Вредит (подросток) — психология

Девиантное поведение подростков: неуправляемое, агрессивное, антисоциальное

Вредит (подросток) - психология

В настоящее время, девиантное, неуправляемое, агрессивное, антисоциальное поведение подростков, заставляет задуматься об этой проблеме как родителей и учителей, так и психологов, социологов и юристов.
Проблема девиантного (анитисоциального) поведения подростков напрямую связана с такими институтами общества, как семья и начальная школа; и лишь отчасти обуславливается кризисом переходного возраста.

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психоаналитика Олега Матвеева, сайта где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику; желаю Вам психического здоровья!

Сегодня в рубрике Психология подростка, мы рассмотрим проблему антисоциального поведения подростков в современном обществе.

Девиантное, неуправляемое, агрессивное, антисоциальное поведение подростков — источник проблемы

«Трудный подросток» — эпитет, которым «награждают» детей от 10 до 17 лет, чье поведение не укладывается в рамки общественно принятого.
В большинстве своем, антисоциальное (девиантное) поведение «трудных» подростков обуславливают переходным возрастом; возрастным кризисом пубертатного периода.

Родители и учителя недоумевают как влиять на непослушных, зачастую антисоциальных в своем поведение, подростков.
(см.

воспитание подростка) «Что случилось, что происходит с моим ребенком, разве этого я ожидал?» — задается вопросом родитель, чей ребенок начал грубить, дерзить, пререкаться, бунтовать, уходить из дома, прогуливать школу, не весть чем заниматься, порой совершать вполне «взрослые» правонарушения.

Неужели всему виной служит возрастной кризис?

Пубертатный период, время полового взросления и конечной идентификации; при бурной работе всех гормональных желез («гормонального клинча»), происходят серьезные изменения во всем организме подростка, и на физическом, и на психическом уровнях.

И этот период действительно может способствовать неадекватности, противоречивости поведения подростка.
(см.

детско-родительские отношения)
Но, первопричина антисоциального, неуправляемого, агрессивного поведения кроется не в процессе биологического созревания ребенка; источник проблемы в процессе воспитания и социализации личности.

И начинается это путь с самого рождения ребенка, и к подростковому возрасту (10 — 11 лет) вскрывается вся негативная эмоциональная сфера заложенная в подростка в течении первых лет жизни через общение с родителями и другими значащими фигурами.
Мало компетентные или нерадивые учителя младшей школы, лишь подкрепляют неадекватность восприятия себя ребенком.

При неправильном воспитании поведение подростков становится непредсказуемым, зачастую неуправляемым, агрессивным, антисоциальным

Зачастую, современные родители всецело занятые обустройством своей жизни, зарабатыванием денег, карьерой и собственными межличностными проблемами, совершенно забывают о правильном, гармоничном воспитании своего ребенка.
(см.

контроль за детьми) Выполняя, как многие думают, свой родительский долг, родители ограничиваются лишь удовлетворением витальных потребностей своих детей (еда, одежда, крыша над головой и т.п.

), и совсем не задумываются над не менее важными биологическими потребностями ребенка: эмоциональное принятие, тепло, любовь, психологическая поддержка и понимание. Им не хватает умения и желания выслушать, понять внутренние проблемы своего чада.

В детско-родительских отношениях не хватает совместного времяпрепровождения: прогулок, игр — все это так необходимо для развития личности ребенка и будущего доверительного отношения.

(см. подростки о родителях)

Но, когда ребенок не удовлетворяет всего спектра жизненно важных потребностей, подрастает и выходит в социум, то потерявшие доверие, уважение и любовь родители, уходят на второй план (т.е. потребление от них, как и раньше — материального), а важными, авторитетными и значимыми фигурами становятся сверстники, как правило с похожими или дополняющими проблемами.

Откуда берется неуправляемое, агрессивное, антисоциальное поведение подростков

В период становления личности, взросления и не имея авторитетных родителей, подростки начинают самоутверждаться в группах своих сверстников. И, накопленные негативные эмоции, во время дисгармоничного воспитания, начинают проявляться в действиях, в девиантном, антисоциальном поведении подростков.

Какой либо контроль, запреты или наказания со стороны родителей воспринимаются подростком, зачастую, крайне бурно и эмоционально, в виде бунта или протеста. Для них это выглядит как посягательство на свободу уже взрослого человека, поэтому уходящие, в силу взросления, от родительской власти подростки, могут вести себя совершенно неадекватно.

Что делать, когда у подростков неуправляемое, агрессивное, антисоциальное поведение

Выход здесь один — это осознание родителями естественной утраты своей власти над подростком, и сознательное отношение к нему как к взрослой личности способной брать ответственность на себя, а не как к ребенку.
На основе этого понимания выстраивать новые отношения.

Необходимо, ненавязчиво, уделять подростку больше времени, интересоваться его жизнью и проблемами, особенно внутренними. Эмоционально поддерживать, дарить любовь, принятие и тепло. Относиться к нему как к равноправному члену семьи, с соответствующими правами и обязанностями.

Придти к устному, а лучше к формально письменному соглашению, за «круглым семейным столом», о семейных ролях, притязаниях, ожиданиях, правах и обязанностях, а также об самостоятельной ответственности за свои мысли, чувства и поведение.

Переговоры следует вести ровно, без эмоций, обид и взаимных упреков. Ни в коем случае не использовать крик, угрозы, шантаж, и другое физическое или психологическое насилие.

