Направления практической психологии — психология

Практическая психология и ее основные направления

Направления практической психологии - психология

Практическая психология — Направление психологии, опирающееся на достижения теоретической психологии и призванное разрабатывать новые способы психологической интервенции и — в целом — поддерживать деятельность практического психолога.

Психологическое оценивание в качестве отдельной специализации практических психологов у нас в стране пока еще не сложилось. Соответствующая профессиональная специализация могла бы именоваться так: психолог-диагност или психолог-эксперт.

В международной практике эта сфера деятельности занимает сейчас достаточно важное место. Основная задача психолога заключается в том, чтобы оценить развитие каких-либо психологических качеств у конкретного человека, поставить диагноз его психического развития, т. е.

провести психодиагностику.

В своей работе психолог-диагност ориентируется на определенные нормы (возрастные, патопсихологические или индивидуально-психологические) в проявлении психических функций человека. Отклонение от нормы определяет диагноз.

Психодиагностика осуществляется на основе:

• 1) объективных показателей деятельности (реальной или моделируемой в эксперименте, тесте);

• 2) субъективных показателей (сведений, сообщаемых о себе самим человеком).

Для оценивания психолог-диагност использует профессиональные психологические наблюдения, беседы, психологические тесты. В ходе наблюдения или беседы психолог констатирует наличие или отсутствие определенных психологических качеств, эмоциональных реакций, поведенческих проявлений и их соответствие накопленным в профессиональной психологии нормам.

Психологическое консультирование. Наиболее распространенный вид деятельности практического психолога — консультирование — используется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в педагогической, промышленного производства, бизнеса, проблем здоровья и т.д.

Основное средство консультирования — это беседа, построенная определенным образом.

В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Цель психологического консультирования — помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения.

За психологической консультацией обращаются в случаях межличностных конфликтов, в частности, супружеских, сексуальных, а также в отношениях с детьми.

Психологическая консультация может проводиться по производственным проблемам, проблемам психологии управления, взаимоотношений людей в сфере общественной жизни.

Психологи-консультанты работают с отдельными людьми, парами, семьями и группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Групповое консультирование может проводиться с семьей, производственной группой или группой людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы.

Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное консультирование, работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.

С целью разрешения межличностных конфликтов в трудовых или иных коллективах может применяться так называемая посредническая консультация, когда психолог выступает в роли посредника в переговорах.

Психологическое просвещение. Важнейшая задача психологического просвещения — расширение психологических знаний и повышение психологической культуры людей.

Такие знания особенно необходимы специалистам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно вступают в контакты с людьми: руководителям, педагогам, врачам, работникам культуры, сферы обслуживания и торговли, работникам рекламы, бизнесменам.

Для многих людей психологические знания полезны только как основа для саморазвития и саморегуляции своей личности, для улучшения межличностных отношений, например, для школьников, родителей, пенсионеров.

В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит клиентов с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует у них потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности. При этом важнейшими требованиями к психологическому просвещению должны быть: ясность, доступность изложения информации, ее практическая ориентированность. Необходимо стремиться избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

Коррекционная и развивающая работа. Психокоррекция проводится в том случае, если в результате психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии человека.

Коррекционная работа — это воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление этого отклонения.

Это воздействие всегда осуществляется на основе представления о возрастной норме психического развития (например, норме в развитии познавательных, эмоциональных, волевых процессов, норме поведения и личностных качеств). Исходя из этого, психолог строит программу коррекционной работы.

Коррекционные занятия проводятся индивидуально или в группе в течение длительного времени.

Целью таких занятий может быть, например, преодоление дефицита внимания, помощь в преодолении трудностей умственного развития, коррекция неадекватных эмоциональных реакций на те или иные события, укрепление самообладания, развитие эмоционального самоконтроля, коррекция личностных качеств, форм поведения, норм социального взаимодействия человека. Групповая психокоррекция часто бывает направлена на развитие коммуникативных способностей, на формирование умения анализировать поведение и состояния других людей, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом корректируются нормы межличностного взаимодействия, развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

В качестве методов психокоррекции используются различные виды интеллектуального тренинга, методы обучения саморегуляции, социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии.

Источник: https://megalektsii.ru/s13598t7.html

Направления деятельности психолога-практика

Направления деятельности психолога-практика

Практический психолог – специалист-психолог, осуществляющий психологическую практику и имеющий высшее психологическое образование, а также иное дополнительное образование, дающее право заниматься практической деятельностью. Психолог-практик предоставляет психологические услуги, которые сводятся к оказанию психологический помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей психологического вмешательства.

Практическая деятельность психолога включает несколько направлений деятельности, основные из них это:

  • психодиагностика,
  • психологическое консультирование,
  • психологическая коррекция,
  • психотерапия.

Психодиагностика

Квалифицированный специалист не начнет оказывать психологическую помощь клиенту до тех пор, пока не составит достаточное представление о его личности. Оценка психики клиента осуществляется с помощью особых «инструментов» – психодиагностических методик.

