Экологичность — психология

экологическая психология — это… Что такое экологическая психология?

Экологичность - психология

  • Экологическая Психология — (от греч. оikоs дом, родина и psyche душа + logos учение) психологическое направление, одним из основателей является Дж. Брунер . Рассматривает психологические процессы человека, находящегося в том или ином окружении. Постулируется наличие… …   Психологический словарь
  • экологическая психология — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN environmental psychology A branch of experimental psychology which studies the relationships between behavior and the environmental context in which it occurs. Environmental… …   Справочник технического переводчика
  • Экологическая психология — – направление исследований процессов восприятия с позиции теории Гибсона, согласно которой восприятие есть отражение непосредственного сенсорного опыта, не связанного с другими когнитивными процессами и не дополненного никакими заранее готовыми… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Термин, иногда употребляемый для обозначения подхода в психологии, который разрабатывается на основе теории непосредственного восприятия Гибсона …   Толковый словарь по психологии
  • Экологическая психология — новая ветвь психологического знания, родившаяся на интеграции знаний о человеке из области философии, психологии, экологии, педагогики, психотерапии, медицины в целях объяснения условий и принципов формирования экологически чистой образовательной …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • Экологическая психология (ecological psychology) — Экологический подход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуума рассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к ром они совершаются, включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. в области Э …   Психологическая энциклопедия
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ — междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором… …   Профессиональное образование. Словарь
  • психология экологическая — (психология среды) недавно появившаяся междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека и среды внешней пространственно географической, социальной, культурной органично включенной в жизнедеятельность и служащей …   Большая психологическая энциклопедия
  • Экологическая валидность (ecological validity) — Э. в. имеет отношение к тому факту, что организм в силу своих наследственных или приобретенных особенностей подготовлен к демонстрации различных форм поведения в разных контекстах или средах. Действия организма оказываются успешными в одно время… …   Психологическая энциклопедия
  • Экологическая валидность — степень соответствия условий эксперимента исследуемой реальности[1]. Например, в известном эксперименте Курта Левина по изучению типов лидерства[2] отношения в группах подростков мало соответствовали отношениям в государстве, следовательно, была… …   Википедия

Источник: https://psychology.academic.ru/3514/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Психология ЭКОлогии

Психология ЭКОлогии

Мы хотим жить долго и не болеть, дышать чистым воздухом, питаться натуральными и безопасными продуктами.

Мы надеемся, что наши дети и внуки смогут увидеть в лесу подснежник и искупаться в той речке, где мы купались в детстве.

И все-таки большинство из нас всерьез не задумываются о том, что происходит с нашей планетой. Об экологии и наших отношениях с миром размышляют эксперты Psychologies.

«Я не верю, что все так плохо, как говорят по телевизору». «Во всем виновата промышленность». «Даже если я выключу обогреватель, это ничего не изменит». Можно привести еще множество от­говорок, но нельзя не признать: с окружающим миром не все в порядке.

Еще в середине прошлого века мы плохо представляли себе, что такое экология. Этот термин существовал только в словарях и специальной литературе, где обозначал раздел биологии, изучающий взаимодей­ствие живых организмов в зависимости от условий окружающей среды.

Но в последние десятилетия выяснилось, что человек как биологический вид столкнулся с серьезными проблемами, касающимися его среды обитания.

Радиоактивное загрязнение и гигант­ские мусорные свалки, истощение озонового слоя, энергетический кризис, уничтожение лесов – стало ясно, насколько хрупко природное равновесие, как легко вызвать серьезные, даже необратимые сбои в системе жизнеобеспечения планеты.

«Человечество вступает в новую геологическую эпоху, эпоху антропоцена, и наши действия несут угрозу разрушения естественного механизма саморегуляции планеты», – говорит биолог Уилл Стеффен (Will Steffen), директор Инс­титута изменения климата (Ав­­стралия).

Термин «антропоцен» обозначает эпоху господства человека над природой; по мнению нобелевского лауреата, голландского химика Пола Крутцена (Paul Crutzen), она пришла на смену эпохе голоцена, которая, в свою очередь, началась 100 000 лет назад, с окончанием последнего лед­никового периода.

«Дальнейшее расширение деятельности человека, – продолжает Уилл Стеффен, – грозит подорвать устойчивость состояния эпохи голоцена»*.

Это означает, что экология сегодня — нечто большее, чем призывы «По газонам не ходить» и «Берегите природу – вашу мать!». Сегодня мало вывозить за собой мусор после пикника на берегу озера, не рубить елочку, которая «в лесу родилась», и не мыть автомобиль в ближайшей к даче речке (хотя все это, безусловно, важно).

В последней трети ХХ века экологические проблемы приобрели масштаб политический и философский: перед нами стоит задача сохранить планету пригодной для жизни следующих поколений. Подавляющее большинство из нас это понимает: 78% россиян выражают озабоченность экологическими проблемами**.

Но не нужно думать, что тех, кто живет по принципу «после нас хоть потоп», эти проблемы не касаются.

Нобелевский лауреат Альберт Гор, бывший вице-президент США и автор книги «Неудобная правда» (Амфора, 2007), утверждает, что льды Антарктики могут растаять уже через пять лет, а врач и нейробиолог Давид Серван-Шрейбер (David Servan-Schreiber) убежден, что нынешняя эпидемия рака напрямую связана с появлением в нашей жизни химических канцерогенов и изменением методов животноводства. Однако декабрьская конференция ООН по проблемам изменения климата в Копенгагене показала, что конфликт экономических интересов мешает мировым лидерам выработать общую стратегию устойчивого развития. Это означает, что ответственность за биосферу ложится на руководство отдельных государств… и на каждого из нас. Ни для одной из этих «инстанций» проблемы защиты природы пока не стали приоритетными.

Какие изменения биосферы представляют реальную угрозу для нашего дальнейшего существования на этой планете?

