Психотехника общения параноика — психология

Психотехника изучения партнера по общению (стр. 1 из 2)

Психотехника изучения собеседника — это умелое использование наблюдателем приемов, предназначенных для постижения в процессе общения психологических особенностей людей. Недооценка этих психологических факторов равносильна движению вслепую.

Илья Исакович Аминов, кандидат психологических наук, психолог-консультант.

Термин «техника» употребляется в русском языке в различных смыслах. Одно из них восходит к греческому слову, имеющему значение «искусный, искусство, мастерство». Психотехника изучения собеседника — умелое использование наблюдателем средств и приемов, предназначенных для оперативного постижения психологических особенностей лиц непосредственно в процессе общения.

Умение пользоваться психотехникой реализуется через приемы наблюдения, анализа, воздействия. Техника — это всегда детали, тонкости, которые отличают подлинного мастера от дилетанта. Она во многом зависит не только от объекта, задач, условий, в которых выполняется наблюдение, но и от психологических особенностей личности наблюдателя.

Недооценка этих психологических факторов равносильна движению вслепую.

Предлагаемая психотехника включает в себя шесть основных приемов, являющихся звеньями эффективного изучения лиц в процессе общения:

1. Приемы подготовки к изучению;

2. Приемы эффективного слушания;

3. Приемы активного выявления диагностически значимых реакций;

4. Приемы саморегуляции наблюдения;

5. Приемы анализа данных изучения;

6. Приемы контроля данных изучения.

Достоинством приведенной модели, на наш взгляд, является то, что она охватывает все этапы (стадии) психологического изучения лиц в процессе общения: организационно-подготовительный — прием «1»; основной — приемы «2», «3», «4»; заключительный — приемы «5» и «6».

Прием подготовки наблюдателя к психологическому изучению собеседника. Без цели, без задач наблюдение как таковое не существует. Достигается это благодаря следующим правилам.

Правило постановки задач на наблюдение.

Важно не упустить из поля зрения, держать под контролем то, что необходимо выявить в собеседнике в каждом конкретном случае, предварительно уточнив, какие внешние проявления подлежат фиксации.

Наблюдатель в значительной степени должен быть ознакомлен с ними, а также с системой группировки наблюдаемых признаков в отдельные блоки и с применением различного рода сокращений и символов.

Это правило задает алгоритм составления первичного психологического портрета собеседника.

Правило ориентации на поведенческо-психологические особенности собеседника. В повседневном общении становится важным гибкое и объективное понимание человека посредством изучения не только его статических (личностных) черт, но и динамических проявлений, таких как:

настроение, актуальные переживания: удивление, безразличие, интерес; неуверенность, стыд, смущение и др.;

мотивы (побудительные причины) общения: стремление показать свое превосходство, поиск продуктивных контактов, поиск покровителя, оказание помощи, стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и др.;

намерения (внутренняя подготовка совершить сиюминутные действия): желание взять слово, чтобы высказать свое мнение или критическое замечание, намерение встать и уйти, стремление защищать свою точку зрения и др.;

занимаемая позиция (предрасположенность действовать определенным образом): противодействовать, содействовать или уклоняться от предстоящего контакта и др.;

линия поведения (проявление позиции в общении): искренность — лживость, маскировочные действия, уловки и т.д.

Необходимо учитывать и то, что собеседник может в любой момент что-то скрывать о себе, что-то себе приписывать, демонстрировать себя не таким, какой есть на самом деле.

Ему нередко могут быть присущи и черты «хамелеона», когда он меняет позицию и стиль поведения при общении с различными категориями людей.

Данная точка зрения определяет, что поведение собеседника и его внешние проявления определяются не только личностными свойствами, качествами, но и ситуацией общения.

Правило ориентации на общую структуру личности собеседника. При составлении первичного психологического портрета собеседника целесообразно мысленно ориентироваться на анализ следующих параметров личности:

направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);

психическое образование (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);

характерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам действительности: отношение к другим людям (общительность или замкнутость, тактичность или грубость); отношение к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность); отношение к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость);

психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);

социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения);

биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства).

Перебирая в сознании этот перечень, следует использовать то, что имеет значение для конкретной ситуации общения, а затем приступить к содержательному выявлению параметров личности собеседника.

