ухо и вам больше ничего не надо будет делать. Ваш организм все сделает за вас, а вы только запустили процесс воспоминания своего ресурса.

Возникшие ощущения придадут вам силы, уверенность и вы достойно выйдете из ситуации!

Точно так же можно ставить якорь другому. Например, вы обнаружили своего начальника в хорошем настроении. Закрепите в его памяти эту эмоцию пожатием руки, фразой, запахом парфюма…

Желательно повторить процедуру ни раз – строго воспроизводя «тот самый» жест, фразу … каждый раз, когда ваш босс в отличном расположении духа.

Затем, когда вам что-то понадобится от своего начальника, например, уговорить подписать отпуск или оплатить счета  воспользуйтесь тем самым якорем и шансов у вас будет гораздо больше))).

Всегда помните, что процедуру «хорошее настроение-прикосновение» иногда необходимо повторять, чтобы подсознание прочно связало эти две вещи между собой, и чтобы якорь не ослабевал.

Впереди время отпусков, летних уикендов. У вас будет масса положительных впечатлений. Воспользуйтесь этим сознательно, подумайте о своем будущем.

Запечатлейте позитивные минуты своей жизни не только в фотографиях и сувенирах (что так же немаловажно), но и поставьте себе кинестетические якоря, закрепите свои чувства! И тогда у вас появиться мощный инструмент для управления своими эмоциями и управления своими стрессами! Радуйтесь жизни и помните, что всё в ваших силах!

Продолжение следует…

Источник: http://leusdiv.ru/universitet/zdorovie/upravlenie-stressom-5

якорь, психологическая техника якорения

якорь, психологическая техника якорения

Брось «якорь» на счастье.

В современном мире, где все движется очень быстро и порой не хватает совсем времени на себя, нужно учиться быть счастливым.

Для каждого понятие счастья своё и сколько есть в мире людей, столько и интерпретаций слова «счастье». Но для всех одинаковым является то, что быть счастливым вечно просто невозможно.

Так же быстро, как оно появляется, так и исчезает. Но в то же время ощущение счастья очень просто пережить вновь.

Психологи открыли чудесный метод с помощью которого человек может возвратить некое эмоциональное удовлетворение. Эта техника называется «якорением» и овладеть ею может каждый желающий.

Данная техника помогает вызвать положительные эмоции или успокоить в стрессовых ситуациях. А использование ее очень простое.

Для выполнения техники человеку нужен лишь какой то положительный момент, приятная ситуация, например, вы танцуете с любимым (любимой), звучит приятная музыка, мерцает мягкий свет, для вас никого не существует, кроме другой половинки, вы растворяетесь в ощущении покоя, расслабленности, удовольствия. Теперь вам это состояние нужно запомнить то есть «заякорить».

Каким образом? Очень просто! Выполните какое-то простое действие, например погладьте себя по запястью или по щеке, пожмите правой рукой левую руку. Неважно, что это будет, главное, чтобы вы это запомнили и смогли повторить точно то же самое в любое время.

Когда вы почувствуете грусть, впадете в уныние, когда вам станет страшно и на вас навалится тяжесть депрессии, — самое время вспомнить о «якоре». Отобразите то движение, что вы делали и повторите его несколько раз. При правильном выполнении вас вновь охватит то состояние, что вы испытывали, когда вам было хорошо.

Почему работает техника «якорения»? Любителей потустороннего, неопознанного разочарую: все объясняется просто. Представьте, что ваш мозг — это большая печка, момент, когда вы переживаете что-то хорошее — один очаг, а ваше касание руки — второй очаг.

Читайте также:  Зрительный контакт: прямой взгляд, смотреть в глаза - психология

И вот между этими очагами возникает искра и мозг, то есть печка воспламеняется. Это пламя и будет вашим счастьем.

И вот, когда вы повторяете свое движение, например, касание руки, вы воспламеняете старый очаг, который вызывает новый — «воспоминание» и все повторяется вновь, возвращается ощущение счастья.

Вполне возможно, что с первого раза данная техника не получится, её нужно тренировать.

«Тренируйте» свое счастье, приручайте, боритесь за него и будьте счастливы!