Группа ученых под руководством профессора Стокгольмского университета (Швеция) Йохана Рокстрема (Johan Rockstrцm) назвала девять ключевых параметров, определяющих возможность устойчивого развития человечества:

  • изменения климата;
  • биологическое разнообразие видов;
  • объем атмосферного азота и фосфора в океанах;
  • концентрация озона в стратосфере;
  • подкисление вод Мирового океана;
  • использование источников пресной воды;
  • изменение характера землепользования;
  • химическое загрязнение окружающей среды;
  • концентрация аэрозоля в атмосфере.*

Безопасные значения первых трех из этих параметров уже превышены. К примеру, сейчас за год исчезает более 100 биологических видов из каждого миллиона (желательно – не более 10 видов).

* Nature, 2009, vol. 461, September.

Почему же современному человеку трудно признать, что нельзя жить и дальше так, как мы привыкли? «Мы по своей биологической и психологической природе запро­граммированы на экспансию, – считает антрополог, доктор исторических наук Марина Бутовская.

– Стремление к прогрессу является свойством человеческого рода, которое нашло выражение в картезианской идее человека как «господина и властителя природы».

Но это самое развитие в конце концов оторвало нас от природы, мы перестали воспринимать себя как часть природной среды».

На протяжении тысячелетий изменения происходили медленно и были незаметны при жизни одного поколения.

Но начиная с XVIII века стремительное развитие промышленности и техники, в частности добыча и использование углеводородов (угля, нефти, газа), постепенно приучило нас к мысли, что человек покорил природные силы и стал-таки властелином планеты.

«Между тем наше господство над природными силами иллюзорно, – говорит философ, профессор Северо-Западного университета (Эвастон, США) Сулейман Бахир Диань (Souleymane Bachir Diagne). – Сегодня мы лучше понимаем, что все живое взаимосвязано, что мы должны мыслить как часть большого мира, а не противопоставлять себя ему».

Использовать новые веяния, чтобы предотвратить бурю. ФОТО PHOTOGRAPHER'S CHOICE/GETTYIMAGES/FOTOBANK.COM 

Когда мы произносим слово «экология», не всегда ясно, что мы имеем в виду. Разные люди выделяют в этой большой и сложной теме то, что им ближе. Самое понятное и актуальное – вред для здоровья.

В этом отношении особенно опасны химикаты, загрязняющие почву, воду и воздух, попадающие в наш организм и вызывающие множест­во заболеваний: аллергию, отравления, рак. Предотвратить эту опасность можно путем государст­венного регулирования и контроля выбросов промышленных предприятий, запрещения некоторых вредных технологий и химикатов.

Тут простор для деятельности экологических организаций и зеленых политических партий (хотя в России только 4% опрошенных разделяют политические взгляды зеленых***); но многое могут сделать и потребители.

Европейцы, к примеру, активно защищают свое здоровье, выбирая экологически чистую мебель и одежду, покупая продукцию органического земледелия и животноводства, отказываясь от товаров, при производстве которых наносится вред природе.

Другая сторона экологии – обеспечение устойчивого развития человечества, для чего в первую очередь нужны энергоресурсы.

По­этому актуальными становятся ветряные генераторы и солнечные батареи, новые теплоизолирующие материалы и технологии строительства, использование дождевой воды и вторичная переработка отходов.

И здесь тоже необходима воля государства: оно должно стимулировать освоение новых источников энергии, финансировать научные разработки, вводить стандарты энергоэффективности.

Наконец, третий, самый абстрактный и потому сложный уровень – сохранение планеты не только в интересах людей, но также ради нее самой. «Живя с установкой «Весь мир существует для удовлетворения моих нужд», мы создаем се­бе большие экзистенциальные проб­лемы, – полагает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова.

– Человек, воспринимающий природу исключительно как потребитель, рискует попасть в экзистенциальный вакуум, лишить себя тех внутренних ценностей, которые дает нам окружающий мир, если воспринимать его все-таки как храм, а не только как мастерскую».

Экзистенциальный диалог предполагает понимание самоценности природы, которая бесконечно превосходит наше ограниченное сознание и восприятие, но благодаря которой мы переживаем единство, гармонию и красоту мира.

При таком взгляде стремительно исчезающее разнообразие видов, вырубка лесов, таяние льдов и аномальные засухи, а также угроза глобального потепления, о которой мы постоянно слышим, становятся вызовом человеческому в каждом из нас.

«Мы существа, наделенные нравственным чувст­вом, и поэтому можем воспринять окружающий мир как доверенный нам, а взаимоотношения с ним – как путь личностного развития, – полагает Сулейман Бахир Диань. – Будучи единственными мыслящими существами на планете, мы несем за нее ответственность. Благодаря нам и через нас биологическая эволюция осознает себя».

  • Разногласия экспертов вызывают сомнения и вселяют неуверенность.
  • Неверие в то, что планете угрожает опасность.
  • Отрицание изменений климата или той роли, которую играет в них деятельность человека.
  • Недооценка рисков.
  • Даже признавая, что климат меняется, мы надеемся, что последствия наступят очень не скоро.
  • Выученная беспомощность: бездействие как результат уверенности в том, что действия отдельных граждан слишком незначительны.
  • Стереотипы поведения.

Из доклада Координационной группы по проблемам экологии, представленного на конгрессе Американской психологической ассоциации в Торонто в 2009 году (www.apa.org).

Предположим, мы искренне поверили, что надо, как говорил Маленький принц, «привести в порядок свою планету». Но когда доходит до дела, возникает неосознанное психологическое сопротивление: мы не хотим ничего менять. Как преодолеть мешающие нам барьеры? Cуществуют проверенные методы, позволяющие достичь экологически сознательного поведения.

В одном эксперименте участникам сообщали, сколько в среднем электроэнергии расходуют их соседи. В результате те, кто расходовал больше среднего, сократили по­требление, однако экономные тоже захотели «усредниться» и стали расходовать больше.

