Структура личности: ум-душа-тело — психология

Personality structure: mind-soul-body — Психологос

Структура личности: ум-душа-тело - психология

Personality structure — the personality concept is deep and includes several levels.

General Definition

1. Congenital base — an invariable part of the personality. Congenital is what is prescribed by the genetics of parents and previous generations: two legs, two arms, ears, the shape of the brain and so on. There is a hypothesis that inheritance is also prone to the formation of certain reflexes.

Congenital development only before birth. From the moment of birth, the personality goes to qualitatively new levels of development. Behavior at this level is described by the simplest unconscious reflexes (unconditioned reflexes, instincts).

Function — to preserve the information necessary for survival and transfer it to subsequent generations. It changes very slowly.

2. The core of the personality is a half-changeable part of the personality, formed in the greater degree in childhood and in the early periods of development of the structure.

Includes conditioned reflexes, habits formed at the initial stages of value development, patterns of behavior (concepts of how «right» and how it is accepted). It develops on the basis of the innate, but it develops under the influence of the external environment.

For example, the first formation of the core — imprinting — capturing the image of the mother and in principle a person. In many ways, the formation of the core of the personality is influenced by inherited propensities to this or that behavior.

The nucleus is formed — on ale of the congenital and from the congenital, but can vary both under the influence of the congenital and under the influence of the periphery. Kernel functions — storing long-term necessary information: from birth to the end of life.

3. Periphery of personality — initially — the consequence and manifestation of the core of the personality, in the future — a new independent structure, formed on the basis of the nucleus.

Is manifested in the generation of a new one, then already exists in the core of the personality. . Peripherals are focussed on the basis of the kernel, and therefore, it is easier to get used to the fact that the core is consonant.

This does not mean that changing the periphery is not possible to change the core or what the kernel determines by 00%, what will the person be environmentally friendly, and what not — the core is just a habit and it will be easier to get accustomed to what seems natural. The function of peripherals is the generation of qualitatively new manifestations of behavior, creativity.

The specific composition of each structure

The congenital base contains entirely unconscious processes.

The innate base includes:

• unconditioned strictly involuntary reflexes (activity of the cardiovascular system, preschevarenie, expansion and contraction of the pupil, etc.)

• unconditional semi-involuntary reflexes (swallowing, chewing, breathing, etc.)

• more complex manifestations of behavior-instincts (imprinting at birth, a propensity for imitation and learning through imitation).

Specific examples: basic needs (minimum requirements necessary for the survival of the body) — food, heat, breathing, etc., basic emotions — satisfaction, fear, etc., the desire for homeostasis — the consistency of the internal environment.

Specific examples: consciousness of oneself as a human being (we are talking about the biological form, not about the purpose), the values ​​formed by the first, in the future — the first ideas about ourselves and the world, the awareness of belonging to a social group (family, then culture as a whole).

Periphery of the personality: the manifestations of the core — appearance, words, actions, as well as a set of «operational» emotions, etc. At the first stages of development, this is a new combination of core patterns, in the future — new creative solutions that, with a long repetition, can become part of the core personality.

Interaction of personality structures during development

The inherently formed part of the personality is formed. It is formed during the development of the uterus.

Источник: https://www.psychologos.pro/articles/view/struktura-lichnosti-dvoe-zn—um-dusha-telo

Тело и душа одна личность

Тело и душа одна личность

Два мира.

Что такое душа?

Обливались ли вы когда-нибудь слезами без видимой причины, охваченные глубокой печалью? Это — ласковый голос вашей души, которая жалуется, стремится привлечь ваше внимание. Она хочет, чтобы вы заботились о ней, по крайней мере так же, как о своем теле.

Приходилось ли вам в вашей жизни переживать истинно святой момент, когда, несмотря на постоянную суматоху вокруг, вы испытывали глубокое чувство благоговения? Это — также голос вашей души, выражающий глубокое удовлетворение по поводу присущей ей общности с силами духовности.

Мы постоянно слова тело и душа в различных контекстах используем. Но знаем ли мы, что они означают в действительности? Какова природа души? Каковы ее взаимоотношения с телом?

Душа является единственной частью жизни, которая непосредственно отражает нашу связь с б — гом, нашим создателем. И хотя душа не осязаема и сокрыта внутри тела, она является основой того, что представляем собой мы. Внимание! Только в том случае, если тело заключает в себе материальные аспекты нашей жизни, то душа содержит в себе аспекты духовные.

Тело заботится главным образом о том, чтобы удовлетворить свои физические потребности. Это не значит, что оно по своей природе дурное. Вовсе нет. Оно создано б — гом, изначально нейтрально и наделено большим потенциалом для свершения добрых дел. Но только душа вселяет в него энергию, направляет его на добрые дела и связывает с б — жественным.

Душа необыкновенна по своей природе, ибо «Пламя Б — га Есть Душа Человека» (книга притчей, 20: 27.

Между осязаемой природой тела и трансцендентной природой души существует неотъемлемая дихотомия. Посмотрите внимательно на пламя свечи — оно приблизительно соответствует вашей душе. Пламя поднимается вверх, словно стремится к б -гу, фитиль же тянет его назад, к земле.

Подобным образом ваша душа постоянно стремится вверх, тогда как тело тянет вас назад через свою постоянную потребность добывать средства к существованию или удовлетворения желания получать удовольствия.

Вопрос для каждого из нас в том, выбираем ли мы существование в форме пламени, которое поднимается вверх, или в форме фитиля, увлекающего нас вниз.

Чтобы вы были высоконравственной и здоровой личностью, ваши тело и душа должны работать в гармонии. Не следует предпочитать одно другому, потворство своим желаниям или аскетизм. Вы можете и должны объединить тело и душу.

