Воспитание и развитие ответственности — психология

Воспитание и развитие ответственности — Психологос

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут.

Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности — привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни.

Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться — как на своих, так и на чужих ошибках.

Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя.

Развитие ответственности — давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности.

Держать общее направление поможет статья Уровень личной ответственности

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки. Приемы:

  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…
  • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: «Если бы я любил». Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя — а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.

Воспитание взрослости Психологический инфантил — это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда. Ч…Воспитание ответственности у ребенка Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он зак…Педагогика ответственности Педагогика ответственности — учет личностных особенностей в распоряжении ответственности.«Не важно,…Развитие личной ответственности Развитие личной ответственности — приучение себя выполнять свои обязательства и платить за последств…Твой выбор — твоя ответственность Представьте себе: малыш сыт и сух. Он здоров и весел, вы как раз полчаса его развлекали. А теперь вы…Уровень личной ответственности Ответственности можно и нужно учиться, как любому другому жизненному навыку, и хорошим ориентиром мо…Сыну двенадцать: воспитание ответственности После возвращения с ВВС 2013 мой 12-летний сын часто повторял: «Позитив, конструктив, ответственност…Упражнение «Железное слово» Мое слово — кремень. Я отдаю себе отчет, что если я взял обязательство, для меня дело чести его выпо…Бесплатные материалы
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vospitanie-i-razvitie-otvetstvennosti

Воспитание ответственности у ребенка

Ребенок испытывает жажду свободы не в понимании делать всё и вся, а выполнять элементарные вещи, которые ему уже под силу. Беспрестанный тотальный контроль родителей вызывает бурю негодований.

С 7 лет излишняя опека должна быть сведена к нулю, иначе это грозит ребенку инфантильностью, беспомощностью, неумением решать свои проблемы.

Очень часто дети в раннем возрасте слушаются беспрекословно, а в подростковом устраивают бунт: красят волосы в непонятный цвет, не посещают занятия в школе, вступают в молодежные группы для самовыражения.

Прежде всего, отправьте ребенка в «свободное плавание», успокойтесь. Преодолеть излишние всплески эмоций ваших детей очень просто, действуя постепенно и логично:

Как заставить ребенка учить уроки

Как побороть истерику у ребенка?

Учим детей  самостоятельности

снимите с себя груз ответственности и дайте право ребенку самому справляться со своими личными делами. В 8-12 лет чадо вполне готово отвечать за свои поступки. Без помощи родителей следить за порядком в своей комнате, решать школьные проблемы, готовить домашнее задание. Родители могут только дать совет и то, только если об этом попросят;

взяв на себя долю ответственности, дети должны увидеть последствия. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Только ошибаясь, ребенок поймет, как делать правильно. Это не касается серьезных проблем: употребление наркотических средств, спиртных напитков или курения;

не навязывайте планы на будущее. Ребенок должен самостоятельно определить свой путь без какого-либо давления. Научитесь доверять и используйте свой голос в качестве совещательного;

общение со сверстниками необходимо всячески поддерживать и поощрять. Единственная задача и ответственность лежит на родителях за безопасность. Нужен качественный, без лишних эмоций инструктаж, чтобы ребенок вовремя мог распознать угрозу и здраво принять решение.

Дети по-разному реагируют на предоставленную им свободу, начиная от упреков и заканчивая бесшабашными действиями. Главное сохранять спокойствие и знать, что ребенок справится с трудностями. Подтянется дисциплина, улучшатся оценки, уйдет вспыльчивость, психоз.

Выдержите время и не пытайтесь снова всё взять под свой контроль. Иначе есть опасность, что ребенок к 30-ти годам может остаться неготовым отвечать за свои действия, и причина его несостоятельности будет скрываться именно в воспитании.

Чтобы не винить себя за неудачи ребенка, уже сейчас начните прививать ему самостоятельность.

Источник — mirrosta.ru

Источник: http://mirrosta.ru/vozrastnaya-psichologiya/vospitanie-otvetstvennosti-u-rebenka.html

Психология воспитания, ее задачи

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒

Психология воспитания — область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания.

Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, психологию воспитания иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем.

Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Психологию воспитания преподают на педагогических факультетах университетов.

Предметом изучения психологии воспитания выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.

Наибольшее значение для психологии воспитания имеют следующие разделы психологии: рост и развитие ребенка, научение, психическое здоровье, групповые процессы, индивидуальные различия.

Рост и развитие. Давно известно, что процесс обучения должен осуществляться в соответствии с возрастом, уровнем созревания и развития учащихся.

В соответствии с принципом повторения, из которого исходили последователи немецкого педагога и философа Иоганна Гербарта (1776-1841), развитие каждого ребенка повторяет историческое развитие человечества.

Ожидания взрослых по поводу возможностей детей на разных возрастных этапах часто оказываются завышенными, а вытекающая из них система оценок бессмысленна и, возможно, даже вредна.

Не имеет смысла обучать детей тому, к чему они еще физиологически не готовы, — самостоятельный выбор ученика является важным (хотя и не определяющим) фактором формирования учебной программы; кроме того, очень важен принцип постепенности, т. е. представление о том, что детям нужно давать задания в соответствии с их уровнем развития.

Научение. С точки зрения психологии воспитания, задача образования куда шире простой передачи культурного наследия из поколения в поколение.

Образование помогает людям научиться, как правильно или по крайней мере адекватно реагировать на широкий спектр ситуаций, независимо от того, используют ли эти реакции двигательные способности, слова и предложения или же невысказанные мысли и идеи.

Воспитание рассматривают в нескольких аспектах:

— в социальном смысле – это передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.;

— в педагогическом смысле — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого;

— в психологическом смысле – процесс формирования личности на разных возрастных этапах, исходя из психологических особенностей воспитуемого.

Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Психология воспитания исследует процесс свертывания, перестройки одних психологических особенностей и возникновения, развития новых образований.

Именно ориентировка на становление новых психологических возможностей ребенка позволяет создать условия для организации такого воспитательного процесса, который, по выражению Л.С.

Выготского, может не плестись в хвосте психического развития ребенка, а вести его за собой, организовывать его, управлять им.

Главный организующий момент психологии воспитания как особой области психологических знаний – положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе.

Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологического и социального – решающий в понимании развития личности.

Принципиальное значение этого вопроса объясняется тем, что признание ведущей роли социальных условий означает возможность активного воздействия общества на развитие личности, ориентирует на устранение социальных причин, мешающих разностороннему развитию.

Объект психологии воспитания — это личность, развивающаяся в результате воспитательных воздействий.

Предмет психологии воспитания –это психологические закономерности формирования человека как личности в условиях воспитания, целенаправленной организации педагогического процесса.

Цель психологии воспитания – изучить, понять психологическую сущность процесса воспитания, вооружить практиков научно обоснованными знаниями о психологической природе воспитательного воздействия.

В число этих знаний входят знания особенностей взаимодействия воспитателя и воспитуемого, диалектических взаимосвязей их ролей субъекта и объекта воспитания; знания взаимодействия воспитательных мер с психологическими особенностями человека, влияние этого взаимодействия на развитие личности.

Вместе с другими науками психология воспитания исследует психолого-педагогические и социально-психологические причины возникновения тех или иных недостатков личности, приводящих к отклонениям в поведении, психологические условия и факторы их предупреждения и коррекции, закономерности процесса перевоспитания, ведет поиск и разработку психологических критериев эффективности методов и форм воспитательного воздействия.

Основная задача — исследование психологического содержания воспитания, закономерностей взаимодействия и взаимоотношений воспитателя и детей. Реализация этой задачи способствует совершенствованию воспитательной работы в школах и других учебных заведениях.

Новой и сложной задачей психологии воспитания является разработка психологических основ гуманизации системы воспитания подрастающего поколения.

Читайте также:  Руководитель обращается к сотруднику - психология

Психология воспитания тесно связана с таким ее разделом, как методика воспитательного воздействия.

В последнее десятилетие в психологии воспитания, в частности в разделе «Развитие системы саморегуляции», широко используются достижения психотерапии. В свою очередь психотерапевты для диагностирования результатов своей работы применяют психологические методики.

15. Воспитание как формирование целостной структуры личности
Воспитание
специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы.

Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

Личность формируется на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Моральное сознание это отражение в сознании человека принципов и норм поведения, регулирующих отношения людей, их отношение к общественной дела, к обществу.

Психологи выделяют в развитии нравственного сознания три главных этапа: доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических представлений; конвенциональную мораль, ориентируется на внешние нормы поведения; автономную мораль, то есть ориентацию на внутреннюю, автономную систему принципов.

Однако переход от одной стадии к другой сложный и противоречивый. Сила нравственного сознания — в категоричности и универсальности основных постулатов. Чтобы овладеть азами нравственности, ребенок должен мыслить альтернативно: добро, или зло, хорошо, или плохо.

Ребенок, не усвоил элементарных норм нравственности как безусловных, категорических императивов не может стать нравственным человеком. Но нравственность не сводима к системе запретов и указаний. Каковы бы ни были источники моральных норм и правил, моральное решение и связанный с ним риск и ответственность могут быть только индивидуальными.

Морально зрелый человек никогда не может ответить однозначно на вопрос ребенка: «хорошо это или плохо?», Потому что одна и та же действие по-разному оценивается в зависимости от ее контекста, последствий, мотивов и тому подобное. С этим связан нравственный выбор, оценки, самооценки.

При отсутствии развитой нравственной рефлексии жестокая система моральных принципов легко переходит в примитивное морализаторство, обращение с моралью к другим, но не к себе.

Механизм формирования целостной личности также основывается на взаимодействии, взаимопревращении процессов развития общества и личности.

Сущностной основой понимания этого взаимодействия и социального механизма формирования индивида как личности в целом является закономерность взаимозависимости отношений и общества и личности следующего вида: человек — микрокосм истории общества.

Понятно, что в самом общем случае человек является микрокосмом Вселенной, частью которой выступает общество в его динамике. Данная закономерность четко выявляется в так называемом фрактальном осмыслении явлений окружающего нас мира.

Социальный механизм формирования целостной личности имеет свои особенности в сфере духовного производства, неразрывно связанной с непроизводственной духовной областью.

Духовные потребности личности являются способом существования духовного богатства, которое означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Следует учитывать тот существенный момент, что ядром духовного богатства является мировоззрение.

В него входит: понимание мироздания, социума и человеческого мышления; осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни; ориентация на определенный идеал; интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся и утверждающихся в обществе.

В гуманистическом обществе, совершенствующемся на путях развития демократии, господствует мировоззренческий плюрализм, т.е. широкий спектр мировоззрений, что позволяет личности выбрать и освоить подходящее ему мировоззрение.

Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий.

Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Благодаря мощному воздействию средств массовой коммуникации ныне все большую роль в формировании целостной личности приобретает искусство. Оно помогает человеку преодолеть исконное одиночество ( по Шопенгауэру), так как является глубинным аналогом мира.

Современное образование не обеспечивает в полной мере формирования интеллектуально-нравственной целостной личности, способной творчески преобразовать окружающую среду.

Проблема воспитания цельной личности хорошо известна в общей педагогике. Важный вклад в понимание ее внес А. С. Макаренко, ратовавший за такое воспитание, которое ориентируется не на элементы и частности, а на формирование целостной личности.

Источник: https://lektsia.com/3x3eb0.html

Воспитание ответственности у детей: правила для родителей

Об ответственности родителей за воспитание детей сказано много. А сегодня поговорим о том, как воспитать ответственное отношение к вещам и поступкам в наших детях.

«Ну что за безответственное отношение?!» — сетуете Вы, когда в очередной раз продавец в магазине отвлекается от работы ради разговора с подругой.

Чтобы никто не смог упрекнуть в безответственности Вашего ребенка, воспитывать обязательность и надежность нужно с детства. У кого-то из детей эти качества начинают формироваться в 5 лет, у кого-то – лишь к 10-11 годам. Нельзя требовать от шестилетнего малыша того уровня ответственности, к которому привыкли мы, взрослые.

Сначала ребенок должен понять, что у него есть свои собственные «зоны ответственности», которые закреплены за ним. Это самый большой шаг к развитию самостоятельности и обязательности.

Зоны ответственности

Жизнь, безопасность и здоровье. Уже в 2-3 года ребенок понимает, что горячий чайник трогать нельзя, потому что будет больно. В более взрослом возрасте объясняйте малышу, что невкусное лекарство ему нужно принять, чтобы выздороветь. Такое понимание причин и последствий своих действий развивают сознательность ребенка.

Благополучие  близких людей. Все мы помним замечательные строчки из детского стихотворения «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала…».

В нем как раз показан пример ответственного поведения девочки по отношению к уставшей маме. Осознание важности таких поступков поможет ребенку построить отношения с другими людьми.

Поэтому так важно обращать внимание ребенка на то, как его поведение влияет на отношение к нему других людей.

Домашние питомцы. Если у вас есть животное, ребенок должен иметь обязанности по уходу за ним. Малыш должен осознавать, что без его помощи всеобщему любимцу будет плохо. Если вовремя не вывести животное на прогулку, то придется за ним убирать, а без еды собачка (кошка, хомяк) может заболеть и даже умереть.

Мама Наталья с нашего форума рассказывает свою историю: «В таком тяжелом вопросе как ответственность родителям нужно набраться терпения. Дайте ребенку самому увидеть, что будет, если он не сделает то, что должен.

Не поставил будильник – утром проспал, не помыл с вечера ботинки – утром они грязные. Мой Сережа довольно быстро понял последствия невыполнения обязанностей.

Правда, о некоторых вещах мы своему напоминаем: например, про кормление котенка».

Свои вещи. Чем старше становится ребенок, тем большей становится его ответственность за сохранность вещей. Объясняйте, что игрушки могут сломаться, если не убрать их с пола (новые никто покупать не будет!), а одежду придется гладить самому, если вовремя аккуратно не повесить ее в шкаф.

Успехи и неудачи. Обращайте внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения каких-либо целей. Поощряйте его успехи, но не торопитесь ему помочь, если что-то вдруг не получается. Дайте дельный совет, подскажите, но если Вы будете что-то делать за ребенка, то будете блокировать его ответственность за процесс.

Заботимся о природе. Нельзя сквозь пальцы смотреть, как ребенок бросает обертку от конфеты прямо посреди дороги или обрывает веточку дерева. Обращайте внимание своего малыша на важность бережного отношения к природе, всегда делайте ему замечания, если он забудет о вашем разговоре.

Екатерина Щепелева, детский психолог: «В возрасте 5-7 лет ребенок становится довольно ответственным. Он уже отдает себе отчет в том, какое его поведение взрослые одобрят, а какое – нет.

Дети в этом возрасте учатся отслеживать причинно-следственные связи. Но  важно помнить о том, что они только учатся. Нужно закладывать основы ответственности деликатно – они принесут свои плоды в более позднем возрасте.

Вы сами должны быть ответственными, требовательными родителями, с которых ребенку захочется брать пример».

Воспитывая в ребенке ответственность, будьте спокойны и терпеливы, ведь он – всего лишь малыш, который учится быть взрослым. Не завышайте требований к его обязанностям, хвалите за сделанное, уважайте результат его трудов – детям так важна ваша оценка.

Станьте достойным примером для своего ребенка – и тогда он вырастет человеком, которым вы сможете гордиться!

Читай также: Кризис семи лет: поведение ребенка и действия родителей

Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-32456-vospitanie-otvetstvennosti-u-detey-pravila-dlya-roditeley/

» Воспитание ответственности

Воспитание ответственности у ребенка это настолько сложная проблема, что решить ее порой не в силах ни педагоги, ни родители. Как правило, ответственной личность становится в более зрелом возрасте, когда человеку самому приходится о ком-то заботиться.

А пока он находится под опекой родителей и учителей ему вроде бы не о чем беспокоиться, любые его ошибки, неудачи и просчеты будут поняты, прощены и исправлены более опытными старшими товарищами. И такая ситуация вполне естественна для ребенка в школе. Но вот приходит пора поступать в институт, и тут начинаются настоящие трудности.

Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни? Как внушить ему, что он должен отвечать за свои поступки и сам решать свои проблемы?

Вопрос очень непростой, тем более, что ребенок часто не просто не осознает необходимости быть ответственным за свои поступки, а считает это бесполезным и даже вредным качеством взрослых.

Для ребенка быть безответственным вполне естественно и переубедить его бывает порой очень сложно. При этом нельзя утверждать, что абсолютно все дети безответственные. Многое зависит от воспитания родителей, но и школа тоже многое делает в этом направлении.

Сделать из ребенка ответственную личность можно только одним способом – периодически поручать ему какое-либо важное и ответственное задание и потом спрашивать о его исполнении по всей строгости. Еще лучше – сделать его ответственным за что-либо на постоянной основе. Как это реализовать практически?

В школе, например, детям с задатками ответственной личности поручают такие ответственные задания, как оформление школьной или классной стенгазеты, организация дополнительной подготовки неуспевающих учеников, организация внешкольных мероприятий, слежение за чистотой в классе, подготовка наглядных пособий и прочее. Это воспитывает в детях не просто ответственность, а и самоуважение, повышение уровня своей значимости в жизни школы. Есть, правда, у этого метода небольшой изъян. Некоторые безответственные, но сильные физически ученики могут переложить порученные им задания на плечи более слабых и робких учеников. И тут уж приходится учителю вмешиваться в эти взаимоотношения и пересматривать свои приоритеты. Если этого не сделать, а пустить все на самотек, то в итоге можно получить совершенно непредсказуемые результаты.

Как уже неоднократно говорилось, в воспитании ребенка большую роль играют домашние животные. Заботясь о них, ребенок воспитывает в себе ответственность за жизнь и здоровье своих любимых питомцев.

Если у детей есть младшие братья и сестры, это тоже повышает их уровень ответственности. Может быть даже в большей степени, чем забота о животном, ведь речь идет о маленьком и беззащитном человеке.

Дети из семей с двумя и более детьми, имеющие младших братьев и сестер, обычно самые ответственные и в школе и потом во взрослой жизни.

Давать ребенку сразу много поручений ни в коем случае нельзя. Для ребенка очень важно, чтобы порученное ему ответственное задание было выполнимо. После успешного выполнения задания, даже если оно было выполнено не совсем до конца, ребенка обязательно надо поощрить.

Если ребенок не будет получать удовлетворения от порученной работы и заслуженной награды за ее выполнение, то само задание станет для него чистой формальностью и заставить его в следующий раз что-то выполнить будет практически невозможно. Это еще физиологи заметили, что условные рефлексы вырабатываются только как ответная реакция на внешние раздражители.

Читайте также:  Внутренняя болтовня - психология

По сути дела поощрение за выполнение поручения это и есть внешний раздражитель, в хорошем смысле этого слова, который закрепляет условный рефлекс.

В последующем, когда к поведению ребенка подключится сознание, он уже не будет так эмоционально реагировать на порученные ему задания, а проанализирует их и будет выполнять даже независимо от того, получит ли он за него вознаграждение или нет. Это касается таких сфер, которые касаются лично его. Ведь не всегда кто-то будет давать ему задания.

В жизни часто приходится делать такие вещи, которые нужны только самому себе и никто, кроме тебя самого не сможет оценить и отблагодарить за выполнение задания. Родители не всегда смогут контролировать поведение своего ребенка, поэтому выработать у него определенную манеру поведения и отношение к себе и другим людям надо еще в школьном возрасте.

В школе же надо приучить ребенка к самостоятельности и ответственности, поскольку, когда он выйдет во взрослую жизнь ему уже никто не сможет подсказать как вести себя в конкретной ситуации.

Дело в том, что различных жизненных ситуаций может быть бесчисленное множество и предугадать их все просто невозможно, а времени для принятия верного решения зачастую отводится очень мало.

Источник: http://paidagogos.com/?p=749

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

Ответственность — довольно абстрактная категория, связанная с волей, свободой, осознанием последствий. Можно часами объяснять ребенку, что вы имеете в виду, призывая его к ответственности, но гораздо проще предпринять конкретные шаги для развития этого качества.

В широком смысле под ответственностью мы понимаем готовность отвечать за что-либо: за отношения, за порядок в прихожей, за домашнего питомца, за свои поступки, слова и обещания.

В общем, это способность, которая связана с желанием человека управлять своим кусочком вселенной, что для детей, вроде бы, должно звучать заманчиво.

Ответственность — это оборотная сторона свободы: ты хозяин, ты управляешь ситуацией, значит и последствия расхлебывать тебе.

Традиционное «воспитание», в котором не учитывались всякие психологические тонкости, состояло в том, что ребенка призывали к ответственности, объясняя ему, какой он в сущности безответственный, безалаберный и легкомысленный человек: «Ботинки порвал, книжку забыл, долго собирался и всюду опоздал! Тьфу!» Неудивительно, что многие шарахаются от любой ответственности, ведь это слово давно стало синонимом головомойки: ага, говорят про ответственность, сейчас будут ругать. Вместо чувства ответственности, которое почему-то должно просыпаться после домашнего скандала, возникают другие эмоции: чувство вины, тревоги, недовольства собой. Исторически люди использовали вину как кнут, который должен поднимать к эталону, на котором блестят всевозможные добродетели. Подразумевалось, что если ребенка поругать, он тут же раскается и захочет исправиться.

Это тупиковый путь для формирования ответственности. В 21 веке можно смело утверждать, что дети — это не маленькие взрослые, что самобичевание не идет им на пользу, что до ответственности они дорастают вместе с развитием своей эмоционально-волевой сферы в благоприятных условиях, а значит, воспитывать ответственность нужно небольшими и вполне конкретными шагами.

Обучение жизненным навыкам

О том, что формирование ответственности связано не волшебными фокусами в голове ребенка, а с приучением к самым обычным бытовым привычкам, говорят многие специалисты, например, психотерапевт Карен Раскин, автор книги «The 9 Key Techniques for Raising Respectful Children Who Make Responsible Choices» («9 ключевых методов воспитания вежливых детей, которые принимают ответственные решения» — прим.ред.):

  • Выделяйте маленькие зоны, в которых малыш может действовать самостоятельно, постоянно совершенствуя свой навык.
  • Не нагружайте его гигантским списком дел, вещи должны быть понятные и логичные. Даже двухлетка может помыть руки перед едой, вытереть бумажной салфеткой разлитое молоко, собрать шишки, которые вывалились  из карманов его курточки и попытаться отлепить свой пластилин от папиного кошелька.
  • Время от времени позволяйте ребенку помогать вам в быту, пусть это пахнет генеральной уборкой и переводом продуктов, дело того стоит.

Возможность выбора

Ответственность немыслима без осознанного выбора, поэтому имеет смысл с младых ногтей предоставлять ребенку пространство для личного решения.

Он может выбрать себе книгу для чтения, игру или наряд в садик: штаны под юбку, шапка в виде зевающего лося, плащ супермена — ну и что? Один раз воспитательница как-нибудь это переживет.

Кстати, когда пойти на горшок, и доедать ли этот вкуснейший бабушкин суп — тоже зона ответственности ребенка, не давите. Пусть он разберется с сигналами собственного тела.

Растет дошкольник и растут варианты выбора: он может решить, что где разместить в своей комнате, как сложить свою одежду в шкаф, посещать ли общественное мероприятие с хороводом. Возможно, к школе ребенок оценит, насколько интересно принимать самостоятельные решения и будет собирать портфель без чужой помощи, наполняя его лишь самым необходимым — учебниками, камешками, рогатками.

Он сам может выбрать наряд в садик: штаны под юбку, шапка в виде зевающего лося, плащ супермена — ну и что? воспитательница переживет.

Чувство собственного достоинства

В психологии считается, что ответственность завязана на самооценке.

Работает это примерно так: у человека возникает чувство компетентности и контроля, некая уверенность в том, что он может справиться с возникшими проблемами, и тогда он радостно берет на себя важное дело.

Когда он видит, что дело спорится, а золотая рыбка уже неделю не бедствует и не всплывает кверху брюхом, ребенок чувствует гордость за свои достижения, еще больше растит самооценку и готов взять на себя новую задачу — попытаться пришить пуговицу к кукольным штанам.

Это не значит, что вся семья круглосуточно должна причмокивать языком и восхищаться ребенком: «Что за красавец, что за молодец!» Мы можем поддерживать детские начинания более эффективным способом: обеспечить собственный позитивный настрой и четкую обратную связь: «Семен! Спасибо! Ты очень помог мне загрузить стиральную машину. К сожалению, тюбик с краской был лишним в барабане. Давай попробуем загрузить машину еще раз». Говорите о последствиях детских дел, но не бейте по самооценке, она здесь страшно важна.

Совместная деятельность и домашние обязанности

Кроме образовательного, есть и иной смысл в приглашении детей к совместных делам. Например, ввинчивая вместе с папой гайки от стеллажа, ребенок чувствует, что его ценят, ощущает гордость и общность с трудовыми резервами семьи.

Американские исследователи из  колледжа Уэлсли в штате Массачусетс провели исследование, анализируя статьи и письма читателей в журналах для родителей в период с 1920-х годов до 2006-го, и без всякого удивления обнаружили, что за последнее столетие детские домашние обязанности постепенно исчезли и заменились на пару тривиальных забот: унести тарелку в мойку после ужина и пойти учить уроки. Между тем, именно домашние хлопоты помогают детям развивать эмпатию, вносить свой вклад в благополучие близких и развивать ответственность, считает один из авторов работы ассистент-профессора Маркелла Резерфорд. Не бойтесь поручать ребенку изготовление бутерброда или мытье чашки, иногда это окажется полезнее, чем развивающие занятия по тригонометрии.

Не бойтесь поручать ребенку приготовление  бутерброда или мытье чашки — иногда это может оказаться полезнее, чем развивающие занятия по тригонометрии три раза в неделю.

Формирование ожиданий

Упрекая ребенка в безответственности, мы выдаем самосбывающееся пророчество. Дети очень верят родительским ярлыкам и стараются соответствовать. Если парень постоянно теряет варежки, забывает на площадке машинки, не помнит, куда дел пластмассовое ружье, вместо того, чтобы придумывать рифмы к «растеряше», помогите ему.

Изобретите секретные приемы суперагентов, которые осматривают песочницу, покидая ее, загибают пальцы, пытаясь сосчитать варежки или оборудуют свои автомобили веревочками, которые можно связать с ботинками. Если ребенок умеет читать, потренируйтесь в составлении списков, расписаний и нумерованных пунктов «что я проверяю перед выходом на улицу».

В общем, вместо порции осуждения программируйте решения проблем.

Вопрос вместо указания

Людям, привыкшим к армейским порядкам, проще раздавать приказы: «Стой-сь, равняй-сь, кровать заправить!» Но любящие родители, которые несмотря на утреннюю спешку, интересуются у ребенка, какую из гигиенических процедур он забыл выполнить, выиграют в долгосрочной перспективе. Это же не они отправляют маленького человека чистить зубы, а он сам вспомнил, сам пошел и сам почистил… Да и еще и зеркало на радостях помыл.

Не переборщить

Домашние дела, самостоятельность и зоны ответственности  — хороши, но они должны соответствовать возрасту и способностям ребенка. Если загружать детей непосильными задачами, есть риск вызвать ощущение несостоятельности, а то и панику.

Золушке однажды приказали за ночь перебрать мешки с зерном, но эта проблема может выглядеть пустяком по сравнению с предложением загрузить посудомойку, которая в два раза больше вашего помощника.

Смотрите на ребенка, на то,  с чем он легко справляется, на то, что ему пока не удается, и делайте выводы.

Источник: http://www.parents.ru/article/kak-vospitat-otvetstvennost/

Как воспитать в ребенке ответственность

Каждый любящий родитель осознает  важность воспитания  в своем ребенке чувства ответственности. Понятно, что малыши, привыкшие к тому, что полностью зависят от мамы с папой, не могут понять, что значит быть ответственным и самостоятельным. Но, по мере взросления ребенка такой навык просто необходим, ведь он является фундаментом нормальной взрослой жизни в социуме.

Как привить малышу самостоятельность и ответственность за свои действия, слова, собственную жизнь, будем разбирать ниже.

Суть ответственности

С самого начала ребенку стоит объяснить само понятие ответственности.  Обязательно становитесь примером для малыша, ведь любые слова без конкретных действий не имеют никакого смысла.

Даже совсем маленьких деток можно приучить быть ответственными. Определите для себя виды этого качества.

  1. Здоровье и образ жизни. Ответственность распространяется на осознание того, что хорошо и что вредно для собственного здоровья, как поступить, чтобы не нанести организму вред и не заболеть. Даже самые юные члены общества способны понять, что, снимая шапку на морозе, можно простудиться, прыгая с высоты, удариться и т.д.  Дайте ребенку понять, что спорт, правильное отношение к режиму дня и пищевое поведение также влияют на его здоровье. Не забывайте сами правильно питаться и демонстрировать положительный образ.
  2. Уважительное и бережное отношение к людям и животным. Малыш должен понимать, когда он мешает другим и делает кому-либо больно, неприятно. Объясните ребенку его социальный статус, и как он должен себя вести по отношению к старшим. Помните, что даже у малыша есть собственное «я», поэтому не ущемляйте его прав и не подавляйте желаний. Все должно быть в меру.
  3. Ценность вещей. Важно прививать ребенку бережное отношение к вещам, предметам быта, как к собственным, так и чужим. Малыш со временем поймет, что любая вещь не достается просто так, что за каждой игрушкой стоит труд мамы и папы.
  4. Слова и поступки. Наиболее сложная категория ответственности в плане освоения ребенком. Но такая же досягаемая, как и все остальные. Сдерживать обещания, не сваливать вину на другого, уметь отстоять мнение — все это вы должны помочь понять своему чаду.
Читайте также:  Личность и жизненный мир - психология

Все вместе

Привлеките ребенка к домашним делам. Пусть он будет вовлечен по мере сил в уборку, стирку, починку. Мало того, что тем самым малыш будет чувствовать свою значимость и ассоциировать себя со взрослыми, так еще это принесет ему огромное удовольствие.

Не секрет, что домашние дела привлекают ребенка сильнее, чем игрушки и мультики. Главное — родительский подход.

Домашние дела позволят вашему чаду испытывать гордость за себя, сопереживать, понимать критерии благополучия и, конечно, взращивать в себе ответственность.

Понятно, что ваши повседневные дела с таким подходом займут намного больше времени, ведь малыш не справится с работой за то же время, что и вы, да и качество исполнения может ожидать лучшего.

Ваша задача – похвалить малыша, терпеливо показывать, как и что нужно делать, не тревожиться за разлитую воду или разбитую тарелку. Все придет с опытом.  Очень важно, чтобы ребенок видел и папину роль в домашних делах, участвовал в его работе.

Не сложно дать ребенку отвертку и позволить покрутить шуруп, зато, сколько эмоций и полезных навыков это даст малышу.

Навыки

Развивайте в ребенке жизненные навыки, самостоятельные бытовые действия. Даже двухлетний кроха может убрать тарелку со стола, или собрать разбросанные игрушки. Не нагружайте ребенка непосильными делами, или таким их количеством, которое займет все его свободное время. Это вызовет в малыше отторжение и нежелание проявлять ответственность.

Выделите для ребенка зоны, где он будет ответственным за чистоту и порядок. Пусть, например, блюдет за порядком в детском уголке, следить за наличием салфеток на кухне, кормит домашних питомцев.

Выбор есть

Чувство ответственности неразрывно связано с возможность выбора и пониманием, что именно тебе необходимо, что нужно для комфорта. Освободите малышу пространство для собственных решений. Пусть сам выбирает, что надеть, во что играть, доедать или нет обед и т.д.

Конечно, с вашей стороны нужно мягко направлять малыша к правильному выбору, соответствующему погоде, месту, времени и т.д. Не давите, будьте корректны.

«Какую маечку ты хочешь надеть, эту просто зеленую или вот эту красивую со смешным зайчиком?», — одной фразы с правильными акцентами достаточно, чтобы ребенок отдал предпочтение тому, что вы считаете приемлемым, но при этом ощущал свободу выбора.

Это действует в том случае, если ребенок еще мал, в более осознанном возрасте ребенок поймет любую фальшь.

Дошкольник уже вправе сам решать, что будет стоять в его комнате, что он берет с собой на прогулку и детсад, какой подарок подарит другу на день рожденья.

Не мешайте и всячески поощряйте самостоятельность ребенка.

Достоинство и уверенность

Психологи всего мира утверждают, что ответственность очень зависит от самооценки.

Ведь, если человек уверен в себе, своих способностях и возможностях, верит, что сможет справиться со сложной ситуацией, и видит результаты собственных действий, он подсознательно растет в собственных глазах и старается сделать еще больше и еще лучше, взять на себя больше ответственности и не бояться провала и порицания. В этом одинаковы и взрослые, и дети.

Конечно, это не значит, что вы бесконечно должны расхваливать чадо, но и на промахи научитесь реагировать с умом. Поблагодарите малыша, а уже потом скажите, что дело бы получилось еще лучше, если бы он был внимательнее, чего-то не сделал и др.

Порицание и соответствие ожиданиям

Любой ребенок очень чувствительно относиться к родительской оценке. Он старается оправдать ожидания. Если же вы постоянно говорите малышу: «Растеряшка, опять забыл перчатки», «Лентяй, ничего не делаешь», «Ничего у тебя не получиться, я лучше сам», вы тем самым программируете его на развитие негативных качеств.

Спокойно скажите о промахе ребенка, выработайте план совместных действий по искоренению плохой привычки,  забывчивости. Например, придумайте забавный ритуал проверки, все ли ты взял перед выходом из дома, или в игровой форме в качестве супергероя идите искать потерю. Помогите ребенку преодолеть себя самого.

Не указывайте

Поверьте, если почти армейские указы, что делать, заменить на предложение или вопрос, ребенок в ином свете увидит даже те действия, которые не любит выполнять.

Сравните: «Быстро есть и спать!», «Убирай игрушки, я сказала!» и «Давай быстренько поедим и будет укладываться спать под интересную сказку», «Родной, не мог ты убрать игрушки, а то мы можем наступить и сломать их».

Ребенок чувствует, что его мнение важно для взрослых, и стремиться своим поведением показать, что он готов общаться на равных.

Последствия

Дайте ребенку на себе осознать последствия своих действий. Пусть придет сам к мысли, что хорошо, а чего делать не стоит. Объясните, что такое доверие, и что будет, если человек его лишится. Ребенок должен понять, что ответственность за слова тоже необходима. Расскажите ребенку, что в его силах что-либо изменить, а бездействие во многих случаях может привести к проблемам.

Не опускайте руки

Не берите ответственность на себя, если ваш ребенок провинился. Даже безобидные фразы папе «Это кошечка бежала и разбила тарелку, а не Мишенька», могут привести к тому, что ребенок поймет как переложить ответственность и избежать порицания и наказания.

Даже если ваш малыш упорно не хочет становиться самостоятельным, не опускайте руки и терпеливо ждите результатов. Не сдавайтесь.

Воспитать ответственного человека – дело не простое, но вы, как любящие родители, должны понимать всю важность такого качества.

Замечайте и хвалите за достижения своего ребенка, даже маленькие его победы могли стоить больших усилий малыша.

Подаренная аппликация, оставленная лично вам надкусанная конфетка – это сигнал вам о том, что малыш любит вас и готов чем-то жертвовать и делиться.

Советуйтесь с ребенком, корректируйте его действия и всячески помогайте, делайте его жизнь не скучной, не составленной из одних задач и дел.

Результаты вашего усердия и терпения не заставят долго ждать. Поддержка на эмоциональном уровне, гордость за достижения, искренний интерес к малышу и его успехам – вот то, что является самым главным для личностного роста и гармоничного развития вашего ребенка.

Читаем также: 

С какого возраста ребенка приучать помогать по дому?

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-vospitat-v-rebenke-otvetstvennost.html

Воспитание ответственности

Парадоксально, но многие родители, искренне желая воспитать в ребенке это замечательное качество, внутренне оказываются не готовыми к необходимому уровню доверия, без которого невозможно его сформировать.

Ответственность можно и нужно воспитывать. Лучшее время для начала ее воспитания 3,5-5 лет. В этом возрасте детки внимательно смотрят на взрослых, особенно родителей, и хотят быть на них похожими. Они требуют, чтобы им разрешили многое делать самим. Это подходящий момент для воспитания ответственности, потому что есть мотивация: родителям стоит ее поддержать.

О чем важно помнить родителям при воспитании ответственности?

  • Ребенок мыслит и чувствует иначе: его сравнительно низкий уровень самосознания не позволяет ему заранее «просчитывать» последствия своих поступков
  • Не надо думать, что дети будут раз и навсегда запоминать все «можно» и «нельзя», которые услышат от родителей
  • Малыши зачастую не выполняют правила, установленные взрослыми, не из вредности, упрямства или лени, а потому, что просто не в состоянии их выполнить

Таким образом, при воспитании ответственности важно учитывать возрастные особенности ребенка и не ожидать слишком много.

Ответственность у детей до 4 лет

Если двухлетний малыш сталкивается с последствиями своих поступков лицом к лицу, и каждый раз это для него открытие, то, приближаясь к трехлетнему возрасту, он начинает критически относиться к запретам: а правда ли, что то, что «нельзя», действительно – нельзя? Проверка границ дозволенного – нормальное явление в этом возрасте:

  • Что будет, если засунуть палец в розетку?
  • А если дернуть кошку за хвост?
  • Будет ли включаться папин телефон, если его положить в таз с водой, а потом высушить на батарее?

Главное со стороны родителей в непростое время, совпадающее с возрастным кризисом ребенка, – как можно конкретнее обозначить границы допустимого поведения и быть последовательными в своих требованиях: если нельзя разбрасывать бумажки, то это правило не только для квартиры, но и для других общественных мест, и для улицы. Даже когда малыш станет капризничать и поступать вопреки, важно сохранять терпение и твердую позицию: нельзя.

Ответственность у детей до 5 лет

По-настоящему ответственным поведение ребенка становится примерно после 3,5 лет. Он уже достаточно осознанно относится к просьбам взрослых, охотно помогает воспитателю в детском саду.

Ему нравится, когда взрослые что-то поручают ему, а потом хвалят за результат. Появляется потребность в признании, уважении.

Если процесс воспитания организован правильно, ребенок видит доверие и благодарность взрослых, воспитание ответственности у него будет успешным.

Нередко в этот период родители совершают серьезную ошибку: внутренне не желая расстаться с позицией незаменимого в судьбе ребенка человека, «опекуна», они начинают проявлять излишнюю заботливость, сюсюкаться с ним, пытаться что-то сделать за него. Другими словами, они снимают с ребенка ответственность. И еще обижаются, когда он протестует!

Например, ребенок складывает игрушки на полке так, как нравится ему, но мама всякий раз с ворчанием перекладывает их «как правильно» и делает сыну замечания.

Хотя ребенок еще мал, чтобы отвечать за других, но собственные зоны ответственности у него должны быть. Это не отменяет контроля со стороны родителей, но степень свободы ребенка с возрастом должна расширяться.

Ответственность детей старшего дошкольного возраста

Очень важно, чтобы процесс воспитания ответственности дал результаты к началу обучения в школе, так как к этому времени ребенку надо научиться контролировать свои поступки, выполнять общественные поручения, взаимодействовать с ровесниками уже на другом, более «зрелом» уровне.

В подготовительной группе детского сада с ребятами проводятся беседы о различных жизненных ситуациях, обсуждая которые, они открывают для себя суть поступков. Из этих рассуждений видно, что дети более глубоко понимают ситуации и судят о них не столь прямолинейно, как дети младшего возраста.

Например, воспитатели для занятий используют рассказ о том, как девочка помогала маме и случайно разбила красивую вазу, стоявшую на полке. Четырехлетние малыши дружно говорят, что девочка совершила плохой поступок: ваза ведь разбилась. Старшие дошкольники «зрят в корень»: девочка поступила правильно, помогая маме, а вазу она разбила не нарочно, поэтому мама ее поймет.

Ошибочно полагать, что к семи годам у детей формируется максимальная степень ответственности. Это не так: у большинства детей этот период отодвигается к средней школе и далее. Но в этом возрасте ребята начинают обдумывать мотивы поступков людей, их эмоции, переживания. У них появляется чувство сострадания, они могут серьезно переживать, если что-то не успевают выполнить в срок.

 В дополнение к статье «Воспитание ответственности» смотрите видео «Ответственный ребенок»:

Источник: http://sonyaclub.ru/vospitanie-otvetstvennosti/

Ссылка на основную публикацию