Правила для ребенка до 1 года — психология

Психология ребенка до года

Рейтинг:   / 0

Развитие психики детей до года определяется поведением родителей направленным на  возбуждение работы нервной системы младенца. Проще говоря, организации образа жизни соответственно его возрастным особенностям.

Постоянный рост потребностей и соответственно их удовлетворение  формирует психологию ребенка до года . Удовлетворение пищевого инстинкта для ребенка через месяц после рождения, становиться недостаточным. У него появляется интерес к окружающему миру: к матери, взрослым ,детям, игрушкам , ярким предметам. 

И именно взрослый создает условия для удовлетворения и роста потребностей. Взрослые помогают приспосабливаться к окружающему его миру.

  Постепенно малыш начинает выделять голос и силуэт матери и родителя.  У него появляется избирательный интерес к окружающим предметам. Неустойчивый и краткосрочный .

Все это сопровождается звуками,  интенсивными движениями рук и ног, возможно и подобием улыбки.

Психология развития ребенка до года

 У ребенка устанавливается первый эмоциональный контакт. Постепенно эти проявления детской реакции на поведение родителей  крепнут, связь с взрослым возрастает, он различает голос матери.  В 3 месяца малыш выделяет мать из окружения , он улыбается, 6 месяцев он отличает своих близких от чужих людей.

Избирательная реакция к людям , активная заинтересованность в эмоциональном контакте с родными, привлечение их внимание, характеризуют психологию развития ребенка до года.  В этот период развития важно тщательно организовывать условия для тренировки малыша. Он должен уметь сосредотачивать внимание на предметах, игрушках.

Эмоции ребенка до года.

Характерные особенности эмоций ребенка до года.

  • Небольшой круг общения или явлений вызывает у ребенка эмоциональное состояние.
  • Устойчивость и продолжительность эмоций не значительна.
  • Эмоции ребенка ярко выражены.

От 3-5 месяцев в развитии начинается пред речевой период , когда ребенок произносит отдельные звуки . Это время когда малыш упражняется, тренирует свой речевой аппарат. К концу первого полугодия пытается с помощью речи манипулировать действиями взрослых (его берут на руки, кормят).  

В возрасте 8-9 месяцев ребенок начинает различать название некоторых движений (садись, ложись). По данным различных авторов количество слов  в лексиконе  ребенка от 7-15.  Психологию ребенка характеризуют игры.

Первые игры с взрослыми «Покажи игрушку», «Покажи носик» ребенок активно вступает в контакт с родными людьми.  К концу первого года жизни и началу второго при постоянном употреблении слов «МОЖНО И НЕЛЬЗЯ» ребенок начинает их различать и выполнять.

И тут вступают в свою силу родительские запреты.  Но это тема другой статьи.

Источник: http://www.maluch.ru/psikhologiya-vospitaniya/vospitanie-rebenka-s-1-goda/127-psikhologiya-rebenka-do-1-goda.html

Психология детей до года

Человеческие детёныши от рождения самые беспомощные из всех живых существ. Дети на определённом уровне это знают и поэтому им важно, чтобы рядом был взрослый, внимание которого они привлекают криком.

В этом периоде формируется базовое доверие к миру. Если я закричу, тоя знаю, что мне помогут. Если же потребности малыша не удовлетворяются, то формируется недоверие к миру. Установка, что мир опасен и никто не поможет.

С этим очень страшно жить, многие депрессии и тревоги начинаются именно здесь.

Если ребёнок сомневается: доверять или не доверять миру, он будет всячески подтверждать свои установки, как вы уже поняли, наверное, крича ещё больше. Привязанность к взрослому – главное, что есть у малыша, она пройдёт красной нитью через всю его жизнь, будет влиять на то как он будет строить свои отношения с партнёром и позже с детьми.

Привязанность – это эмоциональная связь между родителем и ребёнком. Этот период даже часто называют периодом «донашивания». Совершенно нормально носить малыша на руках, приходить к нему, когда он плачет.

Установки «пусть проорётся» уже уходят на нет, к счастью. Но это не значит, что надо бежать сломя голову к ребёнку, если он в кроватке во время сна, начал немного поднывать. Подождите, возможно, за пару минут он успокоиться сам.

Будьте рядом, на случай, если этого не произойдёт.

Детские игрушки до года

Что очень важно (и сложно) понять: детям не нужно много игрушек. Ну то есть это когда все полки заставлены яркими игрушками, пол усыпан и все ящики туда же. Вообще в поле зрения ребёнка не должно быть более 5 игрушек. Вряд ли у кого-то их всего 5, поэтому настоятельно рекомендую остальные убрать. Нет, не навсегда. Раз в три дня этот набор из пяти можно менять.

Почему вредно огромное количество игрушек в поле зрения? Потому что происходит рассредоточение внимания, перевозбуждение. Вредны для нормального развития малыша. Одна моя клиентка после этих рекомендаций заметила, что малыш даже стал лучше спать! Что ещё важно? Цвет и материалы.

Сейчас огромное количество ярких с кнопочками с музыкой игрушек. Дети уже от 6 месяцев очень быстро разбираются куда нажимать, чтобы была музыка. То есть от постоянного нажимания развития нет, а будет опять же перевозбуждение. Потому что очень много стимулов: и цвет, и форма, и звук ещё.

Вообще игрушек с электронными звуками неестественными рекомендую поменьше. И доставать только, когда маме надо передохнуть, выйти, просто «залипнуть» немного. Про материал: натуральные материалы преимущественно.

У меня у самой есть и пластиковые игрушки в определённом объёме, но купив деревянные, вы почувствуете разницу!

А теперь перейдём к списку. Небольшая возрастная условность, при разграничении игрушек для детей. Какие игрушки хороши от 6 месяцев и минимум до года и как они влияют на воспитание детей. (вообще даже до от 0 до 1 года). Советы для мамочек, которые заботятся о своих детях.

