Хорошие манеры — психология

Хорошие манеры: важны ли они?

Хорошие манеры - психология

Многие коучеры утверждают, что от хороших манер, поведения и воспитанности зависит многое – и наше окружение, и карьера, да и вообще жизнь. Так ли это? И неужели взаимосвязь с окружающим миром и людьми так много значит?

Мы все плохо воспитаны, абсолютно все. Одни – просто плохо, другие – очень плохо, третьи – ужасно, то есть никак. Это не наша вина (слышится массовый вздох облегчения), это наша историческая беда. Долгие годы местами воспитание у нас подменялось прямотой и принципиальностью.

С какого-то времени с этим начали бороться. Бизнесмены, почувствовавшие, что рубашки от Valentino не сочетаются с «кашей» во рту и походкой вразвалку, стали брать уроки хороших манер у МХАТовских актрис. Проблемы это не решило. Манеры прививались слабо, а те, кто еще помнил триумфы Ермоловой, вскоре ушли в мир иной.

Опыт предков

Но почему повседневное существование в обществе требует хороших манер, вежливости, предупредительности и т.п.? И даже со случайными людьми, от которых вроде бы ничего в вашей жизни не зависит? Так ли уж это необходимо? Да, необходимо! Если поразмыслить, воспитанность порой становится жизненно важным фактором. Давайте вспомним эпизод из «Королевы Марго» А. Дюма.

…Любезный мсье де ля Моль вежливо обошелся с неким странноватым человеком, а его приятель был с незнакомцем высокомерен.

Когда же парочка встретилась с этим человеком снова, он оказался штатным королевским палачом… Ну, все либо книгу читали, либо сериал видели. Высокомерие вышло гордецу боком – ему переломали ноги.

Да, оба искателя приключений сложили головы на плахе. Но воспитанный мсье мучился значительно меньше.

В понятие «хороших манер» традиционно включается умение держать осанку, плавно двигаться, негромко говорить. Эти требования пришли к нам прямиком из каменного века, уже тогда способствуя выживанию homo sapiens, как биологического вида. 

Не повышай голос без крайнего повода, не хохочи, будто тебя перышком щекочут – услышит хищник, придет и скушает. Ходи тихо, ступай осторожно – иначе распугаешь дичь и останешься голодным.

Не горбись, будто держишь камень за пазухой, не дергайся, не ковыляй на полусогнутых, словно намерен броситься на кого-то – уничтожат чисто профилактически.

Когда выяснится, что человек-то ты был неплохой, просто дурно воспитанный, тебе от этого будет мало пользы.

Народная мудрость, требующая от человека деликатности в обхождении – она ведь опыт веками копила. Стоит к ней прислушаться.

Откуда берется хорошее воспитание?

Как правило, хорошие манеры и повадки приобретаются дома, от родителей, знакомых, непосредственного окружения. Там же мы получаем и умение соблюдать дистанцию, моральную и физическую, ненавязчиво оказывать мелкие услуги, словом, ладить с людьми, то есть воспитание вообще и хорошие манеры в частности – как их упаковку.

Но общение с «неправильными» людьми может их испортить – встарь это называлось «набраться дурных манер», что происходит постепенно и подсознательно. Слышали, наверное – «из детского садика принес», «чему только в школе их учат»? Вот, оно – примите к сведению, дорогие родители. Хорошие манеры надо прививать, плохие прививаются сами.

При непредвзятом рассмотрении оказывается, что это пресловутое воспитание гораздо важнее образования, т.е. того комплекса профессиональных знаний, который преподается нам в учебных заведениях.

Образование, как это ни печально, может вообще не пригодиться или обесцениться в силу обстоятельств.

А хорошие манеры, воспитанность, умение налаживать контакт с окружающими будет востребовано каждый момент жизни.

Конечно, замечательно, когда дружелюбие, умение быть приятным исходит из самой натуры человека, а галантное обхождение дается как бы от природы. Но для большинства людей хорошие манеры – результат жестких требований. Это не худший вариант – тут важен итог.

Пропустить в дверях старших и младших, подать руку даме при выходе из транспорта, поблагодарить за любезность легким кивком – все это может стать привычкой, срабатывающей автоматически.

Когда-то эти навыки назывались совершенно ныне забытым словом «учтивость» и без них не принимали в приличное общество. 

Теория и практика

Для девушек некогда хорошие манеры были непременным условием  удачного замужества. Образование – ну, да. Немного французского, чуточку гуманитарных наук, музыка, танцы. Но «галантерейное обхождение» – это уж обязательно.  

Сейчас часто путают хорошие манеры и знание правил этикета. Разница здесь такая же, как знание правил правописания и грамотность. Можно знать правила, но писать и говорить коряво. Дело в практике – чем раньше начнешь вести себя по правилам, тем органичнее окутает тебя неповторимый флер хороших манер.  

В последнее время, похоже, востребованность хороших манер получила новое развитие. Хотя суть та же –  адаптация к окружающему миру, выживание.

В объявлениях о приеме на работу все чаще указываются такие требования к соискателям, как «хорошие манеры, грамотная речь, приятный голос», а теперь даже «русский язык без акцента». В войне имиджей побеждают люди с манерами, соответствующими обществу. 

Источник: https://www.domashniy.ru/psihologiya/horoshie_manery_vazhny_li_oni/

Аристократические манеры поведения: нормы и основные правила

Аристократические манеры поведения: нормы и основные правила

Манеры – это своеобразная валюта для аристократичных людей. И чем больше вы о них знаете, тем лучше. Аристократам в поведении свойственна внешняя изысканность, утонченность и строгость.