Чтобы этого не произошло, ученые поощряли экономных листовками с нарисованными улыбающимися рожицами – это позволило сохранить у них мотивацию экономить и дальше****. Значит, наш конформизм может стимулировать ответственное экологическое поведение.

Еще один способ, использующий механизмы социального взаимодейст­вия, – блоги и социальные сети. Например, все о раздельном сборе и переработке мусора в Санкт-Петербурге можно узнать из «Дневника экоиста».

Читайте также:  Игра «мне необходима помощь!..» - психология

Если мы будем размещать в Интернете данные о своих успехах, это позволит делиться полезной информацией, а заодно может побудить наших друзей последовать хорошему примеру.

«Если есть возможность наглядно видеть, что энергия тратится зря, у нас возникнет естественное желание ее сберечь», – считает Мухен Джейк Ким, создатель розеток, показывающих потребление энергии приборами в режиме ожидания (о таких розетках рассказывается в блоге community.livejournal.com/0n_ecolife/profile).

Это же верно для других случаев: большинство людей экономят энергию, если получают в реальном времени информацию о ее расходовании. К примеру, мы охотнее используем экономичную бытовую технику и энергосберегающие лампы, если «умные» приборы сразу показывают нам, насколько снизились наши затраты.

В таких случаях экономится 5-12% энергии.

Принятие решений и расчет будущих выгод в сфере экологии устроены точно так же, как в финансовой сфере, и эту аналогию можно использовать.

Зная, что мы больше боимся потерь, чем радуемся приобретениям, лучше предупредить о возможной потере $500 в течение 10 лет, чем обещать премию $500 за 10 лет экономии энергии или борьбы с глобальным потеплением.

К таким выводам пришли исследователи из Колумбийского университета (США) Дэвид Хардисти и Эльке Вебер (David Hardisty, Elke Weber)*****. Например, люди охотнее соглашаются проложить теплоизоляцию в своем доме за небольшое вознаграждение прямо сейчас, чем сэкономить более значительную сумму, но в течение нескольких лет.

Есть вопрос?

  • www.ecolife.ru – сайт журнала «Экология и жизнь».
  • www.ecoportal.ru, www.ecomir.ru – экологические новости, термины, образовательные проекты.

А как же экологическое сознание и бескорыстная любовь к природе? Ведь все эти меры кажутся столь прагматичными и приземленными, и к тому же неизвестно, что тут главное – защита окружающей среды, забота о своем кошельке или повышение самооценки.

Ничего страшного, считает Светлана Кривцова: «Начав с малого, мы постепенно привыкаем вести себя более разумно и осознанно, больше задумываемся о последствиях наших поступков». Когда повсе­дневное поведение станет более «зеленым», это обязательно изменит и наше глобальное отношение к окружающему миру, и личностные качества каждого из нас. Главное – начать!

* Nature, 2009, vol. 461, September.

** По данным фонда «Общественное мнение».

*** По данным Левада-центра (www.levada.ru).

**** P. Schultet al. «The Constructive, Destructive, and Reconstructive Power of Social Norms». Psychological Science, 2007, vol. 18.

***** «Discounting Future Green: Money vs the En­­vironment». Journal of Experimental Psychology: General, 2009, vol. 138.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/psihologiya-ekologii/

Экологическая психология как наука

Раздел I

ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ СВЯЗИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Экологическая психология как наука

Экологическая психология— наука, изучающая характер и особенности пси-хологических воздействий на человека со стороны природного, социального и антропогенного окружения, связанных с этим психических переживаний, внутрен-них состояний человека и общества.

Как следует из этого определения, область экологической психологии — это не просто отражение среды органами чувств и не просто отношение к окружению, а влияние среды, влекущее за собой изменения комплексного характера — от эмоций и настроений до мотивов деятельности, устремлений, ценностных ориентаций, поступков, предпочтений, волеизъявления.

Подобные влияния среды еще недостаточно изучены, поскольку наука, о которой идет речь, находится в начальной стадии своего формирования. В этой сфере научного знания еще нет устоявшихся теорий, концептуальной оформленности понятийного и терминологического аппарата. Однако жизнь к концу XX в.

поставила этот специфическии круг проблем, а экологическое состояние планеты въшвйгает их в ранг прирритетных. Экологическую психологию нельзя игнорировать, поскольку ее вызывают к жизни нарушение естественного природного баланса жизненного пространства и те проблемы, львиная доля которых связана с пониманием или непониманием происходящего человеком.

Хотя, казалось бы, для всех совершенно очевидно, что загрязнение воздушного бассейна, химизация, потепление климата, радиация влияют не только на здоровье, но и на психику.

Факт непосредственного физико-химического и биологического воздействия на людей радиации переживается каждым индивидом по-разному. Фон переживаний будет либо усиливать, либо ослаблять объективное влияние. Изучает такие явления экологическая психология.

Экологическая психология — новое научное направление, складывающееся в обострившейся экологи-ческой обстановке конца XX в.

на основе интеграции научных знаний смежных социологических, медицинских, философских, психолого-педагогических наук.

Экопсихология сама еще нуждается в теоретических исследованиях, разработке собственного понятийного тезауруса, установлении законов развития психики под влиянием экологической действительности.

Особенно актуальна экологическая психология в связи с последствиями аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Без преувеличения можно сказать, что экологическое сознание не в одном поколении людей будет испытывать влияние этих последствий.

Психология человека оказалась слишком уязвимой, склонной к развитию морально-упаднических, астенодепрессивных, пессимистических умонастроений.

Однако только по истечении доброго десятка лет общество пришло к пониманию того, что наряду с меди-ко-социальной реабилитацией пострадавшего населения столь же злободневна и необходима психолого-педагогическая, информационная, собственно психологическая поддержка людей.

