Опасная секта: признаки — психология

Психологический портрет потенциального адепта секты

Опасная секта: признаки - психология

Докалд Виноградовой Алины Александровны, психолога Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, психолога Центра социальной помощи семье и детям «Измайлово» (Москва) на секции Региональных Рождественских Чтений Рязанской митрополии «Влияние деструктивных культов на молодёжную среду»:

 Обычно считается, что человек, попавший в секту (здесь и далее под словом «секта» подразумевается словосочетание деструктивный культ и тоталитарная секта), «слабовольный», «внушаемый» и он «сам виноват».

Специалисты, изучающие деятельность сект всегда подчеркивают, что ответственность за вовлечение человека в секту лежит на самой секте, так как сектантская вербовка построена таким образом, чтобы человек не понял с чем и кем он столкнулся. Его специально обманывают в процессе вербовки.

Вопрос о наличии определенных психологических черт, психологической предрасположенности к вовлечению в секту крайне важен. Поскольку зная «группу риска» или «зону риска», мы можем принять меры для предотвращения формирования подобной психологической чувствительности к вербовке сектантов.

Анализируя истории семей, обратившихся за психологической помощью в связи с тем, что их близкий стал адептом секты, мне удалось выделить несколько особенностей, которые, возможно, стали первопричиной, почему пострадавший в дальнейшем оказался чувствителен к вербовочным мероприятиям сектантов.

Следует сразу оговорить, что эти, предположительно, психологические причины не являются чем-то особенным, что свойственно только неким «неудачникам». Все нормально развивающиеся люди на определенном этапе своего психологического развития оказываются в «зоне риска». Но самыми сложными периодами являются периоды подростковых и юношеских кризисов.

Практически все подростки и молодые люди оказываются в «зоне риска» в силу особенности задач развития на этом этапе, поведения, потребностей данных психологических периодов, а также особенностями и роли среды развития (в данном случае семья и друзья).

Давайте рассмотрим психологические особенности данных периодов, а также психологические особенности семьи, в которой растет подросток или молодой человек, которые могут стать причиной попадания в секты, а также способствовать пребыванию человека в секте. Это три группы причин:1. Подростковые проблемы.

Это возрастные, психологические потребности, которые формируются у подростка или юноши по мере взросления в совокупности с реакцией родителей на эти потребности и их проявления в поведении.2. Вера и смысл жизни, как потребность формирующейся личности. Следует отметить, что данная группа, по сути, является частью первой, но в силу особой ее значимости и проблематичности, я выношу ее в отдельную группу. В подростковом возрасте происходит становление и завершается формирование личности. Один из важнейших вопросов личности – вопрос смысла жизни, а, следовательно, вопрос веры и мировоззрения. 3. Проблемы подростков, выросших в зависимых семьях. Более чувствительны к вербовке сектантов молодые люди, выросшие в зависимых семьях и/или имеющие зависимости.

Рассмотрим каждую группу более подробно.

Подростковые проблемы.

Для подросткового и юношеского возраста характерны следующие особенности поведения:• Негативизм и протестное поведение. То есть молодой человек делает как бы «на зло» родителям. Любое предложение, инициатива родителей воспринимается в штыки и отметается.

• Стремление сепарироваться от родителей, как в реальной жизни – переехать, жить отдельно, зарабатывать, так и в эмоциональной жизни – стремясь иметь свои чувства, интересы, увлечения. Предложения, внимание, беспокойство родителей часто воспринимается как посягательство на личную жизнь и свободу, как контроль и опека как над «маленьким».

• Желание иметь права взрослого, а обязанности и ответственность ребенка.• Регулярное нарушение личных границ родителей (других людей тоже) и жесткая защита своих границ.• Подростковый максимализм. Все или ничего. Если родители (человек) неидеальные, значит они плохие. Черно-белое видение мира.

Подростковый возраст по праву считается трудным, многие родители не успевают перестроиться и оказываются неготовыми к тому, что их «маленький сынок/доченька» уже выросли. Старые методы воспитания перестают работать, но родители не сразу понимают это.

Практически все стараются сначала просто усилить те меры воздействия, которые до подросткового возраста работали. К тому же на подростковый и юношеский периоды приходятся ответственные для взрослой жизни мероприятия: окончание школы, выбор и обучение профессии, выход на работу, начало независимой жизни.

С психологической точки зрения для эффективного прохождения, проживания данных возрастных этапов важно, чтобы родители постепенно передавали и передали своему ребенку, а потом подростку возможность самому столкнутся с последствиями своих поступков, чтобы он научился понимать и нести ответственность за себя, свои выборы, поступки.

С точки зрения общества (данное мнение может выражать школа, поликлиника, родственники, друзья, и т.п.), подросток, юноша еще слишком «мал». Им надо руководить, контролировать и опекать. Иначе он «наломает дров» и в этом будут виноваты родители – «плохо воспитали». Как я отметила выше, подростки тоже не против, чтобы крайними были родители, а не они сами.

