Методология: требования к понятию «личностный рост» — психология

Личностный рост психолога: критерии и этапы профессионального саморазвития

Методология: требования к понятию «Личностный рост» - психология

Сегодня стало очень популярным саморазвитие и личностный рост психолога не исключение. Профессии, предусматривающие работу с людьми, заключаются не только в возможности помочь другим, но и в самосовершенствовании себя.

В чем заключается профессионализм психолога? Личностный рост и его аспекты.

Как влияет рост личности на работу психолога и его профессионализм? Ответы на эти вопросы можно увидеть в этой статье и понять, каким должен быть настоящий психолог.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Психолог: врач или человек?

Психолог – человек, помогающий справиться с переживаниями и трудностями во взаимоотношениях с окружающими. Консультация специалиста помогает скорректировать поведение и восприятие, достичь стабильности в общении с другими людьми и самим собой.

Как и любой другой человек, психолог должен расти не только профессионально. Он самостоятельно должен пройти все те пути на пути к идеалу, которые предлагает преодолеть своим пациентам.

Это в первую очередь человек, наделенный чувствами, жизненными переживаниями и трудностями, возможностью выбора и принятия решений.

И когда заходит речь про личностный рост человека, то нужно понимать, что у психологов этот аспект стоит на первом месте.

Специалист, не знающий на практике свои методики – не специалист. Теория должна быть подтверждена практикой и только в этом случае, если есть положительные результаты, можно её рекомендовать своим пациентам.

Психолог, как врач, должен быть уверенным в своих методах лечения, знать, как правильно помочь человеку с его проблемой. Для этого, ему как человеку, нужно расти, самосовершенствоваться и постоянно двигаться вперед.

Такие люди смогут качественно помочь нуждающемуся и поддержать его.

Психолог, как человек должен:

● Постоянно развиваться. ● Уметь находить решение сложностей. ● Принимать себя и других людей. ● Уметь слушать. ● Не останавливаться на достигнутом. ● Психолог, как врач: ● Профессионально расти. ● Самостоятельно пройти через систему самосовершенствования. ● Уметь помочь любому человеку с его проблемой.

● Помочь само реализоваться.

Нужно понимать, что такой специалист помогает не медикаментозными решениями, а правильно подобранными методами борьбы с собой и своими страхами. Постоянное движение вперед – это не только залог успеха для профессионалов, но и для тех, кто хочет стать лучше и научиться решать свои проблемы легко, а и качество личностного роста.

В чем заключается личностный рост психолога?

Личность психолога – орудие его труда. При этом профессиональное осознание, которое выступает залогом успеха и хорошего результата.

Эффективный психолог, за исследованиями многих мировых специалистов, это человек способен творчески мыслить, проводить самоанализ, работать в полном уединении, пользоваться новыми возможностями для получения опыта, легко адаптироваться и гибко мыслить.

Это личность, способна по-новому сформировать эмоции человека и открыть новые. От этого зависит качество личностного роста не только пациента, но и самого специалиста.
Эмоции – важная составляющая нашей жизни. Важно быть в хорошем эмоциональном состоянии, чтобы помочь своему клиенту.

Ведь любые эмоциональные процессы сильно влияют на формирование общего состояния. Уже давно доказано, что эмоции значительно помогают отражать действительность через ощущения, восприятия, представления, но и влияют на изменения окружающей среды в зависимости от своих потребностей, интересов и намерений.

Личностный рост психолога неотъемлемая составляющая профессиональной оснащенности. Каждый специалист должен обладать необходимыми качествами, которые помогут сделать свою работу на высшем уровне и сделать тренинги личностного роста качественными:

● Личная ответственность. ● Толерантность к другим. ● Проявлением инициативы. ● Воспитанностью и тактичностью. ● Разносторонностью интересов (оригинальные идеи, неординарные решение, находчивость). ● Большое стремление к саморазвитию. ● Умение сохранять тайны.

● Владеть интуицией и уметь спрогнозировать ситуацию. Личностный рост психолога заключается в следующем: ● Изменение личностного направления.

На этом этапе расширяется круг интересов и потребностей, постепенно возрастает желание дальше само развиваться, появляется больше желаний для достижений. ● Возрастание квалификации и опыта.

Поиск новых вариантов решения проблем, повышается компетентность, и расширяются навыки человека, креативность в деятельности занимает особое место. ● Раскрытие личных сложных способностей. ● Рост профессиональных качеств.

● Рост психологической готовности к грядущим изменениям или сложностям.

Качество личностного роста психолога зависит от личностной ориентации и постоянной работы над собой. Что стать профессионалом нужно начинать с себя.

Психотерапия и саморазвитие в жизни психолога: профессиональный подход

Саморазвитие человека позволяет сделать многое: начать новую жизнь, открыть для себя новые увлечения, познать свою сущность. Для психолога важно быть открытым для своих клиентов и суметь вовремя помочь.

Саморазвитие заключается в следующих пунктах:

● Самооздоровление. Здоровье человека позволяет сделать много. Если индивид обладает хорошими показателями здоровья, то и все цели будут достигаться без трудностей. Ведь суть состоит не только в достижении результата психологического, но и физического.

● Самообщение. Данный пункт позволяет сделать переоценку своих действий и ценностей, обновить свое кредо и поставить новые цели. Подвергнуть критике отдельные случаи и представления о «хорошо и плохо».

● Самобытность. Стремлением быть собой, не подражать стандартам. Индивидуальность и самобытность развивается не от того что вы пишите стихи или имеете несколько дипломов. Достаточно того, что вы делаете значительные успехи в достижении своих собственных целей.

● Самообразование. Школьное образование или университетское – это не предел открывать и познавать новое. Постоянное питание своего мозга дает почву для размышлений и анализа, учит выбирать, расставлять приоритеты.

● Открытость. Когда человек открытый, то и мир становиться открытым. Коммуникабельность, гибкость в общении позволяет расположить к себе окружающих и научит вас не бояться нового.

Психолог – специалист, который с помощью психотерапии лечит людей, влияет словом не только на психику, но и на физическое состояние. Если человек здоровый духом, то и тело будет всегда здоровым. Психотерапия должна применяться не только по отношению к клиенту, но и по отношению к себе. Ведь психолог – это практик, знающий на себе действие того или иного метода лечения.

Профессиональный рост личности

Личностный рост психолога во многом зависит от специфики его деятельности. Существует много видов и способов, позволяющих личности психолога развиваться и расти. Это и тренинги по собственной программе или уже готовой, специальная литература, мотивирующая на действия, комплексный подход к личностному развитию.

При правильном выборе способа саморазвития профессиональный рост личности будет успешным и стремительным.
Личностный рост психолога прямо влияет на профессиональную деятельность, которая складывается под воздействием множества мотивирующих факторов. Мотивация делает человека успешным и способствует быстрому выполнению поставленных заданий.

Изучение работ ведущих психологов позволяют сделать следующие выводы по поводу профессионального роста личности:

● Профессиональный рост дает возможность самоактуализироваться.

● Личностный рост – основа профессионального роста и становления.

● Вопреки своей индивидуальности и особенностям, становление профессиональной личности подлежит под конкретные особенности и закономерности.

● Индивидуальность профессионализма зависит от внешних факторов: случайные события, влечения человека.

● Знание особенностей профессионального развития позволяет создавать сою историю и проектировать жизнь.
Личностный рост психолога – кропотливая работа, влияющая на профессионализм его деятельности. Настоящий профессионал своего дела будет искать способы для самосовершенствования, для создания новых методов развития человека.

Наш мир переполнен стереотипами и нуждается в помощи. Если есть желание стать индивидуальным, неповторимым, со своею самобытностью, то нужно непрерывно трудиться.

Почему я не могу стать хорошим психологом?

Когда профессионал своего дела развивается, то и его деятельность заметно меняет траекторию. Новые возможности позволяют создавать свои методики лечения, практиковать теорию и проводить анализ. Результат не заставит себя ждать. Но если профессиональная деятельность стоит на месте, то и человек не будет двигаться вперед – застынет морально.

Критерии остановки личностного роста психолога, как профессионала:

● Нежелание слушать. ● Потеря интереса к своей деятельности. ● Неуравновешенность в эмоциональном и психическом направлении. ● Нерешительность и агрессивность. ● Замкнутость по отношению к общению с окружающим. ● Интеллектуальное развитие не имеет прогресса.

● Непонимание позиции других.

Личностный рост психолога позволяет стать настоящим профессионалом своего дела. Это начальный старт в достижении своих целей. Только через проработку своего сознания и внутреннего мира можно стать лучшим в своем деле и в своей жизни.

Так же вам может быть интересно:

Источник: https://zazama.ru/lichnostnyy-rost/lichnostnyiy-rost-psihologa.html

1.1 Подходы к трактовке понятия «личностный рост»

1.1 Подходы к трактовке понятия «личностный рост»

Личностный рост и личностное развитие

Если исходить из того, что Рост, в отличие от Развития, происходит сам, изнутри, то вошедшее в классику понятие «тренинги личностного роста» есть мина и западня.

Тренинги обычно рекламируют себя как-то, что «дает быстрый эффект», но нормальный рост всегда медленный и постепенный, главное требование к росту — не скорость, а правильность роста: «рост в нужном направлении».

На тренингах можно стимулировать личностный рост, но скорость всегда будет задаваться внутренними возможностями личностями, а не усилиями тренера. Описывая существующую тренинговую практику, точнее и правильнее было бы говорить не о тренингах личностного роста, а о тренингах личностного развития.

Однако, скорее всего, скорректировать терминологию уже не удастся, и необходимо только отдавать себе отчет в том, что действительно происходят на тренингах личностного роста: не личностный рост, а личностное развитие. В дальнейшем в работе понятие личностного роста, а, следовательно, и развития будут считаться синонимичными.

Психологическое понятие «Личностный рост» — изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К.Роджерса и А.Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями.

Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала.

Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно четко разделяются на пять групп:

К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К.Роджерса и А.Маслоу. В данном подходе личностный рост естественен, хотя может быть заторможен в случае в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным.

Экзистенциальный подход В.Франкла и Дж. Бюдженталя придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм), согласно которой у человека природной сущности нет, человек изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.

Классический фрейдизм во взгляде на природу человеку пессимистичен, исходит из того, что природа человека негативная — асоциальная и деструктивная. Более того, сам человек с этим справиться не может, и решить эту проблему можно только с помощью помощи психоаналитика. Соответственно, в рамках психоанализа понятие «личностного роста» невозможно и не существует.

Читайте также:  Плач и возрастные особенности - психология

Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми. По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую ее глубину, извращая все движения духа.

В подходе Синтона считается, что люди достаточно разные и единой природы человека нет: есть люди с позитивным потенциалом, есть с неустойчивым, бывают люди и с негативным потенциалом. Однако при грамотном подходе и эффективном воспитании всегда возможна коррекция и в дальнейшем личностный рост.

В НЛП понятие «личностный рост» не используется, поскольку этот подход только моделирует успешные технологии и принципиально отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».

Понятие личностного роста в тренинговой практике

В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имет свои особенности. Многие психологи под личностным ростом понимают чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, зрелости и старости.

Все эти теории и взгляды имеют полное право на существование, важно только то, что применительно к тренинговой практике такое видение личностного роста мало адекватно.

Более интересен в прикладном плане взгляд, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В.

Леви, в частности, писал об этом так: — Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно. (В.Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)

Понятие «Личностный рост» имеет отношение только к здоровой личности. Позитивные изменения в нездоровой личности — в строгом смысле это выздоровление, а не личностный рост. Это психотерапевтическая работа, а не тренинги личностного роста. Однако в тех случаях, когда психотерапия убирает барьеры на пути личностного роста, она на эту цель работает также.

Тренинги личностного роста и развития дают знания и вырабатывают навыки универсального действия, развивают личностный потенциал, помогают успешно решать жизненные задачи и открывать богатую жизненную перспективу.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/33472

Личностный рост и развитие. Технологии личностного роста

В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности.

Многие психологи под личностным ростом понимают чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, зрелости и старости.

Все эти теории и взгляды имеют полное право на существование, важно только то, что применительно к тренинговой практике такое видение личностного роста мало адекватно.

Более интересен в прикладном плане взгляд, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу.

Личностный рост в широком смысле — чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, молодости, зрелости, подготовка к старости.

Личностный рост в узком понимании может начаться только с того момента, когда у человека появляется личность как источник самостоятельного развития и выбора жизненного пути. Сказать, что эти вопросы волнуют всех – едва ли верно.

Кого-то больше волнует выбор успешного или легкого жизненного пути, а не выбор пути своего, кому-то важно «брать от жизни все», а не развиваться. Однако множество людей хотят прожить жизнь свою, которую выбрали сами, и прожить ее ярко и сильно.

Их волнует их личностный рост.

Личностный рост — период жизненного пути личности, охватывающий чаще всего юность, молодость и зрелость, когда происходят качественные изменения личностного потенциала, способствующие более успешному решению жизненных задач и открывающие большее богатство жизненных перспектив. В.Леви, в частности, писал об этом так:

Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно. (В.Леви из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы.»)

Если есть задача личностного роста, то есть и специалисты, которые в этом могут помочь и поспособствовать. Психологи ведут и индивидуальные консультации, и психологические группы, выполняющие, в том числе, задачи личностного роста, а на самом деле решающие одновременно и много других, полезных и специальных задач.

Понятие «Личностный рост» имеет отношение только к здоровой личности. Позитивные изменения в нездоровой личности — в строгом смысле это выздоровление, а не личностный рост. Это психотерапевтическая работа, а не тренинги личностного роста

Мы уже упоминали о том, что в настоящее время психотерапия уже не отождествляется с лечением непосредственно больных, и мы рассматриваем  психотерапию как терапию, направленную на разрешение внутренних проблем человека, на индивидуальное развитие, изменение сознания и поведения человека, на повышение качества его жизни и личностный рост, а иногда и на изменение физического состояния. И в этом смысле любое направление психотерапии может способствовать личностному росту в том числе.

Субъективные ярлычки работы в психотерапевтическом формате: «душевная боль», «ощущение несостоятельности», «расстроенность», «обида», «слабость», «проблема», «нужна помощь», «избавиться».

Субъективные ярлычки работы в формате личностного роста: «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес».

При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоящим».

При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков.

Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.

Главный психологический смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов.

А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях – более) значимо, нежели с миром внешним.

Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми.

То есть полноценный личностный рост возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между личностью, внутренним миром и внешним миром  не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

Личностный рост — это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию.

Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста», который, опираясь на известную формулу К.Роджерса «если – то» (Rogers С.

, 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости.

Иными словами, именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве критериев личностного роста.

При полноценном личностном росте эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность).

Соответственно и критерии личностного роста складываются из интраперсональных и интерперсональных.

Важнейшими из критериев являются следующие:

наверх

Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору», веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.

Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более – лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть – и часто является – мудрее, чем его сознание».

Открытость внутреннему опыту переживаний

«Опыт переживаний» – одно из центральных понятий в гуманистической психологии, используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность – тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как  достойной доверия и «жить настоящим».

Понимание себя

Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т.д.

); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального – вот основные тенденции личностного роста по этому критерию.

Ответственная свобода

Источник: http://www.openreality.ru/school/psychology/integrative/personal-development/main-ideas/

Психология личностного роста: значение определения, общие характеристики

Психология личностного роста: значение определения, общие характеристики

Статьи по психологии Социальная психология Психология личностного роста: значение определения, общие характеристики

На сегодняшний день, когда вакансий становится все меньше, а желающих найти хорошую работу все больше, человеку приходится приспосабливаться к повышенным требованиям работодателей, чтобы не оказаться на обочине жизни.

Рекламные таблоиды предлагают уникальные методики по развитию внутреннего потенциала человека, избавления от скованности и комплексов, достижения карьерных высот и наконец, способы открыть свой бизнес с помощью одной харизмы.

Конечно, большинство предложений такого плана, направлены исключительно на продажи, и не имеют ничего общего с реальностью.

Чтобы правильно подойти к вопросу, необходимо понять смысл самого определения «личностный рост»:

  • Личностный рост подразумевает за собой развитие внутреннего потенциала человека.
  • В психологии, адекватная оценка самого себя, является неотъемлемой частью стратегии личностного роста.
  • Способность индивида поставить четкие задачи, соответствующие своим силам и возможностям, является отражением внутренней гармонии и правильного восприятия себя как личности.
Читайте также:  Законы рф о семье - психология

Итак, из трех пунктов, которые определяют само понятие «личностный рост», можно увидеть, что развитие человека как личности не ограничивается исключительно карьерными рамками. Чтобы добиться успеха в карьере и занимать достойное положение в обществе, индивиду необходимо также заниматься саморазвитием в полном смысле этого слова.

Основные моменты, которые характеризуют человека как личность:

  • Физическая форма;
  • Кругозор;
  • Образ жизни;
  • Самооценка;
  • Внешний вид;
  • Культура поведения.

То есть, по сути, индивид, который хочет добиться личностного роста, должен развиваться во всех пяти направлениях.

Если с физическую форму можно откорректировать в тренажёрном зале, а внешний вид в магазине одежды, то вопрос с самооценкой чаще всего приходится решать в кабинете психолога.

Однако среди специалистов, мнения по этому вопросу разделяются: одни считают, что если человек добьется успеха в пяти направлениях, то вопрос с самооценкой отпадет сам собой, так как, добиваясь успеха в чем-то, человек становится уверенней в себе.

Другие же, считают, что добиться успеха в других направлениях достаточно сложно, а в некоторых случаях невозможно, если человек не достаточно уверен в своих силах. Читатель должен понимать, что саморазвитие любит постоянство. Только ежедневная работа над улучшениями своих характеристик, поможет человеку обрести гармонию с собой и достичь желаемых карьерных высот.

Источник: http://1vc0.ru/nauka/psyhology/psixologiya-lichnostnogo-rosta-znachenie-opredeleniya-obshhie-xarakteristiki.html

Личностный рост и его критерии(Братченко С.Л.) Публикации на сайте экзистенциальной психологии

Я обнаружил, что … понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется,чем о самой реальности, стоящей за этим понятием.А. Маслоу

В отечественной психологии и педагогике сегодня стали очень распространенными, даже модными слова «самореализация личности», «самоактуализация», «личностный рост» и т. п.

Однако, на наш взгляд, полноценного содержательного наполнения эти «новые формулы» пока у нас не получили и либо используются в метафорическом смысле, очень неопределенно, скорее как лозунги, либо служат лишь новым красивым ярлыком, который с легкостью перешивают на старые «одежки» (вместо, например, устаревших «всестороннее развитие личности», «формирование нового человека» и т. п.). В последнем случае с неизбежностью получаются своеобразные «кентавры», так как попытки механического переноса идей зарубежных авторов на нашу психолого-педагогическую теоретическую «почву» заведомо обречены как мини­мум на несоответствие (а чаще именно «почва» решает дело, и ростки нового просто не приживаются). Поэтому важно понять, что идеи само­реализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе, а являются следствием более глубоких установок, задающих вполне определенныйподход к человеку и его развитию. В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармо­нии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления» (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна — ценностная составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом кон­цептуальных построений. Если приложить критерий веры-неверия в человека. В свое время Макс Отто утверждал: «Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто нами — С. Б., М. к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы — неравные): «доверяющих» человеческой природе (т. е. гуманистически ориентированных) и «недоверяющих». Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение:

а) в группе «недоверяющих» (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная — асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой ней­тральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность»;

б) в группе «доверяющих» (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изна­чально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбо­ра человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной. В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущ­ности человека решается и вопрос о том, «что делать» с этой сущно­стью, чтобы человек стал «лучше», как его правильно развивать, вос­питывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это «лучше» понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспита­ния принципиально решается следующим образом: если сущность че­ловека негативная, то ее надо исправить; если ее нет — ее надо создать, сконструировать и «вложить» в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная — ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека). Более схематично типологию базисных имплицитных устано­вок в мире психологических концепций можно представить в виде таблицы. Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии), безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на наш взгляд, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого выбора.

Таблица: Базисные установки психологических концепций

Базисная установкаПрирода человекаСмысл воспитанияОсновные представители
Неверие в человекаНегативнаяИсправление,компенсацияКлассический фрейдизм
НейтральнаяФормирование,коррекцияБихевиоризм, Большинство подходов в советской психологии
Вера в человекаБезусловно-позитивнаяПомощь в актуализацииКонцепции К. Роджерса,А. Маслоу
Условно-позитивнаяПомощь в выбореЭкзистенциальный подход В. Франкла, Дж. Бюджентала

Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и са­мореализации является логическим продолжением взгляда на человека в гуманистической психологии и по сути своей несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими и т. п.

Представленное здесь понимание личности и личностного роста опирается на концепцию одного из лидеров «движения за гуманизацию психологии» Карла Роджерса — его личностно-центрированный подход.

(При этом важно иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии — отсутствие жесткой концеп­туальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований; его представители признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории.)

Личность

В самом общем виде личность — это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность — это внутренняя система саморегуляции человека.

Она ис­пытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые услов­но можно обозначить как организм, внутренний мир (т. е. человек как живое существо в целом), и среда, внешний мир в широком смысле, включая в первую очередь других людей.

Соотношение между этими тремя движущими силами и определяет линию жизни человека; его можно представить в виде своеобразного треугольника развития:

Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность.

Однако эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий — прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами.