Источник: http://www.therapy.by/articles/bros_yakor_na_schaste/

Психология похудения — как разлюбить вредный продукт через психологический якорь

Психология похудения — как разлюбить вредный продукт через психологический якорь

Если пытаться похудеть за счёт диет, то у вас есть только два пути:

1) Вы через какое-то время прекратите диету, и ваш вес в лучшем случае вернётся обратно, но, скорее всего, вес станет даже больше, чем был до начала диеты.

2) Вы обрекаете себя всю жизнь терпеть определённые лишения. Это будет портить качество жизни всю жизнь.

Оба варианта не самые заманчивые. Но других нет.

Нет, если вы выбираете путь диет. Но есть и другой путь. Путь элегантный и даже приятный.

Смена вкуса

Вспомните сейчас продукт, который вам не нравится. Не читайте дальше пока не вспомните. Вспомнили?

Согласитесь, что не есть этот продукт никаких проблем для вас нет. Даже испытывая чувство голода, поедание его не приносит удовольствия.

И представьте теперь, что вам больше не хочется тортов, конфет, мороженого, колбас и т.п.

Как вы думаете, что произойдёт, если в вашей жизни не изменится ничего, т.е. вы не начнёте заниматься спортом, не поменяете режим, не измените количество приёмов пищи – ничего, но только вам перестанет нравиться вкус ряда продуктов, которые способствуют набору веса?

Понятно, что вредный продукт, вкус которого вам не нравится, вы есть не будете. Вы ведь его едите именно из-за вкуса, а не из-за чего-либо ещё. А перестав есть то, что вас делает толще, вы положительно повлияете на свою фигуру и своё здоровье.

Как вам такой вариант? Поинтереснее диеты будет?

Вы можете поменять вкусовые предпочтения. Тогда вам не надо будет себя сдерживать от «вкусных», но вредных для вашей фигуры продуктов. Вам эти продукты не будет хотеться.

Похудение тогда пойдёт естественным образом без насилия над собой.

Вкусовые предпочтения не задаются генетически. Хотя генетика и может оказывать некоторое влияние, но в основном тут влияет привычка.

Вкусы формируют: культура общества, в котором вы живёте, семейные традиции и устои, материальное положение, доступность определённых продуктов, непереносимость продуктов (например, непереносимость молока при недостатке фермента лактазы), а также всё, что воздействует на вас постоянно.

Вкусовые привычки в свою очередь уже конструируют вашу фигуру. Это не единственный фактор, но очень сильный.

Меняя вкусы, вы меняете материалы для строительства вашего тела. Качество материалов меняет не только внешний вид тела, но и влияет на здоровье. И чем старше становится человек, тем важней начинает восприниматься здоровье, а значимость внешнего вида уже начинает понемногу уходить на второй план.

Есть разные приёмы коррекции вкуса, и сегодня я расскажу об одном из них.

Этот приём заключается в навешивании психологических якорей.

Психологические якоря

В НЛП психологические якоря навешиваются на определённые эмоции. Якоря могут быть кинестетические, аудиальные и другие, соответствующие 5 органам чувств. Но поскольку некоторые виды чувств не так просто задействовать в нужный момент, то чаще это именно кинестетические (тактильные) и аудиальные (звуковые) якоря.

Например, если во время вызванного определённого чувства (скажем, большой радости) дотронуться до мочки уха или потереть подбородок, то психика свяжет это тактильное ощущение с этой эмоцией. Для усиления связи надо повторить навешивание такого якоря при возможности.

Если задействовать несколько органов чувств, то получится несколько якорей на разных каналах восприятия. Сделав такую связь или связи, потом можно вызвать схожее чувство, просто проделав нужные манипуляции, например, дотронувшись до мочки уха.

Чем больше было якорей на разные органы чувств, тем вернее получится вызвать нужное чувство. Например, к тактильным можно добавить некую мелодию, запах определённой туалетной воды. Всё это будет вызывать из памяти нужную эмоцию, нужное чувство.

Например, супружеская пара может отправиться в тур в то место, где они 10 лет назад провели медовый месяц, поселиться в том же отеле и в том же номере, купить то же вино, что пили тогда, одеть ту же или похожую одежду, надушиться тем же парфюмом, включить ту же музыку. Всё это будет якорями, которые были непроизвольно навешены тогда на те романтические любовные чувства. Вся совокупность таких якорей вызовет и те чувства.