Прием эффективного слушания, способствующего самораскрытию собеседника. Умение слушать обычно недооценивается, но ошибочно думать, что слушать — значить не говорить. Это активный процесс проникновения во внутренний мир собеседника. Рассмотрим здесь два важных правила слушания: нерефлексивное (не отражающее, «впитывающее») и (рефлексивное — отражающее, с обратной связью к говорящему).

Правила нерефлексивного слушания наиболее просты. Нужно всего лишь использовать такие несложные приемы, как внимательное молчание и минимальную словесную реакцию типа «Хм-хм» или «Ага». Хорошо уже то, что здесь нет перебиваний.

Более того, просто «Хм-хм» или кивок головы, наклон в сторону говорящего, установление зрительного контакта может вдохновить говорящего на довольно продолжительную беседу. Сигналы реакций наблюдателя могут быть самыми разными, лишь бы они не содержали оценки или суждения.

(Например: «А?», «Так-так», «Да?», «Понимаю», «Правда?».)

Иногда внимательно выслушать партнера оказывается вполне достаточным. Однако во многих случаях одной лишь словесной реакции мало, например, когда собеседник ошибочно принимает ее за ваше согласие. Тогда необходимо вступить в беседу и высказать свою точку зрения на сообщение более подробно, чем «Угу», то есть перейти к рефлексивному слушанию.

Правила рефлексивного слушания. Здесь наблюдатель вступает с собеседником в отношения обратной связи, не исключающие элементов оценки или суждения. Это служит средством контроля собеседника со стороны наблюдателя, дает знать возбужденному и встревоженному собеседнику, что его понимают, сочувствуют, хотят помочь. Данное правило предусматривает следующие способы реагирования:

отражение эмоциональных состояний говорящего: «Я Вас понимаю», «Мне кажется, что Вы чувствуете», «Вероятно, Вы несколько расстроены»;

эмпатийные ответы: «Представляю, что Вы чувствовали», «Будь я на Вашем месте, я бы не меньше был расстроен», «Я так же, как и Вы, негодую»;

обращение к собеседнику за уточнением: «Что Вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это», «Повторите, пожалуйста»;

перефразирование — формулировка мысли партнера своими словами: «Как я Вас понял», «По Вашему мнению», «Можете поправить меня, если я Вас неправильно понял»;

резюмирование основных идей и чувств собеседника: «Если подытожить сказанное Вами, то», «Вашей основной мыслью является».

Понимать чувства партнера желательно всегда, но не всегда полезно произносить это вслух. Если наблюдатель поймет собеседника глубже, чем он того хотел, и прямо выскажет это, результат может оказаться противоположным — тот закроется. Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собеседнику в душу со своим «пониманием».

Прием активного выявления диагностически значимых реакций собеседника. Опытный наблюдатель не ждет пассивно, когда интересующий его человек разоткровенничается. Он выявляет психологические особенности собеседника с помощью данного приема и его правил. При этом важно особо учитывать первую реакцию партнера по переговорам.

Правила активизации диагностически значимых реакций собеседника при зондировании:

формулировка прямых вопросов;

использование пристального взгляда («глаза в глаза») с выражением сомнения в достоверности утверждений собеседника;

нарушение интимной зоны собеседника (менее 45-50 см), приближение к нему сзади, сбоку, спереди;

использование вопросов-ярлыков («Не так ли?», «Не правда ли?»), снижающих критичность восприятия собственных слов;

использование рекомендации «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа: «Вам удобнее сейчас или позже?», «Вы сами сделаете это или с помощью…?», «Как я должен, на Ваш взгляд, поступить: так или…?»;

умышленное отражение жестов собеседника.

Следование правилам модификации (изменения) ситуации общения также может помочь наблюдателю вызвать и изучить те особенности в поведении собеседника, которые его интересуют (например, искренен он или лжив). Среди них:

создание ситуации дефицита чего-либо;

использование сообщников, которые играют различные роли;

создание условий хорошей освещенности лица собеседника;

определенная расстановка мебели в помещении, где происходит беседа, либо соответствующее расположение собеседника по отношению к наблюдателю (повышению авторитета наблюдателя будет способствовать его размещение за большим массивным столом на стуле с высокой спинкой, стул собеседника должен иметь низкую спинку и отстоять от стола наблюдателя на максимальном удалении);

Читайте также:  Стимул - психология

Источник: http://MirZnanii.com/a/204636/psikhotekhnika-izucheniya-partnera-po-obshcheniyu

§ 2. Психотехника профессионального общения

     Профессиональное общение предполагает владение богатым психологическим инструментарием (методами, приемами, техниками) и умение его творческого применения. Речь идет об овладении психотехникой общения. Термин «психотехника» является соединением двух греческих слов.