Подобные установки, а также родительские страхи и тревоги приводят к тому, что в ситуации попадания молодого человека в секту, родители своим поведением только помогают секте. Секта умело манипулирует возрастными потребностями, как говорится «подливает масла в огонь» конфликта между родителями и молодым человеком.

Таким образом, секта оказывается «хорошей», там понимают и принимают (особенно на этапе «бомбардировки любовью»), а родители «плохими», родители любят только тех, кто исполняет их волю. Часто родители в пылу подростковых сражений забывают, что им важнее: их выросший ребенок, пусть ошибающийся, собирающий шишки, разрушающий блестящую карьеру и т.п.; любовь к нему, теплые и доверительные отношения с ним;

вопросы власти и правоты в конфликтах, желание настоять на своем и убедить молодого человека, что он, его друзья, увлечения и т.п. не правы и не хороши; заставить его подчиниться; получить видимость спокойствия и благополучия молодого человека; чувствовать себя правильными, успешными родителями.

Неготовность родителей «отпускать» своего ребенка, менять свои установки, методы воспитания, желание контролировать и опекать, выполнять за ребенка, подростка, молодого человека то, что он может и должен делать сам.

Желание делать жизнь подростка, молодого человека «легкой», безответственной, помогать, когда не просят, прикрывать от негативных последствий поступков подростка/молодого человека и т.п.

– приводит человека на фоне подросткового и юношеского периода психологического развития в зону риска попадания в секту.

Вера, как потребность формирующейся личности.

В подростковом возрасте завершается формирование личности. Человек отвечает себе на трудные вопросы: «Кто я? Зачем я? Чего я хочу в жизни?» Строит собственную картину мира, решает для себя вопросы морали и вопросы веры. Как правило, родители современной молодежи выросли в атеистических семьях.

Их не учили быть внимательными к личностным потребностям, к потребностям души. Воспитание детей и подростков часто фиксируется на внешних вехах: успешность в учебе, успешность в жизни, вежливость и внимание по отношению к другим. Воспитание же души остается за кадром. Родители могут показывать ребенку хорошие произведения искусства, водить в кино, театр, на выставки.

Но при этом забывать говорить ему, что надо быть внимательным не только к внешним проявлениям своего поведения, но и к внутренним, формировать у ребенка потребность самоанализа, учить ребенка тому, что его душевные порывы и устремления важны и значимы. Это происходит одинаково, как в семьях верующих родителей, так и атеистов.

Верующие родители часто пришли в храм в результате некоторого личного откровения, но они не всегда рассказывают об этом своим детям. Они часто фиксируются на внешнем соблюдении обряда: правило одежды, частота посещения храма, исповедь – причастие, не предлагая ребенку заглянуть внутрь.

Мы часто забываем, что в нашей жизни не всегда видно, что мы верующие и почему мы веруем. А подростки наши самые строгие судьи, и к их суду родители часто оказываются не готовы. В ситуации вовлечения молодого человека в секту атеистически настроенные родители в ужасе от «мракобесия» происходящего, а верующие — от «отпадения» от истины.

И опять начинаются, усугубленные возрастом битвы за правоту, в результате которых выигрывает секта, которая сначала кажется молодому человеку воплощением истины и идеала.

А на фоне домашних сражений за «правоту и истину» у него не остается сил и времени увидеть фальшь и лицемерие сектантских лидеров и гуру, ту естественную грязь человеческих отношений, которая есть везде.

Родители также боятся больших фестивалей и встреч, считая, что после них молодой человек будет совсем «зазомбирован», окунувшись в глубины учения секты и увидев большое количество сектантов. Это заблуждение часто связано с иллюзией о том, что в секте могут быть «святые люди» и секта имеет глубокое и четко построенное вероучение и мировоззрение.

Своим противостоянием родители создают условную ценность (квази ценность) поездки, для молодого человека становится «делом чести», в силу возрастных особенностей, вырваться и уехать. Конечно же, сил и свежести восприятия не остается, «я вырвался», «я победил», поэтому можно не обратить внимание на грубый тон, которым говорит гуру; на оскорбление и унижение учителями простых участников; на место в системе поклонения богу, которого проповедует секта (в некоторых сектах сначала кланяются гуру, потом учителям и освященным и только после этого богу); на противоречивость и расплывчатость формулировок учения о мире и о роли человека.

Отсутствие в семье разговоров о вере, как нормальной потребности души, о душе приводит к тому, что часто впервые молодой человек слышит это в секте и, поскольку, это отвечает его внутренним запросам, воспринимает это как откровение и истину, а себя – избранным.

Проблемы подростков, выросших в зависимых семьях.

Зависимые семьи, семьи в которых один из членов семьи употребляет ПАВ, является трудоголиком, и т.п., так же в эту группу могут попасть семьи, в которых есть человек – инвалид или тяжело и долго болеющий человек (т.е. есть человек, которого опекает и обслуживает вся семья, полностью забыв про потребности других членов семьи).