Хотя психолог и занимается диагностированием, диагнозы он не ставит, а только констатирует выявленные особенности мышления или поведения и использует полученные знания в дальнейшей работе с клиентом. Порой одной психодиагностики уже бывает достаточно для того, чтобы найти причину психологической проблемы клиента и дать ему необходимые рекомендации по ее разрешению.

Психодиагностика не только позволяет узнать о личностных особенностях человека, его мотивах, способностях и так далее, но и занимается прогнозированием развития личности. Именно поэтому так популярны психологические тесты, с их помощью можно самостоятельно и познать себя и узнать в каком направлении и как дальше развиваться.

Методов психодиагностики немало, но самые популярные их них это:

  • наблюдение,
  • опрос,
  • тестирование,
  • методики самооценки,
  • проективные методики.

Методы психодиагностики применяются комплексно и подбираются индивидуально.

Психологическое консультирование

Жизнь человека наполнена трудностями, которые нужно преодолеть, чтобы вырасти как личность. К сожалению, не всегда получается собственными силами справиться с психологической стороной проблемы.  В таком случае не стоит бояться обратиться за помощью к психологу-консультанту.

В работе с клиентом психолог опирается на научные знания, результаты предшествующей консультированию психодиагностики и профессиональный опыт.

Консультирование проводится в форме личных встреч психолога и клиента. Клиентом может быть как один человек, так и группа людей, поэтому выделяют индивидуальное, семейное, производственное консультирование.

Рабочий инструмент психолога – его личность. А основная миссия – раскрыть внутренний потенциал личности клиента для того, чтобы он смог самостоятельно решить свою проблему.

Многие люди заблуждаются, считая, что психологи дают советы. «Не советуй!» – это одно из правил профессиональной этики. Квалификация психолога обратно пропорционально количеству даваемых им советов.

Психолог помогает разобраться в проблеме и найти решение в ходе консультативной беседы. Он делится имеющейся у него полезной для клиента психологической информацией, делает выводы, обобщает сказанное, констатирует факты, прогнозирует и рекомендует, но право выбора как распоряжаться собственной жизнь, остается за клиентом.

Практический психолог, кроме принципа «Не советуй!», в работе придерживается таких «заповедей»:

  1. Не навреди!
  2. Никогда не используй в корыстных целях информацию, полученную от клиента.
  3. Не предлагай свои услуги, пока об этом не попросят.
  4. Делай выводы и выбирай методы работы, не противоречащие науке.
  5. Стой на пути профессионального и личностного роста.

Чаще всего к психологу обращаются в крайних случаях, когда проблема приобрела масштабный характер, а поиски путей ее разрешения привели в тупик. Не всякую проблему можно решить! С некоторыми жизненными трудностями психолог лишь может помочь смириться и принять.

Самые распространенные жалобы, с которыми клиенты обращаются к психологам:

  • проблема затруднений в общении,
  • стресс, связанный с работой или ее потерей,
  • страхи и фобии,
  • депрессии и суицидальные мысли,
  • семейные конфликты,
  • смерть близкого человека,
  • измены партнера,
  • кризисные периоды в жизни.

Не бывает двух одинаковых клиентов, каждое консультирование уникально. Психолог разрабатывает программу индивидуального консультирования и проходит путь личностного роста вместе с клиентом. Вместе, но не вместо него! Ни один психолог не поможет клиенту, если он не захочет помочь себе сам.

Психологическая коррекция

Границы между понятиями «психологическая коррекция» и «психотерапия» довольно размыты. И там и там психолог осуществляет воздействие на психику клиента. Однако разница между психотерапией, которая является, по сути, лечением, и психокоррекцией велика. Она в методах, средствах, силе воздействия и категории людей с которыми работают специалисты.

Психолог корректирует ту или иную психологическую структуру, желая обеспечить полноценное развитие и функционирование личности, а психотерапевт имеет целью коренное изменение личности. Психотерапевт приводит психику в норму, а психолог обеспечивает благополучное развитие и функционирование здоровой личности.

Коррекция психики – это:

  • исправление особенностей психологического развития личности не соответствующих оптимальной модели жизнедеятельности;
  • формирование нужных психологических качеств, моделей, привычек для повышения адаптации в быстро изменяющихся или стрессовых жизненных условиях.

Психологическая коррекция может быть как индивидуальной, так и групповой. Психолог разрабатывает психокоррекционную программу, предусматривающую систематическую целенаправленную работу клиента над собой.

Психокоррекции поддаются многие личностные недостатки: конфликтность, агрессивность, пассивность, замкнутость, застенчивость, лживость и прочие.

Грубо говоря, любая работа над собой, имеющая целью улучшение того или иного качества или формирование новой положительной черты характера, привычки, модели поведения – это коррекция психики.

Психотерапия

Психотерапия – система лечебного воздействия на психику. Сегодня рамки этого понятия расширились настолько, что часто смыкаются с понятием «психологическая консультация», так как во время ее проведения психолог может оказать воздействие, относящееся к разряду психотерапевтических, но не выходящее за рамки его компетенции.

Специалист, имеющий высшее психологическое образование и дополнительно обучившийся, к примеру, гештальттерапии, не только психолог, но и гештальттарапевт, а значит, он имеет право в психологическом консультировании применять гештальттерапевтический подход.

