Работающие правила — психология

Путь к высшей ясности — Семь правил практической психологии

Работающие правила - психология

• Статьи » Работа психолога » Семь правил практической психологии

Я написал эту статью годы назад. Обнаружил ее сегодня, случайно, в дебрях винчестера. Сейчас я написал бы это все иначе, но пусть будет, как есть (пару ремарок все же внес). В конце концов, лежат же здесь другие мои старые статьи…

Психолог – это такой человек, который, когда красивая девушка заходит в комнату, смотрит на всех остальных. 

В советские времена, как известно, не было секса. Менее известно, что не было и психологии. Причина проста — рабу незачем разбираться в душе, ни в своей, ни в чужой. Психолога постоянно путали с психиатром. «К психологу? Мне? Я  что, сумасшедший?»

С этим рабским стереотипом многие из нас вошли в двадцать первый век.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: ПСИХОЛОГ — НЕ ПСИХИАТР

Пациент впервые приходит на прием к психологу. На вопрос «Что вас беспокоит?» начинает сумбурно, прерывисто, маловнятно говорить, вздыхает, хватается за голову и. т. д. Так продолжается минут 10.

Психолог:

«Стоп, стоп, стоп… Я ничего не понял… Вы не могли бы начать все с самого начала..? «

Пациент, вздохнув, отвечает:

«Сначала я создал небо и землю.. » 

Психолог от психиатра отличается примерно так же, как хореограф  от протезиста. Ну, или как спортивный тренер от хирурга.

Психиатр и психотерапевт, в отличие от психолога — медицинские специальности, психолог же по идее должен работать со здоровыми людьми.

Психотерапевт работает с проблемным контингентом, а психиатр вступает тогда, когда остальное уже не помогает. Кстати, сами психиатры говорят, что по улицам ходит очень много их пациентов.

Функции психолога не всем понятны. Зачем он нужен здоровому человеку, если тот и так здоров?

Представьте себе общество, где не принято чистить зубы. Вообще. Нет ни зубных щеток, ни пасты…

Изо рта у всех дурно пахнет, зубы гниют, люди на кухнях обсуждают друг с другом, какая у кого зубная боль и какими домашними средствами они с ней борются…

Но это же у всех так, это же нормально, правда? Пойти к стоматологу — мера вынужденная и несколько даже неприличная. Известно, что дантист может только выдрать зуб, хотя далеко не многие имели личный опыт общения с этим специалистом.

Представили? Это очень похоже на общество без психологов.  Психология в сознании обывателя — нечто мифическое, из одного ряда с экстрасенсами и целителями.

Люди нервничают, ругаются, обсуждают на кухне свои конфликты, неприятные переживания и домашние средства, которыми они с ними борются… Но это же у всех так, это же нормально, правда? Пойти к психологу — мера вынужденная и несколько даже неприличная.

Известно, что он может только выслушать и прописать таблетку, от которой крыша съедет, хотя мало кто ходил на примем к психологу…

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: НЕРВНИЧАТЬ И РАССТРАИВАТЬСЯ ВОВСЕ НЕ НОРМАЛЬНО

Лекция профессора психологии:

— Коллеги, запомните два золотых правила психотерапии! Правило первое:  мелкие тревоги не стоят беспокойства. Правило второе: все тревоги — мелкие. 

Нравится ли вам испытывать  негативные эмоции? Хотите ли вы этого? Делаете ли вы это по своему выбору? Вы имеете право выбрать иное…

Есть цивилизованные общества, в которых неприлично злиться, нервничать… Конфликтовать с коллегами и грузить друзей своими проблемами считается столь же неприличным, как иметь нечищеные больные зубы. Для этого есть психолог и дантист. Но у нас почему-то потратить столько же денег на психолога, что и на стоматолога, считается непозволительной и излишней роскошью.

Достаточно, однако, иронии, и попробуем понять, что же может предложить психолог нормальному человеку с нормальными человеческими потребностями.

В первую очередь он вас выслушает. Это не так мало.

Я  не могу припомнить имени психолога прошлого или позапрошлого века, который считал, что возможность выговориться  сама по себе освобождает от многих душевных неприятностей. Он даже предложил всем желающим писать ему письма с изложением своих проблем. Он честно предупреждал, что вряд ли ответит всем, но тем не менее.

Другой психолог, его идейный противник, был очень раздосадован необоснованной популярностью своего коллеги и написал ему очень резкое письмо, разносящее в пух и прах его теорию. Однако, отправив письмо, он обнаружил, что успокоился. Будучи честным человеком, он лично отправился к адресату, чтобы извиниться за резкость и признать его правоту.

Тот, однако, рассмеялся — не стоит извинений, всю почту я сваливаю на заднем дворе…

Психолог, в отличие от описанного случая, выслушает вас внимательно. Даже более внимательно, чем приятель(ница), которому (которой) самому (самой) не терпится поделиться СВОИМИ горестями. «А я ей… А она мне…»  — «Это ладно, а вот у меня как было!..»

Психолог будет слушать вас внимательно, потому что может настать момент для вмешательства. Это будет, однако, не стереотипический «совет психолога», как говорит распространенное заблуждение.

Если вам позволяют доходы, то полезно независимо от наличия явных вопросов посещать психолога раз в неделю-две. Это позволит вам решить не только крупные, но и мелкие проблемы, и не допустить возникновения новых.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: ПСИХОЛОГ СОВЕТОВ НЕ ДАЕТ

Едут в поезде психолог и новый русский. Скучно новому русскому, он и говорит психологу:

-Cлышь, мужик, давай ты будешь угадывать мои мысли, за каждый правильный ответ  дам по 100 баксов.

Психолог испуганно:

-Да я же не экстрасенс, не умею мысли читать.

-Ну и что?

-Ну ладно, слушай. Ты, наверное, отдыхал где-нибудь, домой едешь?

-Правильно, мужик, держи 100 баксов!

-У тебя, наверно там женщина была, возвращаться к жене не хочешь?

-Молодец, мужик, держи еще сто баксов.

-Ты, наверное ее убить хочешь?

-Слушай, чувак, на тебе 1000 баксов!    

-А что так много?

-А потому что это уже не мысль, это уже идея! 

Психолог — не гуру всезнающий и не претендует на эту роль. Зато психолог не связан вашими стереотипами и привычками, и если ему покажется, что вы прошли мимо варианта решения вашей проблемы, он сможет указать вам на это.

Он не знает всего, что знаете вы о себе, зато он знает, как находить решения, и предоставляет это знание вам в пользование. Даже зная решение, он не станет вам его навязывать.

Он лишь постарается подсказать вам выход, либо попробует вместе с вами найти еще какие-нибудь варианты, но важно чтобы это было именно ваше решение.

Не стоит недооценивать умения психолога. Он несколько лет изучал то, что вам требуется для достижения душевного комфорта и еще какое-то время практиковался в применении этих знаний. Вы знаете, как это происходит, психолог же знает, как оно устроено.

