Интонации — психология

Роль интонации в общении

Интонации - психология

Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутреннее состояние культуры человека. Огромную роль в соблюдении правил речевого общения играет интонация. Без неё не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств:

— ударения (правильная постановка ударения – один из признаков грамотности и образованности: договор, позвонит, каталог, квартал, красивее, маркетинг, мышление, ненадолго, средства, ходатайство),

— пауз (паузы помогают говорящему формулировать предложения, а слушающему понимать информацию),

— тона (тон бывает высоким и низким, громким и тихим, приказным, сдержанным, чётким – тон раскрывает настроение и характер говорящего),

— тембра голоса (резкий, мягкий),

— темпа речи (быстрый, медленный).

Интонация может изменить значение слова. «Хорош!» – одобрительно восклицаем мы при виде роскошного букета цветов. Этим же словом в другой речевой обстановке можно выразить совершенно иной смысл.

Встретив на улице грязного, лохматого мальчишку, мы насмешливо произнесем, понижая голос на ударном гласном и протягивая этот звук: «Хо-ро-о-ош!» или «Гроза надвигается» может быть произнесено равнодушно, спокойно, сдержанно, с опасением, тревогой, ужасом или радостью, восторгом.

Интонация, как и мимика, жесты, может иногда рассказать больше, чем слова. Именно поэтому мы чаще доверяем интонации, чем прямому смыслу фразы.

ВАРИАНТ 2 ОБ ИНТОНАЦИИ

Несколько слов об интонации, ее компонентах, функциях в языке и возможностях использования в деловом общении.

Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. По свидетельству современников, древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Мы не всегда задумываемся, с какой интонацией нужно произнести фразу и как благодаря интонации меняется смысл высказывания.

Возьмем, например, слова «да» и «нет» в качестве ответных реплик в диалоге. «Да» может выражать согласие с собеседником, удивление, восторг, сомнение, отрицание… «Нет» — категорическое несогласие, размышление, сомнение…

Бернард Шоу очень тонко заметил: «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это написать».

Термин «интонация» происходит от латинского глагола intonare (громко произносить), но современное понятие «интонация» не имеет ничего общего с этимологией этого слова. Интонация — это совокупность звуковых средств языка:

— различные соотношения тонального рисунка (мелодики),

— интенсивности (громкости),

— длительности (темпа),

— фонации (тембра).

В высказывании интонация выполняет различные функции:

— коммуникативную (с ее помощью реализуются основные типы высказывания: вопрос, повествование, побуждение),

— выделительную, связанную, в частности, с логическим ударением,

— эмоциональную.

Остановимся на некоторых интонационных ошибках:

В первую очередь это касается мелодики фразы. Дело в том, что в последнее время распространились модные интонации, имитирующие английские.

Они типичны не только для молодежной среды, «падкой» на все западное, но встречаются и в речи некоторых телекомментаторов и общественных деятелей.

Например, нейтральная с эмоциональной точки зрения информация произносится повествовательно — при произнесении таким образом приобретает неуместную экспрессивность.

Для выражения эмоций стали активно использоваться американские и английские междометия: «вау, упс» и др. Такие вкрапления в русскую речь, произнесенные с английской интонацией, в деловом, особенно публичном общении выглядят крайне нелепо.

Существуют и другие недостатки речи, связанные с мелодикой. Часто речь говорящего слишком монотонна, а следовательно, невыразительна. Она «усыпляет» собеседника.

Важно также обратить внимание на то, что по законам этикета мы не имеем права перехватить инициативу в разговоре, пока слышим интонацию незавершенности у собеседника. В противном случае мы отвлекаем, перебиваем его.

Интенсивность (от франц. intensif — усиленный, напряженный) — тоже очень важный компонент интонации. Что касается делового общения, то для него, например, совершенно неуместна громкая речь: в общественных местах громко разговаривать не принято. Громкая речь обычно эмоциональна, но воспитанные люди не дают волю своим эмоциям в деловой обстановке.

Слишком тихий голос также нежелателен в деловом общении. Окружающие будут считать обладателя тихого голоса робким, неуверенным человеком или постоянно станут переспрашивать его. Если человек не хочет, чтобы его слова были услышаны посторонними людьми, ему следует общаться наедине с интересующим его собеседником, но не шептаться с ним на глазах у остальных коллег.

Темп (от итальян. tempo — время), или скорость речи, соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Исследователи считают, что темп речи с трудом поддается корректировке, в лучшем случае это удается сделать на короткое время.

Слишком быстрый темп речи свидетельствует о том, что человек очень взволнован. От слушателей требуется большое напряжение, чтобы следить за содержанием речи они быстро утомляются.

Слишком медленный темп речи говорит о том, что говорящий или с трудом подбирает слова, или не хочет говорить о чем-либо.

Пауза (от лат. pausa из греч. pausis — прекращение) — это временная остановка звучания, краткий перерыв. Деловому общению свойственны как короткие, так и длительные паузы. Чем торжественнее речь, чем официальней, тем больше в ней длительных пауз, например: заключительная речь на суде, официальное заявление, заключительное слово на научной конференции и т.д.

Тембр голоса (от франц. timbre — окраска, характер звука) — своеобразный «звуковой жест». Он очень индивидуален. Успех многих известных людей в известной мере приписывают тембру их голоса.

СМИ много писали о том, что когда Маргарет Тэтчер (премьер-мин Велик.) начинала политическую карьеру, она брала уроки техники речи и упорно работала над собой, в частности, из-за того, что ее высокий голос звучал неубедительно, неавторитетно и не подходил главе правительства, не вязался с политическим образом М. Тэтчер.