Первое — psyche (душа) известно как первая составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к психике. Второе — techne (искусство, мастерство).

Таким образом, психотехника — это искусство управления психикой, причем как своей (например саморегуляция), так и психикой другого человека (например психологическое воздействие).

К основным психотехникам, обеспечивающим профессиональное общение, можно отнести следующие: техника психологического воздействия; психотехника определения внутреннего состояния человека по внешним поведенческим признакам; техника установления психологического контакта и доверительного общения; психотехника конфликтного взаимодействия.

     Проблема естественного общения в контролируемой, «искусственной» ситуации решается через овладение навыком рефлексивного анализа ситуации. Рефлексивный анализ или рефлексия имеет два основных значения:

     1. Самопознание, анализ собственного поведения и своих личностных характеристик (ауторефлексия).

     2. Умение поставить себя на место другого человека, думать, размышлять с его позиций (т.е. как он, а не как вы на его месте), и на основе этого прогнозировать его поведение и развитие ситуации.

     Чтобы научиться профессиональному общению, необходимо овладеть техникой рефлексии. Для этого надо знать, какие бывают виды рефлексии и как ими пользоваться.

Виды рефлексивного анализа

     1. Ауторефлексия или саморефлексия — анализ собственной личности, собственного поведения. Здесь нарабатывается опыт самопознания и через него — опыт познания других людей. Чем больше опыт познания себя, тем лучше вы разбираетесь в людях.

     2. Проективная рефлексия — анализ ситуации, которая должна произойти с вашим участием. Анализ своих позиций и вариантов поведения, анализ позиций и возможных вариантов поведения других участников ситуации. На основе этого строится общая схема развития ситуации.

     3. Ретроспективная рефлексия — анализ прошедшей ситуации. Проверка правильности линии своего поведения, совпадения или несовпадения развития ситуации с результатами проективной рефлексии. Выявление ошибок, их учет и поиск верных решений.

     Только постоянное обращение к этим видам рефлексивного анализа позволит сотруднику сформировать у себя свой личный рефлексивный алгоритм. Он должен включать в себя единицы анализа ситуации и может выглядеть следующим образом:

     1. Определение пространственно-временных рамок ситуации. Здесь очерчивается место и время анализируемой ситуации.

     В то же время, очень важно помнить, что необходимо учитывать и ситуации уже происшедшие, но имеющие актуальные связи с анализируемым эпизодом, т.е. нельзя анализировать ситуацию, вырывая ее из контекста развития событий.

     2. Фиксация целей общения. Осознание того, что необходимо достичь в данной ситуации каждому из ее участников, насколько явными (декларируемыми) или скрытыми (маскируемыми) будут эти цели.

     3. Определение соотношения целей участников общения. В первую очередь, это оценка совпадения или противоречия целей. В случае совпадения ситуация определяется как сотрудничество, в случае противоречия — как потенциальный или явный конфликт.

     4. Оценка понимания ситуации ее участниками. Речь идет о том, насколько партнеры по общению осознают истинные, а не внешне декларируемые цели друг друга.

     Например, обе стороны воспринимают ситуацию, как конфликтную, или одна из сторон «не видит» скрываемого противодействия.

     Еще интереснее представляется ситуация, когда цели участников противоречат друг другу, но они, понимая это, внешне осуществляют «позитивное» взаимодействие.

     5. Учет правил поведения в ситуации. Под правилами понимается общепринятое мнение о допустимости и недопустимости поведения в конкретных ситуациях. В первую очередь, здесь имеется в виду поведение в социальных ситуациях.

Наиболее типичными из них являются следующие: официальные события; личностное взаимодействие с близкими друзьями и родственниками; случайные, эпизодические встречи со знакомыми; формальные контакты (в магазине, на работе и т.п.); ассиметричные взаимодействия (ситуации руководства и обучения); конфликты и переговоры.

