Закон йеркса-додсона — психология

Закон Йеркса—Додсона

Закон Йеркса-Додсона - психология

В романе «Анна Каренина» Л. Толстой упоминает о службе Степана Аркадьича Облонского, который был начальником одного из присутственных мест в Москве.

Степан Аркадьич пользовался уважением сотрудников и прекрасно исполнял свою должность. Один из секретов успеха состоял, по словам Л.

Толстого, «в совершенном равнодушии к тому делу, которым он занимался, вследствие чего он никогда не увлекался и не делал ошибок».

Неужели равнодушие к делу есть залог удачи? Или в словах Л. Толстого есть преувеличение?

Конечно, Степан Аркадьич не был абсолютно равнодушен. Если само дело его не волновало, то он все же был заинтересован в жалованье (шесть тысяч рублей в год были ему очень нужны, подчеркивает писатель).

Иными словами, во всякой деятельности можно выделить внешнюю мотивацию, не связанную с содержанием работы, содержательную мотивацию, когда сама работа интересна и приятна, и мотивацию, связанную с потребностью в самоутверждении, в высокой самооценке. Все виды мотивации важны и обычно взаимодействуют между собой.

Следующий шаг — ввести меру мотивации и установить количественную зависимость между силой желания и результатами деятельности (при прочих равных условиях, то есть одинаковом уровне знаний и навыков). В первом приближении эта зависимость описывается законом Йеркса — Додсона (по имени двух английских психологов, сформулировавших этот закон) и графически изображается «горбатой» кривой:

Чем сильнее желание — тем лучше результаты. Но лишь до некоторого предела. Если мотивация переходит через этот «пик», результаты ухудшаются. Конечно, оптимальный уровень мотивации не постоянен, а возрастает с повышением сложности заданий. Большие свершения требуют от человека больших чувств. Но и здесь сеть физиологический предел.

Умственная работа связана с возбуждением ограниченных участков коры головного мозга и одновременным торможением других, рядом расположенных участков. Сильные чувства вызывают высокое возбуждение подкорки.

Импульсы из подкорки «бомбардируют» кору мозга, повышая ее возбудимость. Но если импульсы слишком часты, то они приводят к разлитому возбуждению коры и умственная деятельность ухудшается.

Такова нейрофизиологическая основа закона Йеркса — Додсона.

Закон этот — обобщение множества разнообразных экспериментов, в числе которых были опыты такого типа. Испытуемому предлагается решить ряд задач.

Время опыта — 30 минут, причем обязательный минимум задач, которые нужно решить,— 12. За каждую задачу, решенную сверх этого, выдается премия. Она растет в геометрической прогрессии: вдвое, вчетверо, в восемь раз и т. д.

Так что суммы, вначале чисто символические, становятся значительными.

Испытуемые, которым выплачивается вознаграждение, решают задачи лучше, чем контрольные группы, лишенные материального стимула. Но когда сумма становится слишком большой, выполнение заданий ухудшается, появляются ошибки из-за спешки и перевозбуждения.

Советский психолог А. А. Леонтьев внес поправку в закон Йеркса — Додсона. Рассмотрим правую часть кривой. В какой-то точке она пересекается с горизонтальной осью.

Это значит, что при сверхсильной мотивации мысль оказывается парализованной, человек лишается способности принимать разумные решения. В некоторых ситуациях такое может случиться (паническая реакция), но не у всех.

Есть люди, у которых в таких условиях, скажем, в минуты смертельной опасности, мысль начинает работать особенно четко, быстро и продуктивно. В правой нисходящей части кривой появляется высокий всплеск:

Поэтому уместнее говорить не о законе, а о правиле Йеркса — Додсона, учитывая, что оно верно лишь в ограниченном «мотивационном диапазоне» и допускает исключения.

Источник: https://pro-psixology.ru/yemocii-i-lichnost/trud-obshhenie-i-igra/295-zakon-jerksadodsona.html

Закон Йеркса Додсона оптимум мотивации. Пример применения

Закон Йеркса Додсона оптимум мотивации. Пример применения2016-06-02 | Автор: Дмитрий | Рубрика: Личностный рост

Йорка Додсона закон – это мотивация работников с целью получения от них повышенных результатов.

Руководитель считает, что существует связь между мотивацией и полученным результатом: чем больше поощришь работника, тем он лучше будет делать.

Такие выводы преждевременные, о чем утверждает закон Йорка Додсона.

Научные исследования британских психологов

1908 г. был годом научного открытия для Роберта Йеркса и Джона Додсона. Они проводили исследование над мышами, наблюдали за их поведением, которые проходили по лабиринту, под воздействием разрядов электрического тока.

Ученые пришли к выводу, что при усилении силу тока, мыши проходили лабиринт намного быстрее, чем раньше.

Но достаточно было еще усилить величину тока, происходил обратный результат: время увеличивалось при прохождении того же лабиринта.

Оказалось, мыши начинали нервничать и хаотически действовать, расходуя энергию на эмоции и переживания (появлялся страх, стресс, напряжение), не уделяя внимание движению в нужное направление. Снизились результаты.

Йеркса Додсона закон появился после продолжительных опытов, который был очень прост: «Ради получения больших достижений нужно определить мотивацию среднего уровня, под названием оптимальным».

Закон Йеркса Додсона ученые решили применить на животных и людей.

Подопытным шимпанзе необходимо было в лабиринте найти темный выход из 2-ух предложенных. Если животное выполняло задание, то его поощряли — встречей с особью противоположного себе. В противном случае- наказывали разрядами тока с различной величиной. Постоянно задания усложнялись, соответственно, степень мотивации менялся.

Для людей придумали головоломки разной сложности. Поощряли деньгами. За легкие -платили мало, люди решали неохотно, без спешки, уверенные в себе, но результаты не были блестящими.

Увеличили сложность задания и призовую сумму, у людей появился стимул и желание победить.

