Автор, авторская позиция — психология

Автор, авторская позиция

Автор, авторская позиция - психология

Автор — тот, кто делает и отвечает за свои действия. Ключевые слова здесь: причина и ответственность. Автор — тот, кто причина. И его же — ответственность.

Автор — тот, кто создает, творит, делает. Автор — кто не реагирует, а осуществляет собственные акции, операции, кто является источником творческой (деятельной) активности. Автор — одно из центральных понятий людях сильных, о тех, кто свою жизнь делает, творит сам. Позиция Автора превращает человека, живущего только как организм — в личность.

Быть автором — приятно и престижно, но только тогда, когда вы делаете что-то достойное. Когда же малыш оказывается автором разбитой чашки, на вопрос: «Кто разбил чашку?» он чаще ответит: «Я ее не разбивал, она сама разбилась». Признавать свою, авторскую ответственность за то, что ты сделал плохо или неудачно — не хочется.

Если это сделал ты, я ищу и завожу отношения с теми, кто мне интересен, я прекращаю отношения с тем, кто мне не интересен.

Авторская жизненная позиция в эмоциональной сфере — преимущественное использование эмоциональных акций. Эмоциональная реакция — проявление позиции Жертвы.

Если, например, в 1 случае из 10 человек реагирует, а не действует — это не значит, что он автоматически становится жертвой. Жертва это тот, кто в 7 случаях из 10 реагирует.

Человек в позиции Автора – не тот, кто живет безукоризненно, а тот готов этому учиться. В достаточной мере не просто встать в позицию Автора в отношении собственных эмоций, научиться отвечать за свои эмоции и настроение, владеть собой. Однако то, что трудно подросткам, уже умеют взрослые люди.

Талантливый переговорщик отвечает за свои эмоции на переговорах так же, как за цифры, которые он озвучивает. Настоящий руководитель отвечает за свои эмоции так же, как за качество своих распоряжений. Любящая мать естественным образом отвечает за то, что своих детей она любит всегда, а не по настроению.

Более всего подталкивает людей к позиции Автора чей-то живой и сильный образец — и своевременное требование: «Ты можешь, ты — справишься, ты — должен!» Один из ключевых моментов в формировании нового поведения и образа жизни, это момент принятия внутреннего решения: «Да, я хочу быть автором своей жизни!» Это решение важно сделать запоминающимся, ярким событием, которое будет поддерживаться не только решением в душе, но и запоминающимся внешним антуражем: обязательствами, произнесенными перед аудиторией, громкими аплодисментами в ответ. Воплотится ли обязательство человека в его жизнь? Можно назвать условия, которые этому способствуют. Главное — это красивый, сильный образец авторского поведения, и чем чаще этот образец находится перед глазами, тем лучше. Второе условие — это компания единомышленников, которые подталкивают человека к подобному образу жизни, поддерживают его, напоминают ему о его решении, подчеркивают его успехи, относятся к нему, как — к Автору.

Если такой компании нет, позицию Автора можно нарабатывать в себе самостоятельно. Чтобы становиться Автором своей жизни, достаточно начать делать достаточно простые вещи. Но важно – их действительно делать! Если вы решили взять обязательства перед самим собой – запишите их. И выполните их!

Автор и Жертва в практической психологии

Как правило, смена клиентом своей позиции на авторскую должна быть подготовлена как установлением контакта с психологом, так и нормализацией состояния клиента. Если девушка совсем в разобранных чувствах, глаза плавают или в слезах, то требовать от нее позиции Автора — преждевременно, до этого нужна работа с эмоциями и состоянием клиента.

Свои отклики вы можете написать сразу, а можете оставить их как комментарии в статье. См.→

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/80463.html

Авторская позиция в тексте как отражение ценностных ориентаций журналиста

Авторская позиция в тексте как отражение ценностных ориентаций журналиста

ЖУРНАЛИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Н. А. Кузнецова

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ТЕКСТЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЖУРНАЛИСТА

В данной статье мы рассматриваем цепочку создания журналистского текста с точки зрения мотивов его написания.

Эта цепочка складывается из следующих звеньев: ценностные ориентации журналиста — мотивы написания — авторская позиция — текст.

Для того чтобы классифицировать ценности, мотивирующие журналистскую деятельность, мы провели исследование, позволяющее, кроме того, сделать прогнозы о том, какой будет журналистика в ближайшие годы.

Ключевые слова: ценностные ориентации, мотивы деятельности, авторская позиция, самовыражение, журналистский текст.

Для начала нам необходимо понять, что сама по себе журналистика на сегодня — явление стандартное, и будет существовать при любых общественных течениях и традициях. Особенности в нее вносят только люди, которые ее создают и используют в качестве инструмента влияния на массы.

Соответственно, для всего общества имеет значение насколько зрелые личности участвуют в современной журналистике. Ключевой вопрос здесь следующий: с какой целью журналист пишет тот или иной текст? Чем он мотивирован? Вопрос сложный и неоднозначный, так как ответить на него зачастую не могут даже сами авторы публикаций.

Это связано с тем, что большая часть правды о собственных мотивах людьми не осознается.

К примеру, работа в серьезных жанрах — таких, как обзор, комментарий, очерк — кроме донесения мыслей до читателя, может иметь и другие неожиданные цели: скажем, быть способом компенсирования своих недостатков, демонстрации мастерства с желанием вызвать похвалу и ощутить собственную значимость.