Психотерапевт – специалист, имеющий медицинское и/или психологическое образование, то есть психотерапевт – не всегда врач, он может и не обладать знаниями в области медицины.

Психотерапевт «лечит» душу, а то, к каким средствам и методам он прибегает, зависит от психотерапевтического направления, в рамках которого он работает.

Читайте также:  Взросление - психология

Направлений и видов психотерапии множество:

  • психоанализ,
  • гештальттерапия,
  • трансактный анализ,
  • логотерапия,
  • нейролингвистическое программирование,
  • психодрама,
  • арт-терапия,
  • холотропное дыхание,
  • системно-семейные расстановки,
  • когнитивная,
  • позитивная,
  • поведенческая,
  • гипносуггестивная,
  • рациональная психотерапия и многие другие виды.

Выбирать направление следует, опираясь на характер проблемы и личностные особенности. Например, фобии чаще всего лечатся методами поведенческой терапии, а в работе с детьми используют арт-терапевтические методы.

Психотерапия может быть как индивидуальной (очные встречи клиента и терапевта), так и групповой (психотерапевтические группы).

Следует различать работу психотерапевта и врача-психиатра. Эти два специалиста могут работать параллельно с одним и тем же клиентом, но при этом психиатр будет назначать психотропные препараты, воздействующее на организм, а психотерапевт – лечить психику, воздействуя на сознание и бессознательное посредством беседы и взаимодействия с клиентом.

Грамотный специалист, при обращении клиента, оценивает его проблему и определяет, вписывается ли она в рамки его компетенции. Если нет, он перенаправляет или дает рекомендации по обращению к специалисту другого профиля.

Во многих развитых странах нормально и совсем не зазорно обращаться за помощью к практикующему психологу.

В нашем же менталитете сохраняется и привычка обращаться к психологу только тогда когда «тянуть уже дальше некуда» и боязнь заработать репутацию «психа».

Важно понимать, что чем раньше клиент обращается к психологу со своей проблемой, тем меньше вероятность того, что ему потребуется помощь психиатра.

За какой психологической помощью Вам случалось обращаться или приходилось получать?

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/napravleniya-deyatelnosti-psixologa-praktika

Практическая психология

Практическая психология

Фото с сайта www.mrwallpaper.com

Наверняка, многие из вас встречали понятие «практическая психология», ведь вряд ли в нашем обществе найдется хотя бы один человек, жизнь которого не омрачали бы те или иные проблемы.

Однако улучшить качество своей жизни, добиться душевной гармонии, наладить общение с окружающим миром и избежать повторения ошибок под силу каждому.

Для этого достаточно самостоятельно изучить основы практической психологии или обратится за помощью к соответствующему специалисту.

Практическая психология — это средства, методы и приемы воздействия на поведение человека через его психологическое восприятие.

Другими словами, этот вид психологии ориентирован на практические запросы широкого круга людей, обладающих достаточным уровнем образования и культуры, которые возникают у человека в разных сферах его жизнедеятельности.

Задача практического психолога — помочь каждому конкретному человеку разобраться в себе и своих проблемах, после чего совместными усилиями найти рациональный выход из сложившейся ситуации с минимальными нервно-психологическими потерями.

 Практическая психология: основные направления

В современной практической психологии нет единой системы знаний. Вместо этого имеются различные направления, школы и методы работы, позволяющие добиваться хороших результатов в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей индивидуального развития человека. На сегодняшний день можно выделить такие наиболее известные школы и направления, как:

— арт терапия;

— психоанализ;

— холодинамика;

— транзактный анализ;

— гештальт-терапия;

— психосинтез.

Все эти школы и направления специализируются на изучении отклонений от нормы и доведения до нормы поведения человека. Однако существуют и образовательно-развивающие школы, которые занимаются так называемым личностным ростом и возможностями, позволяющими подняться выше так называемой  нормы. Среди таких школ наибольшей популярностью пользуются:

— соционика;

— синтон;

— НЛП (нейро-лингвистическое программирование);

— Лайфспринг.

Отличие практической психологии от прикладной

Практическая психология, в отличие от прикладной, которая работает исключительно в рамках научных исследований, опирается на хорошо зарекомендовавшие себя рабочие метафоры, не имеющие под собой научной основы.

Иными словами, если прикладная психология ориентирована, прежде всего, на специалистов, то практическая психология — на широкие круги населения, не имеющие специального образования.

Поэтому и языки у них разные: у прикладной — научный, переполненный профессиональными терминами, у практической — доступный, характерный для повседневного общения.

Ярким примером может послужить метафора Родитель — Взрослый — Ребенок, которая была введена Эриком Берном. Несмотря на отсутствие научной основы, эта метафора приносит большую пользу в психотерапевтической работе и психологическом консультировании.

Отличие практической психологии от популярной

Популярная психология предоставляет широкому кругу населения фундаментальные и практические знания в упрощенной форме, без использования профессиональной терминологии. Поэтому ее можно просто почитать ради интереса, без какой-либо конкретной цели.