Знание и соблюдение правил поведения в этих ситуациях позволяет самому правильно спланировать ход общения, а также просчитать варианты поведения собеседника.

     6. Ролевые позиции участников ситуации. Ситуация общения представляет собой сложное переплетение социальных и психологических ролей. Эффективность воздействия, способность своевременной фиксации и преодоления барьеров общения зависит от правильного учета и анализа собственно психологических ролей.

     Наиболее эффективным для этого представляется подход Э. Берна (подробнее мы рассмотрим его в разделе, посвященном конфликтному взаимодействию). Следует помнить, что любая роль предполагает определенную модель поведения, ролевые вербальные и невербальные характеристики.

     7. Определение проблемы, которую необходимо решить в данной ситуации. Исходя из анализа перечисленных параметров ситуации, мы не столько определяем проблему (как правило, она очевидна), сколько определяем конкретные задачи и пути их решения.

     Если мы анализируем ситуацию в режиме проективной рефлексии, то поиск решения проблемы осуществляется до наступления реальной ситуации, т.е. мы готовим план (проект) схемы деятельности в конкретной предстоящей ситуации общения. Жизнеспособность и эффективность этого плана (проекта) будет зависеть от того, насколько адекватно мы смогли «просчитать» каждый из параметров ситуации.

     В случае ретроспективной рефлексии мы проверяем свой план (если он был подготовлен) или анализируем уже прошедшую ситуацию по рассмотренным параметрам.

     Ретроспективный рефлексивный анализ позволяет увидеть ошибки проективной рефлексии, а также определить, какие из параметров ситуации не были учтены или были определены неверно.

     Очевидно, что освоение техники рефлексивного анализа требует времени и постоянной работы со всеми видами рефлексии.

Только постоянный анализ ситуаций общения, как при подготовке к ним (проективная рефлексия), так и по завершении общения (ретроспективная рефлексия), позволит сделать схему анализа ситуации своим личным психологическим инструментом.

Более того, в результате этой работы формируется своя схема анализа, которая будет содержать только те единицы анализа ситуации, которые «работают» для конкретного человека.

Освоение такой схемы, точнее, присвоение ее как личной психотехники позволит перевести это умение на подсознательный уровень. Известно, что подсознательное отражение образуется из сознательного в случаях, когда действия человека (в том числе мыслительные операции) автоматизируются (доводятся до автоматизма) и перестают сознательно регулироваться.

     Естественно, что процесс автоматизации схемы рефлексивного анализа ситуации намного сложнее, чем автоматизация действий, например, по управлению автомобилем.

Вместе с тем, это единственный путь (исключая методики специальных психологических тренингов), позволяющий самостоятельно научиться делать контролируемое общение, общение в сложных, ответственных ситуациях естественным, не вызывающим скованности и напряженности.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_917_chapter_43__2._Psikhotekhnika_professionalnogo_obshhenija.html

Лучшие психотехники успеха

Рассмотрим еще один вариант развития событий. Допустим, весовые категории несопоставимы. Это вы выступаете в роли подчиненного или просителя, это вам приходится ждать у дверей кабинета, а затем вымаливать нужную подпись. Да, теперь роли поменялись: теперь вы – жертва, а ваш оппонент – благодетель. Так воспользуйтесь этим на все сто!

Психологическое айкидо сложнее психологического карате, и даже на тренингах отрабатывать приведенные здесь техники приходится дольше. Но, согласитесь, что неплохо иметь туз в рукаве, когда общаешься с человеком, который сильнее, важнее, выше вас по социальному статусу или от которого вы по какой-то причине зависите.

Айкидо также позволяет справиться с недовольными «каратистами», так и ждущими случая на вас надавить. Ваша цель в этом случае – отстоять свою позицию, но при этом не спровоцировать конфликт или разрыв отношений с собеседником.

Необходимо ненавязчиво направить беседу в более благоприятную для вас сторону. Суть айкидо в том, чтобы отвлечь противника от основной темы разговора или же заранее продемонстрировать, что вам известны все его претензии, и принести свои извинения.

«Повинную голову меч не сечет» – таким образом вы лишите собеседника психологического оружия.

Опытные бизнесмены активно используют психологическое айкидо во время переговоров и общения с важными клиентами, терять которых ни в коем случае нельзя (особенно если те настроены негативно).