После подписанной всеми договоренности, в первую очередь, родителям стоит следить за последовательностью и непротиворечивостью выполнения своих пунктов соглашения.

Конечно, при привычном семейном поведении подростка, им может не восприниматься вся серьезность этого взрослого подхода. В таком случае может помочь посредник, в виде психолога или уважаемого обеими сторонами человека.

Другие же формы урегулирования неадекватных отношений с подростком, особенно построенные на конфронтации, могут лишь усложнить конфликтную ситуацию.

Естественно, в каждом отдельном случае, нужно обращать внимание на возникшие нюансы.

Самый лучший вариант — это семейная консультация у психолога.

Желаю всем психологического благополучия!
Задать бесплатный вопрос психоаналитику

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya-podrostka/deviantnoe-povedenie-podrostkov-neupravlyaemoe-agressivnoe-antisocialnoe/

Самоповреждения: зачем себе вредят подростки и что делать родителям

Самоповреждения: зачем себе вредят подростки и что делать родителям

Детская психология 10.06.2016 

Самоповреждение, согласно Международному Классификатору Болезней, является признаком пограничного расстройства личности. Но пациенты с другими психологическими и психическими расстройствами могут проявлять подобную симптоматику.

Например, при шизофрении, депрессии, растройствах пищевого поведения, в период белой горячки или на фоне посттравматического стрессового расстройства.

Самоповреждение распространено среди подростков и должно обязательно вызвать внимание и настороженность у родителей и учителей.

Причин у подобного поведения несколько:

  • реакция на сильнейшую душевную боль. В этом случае боль физическая переключает на себя внимание человека и душевная боль отступает.
  • наоборот, притупленность чувств, жизнь “за пыльным стеклом”, ощущение, что не живешь, а существуешь. В этом случае причиняемая себе боль возвращает “в тело”, дает понять, что тело живо, возвращает в реальность.
  • желание избавиться от чувства вины. Прямая связь между совершенным “проступком” и наказанием. Если про проступок никто не знает, или люди оценивают его, как недостаточно серьезный, человек сохраняет напряжение и ощущение, что ситуация не получила разрешения. Мнение других в данном случае не имеет никакого значения. Только наказав себя, сделав себе “соразмерно” больно, человек получает способность мыслить дальше, у него появляются силы, он испытывает облегчение и радость.
  • потребность во внимании. Бывает так, что другого способа привлечь к себе внимание или заявить о потребностях подросток не видит. Или он говорит о своих потребностях, но их по каким-то причинам, отказываются удовлетворять.В этом случае повреждения будут носить демонстративный характер. Повреждения, которые наносят по другим мотивам обычно стремятся спрятать, о них молчат и обнаружены они могут быть только случайно.

Что необходимо знать и помнить родителям?

  • Помните, что под каким-либо предлогом, Вы должны иметь возможность видеть руки, ноги и торс своего ребенка регулярно. Требовать этого – не экологично по отношению к подростку.Найдите способ сделать это мягко и незаметно для него.
  • Если Вашей семье пришлось пережить трагедию в недавнем прошлом или Вы знаете, что Ваш ребенок проживает какую-то свою печальную историю – будьте внимательнее и заботливее, чем Вы обычно бываете.
  • Если Вы заметили перемены в настроении и поведении своего ребенка, которые раньше не были свойственны и они проявляются в неадекватных ситуациях – задумайтесь, будьте внимательны, терпеливы и лояльны.
  • Найдите хорошего психолога, который будет работать не только с ребенком, но и с Вами, так как в подавляющем большинстве, корни проблем лежат в семье.

1166 просмотров.

Источник: https://ins-clinic.ru/articles/samopovrezhdeniya-zachem-sebe-vredyat-podrostki-i-chto-delat-roditelyam/

Причиняя себе вред, подростки хотят внимания?

Откуда у подростков возникает желание (и потребность) наносить себе повреждения — резать, колоть, душить или отравлять себя? Исследователи нашли несколько причин.

Один из десяти подростков в США намеренно причиняет вред своему телу. Чтобы прийти к этому выводу, ученые проанализировали информацию национальной базы данных по травматологии о более чем 286 тысячах подростков в возрасте 10-18 лет.

Те из них, кто обращался в пункты неотложной помощи, обычно наносили себе режущие или колющие повреждения — чаще всего это были девочки. Мальчики же иногда использовали даже огнестрельное оружие.

Что касается падения с высоты, самоудушения и отравления, эти способы расправы над собой тоже привлекают молодежь, но реже.

Тем не менее не следует рассматривать эти случаи только как неудачные попытки суицида. «В основном самоповреждения не связаны с самоубийством. Однако это не значит, что родителям не стоит беспокоиться.

Любое повреждение — повод для тревоги, поскольку подростки, которые этим занимаются, чаще совершают и настоящие попытки суицида», — говорит Гретчен Катлер (Gretchen Cutler) из Ассоциации детских больниц Миннесоты в США.

Чтобы помочь подросткам, страдающим этой проблемой, психологи и исследователи пытаются выяснить, откуда возникает желание и потребность наносить себе повреждения. Многие говорят, что это помогает им высвободить накопившееся эмоциональное напряжение и испытать облегчение. Другим, напротив, физическая боль дает возможность «почувствовать себя живым».

«Обычно подростки наносят себе повреждения, чтобы им стало легче, и они не хотят, чтобы кто-то это видел, особенно родители. Тех, кто делает это демонстративно, чтобы привлечь к себе внимание, гораздо меньше», — говорит школьный психолог и психотерапевт Бенна Стробер (Benna Strober).

