Самоактуализация по к.роджерсу — психология

База рефератов

Содержание

Введение

Тенденция к самоактуализации в концепции К. Роджерса

Способы самоактуализации

Сравнение представлений о самоактуализации Роджерса и других представителей гуманистической школы

Заключение

Список литературы

Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития.

В таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация.

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии.

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей бытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека.

Она считает главным направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе.

В центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Она предлагает теорию самоактуализации в качестве метода решения этой проблемы.

исследования: самоактуализация

исследования: представление К. Роджерса о самоактуализации

исследования являются:

2. Определить способы самоактуализации.

3. Определить отличия концепции самоактуализации К. Рождерса от других представителей гуманистической школы.


Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма

Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек склоняется к тому, чтобы обрести целостность и наиболее полно реализовать себя.

Хотя Роджерс не включал в свои формулировки никаких религиозных или духовных аспектов, другие ученые развили его теории и внесли в них понятия о трансцендентных переживаниях.

В конце жизни Роджерс пришел к пониманию взгляда Артура Кестлера о том, что индивидуальное сознание есть лишь фрагмент космического[5] .

Стремление к здоровому развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону любые препятствия на своем пути. Роджерс видит ее просто как преобладающую и мотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослаблена ни событиями прошлого, ни установками настоящего.

Абрахам Маслоу пришел к аналогичным выводам, назвав эту тенденцию тихим, едва различимым внутренним голосом. Утверждение о том, что рост возможен и является главной целью организма — один из главных постулатов Роджерса.

Можно заметить, что основная тенденция к актуализации является единственным побуждением, которое утверждается в этой теоретической системе… «Я», например, является центральным понятием в нашей теории, но «я» ничего не «делает», оно просто выражает господствующую тенденцию организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя [5].

Для Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления.

Эта тенденция — единственный выдвинутый Роджерсом мотивационный конструкт.

Тенденция самоактуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма — это не психологическая тенденция, а биологический факт.

Она, с одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой — на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться.

Наиболее важным аспектом этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь) [5].

Ответвлениями тенденции самоактуализации является потребность в позитивном внимании и потребность в позитивном внимании к себе . Обе эти потребности считаются вторичными или приобретенными, обычно они развиваются в раннем младенчестве и представляют собой особые проявления всеобщей тенденции актуализации.

Потребность в позитивном внимании относится к удовлетворению, которое испытывает человек, получая одобрение со стороны других людей, и к фрустрации, возникающей в случае неодобрения [4]. Потребность в позитивном внимании к себе – более интериоризированный вариант первой потребности.

Другими словами, под потребностью в позитивном внимании к себе понимается удовлетворение человека при одобрении и неудовлетворение при неодобрении самого себя. Обладая потребностью в позитивном внимании, человек чувствителен к отношениям к нему со стороны значимых в его жизни людей, эти отношения могут воздействовать на него.

В процессе получения одобрения и неодобрения от значимых других у него разовьется сознательное ощущение того, что он собой представляет, называемое самостью или Я-концепцией.

Наряду с этим у него разовьется потребность в позитивном внимании к себе, которая обеспечивает то, что тенденция самоактуализации примет форму предпочтения поведения и развития, соответствующих Я-концепции. Вряд ли человек будет настойчиво действовать в противоречии со своей Я-концепцией, поскольку это фрустрировало бы его потребность в позитивном внимании к себе [1].

Таким образом, самоактуализации, по Роджерсу, это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью . Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства.

Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей.

Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным [6].

Анализируя концепцию самоактуализации К Роджерса Мадди С. отмечает , что для понимания максимально возможной самореализации очень важно осознать, что в то время, как врожденные потенциальные возможности генетически детерминированы, Я-концепция детерминирована социально.

Это позволяет представить себе различия между двумя совокупностями характеристик ядра; ощущение человеком того, кто он и какой он, может отличаться от того, кем он должен стать, исходя из своих организменных потенциальных возможностей.

Но чтобы такое расхождение могло возникнуть, этот человек должен потерпеть какую-то неудачу в обществе. Однако общество не неизбежно враждебно по отношению к отдельному человеку, как считали Фрейд и сторонники теорий психосоциального конфликта. Роджерс может многое сказать о природе такой неудачи.

Он называет это условным позитивным вниманием [3]. Под ним он подразумевает ситуацию, в которой не все, а только некоторые действия, мысли и чувства человека одобряются и поддерживаются значимыми людьми в его жизни.

Таким образом, когда у человека развивается Я-концепция, осознание важности мнения о нем других людей приведет к тому, что он будет видеть себя только сквозь призму тех своих действий, мыслей и чувств, которые получали одобрение и поддержку.

Его Я-концепция будет основана на том, что Роджерс называет условиями ценности, то есть стандартами для распознавания того, что является ценным, а что нет. Условие ценности как понятие выполняет примерно такую же логическую функцию, как и суперэго в теории Фрейда. Оба понятия представляют нечто, насаждаемое обществом и служащее средством морального контроля за жизнедеятельностью человека[1].

Существование условий ценности в Я-концепции приводит в действие защитные механизмы; это напоминает то, о чем говорил Фрейд. Раз у тебя есть условия ценности, некоторые мысли, чувства и действия, которые вполне могут случиться, заставят тебя ощущать себя недостойным или виноватым, а поэтому вводится в действие процесс защиты.

Как и у Фрейда, защита активизируется, когда человек получает какой-то маленький намек или сигнал в форме тревоги о том, что недостойное поведение вот-вот произойдет. Роджерс описывает два общих вида защиты: отрицание и искажение.

Его подход близок к взглядам Салливана и уступает детально разработанному Фрейдом списку защитных механизмов.

Хотя между Роджерсом и Фрейдом существует значительное сходство в понимании роли социального влияния на становление этического функционирования и защитных механизмов, нацеленных на то, чтобы не дать человеку почувствовать боль от восприятия собственной недостойности и способствовать подведению поведения под этические нормы, между позициями двух ученых есть и принципиальное различие.

С точки зрения Фрейда, защитные процессы приводят к наиболее успешной жизни, в то время как, по мнению Роджерса, они деформируют и ограничивают жизнь. Такое расхождение основано на ряде других различий в их подходах.

По мнению Фрейда, конфликт между индивидом и обществом неизбежен, по Роджерсу, хотя между индивидом и обществом часто возникает конфликт (свидетельство этому – условное позитивное внимание как реакция на выражения врожденных потенциальных возможностей), этот конфликт не является неизбежным.

Между индивидом и обществом не существует неизбежной несовместимости, поскольку в генетическом проекте человека нет ничего, не допускающего общественного бытия. Для Роджерса хорошая жизнь – это только максимальное выражение своей истинной природы, и не меньше.

Условия ценности и защитные процессы считаются деформирующими, поскольку они ведут к отвержению мыслей, чувств или действий, которые на самом деле выражают врожденные потенциальные возможности. Это состояние называется неконгруэнтностью.

Другими словами, если существуют условия ценности и защита, полностью самоактуализировать свои потенциальные возможности чрезвычайно сложно. Вам не удастся всецело стать тем, кем вы могли бы быть.

Читайте также:  Ид - психология

Вы потеряли некоторые из прав, полученные при рождении[3]

Для того чтобы избежать этого Роджерс ребенок должен получать безусловное позитивное внимание от значимых людей в его жизни [3, с. 31-48]. Безусловное позитивное внимание означает, что эти люди ценят и уважают его как личность и поэтому поддерживают и принимают его поведение, даже если они в чем-то с ним не согласны.

Роджерс вовсе не говорит, что буквально каждое возможное действие должно одобряться независимо от того, как оно воздействует на самого человека и окружающих. Естественно, если маленький ребенок пытается броситься под колеса едущего грузовика, его нужно остановить.

Но ребенок должен испытывать непрекращающееся позитивное внимание: даже если его остановили, из того, как взрослый это сделал, должно быть ясно, что уважения и общего одобрения не стало меньше. Если ребенка ударят или скажут, что он плохой, потому что хотел перебежать дорогу, он не получит позитивного внимания.

Если, наоборот, его просто удержать и сказать доступным для его возраста языком, что бежать через дорогу опасно, в этом случае мы все еще проявляем к нему уважение как к человеческому существу.

Подчеркивая необходимость безусловного позитивного внимания, Роджерс имеет в виду скорее атмосферу любви и уважения, чем отсутствие всяческих ограничений.

Конечно же, существует множество вещей, которые ребенок должен узнать о мире, чтобы успешно преодолевать встречающиеся там трудности.

Но научиться этому можно в атмосфере, воспитывающей либо самопринятие, либо самоотторжение, и в этом, с точки зрения Роджерса, вся разница.

Если человек растете в атмосфере безусловного позитивного внимания, у него не развиваются условия ценности и защиты. Его Я-концепция шире и глубже, она включает гораздо большее количество мыслей, чувств и действий, которые выражают ваши врожденные потенциальные возможности. Кроме того, его Я-концепция более гибкая и легче поддается изменениям.

Это так, потому что новые м

Источник: http://uchi.ucoz.ru/load/baza_referatov/psikhologija/predstavlenie_k_rodzhersa_o_samoaktualizacii/91-1-0-37851

Тенденция к самоактуализации в концепции К. Роджерса

Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма

Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек склоняется к тому, чтобы обрести целостность и наиболее полно реализовать себя.

Хотя Роджерс не включал в свои формулировки никаких религиозных или духовных аспектов, другие ученые развили его теории и внесли в них понятия о трансцендентных переживаниях.

В конце жизни Роджерс пришел к пониманию взгляда Артура Кестлера о том, что индивидуальное сознание есть лишь фрагмент космического[5] .

Стремление к здоровому развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону любые препятствия на своем пути. Роджерс видит ее просто как преобладающую и мотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослаблена ни событиями прошлого, ни установками настоящего.

Абрахам Маслоу пришел к аналогичным выводам, назвав эту тенденцию тихим, едва различимым внутренним голосом. Утверждение о том, что рост возможен и является главной целью организма — один из главных постулатов Роджерса.

Можно заметить, что основная тенденция к актуализации является единственным побуждением, которое утверждается в этой теоретической системе… «Я», например, является центральным понятием в нашей теории, но «я» ничего не «делает», оно просто выражает господствующую тенденцию организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя [5].

Для Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления.

Эта тенденция — единственный выдвинутый Роджерсом мотивационный конструкт.

Тенденция самоактуализации человека берет свое начало в физиологических процессах организма — это не психологическая тенденция, а биологический факт.

Она, с одной стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя, а с другой — на повышение напряженности, так как поведение индивидуума мотивировано его потребностью развиваться и улучшаться.

Наиболее важным аспектом этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь) [5].

Ответвлениями тенденции самоактуализации является потребность в позитивном внимании и потребность в позитивном внимании к себе . Обе эти потребности считаются вторичными или приобретенными, обычно они развиваются в раннем младенчестве и представляют собой особые проявления всеобщей тенденции актуализации.

Потребность в позитивном внимании относится к удовлетворению, которое испытывает человек, получая одобрение со стороны других людей, и к фрустрации, возникающей в случае неодобрения [4]. Потребность в позитивном внимании к себе — более интериоризированный вариант первой потребности.

Другими словами, под потребностью в позитивном внимании к себе понимается удовлетворение человека при одобрении и неудовлетворение при неодобрении самого себя. Обладая потребностью в позитивном внимании, человек чувствителен к отношениям к нему со стороны значимых в его жизни людей, эти отношения могут воздействовать на него.

В процессе получения одобрения и неодобрения от значимых других у него разовьется сознательное ощущение того, что он собой представляет, называемое самостью или Я-концепцией.

Наряду с этим у него разовьется потребность в позитивном внимании к себе, которая обеспечивает то, что тенденция самоактуализации примет форму предпочтения поведения и развития, соответствующих Я-концепции. Вряд ли человек будет настойчиво действовать в противоречии со своей Я-концепцией, поскольку это фрустрировало бы его потребность в позитивном внимании к себе [1].

Таким образом, самоактуализации, по Роджерсу, это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью . Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства.

Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей.

Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным [6].

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/26732

Самоактуализация по К.Роджерсу

Самоактуализация по Карлу Роджерсу — естественное раскрытие в человеке его природного личностного потенциала при наличии необходимых для этого условий.

Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия. (см.→)

Роджерс верил в здоровое и позитивное ядро личности, откуда, как из семени, будет вырастать (актуализироваться) полноценная личность. Самоактуализация по К. Роджерсу — актуализация врожденной человеку тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является, по своей природе.

Разрабатывая представление о самоактуализации, Карл Роджерс главное внимание уделял тому, при каких условиях возможна самоактуализация.

Не каковы направленность и стиль жизни при самоактуализации (этим больше занимался Э. Шостром), не достижениями и результатами, которые обещает самоактуализация (этим занимался А. Маслоу), а изучением необходимых условий и их пропагандой.

Роджерс верил, что лучшие результаты в росте и развитии личности будут не при жестком, силовом давлении, и при теплой и душевной помощи.

Со временем выяснилось, что предложенные Карлом Роджерсом методики дают хорошие результаты с детьми и частью людей, нуждающихся в психотерапии.

Применение его подхода в работе со взрослыми, сложившимися людьми деловой направленности показалось спорные результаты.

Огромная историческая заслуга Карла Роджерса, что именно он способствовал формированию гуманной педагогики, психотерапии и психиатрии.

Подход Карла Роджерса — реакция на господствовавшую в его время авторитарную педагогику и психиатрию, не доверявшую людям и практикующую преимущественно жесткое и холодное формирование.

Его убежденность «Только создайте условия, личность вырастет сама!» (Душка против Силовика) дала многое для продвижения гуманистических идеалов, но одновременно затормозила более реалистичные подходы.

Роджерс верил в здоровое и позитивное ядро личности, откуда, как из семени, будет вырастать (актуализироваться) полноценная личность.

Однако, если ребенок рождается с болезнью Дауна, то естественным образом из такого ребенка полноценно функционирующего человека не вырастет. Нет данных, что все дети рождаются только и исключительно со здоровым личностным ядром. Напротив, есть наблюдения, что все дети рождаются разными, и врожденное позитивное ядро во многих из них изначально разглядеть трудно. Смотри Какими рождаются дети

Роджерс верил, что у каждого человека есть врожденная тяга с развитию.

Маслоу, впрочем, реалистично комментировал: «Человеку свойственны и иные, регрессивные, тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению.

Но нельзя забывать, что человеку свойственны и иные, регрессивные, тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению. Упиваясь рассуждениями о «личностном росте», мы рискуем внушить слушателям опасную иллюзию, особенно когда имеем дело с неоперившимися юнцами.

Читайте также:  Манипулятивные игры - психология

На мой взгляд, необходимой профилактикой против излишне легкого, поверхностного отношения к «личностному росту» должно стать тщательное исследование психопатологии и глубинной психологии человека.

Приходится признать, что многие люди предпочитают хорошему плохое, что личностный рост, часто будучи болезненным процессом, пугает человека, что мы не обязательно любим то лучшее, что даровала нам природа, нередко мы просто боимся его; приходится признать, что большинство из нас испытывает двойственное чувство к таким ценностям как правда, красота, добродетель, восхищаясь ими, и, в то же самое время, остерегаясь их проявлений. «Мотивация и личность»

Роджерс верил, что в процессе полной самоактуализации человек будет становиться полноценно функционирующим человеком, гармоничным внутри и гармонично взаимодействующим с окружением.

Если родился волчонок, он должен вырасти волком и охотиться за зайчиками.

Если в обществе зайчиков рождается волчонок и начнет актуализировать своей потенциал, гармоничные отношения с окружением не гарантированы.

Возможны (и, скорее всего, будут) конфликты: внешние, если он все-таки начнет грызть зайчиков, либо внутренние, если волчонок начнет бороться со своей природой и приучать себя кушать капусту.

В основе теоретических представлений Карла Роджерса лежит метафора о личностных семенах, точнее о личностном семени, поскольку Карл Роджерс рассматривал личность скорее как одно дерево, растущее из одного семени, а не как экосистему со множеством деревьев и множеством семян, которые могут быть как изначальными для экосистемы, так и заноситься извне. Метафора почвы и семян дает более широкую и объемную картину развития, когда развитие личности может запускаться и извне, в случае естественного занесения семечек извне или осознанной работы садовника.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/samoaktualizaciya_po_k

История современной психологии

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации (Rogers. 1961). Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать — дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка.

Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке — Роджерс называл это позитивным вниманием147, — то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле.

Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход скорее всего интериоризи — руется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях.

В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

147 Позитивное внимание — безусловная любовь матери к своему ребенку.

Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку.

Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте.

Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации.

Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

? открытость по отношению к опыту любого типа;

? намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

? способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

? чувство свободы в мыслях и поступках;

? высокий уровень творчества.

Роджерс описывает достигшего наиболее полного раскрытия человека в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализи — ровавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью» (On Becoming a Person) (Rogers. 1961).

Источник: http://bookap.info/genpsy/shults_istoriya_sovremennoy_psihologii/gl317.shtm

Карл Роджерс: Самоактуализация. Как помочь самому себе

Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-парке в семье убежденных протестантов. Когда он был подростком, семья переехала в Глен Эллен, где у Карла зародился интерес к сельскому хозяйству. В 1919 году он поступил в Висконсинский университет, решив специализироваться на сельском хозяйстве, но позже стал изучать историю, а потом еще и теологию.

На первом курсе университета Роджерса и десятерых других студентов отобрали для участия в полугодовой международной конференции христианской молодежи в Китае. После этой поездки Карл стал сомневаться в правильности выбора карьеры.

В 1924 году он окончил университет и поступил в Нью-Йоркскую объединенную теологическую семинарию, но в 1926 году перевелся в педагогический колледж Колумбийского университета .

В этом колледже Роджерс впервые стал изучать курс психологии.

Получив степень доктора философии в области психологии, Роджерс работал в Университете Огайо, Чикагском и Висконсинском университетах. Свой самый значительный вклад в развитие психологии ученый сделал в Висконсинском университете; речь идет о недирективной, центрированной на клиенте терапии.

Убежденный в том, что счастье клиента (или пациента) в его собственных руках, Роджерс в корне изменил роль психотерапевта; с его точки зрения, врач должен отказаться от чисто «технического» подхода и стать человеком, который указывает пациенту путь к счастливой жизни.

Психотерапевт обязан сочувствовать клиенту, уметь настроиться с ним на одну волну, быть исключительно позитивным. Кроме этого, Роджерс разработал теорию личности, в которой описал, как клиент видит себя и каким образом психотерапия способна изменить это видение.

Идеи и взгляды Карла Роджерса относятся к гуманистическому направлению в психологии. Он считал, что наука должна меньше фокусироваться на диагностике и больше на том, как человек может сам себе помочь стать, как формулировал Роджерс, полноценно функционирующим. Скончался Карл Роджерс 4 февраля 1987 года .

Самоактуализация

Карл Роджерс не был согласен ни с бихевиористами, утверждавшими, что поведение есть результат научения, то есть психических реакций, ни с психоаналитиками, которые фокусировались в основном на бессознательном и на биологических факторах. По его теории, человек выбирает модель поведения, основываясь на восприятии конкретной ситуации, и только ему самому достоверно известно, как он понимает окружающий мир.

Роджерс считал, что всеми людьми движет один фундаментальный мотив — стремление к самоактуализации.

Научные определения

Самоактуализация — это полная реализация человеком своего потенциала, в ходе которой он становится полноценно функционирующей личностью и достигает наивысшего уровня человеческого бытия.

Идеальная самость — это представление человека об идеальном себе. В это понятие входят цели и амбиции, и оно постоянно меняется.

Проще всего описать самоактуализацию, сравнив ее с цветком. Цветок не свободен, он ограничен конкретной средой обитания. Только при определенных условиях он может вырасти и расцвести, в полной мере реализовав природный потенциал. Конечно, люди — несравненно более сложные организмы, чем растени. Они развиваются в соответствии со своими личностными задатками и особенностями.

Карл Роджерс высказал предположение, что каждый человек от природы внутренне хорош и креативен. Деструктивным он становится только в том случае, если в его оценочном процессе доминируют внешние ограничения или низкая самооценка.

По мнению Роджерса, человек с высокой самооценкой, близко подошедший к достижению своей идеальной самости, способен смело встречать все жизненные вызовы и превратности судьбы, умеет переживать несчастья и неудачи, уверен в себе, исключительно позитивно настроен по отношению к себе, а также честен и открыт в отношениях с окружающими. А для высокой самооценки и высокой степени самоактуализации человеку необходимо достичь состояния конгруэнтности*.

Конгруэнтность

Если идеальная самость человека согласуется с его реальным жизненным опытом, он пребывает в состоянии конгруэнтности. Если же между идеальной самостью и фактическим опытом лежит огромная пропасть, то человек неконгруэнтен .

Визуальное представление концепции конгруэнтности

Абсолютная конгруэнтность встречается крайне редко. По утверждению Роджерса, чем больше представление человека о себе приближается к образу идеальной самости, к которому он стремится, тем более высокая у него будет самооценка и конгруэнтность.

Поскольку люди стараются, чтобы их реальное лицо как можно лучше согласовывалось с их представлением о себе, они часто используют психические защитные механизмы, например такие как подавление или отрицание, чтобы уменьшить ощущение угрозы, обычно сопровождающее переживание нежелательных чувств и эмоций.

Кроме того, Роджерс подчеркивал важность других людей в нашей жизни; он считал, что нам необходимо знать, что окружающие воспринимают и оценивают нас позитивно, потому что каждый человек от природы стремится к тому, чтобы его уважали, ценили, любили, относились с симпатией.

Отношение значимых для человека людей Роджерс делит на два типа:

1. Безусловное позитивное внимание. Человека принимают таким, каков он есть, особенно его родители, а также люди, мнение которых для него важно, например психотерапевт.

Читайте также:  Арифметика успешности - психология

В этом случае он не боится пробовать что-то новое и совершать ошибки, даже если их последствия могут оказаться весьма неприятными .

Если человек способен самоактуализоваться — значит, он, как правило, был окружен безусловным позитивным вниманием.

2. Обусловленное позитивное внимание.

Человек пользуется позитивным вниманием окружающих не потому, что его любят и уважают, а потому, что он ведет себя так, как они считают правильным, — например, ребенка хвалят за хорошее поведение.

Люди, которые всегда стремятся к похвале окружающих, скорее всего, в детстве были окружены обусловленным позитивным вниманием родителей, учителей и других людей.

* В практической психологии конгруэнтность означает согласованность разных элементов жизни человека, в первую очередь соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию. Прим. ред.

Из книги Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты»

Источник: http://paralife.narod.ru/samorazvitie/kleinman/karl-rodzhers-samoaktualizaciya-kak-pomoch-samomu-sebe.htm

Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии(Вахромов Е.Е.)

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей Бытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека.

Она считает главным направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе.

В центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Она предлагает теорию самоактуализации в качестве метода решения этой проблемы.

Развитие гуманистической психологии привело к тому, что многие социологи и футурологи, еще недавно отстаивавшие необходимость воспитания «человека адаптирующегося», сегодня говорят о необходимости для выживания и нормального развития цивилизации в целом создания условий для саморазвития и самосовершенствования «человека действующего». Сложность решения этой задачи связывавется с тем, что предпосылки к творческой, «надситуативной активности» (термин В.А. Петровского) вызревают на протяжении жизни лишь в процессе успешного решения человеком адаптационных, ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается и «вырастает» на протяжении жизни из человека адаптирующегося; способность к надситуативной активности надстраивается над сформированными социальными и индивидуальными компетентностями.

Самоактуализация и самореализация — это научные понятия, реферирующее определенные процессы в мире действительности. На глобальном, метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации, по К.

Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека».

На уровне человека А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни.

Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них.

То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам».

Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения.

И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей «самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют моим силам и возможностям, моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии, «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека.

Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ.

В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья.

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции.

Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля.

Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с (1) обретением подростком понятийного уровня мышления; (2) наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; (3) накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы.

Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) — это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) — имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus — поступок), имеющую вещественный результат. Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность.

Акт самоактуализации — это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией — «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) — в случае неудачи.

Литература:

1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. — М.: Международная педагогическая академия, 2001 2. Гуманистическая и трансперсональная психология. / Сост. К.В. Сельченок. — М.: АСТ, 2000. 3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1997 4. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999

5. Маслоу А. Психология бытия. — Киев, 1997

6. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. — М.: Смысл, 1997 7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1998

8. Роджерс К. Клиенто-центриролванная терапия. — Киев, 1997

9. http// vakhromov.narod.ru

Источник: http://hpsy.ru/public/x041

Ссылка на основную публикацию