Данные техники позволяют воздействовать на множество психокомплексов: великодушие, жалость, чувство вины, превосходство («важному человеку» надо показать, как вы его цените и уважаете), жадность, любопытство и т. п.

Читайте также:  Личностная тревожность - психология

Прием «Открытая дверь»

Вы должны быть хладнокровны и выдержанны. Здесь поможет техника «дверного проема»: представьте, что вы – открытая дверь, в ней пусто, ничто не задерживается. А потому придирки и критика не должны производить на вас ни малейшего впечатления. Кстати, состоянию «открытой двери», так же как и состоянию «киборга», я обучаю на своих тренингах. И это приносит отличные результаты!

Прием «Роли»

Прежде всего, заранее попытайтесь подстроиться под противника.

Если перед вами старая и авторитетная женщина, сыграйте роль эдакого «милого сынка». Если перед вами дама, которая отчаянно молодится, «прикиньтесь» молодым любовником. Если оппонент значительно моложе, можно притвориться «своим в доску» отцом или старшим братом. Не смейтесь, люди ловятся на хорошее отношение!

Прием «Зеркало»

Еще вам поможет умение превращаться в «зеркало». С ходу улавливать характерную лексику, жесты, отношение оппонента и становиться его своеобразным отражением. Ведь, как известно, людям всегда приятно общаться с теми, кто на них похож.

А уж дальше можно пользоваться широким спектром психологических приемов: от выбора без выбора до предоставления оппоненту права на решение (с поочередной дискредитацией всех «неверных» вариантов).

Постарайтесь подстроиться под оппонента. Совершенно искренне разделите его гнев или возмущение, и мало ли что еще. И…

уведите этот гнев в сторону, перенаправьте его: «Я согласен, это возмутительно! Сколько я сам от этого страдал. Нет, пока наверху не изменят правил, фирме ничего не светит…

» И плевать, если речь идет о вашей собственной ошибке. Соперник не в себе, он зол и попросту не сумеет заметить всей иронии ситуации.

Прием «Позитив»

Зайдите в комнату с улыбкой в пол-лица. Изобразите искреннюю радость: «Как хорошо снова увидеться! Вы так меня выручили в прошлый раз». Непременно вцепитесь в руку начальника или чиновника и хорошенько ее потрясите. Еще не забыли, что я вам говорил про «посадочное место»? Сразу занимайте самое удобное.

Для начала сообщите оппоненту, сколько хорошего вы о нем слышали и как здорово было раньше работать вместе. Ах, вы и семью собеседника знаете? Замечательно, побеседуйте о жене и детях. Сами понимаете, это святое. Затем переходите к делу. Вы сразу почувствовали, как сгустились тучи? Не стесняйтесь прямо сказать об этом: «Знаете, в последнее время вы что-то мной пренебрегаете.

Между нами словно черная кошка пробежала. Что произошло?» Лучше сразу перечислить все недостатки, которые могут броситься в глаза начальнику. Действуйте по принципу «повинную голову меч не сечет». Если вы сами себя отругаете, начальнику просто нечего будет сказать.

Все прочие придирки и возражения оппонента с ходу доводите до абсурда: «Вам так не нравится мой проект? Может, сразу его на помойку выкинуть?»

Прием «Авторитет»

Можно глубокомысленно заявить, что вот Иван Иванычу все пришлось по вкусу. Необходимо, чтобы вышеупомянутый Иван Иваныч был для оппонента фигурой авторитетной.

Заявите, что он просто мечтает принять участие в этой разработке, – пусть оппонент сообразит, что в крайнем случае, проект уйдет в сторону данного авторитета, а кое-кто останется без денег.

А раз даже такой важный человек заинтересовался, значит, предложение достойно внимания.

Заметьте, что застраховаться от всего на свете невозможно. Тот, кто тянет время, пропускает вперед конкурентов.

Прием «Все мы люди»

Если вам «посчастливилось» наткнуться на идиота, который и дальше не прекратит заваливать вас придирками, можно позволить себе небольшой выпад: «Что для вас важнее: доход получать или бумагу марать? Совершенству предела нет, сами знаете!» Напомните собеседнику, что вы ни разу его не подводили в прошлом, что проект обещает большую прибыль. Что он, как высококлассный специалист, настоящий профи, способен оценить всю выгодность идеи. Да мало ли на что еще можно надавить! Иногда срабатывает и банальное «все мы люди, давайте вести себя по-человечески». Важно лишь говорить уверенно и застать оппонента врасплох.