А это означает их слияние, обеспечивающее исполнение того предназначения, для которого мы появились в этом мире: чтобы вести полную смысла, плодотворную и добродетельную жизнь, чтобы превратить этот физический мир в уютное обиталище для духовности и б — жественности.

Каждый из нас выполняет предписанное ему, используя свои специфические способности и таланты (будь то учитель или воспитатель, бизнесмен или ученый.

Важно каждому из нас осознать свое предназначение и осуществлять его через свой образ жизни ежеминутно, ежедневно, ежегодно в соответствии с законами б — га.

Дихотомия тела и души проявляется повсюду и многообразно: это форма и функция, вещество и энергия, материализм и духовность. Например, все слова, напечатанные в книге, на странице, представляют собой тело, а идеи, которые они выражают, — душу.

Это справедливо для любого аспекта нашего мира, потому что сам мир состоит из тела и души, из его материальных и духовных компонентов, которыми снабжает его жизнь.

Первый шаг к созданию единства в мире, к одухотворению материальных компонентов состоит прежде всего в том, чтобы каждому из нас объединить собственные тело и душу.

Вести полную смысла жизнь — значит проникать в наружный, материальный слой и соединяться с заключенной в нем энергией.

Это не простая задача, ибо тело оперирует органами чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а душа имеет дело с областью сверхчувствительного (эмоции, совесть, интеллект и, главное, подсознательные духовные силы.

Та энергия, которая заключена в этом слое, не поддается, как говорят физики, количественному определению. В том, что нельзя измерить, содержится обычно элемент таинственности. Это не только сила, это сила, называемая нами жизнью. И некоторые элементы жизни мы только что начали открывать.

Многие из нас озабочены поисками внутреннего покоя, счастья, тишины, поисками своей души.

Однако используем ли мы в этих поисках подходящие инструменты? Созданные в большой зависимости от органов чувств, мы часто полагаем, что только они имеются в нашем распоряжении.

А как трудно постичь свою душу, пользуясь лишь пятью органами чувств! Примерно так же, как с помощью глаз пытаться услышать музыку. Тем не менее зов души настолько силен, что мы никогда не прекращаем таких попыток.

Почему важно знать, какая у вас душа?

Поскольку органы чувств являются до такой степени доминирующими, приходится чуть ли не отказываться от них, чтобы определить то, что находится внутри. Будучи вынужденными временно отказаться от своего зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, с чем бы вы остались? Такая мысль может поначалу привести в отчаяние: вы остались бы ни с чем.

Но это не так, вы остаетесь с самими собой. Мы нуждаемся в органах чувств лишь для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром, с миром вне нас самих. Вам не нужны глаза, чтобы видеть самих себя, или уши, чтобы слышать себя. Вы знаете, что находитесь здесь, не прибегая к помощи каких бы то ни было органов чувств.

Это просто знание, осведомленность, совершенно особое чувство.

Таким образом, мы остаемся полностью живыми без наших органов чувств. Однако без души жизни нет. Да, идет физическая борьба за выживание, но жизнь (как мы ее понимаем) всегда предполагает поиски смысла, поиски души, поиски б — га.

Ученый, исследующий законы природы, испытывает желание приподнять завесу и посмотреть, что происходит за пределами наших внешних чувств. Ребенок, разбирающий свою игрушку, интересуется тем же. Он хочет узнать секрет, который приводит эту игрушку в движение.

Эта любознательность составляет суть природы человека.

То же самое происходит с нашей жизнью. Без знания, какие силы движут нами, включая душу, мы никогда не поймем самих себя. А если нас не интересует, как работает душа, мы не сможем о ней заботиться. К счастью, душа, жаждущая пищи, дает нам об этом знать.

Как бы долго вам не удавалось ее умиротворять, отвлекая материальным благополучием, она всегда возобновит свои жалобы, сообщая вам, что вы теряете часть своей жизни.

Это может принять форму беспокойства, ощущений бесцельности, опустошенности, жажды чего-то еще.

Не подвергая душу испытанию, нельзя добиться развития личности. Именно душа выражает неудовлетворенность, которая является побудительным мотивом для развития. До тех пор пока эгоистичные потребности тела удовлетворяются, оно не испытывает желания совершенствоваться.

Душа жизни направление и единство дает. Материальный мир, мир тела, распадается на части. Душа оказывается той основой, вокруг которой объединяется вся наша физическая деятельность.

Только в том случае, если бы нам пришлось наблюдать за материальными приводами нашего тела в течение целого дня, мы увидели бы, как оно движется по кругу или под воздействием нечетко выраженных импульсов желания и наугад выбирает стимулы, которые привлекают его в данный момент. Душа соединяет все эти фрагменты, соединяет тривиальное с первостепенным, материальное с духовным.

Кроме того, душа учит скромности. В отличие от тела, которое эгоистично, душа скромна. Она наделяет нас способностью подниматься над самими собой и чутко реагировать на нужды других.

При пассивности души эгоистические желания тела могут закабалить нас и в конечном счете даже погубить. Душа — это наша выдающаяся сторона, которая, как уже было сказано, подобно пламени свечи, постоянно стремится вверх, стремится воссоединить нас с б — гом.

Тело может пытаться удержать нас на земле, а душа полна решимости поднять нас к небесам.

Читайте также:  Поддержка детской инициативы - психология

Чем объяснить конфликт между телом и душой?

Между телом и душой происходит непрерывная борьба. Bce конфликты между людьми возникают вследствие дихотомии тела и души, напряженности между нашим телесным «я» и потребностью в возвышенном. Чем это объясняется?

Дело в том, что б — r создавал тела и души раздельно, в две стадии. На первой он собрал с земли прах, на второй — вдохнул в него дыхание и душу (брейшис, 2: 7.

