Идея — психология

ИДЕЯ

В данном труде я иногда пользуюсь понятием «идея» для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом (см.). Образ может быть личного или безличного происхождения. В последнем случае он является коллективным и отличается мифологическими свойствами.

Тогда я обозначаю его как изначальный или первичный (исконный) образ. Но если образ не имеет мифологического характера, то есть если он лишен созерцаемых черт и является просто коллективным, тогда я говорю об идее.

Итак, я употребляю слово идея для выражения смысла, заключенного в изначальном образе, смысла, абстрагированного от конкретики этого образа. Поскольку идея есть абстракция (см.), постольку она представляет собой нечто производное или развившееся из более элементарного, она является продуктом мышления.

В таком смысле — чего-то вторичного и производного — идею понимает Вундт /101- Bd.7. S.13/ и другие.

Но поскольку идея есть не что иное, как формулированный смысл изначального образа, в котором этот смысл был уже символически представлен, постольку идея, по своей сущности, не есть нечто выведенное или произведенное, но с психологической точки зрения она имеется налицо априори, как данная возможность мысленных связей вообще.

Поэтому идея по существу (не по своей формулировке) есть априори существующая и обусловливающая величина.

В этом смысле идея у Платона есть первообраз вещей, в то время как Кант определяет ее как архетип (Urbild) всего практического употребления разума, трансцендентное понятие, которое, как таковое, выходит за пределы возможности опыта /102/, понятие разума, «предмет которого совсем не может быть найден в опыте». /103- Т.2. С.

64/ Кант говорит: «Хотя мы и должны сказать о трансцендентальных понятиях разума: они суть только идеи, тем не менее нам ни в коем случае не следует считать их излишними и ничтожными. Ибо даже если ни один объект не может быть этим определен, все же они могут в основе и незаметно служить рассудку каноном для его распространенного и согласного с собой употребления, причем хотя он не познает этим никакого предмета более, чем он познал бы по своим понятиям, но все же в этом познании он руководится лучше и дальше. Не говоря уже о том, что, может быть, они делают возможным переход от понятий природы к практическим понятиям и, таким образом, могут доставить самим моральным идеям опору и связь со спекулятивными познаниями разума». /102/

Шопенгауэр говорит: «Итак, я понимаю под идеей каждую определенную и твердую ступень объективации воли, поскольку воля есть вещь в себе и потому чужда множественности; эти ступени, конечно, относятся к определенным вещам, как их вечные формы или их образцы». /86- Т.1. §25/

У Шопенгауэра идея, правда, созерцаема, ибо он понимает ее совершенно в том же смысле, в каком я понимаю изначальный образ; все же она непознаваема для индивида, она открывается только «чистому субъекту познания», поднявшемуся над велением и индивидуальностью. /86- Т.1. §49/

Гегель совершенно гипостазирует идею и придает ей атрибут единственно реального бытия. Она есть «понятие, реальность понятия и единство обоих». [Гегель. Эстетика. I, 138] Идея есть «вечное порождение». [Гегель. Логика III.

С.242 f] У Лассвица идея есть «закон, указывающий то направление, в котором наш опыт должен развиваться». Она есть «достовернейшая и высшая реальность». У Когена идея есть «самосознание понятия, «основоположение бытия».

Я не хочу увеличивать число свидетельств в пользу первичной природы идеи. Достаточно и приведенных ссылок для того, чтобы показать, что идея понимается и как величина основополагающая и наличная априори. Это последнее качество она получает от своей предварительной ступени, от изначального, символического образа (см.).

Вторичная же ее природа абстрактности и производности появляется от рациональной обработки, которой изначальный образ подвергается для того, чтобы быть приспособленным к рациональному употреблению.

Так как изначальный образ есть психологическая величина, всегда и всюду самобытно возникающая, то в известном смысле то же самое можно сказать и об идее; однако идея в силу ее рациональной природы гораздо более подвержена изменению при помощи обусловленной влиянием времени и обстоятельств рациональной обработки, которая дает ей различные формулировки, всегда соответствующие духу данного времени. Некоторые философы приписывают идее, ввиду ее происхождения от изначального образа, трансцендентное свойство; но, собственно говоря, такое свойство присуще не идее, как я ее понимаю, а, скорее, изначальному образу, ибо ему присуще свойство безвременности потому, что он от века и повсюду придан человеческому духу в качестве его интегрирующей составной части. Свое качество самостоятельности идея также заимствует у изначального образа, который никогда не делается, но всегда имеется налицо и сам из себя вступает в восприятие, так что можно было бы даже сказать, что он сам собой стремится к своему осуществлению, ибо он ощущается нашим духом как активно определяющая потенция. Впрочем, такое воззрение не всеобще; оно, вероятно, зависит от установки (см. главу VII).

Идея есть психологическая величина, определяющая не только мышление, но, в качестве практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаев пользуюсь термином «идея» лишь тогда, когда говорю об определении мышления у мыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при определении чувств у чувствующего.

Напротив, терминологически уместно говорить об определении изначальным образом, когда речь идет об априорном определении недифференцированной функции. Именно двойственная природа идеи, как чего-то первичного, ведет к тому, что этим термином пользуются иногда вперемежку с «изначальным образом».