Но когда еще увеличили сумму приза для нового задания, люди начинали переживать, бдительность утрачивалась, мысли становились парализованными, человек терял умение осуществлять здравое решение. Редкие ответы были правильными. Следовательно, хворала эффективность.

Вывод:
При повышенной мотивации в человеческом организме происходят реакции психологического характера: нервное перенапряжение, стрессы, переживания, ухудшается продуктивность.

Следовательно, закон мотивации Йеркса Додсона звучит следующим образом:

«Малая мотивация человека не дает приличных эффектов, он не заинтересован в выполнении заданной работы. Завышенная мотивация отклоняет от конкретных задач и затрудняет сосредоточить внимание».

Следовательно, закон Йеркса Додсона оптимум мотивации определяет, когда человек наиболее продуктивно работает и устремлен к отличному эффекту.

Так была доказана зависимость эффективной работы относительно уровня самой мотивации.

Оптимум мотивации закон Йеркса Додсона. Применение в настоящее время

Йеркс и Додсон нагрянули к выводу, что повышенная степень (поощрения) мотивации иногда может и повредить выполнению должностных обязанностей, и даже приобретению больших эффектов.

Если работник достигает повышенных успехов, то такая мотивация называется оптимумом мотивацией. Иногда закон Йеркса Додсона называют законом оптимум мотивации.

Начальник долго работающий, по достоинству может оценить степень мотивации
каждого своего наемного рабочего, для достижения им определенных успехов и каким видом деятельность он занимается. Наверняка знает его:

  • Качества личностного характера;
  • Степень заинтересованности в конечном эффекте;
  • Восприимчивость к поощрениям.

Каждый руководитель должен помнить, что повышенная мотивация приносит только вред, а не пользу вашему делу, снижается производительность (отдача), труда, о чем доказано законом Йеркса Додсона.

Лучше применять закон Йеркса Додсона в двух случаях:

  • Мотивация и стимулирования работников.
  • Само-мотивация (саморазвитие).

В обоих обстоятельствах не стоит переусердствовать. При лучшей мотивации достигается
превосходный успех.

Ученые Йеркс-Додсон свой закон № 1 изобразили в виде кривой колоколообразной формы, на которой показали: по вертикали- результат деятельности; по горизонтали- мотивацию. В точке: оптимум мотивации, является точкой высокого показателя успешности человека.

Учеными Йеркс-Додсон оптимум мотивации закон Йеркса Додсона было пределен другой закон № 2 для дел среднего уровня сложности, который предпочтительно также выполнять при среднем пределе мотивации. Но учитывая вид деятельности (чем она труднее), тогда оптимальной точкой будет считаться низкой.

Пример: Самом благоприятном точкой мотивации относительно оцениваем 7-ью баллами. Но достаточно увеличить мотивацию 10 или больше баллов, произойдет не подъём активной результативности, а падение. Поэтому, превышение оптимальной (средней) степени мотивации в достижении цели, не всегда удобны.

Закон Йеркса Додсона утверждает, что оптимум мотивация дает наибольшую эффективную производительность. Чрезмерно завышенная мотивация напротив снижает коэффициент полезного действия.

Источник: https://infomarketing.su/lichnostnyj-rost/zakon-jerksa-dodsona/

Внимание!!! Закон Йеркса-Додсона и управление мотивацией

Внимание!!! Закон Йеркса-Додсона и управление мотивацией

Автор: Денис Крюков

2016-06-11

Рубрика: Мотивация и целеполагание

Приветствую всех! 

Оказывается, есть психологический закон, который способен объяснить наши провалы в делах и неудачи в начинаемых проектах!

Это статья об этом законе.

Очень часто, люди, стремящиеся достичь в жизни чего-то значимого и нацеленные на успех, задаются вопросами:

как повысить мотивацию? как управлять мотивацией? как влияет низкий уровень мотивации на достижение целей?  и как снизить это негативное влияние?

При этом большинство полагает, что в основе любого неуспеха, всякого не достижения цели и невыполнения поставленных задач (или их не качественного выполнения) лежит слабая мотивация.

Всем известно явление, когда знающий всё отличник проваливается на экзамене, а пропускающий занятия троечник, взявшийся за учебник только вчера вечером, его успешно сдает.

Или другой расхожий пример: многие люди, желающие сбросить лишние килограммы, зарядившись упорством и несгибаемой волей, тратят огромные усилия, время и деньги, но так и не достигают заветной цели. А если что-то у них и получается, то удержаться на заветной точке весового минимума, удается не долго.

Или ещё один пример: подросток, посмотрев однажды выступление известного спортсмена, решил стать таким же, как он, начал интенсивно тренироваться, сутками пропадать в спортивном зале, учавствовать в соревнованиях, и даже выигрывать их, но спустя несколько месяцев чрезвычайно упорных тренировок он бросает занятия спортом и больше никогда не вспоминает к ним.

Многие работодатели сталкиваются с так называемым парадоксальным поведением работников, когда при увеличении материального вознаграждения за работу, эффективность работников значительно падает, поскольку падает их мотивация. При этом неудачи в выполнении заданий вызывают стрессовую нагрузку и эмоциональное напряжение между руководством и сотрудниками, что еще больше ухудшает ситуацию. 

Подобных примеров снижения мотивации, не достижения поставленной цели, бросания на середине дел, проектов, ранее начатых с огромным энтузиазмом, можно привести великое множество. Как правило, подобные провалы объясняют слабой волей и низким уровнем мотивации. Конечно же, в некоторых случаях так есть. Но в других всё с точностью наоборот, — всему виной слишком сильная мотивация.

Открытие закона Йеркса-Додсона

В 1908 году, учёные Джон Додсон и Роберт Йеркс, обучая животных элементарным действиям (они учили крыс проходить лабиринт), установили, что с усилением мотивации возрастает точность и скорость выполнения действия, но это не может длиться бесконечно. Когда мотивация достигает определённого уровня и становится слишком большой, качество и скорость выполняемых действий начинают ухудшаться.  

