Ответственность как объективное обстоятельство — психология

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Объективные обстоятельства привели в последние десятилетия к возникновению и развитию своего рода индустрии стандартных образцов, их выпуском в промышленно развитых странах занимаются сотни организаций.

На несколько порядков больше число лабораторий и других подразделений, применяющих эти и аналогичные им по назначению вещества.

Опыт работы в этой области освещен в многочисленных статьях и в обобщающих и обзорных публикациях [1 -10] и закреплен в нормативно-технических документах ( НТД) — стандартах, методических рекомендациях и указаниях — от документов международных организаций до имеющих силу лишь в пределах одного предприятия.  [1]

Собственно эти дваобъективных обстоятельства — определенная по комплексу признаков общность закрепленной продукции и эффективность сочетания административного и научно-технического руководства — определяли и будут определять целесообразность отраслевого подхода к специализации предприятий.  [2]

Конечно, ссылки паобъективные обстоятельства не оправдывают нарушителей дисциплины, но объясняют их поведение.

Вместе с тем невозможно игнорировать то немаловажное обстоятельство, что в огромном большинстве случаев нарушения дисциплины не более как внешние, видимые на поверхности признаки явления, подобно тому, как жар у больного — признак простуды.

Если лечение болезни сводится к устранению породивших ее причин, то тот, кто действительно желает, скажем, укрепления дисциплины, будет озабочен не столько выбором меры наказания, сколько устранением всего того, что провоцирует ее нарушения.  [3]

В случае, если имеютсяобъективные обстоятельства, подтверждающие в установленном порядке, что пожар произошел не по вине конкретных лиц, то порядок и сроки восстановления документации должны быть согласованы с налоговым органом, который может, рассмотрев обстоятельства дела, принять соответствующее решение.  [4]

Причем историческая обусловленность точки зрения социального исследователя, объективные обстоятельства его деятельности, конечные возможности его сознания не являются, по Дильтею, ограничениями для познающего духа.  [5]

Основаниями для досрочного прекращения договора страхования являются обстоятельства двоякого вида: 1)объективные обстоятельства, в силу которых договорные обязательства не могут быть исполнены из-за отсутствия объекта страхования и, соответственно, страхового интереса; 2) субъективные обстоятельства, при наступлении которых страхователь утрачивает страховой интерес и выражает свою волю о расторжении договора.  [6]

Многовековое господство идеализма в социологии имело свои социальные корни, то есть былиобъективные обстоятельства, не позволившие социальной философии прийти к материализму на более ранних этапах исторического развития.  [7]

Весь опыт, накопленный нашим движением, говорит, что если коммунисты проводят правильную политику, тонлкакие объективные обстоятельства и причины сами по себе, автоматически не ведут к нарушению нашего единства. В этом смысле на всех марксистах-ленинцах лежит огромная, поистине историческая ответственность.  [8]

Причины конфликта поддаются нормативному регулированию как со стороны мотивации конфликта, так и с точки зрения влияния наобъективные обстоятельства, способствующие его появлению.  [9]

Полагаю, что и Сталин, принимая решения, связанные с развитием науки и техники, должен был в то время учитывать многиеобъективные обстоятельства.  [10]

Начиная с простого товарно-рыночного хозяйства ( крестьян и ремесленников), конкуренция представляет собой не случайное, а закономерное явление.

Его порождаютследующие объективные обстоятельства: а) частная собственность; б) полная хозяйственная обособленность каждого владельца товаров определенного вида; в) зависимость положения продавцов и покупателей от рыночной цены, которая диктует всем участникам сделок правила поведения.

Неизбежным следствием данных условий является опора на собственные силы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве, за экономическое выживание и процветание.  [11]

Если же обеденный перерыв сдвинут к концу смены, то в первой половине необходима еще одна пауза отдыха. Поэтому никакие ссылки наобъективные обстоятельства не могут служить оправданием сокращения обеденного перерыва или же его существенного переноса в ту или иную сторону.  [12]

Между тем на практике иногда встречаются отклонения от такого подхода. Мешают здесь не только некоторыедействительно объективные обстоятельства, но во многом и косная сила инерции — инерции в хозяйственном мышлении, проявляющейся в неоправданной приверженности к привычным методам управления и планирования, тогда как они нуждаются в решительном обновлении.  [13]

Субъективная сторона политических процессов — это прежде всего политические сознание и воля их участников, которые ставят перед собой определенные цели и сознательно их реализуют или пытаются реализовать.

Они, конечно, не могут отменитьобъективные обстоятельства развития тех или иных политических процессов, но мбгут осмыслить, понять эти обстоятельства и учитывать их в своей деятельности.

Это позволяет им со знанием дела влиять на ход политических процессов, направлять их в определенное русло и даже сознательно организовывать.  [14]

Конфликтная ситуация и инцидент относительно независимы друг от друга. Так, конфликтная ситуация может в своей основе иметьобъективные обстоятельства, а инцидент может возникнуть неожиданно.

С другой стороны, конфликтная ситуация ( а также и инцидент) может создаваться оппонентом намеренно, ради достижения определенных целей.

Ситуация может быть также порождена им без цели или даже во вред себе по причинам психологического свойства.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id201535p1.html

Об ответственности. Почему люди избегают брать на себя ответственность

Написал Alex в рубрике Статьи по психологии

Чтобы понять, почему люди избегают ответственности, в первую очередь стоит задать себе следующие вопросы: «А что такое ответственность?» и «Как понять, где человек ее на себя берет, а где нет?»

Я бы назвал ответственностью сферу контроля человека. Ответственность на себя мы берем в тех ситуациях, где осуществляем контроль над происходящим, принимаем в нем участие, совершаем какие-то действия, способствующие получению результатов, которые нужны нам.

Получается, что избегание ответственности – это отказ по той или иной причине влиять на ситуацию, ожидание, что ситуация изменится сама, или ее кто-то изменит за нас.