Следует отметить, что само понятие «экологическая психология» уже в наши дни становится привычным, оно — на слуху у людей, однако в отечественной науке как самостоятельно очерченное направление до сих пор практически не существует. Между тем в последнее время оно интенсивно разрабатывается в Украине и других государствах бывшего Советского Союза, а на Западе уже достаточно выразительно определилось.

Итак, экологическую психологию мы определяем как самостоятельное направление психологической науки, изучающее характер и особенности психологических воздействий на сознание (индивидуальное и общественное) природного, искусственного и социального окружения, а также внутренней среды и психических состояний самого человека.

Данным определением вводятся три ключевых понятия: сознание (будем говорить, экологическое сознание, хотя далее дадим отдельное определение этому понятию), среда (природная; искусственная — созданная человеком; социальная и внутренняя — биологическая, функциональная, психическая), психологические влияния (имеются в виду как односторонние влияния среды на человеческое сознание, так и обратные влияния человека на среду). Исходя из этого рабочего определения, предметом экологической психологии следует считать не само по себе сознание (это предмет общей психологии), а именно экопсихологическое его содержание в контексте взаимодействия человека со средой, разумеется, в активном их взаимодействии, взаимосвязи и взаимовлиянии. Иными словами, предметом экологической психологии является взаимодействие человека с жизненной средой становится категория значащих переживаний.

Понятие «значащие переживания» обсуждалось в начале XX в. в философском направлении экзистенциализма; в отечественной психологии впервые поставлено Ф. В. Бассиным [7] в дискуссии советских психологов начала 70-х годов.

Это понятие стало рассматриваться в связи с личностными смыслами (А. Н. Леонтьев) [17], ценностными ориентациями (А. В. Петровский) [26], установками (Д. Н.

Узнадзе) [32], другими понятиями направленности личности, выражающими внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Объектом исследования экологической психологии является сам человек, а также группы, общности людей. Не природа и не окружающая среда находятся в центре внимания экологической психологии, а то, что в центре человеческого сознания, что занимает разум и затрагивает чувства человека, его переживания относительно экологической действительности, а также он сам в своей жизненной среде.

Объект экологической психологиине вне человека, а в нем самом, вего чувствах, мыслях и переживаниях, в его сознании и подсознании.

В личностных смыслах экологического сознания складываются определенные представления, создаются оценочные критерии, эталоны, модели, суждения, которые, так или иначе, переживаются и используются в интерпретации объективной действительности. Объективное и субъективное здесь не всегда совпадают и чаще не совпадают. Однако то, что вы-страдано, т. е.

свое, глубоко личное, индивидуальное, всегда для человека гораздо важнее и дороже, чем то, что существует вне его, т. е. внешнее, пусть и объек-тивное, и очень правильное. Известно, что в истинности объективного всегда присутствует элемент сомнения, особенно там, где речь идет об экологии.

Основные задачи экологической психологии состоят в изучении, разработке и внедрении средств и методов познания, коррекции и управлении развитием вышеназванных психических явлений экологического сознания, включая цели формирования экоатрибу-тивного(экологически целесообразного) поведения и деятельности людей.Решает поставленные задачи экологическая психология посредством создания и разработки специальных информационных, психолого-педагогических, социальных, медико-психологических, административных, хозяйственных, управленческих, иных интеллектуальных технологий с акцентом на ключевом слове «психолого-«. Все названные технологии по содержанию являются интеллектуальными, а по форме и организации, принципам реализации все они — педагогические, независимо от того, где используются — в коррекции или экспертизе, в обучении или воспитании и т. д.

Актуальность экологической психологииназрела давно. Это обусловлено, прежде всего, производствен-но-экономической и техногенной активностью человека, неуемной тенденцией современной цивилизации к искусственной трансформации естественной, природной среды обитания.

А поскольку все это человеком осознается и переживается, предметом анализав экологической психологии становятсяне столько внешние средовые факторы, сколько их внутренние детерминанты, психологические пространства душевных переживаний —печалей и обид, раздумий и тревог, а возможно, и радости, любви, восторга.

Но — по отношению к тому, что есть вовне. Это значит, что у человека есть собственное видение всего сущего, есть своя субъективная картина мира, свое представление о нем.

Субъективная картина мира также входит в предмет экологической психологии,поскольку закрепляет в образе, чувстве и языке не что иное, как обобщенное отражение «очеловеченной» жизненной среды, т. е. не вообще среды, а среды, соотносимой с человеческими нуждами, интересами, потребностями. Возьмем, к примеру, слово «дом», т. е. «жилище».

Этообобщенная форма понятия о том, где живут. В зависимости от потребностей и обстоятельств жизнедеятельности под домом можно понимать и скромную городскую квартиру, и особняк или виллу, коттедж, пещеру, хижину, дворец. Все это подходит для жилья.

Однако, если это жилище приятно нам психологическии «встроено» в наш образ жизни, то мы будем чувствовать себя «дома», т. е. уютно, и в хижине, и в царской палате, и в скромной квартире.

Пространствоквартиры, мебель и интерьер оказывают психологическое влияние на людей всегда, но особенно ощутимо тогда, когда обретают личный психологический смысл, субъективную значимость: после трудового дня, труд-ного экзамена, длительной командировки и т. д. В эти часы интерьер жилища, социальное пространство семьи, близкое и родное окружение оказывают сильное осстановительное влияние. Но если интерьер не «по душе» и создавался он по принципу «чтобы не хуже, чем у других», а в семье нервозные, сухие или грубые отношения, то человек, расслабившись, попадает в западню.

Человек всегда стремится переделать среду своего обитания так, чтобы она максимально устраивала его психологически. Подобные вмешательства в естественную среду продиктованы исключительно благими намерениями.

Но природа стала исправлять, компенсировать наши поправки ответными действиями. Пожалуй, можно сказать, что экологическая психология людей — та, что сложилась на сегодня, — неадекватна их действиям.