Причем, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признается в первую очередь за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, «главная движущая сила жизни» и развития человека — стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом «тенденцией к актуализации». И потому для личности исход­ные, определяющие отношения — именно с внутренним миром, с са­мим собой.

Это одна из центральных идей личностно-центрированного подхода: если человек (личность) свободен и имеет возможность прислушаться к себе и опереться на себя как на целостное природное существо, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека — несмотря на возможные ошибки и трудности — к большей зрелости, к более полноценной жизни. Очень важно, что эта тенденция признается заложенной в природе человека как потенциал, который актуализируется при определенных условиях, но не формируется и не управляется внешними силами: «это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно» (Лэндрет Г., 1994, с. 63).

Отношения личности с внешним миром — особенно с миром других людей — куда более сложные, неоднозначные и драматичные. Со стороны личности есть сильная заинтересованность в контакте с другими людьми, — человек, как утверждает К. Роджерс, «неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях» (П. Тиллих, К. Роджерс…, 1994, с. 136).

Более того, центральный компонент личности — «Я» — имеет очень сильную потребность в самоуважении, которая поначалу (в детстве) удовлетворяется в первую очередь через получение уважения, признания и любви от других людей (прежде всего — значимых взрослых).

Иными словами, личность ребенка не просто ориентирована на взаимоотношения с социальным миром, а оказывается в существенной зависимости от них.

Личностный рост

Прежде всего, можно определить то, что, исходя из гуманистических представлений, не является собственно развитием личности, но с чем его часто смешивают.

То есть личностный рост (ЛР) — это: не усвоение каких-либо знаний (включая и этические); не освоение какой- либо деятельности, и уж тем более — «общественно-полезной»; не формирование устойчивой «системы ценностных ориентации»; не «присвоение ребенком общественной человеческой сущности»; не формирование «активной жизненной позиции»; не развитие «способности созидать новые формы общественной жизни»; не освоение «образа идеального взрослого».

Каждое из перечисленных направлений изменения человека имеет определенный позитивный смысл.

Но в контексте обсуждаемой проблемы важно то, что все они в той или иной степени усиливают разво­рот личности «от себя» и потому не способствуют ЛР, а скорее препят­ствуют ему, пытаясь подменить развитие личности формированием важных и нужных качеств, но с точки зрения каких-либо внешних, внеличностных критериев. Причем во всех этих случаях формирующие усилия прикладываются только по одной линии «треугольника развития» — по линии взаимодействия «внешний мир — личность».

Главный психологический смысл ЛР — освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех ос­новных личностных атрибутов (см. выше). А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях — более) значимо, нежели с миром внешним.

Принципиаль­но важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми.

Читайте также:  Позитивные шаблоны общения - психология

То есть полноценный ЛР возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами «треугольника развития» не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

Личностный рост не тождествен продвижению человека по «лестнице возрастов»; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста», который, опираясь на из­вестную формулу К.Роджерса «если — то» (Rogers С.

, 1959), можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Ины­ми словами, именно эти изменения — их содержание, направленность, динамика — свидетельствуют о процессе ЛР и могут выступать в каче­стве критериев ЛР.

При полноценном ЛР эти изменения затрагивают взаимоотноше­ния личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии ЛР складываются из интраперсональных и интерперсональных. Важнейшими из них являются следующие[*]:

Интраперсональные критерии ЛР:

Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (Роджерс К., 1993, с.69), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.

Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более — лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть — и часто явля­ется — мудрее, чем его сознание» (Роджерс К.

, 1994, с. 242).

Открытость внутреннему опыту переживаний.

«Опыт переживаний» — одно из центральных понятий в гуманистической психологии, | используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока») субъективного переживания событий внутреннего мира (включающих и отражение событий мира внешнего).

Чем более сильная и зрелая личность — тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим».

Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т. д.

); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я»-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального — вот основные тенденции ЛР по этому критерию.

Источник: http://hpsy.ru/public/x1332.htm

К проблеме личностного роста

К проблеме личностного роста

Одной из важных и актуальных проблем современной психологии остается проблема личностного роста. Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по данной проблеме, показывает неоднозначность и многообразие подходов к ее рассмотрению.

Впервые феномен личностного роста был сформулирован в рамках гуманистической концепции К.Роджерса и А.Маслоу. Внутренняя природа личности человека раскрывается через самоактуализацию – «активной воли к здоровью, импульс к росту – или актуализации человеческого потенциала», — Маслоу (1967).