Если вы испытывали когда-нибудь резкую и беспричинную на первый взгляд смену настроения, то, скорее всего, это были проделки именно психологических якорей.

Для иллюстрации работы психологического якоря хочу привести пример, услышанный мной от Владимира Довганя.

У какого-то человека горе – умер близкий человек.

Похороны. Он сидит, в глазах слёзы.

К нему подходят друзья и родственники, соболезнуют, говорят, чтобы он держался. Некоторые сочувственно хлопают по плечу.

В этот момент на эту сильную негативную эмоцию вешается тактильный якорь – похлопывание по плечу. Повтор этого похлопывания закрепляет якорь.

Проходит много лет. У этого человека какой-то праздник. Он весел и беззаботен в кругу друзей и родных. Все его поздравляют, обнимают, целуют. И вдруг кто-то ободряюще хлопает его по плечу.

Тут срабатывает повешенный много лет назад психологический якорь. Человек сам не понимает, что произошло, но вдруг ему стало невыносимо гадко. Он не вспомнил похороны, но тяжёлые чувства вдруг всплыли. Ему только что было так хорошо и вдруг, непонятно почему, резко стало очень гадко. Он даже понять ничего не может.

По сути, психологический якорь – это условный рефлекс.

В опытах над собаками нобелевского лауреата Павлова Ивана Петровича было показано, что можно выработать условный рефлекс, которого в отличие от безусловного рефлекса, изначально у животного не было.

В знаменитом опыте Павлова был выработан условный рефлекс на включение лампочки, когда у собаки начинала выделяться слюна. Можно назвать включение лампочки якорем.

Вы можете сами выработать у себя заранее определённые чувства в ответ на заранее придуманные и позже созданные якоря.

Я показал вам принцип работы психологических якорей. Теперь пора перейти к якорям и продуктам.

Продуктовые психологические якоря

Обычно якорь вешается на эмоцию, а потом эту эмоцию может вызывать. В случае с продуктами всё идёт наоборот: чувство навешивается на якорь.

Якорь – это в данном случае продукт, который вы хотите разлюбить. Именно этот продукт должен вызывать чувство.

Чувство – это то ощущение, которое вы будете ассоциировать с определённым продуктом.

Когда якорь закрепится – вредный продукт будет вызывать негатив, который приведёт к тому, что удовольствие от его съедание вы получать перестанете, а может быть, даже вам станет противно его есть.

Для получения результата вполне достаточно перестать получать удовольствие, поскольку вредные продукты едятся как раз именно для удовольствия. Как только его не будет – употребление такого продукта станет ненужным.

Так можно не только разлюбить вредный продукт, но и полюбить полезный, но полюбить сложнее.

Осложняется процесс тем, что многие продукты для вас уже являются якорями. Например, торт, может ассоциироваться с праздником, радостью и удовольствием. Только один внешний вид красивого торта может вызывать радость. Даже только его коробка, особенно если это большой красивый торт, ведь такие торты покупаются только для самых больших праздников.

Также яркий пример – это шампанское и Новый Год.

А если соединить торт и шампанское?

А если добавить бой курантов?

Уже повеселее становится?

А запах ёлки?

А светящиеся гирлянды?

Чувствуете, как якоря, словно невидимые крючки начинают тянуть определённые эмоции.

Вы сейчас только представляете, а если дать вашим органам чувств всё это ощутить наяву, то сила этих якорей просто не позволит вам остаться равнодушными.

Психологические якоря и маркетинг

Обратите внимание, как ловко маркетологи Кока-Колы делают этот лимонад якорем праздника.

Помните песенку из рекламы: «Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит …»? В англоязычном варианте песня Wonderful Dream (Holidays Are Coming) в исполнении Мелани Торнтон из группы La Bouche.

Неоднократный повтор слова «праздник», музыка, красивый и радостный клип, гирлянды, большой красный грузовик с Кока-Колой, ко всему к этому подключается Санта-Клаус, который ассоциируется с Рождеством, а в России с Новым Годом. Именно под Новый Год реклама Кока-Колы начинает показываться без конца. Именно во время ожиданий чуда и предпраздничного настроения.