Когда провели эксперимент на людях, выявилась такая же закономерность. Группе испытуемых предлагали решить задачи-головоломки, за правильное решение им платили деньги, это был мотивирующий стимул. Сумма росла от задания к заданию.

Понятно, что возрастала и мотивация испытуемых. За маленькие суммы работали неохотно, вяло и вразвалочку, но по мере того, как суммы становились более привлекательными, росла мотивация и желание как можно быстрее и больше решить задач.

И вот, когда сумма денежного стимула становилась избыточной, что выражалось в излишнем напряжении, волнении, страхе за то, что «такой крупный куш может ускользнуть от меня», скорость решения задач и качество самих решений начинали резко снижаться.

Слишком сильная мотивация вызывает у людей стресс, напряжение, что отрицательно влияет на уровень мотивации.  

Читайте также:  Структура личности - психология

Какой из этого можно сделать вывод?

Другими словами, как правило, там, где мы чего-то слишком сильно хотим, чрезвычайно желаем чего-то добиться, нас ждет неудача.

Что такое оптимум или оптимальный уровень мотивации? Это такой уровень мотивации, который в наибольшей степени способствует эффективной деятельности и продвигает к успеху.

Рассмотрим это на примере спортсмена, желающего завоевать звание мастера спорта и женщины, стремящейся снизить свой вес с 80 до 65 килограммов.

Допустим, они поставили перед собой эти цели, разработали программы действий и приступили к их реализации. Для упрощения ситуации будем считать, что основными мотивами их деятельности будут: у спортсмена – повышения своего социального статуса, а у женщины – желание стать красивой и привлекательной.

К началу реализации программ достижения целей, их мотивация была на оптимальном уровне. Вот его признаки.

Признаки достижения оптимума

мотивации

  • сохраняется и даже усиливается интерес к выполняемой деятельности и к поставленной цели;
  • формируется устойчивая настроенность на успех;
  • доминирует желание качественно закончить работу и достичь цели;
  • соблюдаются намеченные сроки выполнения действий, деятельность протекает равномерно и организованно, без форсирования событий;
  • адекватные (объективные, осознанные и рациональные) реакции на поведение конкурентов (с случае спортсмена – это его соперники, в случае женщины, например, её подруги);
  • приподнятое настроение, творческая решимость и стремления к действию.

Но вот в какой-то момент их мотивы, т.е. стремление повысить свой социальный статус и желание стать привлекательной становятся чрезмерными и начинают очень сильно давить на героев нашей истории.

Этому способствуют и внешнее давление, например, со стороны подруг и тренера и внутреннее принуждение – чрезвычайные усилия воли.  Всё это приводит к нарушению оптимума мотивации.

Вот признаки этого: 

Признаки утраты оптимального

уровня мотивации

  • нарастает излишнее напряжения, когда вместо энтузиазма и решимости появляется нервозность;
  • возникает желание быстрее закончить дело в ущерб качеству
  • субъективная и обусловленная эмоционально торопливость, стремление форсировать события, а то и вообще, бросить всё;
  • тревога и страх за невыполнения задания и не достижения цели (может появиться навязчивая мысль: «А вдруг что-то произойдет, и у меня ничего не получится»);
  • появляются ошибки при выполнении действий;
  • появляются первые признаки агрессии в отношении окружающим и в отношении самого себя, усиливается конфликтность личности;
  • цель и деятельность по ее достижению начинают вызывать негативные чувства, неприязнь;
  • возрастает роль волевых качеств, вместо энтузиазма, появляется необходимость заставлять себя силой стремиться к цели;

Не трудно представить себе, что произойдет дальше. Уровень мотивации наших вымышленных персонажей станет стремительно падать, и их продвижение к цели сильно затормозиться, либо они вовсе откажутся от этих целей. 

Зная закона Йеркса-Додсона, что бы мы посоветовали нашим персонажам для оптимизации управления их мотивацией? Вот несколько рекомендаций. 

Способы сохранения оптимума мотивации

  1. Пересмотрите свои приоритеты. Так ли уж жизненно важно достичь намеченной цели и получить желаемое? Что стоит за таким сильным стремлением? Не уменьшает ли оно ценности вашей жизни? Не обедняет ли вашу жизнь? Если у вас не поучается, быть может, это не ваша цель и не ваше дело?
  2. Меньше используйте негативных мотивационных стимулов, таких, как например, наказание, психологическое давление и угрозы, лишение каких-либо благ. Не заставляете себя силой, толку от этого мало, лучше ищите новые более действенные способы мотивации.
  3. Больше используйте позитивные стимулы, например, похвалу, заботу, признание заслуг, моральные способы мотивации и т.п. Подарите себе день отдыха, поход в кинотеатр или что-то приятное.
  4. Снизьте количество и уровень негативных реакций на неудачи. Другими совами, если что-то не поучилось, отнеситесь к себе снисходительно, с заботой. «Да, это плохо, но такова жизнь, попробую еще раз!».
  5. Научитесь переключаться. Имейте в запасе еще парочку интересных занятий, которыми можно временно заместить основное занятие.
  6. Научитесь правильно отдыхать, активнее переключайтесь с работы на отдых. Отдых – это важнейшая составляющая жизни, без него вы не сможете быть эффективными в работе.   
  7. Помните о том, что приносить удовольствие должна не только цель сама по себе, но и путь к ней, деятельность, направленная на её достижение.
  8. Разрешите себе ошибаться, в конце концов, на ошибках можно учиться.     

На этом всё. Удачи в делах!

© Денис Крюков

Также вы можете почитать статьи, близкие по смыслу данной тематике:

22 полезных качества успешного человека

Что делать, если я часто конфликтую с людьми?