В данном контексте самоактуализация – биологически обусловлена, обеспечивается «ростом изнутри», и важно, чтобы социальные условия общества не мешали этому росту.

Если личность созревает в благоприятном окружении, на основе активных усилий со стороны человека в направлении реализации своей природы, креативные силы проявляются ярче [12, с.248].

Для личностного роста важны два требования: посвящение себя чему – то более высокому, чем собственное «я», и успешное выполнение поставленной задачи. Креативность, непосредственность, смелость и упорная работа – это основные характерные черты самоактуализирующихся людей [11, с.406]:

  1. Лучшее восприятие реальности;

  2. Лучшее принятие себя, других, окружающего мира;

  3. Увеличение спонтанности поведения;

  4. Способность концентрироваться на проблеме;

  5. Эмоциональная независимость;

  6. Богатая внутренняя жизнь;

  7. Автономия и способность противостоять социальному натиску;

  8. Зрелость чувств;

  9. Опыт трансперсональных переживаний;

  10. Лучшее понимание человека как человека (вне социальных клише);

  11. Улучшение межчеловеческих взаимоотношений;

  12. Демократические признаки в собственном характере;

  13. Усиление креативности;

  14. Более объективная система оценок [1, с.406].

Представление личностного роста К.Роджерса различает актуализацию и самоактуализацию, показывая избирательность первой. «Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному «Я», а именно в этом суть актуализации» [3, с.

39 — 40].«Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация – это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма» (Rogers, 1961, р. 35). Утверждение о том, что рост возможен и является главной целью организма, — один из главных постулатов Роджерса [11, с.

373].

Таким образом, личность самоактуализующаяся – индивид, вышедший на уровень самоактуализации. Человек оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков, таких как зависть, злоба, цинизм и т.

д.; не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму. Он отличается высокой самооценкой, принимает других, природу, независим, лишен условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора [7, с.248].

Понятие «самоактуализации» по К.Гольдштейну (1939) представляет собой основной мотив. «То, что выглядит как различные драйвы – голод, секс, власть, достижения, любопытство, — лишь проявление главной силы жизни – самоактуализации.

Когда люди голодны, они актуализируются посредством еды; если они жаждут власти, они актуализируются, обретая ее. Удовлетворение любой отдельной потребности выходит на авансцену тогда, когда это является предпосылкой для самореализации всего организма.

Само – актуализация – творческая тенденция человеческой природы. Она – основа развития и совершенствования организма» [12, с.228].

Анализ зарубежной психологической литературы показывает, что существующие подходы к личностному росту различаются не только теоретическими и терминологическими установками, но и тем, что в них служит предметом и целью исследования и психологического управления. В частности, в структуре процессов личностного роста выделяют:

  • психологические параметры общения, способствующего личностному росту (Роджерс К.; Сатир В.);

  • эффекты личностного роста, отраженные в продуктах деятельности, особенностях самосознания (Роджерс К., Маслоу А.);

  • процедуры группового и диалогового взаимодействия, инициирующие личностные изменения (Рудестам К.);

  • пошаговые психотехнологии переформирования неэффективных привычек личности (Бэндлер Р., Гринндер Д.);

  • структура процессов личностного роста обнаруживается в единицах анализа психологических школ (Фейдимен Дж., Фрейгер Р.) [6].

Своеобразие проблемы личностного роста отражено в трудах Альфреда Адлера (1870 – 1937), определяя структуру самосогласующейся и единой личности через преодоление чувства неполноценности, или «комплекса неполноценности»
к позитивному развитию и личностному росту. Для развития личностного роста человека и преодолении «комплекса неполноценности» необходимо:

  1. понять специфический стиль жизни человека;

  2. помочь человеку понять себя;

  3. усилить социальный интерес [8, с.144].

С точки зрения Р.Ассаджиоли личностный рост будет сопровождаться кризисами духовного развития:

  1. Кризис, предшествующий духовному пробуждению;

  2. Кризис, вызванный духовным пробуждением;

  3. Реакцию, следующую за духовным пробуждением;

  4. Фазы процесса преобразования [9, с.452].

Внутренняя работа, направленная на трансформацию себя, откроет новые горизонты в личностном росте человека. Духовные кризисы будут выступать интеграторами в личностной трансформации на пути развития и роста личности.