У людей, выросших в подобных семьях, есть определенные психологические проблемы, связанные с тем, что в ситуацию зависимости втягивается вся семья, меняется, деформируется поведение всех членов семьи. Попадая в сектантскую среду, такой молодой человек попадает как бы в родную среду, только лучше (на этапе «бомбардировки любовью»).

Там все, чего ему не хватало в семье, и пусть потом секта повернется истинным лицом, и предъявит счет – это все к чему он привык в родной семье, что твои эмоции не важны, любят только достойных, а ты недостоин и т.п.

Если родители заметят факт попадания в секту, круг замкнется, новый «зависимый» в семье, даст новый стимул, новый смысл болезни всей семьи и пребывания молодого человека станет жизненно важно для всей семьи. Хотя формально, семья начнет активно бороться с сектой и «спасать» свое чадо.

Я достаточно подробно рассмотрела те психологические причины, которые могут привести молодого человека в зону риска. Стоит добавить, что подростковый и юношеский возраст, не единственный, когда мировоззренческие вопросы, вопросы смысла жизни и веры становятся актуальны для человека.

Сейчас многие слышали про кризис середины жизни, когда ответы на эти вопросы определяют дальнейшую жизнь человека. Помимо этого есть промежуточный кризис 28-32 лет, когда человек пересматривает, инспектирует свои взгляды. В эти периоды человек опять попадает в зону риска и может быть завербован.

Самый трудный жизненный период, когда риск быть завербованным в секту очень высок, а шансов вывести человека мало – это возраст прекращения трудовой деятельности, возраст выхода на пенсию. В этот период человек многое теряет: он теряет широкий круг общения, теряет статус, теряет здоровье и, часто, становится обузой для своих выросших детей.

Секта же готова дать ему многое: иллюзию исцеления, постоянный круг общения по интересам, социальный статус. Смысл жизни, на таком фоне уже и не особо нужен. Выводить людей пенсионного возраста трудно, т.к. в жизни вне секты нет возможности удовлетворить все эти потребности, жизнь вне секты становится скучной, грустной и бессмысленной. На заботу о внуках или близких надо иметь силы, которых у пенсионера может и не быть. Да и замыкание в кругу семьи не расширяет круг общения, интересов и увлечений.

В заключение хочу еще раз напомнить, что это только общие психологические черты, которые могут привести человека к некоторому деструктивному способу жизни, не только к попаданию в секту, но и к формированию других зависимостей, развитию психосоматических заболеваний. А могут не привести к подобным последствиям, человек найдет другие способы преодоления нормативных возрастных кризисов.

Источник: http://ryazeparh.ru/index.php/public/673-psikhologicheskij-portret-potentsialnogo-adepta-sekty

Как распознать секту и самому не стать сектантом. Роман Конь / Православие.Ru

Как распознать секту и самому не стать сектантом. Роман Конь / Православие.Ru

Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя.

А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем.

Читайте также:  Внешняя душа - психология

Мормонские проповедники    

– С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу законов о свободе вероисповеданий, в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?

– Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.

https://www.youtube.com/watch?v=7sDAEZJFkDM

Начало 1990-х годов – это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе.

Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника.

Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.

– Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?

– Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом.

До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является.

Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.

– Поясните, пожалуйста.

– Когда человек был обращен в баптизм, адвентизм, пятидесятничество, стал харизматом, иеговистом, кришнаитом, мормоном или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде.

Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон – это идолопоклонство, священство – это преграда между Богом и человеком.

Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.

Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.

Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.

– А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?

– Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992–1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек.

В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс.

членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.

Собрание московских мунитов. 1997 г.    

Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.

– А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?

– Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека.

Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло.

На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей.

Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти – и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна – отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество – якобы три Бога, создается учение о едином Боге.

Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке.

Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.

Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.

– А каким людским страстям потакают секты?

– Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви.

Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат.

Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге – это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…

Секта Виссариона    

Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти.

И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.

– Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?

– Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень – в вероучении сектантов.

Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.

Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.

– Приведите, пожалуйста, примеры.

– Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы.

Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством – но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример.

У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры – это фактически сознательное самоубийство.

Но для представителя данной секты – это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови – то есть добродетель.

Кришнаиты и идол Свами Прабхупады    

– А как мотивируется запрет на переливание крови?

– В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно – как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.

Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением.

При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.

– О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?

– Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить.

Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось.

Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.

Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами.

Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным.

Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…

– Даже так?

– Да, даже так. К примеру, известный ныне «бог Кузя» начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов.

Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем – что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений.

Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.

«бог Кузя»    

Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.

Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем.

Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться.

Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.

– На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?

– Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации.

Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное – это вера.

– Что еще не любят сектанты?

– Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.

– Люди доверчивы….

– Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.

– А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?

– Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали – такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви.

Читайте также:  Самостоятельность - психология

А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека.