Не стоит ждать от психолога и соответствия другим стереотипам — он вовсе не обязательно преувеличенно спокойный и доброжелательный собеседник. Есть масса техник, работающих через эмоции.

Психолог может задавать очень необычные и даже болезненные вопросы. «Что бы вы делали, если бы…», «Что бы вы чувствовали, если бы узнали, что…

» При этом ему может быть важен не ответ, а то, что вы услышали, поняли вопрос и найдете на него ответ, пусть даже когда-нибудь потом.

Вот вариант диалога психолога с клиентом:

— И что же вас беспокоит?

— Я постоянно ругаюсь с тещей, она пока не поскандалит, проснуться не может.

— А чего бы вы хотели вместо этого?

— Не ругаться.

— Ничего нельзя удалить просто так, можно только заменить. На какие отношения вы хотели бы заменить нынешние?

— Например на нейтрально-доброжелательные.

— И что вы можете сделать для этого?

— По крайней мере не наращивать скандалы самому.

— И с чего вы можете начать?

— Ну, хотя бы перестать огрызаться с первой реплики.

— Вам может помешать что-нибудь?

— Я, понимаете, завожусь…

— И как можно эту сложность преодолеть?

— Я буду вспоминать наш разговор.

— Хорошо, что еще вы можете сделать?

Обратите вынимание, что в репликах психолога нет никаких ссылок на обсуждаемый предмет. Попробуйте прочесть его реплики отдельно, вы увидите, что они могут относиться почти к любому вопросу. Это как раз одна из тех многих стандартных методик, о которых я говорил.

Не могу не вспомнить, как однажды я пригласил на один из своих тренингов Владимира Львовича Леви. Я был очень польщен этим визитом, и позже, когда он был у меня в гостях, спорсил, как ему мое занятие. Владимир Львович подумал и сказал: «Я задам вам пять вопросов…

» Он задал свои вопросы, я гордо ответил (как же, такое светило выражает интерес к моей работе), а получасом позже, выйдя покурить, осознал, что этими вопросами Леви раскритиковал меня в пух и прах.

Но сделал это так деликатно, что у меня был выбор, понять это или остаться в счастливом неведении…

Если совсем честно, то я могу и нарушить это правило, и все-таки дать совет. Но для этого я должен быть уверен, что от перескока через стадию поиска решения и формулирования аргументированной тактики, базирующейся на собственном опыте, клиент ничего не потеряет. Это нечастый случай.

А вот я даже целую статью написал об этом: «Почему психолог не дает советов?»

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: ПСИХОЛОГА УДИВИТЬ НЕЛЬЗЯ

Маньяк напал на женщину-психолога, изнасиловал, избил, ограбил и убежал. Реакция женщины: «Надо же… Такой молодой и уже столько проблем!» 

Каждому человеку его проблемы и переживания кажутся исключительно личными, неповторимыми и особенными. Это естественно, поскольку сравнить ему почти не с чем.

Для психолога же любая проблема представляет собой задачу, которая определенно имеет решение, и известно, как решать задачи такого типа. Поэтому удивить его вы не сможете, что бы вы ему ни рассказали. Я помню только один раз, когда меня удивили.

Но там было настолько замысловато закручено, что потребовалось полгода, чтобы вместе раскопать причины и понять способы решения.

Если даже к психологу приходит некто с сообщением, что его тяготит навязчивое желание по ночам убивать топором старушек, то первая возникающая в голове психолога мысль не о том, как это ужасно, а о том, на чем это желание может базироваться, и как с ним можно работать.

Вот даже сейчас, приведя этот пример, я задумался именно об этом.

ПРАВИЛО ПЯТОЕ: ПСИХОЛОГ НИ С КЕМ НЕ ДЕЛИТСЯ УСЛЫШАННЫМ

В XIX веке в одном доме, в соседних подъездах жили два психолога, принадлежавших к разным школам. Каждое утро они выходили из дому, встречались, один из них плевал в лицо другому, тот утирался, и они шли дальше.

Привратник дома, наблюдавший эту ежедневную картину, однажды не выдержал и спросил первого из них: «Простите, но я не могу сдержать любопытства: чем ваш коллега заслужил ваш ежедневный плевок?» — «Не знаю, — последовал ответ.

— Это ЕГО проблемы». 

Не потому, что психолог столь уж порядочен, хотя эта причина тоже может иметь место, а в первую очередь потому, что это невыгодно. К трепливому психологу никто не пойдет. Как максимум допустимо привести какой-то пример без имен и узнаваемых деталей.

На манер тайны исповеди. Я  помню даже спор, возникший однажды среди моих коллег, возможно ли разглашение сведений, полученных от клиента, на суде, если психолог вызван туда в качестве свидетеля. Большинство согласилось с тем, что репутация дороже.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: ХОРОШИЙ ПСИХОЛОГ ЭТО ТОТ, КОТОРОМУ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ

— Давай как психолог психологу, посоветуй, что мне делать: муж не любит  мою собаку!

— У тебя есть выход — отравить…

— Кого?

— Ну, у тебя есть выбор…

Любой психолог, разумеется, постарается наладить контакт, но не всегда это получается. Если что-то у вас не сложилось, не надо пытаться насильно подружиться, лучше сразу поискать другие варианты. Дело в том, что психолог с клиентом работают совместно, в паре, для чего требуется взаимное доверие и понимание.

Если такой контакт установить не удается, то грамотный психолог, чтобы не отпускать разочарованного клиента в пустоту с нерешенными задачами, отправляет его к коллеге, который, на его взгляд, более подойдет для данного случая. И это не должно быть поставлено в вину психологу.

Ко мне, случалось, приходили удачные клиенты от весьма более опытных моих коллег.

Психолог в своей работе учитывает и то, насколько ваши решения окажутся приемлемыми для тех, с кем вас сталкивает жизнь. Для этого есть даже специальный термин «экологичность». Тем не менее, приоритет остается именно за вашими потребностями.

Если, скажем, в приведенном выше примере с тещей окажется, что в результате работы с психологом теща осталась без привычной «утренней зарядки», то это будут ее проблемы, с которыми, кстати, она сможет в свою очередь обратиться к психологу.

Как выбрать психолога. Никто не обладает достаточными знаниями для того, чтобы по первому впечатлению определить, хороший перед вами специалист или нет. Но есть простой способ, который очень редко дает сбои: у вас с психологом должна быть взаимная симпатия.

Несколько более сложные критерии я вывел в статье «Как опознать психолога».

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: ПСИХОЛОГ НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ В ВАШУ ЖИЗНЬ 

Едут два психолога на велосипедах, один падает. Другой подходит к нему:

— Ты упал? Тебе больно? Ты хочешь поговорить об этом?

Если вы попросите психолога помочь вам в чем-то лично, подстраховать, переговорить с кем-то от вашего имени, то психолог поступит непрофессионально, выполнив вашу просьбу.

От психолога не надо ждать чего-то сверхъестественного. Он занимается исключительно вашей психологией. Он не может изменить вашу жизнь; он может только помочь вам понять, как это сделать, принять решение и поддержать вас в его выполнении.

Читайте также:  Большая группа - психология

Теперь немного о ценах. По Москве обычная такса — от 20 от 80 долларов в час (на момент написания статьи). Первый сеанс обычно два часа, и далее несколько по часу с интервалом в неделю.

Могут быть варианты и с оплатой, и с продолжительностью как встреч, так и всего сотрудничества.

Некоторые вопросы могут быть решены при помощи одной-единственной встречи, но даже и в этом случае психолог назначает еще одну встречу, чтобы убедиться, что не вылезло никаких побочных явлений.

Если личный психолог по каким-то причинам для вас недоступен, то имеет смысл обратить внимание на другую форму работы психолога – психологические тренинги. Их сейчас очень много, особенно в Москве.

Часто предлагается бесплатное посещение первого занятия (или его половины), чтобы оценить, насколько это то, что вам нужно.

Самый известный из тренинговых образовательный центров – клуб практической психологии «Синтон» под руководством Николая Ивановича Козлова, имеющий филиалы во многих городах хСНГ.

Я понимаю, что у всех разный доход и разные возможности, которые могут не совпадать с потребностями, поэтому по личным мотивам создал альтернативную стратегию ценообразования, которая должна устроить клиента с любым достатком. Мой прайс-лист.

Приложение:

Далеко не полный перечень вопросов, с которыми можно прийти к психологу или психотерапевту:

  • Самопознание и желание разобраться в себе
  • Трудности в общении и неуверенность в себе
  • Одиночество, заниженная самооценка
  • Депрессия, стрессы
  • Тревога, панические приступы, навязчивые страхи
  • Конфликтность и агрессия
  • Кризис среднего возраста и другие возрастные кризисы
  • Затруднения при принятии важных решении
  • Поиск работы и профориентация
  • Сложности на работе или в собственном бизнесе
  • Обостренное чувство вины или чувство долга
  • Снижение веса
  • Неразделенная любовь
  • Потеря близкого человека
  • Психологические травмы
  • Семейные и сексуальные проблемы
  • Добрачное консультирование и анализ совместимости
  • Конфликты и отсутствие взаимопонимания в семье
  • Измена, ревность
  • Развод, расставание
  • Незарегистрированный брак
  • Повторный брак
  • Дисгармония в интимной жизни
  • Проблемы сексуальной ориентации
  • Конфликты с детьми

Источник: http://r.eedd.cc/articles/7rulesofpsychology

Психология общения с людьми, 6 правил воздействия на личность

Психология общения с людьми, 6 правил воздействия на личность

Психология общения с людьми – это раздел психологии, изучающий особенности разновидностей общений, определения базовых правил, способствующих достижению успеха у собеседователя. Также направлена на ликвидацию трудностей при диалоге и страха общения с людьми.

Одним из основных правил общения является не только речь. Также немаловажным считается эмоциональный окрас беседы. Научиться быть хорошим собеседником очень просто, следует только понять принципы и правила, на которых основывается психология общения с людьми.

Общение является одной из основных социальных функций общества.

Классификация общения:

  • Дружеское.
  • Интимное.
  • Деловое.

Общение – это контактирование между людьми с целью обмена информацией и опытом, для ведения совместной деятельности.

Искусство общения является одним из главных и весомых жизненных опытов, которыми должны обладать люди. Это не зависит от социального положения, места работы или образа жизни, ведь психология общения с людьми присутствует в любом разговоре. Выражение лица, жести, мимика и интонация косвенно воздействуют на собеседника при разговоре.

Человеку, знающему, основные принципы общения, значительно легче изложить в правильном русле необходимую информацию, добиться определенных результатов и достичь успеха в общении с людьми.

Навыки общения с людьми как залог успешного авторитета

Для того чтобы научиться правильно общаться, понимать собеседника и доносить информацию выгодно для себя в процессе беседы, ученные выделили ряд правил, соблюдения которых поможет найти гармонии при любой беседе.

Основные правила в общении:

  1. Искренность.
  2. Улыбчивость.
  3. Обращение по имени.
  4. Умение слушать.
  5. Интересная информация.
  6. Значимость собеседника.

Учимся правильно общаться

Общение по правилам психологии выделяет ряд советов, которые помогут наладить контакт с собеседником и отточить личные навыки в этом нелегком деле.

В первую очередь необходимо при общении дать понять вашему собеседнику, что мнение о нем хорошее. Это расположит его к положительному общению, но также следует предоставить и свой авторитет.

Изложение информации должно быть доступно и понятно окружающим. Рекомендуется использовать эмоциональный окрас при разговоре, но в меру. При беседах один на один следует подстраиваться под собеседника, это поможет расположить его к себе.

Истинное проявление  заинтересованности к собеседнику. Поможет создать доверительную обстановку при разговоре.

Бесценное качество человека это умение задавать наводящие вопросы, способствующие дальнейшему выводу необходимой информации. И не стоит забывать, что при разговоре с людьми необходимо уметь слушать собеседников.

Не рекомендуется в начале ответа использовать слово «нет». Если собеседник для вас интересен, и вы не хотите создать между вами конфликт, отказать от предложения стоит корректно, не используя слово «нет».

Правильное общение — залог успеха

Соблюдая основные правила и навыки общения при наличии уверенности в себе можно с  легкостью добиться ошеломляющих результатов и стать одним из лучших собеседников.

Основные правила психологии общения с девушкой

Каждый образованный человек знает о правилах общения, приличия, этикета и так далее, нарушение которых в обществе недопустимы. Для мужчин также есть определенные правила, соблюдения которых поможет предстать перед представительницами прекрасного пола в лучшем свете.

10 правил общения с девушкой:

  1. Позитивный настрой.
  2. Оставаться мужчиной.
  3. Уверенность в себе.
  4. Не навязывайтесь.
  5. Удивляйте.
  6. Делайте комплименты.
  7. Умение слушать и слышать.
  8. Активное общение.
  9. Всестороннее развитие.
  10. Целеустремленность.

Ознакомившись с правилами, следует определить основные секреты общения с людьми в повседневной жизни и  половина успеха у вас в кармане.

Правильное общение с девушкой

Основные секреты успешного общения с девушкой:

  • Установка связи.
  • Поиск зацепки.
  • Интересная тема разговора.
  • Не обманывать.
  • Поддерживать беседу.
  • Интересные вопросы.
  • Говорить о девушке.
  • Правильные паузы.

Так же не стоит забывать о том, что важно в беседе искренность и невербальное воздействие. Умение поддержать разговор, как словом так и делом и взглядом не оставит равнодушной не одну девушку.

Причины боязни общения с людьми и методы их устранения

Сегодня существует такой вид социофобии, как антропофобия. Это заболевание, которое сопровождается навязчивым состоянием страха перед людьми. Оно заключается как в боязни появления в большом скоплении народа, так и в общении с людьми. В таком случает для ликвидации и лечения следует обращаться за помощью к специалистам.

Основные причины возникновения страха общения:

  • Низкая самооценка.
  • Наличие негативного опыта.
  • Отсутствие опыта общения.

Определив причины, приступаем к их ликвидации. Для начала следует понять и осознать наличие страха, и посмотреть на ситуацию со стороны. Принятие информации о наличии страха позволит начать работать над этой проблемой. Здесь следует убедить себя в том, что это не абстрактный страх, а ложное убеждение о его существовании.

Основное, что стоит делать в борьбе со страхом общения с людьми, это систематическая работа над самим собой. Этого возможно достичь, при проведении психологических тренингов и книг по психологии, тренировкой перед зеркалом, визуализация ситуации.

Процесс общения должен быть всегда легким, интересным и увлекательным. Достичь успеха можно только при наличии уверенности  в голосе, непринужденности в поведении, искренней улыбки на лице и ощущение полного внутреннего спокойствия.

Не стоит забывать, что формирование определенных качеств, навыков и умений различных приемов и техник общения происходит лишь с опытом. Поэтому не стоит бояться. Начинайте общение с близкими людьми или для маленьких аудиторий, постепенно увеличивая свои возможности.

Источник: http://womee.ru/sovety-i-pravila-psihologii-obshheniya-s-lyudmi/

7 правил психологии, которые стоит знать

Это 7 правил психологии, которые стоит знать. Потратьте немного времени на чтение и постарайтесь использовать в своей жизни.

1. Правило Зеркала

Окружающие меня люди — мои зеркала. Они отражают особенности моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я так хочу, я это позволяю. Если кто-то снова и снова обманывает меня, значит, у меня есть склонность к тому, чтобы поверить любому. Так что обижаться не на кого.

2. Правило Выбора

Я осознаю, что все происходящее в моей жизни есть результат моего собственного выбора.

И если сегодня я общаюсь со скучным человеком, значит ли, что и я такой же скучный и занудливый человек? Нет плохих и злых людей – есть несчастные. Если я разгребаю их проблемы, значит, мне это нравится.

Так что, не к кому предъявить претензии. Я сам причина всего, что происходит со мной. Авторы и творцы своей судьбы — мы сами.

3. Правило Погрешности

Я соглашусь с тем, что могу ошибаться. Не всегда мое мнение или мои поступки другие люди должны считать правильными. Реальный мир не только черное и белое, есть еще светло-серое и темно-белое. Я не ИДЕАЛ, я просто хороший человек и имею право на ошибку. Главное – суметь признать её и вовремя исправить.

4. Правило Соответствия

Я имею ровно то и ровно столько, чему я соответствую, чего заслуживаю, не больше, не меньше, касается ли это отношений с людьми, работы или денег. Если я не могу любить человека на полную катушку, смешно требовать, чтобы этот человек ТАК любил меня. Так что все мои претензии бессмысленны. И вместе с тем, когда я решаю измениться — меняются и окружающие меня люди (в лучшую сторону).

5. Правило Зависимости

Мне никто ничего не должен. Я же смогу бескорыстно помочь всем, кому могу. И мне это в радость. Чтобы стать добрым, надо стать сильным. Чтобы стать сильным, надо поверить в то, что я всё могу. А я верю! Но надо и уметь говорить «НЕТ!»

6. Правило Присутствия

Я живу здесь и сейчас. Прошлого нет, потому что каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я НАСТОЯЩИЙ. Есть повод порадоваться.

7. Правило оптимизма

Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, Душа радуется. Мой фитнес — солнечное лето, луг и речка. Пока я двигаюсь, пока ветер овевает кожу — я живу. Когда я смотрю телевизор, лежа на диване, или общаюсь с френдами в инете — я не в этом, а в потустороннем мире.

Источник: emosurf

Источник: https://ainteres.ru/7-pravil-psihologii/

Правила психологии

Правила психологии

Есть основные правила психологии, нарушив которые, мы рискуем быть не понятыми и  превратить все в искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей позиции. Некоторые из этих правил общения очень просты, знакомы каждому с детства.

7 Правил психологии

Первое правило психологии — Зеркало.

Окружающие меня люди — мои зеркала. Они отражают особенности моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я так хочу, я это позволяю. Если кто-то снова и снова обманывает меня, значит, я склонна к тому, чтобы поверить любому. Так что обижаться не на кого.

Второе правило психологии — Выбор.

Я осознаю, что все происходящее в моей жизни — есть результат моего собственного выбора. И если сегодня я общаюсь со скучным человеком, значит, я сама скучная и занудливая.

Нет плохих и злых людей – есть несчастные. Если я разгребаю их проблемы, значит, мне это нравится. Так что не к кому предъявить претензии. Я сама причина всего, что происходит со мной.

Автор и творец своей судьбы — я сама.

Третье правило психологии — Погрешность.

Я согласна с тем, что могу ошибаться. Не всегда мое мнение или мои поступки другие люди должны считать правильными. Реальный мир не только черное и белое, есть еще светло-серое и темно-белое. Я не ИДЕАЛ, я просто хороший человек и имею право на ошибку. Главное – суметь признать её и вовремя исправить.

Четвертое правило психологии — Соответствие.

Я имею ровно то, и ровно столько, чему я соответствую, чего заслуживаю, не больше, не меньше, касается ли это отношений с людьми, работы или денег. Если я не могу любить человека на полную катушку, смешно требовать, чтобы этот человек ТАК любил меня. Так что все мои претензии бессмысленны. И вместе с тем, когда я сама решаю измениться — меняются и окружающие меня люди (в лучшую сторону)

Пятое правило психологии — Зависимость.

Мне никто ничего не должен. Я же способна и могу бескорыстно помочь всем, кому могу. И мне это в радость. Чтобы стать доброй, надо стать сильной. Чтобы стать сильной, надо поверить в то, что я всё могу. А я верю!

Шестое правило психологии — Присутствие.

Я живу здесь и сейчас. Прошлого нет, потому что каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к легкой депрессии, преодолеть, которую достаточно сложно, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я НАСТОЯЩАЯ. Есть повод порадоваться.

Седьмое правило психологии — Оптимизм.

Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, Душа радуется. Мой фитнес — солнечное лето, луг и речка. Пока я двигаюсь, пока ветер овевает кожу — я живу. Когда я смотрю телевизор, лежа на диване, или общаюсь с френдами в ЖЖ — я не в этом, а в потустороннем мире.

Читайте также:  Ребенок требует развлечений: «поиграй со мной!» - психология

Так же интересно будет прочитать Интересные факты о психологии человека, чтобы лучше понять себя и других.

Если вам понравилось статья «Правила психологии», пожалуйста, оставьте свои комментарии или отзывы.

Источник: http://hzbolshe.ru/psixologiya/pravila-psixologii.html

Как работает психолог?

Время от времени у любого человека случаются тяжелые жизненные ситуации, которые он сам не в состоянии решить. Что же делать в таком случае? Очень многие советуют идти прямиком в кабинет к психологу и получить от него ценную консультацию по поводу той или иной проблемы.  Но как работает психолог? Давайте попробуем в этом разобраться.

Зачем нужен психолог

Безусловно, во время первого посещения данного специалиста могут появиться сомнение и недовольства по поводу работы специалиста.

Это совершенно нормальная реакция, так как доверия после первого сеансы работы могут добиться только совершенно уникальные специалисты.

Существует значительная разница в работе психолога, как разового консультанта и как специалиста, проводящего длительную терапию.

В психологической консультации основной целью обращения человека к психологу является решение краткосрочных проблем, касающихся различных жизненных ситуаций. Таким образом можно решить такие проблемы, как страх публичных выступлений, проблемы в семье, с детьми и прочие бытовые нестыковки.

Основной задачей психолога является терпеливое выслушивание клиента, после чего необходимо детально проработать целый ряд мероприятий, которые помогут человеку добиться своей цели. Работа психолога состоит из поиска причины эмоциональной нестабильности человека.

Очень часто такие люди были в детстве нелюбимыми детьми, поэтому на протяжении всей жизни они пытаются наверстать упущенное. Задачей психолога в данном случае является поиск наиболее верного пути решения данной проблемы.

После сеанса работы с психологом человек находит причину того, почему это с ним произошло и начинает самостоятельно справляться с проблемой.

Следующее, чего можно ждать после посещения кабинета психолога, это выяснение причин ваших личных проблем и неудач. Таким образом, если вы придете в кабинет к специалисту с просьбой, например, избавить вашего мужа от алкогольной зависимости, то он только разведет руками. Основное правило любого психолога – работать непосредственно с тем, кто пришел.

Направления и виды работы

 Основные направления работы психолога-практика – это:

  • психологическое просвещение, целью которого является знакомство родителей и детей с основными правилами психологии для того, чтобы избежать проблем во взаимопонимании в будущем;
  • психологическая диагностика, которая проводится в виде беседы с каждой конкретной возрастной группой;
  • психокоррекция;
  • психологическое консультирование;
  • психологическая терапия.

Таковы основные виды работ психолога. Психолог не врач, поэтому добиться положительного результата он сможет только после того, как проведет беседу. Можно также составлять различные анкеты или опросники, по результатам которых можно будет понять, что не так в психике человека. Но они не так эффективны, как беседы.

Принципы работы

Деятельность любого специалиста основывается на целом ряде принципов, соблюдая которые можно добиться желаемого результата. Итак, давайте ознакомимся с тем, какие принципы работы психолога существуют.

  • Не навредить консультируемому. Деятельность психолога должна приносить только положительные результаты, если же этого не происходит, то можно остановиться хотя бы на нулевых результатах.
  • Не делай оценки своей работы. Деятельность психолога должна оцениваться людьми со стороны или непосредственно консультируемым, но ни в коем случае нес самим специалистом.
  • Принцип беспристрастности. К своему клиенту необходимо относиться не предвзято, вне зависимости от того, кто он.
  • Принцип заранее имеющегося согласия пациента на психологическую работу с ним.

Психологическое вмешательство при работе с детьми

Если взрослые могут самостоятельно справиться со своими эмоциональными проблемами, то детям требуется помощь специалиста. Работа дошкольного психолога заключается в  психологическом консультировании детей и их родителей с целью преодоления сложнейших общественных и личных проблем.

Основной задачей психолога, который работает с детьми, является решение той проблемы, которая возникает у малыша и помочь ему познать себя и свою семью как ячейку общества в процессе социализации.

Целью консультационной работы является решение проблемы, которая внезапно появилась у ребенка. Решить её необходимо преимущественно при помощи специального анализа ситуации, нахождения баланса в отношениях внутри семьи и в коллективе.

Работа психолога с дошкольниками предполагает проведение первичной диагностики путем задавания вопросов, касающихся семьи и взаимоотношений её членов. В процессе работы психолог должен помочь взрослому и ребенку самостоятельно понять причины своих проблем. Давайте рассмотрим, в каких формах производится работа детского психолога.

  • Индивидуальная, то есть с каждым ребенком производится игровая работа;
  • Групповая, то есть составляются группы детей со схожими психологическими проблемами.
  • Совместная работа с ребенком и его родителем.

Работа педагога-психолога в школе проводится чаще всего в следующих направлениях:

  • индивидуальное детское психологическое консультирование;
  • коррекция личностных нарушений малыша (замкнутость, агрессия и так далее);
  • проведение развивающих мероприятий с группами детей;
  • индивидуальная оценка психологического развития каждого ребенка;
  • проведение консультационных бесед с взрослыми по поводу воспитания их детей.

Стоит отметить, что особо отличается от обычной работы психолога – работа психолога с группой риска. К такой категории можно отнести таких детей, пребывание которых в обществе грозит негативными последствиями для других детей. Такие малыши могут расти в семьях алкоголиков, в неполных семьях и так далее, поэтому именно на них психологу следует обратить более пристальное внимание.

Работа психолога-консультанта в общеобразовательном учреждении носит очень важный характер. Он может составить индивидуальный план работы с каждым проблемным учеником, следуя которому, он сможет освоить школьный курс.

Наличие психолога в преподавательском штате свидетельствует о том, что в детском коллективе отсутствуют серьезные конфликты, а если они и появляются, то решаются в незамедлительном порядке.

Детям очень нравится работать в кабинете психолога, так как детский специалист старается максимально привлечь к своей работе различные игровые и прочие интересные методы.

Работа психолога не так уж и проста, как кажется на первый взгляд, но, пользуясь его помощью в большинстве случаев можно избежать серьезных общественных конфликтов.

Источник: https://elhow.ru/rabota/professii/kak-rabotaet-psiholog

Как работает психолог. Часть 1

Как работает психолог. Часть 1

26.08.2009

Знание психологии делает жизнь сложнее, а применение — проще.

Олег Сатов

Психологическое консультирование — краткосрочная форма психологической помощи, дающая человеку возможность обрести душевную поддержку, снять негативное эмоциональное напряжение и восстановить эмоциональное равновесие посредством «исповеди», различных приемов «релаксации» (психологической разгрузки) и способов рефлексии (самоанализа).

С помощью специально организованного процесса общения и взаимодействия психолог-консультант помогает человеку, обратившемуся за помощью, актуализировать дополнительные психологические силы и способности, что в свою очередь, может обеспечить открытие его новых личностных возможностей для выхода из его трудной жизненной ситуации.

Психологическое консультирование имеет определенные задачи. Оно: помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, помогает обучаться новому поведению, способствует развитию личности.

Важным моментом психологического консультирования является разделение ответственности: ответственность за результат лежит не только на психологе-консультанте, но и на человеке, обратившемся за помощью.

То есть признается, что человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, а психолог-консультант создает условия, которые поощряют его волевое поведение. Психология дает возможность современному человеку стать на путь просветления.

Чем может Вам помочь психолог-консультант?

Тот, кто не понимает вашего молчания, вероятно не сможет понять и ваши слова.

Элберт Хаббард

Многие думают, что раз консультант, то непременно должен дать совет, наставить на правильный путь, рассказать решение проблемы. Поэтому, когда человек видит на сайтах предложение «задать вопрос психологу», то не чувствует в этом подвоха, пишет и часто заканчивает свой вопрос словами «что мне делать?».

Надо признать честно, что ни один профессиональный психолог не возьмет на себя ответственность заявить, что он знает ответ на этот вопрос. Главное, что отличает психологическое консультирование от обмена мнениями на интересующую Вас тему, и суть психологического консультирования в том, чтобы помочь человеку понять себя самому. А советами этого достичь не возможно.

В основе психологического консультирования лежат две гипотезы:

Первая состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача психолога-консультанта — помочь человеку встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы тот сумел им воспользоваться.

Вторая заключается в том, что человеку присуща потребность в отношениях, и что специальным образом построенные отношения могут стать помогающим инструментом.

Психолог-консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений. Здесь имеются в виду именно отношения между психологом-консультантом и человеком, обратившимся за помощью, (клиентом).

Суть их в способности и профессиональном умении психолога-консультанта создать безопасную обстановку, где клиент может говорить о чем угодно, зная, что его не будут критиковать, внимательно выслушают и все, что он расскажет, останется в тайне.

Работа же психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту определить то, чего он хочет и что необходимо изменить в жизни, и затем помочь достичь этих изменений.

Этика психолога

Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия.

Иммануил Кант

Этический кодекс психолога (укороченный вариант)

  1. Границы профессиональной компетентности. Психологи занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
  2. Запрет на «двойные отношения».

    (Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту). Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания работы, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.

    В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентом, он должен учитывать силу своего влияния и минимизировать вред, причиняемый внепрофессиональными отношениями.

    Психологи не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились или находятся в сексуальных, родственных или иных близких отношениях (Муж/ жена, друзья, хорошие знакомые, соседи и др.).

  3. Этические аспекты оплаты услуг психолога. Стоимость консультации психолог устанавливает самостоятельно и информирует о ней во время первого контакта с клиентом.

    Психологи воздерживаются от получения подарков и других услуг от клиентов.

  4. Уважение личности и суверенитета клиента. Психолог уважает личность и суверенитет клиента.

    В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака.

  5. Правило конфиденциальности.

    Психолог обязан обеспечить неприкосновенность информации, сообщаемой клиентом, и не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека.

    Во время научного или профессионального обсуждения (супервизии) психологи- консультанты должны устранить или изменить информацию, которая могла бы привести к идентификации клиента со стороны третьих лиц.

    Обсуждение информации, полученной от клиентов, допустимо в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми лицами, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

    Использование материалов работы с клиентом в публикациях или научных выступлениях допустимо только с согласия клиента и устранения из текста любых признаков, по которым личность клиента могла бы быть идентифицирована другими людьми.

  6. Правило «Не навреди». В своей профессиональной деятельности психолог исходит из интересов клиента.

    Психолог должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог обращается к коллеге за супервизией.

    Если личная проблема психолога становится непреодолимым препятствием и ограничивает его трудоспособность, психолог решает вопрос о прекращении работы с данным клиентом и передаче его другому психологу-консультанту.

  7. Этические аспекты начала работы психолога. Психолог начинает работу с клиентом только при условии его информирования.

    Информирование подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу по собственной воле и без нажима со стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы. Если клиент не может дать осознанного согласия, психологи получают согласие от тех людей, которые, в соответствии с законом, несут за него ответственность.

    В случае, если клиент не имеет совсем или имеет искаженное представление о специфике предстоящей работы, психолог в доступной для клиента форме проясняет необходимые вопросы, а так же информирует клиента о возможных последствиях предстоящей работы. При выяснении запроса клиента и определения целей работы психолог не поддерживает нереалистических целей клиента и не дает ему гарантий результата, достижение которого невозможно. Вне зависимости от того, кто оплачивает работу психолога, работа проводится только в интересах клиента.

  8. Этические аспекты прекращения работы психолога. Психолог прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах. Психолог обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением работы психолог выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы. Если продолжение работы психолога невозможно вследствие непреодолимых обстоятельств (переезд, состояние здоровья, потеря работоспособности и т.д.), он предпринимает необходимые действия для перехода клиента к другому специалисту.

Как понять, когда пора обращаться к психологу?

Жизнь меня порой колотит и трясет, Но от бед известно средство мне одно. В горький час, когда смертельно не везет,

Говорю, что везёт всё равно.

Психология — как здоровый образ жизни. То есть можно обратить на нее внимание, когда какая-то тема уже совсем «наболит» или «припечет». А можно предупредить кризис, обратившись к психологу как только заметите, что в какой-то сфере вашей жизни регулярно появляются сложности — а хотелось бы, чтобы их не было.

А вообще с психологом можно обсуждать не только проблемы, но и те темы, по поводу которых просто есть интерес, например: как сделать отношения с мужем более разнообразными? Как получать больше удовольствия от общения с ребенком? А можно ли получать удовольствие от работы? Как более полно реализовать мои таланты? В чем смысл моей жизни? В общем, обращаться к психологу можно уже тогда, когда вам захочется более глубоко исследовать какую-либо сферу вашей жизни.

Как найти хорошего психолога? Найти психолога достаточно просто — как правило это происходит по рекомендации знакомых или через интернет.

Но вот выбрать психолога, с которым именно Вам будет комфортно, с которым вы сможете свободно говорить о своих проблемах и переживаниях — это уже сложнее.

Многие клиенты меняют нескольких специалистов, прежде чем находят «своего», с которым дальше сотрудничают — это вполне нормально.

На что необходимо обратить внимание: психолог должен обязательно иметь профильное образование, должен быть вам чисто по-человечески приятен и не вызывать при встрече отталкивающих чувств. Многие психологи комментируют те или иные темы в газетах или журналах, пишут статьи или отвечают на вопросы — это дает возможность понять их мировоззрение и взгляды на разные проблемы.

Жизненные приоритеты

Профессор философии, перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько различных вещей. Когда начинаются занятия, он, молча, берет большую, пустую, банку и заполняет ее большими камнями. Затем спрашивает: — Банка была полна? — Да! — соглашаются студенты.

Тогда профессор достает коробку с маленькой галькой и высыпает ее в эту же банку. Он слегка поболтал банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями. Он снова спросил студентов: — Банка полна? Они рассмеялись и согласились, что банка полная. Тогда, профессор достает коробку песка и высыпает ее в банку.

Естественно, песок, заполняет все остальное пространство. Еще раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда из-под стола он ещё вытащил 2 банки пива и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись.

— Теперь, — сказал профессор, — я хочу, чтобы вы поняли, что это — ваша жизнь. Камни — важные вещи — ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы все еще полна.

Галька — другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок — все остальное, это просто мелочи жизни. Если вы, сначала, насыплете песок в банку, то не будет места для гальки и камней. Тот же самое и в жизни.

Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются критическими к вашему счастью. Заботьтесь, сначала о камнях, это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное — только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет пиво?

Профессор улыбнулся. Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива.

Продолжение следует 27 августа 2009 года

В статье использованы работы: З. Фрейда, А. Адлера, Ф. Виттельса, Э. Берна, К. Г. Юнга, В. Савельева, О. Сатова, Л.С. Выготского, С. Киркегора, Дили Еникеевой, А. С. Спиваковской, Д. Карнеги, Б. Хубера, Р. Мэя, А. Бебеля.

Источник: http://sportzal.com/post/2671/

9 правил хорошего психолога

Вы пришли на первый сеанс к психологу. О чем он должен вас предупредить на старте и на какие «сигналы» клиенту нужно обратить внимание при знакомстве? Чего можно ждать от профессионального консультанта, а на что рассчитывать не стоит?

Прежде чем включаться в короткую и тем более — в длительную психотерапию, клиенту стоит позаботиться о собственной безопасности. Она состоит из нескольких параметров. О чем обеим сторонам стоит договариваться «на берегу»?

Психолог-консультант Ирина Богораз считает, что при работе с клиентом важнее всего вопросы психологической этики.

Увы, в России работа психологов не регламентируется законодательно, и уже несколько лет ведутся дискуссии о том, что необходимо принять закон о психологических услугах населению.

Пока такой документ не принят на государственном уровне, каждое направление психологии создает свои этические кодексы. В чем-то они отличаются, в чем-то похожи.

С чего начинается психотерапия? Даже для тех, кто уже бывал в кабинете психолога, иногда становится откровением тот факт, что между участниками процесса заключается контракт.

«Это необязательно должен быть письменный договор, можно договориться устно, — говорит Ирина Богораз.

— Но по моему опыту — а я практикую 9 лет — на первой встрече клиент, как правило, волнуется и может забыть, о чем они договорились со специалистом. Поэтому я предпочитаю контракт на бумаге.

Это не юридический документ, это просто визуализация договоренностей, шпаргалка на будущее. Ее даже не обязательно подписывать — можно отправить на почту».

После выяснения запроса и подтверждения того, что психолог может взять себе этого клиента (бывают и «противопоказания»), в заранее подготовленный текст вписываются конкретные параметры, устраивающие обоих.

Сколько стоит одна сессия, за сколько времени психотерапевт должен уведомить клиента об изменении цены, как часто проходят встречи, какие последствия будут у опозданий и пропусков встречи — как со стороны клиента, так и со стороны терапевта.

«Это зависит от конкретного психолога: есть среди моих коллег те, кто требует полностью оплатить пропущенную сессию, если клиент не отменил ее за сутки или за несколько часов», — поясняет Ирина.

Часто это вынужденная мера — ведь не у каждого психолога есть свой кабинет и он оплачивает аренду, независимо от обстоятельств клиента.

«Об этом пункте и финансовых нюансах очень важно предупредить заранее. Меня удивляют коллеги, которые говорят: «Ну, вы приходите, а там договоримся».

О цене первой сессии и о стоимости последующих встреч необходимо заявлять до того, как клиент потратил свое время и приехал. Терапевт обязан создать безопасные условия для клиента, и контракт — устный или письменный — их основа». Там же прописывается, можно ли психологу вести записи.

Если клиент соглашается на письменное фиксирование, аудио- или видеозаписи сессий, то психотерапевт обязан хранить их в защищенном от третьих лиц месте. По первому требованию он обязан показать записи клиенту. Если клиент возражает против каких бы то ни было записей, даже в блокноте, психотерапевт должен подчиниться и положиться на собственную память.

Консультация должна проходить в «безопасном» пространстве, где нет посторонних людей, а самому процессу терапии не должны мешать звонки и сообщения в телефоне.

Есть «узкое место», о котором спорят психологи: можно ли использовать клиентские истории в публикациях, в саморекламе? С одной стороны, клиент может дать письменное согласие на это. С другой, клиент может увидеть в СМИ или соцсетях свою историю, прочитать комментарии и испытать крайне неприятные чувства.

«Я против использования конкретных примеров, — заявляет Ирина Богораз, — я придумаю сама подходящую иллюстрацию, если потребуется».

Но есть случаи, когда психотерапевт обязан нарушить это правило.

«Мы все существуем в правовом поле. Если клиент рассказывает мне о нарушении Уголовного кодекса, я обязана сообщить об этом в полицию. Поэтому в самом начале нашей терапии я должна предупредить о том, что не всю информацию стоит мне выдавать», — делится Ирина.

В некоторых случаях психотерапевт может или даже обязан отказать клиенту в работе.

«Есть такое понятие, как компетентность, — поясняет Ирина, — Если я, например, не специализируюсь на семейной терапии или психосоматике или не имею специального клинического и психиатрического образования и я понимаю, что передо мной «не мой» клиент, я обязана отказаться от него и, при желании, передать более компетентному специалисту. Иначе очень велик риск ему навредить».

Есть вопросы на грани клинической психологии или даже психиатрии, которые неопытный психолог может не разглядеть. Или — что хуже — заметить, но переоценить свои возможности. Это попросту опасно для клиента.

Клиенту не надо стесняться спрашивать психолога о его образовании, опыте, просить рекомендации других специалистов. Стоит навести справки, в конце концов. Клиент имеет право обратиться в институт, который выдавал диплом психологу, и написать жалобу в этическую комиссию о том, что его взял в работу специалист с неподтвержденной компетентностью.

Важно задавать вопросы о компетентности на стадии знакомства или до него, формулируя свой запрос.

При первой встрече необходимо уточнить, в какой парадигме работает специалист.

«Если клиент не терпит прикосновений чужого, то ему не место в кабинете телесно-ориентированного терапевта, — объясняет Ирина, — Если психотерапевт говорит, что работает в психоанализе, и при этом позволяет себе прикасаться к вам, — это сигнал тревоги. В этой парадигме запрещено не только трогать, но часто даже находиться во время сеанса в поле зрения клиента».

Психотерапевт следит за феноменами клиента, отражая то, что видит: как меняется выражение лица, поза, движения, темп речи. И возвращает клиенту его эмоции, делясь ощущениями и тем, что замечает, задавая вопросы. Но не с позиции всезнающего эксперта или советчика.

Если психотерапевт хочет поделиться своим опытом в похожей ситуации, то он должен прежде выяснить, готов ли клиент это принять и выслушать. Клиентское время — для историй клиента.

Профессиональный психолог никогда не позволит себе «шпилек», оценочных жестов или ухмылок. Так же, как и осуждать вместе с клиентом его друзей, родственников, детей, жен и мужей. Нейтралитет во всем!

Важно уточнить у психотерапевта, сколько часов терапии он прошел (и продолжает проходить) сам в качестве клиента, сколько супервизорских часов на его счету (супервизор — это психотерапевт, который помогает анализировать работу своего коллеги). Зачем это нужно?

«Чем работает психотерапевт? Он работает собой, собственной личностью. Хирург использует в операции стерилизованный инструмент.

Косметолог делает маникюр с помощью продезинфицированных ножничек и пилочек, — объясняет Ирина Богораз, — Чем тщательнее психолог ухаживает за собственным «инструментом», тем более идеальным зеркалом он будет для клиента, отражая его состояние и эмоции.

Тогда его собственные неврозы и проблемы не будут «фонить» клиенту. Если я регулярно разбираю их на личной или групповой терапии, то я несу личные сложности не в свой кабинет, а супервизору».

Чем чревата терапия с «непроработанным» консультантом? Психологи тоже люди, у них случаются разводы, неудачные отношения, ссоры и стычки с друзьями и знакомыми.

«В гештальт-терапии, в которой работаю я, это называется «поле». Часто я замечаю: если у меня какие-то проблемы, то ко мне идут клиенты с тем же самым. И очень важно, чтобы я эту тему прорабатывала не за счет клиента и его времени. Иначе не я для него, а он для меня».

Допустим, психолог, находясь в острой стадии развода, принимает даму в предразводном состоянии.

«Если у психотерапевта это не проработано, он может начать давать советы, сливаться с клиенткой, представляя себя на ее месте. Психолог уже не будет независимым, нейтральным и не увидит ситуацию со стороны. Он вовлечен в нее.

Профессиональная психотерапия — позиция извне, возможность посмотреть со всех ракурсов, не занимая ничью сторону.

Именно поэтому, кстати, в основных психологических парадигмах запрещено проводить терапию знакомым, близким и родственникам, чтобы не создавать двойных отношений и «не фонить».

В разных школах свои требования к отношениям «психолог — клиент» вне кабинета. Однозначное табу — сексуальные связи. В основных направлениях подобные случаи — верный шаг к дисквалификации и отлучению от психотерапевтической работы.

Есть школы, в которых даже находиться в одном помещении вне работы запрещено: если психолог оказался случайно в том же театре и ресторане, что и его клиент, профессионал обязан, не подавая вида, что они знакомы, покинуть зал. Иногда не разрешается даже здороваться при случайной встрече. Все зависит от профессионального кодекса конкретной школы.

Почему само профессиональное сообщество устанавливает такие жесткие рамки?

«Одно дело, когда мы встречаемся раз в неделю в рамках установленного времени, места, обстановки, правил, — объясняет Ирина, — Другое дело, когда вдруг вы, моя клиентка, берете у меня денег в долг и вовремя не возвращаете. Или я подвожу клиента на машине и не там его высаживаю. Та эмоция, которая возникает вне кабинета, оттягивает нашу энергию и внимание на себя, она выводит наши отношения с уровня нейтральных.

Нам достаточно эмоций и работы с ними в пределах кабинетного пространства. Для продвижения в терапии важно оставаться в заданных ролях — «психотерапевт» и «клиент». И приносить свои рефлексии в кабинет, а не выносить из него».

Есть и другой момент, связанный с безопасностью. Часто для клиента психотерапевт становится значимой фигурой, на которую переносится весь спектр чувств к другим значимым фигурам в жизни клиента (как правило, родителям). Матери или отцу сложно отказать. И психотерапевт, обладая этой властью, может злоупотребить ею, иногда даже сам того не ведая, и ранить клиента.

Отношения с бывшими клиентами в разных парадигмах регламентируются по-своему. В каких-то допускается общение вне кабинета уже через полгода, в каких-то спустя три года или пять лет. Есть школы, где «карантин» после терапии должен быть равен времени самой терапии».

Если во время сессии всплыла острая тема, которая вызвала у клиента бурю эмоций, психолог должен предупредить, что в течение 48 часов (или 72, или даже двух недель) нельзя совершать резких движений.

В таких случаях велик соблазн «вытащить меч» и пойти к обидчику — будь то старенькая мама, давно забывшая о нанесенных когда-то шестилетнему клиенту травмах, или начальник, удостоенный «справедливых претензий».

«Пусть клиент бушует и эмоционирует у меня — в безопасном пространстве кабинета, а не за его пределами. Для этого мы и работаем. Разумеется, без рукоприкладства в мой адрес — психолога бить нельзя», — комментирует Ирина Богораз.

Существует миф, что помочь может только психолог, испытавший то же самое, что и клиент. Если клиент пришел с разводом, то и психолог должен иметь такой опыт, если с утратой — то и тут иметь за плечами прожитое горе.

«Для того, чтобы помочь человеку, необязательно проживать его испытания, — убеждена Ирина Богораз.

— Да, по моим наблюдениям, психотерапевт, проработавший свой личный опыт, бывает более эффективным в терапии. Но это условие скорее дополнительное, а не обязательное. Бывают и обратные ситуации.

Если психолог продолжает горевать, вряд ли он сможет быть идеальным зеркалом для страдающего клиента».

Когда клиент приходит к психотерапевту, он должен чувствовать доверие и безопасность, чтобы максимально раскрыться и продвинуться.

«В психотерапии нет хороших и плохих специалистов. Кроме, разумеется, откровенных шарлатанов и вредителей, — говорит Ирина Богораз. — Есть психотерапевты, которые нам подходят или нет. Хороший психолог вряд ли будет восхвалять себя сам. Часто хорошего специалиста передают из рук в руки, по сарафанному радио. Это лучшая реклама.

И точно нельзя ждать от психолога, что он изменит ваших родственников, мир вокруг, вернет жену или счастье. Изменить себя и свою жизнь — это работа клиента. От того, насколько вы открыты и готовы к работе, зависит результат — ваше спокойствие, обретение смысла жизни и внутренней опоры».

Ирина Богораз – психолог-консультант.

Источник: http://www.psychologies.ru/articles/9-pravil-horoshego-psihologa/

Ссылка на основную публикацию