Когда кому-то говорят: «Возьми на себя ответственность за свою жизнь», обычно подразумевают: «Начни уже наконец-то что-то делать, чтобы твоя жизнь стала такой, как ты хочешь, вместо того, чтобы жаловаться на обстоятельства, продолжая «плыть по течению».

Здесь стоит вспомнить такое известное в психологии понятие как локус контроля. Это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.

Обычно если человек больше привык считать себя причиной тех вещей, которые с ним случаются в жизни – считается что у него внутренний локус контроля (интернальный).

Если человек считает, что он в общем особо ни на что в жизни не влияет, а то, что происходит, определяется судьбой, кармой, Богом, инопланетянами, разными людьми или любыми другими обстоятельствами, тогда считается, что он обладает внешним локусом контроля (экстернальным).

Конечно же, в обычной ситуации у большинства людей этот показатель будет находиться где-то между двумя крайностями, сдвинутым больше к одному или другому полюсу.

Люди, у которых локус контроля очень сильно сдвинут к внешнему – обычно играют роль жертвы обстоятельств. Все у них не так, они не на что не влияют, во всем виноваты окружающие.

Они совсем не несут ответственность за свою жизнь, они движутся туда, куда их несет поток.

Как малые дети, которые испытывают беспомощность перед возникающими проблемами и в вместо решения могут только обижаться или обвинять других.

К примеру у человека нет друзей, но он обвиняет в этом других, обижается на них и даже злится за то, что они его не понимают, не хотят понять, не ценят и не любят, вместо того, чтобы разобраться в реальной причине, и что-то изменить в себе, предпринять какие-то действия, чтобы построить желаемые взаимоотношения с окружающими.

Люди, у которых локус контроля очень сдвинут к внутреннему, часто берут на себя ответственность даже за то, на что они повлиять по сути не могут. Например, за чужие эмоции или решения. Эти люди склонны к сильному чувству вины и самообвинениям, когда что-то идет не так.

Хорошим примером будет работа с парнем, который испытывал ряд неприятных эмоций, если при знакомстве девушка ему отказывала. Любой отказ он всегда принимал на свой счет, считая, что он делает что-то не так, при этом веря, что если бы делал все правильно, то обязательно получил бы позитивный ответ.

Он никак не мог понять, что есть другие обстоятельства, на которые он повлиять не может при всем желании и при всей «правильности» его действий. Когда мы начали разбираться, оказалось, что нечто похожее у него происходит в других сферах – убежденность, что все всегда зависит от него. Но это, конечно, же не так.

Всегда есть еще ряд факторов, которые влияют, особенно когда идет взаимодействии с любой другой живой системой: животным, человеком, группой людей. Мне когда-то очень понравился замечательный пример, который привел Роберт Дилтс: если мы ударим ногой по мячу, имея определенный опыт и навык, мы можем просчитать траекторию полета мяча, где он приземлится.

Если мы ударим ногой собаку, мы никогда не знаем наверняка, где окажется собака через несколько секунд.

Конечно, если мы уже какое-то время знакомы с человеком, нам известны его привычки и осообенности, то в этом случае уже можно более или менее просчитать, как он отреагирует на наше действие. Но тоже далеко не всегда. Тем более мы не можем управлять всем и всегда в этом мире. Многие вещи так или иначе происходят помимо нашей воли, и ничего с этим не поделать.

Помните молитву о спокойстии? «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого» – это как раз об уравновешенном локусе контроля. Очень важно уметь брать на себя ответственность и предпринимать действия там, где это возможно и просто отпускать контроль, принимать неизбежность там, где возможности что-либо изменить нет.

Еще стоит заметить, что когда говорят о локусе контроля человека, высчитывается некий общий показатель, путем усреднения уровня контроля в разных ситуациях. То есть общую тенденцию человека брать ответственность за события в разных сферах его жизни на себя или перекладывать ее на внешний мир.

Но, что интересно, несмотря на общий знаменатель, в некоторых сферах человек может иметь совершенно противоположный локус контроля.

Например, в сферах бизнеса, здоровья, саморазвития, человек берет на себя ответственность за результаты (интернальный локус контроля), а в сфере личных отношений убежден, что от него ничего не зависит (экстернальный локус контроля).

Мой опыт говорит о том, что это во многом связано с убеждениями человека, которые сформировались в процессе взросления.

К примеру экстернальный локус контроля в сфере отношений у человека может быть, потому что на каком-то этапе своей жизни он сформировал убеждение, что «вторую половинку» ему пошлет Бог или судьба, что все должно произойти само по себе, поэтому никаких особо действий не предпринимает в этой сфере.

Бывает, наоборот, человек верит, что на нем «венец безбрачия» и тоже ничего не делает, а ходит по экстрасенсам, в надежде «снять» проклятье, вместо того, чтобы проанализировать причины неудач и что-то изменить в себе. Получается, что здесь он перекладывает ответственность за результат в этой области своей жизни на других.

Теперь, когда стало более понятно с ответственностью, попробуем разобраться с теми причинами, по которым люди избегают ответственности в разных сферах своей жизни.

Несколько основных причин, которые приходят в голову:

1. Убежденность, человека в том, что от него это не зависит, что он не может на это повлиять. Когда по тем или иным причинам появились убеждения, что это изменить нельзя. Один пример я уже привел выше, но можно добавить еще.

Например, убеждение «В этой стране ничего никогда не изменится». С таким убеждением человек даже не пытается ничего менять.

В таком случае необходима работа с этими убеждениями, расширение представления о конкретной сфере, помощь в поиске методов изменения ситуации и достижения результатов.

2. Избегание ответственности из-за неумения и незнания как сделать что-то, и как результат ожидания, что кто-то сделает вместо меня.

Обычно такая проблема возникает у несамостоятельных людей, тех, о ком с детства проявляли сверхзаботу и не давали ничего делать самому. Такие люди просто не умеют и не привыкли напрягаться, чтобы что-то получилось.

