Самоконтроль — психология

Самоконтроль

Самоконтроль - психология

Самоконтроль — это оценка и осознание субъектом собственных действий, состояний и психических процессов. Развитие самоконтроля и его появление определяется требованиями общества к поведению индивида.

Самоконтроль человека включает процессы, посредством которых индивид способен управлять поведением в противоречивых условиях социального окружения, а также собственных биологических механизмов, например, при навязчивых влечениях, зависимости от внешних влияний, подверженности импульсивным порывам. Различные источники дают разное толкование самоконтроля. Ниже перечислим некоторые из них.

Самоконтроль — это умение подчинять разуму собственные эмоции, которое является осознанием собственного несовершенства, а также стремлением действовать, как будто человек совершенен.

Самоконтроль — это проявление силы характера, которое помогает подавлять излишние эмоции, изживать комплексы и контролировать чувства.

Самоконтроль — это в каждый момент готовность действовать правильно и наиболее рационально, независимо от внутреннего состояния; это пренебрежение страхом, но не проявление бесстрашия, это быстрота работы разума, но не легкомыслие.

Самоконтроль человека является волевым качеством, которое необходимо каждому успешному индивиду, независимо, занимается ли он сельским хозяйством, или преподает в университете.

Самоконтроль личности дает следующие преимущества: управление своими эмоциями и действиями; свобода от внешних ограничений, ощущение спокойствия, основанное на уверенности в личных силах, разуме, способностях.

Внутренний самоконтроль даёт уважение в виде самоуважения, а так же уважения окружающих. Самоконтроль позволяет управлять как собой, так и людьми.

Самоконтроль личности даёт терпение, помогающее преодолевать внутренние недостатки, а также внешние препятствия.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль очень важен в повседневной жизни, особенно в экстремальных ситуациях. Большая вероятность выйти достойно при форс-мажоре у людей, которые обладают способностью к самостоятельному контролированию.

Отсутствие этого умения в поведении и эмоциях вредят личности, провоцируют на нерациональные действия, туманя ее рассудок.

Умение держать на контроле слова и эмоции в самых сложных ситуациях, а также искать компромиссы — это необходимое проявление самоконтроля в поведении государственных деятелей и дипломатов.

Самоконтроль поведения в бытовых ситуациях проявляется в умении погасить ссору, не допустить эмоционального взрыва.

Зачастую занятия спортом связаны с ограничениями по питанию, и спортсмену приходится придерживаться диеты, особого режима дня. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми этими требованиями, проявляет способность к самоконтролю.

Самоконтроль поведения проявляется также в умении ограничивать свои потребности в соответствии с финансовыми на данный момент возможностями.

Развитие самоконтроля

Формирование навыков самоконтролирования перво-наперво начинается с соблюдения режима. Личность, приучившая себя соблюдать строгий режим, развивает личную способность к самоконтролю.

Развитие самоконтроля начинается с семейного воспитания. Взрослые, подавая детям пример неконфликтности, сдержанности в общении, воспитывают в них самоконтроль и параллельно сами контролируют себя.

Как достичь самоконтроля? Развитие самоконтроля включает самосовершенствование, выработку в себе пунктуальности, строгого исполнения взятых на себя обязательств, а также данного обещания.

В формировании навыков самоконтролирования помогают психологические упражнения, различные тренинги и упражнения, позволяющие человеку сдерживать свои негативные эмоции и не властвовать их над разумом.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Самоконтролирование спортсмена включает регулярное наблюдение за личным состоянием своего здоровья, а также физического развития.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями не заменяет врачебного контроля, он только выступает дополнением к нему. Благодаря самоконтролю спортсмен оценивает эффективность занятий спортом, соблюдает режим тренировок, правила личной гигиены, закаливания и т.п.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями помогает в анализе влияния физических нагрузок на весь организм, что позволяет правильно проводить и планировать тренировочное занятие.

Самоконтроль физического состояния включает общедоступные простые наблюдения, учитывает субъективные показатели (настроение, сон, аппетит, потливость, желание тренироваться), а также данные объективных исследований (массу тела, ЧСС — частоту сердечных сокращений, ЧД — частоту дыхания, становую и кистевую динамометрию).

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями позволяет тренеру определить признаки перегрузок и откорректировать тренировочный процесс. Проведение самоконтроля предусматривает ведение дневника. Дневник дополняется характеристикой тренировочных нагрузок (килограммы, километры, продолжительность).