Раньше считалось, что аристократические манеры поведения, присущи только членам семей высокого сословия. По мнению ученных, считается, что склонность к хорошим манерам у людей обуславливается генетикой, и заложена в них с рождения. Здесь важно их развивать и усовершенствовать.

Наличие в современном мире множества специализированных институтов этики и правил поведения при желании позволят сделать воспитанным любого человека.

Показателем уровня культуры и воспитания является достойное поведение в обществе, отвечающее всем канонам этики.

По нему можно определить и охарактеризовать человека, его внутренний мир и уровень образования.

Ничто так не расскажет о воспитании личности, как способность правильно вести себя в обществе, соблюдение основополагающих правил вежливости и умение поставить свою личность в выгодном свете.

Аристократические манеры поведения должны проявляться во всем:

Аристократические манеры поведения стоит развивать

Нормы поведения в обществе и тонкости аристократических манер

Существует также мнение, что индивид, который правильно ведет себя в социуме, имеет в наличии характера манеры английских аристократов. Это обуславливается наличием бескомпромиссного олицетворения требовательности, строгости и публичности, в правилах поведения англичан.

Личность, обладающая отличными манерами поведения, ведет себя так естественно и в социуме и быту. Для нее аристократический стиль манера поведения единственное и естественное состояние.

Нормы поведения в обществе – это правила, которые установлены в социуме, регулирующие поведение человека и взаимодействие личности с окружающим миром. Каждый человек обязан руководствоваться правилами поведения в обществе для того либо иного места.

Классификация норм:

  • Привычки.
  • Манеры поведения.
  • Этикет.
  • Нравы.
  • Табу.
  • Ценности.
  • Религиозные нормы.
  • Традиции.
  • Обряд.

Аристократические манеры поведения включают в себя соблюдение всех норм и правил поведения в обществе. Основные моменты правил хорошего тона при ежедневном использовании подчеркнут вашу воспитанность.

Человек с аристократическими манерами поведения отличается грамотно поставленной речью без эмоций и с полной уверенностью. Ему не свойственно кричать, повышать тон, грубить и проявлять в общении раздражительность. Имея собственное мнение, следует с уважением относиться к точке зрения вашего собеседника.

Способность обсуждать конфликтные ситуации и разногласия без криков и эмоций подчеркнет вашу аристократичность и хорошие манеры. Воспитанный человек не позволит себе обсуждать и поддерживать разговоры в обществе о личной жизни посторонних людей.

Манеры поведения леди в обществе

Стиль настоящей и успешной леди – это максимальное соответствие облика месту и ситуации. Психология поведения девушек заключается в понимании того, какой стиль поведения и манеры необходимо соблюдать в данной ситуации и какой будет от этого результат.

Вот несколько правил аристократических манер поведения для девушек:

Умение вести себя в обществе зависит от соблюдения баланса между эрудицией и педантизмом. Проявление очаровательной женской дерзости не должно доходить до вульгарности.

Речь леди должна быть грамотной и плавно переходить от одной темы к другой. Способность поддержать любую тематическую беседу подчеркнет ваше образование и эрудицию.

Олицетворение культуры поведения проявится в полном отсутствии на лице какой-либо мимики. Недопустимо корчить рожицы, закатывать глаза и кривляться.

Табу на различные виды жестов: размахивание руками, громкий смех с забрасыванием головы назад, либо, сгибание в корпусе. Экспрессивное и эмоциональное повествование, какой либо истории с применением размашистых жестов не допустимо.

Идеальная осанка. Грациозность в поведении и умении держать себя в обществе подчеркнет ваше идеальное воспитание.

Облик и внешний вид опрятный, филигранный и выразительный. Минимализм в аксессуарах, но при этом они должны быть дорогостоящими.

Умение держать дистанцию с людьми и быть при этом внимательным и заботливым ко всем окружающим. Но стоит выдерживать баланс и не казаться при этом навязчивой и любопытной персоной.

Наличие в характере сдержанности и строгое соблюдение понятия чести. Девушки такого рода никогда не позволят себе сплетничать, крутить интриги и заниматься склоками.

Правила поведения ребенка в обществе

Дети – это цветы жизни. По поведению ребенка сразу начинают говорить о воспитанности его родителей. Для того чтобы ваше чадо выросло воспитанным человеком следует с детства заниматься его воспитание и прививать основные правила поведения в обществе.

Основные правила поведения для ребенка:

Способность уместно употреблять вежливые слова: здороваться, прощаться, благодарить, умение извиниться. Уважительное обращение к людям старшим по возрасту.

Учить ребенка поведению в обществе стоит с детства

Общение должно быть тихим и не мешать окружающим. Умение выслушать и не перебивать чью-то беседу. Контроль над своими эмоциями. Табу на любопытство, обсуждение окружающих, хвастовство, насмешки над другими.

Умение пользоваться элементарными столовыми приборами. Во время приема пищи не разговаривать с полным ртом. Вытирать руки и уста за столом салфеткой.

Не отвлекать внимание окружающих на себя. Не быть назойливым и навязчивым. В коллективе или в гостях в случае необходимости стоит найти себе занятие самостоятельно.

Формирование правил поведения человека в обществе начинается с маленького возраста. Научив ребенка с детства соблюдать элементарные правила этикета, с возрастом он только будет усовершенствоваться, и становиться более воспитанным человеком.

Источник: http://womee.ru/aristokraticheskie-manery-povedeniya-kak-stil-ili-obraz-zhizni/

Правила этикета и хорошие манеры

Правила этикета и хорошие манеры

Лет 100-200 тому назад вопросам этики и поведения в обществе при воспитании мальчиков и девочек уделяли большое внимание. Каждая дворянская семья считала своим долгом нанять гувернера для сына и гувернантку для дочери, главной обязанностью которых было обучение детей не наукам, а хорошему поведению.

