Качества личности — психология

Личные качества человека: положительные и отрицательные

Качества личности - психология

Личные качества человека – это сложные, биологически и социально обусловленные компоненты личности. Собрав воедино все личностные качества человека, можно получить его полный психологический портрет.

Качества личности принято разделяются на положительные и отрицательные. Что же это за качества и может ли личность состоять из одних только положительных качеств?

Какими бывают качества личности

Качества личности выражают особенности психических процессов, состояний и свойств индивида, его черты характера, особенности темперамента, специфику поведения, взаимодействия с другими людьми, окружающей средой, самим собой, то есть все индивидуально-психологические особенности личности. Кроме того, личные качества человека включают имеющиеся у него знания, умения и навыки.

Существует немало классификаций качеств личности и еще больше типологий личности, основанных на этих классификациях. Психологов всегда интересовала загадка человеческой личности и они старались разложить ее “по полочкам”.

Но зачем обычному человеку (не профессиональному психологу) знать о том, какие бывают личностные качества? Дело в том, что знания порождают самосознание, повышают осознанность. Человек, знающий какие существуют качества личности, может определить их у себя, а после обозначить пути и направления работы над собой.

Также, зная о качествах личности, можно больше понять об окружающих людях, научиться правильно выстраивать и сохранять отношения.

Первый этап отношений любого рода предполагает узнавание друг друга, что по сути и является прояснением личностных качеств.

При первой встрече двух людей (будь-то собеседование при приеме на работу или первое свидание мужчины и женщины), всегда есть потребность узнать, что за человек перед тобой.

Неспроста в резюме требуется указывать не только свой опыт работы и основные данные, но и перечислять личные качества, знания, умения и навыки.

Итак, если свои личные качества нужно знать для того, чтобы понимать как дальше развивать свою личность, то знание личностных особенностей другого человека, важно постольку, поскольку оно позволяет определить совместимость с ним и предположить, какого рода отношения могут сложиться.

Положительные качества личности обычно поддерживаются, подкрепляются и развиваются, а отрицательные люди стараются исправить, изменить или искоренить.

Но разделение качеств личности на положительные и отрицательные условное! Оно основано на общепринятых правилах и нормах морали и нравственности. Нужно понимать, что такую тонкую материю, как личность человека, на самом деле, невозможно разложить на “черное” и “белое”.

Качества личности, которые принято называть отрицательными, не абсолютно, а относительно отрицательные, точно так же, как и положительные качества.  К примеру, в ситуации, когда требуется постоять за себя, агрессивность (которую принято считать отрицательной чертой) становится нужной и просто необходимой.

Отрицательные качества человека

Личные качества человека могут быть как врожденными, так и приобретенными. Вырабатываются те или иные качества личности либо под влиянием окружающей среды и социума (воспитание) либо являются следствием самовоспитания.

Многие качества, черты, особенности поведения, способности, умения человек в себе может как развить, выработать, так и искоренить.

Безусловно, есть такие особенности личности, которые практически не поддаются изменениям, но все же вешать “ярлыки” (что на себя, что на других) не стоит!

Человек всегда может, если не измениться кардинально, то хотя бы научиться компенсировать одни свои качества за счет развития других.

Отрицательные качества человека, которые являются нежелательными и требующими коррекции, все вместе сложились бы не просто в большой, а в огромный список. Поэтому далее перечислены лишь некоторые из них:

  • лживость,
  • лицемерие,
  • безответственность,
  • презрение,
  • грубость,
  • вспыльчивость,
  • лень,
  • уныние,
  • разгильдяйство,
  • хамство,
  • агрессивность,
  • ненависть,
  • нетерпимость,
  • чрезмерный эгоизм,
  • пассивность,
  • безволие,
  • нерешительность,
  • обидчивость,
  • заносчивость,
  • трусость,
  • жадность,
  • алчность,
  • бесчувственность,
  • безразличие,
  • чрезмерная самокритичность,
  • завистливость,
  • мстительность,
  • неряшливость и многие-многие другие.

Все эти черты личности порождают и соответствующее поведение.Так, лживый человек все время и всем врет, ленивый и халатный не торопится выполнять работу, а безответственный постоянно подводит себя и других.

Наличие того или иного негативного качества портит жизнь самому человеку и/или другим людям, но во всяком случае, это не приговор. Поработав над собой, можно улучшить качество своей жизни, отношения с окружающими, стать счастливее.

Положительные качества человека

Список положительных качеств человека такой же бесконечный, как и список отрицательных черт. Пожалуй, более всего почитаются и приветствуются такие положительные качества, как:

  • доброта,
  • отзывчивость,
  • трудолюбие,
  • терпеливость,
  • усердие,
  • ответственность,
  • эмпатия,
  • миролюбие,
  • дружелюбность,
  • нравственность,
  • высокая культура личности,
  • верность,
  • бескорыстие,
  • искренность,
  • честность,
  • уверенность в себе,
  • развитый интеллект,
  • рассудительность,
  • целеустремленность,
  • оптимизм,
  • жизнерадостность,
  • практичность,
  • активность,
  • инициативность,
  • решительность,
  • смелость,
  • надежность,
  • аккуратность,
  • бережливость,
  • пунктуальность,
  • осторожность,
  • внимательность,
  • обаяние,
  • нежность,
  • заботливость и так далее.

Эти положительные качества порождают и соответствующие умения и навыки: умение дружить, любить, учиться, творить, трудиться и так далее.

В статье “Какие качества нужно ценить в людях” Вы найдете еще один содержательный список положительных качеств личности.

Как можно заметить, и список отрицательных качеств человека и список положительных, включает не только те качества, что выражают отношение личности к другим людям и социуму, но и к себе, труду, вещам, миру в целом. Все потому, что личные качества человека проявляются во всем: от того, кем он работает, до того, каким цветам в одежде отдает предпочтение.  

Редко можно встретить человека, в личности которого присутствуют только положительные человеческие качества. Но есть множество людей, в структуре личности которых преобладают такие качества.

В любом человеке всегда есть условно отрицательные особенности личности, те, над которыми стоит поработать, но наличие их должно быть не проблемой, а стимулом к развитию и росту.

Сделать так, чтобы отрицательного было меньше, а позитивные черты личности преобладали, под силу каждому человеку!

Подробнее об этом читайте “Какие качества стоит в себе развивать“.

В каком направлении Вам чаще приходится работать над собой?

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/lichnye-kachestva-cheloveka-polozhitelnye-i-otricatelnye

Качества личности — восемь граней человеческой натуры

Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания разных людей могут быть диаметрально противоположными, и глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?

1 16788 20 Апреля 2013 в 23:25

Это загадочное существо — Человек.

Чем более высокоорганизованными мы становимся, тем больше нас интересует вопрос, как же этот сложный механизм всё-таки работает? Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания разных людей могут быть диаметрально противоположными, чем можно объяснить тот факт, что глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?

Только сейчас с помощью системно-векторной психологии мы пробуем смотреть на других не через себя, не сравнивая с выдуманной «нормой», а по-другому — воспринимая их такими, какие они есть, дифференцируя личностные качества человека, понимая врождённую природу их свойств, а значит, систему ценностей, приоритетов и желаний, стремление к удовлетворению которых и определяет поведение человека.

Системно-векторная психология даёт восемь отправных точек, восемь граней, составляющих психическое человека, восемь векторов, определяющих направления для развития психологических качеств личности.

Врождённые свойства развиваются до определенного уровня развития: либо развиваются вплоть до самого высокого уровня современного члена общества, либо остаются на элементарном уровне отношений в первобытной стае — от этого зависит способ реализации этих врождённых качеств личности в течение всей взрослой жизни.

Воровство и инженерные технологии — это разные проявления одного и того же врождённого качества кожного вектора, стремления добыть и сэкономить.

В первом случае это добыча ДЛЯ СЕБЯ, т. е. неразвитое свойство, направленное внутрь личности, а во втором случае — это добыча и экономия разнообразных ресурсов общества, которая, безусловно, принесёт пользу и лично автору этих разработок, но уже как ЧЛЕНУ СОЦИУМА, а не просто голодному охотнику.

От чего же зависит уровень развитости врождённых качеств личности?

Почему, воспитываясь в одной и той же семье, один из братьев становится выдающимся врачом, известным общественным деятелем, а другой — преступником, несущим разрушения и страдания людям?

Какие качества личности определяют её поведение?

Каковы составляющие психологического портрета современной личности?

Можно ли развить или искоренить определённые личностные качества человека намеренно?

Меняются ли психологические качества с годами?

Пряник — наслаждение, кнут — отсутствие пряника

Природа обеспечивает нас от рождения определёнными психологическими свойствами, реализуя которые мы получаем наслаждение. Нет реализации — мы страдаем, растут нехватки, нарушается биохимический баланс головного мозга и… нас сбрасывает в архетипичную программу, т. е.

мы идём удовлетворять свои желания напрямую, как-нибудь, только бы снять напряжение, получить пусть не наслаждение, но хотя бы убрать это внутреннее давление. Это сильнее нас, это Природа.

По большому счёту она не даёт нам выбора — мы в любом случае будем выполнять свою видовую роль, но каким образом — это уже зависит от нас.

Варианты реализации врождённых качеств личности могут различаться между собой, словно небо и земля.

Человечество развивается вот уже 50 тысяч лет, и умение ловко и метко бросать копьё сегодня уже не актуально.

Многие из нас даже не знают, как правильно держать в руках лопату или топор, зато большая часть городского населения знает, что такое Интернет и владеет навыками пользования компьютером.

В современном обществе те психологические свойства, которые позволяли древнему человеку с кожным вектором быстрее всех убить мамонта или организовать воинов для победы над врагами, реализуются в бизнесе, инженерии и законотворчестве — при высоком уровне развития векторальных свойств. Или же остаются на уровне «добычи мамонта», т. е. воровство, спекуляция и обвешивание на рынке, мошенничество или разного рода аферы.

В каждом векторе врождённые качества личности могут быть реализованы на высоком уровне и принести блага всему обществу — в таком случае человек получает максимальное наслаждение от своей деятельности, так как его поступки соответствуют уровню темперамента (силы желания) современного человека.

Если же реализация свойств идёт на первобытном уровне — напрямую, личностные качества человека используются только для себя, тогда удовлетворение мизерное, так как это вариант для древнего человека, для его невысокого темперамента.

И воспринимается индивидуумом как снятие давления, временное, мелкое, куцее и толкает его снова и снова повторять свои поступки, так как полноценного удовлетворения так и не наступает.

Это напоминает бег по кругу: «украл — выпил — в тюрьму — украл — выпил — в тюрьму».

Ступеньки психологической эволюции

Время до окончания пубертата (12-15 лет) — самый важный и единственно возможный период для того, чтобы развить врождённые качества личности.

Воспитание, адекватное векторальному набору ребёнка, создаёт условия для максимального развития всех имеющихся свойств подрастающего поколения.

За этот период каждый вектор ребёнка в своём развитии успевает достичь какого-либо уровни развития, всего их четыре:  неживой, растительный, животный и максимальный — человек.

Например, развитие зрительного вектора малыша начинается с самого низшего уровня — неживого.  В этом состоянии его привлекает все яркое и красивое в окружающем мире: от цветочков до картинок, от ярких аппликаций до мягких игрушек.

Взросление не гарантирует развитие вектора, если правильно не направлять ребенка в этом направлении, тогда все на что он будет способен в дальнейшем — это замечать исключительно внешнюю красоту людей или животных, природы или дизайна.

Читайте также:  Ответственность и забота о себе - психология

Но все это не будет вызывать в нем глубокий эмоциональный отклик, выражение чувств останется на уровне: красиво, но бездушно.

При правильном подходе ребенок способен перейти на следующую ступень восприятия окружающего мира — растительный уровень зрительного вектора. В нем по-прежнему останется любовь и восхищение красотой, но к этому прибавится сопереживание  живой природе. Вот цветочки сорвали и бросили, жалко, погибают. Вот собачонок бездомный бродит, и сердечко от одного его вида сжимается.

При этом такой же бездомный человек вовсе не вызовет в зрительнике сочувствия. Он не ощущает его страдания.

Во взрослой жизни личностные качества человека, находящиеся на этом уровне развития зрительного вектора может проявить свои зрительные свойства в защите окружающей среды, организации благотворительных фондах по защите животных, ветеринарных лечебницах и приютах, спасении исчезающих видов и тому подобном.

Следующий уровень развития, который можно достигнуть до пубертата, животный. К сопереживанию братьям нашим меньшим и живой природе добавляется умение сострадать людям, такой человек уже умеет создавать эмоциональную связь с человеком. 

Высший уровень развития зрительного вектора — человеческий. В этом состоянии любовь первична. Она распространяется на все вокруг и выражается общей эмпатией ко всему живому и в первую очередь к человеку.

Животные все также вызывают сострадание, как и цветы, и деревья, но человеческая жизнь всегда ставится во главу угла. Зрительник, развитый до этого уровня, посвящает себя помощи нуждающимся людям.

Человеческая жизнь и людские несчастья всегда будет вызвать в нем наибольший отклик, чем вся животная природа вместе взятая.

Каждый следующий уровень не исключает предыдущего, а, наоборот, включает его в себя. Основательница благотворительного фонда помощи детям вполне может быть известной топ-моделью, как Наталья Водянова.

Любовь к животным или цветам, пристрастие к живописи или фотографии может сопровождать зрительного человека всю жизнь, но при высоком уровне развития векторальных качеств личности человеческая жизнь для него всегда будет приоритетом № 1, поэтому спасение исчезающего вида африканских птиц отойдёт на второй план, когда потребуется помощь пострадавшим от наводнения людям.

Психологический портрет современной личности

Удовлетворяя свои потребности на более высоком уровне, человек получает и более выскокое ощущение качества жизни: даже наслаждение от своей деятельности, которое не идёт ни в какой сравнение с ощущениями от реализации на низших уровнях.

Поэтому даже имея не самый высокий уровень развития врождённых свойств, но осознавая личностные качества человека и потребности в реализации, любой человек может определить для себя деятельность, пусть не основную, а в качестве увлечения, которая позволяла бы ему более полно реализовать свои врожденные свойства и желания, получая от этого занятия наслаждение.

Таким образом, психологический портрет личности формируют его векторальный набор, врождённый темперамент (сила желания в каждом векторе), уровень развития врожденных качеств личности (векторов) и степень реализации данных качеств в данный момент жизни.

Овладев базовыми знаниями по природе всех восьми векторов, слушатели тренинга могут с лёгкостью самостоятельно составить психологический портрет любого человека, а значит разобраться в его поведении, характере, понять его ценности, приоритеты и образ мышления, узнать подлинные причины его поступков, скрытые зачастую даже от него самого, и увидеть весь его возможный потенциал и пути решения имеющихся психологических проблем.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/kachestva-lichnosti

Качества, характеризующие личность человека

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение людей), моральные нормы.

Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – сильная и уравновешенная личность, легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная личность. Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. Черты характера проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • положительные или отрицательные качества уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.

Качества, характеризующие личность человека Ссылка на основную публикацию

Источник: https://HeadLife.ru/kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost/

качества личности — это… Что такое качества личности?

  • Качества личности — (ц. слав. – качество) – особенности проявления личности, выражающие специфику психологических процессов и состояний, черт характера и поведения в социальной или природной среде. Качества личности – всегда субъектны. Они имеют количественные… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — обобщенные свойства личности: четыре основные подструктуры динамической функциональной структуры личности (направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства) и две на них наложенные (характер и способности) [54] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
  • Качества личности — сложные социально обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя ее психические процессы, психические свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение военнослужащего в социальной среде …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
  • Качества личности — совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих её устойчивое поведение всоциальной и природной среде …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  • КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в соц. и природной среде …   Педагогический словарь
  • Качества личности — Совокупность биологических и социальных компонентов личности, предопределяющих ее поведение в социальной и природной среде. Структура К. л. включает психические процессы, свойства, адаптивность, устойчивость и другие стороны жизнедеятельности… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
  • ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА — совокупность психологических черт характера консультанта, проявляющихся в его личном общении с клиентом …   Словарь терминов по психологическому консультированию
  • ВЛИЯНИЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — зависимость поведения, действий и поступков человека от особенностей строения его организма. Психологическая наука совместно с другими отраслями знаний пришла к выводу, что своеобразная анатомо физиологическая специфика строения тела человека в… …   Политическая психология. Словарь-справочник
  • Личности осужденного психология — Психологическая реальность и частная теория юридической психологии, раскрывающая особенности личности человека, отбывающего уголовное наказание, значимые для решения задач исполнения наказаний. Эти задачи заключаются в недопущении совершения… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ — – особенности функционирования интеллекта как качества личности, то есть способности личности к переработке разнообразной информации и осознанной ее оценке. К. и. являются результатом как образования, научения, так и определенных природных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Читайте также:  Формирование осанки у детей - психология

Источник: https://psychology_pedagogy.academic.ru/7756/%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Социально-психологические качества личности

Социально-психологические качества личности

Каждый день человеку приходится общаться с окружающими, проявляя свои коммуникативные навыки и социально-психологические качества личности.

Сам по себе термин «личность» являет собой уже некое качество. Ведь личность в себе человек должен воспитывать. На это формирование влияет множество качеств: начиная от воспитания, завершая влиянием окружающей обстановки на развитие человека.

Социально-психологические качества формируются под воздействием взаимодействия с другими личностями, в результате этого проявляется наличие сформировавшихся взглядов, социальных установок по отношению к самому себе, другим людям, обществу в целом.

Социальные и психологические качества личности формируются под условиями взаимодействиями с социальными группами, с которыми личность проводит коммуникативную деятельность.

Социальные качества личности отражают одни из основных ее характеристик, позволяющие человеку занимать определенные роли общественные роли. Благодаря определенным качествам, человек соответствующее положение среди других людей.

Социальные качества в личностной структуре подразделяют людей на три вида:

  1. Атлетики. Такие люди обладают качествами социально активной личности, которая стремится быть в центре внимания. Атлетик стремится завоевать доверие других, занять доминирующую позицию в обществе. Такие люди очень экспрессивны.
  2. Пикники. Люди этого типа быстро адаптируются к новой среде. Они строят отношения с другими людьми в обществе таким образом, что могут свободно отстаивать собственные принципы и интересы, не создавая конфликтные ситуации.
  3. Астеники. Люди малообщительные, интроверты, не стремятся обзаводиться всяческими связями, заводить новые знакомства.

Стоит отметить, что социально-психологические качества личности определяются:

  1. Содержанием мировоззрения человека.
  2. Степенью целостности этого мировоззрения, а также личностных убеждений.
  3. Уровнем осознанности личностью своего предназначения в обществе.
  4. Интересами, потребностями. Степенью мгновенной переключаемости с одного на другое или же их устойчивостью. Малым содержанием потребностей и интересов или наоборот.
  5. Специфическим проявлением совокупности различных качеств.

Итак, человеку для успешной жизнедеятельности необходимо постоянно развивать в себе социально-психологические качества. Ведь их уровень влияет на эффективность его деятельности.

Источник: https://womanadvice.ru/socialno-psihologicheskie-kachestva-lichnosti

Успешный человек – «качественная» личность

Успешный человек – «качественная» личность

В поисках путей достижения личного и профессионального успеха перспективные амбициозные люди пытаются найти ответ на вопрос о том, какие внешние факторы способствуют успеху, какие аспекты их собственной личности можно и нужно развивать?

Безусловно, на пути к успеху важную роль играет уровень образования, личные факторы воспитания, а также здоровая доля везения. Но именно личностный рост и развитие определенных качеств играют ключевую роль в становлении самодостаточности, зрелости человека. Высокий уровень развития этих качеств непременно приведет вас к вершинам самоактуализации.

Как формируются личностные качества

В структуре личностных качеств существуют как наследственные, так и сформированные со временем качества, которые характеризуют личность. Можно составить список, состоящий из четырех подструктур-уровней, под влиянием которых формируются конкретные личные качества.

  1. Темперамент. Тип темперамента человека зависит от особенностей функционирования его нервной системы. Из четырех типов темперамента у каждого человека обычно ярко-выражены два основных. Два разных человека могут обладать одним и тем же личностным качеством, но они будут проявляться по-разному, потому что один из них холерик, а второй — флегматик. Например, креативность у холерика будет проявляться высокой творческой активностью, повышенным эмоциональным фоном. Флегматик может быть не менее креативным, но свои идеи и возникающие эмоции он не станет выносить на всеобщее обозрение. Результат будет одинаковым, но способ его достижения – разным.
  2. Психические процессы. Их индивидуальные особенности способствуют развитию качеств личности, связанных с уровнем развития восприятия, памяти, воли, мышления, ощущений, воображения. Особенности логических операций мышления формируют способ умственных действий, что также влияют на формирование качеств личности. Например, человек с развитыми волевыми качествами отличается целеустремленностью, высокой адаптивностью и стрессостойкостью, а развитое воображение и мышление способствует формированию идейности, энтузиазма и высокой творческой активности. Развитые логические операции мышления формируют способность быстро обучаться и усваивать информацию.
  3. Опыт. Личные качества формируются на основе привычек, знаний, умений, навыков человека, устоявшихся в процессе обучения и практической деятельности. Например, они могут способствовать формированию аккуратности, гибкости, деликатности, ассертивности, или же аскетичности, безрассудности, беспечности.
  4. Направленность. На основе взглядов, интересов, убеждений, социальных установок, ценностных ориентаций, моральных принципов и мировоззрения человека формируются личные социальные качества, которые характеризуют его отношение к другим людям, миру в целом, бывают движущей силой его мотивации и поведения. Направленность составляет основу механизма самоуправления. С одно стороны это такие качества как тактичность, альтруизм, бескорыстие, благодарность. С другой стороны это высокомерность, вульгарность, властность, вспыльчивость.

Как видите, список составляют генетически-обусловленные качества — это центральное ядро личности (темперамент и особенности психических процессов). Формирование остальных качеств обусловлено жизнью человека в обществе (опыт и направленность).

Качества личности успешного человека

Предыдущий список ясно показывает, какие многогранные аспекты составляют личность, где формирование личных качеств происходит под влиянием сложных биологических и социальных аспектов.

В итоге, человек является носителем множества разносторонних индивидуальных качеств, из которых можно выделить список наиболее значимых качеств, высокий уровень развития которых является залогом социального успеха.

  • Ответственность. Это качество означает способность, готовность обеспечивать и регулировать самостоятельность, целостность и эффективность собственной жизни и деятельности в различных их проявлениях. Ответственность предопределяет представления человека об успехе, помогает создавать четкие, логичные и продуманные стратегии действий в сфере личных и профессиональных достижений.
  • Творческая активность. Это стремление к постижению нового с помощью развитого творческого воображения и креативности, способность самостоятельно создавать личные идеи. Она предполагает независимость суждений, умение сравнивать, анализировать, находить противоречия, обосновывать свою точку зрения на пути к реализации нестандартных оригинальных идей и проектов.
  • Харизма. Это сильная энергетика, мощная движущая сила, которая заставляет других людей прислушиваться, «идти» за ним, делает его лидером. Харизма исходит из особого приподнятого эмоционального состояния, которое воспринимается окружающими людьми как сила воли, высокий уровень уверенности. Большую роль играют личные внешние аспекты, такие как интонация голоса, жесты и мимика. Харизматичный человек способен вдохновлять других людей, вызывая уважение и даже некое преклонение.
  • Экзистенциальная тревога. Это понятие означает ощущение своей конечности, смертности, которая заставляет личность испытывать постоянную потребность самореализации, желание успеть достичь поставленных целей, пока есть внутренние силы и вдохновение, пока человек жив и здоров. Эти люди бывают наделены неким внутренним двигателем, которые остро чувствуют быстрое течение времени, пытаются успеть максимально воплотить в реальность свои потенциальные возможности, никогда не останавливаясь на достигнутом, постоянно двигаясь к все новым вершинам.
  • «Могущество целей». Это означает качество человека быть предельно-сконцентрированным на далеких целях, которые составляют главное желание его жизни. Это умение при любых обстоятельствах помнить и знать, для чего совершаются те или иные действия. Это та сила, которая руководит человеком в течение всей его жизни. Только умение поставить большую цель и терпеливо, маленькими шагами идти к ее достижению ведут к настоящему успеху и самореализации.
  • Оптимизм. Это неиссякаемая вера в свои личные возможности, силы, умение не останавливаться на достигнутом даже после большого числа неудач, когда большинство людей «опускают» руки. Это способность оценивать свои шансы и способности выше других людей, при этом уметь не только рассказать об этом, но и продемонстрировать в реальности. Неудачи только усиливают задор и желание доказать свою способность быть лучше всех в своем деле. Качество включено в список как одно из наиболее важных.

Еще о некоторых качествах:

[btn link=»http://www.manalfa.com/testy/metodika-motivatsii-k-uspekhu» color=»navyBlue» size=»size-l» target=»»]Готовы ли вы к успеху? ТЕСТ (бесплатно) >>>[/btn]

Читать далее..

Источник: http://www.manalfa.com/uspeh/kakie-kachestva-harakterizuyut-lichnost

Что такое личностные качества

Что такое личностные качества

Личностные качества влияют на все аспекты жизни человека, начиная с его профессиональными предпочтениями и тонкостями общения с окружающими и заканчивая оформлением интерьера и выбором одежды.

Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, другие остаются неизменными. Среди психологов распространено мнение, что многие личностные качества формируются в первые пять лет жизни, а впоследствии они только корректируются.

К врожденным личностным качествам можно отнести разные особенности характера. Например, Кеттелл относит к ним уровень интеллекта, особенности восприятия и памяти, талант к музыке, рисованию и пр., а также основополагающие характеристики темперамента.

Юнг придерживался схожего мнения в этом вопросе и делил всех людей на восемь основных типов по их личностным качествам: экстравертов и интровертов он разделял на чувствующих, ощущающих, интуитивных и мыслительных.

Именно этот подход был учтен при создании теста Майерса-Бриггса, в основе которого лежит четыре составляющих: интровертированность – экстравертированность, осознание – интуиция, суждения – ощущения, размышления – чувства.Особого упоминания заслуживает выбор профессии при определенных личностных качествах.

Согласно мнению психологов, человек, который имеет неподходящий для той или иной работы характер, не добьется на ней успеха. Притом у каждой профессии есть свои желательные и нежелательные личностные качества, что также важно учитывать.

Например, успешный предприниматель должен обладать такими качествами как независимость, трудолюбие, адекватность самооценки, ответственность, смелость, инициативность, коммуникабельность, надежность, стрессоустойчивость. В то же время ему не должны быть присущи агрессивность, нетактичность, неуверенность в себе. Преподаватель должен быть наблюдательным, требовательным, тактичным, уравновешенным, внимательным, способным хорошо объяснять материал, но не замкнутым, склонным к агрессии, непунктуальным, безответственным.

Источники:

  • что такое хорошие качества человека
Читайте также:  Психология личности - психология

Предприниматель – это человек, самостоятельно организующий для себя работу. Соответственно, он сам зарабатывает на жизнь. Для этого он должен обладать множеством необходимых качеств.

Предприниматель, как человек, решивший работать сам на себя, должен обладать смелостью. Он несет ответственность за всю организацию, а также документооборот. Предприниматель несет личную ответственность за все результаты работы.

Если у предпринимателя работают наемные люди, то он должен делать регулярные выплаты социального страхования. Как следствие, бизнесмен должен быть ответственным и добросовестным по отношению к своим работникам. Недобросовестность может обернуться против самого работодателя.

Умение прогнозировать является важным качеством для предпринимателя. Прежде чем основать свое дело, он должен проанализировать спрос населения на товары и услуги. Неправильный прогноз может стать причиной краха всего дела.

Предприниматель должен быть легко обучаемым. Помимо основательных базовых знаний, ему придется постоянно осваивать новые направления в бизнесе, а это связано с большим количеством информации. Бизнесмену нужно не только успешно их усвоить, но и грамотно применить в работе.Деловая хватка – одно из основных качеств предпринимателя.

Она проявляется в принципиальности, с которой бизнесмен отстаивает свою точку зрения по тем или иным вопросам. Он должен быть уверен в своей позиции, только тогда он добьется успеха. Бизнесмен должен быть общительным. Именно умение быстро находить общий язык с людьми позволит ему наладить нужные связи, необходимые для удачного результата в работе.

Для этого предпринимателю нужно быть разносторонне развитым человеком.Стрессоустойчивость – важное качество для бизнесмена. Он должен быстро реагировать на изменяющиеся условия и быстро принять нужное решение. Это потребует от него выдержки, собранности и умения сориентироваться в сложившейся ситуации.Предприниматель должен следить за своим внешним видом.

Это положительным образом скажется при установлении деловых связей. Кроме того, он обязан быть образцом для своих подчиненных не только в одежде, но и пунктуальности. Нельзя добиться от работников четкого выполнения задачи, если руководитель не требует этого от себя.

Грамотность также является неотъемлемым качеством бизнесмена.

Правильная устная и письменная речь, грамотное изложение добавят уважения к личности предпринимателя. Хорошее знание своего дела также станет немаловажным моментом в ведении бизнеса.

Каждый человек индивидуален по-своему. На то, как складывается характер каждого, оказывает влияние не только его окружение и внешние факторы, но также и некие врожденные характеристики, одной из которых является темперамент.

Вам понадобится

  • Учебник по общей психологии.

Инструкция

Основу учения о темпераменте заложили еще древние греки. Впервые оно было создано античным врачевателем Гиппократом, а продолжил его идеи римский медик и философ Клавдий Гален. Они, благодаря исследованиям, пришли к выводу, что индивидуальные особенности человека детерминируются соотношением жидкостей в его организме.

Отсюда и современные названия типов темперамента. То, какая из четырех жидкостей – кровь, лимфа, желтая желчь или черная желчь – преобладает, влияет на характеристики, ментальность, поведение индивида. В случае, когда преобладает кровь (от лат. «Sanguis»), человек является сангвиником. Если же власть берет лимфа (от лат.

«Phlegma»), то личность флегматическая. Желтая желчь (от древнегреческого «Choie») – человек–холерик. Если верх одерживает черная желчь (от древнегреческого «Melania choie»), то перед вами меланхолик. Данное учение вошло в историю как гуморальная теория темперамента Гиппократа-Галена.

Гуморальной она называется потому, что латинское «humor» означает «жидкость». В дальнейшем эту теорию развили ученые во всем мире.

Флегматик описывается в современной психологии как уравновешенный, несколько медлительный, инертный, малоподвижный. Он в целом консерватор, не признает новаций. Его жесты и мимика сдержанны, речь нетороплива. Ему присущи лень, спокойствие, выдержка. Его настроение часто остается неизменным.

Несмотря на это, он признается Павловым как обладатель сильного типа нервной системы. Холерик, напротив, неудержим, активен, порывист, эмоционален (зачастую даже чересчур). Его настроение часто меняется, его мимика и жесты ярко выражены. В отличие от флегматика, это неуравновешенный тип.

Сангвиник, так же, как и холерик, очень активен, коммуникабелен, доброжелателен. Он явный оптимист и рационалист. Но, в отличие от холерика, уравновешен. Меланхолик отличается высокой эмоциональностью, ранимостью, закрытостью и даже пессимистичностью. Он явно сентиментален и впечатлителен, очень остро реагирует на внешние раздражители.

Часто меланхолика представляют как слабый тип, в отличие от всех выше описанных.На сегодняшний день отношение к темпераменту и его связи с характером человека неоднозначно. Существуют четыре основных подхода к этому вопросу. Одни ученые считают, что понятия темперамент и характер тождественны.

Другие, наоборот, представляют их как нечто совершенно противоположное друг другу. Третьи полагают, что темперамент является частью характера и неотъемлемо с ним связан. Они представляют темперамент ядром, основополагающим характера. Четвертые видят в темпераменте природную основу характера.

Безусловно, никто из них не прав и никто не ошибается. Каждое мнение отчасти верно и имеет место быть. Но, какой бы из теорий ни придерживались психологи, все они сходятся в том, что темперамент, в отличие от характера – это врожденная, неизменяющаяся со временем характеристика индивидуальности человека.

Черты темперамента проявляются где-то к 4-5 годам жизни. Но вовсе не только темперамент определяет поведение индивида. Он, как фундамент, на который в течение жизни могут настраиваться много этажей в виде новых приобретенных в процессе социализации черт характера.

Как говорится, темперамент – это то, с чем человек рождается, а характер – это продукт работы над собой в течение жизни.

Способ передачи информации делится на 2 вида: вербальный и невербальный. К вербальному виду как способу общению между людьми относят речь человека. Невербальная коммуникация включают в себя мимику, жесты, телодвижения.

Взаимодействие людей, а именно: передача информации, обмен чувствами и впечатлениями с помощью словесного контакта называют вербальной коммуникацией. Общаясь, люди не только делятся информацией о предмете, событии или явлении, они также выражают к нему свое отношение.

В этом заключается сущность коммуникации: участники диалога стремятся воздействовать друг на друга, пытаясь убедить в своей точке зрения или вызвать определенные эмоции.

Агрессивный коммуникативный акт в данном случае характеризуется тем, что участник разговора выступает агрессором и выражает свои мысли, чувства, эмоции с помощью речевой агрессии.Вербальная агрессия — это способ выражения негативных эмоций с помощью слов. Следует отметить, что речь — это универсальное средство общения между людьми.

Так, вербальная агрессия характеризуется отрицательным речевым воздействием. Поэтому разрушительное (деструктивное) поведение человека, при котором он выражает свое отношение к ситуации с помощью крика, оскорблений, брани или угроз, относят к вербальной агрессии.

Вербальная агрессия считается асоциальным поведением, потому как может обуславливать психические расстройства и отклонения. Нередко яркие проявления вербальной агрессии граничат с физическим насилием. Причинами агрессивного речевого поведения служат недовольство, несогласие или противоречивое отношение человека к сложившейся ситуации.

В общем случае, цель агрессора – это привлечение внимания, подчинение своей воли, повышение самооценки агрессора за счет принижения достоинства личности оппонента. Следует отметить, что скрытые проявления вербальной агрессии, например, злые шутки, косвенное осуждение или обвинения, относят к слабым проявлениям агрессии.

Поведение человека может быть осознанным и неосознанным, таким образом, вербальная агрессия также может быть использована агрессором как целенаправленно, так и непреднамеренно. Вербальная агрессия (плач, истерика) может использоваться как средство манипулирования поведением собеседника.

Например, агрессор старается вызвать жалость и сочувствие для того, чтобы получить желаемое.Люди ежедневно сталкиваются с агрессивной речью: в магазине, рабочей обстановке, транспорте, на улице. Вербальная агрессия и проявление враждебных эмоций встречается даже в семье: критика, упреки, обвинения.

Родителям следует избегать проявлений вербальной агрессии, потому как дети усваивают подобную модель поведения.

Агрессивная коммуникация распространена среди детей-подростков, в частности детей-сирот и детей из неполных семей. Такие дети более склоны к асоциальному поведению в результате перенесенной психологической травмы.

Оторванность от родителей, недополученная любовь и одобрение ведут к искаженному мировосприятию и самоощущению подростка.

Известно, что уровень агрессии подростков находится в прямой зависимости от самооценки. Стремление к лидерству и ощущение превосходства над окружающими характеризуются ярко-выраженной речевой агрессией. Речевая агрессия может проявляться как средство защиты в тех случаях, когда подросток ощущает себя неуверенно и чувствует враждебность окружающих.

Речевую агрессию необходимо научиться контролировать, а негативные эмоции следует преобразовывать в положительные. Например, внутреннее напряжение и отрицательные чувства рекомендовано направлять в спортивные, творческие и созидательные виды деятельности.

Психологи рекомендуют не поддаваться на провокации агрессора и не реагировать ответной вербальной агрессией.

В объявлениях о приеме на работу часто можно видеть такое требование к соискателю — коммуникабельность. Что это за качество и почему оно так необходимо для успешной работы в коллективе, нетрудно понять — умение взаимодействовать с окружающими, устанавливать деловые и дружеские контакты.

В целом коммуникабельность, то есть умение находить общий язык с окружающими, является необходимым качеством как в любой работе, так и в личной жизни. Для некоторых счастливцев это умение является врожденным или привитым с раннего детства, другим приходится воспитывать его в себе самостоятельно. Сделать это не так трудно, как может показаться.

Даже малообщительный, погруженный в себя человек вполне может стать коммуникабельным, для этого необходимо только его желание и осознание важности общения с окружающими.

Далеко не всякого общительного человека можно назвать коммуникабельным.

Общительным может быть и утомительный зануда, и болтун, отвлекающий от работы, и скандалист, ищущий повод для долгой перебранки. Встреча с такими людьми нежелательна ни в коллективе, ни в семье. Некоторые излишней словоохотливостью пытаются заменить деловые качества — они даже приятны в общении, у них всегда наготове интересная история, сплетня, байка…

И только после часа, проведенного за болтовней с таким человеком, понимаешь, что этот час был потерян совершенно без пользы.

Так же и замкнутый, немногословный человек совсем не обязательно окажется мрачным молчуном. Он кратко и понятно объяснит подчиненным, что от них требуется, даст четкий отчет начальнику, внятно и по делу ответит на заданный вопрос, не отвлекаясь на посторонние темы.

Такого человека трудно назвать коммуникабельным, но такой сотрудник в коллективе — подарок для всех коллег… кроме тех, кто предпочитает более близкие, доверительные отношения. Для по-настоящему коммуникабельного человека общение — это удовольствие.

Для него не важно, с кем и о чем он говорит, важен сам процесс и именно та тема, которая обсуждается в данный момент. Он умеет не только говорить, но и слушать, не только рассеянно соглашаться, но и спорить с живым желанием отстоять свою точку зрения, не обидев собеседника.

Также коммуникабельного человека отличает гибкость в общении с разными группами людей, умение настроиться на волну и ребенка, и старика, и совершенно незнакомого человека. Умение быстро и к месту находить или менять тему разговора, обходя конфликтные ситуации.

Именно благодаря таким качествам они незаменимы при деловых переговорах и дружеских беседах. При этом коммуникабельный человек — совсем не обязательно лидер, но авторитет в коллективе у него есть всегда.

Воспитать в себе коммуникабельность необходимо, и сделать это не так сложно.

Первое правило — никогда не избегать общения. Всегда отвечать на вопросы, не стесняться спрашивать, уточнять. И обязательно расширять свою область знаний и словарный запас, для чего есть прекрасная возможность — чтение и общение с коммуникабельными, приятными в общении людьми.

Распечатать<\p>

Что такое личностные качества

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-245704-chto-takoe-lichnostnye-kachestva

Ссылка на основную публикацию