В этом случае человек сфокусирован на себе, им движет стремление повысить самооценку. Если же подход журналиста подразумевает его сфокусированность на общественной пользе, значит по причине преобладания других ценностей, написанные им материалы будут носить иной характер. Для читателя разница между этими двумя подходами выражается и ощущается в авторской позиции.

Таким образом, существуют некоторые различия между мотивом, влекущим действия ради себя, и мотивом, заставляющим действо-

вать ради других. Попробуем разобраться, что это за различия и какова сама природа мотива. Углубленно эту тему изучал Х. Хекхаузен: «Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае перед нами встают проблемы измерения мотивов.

Поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е.

из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение» [3].

Для нас это означает, что одно и то же действие, — в данном случае написание текста -может иметь множество смыслов. Причем слово «смысл» здесь употребляется в том понимании, в котором его объясняет Б. Е. Пахоль, психолог, автор ряда публикаций о ценностях.

Смысл, по его словам, — это значение или обоснование какого-либо действия, а так же символизирующих его метафор: «Смысл наполняется ценностями, если ценностей нет, то и смысла нет.

Например: смысл процесса чтения может заключаться в удовлетворении потребности в познании, создании имиджа для удовлетворения потребности в доминировании, в сопричастности с какой-либо общностью или социально одобряемой форме структурирования свободного времени и т. д.

Интересен тот факт, что возможное количество смыслов одного и того же действия стремится к бес-

конечности, однако выбор конкретного смысла обусловлен влиянием на сознание человека подсознательным и сверхсознательным содержанием его психики, что и определяет онтологический статус человека в мире. Более того, чем выше статус человека, тем большим репертуаром смыслов он в состоянии оперировать.

Смысл всегда отвечает на вопрос «зачем?» или «почему?» — любой из ответов на них основывается на том, что деятельность человека обусловлена достижением определенных целей, идеалов или ценностей, как осознаваемых субъектом, так и не осознаваемых им» [2].

Рассмотрим различие мотивов, которые движут журналистами, на конкретном примере. В одном из номеров делового издания «Курс дела» опубликован материал Игоря Бабушкина «Стойло уральского Пегаса»3, который представляет собой обзор рынка недвижимости Златоуста и является одним из материалов серии в рубрике «Города».

С одной стороны, цель представить рынок недвижимости достигнута: в обзоре есть цифры (метражи, цены), описания районов и самих зданий. С другой — здесь присутствуют подробности, которые не только не относятся к теме, но и отвлекают от нее.

Если же рассматривать эмоциональный фактор восприятия информации, то вызывает сомнения, что сами златоустовцы согласились бы со следующими строками: «Благодатная землица — здесь даже у коней крылья вырастают, как на гербе Златоуста, а что уж про людей говорить? Так и ходят все горожане окрыленные, благодарят судьбу за то, что дала шанс жить и работать в таком прелестном городе» [1]. Автор не приводит доказательств подобным утверждениям, они безосновательны, наводят подозрения на сарказм и не являются информацией, необходимой для делового обзора. Кроме того, в материале есть действительно правдивые сообщения: «К сожалению, погрузившись в стихию металлургии, город испытывал перманентный дефицит жилья. Символично, что автор герба Златоуста художник Владимир Жариков

был отмечен не орденом, а ордером на отдельную квартиру. Это была для него наивысшая награда, поскольку прежде художник долгое время обитал в коммуналке» [1].

Однако такая подробность про одного из почетных жителей города, выделенная из целостного контекста жизни Златоуста, несколько дезориентирует.

У челябинского читателя, не столь близко знакомого с современной историей Златоуста, с большой вероятностью складывается искаженное представление о городе.

Возникает вопрос, для чего автору нужно было такое вступление к обзору рынка недвижимости? Проанализировав материал, можно заметить, что автор, показывая свою осведомленность и способность излагать мысли, возможно, любуется собой, для него это — способ повышать самооценку. Его ценностные ориентиры направлены на самоутверждение через тексты. Соответственно, он реализует эту потребность настолько, насколько позволяет формат делового издания.

Таким образом, мы увидели, что авторская позиция связана с ценностями автора, которые порождают мотивы написания текстов, и в зависимости от ценностей тексты будут нести ту или иную окраску. Значит можно предполагать, что в случае, если общество пополнится журналистами, ориентированными на пользу, а не на самоутверждение, это благоприятно отразится на социальном контексте.

Соответственно, определив мотивы сегодняшних молодых журналистов, мы можем представлять, какой будет журналистика в ближайшие годы. Для того, чтобы выяснить, какие мотивы преобладают у студентов факультета журналистики ЧелГУ, мы провели исследование, которое, кроме прочего, помогло нам определить, какие изменения в мотивации происходят во время всего учебного процесса.

Во-первых, выяснился уровень интереса к профессии журналиста, присутствующий в студенческой среде сразу после поступления в университет и перед выпуском из вуза (табл. 1).

Таблица 1

Изменился ли ваш интерес к профессии журналиста. Если да, то в какую сторону — он увеличился или уменьшился?

Интерес к работе журналиста 1курс (количество студентов, %) 3курс (количество студентов, %) 5курс (количество студентов, %)

Увеличился 61 % 36 % 35 %

Уменьшился 8,5 % 41 % 35 %

Не изменился 30,5 % 23 % 30 %

Мы видим, что у большинства первокурсников, поступивших в университет в 2009 году, заинтересованность в журналистике возросла (61 %).

Этот показатель идет на спад к окончанию обучения: повышенный интерес в профессии показывают 35 % будущих выпускников.