Считается, что высокий пронзительный тон голоса — раздражает, слишком низкий — утомляет. Но вообще низкий голос часто встречается у людей спокойных, самостоятельных, самодостаточных, уверенных в себе. Вряд ли будут воспринимать всерьез как делового партнера обладателя «писклявого» детского голоса.

В служебном общении необходимо следить за темпом и громкостью речи, пользоваться полным стилем произношения (не «глотать», то есть отчетливо произносить слова), соблюдать правила благозвучия речи; контролировать свой голос, который должен звучать по-деловому, уверенно, но в то же время дружелюбно.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/27523.html

О чем говорит интонация человека: психология разговора по телефону и техники управления голосом

О чем говорит интонация человека: психология разговора по телефону и техники управления голосом

При общении люди воспринимают информацию по трём каналам: жесты, интонация и слова. В телефонном режиме первый канал исчезает. Остаётся:
Интонация – влияет на 86%.
Слова – на 14%.
Клиенту не столько важно, ЧТО вы говорите, сколько КАК вы это делаете. Он вас не видит, и ему из-за этого некомфортно. Покажите ему себя, используя интонацию.

Что нравится клиентам?

Интонация – это язык эмоций. Она способна расположить клиента с первых секунд общения – или настроить против компании еще до озвучивания темы. Только представьте: чтобы ответить на звонок, человек отвлекается от важных дел, и слышит скрипучий усталый голос. Он заведомо не захочет продолжать разговор.

А какой голос нравится клиентам? 
 

Неприятный голосПриятный голос
МонотонныйС оживленной, меняющейся тональностью
Слишком быстро или медленноРазмеренно (оптимально 200 слов в минуту)
Низкий бархатный тембрВысокий, визгливый голос
Слишком громко или тихоГромкость меняется по ходу разговора
НеразборчивоЧётко
НеуверенноЭнергично
АпатичноВыразительно
Гнусаво (в нос)Выдерживает паузы

Некоторые операторы call-центра придерживаются универсального режима «безэмоциональности». Такие разговоры клиенту быстро надоедают, он теряет интерес и нить диалога.

Они слышат все недостатки

Вы можете сколько угодно говорить о преимуществах продукта, и вас могут не услышать. А вот малейший недостаток будет замечен – людям свойственно обращать внимание на изъяны.

Что может выдать интонация:

— Что вы развалилась на стуле или в кресле. 
Ваш голос кажется незаинтересованным и полным безразличия за счет того, что меняется угол диафрагмы и, соответственно, тембр голоса.

— Что вы устали, напряжены, опечалены. Это сложно скрыть за маской веселости.

— Что вы не уверены или слишком самоуверенны. Идеальный диалог оставляет после себя чувство теплой и дружеской беседы. Плохой – ощущение навязывания.

В разговоре участвуют не только голос, но и диафрагма, легкие, гортань. Поэтому ваша поза и выражение лица отражаются на характеристиках разговора.

Упражнения для интонации

Свой «интонационный пакет» мы получаем еще в детстве. Бывает и так, что базовая интонация у человека звучит как требование, утверждение или жалоба. И какими бы словами он не пользоваться для «закрытия» клиента, у него ничего не получается. Потому что надо работать над интонацией.

Упражнение для концентрации внимания оператора call центра

Перед звонком отстройтесь от личных переживаний и эмоций с помощью такого упражнения:

1. Напрягите мышцы. Стисните зубы, сожмите кулаки, подберите пальцы на ногах, втяните живот. Глубоко вдохните. Задержите дыхание и не спеша посчитайте до 5.

2. Медленно выдохните. Расслабьтесь и удобно расположитесь.

3. Сделайте еще один глубокий вдох.

4. 5 секунд дышите спокойно, почувствуйте расслабленность во всем теле.

5. Представьте себя в приятном месте: в гамаке, возле речки, в лесу. Удерживайте образ в голове.

6. Четко сформулируйте предложение, улыбайтесь и звоните.

Всегда улыбайтесь при разговоре. Да, человек на другом конце провода вас не видит – но он почувствует вашу улыбку. Да и лишняя доза эндорфинов вам не помешает.

Упражнение «Спор»

Представьте, что вы с другом побывали в театре. Вам понравилось, другу нет. Начинаете спор, выделяя разные слова и играя интонациями

— Постановка сильно понравилась всем зрителям (констатируете факт).

— Постановка сильно понравилась всем зрителям? (Друг недоумевает).

— Постановка сильно понравилась всем зрителям. (Настойчиво утверждаете).

— Постановка сильно понравилась всем зрителям? (Друг уточняет и ищет аргументы).

— Постановка сильно понравилась всем зрителям. (Стоите на своём).

— Постановка сильно понравилась всем зрителям? (Друг не унимается).

 — Постановка сильно понравилась всем зрителям. (Оканчиваете спор).

Можно подставить и обыграть любую другую фразу до бесконечности. В одном и том же предложении выделяйте ударением ключевое слово – понижайте голос и растягивайте буквы.

Понижать тон начинайте с ударного слога в слове (ПонрАвилась, сИльно). Остальные слова должны стать фоном. Однако, вне зависимости от важности фраз, предложение от начала и до конца должно быть внятным и чётким.

Такой приём придаёт окраску убежденности и уверенности.