Их с детства приучили, что если что-то попробовал и не получилось с первого раза, прибежит мама и все устроит. Обычно такие люди и во взрослом возрасте, если сразу что-то не получилось, не стремятся самостоятельно найти решение, приложить усилия.

Читайте также:  Страшилка перед глазами - психология

Они делают растерянный беспомощный вид и ждут, когда придет мама, или кто-то взрослый, кто маму заменит. А если им не помогают, они искренне не понимают почему, и обижаются на плохих людей вокруг, которые их не любят, потому что не хотят помогать.

Часто проблема усугубляется тем, что поскольку много лет все проблемы и задачи решались другими, человек не сформировал достаточно навыков и личного опыта, на который он сможет опереться. Объем работы очень большой.

Когда человек хочет что-то делать, все это наваливается сразу, кажется неподъемным, и ему проще вернуться к привычным паттернам поведения. Кстати, часто у таких людей есть внутреннее ощущение, что они как бы все еще маленькие и сами не знают, как правильно, а вот остальные взрослые и лучше знают, как поступить.

Я, конечно, описал крайний случай, но и такие крайности встречаются. У некоторых это проявлено частично или в отдельных сферах жизни. У кого-то во всех сразу.

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в последовательном обучении самостоятельности, выработке стратегий поиска решений и достижения результатов, в формировании навыков и уверенности, что он сам знает, как поступить. Все это в конце концов должно привести к постепенному взрослению личности или той части личности, которая застряла в детстве.

3. Избегание ответственности из-за страха ошибиться. Обычно эта причина сбрасывания с себя ответственности проявляется у людей, которых постоянно наказывали, критиковали за ошибки и неудачи, которым выставляли завышенные требования. Иногда просто показывали, как то, что он с чем-то не справился плохо и ужасно, как сильно расстраивает маму.

В общем, если проще, то неудачи/ошибки у человека проассоциировались с чем-то страшным и болезненным, поэтому он старается любыми способами их избежать. Обычно такие люди являются перфекционистами, потому что как еще можно избежать ошибок? Правильно, делать все идеально, быть идеальным. Но в мире нет ничего идеального и быть не может.

А тем более человек не может не совершать ошибок, потому что это нормальная часть любого обучения. Поэтому, как правило, те сферы, где идеально сделать не получится, человек избегает, старается не брать на себя ответственность за результаты, потому что любая неудача будет для него болезненной.

На удивление такие люди сверхответственны и могут чувствовать свою вину даже там, где они ничего сделать не могут. Но в то же время тех ситуаций, в которых они не уверены, что справятся на 100%, перфекционисты постараются избежать. Они часто играют с собой в игру «да не очень-то и хотелось».

То есть просто не делают чего-то, в чем могут потерпеть неудачу, тем самым сохраняя иллюзию идеальности. Обычно такие люди не склонны к экспериментам и редко выходят за рамки привычного. Любые попытки делать что-то новое у них сопровождаются сильной тревогой и сопротивлением, пока они наберут должной степени компетентности, чтобы не делать ошибок.

Часто еще одной проблемой является стремление все сделать с первого раза. Если сразу не получилось, человек расстраивается и больше не пытается. Даже один раз очень больно переживать неудачу.

Во многом они конечно берут на себя ответственность и получают результаты. Но в сферах, где они могут не справиться, где может быть критика в их адрес, они будут избегать брать на себя ответственность любой ценой.

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в убирании страха неудачи/ошибки, прорабатывании чувства вины, в обучении принимать свою неидеальность и любить себя такого, какой есть, в не зависимости от своих достижений или неудач.

4. Нежелание брать на себя ответственность из-за неверия в собственные возможности. Человек перестает верить в то, что сможет справиться с чем-либо в том случае, когда было очень много неудач в прошлом.

В результате множественных неудачных опытов у него формируется убеждение о том, что он ничего не сможет или с ним что-то не так. И с этим убеждением он уже даже не пытается пробовать, потому что заранее ожидает неудачи.

Более того, каждая новая неудача «цепляет» и поднимает наверх боль прошлых неудач, заставляя человека еще сильнее убеждаться в том, что с ним что-то не так и он ни на что не способен.

Тогда человек просто даже не пытается что-то делать и чем-то управлять, он избегает любой ответственности. Зачем, если все равно в результате ничего не получится кроме боли и разочарования?

Терапевтическая работа с таким человеком будет заключаться в поиске внутренних ресурсов, в переоценке прошлого опыта и выяснении реальных причин неудачи, в формировании эффективных стратегий достижения результатов, формировании позитивных убеждений вместо негативных по поводу своих способностей и подкрепление их успешным опытом. Ему нужно будет постепенно простраивать “фундамент успешности”, сперва достигая результатов в малом, а потом опираясь на эти достижения, как на ресурс, постепенно добиваться большего в своей жизни.

Конечно, здесь описаны «чистые варианты», но в реальной жизни они часто перемешаны, поэтому работа идет по нескольким разным направлениям. И такую работу стоит проводить, она может очень сильно изменить жизнь. Исследования показывают, что люди с интернальным локусом контроля более счастливы, чаще реализовывают себя в различных сферах жизни, менее тревожны.

Неудивительно, что живут такие люди значительно лучше, чем те, кто обладает экстернальным локусом контроля. Вторые, не имея достаточно влияния на то, что с ними происходит, часто становятся жертвами обстоятельств, испытывают тревогу в связи с невозможностью влиять на происходящее и вынуждены полагаться на других, что делает их зависимыми.

Под гнетом внешних событий они принимают не те решения, идут не в том направлении, и, в конце концов, просто проживают не свою жизнь. Но работа над собой позволяет из «жертвы обстоятельств» превратиться в «хозяина жизни», который планирует, действует, принимает решения, достигает результатов, сам строит свою жизнь.

В конце концов, это не что-то магическое, а набор поддерживающих убеждений и эффективных паттернов мышления, которым можно обучить человека. И это не пустые слова.

Например, когда я проходил программу по работе с наркозависимыми у Фрэнка Пьюселика, он рассказывал как в его центрах из, по-сути конченных людей, личность которых разрушена наркотиками и тем образом жизни, который они вели, делают вполне успешных членов общества. Не всех конечно, только тех, кому хватило сил и желания пройти длительную программу (от полутора лет).

И я видел этих ребят, общался с ними. Они открыты, у них чистая речь, они уверены в себе, работают, растят детей, они никак не похожи на бывших наркоманов. С такими людьми хочется дружить. Глядя на них, понимаешь, какой на самом деле потенциал к позитивным изменениям заложен в человеке, нужно только помочь ему раскрыться. Это не просто, но вполне возможно.

Метки >>> ответственность, психология, что делает психолог

Источник: http://pro-psychology.net/ob-otvetstvennosti-pochemu-lyudi-izbegayut-brat-na-sebya-otvetstvennost

Обстоятельства, устраняющие ответственность за бездействие

Обстоятельством, устраняющим ответственность за бездействие, может явиться непреодолимая сила.

Под непреодолимой силой понимается такое состояние или воздействие сил природы, животных, людей, общественных процессов, а также иных объективных факторов, например болезни лица, при котором человек лишается возможности активно действовать и выполнять надлежащие обязанности.

Так, пожарные не могли потушить пожар из-за порчи водопроводной системы и отсутствия воды; врач не мог прибыть к больному из-за отсутствия транспорта; необходимый для работы важного предприятия груз не был завезен из-за наводнения и снесения моста и т.п.

19. Последствия преступления, их классификация (виды).

В общем понимании последствие означает то, что появляется в результате, вследствие чего-либо.

При выяснении сущности последствий преступления, прежде всего, возникает вопрос о том, кому или чему причиняется вред. Поскольку преступление совершается в обществе, оно посягает на сложившиеся общественные отношения, то есть посягает на объекты перечисленные в статье 2 УК РФ.

Преступное последствие с содержательной стороны есть выражение охраняемого уголовным законом общественного отношения, ущемлённого преступным деянием.

Таким образом, преступные последствия — это ущерб объекту посягательства, причиняемый деянием человека.

Классификация социальных последствий преступлений:

1) по содержанию наносимого преступлением ущерба:

— материаль­ные;

— психические (нанесение вреда психическому здоровью);

— соматические (нанесение вреда физическому здоровью), лише­ние жизни;

— нравственные.

2) по объекту уголовно-правовой охраны, которому наносится вред:

— человек;

— малая социальная группа (в первую очередь се­мья);

— система правосудия;

— экономика;

— государственная власть;

— общество и т. д.

3) по тяжести наступивших последствий в результате преступного посягательства:

— от лишения человека жизни до

— незначительного материального ущерба (при краже или переживания, наступив­шего вследствие нанесенного оскорбления).

4) по времени наступления общественно опасных последствий:

— непо­средственно за преступным действием или

— много лет спустя по­сле него.

20. Причинная связь, ее условия и значение в уголовном праве.

Причинной связью в уголовном праве следует считать объективно существующую связь между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями при условии, что

1) деяние во времени предшествует последствию;

2) создает реальную возможность его наступления;

3) является необходимым и единственным условием такого результата, а последствие с неизбежностью, закономерно вытекает именно из данного деяния.

Значение

Современное уголовное право твердо придержи­вается принципа, согласно которому вредное последствие мо­жет быть инкриминировано лицу только при том условии, если оно находится в причинной связи с его действием и бездействием.

Таким образом, установление причинной связи необходимо для обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего преступное деяние.

21. Особенности причинной связи при бездействии.

Определённые трудности при обосновании наличия причинной связи при бездействии вызываются тем, что при бездействии трудно выделить какое-либо материальное воздействие, материальный процесс (переноса вещества, энергии, информации, свойственного, по общему мнению, для причинности, фактически нет).

При преступном бездействии субъект не выполняет возложенной на него обязанности и тем самым вызывает наступление преступного результата, который является закономерным последствием его бездействия.

Например, ч.1 ст. 293 УК РФ (халатность) предусматривает уголовную ответственность, в том числе и за неисполнение должностным лицом своих обязанностей, причинившее существенное нарушение прав и законных интересов.

Основным признаком, характеризующим причинную связь при бездействии, является не общая, указанная в правовой норме, а конкретная обязанность совершить действие, момент исполнения которой определяется возможностью достичь положительного результата.

В связи с этим момент возникновения обязанности в правовой норме не определяется, но каждый раз должен оцениваться субъектом.

Установление начального момента действия отрицательных факторов обычно возможно в ограниченных специальных системах, где осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта с другими элементами, что позволяет управлять процессом их функционирования. К ним относится в первую очередь деятельность, урегулированная специальными правилами (например, правилами техники безопасности, несения различных видов воинской службы и т. д.).

При бездействии в число предпосылок, образующих реальную возможность наступления общественно опасных последствий, входит множество факторов; отрицательные материальные изменения наступают обычно отдействия иных сил, а не самого бездействующего.

22. Факультативные признаки объективной стороны преступления и их юридическое значение.

К факультативным признакам объектив­ной стороны совершения преступления относятся:

1) способ;

2) обстоятельства времени и места;

3) орудия;

4) средства;

5) обстановка.

Способ совершения преступления — это форма проявления преступного деяния во вне, используемые преступником приемы и методы для реализации преступного намерения.

Так, все формы хи­щения разграничиваются между собой по способу изъятия иму­щества. Кражей, например, является тайное хищение чужого имущества (ст. 158 УК РФ), а грабежом — открытое хищение (ст. 161 УК РФ).

Читайте также:  Рациональность и эмоциональность - психология

Является наиболее часто используемым признаком при описании объек­тивной стороны конкретного посягательства.

Обстоятельства времени означают совокупность признаков, которые характеризуют время совершения преступления. Соглас­но ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения преступления призна­ется время совершения общественно опасного действия (бездей­ствия) независимо от времени наступления последствий.

Время представляет из себя, прежде все­го, продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемую секундами, минутами, часами. Это может быть период, в течение которого совершается общественно опасное деяние, либо время суток или года.

При этом уголовная ответственность связывается не с самим временем совершения преступления как таковым, а с обстоятельствами, которые характеризуют это вре­мя.

Так, в ст. 106 УК РФ указывается, что убийство матерью ново­рожденного ребенка осуществляется во время или сразу же после родов.

В некоторых случаях законодатель в качестве характери­стики времени указывает ее продолжительность.

Например, са­мовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу образует преступле­ние, если это продолжалось свыше двух суток, но не более десяти суток.

А это же деяние продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца признается уже квалифицированным видом преступления, свыше одного месяца — особо квалифици­рованным видом преступления по ст. 337 УК РФ.

Под обстоятельствами места совершения преступления при­знаются совокупность признаков, характеризующих определен­ную территорию, на которой начато, окончено преступное деяние или наступили общественно опасные последствия.

Эти обстоя­тельства могут, например, относиться к государству как полити­ческой организации общества, к географическим понятиям (на­пример, континентальный шельф — ст. 253 УК РФ; море или иной водный путь — ст. 270 УК РФ и др.).

В некоторых случаях под местом совершения преступления признается пространство, на котором расположено жилище человека (ст. 139 УК РФ), ис­правительное учреждение (ст. 313 УК РФ), учреждение, обеспе­чивающее изоляцию от общества (ст.

321 УК РФ), и т.д.

В ряде преступлений местом их совершения выступает терри­тория, которой придан определенный правовой статус: заповед­ник, заказник, национальный парк, особо охраняемые государст­вом природные территории (ст. 262 УК РФ).

Орудие совершения преступления- это предметы материаль­ного мира, приспособления, применяемые для усиления физи­ческих возможностей лица, совершающего общественно опас­ное деяние (например, применение лома для вскрытия дверей гаража), а также при помощи которых совершается преступление.

Обстановка совершения преступленияхарактеризуется сово­купностью условий и обстоятельств, при которых осуществляется общественно опасное деяние. При конструировании составов преступлений в действующем законодательстве данный признак используется крайне редко. Так, в ст. 106 УК РФ говорится об убийстве в условиях психотравмирующей ситуации.

Все факультативные признаки объективной стороны имеют троякое значение:

  1. они могут выступать обязательны­ми признаками основного состава преступления (например, сади­стские методы как способ совершения преступления указан в ос­новном составе преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ);
  2. они могут превращать основной состав в его квали­фицированный вид, т. е. признаваться квалифицирующими при­знаками (например, особая жестокость как способ убийства);
  3. факультативный признак, не имея отношение к соста­ву преступления и, следовательно, не влияя на квалификацию со­деянного, учитывается в качестве обстоятельства, смягчающего или отягчающего наказание.

23. Насилие и его виды. Значение непреодолимой силы, физического и психического принуждения для решения вопроса об уголовной ответственности.

Содержание понятия «насилие» сводится к тому, что человека заставляют что-нибудь сделать вопреки его воле под воздействием силы.

С внешней стороны насилие — это воздействие одного субъекта на другого . Воздействие может осуществляться как в форме акта применения силы, так и в других формах.Объектом преступного насилия в самом широком плане является другой человек . Предметом насилия являются самые различные по характеру блага человека, например, биологические, биосоциальные и социальные.

Традиционно при рассмотрении понятия «насилие» исследуют физическое и психическое насилие.

Понятием физического насилия охватываются насильственные действия, осуществляемые при совершении конкретного преступления и связанные с ограничением свободы, причинением побоев, вреда здоровью различной степени тяжести, а также с лишением жизни потерпевшего.

Понятие «психическое насилие» характеризуется действиями, направленными на подавление воли потерпевшего, и включает в себя истязание, оскорбление, клевету, угрозу, обман, гипноз.

Сущность психического насилия заключается в деструктивном воздействии на психику потерпевшего.

Шантаж, угроза уничтожения или повреждения чужого имущества являются видами угрозы, а поскольку угроза охватывается понятием «психическое насилие», то и перечисленные ее виды также являются психическим насилием.

Выделяют еще один вид насилия — интеллектуальное воздействие .

Например, незаконное ограничение или лишение свободы человека причиняет вред не столько его здоровью, сколько правам и законным интересам. Эти и подобные преступные разновидности воздействия на человека следует отнести к интеллектуальному воздействию.

Непреодолимая сила — это наличие чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях события, вызванного силами природы или иными объективными факторами, а также воздействием иных лиц, при котором человек лишается возможности действовать в соответствии со своим сознанием и волей (например, наводнение, землетрясение, иное стихийное бедствие, боевые действия, состояние войны, болезнь, лишение возможности действовать и т.п.).

Например, пожарные не могли потушить пожар из-за порчи водопроводной системы и отсутствия иных источников водоснабжения. Врач не оказывает помощи больному, так как сам в это время тяжело болеет.

Значение НС — наличие обстоятельств непреодолимой силы при совершении преступления освобождает лицо от уголовной ответственности.

Однако надо иметь в виду, что в тех случаях, когда препятствия были преодолимы, но для этого требовалось рисковать важными интересами, может быть, и жизнью, наличие уголовно-правового деяния определяется по правилам крайней необходимостис учетом характера и степени риска, возможного вреда и т.д.

Физическое принуждение представляет собой физическое воздействие на человека (избиение, пытки, истязание, причинение вреда здоровью) с целью заставить его совершить общественно опасное действие или, наоборот, отказаться от совершения определенного действия.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 УК не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

Например, лицо, обязанное хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, в результате пыток разгласило указанную тайну; тяжело раненый сторож не может препятствовать хищению имущества, сообщить об этом в органы милиции.

Значениефизическое принуждение исключает признание совершенного деяния признаком объективной стороны преступления.

Однако исключение составляют следующие случаи:

а) предпринятым принуждением воля лица не была подавлена и у него сохранялась фактическая возможность поступать по своему усмотрению;

б) совершено преступление против личности (например, посягательство на жизнь).

В этом случае примененное к лицу насилие учитывается при назначении наказания как смягчающее обстоятельство (п. «е» ч. 1 ст. 61 УК).

Психическое принуждение представляет собой информационное воздействие на лицо (угроза, шантаж) с целью заставить человека совершить какое-либо общественно опасное действие либо воздержаться от совершения действия, которое лицо должно было выполнить в силу занимаемой должности или по иным основаниям.

Оно, как правило, не лишает лицо свободы выбора поведения.

Однако в тех случаях, когда психическое принуждение выражается в угрозе, которая может быть немедленно реализована, признание деяния признаком объективной стороны преступления осуществляется по правилам крайней необходимости, исключающей уголовную ответственность.

Например, передача фармацевтом под угрозой убийства лицу наркотического средства исключает признание совершенного деяния преступным. Лицо в данном случае действовало в состоянии крайней необходимости. Такая же ситуация имеет место при выдаче кассиром денег лицу, угрожающему огнестрельным оружием.

При психическом принуждении, затрудняющем выбор поведения, но не парализующем волю лица, совершенное деяние не исключает уголовной ответственности.

В этом случае указанное воздействие в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 61 УК признается смягчающим наказание обстоятельством.

24. Субъект преступления. Его признаки и виды.

Субъектом преступленияв общем смысле слова является лицо, совершившее преступное деяние.

В более узком, специальном смысле слова субъект преступленияэто лицо, способное нести уголовную ответственность в случае совершения им умышленно или неосторожно общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.

Ст. 19 УК РФ указывает на три обязательных признака, характеризую­щих лицо как субъекта преступления:

1) физическое свойство (т.е. субъект – это всегда человек);

2) достижение установленного уголовным зако­ном возраста;

3) вменяемость.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/7836.html

Проблема ответственности

Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают сознательное выполнение требований, которые предъявляются к человеку. Осуществление конкретных задач происходит путем волевого усилия, намеренного сосредоточения на результате той или иной деятельности.

Ответственный человек всегда переживает за последствия принимаемых решений и руководствуется в своей деятельности рациональным подходом.

Как бы ни складывались внешние условия, человек, принимающий на себя полную ответственность за происходящее, всегда будет действовать во благо ситуации и окружающих людей, не забывая при этом самого себя.

Понятие ответственности

Понятие ответственности каждому из нас знакомо с детских лет. Родители всегда стремятся к тому, чтобы научить своего ребенка правильному поведению в обществе, поэтому стараются с самого раннего возраста привить ему правила достойного поведения.

Мы живем в социуме, и хотим того или нет, вынуждены ежедневно с ним контактировать. Другие люди не всегда бывают вежливыми, не всегда понимают нас. Ответственность, которая возлагается при этом на каждого из участников взаимодействия, по – своему индивидуальна и конкретна.

Скажем, если ученик в школе не подготовил домашнее задание, он должен понимать, что последствием его поступка может стать плохая оценка.

Если взрослый человек совершает необдуманный поступок, противоречащий общественной морали и собственным нравственным ценностям, то будет отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью. Понятие ответственности включает в себя следующие компоненты.

Личная ответственность

Подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. В данном случае личность сама определяет, за что она будет отвечать, в чем именно заключается ее задача.

Личная ответственность может выражаться так же в том, что человек берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий по улучшению или развитию конкретной ситуации.

Человек дает слово и остается верным ему. В противном случае он может лишиться положительной репутации.

Коллективная ответственность

Подразумевает, что отдельный индивид заранее включен в общественную систему. Он является звеном в огромной цепочке, которая создает движение к выбранной цели. Коллективная ответственность накладывает равные права и обязанности на каждого члена общества.

Конкретная личность становится действующим механизмом в такой системе, хотя и может руководить ею в отдельно взятых случаях.

Здесь возможно «стирание» границ между индивидуальностью ее участников, поскольку на первый план выходит эффективность приложенных усилий для общественно – полезного дела.

Как формируется ответственность

Каждый человек достаточно рано попадает в коллектив. Нас с детства приучают к тому, что мы не можем жить вне социума. Иногда становится особенно опасно иметь собственное мнение, если оно идет в разрез с принципами общественной морали и установками, каким должен быть человек.

Личность, попадая в социум, с самого начала учится жить по его правилам, постепенно узнавая, что хорошо, а что плохо. Соответственно меняется и поведение индивида: он уже не может вести себя столь свободно, как это было раньше, а вынужден подстраиваться под требования коллектива, принимать на себя соответствующую роль.

Ответственность в данном случае заключается в том, чтобы адекватно вписаться в общество и не потерять свою индивидуальность.

Проблема  ответственности занимает чрезвычайно важную позицию в психологии личности. По значимости она затрагивает глубинные аспекты формирования и развития индивида. Данная проблема включает в себя несколько структурных компонентов.

Почему не все принимают ответственность

Если под ответственностью рассматривать осознанное стремление выполнить свои обязательства перед обществом и самим собой, то получается, что вначале индивиду необходимо воспитать в себе крепкую волю. Только тот человек может не отступить от ответственности, который знает и понимает ее истинную цену.

Гораздо проще попытаться избежать наложения всяческих обязательств, чем нести бремя ответственности. Это качество характера приносит индивиду дополнительные беспокойства и обязательства.

Однако в то же время ответственность помогает сделаться дисциплинированным человеком, воспитать твердость и правильные качества характера.

Если ребенку еще в какой – то мере простительно не выполнить данное обещание, то с взрослого человека спросится гораздо строже за его проступок, и последствия такой ошибки могут быть более серьезными.

Личность, которая не желает принимать на себя ответственность, не может считаться в обществе вполне зрелой и самостоятельной. Такие люди чаще других подвергаются осуждению со стороны, неприятию поступков и действий.

В социуме существует негласное правило, что тот, кто ошибается, непременно должен прийти к осознанию своей неправоты.

В чем заключается истинная ответственность личности?

Нередко с ответственностью люди путают  слепое следование чужой воле, полное подчинение коллективу и утрату своего мнения. Это абсолютное заблуждение. Ответственный человек никогда не совершит поступок, противоречащий общественным нормам, но он и сам не останется в ущербе.

Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств с последующим сохранением себя, своей сущности в этих обстоятельствах. Существуют такие понятия как свобода выбора, ответственность перед самим собой и другими людьми.  Первое включает в себя возможность действовать согласно своим внутренним установкам и убеждениям.

Второе понятие базируется на том, чтобы уметь принимать такие решения, которые бы помогали развиваться и совершенствоваться собственной личности. Наконец, третье понятие связано с возможностью принимать решения относительно взаимодействия с окружающими, корректировать свои действия.

Истинная ответственность всегда предполагает наличие здравого разума и умение быстро находить выход из сложных ситуаций.

Как ответственность связана со свободой?

Многие философы со времен глубокой древности задавались этим непростым вопросом. Они размышляли над тем, что такое свобода, может ли человек быть свободным до конца или это только глубочайшее заблуждение, видимость?

Ответственность помогает развиться дисциплинированности. Тот, кто нацелен на достижение какого – либо результата, как правило, не отступает перед трудностями, не ищет легких путей. Свобода в данном случае выступает своеобразным мотивирующим звеном, установкой, которая помогает действовать согласно заданному направлению.

Человек совершает необходимые шаги по своей воле, и осознает всю важность и значимость этого решения. Даже если в данный момент ему совсем не хочется что – то делать, он возьмет волю в кулак и сосредоточится на выполняемой задаче.

Нередки случаи, когда люди с высокой температурой или плохим самочувствием появлялись на работе, потому что у них не было возможности взять больничный. Они осознавали большую степень ответственности перед обществом и стремились быть полезными.

Если личность принимает решение развивать свои лучшие качества характера, таланты и способности – это тоже можно назвать свободой и ответственностью. Любая ответственность предполагает наличие осознанного стремления к какой – либо деятельности, формирование мотивации и установки на ее выполнение.

Как развить в себе ответственность

Нет необходимости доказывать, почему столь важна в жизни ответственность. Без ответственности нельзя обойтись никакому специалисту, если он считает свою деятельность хоть сколько – нибудь серьезной и собирается заниматься ею длительное время.

  Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы воспитать в себе огромную силу воли, натренировать желание быть полезным самому себе и обществу в целом? Приведенные ниже рекомендации позволят сформировать ответственность за определенный временной промежуток.

Осознание твердой необходимости

Ничто не стимулирует больше, чем понимание того, что за вас ответственность никто другой не примет. Вы отвечаете за свою жизнь сами и можете, как растратить ее напрасно, так и сделать максимально полезной во всех отношениях.  Дела сами не выполнятся, если не прикладывать к этому никаких усилий.

Когда приходит четкое понимание, что мы сами ответственны за свои поступки и отчасти за происходящие события, не хочется искать виноватого. Зрелый человек не станет уходить от ответственности. Обычно тот, кто осознал необходимость в чем – либо, уже готов  идти до конца к победным свершениям.

 На данном этапе и происходит формирование индивидуальности, развитие личности и самосовершенствование.

Планирование деятельности

Чем бы вы ни занимались, любая деятельность требует к себе ответственного и дисциплинированного подхода. Нельзя работать спустя рукава, только чтобы отделаться от неприятной обязанности.

Всякую деятельность необходимо тщательно планировать. Если объем работы слишком большой, то необходимо разбить ее на более мелкие составляющие. Делать объемный труд по частям гораздо легче, чем целиком.

Но для этого нужно грамотно подойти к процессу планирования.

Старайтесь сразу четко обозначить временные рамки, в которых вы собираетесь работать. Если границы слишком короткие, то и трудиться ежедневно вам придется больше.

Лучше, чтобы у вас в запасе находилось два – три дополнительно свободных дня. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (а они могут произойти в самый неожиданный момент) вы будете знать, что все успеваете.

А это немаловажно, поверьте, особенно когда дело касается срочной и серьезной работы.

Никогда не откладывайте все на последний день. Поверьте, через три дня или даже неделю у вас не появится настроение, чтобы завершить начатый проект. Плюс ко всему добавится нервное напряжение и вы будете переживать, что не успеваете.

Оставить самое трудное на последний день все равно, что поставить себя в неловкое положение, да еще и сделать это намерением. Такие переживания отнимают у человека много сил и энергии, после чего понадобится время для восстановления от психического напряжения.

Делайте все заранее, и вам не придется лишний раз нервничать.

Прогнозирование результатов

Ответственность предполагает умение выстраивать в деятельности дальнейшую перспективу. Дисциплинированная личность, так или иначе, предвидит определенные результаты своего труда. Поэтому рассчитать объем деятельности на каждый день не очень сложно.

Умение предвидеть конечную цель помогает предотвратить возможные ошибки, которые могут возникнуть, если человек понадеется на благоприятный случай.  Прогнозирование результатов поможет собраться в тот момент, когда будет одолевать усталость, высвободит силы, находящиеся в резерве, чтобы пустить их в расход.

Принимая ответственность за все, что происходит, личность учится анализировать свою работу и совершенствоваться.

Не отступайте от цели

Иногда бывает так, что какая – то задача вызывает многочисленные трудности. В этом случае необходимо как можно скорее изучить все существующие аспекты, чтобы предотвратить возможную ошибку.

Если вы начали деятельность, с которой вас связывают определенные обязательства, никогда не отступайте. В самых трудных ситуациях обращайтесь за помощью, но не уходите от решения проблемы. От того, какой способ поведения вы изберете, зависит ваша дальнейшая деятельность.

Чувство победы приносит с собой и уверенность в собственных возможностях.

Таким образом, ответственность тесно связана с самосознанием личности, умением преодолевать трудности, решительностью. Достигая определенных высот в том или ином деле, человек тренирует волю.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/otvetstvennost.html

Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии

Ответственность — подчиненность человека социальным требованиям. Специфика юридической ответственности состоит в том, что эти требования определены правовыми нормами и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

Основанием уголовной ответственности является наличие в действиях лиц состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

Во всех преступлениях выделяется, как известно, единая четырехкомпонентная структура признаков состава преступления: объект, субъект, субъективная и объективная стороны преступления.

При отсутствии хотя бы одной из сторон состава преступления юридическая ответственность не наступает.

Ограничение оснований ответственности составом преступления — важнейшее достижение правового общества: человеку может быть вменено, поставлено в вину лишь такое действие (или бездействие), система признаков которого точно описана в законе.

Юридическая ответственность — урегулированное правом отношение между нарушителем права и государством в лице его правомочных органов. Целью юридической ответственности является не только охрана существующего правопорядка, но и ресоциализирующее воздействие на личность правонарушителя, его перевоспитание и исправление.

Принципы реализации юридической ответственности — законность, справедливость, целесообразность, неотвратимость и быстрота реализации.

Справедливость юридической ответственности расчленяется на ряд требований: нельзя использовать меры наказания, унижающие человеческое достоинство; нельзя придавать закону обратную силу.

При обратимом характере причиненного правонарушителем вреда ответственность состоит в его возмещении: если причиненный вред необратим, наказание виновного должно соответствовать тяжести совершенного правонарушения; за одно правонарушение возможно лишь одно наказание.

Целесообразность юридической ответственности — соответствие избираемой меры воздействия целям юридической ответственности, строгая индивидуализация наказания.

Справедливость и целесообразность обусловлены главенствующим принципом реализации юридической ответственности — законностью и обоснованностью. Законным основанием возникновения юридической ответственности является вина, виновность дееспособного правонарушителя.

В праве и юридической доктрине принято следующее определение вины: «Вина — психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов»63.

63 Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 39.

Понятие вины является базовой категорией уголовного права. Однако в вышеприведенном определении на передний план выдвигается понимание лицом противоправности своего поведения.

И это имплицитно исключает из категории вины всю сферу импульсивно совершаемых преступлений. В существующем определении вины не просматривается личностная причастность лица к совершенному социально вредному деянию.

Непонимание лицом недопустимости, противоправности своего поведения как бы делает его невиновным.

Существующее аморфное определение вины требует кардинального пересмотра64.

64 См.: Еникеев М. И. Психолого-юридическая сущность вины и вменяемости // Советское государство и право. 1989. № 12.

В конструкцию понятия вины вместо терминов «осознание», «понимание» следовало бы включить понятие «личностная причастность к противоправной сущности деяния» — отношение всей личностной сферы (сознания и подсознания) к совершенному деянию. Формы вины должны быть соотнесены со структурой противоправного деяния.

Умышленная форма вины — вина, характеризующаяся преступной целью, способами и результатом противоправного деяния.

Неосторожная форма вины — вина, характеризующаяся преступным способом и результатом противоправного деяния.

Юридически и психологически корректным можно признать следующее определение вины: вина — личностная причастность дееспособного лица к совершенному им социально вредному, противоправному деянию и его последствиям.

Уголовный кодекс РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием обвиняемого (ст. 75). Однако в законе отсутствует четкая регламентация понятия «деятельное раскаяние», указаны лишь общие его признаки: явка с повинной, способствование раскрытию преступления, возмещение причиненного ущерба.

Как показывает практика65, в большинстве расследуемых дел при применении ст. 75 УК РФ способствование раскрытию преступления обвиняемым (подозреваемым) сводится в основном лишь к даче правдивых показаний.

В уголовных делах, как правило, отсутствуют сведения о доказывании подлинности деятельного раскаяния, не выясняются причины и мотивы деятельного раскаяния; перед обвиняемым (подозреваемым) не ставится вопрос о признании им своей вины.

Между тем без выяснения всех этих обстоятельств реализация указанной статьи невозможна. С психологической точки зрения деятельное раскаяние невозможно без признания лицом своей вины.

65 См.: Савкин А. В. Проблемы правового регулирования института деятельного раскаяния в уголовном законодательстве // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2002. № 2.

Признание вины и означает психическое отношение лица к содеянному, осознание противопоправности совершенного им деяния, проявление сожаления по поводу содеянного, намерение загладить причиненный вред и отказ от совершения впредь такого деяния.

Способствование лица раскрытию преступления должно выразиться в конкретных его действиях — деятельное участие в проведении оперативно-следственных действий по отысканию следов, предметов и орудий преступления, установление и изобличение соучастников.

Психология bookap

Возмещение причиненного вреда должно состоять в полном возмещении причиненного материального ущерба и иных действиях по заглаживанию нанесенного вреда (вызов врача потерпевшему, попытки предотвратить причиненные преступлением негативные последствия).

Позитивные действия обвиняемого (Подозреваемого) могут проявиться в добровольной сдаче оружия, наркотических средств, психотропных веществ, сообщении о даче взятки, добровольном заявлении о даче ложных показаний.

Все содействующие расследованию действия обвиняемого (подозреваемого) должны носить добровольный, а не принудительный характер.

Для признания деятельного раскаяния основанием освобождения от уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления в законе должны быть указаны конкретные признаки позитивного постпреступного поведения обвиняемого. Процессуальной формой оформления оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием является протокол, составленный с соблюдением требований ст. 166 УПК РФ.

Источник: http://bookap.info/book/enikeev_yuridicheskaya_psihologiya_s_osnovami_obshchey_i_sotsialnoy_psihologii/gl74.shtm

Ссылка на основную публикацию