Люди любят этот самый большой праздник в году и очень здорово навесить на него Кока-Колу. После такого навешивания сладкая газированная водичка начинает вызывать нужные эмоции.

Кока-Кола уже стала обязательным атрибутом новогоднего стола, как и шампанское с салатом Оливье. Но главная задача не заставить купить газировку к новогоднему столу, а связать с чувством праздника, сделать якорем.

Точнее сказать, есть задача получить этот лимонад на праздничном столе, но не для того, чтобы предварительно были потрачены деньги на этот товар, а для того, чтобы вкус напитка на праздничном застолье стал дополнительным якорем.

Подозреваю, что Кока-Кола ещё и сама бы доплатила за то, чтобы во время Нового Года люди пили этот напиток, создавая, в том числе и вкусовой якорь.

После закрепления нужных якорей возникает ассоциация: Coca-Cola – праздник, радость.

Спросите у человека, какие ассоциации у него возникают, когда он слышит «Coca-Cola». И наверняка «Новый Год» и «праздник» будут одни из первых.

Интересно, что тот Санта-Клаус, который имеется в нашем представлении – это именно персонаж Кака-Колы. До этого Санта изображался в виде старого эльфа, а художник Хэддон Сандблом нарисовал его весёлым дедушкой. Нарисован такой Санта-Клаус для Кока-Колы был в далёком 1931 году. Поэтому связь Кока-Колы и Рождества крепкая и долгая.

С 1928 года Coca-Cola начинает сотрудничество с Олимпийскими Играми и в настоящий момент является самым постоянным спонсором Игр. Олимпийские Игры – это опять положительные эмоции, праздник. Не просто праздник, а самый большой спортивный праздник.

Что Олимпийские Игры, что Рождество стали эксплуатироваться Кока-Колой примерно в одно и то же время. Coca-Cola уже почти целый век планомерно навешивает психологический якорь на Рождество и Олимпийские Игры.

Думаете случайность? Совпадение?

Нет – стратегия.

Источник: http://tvoy-trener.ru/anchor

Секреты поведенческой психологии: как «бросить якорь» в онлайн-продажах?

Думать — быстро и медленно

Психологи, начиная с момента зарождения своей дисциплины, делят все процессы, происходящие в головном мозге на два типа — явное (сознательное) и неявное (бессознательное).

Это отлично демонстрирует случай пациента HM, которому была произведена операция по удалению участка головного мозга в попытке вылечить эпилепсию.

Во время операции был удален большой участок гиппокампа (часть мозга, отвечающая за процессы памяти). Процедура избавила больного от эпилепсии, но из-за необратимого повреждения мозга развилась антероградная амнезия.

Пациент не мог более формировать новые воспоминания (как в фильме «50 первых поцелуев»).

Исследователи и ученые, работавшие с пациентом HM, давали ему задание, которое он должен был выполнять ежедневно. Каждый раз HM не помнил ни исследователей, ни задания, но постепенно, раз за разом, он делал его лучше и лучше. Пока HM не мог использовать сознательную память для выполнения задания, ему приходилось учиться пользоваться подсознательной.

  • 10 поразительных фактов о работе головного мозга

Скрытый кукловод — ваше подсознание

Это исследование, как и сотни других, проведенных ранее, демонстрируют разницу между сознательным и бессознательным.

Вывод заключается в том, что, вопреки расхожим стереотипам, скрытое бессознательное намного влиятельнее явного сознательного. По данным профессиональной литературы, в лучшем случае только 0,0004% мыслительных процессов осознанны.

На деле то, что мы считаем сознательным начинанием, может быть упорядоченным стремлением бессознательного, над которым мы имеем лишь слабый контроль. В поддержку этого высказывания, в одном эксперименте ученые обнаружили, что мозговая активность начинается за 300 мс до того, как кто-нибудь «решит» действовать.

Колин Камерер (Colin Camerer) объясняет это так:

«Человеческий мозг похож на мозг обезьяны, разница лишь в том, что у нас есть «пресс-секретарь» в виде коры больших полушарий, отвечающий за объяснение поведения»

Основной вывод состоит в том, что есть силы между чьим-то осознанным пониманием и контролем, имеющие весомый эффект на принятие решения.