Логическая мелодия

Вместо монотонности в речи оператора должна быть волнообразность. Начните разговор со средних тонов. Затем:

  • Повышайте голос, если развиваете мысль или если чувствуете, что разговор затягивается.
  • Понижайте голос при завершении мысли.

Сохраняйте звучность и чёткость на протяжении всего предложения.

Если у вас информационный звонок…

Говорите чётко, оптимально – 200 слов в минуту. Расставьте ударения по ключевым словам – продукте, выгодах, скидках. При развитии мысли – например, перечислении преимуществ, — повышайте интонацию. В заключении еще раз повторите суть, понизив тембр.

Если у вас продающий звонок…

Гибко реагируйте на изменение эмоционального состояния собеседника. Если он излучает позитивные чувства, подстройтесь под его тембр и темп разговора. Если злится – не отвечайте эмоцией на эмоцию, говорите мягким и терпеливым голосом. Если собеседник начал соглашаться, говорите тише, медленнее и понизьте тембр для логичного завершения.

Помните, что не следует подчеркивать интонацией продающие существительные или глаголы. Вы должны быть уверены, но не напористы. Проговаривайте все четкой ровной интонацией, делая паузу раз через несколько слов. И обязательно разбавляйте рассказ улыбкой.

Продавайте эмоциями!

Опыт разговора по телефону и интонационные техники хорошо получать на специализированных конференциях, которые проходят в крупных городах регулярно. На какие конференции о call центрах стоит пойти в ближайшее время, читайте в нашей предыдущей статье. 

Источник: http://indexcall.com/content/o-chem-govorit-intonaciya-cheloveka-psihologiya-razgovora-po-telefonu-i-tehniki-upravleniya-golosom

Значение голоса в общении

Значение голоса в общении

Общение это не только повседневный контакт с окружающими людьми, но и средство выживания в огромном мире. С помощью общения мы обмениваемся информацией, познаем друг друга и окружающую среду.

Читайте также:  Шкала самоуважения - сат - психология

Общаясь, мы удовлетворяем свою потребность воспринимать информацию и быть услышанным. Мы извлекаем массу удовольствие из общения с себе подобными и развиваемся.

В процессе общения человек использует вербальные и невербальные инструменты общения.  Без мимики, жестов, зрительного контакта общение становится сухим и неинформативным. Важнейший инструмент, который использует человек во время общения это голос.

Голос имеет много характеристик, которые тем или иным образом влияют на направленность и результат общения. Тембр, звучание, интонация голоса имеют огромное значение в процессе коммуникации.

  С помощью голоса можно расположить к себе или оттолкнуть оппонента, вызвать у него страх, ненависть, любовь, жалость или другие чувства.

С помощью голоса можно даже управлять другими людьми.

В результате многих исследований была доказана значащая роль голоса в процессе восприятия информации. Человеческая психика извлекает до 40% информации только из голоса.

Семантика и смысл слов при восприятии информации важны менее чем на 10%. Огромное значение голос имеет для людей, чья профессия связана с речью.

  В личных отношениях, конфликтных ситуациях, во время переговоров голос имеет определяющее значение.

Голос можно сделать мощным оружием для достижения цели и средством влияния на людей. Увы, никто не совершенен, и редко люди появляются на свет с поставленным и четким голосом. Есть люди, чей голос тихий, робкий, неубедительный. Даже если они говорят поистине правильные и неоспоримые вещи, соглашаться с ними нет желания.  

Люди, которые говорят четко и уверенно, с правильным тембром, поддерживают определенную интонацию, всегда вызывают интерес и желание прислушаться. Даже в том случае, если несут абсолютную чушь. Все это плоды длительной и упорной работы над усовершенствованием главного коммуникативного инструмента – голоса.

Если Ваш голос обладает нижеперечисленными качествами, то, скорее всего, Вы не будете услышанным и воспринятым собеседником.

  • Монотонность. Она способна вызвать только равнодушие относительно сказанной информации. Даже если смысл слов несет важный месседж. Если Вы говорите монотонно и одинаково на протяжении всего сообщения, то оно не вызовет абсолютно никакой реакции со стороны оппонента.
  • Неуверенность в голосе. Если Вы хотите в чем — то убедить собеседника, но сами сомневаетесь в собственных словах, Ваш голос это выдаст. Собеседник не поверит Вашим словам.
  • Бормотание. Характеризуется слишком тихим произношением вместе с неуверенностью голоса. Зачастую, такой голос вызывает у собеседника сомнения по поводу достоверности подаваемой информации. К тому же, бормотание часто ассоциируется с трансляцией отрицательной информации.
  • Слишком тихий голос. Тихая речь необычайно сложна для восприятия и анализа. Скорее всего, если Вы будете говорить тихо, Вас никто не станет слушать.
  • Громкий голос. Повышение голоса ассоциируется с проявлением агрессии. Слишком громким голосом проявляете свое превосходство над оппонентом. Громкий тон свидетельствует о потере контроля над ситуацией и желание запугать собеседника.
  • Резкость в голосе. Эмоциональная окраска голоса сильно влияет на собеседника. Он воспримет Ваше сообщение намного хуже, чем предполагалось, если Вы не сможете контролировать свои эмоции и придадите голосу ноту резкости.