20 вредных привычек и качеств неудачника  

Мотивирующие высказывания или как победить лень. 

Вам понравилась статья?

Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий

Источник: http://formaetsensum.ru/vnimanie-zakon-yerksa-dodsona-i-upra.html

Теория возбуждения и закон Йеркса-Додсона

Теория возбуждения и закон Йеркса-Додсона

Автор Татьяна в 07/12/2015. Опубликовано Мотивация

Согласно теории возбуждения, люди мотивируются на определенную деятельность потребностью поддерживать оптимальный уровень физиологического возбуждения.

По мнению специалистов, когда уровень возбуждения опускается ниже оптимального, человек начинает искать стимулы, которые могли бы его восстановить.

Например, встреча с друзьями, веселая вечеринка и т.д. Если же этот уровень поднимается слишком высоко, мы предпочитаем более спокойные и расслабляющие виды деятельность — например, прогулку.

Именно от особенностей человека зависит то, каким должен быть этот уровень.

Одному достаточно и относительно низкого, другому не хватит и высокого.

Человеку с низким оптимальным уровнем возбуждения достаточно простых видов деятельности, чтобы чувствовать себя комфортно (вышивка или просмотр фильма).

Тогда как человеку, у которого оптимальный уровень возбуждения должен быть высоким, для его поддержания требуется порой даже риск — такие люди выбирают мотоциклы, прыжки с парашютом и т.д.

Эта теория немного похожа на теорию снижения побуждения, однако вместо фокуса на снижении напряжения она концентрируется на его поддержании.

Возбуждение и деятельность

Согласно теории возбуждения, уровень возбуждения оказывает огромное влияние на нашу деятельность.

Также это явление называют законом Йеркса-Додсона. Данный закон гласит, что повышение уровня возбуждения положительным образом сказывается на нашей производительности, однако лишь до тех пор, пока оно не достигает оптимального уровня. Начиная с этой точки, с дальнейшим повышением уровня возбуждения наша производительность опять начинает все больше «хромать».

Большинство студентов испытывают этот эффект на себе во время сессии.

Повышенный уровень приводит к положительным результатам, поскольку позволяет человеку оставаться внимательным и сконцентрированным. Чрезмерное возбуждение заставляет нас нервничать и чувствовать усталость, поэтому мы не в состоянии выжать из себя все на что способны.

Немного истории

Это явление было впервые описано в 1908 году психологами Робертом Йерксом и Джоном Диллингемом Додсоном.

Они обнаружили, что электрический ток подстегивал крыс, бежавших по лабиринту, однако при значительном усилении разряда крысы начинали метаться по лабиринту в различны направлениях, пытаясь избавиться от болезненных ощущений.

Учены пришли к выводу, что данный эксперимент позволяет утверждать: повышенный уровень стресса и возбуждения могут оказывать положительное действие на мотивацию и внимание, но только до определенного момента.

Нервозность перед экзаменом — как раз пример действия закона Йеркса-Додсона. Легкое переживание поддерживает оптимальный уровень возбуждения и помогает нам сконцентрироваться на заданиях, а также извлечь из памяти необходимую информацию. Сильная нервозность ухудшает концентрацию внимания и усложняет извлечение информации из памяти.

Это же явление можно встретить и в спорте: легкое волнение помогает спортсмену сделать меткий выстрел, точный удар, верное движение. Редко когда героем матча становится человек, которого в самый ответственный момент вдруг начинает бить нервная дрожь.

Наблюдения специалистов

Кун & Миттерер (2007)

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/psi-lich/motiv/teoriya-vozbuzhdeniya-i-zakon-jerksa-dodsona.html

Закон Йеркса-Додсона («оптимума мотивации»)

Закон Йеркса-Додсона (англ. Yerkes-Dodson law) — эмпирическое обобщение, первоначально установленное психологами Йерксом и Додсоном (1908) в опытах на мышах, относительно влияния силы мотивации (уровня возбуждения) на эффективность деятельности при разной трудности выполняемой задачи (напр.

, различение яркости). В обобщенной форме закон можно сформулировать в виде 2 положений: 1) зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации характеризуется криволинейной функцией (в виде перевернутой U-образной кривой); др. словами, существует некий оптимум мотивации для выполнения к.-л.

деятельности;

2) уровень оптимальной мотивации связан обратной зависимостью с уровнем трудности задачи, т. е. чем труднее для испытуемого задача, тем ниже уровень оптимальной мотивации.

Пример. Уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности.

Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.Т.е.

согласно закону Йеркса-Додсона, для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря — умеренный, средний) уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток.

Эксперимент с животными

Роберт Йеркс и Джон Додсон сначала проводили эксперименты на мышах и шимпанзе. У животных они вырабатывали дифференцировку на различение темного входа в лабиринт от светлого. Правильный выбор входа в лабиринт позволял мыши добраться до гнезда, где ее ожидало положительное подкрепление — мышь противоположного пола.

В случае ошибок применялось наказание — удар током через проволочный пол. Сила наказания варьировалась. В разных сериях вырабатывались дифференцировки различной степени сложности. Слабый ток является оптимальным наказанием для выработки трудной дифференцировки.

При формировании легкой дифференцировки оптимальный уровень наказания выше.

Эксперимент с людьми

Исследования на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула — денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.

За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты.

Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались.

Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

Источник: http://psychoexp.ru/motivaciya/zakon-yerksa-dodsona-optimuma-motivacii.html

Психология. Закон Йеркса-Додсона

Психология. Закон Йеркса-Додсона

Психология. Закон Йеркса-Додсона.

Письмо: Добрый день, Алексей! Со мной происходит какая-то непонятная история. Чем больше я хочу похудеть, тем меньше это у меня получается. Прямо беда… Почему организм не хочет стройнеть? Никак не могу понять, в чем дело. Елена.

