Тупость — психология

Эмоциональная тупость: как лечить и к кому обращаться

Эмоции составляют важную часть человеческой жизни, без них сложно представить себе отношения между близкими людьми, друзьями и даже просто знакомыми. Считается, что мужчин отличает меньшая эмоциональность, они тяжелее воспринимают чужие эмоции и меньше сопереживают, из-за чего их часто обвиняют в эмоциональной тупости и равнодушии.

Но, на самом деле, эмоциональная тупость или аффективное обеднение – это особое, патологическое состояние психики, для которого характерно резкое снижение эмоционального уровня, частичной утраты высших нервных функций и полного безразличия к окружающим. При этой патологии человека интересуют только свои собственные интересы, простейшие переживания и основные инстинкты.

Более сложные, высшие эмоции им становятся недоступны.

Что такое эмоциональная тупость и почему она возникает

Эмоции – это психическое состояние, которое возникает в ответ на события окружающего мира, мысли и поступки окружающих людей и свои собственные. Негативные и положительные эмоции необходимы человеку не только для взаимодействия с окружающей средой, но и для побуждения к действию и развитию.

Эмоции могут быть первичными и вторичными. Первичные эмоции – это те, которые возникают в ответ на раздражение извне: радость, страх, печаль, удивление и так далее. Вторичные – более сложные, появляются после «обработки» в мозгу первичных эмоций. Например, страх может перейти в агрессию, радость – в гордость, удивление – в восхищение и так далее.

Также виды эмоциональных переживаний делят на простые или «низшие» и сложные или «высшие». Простые эмоции – это ответ организма на различные раздражители, как положительные, так и отрицательные. Так вкус, запах, вид может вызвать удовольствие или отвращение, любое событие окружающего мира – неприятное или приятное переживание.

Сложные эмоции: сопереживание, стыд, страдание, отвращение, требуют от сознания человека достаточно большой работы и возникают только по мере осознания им норм и правил окружающего общества, в процессе воспитания или наблюдения за окружающими людьми. Именно с недостатком или отсутствием эмоций из этой группы и связано понятие «эмоциональная глухота» или тупость.

Эмоциональная тупость или нарушения эмоционально-волевой сферы обычно возникает из-за нарушения связи между происходящими событиями и возникающими в ответ эмоциями в мозгу больного. Причем нарушаются, как правило, только сложные связи, отвечающие за «высшие» функции.

Эмоциональная тупость или эмоциональная ригидность может возникнуть в любом возрасте.

Неожиданно возникшие эмоционально-волевые нарушения могут свидетельствовать о серьезных проблемах с психикой или о развитии таких заболеваний, как шизофрения, депрессия, психопатия или деменция.

У ребенка этот синдром может возникнуть в ответ на неправильное воспитание, негативное отношение родителей или перенесенную травму. У таких детей, в будущем, также могут быть выявлены нарушения эмоционально-волевых процессов, даже при полном психическом здоровье.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Диагноз Дистимия — что делать и как лечить?

Причины развития эмоциональной тупости

Эмоциональная глухота может развиться из-за органических, физиологических или психологических причин.

У взрослых расстройства эмоционально волевой сферы обычно развиваются из-за органических поражений головного мозга в результате травмы, инфекционного заболевания, инсульта или другого заболевания головного мозга. Иногда симптомы эмоциональной тупости свидетельствуют о начале другого психического заболевания: шизофрении, депрессии или психоза.

Эмоциональные нарушения у детей могут быть обусловлены психической травмой, отставанием в психическом развитии, психическими заболеваниями (аутизм, шизофрения) или родительской депривацией ребенка, а также тяжелыми социально-бытовыми условиями.

Другими словами, если ребенок не получает в определенном возрасте достаточно примеров «правильных» эмоций, они могут не развиться у него и в дальнейшем.

Так, эмоциональная глухота часто встречается у воспитанников детских домов, о которых в детстве не заботились родители или которые провели раннее детство в асоциальных условиях.

Проявления эмоциональной глухоты

Эмоциональная холодность может быть разной по выраженности. Некоторый недостаток эмоций или отсутствие сопереживания, так называемой «импатии», встречается достаточно часто у здоровых психически людей и является вариантом нормы. Крайние стадии эмоциональной апатии наблюдаются при тяжелых психических заболеваниях, таких как шизофрения или депрессия.

Эмоциональная тупость в основном проявляется обеднением эмоциональных проявлений, равнодушием, безразличием к окружающим, в том числе и к близким людям, своим родным и друзьям.

Это состояние может быть достаточно мучительным для самого больного, который прекрасно понимает, что его поведение и ощущение не вписываются в общепринятые рамки или кажется ненормальным ему самому, но ничего поделать с этим он не может.

Из-за органических или психологических причин у больного отсутствуют «нужные» реакции на происходящее вокруг.

Он не чувствует радости за кого-то, не переживает из-за трагедий и бед, происходящих с кем-то, не способен испытывать привязанность, любовь или сочувствие.

Соответственно, меняется поведение и потребности человека. Он не обращает на нужды окружающих, руководствуется только собственной выгодой, практической пользой или другими мотивами, не всегда понятными здоровым людям.

При тяжелых эмоционально волевых расстройствах, больные могут не оказать помощи человеку, попавшему в аварию, пройти мимо младенца в лесу или хладнокровно совершить любое преступление, если это ему выгодно.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  У меня приступы немотивированной агрессии

При психических заболеваниях у больного могут исчезнуть вообще все эмоции: лицо у таких людей становится маскообразным, голос глухим, движения замедленным, никаких желаний, как правило, также не остается. Такое состояние характерно для шизофрении, депрессии и некоторых видов ступора.

В более легких вариантах эмоциональная тупость приводит к нарушению социальной жизни человека, он не подчиняется общепринятым правилам, не соблюдает нормы морали и этики, равнодушен к своим близким и кажется абсолютно эгоистичным.

При психических заболеваниях больные не осознают неправильность своего поведения, в случае сохранения критики такие люди могут притворяться и действовать «правильно», если считают это выгодным, нужным для себя или «по памяти», так как помнят, что поступать нужно именно так или даже не понимают, почему они должны действовать по-другому, ведь их поведение и поступки обычно вполне рациональны и объяснимы.

Эмоциональное состояние ребенка, страдающего от подобной патологии, может быть разным.

Часть детей учатся соответствовать общепринятым требованиям, даже не понимая их, например, уступая место в автобусе старшим, хотя и не испытывают никакого уважения или жалости к бабушкам и дедушкам, а другие отстаивают собственное мнение, не обращая внимание на то, как к этому относятся окружающие их люди.

Лечение

Диагностика эмоций и их нарушений у детей и взрослых достаточно сложна. Если крайние формы нарушений эмоционально-волевых процессов диагностировать легко, то легкая эмоциональная тупость или эмоциональная глухота могут долго оставаться незамеченными окружающими.