  • Нейромаркетинг: как оптимизировать дизайн блога?
Читайте также:  Ведущая деятельность - психология

Решения, принимаемые вами, далеки от рациональных

Якорь — это психологическая конструкция, которая делает что-либо более психически заметным по внешним данным и таким образом влияет на поведение.

Существует достаточно много известных примеров. Один из самых популярных описан в издании Journal Personality and Social Psychology. В эксперименте принимали участие пожилые люди, которые должны были произносить кодированные предложения со словами, чаще употребляемыми в их возрастной категории. Для контрольной группы использовались люди других возрастов.

После произношения закодированных в тексте слов («серый», «морщины», «одинокий», «отставка», «беспомощность»), престарелые участники эксперимента стали передвигаться медленнее, тогда как в нейтральной группе изменения скорости не было выявлено.

Осторожно задавая вопросы после эксперимента, исследователи установили, что эти эффекты происходят полностью без осознания их участниками.

  • Психология убеждения: триггеры товарных целевых страниц

Но как это решит проблему с продажами?

Огромная польза эффекта якоря для бизнеса — в его способности сделать продукт психически заметным и более привлекательным.

Для примера, подсознательные и надсознательные воздействия на бренд прохладительных напитков будут заставлять людей в большинстве случаев выбирать именно эту торговую марку, а не аналог конкурента. Также люди с большей долей вероятности будут приобретать товар, воздействию которого они совсем недавно подверглись.

Статья из Journal of Marketing Reseach приводит доказательства, что конфеты и газированная вода (как Reece’s Pieces и Fanta), продающиеся в оранжевой упаковке, лучше расходятся в канун Дня Всех Святых, так как традиционные праздничные украшения делают их психологически заметным для покупателей.

  • Психология продаж: чувства и цены!

А как быть с интернетом?

Наоми Мендел (Naomi Mandel) и Эрик Джонсон (Eric Johnson) провели отличный эксперимент, используя якорь для онлайн-воздействия на покупателя.

Они создали шутливый сайт, где каждый участник эксперимента представлял, что покупает машину и затем мебель. Испытуемым были показаны два разных вида предметов, которые отличались различными атрибутами. Один продукт был дороже, но выше качеством, другой дешевле и проигрывал в статусе. Участники распределяли 100 очков между двумя наименованиями, чтобы выявить предпочтительный товар.

Якорем в этом эксперименте было изображение на заднем фоне сайта. Оно привязывало участников к схеме экономии средств (картинки монеток и банкнот) или к концепции покупки лучшей продукции (огонь для машин и облака для мебели).

Посмотрим на машины: как пример, средняя «доля рынка» пришлась на дешевые автомобили. Когда был использован денежный якорь, то 58% респондентов выбрало низкое качество, в то время как при актуализации якоря качества аналогичный товар выбрало лишь 47% наблюдаемых.

Схожие результаты были получены и в случае с мебелью.

Подталкивайте своих посетителей

Итак, посетители вашего ресурса следуют своему «Древниму мозгу» (его также называют «мозгом рептилии»), бессознательному влечению, и очень восприимчивы к любому легкому толчку в нужном вам направлении.

Удостоверьтесь, что вы используете преимущество, а не создаете неосознанные барьеры для продаж. Чтобы понять тему поведенческой психологии в рамках интернет-маркетинга лучше пожалуйста ознакомьтесь с постом: “10 советов поведенческого психолога”.

Высоких вам конверсий!

Источник: https://lpgenerator.ru/blog/2015/02/19/sekrety-povedencheskoj-psihologii-kak-brosit-yakor-v-onlajn-prodazhah/

Якорение

Якорение

           Нажми на кнопку — получишь результат.

Сегодня, продолжая наш рассказ о технике нейролингвистического программирования, мы бы хотели разобрать принцип якорения. На наших тренингах и семинарах, Вы часто слышите данный термин, однако как показывает практика, не каждый владеет познанием данной техники. Чтобы хоть как-то восстановить пробелы, в сегодняшнем посте мы постараемся  осветить ключевые моменты.

Якорение — это самая интересная, самая распространенная техника непосредственного воздействия человека на человека через физиологические реакции, минуя сознание.

Первое что нужно запомнить — Якори бывают двух типов: якорь по типу рефлекса и якорь по типу импринта.