Дневник самоконтроля

Результаты самоконтроля советуют фиксировать в дневнике, чтобы потом анализировать совместно или самостоятельно с врачом или тренером. Для дневника достаточно небольшой тетради, в графах которой следует отмечать даты и показания самоконтроля.

Дневник включает две части. Одна из них – содержание, а также характер учебно-тренировочной работы (интенсивность, объем, пульсовой режим, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой фиксируется величина нагрузки из предыдущей тренировки, а также сопровождающее ее самочувствие.

Ведение дневника необходимо всем стажерам, студентам, аспирантам, сотрудникам, преподавателям, занимающихся физическими упражнениями, однако особенно это важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Дневник самоконтроля по физкультуре выполняет следующие функции:

  • помогает лучше познать себя;
  • приучает систематически следить за здоровьем;
  • позволяет выявить степень усталости, как от физической тренировки, так и от умственной работы, что позволит своевременно предупредить переутомление, а также заболевание;
  • дневник помогает определить необходимое количество времени для отдыха, а также восстановления физических и умственных сил;
  • дневник определяет, какими методами и средствами достигается при восстановлении наибольшая эффективность.

Отражаемые в дневнике самонаблюдения данные обычно включают 15-20 показателей, но могут быть зафиксированы и как краткие, включая до 5-8 показателей.

Дневник самоконтроля спортсмена включает следующие показатели: ЧСС утром лежа за 15 с, разницу пульса, ЧСС утром стоя за 15 с, массу тела до тренировки, жалобы, массу тела после тренировки, самочувствие, сон, боли в мышцах, аппетит, желание тренироваться, проба Штанге (утром), потоотделение, ортостатическая проба (утром), кистевая динамометрия, настроение, функция желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения, работоспособность, нарушение спортивного режима, спортивные результаты.

Характеристики показателей дневника:

— самочувствие отражает деятельность и состояние всего организма; настроение и самочувствие оцениваются как плохое, удовлетворительное, хорошее;

— работоспособность оценивается как пониженная, обычная, повышенная;

— сон говорит о восстановлении силы и работоспособности; к норме относят быстрое засыпание и крепкий сон; долгое засыпание, плохой сон, бессонница, частые просыпания, свидетельствуют о переутомлении и сильном утомлении;

— аппетит говорит о состоянии организма, перегрузках, недосыпаниях, недомоганиях, которые отражаются на аппетите; он бывает пониженным, нормальным, повышенным, иногда отсутствует и только хочется пить;

— у здоровых людей желание тренироваться отмечается при нарушениях в самочувствии здоровья или перетренированности желание в тренировках исчезает или снижается;

— частота сердечных сокращений (ЧСС) является важным объективным показателем в работе сердечно-сосудистой системы; пульс у тренированного человека в состоянии покоя значительно ниже, чем у нетренированного, его подсчитывают за 15 с, однако если отмечается нарушение ритма, то считают за одну минуту. У тренированного человека быстрее пульс восстанавливается и приходит к норме, утром у спортсмена он существенно слабее;

— потоотделение напрямую зависит от индивидуальностей, а также функционального состояния человека, вида физической нагрузки, климатических условий; на первых тренировках потливость выше, потоотделение уменьшается по мере тренированности; потоотделение отмечают как пониженное, умеренное, большое, обильное; потоотделение зависит от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня;

— боли способны появляться в некоторых мышечных группах, которые наиболее нагружены на тренировках, особенно после длительного перерыва, а также занимаясь на жестком грунте;

— необходимо обратить внимание на болевые ощущения в области сердца, а также на их характер; без внимания не оставляем головокружения, головные боли, боли в правом подреберье при беге, последние свидетельствуют о заболевании печени. Все случаи спортсмен описывает в дневнике самоконтроля и потом сообщает о них врачу.

О перетренированности спортсмена будет свидетельствовать повышенная потливость, нежелание тренироваться, боли в мышцах, бессонница. Если наблюдается потеря веса, то это может происходить по двум причинам: велика нагрузка или когда теряется белок. Белок теряется при горных тренировках, а также при недостаточном потреблении белков животного происхождения (творога, мяса, рыбы).

Дневник самоконтроля включает характеристику тренировок, а также время их проведения (вечер, утро), спортивные результаты. Женщины фиксируют в дневнике характер и периодичность месячных.

Тренер или спортивный врач объясняют, как правильно вести дневник, а также как оценивать показатели своего самочувствия и составляют индивидуальный план тренировочного процесса.

Результаты необходимо записывать в дневнике систематически, так создается возможность их анализировать самостоятельно или совместно спустя определенное время с тренером и врачом.

Контроль и самоконтроль

Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося.

Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна.

Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся.

Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.

Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.

Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы.

Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:

  • ориентировочно-мотивационную;
  • операционально-исполнительную;

Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога — обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.

Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:

  • внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;
  • самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;
  • контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.
  • сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.

Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.

Самоконтроль и самооценка

Самоконтроль выступает чертой личности, предполагающей умение контролировать себя, а также правильно свои действия оценивать.

Самооценка, являясь отношением ребенка к личным возможностям, личностным качествам, результатам деятельности не заложена в нем, она только формируется и зависима от правильного воспитания, а также всей учебной деятельности.

Задача учителя заключается в помощи и способствованию формирования правильной самооценки.

Самоконтроль и самооценка взаимосвязаны между собой. Формирование у детей различных приемов самоконтроля способствует воспитанию способности к самооценке. Это необходимо учитывать, организовывая деятельность с самых первых дней обучения в школе.

Читайте также:  Психология счастья - психология

Ученики начальных классов зачастую не могут самостоятельно найти ошибки в своих работах и исправить их на основе сопоставления с образцом. Этому нужно учиться, начиная с первого класса.

На уроках рекомендуют использовать взаимопроверку.

Данный прием формирует не только умение контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как правдивость, честность, дисциплинированность, коллективизм.

Беседы и наблюдения с детьми свидетельствуют о том, что взаимопроверка знаний активизирует деятельность, повышает интерес к знаниям. Начальная школа использует взаимную проверку на уроках математики и русского языка, но не очень часто.

Источник: http://vseopsycho.ru/samokontrol/

Самоконтроль за состоянием своего организма в психологии

Самоконтроль за состоянием своего организма в психологии

Хорошо развитая способность к самоконтролю позволяет переносить высокие психические и физические нагрузки.

Люди с высоким уровнем самоконтроля всегда сдержанны, спокойны, держатся уверенно. Рядом с ними у других людей появляется ощущение, что всё будет нормально, можно избавиться от проблем, все вопросы будут решены. Они вызывают у людей доверие.

Рядом с таким человеком пропадает желание скандалить, вести себя неадекватно. Их уверенное спокойствие действует положительно на других людей. Они успокаиваются, прекращаются конфликты. Люди склонны им подчиняться, так как они производят впечатление духовно сильных людей.

Кто обладает высоким уровнем самоконтроля?

Высоким уровнем самоконтроля обладают разведчики, успешные руководители. Эти профессии связаны с необходимостью хорошо владеть собой, своими эмоциями.

В некоторых культурах самоконтролю уделяется большое внимание. Японская система воспитания направлена на формирование высокого уровня самоконтроля. Поэтому японец с одинаково невозмутимым лицом примет известие о смерти близкого человека и радостное известие.

Самоконтроль может играть, как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Люди с высоким уровнем самоконтроля легче избавляются от дурных привычек.

Есть виды работ, где неоходимо иметь хороший уровень самоконтроля.

Например, если работа связана с постоянным общением с людьми, с необходимостью решать их проблемы. На такой работе часто возникают конфликтные ситуации. Человек с низким уровнем самоконтроля не справился бы с такой работой.

Он не смог бы подавить чувство гнева, часто возникающее в конфликтных ситуациях, начал бы себя неадекватно вести.

Человек с высоким уровнем самоконтроля, не позволил бы себе проявление неадекватных эмоций и решил бы без конфликтов все проблемы.

Чем опасен высокий уровень самоконтроля?

Высокий уровень самоконтроля приводит к тому, что человек постоянно находится в состоянии психического напряжения. Он не может открыто проявлять свои эмоции.

Неотреагированные эмоции накапливаются, приводят к возникновению различных болезней. Чаще всего это сердечно-сосудистые заболевания и язва желудка.

Чтобы этого не происходило и люди с высоким уровнем самоконтроля не заболевали, необходимо проведение профилактических мер. Таким людям постоянно необходимо избавляться от психического напряжения. Самые простые способы — это кричать в безлюдных местах, крушить что-нибудь. Хорошо снимают напряжение боевые исскуства.

Неплохо овладеть приёмами аутотренинга. Он тоже хорошо нормализует состояние человека. Обязательно выберите удобный для вас способ снятия психического напряжения.Тогда хорошо развитая способность к самоконтролю будет приводить только к положительным результатам.

Источник: http://9psy.ru/samokontrol

Самоконтроль — поведение, развитие контроля, упражнения

Самоконтроль - поведение, развитие контроля, упражнения

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе.

Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля.

Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

перейти наверх

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.

Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения.

Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.

Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

перейти наверх

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок.

Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки.

Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма.

Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

перейти наверх

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день.

В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку.

В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

перейти наверх

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога.

Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга.

Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки.

К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем.

В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

перейти наверх

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере.

К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений.

Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей.

Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно.

Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки.

Читайте также:  Циник, цинизм - психология

Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом.

Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда.

Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

Источник: http://PsyTheater.com/samokontrol.html

Самоконтроль! Как научиться себя контролировать?

Не знаете с чего начать, чтобы выработать самоконтроль? Не проблема! Мы Вам подскажем!

Всем нам хочется быть здоровыми, успешными, счастливыми – для этого мы ставим перед собой задачи, цели, рисуем в своем воображении соответствующий план действий, но…

Очень часто мы обо всем забываем, так как поддаемся сиюминутному и ненужному желанию, которое не соответствует выбранной нами дороги, а только становиться препятствием и помехой на пути к нашей цели, а также здесь не обойтись и без лень-матушки!

Почему мы идем на поводу этих ненужных желаний?

Почему нам так тяжело взять себя в руки и притормозить, а потом опять  вернуть на путь к долгожданной цели?

А все потому, что нам не хватает самоконтроля над собой!

Я  специально открыла несколько словарей, чтобы растолковать это магическое слово и вот что нашла:

  1. Самоконтроль – это сила характера человека, которая помогает притушить ненужные эмоции, взять под контроль различные чувства и извлекать внутренние недостатки.
  2. Самоконтроль – это готовность человека в любой момент действовать правильно и целенаправленно, не смотря на свое внутреннее состояние!
  3. Самоконтроль – это умение человека овладеть своими эмоциями при помощи разума;
  4. Самоконтроль – это сила воли, которая просто необходима любому преуспевающему человеку (занимается ли он посадкой кукурузы или тренирует футбольную команду — неважно);
  5. Самоконтроль – это возможность человека взять под контроль свое поведения, взять ситуацию в свои руки и направлять ее в ту сторону в которую он пожелает!

Без самоконтроля – эмоциональный стан может легко овладеть человеком и он станет неуправляемым, его действия будут необдуманные.

Часто о тех людей, которые ведут себя по жизни правильно (умеют себя контролировать, не поддаются на провокации, во всем знают меру, знают что им нужно от жизни, отказываться от сиюминутных удовольствий и не полезных встреч и людей) – говорят, что они безрадостны и несчастны.

Ну конечно же – ведь они могут, по сравнению с Вами, правильно питаться, заниматься спортом, выделяют время на саморазвитие, высыпаются и это все ведет в профессиональному успеху.

Исследования ученых подтвердило тот факт, что те люди, которых с детства родители дисциплинировали – они почти не сталкиваются с финансовыми трудностями, могут похвастаться хорошим здоровьем, не конфликтуют.

«Но ведь те люди, которые повинуются голосу своего разума и будучи на вечеринке пьют сок вместо шампанского, потому что через 2 дня у них состоится важная встреча (а там нужно быть в полной боевой готовности) – не могут же радоваться по-настоящему, не так ли?! – спросите Вы!

«А вот и могут радоваться, даже в два раза больше чем Вы!» — отвечу я

Источник: http://dnevnyk-uspeha.com/psihologiya/samokontrol-kak-nauchitsya-sebya-kontrolirovat.html

Чем грозит излишний самоконтроль

Чем грозит излишний самоконтроль

Как же часто человек вынужден слушать хвалебные речи о самодисциплине. О том, насколько это замечательно, уметь организовать себя и свое сознание, держать под контролем свои желания, правильно осознавать свои потребности и каждый раз делать верный выбор между ними. Но так ли прекрасен метод самоконтроля на самом деле?

Для начала неплохо бы различать понятия дисциплины и самодисциплины.

Что касается первого, то здесь имеется в виду факт следования правилам и нормам, вне зависимости от обстоятельств, которые складываются вокруг. Именно факт.

Дисциплине невозможно научиться, она либо есть, либо ее просто нет. А вот те самые попытки обучить дисциплине, побуждение действовать, вопреки своим желаниям, и есть самоконтроль.

Как научится контролировать эмоции

Чувство лени: главные причины и как преодолеть?

Самодисциплинированность легче всего развить в обстоятельствах, которые сами способствуют этому.

Например, опасная служба побуждает человека отбросить все маловажные причины и отговорки и взять себя в руки в кратчайший срок.

Первичные инстинкты, такие как инстинкт самосохранения, играют роль отличного стимула к самодисциплине. Еще одним побуждающим фактором к быстрой самоогранизации является вдохновение или творческий настрой.

Этот случай лучше всего иллюстрирует ситуация с художником, который так увлечен написанием своего шедевра, что отказывается даже от еды и сна ради того, чтобы тратить больше времени на картину.

В таких обстоятельствах от человека не требуется особых усилий, дисциплина рождается сама собой.

Если же необходимо сделать процесс самоконтроля менее травмоопасным для психики, рекомендуется подойти к этому вопросу с творческой стороны.

Нельзя  травмировать себя чрезмерным самоконтролем

В ходе наблюдения за достижениями других людей, у личности может возникнуть желание в самосовершенствовании для достижения таких же высот. Однако этот путь насильственной самодисциплины может быть опасен. Так как все люди разные, то и уровень самоорганизации у них тоже различен. Не стоит принуждать себя, подстраивать свое сознание под чужой уровень самодисциплины.

Единственное, чего можно достичь таким путем, это значительное снижение самооценки, вследствие непременной неудачи. А неуверенность в собственных силах снижает способность и желание человека к самоорганизации, культивирует в нем комплексы неполноценности. Погоня за идеалом деструктивно сказывается на формировании личного уровня самодисциплины и всей личности в целом.

К таким же результатам приводит попытка тотальной самоорганизации. Человек живет во взаимодействии со стихийным внешним миром, где предугадать линию развития событий просто не возможно. Конечно, самодисциплина облегчает жизнь человека, однако, не стоит этим увлекаться. Необходимо оставлять себе пространство для маневра и право на ошибку.

Источник — mirrosta.ru

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-na-kazhdiy-den/chem-grozit-izlishniy-samokontrol.html

Самоконтроль

Самоконтроль - психология

12.07.2013 by petr8512

Самое первое и самое главное в жизни — это стараться владеть самим собою.

Автор афоризма: Гумбольдт В.

Умение закалять свой дух в то время, когда тебя попирают и топчут, — вот что называется контролем.

Автор афоризма: Кастанеда К.

       Самоконтроль как качество личности – способность не погружаться в чувственное наслаждение больше, чем необходимо, отвергать всё, что отклоняет от пути самоосознания, обращаться внутрь себя, осознавать и оценивать собственные действия, психические процессы и состояния.

    В монастыре проводится посвящение в буддийские монахи,  ну испытания разные, и до последнего этапа дошли три молодых человека. Последнее испытание: Каждому на естество привязывается колокольчик, и по одному  запускают в комнату. А в комнате – девушки практически обнаженные танцуют, стриптиз, то, сё.

     Первого запустили – колокольчик сразу – дзыннь!!! Настоятель ему: – Ты еще не умеешь себя контролировать. Иди, прими холодный душ и прочитай две тысячи молитв. Запускают второго. Он держится две минуты, потом раздается тихий звон колокольчика. Настоятель отправляет его принимать холодный душ и читать тысячу молитв.

Подошла очередь третьего. Зашел он туда, девушки танцуют вокруг него, практически все с себя поснимали, а ему хоть бы хны. Ну, настоятель обрадовался: – Молодец, ты достиг высшей степени самоконтроля! Теперь ты можешь пойти принять душ со своими товарищами, молитв читать не надо. И тут раздался тихий звон колокольчика…

   Когда человек теряет самоконтроль , он становится придатком своих мыслей.  Один римлянин, чтобы не забываться, поручил своему рабу каждый раз, когда он начинает сердиться или болтать лишнее, бить его по голове надутым бычьим пузырем, наполненным сухим горохом, что ему напоминало о самоконтроле, чтобы он не забывался.

   Будда обратился к своим ученикам: — В отношениях с мирскими людьми следует соблюдать величайшую осторожность. Как проходит по тернистому пути босой, осторожно ступая, так должен проходить по деревне мудрец. Как пчела не уничтожает ни краски, ни запаха цветка, но только снимает его нектар и улетает далее, точно так же должен проходить по деревне мудрый.

Ученик должен размышлять сам про себя так: когда я шёл через деревню и собирал милостыню, возникли ли в моих помыслах от воспринятых глазами образов удовольствие, вожделение или ненависть, смущение или гнев? Пристально всматривайтесь в себя, как молодая женщина рассматривает своё лицо в чистом зеркале.

Заметив на нём нечистоту или пятно, она старается устранить их, а если не видит никакой нечистоты и никакого пятна, то и радуется: «Вот прекрасно! Как я чиста». Точно так же и ученик, убедившись, что он ещё не свободен от всех дурных побуждений, должен заботиться о том, чтобы стать свободным от них.

Если же он увидит, что свободен от всех дурных и вредных побуждений, то должен быть доволен и весел. Блажен человек, приучивший свои помыслы к добру!

Советую почитать:  Самообвинение

        Самоконтроль – это способность установить в себе безоговорочную власть разума. Разум контролирует ум и чувства. Когда он мускулист, и ложное эго трусливо «поджимает хвост». Захватив власть над этой беспокойной троицей, разум легко вписывает в зону своего контроля мысли, язык и эмоции.

Это не означает, что самоконтроль подавляет эмоции. Вредное, к слову сказать, занятие. Просто он умеет управлять эмоциями, умеет держать в узде неугомонный ум, следить за его болтовней и способен справиться с неподвластным болтунам языком.

  Единовластие позволяет разуму управлять временем человека, духовно развиваться, соблюдать режим дня, следить за  питанием и отдыхом, словом, вести здоровый, гармоничный образ жизни. Самоконтроль – это ни в коей мере не удар по своим возможностям, это не окрик: «Нельзя!».

Читайте также:  Ложь - психология

Это подарок себе в форме возможности выбирать, делать осознанный, тщательно продуманный выбор.

       Самоконтроль может быть проявлен и осознан человеком только в процессе бескорыстного служения людям. Задайтесь вопросом: может контролировать себя эгоист, погруженный в своё чувственное наслаждение? Конечно, нет. Эгоист живёт для себя, ему не понятен феномен самоконтроля.

Когда тянешь одеяло на себя, ложное эго блокирует разум, и самоконтроль становится невозможен, ибо за него отвечает разум. Бесконтрольный ум и чувства думают в режиме «Я хочу больше, лучше, красивее, моложе, богаче».

Всё, что вписывается в этот режим, признаётся истиной, что противостоит и напрягает — безоговорочно попадает в ряд лживых утверждений. Например, жена изменяет мужу.

Разум у неё в данной ситуации отключен, самоконтроль отсутствует, иначе бы она призадумалась, к каким последствиям может привести измена, то есть задумалась бы, как воспримут это дети, муж, окружающие.  Ум и чувства говорят изменщице, что им нравится такое поведение.

Ложное эго тоже думает только о себе, ему наплевать на мужа. Словом, как в анекдоте. Любовник говорит возмущенному мужу: — Не пойму я вас – Ивановых. Она говорит: «Нравится», а ты: «Не нравится». Иными словами, пока человек стоит на позициях эгоизма, то есть живет для себя, ему не познать истинную силу самоконтроля.

     Самоконтроль – это состояние, когда человек выполняет свой долг, свои обязанности в спокойном состоянии ума, не думая, получится или не получится. Самоконтроль предполагает знание, как жить в соответствии с законами мироздания, быть гармоничной и умиротворенной личностью.

Такое знание позволяет правильно выбрать тип поведения, ведущий к благости. С этого и начинается самоконтроль. Предположим, человек решил воспитать в себе добродетель самоконтроля. Из авторитетных источников он почерпнул знания, как соблюдать режим дня и начал строго следовать данному знанию.

Он по-прежнему выполняет свой долг и обязанности, но в спокойном состоянии ума, не думая, получится или не получится. Кроме того, благостный режим дня постепенно изменяет его и окружение в лучшую сторону. Еще бы.

Одно соблюдение режима дня научит человека избавляться от ненужных желаний, терпеть в себе позывы чувств.

Советую почитать:  Скудость (Скудность) разума

        Истинный самоконтроль лишен избирательности – в одном месте веду себя так, а в другом, как вздумается. Он повсеместен и всегда безупречен. Рассказывают, был один диктор, всю жизнь проработал на радио, был известен и знаменит. И все его друзья и коллеги знали за ним такую черту: если он в эфире, значит на нём обязательно костюм и галстук.

Над ним смеялись: «Тебя же всё равно не видно; зачем ты так одеваешься?», — но он всегда отшучивался. И вот однажды его пригласили выступить на телевидении. Была передача, посвящённая старейшим сотрудникам радио. Впервые его увидят люди, которые узнавали его лишь по голосу.

Перед началом записи передачи к диктору обратился режиссёр: — Вы обычно никогда не опаздываете, но сегодня вы приехали позже на 10 минут. Это не страшно, но мне всё же интересно, почему? — Дело в том, — ответил диктор, — что в самый последний момент, когда я уже одевался, я обнаружил, что у меня нет новых носков.

Меня впервые пригласили на телевидение, и я подумал, что просто быть в чистых — этого мало. Надо быть в новых. Мне пришлось заехать в магазин за носками. — Но зачем вам новые носки? — удивился режиссёр. — Вы могли бы вообще прийти без носков, потому что мы будем снимать только крупный план, по пояс.

— Понимаете, для того, чтобы быть безупречным в кадре или в эфире, я должен чувствовать себя безупречным во всём, начиная с белья и заканчивая исправной шариковой ручкой в моём кармане. А если на мне дырявые носки или грязная обувь, я уже не безупречен.

       Самоконтроль – это строгий цензор, отталкивающий всё, что мешает личностному росту и самосознанию. Во всём должна быть мера. К примеру, мужчина, стремясь больше заработать, начинает вкалывать, как ломовая лошадь.

Оправдывая свои действия желанием обеспечить семью, он, тем не менее, впускает в свою семью тлен запустения. Когда появляется чрезмерный интерес к деньгам, страдают другие константы человеческой жизни – здоровье, семейное счастье и знание.

Мужчина приходит домой усталый и раздраженный, с женой отношения натянутые, дети забыли, когда видели отца, здоровье начинает шалить.

Деньги разлетаются, и в сухом остатке лишь разочарование и негодование: «Я ведь ради вас старался», на что самоконтроль ему отвечает: «Человек должен искать истинное счастье, а не то, которое он сам себе выдумал. Ты забрал у себя и у своей семьи время, предназначенное для счастья. Ты решил время компенсировать деньгами. И что получил? Неблагодарность, болезни и страдания».

Советую почитать:  Сопливость Сопливый Сопляк

      Работать, как ишак, — это отступление от норм жизни, ничего не имеющего общего с самоконтролем. Пахать, как папа Карло, — значит, погрузиться в страсть. Многие люди из жадности забывают о сне и отдыхе.

Привязав свой ум к какой-нибудь вещичке, машине или дому, они все свои действия направляют в русло, как бы быстрее заработать деньги на покупку предмета своего вожделения. Это не самоконтроль. Это нырок в омут страсти, злоупотребление другими сферами своей жизни.

Самоконтроль – это движение в сторону благости. Там, где нет активности, радости и счастья, нет и самоконтроля.

       Самоконтроль – это умение обращаться внутрь себя. Это качество личности – одна из характеристик свободы и ответственности личности. Джон Мильтон писал: «Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь». Человек ищет ответы на свои вопросы либо снаружи, либо внутри.

Чувства должны быть обращены внутрь, а не наружу. В последнем случае самоконтроль отсутствует. Человек не желает брать ответственность за свою жизнь и любые трудности и горести, обрушившиеся на его плечи, сваливает на других, злой рок, обстоятельства, карму, наследственность или козни злыдней. Кто винит других, с самоконтролем не дружит.

Самоконтроль – это когда я виноват в моих проблемах.

        Один голубь постоянно менял гнёзда. Неприятный, острый запах, исходивший от этих гнёзд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, старому, опытному голубю.

А тот всё выслушивал его и кивал головой, но, наконец, сказал: — Посмотри внимательно — оттого, что ты постоянно меняешь гнёзда, ничего не меняется.

Запах, который тебе мешает, идёт не от гнёзд, а от тебя самого.

        Булат Окуджава в контексте этой мысли писал:

 Осудите сначала себя самого, Научитесь искусству такому, А уж после судите врага своего

И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому Не прощать ни единой промашки, А уж после кричите врагу своему,

Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага, А когда преуспеете в этом, Не придется уж больше валять дурака —

Вот и станете вы человеком.

Источник: https://podskazki.info/samokontrol/

Самоконтроль

Самоконтроль - психология

САМОКОНТРОЛЬ сексуальный, процесс самооценки и поддержания в заданных параметрах человеком своего психического состояния, а также собственных действий, сопряжённых со сферой интимных отношений.

Осуществляется на основе личностно значимых мотивов и установок и заключается в сознательное регулировании своего полового поведения. Влияет на выбор и половое поведение сексуальных партнёров, на внебрачные половые связи и т. д.

Также по теме: Женские недостатки глазами мужчин. Отношения. Любовь

Способность личности к самоконтролю является одним из показателей развитости его воли, что обеспечивает преодоление трудностей при достижении поставленной цели.

Формы, виды, а также конкретное содержание самоконтроля определяется предметом, условиями и видами действий личности, а также степенью их осознанности.

При помощи самоконтроля выявляются отклонения в мыслях, чувствах, поступках от требований общества в целом или непосредственного окружения, либо определяется соответствие ожиданиям и надеждам окружающих или одного человека (в частности, сексуального партнёра).

Также по теме: Почему алкоголь и курение мешают похудению?

Самоконтроль — непосредственный элемент системы моральных отношений, он подвержен изменениям, может развиваться, может исчезать.

Развитие самоконтроля зависит от воспитания и самовоспитания человека, от уровня его нравственности (чувства собственного достоинства, порядочности, ответственности, долга, чести и т. д.), его привычек.

В самоконтроле велика роль совести, особенно когда поступок совершается наедине с собой.

Преимущества самоконтроля

  • Самоконтроль даёт возможности — управлять своими действиями и эмоциями.
  • Самоконтроль даёт свободу — от внешних ограничений.
  • Самоконтроль даёт спокойствие — основанное на уверенности в собственных силах, способностях и разуме.

  • Самоконтроль даёт уважение — как самоуважение, так и уважение окружающих.
  • Самоконтроль даёт умение — управлять не только собой, но и людьми.
  • Самоконтроль даёт терпение — для преодоления внутренних недостатков и внешних препятствий.

Проявления самоконтроля в повседневной жизни

  • Экстремальные ситуации. При возникновении форс-мажора большая вероятность выйти из ситуации без потерь — у людей, обладающих способностью к самоконтролю. Без самоконтроля эмоции овладевают человеком, туманят рассудок и провоцируют на нерациональные действия.
  • Государственная деятельность, дипломатия.

    Умение контролировать эмоции и слова, умение даже в самых сложных ситуациях искать компромиссы — это проявление самоконтроля дипломатов и государственных деятелей.

  • Бытовые ситуации. Человек, умеющий погасить ссору, не допускающий эмоционального взрыва — обладает способностью к самоконтролю.
  • Спорт.

    Занятия спортом зачастую связаны с ограничениями — диета, особый режим дня и тренировок. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми требованиями — проявляет способность к самоконтролю.

  • Личные финансы.

    Человек, умеющий ограничивать свои потребности в соответствии с имеющимися финансовыми возможностями — проявляет способность к самоконтролю.

Как достичь самоконтроля

  • Соблюдение режима. Человек, приучившийся к соблюдению строго режима — развивает в себе способность к самоконтролю.
  • Семейное воспитание. Подавая детям пример сдержанности, неконфликтности в общении, взрослые воспитывают в них привычку к самоконтролю и сами приучаются контролировать себя.
  • Самосовершенствование. Вырабатывая в себе пунктуальность, строго исполняя взятые на себя обязательства и данные обещания человек приучается к самоконтролю.
  • Психологические упражнения. Психологические тренинги и упражнения могут помочь человеку научиться сдерживать свои эмоции и не позволять им властвовать над разумом.

Медицинская энциклопедия: используй знания для здоровья<\p>

Источник: http://lady.pravda.ru/enc/card/2222/

Ссылка на основную публикацию