Действительно, такой вопрос часто возникает у людей, решивших сбросить лишний вес.

Так в чем же дело? Почему имея сильное желание похудеть, человек не добивается результата?

Нам с детства вдалбливают «было бы желание — будет и результат», «если очень захотеть — можно в космос улететь». Нас с самого детства приучают думать, что все зависит только от силы нашего желания, подразумевая при этом, что чем сильнее желание, тем гарантированнее будет результат.

Однако еще 1908 году американский психолог Роберт Йеркс в опытах с мышами и шимпанзе выявил интересную особенность. Он установил, что сила мотивации только на первых порах УВЕЛИЧИВАЕТэффективность деятельности. Но чем мотивация становится сильнее, тем все больше и больше животные совершают ошибок, и эффективность деятельности ПАДАЕТ.

Исследования на людях показали аналогичные результаты.

Например, испытуемых просили решать головоломки, а в качестве стимула предлагали денежное вознаграждение. Причем сумма вознаграждения в эксперименте изменялась — от незначительных сумм до весьма приличных.

Читайте также:  Манипулятивные игры: иллюстрации - психология

И вот что выяснилось.

За небольшое — символическое — вознаграждение люди работали «спустя рукава».

Но по мере увеличения суммы, рос энтузиазм, люди начинали стараться, что приводило к улучшению результатов.

Однако в какой-то момент, когда сумма вознаграждения становилась очень весомой, энтузиазм переростал в ажиотаж, и эффективность деятельности резко снижалась.

В другом простом эксперименте 12-13 летних школьников попросили стукать ладонью по столу в быстром, но произвольном темпе. А затем дали задание стукать по столу как можно быстрее.

Парадоксально, но оказалось, что до 70% школьников на команду «стучать как можно быстрее», показывали результат хуже, чем при выполнении движения в свободном темпе. Со всей силы пытаясь стучать быстрее, они начинали стучать медленнее.

Подобным образом во множестве экспериментов было четко показано, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

Итак, при сверхсильной мотивации мысль оказывается парализованной, человек лишается способности принимать разумные решения. В некоторых случаях сверхсильной мотивации даже наблюдается настоящая паническая реакция.

Вопрос касается не только похудения.

Сейчас, когда идут Олимпийские Игры в Лондоне, отчетливо видно, что чем сильнее спортсмен хочет достичь результата, тем меньше у него это получается. Современный спорт высоких достижений — это чистая психология, и пока что мы в этой борьбе психологий сильно проигрываем.

Например, не устаю поражаться, кто у нас принял решение пообещать спортсменам за золотую медаль 1 млн. долларов? Ведь это обещание как раз и способно загубить выступление спортсмена. И губит.

Достаточно вспомнить выступление Российской сборной на Зимней Олимпиаде в Ванкувере в 2010 году.

Первое место в общекомандном зачете заняла Канада. Сколько власти Канады обещали своим спортсменам за золото? Достаточно скромно — за «золото» 20 тысяч канадских долларов (около 13,3 тыс. евро), за «серебро» — 15 тысяч, «бронза» — 10 тысяч долларов.

Второе место заняла Германия. Немцы обещали своим спортсменам такие премиальные: «золото» — 15 тысяч евро, серебро — 10 тысяч евро, бронзовый — 7,5 тысяч.

Третье место — США. Премиальные (в пересчете на евро): «золото» — 18 тыс. евро, «серебро» — 10 тыс. евро, «бронза» — 7,5 тыс. евро.

Норвегия заняла 4-ое место после США. Размер премиальных:  80 тысяч крон (10 тысяч евро) за «золото», 50 тысяч крон за «серебро» и 30 тысяч крон за «бронзу».

И т.д.

На фоне этих скромных цифр, наши премиальные выглядят просто фантастически — 1 млн.долларов США (такая сумма за «золото» складывалась из премий, обещанных российским правительством, федерациями, губернаторами и частными фирмами).

Совсем не удивительно, что согласно закону Йеркса-Додсона эффективность наших спортсменов резко снизилась, а сборная страны заняла низкое место (11-е место) и завоевала наименьшее число золотых медалей за всю историю участия в зимних Олимпиадах. (Конечно, это не единственная причина поражения, но сумма таких вроде бы «мелочей» и привела к печальному результату).

А что самое поразительное, на проходящих сейчас летних играх в Лондоне ситуация повторяется.

Опять обещание больших призовых психологически играет против наших спортсменов, не помогая, а мешая им выступать.

Наши спортсмены должны выдерживать двойной психологический прессинг — и предстартовое волнение от выступления на Олимпиаде и преодоление сверхсильной мотивации. И с таким стрессом справляются далеко не все.

Пора уж бизнесменам, пришедшим порулить российским спортом, понять, что не все решается деньгами, и что бывают случаи, когда деньги только мешают.

Итак, первая часть закона Йеркса-Додсона говорит о том, что существует оптимум мотивации. Если мотивация ниже или выше этого оптимума, то эффективность деятельности резко снижается.

Но у этого закона есть и вторая часть: в ходе многочисленных экспериментов было выявлено, что чем сложнее деятельность, тем меньшая мотивация является оптимальной (рис.1).
Рис.

1 Зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации ( http://faleev.com/files/lawyd.JPG ).

Если задача легкая и привычная, то повышение вознаграждения (т.е.

повышение мотивации) достаточно долго ведет и к увеличению эффективности.

Однако, если задача трудная, а тем более новая, то даже небольшое повышение мотивации начинает МЕШАТЬ эффективности деятельности.

А это значит, что на трудных задачах мотивация должна быть МИНИМАЛЬНОЙ.

Как тут ни вспомнить один очень показательный пример из романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина». В романе Л.Толстой упоминает о службе князя Степана Аркадьича Облонского, который был начальником одного из присутственных мест в Москве.