В трудах зарубежных психологов Э. Берна, Дж. Бьюдженталя, М. Джеймса и Д. Джонгварда, Л. Камерон-Бэндлера, Д. Гордона и М. Лебо, Г. Лейщ, Дж. Рейнуотера, Ф. Перлза, К. Рудестама, В. Франкпа, И. Ялома и др. также отмечена проблема «личностного роста».

Несмотря на то, что сам термин «личностный рост» не использовался известными психологами, чьи работы определяли пути становления отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.

), тем не менее, каждый из них в большей или меньшей степени затрагивал данную проблематику. Большинство авторов термину «личностный рост» предпочитает термины «самоактуализация» (Е.В. Андриенко, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Горячева, И.И. Осадчева и др.

), «самореализация» (ЛАКоростылева, Д.А.Леонтьев, Р.К.Мамеркулова, О.Ш. Тустовит и др.), «самосовершенствование» (Н.М. Гаджиева, Л.Ш. Гримак, Ю.М. Орлов), «саморазвитие» (Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров и др.), «самоосуществление» (А.Г. Асмолов), «работа личности» (М.Ш.

Магомед-Эминов), которые, как правило, используются в их работах как синонимы.

Отечественная психотехническая практика представлена работами Н.Р. Битановой, В.Ю. Большакова, Ф.Е. Василюка, И.В. Вачкова, Н.М. Гаджиевой, О.В. Немфинского, А.С. Пругченкова, О.К. Романенко, С.С. Харина, Г.А. Цукерман, Б.М. Мастерова и мн. др. [4].

В работе Ф.Е.Василюка предлагается оригинальная типология кризисных ситуаций.

Автор справедливо отмечает, что внешние обстоятельства, сами по себе, прямо и однозначно не определяют того, какие последствия они будут иметь в жизни человека.

Одна и та же ситуация для одного человека может обернуться глубоким
и непреодолимым кризисом, тогда как для другого – всего лишь частным конфликтом или даже – вызывающей неудобство фрустрацией [9, с.433].

«Актуальная потребность в саморазвитии, стремление
к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Кроме всего прочего, саморазвитие есть источник долголетия человека», — пишет А.А.Реан [5, с.294 — 295].

«Рост – это процесс количественных изменений в ходе самосовершенствования той или иной психической функции. Если не удается обнаружить качественных изменений – это рост», — уточняет Д.Б.Эльконин (1989) [10, с.11].

Как отмечают С.Л.Братченко, М.Р.Миронова смысл личностного роста — это «освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация
и развитие всех основных личностных атрибутов. Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью» [2, с.38 — 46].

Интраперсональными критериями личностного роста являются:

  1. принятие себя;

  2. открытость внутреннему опыту переживаний;

  3. понимание себя;

  4. ответственная свобода;

  5. целостность;

  6. динамичность.

Интерперсональными критериями личностного роста являются:

  1. принятие других;

  2. понимание других;

  3. социализированность;

  4. творческая адаптивность.

Согласованность вышеперечисленных критериев реализуют личностный рост.

Слагаемые личностного роста: самопознание, саморазвитие, самосовершенствование и самореализация.

Литература:

  1. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – С.406

  2. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии / Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. — С.38 – 46

  3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 – х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. – С.39 – 40

  4. Кузовкин В.В.Психотехнический подход к активизации личностного роста в подготовке офицеров запаса: диссертация …кандидата психологических наук: 19.00.01 Москва, 2003. 239С.

  5. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2 –е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С.294 — 295

  6. Личностный рост военнослужащих в терапевтической группе | материал из курсовой работы — военная кафедра [Электронный ресурс] http://referat.mirslovarei.com/voennaja-kafedra/9751-lichnostnyj-rost-voennosluzhashhix-v-gruppe.html

  7. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под общ.ред. В.Б.Шапаря. – Изд. 2 –е — Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – С.248

  8. Психология личности / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. – Ростов н /Д: Феникс, 2009. – С.144

  9. Психология личности /под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея, В.В.Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – С.433 – 452

  10. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть / под ред. А.А.Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2007. – С.11

  11. Фрейджер, Р., Фейдмен, Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдмен. Пер. с англ. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2006. – С.373 – 406

  12. Холл, Кэлвин С., Линдсей, Гарднер. Теории личности / Пер.с англ. И.Б.Гриншпун. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – С.228, С.248

Источник: https://moluch.ru/archive/45/5560/

Ссылка на основную публикацию