Не хочу в школу (подросток) — психология

8 Советов психолога: почему подросток не хочет учиться и что делать родителям?

У вас есть ребенок-подросток и он не хочет учиться в школе? Вы не знаете что делать и почему так произошло? Самое время поинтересоваться мнением и советами психологов.

Многим родителям, увы, знакома ситуация, когда ребенок почему-то перестает приносить из школы пятерки, а иногда и вообще перестает туда ходить. Лекции, крики, кнуты и пряники почему-то не помогают, а учителя продолжают жаловаться на школьника.

  1. Советы психолога: что делать родителям, если подросток не хочет учиться

Конечно, хорошим вариантом был бы поход к семейному психологу, но на это не всегда есть время и деньги. В таком случае стоит хотя бы прочитать советы психолога родителям подростка. Для начала определитесь с причиной, почему ваш ребенок не хочет учиться, а затем обратите внимание на советы от психологов, что делать в сложившейся ситуации.

Советы психолога: что делать родителям, если подросток не хочет учиться

  1. Самая простая причина: зачем? Подростки зачастую неспособны заглянуть в будущее и увидеть «грандиозные перспективы» сегодняшних отличников. Именно поэтому аргумент «учись хорошо, а то станешь дворником» на них не действует.

Стоит прибегнуть к другому способу: ежедневно на понятных примерах доказывать школьнику, что образование помогает не только поступить в институт, но и лучше понять мир, разобраться во всем окружающем многообразии.

Любопытство, в конце концов, еще никто не отменял.

  1. Неинтересно. Плохо выстроенные уроки, бесталанные учителя – все это явно не способствует развитию интереса к учебе. К тому же, дети, которые на уроках шумят и не слушают, обычно заслуживают славу «бестолковых» и «бездельников», а это, согласитесь, не очень приятно.

Помогите учителям мотивировать подростка на учебу – советы психолога следующие: познакомьте с людьми, увлеченными профессией, сопряженной со столь не любимыми предметами; найдите интересные книги по теме, написанные живым языком.

  1. Конфликты. В средней школе дети учатся не только русскому и математике, но и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. В процессе обучения ошибки неизбежны, и именно они приводят к недопониманию и конфликтам – как с одноклассниками, так и с учителями.

Постарайтесь выяснить, все ли хорошо у малыша в классе. Слушайте внимательно, не осуждая и не перебивая. Помогите ему разобраться с этой бедой, пока он еще не умеет делать это самостоятельно.

  1. Не та школа. В физико-математической школе ребенку с гуманитарным складом ума придется несладко. Подумайте, может быть, ваше чадо больше любит читать книжки, чем решать задачки? В таком случае, лучше подыскать другую школу.
  2. Мало отдыха. Когда школьник приходит из школы домой, ему необходим отдых в течение 1-2 часов. Иначе из-за усталости он не сможет сосредоточиться на домашнем задании и, конечно, не захочет его выполнять.
  3. Ссоры в семье. Ребенку вообще не до учебы, когда мама с папой каждый день ругаются, пусть даже формально причина ссоры – как раз его учеба. Многие дети начинали ответственнее относиться к учебе после того, как в результате работы с психологом родители налаживали отношения между собой.
  4. Неблагоприятное влияние извне. Подростки, как известно, стремятся быть «своими» в компании. А если это компания прогульщиков и хулиганов, значит, стать в ней своим можно, только игнорируя школу. Для того чтобы знать, с кем дружит ребенок, нужно наладить с ним доверительные отношения. Это не так-то просто, но это работает.
  5. Гиперактивность. Когда у школьника слишком много энергии, он не в состоянии сосредоточиться на временах глагола, не выплеснув ее. Запишите его в спортивную секцию: и для учебы полезно, и для здоровья.

Это основные причины, по которым подросток не хочет учиться – советы психолога непременно помогут справиться с ними.

Поделитесь статьей в соц. сетях: <\p>

Источник: http://originalwoman.ru/dom-i-semya/8-sovetov-psixologa-pochemu-podrostok-ne-xochet-uchitsya-i-chto-delat-roditelyam.html

Родителям

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому – желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители.