Практические постановки голоса при общении

  • Следите за тем, чтобы интонация и тембр голоса отображали то, что вы хотите донести до собеседника. Если Вы видите, что собеседник теряет интерес к Вашим слова, измените тон голоса.
  • Присоединяйтесь к голосу партнера, чувствуйте его интонацию. Постарайтесь на подсознательном уровне показать ему, что вы «родственные души».
  • Говорите отчетливо и громко. Не стоит сильно повышать тон, так как это может вызвать обратную реакцию. Придайте голосу красок и чаще меняйте интонацию. Это позволит Вашему собеседнику быть в тонусе во время диалога.
  • Периодически пробуйте модулировать чужую речь. Будь то речь начальника, соседа или просто попутчика в транспорте. Это полезный прием, который позволит понять, как применять интонации и менять тембр.

Как овладеть голосом?

Следует помнить, что голос имеет 8 характеристик. Это резонанс, высота, дикция, интонация, ритм, тембр, громкость, тонус. На сегодняшний день существует большое количество методик, которые позволяют овладеть и развить любую из этих характеристик. С помощью регулярных тренингов можно досконально овладеть искусством грамотной постановки голоса и речи.

Тренинги проводятся в игровой форме. Это позволяет участникам преодолеть психологический барьер. Основной целью тренинга является «открытие» естественного голоса. Акцент делается на связи эмоции – интонации. Прорабатывается умение управлять эмоциями в ходе выступления.

Овладеть голосом можно только в процессе живого общения. Прочтение тематической литературы и практических рекомендаций не дает полной возможности развить потенциал голоса.

Чтобы сделать свое общение максимально эффективным и приятным, не следует так же забывать о других инструментах. Если в совокупности с хорошо отточенным голосом Вы будете использовать еще и невербальные способы воздействия, такие как мимика, жесты, визуальный контакт, Ваше общение будет приносить только пользу и позволит добиваться поставленных целей.

Только в процессе коммуникативного контакта человек растет морально и становится личностью. Взаимодействие с другими людьми учит нас любить, прощать, сочувствовать и сопереживать.  Чтобы чувствовать себя комфортно, человеку необходимо ощущать свою значимость в обществе. А значимость лучшим образом отображается в процессе коммуникации.

Источник: http://psychology-s.ru/znachenie-golosa-v-obshhenii/

Мысли управляют интонацией, интонация управляет всем (2014-02-26)

На первый взгляд может показаться, что в общении человека важную роль играют слова. С их помощью мы передаем собеседнику какую-либо мысль или информацию. Но на практике, в реальной жизни, слова могут произноситься с разными чувствами и эмоциональными окрасками. И в этом ключевую роль играет интонация голоса.

Какую роль играют знаки препинания?

Просматривая написанный или напечатанный текст, мы видим определенные знаки препинания. Они дают нам понять, на каком слове нужно остановиться и заострить внимание. Бывает, от расположения запятой может зависеть человеческая судьба – выживет или умрет человек. Поэтому не стоит преуменьшать значение знаков препинания ни в коем случае.

Однако, другое дело — общение с собеседником лично или разговор по средствам связи. Здесь интонация голоса, язык мимики и жестов играют несколько другую роль.

Стоит иметь в виду, какой тон и тембр голоса мы выбираем при общении с человеком. Очевидно, одни и тоже слова, произнесенные «по-разному», могут, как вдохновить, так и огорчить собеседника. Даже общепринятые и привычные приветствия, произнесенные разным тоном, могут многое сообщить об отношении человека к вашей персоне.

Выступающему следует заботиться о выразительности интонации, зная о том, что однообразность речи ведет к сонливости. Начинающим следует заострить внимание на интонировании знаков препинания. Помогут в этом следующие упражнения.

Упражнение «Вытяну ответ»

Говорили ли про Прокоповича?

Говорили ли про Прокоповича?

Говорили или нет?

При желании получить ответ, вопросы задаются с еще большей силой. Она нарастает с каждым последующим вопросом. При этом голос поднимается выше, темп фонетической линии изменяется в интонации. В третьем, последнем вопросе после самого высокого тона: «Говорили?» — звук понижается на словах «или нет?».

Ответь: когда восторг сменяет песни Молчанием? Тогда ли сон с листа Исходит, словно рой грядущих лестниц

Или перил последнего моста?

Марина Геллер

Почувствуйте, как при нарастании удивления (на словах песни, лестниц) фонетическая линия знака вопроса стремится вверх. Так и должно быть, поскольку нарастание удивления увеличивает диапазон голоса. При самом высоком удивлении вопросительную фигуру повторять можно на каждом слоге. Это приведет к усилению фразы.

Попрактикуйтесь на следующем тексте:

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокой!

Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой

Твои глаза не следуют за мной.

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор:

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?…

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?…

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?…

А.С. Пушкин

Чтобы передать всю силу и убежденность этих строк нужно владеть приемом «полного вопроса». Следует выражать голосом вопросительные знаки в различной его силе, со стремящейся вверх интонацией вопроса.

Двоеточие также является одним из действенных знаков препинания:

Небольшая пауза в интонации на этом знаке что-то рекомендует, подготавливает или указывает на то, что следует.

Так мимолетно перед нами Перепорхнула жизнь — и жаль: Всё мнится — зорь вечерних пламя

В последний раз открыло даль.

А.А. Блок

Враг отрицательности узкой, Всегда он в уровень шел с веком: Он в человечестве был русский,

В науке был он человеком.

Ф.И. Тютчев

В ораторской речи рекомендуется чаще пользоваться этим знаком препинания. Это привлечет внимание слушателей тем, что вы скажите дальше, а также позволит подготовить к восприятию нужного факта или мысли.