Столько же пятикурсников сообщили, что их интерес уменьшился, а у трети студентов он не меняется в течение всего обучения с момента поступления в

Почему вы хотите

вуз. Причем 8 % из тех, кто продемонстрировал стабильность, сказали, что стали более реалистично представлять себе «журналистскую кухню».

Читайте также:  Застенчивость - психология

Теперь рассмотрим психологический анализ мотивов работы молодых журналистов, являющихся будущими выпускниками ЧелГУ 2010 года, и сравним их с тем, на чем сфокусированы недавно поступившие студенты и студенты третьего курса (табл. 2).

Таблица 2

Мотивы ——-—_______ Первый курс(%) Третий курс(%) Пятый курс(%) Транслируемая ценность

А я как раз не хочу, и скорее всего не буду 4 % 28 % 15 %

Это просто работа, я хочу зарабатывать деньги 13 % 5 % 9 % Работа, деньги

Мне нравится публичность. Хочу, чтобы люди читали мои статьи, видели меня по TV или слышали по радио 22 % 25,5 % 15 % Тщеславие, гордыня, повышение самооценки, чувство собственной значимости

Я хочу донести до людей свои мысли 35 % 28 % 23,5 % Быть услышанным, поделиться, повлиять

Я хочу создать в обществе что-то новое в плане культуры, духовности и образования 39 % 25,5 % 18 % Духовные ценности, созидание

Меня привлекает стиль жизни и работы журналиста: непредсказуемость, много знакомств, свежих впечатлений, активность 70 % 41 % 59 % Яркость жизни, активность, непредсказуемость

Я хочу обрести связи со значимыми людьми / познакомиться с ними 9 % 25,5 % 20,5 % Связи, люди

Я хочу творчества 52 % 38 % 56 % Творчество, созидание

Для меня очень важно раскрыться, самореализоваться 52 % 33 % 38 % Самореализация, развитие личных качеств

Журналистика — инструмент власти, я хочу власти 9 % 5 % — Власть, влияние

Я хочу расширить свой кругозор через работу в СМИ 43 % 31 % 41 % Познание

Я знаю, что работать журналистом не просто, я хочу преодолевать трудности 22 % 13 % 20,5 % Рост, ответственность, взросление

Быть журналистом круто, это производит на других людей впечатление, поэтому я хочу быть журналистом 8 % 8 % 3 % Престиж, гордыня, чувство собственной значимости

*Примечание: студентам разрешалось выбрать до четырех ответов, что дало в результате более 100 %.

Теперь мы видим, что лидер ответов на вопрос «Почему вы хотите работать журналистом?» на всех курсах был ответ о стиле жизни журналиста. Более половины будущих выпускников посчитали это одной из четырех важных причин работать в этой профессии.

Любопытно так же, что почти 70 % всех студентов, у которых уменьшился интерес к работе журналиста, ценностью назвали именно стиль жизни, активность и непредсказуемость.

Для 40 % людей со снизившимся интересом значение имеют связи, а 50 % из них в журналистику пошли ради творчества.

Однако для нас больший интерес представляет динамика ответов «Я хочу донести до людей свои мысли» и «Я хочу создать в обществе что-то новое в плане культуры, духовности и образования».

Именно через эти мотивы транслируются духовные ценности, готовность к созиданию, желание быть услышанным и повлиять на людей.

По данным опроса видно, что такая мотивация больше принадлежит первокурсникам (35 и 39 %), на третьем курсе она заметно ниже, и еще меньше людей с подобными мотивами среди пятикурсников (23,5 и 18 %).

Обращая внимание на потенциал к здоровой и полезной журналистике, мы также смотрим на ответы «Журналистика — инструмент власти, я хочу власти», «Мне нравится публичность», «Быть журналистом круто, это производит на других людей впечатление». Журна-

Почему вы хотите работать журналист

листы, движимые подобными мотивами, работают исходя из таких ценностей, как гордыня, тщеславие, чувство собственной значимости, повышение самооценки.

Как правило, это неустойчивые личности с недостатком внимания и признания со стороны близких, и для них главной целью действий будет самоутверждение. Опрос показал, что к пятому курсу студентов с такими мотивами становится меньше.

В частности, любителей публичности осталось 15 %, тех, кто считает, что быть журналистом круто — 3 %. «Я хочу власти» не ответил никто.

При этом достаточно много людей, настроенных решать через работу свои личные проблемы или развивать определенные навыки. Почти 40 % будущих выпускников хотят использовать журналистскую профессию для того, чтобы раскрыться и самореализоваться. Столько же намерены расширять свой кругозор через СМИ.

Примечательно, что пятая часть студентов выбрала ответ «Я знаю, что работать журналистом не просто, я хочу преодолевать трудности». Такую готовность к росту и взрослению, как правило, показали те же студенты, что и проявили духовные ценности.

Кроме того, есть несколько ответов в графе «Другое». Причем на первом курсе студенты воспользовались этой графой всего два раза, а среди пятикурсников там выразили свои мысли 30 %. (табл. 3.)

Таблица 3 м? Графа «Другое», некоторые ответы:

Мотив 1 курс 3 курс 5 курс Ценности

Хочу изменить что-то в лучшую сторону в плане культуры молодежи Надо работать на благо народа и России, люди — это главное, надо о них заботиться. Мне важно поднимать социальные проблемы и чувствовать, что могу помочь с помощью своей работы людям 1 чел 1 чел. 1 чел Духовные ценности

Внутренний зов, призвание 9 % Призвание

Повышение собственной коммуникативности, развитие личных навыков.. Улучшить навыки письма 1 чел. 1 чел. Развитие личных качеств

Таким образом, опрос студентов первого, третьего и пятого курсов обеспечил данные, которые показывают, как меняется интерес к профессии журналиста по мере знакомства с работой, и — из каких принципов и собственных потребностей будут исходить будущие работники СМИ.

Мы видим, что мотивы заботы о людях прослеживаются на всех курсах, но к моменту выпуска из университета, студентов, сохраняющих такую позицию остается не более 20 %. Вдвое больше выпускников намерены с помощью работы решать свои вопросы, такие как самореализация, расширение кругозора, самоутверждение.

И абсолютное большинство студентов желает получить от работы яркую непредсказуемую жизнь с творчеством, активностью и новыми знакомствами.

Если тексты являются способом журналиста выразить себя, то в зависимости от эмоционального и духовного здоровья это самовыражение будет либо полезным, либо бесполезным

(и даже вредным) для общества. Проведенное исследование позволяет нам предполагать, что СМИ пополнятся журналистами, большинство из которых ничего не будет менять, а 20 процентов попытается внести в общество вклад, повлияв на культурные и духовные ценности.

Список литературы

1. Бабушкин, И. Стойло уральского Пегаса [Текст] / И. Бабушкин // Курс дела. — 2007.

— № 5.

2. Пахоль, Б. Е. Ценности и смыслы. Психологические механизмы социального управления [Электронный ресурс] / Б. Е. Па-холь // Психология. — http://www.sunhome.ru/ psychology/11896/р2.

3. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] : в 2 т. Т. 2 / Х. Хекхаузен. — М., 1986.

— С. 112-136.

Н. Н. Лебедева

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ

В настоящее время в рамках теории социальных представлений проводится большое количество исследований. Часть исследований посвящена изучению нормативных представлений.

Важную роль в изучении морального сознания сыграли работы Ж. Пиаже и Л. Колберга. Отечественные психологи уделяют большое внимание ценностным аспектам морально-правовых представлений.

Теория социальных представлений позволяет изучать картину морально-правового сознания личности.

Ключевые слова: социальные представления, социальное познание, уровни морального развития, иерархия ценностей, моральные и правовые представления.

Теория социальных представлений занимает одно из центральных мест среди современных направлений в социальной психологии.

Это подтверждается большим потоком исследований как отечественных, так и зарубежных, проводимых в русле теории.

Вопросы, на которые пытаются ответить представители теории, вызывают активный интерес у исследователей «Как люди понимают окружающий мир? Каким образом они осмысливают свою повседневную жизнь?»

Поле применения теории социальных представлений обширно — это могут быть практически любые элементы социального познания. В самых первых исследованиях, автором тео-

рии социальных представлений С. Московичи, изучался образ психоанализа в сознании французов. По его мнению, новое знание вырабатывается в контексте общественного взаимодействия людей «.. .наши представления основаны не на тех вещах и ситуациях, которые они воспроизводят — они основаны на коммуникации, касающейся этих вещей и ситуаций» [7].

Под социальными представлениями С. Московичи подразумевает «набор понятий, убеждений и объяснений, возникающих в повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций» [9]. Его подход фокусируется на том, как люди мыслят и создают свою разделяемую реальность, а также на содержании

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskaya-pozitsiya-v-tekste-kak-otrazhenie-tsennostnyh-orientatsiy-zhurnalista

Авторская позиция в художественном произведении как важное средство формирования личности

Авторская позиция в художественном произведении как важное средство формирования личности

Библиографическая ссылка на статью:
Дзапарова З.Г. Авторская позиция в художественном произведении как важное средство формирования личности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70874 (дата обращения: 11.01.2018).

В нравственном воспитании учащихся ведущая роль принадлежит художественной литературе. Воздействуя одновременно на чувства, воображение, интеллект человека, художественная литература способствует формированию мировоззрения, морального облика, гражданской позиции, эстетических взглядов.

Чем глубже идейное содержание произведения, чем совершеннее его художественные достоинства, тем сильнее его воспитательное влияние на школьника. Учащимся младших классов и подросткам ещё недоступны способы постижения моральных ценностей. В старших классах углубляется процесс эмоционально- образного освоения норм и ценностей, чему способствует, прежде всего, курс литературы.

На конкретных образцах, примерах, отражающих высокие моральные позиции литературных героев, укрепляются убеждения школьников.

https://www.youtube.com/watch?v=SHx6Ebar_6w

Фактически весь учебный материал по осетинской литературе в средней школе направлен на нравственное воспитание детей. Он может и должен быть эффективно использован в воспитательных целях. Основу этого процесса составляет совместная деятельность учителя и учеников при освоении нравственных ценностей, содержащихся в произведении.

В разработке вопросов первоначального усвоения эпических произведений методическая наука исходит из последних достижений литературоведения, дидактики и психологии восприятия художественной литературы. По данным психологических экспериментов, создавая благоприятные условия, можно руководить процессом восприятия, направляя его в нужное русло, содействуя его углублению.

Результаты таких экспериментов дают возможность более основательно постичь научные основы преподавания литературы. Читательские первичные представления, вызываемые художественным текстом, определены О.И. Никифоровой как «субъективные образы объективного содержания художественного текста» [6, с. 13]. Встреча с художественным произведением должна быть подготовлена.

Иначе она останется незамеченной учеником.

Задача учителя – сделать все возможное, чтобы каждая встреча школьника с писателем была яркой, обогащающей, запоминающейся надолго. Умелая подготовка этой встречи во многом обеспечивает успех.

На вводных уроках формируется положительная установка, которая, как говорят психологи, есть готовность к познавательной эмоциональной поведенческой активности. Установка – необходимое условие для дальнейшего успешного формирования убеждений.

Исходя из структуры установки, учитель должен:

1) знать познавательный уровень своих учеников, их интересы, потребности;

2) вызвать положительное эмоциональное отношение к автору, к произведению, к его нравственным идеям, актуализировать их для учащихся.

Здесь решающую роль играет умение учителя быть эмоционально открытым, установить доверительные отношения с учениками. Именно эти эмоциональные моменты определят вхождение школьника в текст.

Роль изучения биографических фактов писателя имеет важное значение не только для лучшего усвоения идейно-художественного замысла произведения, но и для максимально полного представления тех исторических условий, при которых создавалось то или иное произведение.

Именно поэтому знакомство с художественным произведением чаще всего следует начать с кратких биографических сведений о писателе, сообщив их в виде отдельных конкретных фактов из его жизни или яркого, образного рассказа о писателе и его творчестве.

Изложение биографического материала имеет свою специфику и свои трудности.

Биография, скажем, в 5-7 классах специально не изучается, но в учебниках – хрестоматиях для этих классов материал о писателях предваряет изучение произведения.

Необходимо добиваться того, чтобы биографические рассказы к рассматриваемым произведениям были невелики по объему, увлекательны, не напоминали биографические справки учебных хрестоматий, отражали связь писателя с краем, с его современниками и таким образом помогали понять идейно – художественную суть произведения.

Такая работа готовит учащихся к пониманию изучаемого материала, авторской позиции, его взгляда на действующих в произведении героев, на те или иные события.

«Эстетическое восприятие формируется всего активнее тогда, когда читатель – школьник становится как бы соучастником всего того, что пережил и перечувствовал автор» [5, с. 15]. Утверждение К.М.

Читайте также:  Чувство-ощущение - психология

 Нартова принципиально важно для нас, поскольку устанавливает связь между качеством восприятия литературы и способностью проникнуться в замысел авторской позиции.

Авторская позиция является основным смысловым и оценочным вектором, обеспечивающим единство и неповторимость художественного мира, запечатленного в произведении. Важнейшим показателем полноценного восприятия литературы является освоение ее нравственных идеалов.

Каждое вступительное занятие, подготавливающее встречу с произведением писателя и, следовательно, с ним самим, требует продуманности, тщательного отбора материала. Задача раскрытия связи между идейным содержанием произведения и сутью личности автора наиболее полно раскрывается в прозаических произведениях.

Здесь в качестве примера можно привести жанр рассказа, который имеет богатые традиции в осетинской литературе. Как жанр литературы, осетинский рассказ корнями уходят в глубь истории и своим происхождением обязан устному народному творчеству.

Нартовский эпос, Даредзановские сказания, предания, легенды, сказки, притчи вели к формированию жанра рассказа.

Сека Гадиев является одним из основоположников осетинского рассказа. Мы знакомимся с Сека Гадиевым в раннем детстве: грустная история Гуырдзыхан и Гуырдзыбека («Женщина в трауре») вводит маленьких читателей в прекрасный мир искусства, а затем автор «Залда», «Азау», «Дыса», «Айсса», «Арагвийский алдар Нугзар» сопровождают нас всю жизнь [2].

Первые произведения Сека были опубликованы в газете «Ног цард» в 1907 году. С тех пор прошло более 100 лет, за это время немало написано о его жизни и творчестве, однако притягательность и интерес к этой личности остается неизменной и во многом еще нераскрытой.

Сека прошел школу народной поэзии и стал певцом народной жизни. Предметом изображения в его рассказах является повседневная жизнь горцев с ее радостями и горестями. Герои его произведений – простые люди, стремящиеся к свободной жизни.

Все действия в основном происходят в Гудском ущелье в селе Ганис. «Здесь каждый камень, каждое дерево, каждая скала овеяны легендой. Какими-то тайными, до сих пор ещt не разгаданными нитями Гудское ущелье связано с «Демоном» Лермонтова.

Ведь осетинская легенда о любви злого духа Гуда к земной девушке, услышанная Лермонтовым, родилась здесь, у подножия Гуд – горы» [3, с. 35].

Будущий писатель родился и вырос в этом богатом легендами селе. Как и для всех жителей села Ганис, для Сека имена Азау, Таймураз, Дыса, Айсса, Залда – с детства близкие и дорогие имена. Такая атмосфера легенд и преданий оказала воздействие на творчество Гадиева.

Его сын Цомак отмечал: «Поэзии он учился преимущественно и притом непосредственно у народа, в гуще которого он неизменно пребывал, жизнью которого он жил все время» [2. с. 37]. Уже с детства Сека Гадиев познакомился с вопиющей народной нищетой, был потрясен впечатлениями от непосильного рабского труда.

Он не был образован, только будучи юношей, благодаря случайным обстоятельствам, Сека овладел грузинской церковной грамотой. Это помогло ему познакомиться с грузинской классической литературой, что впоследствии сказалось на его творчестве.

Цомак Гадиев вспоминал: «В маленьком деревянном сундучке вместе с разными бумагами поэт бережно хранил две грузинские книги: первая – известную поэму средневековья «Витязь в барсовой коже» и вторая – сборник горских рассказов и повестей Александра Казбеги» [2, с. 37].

 Сека Гадиев не владел русским языком, но у него есть переводы на осетинский язык басен Крылова. «Совершенно случайны и эпизодичны были влияния со стороны русской литературы, – пишет Цомак Гадиев. Русского языка наш поэт не знал настолько, чтобы читать литературные произведения.

Дети переводили ему какие-то басни Крылова, помещенные в школьных учебниках, а Сека их обрабатывал. Таково происхождение таких переводов Сека Гадиева с русского языка на осетинский, как «Свинья под дубом», «Лебедь, щука и рак» и другие». [2, с. 37].

Тяжелые лишения не погасили в нем страстное желание писать. Его первое выступление в печати относится к 1905 году, когда издается сборник стихов, басен и песен под названием «Ирон фиййау» («Осетинский пастух»).

Сека Гадиев был большим художником и глубоким мыслителем. Он писал о том, что знал лучше всего – о простой обыденной и непростой жизни горцев, одним из которых был он сам [1].

Герои его произведений, их конкретные судьбы, порой такие драматические, сложные взаимоотношения между разными социальными слоями общества легли в основу сюжетов его произведений.

Многие события происходили на его глазах, некоторые же истории он знал по рассказам старших, поэтому с большой уверенностью можно говорить о реальности происходящих в его рассказах произведений.

В творчестве Сека Гадиева на первый план выдвигаются вопросы общественной жизни, быта, морали. Он сам прошел непростой, можно сказать тяжелейший путь горца – осетина, – долгие годы батрачил у разных людей, испытывал тяжелые лишения, жил в бедности, но все равно в нем нашлись силы воспитать семерых детей, дать им образование. Его сердце не очерствело, не обеднело.

Более того, не утратило своего первозданного благородства. Отсюда такая правдивость и естественность созданных им литературных персонажей, отображения общественной жизни. С большой глубиной и человечностью он изображает судьбы горцев, сталкивает их с суровыми природными условиями, с бесчеловечной общественной средой, их характеры писатель особенно ярко раскрывает в трагических ситуациях.

Все его творчество, воплотившее в себе исторический опыт и народную мудрость, оказало заметное влияние на развитие самосознания осетинского народа, сыграло значительную роль в становлении его нравственных идеалов.

Творчество Сека тесно связано с фольклором, оно плоть от плоти народа, однако писатель творчески развивает и обогащает народные традиции, выдвигает новые способы и приемы изображения человеческого характера.

«Новаторство Сека Гадиева проявилось и в усложнённости сюжета, и композиции его произведений – драматизм, трагизм описываемых событий, пейзаж, введение множества действующих лиц, которые группируются вокруг главных героев. Большим новаторством Сека Гадиева является создание образа народа, не просто как массы, а индивидуализация его, портрет его.

(«Арагвийский алдар Нугзар», «Азау», «Залда» и др.) [3, с. 66]. В его рассказах повествование развивается по сюжетному принципу, охватывая факты биографии персонажей, дополняясь лирическими отступлениями, описаниями.

Поэтическая натура писателя, с детства наблюдая родную природу, замечая мельчайшие тонкости природных явлений, тонко связывает лирические пейзажи с настроением человека, со всем его обликом. Пейзаж и событие создают единое и целостное впечатление. Часто пейзаж в творчестве писателя имеет символическое значение, созвучен атмосфере изображаемых жизненных явлений.

Интонации рассказа сразу вводят нас в народный быт. Народность рассказов Сека Гадиева проявляется не только в этнографически точном воспроизведении нравов и быта осетин, но, прежде всего, правдивым описанием черт национального характера народа, проникновением в сущность народного духа.

Недостаток образования у Сека обильно восполнялся его природным умом и чутьем большого художника. Этим объясняется то, что он от литературы требовал не только искренности, большой правды, но и веры писателя в идеалы народа, служения делу его просвещения и освобождения от социального гнета.

Он не приукрашал мир, он показывал его суровую правду; каждое слово, каждый образ выражали реальную действительность, отношение к ней самого писателя. Реализм творчества С. Гадиева как в правдивости изображения окружающей действительности, так и в мужественной, обличительной направленности против несправедливости господствующего строя.

Внимательно и глубоко всматриваясь в исторические процессы, писатель увидел то, что сковывало силы народа, что превращало его жизнь в мучительное существование. «Надо отметить и то, что именно в эти годы мы находим в творчестве Сека мотивы, проникнутые светлой надеждой на скорое осуществление его давней и заветной мечты о свободе трудового, угнетенного и задавленного нуждой и невежеством народа» [2, с. 12].

В 1915 году трагически оборвалась жизнь писателя. «Не сбылись ни творческие, ни гражданские, ни просто человеческие мечты писателя. Он, как гражданин, мечтал об освобождении трудового народа, но так и не удалось ему дождаться свободы.

Как писатель, он мечтал видеть на родном языке газеты, журналы и книги, но появившиеся в эти годы газеты и журналы умирали на его глазах, и он бессилен что – либо сделать, даже собственные свои произведения не мог издать, хотя из года в год старательно переписывал их и представлял в издательство.

Как отец, он страстно желал поехать в Сибирь повидаться со своим ссыльным сыном, но не было у него средств, чтобы пуститься в такой дальний путь».

В своих произведениях Сека создал яркие характеры. Его персонажи поражают читателя силой характера, решительностью, человеческим достоинством.

И одним из главных действующих лиц, несомненно, является цельная и колоритная фигура самого писателя. Творчество Сека Гадиева явилось для всей последующей осетинской литературы чистым и неиссякаемым родником.

Большинство осетинских писателей испытали его плодотворное влияние.