Степан Аркадьич пользовался уважением сотрудников и прекрасно исполнял свою должность. Один из секретов успеха состоял, по словам Л. Толстого, «в совершенном равнодушии к тому делу, которым он занимался, вследствие чего он никогда не увлекался и не делал ошибок». Это совершенно ГЕНИАЛЬНОЕ наблюдение писателя.

Конечно, Степан Аркадьич не был абсолютно равнодушен. Если само дело его не волновало, то он всё же был заинтересован в жалованье (как это подчёркивает писатель), т.е. мотивация у него была, но она была не очень высокой.

Таким образом, согласно закона Йеркса-Додсона секрет успеха в сложной деятельности — спокойное отношение к результату деятельности.

Проще говоря, секрет успеха можно сформулировать так: «Делай что должен, и будь, что будет».

Одна известная олимпийская чемпионка по плаванию говорила, что если ее ориентировать на конкретные секунды, на результат, то она не покажет лучшее время. Лучшее время она показывала тогда, когда была ориентирована не на секунды, а на правильное прохождение дистанции. Т.е. тогда, когда она, не думая о том, что будет, делала то, что должна.

Итак, подведем итог:

1.В простых задачах имеет смысл повышать мотивацию человека, ведь в простых задачах оптимум наступает достаточно поздно. Поэтому для простых задач справедливо: чем выше мотивация, тем лучше будет результат.

2. А в сложных задачах все наоборот: нужно ПОНИЖАТЬ мотивацию, т.к. повышенная мотивация будет портить результат.

Похудение — это, конечно, сложная деятельность, которая сильно растянута во времени.

А это значит, что чем человек сильнее хочет похудеть, тем больше он сам себе мешает.

Подавляющее большинство неудач и срывов в похудении как раз и объясняются ПЕРЕИЗБЫТКОМ мотивации. Ведь человек, отчаянно желающий похудеть, как раз и кидается сломя голову во всякие диеты, голодания, пищевые эксперименты. А это — путь к срывам и набору массы.

Вот такой парадокс: чтобы стать стройной, нужно УМЕРИТЬ желание стать стройной.

Нужно успокоиться, и без суеты и ажиотажа просто начать выполнять задания курса «Похудение» с самого начала, с самых первых заданий.

Источник: https://faleev.livejournal.com/3006.html

Закон имени психолога // Самые важные закономерности нашей психики, получившие название в честь их открывателей

Закон имени психолога // Самые важные закономерности нашей психики, получившие название в честь их открывателей

Кажется, что это только у физиков с математиками так бывает, что какое-либо правило или закономерность получают имя учёного, который их первым обнаружил.

Неправда! Сухие законы психологии — вечное разочарование девочек-первокурсниц, поступивших на психфак, чтобы «понять глубины человеческой души».

Они же — немаловажный аргумент каждого психолога, доказывающего, что психология — настоящая наука. 

Закон Вебера — Фехнера

Формулировка Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, или

Описание Один из немногих законов в психологии, который можно описать математической формулой.

Строго говоря, относится он, скорее, к психофизиологии, но все экспериментальные психологи, работающие в близких сферах, его, конечно, знают и используют.

  В 1860 году, когда он был сформулирован, это означало, что впервые установлена связь между миром объективным (раздражители) и субъективным (наши ощущения).

Самое простое, что понятно из формулы, — это то, что зависимость ощущения от силы раздражителя нелинейная. Чтобы мы почувствовали разницу в ощущении между двумя раздражителями, нужна вполне определенная разница в их интенсивности.

Допустим, вы держите в руке сумку весом ровно 15 килограмм и вам добавляют в неё ещё один килограмм. Разница субъективно кажется несущественной, вы можете её и не заметить, если вам об этом не сказать.

А теперь у вас в руках сумка весом всего в один килограмм, и вам добавляют в неё ещё один килограмм: разница сразу очевидна. Но ведь и там и там добавили ровно килограмм, однако наши ощущения различны.

Или представим прибавку к зарплате в тысячу рублей: к зарплате в 10 тысяч и к зарплате в 50 тысяч. Есть разница в ощущениях? Да, как ни странно, психофизический закон применяется и в других сферах, в том числе в системах мотивации работников.

Именно характер такой зависимости и описали Вебер и Фехнер в своём законе.

Эффект Зейгарник

Формулировка Лучше запоминается незавершённое действие.

Описание Сразу несколько психологических законов касаются работы нашей памяти. Эффект Зейгарник, описанный и доказанный в экспериментах в 20-х годах прошлого века, пожалуй, самый известный.

То, что лучше запоминается что-то незавершённое, связывают с эмоциями: они остаются интенсивными, удерживая объект в поле нашего внимания и не давая забыть.

Эффект Зейгарник очень любят создатели сериалов, особенно мыльных опер. Прерывать серию, а то и целый сезон на самом интересном месте — это буквально классика жанра. Именно благодаря эффекту Зейгарник десять решённых на экзамене задач вы забудете через час, а одну нерешённую, возможно, будете помнить и через месяц, пока кто-то наконец не расскажет вам, как ее решать.

Ещё один эффект, связанный с процессом запоминания, впервые описан немецким психологом Германом Эббингаузом. Он гласит, что в ряду однородных объектов (например, при перечислении слов) лучше всего запоминаются первый и последний.

Формула эмоций Симонова

Формулировка Э = f (П × (Ин — Ис))

Итак, сила эмоции (Э) зависит от силы актуальной потребности (П) и оценки вероятности её удовлетворения, то есть разницы между необходимыми средствами (Ин) и существующими (Ис).

Описание Как видно из формулы, если для удовлетворения потребности вам необходимо больше ресурсов, чем у вас есть, результат получится отрицательным, то есть эмоция будет негативной. Чем сильнее потребность и чем больше разрыв между имеющимся и нужным, тем сильнее эмоция.

Представьте, что вы очень сильно хотите пить, видите, что стакан кваса стоит 20 рублей, а у вас всего 10: сильная потребность, разрыв между тем, что есть, и тем, что нужно, — в итоге сильная негативная эмоция.

А теперь жажда несильная, рядом киоск, денег достаточно – особых эмоций нет.

Вещи очевидные, но Симонов впервые описал их в форме строгого закона (конечно, он был бы еще строже, если бы у психологов был измеритель потребности, подобный амперметрам у физиков).

«Кошелёк Миллера»

Формулировка Объём нашей кратковременной памяти ограничен 5–9 объектами.

Описание Закон, который в США чаще называют по имени его создателя «кошельком Миллера», у нас скорее известен просто как «семь плюс-минус два», и мало кто знает его автора. Сформулировал Миллер свой закон в 1956 году в статье «Магическое число семь плюс-минус два».

Читайте также:  Авторитет родителей - психология

Чтобы почувствовать на себе, как работает этот закон психики, попробуйте с первого раза запомнить номер чьего-то мобильного телефона, но — внимание! — по одной цифре.

Выполняя это задание, вы заметите, как мозг пытается объединять цифры, чтобы уменьшить число объектов для запоминания.

Именно это мы и делаем, когда обычно запоминаем телефон, — мы называем и запоминаем его двузначными или трёхзначными числами: «Девятьсот пятнадцать, триста семьдесят, семьдесят пять…» Для объёма нашей кратковременной памяти почти нет разницы между числами 5, 45 и 345, поэтому номер телефона, продиктованный привычным нам способом, – это всего 4–5 объектов, а по цифрам — уже 10, что выходит за пределы «магического числа». Экспериментируя с разными типами объектов — буквами, числами, словами, картинками, — Миллер и вывел свою знаменитую формулу.

Законы Йеркса — Додсона

Формулировка Первый закон Йеркса — Додсона. Зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации характеризуется криволинейной функцией: при увеличении мотивации (вознаграждения) эффективность растет до определённого предела, после чего начинает падать. Этот предел называют оптимумом мотивации.

Второй закон Йеркса — Додсона. Уровень оптимальной мотивации связан обратной зависимостью с уровнем трудности задачи: чем проще задача, тем выше будет оптимум мотивации.

Описание В самом начале XX века два американских психолога сначала долго экспериментировали с мышами, а потом перешли и к людям. Два закона мотивации, сформулированные ими в итоге, оказались общими для тех и для других.

На самом деле с людьми всё, конечно, немного сложнее, чем с мышами, но всё же бизнес-консультанты, например, прекрасно знают, что повышение зарплаты сотрудникам увеличивает эффективность их работы лишь до определённого предела, потом перестаёт играть какую-либо роль, а после даже снижает эффективность деятельности.

Источник: https://kot.sh/statya/288/zakon-imeni-psihologa

Йеркса-Додсона закон

Йеркса-Додсона закон

   ЙЕРКСА-ДОДСОНА ЗАКОН (с. 292)

   В 1908 г. известным американским психологом Р.Йерксом совместно с Дж.Д.

Додсоном был поставлен сравнительно несложный опыт, который продемонстрировал зависимость продуктивности выполняемой деятельности от уровня мотивации.

Выявленная закономерность получила название закона Йеркса-Додсона, многократно экспериментально подтверждена и признана одним из немногих объективных, бесспорных психологических феноменов.

   Законов фактически два. Суть первого состоит в следующем. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

   Согласно второму закону Йеркса-Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.

   Сам Йеркс всегда тяготел к антропоморфизму, не проводил принципиальных различий между поведением животных и людей, легко усматривал аналогии, далеко не бесспорные. Иногда это звучало наивно, однако по отношению к открытому им закону оказалось абсолютно справедливо.

   Эксперимент, повторенный на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула — денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.

   За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты.

Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались.

Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

   Похоже, авторы популярных самоучителей жизненного успеха плохо знакомы с психологией. Выдвигаемый ими лозунг «Сосредоточить всего себя на желанной цели» — не совсем точен. Цель, безусловно, нужно перед собой иметь, к ней нужно стремиться. Но при этом нельзя забывать, что одержимость целью может оказать и скверную услугу.

   Роберт Йркс

   Согласно закону Йеркса-Додсона, для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря — умеренный, средний) уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток.

Источник: Большая психологическая энциклопедия

Источник: http://MirZnanii.com/b/5v2307/yerksa-dodsona-zakon

Шпаргалки по экономической психологии — Проявление закона Йеркса-Додсона в экономическом поведении

Page 5 of 30

Проявление закона Йеркса-Додсона в экономическом поведении.

Положительные эмоции, хорошее настроение стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются различные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений.

Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незаплани­рованные траты и снижают стремление потребителя сэкономить. Действие отрицательных эмоций противоположно.

Те же закономерности срабаты­вает у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует больший риск.

Интенсивность эмоций

Благодаря эмоции активизируются энергетические резервные воз­можности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации.

Уровень активацин

Рис 1. Проявление закона Йеркса-Додсона в сложной и простой деятельности.

Согласно закону Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения дея­тельности. Как видно из рис.

1, взаимосвязь успешности деятельности и интенсивности желания нелинейна, она имеет вид U-образной инвертиро­ванной кривой.

При слишком высоком уровне возбуждения от желания когнитивные компоненты деятельности разрушаются, происходит смеще­ние цели на результат (энергия уходит на представление результата, на страх его не получить).

Фактор сложности задачи, ответственности деятельности вносит в модель активности экономического поведения свои коррективы. Выясни­лось, что при простых заданиях следует поддерживать высокий уровень возбуждения во избежание вялости.

Сложные задания требуют невысоко­го уровня возбуждения, а средние по сложности — среднего уровня акти­вации, стресса. На рис.1 изображены три кривые: U-образная инвертиро­ванная кривая и ее модификации для простых и сложных задач.