Именно поэтому подростки режут, колют и прижигают те части тела, которые легко скрыть под одеждой, — бедра, предплечья, грудь. И по этой же причине мало кто из них получает необходимую помощь.

Как показывают исследования, только 5% из тех, кто наносит себе травмы, имеют психиатрический диагноз.

К самоповреждениям может подталкивать депрессия, постравматический стрессовый синдром, а также биполярное расстройство.

К сожалению, избавиться от нездоровой привычки непросто. Психологи говорят, что многим пациентам трудно прекратить наносить себе вред, потому что для них это единственный способ дать выход внутренней боли.

Поэтому важно не воспринимать самоповреждения как способ привлечения внимания, а попытаться понять причину состояния подростка и попробовать помочь ему найти другой способ выразить боль.

Но для начала окружающим придется признать реальность страданий ребенка.

Подробнее см. C. Flood et al. «Emergency department visits for self-inflicted injuries in adolescents», Pediatrics, публикация от 22 апреля 2015 года.

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/teenagers/prichinyaya-sebe-vred-podrostki-hotyat-vnimaniya2/

Марина Ростиславовна Битянова,
к.психол.н.,
директор,
ЦПСО «ТОЧКА ПСИ»

Рубрика: Методическая копилка

Дата публикации:  21.01.2009

ВАШ БЕСПОКОЙНЫЙ ПОДРОСТОК. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ

На приеме у психолога – мама четырнадцатилетнего мальчика. «Не знаю как себя с ним вести, – жалуется мама. – У нас всегда были доверительные отношения, он всегда мне рассказывал о том, что его волнует. Теперь, в ответ на мои вопросы, я слышу только «Как меня все достало», «Отстань», «Перестань меня контролировать».

Читайте также:  Социотип, или описание типов личности в соционике - психология

Вчера пришел домой очень поздно, от него пахло табаком. В ответ на мои расспросы ушел в комнату, громко хлопнул дверью…». Проблемы, с которыми столкнулась эта мама, типичны для семей, где растет подросток. Еще вчера послушная ласковая дочка сегодня превратилась в протестующую агрессивную девушку.

Еще вчера уравновешенный заботливый сын сегодня стал вспыльчивым равнодушным юношей. Еще вчера вся семья вместе могла пойти в кино или на прогулку сегодня же для ребенка самыми главными людьми стали друзья. Этот список примеров можно продолжать бесконечно.

Так что же происходит с нашими детьми, когда они становятся  подростками? Психологи утверждают, что подростковый возраст является одним из наиболее сложных возрастных периодов. Обычно именно детей именно этого возраста называют «трудными».

Многие взрослеющие мальчики и девочки в подростковом возрасте прошли через многочисленные конфликты и осложнения отношений с взрослыми.

Что же делать: ждать, когда подросток перерастет этот трудный период или действовать? Конечно, действовать! Несмотря на внешнюю независимость и самостоятельность, именно в этот период подростки нуждаются в терпеливом и понимающем отношении взрослых. От того, как будет построено это взаимодействие, во многом зависит то, как преодолеет сложный период начинающий взрослую жизнь человек. Рассмотрим вопросы, которые чаще всего задают психологам родители подростков.

Чем же труден или опасен подростковый возраст?

Нет опасных возрастов. Каждый возраст по-своему важен, принципиально значим для человеческого развития. В возрасте одиннадцати-пятнадцати лет (именно этот период принято называть подростковым) взрослеющий ребенок должен решить важные психологические задачи.

Очень многое в дальнейшем развитии и становлении личности человека зависит именно от того, как будет прожит этот отрезок времени, как он преодолеет путь и те негативные явления, которые могут проявиться в обозначенный период.

Каких негативных всплесков можно ожидать от подростков?

Отвечая на этот вопрос, необходимо учитывать два важных фактора. Первый – это физиологическое состояние подростка. Организм испытывает сильнейший гормональный всплеск, происходит серьезная перестройка всех физиологических систем и на некоторое время ребенок становится психически и физиологически очень неустойчивым.

Это период, когда в организме все развинчивается, чтобы потом сформироваться заново, уже по-другому. Подростки в это время становятся такими неуклюжими, негибкими. Тяжело переживают недостаток кислорода. У них резко снижается умственная деятельность в душном помещении. Нарушается сон.

Естественно, это все связано с нарастающей сексуальностью, с гормональными изменениями, формированием половых желез. То есть физиология очень влияет на состояние ребенка. И многие его эмоциональные проявления связаны с этим физиологическим состоянием. Он просто нуждается в поддержке и помощи.

Ему нужно эту помощь предложить, например, вместе с ним выработать правильный режим дня. Фактор второй – это личностная перестройка, которая происходит по мере физиологического взросления подростка. Ребенку нужна самостоятельность и свобода.

Конечно, к свободе он еще не готов, но потребность в ней велика, и здесь от мудрости родителей зависит, как они отрегулируют с ребенком эту новую необходимость, какой уровень свободы предоставят.

Если совсем не идти навстречу подростку и не относиться к нему как к значительно более взрослому человеку, чем год-два назад, то опять же возможны срывы – уходы из дома, колоссальные ссоры с родными, действия всем наперекор, очень опасные эксперименты со своим здоровьем, со своей жизнью и п проявления других форм протеста против того, что его не принимают в новом качестве.

Как бороться с вредными привычками подростков?

Важно понять, что сигареты, вино, пиво часто выступают для подростков атрибутами взрослой жизни. Ребята пробуют психоактивные вещества, пытаясь произвести впечатление на сверстников, под влиянием друзей пытаясь продемонстрировать свою крутость.

Но можно сказать, что, если в этом возрасте ребенку удалось сказать «нет» попыткам его соблазнить на какие-то такие неблаговидные дела и поступки, то шансов на то, что и впредь он сможет говорить «нет» в ответ на провокационные предложения, гораздо больше. Первый опыт сопротивления был получен, и он укрепляет подростка.

То, что они всё-таки многое пробуют, связано с разными причинами. Так, им действительно интересно экспериментировать, узнавать границы своих возможностей; их очень тянет делать то, что запрещают взрослые. Чаще всего избегают этих соблазнов ребята, чьи родители спокойно, уважительно обо все этом разговаривают дома.

Может быть, разрешают первый раз попробовать слабый алкогольный напиток дома. Если это происходит под контролем родителей, то уже снижается риск, что ему это очень захочется делать в кампании, причем выпить непонятно чего и непонятно, в каких дозах.

Сейчас очень много взрослых курит.

И курение уже не считается таким страшным грехом, вредным фактором как, например, наркотики. Нужно ли бороться с курение подростков?

Начиная любую борьбу с подростком, нужно понимать, что в проигрыше будут обе стороны. Нужна не борьба, а понимание, право на выбор, уважительное отношение. Это касается всех сложных ситуаций взаимодействия с подростком, в том числе и курения. Нужно спокойно обсудить проблему дома. Объяснить, почему опасно курить в раннем возрасте.

Предложить, что когда он вырастет, то примет решение сам. Никто его не ограничит. Важно показать все пагубные последствия курения, в том числе и на развитие репродуктивной системы. Чем спокойнее, уважительнее на эти темы разговаривают родители, тем больше шансов, что ребенок откажется от сигареты.

Как противостоять агрессивности подростков?

Одна из причин агрессивного поведения подростков – протест против мира взрослых, против установленных норм и правил. И часто мы, взрослые, своим равнодушием подталкиваем детей к этому. Попав в раскрепощенную компанию сверстников, подросток чувствует свою силу. Ему кажется, что можно делать все, что хочется.

Очень много соблазнов для такого незрелого, подросткового сознания. Посмотрите на фанатов различных спортивных команд – они начинают заниматься своей противоправной, по сути преступной, деятельностью именно в этом возрасте. В основном, это дети из семей, где родители не очень интересуются внутренним миром своих детей (необязательно социально неблагополучных).

Родители предпочитают, чтобы он не водил домой своих друзей, а встречался с ними на улице; обувают, кормят, одевают, но не очень интересуются, чем их ребенок живет, какие у него увлечения. Это не панацея, не стопроцентная защита, но чем ближе отношения с подростками у взрослых, чем доверительнее, тем меньше шансов, что дети попадут в плохие компании.

А самому подростку нужно объяснять особенности его переходного возраста?

Да, это необходимо делать. Только важно переусердствовать, постоянно подчеркивая исключительность подростка. Но объяснять перепады настроения, странность желаний и других физиологических явлений и того, что с ними происходит, нужно обязательно.

Если ребенок склонен читать книги, можно давать ему популярную литературу на эти темы. Если нет, то самим родителям необходимо рассказывать, объяснять. Дети сами переживают от того, что не понимают, что с ними происходит.

Это такое странное состояние, когда тело сильнее тебя, желание сильнее тебя. Гормональные потребности сильнее тебя. И здесь, конечно, нужна помощь, поддержка, объяснение.

В тех случаях, когда процесс взросления и личного становления протекает очень остро, к кому можно обратиться, где можно найти помощников родителям, чтобы смягчить, наладить ситуацию?

Конечно, к психологам. Именно эти специалисты помогут разобраться с возникшими трудностями, наладить общий язык, оказать всем поддержку в сложной ситуации.

И, завершая разговор об особенностях подростков, хотелось бы сказать о том, что подростковый возраст – это шаг к личности. Шаг к собственной позиции, к человеческой силе.

Этот период можно сравнить с экспериментальной лабораторий, в которой взрослеющий ребенок учится понимать себя, предъявлять и отстаивать свою позицию, выстраивать отношения с другими людьми.

Ключевые слова: подростковый возраст, агрессивное поведение, процесс взросления

Источник: http://www.tochkapsy.ru/1743

Виды поведения подростков и советы родителям

Виды поведения подростков и советы родителям

Сегодня особую актуальность обретает агрессивное поведение детей дошкольного и школьного возраста, которое сейчас проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка.

Агрессия в поведении у дошкольников проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливость либо проявление жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной, когда дети пытаются подраться с малышами, что особенно часто можно наблюдать в садике.

Подобная форма поведения неприемлема для общества и требует определенной коррекции. Но для начала необходимо выяснить причины появления такого вида агрессии.

Агрессия у детей может проявиться в любой возрасте

Причины агрессивного поведения детей

Агрессивные дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:

  • желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
  • намерение получить желанную вещь;
  • желание всегда и во всем быть главным;
  • определенная защита и скорейшая месть обидчику;
  • желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.

Агрессивное поведение у малышей — желание добиться своего

Исходя из этих причин, необходимо активно стимулировать в ребенке волевое поведение, проявление самостоятельности, чтобы научить его выражать свои чувства более спокойно.

Воспитание волевого поведения ребенка

Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию.

Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства — гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка.

В один прекрасный день он просто взрывается, страдают при этом люди совсем не виноватые в этом.

Агрессивность по отношению к другим детям проявляется в драчливости

Волевое поведение детей в детском саду должна стать приоритетной задачей каждого воспитателя.

Возрастные особенности воли у детей разного возраста

Развитие воли у малыша формируется во время активной игровой деятельности.

Подобное поведение означает, что прежде чем предпринять какое-либо действие, ребенок намечает примерный ход действий, действует аналогично продуманному ходу. Именно в возрасте 3-4 лет ребенок начинает осознавать, что не всегда можно делать то, что ему хочется в этот момент. У него начинает формироваться самообладание.

Развитие волевого поведения дошкольников выражается в стремлении проявить свою самостоятельность, делая простые действия. Малыш требует: «Я сам», невзирая на протесты со стороны взрослых. В этот период дети склонны проявлять определенную выдержку и терпение, если это может принести ему определенную долю удовольствия.

Способность сдерживать свое негативное поведение возрастает у малышей в дошкольном возрасте в несколько раз.

Виды агрессии у детей

Помимо проявления агрессии, развития волевых качеств дошкольника, у некоторых детей в этом возрасте может появляться некая тревожность либо беспокойство. С чем связана такая тревога?

Что такое тревожность — определение

Читайте также:  Лайфспринг - психология

Основные причины детской тревожности

Обычно тревожность у детей начинает активно проявляться в младшем школьном возрасте.

Причины тревожности у детей в основном обусловлены семейными причинами

Поведение тревожных детей напрямую обусловлено следующими причинами:

  • Семейный фактор – это основная причина того, что у детей возникает тревожность. Такие дети неуверенны в себе в отличие от их эмоционально благополучных ровесников.
  • Первые школьные успехи также могут спровоцировать тревожность. Такие дети показывают свою неудовлетворенность личной успеваемостью, даже если у них нет плохих отметок, все равно поводы для недовольства всегда найдутся. Кроме этого, дети всегда боятся разочаровать своих родителей плохой отметкой либо порицанием учителя.
  • Активные взаимоотношения с учителями. Конфликты, выраженная грубость и нетактичное поведение учителя к детям также могут вызвать тревожность у детей. Непрофессиональное поведение учителя может повысить уровень тревожности в классе. Особенно пагубно сказывается это поведение на детях, которые и до поступления в школу ощущали тревожность.
  • Отношения с ровесниками. Такие дети занимают различные положения в обществе класса – от позиции отверженного ученика до звезды класса. Тревожность в этом случае выступает фактором эмоциональной зависимости школьников от сверстников. Тревожные дети ощущают себя беззащитными, зависимыми, находясь в таком обществе.
  • Возникающий внутренний конфликт, связанный с личностной самооценкой также может вызывать различные тревожные ощущения.
  • Негативный эмоциональный опыт у младшего школьника формируется в результате запечатления в памяти исключительно негативных, неудачных событий. Активное накопление отрицательного опыта выражается в устойчивом переживании чувства тревоги.

Типы тревожных детей — характеристика

Именно по этим причинам педагог младших классов должен проводить различные мероприятия, направленные на сокращение уровня тревожности среди младших школьников, чтобы это состояние не укоренилось в подростковом периоде.

Педагогические методы снижения уровня тревожности у детей

Во время младшего школьного возраста активно формируется детская психика. Чтобы низкая школьная успеваемость и иные психологические причины не стали поводом для школобоязни у детей, педагог должен активно применять во время процесса обучения специальные коррекционные занятия, чтобы оказать психологическую поддержку младшим школьникам.

Эта определенная система занятий, практических упражнений, нацеленных на обучение важным приемам овладения неприятным чувством волнения и тревожности. Она также должна давать детям важные практические приемы осознания и реагирования на собственное проявление негативных эмоций и агрессии.

В программе также активно внедрены важные для этого возраста игровые методы, методы активной групповой дискуссии.

Способы снижения тревожности на групповых занятиях

Детский страх у ребенка напрямую связан с активной учебной деятельностью, в процессе которой возникает боязнь совершить ошибку, получить негативную оценку своих знаний, страх возникновения конфликта с ровесниками. В этом случае педагогу пригодятся 2 доступных способов преодоления чувства тревоги у школьников:

  • формирование конструктивного поведения в трудных для школьника ситуациях, а также овладение действенными способами преодоления чрезмерного волнения и тревоги;
  • укрепление у ребенка уверенности в себе и своих силах, развитие адекватной самооценки, выработка нормального представления о собственной персоне, забота о личностном росте каждого школьника.

Общение с детьми — развеивает страхи

Подобные мероприятия не нужно исключать и в подростковом возрасте, ведь тут все методы обретают особую важность, учитывая непростую ситуацию этого переломного периода.

Разновидности асоциального поведения подростков

В это время многие подростки ведут себя девиантно, то есть, отклоняются от общих моральных норм, эти отклонения могут носить агрессивный, корыстный либо социально-пассивный характер.

Формы асоциального поведения подростков

Школьные психологи выделяют следующие виды девиантного поведения:

Конформное поведение, то есть склонность к появлению пассивных форм реагирования на длительное преодоление напряжения во время трудной ситуации. При конфликте такой подросток проявляет уступчивость, берет на себя лишние обязанности, не ощущая в себе сил для отказа.

Тормозимое поведение – разновидность проявления дезадаптации. Быстрые изменения в социальной среде может стать причиной возникновения чувства тревожности, пониженной самооценки, неверия в собственные силы, мнительности у подростка по поводу своего здоровья.

Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.

Причины нарушений поведения у подростков

Эгоцентричный вид поведения, когда подростки стараются активно вовлекать окружающих в собственные переживания, искусственно преувеличивая многие моменты конфликтной ситуации.

Конфликтно-возбудимый вариант девиантного поведения подростков, для них характерно упрямство, стремление навязать свою волю слабым сверстникам, пренебрежительное отношение к интересам окружающих.

Такие подростки легко превращаются в отрицательного вожака, который способен вести свою агрессивную группу.

Они начинают активно применять физическое принуждение к детям более слабым как в физическом, так и в моральном плане.

Конфликтная форма поведения — нарушение запретов

Такие действия зачастую могут быть уголовно наказуемы для подростка. Различают также деликвентные проступки детей, направленные на разрушение моральных норм, но не влекущие за собой уголовной ответственности по причине недостижения возраста ее наступления.

Агрессия у подростков часто принимает уродливые формы

К такой разновидности поведения относятся следующие:

  • периодические побеги из дома, бродяжничество;
  • выраженная агрессия, включая проявления вандализма;
  • различные суицидальные действия;
  • раннее употребление алкогольных либо наркотических веществ;
  • ранние половые контакты и сексуальная девиация;
  • мелкие кражи, различного рода хищения и вымогательства.

Поведенческие нарушения у подростков

Таковы основные виды поведения подростков, направленные на разрушение общепринятых принципов. Как помочь таким детям выбраться из этого замкнутого круга?

Условия возникновения агрессии

Важная психологическая помощь: советы родителям

Каким способом можно вытянуть подростков из этой пучины аморального поведения? Эти негативные виды поведения подростков нужно брать под контроль взрослыми, это задача для социальных служб.

Атмосфера дружелюбности в семье – это залог того, что у вашего сына либо дочери никогда не проявятся отрицательные типы поведения.

Проблемы в семье — частая причина агрессивности

Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, необходимо с малых лет позаботиться об этом.

Необходимо уделять внимание своему ребенку: дарите ему любовь и нежность сполна, никогда не употребляйте ругательные слова в их присутствии. С малышом нужно разговаривать на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями.

К мнению малыша нужно прислушиваться, станьте для него преданным товарищем, тогда только есть возможность избежать асоциальных форм поведения.

Мотивация для подростков — важный фактор устранения агрессивности

Огромное содействие в реабилитации девиантных подростков оказывают различные социальные службы, горячие телефоны доверия, региональные семейные консультации психологов.

Чтобы оградить восприимчивых подростков от негативного влияния окружающего уголовного мира, в школах нужно проводить тематические классные часы.

Задача каждого родителя – объяснить своему подрастающему подростку, что такое истинное добро и пагубное зло, что совершать нарушения закона – это очень плохо, наносить кому-либо ощутимый вред либо причинять боль слабым – просто недопустимо, а подобное поведение обязательно будет наказано.

Основные способы коррекции тревожности

Необходимо воспитать ребенка жизнерадостным оптимистом, быть для него ярким примером, постоянно напоминая ему о том, что жизнь – просто прекрасна, а темные моменты бывают практически у всех, но именно они вносят некое разнообразие в повседневную жизнь. Нужно донести ребенку, что даже непреодолимые трудности не являются поводом для самоубийства, ведь он еще такой юный и впереди его ожидает жизнь, наполненная интересными и радостными событиями.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/formy-povedeniya-podrostkov.html

