Соционические функции. модель а — психология

Структура и тип психики, психотип, ТИМ, Модель А

Соционика изучает и описывает структурную составляющую человеческой психики, называемую типом информационного метаболизма (ТИМ) или психотипом.

Психотип или тип информационного метаболизма (ТИМ) — это тип психики человека, определяемый ее структурой: осознанностью психических функций и связями между ними. Психотип определяет способ информационного взаимодействия (обмена) человека с окружающим миром.

Информационный метаболизм (ИМ) — одно из ключевых понятий соционики, его идея была заимствована А.Аугустинавичюте у польского психиатра Антония Кемпинского. «Метаболизм» (от греч. metabole — перемена, превращение) в биологии означает обмен веществ. Применительно к информации термин означает процесс приема, переработки и выдачи информации психикой человека.

Всего соционическая классификация включает в себя 16 типов человеческой психики. «Устройство» психотипов в соционике отражается с помощью специальной модели, получившей название «Модель А».

Структура психики человека, Модель А

Модель А — модель психики человека, названа так в честь А. Аугустинавичюте. Состоит из восьми ячеек, объединенных по четыре, и расположенных в виде двух квадратов друг над другом.

Модель А показывает, к какому уровню психики принадлежит ячейка, а вместе с ней и психическая функция, занимающая данную ячейку у конкретного психотипа. Модель А позволяет наглядно представить «устройство» типа в образном упрощенном виде и является основной конструкцией при обучении соционике и описании свойств и отношений психотипов.

Точкой отсчета для для всего типа является первая пара функций (1 и 2 в Модели А), одна из которых всегда является экстравертной (направлена на абсолютный «черный» аспект), а другая интровертной (направлена на относительный «белый» аспект), двух первых функции достаточно, чтобы достроить расположение всех остальных относительно друг друга у каждого конкретного типа. От 1-й функции зависят такие свойства типа как рациональность — иррациональность и экстраверсия — интроверсия.

Модели всех 16-ти типов:

Типы и дихотомии:

Горизонтальные блоки функций в Модели А

Пары функций в Модели А объединяются в горизонтальные блоки. Блоки расположены сверху вниз по мере убывания осознанности и силы расположенных в них функций.

Каждый блок состоит из акцептной и продуктивной функции.

Акцептная функция, менее подвижная, обеспечивает непрерывное восприятие определённого аспекта физического мира, ее цель – на основе почерпнутой из внешнего мира информации создать  внутренний информационный продукт для продуктивной функции.

Продуктивная функция, более подвижная, обеспечивает обработку полученной информации и выдачу выводов  вовне — создание определенного продукта.  Акцептные функции в Модели А: 1,3,5,7-я, продуктивные: 2,4,6,8-я.

Описание блоков Модели А

Эго: Уровень командования в психике. По функциям этого блока человек может активно вмешиваться в окружающий мир, творчески изменять его, навязывать свою точку зрения окружающим. Именно на его реализацию функций данного блока направлены все действия индивида, он является основополагающим для осмысления действительности и принятия решений.

Супер-Эго: Уровень приспособления. По этим функциям происходит постоянная подстройка под окружение, поиск подходящих «правил игры».

Супер-Ид: Уровень подчинения. Человек некритично воспринимает воздействие извне по аспектам данных функций, подвержен их влиянию, собственные потребности по функциям данного блока осознаются слабо .

Ид: Уровень избегания. Самый слабоосознаваемый блок в психике , человек лишь впитывает информацию по функциям данного блока не в силах её осознать и использовать, основные действия по этому блоку: наблюдение и демонстрация наблюдений. Направленные внешние воздействия извне по этим функциям причиняют дискомфорт и, как правило, игнорируются или избегаются.

Описание функций в ячейках Модели А

1-я функция «Программная»

1-я функция определяет то, на что в первую очередь и большую часть времени (или постоянно) направлено внимание человека. Этим она отличается от всех других функций. Отсюда выражение о том, что человек есть то, что есть его 1-я функция.

И хотя человек конечно это не психическая функция, такое сосредоточение внимания человека на ней делает ее уникальной и особенной. Другое следствие этого —  определение природы  типа, его сути на основе 1-й функции.

Тип определяется как экстра- или интровертный, рацио- или иррациоальный и т.д. на основе 1-й функции  и никакой другой.

1-я функция — ведущая. В аспекте первой функции человек чувствует себя наиболее уверенно. Первую функцию называют также программной. Она определяет программу действий, вообще, жизненные позиции человека.

По аспектам первой функции он может творчески решать трудные задачи, шутить и критиковать, а также легко воспримет шутки и критику в свой адрес, если только эта критика не сводится к безоговорочному отрицанию его точки зрения.