В то время правила этикета и хорошие манеры дети усваивали, что называется, с молоком матери.

А нужны ли они сегодня? Ведь жизнь теперь предъявляет к человеку значительно больше требований, связанных с карьерными достижениями и самосовершенствованием, чем таких, которые направлены на формирование безукоризненно учтивых взаимоотношений между членами общества.

Конечно, определенные требования к этикету остались. Они несколько упростились в связи с быстрыми темпами современной жизни и обилием информации, обязательной к обдумыванию и использованию, но совсем не исчезли. Посмотрим, какой же человек признается обществом XXI века за вежливого и воспитанного.

Основные правила этикета в обществе

Нормы поведения в обществе можно разделить на несколько подразделов. Это правила поведения:

  • на работе и деловых встречах;
  • при посещении деловых мероприятий;
  • на дружеских встречах;
  • в гостях.

Самое первое, на что следует обратить внимание человеку, желающему прослыть хорошо воспитанным, — это внешний вид.

Если вы, например, вовремя поздоровались, подали руку знакомому согласно правилам, поспешно вскакиваете каждый раз при входе в комнату особы женского пола, умеете вести светскую беседу негромким голосом и даже чихать научились практически незаметно для окружающих, но при этом носите несвежую сорочку, а ботинки чистили последний раз на прошлой неделе, — вас ни за что не признают человеком, знающим правила этикета. В обществе издавна принято встречать по одежке.

Замечали, наверное, как в фильмах о шпионах: главный герой только что успешно отстрелялся, увернувшись от пуль двадцати бандитов, потом перебрался через болото, а после долго бежал через весь город, потому что ему нужно было срочно попасть в штаб с донесением, а в итоге его костюм даже не помялся, ботинки блестят, как отполированные, и прическа не сбилась? Вот так же должно быть (в идеале, разумеется) у вас.

Читайте также:  Собственный рост и развитие - психология

На работу следует надевать костюм и светлую сорочку. Женщины могут добавить немного украшений, но неброских. В последнее время допустимыми для мужчин считаются джинсы темных тонов. Главное – все должно быть чистым и отглаженным.

При входе в помещение первым здоровается тот, кто вошел. Если вы на работе, то подчиненный должен первым поприветствовать начальника, младший по должности – старшего. Если в подчиненном положении находится женщина, босс которой к тому же моложе ее, то он первым должен обратиться с приветствием к даме.

Часто в небольших коллективах возникает деликатный вопрос: можно ли и когда можно перейти на «ты» с коллегами? Раньше считалось, что это недопустимо, но нынешний этикет позволяет найти свое решение вопроса, ведь обращение по имени значительно упрощает отношения, делает их более доверительными, а значит, и весь коллектив – более сплоченным. Но на «ты» следует переходить только в том случае, если это устраивает всех и не создает неловкости.

Деловая встреча чаще всего проходит за чашечкой кофе или за ланчем. Здесь главное правило – не опаздывать.

Не следует громко разговаривать, перебивать собеседников, «вклиниваться» в разговор, завязавшийся между двумя партнерами, без предупреждения.

Если вы желаете что-то сказать, нужно попросить прощения за то, что вынуждены вмешаться в беседу, и только после этого высказывать свое замечание.

На дружеских встречах все несколько проще. Правила хорошего тона здесь сводятся к тому, чтобы поздороваться при входе с компанией и вести себя в дальнейшем так, чтобы не слишком выделяться своим поведением на общем фоне. Улыбайтесь, будьте приветливы, придвигайте стулья дамам, предлагайте им вино (если дело уже дошло до застолья).

В гостях поздоровайтесь сначала с хозяйкой, затем с хозяином. Дождитесь, чтобы хозяева представили вас собравшимся. В общих беседах не затрагивайте таких тем, как политика, деньги и религия.

О чем можно говорить? Начните с нейтрального: природа, погода, путешествия. Анекдоты тоже вполне уместны, но желательно не из серии про поручика Ржевского.

Прощаясь, поблагодарите хозяев за радушный прием.

Правила этикета для девушек

Женщины и девушки должны быть особенно внимательны к собственному поведению в обществе. Ведь им приходится соответствовать представлению мужчин о прекрасной половине человечества как о существах нежных, утонченных и ранимых, нуждающихся в мужской поддержке.

Раньше девушек даже специально обучали искусству падать в обморок, дабы мужчина не смел нанести им оскорбления не только действием, но и просто нескромным словом или взглядом.

Особо расторопные падали таким образом, чтобы попасть в объятия к вызывающему симпатию субъекту, после чего успешно выходили замуж.

К счастью, в наши дни правила этикета для девушек стали намного проще. Им не нужно бежать прочь или угощать пощечиной кавалера, посмевшего употребить в беседе слово «страсть».

Нет необходимости жеманничать, отказываться за столом от лакомых кусочков, притворяясь, будто они едят меньше птички небесной, или покидать мужскую компанию сразу же, как только в ней начинаются деловые разговоры.

Но кое-какие постулаты для того, чтобы стать истинной леди, все же стоит усвоить.

Аксессуары тоже не должны быть брутальными.

Задача девушки – вызвать у молодого человека желание ее защищать и опекать, а не выпить вместе «на брудершафт». Поэтому юбка или платье, небольшая сумочка, туфли на каблуках придутся очень кстати.

Не так-то просто придется девушке, которую кавалер пригласил в ресторан. Она должна знать следующее:

  • Воспитанный поклонник предложит ей первой изучить меню.
  • На колени (на свои колени) перед началом ужина надо положить салфетку.
  • Жадно осушать бокал с вином не стоит – нужно выпить его за несколько раз мелкими глоточками.

Разумеется, недопустимо чавкать (даже если суп или жаркое окажутся очень вкусными), плеваться рыбными косточками даже в собственную тарелку (их нужно аккуратно и по возможности незаметно извлечь изо рта и просто положить на тарелку рукой).

Нельзя сидеть и увлеченно «пилить» в течение нескольких минут рыбное или мясное блюдо, чтобы, так сказать, сразу подготовить его к употреблению. Вместо этого следует понемногу отрезать его по мере необходимости.

Нож надо держать в правой руке, вилку – в левой.

На самом деле это еще не все правила, но не стоит слишком зацикливаться на безупречном их соблюдении. И помните: если вы допустили оплошность (например, случайно пролили красное вино на белую рубашку кавалера), главное – не растеряться. Вам в помощь – милая улыбка и «Ой, я не хотела!». Если он вас по-настоящему любит – простит.

Правила хорошего тона: несколько общих замечаний

В целом современные правила хорошего тона несложны.

Эта вежливость ни в коем случае не должна становиться приторной и навязчивой. Скажем, в транспорте мужчина должен уступить место даме. Вы уступили, она не желает садиться. Не настаивайте! Однако предложить даме свое место вы все же обязаны.

При разговорах будьте всегда внимательны к собеседнику, выслушивайте его, и только потом высказывайте свое мнение, причем желательно – не в категоричном тоне, твердо, но вежливо. Задавайте вопросы, давайте возможность человеку выговориться.

Не грубите в ответ на хамство. Если вас задели, лучшим ответом будет ироничное, но спокойным тоном сделанное замечание, или просто игнорирование хама.

Если вы идете со спутником и встречаете знакомого, с которым вступаете в беседу, – познакомьте своего спутника и собеседника, чтобы оба не ощущали неловкости.

Всегда носите с собой идеально чистый носовой платок. Вдруг чихнете или зевнете ненароком? Платок сослужит неоценимую службу.

Ну, и напоследок:

Не ходите с угрюмым лицом – это вызывает у окружающих отрицательные эмоции. Как говорится, улыбайтесь, будьте проще – и люди к вам потянутся!

Видео

Интересное видео из сети по теме:

Источник: http://samorazvitie-i-motivaciya.ru/2016/pravila-etiketa-i-horoshie-maneryi.html

Зачем нужны хорошие манеры: 8 полезных правил вежливости

Зачем нужны хорошие манеры: 8 полезных правил вежливости

Недавно в статье британской газеты The Telegraph был описан эпизод в супермаркете: кассир сделал комплимент дочери автора за то, что она сказала «спасибо», когда он протянул ей один из товаров. «Редко приходится наблюдать у посетителей хорошие манеры, – сказал сотрудник магазина, – а наибольшую грубость зачастую проявляют сами родители».

То, что раньше считалось признаком хорошего тона, стало терять важность. Находясь на людях, мы все чаще уходим в себя и в электронные устройства, не замечая того, что происходит вокруг.

Поэтому едут стоя в маршрутках пожилые люди и беременные женщины, не приветствуют друг друга возле лифта соседи, мужчины не придерживают перед женщинами двери, дети без стеснения перебивают взрослых.

Современный человек действует сам за себя, поэтому прежде всего себя и несет в этот мир.

Сейчас взрослые нередко говорят: «Мы не учим детей здороваться или говорить «спасибо» с помощью наставлений.

Вырастут – научатся сами, какой толк во фразе «скажи волшебное слово»? Доля правды в этом есть: скорее всего, дети и правда научится говорить «пожалуйста» и «спасибо» с помощью воспитателей детского сада и школьных учителей.

Но насколько легче им будет общаться с окружающими, если привычка улыбаться при встрече, спрашивать разрешения, чтобы взять чужую вещь, извиняться, когда кого-то задел, с малых лет будет нормой, а не вымученными словами, которые надо произносить, а не хочется.

Прекрасно, когда ребенок за обедом пользуется ножом и вилкой, знает, что не нужно говорить с набитым ртом, и не кладет локти на стол. Но успех в общении с другими людьми определит, скорее всего, не столовый этикет, а то, как ребенок ведет себя на общечеловеческом уровне, насколько его манеры соответствуют общепринятым, а он сам – вписывается в окружающую среду.

Вежливость – свидетельство того, что ребенок относится к другим людям и чуткостью и уважением. И здесь срабатывает закон бумеранга: мы относимся к другому человеку так, как он относится к нам. Поэтому вежливый ребенок в большинстве случаев будет встречать взаимное доброе отношение, а выходящие из моды волшебные слова будут открывать перед ним разные двери.

«Спасибо» и «пожалуйста» невозможно заучить, как таблицу умножения – доведенные до автоматизма, эти слова не будут звучать от души. Естественный способ привить детям хорошие манеры – подавать им пример собственными повседневными реакциями. Как в зеркало глядят на нас наши дети.

Мы благодарим девушку, которая дала на улице рекламную листовку – и дети в следующий раз скажут «спасибо» кассиру, упаковавшему для них сундучок с «Хэппи мил». Мы спрашиваем разрешения посмотреть их рисунки в альбоме, и дети не возьмут без спроса родительский телефон, чтобы сфотографировать свою поделку.

Мы извиняемся, когда случайно наступили малышу на ногу, и ребенок, нечаянно толкнув сверстника на игровой площадке, попросит прощения за неловкость. Каким полезным вещам могут научить детей взрослые?

Здороваться. Большинство родителей учат малышей махать рукой и говорить «пока», но здороваться ребенку придется не реже: с родственниками, друзьями, соседями, воспитателями, продавцами.

Тренируйте этот полезный навык с куклами и мягкими игрушками, играя в «гости», «магазин», «больницу». Поначалу будьте первым, кто здоровается, чтобы провоцировать ребенка отвечать вам. Здоровайтесь и улыбайтесь дворнику, кассиру, врачам в поликлинике, водителю такси.

Научите мальчишек пожимать руку при встрече – для них это ритуал особой важности.

Говорить «спасибо». Детей много раз будут угощать, дарить подарки, исполнять их просьбы. Напоминайте о том, что за проявленный добрый жест принято говорить «спасибо».

Сами благодарите за то, что ребенок принес свое белье в стирку, помог разобрать пакет с продуктами, угостил шоколадкой.

Пока он маленький, не умеет говорить или стесняется гостя, подарившего ему воздушный шарик, сами каждый раз произносите «спасибо» за малыша, не упрекая его в том, что он молчит.

Говорить «пожалуйста». В современном языке это слово все чаще редуцируется до текстового «плиз», и пока оно совсем не стало архаизмом, пусть первые «пожалуйста» исходят от родителей. Вежливо прося ребенка передать сахарницу или хлеб, взрослые демонстрируют правильную форму просьбы.

Играя в песочнице, попросите лишнюю лопатку у другого малыша. Покупая мороженое в парке, произнесите «пожалуйста» в начале фразы. Слыша вежливую форму обращения много раз, ребенок начнет использовать ее и в своем лексиконе.

А вы, когда услышите от малыша «пожалуйста», обнимите и поцелуйте его, это даст ему добрый знак, что он все делает правильно.

Говорить «извини». Чтобы детям было легче произносить это не самое легкое на свете слово, будьте великодушными и с легким сердцем прощайте им промахи.

Не бойтесь и сами извиняться, если понимаете, что незаслуженно накричали или слишком бурно отреагировали на детский проступок.

Так ребенок поймет, что слово «извини» – важный шаг к примирению и налаживанию отношений с тем, кого обидел, а также лекарство для того, кому ненароком причинил боль.

Уступать и помогать более слабому. Уступать очередь на регистрации в аэропорту семье с младенцем, потому, что маленьким труднее ждать. Уступать девочке, маме, бабушке. Уступать старшим место в транспорте, придерживать для другого человека дверь.

Дети могут не догадываться, что именно нужно сделать, но помогать они любят – шепните им на ушко, чтобы помогли бабушке донести сумку с продуктами до холодильника, отрезали для нее первый кусок торта. Благодарность от другого человека обязательно ребенка воодушевит.

Не обсуждать других прилюдно. Какой родитель не попадал в ситуацию, когда ребенок, впервые увидев человека с другим цветом кожи или особенностями внешности, показывал на него пальцем и громко спрашивал, почему у дяди такой темный цвет лица или нет волос.

Читайте также:  Игра общая касса и особенности российского менталитета - психология

Договоритесь о том, что, если ребенку что-то интересно про прохожих, он может задать свой вопрос тихо, не привлекая внимание окружающих. Объясните, что обсуждать внешность других людей вслух не принято: им это может быть неприятно.

Зато всегда делайте акцент на том, как это интересно, когда люди по-разному выглядят.

Не перебивать. Один из ключевых моментов беседы – давать другому человеку закончить фразу, прежде чем отвечать собственной репликой.

Важно придерживаться этого правила как в отношении диалогов с детьми, так и ожидать от них взаимного уважения, когда вы заняты или разговариваете с другим взрослым.

Придумайте знак, которым малыш может привлечь ваше внимание: потрогать за локоть, помахать рукой, аккуратно сжать ладонь – так, чтобы вы сразу понимали, что он хочет вам что-то сказать, и могли подойти, когда освободитесь. Когда этот момент настанет, выслушайте детскую просьбу с полным вниманием.

Уважать правила другого дома. Важно объяснить детям, что в каждом месте за пределами вашего дома приняты разные правила поведения.

В театре и ресторане не кричат и не бегают, а вот на детской площадке или в игровом лабиринте – пожалуйста. Дома можно разговаривать каким угодно голосом, но в поликлинике лучше снизить тон.

У себя в комнате разрешается прыгать на кровати, но в гостях это можно делать, только если позволили сами хозяева.

Для чего все это нужно? Не секрет, что детям с хорошими манерами проще адаптироваться к детскому саду и школе, соблюдать правила, принятые в коллективах. С ними легко ходить в гости и кафе, посещать общественные мероприятия без риска постоянно следить за тем, чтобы они что-то не испортили и не помешали другим людям отдыхать.

Но с вежливым ребенком легче не только окружающим. В первую очередь он сам везде чувствует себя в своей тарелке, потому что имеет привычку думать о чувствах других и о том, что он говорит.

И исходит эта привычка из родительского дома, в котором главным является не девиз «делай, как я скажу», а пример взрослых – «делай, как я делаю».

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/zachem-nuzhny-horoshie-manery-8-poleznyh-pravil-vezhlivosti.htm

Правила этикета и манеры в истории

Как появились эти понятия, правила этикета и манеры в истории человечества и почему это важно знать.
Этикет и манеры имеют решающее значение для функционирования личности в обществе. Это связанные понятия общепринятых правил поведения, хотя и отличаются между собой.

Этикет – это внешняя форма, некая совокупность правил поведения. Манеры же больше выражают внутренний характер человека. Известный писатель Эмиль Пост характеризует манеры как проявление врожденных черт характера и общее отношение к жизни.

Они проявляются в личностном общении и состоят из мелочей в повседневном поведении.
Этикет – это правила, некоторые руководящие коды, позволяющие практиковать манеры.
Если обобщить, то этикет создавался как жесткие правила, вызванные необходимостью, чтобы избежать конфликтов и просто нормально сосуществовать.

В основу хороших манер заложены уважение и доброта. А правила этикета дают возможность общаться, действовать, то есть взаимодействовать с другими людьми в любой ситуации.

История этикета и манер

Собственные правила поведения были проблемой еще тысячу лет назад. Первая известная книга по правильному поведению, это было руководство, которое Птах-Хотеп, правительственный чиновник в Египте в 2500 году до нашей эры, писал для своего сына.

Греки и римляне тоже писали руководства по поведению, включая Аристотеля, Горация, Цицерона и Плутарха. В тринадцатом веке в Европе, рыцарский кодекс установил конкретно и детально правила поведение для рыцарей, в отношении христианской церкви своей страны, и для женщин.

Во время правления Людовика XIV (1638-1715) во Франции, термин «этикет» вошло в обиход. Правила этикета были установлены, чтобы обеспечить ежедневный, очень точный список функций, связанный по месту и времени. Также устанавливались строгие правила в ношении одежды и поведения в разных ситуациях.

Таким образом, надлежащий этикет стал ассоциироваться с высшим обществом и являлся визитной карточкой высокого социального статуса.

Тем не менее, соответствующие манеры вызывали опасения даже у лидеров  наиболее демократичного общества восемнадцатого века в Америке. В возрасте четырнадцати лет, Джордж Вашингтон написал свои «правила вежливости» Уильям Пенн опубликовал сборник сентенций личного и общественного поведения.

Очень популярным был Альманах  Бенджамина Франклина с целым набором комментариев о надлежащем поведении. В девятнадцатом веке, сотни книг по этикету были опубликованы в Соединенных Штатах. Они были предназначены для обычных людей и школьников, а также высших классов.

Одна из самых популярных, которая сохранились до двадцать первого века, является педагогическое руководство для  юношей, как вести себя в семье и обществе, опубликованное в 1896 году. В руководстве описан широкий спектр ситуаций, в том числе и повседневных.

В нем есть все – как правильно вести себя во время путешествия, на свадьбе, как общаться  родителям с детьми и детям с родителями, правила личной гигиены и как нужно писать письма, как вести себя в публичной библиотеке и даже правила езды на велосипеде.

Поскольку общество менялось, происходили изменения и в правилах поведения. После Первой мировой войны (1914-1918), общество стало более открытым,  роль женщин тоже существенно изменилась. Многие считали, что хорошие манеры уже не будут иметь такого значения.

В 1922 году Эмиль Пост опубликовал наиболее популярную книгу по этикету для общества, бизнеса, политики, дома и семьи. Его книга стала популярной и с того времени стала служить образцом для многих людей.

Шестнадцатый выпуск «Этикета» был опубликован в 1997 году, и в нем не было осуждения современного общества за отсутствие этикета и хороших манер, наоборот, он приветствовал новые течения в современной этике отношений.

Он считал, что нельзя держатся за старые традиции, научный прогресс и уровень жизни вносит свои коррективы в этикет и хорошие манеры, и это хорошо.

Есть еще много писателей по этикету и манерам. Наиболее известные — это Джудит Мартин; Летиция Балдридж, особенно популярным в конце 1900-х годов. Сью Фокс с ее «Этикет для чайников» (1999); и Эмили Пост — правнучка  Пегги Пост.

Этикет и хорошие манеры – нужны ли они в будущем

Многие соглашаются, что общество и нравы наиболее изменились после Второй мировой войны (1939-1945), и это были революционные изменения. Тогда писатели создали правила этикета для новых ситуациях.

Суть изменений в том, что новые правила этикета касаются не того, как нужно вести себя в ограниченном обществе, а больше тому, как не создавать трудностей другим членам общества. Сегодня нет рабов, огромных родовых поместий и многолюдных балов с их сложными правилами.

Времена изменились, но трудные ситуации в обществе, бизнесе и других сферах человеческих отношений никуда не делись. Современное общество стало менее формальным и более прагматичным. Но ни одно общество не может обходиться без этикета и правил поведения.

Хороши эти эти правила или нет, это уже другой вопрос, наверно для старшего поколения они будут менее приемлемы, чем для молодых людей.
Наибольшее изменение с 1960 года произошло в отношениях между мужчинами и женщинами в вопросе равенства. Лорд Честерфилд однажды заявил, что никакие обстоятельства не могут быть оправданием мужчине в его не вежливом обращении к любой женщине.

Да, все меняется, и казалось бы, человек всегда стремится к полной свободе, без социальных рамок и правил поведения. Но почему же мы сами ищем для себя правила.

Появился мобильный телефон и уже существуют некие негласные правили этикета общения по телефону. Появилась всемирная сеть Интернет, дающая человеку полную свободу общения, но и здесь уже существуют правила общения в Интернете.

Значит этикет и хорошие манеры нам необходимы, только создаются они уже не королем Людвигом, а каждым членом общества.

Источник: http://ps-psiholog.ru/pravila-obshheniya/pravila-etiketa-i-maneryi-v-istorii.html

Хорошие манеры, нужны ли они?

Вся наша жизнь состоит из ежедневного взаимодействия с большим количеством людей: с родителями, родственниками, учителями, друзьями и товарищами, с людьми в транспорте и в любых других общественных местах.

В этом ежедневном круговороте дел, проблем и забот,  хорошие манеры и вежливость совсем не лишние элементы. Дело в том, что наличие хороших манер – признак успешного и уверенного в себе человека.

Если так случилось, что тебе не знакомо, что такое – хорошие манеры, если ты не знаешь, что такое – быть вежливым, то это может быть поводом для твоего личного беспокойства, и поводом для беспокойства твоих родителей.

Потому что, без соблюдения хотя бы основных правил этикета очень сложно найти и поддерживать связи, адаптироваться в новых коллективах, достигать социальных успехов, заводить новых друзей, зарабатывать признание и уважение, добиваться поставленных целей и т.д.

На самом деле, правила хорошего тона не такие уж и сложные, совсем не обязательно заучивать наизусть энциклопедию хороших манер. Достаточно раз и навсегда уяснить для себя, что хорошие манеры созданы для того, чтобы:

  • люди жили и взаимодействовали с обществом на основе доброго соседства;
  • уважали интересы и культуру других людей;
  • не доставляли никому неудобств и лишних неприятностей.

Хорошие манеры включают в себя:

  •  Достойное поведение, как дома, так и вне его;
  • Вежливость, тактичность, деликатность, доброжелательность по отношению ко всем членам общества, не зависимо от их возраста, социального положения, статуса, вероисповедания и т.д.;
  • Уважение правил, установленных в других домах, общественных местах, странах;
  • Внешний вид человека, его образ и стиль,  уместность этого образа в той или иной ситуации;
  • Культуру речи, умение грамотно выражать свои мысли, передавать эмоции;
  • Способность контролировать и управлять своими эмоциями, не давать им волю в неподходящей ситуации;
  • Сострадание. Способность оказать помощь, тем, кому она необходима.

Нужны ли тебе хорошие манеры?

Ответ «нет, не нужны» будет уместен только лишь в том случае, если ты намерен всю оставшуюся жизнь прожить в полном одиночестве.

Если же, в твои планы не входит жизнь в лесу, в горах или пустыне, то без хороших манер и правил этикета тебе не обойтись – только обладая ими, человек может успешно  существовать и взаимодействовать с обществом.

Что такое хорошие манеры? Это, прежде всего, внутренняя культура человека, которая зарождается и развивается, имея в своей основе правила поведения в семье.

Если в твоей семье не принято благодарить друг друга, говорить друг другу комплименты, помогать, уступать, договариваться, то это говорит, скорее всего, о том, что твоим родителям уже никогда не удастся вырастить и воспитать достойного члена общества – вежливого, честного и справедливого, ответственного и надежного, доброжелательного и деликатного, общительного и успешного в любимых делах.

Но, если ты уже усвоил уроки взаимодействия с обществом и со всеми его разновидностями, если принял для себя решение о том, что хорошие манеры – это твой выбор, то принять их и внедрить в свою жизнь совсем не сложно.

Воспитать в себе эти качества и довести их до автоматизма под силу практически любому. Начать следует с постоянного контроля за своими эмоциями и сопровождающими их мысли.  Возможно, по началу, тебе может показаться, что  это невозможно.

Однако, научиться контролировать свои мысли и свои эмоции необходимо, поскольку твои дальнейшие действия и поступки напрямую зависят от эмоций, которые ты переживаешь и от того, какие мысли «крутятся» в твоей голове в момент переживания определенных эмоций.

Например, если тебя случайно задели или толкнули в общественном транспорте в час пик, нужно очень постараться и не допустить того, чтобы захлестнувшие тебя в этот момент негативные эмоции переросли в действия, неприемлемые в общественном месте.

Самоконтроль – это далеко не единственное качество воспитанного человека. Точно также, как просто знание правил этикета не делают человека воспитанным и культурным.

Читайте также:  Бехтерев, владимир михайлович - психология

Если ты работаешь надо собой, если ты стремишься стать лучше, то тебе следует понимать, что прививая себе хорошие манеры, ты должен приобрести такие черты характера, которые помогут тебе кардинально изменить восприятие окружающего мира.

Что это значит? Это значит, что ты на верном пути. Так, например,  если в том самом транспорте, в тот самый час пик, ты не обрушил на толкнувшего тебя человека лавину ругательств и проклятий, а поймал себя на мысли о том, что это событие тебя даже не рассердило и не расстроило, значит, твое восприятие мира меняется в лучшую, позитивную сторону.

Для того, чтобы хорошие манеры закрепились в твоей жизни, нужно научиться все происходящие события в твоей жизни воспринимать спокойно и рассудительно, а значит, придется изменить и манеру поведения. Этот навык позволит избежать решений, принятых необдуманно и наспех, убережет от опрометчивых действий и поступков.

Самый простой способ приступить к изменению своей личности это разрешить себе совершать хорошие поступки. Учись понимать, чем ты можешь быть полезен близким людям и начинай помогать, по мере возможности. Помни о том, что именно так формируется фундамент внимательности и доброжелательности – качеств, присущих воспитанным людям.

Подумай о том, какие действия или поступки, как правило, не нравятся никому.

Что раздражает людей в повседневной жизни? Слишком шумные соседи? Мат, доносящийся с улицы? Облизывание рук и тарелок после еды? Запиши на бумагу все, что может портить жизнь другим людям.

Если в этом списке окажется что-то, что свойственно лично тебе, то это означает лишь то, что тебе есть чем заниматься в части самосовершенствования.

Совсем не будет лишним понаблюдать за людьми, владеющими хорошими манерами и знающими правила хорошего тона.

Понаблюдать и стараться скопировать и перенять некоторые черты, свойственные им. Возможно, именно такой прием позволит тебе быстрее завершить работу над собой.

Хотя работу, связанную с самосовершенствованием, завершить нельзя, потому что, как известно, пределов у совершенства нет.

Стоит ли говорить о том, что работая над улучшением собственного поведения и изменениями черт и свойства характера, следует как можно больше читать книг. Книги очень многому учат. Может быть, твоим лучшим учителем и воспитателем станет именно какая-то очень хорошая книга.

Источник: http://familyexpert.ru/podrostki/horoshije-maneri

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

Одним из базовых принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов.

В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить, лишь соблюдая правила вежливости и сдержанности.

При этом в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина тому — недооценка культуры поведения человека, его манер.

Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявление откровенной недоброжелательности к окружающим, пренебрежении к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всœем людям независимо от их должности и общественного положения.

Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведения за столом.

В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, доходить до откровенной лести, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не нужно усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.

Как метко заметил Сервантес, ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

Истинная вежливость может быть только доброжелательной, поскольку является одним из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всœем, с кем человеку приходится встречаться на работе, дома, в общественных местах.

Вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще — обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всœех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот что об этом говорит Д. Карнеги: «Большинство людей не запоминают имен по той причинœе, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Οʜᴎ ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты.

При этом они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться. Ф.

Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Следующие два благородных человеческих качеств — тактичность и чуткость — предполагают внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.

Тактичность, чуткость — это и чувство меры, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ крайне важно при разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, нарушив которую (словами или поступками), можно незаслуженно обидеть, огорчить человека, а иногда и причинить ему боль. Тактичный человек всœегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста͵ пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Уважение к другим — обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда на совещании кто-то небрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда».

Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения аудитория встречает с холодком.

О таких людях говорят: «Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя».

Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему.

Она выражается в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинœе, а также в уважительном,вежливом, тактичном поведении по отношению к руководителю. То же — по отношению к сослуживцам.

Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом, отвечаете ли вы людям тем же.

Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на высказывание или поступки и при крайне важности самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но и укрепит собеседника в том, что вы обладаете исключительно ценным человеческим качеством — скромностью.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуᴦ.

Вместе с тем скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто в критических обстоятельствах скромные люди оказываются намного тверже и активнее. Доказательства своей точки зрения никогда не следует начинать с заявления: «Я вам докажу то-то и то-то».

По мнению психологов, это всœе равно, что заявить: «Я умнее вас, я собираюсь вам сказать то, что заставит вас изменить свое мнение». По сути, это вызов, который порождает у собеседника внутреннее сопротивление и желание «сразиться» с вами еще до начала спора.

Доказывать что-либо следует настолько тонко и искусно, чтобы никто этого даже не почувствовал.

Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах, позволяют разрешить противоречия между требованиями «хорошего тона» в дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

Читайте также

  • — Манеры поведения в жизни человека

    Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить, лишь соблюдая правила вежливости и сдержанности.

    Однако в жизни нередко… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/kultura/view/284479_manery_povedeniya_v_zhizni_cheloveka

    Хорошие манеры – не устаревают

    Хорошие манеры – не устаревают

    Манеры – это понимание чувств других. Если у вас есть это понимание, то у вас есть хорошие манеры, неважно, какой вилкой вы пользуетесь. Такие вещи никогда не устаревают. Понимание другого человека важно в любые времена.

    Хорошие манеры:

    • Говорить «пожалуйста» и «спасибо».
    • Никогда не смущать кого-то намеренно.
    • Никогда не говорить только о себе.
    • Не сплетничать.
    • Не подсматривать.
    • Не задавать личных вопросов.
    • Не глазеть.
    • Не показывать на кого-то пальцем.
    • Одеваться соответствующе.
    • Не говорить громко.
    • Не быть навязчивым.

    Доброту и вежливость не нужно обязательно планировать. Спонтанное проявление доброты – это показатель того, что человек хорошо воспитан и знает о хороших манерах, а также умеет их проявлять в любых жизненных ситуациях. Хорошие манеры, этикет и вежливость – это все имеет непосредственное отношение к проявлению доброты.

    Хорошие манеры при приветствии

    • Улыбайтесь.
    • Повторите имя человека, которого вам представили.
    • Запомните имена всех представленных вам людей.
    • Спросите у человека, как его дела.
    • Отвечайте на вопросы с позитивным настроем.
    • Соблюдайте границы, особенно если это первая встреча.
    • Говорите, что вам было приятно познакомиться.
    • Хорошие манеры за столом:
    • Сидите за столом прямо.
    • Кладите салфетку себе на колени.
    • Приступайте к еде только тогда, когда начнет есть хозяин вечера.
    • Если нет хозяина вечера, то подождите, пока все не приступят к еде.
    • Не жуйте с открытым ртом.
    • Откусывайте пищу небольшими кусочками.
    • Ешьте не спеша.
    • Извинитесь, если вам нужно встать из-за стола и выйти в туалет.
    • Следите, чтобы возле вашей тарелки было чисто.
    • Не макайте еду в соус дважды, если только это не является частью культуры.

    Различные хорошие манеры

    • Сидите и ходите с прямой спиной. Всегда следите за своей осанкой.
    • Смейтесь, улыбайтесь, плачьте с достоинством. Не устраивайте сцен.
    • Старайтесь делать как можно меньше шума в любых ситуациях. Не чавкайте, не жуйте громко и не грызите еду с хрустом. Если вы разговариваете с людьми, не отвлекайтесь на свой мобильный телефон.
    • Улыбайтесь и проявляйте заинтересованность во всем, что вас окружает. Одевайтесь подобающим образом. Не слишком привлекайте к себе внимание с помощью одежды, например, надев на свадьбу джинсы.
    • Говорите правильно. Сделайте привычкой произносить слова четко и использовать правильную грамматику. Старайтесь не бормотать и не слишком громко говорить. Избегайте слэнга, обращения к людям по кличке или укорачивая их имена, если только вы не близкие друзья.
    • Никогда не делайте предположения о ком-то. Никогда не трогайте чужих вещей и чужих детей, если вас не просили об этом. На всякий случай не говорите о деньгах. Вопросы о стоимости чего-то или о заработке другого человека считаются невежливыми.

    Помните, что хорошие манеры – это, прежде всего, доброе отношение к людям.

    Источник: http://www.luxemag.ru/etiquette/3413.html

    Ссылка на основную публикацию