Анна фрейд — психология

Психолог Анна Фрейд: биография и фото

Анна Фрейд - психологияСамосовершенствование 17 октября 2015

Анна Фрейд, фото и биография которой представлены в этой статье, — младшая дочь Зигмунда Фрейда и его супруги Марты. Она родилась в 1895 году, 3 декабря.

В ту пору материальное положение семьи было тяжелым, и бытовые трудности усугубило рождение шестого ребенка. Марта Фрейд самостоятельно вела домашнее хозяйство, а также заботилась о детях.

Для того чтобы помогать ей, к Фрейдам в дом переехала жить Минна, ее сестра. Она стала второй матерью для Анны.

Влияние отца

Зигмунд был вынужден очень много работать. Лишь во время каникул он находил возможность для общения со своими детьми. Для Анны высшей наградой было признание отца. Она старалась ради него быть лучше.

Учеба

В 1901 году Анна поступила в частную школу. После двухлетнего обучения там она перешла в народную. Затем Анна Фрейд поступила в частный лицей. Однако одного его было недостаточно для продложения обучения в университете — следовало окончить гимназию. Высшее образование Анна так и не получила.

Видео по теме

Расставание с Софи

Для девушки критическим стал 1911 год. Тогда отчий дом покинула Софи, ее сестра. Это была любимица отца, и многие его посетители сразу же влюблялись в эту девушку. Софи и Анна жили в одной комнате и очень дружили.

Когда Софи вышла замуж, Анне исполнилось уже 16 лет. Она уже сдала экзамены в лицее. Девушку мучил вопрос о том, как сложится ее собственная судьба.

Она не отличалась красотой, даже считала себя со свойственным юности максимализмом дурнушкой.

Путешествие, продолжение образования и учительская деятельность

По совету Зигмунда она отправилась путешествовать для того, чтобы заглушить душевные терзания новыми впечатлениями. 5 месяцев Анна провела в Италии, а после того, как вернулась на родину, продолжила свое образование. Заключительный экзамен она сдала в 1914 году, а следующие 5 лет занималась учительской работой.

Знакомство с психоанализом

Зигмунд был удовлетворен карьерой своей дочери. Он указывал девушке в письмах лишь на два ее недостатка — чрезмерное увлечение вязанием и сутулую осанку. Анна впервые услышала о психоанализе от своего отца, когда ей было 13 лет.

Позднее, видя, что дочь искренне заинтересована, Зигмунд позволил ей присутствовать на читаемых им лекциях и даже во время приема пациентов. В период с 1918 по 1921 год девушка проходила анализ у своего отца.

Это было нарушением психоаналитической этики, но авторитет Зигмунда не позволил его последователям высказать свое неодобрение открыто.

После того как началась Первая мировая война, сыновей Фрейда забрали в армию, а дочери вышли замуж. Анна единственная из детей осталась со своим отцом. Она всегда сторонилась женихов.

Первые достижения

С 1918 года девушка приняла участие в Международных психоаналитических конгрессах. Членом «Психоаналитического издательства» (английского отделения) она стала в 1920 году. Ее интересы связаны со снами наяву и с фантазиями. Анна перевела на немецкий язык книгу «Сны наяву» Дж. Варендок.

В 1923 году Анна открыла собственную практику. Она разместилась в доме, где и ее отец принимал пациентов. К Зигмунду приходили взрослые, а Анна принимала детей.

Именно ей принадлежит заслуга выделения психоанализа детского возраста в качестве самостоятельного направления в практике. Переосмыслив идеи отца, Анна Фрейд сосредоточила все свое внимание на ребенке.

Ведь он не меньше, а порой и сильнее нуждается в помощи и страдает так же, как и взрослый.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться в профессиональной деятельности

Поначалу испытала немало трудностей в профессиональной деятельности Анна Фрейд. Биография ее не была отмечена получением медицинского образования. Отсутствие его было препятствием на пути к признанию. Зигмунд Фрейд психоанализ относил, скорее, к психологии, нежели к медицине. Однако так считали далеко не все.

К тому же у большинства аналитиков было медицинское образование. Поэтому отсутствие его у Анны выглядело значительным недостатком. К ней не отправляли пациентов. Девушке пришлось начинать с детей своих знакомых и друзей. К тому же выявились трудности работы с юными пациентами. Взрослые были заинтересованы в лечении и охотно платили за него.

Однако ребенка к Анне приводили родители, при этом нередко против его воли. Дети часто капризничали, не желали разговаривать, прятались под стол. Здесь и пригодился приобретенный Анной педагогический опыт: девушка умела расположить учеников к себе.

Она рассказывала своим пациентам занимательные истории, развлекала их фокусами, а если было необходимо, то могла и сама залезть под стол для того, чтобы поговорить с маленьким упрямцем.

Помощь отцу

Анна Фрейд в 1923 году неожиданно узнала о том, что Зигмунд болен раком. Он отправился на операцию, осложнившуюся сильным кровотечением. Анне сказали о том, что Зигмунду нужно помочь добраться домой.

Для того чтобы поддержать отца, она приложила самоотверженные усилия. Зигмунд Фрейд во многом благодаря Анне сумел прожить еще 16 лет. Ему была сделана 31 операция. Его дочь ухаживала за ним, а также взяла на себя большую долю его дел.

Анна выступала на международных конгрессах вместо Зигмунда, принимала его награды, зачитывала доклады.

Взаимоотношения с Д. Берлингам

В Вену в 1925 году приехала Д. Берлингам-Тиффани. Это дочь богатого изобретателя и фабриканта Тиффани, почитателя Зигмунда Фрейда. Она прибыла с четырьмя своими детьми, однако без мужа (с ним у нее были непростые отношения).

Анна Фрейд стала второй матерью для ее детей, а также для своего племянника — ребенка Софи, которая умерла в 1920 году. Она играла с ними, путешествовала, ходила в театр. Д.

Берлингам в 1928 году переехала в дом Фрейда и до самой смерти (в 1979 году) прожила здесь.

Первая книга

В конце 1924 года стала секретарем венского психоаналитического института Анна Фрейд. Детский психоанализ — тема лекций для педагогов, которые она читала в этом институте. Первая книга Анны Фрейд была составлена из четырех лекций. Она называется «Введение в технику детского психоанализа». Книга эта была опубликована в 1927 году.

Непростое время

1930 годы были непростыми для психоаналитического движения и для семейства Фрейда. «Психоаналитическое издательство», которое было основано на крупные пожертвования еще в начале 1920 годов, в 1931 г. оказалось практически разоренным. Его удалось спасти лишь благодаря усилиям, которые приложила Анна Фрейд.

«Психология Я и защитные механизмы»

В 1936 году был опубликован главный теоретический труд этой исследовательницы. Анна Фрейд («Психология Я и защитные механизмы») выступала против мнения о том, что объект психоанализа — исключительно бессознательное. Им становится «Я» — центр сознания. Психоанализ Анны Фрейд, таким образом, характеризуется новаторским подходом к объекту.