Практическая психология ориентирована преимущественно на определенные запросы людей, и содержит в себе ответы на большинство животрепещущих вопросов, связанных со всеми сферами жизнедеятельности человека.

Поэтому она востребована, прежде всего, теми читателями, которые ищут ответ  на конкретные интересующие их вопросы:как изменить свою жизнь, как изменить свои эмоции, свой характер, какую-то жизненную ситуацию.

Психотерапевтическая практика в практической психологии

 Большая часть работы практикующего психолога тесно связана с психотерапевтической практикой.

Объясняется это тем, что к специалистам чаще всего обращаются люди, проблемы которых в большей степени имеют психотерапевтический характер.

Таким людям нужно найти не столько решение какой-либо определенной проблемы, сколько разобраться с проблемами личностного характера. Например, » Как преодолеть душевную боль?» или «Что делать, если ничего не хочется?».

Где применяется практическая психология

Наиболее удачные применения практической психологии в повседневной жизни можно увидеть на примере работы политиков, врачей, руководителей, педагогов, священников и т.д. То есть, той категории людей, которым в процессе общения приходится оказывать влияние на других людей.

Необходимо отметить, что знания о психологии человека, которые они активно используют, как правило, были получены ими исключительно на основе жизненного опыта.

Такими же знаниями пользуются и те люди, которые без специального психологического образования, пытаются оказать или оказывают помощь другим людям (например, народные целители, экстрасенсы и т.д.).

Таким образом, практическая психология — достаточно эффективный способ не только для решения проблем, но и для совершенствования и развития своей личности, основанный на личном опыте и реальных результатах людей, которые практикуют в этой области и передают свои  знания другим.

Источник: http://mirna360.com/psixologiya/prakticheskaya-psixologiya-putevoditel-po-lichnostnomu-razvitiyu.html

Направления психологии

Автор Evgeniy в 04/10/2013. Опубликовано Психология 101

Поскольку психология затрагивает целый ряд научных областей, в ней постоянно появляются новые исследовательские и практические направления. Некоторыми из этих направлений всерьез заинтересовались колледжи и университеты.

Такую науку, как психология, можно условно разделить на два основных раздела. К первому относят проведение исследований, направленных на повышение наших знаний, второй связан с практической деятельностью, где знания применяются для того, чтобы решать реальные задачи.

В психологии постоянно появляются новые исследовательские и практические направления. Это происходит потому, что она затрагивает целый ряд других научных областей, в том числе биологию, философию, антропологию и социологию. Некоторыми из этих направлений заинтересовались колледжи и университеты, включившие их в свои образовательные программы и предлагающие обучение на курсах по этим темам.

Биопсихология. В данной области психологии известно множество направлений, в том числе поведенческая биопсихология, нейробиология, психобиология и нейропсихология.

Биопсихологическое направление изучает взаимосвязь между мозгом и поведением индивидуума (например, каким образом наш мозг и нервная система влияют на наши мысли, чувства и настроения).

Так что, данное научное направление можно рассматривать как совокупность классической психологии и множества нейронаук.

Клиническая психология. Она является крупнейшим специализированным направлением в области психологии.

Специалисты данного направления применяют психологические принципы и исследования для оценки, диагностирования и лечения пациентов, которые имеют душевные и умственные отклонения.

Клиницисты часто занимаются частной практикой, но многие из них работают в различных общественных центрах, университетах и колледжах.

Психология развития. Психологи этого направления изучают физическое и умственное развитие человека в течение всей его жизни. Они, как правило, специализируются в таких областях, как психологические особенности развития младенца, ребенка, подростка либо гериатрическое развитие, а также изучают особенности задержки в развитии.

Судебная психология. Судебные психологи изучают особенности применения психологических принципов при решении правовых вопросов. Эта деятельность может включать изучение поведения преступников или тех, кто непосредственно работает в судебной системе. Специалистов в данной области часто приглашают, чтобы дать оценку показаний свидетелей при рассмотрении дел в суде.

Индустриально-организационная психология. Специалистами, работающими в этой области, применяются психологические принципы исследования проблем, связанных с организацией труда. Например, ими изучаются психологические аспекты поведения человека на своём рабочем месте.

Некоторые психологи, специализируются в таких областях, как человеческий фактор, эргономика и взаимодействие человека и компьютерной техники.

Исследования в области индустриально-организационной психологии имеют преимущественно прикладной характер, поскольку призваны решать реальные проблемы.

Психология личности. Личностные психологи изучают характеристику структуры мыслей, чувств и поведения, делающих каждого человека уникальным. Они зачастую работают в учебных заведениях в качестве преподавателей либо исследователей.

Социальная психология. Специалисты, работающие в этой области, изучают социальное поведение людей. В том числе то, как индивидуальное поведение отдельного человека влияет на его взаимоотношения с окружающими. Эти психологи часто проводят исследования в академической среде, но многие работают и в таких областях, как реклама и управление.

Школьная психология. Специалисты этого профиля работают в системе образования и призваны помогать детям в решении эмоциональных, социальных и академических вопросов.

Для того, чтобы найти решение всех этих порой очень непростых проблем, они должны сотрудничать с учениками, преподавателями и родителями. Большинство школьных психологов работают в начальных и средних школах, некоторые – в частных клиниках, больницах, государственных учреждениях и университетах.

Кто-то занимается частной практикой, работая в качестве консультантов, особенно это касается тех, кто имеет докторскую степень в области школьной психологии.

Источник: http://aboutyourself.ru/101/napravleniya-psixologii.html

Практическая психология что это? Методы практической психологии

Особенностью практической психологии является ее ориентированность на работу с людьми. Практические психологи оказывают услуги практической психологической помощи, консультируют, проводят тренинги.

Основные проблемы, на которые ориентируется практическая психология, ‒ это вопросы взаимодействия человека с окружающими, личностный рост, стремление к внутреннему равновесию.

В основе этого направления психологии лежат методы и приемы прямого воздействия на человека и на его поведение.

Часто практическую психологию сравнивают с психотерапевтическими методиками, но это не одно и то же. Многие люди действительно обращаются к практическим психологам с запросами, решения которых требуют психотерапевтической работы. Но вся деятельность не сводится к одному этому аспекту.

Практическая психология включает в себя много сфер и направлений. Каждый раздел выполняет свои определенные функции. Сюда относятся психологическое образование и обучение, психодиагностика, психокоррекция, психология развития.

Особенности практической психологией как отрасли в психологической науке

Практическая психология ‒ это не то же самое, что популярная психология (житейская), хотя их часто путают. Основное отличие между этими понятиями состоит в том, что житейская психология ориентирована на широкий круг потребителей, нередко статьи из этой отрасли имеют развлекательный характер.

Читайте также:  Что такое настоящая команда - психология

Практическая психология обязательно базируется на научной основе и ориентируется на конкретные запросы. Как правило, книги по практической психологии предназначены для раскрытия конкретного вопроса или проблемы, и развлекательный элемент в них далеко не всегда присутствует.

То есть такие книги нужно читать вдумчиво, осваивать их.

Но практическая психология ‒ это и не психология прикладная.

Последняя работает исключительно в научных рамках, а практическая психология использует и научную базу, и определенные приемы и методы без научной основы.

Прикладная психология фокусируется на профессиональной подаче материалов, она ориентирована на специалистов узкого профиля. Книги, материалы по практической психологии направлены на широкий круг читателей.

Практическая психология отличается от других направлений своим отношением к науке. Базируясь на научных данных, она допускает привлечение факторов, не имеющих отношения к точным наукам.

Важным рабочим материалом в этой сфере психологии является практический опыт, а его не всегда возможно подтвердить научными фактами.

Методы в практической психологии

Практическая психология ‒ это сфера, использующая методику тех отраслей, которые являются ее основой. К таким отраслям относятся консультирование, педагогика, психотерапия и другие.

Самыми популярными являются такие методы:

  • подкрепление ‒ суть этого метода состоит в том, что на какое-то действие человека мгновенно дается позитивная или негативная реакция, определенное ответное воздействие;
  • внушение;
  • использования образца.

Но хотя практическая психология и использует методы, применяемые в других отраслях, но этот раздел науки наполняет эти инструменты новым смыслом, актуальным конкретно для практической психологии.

Таким образом, практическая психология ‒ это раздел науки психологии, основное задание которого ‒ использование знаний из этой области на практике. Это прикладная наука, дающая возможность постигать себя, корректировать свое поведение и в итоге изменять жизнь в позитивном ключе.

Источник: http://psihologija.org/stati/prakticheskaja-psihologija.html

Основные направления развития детской практической психологии в зарубежных странах

Поиск Лекций

Практическая психология как отрасль психологической науки.

Теория и практика психологической науки составляют неразрывное единство. Вместе с тем характер отношений между ними, их связь и специфика, их возможности в решении актуальных проблем повседневной жизни человека вообще и ребенка в частности — предмет специального обсуждения в ряде работ (В. М.

Розин, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере).

Наличие существенных отличий между теоретической (академической, фундаментальной) и практической психологией дает основание говорить о существовании двух самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных между собой областей психологического знания.

Им присущи различия в функциях, целях, концептуальном аппарате, методологии, процедурах.

Функции теоретической психологии: изучение возрастных особенностей развития ребенка; разработка и апробация диагностических методик; разработка методов и принципов коррекционной и развивающей работы.

Функции практической психологии: постановка проблем для теоретической психологии; апробация и коррекция методик, методов и приемов работы; апробация теоретических подходов к проблеме развития психики.

Цель фундаментальных исследований состоит в «приращении знаний» об общих закономерностях возникновения, функционирования и развития психики и психологических явлений.

Практическая психология направлена на решение конкретных проблем конкретного человека, конкретной социальной группы. Она осуществляет практическую работу по оптимизации психического развития, профилактике психологических проблем и оказанию психологической помощи населению.

Концептуальный аппарат академической науки сложился для целей описания, объяснения и прогноза некоторых психологических явлений и для «коммуникации внутри научного сообщества».

Концептуальный аппарат практической психологии предназначен для понимания проблем клиента и заказчика и для коммуникации в первую очередь с ними (А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, 1996).

Критерии оценки качества инструмента также различны. Критерии надежности, валидности, репрезентативности — чрезвычайно значимы в экспериментальных исследованиях. В области же практической психологии они не играют главных ролей.

Однако более существенные различия, по мнению А. И. Донцова, Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, прослеживаются в «ценностных предпочтениях» и «самоидентификации» людей, работающих в фундаментальной (академической) и практической областях.

Одно из таких ключевых отличий касается проблемы влияния личности психолога на получаемые результаты.

«Если в фундаментальной науке стремятся к элиминации личности исследователя из метода (метод должен работать «сам по себе»), то в практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода».

Основные направления развития детской практической психологии в зарубежных странах.

Зарождение и развитие детской практической психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом.

Холл одним из первых обратил внимание на важность практического изучения процесса становления психики конкретного ребенка. В своей лаборатории он исследовал подростков, юношей и девушек, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики молодых людей.

Материалы, полученные в результате исследования Холла, позволили составить комплексную характеристику подростков, проанализировать их проблемы, как с точки зрения взрослых, так и с их собственных позиций. Эти данные легли в основу книг «Юность» (1904) и «Проблемы воспитания» (1911).

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась главным образом ее ориентированностью на практику, т. е.

связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Одной из основных целей педологии, по мнению Холла, была разработка рекомендаций для родителей и учителей по обучению и воспитанию ребенка.

Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания практической детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.

Работы Д. Селли«Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894-1915) способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми.

Его труды имели большое значение для развития практической детской психологии и педологии, поскольку Селли изучал, какие ассоциации, и в каком порядке появляются в процессе психического развития детей.

Его исследования показали, что первыми ассоциациями являются ассоциации по сходству, затем постепенно у детей формируются образы предметов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни возникают ассоциации по контрасту.

Данные, полученные Селли, позволили также выделить основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

На основе этих положений последовательница Селли — М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Основой этой системы, достаточно распространенной и на сегодняшний день, стала тренировка ощущений как основных элементов мышления, осознание и интеграция которых способствуют познавательному развитию детей.

Немецкий психолог и педагог Э. Мейман основал психологическую лабораторию при Гамбургском университете, в которой проводились исследования психического развития детей.

Мейман считал, что педология должна не только изучать стадии и возрастные особенности психического развития, но и исследовать индивидуальные варианты развития и проводить его диагностику.

При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и на понимании особенностей психики конкретного ребенка. При лаборатории Меймана была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет.

В ней опробовались разные программы обучения детей, разработанные с учетом периодизации Меймана, а также исследовались различные способы отбора детей в классы на основе их предварительной диагностики.

При этом были экспериментально изучены разные критерии отбора — по уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, а также по адекватному для них стилю общения с учителем. Необходимо отметить, что если одаренность, так же как и познавательные интересы детей, в той или иной степени учитывались и прежде, то проблема взаимодействия учителя и учеников и реакции учеников на разные стили общения впервые с такой полнотой была поставлена именно Мейманом.

Большую роль в развитии детской практической психологии сыграл швейцарский психолог Э. Клапаред. Он основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Ж. Ж. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии.

Клапаред предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, поскольку, по его мнению, у них разный круг изучаемых проблем. Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей.

В то же время прикладная детская психология разделялась им на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста.

Таким образом, Клапаред заложил основы самостоятельной отрасли психологической науки — детской практической психологии, оказав значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем и ее задачи.

Занимаясь экспериментально-психологическими исследованиями (изучая пороги чувствительности, время реакции, ассоциации и другие психические процессы), Гальтон обращал главное внимание не на общие для всех индивидов законы, а на их вариативность у различных людей.

Он изобрел ряд специальных методик для изучения этой вариативности, которые стали истоком новой крупной отрасли психологии — дифференциальной психологии. Возникнув в недрах экспериментальной психологии, она приобрела самостоятельное теоретическое и практическое значение. Особо значимым явилось внедрение в психологию новых математических методов, главным образом статистических.

В изучении вопроса о происхождении умственных качеств Гальтон использовал наряду с биографическим методом и анкеты. Решающую роль в развитии способностей к научной деятельности он приписывал наследственности, влияние же внешних условий и воспитание считал незначительным, а иногда и отрицательным.

В дальнейшем к исследованию индивидуальных различий путем анкетирования Гальтон присоединил эксперимент. Гальтон является автором многих конкретных методов: как диагностики различных признаков, так и установлений корреляции между ними.

Метод исчисления корреляции между переменными существенно обогатил психологическую науку, стал предпосылкой разработки одного из важнейших психологических методов — факторного анализа. Среди достижений Гальтона особо следует выделить разработку и метода тестов. Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в лаборатории Гальтона и в дальнейшем прочно вошел в науку.

Статистический подход — применение серии тестов к большому числу индивидов — выдвигался как средство внедрения в психологию точных количественных методов. Это получило большое практическое применение, а дальнейшее совершенствование техники разработки и применения тестов, распространение их на исследование важнейших психологических параметров (память, мышление, личность) по существу изменило общий облик психологической науки.

определить уровень интеллекта детей, разработал французский ученый А.Бине.