Очень важно правильно интонировать запятые и точки. Наша обыденная интонация рваная: без хороших загибов голоса на запятых и без ярко выраженного понижения голоса на точке. Запятая обладает необыкновенными свойствами, усиливая общение выступающего с аудиторией и крепче связывая его со слушателями.

В блеске, в румяном разливе огня, Ты потонула, ушла от меня; Я же, напрасной истомой горя, —

Летняя вслед за тобою заря.

А.А. Фет

Средства выразительности

1) Логическая пауза

Логические паузы очень важны. Они разделяют две различные фразы. Прежде всего, если пауза неуместна в каком-либо месте, то логика фразы будет нелепой. Иногда такая пауза может полностью исковеркать смысл сказанного. Поэтому, увеличьте логическую паузу, если связь между фразами не столь явная.

2) Логическое ударение

Немаловажная роль отводиться логическим ударениям. Любая языковая составляющая, как и фраза, имеет ключевое смысловое слово в своем составе. Для его выделения, человек либо сознательно замедляет речь, либо повышает голос при произношении, либо изменяет интонацию по высоте. На практике применяют несколько методов одновременно для создания логического ударения.

Вне всякого сомнения, сколько у нас языковых звеньев, столько и будет логических ударений. Но среди множества таких ударений всегда выделяется главное. Такое ударение называется фразовым.

Упражнение «Спор»

К примеру, вы с другом посмотрели кинопремьеру и обмениваетесь мнениями:

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей. (вы начинаете говорить)

Ваш приятель не согласен и пытается разубедить вас:

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей? (переспрашивает он, выражая недоумение)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей. (продолжаете вы, отстаивая своё мнение)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей? (переспрашивает товарищ, вновь отстаивая свою точку зрения)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей (вы стоите на своем)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей? (не унимается спорщик)

— Его сюжет сильно заинтересовал всех зрителей (утверждаете вы)

И так далее…

Каждый раз, произнося одну и ту же фразу, выделяйте ударением одно главное слово. Остальные – оставляйте безударными. При ответе на вопрос пытайтесь выделить главное слово путем понижения голоса и некоторого растяжения.

Понижение голоса на ключевом слове – отличительный признак мелодики в русской речи. Оно придает окраску убежденности и спокойствия в своей правоте.

Понижение тона начинается с ударного слога в слове: в начале, середине или в конце предложения.

Читайте также:  Метод: изоляция от источника проблем - психология

Например:

Велика сила мысли оратора

В этой фразе понижать голос следует с первого слова (сразу после ударного слога «ка»). Остальные слова идут вниз.

3) Логическая мелодия

Все люди говорят неровным голосом: он как повышается, так и понижается. В тех языковых звеньях, в которых развивается мысль мелодия речи восходящая. А там где мысль завершается – нисходящая. Логическая мелодия представляет собой изменение высоты тона. Она включает в себя логические паузы и ударения. Эти средства создают определенный ритм, мелодию развития и завершенности интонации.

4) Логическая перспектива

Нужно следить не только за логикой фразы, но и за всем выступлением. Каждая следующая фраза должна объяснять или дополнять мнение предыдущей.

Следует группировать их в логические завершенные части, в которых следует выделять ключевую фразу. Огромное внимание уделяйте главной мысли – она должна прозвучать как можно ярче.

Этого можно добиться, лишь расположив на заднем плане менее важные мысли.

Логическая перспектива делает речь обращенной к главному в тексте. Чувствуйте перспективу в слове, когда все слоги бегут под один ударный. Чувствуйте ее в предложении, когда все слова стремятся к главному.

Чувствуйте логическую перспективу в мысли, когда все предложения направляются к самому главному, где заключен центр мысли.

И чувствуйте ее во всем своем выступлении, когда отдельные части не затемняют основную идею, а выделяют ее ярко, убедительно.

Для техники владения таким средством выразительности нужно умело менять темп и ритм речи. Естественные переходы от медленного к ускоренному темпу речи делают интонацию не монотонной, а разнообразной.

Помимо логических средств выразительности существуют и эмоциональные. Ваша мысль будет звучать неубедительно, если вы не согреете ее чувствами.

Слова наполнятся эмоциями, когда вы проявите отношение к мысли должным образом. При этом в речи выступающего появятся отчетливо напряженные эмоциональные паузы и ударения, выражаемые желаниями, настроением и чувствами.

Их наличие желательно, хоть они и не всегда будут совпадать с логическими.

Интонационная мелодия исключительна и своеобразна, поскольку речь – живой процесс общения. Любая речь, сказанная человеком —  принадлежит только одной личности.

Понятие «интонация речи» — многообразно, как результат проявления какой-либо задачи при определенных обстоятельствах.

Однако изучение общих закономерностей возникновения интонации и степень натренированности голоса в интонировании позволят эффектнее проявиться уникальности каждого человека.

Под действием испытываемых чувств меняется интонация голоса

Многогранность речи человека

В нашей речи отсутствуют буквальные знаки препинания – они передаются с помощью интонации, дополняясь языком жестов. По факту, она располагает 15-20 разными нотами, что свидетельствует о ее многогранности.

Каждая речь имеет свою неповторимую мелодию звучания, по причине которой, выступающий удерживает внимание аудитории. Здесь действует психология интонации, позволяющая достигнуть определенных результатов.

Можно добиться различных результатов, произнося слово разным тоном:

1) При разговоре о формальных вещах, речь в основном однообразна

2) О сомнении или озадаченности сообщит слегка усиленный тон голоса незначительной глубины

3) Резкое падение тона, свидетельствует о категоричности мысли

4) При плавной смене интонации, можно отметить эмоциональные переживания собеседника: грусть или сожаление

Всего в русском языке шесть основных видов интонаций, каждая из которых имеет свой ударный слог:

1) Повествовательная

Для нее характерно ровное произношение всей фразы.

Например:

Мне нравится, что вы больны не мн?ой,

Мне нравится, что я больна не в?ами,

Что никогда тяжелый шар земн?ой

Не уплывет под нашими ног?ами.

2) Вопросительная

В вопросительной интонации происходит повышение тона в начале фразы и ее понижение в конце:

Во ско?лько ты будешь дома? Ты уже купи?л молоко?

3) Восклицательная

Она выражается повышением тона к концу предложения:

Како?й зака?т! Ка?к прекрасен вечер!

Неправильная интонация

Она может быть монотонной или разнообразной. Многое в отношениях людей зависит от эмоциональности рассказанного. Потому что она передает чувства гораздо больше, чем слова. Главное – ее адекватность тому, о чем ты говоришь.

1) Однообразная

Монотонная интонация разрушает общение. Если вы произносите все слова на одной ноте, не ждите хорошего впечатления. В лучшем случае вы будете выглядеть, как неряшливый студент, пересказывающий никому не нужный доклад.

Для того чтобы убрать этот недостаток, тренировать голос следует как расширяя диапазон, так и меняя высоту тона. В речи даже одна ударная гласная может звучать различно мелодически: тон голоса повышается «рА», остается неизменным «ра» и понижается «Ра».  Следует развивать свой голос для свободной модуляции фраз.

Монотонность говорит о неуверенности или о полном равнодушии к слушателям и неумении преподать себя. Она создает атмосферу чего-то неинтересного, неэмоционального, неживого. Будьте искренними, раскованными, улыбайтесь миру – ваши эмоции засияют, как радуга. А вместе с ними появится полная гамма интонаций в вашем голосе.

2) Чрезмерно порывистая

Если вы кричите, затем что-то шепчите, взрываетесь эмоциями, резко разговариваете, будто бы спите – задумайтесь о своем психическом состоянии. Ваша высокая  эмоциональность будет говорить о склонности к истерикам или о слишком поверхностном восприятии мира.

Будьте сдержанными, учитесь управлять своим состоянием. Тогда, вы сможете более осознанно управлять как своими чувствами, так и голосом.

Иначе беспричинный громкий смех, истеричные визгливые фразы или слишком вялые сценические вздохи могут испортить отношение к вам окружающих людей.

3) Излишне высокий тон говорящего

Такая интонация раздражает слушателей, неприятно действуя на их слух. Если у вас высокий голос – понижайте его с помощью любых упражнений на понижение тона.

4) Слишком низкий тон

Это происходит, в основном, при отсутствии увлеченности и энтузиазма выступающего. Но все это исправляется с помощью тренировок для развития диапазона голоса.

5) Скудная выразительность

Тоже одна из причин, которую следует отметить. Говорящий недостаточно выражает значительные слова и повторяющие интонационные фразы.

Полезные советы

Русская речь имеет волнообразный характер. Как правило, мелодика нашей речи то понижается, то восходит. В основном, это повествовательные предложения. Потому стоит начинать свою речь со средних тонов. Это хорошая возможность менять интонацию в процессе произношения. Также необходимо связывать эмоции с интонацией. Повышайте голос, если рассказ затягивается, понижайте – при его финале.

Умелому оратору известно, что после ударного слова громкость голоса должна уменьшается. Иногда бывает, что в конце предложения голос едва различим. Бывает, проглатываются окончания слов. Здесь без специальных тренировок никак не обойтись. Вне зависимости от положения ударного слова, ваш голос должен быть сочным и внятным на протяжении всего предложения.

Если вы хотите добавить в свою речь яркие оттенки – тренируйтесь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями. Такие упражнения  могут быть очень интересными, так как помогут вам, пользуясь голосом, проявлять безразличие и любопытность, спокойствие и раздраженность, заинтересованность и волнение. Согласитесь, приятно владеть своим голосом со всей полнотой и в любой обстановке!

Вернуться к содержанию

Источник: http://vashgolos7.ru/intonaciya-golosa.html

В гармонии с собой

В гармонии с собой

Ежедневно мы общаемся с разными людьми, и, на первый взгляд, может показаться, что главная роль в общении принадлежит словам, которые мы произносим во время разговора, ведь посредством слов мы доносим до собеседника свою мысль или какую-то информацию.

Однако, я думаю, каждому из нас встречались люди, с которыми приятно говорить даже «ни о чем». А есть и другие – которые говорят вроде бы приятные вещи, но с ними чувствуешь себя неуютно и хочется поскорее закончить общение.

А все почему? А потому, что одно и то же слово, одна и та же фраза, произнесенные с разными эмоциональными оттенками может быть воспринята по разному. Одно и то же слово, произнесенное с одной интонацией, может окрылить, а произнесенное по-другому, лишить последней надежды.

Даже самое обычное «здравствуйте» может наблюдательному человеку многое сказать о взаимоотношениях людей.  Учеными было обнаружено, что слово «здравствуйте» можно произнести 40-а различными способами.

С человеком можно поздороваться радостно, равнодушно, вкрадчиво, иронично, пренебрежительно, презрительно и т.д. и т.п.