Нацистская оккупация

Над Европой в это время сгустились тучи нацизма. После того как Гитлер пришел к власти, подвергся запрету психоанализ, а труды Зигмунда были сожжены. Психоаналитики, предвидя опасность, покидали Австрию. В особенности опасались нацистов евреи. Больному и пожилому Фрейду трудно было покинуть родину. В Вене его застала нацистская оккупация.

Анну Фрейд 22 марта 1938 года вызывали в гестапо на допрос. Боясь пыток, она взяла с собой яд. Этот день был страшным испытанием для нее. Всю дальнейшую жизнь ее мучили воспоминания о нем. Анна после этого долго не могла вернуться туда, где она заглянула в глаза смерти.

Только в 1971 году она посетила с коротким визитом Вену, побывала в доме-музее, где жила когда-то сама.

Эмиграция

Благодаря помощи Марии Бонапарт, французской принцессы, а также американских послов во Франции и Австрии Зигмунда Фрейда, его дочь и жену удалось выкупить у нацистов. Семья 4 июня 1938 г.

выехала в Париж, а затем — в Англию. Здесь Фрейд и Анна прожили оставшуюся жизнь. Зигмунд Фрейд умер в 1939 году, 23 сентября. Анна сразу же принялась работать над изданием собрания его сочинений. В 1942-45 гг.

оно вышло в Германии на немецком языке.

Деятельность Анны Фрейд в послевоенное время

После войны Анна направила все свои силы на помощь детям, пострадавшим от немецких бомбардировок.

Она собирала ребят по полуразрушенным домам, организовывала помощь для них, находила у разных фирм, фондов и частных лиц средства для их поддержки. Анна Фрейд в 1939 году открыла ясли.

До 1945 года в них нашли приют более 80 детей различного возраста. Анна публиковала результаты исследований, сделанных на экспериментальном материале, в «Ежемесячных отчетах».

Анне Фрейд в 1945 году исполнилось 50 лет. В этом возрасте многие уходят на пенсию, однако она активно несла в мир свои знания.

Анна участвовала в конгрессах, почетных церемониях, встречах, много путешествовала. Первая ее поездка в США состоялась в 1950 году. Она выступила с лекциями.

В Лондоне дочь Зигмунда Фрейда работала в институте: вела лекции, коллоквиумы, семинары, решала организационные вопросы.

Знаменитости, обратившиеся к Анне

Психоанализ она проводила самостоятельно до 1982 года. Многие знаменитости обращались к ней, в том числе Мерилин Монро. Анна оказала большое влияние на Германа Гессе, поддерживала контакт с А. Швейцером. Еще 12 раз после 1950 года она побывала в США с лекциями.

Итоговый труд, последние годы жизни

В 1965 году А. Фрейд закончила свой итоговый труд «Норма и патология в детстве». В 1968 году Анна перевела его на родной язык. Анна Фрейд долгое время страдала болями в спине, болезнью легких. К этому прибавилась в 1976 году анемия.

Ей нужны были постоянные переливания крови. Даже в возрасте 80-ти лет Анна не прекращала работать. Однако 1 марта 1982 г. произошел инсульт, после которого наступил паралич, осложнившийся расстройством речи.

Тем не менее, находясь в больнице, Анна продолжала трудиться над книгой о семейном праве.

Психолог Анна Фрейд, труды которой пользуются заслуженным признанием, умерла 8 октября 1982 г. Она посвятила более 60-ти лет научной деятельности и психоаналитической практике. За это время Анна подготовила множество статей, лекций и докладов, вошедших в десятитомное собрание ее сочинений.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Анна Павлова: биография и фото. Великая русская балерина

Великая русская балерина Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге. Девочка была незаконнорожденной, ее мать работала горничной у известного банкира Лазаря Полякова, он и считается отцом ребенка. С…

Новости и общество
Анна Табакова: биография и фото

Несмотря на то что семнадцатилетняя Анна Табакова проходит обучение за границей, у неё около 15 тысяч подписчиков в Instagram, восхищённых её красотой и модельной внешностью. Девушка вызывает дополнительный интерес те…

Новости и общество
Жена Григория Лепса Анна Шаплыкова: биография и фото

Во многом великих людей делают таковыми именно их избранницы. Это можно отнести и к семейной паре Григория Лепса и Анны Шаплыковой. Григорий Лепс, несмотря на популярность и постоянное внимание со стороны женщин, долг…

Новости и общество
Модель Анна Логинова: биография и фото. Причины смерти Анны Логиновой

Одним из ярких примеров волшебного превращения Золушки из провинции в королеву столичного шоу-бизнеса может послужить очень известная в свое время российская модель Анна Логинова. У этой красивой, талантливой и целеус…

Самосовершенствование
Психолог Марина Комиссарова: биография и фото

Психолог Марина Комиссарова известна своими содержательными статьями в блогах «Живого журнала» и очень популярна на просторах российского сегмента Интернета. Её статьи посвящены отношениям между мужчиной и женщиной, с…

Новости и общество
Анна Цуканова: биография и фото

«Мальчишки и девчонки, а также их родители…» Знаменитый юмористический киножурнал «Ералаш» во главе с его художественным руководителем Борисом Грачевским дал старт в киношную жизнь многим российским…

Новости и общество
Анна Романцева: биография и фото

Всегда и везде считалось, что неравные браки долго не существуют, не имеют прочности, заключаются без любви и по расчету. Многие осуждают таких партнеров, не веря в то, что можно прекрасно жить, причем вполне счастлив…

Искусство и развлечения
Анна Пакуин — биография и личная жизнь (фото)

Анну Хелен Пакуин с уверенностью можно назвать одной из самых талантливых и успешных актрис нашего времени. Ее карьера началась в раннем детстве. Девушка продолжает блистать на больших экранах и сегодня, завоевывая се…

Самосовершенствование
Александр Палиенко: биография и фото. Эзотерика, психология, самопознание

Александр Палиенко – известный тренер, лектор, консультант по самопознанию и экстрасенс. Является создателем нескольких уникальных методик в сфере психологии, направленных на излечение человеческой души.

Бизнес
Бизнесмен Сергей Васильев: биография и фото

В России не принято распространяться о биографиях известных предпринимателей. Чаще всего даже их имена известны только узкому кругу людей, действительно интересующихся этой темой. Не стал исключением и бизнесмен Серге…

Источник: http://monateka.com/article/213565/

Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы. Анна Фрейд Психология я и защитные механизмы

Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы. Анна Фрейд Психология я и защитные механизмы

С этим файлом связано 73 файл(ов). Среди них: Chesnokov_V_I__Proizvodstvo_korzin_i_pletenoy_mebeli__1940.pdf, Самое страшное творение.docx, карта_направлений_текст[1].doc, стр.6_и_далее[1].

doc, стр.5[1].doc, стр.4[1].doc, стр.1[1].docx, Atlas_anatomii_cheloveka_dlya_khudozhnikov_A_Yu_Kuznetsov.pdf, карта направлений текст.doc и ещё 63 файл(а).