  1. Конечно, пирамидка. В идеале деревянная и некрашеная. Внимательный читатель скажет почему? Коротко как играть: сначала малыш учится скидывать колечки все разом. Потом вы показываете, как надевать. Далее ручкой ребёнка сами надеваете. Вот это и есть развивающее занятие: вы занимаетесь в зоне ближайшего развития ребёнка, это когда сам он не может, но с помощью взрослого вполне. ‍
  2. Стаканчики. Обычные пластиковые. Сначала круглые, но ближе к году уже можно купить квадратные, они сложнее. Сначала вы играете только с 2-3 штучками, сильно отличающимися по размеру, чтобы легко вставлялись.
  3. Фигурки зверей. Можно показывать разных зверей и читать по них потешки (идёт коза рогатая…). Можно называть зверей, класть перед ребёнком 2-х и просить дать. Давать сначала его рукой. Благодарить радостно.
  4. Мячики. 3-5 разных материалов и размеров. Обычный пластиковый, тканный, массажный колючий. Так малыш узнает свойства предметов, плюс тактильные ощущения развивает.
  5. Счётные палочки и высокий стакан. Вариация: трубочки из икеа и бутылка пластиковая. Надо вкладывать палочки в ёмкость. Сначала рука в руке, как и всегда. Очень хорошее упражнение для развития моторики.

Что касается таких больших и обсуждаемых вопросов как грудное вскармливание, совместный сон, ношение в слинге – я не побоюсь этого выскажусь так (как психолог, не врач): делайте так как считаете нужным и как вам комфортнее.

Очень важно помнить о себе родителям, сегодня есть одни взгляды, завтра будут другие, воспитание – слишком тонкая материя, итак окружённая огромным количеством тревог. Помните о себе, своих отношениях, своём личном пространстве.

Счастливые родители – вот главный залог счастливого детства.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник: https://mamsy.ru/blog/psihologiya-detej-do-goda/

Развитие ребенка в 1 год

Вашему ребенку 1 год… И даже не верится, что вы всего год назад встретились с этим замечательным карапузом! Из беспомощного комочка малыш превратился в очень самостоятельного человека, который хорошо ползает и уже, скорее всего, ходит, а также пытается общаться с взрослыми с помощью первых простых слов. Кроха понимает основной смысл вашей речи, различает понятия «можно» и «нельзя», знает названия окружающих предметов, играет в несложные подражательные игры, пытается самостоятельно кушать ложкой и пить из кружки.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Рост и вес ребенка в 1 год согласно нормативам отечественных педиатров:

ПараметрМальчикиДевочки
Нижняя границаВерхняя границаНижняя границаВерхняя граница
Вес, кг8,911,68,510,8
Рост, см72,379,771,478,0
Окружность головы, см45,348,644,247,3

Рост и вес ребенка 1 года по данным ВОЗ:

ПараметрМальчикиДевочки
Нижняя границаВерхняя границаНижняя границаВерхняя граница
Вес, кг7,712,07,011,5
Рост, см71,080,568,979,2
Окружность головы, см43,548,642,247,6

Многих родителей волнует, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год. По мнению стоматологов, нормальным считается наличие 8 зубов у годовалого малыша. Однако сроки прорезывания и темпы появления зубов у детей существенно отличаются, поэтому не стоит переживать, если у крохи всего 2-4 зуба или уже целых 12.

Режим дня ребенка в 1 год. Сон и режим кормления ребенка в 1 год

Многие годовалые малыши спят днем два раза, примерно по 1,5 часа на каждый сон, но некоторые уже готовы перейти на однократный дневной отдых (около 2-2,5 часов).

Не стоит пытаться изменить режим сна насильно, кроха сам покажет вам, когда будет готов к переменам. Обычно это проявляется в нежелании укладываться на первый сон – это значит, что пришло время сместить его на более позднее время.

Продолжительность ночного сна обычно составляет у годовалых детей 10-11 часов.

Часто родители жалуются, что их ребенок в 1 год плохо спит и просыпается ночью. Это связано с незрелостью нервной системы и активным развитием мозга в период до 3 лет, а отнюдь не свидетельствует о каких-либо нарушениях. Дополнительным фактором, влияющим на качество сна, могут быть и режущиеся зубки.

Годовалые дети обычно кушают 4-5 раз в день, а примерный интервал между приемами пищи составляет 3 часа.

Если годовалый ребенок плохо ест, причин тому может быть масса, в том числе и ошибки при введении прикорма: слишком ранний или поздний прикорм (без учета появления пищевого интереса), попытки кормить насильно, перекусы между приемами пищи. Однако в целом советуем родителям не переживать на тему кормления малыша слишком сильно, ведь ему не уже, а всего год.  

Психология и психическое развитие ребенка 1 года

Часто именно с возрастом 1 год связывают понятие кризиса 1 года, хотя проявиться он может и раньше, и несколько позже.

Некоторые психологи называют это период первым переходным возрастом ребенка, поскольку малыш переходит из состояния беспомощного младенчества к некоторой самостоятельности.

Теперь он умеет ходить и может дотянуться до прежде недоступных предметов, но при этом многое ему не разрешают взрослые.

Резкий скачок физического и психического развития часто вызывает у детей раздражительность, капризы и даже истерики. Лучший выход в такой ситуации – проявить терпение. Обнимите, погладьте малыша, так он успокоится намного быстрее, чем если вы начнете его «воспитывать» и ругать.

Умения и навыки ребенка в 1 год

Ваш годовалый малыш понимает и умеет уже очень многое. За 12 месяцев он вырос на 20-25 см, утроил массу тела и прошел непростой путь обучения множеству навыков.

Если говорит о двигательных умениях, то дети в 1 год:

  • хорошо ползают на четвереньках;
  • встают самостоятельно, держась за мебель;
  • переступают с ноги на ногу;
  • ходят боком;
  • ходят с поддержкой за одну руку, за обе руки или самостоятельно;
  • сидят без поддержки с прямой спинкой;
  • устойчиво сидят на стуле;
  • наклоняются вбок, чтобы взять желаемый предмет.

Активно проявляется подражание и взаимодействие с взрослыми. Годовалый малыш уже умеет:

  • махать рукой «пока-пока»;
  • мотать головой «нет»;
  • выполнять разученные действия с игрушками (кормить куклу);
  • повторять привычные действия мамы (причесываться, дуть на горячее, и т.п.)
  • указывать на предмет, который хочет получить;
  • смотреть в указываемом направлении;
  • обнимать и протягивать руки к маме;
  • выражать обиду с помощью хныканья или плача;
  • прекращать действие, за которое его ругают;
  • понимать похвалу и повторять одобряемое действие.
Читайте также:  Пираха - психология

Кроме того, к 1 году дети играют, повторяя разученные действия с игрушками. Ребенок может:

  • складывать игрушки в коробку;
  • пинать и катать мяч;
  • играть в «ку-ку», прятаться;
  • кидать предметы;
  • снимать кольца с пирамидки
  • удерживать карандаш, рисуя каракули.

Вы заметите, насколько осознанными станут действия вашего крохи: он помнит, где вы спрятали ту или иную вещь; интересуется книгами, картинками и фотографиями; пытается самостоятельно причесаться и снять носки.

Малыш самостоятельно пытается пить из чашки и  есть ложкой. К году он уже может жевать пищу (конечно, нужно еще учитывать количество у него зубов).

Речь ребенка в 1 год

Малыш активно взаимодействует с взрослым, хотя сказать еще может совсем немного. Основной способ его общения – жесты, лепет и простые лепетные слова.

Ребенок понимает многие слова:

  • названия частей тела, предметов и игрушек;
  • глаголы-действия (есть, пить, спать);
  • свое имя;
  • запрет (нельзя, нет);
  • похвалу.

Кроха может выполнить простое поручение типа «дай», «принеси», «подними». Он отрицательно крутит головой – «нет», указывает на желаемый предмет пальцем и говорит на «своем языке». Активный словарный запас малыша пока невелик и состоит из 2-10 слов. Причем слова эти не всегда понятны и очевидны, а состоят они, как правило, из одного или нескольких одинаковых слогов.

>

Специально для lovingmama.ru

Источник: http://LovingMama.ru/article/101-razvitie-rebenka-v-1-god

Ребенок до года

Содержание:

Уход за крохой
Мы растем
Психологическое развитие
Учимся новому
Воспитываем правильно
Как вводить прикорм
График кормления малыша
Заботимся о здоровье
Витамины для детей
Плановый осмотр
Осторожно с антибиотиками

https://www.youtube.com/watch?v=vubjjbkbhQw

Когда вы берете первый раз на руки этот комочек счастья, вы испытываете просто неописуемый восторг. Дети от 0 до 1 года развиваются стремительней, чем в любом другом возрасте, именно поэтому первый год развития ребенка считается самым важным.

Уход за крохой

Уход за ребенком до 1 года обязательно включает в себя купание и остальные гигиенические процедуры. Многие родители начинают теряться перед купанием. Чтобы сделать ритуал приятным, необходимо придерживаться определенных правил:

  • купать лучше всего не позже 22.00 часов перед вечерним кормлением;
  • в помещении температура воздуха должна быть не ниже 24 градусов, а воды — около +36;
  • в зависимости от возраста, в первый год жизни ребенка можно начинать купать в детской ванночке, постепенно переходя на взрослую ванну;
  • проводить закаливание следует постепенно и только после того, как малыш достиг 7 месяцев.

Детки до года обычно носят памперсы, и чтобы защитить его нежную кожу от опрелостей, необходимо во время смены подгузников каждый раз очищать тщательно все складочки и ягодицы крохи, так как на них скапливаются ороговевшие клетки и потовые железы.

Мы растем

Рост и вес ребенка в первый год жизни меняется крайне стремительно. Педиатры имеют огромное количество вариантов оценки развития малыша, однако они все являются довольно относительными.

При оценке по формулам принято считать, что в первые шесть месяцев своей жизни кроха должен каждый месяц прибавлять по 600-800 грамм, а начиная со второго полугодия — примерно 400 г в месяц. Принято считать, что к 5 месяцу вес малыша должен удвоиться по сравнению с весом при рождении, а к концу года – утроиться.

Но отклонение в 10% в обе стороны является нормой. На ежемесячном осмотре педиатра интересует не только вес и рост, но также обхват груди и головы крохи – сопоставление данных параметров говорит о грамотном развитии малыша.

До трех месяцев в среднем голова растет быстрее грудной клетки, но уже на 5-7 месяце грудь начинает расти быстрее. Хотя и в этом случае могут быть варианты: бывают абсолютно здоровые дети с головой больше грудной клетки.

Психологическое развитие

Психология ребенка первого года жизни стоит чуть ли не на первом месте. Следует выделить главные достижения в психологическом развитии, которые должен достигнуть ребенок до года:

  • складываются две первые формы общения со взрослыми, происходит освоение манипулятивной деятельности с разными предметами;
  • возникают первые социальные эмоции крохи, направленные на взрослых людей, происходит формирование потребностей в постоянном общении с ними, также появляется первое «предличностное» новообразование – активность;
  • в области познания появляются представления о предмете, как о существующем в пространстве, постоянном предмете. Развитие памяти малыша позволяет ему расширить границы опыта, начиная его формировать. Ему становится интересно, что будет, если сделать то-то и то-то, появляется любопытство.

Учимся новому

Развитие ребенка до 1 года, особенно в первые 3 месяца, напоминает настоящий круговорот. В возрасте от 3 до 6 месяцев малыш достигает новых успехов в навыках и физическом развитии. Некоторые главные моменты включают:

  • умение поддержки своего веса обеими руками, он уже может поднимать голову и грудь от пола;
  • умеет переворачиваться задом наперед;
  • сидеть с поддержкой родителей, а возможно и без нее;
  • перекладывает из одной руки в другую игрушку, стучит ими;
  • способен следить за объектами движения, определять насколько близко они расположены;
  • наслаждаться звуком собственного голоса;
  • поворачивать голову в сторону шума.

В возрасте от 6 до 9 месяцев у крохи происходят отличные достижения в зрении, слухе и мобильности. Они должны совпадать со следующими показателями:

  • переворачивание задом наперед и спереди назад;
  • самостоятельно сидеть, дотягиваться до лежащих рядом игрушек;
  • умеет ползать;
  • зрение почти на том же уровне, что и у взрослого;
  • распознает простые фразы и слова;
  • появляются индивидуальные вкусовые предпочтения.

В последние три месяца первого года жизни своего малыша вы можете увидеть следующие этапы его развития:

  • слух и зрение, как у взрослого;
  • передвижение с помощью мебели, также возможна самостоятельная ходьба;
  • способность вставать без помощи родителей и предметов.

Воспитываем правильно

Воспитание детей до 1 года особенно важно, так как в это время формируются, как негативные, так и позитивные привычки.

Так при условии надлежащего воспитания с первых дней жизни, можно приучить малыша быстро засыпать в определенное время без укачивания, играть не только с участием взрослых, но и самостоятельно, а также есть с аппетитом. В первые месяцы жизни для крохи становится потребностью общение со взрослыми.

Поэтому родителям необходимо не только правильно и своевременно удовлетворять потребности ребенка (гулять, укладывать спать, вовремя кормить), но создавать оптимальные условия для бодрствования, а также специально заниматься с ним, воспитывая его.

Появление потребности в общении является одной из самых важных особенностей данного возрастного периода. Такая потребность заставляет ребенка искать активно контакт с родителями. Это позволяет формировать начало эстетического и морального воспитания самых маленьких.

Проявление любви и внимания, ласка, нежность, ласковое прикосновение и обращение – это все способно обогатить ребенка, и играет особенную роль в развитии его сопереживания, восприимчивости и эмоциональности. Поэтому родителям необходимо не только разговаривать с крохой, но и читать ему потешки, и петь песни, которые смогут вызвать первые его чувства.

После первых 6 месяцев характер общения родителей и ребенка должен перейти от эмоционального к эмоционально-деловому, при котором родители будут стимулировать кроху к совместным действиям.

Родители должны развивать слуховое и зрительное восприятие, воспитывать интерес малыша к окружающему: игрушкам, животным, детям, другим взрослым, предметам, воспитывать эмоционально-позитивное отношение к ним.

Как вводить прикорм?

Питание детей до 1 года может быть весьма разнообразным, главное — соблюдать некоторые правила. Вводить первый прикорм можно, начиная с 4-4.

5 месяцев жизни – овощное пюре из белых овощей (кабачка или картофеля) на овощном отваре с добавлением одной ложки чайной растительного масла (оливкового, кукурузного или подсолнечного).

Начинать необходимо с одной чайной ложки и доводить до необходимого количества на протяжении 10 дней. Лучше всего давать прикорм перед кормлением грудью.

Второй прикорм можно вводить через месяц после первого – различные каши на половинном молоке (5%), другими словами — количество крупы должно составлять 5% от количества молока, разведенного в два раза водой.

Принцип введения прикорма остается неизменным. Начинаем с 1 чайной ложки и за 10 дней увеличиваем до необходимого количества.

В те дни, когда приучаете малыша к новому прикорму, после него следует докармливать обычной для него едой.

В 6 месяцев можно добавить в овощное пюре вместо овощного отвара говяжий или куриный бульон. В 6.5 месяцев в рацион вводится творог, но также — постепенно. Его можно разводить смесью или молоком.

Третий прикорм необходимо вводить в 7 месяцев – это должно быть отварное мясо (кролик, говядина, курица), прокрученное через мясорубку два раза. Такое мясо следует добавлять в овощное пюре, делая что-то наподобие супчика.

Вводить мясо необходимо также постепенно, начиная с одной чайной ложки. В этом же возрасте можно начинать давать крохе желток куриного яйца, начиная с маленькой крупинки и доводя до ¼ ложки.

Если вы видите, что у крохи аллергия на желток, то куриное яйцо следует заменить на перепелиное.

График кормления малыша

Кормление детей до 1 года имеет множество особенностей и нюансов. Еще в роддоме врачи рекомендуют кормить малыша строго по графику, однако далеко не понимают, что внутри каждого крохи имеется собственный график кормления.

У вас не возникнет не единой проблемы с кормлением малыша, если вы станете его кормить тогда, когда он сам об этом вас попросит. Для детей крайне опасным является переедание, точно также как и недоедание.

В том случае, если ребенок не хочет кушать в данную минуту, то не следует заставлять его силой, но и не нужно подкармливать различными вкусностями – конфетками или печеньем.

Подождите, пока у него появится чувство голода, как правило, дети охотней принимаются за еду, когда за столом находится несколько человек – будь то другие дети или семья. Семейная трапеза способствует тому, что малыш будет брать пример с родителей и сам потянется к ложке. А находясь в обществе сверстников, дети и вовсе перестают капризничать и едят все то, что им дают.

Заботимся о здоровье

Прививки детям до 1 года способны положительно сказаться на их здоровье в будущем. По национальному календарю прививок, в первый год жизни малыша прививают от 10 инфекций. Прививку от гепатита В на первом году жизни делают три раза внутримышечно – первый раз в роддоме, в 1 месяц и в 6 месяцев.

Прививку от туберкулеза делают на 3-7 сутки жизни еще в роддоме внутримышечно, в наружную поверхность левого плеча. На первом году жизни ее необходимо сделать только один раз.

Прививки от полиомиелита – их делают в 3, 4, 5 и 6 месяцев жизни малыша. Первые два раза – это внутримышечные инъекции инактивированной вакцины, третий раз – живая вакцина в каплях в рот.

Следующей прививкой является объединенная вакцина от столбняка, дифтерии и коклюша – делают ее внутримышечно в 3, 4, 5 и 6 месяцев.

Вакцина от гемофильной инфекции в первый год жизни крохи должна быть сделана три раза внутримышечно в 3, 4-5 и 6 месяцев его жизни. Эта вакцина была включена в национальный календарь прививок в 2011 году.