Поведение человека во время разговора как зеркало отражает уровень его воспитанности, уровень его внутренней культуры, его отношение к собеседнику, его настроение и душевный настрой, его эмоциональное состояние. И одним из главных индикаторов душевного состояния человека является интонация.

Интонация – индикатор теплоты и взаимопонимания во взаимоотношениях.

Интонация – это язык подсознания.

Как говорил известный немецкий лингвист и философ Карл Фосслер: «Интонация это «душа слова»» (правда, вместо «интонация» он использовал слово « акцент»).

А поскольку во время разговора на человека оказывает воздействие не столько смысл слов, сколько интонация, то нередко причиной конфликта могут стать самые обыкновенные и безобидные слова. И дело тут не в их смысле, а в интонации, с которой они были произнесены.

К примеру, вернувшегося с работы мужа жена спрашивает:

– Ты хлеб купил?

И этот самый обычный вопрос может вызвать конфликт, потому что обычная повседневная фраза прозвучала агрессивно, с нотками недовольства в голосе.

Причина может заключаться в затаенном недовольстве жены тем, что муж уделяет ей недостаточно внимания, о чем она ему открыто не говорит.

А поскольку интонации действуют моментально в обход всякой логики, реакция мужа на этот самый обычный вопрос, но высказанный агрессивным тоном, может быть самой неадекватной. Слово за слово – и разгорелся конфликт, казалось бы, на пустом месте.

Кстати, вполне возможно, что недовольные нотки в голосе жены относились не к мужу: просто она устала или у нее плохое настроение – неприятности на работе, кто-то нахамил в транспорте или что-то еще. Но муж-то воспринимает интонацию на свой счет.

Вот почему так важно следить не только за словами, но и за тем, каким тоном они произносятся.

Интонация во время разговора играет колоссальную роль. С помощью интонации человек порой осознанно а чаще всего и сам того не сознавая,  передает свое отношение к предмету разговора, к человеку, с которым он разговаривает, и выдает свое эмоциональное состояние.

Без преувеличения можно сказать, что голос в общении с окружающими является важнейшим инструментом, вот почему так важно уметь им правильно пользоваться. Интонации – это ни с чем не сравнимое, очень действенное средство убеждения. Поэтому, если вам нужно донести до человека какую-то важную информацию, важно выбрать верную интонацию, важно это правильно сделать,.

Человек может рассказывать что-то очень нужное и важное, но говорить это неуверенно, монотонно, бормотать, говорить слишком тихо или чересчур громко и агрессивно. В этом случае, скорее всего, он не будет услышан собеседником.

А тот, кто в совершенстве владеет своими интонациями, без сомнения, обладает очень большим преимуществом.

Источник: http://v-garmonii-s-soboi.ru/?p=12358

​О чем говорит интонация оператора: техники управления голосом и психология разговора по телефону

Люди воспринимают информацию при общении по трём каналам: слова, жесты и интонация. В телефонном режиме второй канал исчезает. Остаётся:

-слова – влияет на 14%;

-интонация – на 86%.

Абоненту не столько важно, ЧТО вы говорите, как то КАК это вы делаете. Вас он не видит, и из-за этого ему некомфортно. Используя интонацию, покажите ему себя.

Что клиентам нравится?

Интонация – это язык эмоций, который способен с первых секунд разговора расположить клиента – или еще до озвучивания темы настроить против компании.

Поэтому для бизнеса очень часто оптимальным решением становится аутсорсинг персонала, который в совершенстве владеет данным языком эмоций, а не только информацией о продукте.

Только представьте: человек отвлекается от своих важных дел, чтобы ответить на ваш звонок, и слышит усталый скрипучий голос. Он не будет иметь ни малейшего желания продолжать разговор.

Какой голос нравится абонентам?

Приятный голос

  • С оживленной и меняющейся тональностью
  • Визгливый, высокий голос
  • Размеренный (оптимально 150 слов в минуту)
  • По ходу разговора меняется громкость
  • Выдерживает паузы
  • Энергичный
  • Выразительный
  • Чёткий
Читайте также:  Безупречный эксперимент - психология

Неприятный голос

  • Низкий бархатный тембр
  • Монотонный
  • Слишком быстрый или медленный
  • Слишком громкий или тихий
  • Неуверенный
  • Неразборчивый
  • Гнусавый (в нос)
  • Апатичный

Некоторые операторы колл-центра придерживаются универсального «безэмоционального» режима обслуживания клиентов. Такие разговоры абоненту быстро надоедают, и он теряет нить диалога и интерес.

Клиенты слышат все недостатки

Оператор может сколько угодно рассказывать о преимуществах продукта, но его могут не услышать. Но вот малейший недостаток обязательно будет замечен – так как людям свойственно замечать изъяны и обращать на них внимание.

Что может выдать интонация:

— что вы опечалены, напряжены, устали.

За маской веселости — это сложно скрыть.

-что вы развалилась в кресле или на стуле.

Ваш голос кажется полным безразличия и незаинтересованным за счет того, что изменен угол диафрагмы и, следовательно, тембр голоса.

— что вы слишком самоуверенны или не уверены.

Идеальный диалог после себя оставляет чувство дружеской и теплой беседы. Плохой же – ощущение навязывания.

Участвуют в разговоре не только голос, но и легкие, гортань, диафрагма. Поэтому на характеристиках разговора отражаются ваше выражение лица и поза.

Упражнения для интонации

Еще в детстве мы получаем свой «интонационный пакет». Бывает так, что у человека базовая интонация звучит как требование, жалоба или утверждение. И какими он не пользоваться бы словами для «закрытия» клиента, ничего не получается у него. Потому что работать надо над интонацией.

Упражнение «Спор»

Постарайтесь представить, что вы побывали в театре с другом. Вам понравилось, а другу нет. Начинайте спор, играя интонациями и выделяя разные слова.

Констатируете факт: «Всем зрителям спектакль сильно понравился».

Друг недоумевает: «Всем зрителям спектакль сильно понравился?».

Настойчиво утверждаете: «Всем зрителям спектакль сильно понравился.»

Друг уточняет, а также ищет аргументы: «Всем зрителям спектакль сильно понравился?»

Стойте на своём: «Всем зрителям спектакль сильно понравился.»

Друг не унимается: «Всем зрителям спектакль сильно понравился?»

Оканчиваете спор: «Всем зрителям спектакль сильно понравился.»

Можно до бесконечности обыгрывать и подставлять любую другую фразу. Выделяйте в одном и том же предложении ударением ключевое слово – растягивайте буквы и понижайте голос.

Начинайте понижать тон в слове с ударного слога (СИльно понрАвилась). А фоном должны стать остальные слова. Однако, не зависимо от важности фраз, предложение должно быть чётким и внятным от начала и до конца.

Этот приём придаёт окраску уверенности и убежденности.

Упражнение для концентрации внимания оператора колл-центра

Отстранитесь перед звонком от эмоций и личных переживаний с помощью такого упражнения:

  1. Сожмите кулаки, стисните зубы, на ногах подберите пальцы, втяните живот. Напрягите мышцы. Глубоко вдохните и задержите дыхание. За тем не спеша сосчитайте до пяти.
  2. Медленно выдохните. Удобно расположитесь и расслабьтесь.
  3. Сделайте еще раз глубокий вдох.
  4. Пять секунд спокойно дышите, почувствуйте во всем теле расслабленность.
  5. Представьте себя в приятном месте: в лесу, возле речки, в гамаке. В голове удерживайте образ.
  6. Четко сформулируйте предложение, улыбнитесь и звоните.

При разговоре всегда улыбайтесь. Да, на другом конце провода человек вас не видит, но вашу улыбку он почувствует. Да и вам не помешает лишняя доза эндорфинов.

Логическая мелодия

В речи оператора вместо монотонности должна быть волнообразность. Со средних тонов начните разговор. Затем:

  • Если видите, что разговор затягивается или же если развиваете мысль – повышайте голос.
  • А при завершении мысли понижайте голос.

Сохраняйте чёткость и звучность на протяжении всего предложения и разговора.

Если у вас продающий звонок…

Реагируйте гибко на любое изменение эмоционального состояния абонента. Если позитивные чувства он излучает, подстройтесь под его темп и тембр разговора. Не отвечайте такой же эмоцией на эмоцию – если злится, говорите терпеливым и мягким голосом. Если соглашаться начал собеседник, понизьте тембр и говорите медленнее, тише для логичного завершения.

Если у вас информационный звонок…

Чётко говорите, оптимально – 150-200 слов в минуту. По ключевым словам расставьте ударения – выгодах, скидках, продукте. При развитии мысли – к примеру, перечислении преимуществ, — стоит повысить интонацию.

В заключении понизив тембр, еще раз повторите цель и суть звонка. Но если у вас нет времени или возможности подбирать и обучать персонал, то аренда операторов – то, что вам нужно.

Они проходят специальное обучения и владеют всеми навыками убеждения.

Помните, что интонацией продающие глаголы или существительные подчеркивать не следует. Вы должны быть не напористы, но уверены. Четкой ровной интонацией проговаривайте все, через несколько слов делая паузу. И обязательно разбавляйте улыбкой рассказ.

Продавайте эмоциями!

Источник: http://cartli.ru/articles/o-chem-govorit-intonatsija-operatora-tehniki-upravlenija-golosom-i-psihologija-razgovora-po-telefonu

Независимый сайт о заикании

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.

Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя.

С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части.

Проти-вопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность — важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика — чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

В вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. Голос к концу фразы понижается при утвердительной интонации (сообщение).

Логическое ударение — выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется — это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза — деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

• пауза короткая по длительности для добора воздуха — знак «запятая» < , >; • пауза между речевыми тактами — знак «косая черта» < / >; • пауза между предложениями более длительная — знак «две косые черты» < // >;

• пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков — знак «три косые черты» < /// >.

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания.

Ды-хательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для рече- и голосообразования и собственно говорения.

Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм речи. Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, — пишет К.С. Станиславский, — это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют «музыкальной»».

Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. — И. П.

), типичные для переживаемых чувств».

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

:

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Модель фиксированности на своем дефекте

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.

) и наши собственные наблюдения, мы делаем попытку рассмотреть модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся.

Правомерность такого подхода, в частности, подтверждается результатами сравнительного исследования подростков, проведенного под нашим руководством Г.И.Ангушевым.

Проведенное исследование позволило ему сделать вывод, что различие между заикающимися и свободно говорящими выражается у первых не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. Эта специфика проявляется не в какой-либо одной отдельной функции, а во всей совокупности психических процессов.

читать дальше >>

Приемы самомассажа в устранении заикания. Общие сведения

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж.

Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания.

Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

читать дальше >>

Система и технологии коррекционной работы по преодолению заикания: Регуляция эмоционального и мышечного состояния

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением.

Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д.

Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность.

Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением.

И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

Источник: http://stuttering.su/node/119

Ссылка на основную публикацию