При выявлении симптомов заболевания больному обязательно нужно пройти ряд обследований. Это помогает исключить органическую патологию головного мозга, новообразования нервной системы, психические заболевания и некоторые другие патологические состояния (последствия употребления психоактивных веществ) которые также могут вызвать похожие симптомы.

Лечение эмоциональной тупости начинают с терапии основного заболевания или посещения психотерапевта, который помогает разобраться в причинах развития такого состояния.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/emotsionalnaya-tupost-u-detej-i-vzroslyh.html

Что означает эмоциональная тупость и как от нее избавиться

Эмоциональные расстройства

19.12.2017

465

312

2 мин.

Эмоциональной тупостью (аффективным обеднением) в психологии принято называть особое состояние психики, характеризующееся исчезновением высших эмоций (таких как чувство благодарности, уважение, терпимость, деликатность, стыд, совесть). Подобные переживания свойственны всем здоровым людям и проявляются в различной степени.

Само по себе эмоциональное обеднение заболеванием не является, но в качестве симптома присутствует в структуре клинической картины многих патологий.

  • 1. Причины
  • 2. Симптомы
  • 3. Лечение

Причинами, приводящими к развитию эмоциональной тупости, специалисты называют выраженные нарушения, касающиеся психической сферы, спровоцированные органическими патологиями головного мозга или физиологическими факторами.

Аффективное обеднение может свидетельствовать и о начальной стадии шизофрении, депрессивном расстройстве или эпизоде маниакально-депрессивного психоза. Отмечается полная утрата привязки к окружающему миру, безучастность.

У здоровых людей, не имеющих органической патологии центральной нервной системы, при наличии шизоидного типа личности за эмоциональную тупость может быть принята холодность, являющаяся защитной реакцией; нередко симптом выражен у чрезмерно ранимых женщин.

  • Мы рекомендуем!Высохшая Степаненко выложила рацион для пенсионеров: чтобы сжигать по 7 кг в неделю, пейте густой…

Этот симптом встречается при следующих расстройствах:

  • Шизофрения (это состояние имеет нарастающий и необратимый характер).
  • Деменция.
  • Гебоидный синдром.
  • Органические поражения коры головного мозга.
  • Психопатии.
  • Депрессия (в том числе депрессивный эпизод циклического расстройства; в этом случае эмоциональная тупость наблюдается только во время него).

Эмоциональная тупость проявляет себя следующим образом:

  • Чрезмерная холодность по отношению к окружающим.
  • Полное отсутствие сопереживания и сочувствия как к знакомым, друзьям, так и к посторонним.
  • Субъективное ощущение внутренней опустошенности, безразличия по отношению к людям.

Со стороны пациент выглядит безучастным, апатичным человеком с подавленным настроением. Он может демонстрировать бесцеремонность, неадекватность, грубость, негатив по отношению к окружающим.

На глубокие переживания и выражения чувств, которые относятся к высшим эмоциям, связанным с морально-нравственными, эстетическими или этическими сферами, такой больной не способен.

Но характерна относительная сохранность проявления реакций, связанных с биологическими потребностями (нужда в пище, питье, сне, безопасности).

При обследовании выявляется, что эмоции, связанные с этой сферой, притуплены.

Лечением нарушений аффективной сферы ребенка занимаются детский психиатр и специалист по детской психологии при помощи коррекционно-педагогических методик.

У взрослых пациентов необходим анализ работы коры головного мозга. С этой целью применяются психологические тесты.

От поставленного диагноза зависит дальнейшее лечение.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/emotional-disorders/emocionalnaya-tupost.html

Глупость бывает трех видов

Что мы подразумеваем, когда говорим, что какой-то человек глуп? Как правило, то, что он не слишком сообразителен. Но на деле существуют разные формы человеческого поведения, которое оценивается как глупое. Об этом недавно рассказали ученые из Университета Будапешта во главе с профессором Балашем Ацелем. Им удалось выделить целых три типа глупости.

Специалисты изучили содержание ряда блогов и форумов и отобрали 180 подходящих историй. Также они провели опрос, в котором приняли участие около 150 человек. В результате было установлено, что глупость бывает разная и можно выделить как минимум три ее типа.

Кто круче всех?

Представители первого типа склонны постоянно демонстрировать свое превосходство, а также критиковать или унижать окружающих. Такие люди наносят больше всего вреда, так как они в прямом смысле слова мешают другим жить. Особенно тяжело бывает, если таким глупцом оказывается кто-то из ваших близких, начальник или сослуживец, и вы не можете прекратить общение с ним.

Далеко не всегда можно распознать этот тип глупости. Нам часто кажется, что тот, кто считает себя лучше других, и впрямь такой… Нам вовсе не приходит в голову, что умному и достойному человеку просто ни к чему так себя вести.

Если вы хотите понять, кто такой на самом деле этот задавака, оцените его достоинства и достижения. Если это приятельница, которая постоянно учит вас, как устраивать свою личную жизнь, посмотрите, как у нее самой складываются отношения с мужчинами? У нее есть муж, возлюбленный? Она одинока или ее мужчина «так себе»? Значит, ее собственные «методы» не дают результата? Что тогда ее слушать?

«Крутой профессионал», который любит рассуждать о том, что «все вокруг идиоты», не довел до конца самостоятельно ни одного проекта? Или занимает низкую должность, никак не соответствующую его самомнению? Не воспринимайте его всерьез!

Прислушиваться стоит лишь к мнению успешного человека, который сам и своими силами добился всего того, чего пока нет у вас. Умные люди тоже могут быть жесткими, но только глупые ведут себя самоуверенно, не имея ничего за душой.

Кривое зеркало

Представители второго типа не в состоянии контролировать себя. Их мышление хаотично, они импульсивны и могут совершенно не к месту выражать свои эмоции. Допустим, такой человек может придраться к какому-нибудь пустяку и полезть в драку. Он может надолго затаить обиду буквально ни за что.

Таким людям вечно кажется, что к ним плохо относятся, они фиксируют любые косые взгляды в свою сторону и имеют обыкновение делать из мухи слона, раздувая ситуацию до небес и везде, где только можно, наживая себе врагов. Им ничего не стоит кого-то походя оскорбить — они просто не задумываются над тем, стоит что-то говорить или нет…

Диагноз: тупица!

Представители третьего типа рассеянны и непрактичны. Им сложно сконцентрировать на чем-то свое внимание. Поэтому свою работу и другие дела они обычно выполняют кое-как. Если найдется человек, которому удастся доходчиво объяснить им, как что-то делать, они могут добиться хорошего результата. Если такого не найдется, результат будет плохой или посредственный.

Конечно, и многие гении отличались жизненной неприспособленностью, однако в этих людях нет ничего гениального. Они не делают никаких замечательных открытий, они просто так живут, потому что не могут додуматься, как жить лучше…

Читайте также:  Адресность - психология

Умник и глупец: в чем отличие?

По словам Балаша Ацеля, глупцы не обязательно обладают низкими показателями интеллекта. Ум и интеллект — все же несколько разные понятия… Глупо выглядят те, кто не в состоянии дать адекватную оценку своим способностям.

Признак ума прежде всего в том, что человек способен адекватно проанализировать ситуацию. Поэтому он вряд ли станет безудержно хвастаться, не имея на то особых оснований, или устраивать истерику из-за того, что кто-то на него «не так» посмотрел, или в десятый раз выполнять порученное задание неправильно, несмотря на то, что его уже неоднократно поправляли…

Премия за глупость

Кстати, в 2003 году организаторами комедийного фестиваля Just for Laughs учреждена всемирная премия за глупость, вернее, за «наиболее выдающиеся достижения в области тупости и невежества». В этом конкурсе существуют следующие номинации: самый глупый человек года; самое глупое высказывание года; самый глупый поступок года; наиглупейшая тенденция года.

Также награды выдаются за «превращение глупой ситуации в глупейшую», за «подвержение планеты опасности» и, наконец, за «многолетние заслуги в области глупости». Так что глупость — явление вовсе не исключительное…

Ученые давно признали, любовь — это особое состояние, которое оказывает влияние на наш мозг и процессы, происходящие в организме. Именно этим объясняется то, что мы порой выбираем себе неподходящих партнеров, становимся более общительными или меняем вкусовые пристрастия. Каковы же самые странные последствия любовного чувства и любовной лихорадки?

Любовь делает нас слепыми

Мы можем боготворить человека, который не обладает особыми достоинствами, зато обладает кучей недостатков, и что бы он ни делал, стараемся это оправдать… Так, если он нас высмеивает, мы принимаем это за шутку, а если он с нами груб, списываем это на «прямолинейность»…

В нашем мозгу имеется зона, ответственная за суждения. Обычно, если мы сталкиваемся с каким-то новым человеком или ситуацией, эта область сразу же активизируется и выдает оценку. Но если мы кем-то увлечены, то она «спит».

По мнению ученых, тут задействован эволюционный биологический механизм, обеспечивающий выживание вида. Ведь если мы будем слишком привередливы по отношению к потенциальным партнерам, то рискуем остаться в одиночестве и не завести потомства… Поэтому мы снижаем планку требований и оправдываем недостатки своего избранника.

Нас тянет к противоположностям

Казалось бы, проще построить отношения с тем, чьи вкусы, привычки и интересы похожи на наши. Между тем, многие выбирают себе партнеров по принципу: «полная противоположность».

Почему это происходит? Психологи говорят, что мы бессознательно ищем в избраннике черты, которые дополняют наши собственные. Скажем, интроверт скорее выберет в партнеры экстраверта, способного «наводить мосты» с остальным социумом.

«Девочкам из хороших семей» часто нравятся «уличные хулиганы» — они дают им «драйв», которого не хватает в их жизни…

В то же время, физиологи утверждают, что во всем виноваты гормоны. Например, если в организме преобладает женский гормон эстроген, то такого человека будет тянуть к тому, у кого повышенный уровень мужского гормона тестостерона. А между прочим, эти гормоны отвечают за определенные качества, скажем, тестостерон — за агрессию.

Любовь делает нас социальными

Многие, найдя себе партнера, замечают, что им легче стало общаться с другими людьми и они стали более привлекательными для противоположного пола. По мнению психологов, это связано с тем, что, когда мы находимся «в отношениях», то становимся более уверенными в себе.

Но у медиков другое объяснение. Оказывается, когда мы испытываем чувство взаимной любви или хотя бы влечение, наш организм в повышенных количествах начинает вырабатывать гормон окситоцин. А последний, помимо всего прочего, заставляет нас лучше чувствовать других людей, лучше интерпретировать невербальные сигналы, и это помогает общению.

Влюбленным пища кажется слаще

Не случайно к возлюбленным часто обращаются с нежными словами «мой сладкий» или «моя сладкая». Недавно исследователи из Сингапура выяснили, что после романтических переживаний употребляемые в пищу продукты кажутся более сладкими.

Так, в ходе эксперимента студенты, которых попросили написать сочинения о своем романтическом опыте, а потом дали им попробовать горький шоколад, назвали его очень сладким, тогда как испытуемые, писавшие сочинения на другие темы, адекватно оценили вкус шоколада.

Когда же добровольцев попросили оценить вкус обычной воды, которую выдали за подслащенный прохладительный напиток, те, кто писал о своей любви, опять же назвали воду сладкой, в отличие от остальных…

Ученые связывают это с тем, что мысли о предмете любви активизируют область мозга, ответственную за ожидание и восприятие награды. Но интересно, что та же самая зона активизируется, когда мы едим сладости.

Партнеры подстраиваются друг под друга, в том числе и физически

Когда мы любим, то часто стремимся «корректировать» свои привычки в соответствии с предпочтениями избранника. Например, начинаем есть продукты, которые нравятся ему. Но бывает и так, что мы подстраиваемся под партнера неосознанно.

К примеру, мужчина, который привык быстро ходить, непременно начнет замедлять шаг, если идет с любимой женщиной, которая ходит медленнее его. А еще два влюбленных человека начинают синхронно дышать, и их сердца тоже бьются в унисон друг другу.

Также у мужчин уровень тестостерона снижается, а у женщин — увеличивается. Это делает партнеров более совместимыми в сексуальном плане.

Однако по мере развития отношений уровень тестостерона вновь возвращается к норме. И тогда говорят, что «из отношений ушла страсть». Или «любовь прошла». Между тем, поняв, что происходит с вашим организмом в разгар чувств, вы сможете более конструктивно строить и отношения, и вашу жизнь.

 Еще по теме:

Любовь. Пять роковых заблуждений женщин и мужчин…

Что такое настоящая любовь согласно астрологии?

Любовь и жизнь — на кончиках пальцев 

Пять опасных любовных заблуждений. Ситуации. Видео

Чтобы любовь не потускнела 

Источник: http://www.yoki.ru/social/psy/03-12-2015/450355-people-0/

ТУПОСТЬ

ТУПОСТЬ

Когда отошел поезд, было еще светло, но тени становились все длиннее. Городские постройки тянулись вдоль железной дороги. Люди выходили, чтобы встретить поезд, а пассажиры приветствовали своих друзей.

С большим шумом мы въехали на мост, перекинутый через широкую извилистую реку. В этом месте ширина реки составляла несколько миль; в быстро гаснущем свете с трудом можно было увидеть противоположный берег.

Поезд шел по мосту очень медленно, как бы пробивая себе дорогу вперед. Мы насчитали 58 пролетов между обоими берегами. Как прекрасны были воды реки, безмолвные, обильные, глубокие! Вдали приветливо выделялись песчаные острова.

Город с его шумом, пылью и убожеством постепенно оставался позади. Чистый вечерний воздух проникал через, окна, но как только мы проехали через мост, снова началась пыль.

Человек, занимавший нижнее место, оказался весьма разговорчивым, а так как нам предстояло ехать всю ночь, то он почувствовал себя вправе задать несколько вопросов. Он был крупного сложения, с большими руками и ногами. Он начал с рассказа о себе, о своей жизни, о своих трудностях, о своих детях.

Он говорил, что Индия должна сделаться такой же преуспевающей страной, как и Америка. Излишнюю рождаемость необходимо поставить под контроль и, кроме того, необходимо, чтобы люди осознали свою ответственность.

Он много говорил о политическом положении, о войне и закончил повествованием о своих собственных путешествиях.

— Как мы нечувствительны, как не достает нам способности давать быстрый и адекватный ответ, в какой малой степени мы готовы наблюдать! Без сенситивности можно ли быть гибким и обладать восприимчивостью, пониманием, свободным от усилия?

Само усилие препятствует пониманию. Понимание приходит с высочайшей сенситивностью, но сенситивность нельзя культивировать. Можно культивировать позу, искусственно созданный внешний лоск но подобное одеяние не является сенситивностью, это лишь умение держать себя, поверхностное или глубокое, выработанное под влиянием окружения.

Сенситивность — не результат влияния культуры; это состояние незащищенности, открытости. Эта открытость — нечто лишь подразумеваемое, неизвестное, неуловимое. Но мы боимся быть сенситивными; это слишком мучительно, требует слишком большого напряжения, постоянного приспособления, что в свою очередь нуждается в осмыслении.

Осмысление требует бдительности; но мы предпочитаем получать утешение, погружаться в грезы, становиться тупыми. Газеты, журналы, книги, при нашем пристрастии к чтению, накладывают на нас печать тупости; потому что чтение — это чудесный способ бегства, наподобие алкоголя или религиозных обрядов.

Мы хотим бежать от мук жизни, а тупость — это наиболее эффективный путь: тупость добивается объяснений, следования за лидером или идеалом, отождествления, с каким-либо достижением, ярлыком или типом. Многие из нас хотят сделаться тупыми, привычка очень быстро усыпляет ум.

Привычка к дисциплине, практике, постоянному усилию становиться — все это весьма почтенные пути, с помощью которых мы становимся нечувствительными.

«Но что получилось бы, если бы мы обладали подобной сенситивностью? Мы были бы никчемными и не существовало бы никакой эффективной деятельности».

— А что дают миру люди тупые и нечувствительные? Каков результат их «эффективной» деятельности? Войны, неразбериха внутри себя и вовне, безжалостность и возрастающая скорбь для них самих и для всего мира? Действия людей небдительных неизбежно ведут к разрушению, к физической незащищенности, к дезинтеграции. Но к сенситивности не так легко прийти; сенситивность — это понимание простого, которое в высшей степени сложно. Это не замыкающий в себе, не делающий бесполезным, не изолирующий процесс. Действовать, обладая сенситивностью, значит осознавать целостный процесс действующего лица, того, кто действует.

«Для того чтобы понять целостный процесс меня самого, потребуется длительное время, а между тем дело мое рухнет, и семья умрет от голода».

— Семья ваша не умрет от голода, даже если вы не накопите достаточно денег; всегда возможно устроить так, чтобы они были сыты. Бизнес ваш, конечно, рухнет, но ведь дезинтеграция, pазрушение на других уровнях вашего бытия уже существует. Bас заботит только внешнее разрушение, вы не хотите видеть или знать, что происходит внутри вас.

Вы пренебрегаете внутренним и надеетесь укрепить внешнее; тем не менее внутреннее является определяющим, оно всегда побеждает внешнее. Внешнее не может долго длиться, если нет полноты внутреннего; но полнота внутреннего — это не однообразное повторение эмоций организованных религий, не накопление сведений, называемое знанием.

Для того, чтобы внешнее могло продолжать свое существование, чтобы сохранились здоровые основы жизни, необходимо понять пути всех внутренних стремлений. Не говорите, что у вас нет времени; его у вас достаточно. Дело не в недостатке времени, а в том, что вам это не нравится, и вы не имеете к этому большой склонности.

У вас нет внутренних богатств, поэтому вам хотелось бы ими обладать, чтобы получать от них такое же удовлетворение, какое вы получали до сих пор от обладания внешними. Вы не заинтересованы в поисках необходимых средств для поддержания семьи, вы стремитесь найти удовлетворение от обладания собственностью.

Но человек, который обладает, независимо от того, обладает он имуществом или знанием, никогда не может быть сенситивным. Он никогда не сможет быть незащищенным, уязвимым, восприимчивым. Обладать — значит становиться тупым, чем бы вы ни обладали — добродетелью или деньгами. Обладать человеком значит не сознавать его; искать и обладать реальностью значит отрицать ее.

Когда вы стараетесь стать добродетельным, вы уже не добродетельны. Ваше искание добродетели — это лишь желание получить удовлетворение на другом уровне. Удовлетворение — не добродетель; добродетель — это свобода.

Как может тупой, респектабельный, недобродетельный человек быть свободным? Свобода уединенности — это вовсе не изоляция, не замкнутость в себе. Быть изолированным в богатстве или бедности, в знании или успехе, в идее или добродетели — значит быть тупым и нечувствительным.

Тупые, респектабельные люди не могут общаться; если же они общаются, то с собственными проекциями. Чтобы общаться, нужна сенситивность, незащищенность, свобода от становления, что означает свободу от страха. Любовь — это не становление, не состояние «я буду». Становление не может быть общением, потому что оно всегда себя изолирует.

Любовь не имеет защиты, любовь открыта, неощутима, неведома.

Источник: https://psibook.com/library/1508/70.html

Тупость Тупой

09.03.2013 by petr8512

Чем больше моя слава, тем я больше тупею; и таково, несомненно, общее правило

Автор афоризма: Эйнштейн А.

        Тупость – неспособность решать сложные задачи; склонность проявлять непонятливость, несообразительность, осуществлять  бессмысленные действия; нежелание думать.

       «Мальчик, тебя как зовут?» Молчание. «Ты что? Тормоз???» — «Дима». – «А чего сразу не сказал?» — «Я не тормоз». Если отбросить медицинский фактор, тупых детей не бывает.  «Тормозами» они становятся из-за просчетов в воспитании, педагогической запущенности ребенка.

Читайте также:  Бихевиоризм, бихевиоральное направление, бихевиоральный подход - психология

Для воспитания тупости родителям и учителям нужно немало потрудиться: прежде всего, общаться с ребенком  в режиме команд «Быстрей! Я на работу опаздываю», «Нельзя», «Не делай!», то есть свести время общения с ним к минимуму. У ребенка должна отсутствовать возможность рассказать родителям, что он видел, как это понимает.

И тем более он не должен научиться активно слушать, задавать вопросы, проявлять углубленный интерес к чему-то. Наоборот, знания ребенка должны быть поверхностными в рамках господствующих стереотипов. Достаточно внушить ему сотню-другую стереотипов и достаточно для всей оставшейся жизни.

Он будет любую входящую информацию переваривать в рамках этих устоявшихся отношений к происходящим событиям. Не «царское» это дело искать глубинный смысл явлений внешнего и внутреннего мира.

     Иными словами, нужно предпринять все усилия, чтобы «мышцы» разума были атрофированы. Мышцы накачиваются в ходе тренировок, поэтому умишко ребенка станет хилым, если свести общение с ним к удовлетворению физиологических потребностей.

Желательно привить ребенку неспособность самостоятельно принимать решения, то есть «отбивать охоту», «бить по рукам» при всякой попытке что-то сделать. Если ежедневно ему внушать, что он тупой, как сибирский валенок, он, несомненно, оправдает ваши надежды.

Тупость обожает не усидчивость, нарушенную концентрацию внимания, безучастность, леность, равнодушие и безразличие. Нужно убить в ребенке стремления к новому знанию, интерес, способность думать, анализировать.

Поверхностность, косность, стереотипность мышления и невежество – эта квадрига успешно домчит «воспитываемого» ребенка к финишу – тупости.

       Тупость – родная сестра невежества. Роднит их деградация. Когда у человека атрофирован разум, он действует согласно своему характеру, своим проявленным качествам личности. Входящая информация поступает в ум, но до разума не доходит. Тупость не поддается обучению, враждебно воспринимает жизненные перемены.

Ум тупости работает в рамках желаний, которые удовлетворяются в соответствии с внедренными в подсознание стереотипами. Например, тупость решила развлечься какой-либо книжонкой, и ей предложили прочитать Ремарка и Цвейга.

Включается стереотип: «Один только вред от всех этих Толстых и Достоевских», и она говорит: «А есть роман «Все мужики – козлы?»»

Советую почитать:  Тихость Тихий человек

       Тупость живет в границах внушенных ей стереотипов. Любой вопрос за границами этих стереотипов заводит ее в безвыходный тупик. Она смотрит на собеседника глазами человека, оказавшегося среди инопланетян и требующего переводчика. Когда входящая информация не вписывается в уровень ее понимания, она «зависает» и «тормозит».

Мировоззрение умного человека образует коктейль из убеждений, верований, психологических установок, предубеждений, заблуждений и стереотипов. У тупости стереотипы заменяют все, поэтому так болезненно и неадекватно она реагирует на новую для нее информацию. Отсюда  непонятливость, несообразительность, зажатость и бестолковость.

       Столкнувшись с неопределенностью, тупость включает лампочку страха. Объяснить непонятное явление она не умеет и не хочет, поэтому предпочитает избегать подобных ситуаций.

В итоге она избегает реальности жизни, закрываясь в своем внутреннем мирке стереотипов. Это тупая защита от грусти, страданий, одиночества и уныния жизни.

На самом деле тупость строит защитные редуты против самой себя, а не от реалий жизни, избегая истинного вкуса счастья, любви, радости, интереса и успеха.

       Претендент проходит собеседование. Менеджер ему: — Приходишь на работу, включаешь рубильник, сидишь 8 часов, выключаешь рубильник, идешь домой.

Понял? Претендент: — Не понял… Менеджер: — Приходишь на работу, включаешь рубильник, сидишь 8 часов, выключаешь рубильник, идешь домой.

Понял? Претендент:- Не понял… Менеджер:- Приходишь на работу, включаешь рубильник, сидишь 8 часов, выключаешь рубильник, идешь домой. Понял? Претендент:- Ну, ты, блин, и тупой, я тебе третий раз говорю — НЕ ПОНЯЛ!

          Тупость лишена гибкости и тактичности, предпочитая идти напролом.

 Взламывать «замки» интересов окружающих растопыренными локтями, прямолинейно, в лоб атаковать внешний мир, требуя от него удовлетворения своих желаний – это ее почерк.

Тупость никогда не поймет истину: надо отказаться от своего внутреннего намерения в пользу внешнего намерения другого человека и тогда твое внутреннее намерение легко реализуется.

Советую почитать:  Тревожность Тревожный

          Тупость процветает в бюрократической, чиновничьей, косной среде, где не нужно решать сложные задачи, принимать самостоятельные решения.

Слепое повиновение, раболепие перед начальством предполагает всякое отсутствие инициативы и живой мысли. В армии шутят: «Как надену портупею – всё тупею и тупею».

Но армию оправдывает необходимость дисциплины и строгого следования приказам командира, а когда тупость «правит бал» на высоких государственных должностях, народу становится туго.

          Тупость – явление социальное, проявляющееся в деградации сознания и общения. Народ оболванивается примитивизмом информации СМИ, кино и телевидения.

Тупость поощряется, становясь нормой жизни.

Стало модно писать с орфографическими ошибками без знаков препинания, рождая такие шедевры:  «какда умру кокда сканчаюсь кокда  холоднъй гроп пайду такда любить миня не надо люби сейчас пака живу».

          Отупение – всеобщая тенденция человечества, не связанная с проблемами поколений и стариковским брюзжанием.  «Германия глупеет и, в общем-то, этому даже не сопротивляется», — к такому печальному выводу пришел известный немецкий журналист Михаэль Юргс.

Что еще хуже: бороться с всеобщим отупением, по его мнению, бессмысленно: «Дураков, балбесов, болванов и тупиц хватает и в других странах, они всегда составляют определенный процент в любом народе. Но чужие дураки меня, честно говоря, мало трогают, — замечает он. — Я с ними почти не сталкиваюсь.

Зато с нашими, отечественными, приходится иметь дело каждый день. И с каждым днем их становится все больше».

Одним из показателей всеобщего отупения Германии Михаэль Юргс называет «медийный эксгибиционизм» : «Раньше как-то не принято было публично говорить о сексе, вообще об интимных вещах, и о деньгах. Теперь ни о чем другом и не говорят».

Название книги Юргса «Мелководье» — по-немецки «Seichtgebiete» — явно пародирует название нашумевшего не так давно романа «Feuchtgebiete» («Влажные области»), автор которого — популярная телеведущая – явно в автобиографической манере писала о гениталиях и небритых подмышках.

Советую почитать:  Тупоумие Тупоумный

Согласно исследованиям, проведенным в нескольких странах мира, уровень образованности и эрудированности населения из года в год неуклонно падает. Исключение составляют лишь страны Азии.

Статистика, собранная социологами из колледжа Белойта, показывает, что значительная часть молодых американцев с трудом справляется с прописными буквами. Напомним, что умение писать является одним из проявлений мелкой моторики, которая, в свою очередь, связанна с развитием речевого центра головного мозга.

Подобная деградация наблюдается и у европейских подростков: каждый пятый из них испытывает затруднение с чтением и письмом.

       Что хотели, то и получили. Об этом в стихотворении «О тупости» прекрасно написал Д. Анисимов:

«Разве мы с вами не знали, сограждане, Чем поголовная тупость чревата? Разве не мы объявить её жаждали

Злейшим врагом и персоной нон-грата?

С полок давно уже сброшены классики — Дама с собачками выбилась в профи, В офисных ульях заложники пасеки

Киснут в амбре растворимого кофе.

Хвост, распушив переливчатым веером, Что-то поёт ни о чём (но гламурно!) Юное детище телеконвейера

С мозгом окурка, летящего в урну.

Рады творцы непотребного юмора: Что ни проект — всё аншлаг в результате, Как ни юродствуй — всё сходишь за умного —

Что это, если не тупость в квадрате?

Многосерийное мыльное месиво Пьёт у юнцов интеллекта зачатки, И не унять горделивую спесь его —

Дети с рожденья на сладкое падки.

Лестница к солнцу завалена трупами, Власть покупается, честь продаётся, Девственность хлопает глазками глупыми

И, потерявшись, от счастья смеётся.

Кто-то в восторге от этой реальности, Кто-то никак с ней смириться не может И возмущенно кидается в крайности,

Шишек набитых количество множа…

А в это время великая нация, Слепо внимая богемной столице, Праздничным маршем идёт к деградации

И… до безумия этим гордится!»

Источник: https://podskazki.info/tupost/

Эмоциональная тупость — жизнь без чувств

[toc]

В норме все люди испытывают эмоции – то есть как-то реагируют, оценивая происходящее вокруг или самого себя. Эмоциональный отклик может проявляться и более бурно, и более сдержанно, но он всегда есть. По разным причинам эта норма может быть нарушена.

Эмоциональная тупость, сама по себе не являясь болезнью, часто бывает симптомом сложных заболеваний или психических нарушений:

  • шизофрении;
  • органического поражения коры головного мозга;
  • деменции;
  • гебоидного синдрома;
  • психопатии;
  • депрессии.

Репертуар эмоций личности в этом случае сильно ограничен. Человек, как правило, не проявляет высших эмоций, связанных с выражением этических, морально-нравственных, эстетических чувств. Он не способен на глубокие переживания.

При этом у пациента чаще всего относительно сохраняется проявление эмоциональных реакций, связанных с основными биологическими потребностями (потребностью в пище, питье, сне, безопасности), но и они значительно обеднены.

Такое состояние эмоциональной сферы больного характеризуется как «моральная идиотия».

Рассматриваемое явление в специальной литературе часто называют аффективной тупостью. Под аффектом в психологии подразумевается определенная форма эмоциональной реакции, характеризующаяся яркостью, силой и кратковременностью.

В отдельных случаях понятие аффекта приравнивается к понятию эмоционального процесса вообще. Тогда при эмоциональной тупости говорят об аффективном уплощении, то есть эмоциональные реакции человека с этим расстройством слабые, как будто сглаженные, плоские.

Проявление патологии

Пациент с такой патологией выглядит безучастным, равнодушным ко всему, апатичным, опустошённым, эмоционально парализованным.

Интересное по теме: Дисфория это не депрессия

Он безразличен к своему окружению, холоден, иногда демонстрирует грубость, бесцеремонность, может показывать негативное отношение к людям.

Например, ребёнок с таким симптомом может не радоваться собственной матери, которая берёт его на руки, а отталкивать её.

Больной не проявляет интереса к самому себе и к своему состоянию, вплоть до полного отсутствия реагирования на происходящие вокруг события. Таким образом, нарушается эмоциональное и энергетическое взаимодействие его с окружающей средой, имеет место разобщение с внешним миром.

Причины

Ключевой провоцирующий фактор — психические нарушения органического или физиологического характера. Часто признаки эмоциональной тупости, наряду с расстройством мышления, бредом и кататонией, служат одним из ранних проявлений шизофренического процесса. При шизофрении процесс притупления эмоций нарастает, потом приходит эмоциональная тупость.

У больных шизофренией по мере прогрессирования заболевания наблюдается феномен стекла и дерева, который описал немецкий психиатр Э.Кречмер.

Суть феномена в том, что эмоциональные реакции на внешний раздражитель у шизофреников неадекватны: к глубоко травмирующим психику ситуациям больные остаются нечувствительными, «деревянными»; с другой стороны, к малозначимым, с точки зрения здорового человека, событиям они демонстрируют высокую ранимость, «стеклянную хрупкость».

В этом проявление компенсаторного механизма психики шизофреников: их психологическая защита слабо развита, поэтому эмоциональная холодность в одних случаях компенсируется сверхчувствительностью в других.
Некоторые больные шизофренией вообще не демонстрируют никаких эмоций. У них маскообразное лицо, «пустые» глаза, монотонная речь.

Такое состояние называют эмоциональным уплощением. Исследования показали, что такие пациенты могут всё же испытывать эмоции, но выразить их не способны.

Интересное по теме: Тревога: как избавиться от чувства страха?

Эмоциональная тупость шизофреников — это необратимое состояние.

Являясь специфическим признаком, в первую очередь, шизофрении, эмоциональная тупость наблюдается и при других психических расстройствах.

В частности, при разных формах психопатий:

  • истерической
  • неустойчивой
  • шизоидной и других.

Считается, что у психопатов эмоциональная сфера претерпевает задержку своего развития.

Больные психопатиями безразличны к своему ближнему окружению, не способны к жалости, доброте, состраданию и к другим нормальным для здорового человека чувствам.

Источник: http://prodepressiju.ru/rasstrojstva-emocij/emocionalnaya-tupost.html

Что такое эмоциональная тупость?

Э, нет, «просто пофигист» и «эмоционально тупой человек» — вещи разные!

Все мы испытываем эмоции — некую реакцию (приятную или не очень) в ответ на окружающее (или на самого себя): слова, поведение, происходящие события и тому подобное. Это оценка ситуации «с помощью чувств», психическое состояние. Движение души, если хотите.

Человек с нормальной психикой обязательно испытывает эмоции. Они могут проявляться (и очень бурно) или не очень (тогда мы говорим о сдержанности), но эмоциональный отклик присутствует всегда. Собственно, уровень эмоции и её направленность очень точно отражает значение происходящего для личности.

Увы, иногда норма нарушается.

В сфере эмоций это проявляется безразличием, холодностью, равнодушием. Вот это и есть эмоциональная тупость.

Характерные черты эмоционально тупого человека выделить очень просто.

Во-первых, такой человек не испытывает эмоций, не умеет это делать и в принципе не понимает, что это вообще такое. То есть те события, которые у нормального человека вызывают переживания (любовь, ненависть, радость, жалость), на эмоционально тупого не действуют.

Он может «сыграть эмоцию» (если это необходимо), но ничего подобного на самом деле не чувствует. Ну, предположим, увидев ДТП со смертельным исходом, спокойно рассуждает о технических характеристиках автомобиля. Ни страха, ни ужаса, ни гнева вы от него не дождётесь (максимум равнодушного «Да.

Это ужасно», — и возврата к более выгодной теме).

Читайте также:  Деятель и переживатель - психология

Во-вторых, такие люди не испытывают необходимости вызвать какие-то эмоции у других людей. Подарить что-нибудь «просто так, для души», порадовать или огорчить.

Они вообще не понимают, как можно делить людей на группы, зависящие от вызываемых ими чувств: у них нет «друзей» — есть «знакомые», нет «врагов» — есть «конкуренты», нет «возлюбленной» — есть просто «девушка» (или ещё проще «ну, та баба, с которой я сейчас живу»).

Нет, в принципе, они могут использовать эти термины, но только потому, что так принято и с детства заучено.

В-третьих, такой человек не понимает, что такое «совесть». Он сам никаких неприятных чувств по поводу своего поведения не испытывает. Никогда.

Все действия эмоционально тупого человека построены на выгоде, прагматичности. Вот с этой точки зрения он и оценивает и реагирует, а «всякая чушь» вроде чувств — не интересна и не волнует.

Сама по себе эмоциональная тупость — это не болезнь. Это отклонение от нормы, особенное состояние психики. Но часто может быть симптомом психического нарушения (например, депрессии) или серьёзного заболевания (например, шизофрении).

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1245666-chto-takoe-emocionalnaja-tupost.html

Энциклопедия состояний и качеств. А–Я

Андрей Мирзаянц.

Всем когда-то было знакомо чувство отупения, когда нужно произвести какое-нибудь сознательное действие, например написать статью. Полёт фантазии, размышления вдруг испаряются и в глубоких широко раскрытых глазах появляется выражение «осмысленности», как у барашка во время поедания травы.

Это частный случай тупости, всплывающей в теле, когда нужно провести через себя новую силу, принять и закрепить физически в написанных строках.

На самом деле тупость и невежество являются давними и хорошо отлаженными инструментами эго-эгрегоров в управлении массами, ограничивающие способность людей воспринимать силы и формирующими восприятие в зависимости от нужд этих эгрегоров.

Рассмотрим эти личностные барьеры, их локализацию и способы проявления.

В физическом теле в основном эти качества располагаются в лобной части головы, блокируя силу интеллекта, горловом центре и, в общем, верхней передней части туловища и лица, сужая передний канал и перекрывая прохождение энергий в канал осознавания, что приводит к нивелированию способности человека к творчеству. Также они могут располагаться в солнечном сплетении и подпитывать собой агрессию — так называемое «агрессивное невежество».

Тупость представляет собой качество, направленное, в первую очередь на ограничение и контроль Личностью самого человека в его жизненных ситуациях.

В социуме — это либо уровень «чернорабочих», либо «самодуров» типа Швондера. В семье — постоянное непонимание, как строить отношения с родственниками и детьми.

Жена высказывает свои желания, а в ответ подаёт голос тупость: «А…. что?…я….а как?…не понял…». Ну и так далее.

Невежество — это больше состояние, чем качество, в которое с древних времён и до настоящего времени эгре-горы и их негуманоидные служаки намеренно погружали человечество.

Доминирующее массовое невежество является результатом сужения интересов человека до примитивных, бытовых и очень простых — поесть, поспать, «хлеба и зрелищ», индульгенцию в обмен на «посильный» взнос, бейся лбом перед иконой и на тебя сойдёт благодать, и т. д.

В этой работе по оболваниванию людей интересы властных и религиозных эгрегоров всегда совпадают.

И такой человек уже не может и не хочет воспринимать что-то новое, нарушающее его устойчивый примитивный мирок. Возникает «агрессивное невежество». Ярким примером тому являются «средние века». Бруно, Галилей и другие были гонимы или уничтожены. Их открытия ничего «конкретного» обывателю не давали, а потому считались вредными и опасными как всё новое.

Или вполне современный пример:

Возникли соевые продукты, пошла реклама. Народ бросился покупать. «Мясники» пустили «утку» о вреде сои с «подтверждёнными исследованиями» — и народ засомневался.

Манипулировать невежами вокруг одного и того же предмета можно долго, потому что у него нет главного — собственного взгляда, основанного на изучении, размышлении и своих ощущениях. Это именно те свойства, которые перекрываются невежеством, но проявляются и усиливаются у человека, когда невежество трансформируется.

Человек свободный и счастливый не может быть невежей или тупым. Вместо этих качеств должны быть мощь интеллекта, широта восприятия, интерес к миру и реальности и сила творчества.

Тупость и невежество проникли в гены, во взаимоотношения между людьми, пронизали все человечество и стали барьерами для проведения Божественного Знания в физическое тело, поэтому и трансформацию их нужно проводить с помощью Божественных Сил.

Психология bookap

После нейтрализации этого барьера в виде тупости и невежества у меня появилась возможность обретения магического Знания. Я ушёл из-под контроля общественного мнения, авторитетов и негуманоидных социальных систем.

Ура, моей Силе Творчества и Интеллекта!

Источник: http://bookap.info/lichnost/avtorov_entsiklopediya_sostoyaniy_i_kachestv_aya/gl89.shtm

Психология глупости по А.А. Токарскому

В 1896 году на собрании Московского общества невропатологов и психиатров А.А. Токарский выступил с  большой речью: «О глупости», которая позже была опубликована в виде статьи.

«История человечества, говорил Токарский, есть в такой же, если не в большей, мере история глупости, как и история гениальности.

Именно глупость с наибольшей полнотой всегда отражала, готовно воплощала в поступки и события все заблуждения, застывшие догмы, смешные и трагические условности и нормы своего времени.

Она старательно перегибала палку, доводила эти нормы до логического конца, превращала представления в абсурд, тем самым помогая последующим поколениям осознать их. И потому преодолеть. И немедленно выдумать что-нибудь новенькое. Это и есть прогресс, и неизвестно, мыслим ли он без глупости.

Токарский начал с необходимости разделить понятия «глупо» и «неумно».

Неумно, писал он, упасть из окна, заглядевшись на луну; неумно забыть адрес своей квартиры или сесть на катафалк вместо пролетки, однако это вовсе нельзя назвать глупостью. Нельзя назвать…

Это что-то иное, входящее в негативное, очень общее понятие «неумно». А глупость — понятие положительное (то есть обладающее свойствами, органически присущими этому понятию и именно ему).

Какие же это свойства? Отказываясь лаконично определить их, Токарский перечисляет проявления. Он прежде всего говорит, что глупость — родовое понятие. Оно включает в себя ограниченность, безрассудство, легкомыслие, неосмотрительность, бесцельность, нелепость.

А сколько ещё  деяний подобного рода, писал Токарский, мы просто стыдливо и застенчиво именуем другими именами! Выступает в римском сенате оратор-демагог, поддерживаемый преторианской гвардией. Он обещает заведомо невозможное, сулит невероятное и несбыточное. Ему никто не верит, да, и сам он знает, что врёт, но никто не возражает.

«Разве это глупость?» —  спрашивает Токарский. Нет, политика. Но кто здесь тогда дурак?

Основная линия проявления глупости, писал Токарский, очень чётко рисуется в известной народной сказке о дурачке, существующей на всех языках у всех народов.

Не о том дурачке, который в конечном итоге оказывается умнее рассудительных братьев (о нём разговор особый), а о том, который все делал не так.

Только вчера крепко избитый за то, что плясал на похоронах, уже наученный матерью соответствующему поведению, дурачок снова встречает толпу и с готовностью (более того — с любовью к людям, с желанием угодить) начинает горько плакать. Его снова бьют, ибо встречена свадьба.

Теперь этот старый сюжет следует перевести на современный язык и кратко сформулировать сущность. Так за что же били дурака? За слепое следование последнему указанию. (Более точная и современная формулировка: неучёт контекста ситуации — Прим. И.Л. Викентьева)

А жизнь меняется! И воспринимать её  в течении, верно оценивать применимость прошлого опыта — вот чего не может глупость.

А удовлетворенность своим умом? Очевидно, это общая человеческая черта, но только в дураке она достигает упоенности и спокойного довольства. Не стоит верить тому, кто в сердцах или обдуманно обзывает себя дураком, либо прозрачно намекает на свою-де умственную несостоятельность. Не стоит. Дурак не сделает такого.

Это умный: либо совершил ошибку и кается, либо придуривается с умыслом. Придуриваться — линия поведения, для которой нужен ум. Личина наивного недомыслия — лазейка спасительная и доступная. Притворяться глупей, чем есть, чтобы получать то скидку, то надбавку, — надежно, выгодно, удобно. Умному дурацкий колпак — и дом отдыха, и шапка-неуязвимка.

А дурак стесняется колпака, он обожает тогу и котурны, фимиам и панегирики.

Токарский снова подробно анализирует фольклорную сказку о дурачке и приходит к интересным, далеко идущим выводам.

Пошёл дурак по селу и видит — загорелся овин. Он стал играть на дудочке и плясать. Его за это побили. Он заплакал и пошёл к матери, «Глупый, — сказала мать, — ты взял бы ведро и залил огонь водой». Пошел опять дурак, видит: у свиньи щетину палят. Он взял ведро воды и стал заливать. Его опять побили.

Что ж теперь увидел в поведении дурака психолог Токарский? Прежде всего — обычное свойство человеческого разума: Строить поведение на основе далеко не полных данных о характере ситуации.

Мы все нормально и естественно видим и усваиваем лишь часть происходящего, вовсе не всегда верно и полно улавливая связь событий и предметов, но точно выделяя существенные и несущественные детали и черты (здесь толпа, огонь — детали вполне существенные, но разница между овином и свиньей неразумно оставлена дураком в стороне). Сопоставив обнаруженные детали — условия жизненной задачи — с тем, что нам известно, мы применяем готовый, апробированный ранее, разработанный самостоятельно или рекомендованный поступок — решение. Дурак поступает так же, но из прошлого усвоил он мало. Или сейчас сделал неверные выводы, пропустив существенные признаки. И легко потому путает ситуации — где какое поведение выбрать.

Однако, и это самое важное, «дурак… свободен от сомнений. Восприняв мало, глупый полагает — и это совершенно логично, — что воспринял все, и считает себя обладателем истины, даже не понимая, что возможно сомнение…

Малое количество находящихся в его сознании признаков не дает условий для возникновения сомнений». Далее Токарский переходит к следующей ситуации. Дурак сидит на суку и старательно пилит… его же, ибо крепок только задним умом.

Однако, упав, он ещё  должен установить причинно-следственную связь между распилом сука и падением, она очевидна нам, сторонним зрителям, а дурак может в ней не разобраться. Но, предположим, разобрался или объяснили. Теперь он дурак с опытом. Это придает ему сил и решительности.

Сук он больше пилить не станет. «Нашли дурака», — скажет он. Даже не полезет, возможно, на сук. Но в колодец не задумываясь плюнет. А всем возможным жизненным ситуациям заранее не обучишь.

Так что образование не просветляет, но усугубляет дурака, ложась в фундамент его самоуверенности, становясь щитом и мечом глупости. В то же время невежество — её  порох и бензин, так что равно плохо сказываются на дураке и ученье (свет), и неученье (тьма).

Однако отсутствие сомнения в собственных поступках и неприязнь, раздражение к тем, кто его высказывает (а сомнение есть начало мудрости, вспоминает Токарский слова Аристотеля), прекрасно уживаются с сомнением, рождаемым в самом дураке советами и мнением окружающих.

Ибо природа справедлива: недодачу ума она щедро подкрепляет то обидчивостью, то упрямством, то нетерпимостью.

Однако у Токарского относятся к глупым и довольно спорные поступки. Он вспоминает эпизод у Рабле. Панург, купивший у купца на корабле всего одного барана из огромного стада, неожиданно бросил этого барана за борт. Встревожено блея.

все до единого барана из стада принялись прыгать в море, спеша и толкая друг друга, чтобы первым успеть за товарищем. Рабле вспоминает Аристотеля недаром считавшего баранов самыми глупыми из животных, и Токарский соглашается, называя такое бессмысленное и пагубное подражание очевидной глупостью.

Это, безусловно, следует обсудить, так как вывод не бесспорен.

Подражание глубоко сидит в человеческой психологии, это атавистическое наследие наших предков, живших сперва стадами и стаями, а уже только после племенами.

Подражание было необходимо и разумно тогда (достаточно одному заметить опасность или добычу, и все побегут немедленно), но и сейчас оно полно смысла. Подражание — основа обучения, значительная часть которого состоит из личных примеров.

Так что подражание — не непременная глупость, а такая же жизненная проблема, где необходимо решить задачу, кому именно и в чём подражать, правильно оценивая перспективу…»

Губкин И., Личность: Пружины разнообразия в Сб.: Пути в незнакомое. Писатели рассказывают о науке, М., «Советский писатель», 1986 г., с. 123-126.

Источник: http://vikent.ru/enc/5624/

Ссылка на основную публикацию