Библиографический список

  1. ,  Фразеологическая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития речи младших школьников //В сборнике: ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Владикавказ, 2013. С. 60-68.
  2. Гадиев Ц.С. Сека Гадиев – осетинский поэт – самоучка. Рукопись. Архив. СОНИИ Ф. Гадиева Ц.; №17 -21, папка№4.
  3. Джусойты Н.Г. Сека Гадиев. Сталинир. 1958.
  4. Дзапарова З.Г. //. 2016. . С. 113-117.
  5. Нартов К.М. Изучение зарубежной литературы в старших классах национальной школы. Владикавказ, 1991.
  6. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.М.: Книга, 1972.
  7. Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе. Орджоникидзе. Ир, 1970.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70874

Как определить авторскую позицию

Как определить авторскую позицию

Вам понадобится

  • Текст, в котором требуется определить авторскую позицию.

Инструкция

Порядок определения авторской позиции напрямую зависит от типа полученного задания и от текста, который вам предложен. В разных ситуациях и действовать придется по-разному.

Если вы работаете с текстом части С ЕГЭ по русскому языку, то задание «определите авторскую позицию» там сформулировано не будет. Ее и так нужно будет определить в своем сочинении, это один из обязательных его компонентов, отсутствие или неправильная формулировка которого карается баллами.

Чтобы в таком тексте определить авторскую позицию, его нужно прочесть не менее двух раз и понять, о чем вообще говорит автор – выделить ту самую проблему, в которой автор и выражает свое мнение. Формулировать проблему текста нужно очень внимательно – неправильная проблема повлечет за собой и неправильное определение позиции.

Однако, даже если проблема выделена правильно, школьники все равно часто определяют авторскую позицию диаметрально противоположно, потому что могут, например, не почувствовать сарказма, который вкладывает автор в свои слова.

Тем не менее, если вы уверены, что правильно поняли проблему и понимаете, что именно о ней думает автор, смело пишите об этом в сочинении отдельным абзацем. Сначала определяется тема и проблема, затем комментарий к проблеме, затем позиция автора, а затем ваша собственная.

Легкость работы с текстами части С в том, что они, как правило, носят больше публицистический характер. А вот с сугубо художественными текстами сложнее. Есть авторы, которые свое отношение к героям и проблемам, поднятым в произведении, напрямую не выражают вообще – они как бы отстраняются от того, что создали, отдавая это на суд читателя.

Однако следы авторской позиции можно найти и в таких текстах. В них она спрятана повсюду – в художественных деталях, в репликах, характерах и внешности героев, в пейзаже, лирических отступлениях и даже в эпиграфах к главам.

Читайте также:  Интервью без правил «профессиональный портрет» - психология

Работа по поиску этих следов непроста и порой требует наблюдательности, изучения текстов критиков и литературоведов, а возможно, и консультации учителя.

Попробуйте найти героя-резонера. Так называют героя произведения, который в тексте является носителем авторской идеи, средством выражения авторской позиции. Такой герой не участвует в основных событиях, однако дает им какие-то критические оценки. Хотя иногда резонером может стать и главный герой, как, например, Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова.

Источники:

Позицию автора литературного произведения можно определить, исходя из того, как писатель аргументирует свое отношение к проблеме, обозначенной в тексте. Также авторская позиция зависит от цели написания литературного труда.

Инструкция

Изучите текст. Внимательно прочитайте и перечитайте произведение. Вам необходимо определить проблему, которая ставится в тексте. После того как вы выделите основную тему, сформулированную в виде вопроса, определите, как автор отвечает на этот вопрос.

Проще всего увидеть отношение писателя к теме его творения, если оно написано в публицистическом жанре. В таких текстах обычно все прозрачно, ясно и понятно. В художественных литературных работах авторы могут говорить о своих убеждениях косвенным образом.

В этом случае вам следует постараться, чтобы выявить их.

Обратите внимание на степень выразительности, с которой обращается писатель к проблеме. Проследите, насколько сильно прозаик или поэт стремится воздействовать на читателя в эмоциональном смысле.

Оценить авторский взгляд вам поможет наблюдение за тем, призывает ли писатель вас стать своим союзником, стремится ли усилить ваше отрицательное или положительное отношение к персонажу произведения или событию, описываемому в тексте.

Прямо высказывающий свою позицию писатель может указывать на злободневность поднимаемой проблемы и подчеркивать ее остроту.

Проследите, ищет ли автор причины возникновения проблемы и пути ее решения.

Обратите внимание, насколько глубоко он видит суть вопроса, присоединяется ли он к мнению большинства или ищет истину в другом месте.

Если писатель заставил вас увидеть тему произведения в другом, непривычном для вас свете, поспособствовал переоценке некоторых ваших ценностей, обязательно укажите это в определении авторской позиции.

Обратите внимание на литературные средства, которые использует автор для освещения темы. Оцените, насколько интересно и увлекательно он пишет о давно известных вещах, отзывается ли о проблеме с тревогой или использует ироничный стиль повествования.

Источники:

Современный интернет невозможно представить без поисковых систем. С их помощью пользователи сети находят необходимую информацию. Сложные алгоритмы определяют, какие страницы в большей степени соответствуют поисковому запросу.

Инструкция

Высокая позиция сайта в поисковике по целевому запросу — основной критерий эффективности продвижения сайта. Девяносто процентов пользователей просматривают только первую страницу поисковой выдачи. В случае если необходимая информация не была найдена, поисковый запрос, скорее всего, будет переформулирован.

Если сайт находится на низкой позиции, привлечение посетителей из поисковой системы маловероятно.

Получите «Яндекс.Паспорт». Для этого перейдите на страницу http://passport.yandex.ru/ и нажмите кнопку «Зарегистрироваться». Введите свое имя и фамилию. Придумайте себе уникальный логин. Он будет использоваться для работы со всеми сервисами Яндекса.

Автоматически будет создан почтовый ящик с адресом вида: логин@yandex.ru. Нажмите кнопку «Далее».

На втором шаге регистрации будет предложено придумать пароль. Требования к паролю изложены в справочной системе. Его желательно записать на бумажном носителе и сохранить в надежном месте. Выберете секретный вопрос, впишите ответ на него в соответствующее поле.

Выбирайте такой вопрос, ответ на который забыть невозможно. По желанию можно ввести адрес электронного почтового ящика и номер телефона. Это необязательно, но может значительно облегчить процедуру восстановления пароля к аккаунту.

После успешного окончания регистрации перейдите по ссылке http://webmaster.yandex.ru/. Нажмите кнопку «Добавить сайт», авторизуйтесь, введите название сайта.

После обработки сайта поисковым роботом его позицию можно будет увидеть в разделе «Мои сайты». Можно добавлять неограниченное количество сайтов.

Для просмотра расширенной статистики по сайту необходимо подтвердить права на управление сайтом. Существует несколько способов, которые описаны в соответствующем разделе справочной системы.

Выберите подходящий способ, подтвердите права на сайт.

Теперь можно просматривать расширенную статистику по сайту, узнать об ошибках индексирования, получить рекомендации по улучшению позиции сайта в поисковой выдаче.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-127350-kak-opredelit-avtorskuyu-poziciyu

Какой может быть авторская позиция по отношению к изображаемому?

  • положительной;
  • отрицательной;
  • иронической;
  • саркастической;
  • неоднозначной;
  • юмористической;
  • двойственной;
  • осуждающей;
  • скептической;
  • оптимистической и др.

— При формулировке авторской позиции вам помогут следующие типовые конструкции:

· Автор считает, что…

· Автор утверждает, что…

· Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…

· Автору важно убедить читателя в том, что…

· Бесспорно мнение автора о том, что …

· Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

· Задача автора – убедить читателей в том, что…

· Автор подводит свое отношение к поднятой проблеме …

· Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…

· Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…

· «…» — в этих словах, по – моему, отражена идея текста.

· «…» — в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.

· «…» — именно эта мысль отражает авторскую позицию.

· «…» — эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.

· — в этом предложении звучит прямая авторская оценка…

· — все это позволило автору выразить мысль о том, что…

· — вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.

· — вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

· Позиция автора очевидна: …

— Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты высказываний :

· Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что…

· Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.

· Утверждение автора, что… , бесспорно

· Справедливость высказанных автором суждений несомненна

· Резкая категоричность автора вызвана тем, что…

· Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …

· На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.

· Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …

· Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…

· По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.

· Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.

· Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.

· Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…

· Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …

· Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры

· Доводы, приведенные автором, убедительны

· Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п. ) взгляд автора на поднятую проблему основан на…

· Автор с сожалением говорит о том, что…

· Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения

V. Моя позиция.
1. Читательский опыт: — художественная литература; — историческая литература;

— научно-популярная литература.

2. Жизненный опыт. — реальные факты из жизни окружающих; — собственные наблюдения и выводы;

— традиционно-исторический опыт.

Лучше начинать этот пункт плана со слов: «Я полностью разделяю позицию автора…»

«Я согласен(сна) с позицией автора…»

VI-VII. Как аргументировать свою позицию?

Аргументация — это приведение доказа­тельств, объяснений, примеров для обосно­вания какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы — это доказательства, приво­димые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.

Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргу­менты ученика должны подтвердить или опро­вергнуть мнение автора.

Существуют различные виды аргументов (ло­гические, психологические, иллюстративные).

Логические аргументы- это доводы, апелли­рующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:

• научные аксиомы;

• положения законов и официальных докумен­тов;

• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

• заключения экспертов;

• цитаты из авторитетных источников;

• показания очевидцев;

• статистические данные;

• примеры из жизни или художественной ли­тературы.

Психологические аргументы — это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувст­ва, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

• эмоциональная убежденность пишущего;

• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);

• примеры, вызывающие эмоциональный от­клик адресата;

• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;

• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

При опровергающей аргументации возможны два варианта:

1) вы подбираете два аргумента, опроверга­ющие истинность позиции автора, а в заключении формулируете контртезис (мысль, противополож­ную авторской);

2) формулируя собственную позицию по пробле­ме, пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

В этой части работы вы должны строго следовать пра­вилам построения текста-рассуждения. Цель аргумен­тации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

• тезис (положение, которое надо доказать);

• аргументация (доказательства, доводы);

• вывод (общий итог).

Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис сов­падают.

Обратите внимание на то, что вы должны пос­тараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Типичная ошибка всех пишущих сочинение заклю­чается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного вре­мени. Аргументы «за» должны быть:

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;

• доступными, простыми, понятными;

• отражающими объективную реальность, соответ­ствующими здравому смыслу.

Критерий 4 гласит: Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, постав­ленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

Попробуем разобраться, что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?

Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:

Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…

Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).

Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения. Можешь воспользоваться такими фразами:

Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:

ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/719263-kakoy-mozhet-byt-avtorskaya-poziciya-po-otnosheniyu-k-izobrazhaemomu/

Ссылка на основную публикацию