Условный рефлекс и старый добрый Павлов со школы всем памятны: всякий раз, когда собаке давали еду, загоралась лампочка. Через некоторое время, когда загоралась лампочка, у собаки выделялась слюна, как будто ей давали еду.

     Если всякий раз, когда вы появляетесь рядом, у человека происходит что-то радостное, через некоторое время он радуется просто вашему появлению уже без конкретного повода.

Если всякий раз, когда происходит что-то радостное, вы хлопаете в ладоши, то через некоторое время вам достаточно хлопнуть в ладоши, чтобы у человека случилось что-то радостное.

Если каждый раз, когда вы говорите что-то смешное, выделаете как-нибудь эдак, то через некоторое время вы можете уже говорить чушь, при этом делая эдак, — человек все равно засмеется. Потому что это уже рефлекс. И человеку даже кажется, что было смешно — задним числом.

     Рефлекс — это систематическое сопоставление вами некоего стимула с какой-то человеческой реакцией.  Через какое-то время ваш стимул вызывает эту реакцию.

     Реакции вызывать можно разные: сильные позитивные, умеренно позитивные, сильные негативные, умеренно негативные, интерес, сомнение, согласие и несогласие. А также — трансовое состояние. Полный набор включает в себя девять  полезных состояний. Впрочем, можно обойтись и меньшим числом.

     Что может быть якорем? Любой визуальный, аудиальный, кинестетический, густаторный, олфакторный стимул.

     Значительная часть женского флирта основана на использовании каких-то определенных духов. Особенно тех, у которых на разных расстояниях активизируются разные ноты. Воздействие можно варьировать приближением и удалением.

     К визуальным якорям  могут относиться ваш внешний вид, ваши украшения, ваши предметы, которые вы можете доставать, мимика, жестикуляция. В общем, все то, что можно видеть: показать и спрятать.

     К аудиальным якорям  в первую очередь, конечно, относятся нюансы голоса, интонации, громкость, паузы, ритмика. И звуки: хлопки и щелчки, песни, музыка.

     К кинестетике  явным образом относятся прикосновения. И — если у вас есть возможность что-то влить в разжатые зубы, — то и внутренние телесные ощущения тоже.

     Если люди едят фирменный пирог всегда в определенные моменты, то состояние само настраивается. Впрочем, и внешний вид пирога играет роль.

     Все якори делаются одинаково.  Для того чтобы поставить якорь как рефлекс  нужно несколько раз сопоставить одно с другим, и примерно с 5–6 раза у человека начинает срабатывать.  Чем больше сопоставлений, тем надежней якорь.

     Якорь по типу рефлекса обязательно нужно поддерживать. Время от времени его снова устанавливать, даже если он уже давно стоит. Также как если собаке давно мигать лампочкой, а еду уже не давать, через некоторое время ее реакция прекратится.

     Есть тонкости, которые лучше знать заранее.

     Например, муж приходит раздраженный, жена его каждый раз обнимает, чтобы успокоить. Через некоторое время жена его обнимает — он раздражается. Причем он думает, что на жену. Таким образом, можно сделать и ненужные якори. Якори возникают и тогда, когда мы об этом не думаем, — непроизвольно, внесознательно.

     Именно механизм якоря лежит в основе такого феномена, который часто называют человеческой неблагодарностью: когда кому-то становится лучше, обычно стараются не видеть тех людей, которые помогали им в беде.

Часто это не осознается, но людям неприятно видеть тех, кто им помогал, потому что с ними ощущение беды возвращается. Именно поэтому надо помогать несчастным, а дружить со счастливыми. Помогай лучше не своими руками, исподволь, исподтишка.

Чтобы на тебя не сел этот страдальческий якорь.

     Если вы систематически стараетесь быть с человеком, когда ему хорошо, даже если это не ваша заслуга, то вы будете ассоциироваться у человека с добром.  Якорь вызывает эмоциональное состояние раньше, чем человек понимает, откуда оно взялось. И потом уже возможна в нужном направлении рационализация.

     Якорь действует до осознания. Рационализация идет после.  В этом его сила.

     Первое, что должны видеть утята, — это мама. Первый образ запечатлевается. Если увидели сначала мячик, то за ним и бегают, как за мамой.

     У человека тоже возможна реакция импринта; буквально — впечатывания, запечатления с первого раза.