Она примитивна, не позволяет даже задумываться о том, что в экос грубо вторгаться нельзя, как и нельзя обмануть природу.

Век научно-технической революции стер в сознании «человека-властелина» чувство причастности к своим природным корням, подавил глубинное переживание сути этого явления. Экология значится где-то на уровне понятий и представлений, а не в душе и чувстве. А ведь так не было прежде.

Объяснить эти вещи важно, однако еще важнее найти пути преобразования представлений об экологии из внешних, знаемых, во внутренние, личные, психологически значимые.

Читайте также:  Гиппенрейтер, юлия борисовна - психология

Экологическая психология в конечном итоге призвана решать задачи «внедрения» экологической категории в психологическую сущность индивидуального и общественного, массового сознания, чтобы выступала она во всех и в каждом на уровне личностных смыслов.

Понятие «экология» из абстрактного и отвлеченного представления должно занять надлежащее ему психологическое пространство в сознании и чувствах людей. Поэтому экологическая психология, решая свои практические задачи, призвана изучать закономерности становления и развития экологического сознания людей.

Теперь становится очевидным, что основным предметомэкологической психологии является индивидуальное и массовое, общественное сознание экоценностной ориентации,а также культурно-исторический опыт, который накапливается и реализуется поколениями людей в их отношении к природной, искусственной и социальной жизненной среде.

Экологическое сознание не может быть идеологи-зированным, оно может быть более или менее полным, более или менее зрелым, более или менее действенным. Единство воззрений планетарного экологического сознания восходит к биологической природе человека.

Доминанта социального в происхождении человека из-за опасений критики биологизаторства отодвинула на задний план природную сущность человека, потому что в советской психологии многие десятилетия культивировалась материалистическая мировоззренческая парадигма научного знания.

Естественного, натурального и природного, собственно биологического и живого в человеке мы стали стесняться, отторгали на периферию сознания, оставляли в тени. Биологические по-требности относили к низшим, а среди высших обсуж-дали социалыные, духовные, интеллектуальные, куль-турные. Но вряд ли вторые, или вторичные, т. е.

духовные потребности, являются более значимыми для жизни человека, чем «примитивные» потребности в пище, жилище, продолжении рода и т. п. Их просто нельзя сопоставлять.

Экологическая психология призвана не только признать, но и возродить примат биологического в природе человека, поддержать сохранение и воспроизведение самой жизни, всего сущего в этом мире, в том числе человека и человечества в целом. Вначале надо жить. Но чтобы понять эту простую истину, современной цивилизации понадобилось встать перед неотвратимой угрозой самой жизни. Только после этого она стала бить тревогу.

Но проявлять тревогу и озабоченность по поводу .самосохранения — это еще не экологическое созна-1 ние, это не «чувство природы», это лишь осознание угрозы, состояние растерянности, инстинктивного, неупорядоченного сопротивления глобальной экологической катастрофе.

Сейчас «венец природы» подрастерялся, но не потерял еще своей былой уверенности в необходимости вмешательства в нее. Он просто пытается сориентироваться по-новому, а значит, может еще наделать много бед, если не попадет под влияние экологической психологии.

Экологическая психология как наука и учебная дисциплина в этих условиях должна как можно быстрее состояться, чтобы предотвратить дезэкологи-ческие умонастроения, которые будут искать и находить ложные пути экоспазмогнозиям, когнитивным и установочным артефактам, исходящим от недооценки степени экологического неблагополучия в природе.

Сегодня нет альтернативы экологическому просветительству, экопсихотерапевтической работе с обыденным, хозяйственным, управленческим сознанием.

Экологическая психология работает с сознанием, отражающим условия существования, личностные отношения, когнитивные смыслы. Здесь уместно использовать понятие «личностный конструкт» Дж. Келли[38], расширив его до рамок экологической проблематики.

Личностный конструкт экологического сознаниясоздает образные, оценочно-критериальные эталоны, модели, представления, посредством которых осуществляется понимание соответствия средовых условий условиям биологически и психологически приемлемых форм существования.

Личностный конструкт экологического сознания отражает характер перцепции (чувственного восприятия) окружающего мира и внут-ренних переживаний, а также обеспечивает их сопос-тавление на предмет соответствия адаптивным паттернам психических состояний (подавленность, оптимизм, тревога и т. п.).

Концептуально-методологической основойв изучении экологического сознания может служить психология субъективного образа,которая интенсивноразрабатывается в последние десятилетия [5, 18, 31].На основных теоретических положениях психологии образа мы остановимся отдельно.

Итак, экологическая психология — сложная и самостоятельная область прикладной психологии и, как всякая наука, имеет свои задачи, предмет и объект исследования, вступает в тесные взаимосвязи со множеством других научных дисциплин: психологией, социологией, философией, педагогикой, историей, правом.

Важны для нее и научные достижения естественнонаучных дисциплин, которые объясняют законы существования органического и неорганического мира, наук медикобиологического цикла, агротехнических наук и др.

Трудно назвать такую область знаний, с которой экологическая психология не находилась бы в прямых взаимозаинтересованных отношениях.

Источник: https://megalektsii.ru/s52027t1.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Экологическая психология — это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60 — е годы XX столетия на стыке двух наук — экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география.

Для этих двух дисциплин — социальной экологии и поведенческой географии — характерны общие особенности. Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, возникших в мировом обществе.

В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.  [1]

Экологическая психология ориентирована на исследование поведения человека в реальных условиях, в реальном мире.  [2]

Современная экологическая психология не ограничивается только лишь теоретическим описанием выделенных типов экологического сознания. В последние годы значительно активизируются экспериментальные исследования различных сторон экологического сознания. Так, Т. В.