Показать все связанные файлы

Анна Фрейд

Психология Я и защитные механизмы

Анна ФРЕЙД

ПСИХОЛОГИЯ Я И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Судьба Анны Фрейд (1895–1982), и личная, и профессиональная, неразрывно связана с развитием оригинального направления практической психологии – детского психоанализа. Дочь классика психоанализа Зигмунда Фрейда, начав свою карьеру в 1912 г. с работы учительницы, уже в 1923 г. становится преподавателем и директором Венского института по подготовке детских психоаналитиков. Вначале в Австрии, а после эмиграции в 1938 г. в Великобритании Анна Фрейд самоотверженно занимается вопросами развития личности ребенка и помощи ребенку в полной драм жизни. Ее перу принадлежат такие пользующиеся популярностью труды, как «Введение в детский психоанализ» (1927), «Психоанализ для учителей и родителей» (1931), «Война и дети» (1944), «Норма и патология в детстве» (1966). Широкий спектр исследований Анны Фрейд – почетного доктора Университета Кларка (США) и Венского университета (Австрия), посвященных психоанализу детства, образованию, социальной работе, детской психиатрии и педиатрии, наиболее полно отражен в 8–томном собрании ее трудов (1971–1980, США). Мировую известность А.Фрейд принесла ее работа «Психология Я и защитные механизмы», открывшая путь к пониманию и преодолению конфликтов детской души.

Читайте также:  Психотерапевтическая группа и психологический тренинг - психология

«Во мне сидит черт. Можно ли его вынуть?» В этом вопросе шестилетней девочки к Анне Фрейд сфокусированы конфликты детской души, над разрешением которых в течение 70 лет бьется детский психоанализ.

Каковы внутренние резервы детского Я в поединке с полным противоречий миром? Как рождаются защитные механизмы личности, позволяющие сохранить устойчивость поведения ребенка в веере различных жизненных ситуаций? Сколь велика магия слова мастера детского психоанализа, приходящего на помощь к испытывающему страхи и живущему не в ладу с самим собой и окружающими людьми растущему человеку? Ответы на эти и многие другие вопросы позволили Анне Фрейд по праву встать в одном историческом ряду с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, а не просто остаться дочерью знаменитого отца. В отличие от традиционного психоанализа психологические воззрения Анны Фрейд проникнуты верой в силу человеческого Я , и созданное ею теоретическое направление не случайно вошло в историю науки под именем «Эго-психология».

Книгу А.Фрейд «Психология Я и защитные механизмы», увидевшую свет в 1936 г., ожидала судьба классических работ.

Над идеями о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности ребенка оказалось не властно неумолимое время.

Нет сомнения в том, что психологи, педагоги и врачи, познакомившись с этой замечательной книгой, откроют для себя одно из самых оригинальных направлений практической психологии – детский психоанализ.

Александр Асмолов ,

вице-президент

Общества психологов

А. ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ
I. Я КАК ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ
Определение психоанализа. В развитии психоаналитической науки были периоды, когда теоретическое исследование индивидуального Я было не слишком популярным. Многие аналитики считали, что в анализе ценность научной и терапевтической работы прямо пропорциональна глубине затрагиваемых психических слоев. Всегда, когда интерес смещался от глубоких к более поверхностным психическим слоям, т.е. всегда, когда исследование отклонялось от Оно к Я , возникало ощущение, что это начало отхода от психоанализа в целом. Считалось, что термин психоанализ должен быть сохранен для новых открытий, относящихся к бессознательной психической жизни, например к исследованию подавленных инстинктивных импульсов, аффектов и фантазий. Такими же проблемами, как приспособление детей и взрослых к внешнему миру, такими понятиями, как здоровье и болезнь, добродетель и порок, психоанализ не занимается. Он должен посвятить свои исследования исключительно детским фантазиям, сохранившимся во взрослой жизни, воображаемому удовлетворению и ожидаемому в качестве возмездия за него наказанию.

Такое определение психоанализа достаточно часто встречалось в психоаналитических работах и, по-видимому, подкреплялось его практическим использованием, при котором психоанализ и глубинная психология всегда рассматривались как синонимы.

Более того, некоторые основания для такого определения имеются и в прошлом психоанализа, поскольку можно сказать, что с самых первых лет нашей науки ее теория, построенная на эмпирической основе, была преимущественно психологией бессознательного, или, как мы сказали бы сейчас, психологией Оно .

Но это определение немедленно утрачивает все претензии на точность, как только мы прикладываем его к психоаналитической терапии. Анализ как терапевтический метод с самого начала имеет дело с Я и его отклонениями; исследование Оно и его способа действия всегда было лишь средством для достижения цели.

А цель всегда одна и та же: коррекция этих отклонений и восстановление Я в его целостности.

Когда работы Фрейда, начиная с «Group psychology and the analysis of the Ego» (1921) и «Beyond the pleasure principle» (1920), приняли новое направление, на исследованиях Я перестала лежать печать аналитической неортодоксальности, и интерес окончательно сосредоточился на образованиях Я .

С тех пор термин «глубинная психология» не покрывает всей области психоаналитического исследования.

В настоящее время мы, по-видимому, определили бы задачу анализа следующим образом: получить максимально полное знание обо всех трех образованиях, из которых, как мы считаем, состоит психическая личность, и изучить их отношения между собой и с внешним миром.

Иными словами, по отношению к Я  – исследовать его содержание, границы и функции, проследить историю его зависимости от внешнего мира, Оно и Сверх-Я ; по отношению к Оно  – дать описание инстинктов, т.е. содержания Оно , и проследить их трансформации.

Оно , Я и Сверх-Я в самовосприятии. Все мы знаем, что эти три психических образования доступны наблюдению в разной степени. Наше знание об Оно  – которое раньше называлось системой Ucs. – может быть получено лишь на основании производных этой системы, проявляющихся в системах Pcs. и Cs.

Если внутри Оно преобладает состояние покоя и удовлетворения, при котором в поисках удовлетворения ни один инстинктивный импульс не вторгается в Я и не вызывает в нем чувств напряжения и страдания, то мы ничего не можем узнать о содержании Оно .

Отсюда следует, по крайней мере теоретически, что Оно открыто для наблюдения не при всех условиях.

Со Сверх-Я дело обстоит иначе. Его содержания большей частью осознаны и, следовательно, прямо доступны эндопсихическому восприятию. Тем не менее наше описание Сверх-Я всегда начинает становиться неопределенным, когда между ним и Я существуют гармоничные отношения. В этом случае мы говорим, что они совпадают, т.е.

в такие моменты Сверх-Я недоступно наблюдению как отдельное образование ни для самого субъекта, ни для внешнего наблюдателя. Его очертания становятся ясными лишь тогда, когда оно относится к Я враждебно либо критично.

Сверх-Я , как и Оно , становится видимым через состояния, которые оно продуцирует в Я , например через чувство вины, вызванное его критическим отношением.

Я как наблюдатель . Это означает, что собственно полем нашего наблюдения всегда является Я . Это, так сказать, опосредующее звено, через которое мы пытаемся обрисовать два других образования.

Когда отношения между двумя соседними силами – Я и Оно  – спокойны, первая из них превосходно выполняет свою функцию наблюдателя за второй.

Различные инстинктивные импульсы постоянно прокладывают себе путь из Оно в Я , где они получают доступ к моторному аппарату, посредством которого и достигают удовлетворения.

В благоприятных случаях Я не протестует против «пришельца», а предоставляет в его распоряжение свою собственную энергию и ограничивается наблюдением; оно отмечает начало инстинктивного импульса, величину напряжения и чувства страдания, которыми он сопровождается, и, наконец, исчезновение напряжения при достижении удовлетворения. Наблюдение над всем процессом дает нам ясную и неискаженную картину инстинктивного импульса, количества либидо, которым он наделен, и цели, к которой он стремится. Если Я находится в согласии с импульсом, то оно в эту картину вообще не входит.

К сожалению, переход инстинктивного импульса от одного образования к другому может сигнализировать о самых различных конфликтах, в результате чего наблюдение Я прерывается. На своем пути к удовлетворению импульсы Оно должны пройти через территорию Я , а там они будут в чуждой среде.

В Оно преобладают так называемые первичные процессы; здесь нет синтеза идей, аффекты подвержены вытеснению, противоположности не являются взаимоисключающими и могут даже совпадать, а конденсация вполне естественна. Ведущим принципом, управляющим психическими процессами, является принцип достижения удовольствия.

В Я , напротив, ассоциация идей осуществляется в соответствии со строгими условиями, которые мы обозначаем общим термином «вторичные процессы»; кроме того, инстинктивные импульсы уже не могут стремиться к непосредственному удовлетворению – они должны учитывать требования реальности, и более того, они должны подчиняться этическим и моральным правилам, при помощи которых Сверх-Я стремится контролировать поведение Я . Следовательно, эти импульсы рискуют навлечь на себя неудовольствие в основном чуждых по отношению к ним образований. Они подвержены критике, отвержению и самым различным изменениям. Мирные отношения между соседствующими силами прекращаются. Инстинктивные импульсы продолжают стремиться к своим целям с присущими им упорством и энергией и совершают враждебные вторжения в Я , надеясь одержать над ним верх при помощи внезапной атаки. Я со своей стороны становится подозрительным; оно контратакует и вторгается на территорию Оно . Его цель заключается в том, чтобы постоянно держать инстинкты в бездейственном состоянии при помощи соответствующих защитных мер, призванных обезопасить его собственные границы.

Картина этих процессов, получаемая нами при помощи способности Я к наблюдению, более неопределенна, но в то же время и более ценна. Она показывает нам два психических образования в действии в один и тот же момент.

Мы видим уже не искаженный импульс Оно , а импульс Оно , измененный определенными защитными мерами со стороны Я .

Задача анализирующего наблюдателя заключается в том, чтобы разделить картину, представляющую собой компромисс между различными образованиями, на ее составляющие: Оно , Я и, возможно, Сверх-Я .

Вторжения Оно и Я , рассматриваемые как материал для наблюдения. Во всем атом нас поражает тот факт, что вторжения с той и с другой стороны совершенно неравноценны с позиции наблюдения. Все защитные меры Я против Оно срабатывают тихо и незаметно.

Самое большое, что мы можем сделать, – это ретроспективно реконструировать их; мы никогда не можем видеть их в действии. Таков, например, случай успешного вытеснения. Я ничего о нем не знает; мы осознаем его лишь впоследствии, когда становится очевидным, что чего-то недостает.

При этом я имею в виду, что, когда мы пытаемся сформировать объективное суждение о конкретном индивиде, мы обнаруживаем, что некоторые импульсы Оно , проявления которых в Я в поисках удовлетворения мы могли бы ожидать, отсутствуют.

Если они вообще не появляются, мы можем лишь предположить, что доступ в Я для них постоянно закрыт, т.е. что они подверглись вытеснению. Но это ничего не говорит нам о самом процессе вытеснения.

Это же относится и к успешному реактивному образованию, которое является одной из наиболее эффективных мер, предпринимаемых Я в качестве постоянной защиты против Оно . Такие образования появляются в Я почти незаметно в ходе детского развития.

Мы даже не можем сказать, что внимание Я было предварительно сосредоточено на противоположных инстинктивных импульсах, которые замещаются реактивным образованием.

Как правило, Я ничего не знает ни об отвержении импульса, ни обо всем конфликте, в результате которого возникает новое образование.

Анализирующий наблюдатель мог бы легко принять это образование за результат спонтанного развития Я , если бы не его чрезмерный характер, указывающий на наличие долговременного конфликта. В данном случае также наблюдение конкретного вида защиты ничего не говорит о процессе, при помощи которого он осуществляется.

Отметим, что вся приобретенная нами важная информация была получена при изучении вторжений с противоположной стороны, а именно со стороны Оно в Я . Скрытое содержание вытеснения становится явным при обращении движения, т.е. когда вытесненное содержание возвращается, как это можно видеть при неврозе.

Здесь мы можем проследить каждую стадию конфликта между инстинктивным импульсом и защитой Я . Точно так же реактивные образования могут быть изучены при их распаде. В этом случае вторжение Оно приобретает форму подкрепления либидозного катексиса первичного инстинктивного импульса, скрывающегося за реактивным образованием.

Это позволяет импульсу проложить путь в сознание, и на время инстинктивный импульс и реактивное образование видны в Я бок о бок. Возникающее благодаря другой функции Я  – стремлению к синтезу – это состояние дел, чрезвычайно благоприятное для аналитического наблюдения, длится лишь несколько мгновений.

Затем возникает новый конфликт между производным Оно и активностью Я , в котором решается, кто из них одержит верх или какой компромисс будет достигнут.

Если, благодаря подкреплению ее энергетического катексиса, защита, созданная Я , оказывается успешной, вторгшаяся из Оно сила изгоняется, и в душе вновь воцаряется покой – ситуация, максимально затрудняющая наши наблюдения.

перейти в каталог файлов

Источник: http://stomfaq.ru/anna-frejd-psihologiya-ya-i-zashitnie-mehanizmi/index.html

Фрейд А. (Фрейд Анна) — британский психолог и психоаналитик, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда | психология |

Анна Фрейд родилась в 1895 г. и была шестой, младшей, дочерью Зигмунда Фрейда, основателя современного психоанализа. Отец ждал рождения сына и даже придумал ему имя — Вильгельм, однако родилась девочка.

Марте Фрейд было трудно справляться со всеми детьми, поэтому вскоре к ней приехала сестра Минна. Эта женщина стала для Анны второй матерью. Отца дети видели нечасто, ведь он постоянно бы занят врачебной практикой и научной работой.

Когда Анне было 13 лет, отец познакомил ее со своей теорией психоанализа, она стала посещать его лекции и даже присутствовала на приемах пациентов.

В 16 лет Анна, окончившая частный лицей, оказалась перед выбором дальнейшего пути. Образование позволяло ей поступить только в учебное заведение, готовящее учителей, а не в университет, для которого необходимо было закончить гимназию. Перед тем как сделать этот выбор, Анна по совету отца уехала в Италию, где прожила 5 месяцев.

Вернувшись, она поступила на учебу, а позже стала преподавателем в том самом лицее, где некогда училась. С 1918 г. Анна, уже давно увлекающаяся психоанализом, стала принимать участие во всех заседаниях Венского психоаналитического общества. Ее первым самостоятельным опытом стало проведенное в 1922 г.

Читайте также:  Любовь-хочу - психология

исследование 15-летней девочки и выступление с докладом «Фантазии избиения во сне и наяву».

После этого ее приняли в ряды Венского психологического общества. С 1923 г. начала самостоятельно практиковать, открыв кабинет для детей в том же помещении, где принимал пациентов ее отец.

Отец, естественно, был доволен успехами, которых достигла Анна в области психоанализа, его беспокоили лишь два ее недостатка: «сутулая осанка и чрезмерное увлечение вязанием».

Психоаналитики толковали это увлечение как замещение сексуальной жизни: постоянное движение спицами символизировало продолжающийся половой акт.

В том же году Анна узнала о болезни отца, причем совершенно случайно. Именно благодаря дочери Зигмунд Фрейд смог так долго бороться с болезнью Она взяла на себя все его встречи и доклады, издавала его труды, помогала ему разрабатывать новые концепции и, по сути, стала его личным секретарем.

В 1925 г. в Вену приехала Дороти Берлингам-Тиффани, дочь американского промышленника и фабриканта Тиффани, почитателя Фрейда. Спустя несколько лет Дороти переехала жить в дом Фрейдов вместе со своими детьми.

Именно они, а еще дети Софи, другой дочери Зигмунда, стали для Анны настоящей семьей. Кроме того, Дороти во многом разделяла увлечение Анны психоанализом.

Вместе с Жанной Лампи де Гру и Марианной Ри-Криз они составили кружок единомышленников, среди психоаналитиков эта группа получила название «круг четырех дам».

Через год стала секретарем, а еще через год — генеральным секретарем Международного психоаналитического общества.

У нее постоянно возникали трудности с получением признания, поскольку она не имела медицинского образования, поэтому основными пациентами Анны были дети ее знакомых.

В этой работе очень помогло ее учительское образование и та практика, которую она получила, общаясь с детьми Дороти и Софи. Знакомые отмечали, что Анна умела найти общий язык с любым ребенком. На основе своих клинических опытов сделала некоторые выводы.

Особенностью детского психоанализа, по ее мнению, является то, что метод свободных ассоциаций, когда пациенту предоставляется возможность говорить все, что придет в голову безо всякого контроля со стороны сознания, здесь совершенно неприменим, поскольку ребенок просто не способен доверять взрослому свои тайны.

Поэтому Анна в своих клинических исследованиях предпочитает использовать метод наблюдения. Мысли и желания ребенка, по мнению А. Фрейд, могут выражаться не в словах, а в действиях во время переживания им различных игровых ситуаций. Столкновение их с внешним миром порождает конфликт, который, разрешаясь, благотворно действует на психику ребенка.

Игнорирование или же полное отсутствие таких желаний ведет к социальной дезадаптации, истеричности и неврозам.

Эти идеи были отражены в первой книге А. Фрейд «Введение в технику детского психоанализа», которая была составлена из четырех лекций. Это яркий пример того, как было написано большинство трудов Анны: сначала тема излагалась ею на лекции или симпозиуме, а затем уже в книге.

В это же время Анна вступила в полемику с Мелани Кляйн, также занимавшейся детским психоанализом Отличительной чер-f той теории Кляйн было то, что она исследовала особенности детской психики, пользуясь всеми законами «взрослого» психоанализа.

Фрейд же считала, что внутренние психические инстанции формируются постепенно, а следовательно, эти законы неприменимы для психоанализа детей.

Со временем этот спор превратился не просто в отстаивание собственного мнения двумя учеными, а в разделение всего детского психоанализа на две школы. В 1937 г. вышла в свет книга Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты».

В ней Анна составила каталог эго-защит (таких, как вытеснение, формирование реакции, проекция, идентификация с агрессором и т.д.) и описала их проявления. Она описала не только защиты, порождаемые внутренним, структурным конфликтом, но и конфликтом «эго» с окружающим миром (отрицание).

Подчеркивая центральную роль «эго» и адаптивное значение эго-защит, открыла дорогу развитию эго-психолОгии — одному из основных направлений современного психоанализа.

Когда к власти в Германии пришел Гитлер, ученые начали покидать Вену, но Зигмунд Фрейд, отягощенный болезнью, не мог решиться на переезд. 11 марта 1938 г. гитлеровские войска вошли в Вену, а 22 марта Анну уже вызвали на допрос в гестапо.

Позже она вспоминала, что это был самый страшный день в ее жизни, опасаясь пыток, она даже взяла с собой яд. Этот день произвел на нее такое сильное впечатление, что позже Анна избегала бывать в Германии.

4 июня семья Анны выехала в Париж, а затем и в Лондон, где ее отец прожил всего лишь год.

Во время войны Анна помогала английским детям — жертвам бомбежек, а в 1939 г. создала приют для таких детей. Работая с ними, она на практике изучала различные особенности детской психики, в частности то, как формируется психика ребенка при разлуке с матерью и какова реакция детей на жизнь в коллективе, где роль родителей выполняют старшие товарищи.

Результаты этих исследований Анна публиковала в своих «Ежемесячных отчетах». В 1944-1949 гг. Анна была генеральным секретарем Международной психоаналитической ассоциации. Она всегда очень ревностно относилась к творчеству отца.

В то время шутили, что «каждый, кто что-то пишет о Фрейде, чувствует, как Анна заглядывает в текст через плечо» После смерти отца она опубликовала собрание его сочинений как своеобразный памятник его творчеству.

После войны известность Анны Фрейд начала возрастать, возможно, на это оказали влияние лекции, которые она читала по всей Европе и Америке.

Известно, что она оказала влияние на творчество Германа Гессе, за консультацией к ней обращалась даже Мерилин Монро, у которой Анна определила истерический и депрессивный склад личности. В это время А.

Фрейд получила степень почетного доктора во многих университетах Европы и Америки.

В своих лекциях она постоянно подчеркивала положительный момент инстинктивных влечений у детей. Основным детским инстинктом всегда считала агрессию, отмечая ее положительное значение. Напряженность и борьба, свойственные агрессии, — это основные жизнеутверждающие инстинкты, кроме того, агрессия — это необходимая составляющая сексуальности.

Чтобы избежать патологий в будущем, считала А. Фрейд, все асоциальные аспекты агрессии должны быть проработаны в детстве Книга «Нормальность и патология детства», вышедшая в 1965 г., посвящена оценке развития и психопатологии детей.

В отличие от психопатологических симптомов у взрослых, симптомы у детей более хаотичны, неупорядоченны и проявляются в основном как остановка или задержка в процессе развития.

Для оценки причин и последствий таких остановок предложила рассматривать линии развития ребенка, описав три главные категории: созревание влечений и эго-функций, адаптация к окружению и строящимся объектным отношениям, а также организация, интеграция и конфликты в психической структуре.

В определенном возрасте от каждого ребенка можно ожидать проявления соответствующих этому возрасту достижений, конфликтов, проблем. Отсутствие их говорит о нарушении в каких-то линиях развития.

В 1973 г. стала почетным президентом Международной психоаналитической ассоциации, однако интенсивной клинической практикой она уже не занималась.

Невзирая на тяжелую болезнь, она продолжает научную деятельность, в то время ее девизом стали слова Ф. Ницше. «То, что меня не сломило, делает меня сильнее». 1 марта 1982 г.

у Анны случился инсульт, повлекший за собой нарушения речи, функций вестибулярного аппарата и паралич.

Но даже в больнице она пыталась работать над книгой о семейном праве. умерла 8 октября 1982 г. в Лондоне. За 60 лет жизни опубликовала более 90 статей, прочитала 88 различных докладов и лекций. Работы ее имеют безусловно культурное и общечеловеческое значение.

Принять в ребенке то, что неизбежно, и устранить то, что впоследствии может привести его к социальной дезадаптации, — такова центральная установка детского психоанализа, разработанного Анной.

Ее разработки полезны и для психоаналитиков, в том числе и для современных, и для родителей. 

Источник: http://PsyJournals.ru/authors/31992.shtml

Известные женщины психологи. Анна Фрейд

Известные женщины психологи. Анна Фрейд

Наш Дискуссионный клуб psyprofi.com открывает новую рубрику — биографии психологов. Сначала мы будем писать об известных женщинах психологах. Первой героиней новой рубрики станет Анна Фрейд.

Анна Фрейд

Чем знаменита

1) считается основателем детского психоанализа; 2) ей принадлежит общепризнанное описание защитных механизмов;

3) внесла вклад в развитие эго-психологии.

Даты жизни

3 декабря 1895 года, Вена — 9 октября 1982 года, Лондон

Семейное положение

замужем не была, детей не имела

Раннее детство

Младшая из шести детей Зигмунда Фрейда, Анна была чрезвычайно близка со своим отцом. С матерью, братьями и сестрами у нее были напряженные отношения. Несмотря на обучение в частной школе, по ее признанию, больший вклад в ее образование внесли друзья и окружение ее отца.

Жизненный путь

После окончания школы Анна Фрейд работала в качестве учителя начальной школы и начала переводить некоторые из работ отца на немецком, что способствовало усиление ее интереса к детской психологии и психоанализу. Несмотря на то, что Анна находилась под сильным влиянием работ своего отца, она не оставалась в его тени. Ее собственные работы не только развили идеи отца, но и положили начало детскому психоанализу.

Хотя Анна Фрейд не получила высшую ученую степень, своими трудами она заработала авторитет в области психологии. В 1922 г. Анна была принята в Венское психоаналитическое общество и с 1923 г. работала в Венском институте психоанализа.

В 1925—1938 гг. была председателем Венского психоаналитического общества.

Во время своего пребывания в Вене, она оказала глубокое влияние на Эрика Эриксона, которые далее продолжил работу в области психоанализа и эго-психологии.

В 1938 году Анна попала в гестапо, а затем бежала в Лондон вместе со своим отцом.

В 1941 году Анна Фрейд совместно с Дороти Берлингэм основала Хэмпстедский приют в Лондоне — крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

Опыт, полученный в приюте послужил вдохновением для трех книг: «Маленькие дети в военное время» (1942), «Дети без семьи» (1943), «Война и дети» (1943). В 1945 году после того, как Хэмпстедский приют был закрыт, Фрейд открыла Хэмпстедские курсы подготовки детских психоаналитиков и клинику, где занимала пост директора с 1952 года вплоть до своей смерти.

В 1973 году Анна Фрейд была избрана президентом Международной психоаналитической ассоциации. Последние годы жизни учёная и исследовательница также работала в Йельском университете, продолжая развивать свои идеи в области детской психологии.

Вклад в психологию

Анна Фрейд стала основоположницей детского психоанализа и внесла большой вклад в современное понимание детской психологии. Она также разработала различные методы лечения детей.

Фрейд отметила, что детские симптомы болезней отличаются от таковых у взрослых и часто связаны с  разными стадиями развития.

Она также представила четкие разъяснения защитных механизмов эго в своей книге «Эго и механизмы защиты» (1936).

Избранные труды

Фрейд, А. (1936) Эго и механизмы защиты. Фрейд, А. (1956-1965) Результаты исследований из «Hempstead Child Therapy Clinic»

Фрейд, А. (1965) Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития

В комментариях вы можете написать, о каких женщинах психологах вам было бы интересно прочитать в следующих выпусках статей.

Не забывайте подписываться на рассылку, чтобы получать уведомление о новых статьях прямо на почту!

Источник: https://psyprofi.com/biografii-psyhologov/izvestnye-zhenwiny-psihologi-anna-frejd.html

Анна Фрейд — Психология Я и защитные механизмы

Анна Фрейд - Психология Я и защитные механизмы sci_psychology Анна Фрейд Психология Я и защитные механизмы

Анна ФРЕЙД

ПСИХОЛОГИЯ Я И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Книга Анны Фрейд (дочери и последовательницы З.Фрейда) относится к классическим исследованиям, заложившим основы детского психоанализа. Развиваемые А.Фрейд идеи о механизмах психологической защиты, проявляющихся при столкновении ребенка с социальным миром, открывают пути для понимания процесса становления личности в детстве и оказания ребенку психологической помощи.

Для психологов, педагогов, а также читателей, интересующихся вопросами практической психологии личности.

ru en М. Р. Гинзбург Sergei Chumakov [email protected] FB Tools; emeditor 2006-10-13 2909DD11-77C7-4840-A215-CCDEF421AFC6 1.0

1.0 – 13 окт 2006

Психология Я и защитные механизмы Педагогика-Пресс Москва 1993 М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 144 с. Перевод с английского кандидата психологических наук М.Р.Гинзбурга

Анна ФРЕЙД

ПСИХОЛОГИЯ Я И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Судьба Анны Фрейд (1895–1982), и личная, и профессиональная, неразрывно связана с развитием оригинального направления практической психологии – детского психоанализа. Дочь классика психоанализа Зигмунда Фрейда, начав свою карьеру в 1912 г. с работы учительницы, уже в 1923 г.

становится преподавателем и директором Венского института по подготовке детских психоаналитиков. Вначале в Австрии, а после эмиграции в 1938 г. в Великобритании Анна Фрейд самоотверженно занимается вопросами развития личности ребенка и помощи ребенку в полной драм жизни.

Ее перу принадлежат такие пользующиеся популярностью труды, как «Введение в детский психоанализ» (1927), «Психоанализ для учителей и родителей» (1931), «Война и дети» (1944), «Норма и патология в детстве» (1966).

Широкий спектр исследований Анны Фрейд – почетного доктора Университета Кларка (США) и Венского университета (Австрия), посвященных психоанализу детства, образованию, социальной работе, детской психиатрии и педиатрии, наиболее полно отражен в 8–томном собрании ее трудов (1971–1980, США).

Мировую известность А.Фрейд принесла ее работа «Психология Я и защитные механизмы», открывшая путь к пониманию и преодолению конфликтов детской души.

«Во мне сидит черт. Можно ли его вынуть?» В этом вопросе шестилетней девочки к Анне Фрейд сфокусированы конфликты детской души, над разрешением которых в течение 70 лет бьется детский психоанализ.

Каковы внутренние резервы детского Я в поединке с полным противоречий миром? Как рождаются защитные механизмы личности, позволяющие сохранить устойчивость поведения ребенка в веере различных жизненных ситуаций? Сколь велика магия слова мастера детского психоанализа, приходящего на помощь к испытывающему страхи и живущему не в ладу с самим собой и окружающими людьми растущему человеку? Ответы на эти и многие другие вопросы позволили Анне Фрейд по праву встать в одном историческом ряду с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, а не просто остаться дочерью знаменитого отца. В отличие от традиционного психоанализа психологические воззрения Анны Фрейд проникнуты верой в силу человеческого Я, и созданное ею теоретическое направление не случайно вошло в историю науки под именем «Эго-психология».

Читайте также:  Знаки превосходства и подчинения - психология

Книгу А.Фрейд «Психология Я и защитные механизмы», увидевшую свет в 1936 г., ожидала судьба классических работ.

Над идеями о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности ребенка оказалось не властно неумолимое время.

Нет сомнения в том, что психологи, педагоги и врачи, познакомившись с этой замечательной книгой, откроют для себя одно из самых оригинальных направлений практической психологии – детский психоанализ.

Александр Асмолов,

вице-президент

Общества психологов

А. ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Определение психоанализа. В развитии психоаналитической науки были периоды, когда теоретическое исследование индивидуального Я было не слишком популярным. Многие аналитики считали, что в анализе ценность научной и терапевтической работы прямо пропорциональна глубине затрагиваемых психических слоев.

Всегда, когда интерес смещался от глубоких к более поверхностным психическим слоям, т.е. всегда, когда исследование отклонялось от Оно к Я, возникало ощущение, что это начало отхода от психоанализа в целом.

Считалось, что термин психоанализ должен быть сохранен для новых открытий, относящихся к бессознательной психической жизни, например к исследованию подавленных инстинктивных импульсов, аффектов и фантазий.

Такими же проблемами, как приспособление детей и взрослых к внешнему миру, такими понятиями, как здоровье и болезнь, добродетель и порок, психоанализ не занимается. Он должен посвятить свои исследования исключительно детским фантазиям, сохранившимся во взрослой жизни, воображаемому удовлетворению и ожидаемому в качестве возмездия за него наказанию.

Такое определение психоанализа достаточно часто встречалось в психоаналитических работах и, по-видимому, подкреплялось его практическим использованием, при котором психоанализ и глубинная психология всегда рассматривались как синонимы.

Более того, некоторые основания для такого определения имеются и в прошлом психоанализа, поскольку можно сказать, что с самых первых лет нашей науки ее теория, построенная на эмпирической основе, была преимущественно психологией бессознательного, или, как мы сказали бы сейчас, психологией Оно.

Но это определение немедленно утрачивает все претензии на точность, как только мы прикладываем его к психоаналитической терапии. Анализ как терапевтический метод с самого начала имеет дело с Я и его отклонениями; исследование Оно и его способа действия всегда было лишь средством для достижения цели.

А цель всегда одна и та же: коррекция этих отклонений и восстановление Я в его целостности.

Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/81651-anna-freyd-psihologiya-ya-i-zashchitnye-mehanizmy.html

Психолог Анна Фрейд: биография, фото и работы :

Психолог Анна Фрейд: биография, фото и работы :

Принято считать, что на детях выдающихся людей природа отдыхает. Но этого никак не скажешь о младшей дочери известного во всем мире психолога Зигмунда Фрейда – Анне.

Девочке было всего 13 лет, когда они с отцом впервые вместе обсуждали тему психоанализа. Тогда оба и не подозревали, что дочь пойдет по стопам знаменитого отца, развивая и обогащая его теории. Анна Фрейд, психология для которой стала впоследствии смыслом жизни, этот разговор запомнила навсегда.

Чем известна дочь Зигмунда Фрейда

Сейчас Анна Фрейд известна не менее чем ее знаменитый отец.

Во всем мире ее знают как сооснователя (вместе с Мелани Кляйн) детского психоанализа, а также как руководителя психоаналитического общества Вены, почетного доктора права в Венском университете и университете Кларка, почетного доктора наук медицинского колледжа Джефферсона; Шеффилдского, Чикагского и Йельского университетов, члена Королевского медицинского общества и почетного члена Королевского колледжа психиатров, почетного доктора философии университета Гете.

Самая младшая и самая близкая

Родилась Анна Фрейд 3 декабря 1895-го в Вене. В семье она была самой младшей среди шести братьев и сестер. Но так сложилась жизнь, что именно она стала для отца единственным близким человеком, поддерживающим его в самые трудные периоды.

В то время, когда шла Первая мировая, братьев Анны призвали в армию, а ее сестры, выйдя замуж, уехали вместе с мужьями. Только она одна из всех детей Зигмунда Фрейда осталась рядом с отцом. Это еще больше усилило их духовную близость, основанную также и на общем увлечении психологией.

После того первого разговора о психоанализе Зигмунд Фрейд стал делиться с дочерью своими мыслями, а со временем брал ее на заседания Психоаналитического общества.

Но детский интерес к занятиям отца психологией не сразу стал профессией для дочери. Сначала Анна Фрейд решила стать учительницей, и в 1914 году свое намерение исполнила, получив частное педагогическое образование.

Закончив обучение, она пять лет работала в начальной школе в Вене. Но интерес к психологии и там дал о себе знать – молодая учительница заинтересовалась детской психологией.

Впоследствии именно она стала специализацией Анны Фрейд, в ней она добилась необычайных успехов и получила всемирную известность.

Занятие психологией. Начало

Когда Первая мировая окончилась, Анна Фрейд оставила учительскую деятельность и полностью посвятила себя обожаемому отцу. Она была при нем и секретарем, и сиделкой.

С 1918-го по 1921-й Анна проходила у отца курс психоанализа, наблюдала за тем, как тот ведет приемы пациентов. Психоаналитиками это считалось просто вопиющим нарушением профессиональной этики. И лишь авторитет Зигмунда Фрейда никому из них не позволил выступить против.

Отец и дочь вместе продолжали заниматься психоанализом. С 1918 года Анна вместе с Зигмундом Фрейдом принимала участие практически во всех Международных конгрессах и в заседаниях психоаналитического общества Вены.

В 1920 году девушка вступила в члены «Психоаналитического издательства». Тогда интересы начинающего психолога были связаны с фантазиями и снами наяву. Анна даже сделала перевод книги Д. Варендок «Сны наяву» с английского на немецкий язык.

Именно в это время А. Фрейд выступила со своими первыми докладами по психологии.

Первые статьи, первая психологическая практика

В 1922 году была опубликована первая статья психолога Анны Фрейд, которая называлась «Бьющие фантазии и дневные мечты».

А. Фрейд в этом же году стала и членом Венского психоаналитического общества. Работала в области психоаналитической терапии с 1923 года.

Занималась в основном использованием психоаналитических идей в педагогике и проблемами детского психоанализа. В частности, коррекцией недостатков обучения и воспитания при помощи психоаналитических методов.

Начинающий психолог активно занималась и разработкой методики детского психоанализа.

С 1923-го года Анна работала в институте психоанализа в Вене.

В 1923-м Анна Фрейд, детский психолог, открыла частную психоаналитическую практику. Ее кабинет, в котором она работала с детьми, находился в том же доме, где Зигмунд Фрейд принимал своих взрослых пациентов.

Болезнь отца

Ударом для Анны стало неожиданное известие о том, что у отца рак. Она самоотверженно старалась поддержать самого родного человека.

Именно благодаря дочери Зигмунд Фрейд после постановки страшного диагноза жил еще целых 16 лет, пройдя через 31 операцию.

Дочь не только ухаживала за отцом, но и взяла на себя большинство его дел: зачитывала доклады Зигмунда Фрейда на международных конгрессах, принимала его награды.

С 1925 по 1938 годы А. Фрейд руководила Венским психоаналитическим обществом.

Анна Фрейд. Детский психоанализ

1927-й стал годом публикации серьезной научной работы Анны Фрейд под названием «Введение в детский анализ». В книгу вошли лекции, которые Анна прочла в психоаналитическом институте Вены. Эти лекции знакомили слушателей, а после их публикации и читателей со спецификой детского психоанализа.

В книге Анна Фрейд психоанализ такого плана рассмаривала исходя из того, что психика детей подчиняется совершенно другим законам, нежели психика взрослых.

Поэтому она сделала вывод, что, проводя психоанализ ребенка, ни в коем случае нельзя механически переносить на него методы анализа психики взрослых.

А также детский психолог обратила внимание на большую эффективность игровой терапии, подчеркнула решающую роль в развитии ребенка его окружения.

В объективе психоанализа – не только бессознательное …

В 1936 году издала еще одну свою книгу Анна Фрейд — «Психология «Я» и защитные механизмы». Многие называют книгу основным теоретическим трудом Анны. Она стала особым подарком к 80-летию ее отца.

В ней психолог развила идеи психоанализа о «механизмах защиты», показав ту роль, которые они играют в формировании и функционировании психики. Анна опровергла в данной работе мнение, что психоанализ занимается только областью бессознательного.

Новым в психологической науке стало то, что А. Фрейд рассматривала «Я» как центр сознания.

Анна Фрейд. Защитные механизмы

Работая над развитием психоаналитических представлений о «Я», Анна фактически основала в психологии новое направление под названием эго-психология.

Огромная заслуга Анны Фрейд в науке — разработка теории защитных механизмов. Термин этот впервые был введён ее отцом в 1894 году. Позже Зигмунд Фрейд использовал его в ряде своих работ, когда описывал борьбу «Я» против невыносимых мыслей и аффектов.

Дочь внесла в концепцию отца некоторые коррективы. Анна Фрейд защитные механизмы рассматривала как продукты развития и научения.

Она выдвинула идею, что набор защитных механизмов имеет индивидуальный характер и указывает на уровень адаптированности личности. А также акцентировала роль защитных механизмов на разрешении внешних конфликтов.

Механизм защиты Анны Фрейд можно рассматривать как способы реагирования людей в угрожающих для них ситуациях, которые используются на бессознательном уровне с целью обеспечения защиты «Я» от осознания явлений, которые порождают тревогу. В ее оригинальной монографии описано пятнадцать таких механизмов.

Гонения на евреев вынудило эмигрировать

После включения Австрии в состав Германии в 1938 году начались гонения на людей еврейской национальности со стороны нацистов. Когда фашисты арестовали Анну и допрашивали ее в гестапо, Зигмунд Фрейд твердо решил покинуть страну. Но нацистская власть не хотела выпускать ученого.

Они «надавили» на Зигмунда Фрейда и заставили его подписать бумаги, в которых он якобы благодарил гестапо «за ряд добрых услуг», что было для ученого весьма унизительно.

Но и это еще не все: за право покинуть Германию ему пришлось заплатить огромный «выкуп» правительству рейха – 4 тысячи долларов!

Смерть отца. Развитие учения о психоанализе

Эмигрировав в Англию, Анна всеми силами поддерживала больного отца, для которого была единственной опорой. В 1939 году 3игмунд Фрейд умер. После смерти любимого отца Анна все свои усилия направила на корректное и эффективное развитие его учения о психоанализе.

Особенно упорно трудилась в области психологии ребенка. Вот где пригодился ее педагогический опыт! Весомым вкладом Анны Фрейд в психологическую науку было создание детского психоанализа.

Она также разработала игровые методы работы с детьми. Теория Анны Фрейд, разработанная для практической помощи родителям в их взаимодействии с собственными детьми, была создана после переработки положений психоаналитической теории отца.

Работа в Хэмпстеде

в 1941 году вместе с подругой и коллегой Дороти Берлингем Анна организовала Хэмпстедский приют для детей, которых разлучила с родителями война. Там она работала до 1945 года. В этом детском доме психолог провела психоаналитические исследования, результаты которых опубликованы в работах Анны Фрейд «Маленькие дети в военное время», «Дети без семьи», «Война и дети».

Работая в годы войны в Хэмпстедском детском доме, Анна пришла к выводу, что разлученные с матерями дети регрессировали. Но как только у них устанавливались хорошие отношения с воспитательницами, прерванное развитие у детей возобновлялось.

В 1947 году дочерью основателя психоанализа были организованы курсы, которые готовили психоаналитиков для детей.

В 1952 году А. Фрейд организовала Хэмпстедскую клинику детской терапии, которая на то время стала крупнейшим детским психоаналитическим лечебным и учебным центром. Сама же Анна ее и возглавила. А также она открыла в столице Великобритании детские терапевтические курсы. Это были первые учреждения, где детей лечили методом психоанализа.

Анна была директором этой клиники и руководила курсами психоаналитической терапии до 1982 года.

Избрание в 1973 году Анны Фрейд президентом Международной психоаналитической ассоциации стало кульминацией ее заслуг в психологии.

Жизнь посвятила детям

У Анны Фрейд не было своих детей, ведь она никогда не выходила замуж. Но именно дети были главным смыслом жизни этой женщины. Это подтверждают слова психолога о том, что всю ее жизнь можно описать одним предложением: «Я работала с детьми!»

Анной Фрейд были выдвинуты и разработаны идеи об особых периодах жизни в детстве и юности. Именно обратила внимание на наличие в них психических кризисов. Специфическое переживание таких кризисных состояний оказывает, по мнению Анны, существенное влияние на формирование и развитие психики человека.

Детский психолог занималась и исследованием различных проявлений индивидуального развития каждого ребенка, как нормального, так и не совсем здорового.

В конце жизни Анну Фрейд заинтересовало семейное право — еще одна область, связанная с детьми. Правом она занималась в Йельском университете и даже успела издать в соавторстве с коллегами две работы в этой области.

Умерла А. Фрейд 9 октября 1982 года в Лондоне. Более шестидесяти лет жизни эта выдающаяся женщина занималась психоаналитической практикой и научной деятельностью. Фрейд написала множество докладов и статей, оставив научное наследие в виде 10-томного собрания сочинений.

Источник: https://www.syl.ru/article/308558/psiholog-anna-freyd-biografiya-foto-i-rabotyi

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию