Бессознательное как подпороговое восприятие — психология

Психология восприятия. — Подпороговое и экстрасенсорное восприятие

Страница 9 из 10

Подпороговое и экстрасенсорное восприятие.

Подпороговое восприятие. Подпороговое (субсенсорное) воспри­я­тие — бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих пороговой величины.

До сих пор мы в основном говорили о тех видах восприятия, которые связаны с сигналами, поступающими из внешнего мира и которые человек может сознательно опознать.

Теперь нужно попытаться объяснить, что происходит со всеми сигналами, интенсивность которых недостаточна длятого, чтобы они могли проникнуть в сферу сознания.

Эти сигналы, очевидно, воспринимаются и обрабатываются в подпороговой зоне, минуя, таким образом, всякий корковый контроль.

Подпороговое восприятие, по-видимому, позволяет организму отвечать на поступающие сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием. Эта гипотеза была, прежде всего, использована в рекламе товаров.

Например, было показано, что можно внушить кинозрителям желание потреблять газированные напитки или воздушную кукурузу определенных фирм, показывая неоднократно в течение фильма кадр продолжительностью в 1/24 секунды, восхваляющий достоинства этих продуктов; можно также вызвать у публики большее желание приобретать продукты, в рекламе которых скрыты звуковые или зрительные подпороговые сообщения сексуального или угрожающего характера.

Все это способствовало обогащению рекламных агентств, применявших подобные методы. Однако из-за боязни злоупотребления такой практикой, с одной стороны, и из-за того, что ее реальная эффективность осталась неподтвержденной — с другой, возникли сомнения в обоснованности самой гипотезы, положенной в ее основу.

Тем не менее, спустя несколько лет появился интерес к лечебному применению такого рода методов, особенно для оказания помощи курильщикам, алкоголикам и тучным людям. Сходные программы были разработаны также для лечения больных шизофренией и депрессией.

Положительные результаты были достигнуты у пациентов, которым подпороговым путем предлагалась идея типа “мы с мамой составляем одно целое”, но эффект был таким же и у молодых испытуемых, признанных нормальными, которым предлагалась та же мысль.

Результаты в определенных тестах были у этой группы выше, чем у контрольной группы, которая подвергалась стимуляции, не содержавшей таких подпороговых компонентов (Ж. Годфруа).

Однако, несмотря на все большее число исследований, ведущихся в этом направлении, ничего определенного относительно подобной практики установить пока не удалось.

Экстрасенсорное восприятие. Многие ученые заостряют внимание на сходстве восприятия подпорогового и экстрасенсорного. В обоих случаях речь идет о восприятии сигналов, которые слишком слабы, чтобы дойти до уровня сознания, но все же способны оставить след, который мог бы быть воспринят некоторыми людьми в определенные моменты и в определенном состоянии расслабления и восприимчивости.

По-видимому, экстрасенсорное восприятие, о котором имеются пока лишь весьма недостоверные данные, должно все-таки рассматриваться как нечто связанное с мозгом в противовес мнению приверженцев оккультных наук, представители которых приписывают этому явлению самую различную природу.

К экстрасенсорному восприятию относят феномены трех типов:

— способность “угадывать” факты, недоступные для органов чувств, или ясновидение;

— способность улавливать какую-то информацию о человеке, который находится далеко, или телепатия;

— способность угадывать то, что произойдет в будущем, или предвидение.

По мнению многих ученых, речь идет не о каких-то уникальных способностях, а скорее об особом развитии обычных возможностей, скрытых в каждом из нас. Остается еще открыть форму энергии, при помощи которой могли бы передаваться “экстрасенсорные” сигналы, а также физические структуры, способные их принимать.

Эта задача не из самых легких, и именноэтим психологи и физики занимаются уже много лет. Психологи изучают различные возможности, используя методы психофизиологии (электроэнце­фалографию, плетизмографию, психогальванометрию (измерение электропро­вод­ности кожи) и т.п.).

Физики же подводят теоретическую базу, опираясь на новые пути, открываемые исследованиями в области элементарных частиц.

Пограничная зона психологии, изучающая эти явления, называется парапсихологией или псилогией. Первые общества “психических исследований” данных явлений были созданы учеными между 1880 и 1890 годами.

В них вошли такие известные ученые, как Рише и Фламмарион из Франции, Миерс и Герней из Англии и Джеймс из США. Сначала использовали методы, взятые из практики спиритизма.

Прибегали к “способностям” спирити­ческих медиумов, которые производили психические эффекты и “обща­лись” с душами умерших. Но, несмотря на использование измерительных приборов и на введение хитроумных способов контроля, результаты оставались весьма спорными.

Фактически очень трудно было отличить истинные явления от ловких манипуляций. В конце концов пришлось оставить этот подход и перейти к более строгим методам. Изучение “паранормальных” явлений стали проводить в лабораторных условиях.

Эти пси-феномены, как их теперь называют, были разбиты на две отдельные категории: экстрасенсорное (внечувственное) восприятие, с одной стороны, и телекинез — с другой. Что касается телекинеза, то это прямое, осуществляемое без помощи мышц воздействие субъекта на материальный объект (перемещение или вращение предметов на рас­стоянии).

Для изучения этих явлений была основана Парапсихологическая ассоциация. Ее задачей было не “доказывать” реальность пси-феноменов, а скорее способствовать ис­следованию явлений, называемых “аномальными”. В 1969 году серьез­ность работы экспериментаторов и их энергия привели к тому, что Парапсихологическая ассоциация была принята в Американскую ассоциацию научного прогресса.

Эта область, недавно признанная научной дисциплиной, имела много названий: в Германии и США — парапсихология, во Франции — мета-психика, в СССР — биоинформатика и т.п. В последнее время было предложено новое название — псилогия. Оно позволяет свести воедино всю информацию, относящуюся к так называемым пси-феноменам.

Пионерами лабораторных исследований пси-феноменов были Л.Л. Васильев в Моско­вском университете и Райн в Университете Дьюка (США). Л.

Васильев пытался, главным образом, установить существование связи между гип­нозом и экстрасенсорным восприятием, его сотрудники собрали также ряд наблюдений, касающихся телекинеза.

Райн придал подходу научность, положив в его основу использование приборов и подвергая результаты систематическому статистическому анализу.

Со времени первых экспериментов, проведенных в конце 20-х годов Райном, исследования в этом и в смежных направлениях позволили собрать большое количество данных.

Результаты статистического анализа, полученные во многих экспериментах, никого не могут оставить равно­душным.

Например, исследования Пирс-Прэтта (Pearce-Pratt, 1934) по телепа­тии включали четыре серии экспериментов, в которых испытуемые находились в местах, расположенных друг от друга на расстоянии от 90 до 230 метров. Серия из 25 карт Зенера предъявлялась 74 раза, т. е.

всего было 1850 предъявлений. Результат: 558 верных ответов, что на 188 случаев больше, чем можно было бы ожидать согласно теории вероят­ностей. Статистический анализ этого результата показывает, что ве­роятность такого количества верных ответов составляет менее 10–22.

В эксперименте, направленном на изучение предвидения, Шмидт (Schmidt, 1969) использовал аппарат, который обеспечивал полнуюавтоматизацию опыта. Из четырех возможных световых сигналов ап­парат выбирал случайным образом какой-нибудь один.

Он регистрировал как свой выбор, так и ответ испытуемого, которому предлагалось до появления светового сигнала угадать, какой это будет сигнал. Во время первой серии опытов три испытуемых осуществили в общей сложности 63066 попыток, а затем еще 20000 во второй серии.

Результаты были таковы, что вероятность р составила менее 10 -9 для первой серии и менее 10-10 для второй.

Другие исследования касались сновидений и возможности изменить их содержание путем воздействия агента на спящего перципиента. Большинство этих опытов проводили в нью-йоркском Медицинском центре маймонидов (Krippner, Ullman, 1964). Испытуемому, находяще­муся в звукоизолированной комнате, предлагалось лечь, расслабиться и заснуть.

Предварительно к его голове были прикреплены электроды, чтобы определять время наступления парадоксального сна. Как только начиналась фаза этого сна, агент, концентрируя все свое внимание на выбранном наугад образе, пытался “передать” его спящему перципиенту. Затем того будили и просили рассказать, какой сон или какие сны он видел.

В 9 из 12 исследований были получены статистически значимые результаты.

Одно из самых важных мест в парапсихологических исследованиях занимают эксперименты, проводимые под гипнозом.

Французские уче­ные Жане и Рише еще с 80-х годов прошлого столетия пытались выявить связь между экстрасенсорным восприятием и гипнозом, но только в 50-е годы нашего века исследования в этой области стали систематическими благодаря Л.

Васильеву в СССР, Фалеру в Финляндии, Ризлу в Чехосло­вакии, Каслеру и Хонортону в США. Использовались различные методы, чтобы сравнивать результаты, полученные на испытуемых во время гипноза и без него.

Около 20 лет назад (Van de Castle, 1963) были сведены результаты 14 исследований с картами Зенера, проведенных одиннад­цатью группами. Под гипнозом из 44400 ответов верными оказались 9785 (т. е. на 905 больше, чем можно было ожидать в результате случайных совпадений).

Как и во время сновидений, при гипнозе учащение пси-феноменов объясняется, по-видимому, тем, что понижается уровень барьеров, существующих во время бодрствования. Таким образом, попадая под воздействие гипнотизера, испытуемый становится более восприимчивым.

Одно из объяснений возможности проявления экстрасенсорных способностей у каждого человека принадлежит Бранду (Brand, 1975) и Хонортону (Honorton, 1978).

Согласно их теории, любой человек может оптимально осуществить внечувственное восприятие, выполнив одно или несколько из следующих условий: нужно расслабиться, отключиться, насколько это возможно, от всяких воздей­ствий (образов, впечатлений) и внешней деятельности, стараться прийти в состояние восприимчивости, “открыться” навстречу иному мироощу­щению и хотя бы на миг захотеть ощутить пси-состояние. Именно благодаря таким средствам, помогающим сосредоточиться на своем внутреннем мире в состоянии открытости, и может якобы проявиться у человека способность к пси-феномену.

Стэнфорд, развивая сходную мысль, полагает, что пси-функции один из элементов нормальной природы человека. Поэтому спонтанные проявления экстрасенсорного восприятия составляют всего лишь вер­хушку айсберга. Под видимой частью скрывается множество поступков и событий, которые тоже можно приписать использованию пси-способностей.

Стэнфорд называет их инструментальными ответами с участием пси-способностей.

Речь идет о “счастливых случаях”, которые можно было бы принять за совпадения: вы, например, пропустили автобус, так как задержались дома, в ожидании следующего автобуса вы вспоминаете одного из своих друзей, которого давноне видели, а потом, садясь в следующий автобус, внезапно встречаетесь лицом к лицу с этим самым другом, который, как выясняется, решил в этот день поехать автобусом, хотя раньше никогда этого не делал. Что это, счастливая случайность? По мнению Стэнфорда, наш организм постоянно как бы прочесывает окружающее, стараясь отыскать средства для удовлет­ворения своих потребностей. При таком прочесывании могут использо­ваться как пси-способности, так и обычные сенсорные и когнитивные процессы.

Как только человек находит подходящее средство, он включает механизм поведения, который начинает действовать так, чтобы удовлет­ворить возникшую потребность. Например, в приведенном выше при­мере человек, желающий встретить своего друга, подсознательно сделал то, что нужно, чтобы его желание осуществилось.

Хотя исследования в области парапсихологии получили официаль­ный статус и многие результаты указывают на реальное существование пси-феноменов, скептики продолжают высказывать всевозможные кри­тические соображения.

Прежде всего ставятся под сомнение эксперименты, якобы давшие статистически достоверные результаты. Действительно, в истории пара­психологии встречается множество сомнительных случаев. Некоторые испытуемые были уличены в жульничестве, другие после нескольких лет опытов признавались в трюках, к которым они прибегали. Иногда и сами ученые фальсифицировали результаты своих экспериментов.

Позднее были обнаружены погрешности в методологии экспери­ментов. Плохо осуществлялся контроль за сенсорными сигналами; испытуемые были недостаточно изолированы друг от друга; материал имел дефекты, позволя­вшие неверно оценивать результаты; выбор картин-мишеней производился неслучайным образом; исследователи допускали ошибки в записях и т. п.

Читайте также:  Актив и наступление - психология

Самый распространенный упрек скептиков заключался в том, что при достаточно большом числе данных даже незначительные расхождения между полученными и ожидаемыми результатами становятся значи­мыми.

Но чаще всего ставится вопрос о воспроизводимости экспериментов. Эксперимента­тор, повторяя опыт с теми же испытуемыми и при тех же условиях, не уверен в получении тех же результатов.

Вступает в действие совокупность факторов, связанных с испытуемыми, с материалом, с экспериментатором и с самими пси-феноменами.

И наконец, многие критики указывают на отсутствие теории и прак­тических приложений и даже просто считают существование пси-фено­менов невоз­можным ввиду их несовместимости с общепризнанными научными теориями.

Многие ученые продолжают рассматривать парапсихологию как псевдо­науку. Они требуют ее ис­ключения из Американской ассоциации научного прогресса.

Что касается большинства в научном мире, то оно продолжает со вниманием отно­ситься к результатам исследований, проводимых в строго контролируе­мых условиях.

Сегодня широко распространена настороженность по отношению к псевдооткрытиям и к так называемым медиумам, но, тем не менее, сохраняется дух непредубежденной оценки любых фактов, способных пролить свет на поведение человека.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-vospriyatiya/podporogovoe-i-ekstrasensornoe-vospriyatie

Сознание, бессознательное, подсознательное

Что такое сознание, бессознательное, подсознательное. О чём речь?

Эти термины употребляются часто и, вроде бы, все понимают, о чём идёт речь. Например, «упал — потерял сознание, очнулся — гипс», как говорил Семён Семёнович Горбунков из фильма «Бриллиантовая рука». То есть потерял возможность воспринимать окружающую действительность, оценивать её, руководить своими действиями. А что говорит научное определение?

Например, из Википедии.

Сознание человека (психология) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Философское определение.

Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Мне эти формулировки нравятся не очень. Ведь любое определение должно описывать некоторое явление так, чтобы можно было точно сказать — оно отражает суть происходящего. Необходимо сформулировать — понятие.

Понятие — это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом; это понимание сущности вещи или явления. Давайте подумаем вместе.

В первом определении, сознание — это форма психического отражения, во втором — состояние психической жизни.

Понятно, что форма должна что-то содержать, а именно это самое психическое отражение действительности, но правда ли что это застывшая форма, а не постоянный процесс изменения форм? Верно ли, что сознание — это состояние психической жизни, те есть пребывание в каком-либо положении, но относительно чего? Каких координат? Как видим, определение понятия «сознание» не совершенно, как, впрочем, и любое другое определение.

Попробую дать своё определение понятия «сознание». Не претендую, что оно будет лучшим, но для понимания, думаю, может быть полезным. Итак.

Сознание человека — процесс психического отражения объективной реальности, выраженный, в изменяющихся в процессе развития, субъективных моделях восприятия окружающей действительности.

Подробнее.

Сознание человека не статично, оно меняется, поэтому можно говорить о процессе психического отражения.

Данный процесс приводит к созданию моделей восприятия окружающей действительности, которые также не статичны, изменяются по мере развития человека, переосмысления прошлого опыта, его обобщения.

Модели восприятия окружающей действительности весьма субъективны и уникальны для каждого человека, выражены в форме образов, ощущений, звуков, и через речь, могут быть воспроизведены вербально, однако с большими искажениями, обусловленными ограниченностью возможности языка точно отображать внутренний мир человека. Ф. И. Тютчев догадывался об этом, и точно сформулировал в стихотворении — «Silentium!».

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

О сознании написаны тома научной литературы, некоторые учёные считают изучение сознания главной задачей психологии. Л. С. Выготский писал: «Психология рассматривает даже самые сложные формы нашего сознания как особо тонкие и незаметные формы некоторых движений».

И это правильно, но у меня всегда, когда читаю любую литературу, где рассматривается сознание, не важно научную или популярную, складывается впечатление, что в написанном больше вопросов, чем ответов. Например, о каких «незаметных формах некоторых движений» пишет Л. С.

Выготский? Наверное, они есть, только, как бы измерить, описать, назвать, дать определение, и как это всё связано с сознанием? Поэтому кто хочет дополнить моё определение или растолковать Л. С. Выготского, у вас будет большая, серьёзная и увлекательная задача.

Бессознательное.

Если с понятием «сознание» хоть как-то можно определиться, оставляя много вопросов и задач для новых исследований, то с понятием «бессознательное» совсем непросто.

Я насчитал 12 определений, которые сообщают о принципиально разных явлениях.

Думаю, если к ним прибавить ещё 8, взятых из эзотерической литературы, то станет ясно — единого понятия «бессознательное» не существует, что наводит на мысли,— а существует ли бессознательное? Попробуем разобраться.

Для начала некоторые определения.

Бессознательное — теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. (Психологический словарь) Бессознательное или неосознаваемое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.

Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. (Википедия) Бессознательное, в психологии — вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует смешивать с отсутствием осознания вследствие нежелания индивида разобраться в себе (т. е. заниматься интроспекцией).

Кроме того, бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), содержание которого может быть легко осознано.

Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз. (Энциклопедия «Кругосвет»)

Что общего в этих определениях? То, что они говорят о психических процессах, которые недоступны субъективному контролю. Правда третье определение ещё отождествляет термины «бессознательное» и «подсознание», считая это одним и тем же, а также утверждает, что для выявления бессознательных процессов нужно нечто особенное, например, гипноз.

Однако первые два определения и начало третьего говорят, что, во-первых, есть некие психические процессы, во-вторых, на какой то момент времени над этими процессами отсутствует субъективный контроль. Но значит, этот контроль может быть или он должен всегда отсутствовать? И тогда бессознательное становится осознаваемым.

Возьмём, например, ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. Большинство моих ощущений находятся в бессознательном, то есть вне поля сознания, не доступны субъективному контролю.

Я постоянно субъективно не контролирую все рецепторы, которые, так или иначе, посылают в мозг информацию, о прикосновении к чему-либо.

Ноги стоят на полу, и я воспринимаю данный факт, ощущая холодный пол ступнями, но пока я не задумался об этом процессе психического отражения действительности через ощущения, то исходя их определения, этот психический процесс находился в бессознательном. Для того, чтобы вывести его на уровень сознания не нужно прибегать к гипнозу.

Тогда, о каких психических процессах отражения говориться в определении? Если какие-то легко можно вывести на уровень сознания, как в приведённом примере, то какие психические процессы всегда остаются в бессознательном? Какие легко можно осознать? А, может быть, большинство психических процессов просто не осознаются в данный момент времени, но всегда могут быть осознаны просто волевым усилием, тогда они просто вне сознания, их нужно называть — внесознательные.

Можно возразить, бессознательное — область, где происходят процессы, принципиально не доступные сознанию, без специальных способов доступа, например, гипноза.

Тогда возникает встречный вопрос, а как стало понятно, что это область, где вообще что-то есть? Ну, в состоянии гипноза (изменённое состояние сознания) человек выдаёт иногда, с точки зрения другого человека,— бред, иногда, каким-то образом связанную информацию.

Как понять, что это не игры сознания — просто в изменённом, заторможенном состоянии? Никто не нашёл в сером веществе такую область, которую можно как-то назвать, и сказать,— там хранится всё, что мы называем — бессознательное. И как точно различить подсознательное и бессознательное?

Подсознательное — характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов.

Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п.

Точно так же и воспринимаемое (хотя прямо и не осознаваемое) влияние обстановки, ситуации, автоматических действий (движений) присутствует как подсознательное восприятие во всех сознательных актах. Определенную смысловую роль играет и языковый контекст речи, невысказанная, но как бы подразумеваемая самим построением фразы мысль. (Википедия).

Подсознательное — психологический термин, обозначающий то, что слабо осознается, ибо лежит за порогом актуального сознания или вообще ему недоступно. В своих ранних сочинениях Фрейд употреблял этот термин как синоним бессознательного, но вскоре отказался от него во избежание двусмысленностей.

Многие до сих пор употребляют термины «бессознательное» и «подсознательное» как синонимы. Действительно, исходя из определений, у них много общего. Это психические процессы, которые субъективно не осознаются в данный момент.

Просто, чтобы добраться до бессознательно нужны специальные методы, а до подсознания можно, если хорошо постараться и сосредоточится. Часто приводят пример, молодой человек, глядя на форму гитары, подсознательно понимает, на что она похожа. То есть в сознании отражается форма, а в подсознании, путём несложных ассоциаций появляется женская фигура.

Если молодой человек задумается, то скажет: «Да, вот чего мне в жизни не хватает, что у меня в подсознании на самом деле». Если же парень не признается, какие ассоциации вызывает силуэт инструмента, значит, он всё глубоко спрятал в бессознательное, и «расколется» только под гипнозом.

А бывает ещё, что гитара — это просто инструмент и никаких подсознательных ассоциаций не вызывает, но чем больше воздержание, тем лучше молодой человек понимает, подсознание есть, и что собственно там есть.

Таким образом, если кратко подвести итог, то можно сказать как З. Фрейд. Сознание — это верхняя часть айсберга, то, что видно на поверхности. Бессознательное (подсознательное),— всё, что под водой.

Чтобы добраться до нижней части айсберга нужно нырнуть, а чтобы посмотреть его дно, необходимо залезть очень глубоко, и, если повезёт, то побывать под толщей ледяной глыбы, рассматривая айсберг снизу.

Источник: http://syntone.ru/article/soznanie-bessoznatelnoe-podsoznatelnoe/

восприятие подпороговое — это… Что такое восприятие подпороговое?

  • подпороговое восприятие — Категория. Форма предметного восприятия. Специфика. Осуществляется без контроля сознания. В работах В.Г.Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители. Психологический …   Большая психологическая энциклопедия
  • Подпороговое Восприятие — предметное восприятие , осуществляющееся без сознательного контроля сознания. В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители …   Психологический словарь
  • ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ — неосознаваемая реакция психики на свет, звук или другие стимулы, сила которых не достигает порогов чувствительности. Если интенсивность или длительность стимула уменьшается, наступает момент, когда стимул (раздражитель) перестает осознаваться.… …   Энциклопедия Кольера
  • Подпороговое восприятие (subliminal perception) — В конце 1950 х гг. большую обеспокоенность в об ве вызвали заявления о том, что существует метод предъявления рекламных сообщений, к рый может влиять на поведение на бессознательном уровне. Процедура подразумевала использование быстро… …   Психологическая энциклопедия
  • Подпороговое восприятие — субъективно не осознаваемые, но влияющие на поведение процессы восприятия; восприятие подпороговых по величие раздражителей. С учетом П. в. подпороговых раздражителей показана возможность выработки условных рефлексов …   Словарь дрессировщика
  • Подпороговое (сублиминальное) восприятие — Неоднозначная форма перцепции, характеризующаяся тем, что стимуляция, которая наблюдателем не замечается и о которой он не подозревает, все же оказывает определенное, измеряемое влияние на некоторые параметры его поведения …   Психология ощущений: глоссарий
  • бессознательное — В гештальте не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или ментальных проявлений. В практике… …   Большая психологическая энциклопедия
  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Сознание (consciousness) — Несмотря на то что С. наиболее очевидный и хорошо знакомый каждому признак нашего существования, филос. и психол. рассуждения о С. весьма запутанны и противоречивы. Р. Б. Перри заметил: «Как может термин означать что либо, если он используется… …   Психологическая энциклопедия
  • Гипноз (hypnosis) — Трудно дать удовлетворительное определение Г. Большинство авторов согласны с тем, что Г. происходит а) в контексте специфических отношений между гипнотизируемым и гипнотизером, в ходе к рых б) внушенные искажения когниций, восприятия, памяти и… …   Психологическая энциклопедия
Читайте также:  Сдерживание и прекращение плача - психология

Источник: https://psychology.academic.ru/357/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5

Сознание и бессознательное как уровни психики

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Сознание вооружено понятиями, подсознание— эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Сфера сознания сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки.

Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом.

Ощущение как психический познавательный процесс: виды, свойства.

Ощущение это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды ощущений:

Зрительные ощущения явл. отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов.

Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим «прибором» является сетчатка оболочки глаза.

Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие—низкие), Обонятельные ощущения являются отражением запахов.

Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ,

Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе.

Ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными.

По времени возникновения ощущения бывают: — актуальными и — неактуальными.

Свойства ощущений:

— качествосущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных),

— интенсивностьколичественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя

— продолжительность— временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств.

Восприятие как психический познавательный процесс: виды, свойства.

Восприятиеэто целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Свойства восприятия:

Целостность — внутренняя взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется:

а) объединение разных элементов в целом;

б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

Предметность — объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Обобщенность — отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

Константность — относительное постоянство восприятии.

Осмысленность — связь с пониманием через процесс мышления.

Избирательность — преимущественное выделение одних объектов перед другими.

Восприятие подразделяется на следующие виды:

Восприятие предметов и явлений окружающего мира; Восприятие человека человеком; Восприятие времени; Восприятие движений;

Восприятие пространства;

Восприятие вида деятельности.

По времени возникновения восприятия бывают:

актуальными и — неактуальными.

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия — это искаженное восприятие реально существующей действительности.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

Внимание, виды и свойства внимания.

ВНИМАНИЕ — сосредоточенность сознания на определенных объектах при отвлечении от всего остального.

основные виды внимания.

В зависимости от активности личности выделяют непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает без усилия человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели,

Произвольное внимание — целенаправленное сосредоточение сознания.

постпроизвольное — оно наступает после произвольного, но от него отличается.

По характеру направленности

внешненаправленное внимание направлено на окружающие объекты и явления,

внутреннее — на собственные мысли и переживания.

По происхождению

Природное внимание — врожденная способность человека реагировать.

Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни,в результате обучения и воспитания.

По механизму регуляциивыделяют непосредственное и опосредованное внимание.

Непосредственное внимание не управляется ничем.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.

По своей направленности на объектразличают следующие формы внимания:

— сенсорное (направлено на восприятие),

— интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти),

— моторное (направлено на движение).

Основными свойствами внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.

Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального

Устойчивость внимания — это длительность сосредоточения на объекте или явлении.

Объем внимания определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание.

Распределение внимания — возможность одновременного выполнения двух или более видов деятельности.

Переключаемость внимания — способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые.

Память психический познавательный процесс. Классификация видов памяти.

Память рассматривает основные процессы заучивания, хранения и дальнейшего воспроизведения в будущем. Память как психический познавательный процесс представляет систему запоминания, воспроизведения и забывания полученного опыта с течением определенного количества времени.

В качестве простой формы реализации памяти выступает узнавание предметов, т. е. распознавание ранее опознанных объектов, находящихся в центре восприятия. Более сложная структура памяти подразделяется на основные мнемические процессы:

узнавание — опознание ранее известного объекта, находящегося в центре восприятия в настоящее время;

· запоминание — процесс, который удерживает определенную информацию в памяти для дальнейшего воспроизведения;

· сохранение — динамический процесс, основанный на организованном усвоении поступаемого материала и его переработку;

· воспроизведение — мнемический процесс, в ходе которого осуществляется актуализация уже сформированного содержания. Как правило, это чувства, мысли и движения;

· забывание — процесс, основанный на уменьшении значительного объема сохраненной информации.

Память как психический познавательный процесс подразделяется на несколько видов:

· по времени сохранения информации или опыта:

сенсорная память, кратковременная память,

· по характеру психической активности:

двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, механическая,

· по средствам, использованным для запоминания:

натуральная (непосредственная), внешне опосредованная, внутренне опосредованная.

Источник: https://infopedia.su/3x73b8.html

Понятие о бессознательном, проблема бессознательного в психологии

Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания. По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций.