На ней же умело играют сектанты.

Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо – а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство.

И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины.

Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.

Роман Михайлович Конь    

– К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?

– Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.

Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты.

Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить.

Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.

– В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?

– Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы.

Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/87254.html

Портрет потенциального адепта секты

Портрет потенциального адепта секты

В настоящей статье рассматривается одна из основных тем, относящихся к области профилактики негативного влияния сект на общество, — портрет потенциального адепта секты.

Выделяются как общие причины ухода в религиозные организации, так и ряд социальных и психологических характеристик людей, наиболее склонных к уходу в секты и культы.

Выявлены также основные качества личности, предотвращающие либо значительно затрудняющие вход в секту.

Почему люди уходят в секты? Этот достаточно сложный вопрос в современном обществе обычно упрощается до примитивности. Часто можно услышать, что «злостные сектанты «зазомбировали»» человека, отобрали у него свободу, лишили способности самостоятельно мыслить и правильно оценивать окружающий мир.

В пример приводится множество сломанных судеб, людей, искалеченных морально и психически, бросивших работу или учёбу, разрушивших собственную семью.

Возникает закономерный вопрос: как можно довести человека до такого состояния? Однако этот вопрос изначально неправильно сформулирован, так как априори предполагает, что человека «приводит» к этому кто-то извне.

В первую очередь имеются в виду сами сектанты, на которых сваливается вся вина за искалеченную душу пострадавшего.

Это самое простое решение, которое совершенно освобождает нас от ответственности за сам факт ухода близкого человека в секту, от страшного и неприятного осознания своей собственной вины. Да, обвинить во всём секту — очень просто.

Намного сложнее разобраться в запутанных процессах и предпосылках, предваряющих и сопровождающих уход в неё.

Интересно, что в то время как в общественном дискурсе тема ухода в секты окружена множеством различных мифов и заблуждений, она же является одной из самых глубоко разработанных проблем психологии религии. Проблемой обращения в религиозные организации занимались ещё родоначальники этой науки — У. Джеймс, Д.

Лойба, Э. Старбук и другие. В 1976 году исследователи феномена обращения в религиозные организации Д.Скроггс и У. Дуглас отмечали, что с начала XX века вышло более 500 научных работ, посвященных этой теме.

На Западе для обозначения процесса входа в религиозную организацию широко используется термин конверсия (от англ. conversion — переход в другую веру, перемена убеждений, взглядов) [1; 2]. Классическим можно считать определение конверсии, сформулированное Р. Травизано в 1970 году.

Учёный полагал, что суть входа человека в религиозную организацию заключается в изменении его общей идентичности, которая включает в себя:

а) мировоззрение индивида;

б) его личностные характеристики;

в) установки для большого количества ситуаций, предписывающие ему его отношение к людям и окружающей среде [3].

В 1976 году Р. Аустин выделил два основных аспекта входа в религиозную организацию:

а) структурный — приобретение либо изменение членства в религиозной группе, которое может сопровождаться внутренним перерождением личности;

б) психологический — духовное, внутреннее перерождение личности, которое может сопровождаться изменением членства в религиозной группе [4].

Структурный и психологический аспекты входа в секты чаще всего сопровождают друг друга. В таком случае речь идёт о тотальной конверсии. Однако они могут существовать и отдельно.

В последнем случае человек может формально войти в религиозную структуру, так и не став её полноценным членом, или же, наоборот, отвечать всем психологическим характеристикам сектанта, ещё не вступив ни в какую организацию.

Учёные отмечают, что вход в секту включает в себя две основные составляющие:

а) комплекс действий, совершаемых сектой для вербовки нового члена;

б) индивидуальные характеристики самого человека, его поведение, закладывающие основу для возможного вхождения в секту. Соответственно, возникает вопрос о том, какие именно социальные и психологические характеристики личности делают её потенциальным адептом сект и культов.

О том, как религиозные организации прибегают к обману и хитрости при вербовке новых адептов, написано уже много. Рассматривая портрет потенциального члена секты, мы к этому возвращаться не будем.

Важно помнить, что лишь немногие секты начинают вербовку с непосредственного контакта «лицом к лицу» — на улице или у дверей квартиры. Большинство просто вывешивают объявления на столбах, помещают их в местной прессе или интернете.

То есть чаще всего первый шаг для вступления в секту делает сам человек, который вовсе не обязан откликаться на рекламу, останавливаться на улице и начинать разговор с навязчивым сектантом да и вообще открывать ему двери своей квартиры. Если первый шаг сделан случайно, машинально, по ошибке, из интереса к чему-то новому и т.д.

, то на втором этапе, когда человек приходит по объявлению на собрание, начинает разговор с сектантом на улице или дома, подавляющее большинство людей теряют интерес к организации и отсеиваются. Тех же, кто остаётся, уже можно рассматривать как потенциальных членов секты.