Опасность подросткового возраста

Возраст от 10 — 11 до 15 лет является подростковым, он связан с перестройкой организма человека – половым созреванием. Этот период обычно проходит трудно и для ребёнка, и для близких ему людей.Основные проблемы этого периода: эмоциональная нестабильность, изменение характера отношений к окружению и к себе, ценностные ориентации, деятельность и увлечения, самоутверждение и самоопределение, непонимание, досуг, любовь, речевая культура, психологическая культура, социальная ситуация развития. В это время ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители. Это вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения и ведет к вспыльчивости, агрессии или, наоборот, к апатии.В связи с физическими и физиологическими изменениями у подростков происходят неоднократные перепады в настроении. Бодрость, азарт, радужные планы сменяются на чувство разбитости. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры. Это приводит к некой непропорциональности тела, угловатости. Подросток пребывает всё время в состоянии стресса. Эмоциональная нестабильность усиливается.Из-за бурного роста и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Ребёнок остро переживает все недостатки внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильные черты лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – всё расстраивает, а иногда и приводит к чувству неполноценности, скрытности, даже неврозу. На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания.В подростковом возрасте последовательно возникают две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я – концепция». Подросток уже не ребёнок, но еще и не взрослый. Он относиться к себе как к взрослому, ощущает и осознаёт себя в какой-то смысле взрослым человеком. Иногда взрослость выражается эпизодически. Но после поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я — концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».Для подросткового возраста характерны и первые признаки полового созревания, отмечается появление полового влечения. Они могут быть выражены в различной степени и проявляются у одних детей раньше, у других позже. Эти факторы объясняют появление у подростков тревожности, возбудимости, депрессии. Подростку трудно чувствовать себя идентичным другим, понять свою целостность и стабильность. Физиологическая перестройка организма вызывает частые изменения физического состояния и самочувствия. Из-за личностных переживаний настроение становится неустойчивым, подросток бывает очень ранимым, а его реакция нередко – неадекватной. Часто ребенку приходится делать выбор между семьей, официальным коллективом и неформальной группой общения. И предпочтение он отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортнее. Повышенное стремление к подростковым компаниям связано с неумением, невозможностью добиться удовлетворяющего его положения в семье, классе, и становится причиной недисциплинированности и даже правонарушений.Подростковый возраст – это период проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью лихорадит, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия выходят наружу. Главное в это время – уважение подростка, взаимопонимание, общение на равных, любовь и поддержка. В противном случае, подросток уйдет в ту группу равных, где его примут таким, какой он есть. Общение занимает существенное место в жизни подростка. В общении происходит понимание социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.Чтобы утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может осуществить свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создаёт возможность реализации своей индивидуальности».Именно потребность в общении (у подростков она особенно обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, как правило, имеют не учебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические, и то не все. Виды увлечений: интеллектуально-эстетические, эгоцентричные, телесно — мануальные, накопительские, информативно-коммуникативные и другие.В этот период меняются и ценностные ориентации. Отдаётся предпочтение таким ценностям, как счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье, именно эти ценности подростки оценивают как наименее доступные в будущем. В этом возрасте развитие речи идёт за счёт расширения словаря и усвоения множества значений уже известных слов. Подросток, погружаясь в языковое пространство, должен обрести культуру языка.Особое значение для подростковой субкультуры имеет сленг (языковая игра, отход от языковой нормы). Помимо сленга появляется также мат – применение нецензурных слов и выражений.В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают «задираться», «приставать» и прочее. Девочки, чаще всего осознавая причины таких действий, не берут это во внимание. У старших подростков появляется стеснительность, напряжённость, скованность. Первое чувство влюблённости самоценно. Романтические чувства стимулируют развитие морального сознания и эстетического отношения к действительности.Общение, отношение к сверстникам, к себе, к родителям занимает важное место в жизни подростка и пронизывает всю его жизнь, а также будущее.Подростковая дружба – сложное, противоречивое явление. Подросток стремиться иметь близкого, верного друга и поспешно меняет друзей. Невнимательность и непонимание приводит к чувству одиночества. В этом возрасте близкие друзья — ровесники, а круг общения гораздо шире, чем в предыдущем возрасте.П. Морисон и Г. Ф. Левитт считают: «Дружба у подростков означает, что друг или подруга является источником социальной и эмоциональной поддержки. Если дети от 7 до 10 лет выбирают в качестве главных источников поддержки не друзей, а близких членов семьи – родителей, сестёр, братьев, бабушек и дедушек, то 14-летние дети реже опираются на близких членов семьи. Они считают, что лучше пойдут к друзьям, так как близкие друзья разделяют их мысли и чувства и смогут поддержать в период всплеска эмоций и стресса».Подросток может сплотиться с группой по симпатии, по общим интересам, занятиям, способам развития. Уровень развития группы зависит от критериев развития. Образуются неформальные группы или компании.Наиболее развитые группы: корпорация и коллектив; наименее — диффузная (существует формально). Подросток может входить одновременно в несколько групп, но психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Неоднократно подросток чувствует себя одиноко рядом со сверстниками в шумной компании. Иногда подростка не принимают в группу и часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети.В советской психологии проблемы подросткового возраста зависят от многих факторов окружающей среды, а западные учёные больше внимания уделяют именно фактору семьи. В нашей психологии «личностью становятся», в западной – «личностью рождаются». А сходство мнений разных учёных в том, что подростковый возраст самый опасный и нестабильный, требующий большого внимания и терпения.Таким образом, ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Если нет такой возможности, то наблюдается социальная неадаптированность, что иногда приводит к правонарушениям. Оценки сверстников приобретают большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток боится утратить популярность среди сверстников. Отношения с взрослыми, прежде всего с родителями, — ещё одна значимая сфера отношений подростков.Влияние родителей уже ограничено, так как подросток стремится к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.В этот сложный для всех период всё зависит от стиля воспитания в семье и перестройки родителей – принять чувство взрослости своего ребёнка. Основные конфликты возникают из-за контроля родителей жизни подростка. Неблагоприятны жёсткий, тотальный контроль, а также отсутствие контроля. Нельзя относиться к подростку как к ребёнку и одновременно как к взрослому. Важны понимание, эмоциональное тепло и внимание. Молодые люди хотят равенства и уважения, которые уже ощущают себя именно людьми, а не детьми.Подросток остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует, прежде всего, признания равных с окружающими взрослыми прав. Формирующееся в этом время чувство взрослости выражается в стремлении к независимости. В утверждении своего личностного достоинства и требовании к взрослым уважать эти стремления.Отсюда бесконечные битвы по такому вроде бы пустячному поводу, как одежда и внешний вид. Это главный очаг сопротивления молодого поколения.Присутствует также и элемент родительской ревности, потому что на ребенка начинает оказывать большое влияние кто-то посторонний, с кем ребенку уже интереснее, чем с папой и мамой. Но важен опять-таки и элемент контроля, точнее, невозможности его осуществить. А подросток не хочет осуществления такого контроля за своими «связями».Конфликт со старшими важен подросткам не сам по себе, дело вовсе не в том, что родители им не нужны, что они совсем их не уважают. Подростки требуют уважения к себе, они хотят, чтобы к ним относились как к равным, признавали их право на собственное «я».Но при всем своем стремлении к независимости подростки остаются зависимыми от мнения родителей. Для подростка важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого.Так что, какими бы взрослыми ни хотели казаться подростки, они все еще остаются детьми, требующие заботу и защиту. Именно чувство защищенности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни. И от того, насколько хорошо родителям удастся пройти по тонкому льду взаимоисключающих потребностей своих взрослеющих детей, зависит благополучие и самих детей, и всей семьи.Дети в сельской местности легче переносят кризис подросткового возврата, чем в городе. Здесь они больше времени проводят с родителями, много помогают по дому и хозяйству, меньше времени остаётся на общение со сверстниками. Запреты родителей хоть и нарушаются, однако, они для детей – авторитет. Значит, роль родителей в сложный возрастной период очевидна. Для благополучного процесса персонализации и идентификации важно, чтобы рядом с подростком не оказался посторонний человек.Непонимание между родителями и детьми приводит к нарушению образа жизни, стрессам, девиантному поведению. Здоровье подростка находится под угрозой. Ведь очень многие люди приобретают вредные привычки именно в подростковом возрасте, и в течение жизни не могут от них отказаться.Воспитывая запретами, родители лишают своего ребёнка необходимой среды развития. Психоэмоциональные перегрузки: длительное напряжение, непрерывные стрессы, конфликтные ситуации — подрывают здоровье подростка, усложняют и без того сложный период в его жизни (к стрессам устойчивы лишь 10% детей). Подросток, переживающий стремительные внутренние и внешние изменения, неуверенный и агрессивный, ранимый и жестокий, доверчивый и скрытный, является возрастным «маргиналом», так как он еще не взрослый, но уже и не ребёнок, его образ мыслей и действий зависит от того, кто рядом с ним в этот трудный для него период.Внимание, терпение, понимание, уступчивость, интерес, забота – главное, что ждет подросток от взрослого.Для подростка взрослый или друг, или враг, третьего не дано. Затруднение и без того трудного периода жизни может привести его или к суициду, или к девиантному поведению (ущерб здоровью, образованию, карьере).Выводы:Основная специфика подросткового возраста: физиологические и физические изменения, взрослость и «Я-концепция», интимно — личностное общение и стадность; новые интересы; новые ценностные ориентации.Проблемы подросткового возраста можно решить, если рядом окажутся компетентные взрослые, при невозможности нужна помощь специалистов — психологов.Основные ценности подросткового возраста – это счастливая семья, здоровье, материальное благополучие, но если подростка не понимают, то именно этими ценностями он и жертвует.
Читайте также:  Амбиции, амбициозность - психология