И сознание освобождается от «забот» о них. Однако не все в бессознательном является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания. Именно за счет этих неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового.

Бессознательное не означает отсутствие сознания. Оно лишь означает, что содержание бессознательного не может отражаться (рефлексироваться) в сознании. Противоположностью сознания является состояние, характеризуемое полным отсутствием сознания.

Итак, сознательное и бессознательное – это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание.

Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре».

Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями – в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах.

Происходит также сублимация бессознательного – замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями.

Бессознательное обладает большой жизнеспособностью и не подвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже спустя несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознание с прежней силой.

То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

В область бессознательного входят:

1) психические явления, возникающие во сне (сновидения);

2) ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (субсенсорные или субцептивные реакции);

3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые;

4) некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

+ некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.

Фрейдом (1856–1939), австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчета, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены действием инстинктов.

Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, З. Фрейд создал трехчленную энергетическую структуру личности (бессознательное, сознание и сверхсознание).

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяют несколько основных классов проявлений бессознательного:

1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2) поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;

3) подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания.

Читайте также:  Дедукция - психология

Проблема бессознательного продолжает разрабатываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

Между сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личностные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному.

Поэтому многие ученые считает, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.

Содержание бессознательного: влечения, инстинкты, проявление бессознательного в жизнедеятельности личности.

Бессознательное, по мнению Фрейда, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями.

Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего – подавленными желаниями, т. е. желаниями, удовлетворение которых “запрещено” на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного.

Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или творчество.

Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженному в поведении человека в его конкретных поступках. Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного.

Подобно этому внутри нас всегда существует мера – как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем её оценить. Напр, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица. В реальной жизни человека очень много моментов когда он думает одно, а фактически делает другое.

Это объясняется тем, что импульс сознания оказался слабее подсознательного. Результирующим оказался импульс, поступивший к нам из области подсознательного. Следовательно, те действия и функции, которые выполняются субъектом, бессознательны. Отсюда потеря контроля, неспособность предвидеть и прогнозировать и т.д. Рассмотрим такой пример.

Некий субъект осознаёт вредность курения и принимает решение бросить курить. Однако с течением времени инстинкт повышает эмоциональное напряжение человека. В результате синтезируется желание, которое выражается в потребности курения. В итоге наблюдается сознательное противоречие, выраженное в действии.

Складывается цепочка: Инстинкт  Эмоции  Ощущения  Желания. Можно убедиться, что какую бы систему мы не взяли, то конечным звеном декомпозиции будет являться такая же цепочка.

Если считать, что человек – такое же детище природы, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что и они.

Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой соприкосновения у них являются инстинкты. Инстинкты – это силы, побуждающие человека к действию.

Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические – желаниями. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта:

· инстинкт самосохранения

· инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов.

Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты:

· питание,

· рост,

· дыхание,

· движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым.

Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (“Я”) эти факторы как жизненно необходимые утратили свое былое значение.

Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.

Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.

Такие человеческие стремления, как агрессивность, желание выдвинуться, которые до этого относились к инстинкту самосохранения, перешли в другое качество, то есть они перешли к либидо. Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

Многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность. Эти явления называются бессознательными.

Если предсознательное – это то, на что не направлено внимание, но, при необходимости, может быть легко осознано, то бессознательное, наоборот, не может быть осознано в силу разных причин. Сознание и бессознательное по 3. Фрейду находятся в постоянном конфликте.

Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивированных» или ложно мотивированных поступках и т.п. Бессознательные влечения могут быть источником напряжения, сильных внутренних конфликтов, порождать неврозы, психозы и серьезные соматические болезни, например, язву и астму.

Для того чтобы избавиться от этих симптомов, необходима специальная п-я работа. К сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств (т. н. подпороговое восприятие). Точнее, сигналы воспринимаются, но они настолько слабы, что их невозможно осознать.

Известен, например, прием «нечестной рекламы», так называемый 25-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продукта. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает.

Источник: https://cyberpedia.su/3x5b28.html

Бессознательное

старшая страница|перечень направлений|свободный поиск техник

К психотехникам             К книгам

Бессознательными как правило считают все психические процессы, которые не становятся объектами субъективного контроля — не попадают под управление сознания или хотя бы находят отражение в сознании. К таким процессам можно отнести: • Поведенческие стереотипы и автоматизмы – устойчивые простые привычные схемы поведения, в т.ч. рефлексы.

• Подпороговое восприятие – человек способен воспринимать гораздо больше информации, нежели способен осознать. К примеру, магнитные поля влияют на человека, но осознать их восприятие он не может. • Неосознанные мотивы – очень широкая сфера желаний, блокированная от сознания по причине социальной неприемлемости или конфликта с другими мотивами.