При этом являются таковыми отнюдь не потому, что остались на втором этапе. Причинно-следственная связь здесь другая. Они остаются именно потому, что уже задолго до этого сформировались как потенциальные члены секты. Это очень важное различие.

Некоторые учёные считают, что для глубокого понимания всей истории прихода человека в секту важнее всего понять причины и мотивы, побудившие его после первых же минут знакомства с организацией остаться в ней. Именно поэтому при работе с пострадавшими специалистов интересуют в первую очередь особенности биографии человека, а не то, как конкретно на него воздействовала секта.

Кто же те люди, которые, сами того не подозревая, с наибольшей вероятностью могут пополнить ряды сектантов? Весь массив характеристик, присущих потенциальным членам секты, можно разделить на общие и частные. К общим характеристикам, в той или иной мере присущим всем без исключения потенциальным адептам сект и культов, относятся:

а) отсутствующие или сильно сниженные способности к критическому мышлению, всестороннему осмыслению любых возникающих на жизненном пути ситуаций, и в частности тех, где требуется сделать выбор между двумя альтернативными вариантами.

При этом уровень образования, научные звания и степени далеко не всегда свидетельствуют о наличии критического мышления и никак не застраховывают от попадания в секту. Более того, даже знания об опасности сект совершенно бесполезны, если человек не умеет мыслить самостоятельно, критически воспринимать получаемую информацию, проверять и перепроверять «авторитетность» её источников.

Именно поэтому занятия по логике, философии и развитию критического мышления гораздо полезнее специализированных лекций и книг по сектоведению;

б) отсутствующие или сильно сниженные способности к самостоятельному принятию решений, недостаток умения и готовности нести ответственность за свои поступки.

В секты чаще всего уходят люди, стремящиеся «быть как все», плыть по течению, не выделяться из общего потока, убегающие от своих проблем и мнений, боящиеся и спасающиеся от самих себя.

Секты обеспечат их «хлебом и зрелищами», и они добровольно отдадут за это свою свободу и полноту жизни. Такие люди будут очень благодарны тем, кто возьмёт на себя тяжкий труд — принимать за них все важные решения;

в) отсутствующая или чисто формальная принадлежность к традиционной религии.

Глубокое знание и понимание основ христианской веры в сочетании с критичностью мысли и внутренней свободой являют собой непреодолимое препятствие для любых попыток закабаления человека, втягивания его в секты и иные тоталитарные системы. Однако простого крещения в церкви без регулярной и осознанной духовной активности для этого недостаточно.

Следует отметить, что наличие даже не всех трёх характеристик в комплексе, а лишь одной из них значительно повышает для человека риск быть втянутым в секту. Различаются лишь способы и результаты входа в религиозную организацию.

Так, неверующие, но ответственные и критически мыслящие люди, войдя в секту, достаточно быстро достигнут там руководящих должностей.

В то же время глубокая вера, лишённая критичности мышления и ответственности, может привести человека к внутрицерковному сектантству.

Исследования показали, что наиболее часто в секты и культы уходят люди с техническим образованием.

Поэтому увеличение в школах и вузах количества времени, отведённого на изучение гуманитарных дисциплин вообще и религиоведения в частности, является важнейшим фактором профилактики ухода молодёжи в секты.

Соответственно, сокращение гуманитарных дисциплин в долгосрочной перспективе неизбежно даст негативный эффект.

Можно выделить как минимум пять распространённых частных социально-сихологических характеристик, или, говоря точнее, личностных типов, потенциально склонных к уходу в секты и культы.

К первому типу относятся люди, имеющие какие-либо проблемы социального (неприятности на работе, в учёбе, недовольство своим статусом и положением в обществе и т.д.) или личного характера (семейные неурядицы, конфликты, психические или физические заболевания и т.д.).

Люди этого типа осознанно или бессознательно ищут «спасения» от своих трудностей в секте. Последняя же претендует на глубокое понимание их сложных проблем, обещает дать готовые рецепты, как эти проблемы решить.

Реальность с её сложными и неоднозначными ситуациями человек меняет на искусственный, простой и беззаботный мир секты, отдаляющий его от жизни. Ему так хочется поверить в то, что рассказываемая ему сказка — это «истинная» жизнь, что сектантам и трудиться особенно не нужно, чтобы привлечь его в свои ряды.

Он уже готов нырнуть с головой в новую реальность и совершенно не задумывается о той цене, которую придётся за это заплатить. В современном обществе огромное количество людей пытаются спастись от себя и мира в алкоголе, наркотиках, азартных играх и… сектах.

Ко второму типу относятся, как ни парадоксально, люди, не имеющие по жизни никаких особых проблем. Устроенные и обеспеченные, они просто не знают, чем заняться в этом благополучном, но сером и однообразном мире. Сытый бунт выталкивает их на «поиск приключений». Секта для них — один из вариантов развлечения.

Придя в религиозную организацию, они вполне могут в ней остаться и со временем искренне уверовать в её вероучение. Но изначальным мотивом в данном случае был не побег от проблем жизни, а поиск игры, развлечения, новых впечатлений, какого-то нового смысла в жизни.

Снова и снова такой человек добровольно отправляется на поиск того, что ему кажется интересным приключением, но в конечном итоге может обернуться весьма печальными событиями для него самого и его близких.

Личности, относящиеся к третьему типу, далеки от крайностей первых двух. Как правило, это замкнутые, спокойные, хорошо воспитанные, умные и вежливые люди, практически не имеющие друзей и особых увлечений. Церкви они не посещают.

Их достаточно развитый морально-этический кодекс, которым они руководствуются на практике, не имеет, однако, серьёзных оснований в виде стройной системы взглядов.

Читайте также:  Интеллигенция - психология

Секта искусно предлагает им такое обоснование в своей доктрине и, самое главное, обеспечивает их общением с людьми, которые проявляют к ним интерес. К ним таким, какие они есть: замкнутым, пассивным и немножко скучным. Вероучение и ритуалы группы для них второстепенны.

Важно само ощущение того, что их понимают и принимают, что с ними рядом есть кто-то, с кем можно поговорить, и кто, возможно, поможет в нужную минуту. Основная масса молодёжи, уходящей в секты, относится именно к этому типу.

К четвёртому типу относятся люди достаточно самоуверенные, стремящиеся к познанию чего-то нового, интересного и загадочного. Они способны, отдав все силы выбранному делу, впоследствии его без всяких проблем бросить, найдя новое увлечение.

Такие люди не могут отличить серьёзную, стройную и глубокую систему знания от грубой подделки, претендующей на абсолютное господство во всех областях знаний сразу. Религиозное знание как таковое представляет для них основной интерес.

«Религиозное» означает «хорошее» — таков их основной принцип. Различий они не видят и потому обречены на вечные скитания из одной секты в другую, всё принимая, со всем соглашаясь и ничего не понимая до конца.

В тех случаях, когда эти люди отягощены достаточно большим зарядом активности, они могут погубить очень многих, уведя их в секту, которую впоследствии сами бросят.

К пятому типу относятся люди, стремящиеся к принятию эксклюзивных и «элитарных» вероучений и систем мировоззрения. Уровни образования и доходов у них могут быть самыми различными. Их объединяет неприятие любых форм массовости и коллективизма, которые являются для них си-нонимами чего-то примитивного и ложного.

Владение истиной, по их мнению, является уделом немногих. Секты, ориентирующиеся на работу с этим типом людей, формируют у них уверенность в ценности, уникальности и неповторимости организации и предлагаемых ею знаний с помощью трёх достаточно простых и порой взаимно пересекающихся способов.

В первом случае секта требует огромных денег (до нескольких тысяч долларов) за участие в её мероприятиях. Таким образом у человека создаётся впечатление, что он покупает чрезвычайно ценные знания, доступные лишь единицам.

Высокая цена, заплаченная за эти знания, представляется ему залогом истинности, элитарности и эксклюзивности информации, получаемой, по сути, от обыкновенных мошенников. Люди этой категории не могут понять, что за деньги можно купить далеко не всё, а действительно сокровенные и глубокие истины даются человеку «бесплатно».

Во втором случае секта создаёт многогранное и сложное вероучение, способное заинтересовать лишь более или менее образованных людей. Ощущение уникальности группы поддерживается не за счёт больших капиталовложений, а с помощью учения, доступного для понимания лишь избранным.

При этом сложность и запутанность вероучения принимаются в качестве главного критерия и признака его истинности, глубины, ценности. В третьем случае имидж уникальности формируется за счёт серьёзных ограничений, налагаемых на вход в группу. Секта либо вообще не ведёт никакой миссионерской работы, либо приглашает строго ограниченное количество последователей.

Последние составляют круг «посвя-щенных» в тайну организации и наслаждаются ощущением своего превосходства над остальным населением планеты. Секты и культы, дающие людям чувство собственной уникальности, избранности среди тёмной и необразованной толпы, достаточно легко находят доверчивых жертв собственной мании величия или просто людей, стремящихся хоть в чём-то превосходить всех и вся.

Описанные выше социально-психологические характеристики являются важнейшей предпосылкой ухода человека в секты и культы. Нередко люди по своим психологическим характеристикам являются сектантами ещё до формального входа в секту, который лишь структурно закрепляет их состояние и мироощущение.

К категории потенциальных членов сект относятся также люди, элементы мировоззрения которых совпадают с какими-либо компонентами учения секты.

Дело в том что большинство возникающих сект и культов в процессе разработки своего вероучения активно используют идеи и смысловые конструкции не институализированной, нетрадиционной религиозности общества.

Имеются в виду псевдонаучные и псевдорелигиозные идеи, которые активно распространяются в современном обществе, но никем из обывателей не отождествляются с сектантством и потому свободно принимаются в качестве достоверных и истинных.

