Активность — психология

Понятие активности

Понятие активности в сфере научных знаний неоднозначно, и в должной мере не освещается ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях.

Однако практически всегда активность выступает как универсальное свойство, присущее всему живому.

Но в одних случаях она соотносится с поведением; в других сопоставляется с деятельностью; в третьих определяется по составляющим ее компонентам.

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Такие, как активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля содержит следующее определение активности: «Активный — это деятельный, действующий, жизненный, живой, не косный».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова активностью называется «активная, энергичная деятельность».

В «Кратком психологическом словаре» термин «активность» обозначается как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования… Она характеризуется в большой степенью обусловленностью производимых действий, спецификой внутреннего состояния субъекта».

В философии понятие активности рассматривается как универсальное, всеобщее свойство материи, выступающее в одних случаях •мерой направленного действия»; в других — «возбужденным состоянием объекта, обусловливающим обратное воздействие на действие», а в-третьих — «способностью материальных объектов вступать во взаимодействие с другими объектами».

В социологии чаще всего используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение.

В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию.

А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

В психологии понятие «активность» применяется для обозначения грех неодинаковых явлений: 1) определенная, конкретная деятельность индивида; 2) состояние, противоположное пассивности (это не всегда актуальная деятельность, а порой только лишь готовность к деятельности, состояние, близкое к тому, что обозначается термином «уровень бодрствования»);

3) инициативность, или явление, противоположное реактивности (действие субъекта внутренне вовлеченно, а не бездумное реагирование).

Общим во всех, этих и других вариантах выступает указание на связь активности с энергией и мобилизованностью.

Научно обоснованный подход к осмыслению понятия активности подготовлен в отечественной психологии идеями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, Н.А. Бернштейна, Н.С. Лейтеса, работами К.А. Абульхановой, А.Г.

Асмолова, Л И. Брушлинского, А.В. Петровского, В.А. Петровского и других исследователей, раскрывших положения о культурно-историческом опосредовании психических процессов, о деятельности, соотношении «внешнего» и «внутреннего» и т.п.

Активность, по мнению Н.С. Лейтеса, выступает «как фактор, характеризующий психические процессы и свойства личности». При этом «под психической активностью — в самом общем виде — можно понимать меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью… как в форме внутренних процессов, так и… внешних проявлений».

Большое значение в науке придается «принципу активности». Н.А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в провозглашении определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма.

В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека.

В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В психологии в рамках деятельностного подхода также наблюдается некоторое расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения.

В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом.

К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека (Ю.Б. Гиппенрейтер 1997).

Борис Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

Сергей Рубинштейн выдвинул принцип, согласно которому внешние воздействия вызывают эффект, лишь преломляясь сквозь внутренние условия.

Данный принцип противостоял как представлениям о фатальной предопределенности активности со стороны внешних воздействий, так и истолкованию активности как особой силы, не зависящей от взаимодействия субъекта с предметной средой.

С данным принципом тесно связаны представления о направленности личности и идея пассивно-активного характера потребностей человека.

Особый подход к проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» утверждается в работах Алексея Леонтьева. В своей книге Деятельность. Сознание. Личность» он предложил формулу активности: «Внутреннее (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет».

Дмитрий Узнадзе в своей теории указывал на наличие зависимости характера активности субъекта от имеющейся у него установки, то есть готовности человека воспринимать мир определенным образом, действовать в том или ином направлении. Активность при этом выступает как направляемая установкой и существующая благодаря установке, как устойчивая к возмущающим воздействиям среды.

Вызывает интерес трактовка понятия активности В.А. Петровского (1996), предлагающего рассматривать личность как подлинный субъект активности. В истории становления деятельности В.А. Петровский выделяет три последовательных этап: 1-й этап — функционирование (или жизнедеятельность особи как предпосылка деятельности).

Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением.

Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров; 2-й этап — деятельность как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения.

Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удаленный от него, но необходимый для функционирования.

3-й этап — активность как высшая форма развития деятельности.

В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта.

Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

В.А. Петровский и А.В.

Петровский также ввели в психологию новое понятие «надситуативная активность», определяя ее в качестве движущего момента деятельности: «В актах выхода субъекта за рамки ситуации через преодоление обусловленных ею ограничений, иначе говоря, в явлениях надситуативной активности, с отчетливостью выступает момент движения деятельности, то есть то, что мы обозначаем как собственно активность субъекта». Здесь речь идет о надситуативной активности, в которой преодолевается ситуация за счет повышения активности субъекта, обеспечивающей «выход за пределы ситуации».

По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1991), посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности.

Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели.

Тем самым, оценивая активность как часть деятельности, как ее динамическую составляющую, реализуемую ситуативно, то есть в нужный момент времени.

В 70-е годы, в начале разработки проблемы активности в отечественной психологии, интерес исследователей к категории активности был обусловлен также неприятием некоторых тенденций в общественной жизни, формировался особый взгляд на человека, преодолевающего барьеры своей природной или социальной ограниченности существа.

Источник: https://psyera.ru/ponyatie-aktivnosti-291.htm

Психология личности проблема структура активность

Тема: Психология личности — проблема, структура, активность.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Читайте также:  Качества личности - психология

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми.

Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга.

Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета.

Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета — является следствием поведения людей.

Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид – человек как единица общества.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например:

-биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,

-социогенетический — (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

-психогенетический — (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина,

В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):

влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;

Биологически обусловленные свойства и качества личности :

-антропологические признаки — расовые, половые,
возрастные и др.;

-физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;

-внешняя анатомия тела;

-функционально-анатомические особенности;

-биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

-свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это:

-совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности;

-целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Основной источник активности личности – это потребности.

Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.

Потребности бывают:

-Естественные (природные) — непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

-Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

-Очень важное значение имеет потребность в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное.

Активность бывает:

-Внешней (движение, мышечные усилия).

-Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

Источник: http://MirZnanii.com/a/202955/psikhologiya-lichnosti-problema-struktura-aktivnost

Раздел III АКТИВНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬЬ

Общей характеристикой живых существ является их активность. Именно активность обеспечивает поддержание жизненно важных связей всех существ с окружающим миромм.

Источником активности живых организмов являются потребности, благодаря которым все живое действует определенным образом и в определенном направлении . Потребность — это состояние живого существа, отражает ее зависимость от условий существования и вызывает активность в отношении этих условий.

Активность человека существенно отличается от активности животных. Проявления активности в поведении животного обусловлены прежде естественной организацией (строение тела и органов, инстинкты), которая якобы определяет есть ряд предметов, которые могут стать объектами потребностей.

Процесс удовлетворения потребностей животных обеспечивает наиболее полное приспособление их к среде.

Например: врожденная программа поведения насекомых (пчел), птица ов (синица, ремез), млекопитающих (бобр, белка, медведь) предусматривает определенные строительные нужды, а также материал для их обеспечения: воск, природные материалы, определенные породы д.рев.

Источник активности человека — его потребности. Потребности человека формируются в обществе в процессе воспитания. Природные вещи являются не только предметами, удовлетворяющие биологическую потребность (например, в пище).

По вспом мощью орудий труда человек может видоизменять предмет соответствии с собственными потребностями.

Поэтому удовлетворение потребностей у человека — активный, целенаправленный процесс овладения определенной формой деятельности, определение а общественным развитиемтком.

ли понятие активность и деятельность тождественными, или они имеют качественные отличия?

Принципиальное отличие активности и деятельности заключается в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность — из потребности в деятельности. Активность не только качественно присуща самой деятельной ностиі

(например — труда), но и придает ей определенного»окраску»Активность определяет деятельность и является движущей силой, источником пробуждения у человека ее»потенциалов»uot;потенціалів».

Активность вроде предшествует деятельности во времени: до начала деятельности мы еще не можем что-то изменить, передумать, улучшить, ведь это можно сделать в процессе самой деятельности.

До начала деятельности мы актив вно выбираем, что именно желательно, свободно планируем, думаем, с помощью каких способов и какими средствами чего-то добиться. Активность не только предшествует деятельности, но и»сопровождает»его в течение всего об этом су.

Нельзя представить оптимальной деятельности, лишенной активностиої активності.

расчете свои силы, время, возможности для достижения той или иной цели, с помощью активности мы мобилизуем свои способности, преодолеваем инерцию»Личностно окрашена»деятельность осуществляется не только более конструктивно, но и в определенном направлении, с определенной ориентацией (на других, на себя и т.д.). Активность вроде»наполняет»деятельность, придает ей особую личностной значимости. Человек в такой ситуации делает все желающиетуації робить усе охоче.

Где искать источники, причины возникновения»настоящей», действующего активности, почему она снижается?нижується?

Ответить на этот вопрос можно только определив, как именно жизненные ценности, потребности человека соотносятся с общественными требованиями и нормами. А потребности человека и нормы часто заходят между собой в спорного ность.

Если в процессе деятельности достигается предмет удовлетворения потребности, появляется чувство как личностного, так и социального»насыщения», то довольной,»насыщенной»предметом активности быть не м оже, потому что это уже не будет активность. Что же движет активностью, если не предмет? способна к контролю за своей активностью.

Читайте также:  Ответственность за результат - психология

Однако активность, сводится (со стороны субъекта) только к контролю, не может привести к выбору конструктивных способов деятельности за активность человек стремится создать такие условия своей деятельности, достичь таких уровня и качества ее осуществления, чтобы она соответствовала попыткой, намерениям, критериям.

Именно такие условия преодоления трудностей, достижения высокого ров ния качества деятельности приносят человеку удовольствие (а не только результат деятельностиільки результат діяльності).

Получая удовольствие от характера деятельности, а не только от ее результата, личность благодаря активности не попадает в полную зависимость от социальных требований и установок, а приобретает новые способностей ей решать социально-психологические противоречия, утверждается в правильности своей позиции, убеждается в ее адекватности жизненно.

Итак основным свойством активности является принадлежность ее человеку, субъекту, вне которого она не может существовать соответствии субъекту активности присущи все характеристики субъекта деятельности (психические, моральные, социальные, профессиональные и т.п.), но только более личностно окрашенные.

Активность возникает как жизненный произведение личности, осознающей, что все необходимое от общества она получит благодаря своей деятельности (труда), которой она обменивается с другими людьми.

Активность порождается потребностью в деятельности, является на высшем сравнению с деятельностью уровне, ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями.

Но если деятельность еще не сформировалась, если не сложилась сама личность, ее высшие жизненные потребности, то активность может быть не в функции координатора, а в функции дезинтегратора жизни человека.

В этом смысле она может не иметь своего предмета, не проявляется ярко в конкретном виде деятельностиі.

Если беспредметная деятельность является социально бесперспективной, то беспредметная активность — явление социально опасное, социально нежелательное бездействующих, не направлена ??активность социально и личностно»при иречена», так как не имеет своей цели, своего предмета и не приносит удовольствиязадоволення.

Активность (как и деятельность) осуществляется на протяжении всей жизни человека, поэтому имеет продолжительный, однако неравномерный характер.

Периоды повышения и снижения активности не всегда соответствуют»биологическом»возраста человека, его возможностям.

Часто бывает так, что в старости человек еще активно работает, а молодой человек кажется старой из-за неспособности (нежелания) найти свое место в жизниісце в житті.

Активность может иметь и различную направленность — на конкретных достижениях (материальные блага, карьеру и т.п.) или на высокие духовные ценности.

Приобщение к активности таких психологических особенностей, как мотивы личности, ее направленность, способности, ценностные ориентации, определяет психологическую характеристику активности.

Из внутренних характеристик личности важную роль в ее росте играют мотивы . Однако мотив большей степени связан с деятельностью, рассматривается как побуждение к ней.

Если в структуре человеческой деятельности личностном мотива отводится определенное место, то какое же соотношение мотива и активности? ь определенные ценностные места. Соотношение активности и мотивов может приобретать или гармоничного, или противоречивый характер.

И если противоречия (борьба) мотивов на этапе формирования активности способствуют ее росту, то на этапе реализации активности такая борьба превращается в ее тормозовльмо.

Активная человек (в различных формах) пытается снять личностную неопределенность, незавершенность (при деятельности), и здесь ее чрезмерная саморегулирования становится своеобразным тормозом активности.

Однако са аморегуляция человека не ограничивается контрольными функциями.

В процессе саморегулирования личность считается не только на степень активности, но и на собственное состояние, возможности, всю совокупность мотивеів.

Активность личности может быть деформированной из-за потери ею роли субъекта деятельности. Только при наличии указанного качества, по способности личности выступить полноправным субъектом деятельности возм лива настоящая гармоничная активностьь.

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_skripchenko_ov/aktivnist_osobistist.htm

Активность в психологии

Здравствуйте, дорогие читатели и посетители!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует следующий вопрос: «Что принято понимать под активностью личности»? Жду вашего личного мнения экспертов.  

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, АНАЛИЗ, ВОСПРИЯТИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ.

 

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

АНАЛИЗ — это такой метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. ОБЩЕСТВО (в широком смысле) – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

ВОСПРИЯТИЕ (перцепция) – это чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

ВООБРАЖЕНИЕ – это способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств.

 

Так, что же принято понимать под активностью личности? Стоит в первую очередь отметить, что особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.

 

Стоит отметить, что согласно позиции других авторов, активность сопоставляется с деятельностью. Сторонники третьей точки зрения рассматривают активность опираясь на ее составные элементы.

В психологии активность рассматривается как отображение трех явлений:

  1. Деятельность индивида.
  2. Противоположность пассивности.
  3. Инициативность.

Стоит дополнить, что вообще цель подразумевает направленность на что-то, то есть наличие смыслообразующей составляющей. Любая деятельность человека подразумевает наличие мотивов: внешних и внутренних.

Они определяют направление активности, превращаясь в ее цель. Я надеюсь, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока.

Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  

Желаем успехов в учебе и на работе!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/aktivnost-v-psixologii/

Психическая активность человека

Психическая энергия
Мысли
Психическая энергия
Мысли
Эмоции
Откуда берутся «загрязнения» и искажения влияющие на психическую активность человека? Психическая активность человека многогранное явление, в которое входят разнообразные психические проявления, механизмы их образования, различные состояния психической активности и их особенности. И наконец, первопричина приводящая в движение психику человека.
Проявления психической активности выражаются в чувствовании, эмоциях, мыслях, образах, волевых побуждениях и поступках.
Самым первым проявлением психической активности человека является чувствование, ощущение получаемое человеком от внешнего мира и соответствующая ответная реакция. Человек слышит и поворачивает голову в направлении звука, что-то видит и фокусирует на этом зрение и т.п. Раздражение получаемое от органов чувств, в конце концов активизирует чакру соответствующую этому органу или органам. Она приходит в активное состояние и начинает вырабатывать в повышенном количестве соответствующий вид энергии. Например, приятная музыка располагает на один лад, подобное действие оказывает и природный пейзаж солнечным утром. Вкусная пища, красиво оформленный стол создают праздничное настроение. И наоборот, траурная музыка, вид городской свалки, объедки на столе, создают у человека совершенно другое настроение.

На основании чувств и эмоций рождаются мысли. Мысли — это деятельность ума, который обрабатывает информацию и выдаёт её в виде логического компонента — мыслей, либо в виде образов (образное мышление). Далее, происходит отбор рабочей частью ума, что воплощать в виде действия. Как только отбор закончен, т.е. принято решение, подключается энергия и задуманное проявляется в том или ином поступке, действии и т.п. Другими словами, мысль необходимо соединить с энергией, что осуществляется посредством воли. Но в определённых жизненных ситуациях активизируется реактивный ум, который оттесняет аналитический, соединяет свою информацию с энергией, что выражается в нелепом, неправильном или неконтролируемом поступке. Феномен этого мы будем подробно разбирать в соответствующем месте.

Итак, мы с вами вкратце разобрали проявления психической активности. Но прежде, чем подробно остановиться на этих феноменах и их влиянии на здоровье человека, разберём понятие психическая энергия. «вырабатывается» чакрой расположенной в области головы. Разум («архитектор человеческой личности») проявляет себя психической энергией. Учёные напрямую ещё не «увидели» её, но догадываются о ней по многочисленным косвенным проявлениям. Например, вот что говорит Н.П.Бехтерева (Российский авторитет в области мозга): — Посмотрим на работу мозга с точки зрения скорости прохождения сигнала. Она велика, очень велика. И вот оказывается, что её не хватает, чтобы обеспечить сложную психическую деятельность! Создаётся впечатление, как будто каждая зона знает всё о десятках тысяч точек, участвующих в психической деятельности. А им в свою очередь известно о ней, единственной… По видимому, мозг владеет инструментом, который по мере необходимости — допустим, сложная, напряжённая ситуация принятия решения — предоставляет возможность срочной передачи неограниченного объёма информации. Видный канадский учёный Г.Селье указывает, что нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определённой степени нервно-психического напряжения (стресса). Каждому человеку свойственен свой оптимальный тонус. Поэтому каждому человеку требуется определённые и конечно же неодинаковые степени стресса /Этот факт говорит о том, что не надо копировать чьи-то нагрузки, сразу же обливаться ледяной водой. Поймите эту простую истину — что для одного хорошо, для вас может быть плохо, а для вашего соседа недостаточным. Он чувствует себя хорошо от гораздо большей нагрузки и она ему нужна, но не вам./. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень стрессов, при котором он чувствует себя «комфортно», какое бы занятие он не выбрал. В противном случае может развиться дистресс безделья или дистресс перегрузки. Ростовские учёные Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. и Уколова М.А. на основании теории Г.Селье провели исследования, которые показали, что в зависимости от силы (дозы) воздействия, в организме могут развиваться следующие адаптационные реакции: реакция тренировки (общая неспецифическая адаптационная реакция на слабые раздражители); реакция активации (общая неспецифическая адаптационная реакция на раздражители «средней» силы); реакция стресса (общая неспецифическая адаптационная реакция на сильные и длительные раздражители). Белорусский учёный Вейник А.И. опытным путём установил, что изменяя произвольно собственную активность сознания, можно убыстрять или замедлять протекание времени в окружающем человека пространстве! Психическая энергия занимает весь пространственный объём в котором находиться полевая и физическая форма жизни человека. Именно она особым образом структурирует квантовое поле человеческого организма; руководит течением времени в оранизме; образует чакры и регулирует их функционирование; участвует абсолютно во всех процессах происходящих в органимзе (она их двигает и направляет). Вот почему с её помощью «каждая зона знает всё о десятках тысяч точек, участвующих в психической деятельности, а им в свою очередь известно о ней, единственной….. срочно передаёт неограниченный объём информации». Количество психической энергии в организме зависит от первичного сознания, которое проявляет себя в напряжении, вибрации и ритме. Оптимальное количество этой энергии вырабатывается чакрой разума при определённой степени нервно-психического напряжения. При этом, каждый человек обладает собственным, строго индавидуальным пределом такого напряжения. Если этот предел переступается, то наступает истощение психической энергии, но если человек далеко не на полную мощность использует эту энергию, то пропадает стимул к её полноценной выработке и человек слабеет от безделья и скуки. Поэтому для выработки достаточного количества психической энергии, каждый человек должен «изучить себя и найти тот уровень стрессов (психически-нервно-мускульного напряжения), при котором он чувствует себя наиболее «комфортно». Исследовательская работа ростовских учёных показала, как надо увеличивать нагрузку, чтобы был постоянный рост психической энергии в организме. При этом был подмечен ряд особенностей происходящих в организме и указывающих, какие системы организма в первую очередь активизируются психической энергией и где она срабатывается. Так нервная система человека является основным потребителем этой энергии. Как правило, после сильного стресса, сопровождающегося мощной тратой психической энергии, в нервной системе развивается торможение. Во время этого торможения происходит пополнение растраченной психической энергии. Вторым, не менее важным потребителем является эндокринная система. Вот почему, волевые проявления (например, мышечное напряжение) небольшой и средней силы, регулярно повторяющиеся приводят к усилению психического тонуса, накапливанию психической энергии и увеличению здоровья человека.

Читайте также:  Лидер семьи, или кто в семье главный - психология

Если теперь обратиться к практическому опыту развития психической энергии, то его предостаточно. П.К.

Иванов «сознательным терпением», регулярно и постепенно — «средства нашёл в холоде и в голоде, сознательно терплю ради своего здоровья и всего мира людей» — развивал и наращивал потенциал психической энергии.

При этом он всегда говорил, что дозировку «терпения» надо подбирать такую, чтобы тебе было «хорошо».

В результате такой разумной, целенаправленной тренировки накапливаются огромные запасы психической энергии, а также многократно увеличивается способность организма к её выработке. Вот, наглядный пример возросшей психической энергии у Иванова: «Я, Паршек, сегодня ради тебя и других таких не употребляю пищи 65 суток и не пью воды. Скажи, где Я беру силы? — только на бугре. Это Мой рай, Мои там в цветах силы».

Русским врачом Захарьиным Г.А. и английским Гедом Г. описаны определённые области кожи, в которых при заболеваниях внутренних органов появляются отражённые боли, а также болевая и температурная сверхчувствительность. По мнению учёных, механизм локализации соответствующей боли объясняется проведением импульсов по нервным путям в спинной мозг, а от него на соответствующие участки кожи.

Но при этом указывается, что зоны кожи соответствующие различным органам могут взаимно перекрываться, соответствовать одним и тем же участкам. Например, совпадают зоны лёгких и сердца, зоны желудка и печени, мочевого пузыря и простаты. Отсюда, у врачей возникает путаница.

На самом деле, чакры, как преобразователи энергии сознания в тот или иной вид энергии берут начало в соответствующих участках кожи (лепесток чакры), а «корень» чакры находиться в органе или группе органов.

Поэтому, чакра расположенная в области сердца (Анахата) преобразует энергию как для сердца, так и для лёгких; чакра расположенная в области печени (Маниипура), «обслуживает» желудок, печень и поджелудочную железу; чакра расположенная в области чуть ниже пупка (Свадхистана) «обслуживает» мочевой пузырь, предстательную железу и половые органы.

Древние мудрецы давно заметили такое соответствие — влияние кожи на активность чакр и путём растяжения определённых участков кожи с помощью статических поз «раскрывают» и «закрывают» их, добиваясь тем самым более лучшего функционирования соответствующей области организма.

Им же, была установлена способность открытия чакр с помощью волевого усилия, а также способность психической энергии, при локализации её с помощью внимания, притягивать (вырабатывать) всё многообразие других энергий, усиливать кровообращение.

Вот откуда берёт начало поговорка мастеров цигун —мысль ведёт ци (энергию), ци ведёт кровь, а кровь обогащённая кислородом и снабжённая питательными веществами восстанавливает повреждённый болезнью участок (орган) человеческого организма. После того, как мы узнали достаточно о психической энергии, можно приступать к разбору её проявлений: мыслей, эмоций, образов.

Все эти проявления «рождаются в недрах» полевой формы жизни и естественно состоят из того же «материала», что и полевая форма жизни человека (все энергии из которых она образована находятся в мыслях, эмоциях и образах в той или иной пропорции). Таким образом мысли, эмоции и образы — это продукты жизнедеятельности полевой формы жизни, своеобразные «отходы» от потребления психической энергии и энергии вакуума. производимые полевой формой жизни состоят из: 1) некоторого запаса психической энергии; 2) имеют собственные пространство и время;

3) это пространство заполнено различными комбинациями энергий составляющих полевую форму жизни.

Таким образом, мыслительная деятельность человека приводит к трате энергии полевой формы жизни. В зависимости от насыщенности мысли психической энергией, она обладает различным сроком существования.

В зависимости от формы пространства и энергий её составляющих, несёт ту или иную информацию, как отдельного фрагмента, так и всего мыслительного процесса. Древние мудрецы главное внимание уделяли тому, чтобы возникшая мысль стала чёткой и ясной.

Далее, её необходимо было реализовать посредством воли в виде какого-то физического акта и вывести из организма. Считалось, что лишь физическое действие даёт законченность мысли.

Если мысль «размазана» (нет чёткого оформления) или по какой-то причине не реализуется в виде физического действия, то в полевой форме жизни появляются «вкрапления», «раковины», которые наполнены энергетическим содержанием составляющим тот или другой информационный смысл этих мыслей.

Далее, «вкрапления» и «раковины» объединяются между собой по принципу подобия энергий, образуют более обширные объёмы (или уплотнённые) и располагаются в области чакр производящих аналогичную энергию. В итоге, это приводит к сильному искажению внутренней структуры полевой формы жизни, нарушению работы чакр.

Вот так происходит образование и отложение «мыслительного яда» — империла. Ткани организма, «пропитанные» империлом регулируются теперь не полевой формой жизни, а теми энергиями составляющими информационный смысл «умственного яда».

В результате этого они не только неправильно функционируют, но и способны легко перерождаться в соответствии с той информацией, которую содержит объём невыведенных мыслей /Для того, чтобы вы поняли всю серьёзность неблагоприятных последствий невыведенных из организма мыслей, приведу научные доказательства, объясняющие это явление. В г.

Хабаровске живёт китаец Цзян Каньчжень. Он организовал «биоСВЧлабораторию» в которой проводит следующие опыты: «снимает» полевую информацию с утки и «облучает» ей куриное яйцо, или козой облучает кролика. В результате получаются куроутки, а у кролика зубы растут как рога. Если теперь вернуться к «застрявшей» мысли, то она «облучает» ткань организма точно также, как и прибор Цзяна Каньчжена, изменяя в итоге его нормальную структуру, функцию и т.д. Мысленные «шлаки» необходимо обязательно удалять с помощью особых методик./. Чтобы вывести эти загрязнения из организма, необходима особая методика, ничего общего не имеющая с современной медициной химиотерапевтического и хирургического направлений.

Источник: http://www.body-and-spirit.info/perception/psi-akt.htm

Ссылка на основную публикацию