Враждебность — психология

Враждебность — Психологос

Враждебность — недоброжелательное отношение, готовность или желание причинить зло. Иногда — самоутверждение путём насилия. Типовое выражение враждебности — гнев.

Не следует искать во враждебности глубинные психологические корни («ребенка не долюбили», «психологическая травма» и пр.), чаще всего это просто закрепившаяся дурная привычка.

Родители позволяли ребенку в детстве чуть ни что психовать, бить игрушки и маму — вот ребенок к этому и привык.

Как бы родители ни обосновывали такое свое поведение («эмоции естественны», «вредно подавлять гнев» или просто «я плохая мама»), результат один — в ребенке развивается привычка на жизненные затруднения реагировать по психопатическому типу.

Враждебность мешает человека устанавливать нормальные человеческие отношения и вредна для здоровья.

Разовые проявления враждебности или неприязни не опасны для здоровья, проблема возникает, когда враждебность становится чувством, определяющим антагонистический стиль поведения данной личности, который характеризуется постоянной подозрительностью и цинизмом, склонностью делать грубые и язвительные замечания, а также более открыто обнаруживать раздражение и ярость.

Определенную надежду вселяет информация о том, что хронический гнев не является смертным приговором, поскольку враждебность — это всего лишь привычка, от которой можно избавиться.

Для проведения специального исследования на медицинском факультете Стэнфордского университета была разработана программа, в которую включили группу пациентов, переживших сердечный приступ. Цель программы заключалась в том, чтобы помочь им смягчить установки, служившие основой их раздражительности.

Пациентов учили сдерживать гнев, а в результате число повторных сердечных приступов в этой группе оказалось на 44 процента меньше, чем у тех, кто не пытался избавиться от враждебности.

Исследования по программе Уильямса дали те же положительные результаты. Как и в программе Стэнфордского университета, программа Уильямса имела целью познакомить с основными составляющими эмоционального интеллекта, и, в частности, научить распознавать гнев в самом его начале, управлять им, если он так или иначе проявился, и привить навыки эмпатии.

Пациентов просили кратко записывать циничные или неприязненные мысли, как только они заметят их появление.

Если мысли упорно сохранялись, они старались воспрепятствовать им, говоря (или думая): «Стоп!» Им рекомендовали намеренно заменять циничные, подозрительные мысли благоразумными, когда они пытались справиться с ситуациями, например, если лифт все никак не приходил, поискать какие-нибудь смягчающие обстоятельства, вместо того чтобы питать гнев против какого-то воображаемого беспечного типа, который якобы виноват в этой задержке. Что же касается столкновений, оставляющих чувство разочарования, то люди приобретали умение взглянуть на вещи с точки зрения другого человека, они учились эмпатии — бальзаму от гнева.

В качестве подсказки — мнение врача: «В качестве лекарства от враждебности нужно научить свое сердце больше доверять людям. Все, что требуется, так это правильная мотивация. Когда люди понимают, что их враждебность может свести их в могилу, они готовы попробовать что-то изменить».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vrazhdebnost

Враждебность гнев ярость

Враждебность часто носит не мотивированный характер, её проявление не контролируется усилиями воли и не зависит от самостоятельных попыток человека изменить собственное поведение.

Если же говорить о психологических явлениях в поведении человека, то они не все могут успешно контролироваться человеком самостоятельно.

Психические изменения при агрессивном поведении не всегда могут контролироваться или не редко контроль за своим состоянием может полностью исчезать и быть не контролируемым посредством собственных желаний.

Не редко, когда такие чувства как ярость, гнев, ненависть возникают внезапно и они далеко не всегда контролируемы усилиям воли человека. Это связано с тем, что изменены биологические взаимосвязи головного мозга, которые не могут быть изменены посредством воспитательного процесса, психологических тренингов, работы с психологами.

Не редко, легкие вспышки гнева и враждебности могут периодически наблюдаться у женщин в отдельные периоды менструального цикла, или у подростков в период прохождения пубертатного периода, что еще раз доказывает влияние на проявление эмоций внутренних, эндогенных факторов в проявлениях психических реакций.

Вряд ли кто не испытывал вспышки гнева, который может перейти в ярость или ненависть. Но, у здоровых людей эти вспышки имеют короткое время, и они могут усилием собственной воли подавить эти состояния.

Наверняка все, в некоторые сложные моменты своей жизни, замечали возникновение этих чувств спонтанно, без всякого рационального на то основания.

По прошествии небольшого периода времени, человек осмысливает свое поведение и понимает, что его гнев, ярость, возникшая ненависть не имеют под собой никакого рационального основания, и часто становится стыдно за проявление такой враждебности — мы извиняемся. Как правило, такие реактивные проявления могут наблюдаться на фоне астении высшей нервной деятельности.

Врачи-
психиатры, психотерапевты отмечают:

1. Мотивированную враждебность, которая формируется в ответ на яркое негативное отношение, воздействие или прямую агрессию.

Такая враждебность в отношении к строго определенному объекту не носит у здорового человека ярко выраженных черт и ответной агрессии, и чаще приводит к избеганию контактов.

Ощущение чувства такой враждебности, полностью поддается контролю разума (усилиям воли) и человек не испытывает её вне непосредственного контакта с объектом своей неприязни.

2. Не мотивированная враждебность формируется вне зависимости от объективных причин, часто это проявление навязчивых, бредовых мыслей и суждений.

В таких случаях враждебность не редко переходит во вражду и даже в прямую агрессию. Она не поддается логическому разубеждению и не контролируема усилиями собственной воли.

В подобных случаях идет речь о проявлении болезни и требует участия грамотного врача-психотерапевта.

Степень выраженности неконтролируемой враждебности

Эти факты лишний раз подтверждают биологическое значение, а не воспитательные факторы в происхождении чувства враждебности, вражды, ненависти и агрессии, как производных враждебности.

Поэтому при проявлениях не мотивированной враждебности, вражды, ненависти, озлобленности, агрессии (агрессивного поведения) следует обращаться к врачу-психиатру, психотерапевту (врачу-психотерапевту), для точного определения истинных причин формирования указанных чувств и характера поведения.

Враждебность (агрессия, ненависть, ярость, гнев) может входить в достаточно большое количество различных психических расстройств, таких как:

1. Расстройства личности и поведения.

2. Различные виды неврозов, депрессий, тревожных расстройств.

3. Токсические поражения головного мозга (наркомания, алкоголизм, токсикомания или прием иных психоактивных веществ).

4. Органические поражения головного мозга.

5. Эндогенные психические заболевания.

Поэтому мы рекомендуем при проявлении первых признаков проявлений различных форм враждебности или агрессии обратиться за консультацией к хорошему, грамотному врачу-психотерапевту, который сможет правильно оценить ситуацию и помочь предотвратить или остановить развитие психического расстройства.

Источник: https://brainklinik.ru/vrazhdebnost/

Враждебность

Hostility). Попытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречащим ему фактом. Враждебный человек пытается заставить других вести себя так, чтобы их поведение отвечало его нереалистичным ожиданиям.

Источник: Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к «Теории личности»

Hostility). Возникает, когда индивидуум пытается оказывать давление на события, так чтобы они соответствовали его собственным конструктам, несмотря на тот факт, что эти события опровергают его конструкты.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of «Personality & Personal Growth»

Длительное эмоциональное состояние, характеризующееся враждой к другим и проявляющимся желанием причинить вред или боль тем, на кого оно направлено. Часто различается с гневом на том основании, что гнев – более интенсивная и мгновенная реакция. См. анимус(1) и ненависть.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

фиксированная психологическая Установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

сильная неприязненность к кому-л., в том числе ненависть, зложелательность. Типичная реакция – ответная враждебность, дистанцирование, пренебрежение (если объект враждебности уверен в своих силах и возможностях), реже – желание нейтрализовать враждебность.

Ведь я знала этих твоих ночных посетительниц еще с детства, но теперь это причиняло мне почти физическую боль, что-то напрягалось во мне; то была враждебность и вместе с тем ревность при виде этой явной, этой интимной близости твоей с другой (С.

Цвейг, Письмо незнакомки).

Литвинов влюбился в Ирину, как только увидел ее… но долгое время не мог добиться не только взаимности, но и внимания. На ее обращении с ним лежал даже отпечаток какой-то враждебности (И. Тургенев, Дым).

Ср. фрагмент «Монтекки и Капульетти» («Танец рыцарей») из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ср. ненависть, недоброжелательство.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г

от рус. — варяг, ворог, чужестранец) – 1. интенсивная и длительная неприязнь, при которой агрессивное отношение к кому-либо проявляется как активно и открыто, так и скрытым образом; 2. желание, побуждение причинить вред кому-либо , кто воспринимается «враг»; 3.

качество личности индивида воспринимать нейтрально или доброжелательно настроенных к нему людей своими личными врагами, лицами, представляющими непосредственную угрозу собственной безопасности без объективных на это оснований (обычно это свойственно лицам с психопатическими качествами, индуцированным в интересах агрессивной политики или пациентам с психическим расстройством) или в силу прежнего негативного опыта общения с такими и подобными людьми.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Читайте также:  Ответственный человек - психология

Устойчивое или частое чувство гнева; гнев или раздражение в ответ на незначительные обиды или пренебрежение; злое, противное или мстительное поведение. Враждебность – это аспект основных проявлений черт личности – АНТАГОНИЗМА.

Источник: Глоссарий. Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

Интенсивная и длительная неприязнь, при которой чувства проявляются, открыто и активно.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/vrazhdebnost.html

Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности

Lomonosov1998

Садовская А. В

В мировой литературе термин “враждебность” не получил фиксированного определения и до настоящего времени трактуется различными авторами по-разному. В работах, посвященных обсуждаемой проблеме, его, как правило, употребляют наряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним: агрессия и гнев.

Некоторые авторы ставят в соответствие понятиям враждебности, гнева и агрессии три аспекта психических явлений: когнитивный, эмоциональный и поведенческий соответственно (Buss, 1961; Barefoot, 1992).

Другие, напротив, не проводят жестких границ между тремя компонентами и рассматривают враждебность как устойчивую комплексную личностную черту, подразумевающую девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла (активное или пассивное) (Chaplin, 1982; Smith, 1992; Elizur, 1949).

Во многих работах, посвященных проблеме исследования враждебности используется деление на проявляемую и переживаемую враждебность (Musante et al., 1989; Costa et al., 1989).

Наиболее полным и точным нам представляется определение Barefoot. По Barefoot, враждебность — антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т. п.

Когнитивный компонент включает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие).

Наконец, поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые,— агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д.

Все три компонента враждебности, по мнению Barefoot, необходимо изучать отдельно — из тех соображений, что они связаны с психическим и физическим здоровьем посредством принципиально различных механизмов (Smith, 1994). Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую личностную враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок или предиспозиций по отношению к конкретным людям в конкретных условиях.

Таким образом, в дальнейшем будет использовано следующее определение понятия враждебность: враждебность — негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации и т. д.

Наиболее активно враждебность стали исследовать в 80е годы, когда была обнаружена ее связь с физическим здоровьем.

В настоящее время мы видим три основных направления прикладных исследований враждебности: изучение поведенческих проявлений враждебности (в частности, прогнозирование агрессии), изучение влияния враждебности на физическое здоровье (психологические факторы бронхиальной астмы, сердечно-сосудистой патологии и др.), изучение враждебности в рамках различных психических расстройств.

Методы измерения враждебности можно разделить на три основные группы: опросники, в основе которых лежат данные самоотчета (шкала Ho-MMPI, опросник Басса-Дарки); экспертные оценки поведения испытуемого в рамках наблюдения или стандартизованного интервью (Matthews, Glass, Rosenman & Bortner, 1977; Dembroski & Costa, 1987; Haney, Maynard & Houseworth, 1996); проективные тесты, часть из которых создана специально для измерения агрессии, гнева и враждебности, другая же часть — это более универсальные методики, в которых враждебность является лишь одним из множества измеряемых параметров (ТАТ, тест Роршаха, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест руки, РНЖ, методика незаконченных предложений и др.). Каждая группа характеризуется своими преимуществами и недостатками в плане достоверности, экономичности и удобства в применении. Очевидно, следует сочетать несколько различных методик в соответствии с целями и условиями проведения исследования (уровень осознанности переживаемой враждебности, возможность влияния фактора социальной желательности, характеристики работоспособности испытуемого и т. п.).

Нам представляется интересным рассмотрение враждебности в рамках представлений о картине мира человека, активно разрабатываемых, в различных психологических школах (Bowlby, 1969; Epstein, 1973; Marris, 1975; Markus, 1977; Janoff-Bulman, 1989).

Согласно этим теориям, в процессе накопления субъективного опыта у человека постепенно формируется внутренний мир его представлений об окружающей действительности, о себе и других людях. Враждебность, таким образом, может быть одной из базовых характеристик объектов такого субъективного мира.

Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов, среди которых наследственные, семейные, социальные.

Помимо этого, они могут сформироваться уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения (Stewart & Poston: Catastrophe theory and its applications, 1978).

Наряду с враждебностью следует учитывать ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как: справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие всех этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой “враждебной картины мира”, моделями которых могут служить высокая агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия, ПТСР и др.

В связи с изучением враждебной картины мира был создан опросник из 94 пунктов, среди которых утверждения относительно доброжелательности внешнего мира и окружающих людей, принципов распределения “хорошего” и “плохого” среди людей (предсказуемость, контролируемость, справедливость), а также относительно личностных качеств самого испытуемого. В основу подбора пунктов был положен список вопросов, разработанный в 1989 году Janoff-Bulman для изучения картины мира у больных ПТСР. Исследование, проведенное при помощи данного опросника и трех других методик (тест Роршаха по системе Экснера, опросник Басса-Дарки, тест УСК) на двух контрольных группах испытуемых — a) больные бронхиальной астмой; b) высоко агрессивные преступники (убийцы, насильники) —, показало возможность выделения специфичных для данных групп и отличных от нормы типов враждебности.

Источник: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/fk.htm

Враждебность и агрессия. Психологическая помощь при агрессии

Враждебность и агрессия приносят Вам немало проблем и заставляют отворачиваться от Вас Ваше окружение.

А ведь окружающие Вас люди по-разному реагируют на Вашу агрессию или враждебность: одни на Вашу агрессию отвечают раздражительностью и враждебностью; другие стараются проявить любезность и дружелюбность, пытаясь настроить Вас в свою пользу и объяснить отсутствие оснований на то, что бы отвечать Вам той же агрессией; третьи игнорируют Вашу агрессию, ведут себя так, как будто ничего не случилось, что еще больше злит Вас.

Чтобы избавиться от агрессии, необходимо признать, что Вы агрессивны и найти (желательно с  психологом) причины Вашей агрессии. А от окружающих необходимо, чтобы они говорила Вам о том, что Вы агрессивны и враждебны.

Под  агрессией порой понимается совсем не то, что Вы на самом деле испытываете. Внешне агрессия проявляется импульсивными движениями, повышенным тоном голоса с гневным эмоциональным оттенком.

  А внутри Вы можете испытывать всего лишь недовольство, разочарование.  И эти чувства как раз не должны проявляться агрессией! Но они проявляются.

Почему? Потому что родители не учили нас как проявлять разочарованность или недовольство.

Во время агрессии, чтобы уменьшить ее влияние на других, вы можете спросить себя:

  • Какие чувства я испытываю на самом  деле?
  • Что произошло, что вызвало у меня агрессию?
  • Кто-то что-то не так сказали или сделал, что его поведение или слова вызвали у меня агрессию?

В любом случае, чтобы не произошло, осознайте, что на самом деле не произошло ничего такого, что стоит вести себя так, как будто рухнул мир.

Разумеется, нельзя с насмешкой или презрением смотреть на свою проблему с агрессией — Вашу враждебность и агрессию всегда следует воспринимать серьезно, потому что она мешает Вашему взаимодействию с окружающими.

Когда вы анализируете свое агрессивное поведение, то думаете, что причины Вашей агрессии в том, что Вам не понравились слова, вид человека, на которого собственно и обрушилась Ваша агрессия. Да причины конечно существуют.

Но чтобы понять причины, нужно знать откуда идет агрессия и вообще что это такое.

Прежде всего агрессия не является чем-то патологическим или необычным. Каждый изредка проявляет агрессию или, точнее говоря, способен к агрессии. Нет такой жизненной ситуации, в которой не могли бы проявиться чувство агрессии, злая мысль или агрессивное действие.

Некоторые совершаемые в жизни дела также, хоть в малой степени, мотивированы агрессией. Враждебность и агрессия имеют свой смысл — они является средством самозащиты, кроме того, они значительно действеннее, чем страх.

Иначе говоря, агрессия является не только сигналом, предупреждающим об опасности, подобно тревожности и страху, но и чувством, обусловливающим самозащиту, что собственно и  порождает агрессивность.

Вам важно знать происхождение именно Вашей озлобленности и как следствие  агрессии. Причины озлобленности и агрессии каждого человека скрыты в его жизненных обстоятельствах. Агрессия «исторична», т.е. имеет свое прошлое, у каждого человека неповторимое. В течение жизни, особенно в детские годы, формируется индивидуальный «стиль враждебности», т.е.

из-за чего мы злимся, как накапливается и вымещается злость и агрессия. Одни проявляют агрессию, когда с ними говорят повелительным тоном; другие — когда ясно и точно не указывают, что делать; третьи — когда задают много личных вопросов, потому что это кажется им излишним любопытством. Сходные обстоятельства одних людей делают враждебными и агрессивными, других — нет.

В основном эти различия обусловлены своеобразием жизненного опыта.

Читайте также:  Ноты любви - психология

О психологической помощи при агрессии. Что происходит на психологической консультации.

Если говорить о психологической помощи при агрессии, то психологу нелегко в достаточной мере проследить индивидуальную историю агрессии клиента, однако важнее всего понять, что злость и агрессия главным образом «привнесены» в психологическую консультацию и напрямую не связаны с тем, что говорит и делает психолог. Иногда в конкретный момент психолог непосредственно «замещает» некоего человека или ситуацию из прошлой жизни. Когда Вы, особенно в начале консультирования, враждебны, подозрительны, злы, агрессивен необходимо осознать знать, что источник этих чувств находится внутри самого Вас. Злость и агрессия- являются универсальными чувствами, и не следует питать иллюзий по поводу отсутствия враждебности при хорошем консультировании. Агрессия может возникнуть и возникает. Необходимо знать другое — психолог, по отношению к которому Вы не может свободно выражать свою неудовлетворенность или злость, — плохой психолог.

Вам следует иметь в виду, что иногда злость и агрессия скрывают тревожность. В таких случаях необходимо помочь разобраться в Ваших подлинных чувствах и таким образом трансформировать враждебность и агрессию.

Гораздо чаще  на психологической консультации встречается скрытая враждебность, которую психолог невольно чувствует. И Вы можете быть  не готовы к раскрытию психологом Вашей затаенной враждебности.

Тем не менее, если в беседе с Вами психолог почувствует что-то недоброе, то психолог будет настаивать Вас вербализовать свои переживания, открыто выразить их, потому что любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, дезорганизуют логическое мышление и поведение, способствуют возникновению психосоматических симптомов и затрудняют процессе психологического консультирования.

Источник: https://vashe-soznanie.ru/vnutrennie-problemy/vrazhdebnost-i-agressiya-psihologicheskaya-pomosch-pri-agressii.html

Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности

МГУ им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, диагностика враждебности.

В мировой литературе термин «враждебность» не получил фиксированного определения и до настоящего времени трактуется различными авторами по-разному. В работах, посвященных обсуждаемой проблеме, его, как правило, употребляют наряду с двумя другими, по значению тесно связанными с ним: агрессия и гнев.

Некоторые авторы ставят в соответствие понятиям враждебности, гнева и агрессии три аспекта психических явлений: когнитивный, эмоциональный и поведенческий соответственно (Buss, 1961; Barefoot, 1992).

Другие, напротив, не проводят жестких границ между тремя компонентами и рассматривают враждебность как устойчивую комплексную личностную черту, подразумевающую девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла (активное или пассивное) (Chaplin, 1982; Smith, 1992; Elizur, 1949).

Во многих работах, посвященных проблеме исследования враждебности используется деление на проявляемую и переживаемую враждебность (Musante et al., 1989; Costa et al., 1989).

Наиболее полным и точным нам представляется определение Barefoot. По Barefoot, враждебность — антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Аффективный компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций, включая гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т. п.

Когнитивный компонент включает негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие).

Наконец, поведенческий компонент включает разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые,- агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д.

Все три компонента враждебности, по мнению Barefoot, необходимо изучать отдельно — из тех соображений, что они связаны с психическим и физическим здоровьем посредством принципиально различных механизмов (Smith, 1994). Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую личностную враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок или предиспозиций по отношению к конкретным людям в конкретных условиях.

Таким образом, в дальнейшем будет использовано следующее определение понятия враждебность: враждебность — негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру (в первую очередь к людям) преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений в виде агрессии, негативизма, аутизации и т. д.

Наиболее активно враждебность стали исследовать в 80е годы, когда была обнаружена ее связь с физическим здоровьем.

В настоящее время мы видим три основных направления прикладных исследований враждебности: изучение поведенческих проявлений враждебности (в частности, прогнозирование агрессии), изучение влияния враждебности на физическое здоровье (психологические факторы бронхиальной астмы, сердечно-сосудистой патологии и др.), изучение враждебности в рамках различных психических расстройств.

Методы измерения враждебности можно разделить на три основные группы: опросники, в основе которых лежат данные самоотчета (шкала Ho-MMPI, опросник Басса-Дарки); экспертные оценки поведения испытуемого в рамках наблюдения или стандартизованного интервью (Matthews, Glass, Rosenman & Bortner, 1977; Dembroski & Costa, 1987; Haney, Maynard & Houseworth, 1996); проективные тесты, часть из которых создана специально для измерения агрессии, гнева и враждебности, другая же часть — это более универсальные методики, в которых враждебность является лишь одним из множества измеряемых параметров (ТАТ, тест Роршаха, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, тест руки, РНЖ, методика незаконченных предложений и др.). Каждая группа характеризуется своими преимуществами и недостатками в плане достоверности, экономичности и удобства в применении. Очевидно, следует сочетать несколько различных методик в соответствии с целями и условиями проведения исследования (уровень осознанности переживаемой враждебности, возможность влияния фактора социальной желательности, характеристики работоспособности испытуемого и т. п.).

Нам представляется интересным рассмотрение враждебности в рамках представлений о картине мира человека, активно разрабатываемых, в различных психологических школах (Bowlby, 1969; Epstein, 1973; Marris, 1975; Markus, 1977; Janoff-Bulman, 1989).

Согласно этим теориям, в процессе накопления субъективного опыта у человека постепенно формируется внутренний мир его представлений об окружающей действительности, о себе и других людях. Враждебность, таким образом, может быть одной из базовых характеристик объектов такого субъективного мира.

Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов, среди которых наследственные, семейные, социальные.

Помимо этого, они могут сформироваться уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения (Stewart & Poston: Catastrophe theory and its applications, 1978).

Наряду с враждебностью следует учитывать ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как: справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие всех этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой «враждебной картины мира», моделями которых могут служить высокая агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия, ПТСР и др.

В связи с изучением враждебной картины мира был создан опросник из 94 пунктов, среди которых утверждения относительно доброжелательности внешнего мира и окружающих людей, принципов распределения «хорошего» и «плохого» среди людей (предсказуемость, контролируемость, справедливость), а также относительно личностных качеств самого испытуемого. В основу подбора пунктов был положен список вопросов, разработанный в 1989 году Janoff-Bulman для изучения картины мира у больных ПТСР. Исследование, проведенное при помощи данного опросника и трех других методик (тест Роршаха по системе Экснера, опросник Басса-Дарки, тест УСК) на двух контрольных группах испытуемых — a) больные бронхиальной астмой; b) высоко агрессивные преступники (убийцы, насильники) -, показало возможность выделения специфичных для данных групп и отличных от нормы типов враждебности.

Источник: http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/human-sciences/psychology/stati-7149/ponyatie-vrazhdebnosti-osnovnyie-napravleniya-i-metodyi-issledovaniya-vrazhdebnosti

Психология агрессии

Cлово “агрессия” произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает “шаг”, а ad – “на”), т.е. получается что-то вроде “двигаться на”, “на-ступать”. Aggredi – это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody “нападать кого-либо”.

В первоначальном значении слова “быть агрессивным” означали нечто типа “двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения” Согласно словарю психологических терминов, агрессивность – враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.

Важно различать понятия “агрессия и “агрессивность”. Понятие “агрессии”, как правило, охватывает определенные формы поведения, нацеленные на причинение вреда другому.

”Агрессивность” же бывает двух видов: агрессивность как состояние и агрессивность как свойство личности, т.е. как склонность человека реагировать определенным образом на сложившуюся ситуацию.

Под агрессивностью понимается готовность к различного рода агрессивным действиям и восприятие мира как враждебного, препятствующего удовлетворению потребностей.

Агрессия или агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжельности до словесных оскорблений (“вербальная агрессия”) и применения грубой физической силы (“физическая агрессия”).

Различают инструментальную и целевую агрессию. Инструментальная агрессия используется для достижения желаемых целей и результатов. Целевая агрессия – это заранее спланированное действие, цель которого нанесение вреда или ущерба другому человеку или объекту.

Агрессия, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой.

Ситуативная агрессивность проявляется эпизодически, в то время, как личностная агрессивность является устойчивой индивидуальной чертой поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия.

Читайте также:  Авторитет: научное определение - психология

Агрессивность как свойство личности, поддается измерению, изучению и при необходимости – психологической коррекции.

Все многообразие форм проявления агрессии можно разделить на агрессию, направленную на других и аутоагрессию – агрессию, направленную на себя.

Исследования показали, что плохое обращение с детьми способствует их агрессивному поведению во взрослом возрасте – жестокость порождает жестокость в ряду поколений, и механизм этого воспроизводства в основном социальный.

При попытках оказать воздействие на агрессивное поведение как взрослых людей, так и детей нередко возникает своеобразный порочный круг: высокоагрессивный человек вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих людей. В результате его собственное агрессивное поведение не тормозится, а укрепляется, так как получает поддержку со стороны агрессивных действий других людей.

Каждый человек обладает определенной степенью агрессии. Отсутствие ее приводит к пассивности и конформности.

Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к партнерству и кооперации. Поэтому так важно научиться выражать агрессию цивилизованно и конструктивно.

Узнать для чего нужна агрессия и изменить способы ее выражения вы можете на психологическом тренинге “Гнев и агрессия: как выражать эмоции”.

Записаться на консультацию в психологу

Клуб знакомств Романтический Город | Вечеринки знакомств | Быстрые свидания в Москве

Ближайшие вечеринки      Купить билет

Источник: http://www.r-gorod.ru/articles/psy/psihologia_agressii/

Гнев, враждебность и агрессивность — Берковиц — Сайт помощи психологам и студентам

Различные значения слов «гнев» и «враждебность» не представляли бы особой проблемы, если бы чувства, экспрессивные реакции, установки и поведение всегда были бы, так сказать, конвергентными.

Однако, как всем нам хорошо известно, чувство гнева не всегда открыто выражается в поведении, и мы можем высказывать неблагоприятные мнения о других людях даже и тогда, когда мы не испытываем побуждения нападать на них.

Гнев, враждебность и агрессивность — Берковиц

Гнев, враждебность и агрессивность — Берковиц.

Книга Леонарда Берковица «Агрессия: причины, последствия и контроль». Глава 1. Проблемы агрессии

Я обсуждал агрессию в общем и ее различные формы. А что сказать о «гневе» и «враждебности», других двух терминах, которые часто употребляются в связи с агрессиейКак они соотносятся с агрессиейМой ответ на этот вопрос может вызвать удивление.

Давайте еще раз обратимся к примеру рассерженного мужа. Он кричит на жену и затем бьет ее. Многие сказали бы, что он «гневается» и что его агрессия является проявлением гнева. Агрессивные действия мужа при этом не отделяются от его гнева. Слово «гнев» в данном случае относится как к внутреннему состоянию, или драйву, который «запускает» агрессивное поведение, так и к действию.

Дело осложняется, однако, еще и тем, что слово «гнев» иногда обозначает особое эмоциональное состояние, и, таким образом, в нашем примере мы можем также сказать, что человек чувствует себя сердитым. Очевидно, исследователи только запутают друг друга, если слова, которые они используют, имеют столь различные значения.

Научное исследование гнева требует, чтобы мы имели ясное и четко очерченное определение понятия «гнев».

«Враждебность» — еще один термин, который не имеет четкого значения в повседневной речи.

Поведение оскорбляющего свою жену мужа может быть описано как проявление враждебности по отношению к жене; но что именно означает подобное утверждениеОтносится ли в данном контексте слово «враждебный» к чувствам (эмоциональному состоянию) мужа в данный момент, к его постоянной установке по отношению к жене, или оно просто характеризует его поведениеЭтот термин употребляется во всех трех значениях.

Различные значения слов «гнев» и «враждебность» не представляли бы особой проблемы, если бы чувства, экспрессивные реакции, установки и поведение всегда были бы, так сказать, конвергентными.

Однако, как всем нам хорошо известно, чувство гнева не всегда открыто выражается в поведении, и мы можем высказывать неблагоприятные мнения о других людях даже и тогда, когда мы не испытываем побуждения нападать на них.

Я буду максимально ясно и точно различать термины «агрессия», «гнев» и «враждебность». Читатель этой книги должен понимать, что я имею в виду, используя эти термины. Определения, которые я буду давать ниже, акцентируют скорее различия, нежели то общее, что есть между этими понятиями.

Это, однако, будет стоить труда. Стремясь к ясности и точности, я буду вынужден начать с некоторых из значений, которые обычно вкладываются в эти понятия.

Читатель должен иметь в виду, что мое понятие «гнева» не обязательно соответствует значению, в котором оно употребляется неспециалистами.

Гнев отличается от агрессии

Прежде всего, я полагаю, что особенно важно различать понятия «гаев» и «агрессия». В случае агрессии мы имеем дело с действием, направленным на достижение определенной цели: причинить ущерб другому лицу. Это действие, таким образом, направлено на определенную цель.

Напротив, гнев (как я буду употреблять это понятие) вовсе не обязательно имеет какую-то конкретную цель, но означает определенное эмоциональное состояние.

Это состояние в значительной степени порождается внутренними физиологическими реакциями и непроизвольной эмоциональной экспрессией, обусловленной неблагоприятными событиями: моторными реакциями (такими, как сжатые кулаки), выражениями лица (расширенные ноздри и нахмуренные брови) и так далее; определенную роль, вероятно, играют также возникающие при этом мысли и воспоминания. Все эти сенсорные потоки комбинируются в сознании Личности в переживание «гнева».

Из каких бы составляющих ни складывалось это эмоциональное состояние, оно не направлено на достижение цели и не служит реализацией конкретного намерения в той или иной конкретной ситуации.

В связи с этим важно отметить то, что гнев как эмоциональное состояние не «запускает» прямо агрессию, но обычно только сопровождает побуждение к нападению на жертву. Однако эмоциональное переживание и агрессивное побуждение не всегда выступают вместе.

Иногда люди стремятся причинить ущерб другим людям более или менее импульсивно, не отдавая себе сознательного отчета в собственном состоянии гнева.

Агрессия «запускается» внутренней стимуляцией, которая отличается; от эмоционального переживания. В моем гипотетическом примере мужа, оскорбляющего свою жену, я бы не говорил, что муж бьет свою жену, потому что он разозлен на нее.

Скорее, я бы полагал, что атака мужа является результатом побуждения, обусловленного неприятным событием.

В данный момент человек может переживать или не переживать состояние гнева, но если он в нем находится, то это состояние выступает вместе с агрессивным побуждением, но не создает его прямо.

Враждебность

На мой взгляд, враждебность можно определить как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта — жертвы.

Мы выражаем свою враждебность, когда говорим, что нам не нравится данный человек, особенно, когда мы желаем ему зла. Далее, враждебный индивидуум — это такой человек, который обычно проявляет большую готовность выражать словесно или каким-либо иным образом негативные оценки других людей, демонстрируя, в общем, недружелюбие по отношению к ним.

Агрессивность

Наконец, я определяю агрессивность как относительно стабильную готовность к агрессивным действиям в самых разных ситуациях. Не следует смешивать данное понятие с понятием «враждебности».

Людям, которым свойственна агрессивность, которым часто видятся угрозы и вызовы со стороны других людей и для которых характерна готовность атаковать тех, кто им не нравится, присуща враждебная установка к другим людям; но не все враждебно предрасположенные к другим люди обязательно агрессивны. Таким образом, с моей точки зрения, было бы целесообразнее рассматривать агрессивность как предрасположенность к агрессивному поведению.

В общем, я надеюсь, читателю вполне понятно, что я рассматриваю стимулирование агрессии, агрессию, гнев, враждебность и агрессивность как отдельные, различные, хотя и взаимосвязанные феномены.

Ученые могут исследовать, когда и почему тот или иной из этих феноменов значимо связан с любым другим, а также когда и почему их взаимосвязь оказывается слабо выраженной. На мой взгляд, однако, было бы ошибочным полагать, что они суть одно и то же, или даже считать, что они всегда тесно взаимосвязаны.

Резюме

Неоднозначность и неточность обыденного языка препятствует развитию действительно адекватного понимания агрессии. Научное понятие агрессии (по определению Роберта Бэрона) означает «любую форму поведения, направленного к цели причинения ущерба или вреда другому лицу, не желающему такого с ним обращения».

Если нет достаточных оснований полагать, что люди, о которых идет речь, намеренно стремились причинить вред другому лицу, это понятие не должно распространяться на «силовое давление», «ассертивность» или стремление подчинять других, даже если подобные действия в повседневной речи часто обозначаются как «агрессивность».

личность

Источник: http://psinovo.ru/stati/gnev_vrazhdebnost_i_agressivnost_berkovits.html

Ссылка на основную публикацию