К наиболее известным из этих идей можно отнести веру в астрологию, порчу, сглаз, ауру, биоэнергетику и экстрасенсорные способности человека, реинкарнацию, НЛО, аномальные и геопатогенные зоны, фэн-шуй, различные гадания и т.д.

Встречая сектантское учение, в котором в той или иной форме присутствуют указанные идеи, человек понимает, что оно не является для него чем-то радикально новым. Он уже верит во что-то из того, что ему предлагается религиозной организацией. Даже если у него нет социально-психологической предрасположенности к уходу в секту, он может задуматься, а не войти ли ему в организацию, которая проповедует что-то знакомое. Сами по себе эти идеи и смысловые конструкции, хотя и вводят людей в заблуждение, не наносят социально-психологического вреда. Однако именно они упрощают вход человека в действительно опасные секты и культы.

Если человек хочет быть обманутым и уже готов присоединиться к секте, для его вербовки требуется минимальное усилие.

Что примечательно, по улицам и квартирам ходят не лидеры сект, действительно способные очень грамотно «обработать» человека, а рядовые адепты.

Некоторые из них не обладают даже элементарными навыками общения, не говоря уже о серьёзных методах психологического воздействия на сознание и подсознание человека.

Итак, приход в секту всегда есть результат взаимодействия. Влияние идёт не только со стороны того, кто вербует потенциальную жертву, но и со стороны самого вербуемого.

Если сектант случайно наталкивается на профессионала в области религиоведения или просто человека, способного логически мыслить, последовательно анализировать предмет разговора, то в результате может быть «завербован» и сам проповедник секты.

По крайней мере, в процессе этого краткого взаимодействия можно попытаться пробудить его критическое мышление, показать несостоятельность ложных стереотипов его мировосприятия, что, в конечном итоге, способно привести к его самостоятельному выходу из секты.

1. Previous Convictions. Conversion in the Real World. Ed. by Martyn Percy. — London : SPCK, 2000. — 140 p.

2. Religious Conversion. Contemporary Practices and Controversies. Ed. by Christopher Lamb & Darrol Bryant. — London : Cassell, 1999. — 342 p.

3. Travisano, R.V. Alternation and conversion as qualitatively different transformations / R.V. Travisano // Social Psychology Through Symbolic Interaction. — Waltham, MA : Ginn-Blaisdell, 1970. -P.238-248.

4. Austin, R.L. Empirical adequancy of Loflands conversion model / R.L. Austin // Review of Religious Research. 1976. Vol. 18:3. -P.282-283.

Мартинович В.А. Портрет потенциального адепта секты // Адукацыя i выхаванне. 2009. №3. – С.59-63.

Источник: https://stavroskrest.ru/content/portret-potencialnogo-adepta-sekty

Близкий человек попал в секту: как действовать?

Когда близкий человек втянут в секту, приходится действовать решительно, чтобы сохранить отношения и уберечь семью от опасности. Почему люди идут в секты, какие способы помогут разобраться в сложившейся ситуации и какие шаги вы можете предпринять? 

Содержание:

Разумеется, в этой статье мы не будем рассматривать случаи, когда ваш член семьи обрёл веру в Бога и старается служить ему определённым образом. Свободу вероисповедания никто не отменял, это одно из неотъемлемых прав человека.

Речь пойдёт о вовлечении в деятельность нелегальной организации, хотя и построенной на манер церкви, но преследующей преступные цели.

Как определить, что близкий человек попал в ловушку? Не все религиозные организации, отличающиеся по обряду и форме религии, оказываются опасными.

Отличить секту от конфессии поможет следующая проверка: 

  • конфессия признана законом и имеет соответствующее разрешение на нашей территории, секта — нет;
  • конфессиональная церковь имеет единственной целью организовать служение Богу, секта же распространяет влияние на своих членов главаря;
  • сектанты отрезаны от социума, главари культивирую в них зависимость, тогда как церковь не заставляет мирян изолироваться;
  • конфессия имеет систему добровольных пожертвований, у сектантов практикуется захват средств и имущества.

Этих отличий достаточно, чтобы понять, что угроза реальна. Распознать сектантство — первый шаг к тому, чтобы обезопасить себя и спасти близкого.

Чтобы понять, какое благо для себя нашёл новообращённый сектант, нужно разобраться, какие потребности организация может удовлетворить в принципе.

Главное, чем бравируют все секты — это эксклюзивное знание истины, доступное только посвящённым членам. У каждого есть потребность в познавательной деятельности, в наличии высшего смысла жизни, который превосходит банальное «работа—дом—работа», и у некоторых такая потребность невероятно сильна.

Познание истины может оказаться одним из крючков, прочно удерживающих новичка в организации, малыми порциями выдающей и пережёвывающей ему прописные истины.

Следующая, более распространённая приманка — это атмосфера любви, тепла и доверия «братьев и сестёр». Контраст с отношениями в семье может быть столь силён, что несчастный семьянин предпочтёт сладкий самообман, думая, что наконец-то обрёл близость хоть с кем-то.