Мы знаем, что подростковый период – трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, — взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, — только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…». Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс.

А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский – любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась».

У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…».

За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте».

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница – и снова похожая история. Последние два класса – как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля.

Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат – давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом – скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!
Но по своим правилам!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе.

Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других.

Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо.

Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе.

Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку.

Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории…

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить?

Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется?

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?

Но что же дальше, спросите вы, во что все эта апатия к учебе выльется через пару лет?

А дальше вот что. Средняя школа — важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст.

В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности.

Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле.

Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы.

И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла.

Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим.

А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать.

Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности.

Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми.

Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего.

Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово.

Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка.

Читайте также:  Жизненный путь - психология

Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух.

Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально.

В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес.

Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой.

Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка — познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы.

Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах.

Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали.

По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке.В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно — в компании.

Психолог Наталья Родикова

Источник: http://boomerang-kdm.ru/parents.php?s1=55

7 проблем современного подростка – беседа с психологом

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство.

О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ.

С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва).

В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером.

Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители.

В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками.

Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение.

Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности.

Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями.

Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности.

Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей.

Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

Источник: http://www.pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/

Подросток не хочет учиться. Что делать?

Переходный период – сложный момент в жизни не только детей, но и родителей, и педагогов. В подростковом возрасте вчерашние малыши осознают свою физиологическую зрелость и пытаются вести себя, как взрослые.

Хотя настоящая взрослость начинается в тот момент, когда наступает социальная зрелость.

Иными словами, когда вчерашняя индивидуальность с ее особенными физиологическими признаками начинает вести деятельность на благо общества.

Но подростку в 14-15 лет присущ юношеский максимализм. И он ведет себя по принципу: рвать, так с корнем. В этот момент как раз и начинаются проблемы. И одна из них – подросток не хочет учиться. К сожалению, с этой проблемой сталкиваются очень многие родители. Так, как заставить ребенка учиться? Попробуйте разобраться в причинах этого.

Причина 1, почему подросток не хочет учиться — проблемы в школе

Это одна из самых распространенных причин, почему ребенок не хочет осваивать школьную программу. Вполне возможно, что в силу каких-либо причин, его не принимают в свой коллектив сверстники. Или педагоги относятся предвзято.

Такая ситуация часто бывает, если подросток переходит в новую школу. Там своя устоявшаяся компания сверстников, которые не хотят его брать в свои ряды. Ведь для подросткового возраста особенно характерно понятие «масса», «толпа».

Потому что каждый из них хочет быть одним из массы, а не самим собой. А причина этому – низкая самооценка, которая сформируется потом, в процессе дальнейшей социализации личности.

А пока ситуация выглядит именно таким образом, подросток – представитель племени точно таких же подростков.

Выход из ситуации:

  1. Поговорить с ребенком. Только не в назидательном тоне по принципу «учиться, учиться и еще раз учиться», а доверительно. Нужно сесть со своим чадом у него в комнате, обнять за плечи. И не набрасываться с порога с вопросом: «Почему ты не учишься».

    Нужно начать беседу с абстрактных вопросов. Можно поинтересоваться, какую музыку он любит, что ему нравится вообще. Можно даже привести личный пример, что у родителя тоже в свое время была такая же проблема в школе, и рассказать, как он тогда справился с ней.

    Только в ходе доверительной, дружеской беседы можно выяснить, почему подросток не хочет учиться. Отсюда вывод: разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать.

  2. Побеседовать с классным руководителем.

    И пусть даже в его глазах подросток будет самым плохим, но это не значит, что нужно и родителям после разговора с учителем втаптывать в грязь своего ребенка. Здесь тоже действует правило «помогать и поддерживать».

    Нужно дать понять ребенку, что он не один, что мама и папа обязательно помогут ему преодолеть все трудности. Только после этого он почувствует у себя надежный тыл за спиной. В принципе, совместная помощь и поддержка и предполагают понятие «семья».

Причина 2, почему подросток не хочет учиться — искаженная система ценностей

А в этом, как раз-то и виноваты родители. Точнее их система воспитания. Ведь именно в семье ребенок получает первые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Родители своим примером показывают чаду, как надо делать, и как не надо. Японская народная мудрость гласит: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Они, глядя на вас, и так воспитаются».

А теперь родителям надо объективно оценить ситуацию. Как сами учились в школе, какое образование получили, какие разговоры дома ведутся о высшем образовании и последующем успехе.

Ведь вполне может быть, как в том анекдоте: «У двоечника – машина и квартира, у троечника – машина, квартира, дача, а у отличника — лысина, квартира, оклад в 5 тысяч, ипотека на 20 лет и золотая медаль в коробочке».

Если дома звучат такие цитаты, то немудрено, почему ребенок не хочет учиться. У него шкала ценностей после таких реплик родителей исказилась, и мысль о том, что двоечники удачливее в жизни, прочно засела в мозгу.

Выход из ситуации:

Нужно доходчиво объяснить ребенку, что у него обязательно будут все блага. Но для этого нужно многому научиться и во взрослой жизни трудиться. Только так результат будет прочен. Можно даже положительные примеры привести из жизни. Уж их, наверняка, можно вспомнить достаточное количество.

Причина 3, почему подросток не хочет учиться — отрицательный пример кумира

Для подросткового возраста характерно придумывание себе кумира. Это как раз тот период, когда дети увешивают комнаты постерами любимых знаменитостей и пытаются им всячески подражать. А у знаменитостей, особенно голливудских, биографии в плане аттестата зрелости, мягко говоря, не очень.

Взять ту же Наташу Водянову. Продавщица фруктов, которая не имела никакого образования, но в итоге стала знаменитой моделью. Только в этой истории тоже есть подоплека. Добилась высот она благодаря упорной работе.

Но современная пресса такие факты обычно сильно не транслирует. А делает репортажи, которые больше напоминают сказку: «Торговала фруктами, принц приехал, увез».

А подросток делает вывод: «Может и мне повезет, чем я хуже».

Выход из ситуации:

Ни в коем случае нельзя критиковать кумира ребенка. Это вызовет у него злобу и усилит пропасть отчуждения между родителями и ним. Просто нужно объяснить, чтобы добиться высот, нужно много работать. И рассказать о тяготах гастролей, съемок современных «звезд». А отсюда вывод напрашивается сам собой – они многому учились и учатся. Это и нужно внушать своему чаду.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/teenager/7944-podrostok-ne-xochet-uchitsya-chto-delat.html

Подросток не ходит в школу | Вопросы родителей

Успеваемость всех детей к подростковому возрасту сильно ухудшается. К юношескому возрасту потребность в знаниях, в желании себя реализовать благодаря продолжению обучения, возрастает.<\p>

Плохая успеваемость может быть из-за субъективных или объективных причин.

Объективные – нарушения некоторых структур мозга (возможно наследственных) из-за которых ребенок медленно считает или анализирует, но при этом ребёнок здоров. В семье неблагоприятные отношения, плохие материальные условия.

Субъективные– родители (возможно и первый учитель) недостаточно сформировали познавательную активность ребенка, мотивацию к учебе, не привили навыки к учебе. У ребенка негативная установка на учебу. В семье отсутствует отношение к знаниям, как к ценности. Родители высокомерно относятся к учителям, к школе к людям вообще.

В семье отсутствует установка на труд, как на усилие к достижению цели. Учитель в начальных классах был невнимателен и нечувствителен к индивидуальности ребенка. В начальных классах родители недостаточно или совсем не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам.

Необходимо присмотреться, прислушаться к ребенку, понаблюдать за ним: что ему интересно, к чему он склоняется – к компьютеру или спорту, к литературе или к физике, и помочь ребенку сформировать свои интересы с учебой, помочь ему сформировать мотивацию «зачем учиться».

Если подросток стал плохо учиться — значит, его интерес к учебе пропал или уменьшился. У него в жизни появилось что-то более интересное, занимающее все его мысли. Хорошо было бы выяснить, куда направляется его энергия.

И если ничего опасного для подростка в его увлечении нет — договариваться о необходимости отвлекаться еще и на уроки.

И точно не стоит его пугать тем, что он не сможет закончить школу, станет хуже всех учиться, никуда не поступит.

Причиной резкой неуспеваемости может быть не только лень или любовные приключения.

Есть научное объяснение: 1) утомляемость нервной системы из-за изменений в гормональной системе; 2)снижение памяти, внимания из-за изменений в развитии организма; 3) проблемы в общении с учителями, одноклассниками; 4) переоценка важности предмета для себя.

Очень часто в подростковом возрасте нарушается кровоснабжение головного мозга, возникает тяжесть и боль в сердце из-за того, что тело растёт быстрее, чем сосуды и нервная система.

Плохая учёба – это один из признаков подросткового периода. Для подростка становится более важным общение с себе подобными, самовыражение, поиск себя. А учёба часто так далека от этого… Но это пройдёт и чуть позже они всё наверстают.

Главное: не наседать на подростка, не воевать с ним – пусть научится ответственности за своё поведение уже сейчас. Не стоит боятся: «Вот, он (она) не учится – что из него (неё) получится?». Получится, и не сомневайтесь. Ведь учёбу всегда можно наверстать – было бы только желание у самого ребёнка.

Пройдёт подростковый период – и сами родители не узнают своих детей. Учёба наладится.

Нужно выяснить причину. Постараться помочь ребенку если эта причина психологическая, вызвать в нем интерес. Возможно, что эта проблема сама решится по мере взросления, но стоит все же точно понять суть конкретного случая, если родители не уверены стоит обратится к психологу.

Хотя считается, что снижение успеваемости в школе типично для подросткового возраста, причины всегда индивидуальны. Уже много об этом написано, и все — правда. Стоит пообщаться с учителями, выслушать их мнение и наблюдения, ведь вы, как-никак – одна команда в деле обучения вашего ребенка.

Конечно, стоит в доверительной форме поговорить с ребенком о том, что происходит. Лучше всего обратиться к специалисту и вместе найти проблему и решение.

И будьте готовы, что плохая успеваемость ребенка может оказаться лишь неким симптомом проблем вашей семейной системы и работать с этим нужно будет и Вам.

Выяснить причину плохой успеваемости — это может быть плохие отношения с учителем или страх отвечать перед всем классом, трудности в усвоении предмета и др. Очень важно, чтобы остался интерес к учебе, а оценки всегда достаточно субъективные.

Важно поговорить с ребёнком, что могло стать причиной возникших трудностей. Скорее всего, Вы вместе с ребёнком поймете, в чём причина. И тогда необходимо будет формировать стратегию выхода из сложившейся ситуации.

Возможно, понадобиться Ваша помощь и поддержка, возможно контроль по выполнению домашних заданий, возможно снижение дополнительных нагрузок. Здесь нужно смотреть индивидуально.

А если разговор с ребёнком не прояснит ситуацию, необходимо идти в школу и разговаривать с классным руководителем, преподавателями, школьным психологом, что бы разобраться и помочь ребёнку преодолеть возникшие трудности.

Выяснить причину. Поговорить откровенно, как со взрослым, как с равным. Попытаться понять логику такого поведения. Обязательно поддержать, и по возможности устранить препятствие. (Конструктивизма будет больше, если не критиковать, а озвучить свои чувства.

К критике у подростков очень быстро условный рефлекс вырабатывается.

А вот если сказать «мне больно видеть в пустую потраченное время, я беспокоюсь за тебя, меня расстраивают звонки со школы, я так хочу гордиться твоими достижениями» — это может возыметь эффект!)

Читайте с главной

Источник: http://trudno-deti.ru/reshaem-problemu/podrostok-ne-xodit-v-shkolu/

Почему подросток не хочет учиться? | МБУ СО «КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР» г. Челябинск

    Наш сегодняшний разговор о подростках, испытывающих трудности в обучении.

   Рассуждает на заданную тему – психолог МБУ СО «Кризисный центр» — Сухорукова Олеся.

    Изначально все дети хотят,  но не все умеют учиться. Причин может быть несколько, но главная из них — недостаточно задействованный взрослыми познавательный инстинкт. То есть, подростка просто не научили качественно пользоваться своими интеллектуальными ресурсами.

   Причина 1.

   В подростковом возрасте, дети вдруг задаются вопросом:

 — для чего это нужно?

   Как правило, доводы родителей  для современных подростков не являются аргументами. Лет 15-20 назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Родительское поучение: «Ты должен учиться!» — для подросших детей – пустой звук.

   Вызывает сомнение и утверждение: «Будешь хорошо учиться — достойно устроишься в жизни».

   Во-первых, «прекрасно устроенные» в жизни люди, далеко  не всегда были  самыми  лучшими учениками.

   Во-вторых, ребенок,  как до, так и после 14 лет,  зачастую,  не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для подросткового ума.

   Совет для родителей: Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему ребенку, что образованность делает жизнь интереснее и полнее, помогает понять мир и события, в нем происходящие. Не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры!

   Причина 2.

   Отсутствие интереса к учебе.

   По статистике, уже к концу начальной школы  большая часть учеников теряет интерес к учению. Происходит это далеко не всегда оттого, что учитель слаб или некомпетентен,  причины могут быть разные.

   Средние способности ребенка.  Особенно тяжело таким детям приходится в школах «с уклоном», в лицеях и гимназиях, предъявляющих к детям повышенные требования.

   Способные, одаренные дети по причине «недогруженности» тоже теряют интерес к учебе. Им просто неинтересно, и никакие убеждения, мольбы и угрозы не помогут.

Интерес к учебе пропадает оттого, что все дается слишком легко, и становится элементарно скучно: мозг, как костер, требует топлива, и если оно не поступает – огонь гаснет. Поэтому, если ваш ребенок способнее других – это не повод почивать на лаврах, а условие для старта.

  Подготовка к олимпиадам и конкурсам,  чтение дополнительных материалов должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

   Причина 3

    Отсутствие (уже или вообще) интереса к познанию мира, нежелание узнавать новое.

   Почему так получается? Скорее всего,  корень проблемы нужно искать в более раннем возрасте. Когда на вопросы ребенка в возрасте почемучек отвечали,  преимущественно,  «не знаю», «отстань» или  «вырастешь-узнаешь»,  когда телевизор и компьютер  заменяют живое общение и чтение книг.

   Совет для родителей: Если подросток действительно одаренный,  и в школе ему неинтересно, подыщите школу или программу обучения более углубленного уровня. Не бойтесь загрузить своего ребенка, если видите, что ему это по силам. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость

   Причина 4

   Конфликты в школе. Возникают они, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет умений и способностей вести за собой других.  Или когда подросток оказывается  между двух компаний одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно». В итоге,  конфликтует с обеими сторонами.

  Очень сильно снижает интерес к учебе ярлык: «негодяй».  Плохая репутация  подростка  в школе, из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости,  делает его виноватым в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате,  ребенок, даже при  легком и добродушном характере, постепенно настраивается «против» школы.

   Совет для родителей: Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже,  если он в чем-то неправ).

Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Поэтому,  больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его обвинить.

Ищите способ, изменить ситуацию к лучшему, поддержите своего ребенка.

   Причина 5

   Многие родители хотят видеть своего ребенка исключительно отличником.Нам хочется гордиться своими детьми. Родители очень боятся, что их ребенок не найдет признания, не получит отличные оценки.У многих отличников развивается самый настоящий невроз.

С одной стороны, они  до конца не уверены в успехе, боятся огорчить родителей не самыми высокими результатами.

С другой стороны, без успеха они не мыслят себя, отличная оценка любой ценой важна, как для удовлетворения собственных амбиций, так и для сохранения положительного мнения родителей.

    Возникает парадоксальная ситуация, когда умные, развитые  подростки в процессе учебы,  вместо радости познания,  испытывают тревогу, перегрузки, головные боли и приступы паники.

   Современные родители рассматривают своих детей, как некие объекты для инвестиций.

Появилось даже соответствующее выражение: вложиться в ребенка, потратить приличные деньги на его образование и развитие, приложить немалые волевые усилия, чтобы заставить его заниматься тем, что имеет перспективу, дабы в будущем получить «успешного человека».  Ну,  а когда столько вложено,  ребенку необходимо быть только идеальным, иначе он будет выглядеть неблагодарным.

   Одной из распространенных причин воспитания перфекцонистов является неудовлетворенность родителей собой, своими собственными успехами и достижениями. В этом случае они рассматривают ребенка, как свою улучшенную копию.

 А ребенок, даже если он похож на вас, – другой человек. Надо дать ему возможность прожить другую жизнь – свою собственную.

Если родители что-то не успели,  не реализовали в своей собственной жизни, они должны понимать, что ребенок им ничего не должен, он имеет право на собственные успехи и достижения.

   Советы для родителей: КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ?

  1. Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае.

   И не надо «успокаивать»:  не любишь  школу —  ничего страшного.

  Вот Иван Иваныч,  как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.

  1. Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
  2. Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, тупицей, безруким и т.п. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
  3. Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.
  4. Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная будет судьба у  ребенка, если он не будет хорошо учиться.Приводить в пример истории криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместно, как и ваши высказывания о том, что успехом в жизни вы обязаны тому, что десять лет к ряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте, если  вдруг  вы сами считаете себя неудачником, что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна  поддержка, а не пессимизм не счастливых взрослых.

Только вера родителей в ребенка, в его возможности, поможет ему  самому поверить в себя, свои силы и способности!!!

Источник: http://crisiscenter74.ru/pochemu-podrostok-ne-hochet-uchitsya

Ребёнок не хочет учиться в школе! В чем причина?

Родительское собрание. За партами – родители старшеклассников-подростков.

Если закрыть глаза и только слушать, то может показаться, что речь идёт о младших школьниках. Учителя говорят о сложности учебной программы, о необходимости помощи при выполнении домашних заданий, о контроле над поведением. Родителей особо нерадивых учащихся убеждают с особым старанием – призывают воспитывать, объяснять, порой даже провожать в школу.

И иной родитель не знает, что делать.

Показать себя несостоятельным перед учителями? Обвинить их во всем? Испортить окончательно и так непростые отношения с непокорным подростком? Делать уроки за него? Обратиться за помощью в Комиссию по делам несовершеннолетних, или в милицию, или к психологу – словом, к кому-нибудь, кто повлиял бы на школьника, который плохо себя ведёт и не хочет учиться? Или вовсе забрать его из школы, потому что ученику невозможно больше оставаться эффективным учеником, а родителю – эффективным родителем…

Всё чаще и чаще можно услышать от детей такую фразу: «Я не хочу учиться, ходить в школу, мне в ней не интересно».

Родители с ужасом смотрят на ребёнка и не понимают, что им делать дальше, а ребёнок тем временем прогуливает уроки, конфликтует с педагогами,  в общем, ведёт себя так, лишь бы не ходить в школу! Давайте посмотрим, какие же могут быть причины  у ребёнка, чтобы не посещать школу и не хотеть учиться.

Причина 1. Достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят.

Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня — нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей — пустой звук.

Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников.

Во-вторых, ребёнок как до, так и после 14 лет зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да ещё как-то подчинять этому сегодняшние поступки — непосильный труд для разума.

Маленький совет. Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нём. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 2. Отсутствие интереса к учёбе. Кстати говоря, этим грешат, обычно, как раз способные, одарённые дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут.

Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей.

Ещё сильнее снижает интерес к учёбе ярлык «негодяй» — то есть плохая репутация, сложившаяся у ребёнка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, весёлости и т. д.).

В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея лёгкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.

Маленький совет. Если подросток действительно одарён и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей.

Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернётся интерес к учёбе — повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки.

Поговорите с учителем о вашем ребёнке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

Причина 3. Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребёнок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других.

Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше.

В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились — друзей у него нет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Маленький совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребёнка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чём-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе — это всегда беда, а не вина вашего ребёнка.

Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чём его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к лучшему. Оказывайте ребёнку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.

Как помочь ребёнку?

— Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учёбе многого добился.

— Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребёнку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребёнка на успехах другого, его хорошей учёбе, помощи маме и уважении к старшим.

— Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» — он всё равно не поверит, но очень обидится, замкнется.

— Никогда не ругайте в присутствии ребёнка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Всё-таки вы для него — авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно — и школа плохая, и учителя никуда не годятся.

Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям.

Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребёнке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала — и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учёбу, преподавателей.

— Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребёнка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов категорически неуместны.

Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице.

Не причитайте (если вдруг вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу.

Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.

Обработала: И. В. Скубий,

педагог-психолог

Источник: http://www.psihologu.info

Источник: http://cdod-usinsk.ucoz.ru/publ/sovety_psikhologa/sovety_psikhologa_roditeljam/rebjonok_ne_khochet_uchitsja_v_shkole_v_chem_prichina/2-1-0-197

Сын-подросток не хочет ходить в школу..

ксана, здравствуйте.

То, что Вы сообщаете о сыне, к сожалению, не является редкостью для родителей многих подростков. Вы перечисляете его поступки, не устраивающие и тревожащие Вас: недостаточная школьная успеваемость, прогулы, незаинтересованность в учебе.

Письмо Ваше достаточно краткое и поэтому дать детальные рекомендации не представляется возможным.
Тем не менее, попробую ответить на Ваш вопрос («Как мне помочь ему и себе»).

И буду в этом основываться на своем опыте работы с «такими» подростками.

У всех на слуху название возраста 12-16 лет — «переходный». И переход этот — один из самых сложных периодов в человеческой жизни. Ребенок «переходит» в новое качество — взросление.

Это период чтобы усомниться в жизненных принципах, данных родителями и учиться искать СВОИ. Период, когда идет поиск близких людей за пределами семьи и приобретает особенное значение дружба и влюбленность.

И вот вопрос: Что Вам известно о жизни Вашего сына за пределами семьи? Есть ли у него друзья? Какие они? Что их объединяет?

При этом, подростку очень важно получать УВАЖЕНИЕ и ПОДДЕРЖКУ со стороны родителей. Я часто слышу от подростков на наших консультациях: «Родители говорят: а что ты такого сделал в своей жизни, чтобы я уважал тебя? Вот я добился этого и того-то в своей жизни! А ты пока живешь в моем доме и по моим правилам».

И говорят они (подростки) это с горечью и досадой. Если отношения выглядят так, то самоуважение взрослеющего человека под большой угрозой. Он и сам начинает сомневаться в себе, в том, что способен на что-то стоящее. Доверие нарушено и начинается конфронтация, «неправильное поведение», своеобразный бунт.

Подросток начинает доказывать свою независимость неудобными для родителя способами (прогуливать школу или вообще уходить из дома). И если Вы замечаете, что Ваш авторитет ослаб, и ребенок не уважает Вас, это означает одно — чуть раньше, чем он, Вы перестали уважать его, и получаете сейчас «взаимность».

Не существует «плохих» детей, есть отсутствие взаимопонимания, доверия, уважения и проявлений любви (именно проявлений, а не самой любви).

Как Вы даете понять сыну о том, что любите его? каковы проявления Вашей заботы? Приемлемы ли для него такие способы? Этого много? Мало? А сколько нужно ему?
Если ли то, чем Вы гордитесь в нем? Что он знает об этом?

Обычно, родители, сталкиваясь с нежеланием своих детей учиться начинают пугать их безрадостным будущим, вызывая тем самым чувства страха и вины. Ни то ни другое не поможет подростку полноценно взрослеть и брать на себя ответственность за свои поступки и жизнь. Скорее наоборот. Результатом станет апатия и безответственность.

Напомню Вам «золотое правило» детской педагогики: Чтобы самооценка ребенка оставалась сохранной, был интерес и уважение к себе и окружающим — на одну критику должно приходиться 7 похвал.
Работает ли это правило в Вашей семье?

Буду рада, если смогла оказаться в чем-то полезной Вам.

Источник: http://www.chelpsy.ru/psyonline/syn-podrostok-ne-khochet-khodit-shkolu

Ссылка на основную публикацию