Человек не устает от размышлений по аспекту первой функции и обычно добивается успехов в деятельности, связанной с этим аспектом. По ней он ведет постоянную борьбу за уважение и признание. Человек обычно не любит, когда ему сопротивляются по этому аспекту

2-я функция «Творческая»

2-я функция – самая  сильная сторона человека. По 2-й функции человек реализуется, творчески действует, активно вмешивается в окружающую действительность и корректирует свои действия в соответствии с тем, как они влияют на позиции других людей.

Ее называют творческой, и хотя творческим является и первый элемент, принципиальное отличие между ними состоит во внешних проявлениях, по которым опознать 2-й элемент гораздо легче, чем первый. Кроме того, можно сказать, что пищей для творчества 2-й функции служит информация по 1-й.

Та устойчивая и продуманная позиция, которая характеризует 1-ю функцию, является надежной точкой опоры, вокруг которой строится вся деятельность 2+1 функций.

  Здесь происходит реализация желаний человека и его самореализация, поэтому 2-ю функцию можно назвать «реализационной»
По ней мы имеем четко различимый постоянный исходящий поток, которого нет или почти нет в 1-й функции. По 2-й функции человек всегда творит и выдает вовне продукт. Что-то, чем можно поделиться окружением – мысль, действие, товар, услугу.

3-я функция «Ролевая»

Задача 3-й функции – соответствовать определенной заданной извне (или взятой извне) роли. Человек чувствует себя комфортно, когда ему удается в вести себя в  достаточной степени согласно этой роли. Речь идет не о целостной модели поведения («рабочий», «домохозяйка»), а о роли в отношении аспекта физического мира, соответствующего данной функции.

Например, в отношении БС роль может заключаться в содержании свой одежды чистой. Или по ЧЛ в постоянной занятости чем-нибудь, по ЧИ – интерес ко всему новому. Ролевое поведение по 3-ке при внешней на первый взгляд похожести очень сильно отличается от поведения 1-цы, по которой человек творит что-то новое сам. По 3-ке никакого творческого процесса уже не происходит.

Энергетики на этой функции хватает только на формальное соблюдение правил поведения. Путем перебора распространенных в обществ и известных человеку стереотипов человек подбирает себе наиболее подходящий с его точки зрения, а на деле наименее энерго-затратный при его воспроизводстве и руководствуется им.

А требования, диктуемые каждой конкретной ситуацией рассматривает как причину для совершенствования этого своего усредненного стереотипа поведения по данному аспекту.

4-я функция «Адаптивная»

По 4-й функции человек вынужден все время адаптироваться к социальным ожиданиями других людей по этому аспекту. Цель «стать своим» по этому аспекту в той социальной группе или для того человека, с которой или с которым он находится в контакте в данный момент.

Если по 3-й функции человек всегда исполняет какую-то уже выбранную им роль, то по 4-й функции он все время  ищет эту роль. Деятельность по 4-ке можно представить как постоянный перебор уже известных ролей поведения и периодические попытки самостоятельно создать новую роль, максимально подходящую под условия среды.

Особенность 4-й функции в том, что она постоянно находится в процессе приспособления к новым стереотипам поведения.

На 4-й функции в отличие от 3-й происходит персонификация требований, выдвигаемых обществом к человеку (или как он считает что он оно их ему выдвигает).

И с этим связана огромная трудность, которая составлять целый пласт проблем для человека —  как подстроиться по 4-й функции к требованиям ВСЕХ окружающих?! Энергии 4-ки не хватает на это, к каким-то требованиям он может приспособиться, а к каким-то нет.

С одной стороны человек видит, что можешь этот аспект контролировать и добиваться желаемого эффекта, а с другой стороны эти достижения невозможно сохранить и сделать постоянными. Это вызывает постоянный дискомфорт, поэтому другое название 4-й функции — «болевая».

  Дискомфорт значительно усиливается тем фактом, что требования, ожидания, которые человек чувствует по своей 4-й функции, всегда-всегда исходят (как ему кажется) от какого-то конкретного человека.

5-я функция «Внушаемая»

5-я  —  суггестивная, внушаемая. Все слова по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто им следует, не задумываясь. Равнодушное принятие.

Здесь берет начало уровень, с аспектами которого человек практически ничего не может сделать полностью самостоятельно.

На уровне 5-й функции мы встречаем верхнюю границу области, самостоятельно контролировать которую человек не способен, а потому все аспекты, расположенные здесь и ниже, сами контролируют человека.

В крайне незначительной степени 5-я функция все же сохраняет остаточную осознанность и это позволяет человеку иногда понимать, что по этому аспекту он «делает что-то не то».

Но что именно «не то», он почти никогда не понимает.

  Всплывающее изредка смутное ощущение некой неправильности и несоответствия по аспекту 5-й функции недостаточно ярко для сознания человека, чтобы дать толчок каким-то действиям в отношении этого аспекта.

Поведение по 5-й функции очень похоже на влияние гипноза и она была названа поэтому суггестивной, внушаемой.

Все слова, команды, приказы и даже просто мысли вслух по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто происходит так, что он им следует, не задумываясь ни о сути этих слов, ни о последствиях таких своих действий. Можно сказать, что ведущий мотив поведения по 5-й функции — равнодушное принятие.

6-я функция «Активационная»

Поступающая по этому аспекту информация активирует человека, заряжает бодростью, побуждает к деятельности.

  Причина такого поведения человека заключается в том, что уровень 6-го элемента соответствует границе перехода от осознаваемой деятельности человека к полностью неосознанной.

Любое воздействие, даже самое слабое, способно включить осознание этого аспекта. А некоторое бездействие по нему само собой выключает его.  Поэтому по активационной функции человеку свойственны постоянные колебания.

Аспект, расположенный здесь, контролируется человеком в минимальной степени. Ниже лежит только бессознательность.

Если выше расположенными функциями человек может в разной степени управлять, даже по 4-й он может делать не всегда уверенные, но самостоятельные выводы, то в отношении 6-й практически никакими контрольными функциями человек не владеет, кроме единственной способности включать и выключать ее. Хотя и это получается у него не всегда уверенно.

7-я функция «Наблюдательная»

7-я – наблюдательная. Отслеживает поступающую информацию, но критически не осмысливает. Она наименее известная самому человеку функция из всех. Можно сколько угодно пытаться воздействовать на 7-ю функцию человека, к активным действиям с его стороны это не приведет. То же справедливо и в отношении 8-й функции.  Здесь человек стремится не противопоставлять себя окружающим

Если точка зрения на аспект 1-й функции представляет для человека опору в его картине мира, точку, которую он сам создал, осмыслил и обосновал, то 7-я функция тоже дает ему точку опоры. Только эта точка не его. Это взгляд на вещи, целиком обусловленный внешним воздействием на человека.

Читайте также:  Сюрприз - психология

Эта точка зрения навязана человеку его окружением в самом общем и в самом буквальном смысле. Он принял ее, ни на секунду не задумываясь о ценности и объективности такого взгляда на вещи. «Это есть и это так» — вот суть содержания 7-й функции. Но только точка зрения, а не способ действий.

Осознанно и самостоятельно действовать по 7-й функции человек не способен.

Можно сказать, что основной мотив поведения по 7-й функции — наблюдение объективной данности. Сбор информации. Поэтому 7-ю функцию называют наблюдательной или пилотной.

Точнее ее следовало бы назвать автопилотной, поскольку реальный «пилот», т.е. сознание человека не участвует в формировании курса 7-й функции.

Действует она целиком самостоятельно, согласно постоянно закладываемой извне программе. Так что 7-я функция это автопилот человека.

8-я функция «Демонстративная»

8-я — демонстрационная. Человек действует по ней, не замечая этого. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений полученных 7-й функцией.

  Работа пары 7-8  представляет собой полностью автоматический процесс, который сознание человека только лишь фиксирует большей частью в нем не участвуя. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений.

«Я видел, что это бывает так» — вот продукт, который выдает 8-я функция. Поэтому 8-ю функцию принято называть демонстративной.

Воздействий по 7-й и 8-й функциям человек обычно старается избегать, основным мотивом действий по ним будет являться игнорирование.

По материалам Духовского Т.А.

«Основой моделей ИМ стала своеобразная структура – сочетание восьми элементов, которые Юнг называл психическими функциями. Отличие между отдельными моделями в том, какие из элементов играют ведущую роль. Прежде всего, роль первой и второй функции.»

Популярность: 0 [?]

Related posts:

Источник: http://psychotype.ru/article/a-8.html

Модель А | Соционика

Р. К. Коваленко, Н. А. Звонарёва

Модель А была описана создателем соционики Аушрой Аугустинавичуте, чтобы определить работу психики человека по приему, обработке и выдаче того или иного вида информации. Модель А представляет собой матрицу 2 на 4, где в сумме 8 ячеек. Каждая ячейка называется функцией. Функция в соционике – это определенный алгоритм работы психики человека с тем или иным видом информации.

Все ячейки в модели ТИМа заполнены аспектами, т.е. каким-либо видом информации. В модели ТИМа не может быть двух одинаковых аспектов на двух разных функциях.