Иванова изучала экологические ценности в общественном сознании и выявила любопытный факт: эксцентрическая направленность сознания более характерна для молодых людей — 17 — 19-летних, для которых природа обладает самостоятельной ценностью независимо от ее возможного использования.

Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества.

Более того, отмечается, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ профессии и характер будущей деятельности актуализируют мотивацию, для которой природа приобретает все в большей мере прагматический объективный характер.  [3]

Однакоэкологическая психология имеет и свою отличительную особенность, которая заключается в ее непосредственной взаимосвязи с психологической наукой.

Все дело в том, что сама психологическая наука постоянно пытается расширить свои границы и в данном случае выяснить особенности поведения человека в реальном мире.

Отличием экологической психологии от других отраслей психологической науки является ее ориентированность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях.  [4]

ЭКОПСИХОЛОГИЯ, экологическая психология населения — часть экологии, занимающаяся экологическим благополучием психического здоровья нации, изучающая воздействие человеческих факторов на др. людей, их психику, поведение и возникающие при этом последствия.

Так, перегрузка психики человека огромным потоком противоречивой, часто негативной информации может приводить к развитию информационных стрессов и, как следствие, резкому скачку психических и психосоматических заболеваний, повышеннию смертности и понижению рождаемости.

Тенсли [105], обозначающее относительно устойчивую систему динамического равновесия, в которой организмы и неорганические факторы являются полноправными компонентами.  [5]

Основной причиной возникновенияэкологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации, общественный прогресс стимулировали качественно новый скачок в познании природы, общества, самого человека, а с другой — обнаружились все те пагубные последствия, которые несет цивилизация.  [6]

Одни исследователи считают, чтоэкологическая психология — это исследование отношений человека со средой своего окружения.

Другие полагают, что в экологической психологии исследуются взаимосвязи между переменными среды и различными характеристиками психики человека.

Третьи утверждают, что в этой дисциплине основное внимание уделяется исследованию связей между поведением человека и материальной средой его окружения.  [7]

Авторы называют и основные направления исследования в областиэкологической психологии.  [8]

Изучение воздействия того или иного образа среды является одной из задачэкологической психологии.  [9]

В отечественной науке также предпринимается попытка разобраться в сути того, что из себя представляетэкологическая психология, каков ее предмет, основные задачи.  [10]

Многие авторы приходят к выводу, что к настоящему времени не сложилось единого определения в силу многоаспектностиэкологической психологии.  [11]

Таким образом, мы видим, что к настоящему времени еще не сложилось единого подхода к определению сутиэкологической психологии, что и обусловливает некоторые сложности в выделении ее предмета. Дерябо и В. А. Левину, предметом экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.  [12]

Если психология окружающей среды анализирует взаимодействие человека со всей средой, а психологическая экология — воздействие факторов всей среды, то вэкологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы.

В психологии окружающей среды природа исследуется именно как среда, в психологической экологии — как фактор среды, а в экологической психологии — как мир природы, т.е.

как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости.  [13]

Это обусловлено рядом причин. Во-первых, всовременной отечественной экологической психологии пока еще не сформировано других подходов, которые бы задавали некую альтернативу описанным взглядам.

Во-вторых, данная концепция, с одной стороны, носит достаточно общий характер, с другой — легко приложима к описанию конкретных явлений, характеризующих своеобразие взаимодействия человека с природой, дает возможность практически анализировать и диагностировать конкретные отношения человека к объектам и явлениям природы.  [14]

Таким образом, мы видим, что к настоящему времени еще не сложилось единого подхода к определению сути экологической психологии, что и обусловливает некоторые сложности в выделении ее предмета. Дерябо и В. А. Левину, предметомэкологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id348701p1.html

Л. Николаева — Экологическая психология

Л. Николаева - Экологическая психологияЗдесь можно скачать бесплатно «Л. Николаева — Экологическая психология» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы

Описание и краткое содержание «Экологическая психология» читать бесплатно онлайн.

В пособии представлено новое направление в психологии – экологическая психология, – система понятий, связь обозначенного направления с основными отраслями психологии, дан краткий анализ эколого-психологических научных направлений, рассмотрен феномен экологического сознания, характеристика пространственной, образовательной, рабочей, городской сред и их влияние на человека. В структуру пособия входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки, список рекомендуемой литературы.

Л. А. Николаева

Экологическая психология

На современном этапе развития человеческого общества происходят качественные изменения личностного отношения к природе, связанные с новыми требованиями, предъявляемыми к человеку (в системе «человек – окружающая среда») современным производством и развитием научно-технического прогресса.

Исследования социальной психологии зачастую приобретают экологический и эргономический оттенок. В настоящее время в комплексе психологических наук появилось новое эколого-психологическое направление, призванное изучать полный спектр проблем взаимодействия человека (на уровне психического) и экологических факторов среды.

Актуальность развития этого направления обусловлена появлением специфических областей взаимодействия человека и природы, связанных с интеграцией экологических, социальных, социально-психологических и других знаний в области методологии, теории и практики. Комплекс экологических проблем возникает в ситуациях, когда человек вынужден по «долгу службы» изменять окружающую среду посредством своей деятельности.

Именно здесь становится наиболее важным учет взаимодействия всех факторов системы, в том числе немаловажного, так называемого «психического компонента».

Решение эколого-психологических задач в рамках психологии позволяет выйти на уровень рассмотрения ситуаций или на уровень реального человека на его рабочем месте.

Данную проблему можно сформулировать как изучение экологичности (неэкологичности) человека.

Читайте также:  Альтернативные методы психотерапии - психология

Экологическая проблематика становится в настоящее время особенно актуальной.