это было сделано так для того, чтобы человек помнил, что в жизни существуют две разные силы, материальное и духовное.

Материальное занимает относительно низкое положение, подобно пыли на земле, духовное является из самого непостижимого места — от б — га.

Вначале тело и душа были едины. Тело признавало свою роль как средства выражения души, а душа признавала свою потребность в теле для выражения воли б — га. Поэтому Адам и Ева «не Стыдились» своей наготы (брейшис, 2: 25), ибо она была такой же естественной, как нагота новорожденного.

Однако первый грех вызвал чувство неловкости. Родилось независимое эгоистическое «я», оторванное от воли и намерений б — га.

«Глаза» Адама и Евы «были открыты», и они почувствовали стыд из-за своей наготы (брейшис, 3: 7), потому что познали на собственном опыте, что их тела различны по своей сущности. Они решили, что их взаимоотношения отличаются от предусмотренных б — жественным предназначением.

Одна человеческая сущность раскололась на две — на материальные и духовные желания. С этого момента наше предназначение предусматривает восстановление гармонии между телом и душой.

Мы действительно состоим из двух различных элементов, подобно братьям — близнецам Яакову и эсаву, которые боролись в материнском чреве. Яаков был безобидным человеком, духовной личностью.

Эсав — воин, «Человек Поля». Тело — это воин внутри нас, агрессивная сила. В материальном мире тело призвано защищать уязвимую душу.

С другой стороны, тело без души было бы опасным агрессором, у которого нет ни цели, ни совести.

И все же этот раскол сохраняется. Для души тело с самого начала олицетворяет постоянное стремление потворствовать своим прихотям. В то время как душа добивается духовного экстаза, тело заботится о еде и сне. Для тела душа — это источник постоянных неприятностей, помех, это совесть, которая ограничивает его поведение.

Чем же объяснить, что б — г создал предпосылки для подобного конфликта? По-видимому, тем, что душа нуждается в испытании своих сил, а тело — в совершенствовании, и напряженность между ними способствует тому и другому. В конце концов тело и душа должны понять, что они сильнее тогда, когда действуют вместе.

Именно настойчивость тела обеспечивает душе творческие способности, а руководство души побуждает тело сосредоточить свою силу на добрых делах. Стремительная река определенным количеством энергии обладает. Когда эта река перегораживается плотиной, ее укрощенная энергия концентрируется и возрастает во много раз.

Каким должно быть наше воздействие на этот конфликт?

Чтобы преодолеть противоречия между телом и душой, необходимо в первую очередь признать их существование и определить характер этих двух сил.

Полагая, что представляем собой единый организм, мы истаптываем сильное замешательство, способное нас парализовать.

Передвигаясь взад и вперед между вопросами души и тела, мы не сознаем необходимости их слияния, бываем то добродетельны, то эгоистичны. Наши мотивированные поступки сменяются медлительностью и нерешительностью.

Напряженность между телом и душой устраняется нами не путем отрицания одного из партнеров, а интегрированием их для решения одной задачи — одухотворения телесного. Все силы и весь опыт тела направлены на то, чтобы помочь благородным и возвышенным устремлениям души.

Единственная возможность объединить тело и душу — признать, что б — г гораздо выше наших ограниченных «я», возвышеннее и тела, и души. Это требует определенного смирения, ибо человеку свойственно стремиться к самовыражению. Благодаря своей возвышенной природе, душа способна быстрее подняться над себялюбием, чем тело.

Через учебу и добрые дела она может дисциплинировать тело, помочь ему осознать свое истинное предназначение, достичь высокого положения, противостоять своей силе, возбуждаемой собственными потребностями. Мы можем испытывать «Духовное Высокомерие», отдаляясь от других, не заботясь о теле и его потребностях. Однако аскетизм не является приемлемым выходом.

Б — г дал нам тело, чтобы мы улучшали и возвышали его, присоединяли его к душе на ее пути.

Конфликт между телом и душой может быть разрешен, если не препятствовать душе стремиться вверх, к возвышенному. Что это значит с практической точки зрения? Это значит — осознавать, что вы не абсолютно материальная личность. Да, мы должны есть и пить, оплачивать счета. Но не для того мы здесь.

Мы здесь для того, чтобы принести своей душе самое лучшее и усовершенствовать свое тело. Из-за физического характера тела мы можем завязнуть в трясине материального. Возникающая в связи с этим печаль заставляет вашу душу жаловаться. Прислушайтесь же к ее жалобам и усильте заботу о ней.

Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, который выражает сомнения и печаль, когда вы проявляете интерес исключительно к материальным проблемам. Верьте этому голосу.

Но даже тогда, когда ваша душа жаждет возвышенного, она не должна забывать о вашем теле и материальных нуждах. Наши мудрецы учат: «Беги, как Олень, Чтобы Исполнить Волю Твоего Отца на Небесах» (поучения отцов, 5: 20. Душа должна бежать, она должна жаждать, но бежать, как олень.

Подобно тому как олень даже в полете «Поворачивает Свою Голову Назад, к Тому Месту, Откуда он Бежит» (зогар, II: 14 а), ваше неудержимое желание к возвышенному должно постоянно обращать взгляд на физическую реальность, от которой вы бежите, и осознавать, что любое бегство на небеса предполагает возвращение на землю.

Как только вы признаете свою душу, вам следует начать изучение механизма ее действия. Вы понимаете, что душа приходит из более возвышенного, духовного места и пытается внедрить в вашу жизнь б — жественность. Вы узнаете, что душа — это то, что ведет вас к жизни, полной смысла.

Чтобы заботиться о ней, вы должны изучать мудрость б — га, познать эту мудрость. Молитва служит эмоциональной лестницей, которая соединяет вас с землей. Молитва, а не материализм обеспечивает вас реальным жилищем, местом внутри вашего тела, где душа может обрести мир и перспективу.