При интровертной установке идея является primum movens (первопричиной), при экстравертной — она оказывается продуктом.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/ideja.html

101 ключевая идея: Психология

Робинсон Дейв

101 ключевая идея: психология

Вы держите в руках книгу из серии «Грандиозный мир. 101 ключевая идея». Надеемся, что как данная книга, так и серия в целом окажется для вас интересной и полезной. Цель этой серии — доступным и увлекательным образом познакомить читателя с самыми разными областями знания.

В каждой книге содержится объяснение 101 ключевой идеи и понятия, относящихся к той или иной области знания. Для удобства пользования статьи расположены в алфавитном порядке.

Все книги серии написаны таким образом, что от читателя почти не требуется никаких специальных знаний и подготовки.

Они будут полезны и для студентов, и для тех, кто только еще готовится к поступлению в высшее учебное заведение, и просто для любознательных.

На наш взгляд, большинство учебников слишком объемны, чтобы служить справочными пособиями, а статьи в словарях слишком кратки, чтобы сформировать у читателя более или менее полное представление о предмете.

Книги этой серии совмещают в себе лучшие стороны и учебника, и словаря. Их вовсе не обязательно читать от корки до корки и в строго определенном порядке.

Обращайтесь к ним, когда нужно узнать значение того или иного понятия, и вы найдете краткое, но содержательное его описание, которое, без сомнения, поможет вам выполнить задание или написать доклад.

Материал в книгах излагается четко, с тщательным подбором необходимых научных терминов.

Итак, если вам потребуется быстро и без больших затрат получить сведения по какой — либо теме — воспользуйтесь книгами данной серии!

Желаем удачи!

Джеймс опаздывает на важную встречу. Он едет в автомобиле по узкой дороге; перед ним медленно едет трактор и не дает ему увеличить скорость. Джеймс непрерывно сигналит, кричит что-то в окно трактористу. Когда трактор съезжает на обочину, Джеймс останавливает машину, выпрыгивает из нее и продолжает кричать на водителя. Почему Джеймс ведет себя так агрессивно?

В психологии существует несколько теорий, пытающихся объяснить агрессию. Теория неудовлетворенности предполагает, что агрессия зарождается тогда, когда люди тщетно пытаются достичь какой-то цели. Однако неудовлетворенность и разочарование не всегда вызывают агрессию.

Многие люди на месте Джона просто бы смирились с тем, что им придется опоздать на встречу.

Относительно недавний вариант теории неудовлетворенности утверждает, что неприятные для человека события вызывают у него негативные чувства, которые, в свою очередь, могут стать причиной агрессивного поведения.

Иное объяснение предлагает фрейдовская психодинамическая теория. Согласно ей, агрессия — это основной инстинкт человека.

В отличие от других психологических подходов, психодинамический предполагает, что агрессия до некоторой степени приятна всем людям.

Однако психодинамическое объяснение агрессии как некоего проявления внутренней природы человека недооценивает роль ситуативных факторов, определяющих агрессивное поведение.

Теории социального научения утверждают, что агрессия — это поведение, которому учатся. Согласно этим теориям, дети и взрослые могут научиться быть агрессивными, наблюдая за проявлениями агрессии у других людей.

Недостаток теорий социального научения заключается в том, что поведение окружающих действует не одинаково на всех.

Поддадимся ли мы агрессии или нет, зависит от некоторых факторов, в том числе от мыслительных и биологических процессов, а также от нашего предыдущего опыта.

Ганс Айзенк (1916–1997) родился в Германии. Через два года его родители развелись, и он воспитывался у бабушки по матери (впоследствии она умерла в нацистском концлагере).

В юности Айзенк увлекался спортом и даже стал чемпионом Германии по теннису среди юниоров; помимо тенниса, занимался боксом.

В 1934 году он переехал в Лондон и в 1940 году в Лондонском университете получил степень доктора философии.

Айзенк был убежденным критиком психотерапии и предлагал в качестве альтернативы поведенческую (бихевиориальную) терапию. Более всего он известен своим вкладом в теорию личности. В частности, сделал предположение, что личность состоит из ряда черт.

Согласно этой точке зрения, черты, из которых складывается личность, побуждают индивида вести себя определенным образом. Например, если Нэнси любит поговорить, повеселиться и участвует в общественной деятельности — значит, подобное поведение является отражением такой ее черты, как общительность.

В то же время тот факт, что Билл часто хмурится, демонстрирует грубость и избегает участия в общественных событиях, отражает его «враждебность».

Читайте также:  Академическая психология - психология

Айзенк определил три основные черты личности (иногда называемые типами): экстраверсия, невротизм и психотизм. Он составил анкету, предназначенную для определения, в какой степени люди являются экстравертами, невротиками и психотиками («Личностный опросник Айзенка»).

Люди, имеющие высокие показатели по шкале экстравертности, общительны, веселы и легко идут на риск, в то время как имеющие низкие показатели (интроверты) осторожны, замкнуты и серьезны. Люди, имеющие высокие показатели по шкале невротизма, часто тревожны, мрачны и недооценивают себя.

Высокие показатели по шкале психотизма свидетельствуют о склонности к агрессивности, возбудимости и антисоциальному поведению, тогда как низкие показатели говорят о стремлении контролировать свои импульсы и сочувствовать другим.

Вы едете по ровной дороге, погода стоит ясная, но недавно шел дождь и дорога мокрая. Вы увеличиваете скорость, и вдруг машина перестает вас слушаться. В результате вы оказываетесь в придорожной канаве. Что является причиной этого происшествия?

Другая ситуация. Находясь на работе, вы задаете вопрос своему коллеге. Он отвечает грубо и не по существу.

Почему он ответил таким образом? Пытаясь осмыслить дорожное происшествие или грубый ответ сослуживца, мы обязательно делаем какие — то умозаключения по поводу их причин.

Такой процесс называется атрибуцией (каузальной атрибуцией), то есть приписыванием определенных причин событиям и поведению людей.

В большинстве случаев оказывается вполне возможным найти подходящее объяснение ситуации и поведению либо их взаимодействию. Существует ряд предубеждений и заблуждений, влияющий на процесс

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=29442

Идея историзма в психологии развития

В.А. ПЕТРОВСКИЙ

МОСКВА

Кудрявцев В.Т.Психология развития человека. Основания культурноисторического подхода. Рига: Психологический центр «Эксперимент «, 1999. Ч. 1. 160 с.

Книга В.Т.

Кудрявцева, посвященная идее историзма в психологии развития, — одна из тех работ, которые производят, а точнее соучаствуют в производстве того, что составляет ее собственный объект, иначе говоря, являет собой путь самоосуществления определенной идеи. Остановлюсь, в первую очередь, на характеристике новизны и теоретического значения исследования и в этой связи обозначу несколько инновационных моментов, образующих существо авторской разработки.

Новый способ системной интерпретации общественной жизни. Это уже, к счастью, не «классы «, не религиозные, не сословные, не национальные и не прочие подобные социальные общности, вступающие во всевозможные отношения друг с другом.

Автор выделяет две равноправные и равноценные общественные «подсистемы «: мир детей и мир взрослых; предполагается, что взаимодействуя и взаимопроникая друг в друга, они порождают вектор целостного движения культуры.

Новизна авторского подхода, разумеется, не в том, что провозглашается существование и взаимодействие «двух миров «, а в том, что это положение приобретает стратегическое значение для построения всего исследования в целом.

Проблематизация и новая трактовка процесса культургенеза личности. Идею историзма, которая всегда казалась мне в какойто степени «рюкзачной » идеей, предстает в совершенно ином свете; свет этот льется, доподлинно, из самого Будущего…

( «рюкзачной » я называю любую психологическую концепцию, которая выводит настоящее из прошлого; примером может служить идея социальности личности при ее традиционной трактовке, когда сущность личности помещали, подобно тушенке довоенной свежести, в рюкзак, между тем как подлинная социальность личности пребывает на острие контакта человека с другими людьми, будучи феноменом уникальности происходящих «встреч «…). Как бы реализуя свою «детскую » ипостась по отношению к мэтрам, играющим «родительскую » роль (в смысле Э.Берна), автор книги оспаривает хрестоматийные представления о способах трансляции культуры, — а именно представления о том, что процесс

127

овладения культурой есть процесс присвоенияуподобления.

Речь идет о проблематизации не самой по себе идеи развития как освоения чего-то заданного (идея нередуцируемости развития личности к усвоению извне заданных норм и ценностей ранее высказывалась исследователями, в частности в рамках полемики двух российских теоретических школ — Рубинштейна и Леонтьева). Речь идет, повторяю, о совершенно эпатирующей проблематизации культурноисторической парадигмы в рамках самой парадигмы.

Какова цена трансформации научной парадигмы, могли бы поведать те, кто имеет соответствующий опыт.

В психологии не так уж много постулатов, образующих существо научной парадигмы: постулат непосредственности, постулат дизъюнктивности, или, например, особенно «милый » сердцу автора этих строк постулат сообразности.

Чтобы выделить, преодолеть, или, точнее, «снять » каждый из таких постулатов, необходимы: 1) анализ исторически сложившихся концепций; 2) философскологический анализ;

3) анализ эмпирического материала. Вот почему неудивительно, что проблематизация идеи историзма представлена автором книги как реализация исторической необходимости развития психологической мысли, психологии развития.

Является ли такая проблематизация показателем инновационности самой сути исследования? На мой взгляд, да! — И настолько, что здесь сразу же раскрывается веер вопросов, которым можно обмахиваться, но от которого уже нельзя отмахнуться…

Идея движения совместной деятельности. Позволю себе небольшое отступление. Многие годы назад, будучи аспирантом А.Н.Леонтьева, я попытался определить для себя особое понятие, которое обозначил как «внутреннее движение деятельности «. Сейчас словосочетание «движение деятельности » стало настолько привычным, что оно уже не шокирует своим парадоксальным содержанием.

Почему — «парадоксальным «? Всмотримся: деятельность есть движение; движение деятельности есть, следовательно, движение движения…

Как это осмыслить? Конкретнопсихологически это было осмыслено мною через различение процессов осуществления деятельности (особенная деятельность, действие, операция) и — развития, собственного движения (в котором порождаются новые потребности, мотивы, цели, задачи…).

А «двигатель » деятельности — это избыточные возможности, рождающиеся в ходе самой деятельности, в процессах ее осуществления (замечу, конструкт «избыточные возможности » — «могу » как источник «хочу » — вызывал по тому времени иронию у некоторых критиковЕ).

Представление о движении деятельности, «синхроническом » и «диахроническом » аспектах деятельности, было отражено, в частности, в наших совместных с А.Г.Асмоловым публикациях, в которых речь шла о новой, динамической, парадигме в психологическом анализе деятельности (эти разработки были позитивно оценены нашим Учителем, А.Н.ЛеонтьевымЕ).

Однако! — мы не рассматривали тогда деятельность коллективную, ограничиваясь анализом индивидуальной деятельности. В.Т.Кудрявцев предпринимает следующий логически необходимый шаг, реализуя динамическую парадигму исследования применительно к деятельности распределенной, совместной. При этом оказывается, что в совместной распределенной деятельности, также как и в деятельности индивидуальной, присутствуют моменты избыточности, «надситуативности » (и эти моменты, как выясняется, могут быть распознаны при анализе активности ребенка, «через ребенка «).

Исследуя движение совместной распределенной деятельности, автор подводит читателя к мысли, что взрослые и дети содействуют друг другу в порождении новых содержаний сознания, они наделяют друг друга сознанием.

Сам автор книги раскрывает данное положение на примере анализа теоретической деятельности ребенка в составе образовательной. Думается, этот тезис можно развить.

Соприкосновение двух «миров » фактически ведет к тому, что взрослые (именно взрослые!) расширяют границы собственного сознания и самосознания, например, ощущая себя носителями особой миссии по отношению к детям (оградить, предотвратить, направить, раскрепостить и т.п.).

Таким образом, ситуация «ценностнонормативной неопределенности » (В.С.Собкин), в которой взрослые воспитывают детей, обусловливает эффект бумеранга: никто иной как дети вразумляют своих воспитателей. Вследствие этого такие образования психики, как «цензура «, берновский «Родитель » и т.п. приобретают

128

некое альтернативное наполнение (человек, например, задумывается над тем, что из завещанного ему родителями нужно пересмотреть, беря на себя роль родителя по отношению к собственному ребенку).

Автор рецензируемой книги, в качестве методолога, являет собой прекрасный пример того, о чем пишет. Так, он решительно полемизирует с психологами старшего поколения — А.Н.Леонтьевым и С.Л.

Рубинштейном, пытаясь показать, что они одинаково ограничено трактовали события истории по отношению к генезу культуры — как что-то ставшее и свершившееся (никогда прежде автору этих строк не доводилось видеть, чтобы классики российской психологической мысли, лидеры двух крупных психологических школ, А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн, — оба! — были объектом чьейлибо критики — за одно).

Среди бесспорно новых моментов концепции В.Т.Кудрявцева можно было бы указать также:

динамизацию «застрявшей » идеи зоны ближайшего развития (заметим, что из авторской идеи «развивающего типа совместности » вытекает необходимость введения понятия «зона ближайшего развития взрослых во взаимодействии с детьми «);

обозначение и систематическую разработку идеи инверсионных действий (и здесь же — трактовка желания детей поступать «наоборот » как способа обобщать, а не только очерчивать зону возможного); интерпретация отклонений от социокультурных норм как способа обретения детьми (детством) самоценного «голоса «;

идею плюрализма идеальных форм, распределенных между детьми и взрослыми (и, добавим от себя, распределенных между разными взрослыми и ребенком, что ставит под сомнение идею существования некоего эталонного посредникапосланника, персонифицирующего в себе культуру) идр.

Все перечисленное — лишь часть (представляющаяся нам наиболее продуманной) тех теоретикопсихологических инноваций, которые вносит автор книги в психологию развития. Но сказанным не исчерпывается значение его теоретических разработок.

Инновации в сфере дошкольной образовательной практики. В.Т.Кудрявцев предлагает исключительно интересную программу развития детей, в которой, по существу, воплощаются принципы новой, субъектной парадигмы построения образовательного процесса.

Автор доподлинно опирается на «субъектный » опыт ребенка, трактует общение как «производство » и «актуализацию » общего, — хотя и не использует при описании своей работы эти термины.

Теоретикометодологических средств его собственной модели для интерпретации культургенеза сознания, а также деятельности участников образовательного взаимодействия вполне достаточно для развертки и интерпретации собственной образовательной практики.

Вполне естественно, что при чтении столь интересной и богатой своими идеями книги возникают некоторые предложения автору, которыми хотелось бы поделиться.

Первое предложение. Мне кажется, было бы уместным более подробно осветить вопрос о специфике детства как инновационного условия движения культуры. Повсеместно мы встречаемся с рассогласованиями того, что транслируется, и того, что воссоздается, «опредмечивается » и — «распредмечивается «, существует в форме поступков и раскрывается как деяния.

Драматург создает текст пьесы, режиссер ставит пьесу, актеры играют в пьесе, зритель воспринимает пьесу. «Первичные » и «вторичные » синтезы (в терминах Л.С.Выготского), «проблематизации » и диалог «идеальных форм » (в терминах В.Т.Кудрявцева) пронизывают весь этот ряд.

Читайте также:  Типология - психология

Рассогласования, несовпадения, неадаптивные исходы — иногда курьезные, иногда драматические, большей частью невидимые — присутствуют в любом акте общения, в каждом фрагменте живых отношений между людьми, что и является, как убедительно показывает автор концепции, одним из источников творчества в потоке истории.

Но в чем конкретно проявляется участие именно «детского » элемента, «детской психики » (в изображении Ж.Пиаже, Э.Эриксона, Д.Б.

Эльконина или любого другого автора) в этом движении обновления? Присуща ли искомая специфика «инверсионным действиям » (спонтанным и намеренным), «воображению «, «развивающим формам совместной деятельности «, которые, очевидно, не являются прерогативой детства как такового? В чем существо таких креативных включений, соотносимое с возрастом? Эти вопросы должны быть со временем рассмотрены автором.

129

Второе предложение. Автор вполне справедливо относит к феноменам культуры креативный потенциал рода, осознаваемый и передаваемый из поколения в поколение в виде проблем.

Однако проблемы как таковые, хотя и заключают в себе, по словам автора, «непроявленные » возможности деятельности, всетаки явлены сознанию людей, — иначе они не были бы проблемами (сущность «проблем » — в знании о своем незнании). Между тем, как мне кажется, пафос концепции В.Т.

Кудрявцева заключается в том, что дети сами ставят проблему, причем именно в тех случаях, где, с точки зрения взрослых, «нет проблем » (преодолевая, таким образом, образцы, нормы и ценности, задаваемые взрослыми).

И в самом деле, если бы суть взаимоотношений между поколениями сводилась лишь к тому, что взрослые транслируют детям проблемы, а те их решают, то идея субъектности детей во взаимодействии со взрослыми, столь близкая автору, существенно пострадала бы.

Кстати сказать, дети критически относятся не только к предметам культуры в их социально закрепленных формах, не только к «общественно заданным схемам действий с этими предметами » и не только к «нормативным моделям построения человеческих отношений по поводу них «, но и к самим проблемам, которые взрослые пытаются «транслировать » им.

Нередко и для детей «нет проблем » там, где они есть для взрослых. И, таким образом, если следовать более широкому взгляду, свойственному, мне думается, и самому автору книги, было бы важно обратить внимание на особые инверсионные действия (как намеренные, так и спонтанные; как взрослых, так и детей) по упразднению проблем. Вполне возможно, что гипотетический феномен упразднения проблем мог бы рассматриваться как причина дискретности и разрывности культурного исторического ряда, составляя одну из серьезных проблем построения образования.

Третье предложение. Автор с присущей ему тщательностью и обстоятельностью анализирует, как мы бы сказали, макроисторические последствия взаимодействий между поколениями. Но целостность анализа выиграла бы, если бы автор более подробно осветил «микрогенез » истории культуры, характеризуя факты повышения креативности взрослых в условиях общения с детьми.

В заключение, выскажу весьма общее соображение. Один из ключевых терминов работы — «идея «. Слово «идея » для тех, кому дорога гегелевская традиция в философии (а автор рецензируемой книги, как, впрочем, и сам рецензент — представители этой традиции), означает нечто большее чем «мысль «, «представление » и т.п.

Идея есть динамическая форма единства мысли и мыслимого, взаимопереход, пульсирующее взаимопревращение субъективного и объективного. «Два мира » (мир взрослых и мир детей) — в их противоположности и единстве — это идея. Ее состоятельность (актуальность, практическая значимость, достоверность) определяется ее реализуемостью.

Появление (актуализация, осознание) этой идеи не только знаменует, но и обусловливает исторически важный акт порождения проектируемой ( «помысленной «) общности двух миров. Разрабатываемая автором идея истории порождает новый виток в самой истории взаимоотношений мира детей и мира взрослых.

Истинные предпосылки становления данной идеи вполне обозначены в книге В.Т.Кудрявцева.

Каким образом автору данного исследования удастся развить свою идею — об этом, я думаю, мы узнаем из второй части его сочинения.

Источник: http://hr-portal.ru/article/ideya-istorizma-v-psihologii-razvitiya

10 любопытных теорий из психологии

Психология общения дает просто неисчерпаемые возможности открыть что-то новое для своих последователей. Потому что каждого психолога окружает его «исходный материал» — люди, которые готовы подкинуть парочку свежих идей или серьезных мыслей для обдумывания практически каждый день.

И сегодня мы предлагаем вам своеобразный «психологический дайджест» — свеженькие и горячие исследования, которые могут вам пригодиться.

Заморозка настроения

Мы привыкли верить, что давая своим эмоциям выход мы чувствуем себя лучше. Идея «катарсиса» состоит в том, что выпустив свой гнев, мы избавляемся от негатива.

Участники эксперимента по «заморозке эмоций» верили в то, что волшебная пилюля в состоянии заморозить их, в то время как им давали плацебо. Их специально доводили до точки кипения и после этого сразу же давали таблетку. Все участники отмечали практически моментальное успокоение и все утверждали, что чувствуют себя значительно лучше.

То есть вам не обязательно выражать свой гнев или негативные эмоции, или пить волшебную таблетку. Весь фокус в том, что вам достаточно убедить себя в том, что вам станет легче и без выражения гнева. Просто если вы осознаете его и успокоитесь без битья чашек, криков или избиения чучела босса.

«Лицевой» фидбек

Согласно одной из теорий, существует некая взаимосвязь между выражением лица и внутренним настроем. То есть если вы будете специально хмуриться, настроение сразу же испортится. Если же улыбаться через силу, то настроение сразу же улучшится.

И эта теория подверглась проверке на людях, которые получили уколы ботокса. Оказалось, что они способны испытывать эмпатию (сопереживание) в меньшей степени из-за невозможности выражать свои эмоции на лице из-за полученных инъекций. Однако, результаты не были учтены, так как эти люди не показывали особых эмоций еще до уколов.

Самоутверждение. Я — самая обаятельная и привлекательная!

Часто положительные самоутверждения делают людей сильнее внутренне и дает им гораздо больше шансов на успех в достижении задуманного. Однако, и в этом подходе есть определенный риск.

Недавнее исследование показало, что слишком самоуверенным людям в случае неудачи иногда бывает очень сложно начать что-то заново.

И то, насколько близко к сердцу вы приняли эту неудачу, может показать, что шансов на успех у вас в вашей дальнейшей деятельности, на самом деле, гораздо меньше, чем вы думали.

Витание в облаках

Термин «mind-wandering» не был особо известен до 2013 года, но последние исследования показали, что на самом деле вы можете получить определенные преимущества для своего мышления (а в школе учительница сказала бы вам, что вы ворон считаете).

Мы привыкли думать, что это плохо для нашей повседневной работы, но исследования показали, что вы можете лучше справляться с поставленными задачами и составлять планы на будущее, если будете изредка отпускать свое сознание и позволять ему блуждать в далеких далях.

Возможно, именно там к вам может прийти нежданное озарение, потому что ваше сознание полностью свободно и воспринимает то, что раньше был либо не замечено, либо задавлено.

Не мог бы ты сделать мне небольшое одолжение?

Техника «foot-in-the-door» (получить шанс на что-то) позволяет так манипулировать сознанием человека, что он делает для вас что-то очень важное и сложное, сначала просто согласившись выполнить небольшую просьбу. Однако есть те, кто умудряется закрутить это так, что в итоге человек делает в два раза больше (double foot-in-the-door).

Этот процесс состоит из трех этапов: малый, средний и большой, а не сразу переход от маленького к большому. Подобная постановка вопроса позволяет сделать последнюю задачу не такой пугающей. И даже если вам нужно растянуть это на неделю или две, в итоге она все равно окупается.

Эвристический аффект

Эвристический — это «правило большого пальца», которое позволяет людям делать выводы и решать проблемы.

Эвристический аффект обращается к нашей не очень логической тенденции предсказывать риск, основываясь на том, насколько пугающим это выглядит для нас, а не на реальной вероятности.

Например, люди склонны принимать меры чтобы избежать редких, но очень пугающих болезней, чем тех, которые приносят меньше боли и неудобств, хотя гораздо более реальны.

Шаблон цели

Когда мы ищем выход из сложной ситуации, например, пытаемся перейти улицу с оживленным трафиком, в первую очередь мы должны определить для себя главный источник опасности.

«Шаблон целей» — это руководство для поиска подобных массивов стимулированных комплексов. И в этом вам могут помочь… видеоигры.

Несмотря на то, что многие говорят о вреде видеоигр в большом количестве, на самом деле в них есть и положительные моменты. Например, они являются идеальным тренажером для поиска и выявления опасностей и сканирования сложных ситуаций.

И чем больше игра ориентирована на действия, тем больший вы получаете импульс для тренировки вашего внимания.

И тут я сразу вспомнила о том, как невропатолог ребенка моей подруги сказала: «А вот в это ему лучше играть почаще!» после того, как она увидела одну из игр на wii. «Хорошо развивает мелкую моторику и сообразительность!» — на прощание добавила продвинутая тетенька-врач. И было это лет 5 назад 🙂

Темная триада

Темная триада — это сочетание нарциссизма, психопатии и макиавеллизма (грубая сила, пренебрежение нормами морали и тому подобное). И это не только звучит плохо. Это действительно плохо в большинстве случаев.

Обычно, это люди, которые приносят окружающим довольно много страданий и неприятностей, а любить такого тирана — настоящая пытка. Но, тем не менее, во время исследований было выяснено, что именно эти черты способствуют продвижению по карьерной лестнице. Люди, обладающие подобными чертами, невероятно настойчивы и производительны.

Более того, они превосходят своих более добросовестных, немного обсессивно-компульсивных (склонных к повторяющимся действиям) коллег.

Боязнь счастья

Не смотря на то, что человек считает поиск и достижения счастья смыслом своей жизни, многие его, на самом деле, боятся.

Это похоже на боязнь успеха, когда человек сознательно идет на все, чтобы проваливать поставленные задачи, так как успех означает и большую ответственность, и работу.

В культурах, в которых мирское (земное) счастье и достаток связывается с грехом, человек, достигший всего этого чувствует себя, как бы парадоксально это ни звучало, несчастным.

То есть нам хочется обладать материальными и моральными благами, иметь любящую семью, любимую работу и деньги, но при этом мы начинаем чувствовать себя очень неловко на фоне остального общества, когда добиваемся всего этого. А богатые и успешные люди часто клеймятся обществом. Люди редко верят в то, что все это может быть заработано и заслужено честным трудом, а не получено в наследство или украдено.

Читайте также:  Результат - психология

Профессиональное призвание

Если вы будете думать о работе, как о своем «призвании», вы будете получать гораздо больше удовольствия от процесса. Люди, которые думают о своей работе как о призвании, чувствуют себя более мотивированными и удовлетворенными. И ключом к этому ощущению является не только то, что вы чувствуете, что это работа — ваше призвание. Но и то, что вы можете жить и без нее.

Если ваше желание совпадает с вашим опытом, вы ощущаете больший контроль над своей карьерой, которая, в свою очередь, может помочь вам чувствовать себя связанным с большей целью в жизни, чем с просто работой.

Источник: https://lifehacker.ru/10-lyubopytnyx-teorij-iz-psixologii/

Десять бизнес-идей для психологов

Мы полностью просмотрели замечательную энциклопедию бизнес-идей, нашли там много интересных проектов, покопались в интернете в поисках дополнительной информации, и подготовили рейтинг бизнес-идей для психологов, желающих открыть свое дело или ищущих новые решения для коммерциализации своих знаний и навыков.

Десятое место. Rationalizer для трейдеров

Идея предназначена в первую очередь для исследовательских психологических институтов, показывающая, что все гениальное просто. Нужно лишь реальное воплощение интересных задумок. Не уж то наше «Сколково» не может придумать что-нибудь эдакое?

Итак, исследования показывают, что инвесторы, торгующие на биржах дома через интернет, часто действуют нерационально: их поведение, будучи под влиянием эмоций (страха, жадности), может поставить под угрозу способность понимать текущие цели и фактические позиции, принимать правильные решения.

Но предупрежден, значит защищен. Гаджет «Зеркало эмоций» от компании Philips Design и инкубатора ABN AMRO, состоящий из двух частей — браслета EmoBracelet и чаши EmoBowl, зондирует эмоциональное состояние трейдера, и сигнализирует (чаша начинает пульсировать красными линиями), когда следует взять тайм-аут, успокоиться и пересмотреть свои действия.

Официальный сайт проекта: www.mirrorofemotions.com

Проспект с описанием прибора: Leaflet.pdf

Девятое место. Служба расставаний

Бернд Дресслер (Берлин, Германия) разработал сервис избавления людей от неприятных объяснений при расставании. За определенную плату вместо вас эту неприятную новость сообщит профессиональный психолог. Существуют также и платные консультации в помощь к подготовке к подобному разговору, если ваши принципы не позволяют переложить этот груз ответственности.

Появились подобные службы и в русскоговорящих странах.

Тут следует отметить «Бюро расставаний» психолога Натальи Целюк (Минск, Беларусь), в котором консультируют тех, кто попал в непростую ситуацию: когда отношения вроде бы продолжаются, но для одного из партнеров наступил момент, когда очень хочется с ними покончить. А также «Sorry-сервис» от Марины Ивановой (Днепропетровск, Украина), в котором помогают цивилизованно расставить все точки над «і» по поводу затянувшегося конфликта, и по возможности его урегулировать.

А вот если шансов уже нет, и стакан любви разбит вдребезги, то обратите внимание на услуги Элли Скарбору (Остин, США), которая предложила сервис преодоления последствий расставаний, и, которая успешно помогает вернуть самоуважение и самооценку брошенным женщинам. Об этой идее подробнее на «1000 идей».

Восьмое место. Служба алиби

«Пусть тот, кто никогда не нуждался в небольшом алиби для своего маленького вранья первым бросит камень!»

Француженка Регина Муизард целью своего проекта считает сохранение семьи и защиту свободолюбивых мужей от ненужных подозрений и выяснений отношений. Фальшивые открытки, счета ресторанов и гостиниц, поддельные билеты на самолет. Полные программы семинаров и конференций, деловые звонки, приглашения на свадьбу от дальнего родственника – все идет в ход для создания прочного алиби.

Другой предприниматель из Оклахомы зарабатывает на создании оправданий в прогулах для наемных работников и студентов США. А что бы избежать противоречий с законом, автор идеи предостерегает клиентов, говоря, что его справки и чеки не являются документами, а использовать их можно только ради шутки.

Седьмое место. Робот-психотерапевт

Люди, пережившие эмоциональные проблемы, по тем или иным причинам часто не хотят обращаться к живому психологу. Разработка голландских клинических психологов имитирует общение с терапевтом в онлайн режиме. Созданный и протестированный на 1600 клиентах робот MindMentor, показал свою пригодность в 47% случаев, и снизил уровень напряжения у пользователей. Стоимость услуги — ? 4,95 за час.

По словам разработчиков, «психотерапевт» лучше всего работает с такими проблемами, как стресс, семейные неурядицы, вопросы мотивации и жизненной миссии, бессонница, беспокойство, конфликты с друзьями и коллегами. Но робот бессилен при тяжелых расстройствах: шизофрении, наркомании, и ряда других.

К сожалению, нам не удалось посмотреть на чудо-терапевта (сайт в очередной разработке), но тут мы вспомнили про экспертные системы от Игоря Ашманова, которые при приложении ваших усилий, могут быть запрограммированы на такие беседы. Если сделаете подобного робота, будем рады посмотреть на результат.

Шестое место. Служба эмоциональной разрядки

Плохая неделя? Не можете найти работу, оскорбляют в интернете, болеют родственники, достало лицемерие властей? Пятьдесят баксов и мешок хрупких предметов (15 ваз или тарелок) готов для метания об стену. Кстати, на этой стене можно закрепить фотографию вашего обидчика. Оригинальный способ снятия напряжения от Sarah’s Smash Shack (США).

Более того, вариаций на данную тему может быть множество. Так, дизайнеры Yarisa и Kublitz автоматизировали этот процесс, и предлагают вендинговые аппараты по бою посуды. Опускаешь денежку и получаешь осколки с эмоциональным освобождением в подарок.

Из других способов следует отметить компанию Vent By Phon (США), сотрудники которой готовы выслушать в любых выражениях по телефону все то, что у вас «накипело», не давая при этом никаких советов. Причем первые 3 минуты слушать будут бесплатно, а дополнительные — 2,99 $ за минуту.

Спортивный тренер Лин Ксиао из Китая придумал альтернативный способ эмоциональной разрядки. Он предлагает себя на полчаса за 60 $ в качестве боксерской груши для женщин находящихся в стрессе. Можно только позавидовать способностям мастера к самообороне. А вдруг придет какая-нибудь чемпионка по боксу? 🙂

Пятое место. Комната релаксации

Если предыдущие методы смущают вас своей агрессивностью, то создание комнаты релаксации может быть неплохой идеей. И ориентироваться тут можно на самую расслабляющую комнату в мире (со слов создателей), расположенную в университете Хартфордшира.

Приятный зеленый свет, увеличивающий в мозгу производство гормона удовольствия – дофамина; искусственное голубое небо, помогающее создавать легкую форму сенсорной депривации и стимулирующее фокусировку на внутренних ощущениях; успокаивающие голоса сопрано и пение тибетских чаш – все это отвлекает от повседневного стресса и гармонизирует состояние души.

Четвертое место. Арома-дискотеки

Ранее мы уже писали об ароматерапии как положительном методе поддержания превосходной психоэмоциональной формы.

А вот австрийский ди-джей ODO7 пошел несколько дальше, и применяет этот метод в своих публичных выступлениях.

Во время шоу он смешивает различные натуральные эфирные масла, создавая неповторимую атмосферу удовольствия на танцевальной площадке.

Распыляя смеси перед мощными вентиляторами, он осуществляет управляемое воздействие на зрителей не только через зрение и слух, но через обоняние. В результате публика испытывает новые, неожиданные ощущения, положительные эмоции, драйв.

Третье место. Обучающие предпринимательские программы для детей

Онлайн-сервис Zefty – это виртуальный банковский счет для детей, в котором реальные деньги хранятся у их родителей. Используя сервис, дети могут выписывать чеки для обналичивания, а также следить за накоплениями и планировать свои расходы более ответственно.

Еще один онлайн-сервис для совершенствования навыков детей обращения с деньгами. Bizznizz — творческая среда обучения, где ребенок, создав свой бизнес, сможет заработать дополнительные деньги на карманные расходы и грамотно ими управлять.

Franchild – проект, позволяющий детям вести франчайзинговый бизнес. Дети и их родители выбирают понравившийся вид бизнеса (производство свечей, мыла и др.), заказывают полезный инвентарь для работы, и получают виртуальную витрину для торговли через интернет.

Ка-Цзин – звук кассового аппарата, а так же команда профессионалов из бизнеса и психологии, разрабатывающая обучающие предпринимательские программы и методики для детей. Серия практических бизнес кейсов для воспитания деловых навыков к вашим услугам.

Коробочный продукт Biz in a boxx — это обучающие программы для детей разных возрастов, с помощью которых ваше чадо сможет самостоятельного развивать полезные деловые навыки. Принятие решений, финансовый анализ, планирование, тайм-менеджмент, подотчетность и возможность поиска – те редкие навыки, которым обычно не учат в школе.

Скорее всего, никто не учил тебя в детстве управлению своими деньгами, сохранению их или инвестированию. Лагерь миллионеров (Camp Millionaire) призван исправить данное упущение на ваших детях. Летние программы финансового образования – интересный отдых и приключение для ваших отпрысков.

Второе место. Тест-драйв профессии

VocationVacations ® предлагает возможность тест-драйва более чем 125 уникальных профессий посредством экспертов-наставников. Сомневаетесь в выборе истинного призвания, ищите новую карьеру, но не хотите рисковать текущим положением? Тогда этот сервис для вас. Попробуйте себя в новой роли, пусть даже на первом этапе только на выходных.

Первое место. Кидзания — город профессий

Парк развлечений и профориентационная площадка одновременно. В Кидзании детям предоставляется возможность понять, какая профессия им по душе. Более 50 вариантов на выбор и 30 минут на освоение каждой профессии. Для потенциальных инвесторов в этот социально ответственный мега-проект можно сказать только одно — билеты в этот парк принято бронировать за много месяцев до посещения.

Смотрите превосходный фоторепортаж из Кидзании.

Успехов вам в воплощении ваших задумок!

Источник: http://brainmod.ru/magazine/article-business-ideas-for-psychologists/

Ссылка на основную публикацию