В состоянии повышенного возбуждения люди скорее займутся более легкими видами деятельности (наведение порядка в бумагах), а в состоя­нии низкого возбуждения — более сложными (заполнение декларации о доходах, составление производственного или бухгалтерского отчета).

Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждение, перемотивация ухудшают результат рабо­ты, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой. Подобные ошибки иногда допускают начальни­ки, учителя, родители.

Закон Йеркса-Додсона проявляется и в потребительском поведении. Чем важнее покупка, привлекательней продукт (повышен уровень возбуж­дения), тем больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (сложность выбора) допустить ошибки.

Информационная перегрузка мо­жет быть спровоцирована разнообразием товаров и услуг, необходимо­стью учета многих факторов выбора (цена, надежность, престиж, новизна и пр.

), противоречивыми источниками информации о продукте, дефици­том времени выбора.

Влияет на экономическое поведение в целом и личный эмоциональ­ный профиль, а именно содержание, характер преобладающих эмоций и чувств, тех высших эмоций, которые конкретному человеку особенно же­ланны.

Следующие четыре чувства окрашивают сферу деятельности.

Праксические эмоции и чувства возникают, когда есть желание добиться успеха в работе, когда захвачен делом, испытыва­ешь усталость вместе с чувством удовлетворения и любуешься результа­том. У трудоголиков имеет место слабое насыщение потребности в труде.

Гностические (от греч. gnosis — знание) эмоции связаны с желанием проникнуть в суть явления, радость открытия истины, стремление преодо­леть противоречия, разложить все по полочкам.

Глорические (от лат. gloria — слава) эмоции связаны с желанием са­моутверждения, признания и почета. Они подталкивают человека к само­совершенствованию, саморазвитию. С ними неразрывно связаны чувство уязвленного самолюбия, желание взять реванш. Крайняя выраженность глорических эмоций проявляется в виде неуемной жажды славы, наград, почестей, что связано с нарушением моральных запретов.

Пугнические (от лат. pugna — борьба) эмоции базируются на потреб­ности в борьбе, желании преодолеть опасность, испытать азарт, риск. Их сопровождает чувство эмоционального и волевого напряжения, предель­ной мобилизации своих физических и умственных способностей. Если они захлестывают человека, он теряет голову.

Альтруистические (связанны с обменом и распределением) — это бескорыстное желание приносить другим радость и счастье, чувство бес­покойства и заботы от ком-то, сопереживание, нежность, преданность. Крайняя степень опасна выгоранием до бездушия. Встречается и альтру­изм со знаком минус, когда человек ждет беды других, чтобы продемон­стрировать свои таланты.

В классификацию включены также эстетические, гедонистические, коммуникативные и романтические переживания. Эстетические эмоции обслуживают потребность в прекрасном, наслаждении красотой, гармони­ей. Они обеспечивают радость жизни, полноценность бытия, но осознают­ся как ценность далеко не всеми.

Гедонистические эмоции выражают потребность в телесном и ду­шевном комфорте. Их приносит наслаждение от вкусной пищи, солнца, тепла, приятной обстановки и прочие.

Желание испытывать гедонистиче­ские эмоции зависит от желаний работать и приобретать. Умеющим хо­рошо отдыхать организм отплатит здоровьем и лучшей работой.

Но если гедонизм становится смыслом жизни, быстро наступает скука, пресыще­ние и непреходящая усталость.

Коммуникативные эмоции и чувства — желание общаться, делиться своими мыслями и переживаниями, находить им отклик. Эти эмоции час­то занимают первое место у женщин, а у мужчин — третье.

Романтические эмоции — это ожидание необыкновенного, чуда, ма­нящее чувство дали, стремление к неизведанному и таинственному. Это притяжение зловещего, магического. Они стимулируют создание нового, открытие неизвестного, но при слишком большой затянутости в мир ска­зок есть опасность уйти от реального мира совсем.

Полученный с помощью данной анкеты эмоциональный профиль личности и группы может быть использован при решении маркетинговых задач. Так, рекламе следует опираться на эмоции, предпочтительные для группы, которой она адресована. Знание о доминирующих высших эмоци­ях коллектива или группы целесообразно применять также в целях эффек­тивного управления ими.

Эмоция или рациональный расчет играет ведущую роль при покупке? Это зависит от характера товаров и услуг и от личности покупателя.

Чем экспрессивней товар (вызывает сильные яркие эмоции, «заража­ет», притягивает), тем в большей степени подавляются когнитивные ком­поненты оценивания и выбора товара, т.е. выбор становится менее обду­манным.

Экспрессивность продукта скорее связана с престижем, вырази­тельностью, «модностью», чувственной привлекательностью, чем с его функциональным и утилитарным назначениями.

Например, экспрессив­ность одежды служит ее психосоциальным целям, тогда как ее защитные свойства — функциональным.

Эмоциональному выбору свойственны внутренняя целостность и не­расчлененность, самосфокусированность и необъяснимость. Экспрессив­ный товар порождает эмоциональные суждения, которые тесно связаны с образом «Я» и плохо оречевляются.

«Это мое», «мне это нравится», «это не для меня», «именно это мне подходит» — примеры личных эмоциональ­ных суждений в отличие от когнитивных «эта вещь дешевая и добротная», «в машине много места», «натуральные ткани здоровее».

Часто эмоциональный выбор становится ведущим при отборе из не­скольких альтернатив (направляет и удерживает внимание).

Выделяет что-то из окружающего и создает первое впечатление эмоциональный выбор, а при окончательном выборе осуществляется информационный поиск и рациональный расчет.

Чем выше заинтересованность в результате, важнее правильный выбор, тем скорее обдумывание будет доминировать над эмоциями.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/113-economicheskaya-psihologiya.html?start=4

Ссылка на основную публикацию