Бине одним из первых психологов начал экспериментально исследовать этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий (например: что такое стул, что такое лошадь, и т.д.).

Обобщив ответы детей в возрасте от 3 до 7 лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в развитии понятий — это стадия перечислений, стадия описания и стадия интерпретации.

Эти исследования привели его к мысли о том, что можно разработать определенные нормативы интеллектуального развития детей и методы, позволяющие провести диагностику процесса формирования их мышления.

Необходимо отметить, что, несмотря на многие недочеты (в частности, недостаточную апробацию при разработке, малое число вопросов), тесты Бине и сегодня являются одними из самых удачных и наиболее адекватно измеряют интеллектуальное развитие детей. Именно при их использовании коэффициент интеллекта получается достаточно постоянной величиной, в то время как у тестов Векслера, которые представляют собой в определенной степени их модификацию, IQ может изменяться в процессе жизни.

Читайте также:  Личный ранг - психология

История Д.п. как самостоятельной отрасли знания началась в сер. 19 в.; до этого времени вопросы Д. п. разрабатывались внутри общей психологии. В ранний период становления Д. п. происходило накопление эмпирич. материала путём наблюдений за ходом психич. развития отдельных детей (дневниковые записи).

Позднее были сделаны попытки систематизации и обобщения материалов Д. п. В конце 19 — нач. 20 вв. в ряде стран появились обобщающие работы, дающие либо суммарную характеристику психич. развития ребёнка, либо освещающие отдельные вопросы Д. п. Развитие Д. п. определялось требованиями пед. практики и было связано с развитием смежных наук.

Значительную роль в её становлении сыграли появление эволюционной теории Ч. Дарвина, успехи физиологии нервной системы и органов чувств (Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов и др.), внедрение в психологию объективных методов исследования. Время формирования Д. п. совпало с периодом мето-дологич. кризиса бурж. науки вообще и психологии в частности.

В связи с этим в бурж. Д. п. происходит отход от сильных на первых порах стихийно-материалистич. сенсуалистич. тенденций и усиление различных идеалистических, а также грубо механистич. направлений. Создаются всякого рода псевдонаучные концепции, фактич.

данные интерпретируются в духе субъективной эмпирической психологии, вюрибургской школы, персонализма, гештальтпсихологии, фрейдизма, бихевиоризма и т. д. Вместе с тем продолжалось накопление эмпирич. материала и развёртывались конкретные исследования по вопросам детского восприятия (К. Коффка, Г. Вернер, Д. Кац, Э. Гибсон и др.), памяти (Э. Мёйман, В.

Штерн, Е. Брунсвик и др.), мышления (А. Бане, К. Бюлер и др.), речи (Штерн, А. Декедр, Мак-Карти и др.)? волевых и эмоциональных процессов (Дж. Уотсон, К. Левин и др.) и т. д.

Источник: https://poisk-ru.ru/s962t5.html

3. Тенденции и направления в развитии современной психологии и практической психологи

3. Тенденции и направления в развитии современной психологии и практической психологиДетская практическая психология

Исследования детского развития продолжались и после 1917 г., так как, в отличие от философов, ведущие ученые, занимавшиеся этими проблемами, не эмигрировали и не были высланы из страны…

История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

2. Основные направления развития современной психологии

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики…

Механизм ситуативного развития готовности учащегося к занятиям

Тенденции в подростковом развитии

Искусство как особая форма духовно-практической деятельности приобретает особую значимость в становлении личности…

Музыкальная терапия: проблемы и перспективы

Часть 3. Виды и основные направления современной музыкальной терапии

В современной музыкотерапии традиционно выделяют 3 «отрасли» (OCRM) (или вида): 1. клиническая МТ; 2. оздоровительная МТ; 3. экспериментальная МТ. 1) Клиническая МТ занимается вопросами лечения различных психосоматических нарушений…

Направления современной нейропсихологии

Направления современной нейропсихологии

К настоящему времени можно выделить следующие направления нейропсихологии. Клиническая нейропсихология (синдромология). Изучает нейропсихологические синдромы, в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия…

Основные направления клинической психологии

1. Сущность и направления современной клинической психологии

Особенности современного состояния и тенденции развития отечественной психологии

4. Перспективы и тенденции развития психологии

Особое внимание уделяется насущным задачам, стоящим перед российскими психологами в новых общественных условиях, важности интеграции теоретического и практического знания…

Перспективы развития психологии, психология XXI века

3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

психология постсоветский интернационализация Исходя им вышеперечисленных актуальных проблем психологии, определяются новые тенденции ее развития. Так, многие исследователи отмечают, что бихевиоризм…

Проблема изучения бессознательного: история и современное состояние

4. Некоторые направления современной науки, исследующие бессознательное

Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследуются в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т.п…

Психологическая устойчивость

4. Психологическая устойчивость в практической психологии

Любой человек хотя бы раз в жизни нуждался в изменении своего психологического состояния в кратчайшие сроки для сохранения психологической устойчивости. Люди стремятся это сделать с помощью различных нехитрых средств…

Разработка и апробация методики психологического консультирования агрессивных детей

