Лидерская интерпретация — психология

Лидерская интерпретация

Психологи не устают изучать людей и делать открытия. Например, они говорят, что все, что говорит человек можно перевести. Нет, не на другой язык, а раскрыть истинный смысл. Как бы не то, что человек сказал, а то, что говорил… Стоп! Похоже, что мы запутали Вас и сами запутались. И главное, зачем это лидеру?

Внести ясность в этот вопрос нам поможет известный психолог основатель тренингового центра «Синтон» Николай Иванович Козлов.

Правильно, любой текст имеет свой подтекст и много смыслов. Любое понимание есть интерпретация, толкование текста и поиск подтекста, и лидер берет этот процесс под свой контроль и активно в него вмешивается.

Ну что вы хотите: лидер, он и подтекстом будет командовать!

Вы хотели, чтобы лидер понял вас ТАК. Что сделает лидер? Во-первых, лидер поймет ваше намерение: ЧТО вы хотите, одновременно с этим проанализирует, ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ вы этого хотите, после чего примет собственное решение: КАК на самом деле он решит вас понять. Как он, лидер, решит вас понять.

А после этого он еще сообщит вам, что на самом деле вы хотели ему сказать!

Повторим: умение понимать — это всегда умение интерпретировать, делать перевод, а лидерская интерпретация, или техника внутреннего переводчика, — это умение делать перевод, выгодный именно вам.

То есть лидеру. Мы правильно перевели слово «вам»?

Умение понимать, то есть делать перевод, процесс исключительно творческий, и мы приведем здесь только самые ходовые, то есть чаще всего успешно используемые, варианты переводов. Их шесть: контекстный (реальный смысл),

Вот как вы поняли эту формулировку «исключительно творческий»? В данном контексте, скорее всего, это переводится как «рассказывать не буду, сами думайте». Вы можете дать другой вариант, в любом случае — это пример контекстного перевода.

позитивный (услышать радость, конструктив и благодарность), негативный (наезды, обвинения, недовольство), вежливый, психотерапевтический (услышать душевную боль, личные эмоции, очень личное отношение) и деловой (что теперь делать?).

Имеет смысл вернуться к только что разобранной ситуации: переговоры, директор не в духе и наезжает: цена задрана и вообще кто ты такой… Как вы можете интерпретировать для себя такую его позицию, какой сделать внутренний перевод?

1. «Вы меня хотите обмануть, много вас тут таких ходит!» — негативный перевод. 2. «Ценю сильных партнеров, которые умеют держать удар. Выдержите сейчас — будем сотрудничать дальше», — позитивный перевод. 3. «Я очень боюсь неудачи в бизнесе. Пожалуйста, развейте мои страхи!» — перевод психотерапевтический.

4. «Предлагаю обсудить важные для меня моменты нашего возможного сотрудничества. Если ваши ответы меня удовлетворят, мы с вами будем работать», — перевод деловой.

Рассмотрев все эти переводы, вы можете сами выбрать тот, который даст вам больше возможностей.

Аналогично, можно рассмотреть и такую стандартную ситуацию: молодой человек опоздал, девушка его ждала и сердится. Обиделась. Как это проинтерпретировать? Итак,

— Я тут стою уже пятнадцать минут, а тебя все нет и нет!

Как можно понять ее слова? Какой можно сделать внутренний перевод?

Зачем может быть нужен негативный перевод? В первую очередь для контроля своей собственной речи в ответственных ситуациях. Прежде чем сказать, ищете негатив: нашли — про себя быстро поправились, не нашли — говорите вслух.

«Ты меня не любишь, уйди с моих глаз. Но не сразу — вначале я хочу с тобой поссориться. Жутко хочу!» — негативный перевод.

«Я тебя очень жду! Целуй быстрее, восполняй упущенное!» — позитивный перевод.

«Мне больно предположить, что я теперь для тебя не так ценна, как раньше… Развей мои страхи, пожалуйста!»
перевод психотерапевтический.

«Быстрее уведи меня отсюда в какое-нибудь теплое место, и вообще я хочу мороженое!» — перевод деловой.

На каком переводе остановиться, точнее, какой перевод продвинуть и сделать общим пониманием? Это дело ваше, то есть дело лидера. Молодой человек в той ситуации решил выбрать позитив:

— Я тут стою уже пятнадцать минут, а тебя все нет и нет!
— Сердишься, да? Любишь, да? Если бы не любила, то ведь не ругалась бы, согласись! Ну ругайся, ругайся, а я буду тебя целовать и просить прощения!

Вот так. Полный перевод состоит из внутреннего переводчика и внешней трактовки.

Конечно, в деле освоения перевода самое главное — практика. В тренинговом центре «Синтон» мы уделяем этому большое внимание, целый блок посвящённый мастерству перевода включён в «Базовый тренинг: мастерство коммуникации», куда мы включаем всё самое лучшее и самое важное, что нужно знать каждому.

Источник: http://syntone.ru/article/liderskaya-interpretatsiya/

Методы социально-психологической диагностики руководство и лидерство в малых группах

Министерство транспорта России Гуманитарный институтКафедра психологии

Методическое пособие

для студентов III курса факультета психологии

Специальность 0204, 52100, 031300Составили М. Ю. Орлова, А. В. ОрловаВладивосток2006Позиция № ___ в плане изданияучебной литературы МГУ на 2006 г.Рецензент О. А.

Истомина Составили Мария Юрьевна Орлова, Александра Валерьевна Орлова Методическое пособие____ уч. -изд. л. Формат _____Тираж 150 экз. Заказ №Отпечатано в типографии МГУ им. адм. Г. И.

НевельскогоВладивосток, 59, ул. Верхнепортовая, 50а

оглавление

  1. ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА) ……………………………………….……………
4
  1. Методика «САМООЦЕНКА ЛИДЕРСТВА» ………………………………
11
  1. ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В МАЛЫХ ГРУППАХ ………………………………………………………………………
12
  1. ДИАГНОСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА …………………………………………….
15
  1. ДИАГНОСТИКА СКЛОННОСТИ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ СТИЛЮ РУКОВОДСТВА…………………………………………………………………
19
  1. ДИАГНОСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА (по А. Л. ЖУРАВЛЕВУ) ……
23
  1. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА ………………………..
32
  1. ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ …………………………………..
37

ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

(ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА)

Назначение. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают разработчики методики Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления:• Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.• Настойчив, умеет разумно рисковать.• Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.• Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки, независим.• Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.• Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.• Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.• Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.• Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.• Надежен, держит слово, на него можно положиться.• Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.• Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами:• Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.• Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.• Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критичес­ких ситуациях брать ответственность на себя.• Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.• Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Читайте также:  Карлос кастанеда - психология

Инструкция.

«Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над выс­казываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь».

текст Опросника1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?а) да;б) нет.2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?а) да;б) нет.3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?а) да;б) нет.4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?а) да;б) нет.5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?а) да;б) нет.6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?а) да;б) нет.7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?а) да;б) нет.8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?а) да;б) нет.9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?а) да;б) нет.10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?а) да;б) нет.11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?а) да;б) нет.12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?а) да;б) нет.13. Считаете ли вы себя мечтателем?а) да;б) нет.14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?а) да;б) нет.15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?а) да;б) нет.16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.17. Какое из двух мнений вам ближе?а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.18. С кем вы предпочитаете работать?а) с покорными людьми;б) с независимыми и самостоятельными людьми.19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?а) да;б) нет.20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?а) да;б) нет.21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?а) да;б) нет.22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?а) предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справед­лива ли она?а) да;б) нет.24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?а) да;б) нет.25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?а) да;б) нет.26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?а) самый компетентный человек;б) тот, у кого самый сильный характер.27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?а) да;б) нет.28. Уважаете ли вы дисциплину?а) да;б) нет.29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?а) тот, который все решает сам;б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы уч­реждения того типа, в котором вы работаете?а) коллегиальный;б) авторитарный.31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?а) да;б) нет.32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не поле­зет;б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?а) промолчите;б) будете отстаивать свое мнение.34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?а) да;б) нет.35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?а) да;б) нет.36. Что бы вы предпочли? а) работать под руководством хорошего человека;б) работать самостоятельно, без руководителей.37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необ­ходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?а) согласен;б) не согласен.38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?а) да;б) нет.39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?а) да;б) нет.40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?а) опускаете руки;б) появляется сильное желание их преодолеть.41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?а) да;б) нет.42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?а) да;б) нет.43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или органи­зацию?а) введу нужные изменения немедленно;б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?а) да;б) нет.45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить неза­метно»?а) да;б) нет.46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?а) да;б) нет.47. Кем бы вы предпочли стать?а) художником, поэтом, композитором, ученым;б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.48. Какую музыку вам приятнее слушать?а) могучую и торжественную;б) тихую и лирическую.49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? а) да;б) нет.50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?а) да;б) нет.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка производится при помощи ключа. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а несовпадающие – 0 баллов.

Ключ к тесту

ключключключключключ
1 а11 а21 а31 а41 а
2 а12 а22 а32 а42 а
3 б13 б23 а33 б43 а
4 а14 б24 а34 а44 а
5 а15 а25 б35 б45 б
6 б16 б26 а36 б46 а
7 а17 а27 б37 а47 б
8 б18 б28 а38 б48 а
9 б19 б29 б39 а49 б
10 а20 а30 б40 б50 б
Читайте также:  Директор - психология

Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату

Методика «САМООЦЕНКА ЛИДЕРСТВА»

Назначение.Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень прояв­ления лидерства в малой группе. Опросу подвергается вся исследуемая группа. Обработка результатов носит комплексный характер.

Инструкция.

«Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наибо­лее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым прихо­дит в голову».

Текст Опросника

1. Что для вас важнее в игре?А. Победа. Б. Развлечение.2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?А. Да. Б. Нет.4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?А. Да.Б. Нет.5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?А. Да. Б. Нет.6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим? А. Да. Б. Нет.7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?А. Да. Б. Нет.8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?А. Нет. Б. Да.

Обработка и интерпретация данных

Подсчитать общее количество ответов «А» и «Б».

Если А = 7 – 10 баллов – это высокий уровень лидерских качеств.

А = 4 – 6 баллов – это средний уровень.

А = 1 – 3 балла – низкий уровень.

Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В МАЛЫХ ГРУППАХ

Назначение. Методика дает возможность определить место каждого члена группы в системе межличностных отношений, увидеть его психологический статус, а также иерархию статусов всех членов группы. Всем членам группы предлагается ответить на ряд вопросов. Каждый вопрос – это выбор себе товарища или партнера по разным видам деятельности (общественная работа, труд, спорт, отдых и т.д.). В целях повышения надежности результатов количество выборов должно быть ограничено от одного до трех. В тех случаях, когда допускается неограниченное количество выборов, участники исследования должны установить последовательность своих выборов в порядке предпочтения. Такая процедура способствует более четкой внутренней мотивированности выбора.Сумма выборов, полученная каждым при ответе на все вопросы всех членов группы, и является своеобразным эмпирическим эквивалентом психологического статуса индивида, т.е. своеобразным показателем его положения в системе межличностных отношений (социометрическим статусом).

Инструкция

«Внимательно прочтите каждый из девяти вопросов и сделайте свой выбор из членов вашей студенческой группы. Можно отвечать на вопросы, не называя своей фамилии, но отметить группу и факультет нужно обязательно».

Бланк ответовФ.И.О. ___________Группа _________Факультет ________________

  1. Кто из ребят твоей группы, по твоему мнению, явно обладает организаторскими способностями и может на этом поприще в будущем добиться успеха? (Назвать от одного до семи человек).
  2. У кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, лучше всего получилась бы организация «огонька», вечера отдыха? (Назвать от одного до пяти).
  3. Кто из ребят твоей группы является для тебя авторитетом, когда речь идет о вкусах и моде? (Назвать от одного до пяти).
  4. У кого, по твоему мнению, лучше всего получилась бы подготовка группы к участию в туристическом конкурсе? (Назвать от одного до семи).
  5. С кем из ребят твоей группы ты не хотел бы расставаться и после окончания института? (Назвать от одного до десяти).
  6. С кем бы ты хотел готовиться вместе к контрольной работе или экзамену? (Назвать от одного до семи).
  7. Кого из ребят ты хотел бы пригласить к себе на день рождения? (Назвать от одного до десяти),
  8. Кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, нужно привлечь к проведению конкурса «Что, где, когда?» (Назвать от одного до шести).
  9. С кем из ребят твоей группы ты хотел бы вместе быть на предстоящей практике? (Назвать от одного до десяти).

Источник: http://100-bal.ru/psihologiya/225268/index.html

Диагностика функционального лидерства в малых группах

Шкалы: психологические статусы в группе — лидеры (универсальные, функциональные), предпочитаемые, аутсайдеры, непредпочитаемые

Методика дает возможность определить место каждого члена группы в системе межличностных отношений, увидеть его психологический статус, а также иерархию статусов всех членов группы.

Инструкция к тесту

Всем членам группы предлагается ответить на ряд вопросов. Каждый вопрос – это выбор себе товарища или партнера по разным видам деятельности (общественная работа, труд, спорт, отдых и т. д.).

В целях повышения надежности результатов количество выборов должно быть ограничено от одного до трех. В тех случаях, когда допускается неограниченное количество выборов, участники исследований должны установить последовательность своих выборов в порядке предпочтения.

Такая процедура способствует более четкой внутренней мотивированности выбора.

Сумма выборов, полученная каждым при ответе на все вопросы всех членов группы, и является своеобразным эмпирическим эквивалентом психологического статуса индивида, то есть своеобразным показателем его положения в системе межличностных отношений (в психологической литературе он называется часто социометрическим статусом).

Тестовый материал

  1. Кто из ребят твоей группы, по твоему мнению, явно обладает организаторскими способностями и может на этом поприще в будущем добиться успеха? (Назвать от одного до семи.)
  2. У кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, лучше всего получилась бы организация «огонька», вечера отдыха? (Назвать от одного до пяти.

    )

  3. Кто из ребят твоей группы является для тебя авторитетом, когда речь идет о вкусах и моде? (Назвать от одного до пяти.)
  4. У кого, по твоему мнению, лучше всего получилась бы подготовка группы к участию в туристическом конкурсе? (Назвать от одного до семи.

    )

  5. С кем из ребят твоей группы ты не хотел бы расставаться и после окончания института? (Назвать от одного до десяти.)
  6. С кем бы ты хотел готовиться вместе к контрольной работе? (Назвать от одного до семи)
  7. Кого из ребят ты хотел бы пригласить к себе на день рождения? (Назвать от одного до десяти.

    )

  8. Кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, нужно привлечь к проведению конкурса «Что, где, когда?» (Назвать от одного до шести.)
  9. С кем из ребят твоей группы ты хотел бы вместе быть на предстоящей практике? (Назвать от одного до десяти.

    )

В зависимости от целей исследований обычно выбирают от трех до семи вопросов подобного типа и предлагают каждому члену группы ответить на них со всей серьезностью.

Для повышения надежности результатов можно, отвечая на вопросы, не называть своей фамилии.

Осуществляя выбор, члены группы называют не фамилии тех, кого выбирают, а их порядковые номера по алфавитному списку, который предварительно записывается на доске (это упрощает обработку результатов). Ответы участники исследования заносят в карточку опроса. Вот ее образец.

Далее информация, содержащаяся в карточках опроса, разносится по специальным таблицам (матрицам выбора). Результаты выборов учащихся по каждому критерию оказываются в соответствующей матрице .

Далее информация, содержащаяся в матрицах, переносится в сводную таблицу результатов . Эта таблица и является своеобразным показателем структуры межличностных отношений в группе на период исследования. Она дает возможность четко увидеть систему позиций и психологических статусов ее членов.

При интерпретации полученных данных традиционно используются следующие критерии:

  • статусом лидера обладает тот, кто набирает 50% и более выборов от их возможного количества. При этом необходимо учитывать, что лидерство бывает функциональным и универсальным. Универсальный лидер – это тот, кто получает 50% и более выборов от общего возможного их количества по всем критериям (вопросам) или их большинству. Функциональный лидер – это тот, кто получает такое же количество выборов по одному или нескольким критериям (вопросам);
  • статус предпочитаемого имеют те, кто собирает от 20 до 50% общего количества выборов;
  • статусом аутсайдера обладают те, которые не получили выборов или имеют их незначительное количество (до 20%);
  • статус непредпочитаемого имеют те, у кого наибольшее количество отрицательных выборов (если такое исследование проводится).

Информация о количестве отрицательных выборов может быть получена лишь в том случае, когда к любому из перечисленных вопросов добавляют частицу «не» – «кого бы ты не пригласил на свой день рождения» и т. д.

При анализе сводной таблицы результатов необходимо акцентировать внимание на том, что статусы индивидов в группе всегда динамичны, ибо зависят от направленности личности каждого, его ведущих психологических характеристик, степени включенности в совместную деятельность, активной жизненной позиции.

Поэтому у каждого есть возможность изменить свой статус в лучшую сторону и тем самым занять более высокое, комфортное положение в системе межличностных отношений.

Если подобного рода исследования проводить ежегодно, то можно увидеть динамику межличностных отношений, складывающихся в группе на протяжении длительного периода времени.

Источники

  • Диагностика функционального лидерства в малых группах / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.332-334

Источник: https://vsetesti.ru/164/

«Эффективность лидерства»

Этот опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.

Инструкция. На вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет».

Опросник

  1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений?
  2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?
  3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете? Да — краткий, ясный, точный.

    Нет — эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом

  4. Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений?
  5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении?
  6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить?
  7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы?
  8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь?
  9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?
  10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными?
  11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются?
  12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?
  13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе?
  14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в работе?
  15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных?
  16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
  17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других?
  18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке?
  19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, до­кладывая об итогах вышестоящему руководителю?
  20. Доверяете ли вы своим подчиненным?
  21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основ­ную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций?
  22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каж­дым из ваших подчиненных, для общего дела?
  23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для плани­рования работы?
  24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации?
  25. Имеется ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)?
  26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу?
  27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности?
  28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохране­нии и повышении работоспособности?
  29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
  30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их ра­боты?
  31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необхо­димо ориентироваться при его приеме на работу?
  32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удов­летворением персональных просьб, исходящих от подчиненных?
  33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в обще­нии с подчиненными?
  34. Относитесь ли вы к своим подчиненным со вниманием и уважением?
  35. Уверены ли вы в себе?
  36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
  37. Часто ли вы проявляете творчество в работе?
  38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на спе­циальных курсах, семинарах и т.п.?
  39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии реше­ний и в общении с людьми?
  40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если по­требуется?

Если эта методика используется для самооценки ру­ководителя, то возникает опасность искажения ре­зультатов вследствие субъективной установки пока­зать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководи­телем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.

Обработка результатов и интерпретация

За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов, то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считает­ся высокоэффективным.Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как среднеэффективный.Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем педагогического или детского коллектива.

Источник:

  1. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. — М. : Аспект Пресс, 2003. — 285 с. (с. 156-159)

Источник: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/13.html

Ссылка на основную публикацию