Дружескому вниманию, душевному подъёму и энтузиазму, с которым встречают новичка, практически невозможно противостоять тому, у кого с реальными друзьями и родственниками плохие отношения.

Менее эффективная, и всё-таки существенная причина заключается в потребности в осознании собственной значимости. Это вариант для амбициозных, активных людей, которые в силу разных обстоятельств ничего не достигли в других сферах, но остались в убеждении, что их недооценили, не дали достаточно ответственности, не приняли в узкий круг избранных.

Попадая в организацию, такие личности мало интересуются содержанием проповедей, зато увлечены перспективой стать адептом общины, завоевать уважение, признание, почести в виде званий и участия в закрытых обрядах.

Вкратце, именно так люди попадают в секты, хотя, наверное, стоит упомянуть ещё одну причину отдельно.

Некоторые религиозные организации посвящают свою деятельность проблемам социально дискредитированных и притесняемых людей:

  • наркозависимым;
  • страдающим алкоголизмом;
  • освобождённым из мест заключения;
  • инвалидам;
  • сиротам и вдовам;
  • психически больным;
  • асоциальным личностям и пр.

Несмотря на то, что работают с ними сектанты, их реабилитация и присмотр могут оказаться ценными для тех, кого жизнь выбросила на обочину, а также тех, кого по разным причинам не опекают близкие.

Если вы узнали, что ваш знакомый из числа названных групп оказался в подобной организации, прежде чем хвататься за голову и думать, как спасти его от секты, поразмыслите, что для него хуже — быть сектантом или пропасть в своей беде среди равнодушного окружения.

Когда не можете предоставить взамен лучший вариант жизни для обездоленного, остаётся только убедиться в том, что его жизнь и имущество в безопасности, что минимальная опека «братьев» ему обеспечена и — оставить в покое.

Теперь обратимся к вопросу, какие признаки помогут определить, что член вашей семьи или другой человек, которого вы хорошо знаете, оказался вовлечён в нелегальную религиозную организацию.

Присмотритесь к поведению и высказываниям человека: 

  • он пропадает на несколько часов — посещает мероприятия («сходки», встречи, семинары);
  • в доме появляется литература организации, звучит специальная «духовная» музыка, воскуряются благовония на восточный манер или образки святых покровителей, чтимых данной общиной;
  • у него появляется сразу много новых знакомых — эффект «вхождения в круг», он рассказывает о них, они приходят в гости или звонят;
  • он начинает соблюдать неизвестные ритуалы при повседневных действиях (омовения, жесты, молитвы, пение), соблюдает необычные посты и праздники;
  • начинает воспитывать и поправлять вас, может прямо обвинить в греховности вашего образа жизни, попутно заявляя, что стал новым человеком;
  • проповедует, пытается обратить в свою веру, осуждает ваше «невежество»;
  • меняется выражение лица, становится как бы просветлённым, взгляд погружён в себя;
  • становится замкнут, отказывается от общения.

Если из дома пропадают ценности, он бросает работу (тайком или открыто), уходит жить в организацию, отключает мобильный, значит влияние организации очень сильное, требования к членам радикальны и опасны.

Казалось бы, чтобы вытащить человека из секты, достаточно поставить на его пути непреодолимое препятствие — запереть дома, сделать невозможными телефонные разговоры, выбросить литературу и предметы ритуалов… Но это не сработает, если ваш близкий физически и морально сильнее вас, за вами не стоит помощь, а также если с другой стороны — из организации — к нему тоже активно пробиваются.

Строгой изоляцией и объединёнными усилиями можно вытащить подростка, юношу или девушку, у которых есть внутренний барьер не применять насилие в ответ на ваши действия. С сильными и агрессивными этот способ не пройдёт.

Возможно, потребуется помощь правоохранительных органов и родственников, готовых дежурить с вами поочерёдно. Определив наркотическое опьянение, срочно вызывайте скорую помощь.

Подытожим важные шаги, которые вам нужно предпринять:

  • понять, что привело человека к такой проблеме;
  • понять, как действует секта, есть ли реальная опасность её члену потерять имущество, личность, здоровье;
  • решить, применять ли открытое противостояние — не опасно ли это, стоит ли обращаться в милицию;
  • дать альтернативу решению проблем, за которыми человек пришел в секту;
  • по возможности окружить его любовью, теплом и заботой;
  • взять ответственность за проблему — организовать лечение зависимости у психотерапевта, помочь найти работу, устроить переезд или даже брак.

Если вы уверены, что члену семьи грозит опасность и чувствуете в себе силы отбить его от сектантов, наберитесь терпения, обязательно заручитесь поддержкой родственников и близких друзей и действуйте незамедлительно.

Источник: http://mjusli.ru/psihologija/poznaem-sebya/blizkij-chelovek-popal-v-sektu-kak-dejstvovat

Ссылка на основную публикацию