1.3 Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии

В этом разделе мы постараемся осветить уже проводимую с детьми работу в области консультирования и психотерапии, выделив схожие положения и методы работы с агрессивным поведением детей…

Разработка коррекционной программы с использованием игротерапии для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

1.3 Основные направления современной игровой терапии

В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это, вероятно…

Тема 1.4. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии

2 2 2 Тема 1.5. Методология и методы социально-психологического исследования 8 2 2 4 8 Раздел II. Большие и малые группы Тема 2.1. Проблемы группы в социальной психологии 4 2 2 2 2 Тема 2.2…

Тема 1.4. Направления и активно развивающиеся отрасли современной социальной психологии

Функции социальной психологии в обществе. Практическая ориентация социальной психологии на современном этапе развития российского общества. Социальная психология в промышленном производстве…

Теория конфликта Р. Дарендорфа

Основные направления в развитии теории конфликта Р. Дарендорфа

Одним из представителей традиции, рьяно оценивающей функционализм как консервативный способ анализа, является Ральф Дарендорф — известный немецкий социолог и идеолог либеральной ориентации…

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/44736

Основные направления деятельности практического психолога

73.Основные направления деятельности практического психолога

Перечень задач, стоящих перед практическим психологом, крайне обширен и зависит от общего характера его работы.

Психолог на предприятии содействует успешному ведению бизнеса (например, промышленный психолог, консультант по социально-психологическим вопросам, организатор и ведущий тренингов и т. п.).

Психолог в образовательных учреждениях способствует образовательному процессу (например, школьный психолог, психолог центра профориентации и переориентации и т. п.).

Практический психолог в медицинских учреждениях принимает участие в постановке диагноза (особенно психиатрических и психосоматических больных) и немедикаментозном лечении. Наряду с этим, есть сферы деятельности, где практический психолог является ведущей фигурой и решает чисто психологические задачи. По этому основанию можно выделить основные направления практической психологии.

Первое направление- это психотерапия, т. е. лечение при помощи психического воздействия. Этот метод используется для лечения психических, нервных и психосоматических заболеваний.

 Психотерапия наиболее эффективна тогда, когда психическому фактору в лечении принадлежит определяющая или весьма существенная роль. По этой причине психологи чаще всего работают с неврозами, пограничными психическими состояниями и психосоматическими заболеваниями.

Работая с неврозами, психолог анализирует причины, вызвавшие конфликты, определяющие состояние клиента, и пытается их разрешить.

При психотерапии неврозов используются различные методы психотерапевтического воздействия, которые по количеству участников условно можно разделить на методы индивидуальной психотерапии и групповую психотерапию, а по характеру воздействия — на методы личностно ориентированной психотерапии, методы суггестивной психотерапии и методы поведенческой психотерапии. (психотерапия, основанная на классическом психоанализе Фрейда и неофрейдизме К. Хорни, Э. Фромма, психобиологической психотерапии А. Мейера, психодраме Якоба Леви Морено, трансактном анализе Э. Берна, индивидуально-психологической психотерапии А. Адлера).

Второе направление — психологическое консультирование. В самом общем виде консультирование — это оказание помощи в определении, уточнении и решении задачи или проблемы, стоящей перед человеком, при условии, что сам консультант не несет ответственности за реализацию решения (но несет ответственность за принимаемые решения).

Между психотерапией и консультированием есть много общего, но существенным отличием является то, что консультирование изначально ориентировано на психически здоровых людей, способных взять на себя ответственность за свои поступки.

Практика консультирования разнообразна и специализирована; она включает в себя несколько видов консультирования:

— семейное консультирование, применяющееся преимущественно для решения проблем взаимоотношений супругов, а также родителей и детей;

— личностное консультирование, применяющееся преимущественно для решения проблем обретения смысла жизни, определения и изменения жизненного пути, проблем личностного роста и т. п.;

— управленческое консультирование, применяющееся преимущественно в качестве психологической помощи менеджерам в решении их проблем и для решения проблем взаимодействий с персоналом, а также в вопросах профконсультирования и профориентации

— специфическим видом консультирования является «телефон доверия», позволяющий человеку обратиться за психологической помощью в наиболее трудные моменты его жизни и предупредить, а часто и предотвратить нежелательные действия и поступки (вплоть до суицидов).

Третье – это психодиагностика (использование психодиагностических методик и позволяющим получать значимую психологическую информацию о конкретном человеке или группе людей)Особой задачей при проведении психодиагностического обследования является интеграция данных, полученных при использовании различных методик, и составление психологического портрета, отражающего индивидуальность человека. Другой, не менее важной задачей является прогнозирование поведения человека в различных ситуациях и при взаимодействии с другими людьми, что бывает важно, например, при формировании команды, выдвижении человека на руководящую должность, при деятельности в сложных и необычных условиях и т. п.

Пример (общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта, предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера)).

Четвертое — психологическая коррекция.

Это один из видов психологической помощи деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. Основные виды психологической коррекции:- семейная коррекция;- игровая коррекция; — нейропсихологическая коррекция;- коррекция личностного роста.- общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующая социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);- частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);- специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с кокретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Источник: http://ifreestore.net/4405/

Ссылка на основную публикацию