     Сопоставление реакции и поставленного стимула с первого раза возможно, если стимул попал на пик эмоционального состояния. Из-за этого люди, вместе пережившие стресс, потом долго испытывают друг к другу чувство, которое иногда трактуют как влюбленность.

     Якорь по типу рефлекса можно ставить в любой момент, лишь бы часто или систематически повторять, а импринт нужно ставить на сильные эмоции. Чтобы «очень»: весело, напряженно, грустно, влюбленно — но ОЧЕНЬ!

     Влюбленность сама по себе имеет природу импринтного якоря: в какой-то момент запечатлелось. В более молодом возрасте запечатлевается в гормональный пик.

Особенно сильный якорь получается во время страстного секса (если при этом еще и смотреть в глаза, ну прямо в момент оргазма). Устанавливается якорь на конкретного человека, без которого, как потом кажется, невозможно жить.

Вот такая простая  формула любви, граф Калиостро ошибался, ну или просто в те года не было НЛП. 🙂

В более зрелом возрасте влюбленности встречаются реже — реже встречаются такие гормональные пики. Спонтанно якоря уже ставятся не так успешно, чем в юные годы. Над этим уже нужно потрудиться. Когда люди сами хотят влюбиться, они произвольно при каждой встрече, ставят якоря на партнера. Какие красивые глаза, голос, губы — на визуальные вещи.

Внутренняя система ценностей и убеждений в данном случает полностью отпадает. Поэтому когда все же получается затащить в семейное гнездо предмет любви, оказывается что с ним совсем невозможно жить. Как снять такой якорь импринтовой любви? Технология работы с субмодальностями и снятием якорей. Этим кстати, мы тоже занимаемся в рамках частной практики.

Приворот-отворот любой сложности. 🙂

Рефлекторный якорь можно ставить и на скуку, и на начало какого-то рефлекторного действия. Импринтные ставятся только в районе пиковой части.

     С импринтами нужно выполнять несколько условий:

     Попасть на пик эмоционального и физического состояния.

     Демонстрировать якорь уникального свойства.

     Самый яркий пример импринтного якоря — фобическая реакция. Увидел что-то и испугался. На всю жизнь. И потом реакция все время уже якорная. Такой якорь тоже можно снять. Просто это требует большего количества усилий.

     Рефлекторные якори стираются систематическим не поддержанием. Импринтные якори — либо воспроизведением якоря на прямо противоположную эмоциональную реакцию, либо многократным сопоставлением с чем-то другим: рефлекторным переякорением.

Установка рефлекторного якоря

     Рефлекторные якори ставятся просто: нужно повторять каждый раз одно и то же в одной и той же связи. Импринтные якори гораздо больше зависят от калибровки. Нужно поймать момент, когда состояние достигает пика и именно в этот момент что-то сделать. Некоторые импринтные якори ставятся по такому принципу: что вызвало это состояние — то и якорь.

 Вот как возникает заикание: взрыв, который сам и стал якорем (когда в следующий раз что-нибудь грохнет, состояние усиливается), сам же и вызывает реакцию.

 Есть исследования подтверждающие, что якори глубже работают на физиологическом уровне, чем это кажется. Это исследования о применении медицинских препаратов. Вводят, скажем, дозу препаратов в кровь. Отслеживают по приборам пиковую концентрацию и в это время дают прикусить вату с камфарой.

Вкус отвратный, запах тоже. Ведь, как правило, люди камфару не едят — это чистый якорь, недоступный для случайного срабатывания. В следующие разы вводят плацебо и дают прикусить вату с камфарой. Приборы показывают концентрацию нужного препарата в крови. Как это делает организм — кто его знает.

     Почесывание и щелканье пальцами не будет якорем, если вы это и так часто делаете. Якорем должно быть что-то, что вы обычно не делаете. Или делаете только в таких обстоятельствах.

     Якорь действует вне зависимости от понимания. Понимание может чуть-чуть ослабить действие за счет сознательного сопротивления.

     Якорь должен быть уникальным, но воспроизводимым. Чтобы вы смогли его сделать второй раз, да еще в таком же виде.

Источник: http://www.xn--80aefehgbmmrrx4a9b.xn--p1ai/2015/06/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию