Манипулятивные игры: иллюстрации — психология

Клуб Здорового Сознания

В доме ремонт, жена переставляет мебель. Мужа дома нет, с женой он не в ладах. В комнате мужа стоит огромный компьютерный стол, который загораживает половину прохода. Жена ругается на компьютерный стол и жалуется на пыль, которую он собирает.

Стол неудобен и самому мужу, но менять что-то ему лень. В принципе, он не против, если кто-то этот стол заменит. Жене помогает друг мужа, который легко сможет с ним договориться и стол заменить на другой.

Разобрали старый маленький стол, жена просит его выбросить. Друг ее останавливает:

— Подожди, давай посмотрим: этот стол легко встает вместо огромного компьютерного, давай поменяем их местами?

— Нет.

— Но почему, ведь и тебе, и ему — всем будет хорошо?

— Потому что он (муж) — гад.

И поэтому стол мешает. Был бы не гад — не мешал бы?

Более того, есть возможность, чтоб не мешал: но тогда муж не гад?

Все равно гад.

Как ни крути — всюду гад: независимо от того есть стол, или нет стола. А если друг вступился за мужа — друг тоже гад.

Друг, как человек разумный, пытается привести доводы, которые звучат убедительно: маленький стол очень удобный, ровно вписывается, есть отделение для системного блока, он не будет пылиться… Жене что-то рассказывать примерно так же интересно, как разговаривать со стеной, реакция одна: либо друг делает так, как нравится ей, либо все гады.

А завтра она будет снова звонить и жаловаться, что пыль достала и ходить невозможно.

Уговоры заканчиваются чуть ли не слезами на тему того, что никто ее не любит, а друг может ехать, она и без него справится.

Это при условии, что друг помогал жене с раннего утра: перетаскивал мебель, так как она хотела, убирал вещи туда, куда ей было нужно, договаривался с электриком о починке лампы и так далее.

Маленький стол выбросили.

В результате: ходить всем трудно, друг расстроен, помогать дальше у него желания нет.

Зато жена довольна: сделали так, как она хотела, а не так как было бы разумно, и есть повод дальше на мужа злиться.

Потому что об его стол все ноги поломать можно.

Кошмарный ремонт

В доме ремонт. Жена сидит дома. Рабочие на прошлой неделе сделали новые батареи, работали не бог весть как, но все же прилично, все дырки за собой заклеили и замазали, в сроки уложились — вообщем, жаловаться нечего.

Жена делится с другом мужа: «Вот рабочие, они молодцы, все сделали, я довольна.»

Через пять минут звонит соседка, у которой эти же рабочие монтировали трубы. Жалуется, что ей тяжело, что рабочие гады, что все сделали не так и все плохо, что нервов уже никаких не хватает, уж на что она спокойный человек, но они уже измотали всю, сердце болит, ужас и кошмар.

Разовор длится примерно полчаса.

Последние фразы жены:

— Нет, а мне карниз сняли, ты представляешь, какие? Мне теперь его вешать, я просто не знаю, господи, у меня уже от грязи этой аллергия начинается! Все легкие забиты! А дальше вариации на тему: и ужас, и кошмар и жить невозможно в этом свинарнике, и муж гад, и стол свой идиотский убирать не хочет, и жизни ей нету…

И это от души и искренне. А то, что на месте старых облезлых батарей новые беленькие, регулируемые, что все дырки замазали и заклеили, что всю мебель на место подвинули — это уже как-то забылось.

Источник: https://psy-space.ru/?page=manipulyativnye-igry-dvoe-zn—illyustracii

Манипуляции: «игры разума», в которые играют люди

Похоже, в эти «игры» играют с начала всех времен. Вот что говорит у Шекспира Гамлет Гильденстерну: «Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть; вам кажется, что мои лады вы знаете; вы хотели бы исторгнуть сердце моей тайны». Налицо – манипуляция, игра с сознанием. Что нам нужно знать об этом? Рассказывает психоаналитик Джеральд Шонвольф.

ФОТО Getty Images 

Одни манипулируют другими, потому что это позволяет им почувствовать свою власть и избежать ответственности. Однако манипуляция имеет и обратную сторону: мы никогда не будем по-настоящему близки с человеком, которым пытаемся манипулировать. Ведь в основе этих отношений нет ни честности, ни правды.

Такой метод позволяет ранить человека дважды. Сначала вам говорят что-то вроде «Знаешь, ты бываешь таким доверчивым», и когда видят, что вам больно от этих слов (чего говорящий и добивался), добивают вас фразой типа: «Да, я пошутил, чего ты. Ой, какие мы нежные!» Вас не только обидели сначала фразой о том, что вы доверчивы, но и добили потом, сказав, что вы – размазня.

Такие люди всегда забывают самые важные вещи: они не приходят на встречу, не отдают долг, не помнят об обещаниях. Вы ждете, что они вспомнят, но этого не происходит. И тогда вы им напоминаете, на что они отвечают: «Ой, я забыл, прости!» Но и после этого ничего не меняется. Вам приходится напоминать о «долге» несколько раз, что, естественно, начинает раздражать.

Тогда они, видя, что вы раздражены, говорят: «Ты что? Злишься на меня? Похоже, что злишься». Такие люди, в свою очередь, никогда не скажут вам, что злятся на вас. Если вы их спросите об этом, то в ответ услышите: «Нет, конечно, ты что? Я бы сказал об этом». Таким образом, они сваливают на вас свой собственный гнев, не давая вам разобраться со своими чувствами.

Иногда они проецируют свою ненависть на других. Обычно они уверены, что все вокруг этого заслуживают. Как только вы не соглашаетесь с ними, отклоняете их приглашение или «косо» посмотрите, они начинают люто вас ненавидеть. Такие люди не думают о том, что у кого-то могут быть чувства или другое мнение, нет.

Они просто ненавидят и выливают свой гнев. Часто регулировать свое поведение нам предлагают таким образом: «Обращайся с другими так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой».

Поведение «ненавидящих» могло бы выразиться в прямо противоположном афоризме: «Ненавидь всех за то, что они не те, кем бы ты хотел, чтобы они были».

Суть в том, чтобы заставить другого чувствовать себя виноватым только потому, что он не делал то, что вы хотели. Например, жена называет своего мужа «сексистом». Сначала он возражает, но потом смиряется, чтобы не выглядеть «сексистом» и быть тем мужем, каким его представляет себе жена.

Или, например, муж обвиняет жену во фригидности, чтобы она считала себя виноватой в том, что в паре отсутствуют сексуальные отношения.

Вместо того, чтобы просто обсудить проблемы с партнером и попытаться посмотреть на проблемы с разных точек зрения, они предпочитают избегать реальности и пытаются заставить других чувствовать вину за то, что они не оправдывают каких-то ожиданий.

Роберт Левин«Механизмы манипуляции» Чтобы собрать материал для этой книги, психологу Роберту Левину пришлось на время отказаться от привычной жизни кабинетного ученого и погрузиться в среду тех, кто сделал обман своей профессией.

Название взято из одноименного фильма с участием актрисы Ингрид Бергман1. В нем муж пытается довести жену до безумия, говоря, что она видит вещи, которые на самом деле не происходят.

Когда она видит, что газовый фонарь то выключается, то включается, ее муж говорит, что не видит этого (хотя это происходит на самом деле). Это такой изощренный способ лжи.

Если же вы попытаетесь что-то доказать, вам могут задать вопрос, который натолкнет вас на размышления о собственном психическом здоровье, например, «Мне кажется, у тебя слишком разыгралось воображение, не думаешь?».

Человек ждет, пока кто-нибудь скажет или сделает что-то неприемлемое. В таком случае гнев будет выплеснут на все 100%. Получается идеализация наоборот.

Например, какой-нибудь фанатично настроенный религиозный человек ждет, пока кто-нибудь не скажет что-то про религию, например: «Религия – это не всегда хорошо», чтобы зацепиться за это.

И тогда он набрасывается на беднягу, как на монстра, заставляя его испытать жгучее чувство стыда за то, чего он даже не имел в виду. Такие люди просто сваливают свой гнев на других людей, строя из себя святых.

Притворство может быть очень разным. К примеру, мужчина притворятся, что ему интересна девушка, просто чтобы отправиться с ней в постель. Женщина притворяется, что ее привлекает мужчина, чтобы манипулировать им, получать от него то, что хочется. Люди притворяются вашими друзьями, чтобы втереться в доверие, скрывая истинные мотивы.

Те, кто хорошо умеют притворяться, – неплохие актеры. Иногда им даже удается убедить себя в собственной искренности. Например, человек может вам завидовать, но, не желая себе в этом признаться, сможет убедить себя в том, что он рад за вас и желает вам всего самого лучшего.

Если вы доверитесь таким людям, то, скорее всего, вы попадете в их ловушку, о чем скоро пожалеете.

Множество родителей бессознательно играют в такие игры со своими собственными детьми, причиняя им огромный вред. К примеру, они притворяются, чтобы изобразить любовь, заботу, близость. Если отказаться от манипуляций, то все эти эмоции можно испытать совершенно искренне. А это стоит того, чтобы жить.

Подробнее см. на сайте издания PsychCentral.

1 «Газовый свет» (реж. Джордж Кьюкор, 1944).

Читайте также

Вы чувствуете вину, хотя ничего не cделали. Он почему-то молчит, хотя до ухода гостей был сама любезность. Вы хотите, чтобы снова все стало хорошо: ведь ваши отношения начинались как в сказке и он говорил, что вы лучшее из того, что с ним вообще случалось в жизни. Перемены происходят исподволь, на то он и манипулятор.

Они ловко внушают нам чувство вины, шантажируют, угрожают, льстят… Мы выполняем их пожелания или приказы в ущерб себе, будто лишившись воли. Такие игры порой длятся годами, отравляя жизнь. Эксперт по коммуникативным стратегиям, коуч Престон Ни (Preston Ni) предлагает восемь простых правил, чтобы обезопасить себя от манипуляции.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/manipulyatsii-igryi-razuma-v-kotoryie-igrayut-lyudi/

Игра на психологии: как реклама манипулирует людьми

Сегодня мы расскажем о том, как реклама манипулирует нами, какие трюки использует и как избежать слепого следования за броскими  лозунгами и красивыми картинками.

Реклама прочно укоренилась в нашей жизни.

Без неё буквально невозможно просмотреть очередной телеканал, проехаться в транспорте или даже выйти за хлебом. Будет полезно узнать, что рекламщики используют некоторые «вечные», безотказные приёмы которым уже в обед сто лет, однако они работают и будут работать.

В результате мы покупаем совершенно ненужные нам вещи. Не дайте собой манипулировать!

Реклама: какие трюки она использует?

  1. Секс продавался и будет продаваться. Внимание мужчин будет приковано к полуобнажённым красоткам.

    Призывные дивы сейчас уже рекламируют даже новогодние ёлки (небезызвестная реклама «сосну в подарок») и даже инструменты для строительства. Женщин привлекают мускулистые тела. Вспомнить хотя бы австралийских пожарных, о которых мы писали раньше.

    Пусть и на благое дело — но ведь они тоже использовали свою сексуальную привлекательность, чтобы их благотворительные календари раскупили.

    Причём это касается не только изображений, но и сопровождающего их текста. Слова вроде ««райское наслаждение», «соблазняющий», «страстный дизайн» взывают к нашим желаниям и заставляют идти и приобретать ненужный нам товар. Примитивно, правда? Однако это работает.

  2. Каждый человек заинтересован в том, чтобы жить долго, здорово и счастливо. Поэтому больше доверия вызывают приставки «био-» «эко-» «натур-» и свежие зелёные тона упаковки. Перед тем, как приобретать такой «здоровый товар» рекомендуется тщательно прочесть его состав. Вдруг это лишь очередной рекламный приём?

  3. Видя, что глянец в последнее время не действует на обывателя, рекламщики взялись за рассказы из жизни простых, среднестатистических людей, в которых каждый узнает сам себя или своих родных.

    Над такой рекламой неслабо поработали психологи, чтобы в подсознании покупателя товар «прописался» как нечто родное и близкое.

    Также реклама пестрит историям о том, как обычный человек стал супер стройным, здоровым и заработал много денег благодаря тому или иному товару. Это такие завуалированные обещания, которым мы верим.

  4. У каждого из нас есть идеал себя самого, и рекламодатели прекрасно об этом знают. Отсюда — обещания, что именно приобретя этот товар вы станете «настоящей богиней», «самым желанным мужчиной», «успешным и уверенным в себе». У каждого человека  есть свои участки неуверенности, и реклама беззастенчиво на них давит. Just business…

  5. Реклама формирует у нас комплексы, используя идеальные лица и тела моделей и убеждая, что с нами что-то не так. Мы даже не знали, что у нас есть эти проблемы, посмотрев рекламу чудодейственного средства их решения. Смотрите выше — мы не можем позволить себе быть несовершенными и мигом бежим покупать эти товары. Это и нужно рекламодателю…

  6. Мы уже писали о том, что в основе любой рекламы лежат умелые психологические приёмы. Перед тем, как пиарить тот или иной товар, рекламодатель пристально изучает потребности целевой аудитории.

    И тут начинается игра на душевных ценностях: семейном уюте, ощущении счастья или наоборот невосполнимой утраты. Реклама возвращает нас к приятным воспоминаниям и заставляет вновь их пережить.

    И тогда мы охотнее покупаем то, что нам преподносят.

  7. Каждая нормальная мать желает своему ребенку только самого лучшего. Когда у нас появляется малыш, мы начинаем жить не столько для себя, сколько для него. Реклама не гнушается фраз вроде «если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров»…»Для весёлого и активного малыша» и т.д. Это мощнейший посыл в глубину материнского подсознания, который не то, что заставляет — а вынуждает приобрести товар.

    Как быть?

    Как не дать собой манипулировать?  — Спросите вы. Всё просто. Не позволяйте рекламе подменить понятия в вашем сознании и помните об истинной природе вещей.

    Покупая пылесос — вы покупаете пылесос, а не семейный уют и домашнее тепло.

    Приобретая строительный инструмент помните, что вон та полуобнаженная красавица или мускулистый мачо все равно вам не достанутся, а счастливым ребёнка сделают не «новые экологичные памперсы», а ваша забота и любовь.

Читайте также:  Самообвинения - психология

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в ↓

Источник: https://fishki.cc/psychology/5561-igra-na-psihologii-kak-reklama-manipuliruet-lyudmi.html

Психология манипуляции: как распознать манипулятора?

О психологии манипуляции большинство слышали в связи с социально-психологическим воздействием на поведение людей во время цветных революций последних лет. До того, как использовать способы массового воздействия на людей в качестве системной технологии, психологами изучались приемы манипулирования на индивидуальном уровне.

Есть множество книг о природе и технологиях манипуляций, о том, как распознать манипулятора в близком окружении и противостоять ему. Существуют даже тренинги, обучающие приемам воздействия на подсознание для успешного ведения бизнеса. Что не совсем этично, но востребовано.

На самом деле, бессознательно манипулирование — часть коммуникации и естественная способность каждого человека. Проблемой оно становится, если практикуется осознанно для получения конкретного запланированного результата. Потому что это насилие. Только психологическое.

Что такое манипуляция?

Прежде чем перейти в область психологии, термин «манипуляция» использовался в социалистической политологии с 60-х гг. применительно к «империалистическим» СМИ. Ранее в политических и бытовых моментах был известен, как «интрига».

Подобное манипуляции понятие — стратагема, существовало еще в древних Греции и Риме, как военная хитрость. А 3 тыс. лет назад в Китае употреблялось не только в военном деле, но и в межличностном общении. Это описание особых моделей поведения, учитывающих психологию, обстановку и расчет для достижения особой скрытой цели. При этом осуждалось их применение для достижения «низких» побед.

Что такое манипуляция в психологии, хорошо описал в своей работе Е. Доценко, а, с точки зрения социологии — С. Г. Кара-Мурза. Заслуживают внимания работы Х. Брейкер и Д. Саймона, книга Н. Гегена.

Если свести все определения, то манипуляция — это неявное управление методами косвенного воздействия на внутренний мир человека, использование его, как пассивного объекта ради доминирования, эксплуатации или для достижения других целей неизвестных «жертве».

Но в обществе потребления — скорость продвижения по карьерным ступеням ставится превыше всего. И даже если ради этого используются другие люди, то при такой общественной морали — «они сами виноваты», что не могут сделать так же.

Манипуляторы часто эффективные менеджеры и «психологическое насилие» на некоторых тренингах уже преподносится как результат эволюции. Конечно, такое индивидуалистическое отношение не только спорно, но и губительно для человечества в целом.

Тем не менее существует и такое определение: манипуляция — структурирование мира и духовного состояния других, которое всегда позволяет выигрывать.

Как распознать манипулятора?

Знакомство с психологическим воздействием начинается с детства. Межличностные отношения содержат в себе элементы такого управления. Используются индивидуальные слабости близких: страхи, комплексы, неадекватная самооценка, наивность, чувство вины и другие болевые точки. Но это —не шантаж, а завуалированное воздействие на сферу эмоций.

Манипуляторами становятся те, кому какой-то травмирующий опыт в детстве помешал найти единение с миром или людьми. Существуют прирожденные «управляющие», которые прямо чувствуют психологические слабости ближних и умело играют на них.

Венгерские психологи из Печского университета доказали, что у таких людей мозговая активность возрастала, когда они видели, что партнер по эксперименту играл честно. Тогда как у остальных, такой всплеск происходит в обратном случае. Ученые сделали вывод, что манипулятор, встретив порядочность, сразу подсчитывает какую выгоду можно извлечь из этого.

Как распознать манипулятора? Управляющим чужим подсознанием часто свойственны личностные черты «темной триады»:

  1. Макиавеллизм — цинизм и беспринципность в достижении целей, игнорирование морали.
  2. Психопатия — безжалостность, неумение сочувствовать и сопереживать, бессовестность.
  3. Нарциссизм — самовлюбленность, неспособность к эмпатии.

Объединяет их: манипулятивный стиль общения, эгоизм, смелость, эмоциональная холодность. Доминантность, чувство превосходства, амбициозность, настойчивость. Как ни странно, но обладатели таких черт, сексуально привлекательны для женщин. Чем тоже пользуются, используя свое обаяние и актерское мастерство, чтобы вызвать симпатии.

Первое общение может не предвещать ничего плохого. Но если при последующих встречах, ощущается дискомфорт, тревога или повторяющиеся негативные эмоции, это свидетельство «психологического насилия».

Прислушаться к интуиции стоит, когда поведение и настроение собеседника не соответствует словам: скрещивает руки на груди, держит их возле рта, закидывает ногу на ногу. Иногда бывает так, что чрезвычайно интеллигентным, дружелюбным поведением человек весьма понравился — это тоже повод задуматься. Особенно если он проявляет повышенный интерес:

  • К любым фактам вашей жизни. Интересует семья, работа, хобби, виды на будущее, факты из прошлого, особенно негативного характера.
  • К особенностям мировоззрения. Какие культивируются идеалы, личностные ценности, установки. Для этого заводятся философские темы.

Насторожить должны:

  1. Явная лесть. Чаще используется для самовлюбленных людей, которые легко принимают ее за чистую монету.
  2. Навязывание себя, своих услуг и помощи.
  3. Демонстрация любви и уважения. Одолжения и подарки. Это подкупает и затягивает в сети благодарности.
  4. Повторы фраз, слова произносятся в другом порядке, иногда заменяются близкими по значениям, но смысл остается прежним, чтобы идея проникла в подсознание.
  5. Использование сложных слов, специальных терминов, чтобы отвести внимание, уменьшить невербальный контроль.
  6. Мозаичный разговор: начинает с одного, перескакивая с темы на тему, заканчивает другим.
  7. Спешка в самом разговоре и искусственный цейтнот для действий, чтобы в суматохе нельзя было обдумать происходящее. При этом возможна и драматизация последствий, и нагнетание тревожности.
  8. Натянутые шутки и искусственный юмор.
  9. «Отзеркаливание». Когда собеседник копирует позу, жесты, манеры, чтобы «быть на одной волне».
  10. Перебивание и смена темы собеседником.
  11. Ответы вопросами.
  12. Эмоциональная устойчивость. Быстрая реакция на возражения.
  13. Необычное поведение, которое меняется чересчур резко.
  14. Неприятный осадок после общения, хотя явных предпосылок не было.
  15. Наоборот, необъяснимое очарование.

Психологические агрессоры нащупывают глубинные переживания сознательно. И дают словесные или невербальные знаки, которые сами объекты манипуляционных действий вставляют в существующий контекст (объясняют себе), меняя действительность в соответствии с желаниями манипуляторов, не осознавая этого. Но если предупрежден — сможешь дать отпор.

Основные психологические приемы манипулирования

Манипуляции делятся на осознанные (чаще в деловом общении) и неосознанные (в межличностном). «Кукловоды» используют и активные методы манипуляции, и пассивные.

Основные приемы манипулирования в бытовом общении базируются на чувствах и психологических слабостях:

  • Ложная влюбленность. Чтобы не потерять хорошего отношения к себе, человек идет на поводу «кукловода», принимающего только те качества личности, которые выгодны лично ему.
  • Ложь и обман, отрицание и отговорки.
  • Заботливое отношение, которого не просили, в обмен на…
  • Поверхностное сочувствие, которое оказывается «крокодильими слезами».
  • Культивирование чувства вины заставляет адресата выполнять желания «актера».
  • Обесценивание. Самоутверждение за счет неуверенности другого. А для этого бьют по самооценке.
  • Тщеславие — любимый грех не только у героя Аль Пачино, но и у успешных манипуляторов. «Ведь ты такой расчудесный, ты же сможешь сделать еще несколько дел?». Метод поощрений действует и на гордецов.
  • Вызвать жалость или сочувствие — простой способ втереться в доверие. Чтобы взять верх впоследствии.
  • Соблазнение благами, отношениями, подарками, признаниями или «чего вам хочется, мой властелин»? А потом завуалированные угрозы лишить этого.
  • Гнев, раздражение, агрессивное поведение, не соответствующее ситуации. Заставляют идти на сделку людей ранимых и чувствительных.
  • Демонстративная обида. Которая резко проходит при получении желаемого. Этим и отличается от искренней.
  • Внушение. Некоторые поддаются легко, но все уязвимы при усталости.
  • Игнорирование. Чувств, слов, желаний оппонента.
  • Ирония, сарказм, чтобы пристыдить собеседника.
  • Минимизация и рационализация, а также симуляция невиновности. Объяснение, что не так уж страшно неуместное поведение по сравнению с «мировой революцией» или же полное оправдание. Иногда с негодованием и наигранным удивлением.
  • Проецирование вины (коллективной, к примеру) на конкретном человеке, осуждение его, прививание ложной вины.
  • Симулирование глупости. Когда прикидываются, что не понимают, о чем идет речь.

С основными психологическими приемами манипулирования все знакомы. Некоторые — нормальны и применяются в воспитании, хотя не лучше мотивации и искреннего диалога. Иногда они нужны и интересны в отношениях. Но односторонняя жестокая манипуляция — несправедлива и безобразна.

Кто становится жертвами манипуляторов?

Уязвимы для манипуляторов люди, обладающие повышенной ответственностью, наивностью и доверчивостью. Также одинокие и пожилые. Эксплуатируются следующие слабости и достоинства:

  • Низкая самооценка.
  • Страх перед эмоциями, особенно отрицательными.
  • Страсть к получению удовольствий.
  • Самовлюбленность.
  • Жадность
  • Нехватка сознательности и сверхсознательность.
  • Впечатлительность и чувствительность.
  • Альтруизм.
  • Мазохизм.
  • Импульсивность.

Таким образом, понятно с какими чертами личности следует проработать, чтобы не становиться жертвами манипуляторов.

Как противостоять манипуляции?

Чтобы разглядеть манипулятора, следует быть внимательным и не торопиться принимать решения. Если «нарушитель границ» выявлен, то противостоять манипуляции помогут следующие способы:

  1. Выясните цели агрессора.
  2. Скрывайте эмоции, не показывайте свои уязвимые места.
  3. Будьте собой.
  4. Не реагируйте на провокации, не давайте возможности навязать вам деструктивные чувства.
  5. Не оправдывайтесь.
  6. Задавайте прямые уточняющие вопросы.
  7. Освойте сознательную «поверхностную» коммуникацию, чтобы не вдаваться в экзистенциальную. То есть не примерять чужие эмоции к своей системе координат.
  8. Просчитывайте какой реакции ждут от вас. Не показывайте ее.
  9. Выясняйте причины своего действия вопросом: «Зачем я это делаю?».
  10. Умейте говорить «нет».
  11. Не бойтесь сказать, что вы передумали, ошиблись или не желаете продолжать разговор.
  12. Уходите, если не нравится общение.
  13. Объявите, что цель манипулятора вам известна. При разоблачении, игры «кукловода» утрачивают смысл. Но они не признают обвинения, в лучшем случае, сменят тему. В худшем — начнут давить на чувства, чтобы вы почувствовали неправоту.
Читайте также:  Ответственный человек - психология

Не бойтесь того, что о вас подумают другие. Лучшая защита от манипуляторов — развитие в себе ассертивности, чтобы быть независимой, самодостаточной личностью и жить в эмоциональном равновесии.

Источник: https://sunmag.me/sovety/26-02-2014-psikhologiya-manipulyatsii-kak-raspoznat-manipulyatora.html

Психология детской игры | пониманик, психолог, пониманик, психолог

Взято из лекции Смирновой Е.О. (детский психолог, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки»)

Детская игра – это некая необходимость, которая обуславливает весь ход психического развития ребёнка.

«Как будто»

Игра – это та деятельность, которая связана с построением некоторой воображаемой ситуации, когда реальное и воображаемое (подозреваемое, предполагаемое) действия расходятся. То есть, когда ребёнок не просто действует с предметами, а когда за этими действиями стоит какой-то другой план.

Ребёнок отлично понимает, что это карандаш, но он придаёт этому карандашу другое значение и говорит: «Давай-ка, это будет ракета». И он уже не рисует этим карандашом, а изображает, как «ракета летит» вверх. Или: «Давай, это будет градусник».

И он уже действует с этим карандашом не как с ракетой или карандашом, а как с градусником – «измеряет» температуру, потом смотрит, что получилось. Этот карандаш может быть и ползающим червяком, и прыгающим человечком, и режущим ножом, и флагом.

То есть, переименование предмета и придание ему нового смысла порождает совершенно новую ВООБРАЖАЕМУЮ ситуацию, в которой этот предмет приобретает совершенно не свойственную ему другую новую функцию. При этом<\p>

Период от 3-х до 7-ми лет предрасположен к тому, что дети создают воображаемые ситуации, погружаются в них и проживают их очень эмоционально.

Ребёнок очень легко переименовывает предметы, видит в одном другое и верит в это. Для него воображаемая ситуация так же эмоционально значима, как и реальная. Но это отнюдь не значит, что он не делает грань между реальностью и игрой – выражение «как будто» как раз и говорит о понимании ребёнком этой грани.

Приобщение к игре

Если раньше такие дети были в основном в детских домах, то сейчас, увы, всё чаще вырастают дети, которые не понимают, что такое «как будто» и «понарошку».

В возрасте 2 года детская игра имеет реалистичный предметный характер (ребёнок кормит куклу, причёсывает её, одевает-раздевает, укладывает спать) и вроде бы играет, как говорят взрослые. Но это игра не совсем та игра, о которой мы сейчас с вами говорим. Потому что он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО кормит куклу. Никакого второго плана за этим нет.

Он ничего не воображает, ничего не представляет, всё делает «взаправду». У некоторых детей игра такой и остаётся, если им не показать возможность перехода в новую воображаемую реальность. То есть, например, если нет ложки, то показать, что куклу можно кормить не только ложкой, но и палочкой. Или предложить угостить её конфеткой.

Сначала дети напряжённо к этому относятся. Они не понимают, как можно угостить конфетой куклу, если этой конфеты нет, или бегут на кухню за настоящей конфетой. Ребёнок сначала подражает, а затем начинает вносить что-то своё. При чём поначалу игровое (воображаемое) и реальное название предмета у ребёнка одно и тоже.

То есть, например, он «варит» супчик в кастрюльке из бумажек, а когда его спрашивают «что у тебя там варится?» отвечает «бумажки». Тут в его сознании возникает противоречие – вроде как я варю суп, а в нём какие-то бумажки, какая-то «нестыковка». А затем возникает понимание: раз мы действуем с этим предметом, как с супом, то, наверное, это может быть супом.

И через какое-то время ребёнок начинает в этом предмете видеть не его реальное значение, а воображаемое.

а не сухое повествование «давай, это у нас будет ложка». То есть, у нас должны быть эмоции, сопереживание этой кукле, мы сами должны верить в это, и тогда ребёнок тоже заражается это верой и вступает в новое воображаемое пространство игры.В этом плане (безо всяких педагогических приёмов и актёрского мастерства).

Об игрушках

В возникновении игры очень важны игрушки. Но,<\p>

Через игру и игрушки ребёнок, во-первых, осваивает окружающий мир: предметный мир – свойства предметов (форма, величина, цвет и т.д.) и социальный мир – нормы и стереотипы, существующие в обществе.

А во-вторых, . И вот эти игрушки, соответственно, должны быть пригодны для этого. То есть, . Она не должна навязывать ему определённых стереотипов действий. К сожалению, большинство современных игрушек не отвечают ни той, ни другой функции.

Сейчас очень много, так называемых, интерактивных игрушек. Они сами диктуют способ действия с ними. Например, кукла, которая через каждую минуту даёт ребёнку команды, что с ней нужно делать.

Или игрушки, где нужно нажать кнопку и получить какое-то впечатление (крякающая утка, например, или робот, который кружится и поёт песни). Игра с ними сводится к стереотипному воспроизводству одних и тех же действий. То есть, делать с ними ничего не надо.

Такие игрушки не позволяют создать какой-то образ или воображаемую ситуацию, и совершенно блокируют активность ребёнка, т.к. позволяют только смотреть на них и потреблять их собственную активность.

Какими же должны быть игрушки?

Если говорит о кукле, то она не должна говорить, кричать, двигаться. Она должна быть простой, без навязчивого конкретного образа.

Этот образ должен соответствовать этическим и эстетическим представлениям, принятым в мире, он не должен быть вызывающе уродливым, демонстративно кричащим. Также, он должен быть детским, т.е.

соответствовать детской психике. Увы, подавляющее число кукол изображает взрослых, ну или 15-летних барышень.

Таким образом, главная функция игры – создание воображаемой ситуации, которая отличается от реальности. Создание этой ситуации инициируется взрослым, начинается через использование простых предметов-заменителей (когда в одном предмете ребёнок может увидеть другой) и поддерживается игрушками, пригодными для подобной игры.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/455710340-181805786/

10 книг, которые научат вас манипулировать людьми

Сначала было слово. Возможно, это был выкрик или рык. Потом первобытные люди начали использовать физическую силу, которая доказывала на показательном примере, кто есть кто.

На протяжении долгих веков доминантной силой оставалась физическая – крестовые походы, рыцарские поединки, технологии войны. Но сейчас человечество снова вернулось к слову. И оно обрело новый скрытый смысл.

И назвали его «манипуляция».

С этой коварной барышней мы сталкиваемся каждый день. К способам манипуляции прибегаем сами, и самое неприятное – их используют другие по отношению к нам. От нее, по большому счету, зависит очень многое.

На правильной манипуляции строится бизнес, экономика, политика, сферы рекламы и пиара, отношения (не только деловые).

И для того, чтобы лучше изучить это вездесущее явление и научится им управлять, мы подобрали для вас 10 лучших книг о манипуляции сознанием.

1. Николя Геген — «Психология манипуляции и подчинения»

Известно ли вам, как нужно просить об одолжении с наибольшей вероятностью получить согласие? Уверены ли вы, что отвергнете неприемлемую для вас просьбу, или что не существуют такие условия, которые заставят вас скрепя сердце согласиться? В каких ситуациях можно рассчитывать на поддержку окружающих, а в каких лучше держаться от них подальше? На эти и подобные вопросы автор отвечает аргументированно и детально, привлекая достоверные данные разнообразных экспериментов.

2. Дейл Карнеги — «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей»

Самая известная книга Дейла Карнеги, которая на протяжении десяти лет числилась в списке бестселлеров газеты «The New York Times». Представляет собой собрание практических советов и жизненных историй.

Учит поверить в собственные силы, помогает избавиться от комплексов с помощью овладения искусством общения.

Является также практическим руководством по приобретению ораторских навыков и овладению психологическими принципами общения между людьми.

3. Вадим Шлахтер, Сергей Хольнов — «Искусство доминировать»

Технологии и приемы манипуляции всегда были тайным и чрезвычайно сильным оружием власти. Сегодня в связи с развитием массовых средств коммуникации и информации роль этих методов в жизни отдельно взятого человека и общества в целом лишь возросла.

О них-то и рассказывает книга «Искусство доминировать».

Причем не просто рассказывает, так как в ней делается попытка не только описать важнейшие приемы психического манипулирования, но и передать навыки их использования каждому, кто со всем вниманием прочитает эту книгу и всерьез решит последовать изложенным в ней рекомендациям.

4. Виктор Шейнов — «Искусство управлять людьми»

В этой книге изложены приемы убеждения (основные правила, освоение приемов, самопроверка); технология влияния (скрытое управление людьми, анализ взаимодействия, защита от манипуляции, скрытое управление и манипулирование как дома, так и на работе); умение располагать к себе людей; как читать собеседника; управление конфликтными ситуациями; техника деловых контактов; методы воздействия на деловую среду; искусство ведения переговоров; имидж делового человека; деловой этикет; что нужно знать о зарубежных партнерах и многое другое.

5. Бертон Кейт, Реди Ромилла — «НЛП для чайников»

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это система психологической настройки, основанная на здравом смысле, которая улучшила жизнь миллионов людей.

НЛП поможет научиться контролировать и настраивать свое мышление, освобождаться от негативных мыслей и воспитать в себе полезные позитивные внутренние убеждения о самом себе и об окружающем мире.

«НЛП для чайников» — лучший способ узнать обо всех преимуществах НЛП и научиться использовать их по мере прочтения.

6. Тимур Гагин, Светлана Бородина – «Разоблачение магии или настольная книга шарлатана»

Книга о «волшебных» воздействиях на разум человека (психотерапевтических, религиозных, «магических», рекламных, политических и т.д.).

Авторы пришли к выводу, что все эти приёмы имеют сходную структуру: «технически» все выполнено по одной и той же схеме. Более того – этому можно научиться. С другой стороны, книга пригодится тем, кто не любит быть одураченным.

После ее прочтения гарантирован иммунитет от любого надувательства (от воздействия рекламных текстов, выступлений политиков, жёлтых СМИ и т. п.).

7. Владимир Адамчик — «200 способов успешного манипулирования»

В книге изложены как способы манипулирования, так и средства защиты от манипуляции извне. В наши дни очень важно уметь распознавать скрытые мотивы у собеседника, никогда не знаешь, куда может завести тот или иной разговор.

Автор подробно, с примерами и изъяснениями описывает элементы распознавания языка тела, жестов, мимики, и способы, которые помогут расположить к себе людей.

А так же дает подсказки, как правильно вести дискуссию без перехода на конфликт и добиваться желаемого.

8. Фексеус Хенрик — «Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлять ими»

Книга посвящена невербальной связи между людьми. Автор представляет читателю свою революционную методику «считывания» чужих мыслей, которая позволит любому понять, о чем думает другой человек, что он чувствует, а главное – незаметно на него воздействовать.

9. Роберт Левин — «Механизмы манипуляции — защита от чужого влияния»

Автор книги рассказывает читателям об эффективных и практически незаметных способах успешной манипуляции людьми и приводит в пример множество уловок, к которым прибегают в сфере торговли и рекламы.

10. Зигмунд Фрейд — «Психология масс и анализ человеческого Я»

В этом издании «отец психоанализа» объясняет разные социальные явления – взаимоотношения с родителями, братьями и сестрами, со своей второй половиной, друзьями и коллегами.

Раскрывает причину различных феноменов нарциссизма и помогает разобраться с подсознательным.

А так же раскрывает основные аспекты поведения толпы – откуда у масс потребность в вожде, почему вождь влияет на поведение толпы, в чем основа престижа.

Екатерина Яловая

Главное фото взято с сайта Depositphotos

3 книги, способных сделать вас миллионером

10 книг для тех, кто не может найти себя

Читайте также:  Психолог - психология

10 новых книг, которые стоят вашего внимания

by HyperComments by HyperComments

Источник: http://say-hi.me/knigi/10-knig-kotorye-nauchat-vas-manipulirovat-lyudmi.html

Бессознательные психологические игры

Знакомые картинки? Что Вы на них видите?

Эта тема стара, как мир, и такая же простая, как и глубокая.

Есть такие понятия в психологии как перенос, проекция… Это очень интересные явления, давайте посмотрим, как они работают на примере.

Жили, были папа и дочка…

У папы была суровая мама. Она была не чувствительна к потребностям своего сына, обращалась с ним, как с куклой. И вместо тепла и материнской чуткости к потребностям малыша, она замещала полностью его восприятие своим. И еда вкусная, если она так считает. И вода в кране не горячая, даже если он кричит.

И, если он говорит о своих чувствах, и это не соответствует маминому, то в ответ будет «нет, это не так, тебе кажется». И если ребенок бунтовал, она подавляла это ремнем и оплеухами. И чтобы не высовывался подкрепляла по мере вдохновения разнообразием оскорблений и унижений.

А еще припугивала сына, что она болеет и умрет, и он в том повинен. И радоваться ему можно было только под настроение мамы, чтобы не нарушал её святой печали. Лепила мама, лепила из своего сына этакое продолжение себя. И сыну нужно конечно соответствовать.

Иначе и незачем жить такому.

Вот так, рос, рос сын и вырос взрослым дядей.
 И накопилось у него раздражение, обид, гнева и претензий к маме очень много. Из страха повредить других, прежде всего маму, сын складывал все эти негативные чувства, и к моменту рождения своей дочери уже порядочное «наследство» набралось.

И что же мы наблюдаем. Папа знает на своей шкуре, что значит тяжелое детство. И дочка получает много внимания. Там есть подлинное тепло и забота.

При этом есть еще кое-что. В свое время папа, будучи ребенком, застрял в своих обидах. И чтобы, будучи маленьким, сохранить себя в семье, вошел в роль, что с ним не всё в порядке, поэтому и мама злится.

Реабилитируя так маму, малыш поддерживал внутри себя ее образ светлым и любящим. И это помогало выживать. Но во взрослой жизни папа не достиг того, что мог бы и хотел. От это обида и гнев усиливались.

И теперь мы можем наблюдать очень интересные эпизоды в отношениях папы со своей дочкой. Когда что-то у дочки не так, папа соприкасается со своим детским опытом, когда у него не было созвучия со своей мамой. И если в детстве он боялся проявить гнев, то теперь его уже ничто не может остановить. Бессознательно папа выплескивает на дочь то, что предназначалось его маме.

Что же происходит дальше. В новом поколении сюжет выходит на новый виток.
Дочка, получив чрезмерный импульс гнева от папы встает перед тем же выбором: либо ей уменьшить себя, принять, что с ней не всё в порядке, пойти в роль жертвы, либо отстоять себя прямо здесь и сейчас.

И здесь всё зависит от личностной силы ребенка и реальной угрозы повреждения. И если в нашем примере представить, что дочке было так страшно, что для неё опасность была чрезмерной, то она пошла в слезы, рассыпаться, обижаться. При повторе гневных сцен с отцом, это состояние закреплялось.

И вот уже дочь осваивается в этом настолько, что уже сама может провоцировать скандалы с отцом и уже по своему «желанию» получать очень интенсивное эмоциональное внимание в виде пинков и упреков.

Так утверждается в жизни альянс: папе нужна дочь, которая подставляется, чтобы продолжать мстить маме в лице дочери. А дочь выживает и осваивает такой тяжелый и болезненный способ получения внимания.

Каждая скандальная сцена может заканчиваться чистосердечным раскаянием отца.  
Он понимает, что реакция его чрезмерна, испытывает вину, восстанавливает отношения и компенсирует моральный ущерб: вкусняшки, подарки, развлечения и т. п. Но дальше всё идет по кругу снова и снова.

И как же вырваться из этой ямы?

Отцу нужно отделить реальность от прошлого опыта и найти безопасное пространство и способ прожить свою боль из детства.

Дочери нужно набраться сил и смелости выйти из роли жертвы, прямо и сразу отстаивать себя, когда это безопасно. Ведь можно предположить, что дочь, когда вырастет, будет впадать в ступор, например, от крика начальника.

При том, что она уже будет взрослой, и ничто не будет угрожать ее здоровью, она может по инерции снова и снова западать в роль жертвы и собирать уже свою коллекцию пинков и обид, готовя наследство для своих будущих детей.

И это можно остановить. И первым шагом на этом пути будет осознание того, что мы проецируем на другого, какой свой опыт мы переносим на другого, кому мстим в его лице, что отыгрываем. Вторым шагом будет честный разговор и признание того, что происходит.

А дальше будет изменение отношений, путь, который может быть длинным, но качество жизни уже изменится.

А оно того стоит! 

Источник: http://mability.ru/stat_i/psihologicheskie_igry/

Психология общения и межличностных отношений

Манипулирование связывается с выраженным макиавеллизмом (Domelsmith, Dietch, 1978; А. О. Руслина, 2005, 2007).

Макиавеллический, или манипулятивный, тип личности (название связано с характеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писателя XVI в. Никколо Макиавелли «Государь», где он излагает свои принципы управления, манипулирования людьми) – это смягченный вариант авторитарного типа.

Такие люди воспринимают окружающее как далеко не лучший из миров. По их мнению, человек по своей природе зол, люди живут в постоянной вражде друг с другом, и поэтому верить нельзя никому. В этих условиях моральные нормы не пригодны.

В войне для достижения цели хороши все средства: и дезинформация, и лесть, и обман, и интриги, и устрашения.

Хорошо, когда тебя любят и в то же время побаиваются, но если этого достичь нельзя, то лучше уж пусть боятся, чем любят, потому что люди, презренные существа, легко разрывают любовные связи, если им это выгодно, в то время как страх наказания всегда удерживает их на привязи.

Макиавелли

Идея использовать понятие «макиавеллизм» применительно к психологии индивидуальных различий возникла у Р. Кристи и Ф. Гейтс (Christy, Geis, 1970) после проведенного ими контент-анализа трактата Н. Макиавелли.

Впоследствии эта особенность личности изучалась многими западными психологами (Ames, Kidd, 1979; Blumstein, 1973; Braginsky, 1970; Cherulnik, 1981; Domelsmith, Dietch, 1978; Greis, 1978; Kraut, 1976; Shepperd, 1997; Sparks, 1994; Wilson, 1996; и др.).

Стал изучаться макиавеллизм и отечествеными учеными (В. В. Знаков, 1992, 2000, 2005; Б. Г. Мещеряков и А. В. Некрасова, 2005; С. В. Быков, 2007; В. А. Марченко, 2007 и др.).

Макиавеллизм определяется как циничная, эксплуататорская установка по отношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей.

Такая «идеология» приводит к манипулированию другими людьми. Выбор друзей, партнеров осуществляется по принципу: «А что я буду с этого иметь?»

Эта черта – стремление манипулировать другими людьми – формируется у человека задолго до наступления взрослости. Так, по данным Кристи и Гейс (Christie, Geis, 1970), индивидуальные различия в макиавеллизме существуют уже в 10 лет.

Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков (1990) обращают внимание на то, что может произойти «манипулятивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального его (манипулятивного общения. – Е. И.

) употребления, хорошего владения им и соответственно постоянных успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение за единственно возможное, единственно правильное, а людей принимать исключительно за марионеток, фигур в его манипуляциях.

В таком случае все общение человека сводится к манипуляции и тогда, когда это нужно, и когда она совершенно неоправданна… Например, с некоторыми оговорками можно считать профессиональную деформацию учителей и преподавателей частным случаем манипулятивной деформации» (с. 188).

П. И. Мадрак обнаружил, что возраст обратно коррелирует с уровнем макиавеллизма, особенно с такими его компонентами, как лесть и обман. С. Н. Рэй и М. Д. Гапта (S. N. Rai, M. D. Gapta) установили, что уровень макиавеллизма детей зависит от уровня макиавеллизма их родителей. Исследователи Р. В. Иксклайна, Дж. Тибо, С. Б. Хикей и П.

Ламперт не обнаружили различий в нравственном или безнравственном поведении «высоких» и «низких» макиавеллистов. Однако было отмечено, что люди с высоким уровнем макиавеллизма более способны выбрать необходимую линию поведения для успешного манипулирования другими, могут умело «подтасовать» информацию о себе, сформировать ложное впечатление.

В то же время следует отметить, что исследования, проведенные на русской выборке, показали отрицательную корреляцию макиавеллизма с нравственными качествами личности (Знаков, 2005).

Это можно объяснить как тем, что в системе ценностей макиавеллистов в принципе такие понятия, как доброта, нравственность, незначимы, так и тем, что макиавеллисты честно оценивают себя и, понимая, что достигают своих целей в общении неодобряемыми способами, честно признаются в том, что их нравственные качества не на высоте.

Мещерякова С. С., 2007, с. 360.

Сказанное выше означает, что манипуляция – это не всегда плохо. Большое число профессиональных и педагогических задач подразумевает именно манипулятивное общение.

Манипуляция является достаточно распространенным явлением в общении преподавателей и студентов.

Наибольшие затруднения преподаватели испытывают, когда студенты пытаются вызвать у них чувство жалости, прибегают к родственным связям или к общим знакомым, часто отпрашиваются с занятий под надуманным предлогом, используют давление студенческой группой, предлагают взятку или намекают на готовность дать ее. Студенты льстят, дарят подарки, предлагают физическую помощь в каком-либо деле, обещают исправиться в следующем семестре и многое другое.

Выбор манипулятивных приемов во многом определяется особенностями личности самого преподавателя. Информацию о них студенты получают как из поведения преподавателя, так и от старшекурсников, а также по другим неофициальным каналам. В качестве мишеней воздействия на преподавателей последние называют свою «мягкость характера», «доброту», «отзывчивость», «лояльность» и т. п.

66% опрошенных преподавателей не сомневаются в том, что и сами манипулируют студентами… Основными приемами скрытого управления, которые используют педагоги, названы: попытки заинтересовать предметом, расположить к себе, а также упоминание о зачете или экзамене («запугивание»), «завышение или занижение оценок» и т. п.

68% преподавателей считают, что следует различать манипуляцию и скрытое управление человеком ради его же блага. 26% преподавателей рассматривают манипуляцию как выражение естественной потребности человека влиять на других людей. Лишь 6% опрошенных полагают, что любая манипуляция безнравственна.

ТарелкинА. И, 2005, с. 325-326.

Манипулятивная личность может быть хорошим руководителем и администратором, так как умело защищает интересы своей группы во взаимоотношениях с другими коллективами, поскольку эти интересы стали ее личными, и свои собственные эмоции она может игнорировать столь же легко, как и чужие, оставляя в действии лишь «чистый разум», анализ, расчет.

В ряде исследований показано, что макиавеллизм выражен в большей степени у мужчин. Это подтвердилось и в исследовании Д. Б. Катунина (2005) на выборке в 525 человек. Однако данная закономерность проявилась только до 45 лет. Начиная с этого возраста женщины не менее охотно, чем мужчины, переносят макиавеллевские установки на взаимоотношения людей.

С. В. Быков (2007) отметил, что высокий уровень макиавеллизма характеризуется «мягкими» социальными установками по отношению к моральным нормам.

В заключение обсуждения вопроса о формах воздействия (влияния) и способах защиты от него приведу обобщающую табл. 6.2 из работы Е. В. Сидоренко (1998).

Таблица 6.2. Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической конструктивности—неконструктивности[1]

Источник: http://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/gl43.shtm

Ссылка на основную публикацию