Источник: http://pomogimne.spb.ru/dangers-adolescence.htm

Каждый 12-й подросток намеренно причиняет себе вред

Каждый 12-й подросток, главным образом девочки, намеренно причиняют себе вред, такой как резание, жжение, передозировки лекарствами или совершают поступки, угрожающие для жизни. Около 10 % из них продолжают сознательно наносить себе телесный вред в молодом возрасте.

Так как самонанесение вреда является одним из самых сильных предикторов совершения самоубийства, психиатры, проводившие данное исследования надеются, что эти выводы помогут мобилизовать более активную и более раннюю диагностику и лечение людей, подверженных риску.

«Цифры, о которых мы говорим здесь, огромны «, — говорит Кит Хотон из Центра исследований самоубийств в Оксфордском университете в Великобритании, который рассмотрел выводы на брифинге в Лондоне (Великобритания).

Джордж Паттон, один из авторов исследования из Центра здоровья подростков в Австралии, заявил, что результаты показали «окно уязвимости» молодых людей, которые часто борются со своим эмоциональными проблемами путем нанесения физической боли.

В их докладе, опубликованного в медицинском журнале Lancet, сказано, что подростки, наносящие сами себе вред, часто имеют проблемы с психическим здоровьем, которые надо решать путем лечения.

«Из-за связи между самонанесением вреда и самоубийствами, лечение распространенных психических расстройств в подростковом возрасте может представлять собой важный компонент профилактики самоубийств среди молодежи», — сказали они.

Самонанесение вреда — глобальная проблема здравоохранения, оно особенно распространено среди девочек и женщин в возрасте от 15 до 24. По данным Всемирной организации здравоохранения, почти миллион человек умирает от самоубийств ежегодно, что соответствует одной смерти каждые 40 секунд. В последние 45 лет уровень самоубийств увеличился на 60% по всему миру.

В этом исследовании, Паттон и Пол Моран из Института психиатрии (Австралия) исследовали выборки молодых людей в штате Виктория в возрасте от 15 до 29 лет в период между 1992 и 2008 годах.

В исследовании приняло участие 1802 человек, из них 8 % сообщили о случаях самонанесении вреда. Девочки были более склонны к намеренному причинению себе вреда, чем мальчики — 10 % и 6 % соответственно.

Моран связывает такое поведение с сочетанием гормональных изменений в период полового созревания и изменениями в головном мозге, в частности, коры префронтанльной зоны, которая связана с планированием, выражением индивидуальности и моделированием поведения.

К тому времени, когда участники достигли взрослой жизни, случаи самоповреждения резко сократились: в возрасте 29 лет, менее 1 % участников сообщили о самонанесении вреда.

Это сокращение случаев в течение долгого времени «не должна заставлять нас думать, что самонанесении вреда — только фаза развития подростков».

К сожалению, опыт многих исследований, показывает тревожную тенденцию увеличения числа людей, которые сами себе наносят вред.

Источник: https://ilive.com.ua/news/kazhdyy-12-y-podrostok-namerenno-prichinyaet-sebe-vred_71638i15820.html

Ссылка на основную публикацию