Гемофильная палочка является одной из самых частых возбудителей острых респираторных заболеваний и отитов.

Главная цель такой прививки – предотвратить самые тяжелые ее формы: менингит и пневмонию, которые у детей до года чаще всего заканчиваются смертью.

Объединенная вакцина от эпидемического паротита и кори. Ее делают внутримышечно в 12 месяцев.

Также в 12 месяцев внутримышечно вводят и вакцину от краснухи, этот вирус крайне опасен для плода, если мама с ним столкнулась впервые только во время беременности, то он может вызвать врожденные пороки развития малыша.

Витамины для детей

Витамины детям до 1 года необходимы, но не все. Для нормального развития иммунной системы малышу необходим витамин А, с его помощью кроха сможет легче перенести такие заболевания, как ветряная оспа и корь.

Читайте также:  Ассоциативная память - психология

По последним данным, витамин А напрямую связан с гормоном роста, поэтому нехватка его в детском организме способна стать причиной остановки роста. Витамин А укрепляет челюстные кости, и предотвращает развитие у малыша неправильного прикуса, а также повышает устойчивость десен к воспалениям и инфекциям.

Уже давно известно благотворное влияние витамина А на зрение, молочные продукты, помидоры, тыква, шпинат и морковь крайне богаты на этот витамин. Важно то, что даже после прохождения тепловой обработки этот витамин сохраняется в продуктах.

К основным признакам авитаминоза у малыша можно отнести шелушение и сухость кожного покрова, частые простудные заболевания, замедленный рост. Суточная норма потребления витамина А для детей до года равна 0.04 мг.

Также ребенку до года важно потреблять витамин В2. Он отвечает за хорошее зрение, здоровую кожу, заряд энергии, а также обеспечивает полноценную работу нервной системы.

При его нехватке малыш становится капризным «всегда без настроения» — так обычно говорят про такого ребенка.

Кроме нервозности, у крохи может появиться расстройство желудочно-кишечного тракта – частые поносы, проблемы с кожей – кожная сыпь и сухость, может наблюдаться остановка в росте.

Плохой аппетит крохи, зачастую принимаемый родителями за капризы, также может свидетельствовать о нехватке этого витамина. Большое количество витамина В 2 находится в рыбе, мясе, яичном белке, крупах (овсяной и гречневой), а также молочных продуктах (твороге, йогурте, молоке и сыре). Суточная норма витамина В2 для детей до года составляет 0.4 мг.

Плановый осмотр

Диспансеризация крайне важна для малыша в первый год его жизни. Плановый — крохи начинают проводить еще в роддоме, а продолжают уже после выписки его домой.

В первый год жизни врачи тщательно следят за его весом, ростом, психологическим и физическим развитием, ведь именно в этот период проще всего увидеть возможные отклонения и справиться с ними.

Ко всем перечисленным выше врачам, на 12 месяце жизни добавляется еще и ортопед, и стоматолог, наблюдающие за осанкой и прикусом крохи.

Осторожно с антибиотиками

По мнению врачей, антибиотики для лечения детских заболеваний в первые 12 месяцев их жизни необходимо принимать в исключительном случае, ведь они могут принести малышу непоправимый вред. По данным проведенных исследований, прием антибиотиков в первый год жизни значительно повышает вероятность развития у ребенка бронхиальной астмы, так что будьте крайне внимательны и осторожны с ними.

Источник: http://WomanRoutine.ru/baby/1-year/

Психология детей до года

В возрасте до 1 года ребенок узнает много нового, но не может ничего рассказать или пожаловаться. Практически все негативные эмоции у малышей выражаются плачем, ведь это единственный способ показать маме, что ему плохо, он голоден или устал. И если родители хотят окружить его максимальным комфортом, они должны понять, почему ребенок плачет и стараться этого избежать.

Почему ребенок плачет?

Детская психология до года имеет ряд заблуждений в отношении плача малыша:

  1. Плач полезен для ребенка.
    Это неправда, ведь в первые месяцы жизни дети не кричат без причины. Зачастую крик говорит о физическом дискомфорте или психологическом стрессе.
  2. Малыш не вспомнит события первых месяцев своей жизни и они не способны на него повлиять.В первый год жизни у малыша закладывается снова восприятия внешнего мира. Воспитание ребенка до года (психология) прямым образом отразится на его активности в будущем.
  3. Внимание портит детей.

Если Вы будете проявлять к ребенку свою любовь, носить его на руках и создадите хорошие условия для его психического развития, в будущем он будет менее агрессивен, коммуникативные навыки будут развиты достаточно. Контакт с матерью способен решить очень много проблем.

Психология детей до года устроена таким образом, что малыш еще не способен идентифицировать свое «Я». Его индивидуальность складывается из разных потребностей, которые у каждого ребенка находят свое проявление с разной интенсивностью. Несмотря на то, что ребенок растет, он все равно нуждается в утешении.

Грамотное воспитание детей до года (психология) дает малышу возможность «переварить» приобретенный опыт, будь он негативным или позитивным. Если Ваш ребенок просится на руки чаще, чем остальные, то психология ребенка до года объясняет это разницей в темпераменте.

Кто-то предпочитает играть с мамой вдвоем, кому-то по душе большие компании и повышенное внимание.

Новые навыки

Каждый день для малыша – особое событие, наполненное яркими эмоциями. Красочные игрушки, игра с родителями, купание, получение новых навыков – все это производит очень большое впечатление. В возрасте до 1 года у детей слабая нервная система, поэтому они быстрее утомляются эмоционально, что может быть выражено в виде беспокойного сна.

Все события во сне ребенок переживает заново, может кричать, плакать или смеяться. Эмоциональные переутомления не опасны, со временем ко многим вещам малыш привыкнет и будет реагировать менее эмоционально.
Прислушайтесь к себе и Вы поймете, чего именно хочет Ваш малыш.

Ведь то, каким он станет, когда вырастет, его здоровье и таланты во многом зависит от условий, в которых он воспитывался в раннем детстве.

Источник: http://kidzi.ru/psixologiya-detej-do-goda.html

Психология ребенка 1-2 лет

Вашему крохе исполнился годик! Кажется, время незаметно пролетело. Ещё вчера роддом, а уже сегодня Ваш ребенок сам заходит к Вам на кухню, пока Вы готовите!

Малыш учится думать и понимать намного раньше, чем в год. Он активно развивается не только физически, но и со стороны психологии.

Какие же особенности психологии ребенка в 1 год?

Что происходит у малыша в голове в этом возрасте?

Начинает понимать, что он отдельно живущий человек от мамы.Что маме нужно отлучаться, делать разные дела, и что он, кроха, не всегда будет в центре внимания у самой любимой. Это, конечно, расстраивает малыша, но благодаря этому, он начинает искать себе новые занятия и увлечения.Малыша просто не остановить!Появляется огромное исследование все изучить, найти новое, познать, потрогать.

Вместе с навыком выше, ребенок понимает, что делать он пока все не может в силу своих возможностей.Например, ему хочется успеть за мамой, но так быстро он не ходит. Ему хочется достать чашку с комода, но он не настолько высокий.

В связи с этим, он может сильно расстроиться, иногда это доходит до истерик, когда что-то не получается, и единственный способ успокоить – это спокойной объяснить, что не так, почему у него не выходит. Только лаской и нежностью Вы вернете крохе состояние спокойствия. Можете вместе с ним сделать то, что ему так хочется, и после – показать новое занятие, переключить его.

Стоит помнить, что в этом возрасте ребенок, скорее всего, не сможет успокоиться сам.Поэтому, просто ждать, пока пройдет истерика, не стоит. Нужно применять методы, описанные выше.

Особенности психологического развития детей в 1,5 года

К полутора годам крохи произойдут заметные изменения:

Задействуется сознание крохи.Он теперь понимает, что играть можно в компании с кем-то! А не просто сидеть рядом, и наблюдать, как это делается. Малыш проявляет большой интерес к своим одногодкам и в этом возрасте у них появляются первые совместные игры – в песочнице, или дома с игрушками. С взрослыми кроха так же охотно играет.

Так, как понимает кроха значительно больше, то уже такой предмет, как книги, он воспринимает не только как игрушку.В этом возрасте нужно «успеть» приучить кроху любить книги. Чтение может оказывать положительное влияние в любом возрасте. В этом возрасте малыш развивает воображение, когда представляет воображаемых героев с маленьких стишков.

Малыш начинает понимать, что такое порядок, а что такое беспорядок.Нужно и тут «успеть» привить крохе, что после приема пищи нужно умываться и убирать столик, после игр в игрушки – нужно складывать их все в корзину, с утра и вечером перед сном – чистить зубы и так далее.

Зарождайте в крохе первые правила этикета!Понимает, что становится более самостоятельным, но без мамы находится все-таки сложно.Мама – гарантия спокойного и уравновешенного состояния. Если Вы до этого приучали понемногу ребенка к другим членам семейства, давали им гулять на улице, то ребенок может чувствовать себя спокойным и с ними.

Это необходимо как для родителей (хоть какое-то свободное время), так и для ребенка (развивает самостоятельность).Ребенок начнет ярко выражать эмоции.Из них значительно будут выделяться негативные – это еще одни психологические особенности развития детей этого возраста.

Малыш будет недоволен чем-то (недостатком внимания, неумением сделать что-то) и начнет это выражать сначала с помощью унывания, потом, если это не поможет – с помощью крика, плача. Что делать? Помните, кроха – такой же человек, как и Вы, но пока его багаж знаний намного меньше.

Нужно все объяснять по сто раз, показывать, успокаивать добрыми словами, делать все вместе. Кричать, применять силу – не стоит. Это вызовет ещё большую истерику, и спустя 5 минут Вы оба будете не в себе. Не жалейте времени, и знайте, единственный выход в такой ситуации – идти на компромисс Вам обоим.

Детская психология в 2 года

Спустя полгода Вы можете наблюдать, что с Вашим ребенком в два года происходят такие изменения:

Кроха очень эмоционален.Ещё 2 минуты назад он спокойной играл в кубики, а уже сейчас разнервничался и кричит. В этом возрасте отвлечь малыша от истерик легко. Можно просто начать с ним играть, показывать новые постройки с кубиков, или, если это не помогает, сделать то, что Вы обычно делали – обнять, поцеловать, подбросить вверх.

Ребенок так же быстро вернется в состояние спокойствия и равновесия.Такие важные действия, как запоминать, мыслить, обращать внимание, происходят не по желанию крохи, а невольно.Это еще одни особенности психологического развития детей этого возраста. Ребенок не может самостоятельно обращать внимание на то, что ему жизненно необходимо.

Он автоматически обращает внимание на то, что само его привлекает, запоминает так же непроизвольно. Опираясь на это, нужно подыскивать для малыша сугубо индивидуальный подход. Чему учить, что показывать, что должен запомнить в этом возрасте.

Вы лучше всего знаете малыша, и точно найдете способ, как привлечь во время внимание, как научить нужным вещам, и как сделать Вашу с ним жизнь ярче и веселее.Ещё один способ, с помощью которого можно научить чему-нибудь ребенка – способ подражания взрослым.Малыш видит и замечает абсолютно все, повторяет с точностью действия и поведение.

Если Вы будете вести себя так, как хотите этого от крохи, то проблем не возникнет. Собственные ошибки отразятся на ребенке, как в зеркале.Сверстники в этом возрасте не воспринимаются, как предмет подражания.Они скорее оказываются соперниками, это у них на инстинктивном уровне. Ваш ребенок хочет поиграть машинкой, но она у его друга.

Значит нужно отобрать? Но благодаря общению со сверстниками, малыш учится поведению в обществе, понимает, что нужно попросить, сказать, а не кричать и закатывать истерики.

После двух лет жизни Вас ждет не менее увлекательные занятия с крохой. Будет не легче, Ваше терпение малыш будет испробовать разными способами, но такова судьба каждого родителя.

Понимайте своих малышей, идите на диалоги, компромиссы, и тогда взаимная помощь будет длиться на протяжении всей жизни, а Вы будете оставаться самыми близкими людьми на этой планете!

Источник: http://CheeryBaby.ru/blog/psihologija-rebenka-1-2-let/

Беспокойство у младенцев: детские страхи до года

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца.

Читайте также:  Личные мысли по поводу обучения и научения - психология

Он не может терпеть, ибо его потребности биологически предопределены и направлены на поддержание и развитие жизни. Только постепенно ребенок становится способным справляться со своими нуждами и проявлять меньше беспокойства.

Если же физиологические потребности не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия пищи, болезни и т. д.Психологические потребности как источники беспокойства проявляют себя не сразу, так как для них необходим определенный уровень психического развития.

Наибольший интерес представляет потребность в эмоциональном контакте, степень удовлетворения которого со стороны матери существенно сказывается на эмоциональном самочувствии и тонусе ребенка первого года жизни.

Первым проявлением эмоционального контакта является ответная улыбка малыша между 1-ым и 2-ым месяцами, говорящая не только о потребности в положительных человеческих эмоциях, но и о выделении из окружающих людей матери, а вскоре и других взрослых (так называемый комплекс оживления).

Внимательное наблюдение за детьми первых месяцев жизни в домашних условиях показывает, что уже в возрасте 2 месяцев появляется не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выраженное и непостоянное беспокойство при отсутствии матери в относительно непродолжительный период бодрствования и нахождения в новой обстановке.

Беспокойство выражается чаще всего двигательным возбуждением и учащением дыхания, реже — криком, и служит одним из показателей развития эмоциональной чувствительности. Оно быстро прекращается при появлении матери, ее ласковом голосе и улыбке.

Все более и более заметно, что ребенок спокоен только дома и только с матерью или с теми людьми, которые, подобно матери, любят его и восхищаются им. Привычность и благоприятность подобной окружающей социальной среды — условие отсутствия беспокойства или его снижения, если оно было выражено раньше.

Во втором полугодии жизни, несмотря на уменьшение беспокойства в новой обстановке, заметно нарастает психологически мотивированное беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц.

Беспокойство в отсутствие матери становится отчетливо выраженным в 7 месяцев, а боязнь чужих — в 8 месяцев, что указывает на эмоциональный контакт с матерью и способность отличать ее от других, то есть на появление избирательных отношений.

Все это говорит о формировании эмоционального образа матери, привязанность к которой является для ребенка источником удовлетворения жизненно важной потребности.

Эта привязанность характеризуется тремя главными признаками: выделением матери среди других общающихся с ребенком лиц (что выражается радостью при встрече), потребностью в эмоциональном контакте и беспокойством при его прекращении.

Беспокойство в отсутствие матери в 7 месяцев означает прекращение эмоционального контакта, нарушение привычной эмоциональной взаимосвязи и, что самое главное, отдаление объекта привязанности.

Это первый травмирующий опыт потери связи с окружающим миром, воплощенным пока в лице матери, опыт, который при дальнейшем его подкреплении является предпосылкой к развитию страха одиночества, особой чувствительности к разлуке, неразделенности чувств и тревожности в целом.

Когда мать на время уходит от ребенка, он проявляет беспокойство, которое вскоре превращается в ожидание возвращения матери. Если она почему-либо задерживается, у эмоционально чувствительных детей, особенно мальчиков, может развиться своеобразный «невроз ожидания» — постоянное беспокойство, перерастающее в тревожное предчувствие предстоящего ухода матери, а затем в ожидание ее возвращения. Ребенок не может предсказать уход и приход матери, что уже само по себе является фактором неопределенности. Частое перенапряжение эмоциональной сферы в связи с непредсказуемым нарушением контакта с матерью и ожиданием ее возвращения имеет своим следствием развитие реакций тревожного типа.Если беспокойство в отсутствие матери в 7 месяцев говорит о начале привязанности к ней, то как же тогда объяснить страх, испытываемый 8-месячным ребенком перед чужими, незнакомыми ему людьми? Можно предположить, что беспокойство в присутствии другого — это знак отсутствия матери, но так бывает далеко не всегда, поскольку ребенок боится чужих, даже если он на руках у матери.Главное заключается в развитой способности детей этого возраста отличать мать по ряду признаков от других взрослых. Иногда посторонний приковывает внимание ребенка, и это позволяет на время забыть о матери, потерять ее, что через некоторое время вызывает острое беспокойство, поиск матери. И, наконец, ребенок не может еще «поделиться» своей матерью с другими, очень не похожими на нее взрослыми, ибо мать принадлежит только ему и любой другой, «играющий под мать», вызывает у него чувство недоверия, настороженности и беспокойства.

В 8 месяцев у ребенка повышается чувствительность к голосу матери и к музыкальным звукам. Это уникальный, никогда больше не повторяющийся у детей «музыкальный период» в их жизни. Внимательные родители могут также заметить раскачивания ребенка в такт музыке, его явное удовольствие при этом — ведь он бросает даже свою любимую игрушку, ловя каждый звук понравившейся ему мелодии.

Но ребенок может испугаться и заплакать от одного появления в голосе матери непривычных и неприятных ноток раздражения, беспокойства и угрозы, не говоря уже о повышенном тоне и громко произнесенном «нельзя!».

Настроенный на голос матери ребенок 8-ми месяцев чутко улавливает фальшь и наигранность в голосе другого человека. Даже если на лице взрослого улыбка, его выдают глаза, в которых отсутствуют теплота, искренность и восхищение.

Чем настойчивее в таких случаях взрослый пытается вступить в контакт с ребенком, изображая заинтересованность и ласку, тем сильнее испытываемые малышом беспокойство и страх.

Мы видим, что беспокойство в отсутствие матери и в присутствии незнакомых обусловлено психологической природой становления привязанности и формированием образа матери как единого, неразрывно связанного с ребенком целого.

Таким образом, возраст 7-9 месяцев — это период повышенной чувствительности к возникновению тревоги и страха.
Насколько он важен для последующего психического развития, показывает наблюдение над мальчиком 7 лет, самым тихим и незаметным в школе, который панически боялся нового для него человека — учителя. Он также боялся оставаться один дома, поэтому был вынужден посещать группу продленного дня. К вечеру у него болела голова.

Со слов матери, в 8-месячном возрасте он заболел астматическим бронхитом. В этот момент, да и раньше, мать была занята своими делами и не могла уделять ребенку достаточно внимания. Он часто плакал (как потом поняла мать, от беспокойства). На этом фоне простуда способствовала появлению типичных для астматического бронхита затруднений в дыхании и кашля.

Вскоре вместе с матерью мальчик был помещен в больницу, где ему делали внутривенные инъекции лекарств. Кричал ли он больше от страха при виде внезапно появляющихся незнакомцев в белых халатах, уносящих его от матери, или от боли при проведении крайне болезненных процедур, мы не можем сказать точно.

Несомненно одно: беспокойство, связанное с отлучением от матери, и страх перед заменяющими ее чужими людьми у эмоционально чувствительного и впечатлительного мальчика явились толчком для развития в дальнейшем страха одиночества и страха общения в новой, непривычной обстановке.

Начиная с 14-го месяца жизни наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери и практически прекращается боязнь посторонних. Ребенок этого возраста уже «поумнел», чтобы по-своему осознать, что мать принадлежит только ему и контакты с другими людьми не обязательно являются источником опасности и способны внести интерес и разнообразие в его жизнь.

Одновременно дети этого возраста начинают как бы «осмысливать» происходящее вокруг, приглядываться к поведению общающихся с ними людей. Это этап накопления нового опыта, развития мышления как основы интеллектуально-речевой деятельности. Вместе с тем сохраняется повышенная чувствительность к эмоциональному состоянию близких для ребенка взрослых.

При их тревоге, страхе, возбуждении, семейных конфликтах у малыша возникает ответная эмоциональная реакция, часто в виде плача и крика. Если мать приветлива и доверительна в общении с другими людьми и не обнаруживает беспокойства, то ребенок успокаивается быстрее, а главное — сам собой.

В противном случае настороженность в отношении к незнакомым людям у матери может трансформироваться в дальнейшем в подозрительность, робость и застенчивость у ребенка.К концу первого года жизни эмоциональный образ матери уже не обладает такой целостностью для ребенка, как раньше.

Ввиду возросшей двигательной активности малыша мать вынуждена что-то запрещать ему, что противоречит ее эмоциональному образу, сложившемуся у ребенка, и непосредственному выражению его чувств и желаний. Тем не менее, большинство матерей продолжают находить общий язык с ребенком и при возрастании его активности и самостоятельности, и при попытках выработать у него начальные навыки опрятности.

Многие матери интуитивно находят равновесие между поощрением активности и запретами.

Они создают дополнительные возможности для ползания, переползания через специально положенные валики из поролона, для самостоятельного вставания при минимуме поддержки и страховки, умело отвлекают ребенка от нежелательных действий, не злоупотребляют запретами, произнося их ровным, спокойным, без излишней строгости голосом.

Ребенок, получивший относительную свободу, а также некоторый навык болевых ощущений при незначительных ушибах, приобретает и первый опыт настойчивости и решительности в преодолении препятствий, помогающий ему выработать уверенность в себе, а в дальнейшем и способность встречаться с опасностью лицом к лицу.

Если же его чрезмерно оберегают, лишают возможности проявить самостоятельность, то риск появления страхов заметно выше. Существенная роль в развитии у ребенка волевых черт характера принадлежит отцу, если он спускается со своего взрослого Олимпа и играет с ребенком, поощряя его первые шаги.

Есть отцы, которые, стремясь как можно раньше психически закалить ребенка, заменяют живой непосредственный контакт с ним командами, а то и просто муштрой и дрессировкой. В таком случае малыш вместе со страхами может потерять свою непосредственность, эмоциональность, живость и впечатлительность.

Чаще же раннее принуждение не бояться оборачивается не уменьшением, а увеличением страхов и тревог, поскольку ребенок все больше и больше боится быть плохим и наказанным. Одновременно он испытывает компенсаторно-заостренную потребность в эмоциональной безопасности и привязанности со стороны матери и тем самым нередко оказывается в ситуации повышенной опеки и беспокойства.

Именно здесь зарождается конфликт между родителями, когда отец тем чаще строг и наказывает детей, чем больше мать опекает и беспокоится о них. Истина же, как часто бывает, посредине — твердость и последовательность в обращении с ребенком должны быть согреты заботой и любовью.

Некоторые родители очень негибки в своих требованиях, читают недоступную мораль и навязывают правила, которые нельзя выполнить. К тому же вечно озабоченные и принципиальные родители не улыбаются в ответ на улыбку ребенка, не смеются вместе, то есть не удовлетворяют его потребность в эмоциональном самовыражении и жизнерадостности. В результате чрезмерного интеллектуального прессинга и блокирования эмоций ослабляется чувственная сторона психического развития и нарушается естественный баланс эмоционального и рационального в психике ребенка, причем именно тогда, когда он способен, как никогда, быть самим собой. Довольно скоро дети с односторонним интеллектуальным развитием начинают рассуждать по-взрослому. Но им не хватает непосредственности, искренности в выражении своих чувств, приобретающих все более и более рассудочный характер.

Итак, первый год жизни — начало всех начал, важная веха на пути всего последующего эмоционального развития. Первый год жизни детей является и начальной школой родительского чувства, и школой бескорыстной, щедрой любви, когда мать и отец учатся постигать психологический код поведения ребенка, без слов понимать его чувства и переживания и находить с ним эмоциональный контакт. Как в дальнейшем сложатся отношения родителей и детей, какой эмоциональный и духовный мир между ними возникнет, в немалой степени зависит от первого года жизни детей.

Источник: Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей»

Источник: http://www.child-psy.ru/detstrahi/177.html

Ссылка на основную публикацию