Вот почему важно молиться в начале дня — это направит ваш повседневный материальный мир в подобающую плоскость.

И, наконец, надо помнить, что тело и душа сходятся при совершении вами нравственных поступков. Недостаточно воодушевлять душу и воспитывать ее. Необходимо обеспечить партнерство души с телом. Помочь соседу в беде, выслушать незнакомого человека, попавшего в трудное положение, снабдить пищей или одеждой того, кто в этом нуждается.

Все это становится более важным, чем просто добрые поступки, жизненной силой, которая радует вашу душу, и средством, направляющим ваше физическое тело на соответствующие дела в духовной сфере.

Отзывчивость, добрые дела приводят к полному погружению души в нашу жизнь, выделению ею тепла и силы настоящего пламени, поднимающих, возвышающих и тело.

Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилосъ, что живет мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не было ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. Гость обратился к нему с вопросом:

— Где живет мудрец?

— Это меня вы ищете, — объяснил ему старик. — Что вас так удивило?

— Я не понимаю. Вы — великий мудрец, у вас много учеников. Ваше имя по всей стране известно. Вы должны жить во дворце.

— А где живете вы? — Спросил старик.

— Я живу в особняке, большая, богатом доме.

— А как вы зарабатывает на жизнь?

Гость рассказал хозяину лачуги, что он торговец и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем перепродает, местным купцам. Старик слушал внимательно, затем поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.

— В маленьком номере постоялого двора, — сообщил торговец.

— Если бы кто-нибудь посетил вас в этом маленьком номере, он мог бы вас спросить; «почему вы, состоятельный человек, живете в таком бедном номере? » А вы могли бы ответить:

«Я здесь проездом и не надолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и вы увидите, что он совсем другой». То же самое справед.

Источник: https://psihologiyaotnoshenij.com/stati/telo-i-dusha-odna-lichnost

Рами Блект — Самоучитель настоящей психологии

Рами Блект - Самоучитель настоящей психологии

Единственное вритти, которое для нас всегда полезно, это понимание того, что «я есть Душа, я есть Любовь, я — часть Бога; мое единственное предназначение здесь — развивать Божественную Любовь, жить в присутствии; каждый человек — это Учитель».

Даже тот негодяй, который обокрал меня вчера, и даже тот человек, который завтра придет меня убивать, — это тоже учитель, посланник Всевышнего.

Если мы это понимаем и достигаем такого понимания благодаря практики контроля ума, то мы расслаблены, счастливы и живем в потоке.

Следует понимать, что мы всегда живем в двух реальностях.

Первый уровень — это Божественный уровень (я есть Душа).

Второй уровень — человеческий, мы вынуждены на нём жить, так как в материальном мире у нас есть тонкое и физическое тело. Соответственно, нам следует воспринимать мир в двух, подчас противоположных логиках — Божественной и человеческой.

Внутри нам нужно жить Божественной реальностью, внешне — человеческой логикой.

Чтобы понять различие двух логик, приведём пример.

На человеческом уровне, если вы подверглись нападению физическому или словесному, вы должны защищаться, делать то, что требуют обстоятельства: звонить в полицию, убегать, пытаться объяснить ситуацию и т. д.

Но внутри вы понимаете: это проявляется ваша карма, так как все, что происходит с вами неожиданно и помимо вашей воли, — это судьба, случайностей не бывает, жертва притягивает агрессора. Уже даже современная психология доказала, что мысль притягивает реальность.

Поэтому внутри у нас должно быть спокойствие, умиротворение, все-приятие и Любовь. Это открывает интуицию и сохраняет огромное количество энергии, позволяя на внешнем уровне действовать наилучшим образом.

Поэтому первое, с чего мы начинаем действовать на духовном пути, — мы меняем наши образы, наши вритти.

А первый шаг к открытию сердца, к открытию Божественной Любви — это благодарность и чувство доброжелательности ко всем живым существам.

Подходит к нам человек — мы автоматически желаем ему Божественной Любви, мы отслеживаем, упрёки ли мы к нему испытываем или благодарности.

Благодарность может быть разной. Мы можем благодарить Бога за прошедший день. Или благодарить Бога за то, что опоздали на автобус: ведь зачем-то это нужно, по крайней мере за тем, чтоб научиться вовремя выходить из дома.

Очень легко оценить, на каком уровне находится человек: достаточно посмотреть, сколько от него исходит упрёков в адрес окружающих. Упреки и претензии — это черные энергии.

Если вы хотите, чтоб от вас быстренько ушел муж, отвернулись дети или появились проблемы на работе, начинайте предъявлять ко всем претензии. Очень скоро вас окружат люди с похожими вибрациями.

Благодарность, внутреннее всеприятие быстро заменяет негативные вритти на положительные и приводит к спокойствию ума.

Читайте также:  Половое запечатление - психология

Меняя вритти — фильтр восприятия мира, — человек сразу меняет свои действия, слова, привычки, и через несколько месяцев его даже физически никто не узнает.

Мы пришли в этот мир только с одной целью — дарить и принимать Любовь, учиться безусловно Любить.

Когда мы живем с таким настроением, отношение к окружающему миру будет соответствующим, наша без-корыстная деятельность будет направлена на благо мира, наши самскары очистятся.

Без без-корыстной деятельности очистить ум и выйти за круговорот «самскара-васана-вритти-карма» практически невозможно.

Практически во всех духовных школах рекомендуют иметь духовные вритти: медитацию на Ишта-деву, то есть на выбранное воплощение Бога, Гуру (Аллах, Христос, Будда, Кришна, Рама, Шива, Божественная Мать и т. д), на определенную мантру-молитву, включающую святые Имена Бога.