Внешне экологические проблемы проявляются в ухудшении качества окружающей человека природной среды в результате индустриализации и урбанизации его образа жизни, в истощении традиционных (относительно легко доступных) энергетических и сырьевых ресурсов, в постоянном возрастании «демографической» нагрузки на природу, в нарушении естественных экологических балансов (внутренних механизмов саморегуляции биосферы), в уничтожении отдельных видов животных и растений, в отрицательных генетических последствиях загрязнения природы отходами хозяйственной деятельности человека, включая реальную опасность влияния на генетическом уровне на самого человека. Планетарный, или глобальный, масштаб вносимых человеком изменений в природные условия на Земле, предсказанный еще в начале века В. И. Вернадским и А. Л. Чижевским, на настоящем этапе развития общества становится реальностью.

Экологическую психологию нельзя игнорировать, поскольку ее вызывают к жизни нарушения естественного природного баланса жизненного пространства и те проблемы, львиная доля которых связана с пониманием или непониманием происходящего человеком. Хотя, казалось бы, для всех совершенно очевидно, что загрязнение воздушного бассейна, химизация, потепление климата, радиация влияют не только на здоровье, но и на психику.

Факт непосредственного физико-химического и биологического воздействия на людей радиации переживается каждым индивидом по разному. Фон переживаний будет либо усиливать, либо ослаблять объективное влияние. Изучает такие явления экологическая психология.

Экологическая психология – научное направление, складывающееся в обострившейся экологической обстановке конца XX в.

на основе интеграции научных знаний смежных социологических, медицинских, философских, психолого-педагогических наук.

Экологическая психология сама еще нуждается в теоретических исследованиях, разработке собственного понятийного тезауруса, установлении законов развития психики под влиянием экологической действительности.

Особенно актуальна экологическая психология в связи с последствиями аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Без преувеличения можно сказать, что экологическое сознание не в одном поколении людей будет испытывать влияние этих последствий.

Психология человека оказалась слишком уязвимой, склонной к развитию депрессивных, пессимистических настроений.

Однако только по истечении десятка лет общество пришло к пониманию того, что наряду с медикосоциальной реабилитацией пострадавшего населения столь же необходима психолого-педагогическая, информационная, собственно психологическая поддержка людей.

Целью настоящего учебного пособия является ознакомление студентов с новым направлением в психологии – экологической психологией, формирование системы понятий, отслеживание связи обозначенного направления с основными отраслями психологии. В пособии дан краткий анализ эколого-психологических научных направлений, рассмотрен феномен экологического сознания.

В результате освоения дисциплины «Экологическая психология» обучающийся должен знать:

– историю становления и развития экологической психологии как психологии взаимодействия человека с окружающей средой;

– классификацию научных подходов к психологическому анализу окружающей среды;

– особенности и содержание деятельности психолога по сопровождению процесса развития экологического сознания человека (ребенка);

– особенности влияния на человека городской, домашней, производственной, образовательной, информационной и виртуальной и др. сред;

– классификацию методов экологической психотерапии, используемых в деятельности практического психолога, и особенности их применения;

уметь:

– проводить психологический анализ и экспертизу жилой, производственной, образовательной, городской, информационной и виртуальной среды и ее влияния на человека с позиций экологической психологии;

– составлять рекомендации по оптимизации различных видов среды с точки зрения их психологического воздействия на человека;

– вести профилактическую и развивающую работу, направленную на активизацию и развитие экологического сознания человека;

владеть:

– полученными знаниями в своей профессиональной деятельности для оптимального использования экологических и человеческих ресурсов в процессе служебной деятельности;

– знаниями о психологических явлениях и закономерностях в повседневной жизни, иметь активную жизненную позицию.

1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Несмотря на большое количество работ, проводимых в нашей стране в рамках экопсихологической проблематики (В. В. Абраменкова, Ю. Г. Абрамова, Н. Н. Авдеева, Т. Ф. Базылевич, Г. А. Ковалев, О. М. Дерябина, С. Д. Дерябо, В. А. Иванников, И. Д. Зверев, Д. Н.

Кавтарадзе, Э. С. Кульпин, Е. О. Лазебная, А. Б. Леонова, В. Е. Лепский, Б. Т. Лихачев, В. И. Панов, Ю. М. Плюснин, В. В. Рубцов, В. О. Скребец, В. И. Слободчиков, В. А.

Ясвин и многие другие), термин «экологическая психология» еще не обрел своего общепринятого понимания.

Экологическая психология формируется и развивается на стыке экологии, экологии человека, разных направлений психологии, психотерапии, педагогики, философии и других научных дисциплин.

Одной из причин этого является различие в переводах разными авторами соответствующих англоязычных терминов, вследствие чего «в научной литературе, с одной стороны, термин «экологическая психология» используется для обозначения ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологического исследования, а с другой – в одной и той же работе иногда можно встретить использование терминов «экологическая психология», «психологическая экология», «психология окружающей среды» как полных синонимов, то есть для обозначения одной и той же области» (С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин). При этом наиболее распространенным в обыденном и даже научном сознании является понимание «экологии» как синонима понятий «отношение к природе», «защита», «сохранение», «чистота» и т. п. (Ю. М. Плюснин, 1997).

Другая причина заключается в неоднозначности самих понятий «экология» и «психология». Так, экология в настоящее время может рассматриваться как соответствующая область биологической науки, как междисциплинарный подход к изучению экосистем планетарного масштаба, как мировоззренческая позиция, ставящая своей целью сохранение жизни на Земле, и т. д.

С другой стороны, и психология как научная дисциплина складывается из различных направлений, каждое из которых отличается своим пониманием предмета и метода исследования: общая психология и возрастная, социальная и педагогическая и др.

Также сложность определения экологической психологии обусловлена тем, что ее проблемами занимаются специалисты из разных областей психологии, педагогики, экологии и социологии и при определении данной отрасли они используют свой понятийный аппарат.

По этой причине в настоящее время даются разные определения того, что следует понимать под экологической психологией. Для примера приведем три из них.

