Совместный поиск решения — психология

Подход, ориентированный на поиск решения

Автор Evgeniy в 12/01/2015. Опубликовано Психотерапия

В последние несколько десятилетий в области психического здоровья возникло новое веяние, основанное на внутренней силе. Оно составляет альтернативу проблемно-ориентированным подходам, используемым в большинстве случаев.

В частности, подчёркивается, что терапия, ориентированная на поиск решения, работает над жизнью людей, а не выделяет их проблемы, ограничения и слабые стороны. Существует несколько основных принципов решения проблем при помощи этого подхода.

Всегда есть исключения

Одно из ключевых положений, определяющих ориентированную на поиск решения терапию, представляет собой мысль о том, что люди изначально имеют ресурсы, силы и необходимые навыки для решения проблем. Если эти ресурсы — так называемые исключения — определены и усилены, то решение проблем и внесение изменений могут быть проведены наиболее эффективным образом.

Исключение соотносится с временами, когда человек может самостоятельно и эффективно решить проблему или когда проблемы не существует вообще. Исключения есть всегда. Наркоманы пытаются отказаться от использования наркотиков.

У страдающих от депрессии бывают удачные дни. Трудные подростки иногда следуют правилам.
И проблема тогда заключается в том, что в некоторых случаях люди не способны признать существование этих исключений.

Выискивая и определяя исключения, можно начать процесс работы, поиск эффективных решений.

Человека можно сравнить с велосипедной цепью. Она работает на ура, но иногда в ней что-то застревает или же она соскакивает. В таких случаях, её просто поправляют. И она работает так же, как и раньше.

Если мы слишком заостряем своё внимание на определении самой проблемы и пытаемся решить её, зачастую возникает риск только всё усугубить.

Главная задача заключается в том, чтобы переориентироваться на поиск собственных ресурсов человека и использовать их в качестве основы для решения проблем и дальнейшего роста.

Небольшие изменения могут привести к большим результатам

Часто небольшое изменение — это всё, что необходимо для решения проблемы. оно может привести к эффекту снежного кома, провоцируя более крупные изменения и разрешение ещё больших проблем. Это понятие связано с принципом инерции, согласно которому, объект в покое будет оставаться недвижимым, а объект в движении будет всегда оставаться в движении.

Рассмотрим, как это. Мы склонны откладывать выполнение утомительных или надоевших задач вроде стирки или оплаты счетов. Нам необходима дополнительная энергия для того, чтобы заставить себя выполнить эти задачи.

А вот когда человек приступает к осуществлению деятельности, это часто приводит к прогрессу; ему становится легче оставаться в движении и выполнять подобные задачи, чем каждый раз заставлять себя заново.

Сделать первый шаг важно, человеку приходится приложить значительные усилия, резко повышая собственную активность.

Клиенты должны вспомнить и рассказать, как именно они действуют в случае исключения — в этом и заключается ключ к решению проблемы с помощью его способностей и навыков. Этот принцип распространяется и на человеческих отношениях.

Небольшое изменение в одной части системы часто приводит к изменениям в других её частях. Так что если человек делает что-то непривычное или непривычным образом, то вероятно, что его или её партнер ответит так же непривычно.

Это может привести к изменениям в характере их отношений.

К решению проблемы ведут многие пути

Согласно ориентированному на поиск решения подходу, вовсе не обязательно, а иногда и действительно не стоит знать причину проблемы, чтобы найти верное решение.

Бывает и так, что истинную причину некоторых проблем невозможно найти в принципе, потому что человеческие проблемы настолько сложны, часты, динамичны, нестабильны и системны.

Подход, ориентированный на поиск решения, гласит, что следует выяснить, что работает в каждом конкретном случае, а затем повторять это. Нет ни одного способа решения проблем, который работал бы для всех людей и всех проблем.

Клиентов этот подход призывает ставить перед собой SMART-цели: конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени. Для того чтобы поставить перед собой такую цель, прокрутите в воображении точный образ достигнутой цели. Если цель не измеряется, то невозможно узнать, достигли ли Вы её.

Рассмотрите цель с точки зрения «сколько» или «когда». Постановка нереальных или недостижимых целей, скорее всего, приведёт к разочарованию. Задумайтесь о сроках. Это помогает сосредоточиться на завершении цели к нужной дате.

Цели могут также быть разбиты на отдельные, управляемые задачи с указанием соответствующих сроков.

Внезапные и лёгкие изменения

Вопреки общепринятому мнению о том, что изменение — медленны и обязательно трудный процесс, случается и так, что многие люди испытывают значительные улучшения внезапно и в течение короткого периода времени. .

специалисты, использующие в своей работе с клиентами подход, ориентированный на поиск решения, утверждают, что люди изначально обладают навыками преодоления трудностей (т.е. исключениями),которые играют важнейшую роль в решении проблемы.

Если эти исключения могут быть выявлены и дополнены, то могут произойти заметные сдвиги в борьбе с проблемой. Такие изменения не должны рассматриваться как случайные события или окончательное выздоровление. Скорее всего, в подобные события можно рассматривать как осмысленный прогресс.

Признавая положительные изменения — пусть даже самые маленькие, — клиент сможет заложить основу для целого процесса.

Источник: http://aboutyourself.ru/psiterapiya/podxod-orientirovannyj-na-poisk-resheniya.html

Психология поиска новых решений. Средства осуществления экологической революции в мышлении людей

Изменение экологической политики, создание новых принципов решения комплекса экологических, экономических и технологических проблем, основанное на новой парадигме экологического мышления и концепции устойчивого развития, требуют во всех сферах деятельности новых  нетрадиционных решений, часто отказа от традиционного подхода и привычек.

Поиск новых решений в технике, в организации работы с людьми, в разрешении экологических проблем наталкивается на препятствия, прежде всего психологического характера. Чисто технические приемы поиска новых решений детально освещены в ряде книг, таких, например, как:

1.Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя — М.: Наука, 1969, 230 с.

2.Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач — сб.: Наука,1986,-209 с.

3.Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем.50 часов творчества- М.: Просвещение,1990. 239 с.

Все эти приемы основываются на преодолении психологических барьеров, препятствующих нетрадиционному мышлению и широкому применению новой системы деятельности.

Эти барьеры естественно формировались в ходе длительной эволюции человечества, когда главной задачей было выжить во всемогущей и враждебной окружающей среде.

Именно поэтому они особенно устойчивы в сфере общения с природой и потребления ресурсов.

6.1.Психологические барьеры, препятствующие поиску новых решений

Рассмотрим некоторые наиболее серьезные  психологические барьеры, препятствующие поиску новых решений.

6.1.1. Власть привычных представлений

Привычные представления и традиционные решения формируют наши стереотипы и установки и при оценке ситуаций подсказывают готовые решения и направления деятельности.

Так, традиционным был взгляд на борьбу с воздействиям на окружающую среду как на нечто второстепенное. При этом возможность изменения основной деятельности практически не рассматривалась.

Поэтому при возникновения осложнений экологического характера проектные организации и предприятия выполняли сложную и затратную работу по очистке стоков и выбросов, по их обезвреживанию и утилизации вместо того, чтобы изменить основное производство так, чтобы свести к минимуму образование стоков и выбросов и их опасность при значительно меньших затратах. Основное производство воспринималось традиционно, как нечто совершенное и неизменяемое.

Также традиционно технические решения не связывают с людьми, которым приходится их разрабатывать и осуществлять.

Предполагается, что если найдено техническое решение, если выделены средства, то положительный результат обязательно будет получен.

В действительности же результат в очень большой мере зависит от подготовленности и направленности персонала, и пренебрежение этим может привести к отрицательному результату и бесполезным затратам.

6.1.2.»Психологическая невидимость»

Сущность этого барьера заключается в том, что при анализе и принятии решений люди, как правило, не подвергают детальному логическому анализу на уровне сознания все стороны того или иного явления.

Достаточно субъективно выделяется для анализа ограниченный круг вопросов, тогда как значительное число проблем автоматически исключается из рассмотрения.

Они без всякого анализа принимаются как успешно разрешенные или не имеющие особого значения.

При этом дело совсем не в недостаточной квалификации или малой ответственности людей, а в том, что их воспитание, их рабочие традиции приводят к подсознательному исключению из рассмотрения ряда вопросов.

Так, на предприятиях по производству минеральных волокон (стекловолокно, шлаковата) достаточное внимание уделяется защите от выбросов неорганической пыли.

В то же время даже не возникает вопроса о защите окружающей среды от высокотоксичных продуктов распада органических материалов, широко применяемых при изготовлении этих волокон.

6.1.3.Узость кругозора и недостаточная гибкость мышления

Экологические проблемы требуют широкого и всестороннего анализа ситуации.

Надо учитывать и сложные взаимодействия производства с окружающей средой, и превращения материалов в природных средах, и отдаленные последствия тех или иных решений, и широкий круг вопросов, связанных с производством энергоресурсов и сырья. Односторонняя оценка любой ситуации приводит к неблагоприятным последствиям или непродуманным решениям.

Примеры ложных односторонних решений, создающих дополнительные серьезные экологические и экономические проблемы:

перекрытие стока вод Каспийского моря в Кара-Богаз-Гол;

идея переброски вод сибирских рек в Среднюю Азию и стока рек европейского севера в Каспийское море;

превращение Волги в цепь непроточных водохранилищ;

использование в сельском хозяйстве тяжелых тракторов и плугов с глубоким переворотом пласта;

использование на лесозаготовках трелевочных тракторов.

Именно односторонняя оценка разных способов охлаждения оборудования на много лет задержало применение воздушного охлаждения (вместо водяного),  позволяющего экономить большие количества воды и средства, и оздоровлять атмосферу промышленных центров.

6.1.4.Принятие первых же возможных решений без оценки возможных альтернатив

Источник: https://vunivere.ru/work56281

Принятие решений в психологическом консультировании: метод смыслового поиска альтернатив М.Минаковой

(статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской психологической конференции с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» в 2014 г.) 

к другим статьям

Постановка проблемы. Одной из наиболее сложных тем в психологическом консультировании является тема принятия решения. Это связано с необходимостью вести терапевтическую работу особенно осторожно: решения, принимаемые клиентом, в большинстве случаев являются не просто значимыми, а во многом определяющими его дальнейший жизненный путь.

В связи с этим особенно актуальным является вопрос грамотной и экологичной психологической помощи клиенту в реализации процесса принятия решения.

В рамках данной статьи нам хотелось бы рассмотреть авторский метод, позволяющий решить две основополагающие задачи этого процесса: 1) оказание помощи в поиске максимального числа возможных альтернатив, 2) оказание помощи в экологичной реализации рационального принятия решения с опорой на его смысловой аспект.

Истоки метода. Одним из распространенных методов поиска альтернатив в психологическом консультировании является адаптированный для индивидуальной консультационной работы метод мозгового штурма (brainstorming), предложенный А.Осборном в 1941 г.

Суть данного метода заключается в отделении этапа генерации идей от этапа их анализа и оценки. На практике это может выглядеть следующим образом. Клиенту предлагается перечислить максимально возможное число альтернатив в ситуации, аналогичной его собственной.

При этом психолог акцентирует внимание клиента на том, что должны высказываться любые предложения, даже те, которые покажутся сложно реализуемыми или заведомо неподходящими в его конкретном случае. Таким образом творческий процесс поиска альтернатив протекает с меньшим числом внутренних преград и сопротивлений.

В результате применения метода клиент действительно находит и начинает осознавать большее число возможностей для принятия рационального решения в его проблемной ситуации.

Читайте также:  Психотерапия - психология

Однако во многих случаях для принятия решения найденных посредством метода мозгового штурма альтернатив клиенту оказывается недостаточно.

Вводя шкалу субъективной оценки всех альтернатив (мы обычно для удобства используем 10-балльную) по критерию удовлетворенности каждым из возможных решений, часто мы не получаем максимального балла ни у одного из найденных решений.

Принятие окончательного решения в подобных условиях не будет соответствовать принципу экологичности.

Из этого следует необходимость поиска новых, еще не рассмотренных альтернатив с целью нахождения варианта, который устраивал бы клиента полностью. Мы хотим предложить метод смыслового поиска альтернатив, успешно реализованный нами на практике.

Суть метода. Метод используется после реализации метода мозгового штурма, в тех случаях, когда клиент не смог найти ни одного варианта, удовлетворившего его полностью.

Психолог просит клиента для каждой найденной им на предыдущем этапе альтернативы определить обобщенный смысловой принцип, заложенный в данной альтернативе.

Затем клиент оценивает сам принцип, и для тех принципов, которые оказываются ресурсными (имеют максимальные баллы согласно оценкам клиента по той же субъективной шкале), ищет новые альтернативы.

Таким образом, поиск новых альтернатив вместо точечного приобретает систематизированный характер, т.к. теперь основан на объединяющем большое число вариантов осознанном клиентом смысловом принципе.

Хотим обратить внимание на то, что выделенный клиентом принцип несет именно смысловой характер, поскольку выделяется им самостоятельно среди большого числа потенциально возможных аналогичных принципов с опорой на субъективные смысловые аспекты.

Пример использования метода. Рассмотрим пример применения метода в практике психологического консультирования. Клиент — начальник юридической компании – обратился с проблемой выбора нового заместителя. На должность заместителя, по мнению клиента, претендовало, как минимум, трое, но он сомневался в том, кто из них успешно справится с новыми обязанностями.

В результате применения метода мозгового штурма было получено пять вариантов:

  1. Назначить на должность кандидата № 1 (оценка клиентом варианта – 7 баллов).
  2. Назначить на должность кандидата № 2 (оценка клиентом варианта – 7 баллов).
  3. Назначить на должность кандидата № 3 (оценка клиентом варианта – 8 баллов).
  4. Назначить кого-то другого (оценка клиентом варианта – 7 баллов).
  5. Не назначать никого (оценка клиентом варианта – 2 балла).

Обобщенные смысловые принципы, выделенные клиентом для каждого из вариантов:

  1. Назначить на должность кандидата № 1: «назначить человека, который будет во всем советоваться со мной» (оценка принципа – 7 баллов)
  2. Назначить на должность кандидата № 2: «назначить человека, который давно в этой области» (оценка принципа – 10 баллов)
  3. Назначить на должность кандидата № 3: «назначить человека, который быстро учится» (оценка принципа – 9 баллов)
  4. Назначить кого-то другого: «рассмотреть других кандидатов» (оценка принципа – 10 баллов)
  5. Не назначать никого: «подождать» (оценка принципа – 10 баллов)

Клиента попросили перечислить новые варианты, соответствующие принципам, получившим, согласно его оценкам, максимальный балл. Он предложил следующие новые альтернативы:

  • «назначить человека, который давно в этой области»: назначить кандидата № 4 (клиент вспомнил о своем помощнике в другой компании, который, по его мнению, мог справиться с новыми обязанностями)
  • «подождать»: клиент предложил устроить кандидатам конкурс, который позволит оценить их пригодность к новой должности
  • «рассмотреть других кандидатов»: клиент предложил разместить вакансию и искать человека со стороны с учетом всех необходимых параметров.

Использование метода помогло клиенту принять решение: было решено устроить конкурс для четырех названных кандидатов и дополнительно протестировать нескольких кандидатов со стороны. Хотим отметить высокую удовлетворенность клиента принятым решением, оправдавшим себя, по его словам, впоследствии.

Выводы. Собранные статистические данные показали, что число найденных клиентами альтернатив при применении данного метода увеличивается в среднем в 1.5-3 раза по сравнению с результатами мозгового штурма.

Апробация метода на выборке численностью 18 человек (7 мужчин и 11 женщин в возрасте от 12 до 43 лет) показала, что 16ти из 18ти клиентам в результате его применения удалось найти альтернативы, которые впоследствии были приняты ими к реализации как наиболее рациональные.

Это дает нам возможность говорить о высокой результативности применения метода в психологическом консультировании клиентов, обратившихся на прием для принятия значимого решения.

Литература:

  1. A.Osborn. Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Problem Solving Applied Imagination. 1953.
  2. A.Osborn. Your Creative Power. 1948.
  3. Ch.Clark. Brainstorming: The Dynamic Technique For Creating Successful Ideas. 2012.

Автор — Мария Минакова.

Источник: http://maria-psy.ru/?q=prinyatie-resheniy-v-psihologicheskom-konsultirovanii-metod-smyslovogo-poiska-alternativ-mminakovoy

Блог о программе Microsoft Excel: обучение, трюки, хитрости и подсказки

Все мы знаем насколько полезной является функция ВПР. Наверное, половина всех действий в Excel выполняется с помощью нее. Однако данная функция обладает рядом ограничений.

Например, ВПР просматривает только крайний левый столбец в таблице или ищет только одно условие. Но что, если нам необходимо вернуть значение, соответствующее двум условиям. В таком случае нам придется прибегнуть к некоторым хитростям.

Об этих хитростях мы и поговорим в сегодняшней статье.

Читать далее

Не надо быть семь пядей во лбу, чтобы отобразить скрытые ячейки на незащищенном листе Excel. Так я думал до тех пор, пока не столкнулся со странным файлом, в котором я не смог показать строки традиционными инструментами.

Читать далее

Сегодня я представляю свой последний (седьмой) урок бесплатного онлайн курса по основам Excel, в котором мы поговорим о том, как управлять рабочими листами.

Мы с вами научимся управлять рабочими листами, а именно: перемещаться между ними, добавлять и удалять рабочие листы, давать им имена и закрашивать в нужные цвета. Будем сравнивать два рабочих и листа, а напоследок мы с вами создадим формулу, которая будет использовать данные с другой книги.

Читать далее

Пришло время для нашего пятого урока курса по основам Excel – Печать в программе. Данная тема была взята неспроста, так как несмотря на огромный потенциал программы, для многих она остается всего лишь инструментом перевода электронного формата документов в бумажный.

Читать далее

Сегодня по графику, у нас должен был быть пятый урок курса по основам Excel, который бы рассказал нам о том, как печатать шедевреальные отчеты из программы Excel, но по техническим причинам подготовить его вовремя у меня не получилось. Поэтому, сегодня я представлю следующий, шестой урок, посвященный управлению рабочим листом.

Читать далее

Пришло время для нашего четверного обучающего видеоурока онлайн курса «Основы Excel», который охватит вопросы, касающиеся изменения ячеек.

Мы с вами поговорим о том, каким образом можно вносить правки в рабочую книгу, рассмотрим механизм копирования и перемещения данных, а также вставки и удаления строк.

Также будет рассмотрен вопрос, как нам поступать, если при проведении операций, описанных выше, была допущена ошибка, т.е. познакомимся с функцией Отменить действие.
Читать далее

Сегодня я готов представить третий урок обучающего курса по основам Excel – Форматирование рабочих листов. Мы рассмотрим такой немаловажный элемент электронных таблиц – как форматирование, которое позволяет добавить красок в серую массу цифр и данных.

Читать далее

Вот и пришло время для очередного видео урока по Excel в рамках нашего обучающего курса Основы Excel. Урок называется Создание рабочей книги, где мы поговорим о вводе данных в электронные таблицы, рассмотрим, какие типы данных существуют и научимся вручную создавать простейшие формулы.

Читать далее

В наше время, практически, любая работа требует базовых навыков владения Microsoft Excel. Мы не говорим о написании макросов или создании сводных таблиц.

Это уровень навыка, который позволит качественно изменить подход в работе с большими объемами данных или аналитике.

Но разбираться в формулах и диаграммах – это требования, которые необходимы для поддержания эффективной рабочей среды у себя в коллективе. Это фундамент, на который будут ложится остальные умения в программе Excel.

Читать далее

Один из самых значимых навыков, которые я приобрел, работая финансовым аналитиком, является умение создавать специальные пользовательские надстройки для моего отдела и компании в целом. Этот навык позволил сохранить время и нервы для большого количества народа.

Потратив более года, на то, чтобы научиться создавать первоклассные надстройки, я понял одну вещь – это совсем не сложно! И сегодня я хочу поделится с вами методом построения Excel надстройки, которая выглядит очень здорово, и которая приносит вашей карьере некоторые бонусы.

Читать далее

Источник: http://exceltip.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-excel-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD/

Психология принятия решений или Как мы делаем выбор?

На протяжении всей жизни человеку приходится делать выбор. В какой университет поступить, на какой машине ездить, или что купить на ужин. Возможность выбирать — это проявление свободной воли и способности строить нашу жизнь так, как мы хотим. Вместе с тем, выбор всегда сопряжен с трудностями. Хотя бы потому, что придется отказываться от одного в пользу другого.

Маркетологи и продавцы на протяжении десятилетий пытались понять психологию принятия решений. И им удалось сделать определенные выводы. Сегодня эти наработки могут помочь интернет-предпринимателям повысить конверсию и превратить потенциальных клиентов в реальных покупателей.

  • Хватит бояться неверных решений!

Что такое выбор? Начнем с основ. Американская компания Merriam-Webster, издатель справочников и словарей, определяет принятие решения так — это возможность выбирать между двумя и более позициями.

Так называемая «теория выбора» Уильяма Глассера (William Glasser) основывается на том, что человек делает выбор, дабы удовлетворить пять своих основных потребностей: безопасность, любовь, самореализация, свобода и развлечения.

Шина Айенгар (Sheena Iyengar), профессор Колумбийского университета Бизнеса, изучающая психологию выбора, предлагает третье определение: «Выбор — это предпочтение человека. Есть люди, замечающие даже малейшие различия между, казалось бы, одинаковыми вещами.

Именно в том, чтобы выбрать один продукт из двух на первый взгляд идентичных, и кроется суть явления».

О предпочтениях

Есть еще один термин — предпочтения человека. В соответствии с теорией Merriam-Webster: «Это склонность, связанная с темпераментом или мировоззрением, иногда неосознанное решение». Предпочтения заложены в нашем сознании. Они формируются на протяжении всей жизни, и часто человек даже не может объяснить, почему ему нравится определенная вещь.

Например, кто-то больше хочет завести собаку, чем кошку. Из-за чего? Причина в том, что собаки более дружелюбны, привлекательны и добры. Большинство людей смогут ответить на этот вопрос. С другой стороны, многие не найдут объяснения тому, почему они предпочитают красный цвет синему. Им нравится — и все.

В этом и состоит разница между осознанными и неосознанными предпочтениями.

  • Теория цвета — как управлять вниманием пользователя?

Ассоциации и их влияние на поведение В психологии ассоциации определяются как «часто неосознанная реакция в ответ на раздражитель». Был проведен эксперимент, по результатам которого определено влияние ассоциаций на поведение человека. В исследовании принимали участие две группы людей.

Одной было предложено прочесть фразу «желтый банан», другой — «желтое небо». В первом случае заминок не возникло, а во втором — большинство людей запнулись перед тем, как произнести «небо», и удивились именно такой связи слов.

Читайте также:  Эриксоновский гипноз - психология

Этот эксперимент демонстрирует то, что ассоциации чаще всего возникают на бессознательном уровне.

Ассоциации и выбор

Ассоциации оказывают большое влияние на то, какой выбор сделает человек. И это доказывается еще одним экспериментом, проведенный в 2001 году Фредериком Броше (Frederic Brochet). Ученый предложил респондентам оценить вино из двух разных бутылок.

Он упомянул о том, что один из предоставленных экземпляров стоит дороже второго. На деле же в две бутылки налили одинаковый напиток.

Большинство людей, попробовав оба вида, сказали, что дорогой — вкуснее и «интереснее», тогда как дешевый проигрывает по многим параметрам, и отдали предпочтение первому.

Результаты эксперимента демонстрируют связь между ассоциациями и выбором.

Дорогой — значит качественный, лучший. И поэтому именно данный товар более популярен. Проблема таких неосознанных ассоциаций в том, что они исключают понимание реального качества продукции.

  • Как принимать более обоснованные решения? Данные научных исследований

Предпочтения и выбор Как было сказано выше, предпочтения бывают осознанными и неосознанными. Второе в психологии относят к поведенческим тенденциям, влияющим на выбор человека. Перечислим четыре фактора, определяющих бессознательное принятие решения.

1. Выбор зависит от «первого впечатления»

Зачастую человек делает выбор, исходя из первичной информации, полученной о продукте. Например, когда вы платите $10 за шампунь, и видите его же на распродаже по $8, то понятно, какой вариант покажется вам более выгодным. При этом, если ранее вы покупали тот же шампунь за $12, и увидели цену в $10, то вы с радостью заплатите эту сумму.

2. Выбор зависит от контекста

Контекст, в котором представлена ситуация, также влияет на принятия решения. Следующее исследование демонстрирует это. Четырем свидетелям ДТП было предложено сказать, с какой скоростью двигались автомобили, когда произошел удар.

Для каждого из них ситуация была описана одинаково, изменены только характеристики происшествия: «соприкоснулись», «ударились», «столкнулись», и «разбились». Свидетели назвали скорость соответственно: 31, 34, 38 и 41 миль/час.

3.

Выбор зависит от окружения

Многие называют это «стадным чувством» — когда новый человек в группе выбирает то же самое, что и большинство других членов сообщества. Он делает это потому, что боится выделиться и навлечь на себя осуждение.

4. Выбор зависит от «страха потери»

«Страх потери» — известная в психологии теория, она применима и к тому, как человек делает выбор. Если он боится потерять или упустить какую-либо вещь, то наверняка выберет именно ее — просто потому, что потом ее не будет.

  • Управляйте выбором, или 5 главных секретов нейромаркетинга

Почему выбирать всегда сложно? «Три месяца назад я собрал вещи и переехал в другой город, потому что подписал контракт на работу с компанией, о существовании которой узнал совсем недавно» или «Вчера я купил два вида сыра, оба никогда не пробовал».

Очевидно, что ошибка в выборе сыра является гораздо менее болезненной, чем выбор неудачного места работы. Кроме того, сыр можно просто не есть, или вернуть в магазин, то есть изменить свое решение.

И все же, человек, который это написал, сказал, что выбрать переезд в другой город ему было гораздо проще, чем взять сыр. Почему?

Избыточный выбор

В среднем, в супермаркете бывает в наличии более 30 000 наименований разных продуктов. Даже без проведения экспериментов можно сказать, что выбор сложно сделать, когда перед глазами такое количество товаров.

Шина Айенгар провела эксперимент в магазине города Пало-Альто, где было представлено 348 видов варенья. Она вынесла стенд с 6-ю сортами за пределы магазина и увидела, что прохожие мало обращают внимание на представленные продукты.

Когда на стенд добавили баночки с другими сортами, желающих попробовать джемы прибавилось, но выбор покупатели делали долго.

Такой вот парадокс: предлагаешь меньше — не обратят внимания, предлагаешь больше — потребители мучаются с выбором. Нужно искать «золотую середину».

  • Чем больше выбор, тем ниже конверсия

Выбор требует энергии «Я стараюсь сократить возможность выбора в мелочах. Не хочу думать о том, что мне заказать на обед, или что носить. Потому что есть слишком много других вопросов, по которым нужно принимать решения» — так однажды сказал Барак Обама, президент США.

Источник: https://lpgenerator.ru/blog/2015/06/15/psihologiya-prinyatiya-reshenij-ili-kak-my-delaem-vybor/

Психология субъекта: поиски и решения

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2008, том 29, № 2, с. 16-28

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ A.B. БРУШЛИНСКОГО

Психология субъекта: поиски и решения1

© 2008 г. Е. Ä. Сергиенко

Доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии развития, Институт психологии РАН, Москва

Рассматриваются пути перехода от несубъектной психологии к субъектной, подчеркивается, что их поиск направлен на продолжение и развитие идей A.B. Брушлинского. Предлагаются некоторые решения проблемных моментов психологии субъекта, обсуждаются спорные вопросы.

На основе интеграции системного и субъектно-деятельностного подходов предложен новый системно-субъектный подход в психологии. Описаны функции субъекта: когнитивная, регулятивная и коммуникативная. Проводится дифференциация между категориями субъекта и личности.

Обсуждается природа становления субъектности и сопоставляются классификации основных этапов этого развития. Предложена уровневая организация становления субъекта в онтогенезе человека: от протосубъ-ектности к субъекту деятельности и жизни.

Выделены метауровни развития субъекта: субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни.

Ключевые слова: психология субъекта, системно-субъектный подход, функции субъекта, континуально-генетический метод, субъект и личность, уровни становления субъектности.

В научном наследии Андрея Владимировича Брушлинского наиболее значимое место занимает психология субъекта, субъектно-деятельност-ный подход.

Он увлеченно обсуждал различные дискуссионные вопросы психологии субъекта с сотрудниками нашего института, учеными других областей — философами, математиками, биологами, с уважением и большим вниманием относился к любым замечаниям, суждениям, возражениям. Об этом он писал в предисловии к своей последней книге «Психология субъекта» [12].

В течение последних пяти лет мы (В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко, Н.Е.

Харламенкова) пытаемся продолжить разработку психологии субъекта, не только проводя фундаментальные исследования, но и обсуждая, развивая это направление в рамках специального курса лекций и семинаров «Психология субъекта» (его организовал А.В. Брушлинский) на факультете психологии Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН).

В настоящей статье я остановлюсь на результатах последних разработок и дискуссионных моментах психологии субъекта сегодняшнего дня. Попытаюсь представить, как воспринял бы некоторые из предлагаемых решений Андрей Владимирович, с чем он мог согласиться, а с чем нет. Надеюсь, что наши работы продолжают и развивают идеи психологии субъекта А.В. Брушлин-ского.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (грант < 08-06-00053а).

СИСТЕМНО-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ

Одна из тенденций в развитии психологии субъекта — это создание системно-субъектного подхода.

Эта идея впервые обсуждалось в статье сборника «Проблема субъекта в психологической науке» [34], затем в разделе коллективной монографии «Психология индивидуального и группового субъекта» [35] и в дальнейших моих статьях [36-40]. Брушлинский считал эту идею весьма плодотворной и достойной дальнейшей разработки.

На основе взаимообогащения системного, а точнее — системно-эволюционного и субъектно-деятельностного подходов формируется новый системно-субъектный подход.

С его позиций центром концептуальной схемы психологии является человек как субъект деятельности, общения, переживания. Именно субъект на каждом этапе своего развития выступает как носитель системности, раскрывающейся во взаимодействии с миром.

Субъект становится системообразующим фактором создания сложной многоуровневой системы психической организации [34-40].

Заметим, что принцип системного подхода предполагает самоорганизацию психики человека, которая осуществляется на разных уровнях своего развития. Подобное объединение двух подходов позволяет сделать шаг на пути приближения психологии к человеку, реальному, сложному субъекту собственной деятельности, включив в это рассмотрение системные механизмы его психической организации.

Представляется, что именно изучение становления системной организации субъекта, его эволюции в онтогенезе, детерминант его развития даст возможность перейти к еще более интегра-тивному, целостному анализу психики человека.

В российской психологической науке, на наш взгляд, категория субъекта сейчас играет системообразующую роль и привлекает внимание многих ученых. Неудивительно, что в течение последнего десятилетия проблема субъекта обсуждалась на конференциях, в учебных пособиях, статьях, монографиях, диссертациях.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что главным образом благодаря целенаправленным подвижническим усилиям Брушлинского в отечественной психологии сформировалась новая область психологических исследований — психология субъекта.

В психологии субъекта фактически представлена история психологической науки XX столетия: это проблемы соотношения биологического и социального, сознательного и бессознательного, внешних причин и внутренних условий в детерминации психики. Следовательно, категория субъекта обрела статус системообразующей, методологической категории. К.А.

Абульха-нова подчеркивает, что именно субъект должен стать предметом психологической науки (см. [5]).

В целом, поддерживая эту идею, хочу заметить, что, как мы увидим далее, Абульханова [2-5] выдвигает акмеологические критерии субъектности как вершинные достижения личности, и тогда предметом изучения психологии должен стать достаточно ограниченный период жизни человека и достаточно ограниченный круг его феноменов. Более того, мы может потерять истоки причин, условий, детерминант возможности или невозможности достижения человеком этих вершинных уровней. В этом случае многие аспекты психологии человека останутся вне поля зрения психологической науки.

Наши разработки психологии субъекта ориентированы на системно-субъектный подход.

Выделяя категорию субъекта как центральную в системно-субъектном подходе [37, 38], необходимо найти те специфические функции, которые дифференцируют ее от других категорий психологической науки. Эти функции должны обладать статусом системности и субъектности одновременно. Б.Ф.

Ломов выделял три основные функции психических процессов: когнитивную, регулятивную и коммуникативную [25]. Подобные функции можно выделить и относительно субъекта.

Мы полагаем, что в качестве когнитивной функции по отношению к субъектности является понимание, коммуникативной — континуум субъект-субъектных и субъект-объектных взаимодействий, регулятивной — контроль поведения и самопроизвольность. Специфической для катего-

рии субъекта когнитивной функцией может стать понимание, которое является одновременно и когнитивным, и экзистенциальным феноменом [19]. Понимание человеком окружающего мира включает внутренние модели (физического и социального мира) и смысловые образования, опосредствующие его выбор и интерпретацию окружающих событий, явлений [38, 39].

Регулятивной функцией субъекта может выступать контроль поведения, который является основой саморегуляции человека.

Контроль поведения рассматривается нами как интегративная характеристика, включающая когнитивный контроль, эмоциональную регуляцию и контроль действий (произвольность) (см. подробнее [36, 39]).

В отличие от саморегуляции, контроль поведения обладает спонтанностью и самопроизвольностью.

Необходимо сказать о тех отличиях, которые существуют между нашим пониманием контроля поведения как регулятивной функции субъекта и представлением об индивидуальной саморегуляции человека В.И. Моросановой [28].

Структурно-функциональный подход и концепция индивидуального стиля саморегуляции основываются на сознательной, произвольной регуляции деятельности человека [21, 27, 28]. Модель системы регуляции построена по аналогии с поэтапной информационной обработкой, но средствами человеческой психики.

Регуляция происходит благодаря процессам планирования, моделирования, программирования, оценки результатов и регуляторно-личностным свойствам (гибкости и самостоятельности). Открытыми вопросами данного подхода остаются проблемы развития саморегуляции в онтогенезе.

Предложенная модель саморегуляции формируется и осуществляется в деятельности, тогда как индивидуальные особенности человека остаются «за скобками».

В последнее время предпринимаются попытки найти индивидуально-психологическое своеобразие саморегуляции [27, 28], однако с концептуальной точки зрения неясно, что определяет профили саморегуляции: деятельность или индивидуальная специфичность, а это является важнейшим вопросом о психологических механизмах управления поведением.

Читайте также:  Формы критики - психология

Данная модель описывает только произвольные и осознанные уровни регуляции деятельности. Но известно, что осознанная регуляция более медленная, характеризуется большими энергетическими и психическими затратами. Спонтанная активность человека реализуется в большей степени на уровне неосознанной регуляции, и деятельность не подвергается постоянной рефлексии.

Авторы структурно-функционального подхода [21, 27, 28] используют опросники для анализа стилей саморегуляции, которые требуют высоко-

го развития рефлексивных процессов. Более того, человек не может давать о себе совершенно объективную информацию — это в большей степени самопрезентация.

Мы полагаем, что индивидуальность человека, включая его ментальный опыт (когнитивное представление о мире), определяет и саму деятельность.

То есть способность к самоорганизации, а значит целостность на каждом определенном этапе развития, существует до формирования зрелой и сознательной системы саморегуляции, произвольной активности и служит основой ее становления в дальнейшем.

Модель саморегуляции является когнитивной: имеется в виду, что любой процесс может быть разделен на ряд этапов, на каждом из которых выполняется какая-либо операция с информацией [1].

Но информация об окружающей действительности, используемая человеком, может обрабатываться и параллельно, вызывая у него определенное отношение. Это отношение отражено в другом принципе психологии — принципе единства сознания и переживания [31]. О.А. Конопкин о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/psihologiya-subekta-poiski-i-resheniya

Сущность процесса разрешения конфликта

Разрешение конфликта— это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению.

Решение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), позиций, которые они отстаивали в конфликте.

Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг другу.

Необходимыми условиями для разрешения конфликта являются:

достаточная зрелость конфликта — осознание противоборствующими сторонами противоречий, которые объективно существуют между ними, а также разногласий и противодействий, требующих оперативного вмешательства для их налаживания;

потребность и заинтересованность каждого из участников конфликта в том, чтобы совместно преодолеть возникшие  разногласия;

отдельный или совместный поиск и использование доступных сторонам методов, правил и способов решения конфликта, который произошел между ними, т.е. устранение его причин.

На практике разрешение конфликта возможно путем силового подавления одной из сторон или путем переговоров (компромисс, сотрудничество, а иногда и уступки).

Рациональное поведение в конфликте требует знания основных правил его решения.

Правило 1. Признать наличие конфликта. Как ни странно, это бывает труднее всего. У человеческой натуры есть такая особенность: не признавать очевидного. Вместо того чтоб прятать голову в песок, следует заявить о конфликте публично. Это поможет очистить атмосферу от пересудов и откроет путь переговорам.

Правило 2. Договоритесь о процедуре. Если конфликт признан, договоритесь, где, как и когда вы начнете совместную работу по его преодолению.

Правило 3. Опишем конфликт. Важно определить конфликт в терминах проблемы, подлежащей урегулированию. Каждая сторона должна выразить, в чем она видит суть конфликта, какие чувства он у нее вызывает, как она оценивает свою роль в конфликтной ситуации. При этом важно сосредоточиться на конкретных действиях, а не на лицах.

Правило 4. Исследование возможных вариантов решения. Широко известная техника «мозговой атаки», когда все члены высказывают любые, даже самые нелепые предложения. Все идеи регистрируются, и выбирается лучшая. Эта процедура нацеливает на сотрудничество и совместное принятие решения.

Правило 5. Контролируйте выполнение совместно принятого решения.

Правило 6. Критикуйте оппонента доброжелательно. Для того, чтобы грамотно пользоваться этим правилом, нужно знать, какие существуют формы критики .

К наиболее распространенным относятся:

  • критика с желанием помочь делу — в этом случае человек пытается своими аргументами и оценками помочь решению проблемы;
  • критика с желанием показать себя, продемонстрировать свои знания, эрудицию, подчеркнуть свою значимость в глазах других;
  • критика с целью сведения личных счетов — направлена на то, чтобы обидеть, задеть человека, подчеркнуть его слабые стороны, напомнить о просчетах. Ответом на такую критику должны быть не эмоции, а продуманные аргументы;
  • критика с целью сохранения или повышения своего статуса или престижа. Целью такой критики является возвысить себя, но тот, кто критикует, может скрывать свои намерения за громкими призывами к порядку и даже самокритике. Избежать потенциального конфликта можно, если спокойно оценить ситуацию, отсеять пафос и корыстные мотивы от деловых размышлений;
  • критика с целью перестрахования. Человек, который критикует, в этом случае использует критику, чтобы завуалировать страх взять на себя ответственность. Если все закончится плохо, то тот, кто критикует, скажет: «А я вас предупреждал!»;
  • критика с целью избегания заслуженных обвинений. Эту форму критики используют заранее, чтобы нейтрализовать своих оппонентов. Тот, кто критикует, может задолго до развития событий собирать факты, чтобы скомпрометировать противников;
  • критика с целью контратаки — это реакция на чье-то замечание. Она используется для того, чтобы развенчать критикана или интригана;
  • критика с целью получения эмоционального заряда. Есть люди, которые периодически испытывают потребность в эмоциональном стрессе и чувствуют себя лучше после него. С этой целью они могут использовать критику, особенно, если люди легко поддаются эмоциональному воздействию.

Правило 7. Следует придерживаться этических норм общения в конфликтной ситуации. Специалисты-конфликтологи выделяют такие виды этики общения:

  • этика аудиенции — состоит во взаимном желании слушать и без искажений интерпретировать информацию друг о друге. Следует отбросить собственные негативные установки на человека, беспристрастно проанализировав высказанные мнения и предложения собеседника;
  • этика доказательства — включает не только логическую обоснованность собственных доказательств, но и внимательное отношение к доказательствам другой стороны;
  • этика выражения собственной позиции — предусматривает высказывание своих мыслей в корректной форме;
  • этика критики — заключается в том, что критику должно быть направлено не на человека, а на его поступки;
  • этика реагирования на критику. Стоит  в том что, следует обращать внимание, в первую очередь, на содержание критики, а не на форму ее выражения. При этом следует вести себя корректно, без резких соответствующих выпадов;
  • этика согласия. Завершающая стадия делового общения предполагает выяснение решенных и нерешенных вопросов. Стороны должны определить, не осталось неприятного психологического осадка у участников конфликта. В случае необходимости они должны извиниться друг перед другом .

Правило 8. Владейтк своими эмоциями. Это одно из основных правил разрешения конфликтных ситуаций.

Источник: http://psyznaiyka.net/conf-rechenie.html?id=9

Методы творческого поиска альтернативных вариантов — Инвестирование Библиотека русских учебников

ГлавнаяИнвестированиеИнвестированиеПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Одним из самых сложных этапов рациональной технологии принятия решений является поиск альтернативных вариантов. В управленческой практике используются разнообразные методы творческого поиска альтернативных вари иантив, которые условно делят на три группы:

Таблица 111. Влияние типа проблемы на выбор стиля принятия решения

Тип проблеммиСтиль решения проблеми
1 Качество решения важнее, чем наличие согласия его выполнятьи1 Приказ Решение принимается руководителем независимо от других с использованием информации, которая у негое
2 Согласие выполнять решения важнее, чем его качествоь2 Консенсус Групповое принятие решения с использованием информации и идей всех членов группи
3 Качество и согласие одинаково важныі3 Консультации Решение принимается руководителем, который использует мнением подчиненныхх
4 Нет качество, ни согласие не является критически важными4″Штамповка решений» Решение принимается наиболее легким и быстрым способом — по сути»штампуется»;

1. Методы индивидуального творческого поиска (аналогии, инверсии, идеализации)

2. Методы коллективного творческого поиска («мозговой штурм»,»конференция идей», метод»коллективного блокнота»)

3. Методы активизации творческого поиска (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа)

Метод аналогии предполагает использование похожего известного решения,»подсказанного», например, технической, экономической или художественной литературой, которое возникло как результат наблюдения за явлениями природы т тощироди тощо.

. Метод инверсии — специфический метод, предполагающий такие подходы к поиску вариантов: перевернуть обычное решение»вверх ногами»; вывернуть наизнанку; поменять местами т.д.

Метод идеализации базируется на поиске альтернативы путем инициирования представление о идеальное решение проблемы, которое может натолкнуть на новые варианты действий

сравнению с индивидуальными коллективные методы являются более эффективными

Метод»мозгового штурма»сводится к творческому сотрудничеству определенной группы специалистов ради решения проблемы путем, например, проведения дискуссии. Чтобы»мозговой штурм»не превратился в обычную нара аду, следует соблюдать определенные правилаватись певних правил:

— не разрешается критика и негативные комментарии относительно высказываний участников;

— идеи и предложения, выдвигаемые не осуждаются;

— поощряется свободное творческое мышление;

— обеспечивается выдвижение как можно большего количества идей;

— поощряется комбинирование идей, развитие одной идеи на основе других и т.д.

Метод»конференции идей»Отличается от метода»мозгового штурма»тем, что допускает доброжелательную критику в форме реплик или комментариев. Считается, что такая критика может повысить ценность идей, что вы исуваються.

Все выдвинутые идеи фиксируются в протоколе анонимно. Не рекомендуется привлекать к»конференции идей»лиц, которые скептически настроены относительно возможностей решения этой проблемыостей вирішення цієї проблеми.

Метод «коллективного блокнота»объединяет индивидуальное независимое выдвижение идей с коллективной оценке. При этом каждый участник группы получает блокнот, в котором изложена сущность решаемой проблемы.

Упродо овж определенного периода времени (обычно — две недели) каждый участник группы записывает в блокнот собственные идеи по решению этой проблемы. Затем блокноты собирает руководитель группы для обобщения и систематизации информации.

Реализация метода завершается творческой дискуссии всей группы и обсуждением систематизированного материалматеріалу.

С целью активизации процесса творческого поиска альтернативных вариантов используется третья группа методов

Метод контрольных вопросов. Его сущность заключается в стимулировании поиска идей с помощью универсальных вопросов. На практике часто используется перечень универсальных вопросов, составленный. А. Осборном:

— какое новое применение объекта можно предложить;

— какие модификации объекта возможны, если его вращать, скручивать, изменять функции, цвет, форму и т.д.;

— что можно на объекте увеличить (уменьшить): размеры, прочность, количество элементов и т.д.;

— что можно на объекте заменить т.д.

Метод фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на объект совершенствуется результате можно получить новые, оригинальные варианты решения проблемы совершенстве ения этого объекта. Метод фокальных объектов реализуется в такой последовательностиі:

а) выбирается фокальный объект и устанавливается цель его совершенствования;

б) наугад выбирается несколько случайных объектов;

в) составляются списки признаков случайных объектов;

г) признаки случайных объектов присоединяются к фокального объекта;

Г) полученные сообщения развиваются путем свободных ассоциаций;

д) полученные варианты оцениваются и отбираются рациональные решения

Метод морфологического анализа основан на применении комбинаторики, т.е.

на системном исследовании всех теоретически возможных вариантов, вытекающих из закономерностей построения (морфологии) объе объекта, анализируется.

Синтез охватывает как известные, так и новые, необычные варианты. Путем комбинирования вариантов можно получить решение, несколько из которых может иметь практический интересамес.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/investirovania/investuvannya_-_moyseyenko_i_p/metodi_tvorchogo_poshuku_alternativnih_variantiv.htm

Ссылка на основную публикацию