Совершенство жизни, согласно просветленным мастерам, — думать всегда о Боге и никогда не забывать его.

Ничто так не одухотворяет и не убирает все ненужные и опасные вритти, как без-корыстная деятельность, повторение Святых Имен, медитация, памятование о Боге и святых, сатсанга (общение с духовно продвинутыми личностями).

В западной медицине и психологии психоэмоциональная природа человека сводится к чистой физиологии и биохимии. Соответственно, и структура нашей личности, как завещал академик Павлов, есть не что иное, как совокупность нервных импульсов, то есть: «Я есть моё физическое тело».

Что касается восточной медицины, то, помимо понятия грубого физического тела, которое мы можем увидеть в зеркало и потрогать, у нас есть тонкое тело.

Тонкое тело представлено в виде энерго-информационной ауры, которую уже способны распознать современные приборы и датчики.

Тонкое тело — это наши мысли, глубинные и поверхностные эмоции и чувства, состояния, энергетика, совокупность которых и формирует нашу личность.

В восточной психологии структура личности подразделяется на истинное «Я», или Душу (санскр. атма), разум (санскр. буддхи) и эмоциональный ум (санскр. манас). Ум, в свою очередь, взаимодействует с внешним миром посредством органов чувств.

Схема структуры личности

Священный санскритский текст «Катха-Упанишада» даёт описание структуры личности в виде красивой аллегории:

«Индивидуальная душа сидит на колеснице материального тела, которой управляет возница — разум. Ум — это вожжи в руках возницы, а чувства — лошади. Под воздействием ума и чувств живое существо то радуется, то страдает. Так утверждают великие мудрецы» (Катха-Упанишада, 1.3.3-4).

По сути, современный человек является рабом своих чувств и ума. А что касается Души, то она является заложницей данных обстоятельств. Для того чтобы личность стала счастливой и гармоничной, необходимо разбудить возницу (разум), чтобы он собрал лошадей (чувства), начал контролировать их посредством вожжей (ума) и четко управлял колесницей.

Ниже дано детальное описание структуры личности.

Органы чувств

Когда мы смотрим друг на друга, мы видим тело, видим внешность, оболочку Души. Истинное «Я» человека мы не способны видеть. Внешность в какой-то степени отображает наше тонкое тело и является его более плотным проявлением, так как физическое тело формируется в соответствии с мыслями, желаниями и мировоззрением, прежде всего, из прошлых воплощений.

Например, в ведические времена специалист мог просто посмотреть внимательно на лицо человека, его фигуру и очень много рассказать о человеке, о его характере. Да и сейчас есть подобные специалисты.

В 1994 году в Индии мы пересеклись с одним шведом, который приезжал в Индию учиться читать по лицу человека. Так вот, он за 4 года обучения мог внимательно посмотреть на человека, что-то посчитать, нарисовать и рассказать даже, когда человек развелся в этой жизни.

Конечно, грубое, плотное физическое тело меняется не так быстро, как тонкое, поэтому едва ли у взрослого человека на 10 см может вырасти нос или другие части тела. Также можно очень много прочитать по нашей ладони.

Мы общаемся и взаимодействуем с миром благодаря пяти органам чувств:

— осязанию,

— обонянию,

— вкусу,

— зрению

— и слуху.

На санскрите чувства — это индрийи. Если мы лишимся хотя бы одного из этих чувств, то будем себя чувствовать неполноценными, наши возможности в материальном мире значительно уменьшаться.

Например, слепой или глухой человек значительно ограничен. Также есть инвалиды души: они внешне видят, но глухи к чужим просьбам и стараются не замечать страдания других или, наоборот, слышат то, что не нужно, и смотрят то, что их отравляет, — например, низкопробные фильмы.

Пока мы находимся в этом теле, нам необходимы наши органы чувств для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром.

Самое главное чувство — зрение. Через зрение мы черпаем около 80% всей информации из окружающего мира.

И оскверняется человеческий ум в первую очередь через зрение (особенно это актуально для мужчин: «мужчины любят глазами», т. к.

являются воплощением солнечно-марсианских энергий), так как от всего увиденного в мире в нашем уме остаются определенные впечатления (самскары), которые определяют ход наших мыслей, а наши мысли определяют ход нашей жизни.

Мысль рождает действие, действие — поступок, поступок — характер, характер — судьбу.

Наблюдая истинную красоту, мы можем очень вдохновиться, возвыситься, наполниться: храмы, древние монастыри, где сохранилась чистая энергетика, святые места, природа — горы, моря, реки, озера. Все это способно очистить наше сознание с помощью зрительных впечатлений.

Вибрация звука считается самой сильной во Вселенной, так как звуковая волна способна проникнуть до уровня Души и очистить самые глубинные слои нашего сознания. Благодаря звуковой вибрации происходит общение и обмен информацией на энергетическом уровне.

Через вкусовые ощущения и язык мы можем получать удовольствие от пищи, оценивать ее. Считается, что язык на тонком уровне связан с половыми органами.

И именно поэтому на Востоке говорят, что контроль гениталий начинается с контроля языка.

Человек, который хочет уметь управлять своей судьбой, жить наполненной жизнью, должен уметь контролировать свой язык, то есть речь и питание.

Источник: https://profilib.net/chtenie/19811/rami-blekt-samouchitel-nastoyaschey-psikhologii-7.php

Самость и структура личности

Самость и структура личности

Самость — высшая точка личностного роста, воплощающая тотальность, целостность; центр всей психики, в ней сосредоточена идентичность человека, в которой соединены все противоположности.

Юнг выделяет следующие эле­менты (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость.Персона (личность) — самый верхний слой личност­ного сознательного; Эго — его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное.

Самый верхний слой бессознательного — двойник Я, его тень; следующий слой — душа (Анима и Анимус); самый нижний слой — объективное Я (самость).Персона — это визитная карточка Я. Это мане­ра говорить, мыслить, одеваться. Это характер, соци­альная роль, способность самовыражаться в обществе.

Persona— латинское слово, обозначающее маску, кото­рую одевали греческие актеры для условного обозна­чения той или иной роли (сравни русское: «личина», «личность»).

Различают позитивные и негативные качества персо­ны.

В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредо­носных влияний среды. Во втором случае, если социаль­ной роли придается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность. Юнг называл персо­ну «архетипом конформности».Эго — центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни.

Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и дей­ствий. В то же время Эго, находясь на грани с бессозна­тельным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.Тень — центр личного бессознательного.

Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими со­циальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и ста­раемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности.

Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном, перевернутом виде, подобно тому как отра­жается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом.

Поэтому экстравертированная личность в своем бес­сознательном интровертирована: робкий человек в своем бессознательном храбр, храбрый — робок, добрый — зол, а злой — добр и т. п.Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой.

Тень — не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивиду­уму (и аналитику) к материалу, который обычно недосту­пен Эго и персоне.

«Тень с нами всю жизнь, — пишет Юнг, — и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».Анима и Анимус — это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума.

Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) — маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессоз­нательном — женщина, а каждая женщина — мужчина.«Каждый мужчина, — пишет Юнг, — несет в себе вечный образ женщины — не той или иной опреде­ленной женщины, но образ женщины как таковой.

Этот образ — отпечаток, или «архетип», всего родового опыта женственности, сокровищница, так сказать, всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку этот образ бессознателен; он всегда так же бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания».Анима и Анимус — наиболее древние архетипы.

Они ориентированы своим острием к глубокому бессознатель­ному, так же как персона — к внешней среде, и оказы­вают большое влияние на поведение индивидуума.Юнг углубил идеи Фрейда и разработал понятие коллективного бессознательного, отличающегося от личного бессознательного.

Он считал, что коллективное бессознательное – это часть психики, которую можно отделить от личного бессознательного, поскольку его существование не связано с личным опытом.

В то время как личное бессознательное образуется в основном из элементов, которые ранее были сознательными, но впоследствии были забыты или вытеснены; составляющие коллективного бессознательного никогда не были в сознании и не приобретены лично, а обязаны своим существованием исключительно наследственности.

Индивидуальное бессознательное состоит прежде всего из «комплексов» (в понимании Юнга); коллективное бессознательное образовано в основном из «архетипов». Архетипы представляют собой нечто вроде органов дорациональной психики. Это постоянно наследуемые, всегда одинаковые формы и идеи, еще лишенные специфического содержания. Специфическое же содержание появляется лишь в индивидуальной жизни, где личный опыт попадает именно в эти формы.Содержания коллективного бессознательного не контролируются волей и ведут себя так, словно никогда в нас и не существовали — их можно обнаружить у окружающих, но только не в самом себе. К примеру, плохие абиссинцы нападают на итальянцев; или, как в известном рассказе Анатоля Франса: два крестьянина живут в постоянной вражде. И когда у одного из них спрашивают, почему он так ненавидит своего соседа, он отвечает: «Но ведь он на другом берегу реки!»

Как правило, когда коллективное бессознательное констеллируется в больших социальных группах (эгрегорах), то результатом становится публичное помешательство, ментальная эпидемия, которая может привести к революции или войне и т. п. Подобные движения очень заразительны — заражение происходит потому, что во время активизации коллективного бессознательного человек перестает быть самим собой. Он не просто участвует в движении, он и есть само движение.

Ничего не напоминает?

[Читать далее]

Самость — архетип целостности личности. «Са­мость, — пишет Юнг, — означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «со­знательное и бессознательное не обязательно противосто­ят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».

Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром сознания. В сновидениях Самость может проявляется в виде опреде­ленных знаков, которые может распознавать любой человек; это некий символ, к которому человек чувствует трепетное от­ношение.

Читайте также:  Удовольствие - психология

Архетип Самости, представляющий собой психическую целостность и полноту, соответствует образам, символизирую­щим процесс развития и трансформации – как путь /Дао/, Золотой Цветок, Божественный Младенец, Бог /Христос, Митра, Будда, Брахма/ и олицетворяет гармонию, вечность, святость и красоту.

В личной беседе с одним из представителей восточной мыслей на конференции в Мексике, при обсуждении связи сознания и бессознательного Хисаматсу спросил у Юнга: «Что является подлинной Самостью, сознательное или бессознательное?». Юнг ответил: «Сознание называется Я, в то время как Самость отнюдь не равна Я.

Самость – это единое целое, потому что личность, как целое, состоит из сознания и бессознательного. Но мое Я знакомо только с сознанием. Бессознательное остается мне неизвестным». Юнг в разговорах часто повторял, что «бессознательное всегда остается непознанным именно потому, что оно бессознательное»).

Понятие об интроверсии и экстраверсии.

Юнг считал, что каждый индивидуум, вернее, фокус его интересов, может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интровертами, второй — экстравертами. Экстраверсия исключает интроверсию, но ни ин из этих типов не имеет предпочтений перед другим.

Обычно человек не бывает чистым интро- или экстра­вертом, хотя и склонен к той или иной ориентации. В идеале Юнг видит «пластичность», то есть умение поль­зоваться одной из этих двух ориентации там, где она более подходит. Но в жизни так почти не бывает. Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, сво­им внутренним миром.

Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внут­реннее Я, то можно утратить контакты с внешним окру­жением. Экстраверты преимущественно заняты внешним миром, они легче устанавливают социальные связи и лучше осознают, что происходит вокруг них.

Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы. Такие люди вместо того, чтобы развивать собственные идеи, занимаются анализом чужих.Истерические личности больше склонны к экстравер­сии, астеники и аутичные — к интроверсии.

К. Г.

Юнг был первым из западных психологов, кто уделял серьезное внимание психологии восточных религий и философии, направленной на изучение человеческой души.

Источник

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
ЛУЧШИЕ ПОСТЫ БЛОГА |  РЕГРЕССИЯ В ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ |  РЕИНКАРНАЦИЯ | КАРМА | ДЕТИ ЗВЕЗД |  ХРАНИТЕЛИ | СОЗНАНИЕ |  АВТОРСКИЕ СТАТЬИ | ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ |  ПОДКЛЮЧКИ И ПРЕДИКТОР |  ИСТОРИЯ |  ХРОНО | FAQ |  ПОСТЫ О ЧИСТКАХ | АВАТАРЫ БОГОВМАТРИЦА  |  МНОГОМЕРНАЯ КАРТИНА ПРОИСХОДЯЩЕГОМЕДИЦИНАДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ  ХРОНОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИЛИ ЕЁ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ | ПИТАНИЕ  ВИДЕОДНКГРАДОСТРОЕНИЕ  ЖИВОТНЫЕ |   ОТЗЫВЫ О СЕАНСАХ |
КНИГА ПАМЯТИ ЗВЕЗДНОГО ПЛЕМЕНИ | ARTICLES IN ENGLISH | AUF DEUTSCH  |  О ПРОЕКТЕ | КУРСЫ ГИПНОЗА

Группы для новостей и обсуждений:   ВКонтакте

Источник: https://digitall-angell.livejournal.com/585618.html

Диагностика «Кристалл» — развитие человека (Москва)

Психологическая структура человека

На сегодняшний момент существует большое количество взглядов на струк-туру психики человека. Она может называться просто «структурой личности», «психологической структурой», «психической структурой» и т.д. Суть от наиме-нований не меняется.

Имеется множество подходов к структуризации данной категории, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. А помимо этого, есть ещё и Восточная психология, которая даёт свою интерпретацию структуры психики человека, берущую начало в глубине веков.

Чему верить и что брать за основу  для объективного представления о человеке в целом и о себе самом? Какие элементы структуры психики человека можно использо-вать в контексте своего развития? Эволюционирующий человек, раскручива-ющий спираль своего осознания, должен задаваться этими вопросами.

Поэ-тому есть смысл разобраться с существующими взглядами на данную проб-лематику. 

       В классической академической  отечественной психологии  существует устоявшийся подход  на  структуру пси-хики человека, основанный на ряде  теоретических  взглядов  таких известных  психологов, как С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.Р. Лурия и др. Основные компоненты структуры психики человека, предлагаемые указанными авторами приведены ниже. 

       Поверхностный анализ приведённых структур позволяет прийти к выводу, что их компоненты существенно не отличаются.

 Большинство современных отечественных психологов сегодня приходит к выводу, что структура психики человека включает в себя ряд психических явлений, в число которых входят: психические процессы, психические состояния, психические свойства и образования.

Поэтому в большинстве случаев мы можем встретить в современных учебниках именно данные элементы, входящие в структуру психики человека. 

       Наличие четырёх  указанных элементов вполне можно принять, учитывая логику мышления представленных авторов, но данная структура будет не полной, если не включить в её состав такие составляющие, как сознание и подсознание человека, которые изучали известные психологи — З. Фрейд, К.Г. Юнг, М.

Ньютон и др.  В контексте рассматриваемой темы, есть смысл привести данные структуры ниже, не вдаваясь в подробности рассмотрения сущности и содержания всех компонентов, предлагаемых указанными авторами, которые каждый желающий может изучить самостоятельно, изучив соответствующую литературу по психологии.

 

Здесь можно было бы привести ряд и иных взглядов на структуру психики человека, непротиворечащих вышеприведенным, но пожалуй названных учё-ных вполне достаточно, что бы выйти на интегральную структуру психики че-ловека, которая представлена на рисунке. 

Данная структура приведена во многих учебниках и вполне имеет право на существования, хотя и не в полной мере раскрывает все составляющие пси-хики человека, если учесть, что существуют и альтернативные взгляды на рассматриваемую тему. 

        Наличие наряду с четырьмя основными психическими явлениями в структуре человека подсознания, коллек-тивного бессознательного и такой составляющей, как  «психическая энергия», о которой писал К.Г.

Юнг, конечно да-ют объяснение некоторых феноменов психики человека, которыми должен интересоваться развивающийся чело-век, но они не в полной мере раскрывают его духовную составляющую, которой уделяли внимание многие мудрецы древности. И сама наука «Психология» в своё время зарождалась, как наука о душе.

Хотя сегодня не часто в литературе по психологии можно встретить разделы, посвященные рассмотрению данной субстанции. 

        Но надо отметить, что ряд современных учёных  пытаются вернуться к изучению духовной составляющей че-ловека и его структуру интерпретируют базируясь на источниках древних знаний и интуитивном опыте, получае-мом с использованием интравертного метода познания, о котором мало упоминается в академической науке, но о котором говорят учёные, отдающие предпочтение получению информации именно таким путём — развивая своё сознание, повышая чувственность восприятия по различным каналам поступления информации. Но данный путь предполагает активную работу со своей психикой и сознанием. 

      Есть смысл обратиться к некоторым теоретическим представлениям таких учёных с целью формирования более объективного представления о психологической структуре человека.  

Итак, к вопросу о духовной составляющей психики человека, о которой раз-мышляли учёные и философы древности и которая волнует сегодняшние умы. 

Отдельные из них считают, что основой мироздания является энергоинфор-мация, которая может быть трёх видов: непроявленная, проявленная и дей-ствующая. 

Непроявленная энергоинформация это то, что никто не может объяснить и замерить современной аппаратурой, но то, что оказывает воздействие на материальный план. 

Проявленная энергоинформация это окружающая нас видимая материя. 

       Действующая энергоинформация представляет собой слабые электрические, волновые, полевые и т.д. про-явления. Данный вид энергоинформации является посредником между первой и второй.

Это та субстанция с кото-рой взаимодействуют люди, практикующие техники различных видов йоги, ци-гун и т.д. Это та субстанция, которую в православии называют святым духом.

И людям, ощущающим её воздействие трудно объяснить её отсутствие. 

      О всех упомянутых составляющих написано в древних источниках и кому интересна данная тематика, могут полистать их с целью более глубокого изучения. Мы же приведем таблицу, которая отражает содержание некото-рых существующих концепций. 

Что касается альтернативных взглядов на структуру психики человека, то необходимо отметить, что на основе изложенного  деления структуры мироз-дания на три составляющих, приведенных выше, по аналогии со строением макрокосмоса структурируются и духовные составляющие психики человека:

дух — непроявленная энергоинформационная составляющая;

душа — действующая энергоинформация, включающая мысли, эмоции и пос-тупки человека.

тело — проявленная энергоинформация. 

Структура взаимодействия данных трёх составляющих применительно к че-ловеку представлена на схеме. 

Исходя из приведённого, в психике человека существует информационная составляющая, реализующаяся в личности по двум векторам, один из кото-рых направлен через ДНК к телу человека, второй же направлен к душе, ко-торая состоит из 3-х субстанций — мыслей, эмоций и поступков человека (во-левая составляющая). Данный вектор направлен к душе через сознание че-ловека. В зависимости от того, насколько чисто сознание (а его чистота зави-сит от правильности мышления, эмоционального реагирования и поступков человека), настолько правильно человек способен воспринять поступающую ему от духа информацию. И если информация воспринята правильно, то че-рез эфирное тело человека она попадает в тело. Два вектора встречаясь в теле обеспечивают гармоничное состояние человека, комфорт существова-ния и отсутствие болезней. 

Если же мыслительная, эмоциональная и волевая сферы человека идут в разрез с заложенной на уровне духа информацией, то в психической состав-ляющей человека возникают дисгармоничные потоки, которые оказывают воздействие на физическое тело, что проявляется как правило в болезнях, которые являются сигналом об отходе человека от своей сути. 

      Исходя из изложенного, и опираясь на материал приведенный в разделах сайта,  можно сделать вывод, что человек на протяжении своей жизни должен гармонично развиваться, выходя на новые уровни развития сознания, реализуя свои потребности от низшик к высшим.

И здесь можно вспомнить концепцию Абрахама Маслоу, который утверждал, что человек рождается с набором позитивных программ и направлен в потенциале к уровню раскрытия всех своих возможностей и способностей.

Другое дело, насколько человек способен противостоять различным ус-ловиям и факторам, уводящего его с пути своего развития. 

Что же развивающийся правильным путём человек получает на выходе, дохо-дя  до уровня самоактуализации (реализация всех заложенных в потенциале способностей. Термин введен Абрахом Маслоу)?

Самоактуализирующаяся  личность  –  понятие  предложенное А. Маслоу для описания человека со следующими качествами:

  1) лучшее восприятие реальности;

  2) лучшее принятие себя, других, окружающего мира;

  3) увеличение спонтанности поведения;

  4) способность концентрироваться на проблеме;

  5) эмоциональная независимость;

  6) богатая внутренняя жизнь;

  7) автономия и способность противостоять  социальному натиску;

  8) зрелость чувств;

  9) опыт трансперсональных переживаний;

  10) понимание человека вне социальных клише;

  11) улучшение межчеловеческих отношений;

  12) демократические признаки в  характере;

  13) усиление креативности;

  14) более объективная система оценок и т.д.

       На наш взгляд, данная теория вполне имеет право на существование, связана с развитием сознания челове-ка, и нисколько не противоречит структуре сознания человека по З. Фрейду. Реализуя потребности более высокого плана, человек вынужден менять своё сознание. И вполне возможно, что именно в этом и заключается смысл его развития и существования. 

       Справедливости ради, необходимо обратиться и к восточной (индийской) психологии, которая в сознании чело-века выделяет три составляющих: манас — ум (уровень реализации низших потребностей), будхи — разум (именно здесь начинается человек, со способности выбирать между «хорошо» и «плохо», заставляя себя, своё сознание двигаться выше), Атма — духовный план. 

      Небезынтересен подход к развитию человека, изложенный и в древней Каббале. Если коротко, то в соответ-ствии  с ней, человек приходит на землю для получения наслаждений. Но эти наслаждения он должен получать последовательно на трёх уровнях — нефеш (животный уровень), руах (душевный уровень), нешама (духовный уровень). 

      Интересны и знания древнегерманских племён, не противоречащие изложенным подходам и выделяющие по сути те же уровни, которые должен проходить человек на пути своей реализации.  

Помимо изложенного выше, в контекс-те своего развития и наработки спо-собностей контактирования с различ-ными видами энергоинформации, есть смысл разобраться и в структуре чело-века, предлагаемой индийскими кон-цепциями, так называемой системе кош. 

       Как видно из изложенного, подходов к структуризации психики человека довольно много и развивающий-ся  человек обязан уделить некоторое время их изучению, с целью понимания себя, своих возможностей на пути совершенствования  своего сознания. 

Источник: https://www.kristall-cosmo.com/psihologicheskaya-struktura-lichnos

Ссылка на основную публикацию