Источник: https://www.libfox.ru/654364-l-nikolaeva-ekologicheskaya-psihologiya.html

Экологичная психология успешно решает сложные ПРОБЛЕМЫ

Экологичная психология успешно решает сложные ПРОБЛЕМЫ

Я пришел в психологию 26 лет назад. Мне хотелось найти в жизни что-то большее, чем ежедневная суета. Я стал изучать разную литературу, читал русских и античных философов. В какой-то момент стал смотреть на профессиональную психологию через призму духовно- нравственных знаний.

Стал видеть, что во многих психологических практиках, решение проблемы, возникающей в жизни человека, происходит с помощью неэкологичных методов. Они дают быстрый, но краткосрочный результат.
 

После таких практик на долговременном плане человеческой жизни закладываются мины замедленного действия.

При определенных обстоятельствах, они активируются и начинают разрушать судьбу человека.

Разрушение проявляется по-разному.

Например, в виде стресса. Человек ежедневно живет в нем и никак не может выбраться. Разрушение проявляется в виде болезни детей или разрушения их судьбы, когда ребенок становится наркоманом. Разрушение может коснуться и бизнеса, которым человек занимается.

  О программах, основанных на ценностно-ориентированном подходе

Осознав, какое влияние современные психологические практики оказывают на жизнь людей, я поставил для себя глобальную цель — вернуть в психологию настоящие духовно-нравственные ценности человеческой жизни. Я задался вопросом: «Как сделать так, чтобы наука строилась на чистой и экологической основе?».

Все эти годы я ищу ответ на вопрос.   Я создал 3 профессиональные программы. На разработку первой программы, которая называлась «Психология для жизни» ушло 7 лет. Все это время она оттачивалась и развивалась и стала емким и глубоким по силе своего влияния 2-х двухдневным тренингом.

В программе были собраны все лучшие достижения мировой психологии.  

Второй проект назывался «Законы судьбы» и разрабатывался примерно столько же времени. Он нашел отклик у многих людей и изменил их жизнь. Тренинг есть в записи, опубликован в интернете и вы можете его посмотреть в свободном доступе «Законы судьбы или искусство жить».

Последние годы, я работаю с программой «Внутренняя сила или счастливая жизнь в условиях перемен». Так или иначе, все три программы объединяет экологичная психология, которая основана на ценностно-ориентированном подходе.

    Если вкратце, то у каждого человека есть выбор, с какой платформы ему действовать в жизни. С платформы эгоизма или любви. Действуя с платформы эгоизма, человек не замечает как он себя разрушает изнутри.

Он ставит цель и достигает ее любой ценой, даже если от этого кому-то становится плохо. Когда человек действует с платформы любви, то он ощущает себя наполненных и счастливым. В основе его поступков находится желание совершать блага, которые изменят жизнь окружающих людей к лучшему.

Искренняя забота о благополучии ближних, это- один из критериев, по которому можно оценить собственную модель поведения.   О ценностно — ориентированном бизнесе

В образовательном проекте «Психология третьего тысячелетия» мы рассказываем об этом подходе, который базируется на экологичных техниках

Применяя их в жизни, человек не только достигает желаемого результата, осваивает навык решения любых проблем, но и становится на путь развития.

Меняясь сам, он начинает влиять на свою семью и общество

. У нас обучаются разные люди, в том числе и представители бизнеса. Мы обсуждаем работающие практические модели, которые помогают перестроить коллективы и компании в нужном направлении.

На одной из встреч, я спросил представителей бизнеса: «Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите понятие «ценностно-ориентированный бизнес»?

  Вот лишь некоторые из ответов: «честность», «комфорт для себя и окружающих», «дело жизни, которое наполнено важными смыслами», «взаимная ответственность между руководителем и подчиненными, когда подчиненные знают ради каких ценностей они работают», «позиция выиграл – выиграл», когда выигрывают обе стороны», «удовлетворение руководителя», «каждый сотрудник и клиент ценен как личность», «услуги и товары, которые производятся организацией несут благо и ценность обществу».  

Заметьте, что все слова объединены желанием совершать действия во благо друг друга и окружающих людей.

Когда руководитель в свое умонастроение вносит послание любви и блага, то окружающие его люди, коллеги чувствуют эту энергию и передают ее дальше. Например, они стремятся не просто изготовить хлеб и продать его.

А закупить самую лучшую муку, дрожжи, специи и изготовить хлеб самым лучшим образом. Покупатели чувствуют, что забота о них проявляется не в словах, а в конкретных вещах.

 

Сформулируйте экологичную миссию

 

Очень важно не только проговорить эти моменты, но и изложить их на бумаге сформулировав в виде миссии и ценностей, которые ваша организация транслирует окружающему миру.

В свое время мы очень долго размышляли о миссии международного образовательного проекта «Психология третьего тысячелетия».

Мы пытались понять, чем именно мы занимаемся и пришли к единому мнению, что мы создаем благоприятные условия для развития личности, семьи, и общества.  

Приглашаем на 12 фестиваль

Сегодня все наши обучающие программы направлены на достижение этой миссии. К слову, совсем скоро  пройдет XII фестиваль образовательного проекта «Психология третьего тысячелетия».  В этот раз, он посвящен теме поиска счастья. Есть конкретные законы мироздания, соблюдая которые человек неизменно его достигнет.  

Фестиваль носит название «12 шагов к счастью. Преображаем реальность». Ежедневно, мы вместе с вами будем проходить 12 шагов, изучать и практиковать новые навыки, которые помогут изменить существующую реальность. Приезжайте на фестиваль. Вас ждет много интересного: общение с единомышленниками, знания и практика.

Статья подготовлена на основании семинара Олега Гадецкого «Бизнес и Жизнь: как тренинг личностного роста». 

Источник: https://econet.ru/blogs/749-oleg-gadetskiy/posts/3678-ekologichnaya-psihologiya-uspeshno-reshaet-slozhnye-problemy

Ссылка на основную публикацию