• Надсознательные процессы – творчество, инсайты, интуиция. Бессознательное занимает гораздо большую часть в жизни человека, чем это обычно принято считать. По некоторым сведениям, все поведение человека на 90% управляется бессознательным. И это совершенно естественно.

Дело в том, что сознательное управление работает крайне медленно и для повседневной жизни попросту непригодно. Но именно такая большая доля в управлении поведением и создает одну из самых больших проблем для повышения эффективности.

Мало того, что твое поведение по сути слабо прогнозируемо в незнакомых ситуациях, но хуже того – оно еще и очень слабо поддается сознательному контролю. Ты можешь на рациональном уровне 1000 раз знать как правильно поступить в той или иной ситуации и все равно сделать совсем по другому.

В психологических практиках можно выделить 2 базовых направления по работе с бессознательным. В первом случае работа направлена только на выявление бессознательных моментов – осознание их. В этом случае человек может понять себя и свои скрытые мотивы, чтобы в дальнейшем использовать или учитывать их.

Во втором направлении идет активная работа с подсознанием, направленная на изменение поведенческих схем. Часто это происходит даже без прямого участия сознания, как например в практиках холотропного дыхания или телесной терапии. Что интересно, нередко простое осознание может освободить ущемленную мотивацию, чем вносит большие коррективы в поведение человека.

На этом принципе построены многие психотерапевтические направления, начиная с Фрейдовского психоанализа. Если отбросить явную клинику и работать в «мирных» целях саморазвития, то оба базовых направления окажутся необходимыми. В первом случаем как цель можно порекомендовать осознание своих мотивов и выявление истинных интересов. Во втором – выявление и коррекция явно неэффективных поведенческих стереотипов. И та и другая цель абсолютно необходимы на пути к полноценному успеху.

Также Вам могут быть интересны книги по направлению

— Практика НЛП — Методические материалы полного сертификационного курса НЛП. В данном труде вы найдете всю опорную теорию и основные техники НЛП в сжатом виде — типа справочника.

Кехо. Д. — Подсознание может всё — Книга доступно обьясняет работу сознания и подсознания, из связь и то, как они влияют друг на друга и как это отражается в нашей жизни.

Рекомендации по работе над собой включают визуализацию желаемого (это целый раздел, включающий четкие инструкции), утверждение, осознание своих прошлых успехов, развитие интуиции, толкование снов (так как сны – это информация из подсознания), развитие концентрации, избавление от неправильных взгядов и укоренение новых, формирование правильной самооценки, развитие творческих наклонностей и нового типа сознания.

Могучий А. — Книга тренинг для вашего мозга и подсознания — Книга-тренажер для развития интеллектуальных способностей, принцип действия которой кардинально отличается от всех существующих на сегодня аналогов.

С помощью интеллектуального тренажера на основе таблиц Шульте вы активизируете и развиваете свое внимание, а именно от внимания, уровня его тренированности и актуального состояния на 90% зависит успех любого дела.

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте удивительно прост и безопасен, занятия на нем требуют минимум времени, а результаты потрясут вас и всех ваших знакомых.

Хольнов С.Ю.

— Тоннель в подсознание, или Уроки Силы — В отличие от предшествующих книг о сознании данной серии акцент в «Тоннеле» сделан не столько на психических приемах и методах воздействия на окружающих (хотя и в этой книге автор без таковых не обошелся), сколько на особых состояниях сознания, или психических позициях, позволяющих нам успешно выполнять многие психические техники и технологии, опирающиеся на подсознание (в том числе и те, что описаны в «Психодинамике колдовства» и в «Искусстве доминировать»).

Юнг К. — Психология бессознательного — Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили к сложному постепенно.

Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.

Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном.

Бессознательно заглушает сознание только в определенных случаях, например, когда человек спит, находится в стрессовых ситуациях, бреду или под гипнозом и т. д.

Психотехники по направлению

Бессознательное    Психологическая диагностика    
Упражнение на психодиагностику себя, рационализация бессознательного.
унисекс
для любого возраста
в группе
арт-терапия
неизвестно
Бессознательное    Развитие воображения    Самопринятие    
Упражнение на развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений, самопринятие, раскрепощение, самопознание собственного «Я» через маски, рационализация бессознательного.
унисекс
для любого возраста
в группе
арт-терапия
неизвестно
Бессознательное    Психологическая диагностика    
Упражнение на психодиагностику, рационализация бессознательного.
унисекс
для любого возраста
в группе
арт-терапия
неизвестно
Бессознательное    Психологическая диагностика    Развитие креативности    
Упражнение на развитие креативности, применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя, рационализация бессознательного.
унисекс
для любого возраста
в группе
арт-терапия
неизвестно
старшая страница|перечень направлений|свободный поиск техник

Источник: http://NavigatorWay.com/tehnik_nap.php?type_teh=58

Ссылка на основную публикацию