Сцена в автобусе. Контролер требует билет у пассажира, который явно вознамерился воспользоваться общественным транспортом бесплатно. А тот вдруг ни с того, ни с сего заявляет: «Мы кто, люди или звери? Что ж, будем друг другу из-за паршивого билета глотку рвать?» У контролера отвисает челюсть. Он ничего не говорит и идет дальше, так и не выставив безбилетника.

Техника «Три просьбы»

Даже самому наглому начальнику тяжело бывает отказывать. Именно на этом основан следующий прием.

Вы обращаетесь к человеку сразу с тремя просьбами. Две из них абсолютно невыполнимы, зато третья кажется вполне реальной (это и есть та подпись или то согласие, которого необходимо добиться).

Так что смело просите у начальника большую прибавку к зарплате или внеочередной летний отпуск, главное, чтобы он отказался и тем самым дал повод вызвать у себя чувство вины.

Когда он вежливо извинится, изобразите на лице мировую скорбь и горестно вздохните: «Я так на вас рассчитывал! Вы – моя последняя надежда. Ну, не можете вы тогда хоть проект мне подписать?» Подпись гарантируется!

Я сам наблюдал, как один хитрый парень «приложил» таким способом своего босса. Тот ни в какую не желал подписывать важную бумагу, но умный подчиненный однажды влетел в кабинет и стал его умолять: «Тут такое дело! У меня брат в больнице. Срочно деньги нужны на операцию.

Ведь у вас наверняка есть сбережения. Хоть десять тысяч долларов, а? Операция стоит двадцать…» Ошарашенный начальник нашел-таки в себе силы отказать. Тогда хитрец зашел с другой стороны: «У вас ведь есть машина? Моя в ремонте, а мне сейчас в аэропорт ехать, мать с отцом прилетают.

Не одолжите на денек?» Он отлично знал, что начальник дорожит своим джипом так, словно тот сделан из золота. Но, получив отказ, изобразил на лице глубокое изумление: «А я так на вас рассчитывал! Что же мне теперь делать? Может, вы мне хоть бумагу подпишете, чтобы мне хоть с этим развязаться…

» Стоит ли говорить, что вожделенную подпись он получил немедленно?

Техника «Цейтнот»

Намеки на то, что решать надо скорее, пока конкуренты не обошли, как правило, срабатывают. Даже если начальник стар и тяжел на подъем.

Техника «Родственные души»

Хобби порой открывает путь к сердцу самого непрошибаемого человека. Что бы это ни было – коллекционирование марок или занятие боевыми искусствами, – вы получаете неисчерпаемую тему для разговора. И… средство к сближению.

Техника «Дети»

Любимая фраза: «Для чего живем? Для детей, для их светлого будущего!» – тоже неплохо работает. Оппонент проникается этим светлым чувством и идет на уступки.

Техника «Землячество»

Где только этот прием не используется, даже в правоохранительных органах. Ведь земляки везде должны держаться вместе и друг другу помогать. Как можно отказать парню с родной Украины или из милого сердцу Владивостока?

Техника «Чувство вины»

Давите на чужую совесть: «Вы со мной обращаетесь, как со слугой, с придурком, словно я ваша собственность. Но мы же все люди-человеки, давайте по-хорошему, по-христиански, а?»

А еще – не бойтесь шутить, поднимать неожиданные темы, ненавязчиво хвалить себя самого и даже предлагать помощь. Самое важное – не терять темпа, не давать начальству слова вставить. Тогда вы сможете не только нужную подпись получить, но и серьезных неприятностей избежать.

Помню, как знакомый мне начальник однажды радостно объявил: «Опять Петров протоколы вовремя не разослал! Ну, все, голубчик! Сейчас так по стенке размажу, что от него и мокрого места не останется!» Однако Петров оказался не так прост.

Войдя и услышав грозное замечание, он молниеносно отреагировал: «А как здорово мы эти протоколы написали, просто замечательно!», после чего мгновенно переключил внимание начальника на другой предмет: «Самое главное чуть не забыл! Грядет огромная конференция в Новосибирске. Там будут все-все-все. Обсуждаются самые важные вопросы. Я сутра со списками приглашенных вожусь. Вот они! Только вы с ними поскорее разбирайтесь. Конференция через неделю, еще надо билеты заказывать, гостиницу… Полный цейтнот, времени ни секунды!»

Начальник уже о его промахе и думать забыл. Сидит со списком, кого-то вычеркивает, кого-то вписывает. А тот рядом стоит, да еще и подсказывает: «Да и Валентина Николаевича позвать надо, и партнеров из Англии… Надо с ними связаться срочно. Будет обсуждаться вопрос об инвестициях, возможны очень интересные предложения. Ну все, давайте список, побегу утверждать, времени совсем нет».

Читайте также:  Жесткие формы мягких влияний - психология

И готово! Никто никого не размазал, наоборот, начальник его еще и похвалил.

Используйте вышеприведенные приемы, и вы не только избежите чужих наездов, но и добьетесь того, за чем, собственно, пришли. Что и требовалось сделать!

Один из моих учеников является начальником отдела продаж крупного автосалона. По роду службы ему постоянно приходится общаться с недовольными клиентами. Как выяснилось, именно приемы психологического айкидо помогают ему справляться с жалобщиками.

Позднее он даже настоял, чтобы этим техникам обучились все сотрудники отдела, а это, в свою очередь, помогло фирме повысить объем продаж. Он рассказывал, что особенно эффективно айкидо в этом случае срабатывает в связке с приемами вызывания симпатии, доверия и интереса.

Машина – не стаканчик йогурта, ее так сразу не продашь, и с покупателем нередко приходится общаться час, два, а то и три. В ход идет и айкидо, и все остальные техники, позволяющие убедить клиента в правильности сделанного выбора.

Проводя переговоры с партнерами, мой ученик также регулярно прибегает к айкидо. Вот что оно говорит: «Мы теперь легко доводим до конца любые обсуждения, хотя раньше многие переговоры срывались. А сейчас фирма играючи добивается нужных условий!»

Источник: http://bookap.info/popular/vagin_luchshie_psihotehniki_uspeha/gl23.shtm

Психотехника общения параноика — Сайт помощи психологам и студентам

Или даже, как грубовато, но точно, сказал о себе один из паранойяльных же, «толкает правду в матку».

Психотехника общения параноика

Психотехника общения параноика.

Автор — А. П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности«

Психотехника общения

Паранойяльный направо и налево, словно вулкан, извергает конфликтогены. Его манера общения, можно сказать, беспардонна. То и дело он буквально кидается резко неприятными, обидными эпитетами, язвит, откровенно оскорбляет, может плеснуть оппоненту в лицо соком.

Осторожный человек для паранойяльного — часто трус, оппонент, высказавший сомнения, — неумный человек. Паранойяльный напряженно говорит, даже если все в порядке, быстро переходит на крик, просто орет, размахивает руками. Он «режет правду-матку» в глаза и за глаза.

Или даже, как грубовато, но точно, сказал о себе один из паранойяльных же, «толкает правду в матку».

Он не наушничает и не заушничает, он просто раздает всем сестрам по серьгам, которых те «заслуживают», мало обращая внимания на то, какой минусовый эффект это производит. В общении паранойяльные бывают трудны тем, что в принципе склонны давать отрицательные оценки — и без повода гораздо чаще, чем по поводу.

При этом себя по той же линии они оценивают положительно. Это работают Бессознательные механизмы самоутверждения, желание возвыситься за счет унижения другого.

Паранойяльный человек любит похвалы в свой адрес, признание, может клюнуть и на лесть, сам положительных оценок людям почти не дает, разве что похвалит за преданность ему, за хорошую работу во имя его дела.

Если паранойяльный понял, что это надо для дела, он может одобрить кого-то, но его спонтанные высказывания оценочного характера все-таки чаще отрицательные. Если вы паранойяльный, учтите, что все это, естественно, не нравится людям, не делает вас симпатичным ни в их глазах, ни в ваших собственных. Даю совет: больше думать о положительном в людях, больше говорить об этом.

Больше думать о положительном в людях, больше говорить об этом.

Отрицательные оценки — только тогда, когда нельзя без них обойтись.

Если паранойяльный сделал своим главным делом наведение социальной справедливости, то он и ведет себя соответственно. По отношению к врагам — обличает их, призывает весь народ с ними бороться, сам при этом лукавя по мелочам.

У паранойяльного отрицательные оценки чаще, чем у других психотипов, переходят в обвинения. Важно еще и то, что паранойяльным не просто свойствен обвинительный подход.

Они, как мы уже говорили, очень любят распекать близких им людей за все, что угодно: за опоздания, за нерадивость, за грязь. Паранойяльный вечно брюзжит, налагает санкции и сам наказывает. В отличие от эпилептоидов, их наказание — чрезмерно строгое, неадекватно проступку.

Они всегда перегибают палку. Это в их духе — вендетта. Красный террор был ужаснее белого. Они склонны к суду Линча, к геноциду.

Паранойяльные, надо сказать, могут и обуздать свою агрессивность, если с ними серьезно позанимаются психологи, которые помогут им понять, что многие их решения иррациональны. Психологи должны им помочь остановиться, оглянуться, все осмыслить. Помочь им жить не рефлекторно, а рефлексивно (стараясь понять не только все вокруг себя, но и мотивы собственных поступков).

Паранойяльный и сам страдает от того, что просто не видит вокруг положительного, он весь в отрицательных переживаниях, вечно всем недоволен.

Он гневлив, при этом его нельзя даже назвать раздражительным; он не сдержан и раздражителен, как эпилептоид, а просто не способен сдержать аффект и заводится с пол-оборота. Он считает себя всегда правым и вправе. Он распускает себя. Его ярость сокрушительна и устрашающа. Он не корит себя за гнев, как это бывает с эпилептоидом.

Эти вспышки происходят по поводу и без повода, по бытовым причинам и оттого, что люди не хотят принять навязываемый им новый порядок в социуме. Он не просто злится, он обличает, требует каяться, клясться в верности.

Те, кто не согласен, — для него мещане, консерваторы, ретрограды, мелкобуржуазные, враги прогресса, контрреволюционеры, бюрократы, мешающие продвижению вперед…

Паранойяльный не задумывается, что всем этим отталкивает от себя потенциальных союзников. Но если ему хватает интеллекта, чтобы понять разъяснения на эту тему, он может быстро сменить тактику, улучшить психотехнику общения и стать более осторожным в высказываниях, но при этом обычно остается при своем мнении.

Паранойяльные более, чем другие психотипы, нетерпимы к чужому мнению, несдержанны в отрицании его. А уж если раздается критика в их адрес, то она отвергается с ходу, и у них всегда находятся контраргументы.

Кто из нас любит критикуНо паранойяльный просто не переносит ее, и если критика имеет реальную основу, логична, конструктивна, если он видит, что его уличили, что он действительно ошибся (а он не любит признаваться в своих оплошностях), то он будет выкручиваться и выкручивать руки логике, хотя потом втихую, может быть, и исправится.

Президенту одной российской республики сказали как-то, что он хотя и считает себя буддистом, но ведет себя как поп-звезда, в то время как Лао Цзы говорил, что буддийский правитель должен править так, чтобы быть незаметным.

Тот ответил, что перед ним три задачи: создать имидж президента, потом республики, потом народа, — то есть просто ответил мимо вопроса — примитивный манипуляторский приемчик.

Вот эпилептоид, если его уличили, не выкручивается, а признает обычно ошибку и извиняется, старается загладить свою Вольную или невольную вину, хотя и ему извиняться не по нраву.

Паранойяльный категоричен, безапелляционен в суждениях, даже не касающихся оценок тех или иных личностей. То, что он принимает для себя, — уже само по себе непреложная истина, и все остальные еще должны это понять. А если не поняли, то становятся врагами.

Категоричность его суждений переходит в назидательность. Он любит давать советы, когда его и не просят, любит поучать.

У него «родительская» позиция по отношению и к взрослым, даже чужим. А уж его выросшие дети — самый что ни на есть первый объект для назиданий, и они защищаются, огрызаются, избегают контакта, стараются отбояриться от поучений.

Источник: http://psinovo.ru/stati/psichotechnika_obscheniya_paranoika.html

Ссылка на основную публикацию