Работа функций описывается с помощью шести характеристик. Рассмотрим каждую в подробности.

1) Ментальные – витальные функции. Эта характеристика описывает осознанность информации.

Ментальные функции – это функции, информация по аспектам которых находится в сознании человека. Слова аспектов этих функций составляют активный словарный запас человека, которым он пользуется для того, чтобы озвучивать свои мысли.

Витальные функции – это функции, информация по аспектам которых находится в подсознании человека. Слова аспектов этих функций редко употребляются человеком в речи, т.к. они исходят из его подсознания. Эти функции выражаются в действиях человека на автомате, без слов на деле.

Все ментальные функции в модели А изображаются в верхней ее половине, образуя замкнутый круг и называются ментальным кольцом. Все витальные функции изображаются в нижней части модели и называются витальным кольцом.
В одном кольце могут находиться только статические или динамические аспекты. Это делит 16 типов личности по признаку «статика – динамика».

2) Сильные – слабые функции. Эта характеристика описывает возможности функции.

Сильные функции – это функции, по которым человек успешно может выдать результат вследствие высококачественной обработки информации по аспектам этих функций. Реализуются в качестве способностей человека. Речь с аспектов этих функций звучит уверенно, экспертно.

Слабые функции – это функции, которым для создания качественного результата необходимо задействовать большое количество энергии и ресурсов. В большинстве случаев человек не чувствует уверенности в работе по этим функциям.

Называть эти функции слабыми немного некорректно так же, как называть хорошо и далеко видящий глаз слабым, когда с его помощью человек не может забить гвоздь.

У этих функций свое назначение, которое заключается в обеспечении надежной работы сильных функций: энергетическая подпитка, ограничения, социализация, мотивация и т.д.

В каждом кольце модели А есть по 2 сильных и слабых функции. Сильные функции располагаются к верхнему и нижнему краям модели. Слабые – в ее центре.

3) Ценностные – неценностные функции (вербальные и лаборные). Эта характеристика оценивает необходимость информации по аспекту функции.

Ценностные функции – функции информации по аспектам, о которых человек любит говорить или слушать. Информация по аспектам этих функций составляет базовые ценности человека.

Неценностные функции – функции информации по аспектам, о которых человек не любит говорить или слушать. Информации по аспектам этих функций человек старается избегать.

На основе этих трех характеристик в модели А были выделены 4 блока, по два в каждом кольце: ЭГО, суперЭГО, суперИД и ИД.

Работа функций внутри блоков регулируется еще тремя характеристиками.

4) Акцептные – продуктивные функции. Эта характеристика определяет целевой и вспомогательный элемент в работе блока модели.

Акцептные функции – функции, работа которых строится на восприятии и воспроизведении информации по своему аспекту, обеспечивая человека объективным знанием о действительности.

Обладая такой объективной информацией, эти функции определяют цель, которую необходимо достичь.

По акцептным функциям человек как бы сливается с действительностью, поэтому людям порой сложно отследить у себя работу и проявления этих функций.

Продуктивные функции – функции, работа которых сводится к переработке информации по своему аспекту, поступившей от акцептной функции своего блока.

Эти функции извлекают новое из полученной информации, делают свой вывод о действительности. Этот вывод является принципиально новой информацией, которая не была получена человеком из мира.

Работа этих функций – это всегда некое творчество, а результат – новая информация. Людям свойственна отстраненность от информации, взгляд со стороны.

В каждом блоке всегда одна функция является акцептной, вторая продуктивной.

5) Инертные – контактные функции. Эта характеристика определяет быстроту включения функции в работу и качество проработки информации.

Инертные функции – функции, работа которых заключается в глубокой проработке информации по своему аспекту.

Как следствие, они долго включаются в процесс работы, но качество проработки информации высокое. В связи с этим функции накапливают большую часть опыта, которым человек дорожит.

Из-за этого функция является уязвимой для критики, советов и мнений других людей по этому вопросу.

Контактные функции – функции, работа которых заключается в быстрой реакции на информацию. Они могут моментально включаться в работу.

Они достаточно поверхностно прорабатывают информацию, не углубляясь в нее. В результате этим функциям свойственно манипулирование информацией по своим аспектам.

Эти функции неуязвимы к критике, советам или чужому мнению по рассматриваемому ими вопросу.

В каждом блоке всегда одна функция является инертной, вторая – контактной. В модели А все инертные функции располагаются в левом столбце, все контактные – в правом.

6) Оценочные – ситуативные функции. Эта характеристика оценивает постоянство информации по аспекту функции.

Оценочные функции – функции, в работе которых лежит стремление к постоянству информации. Эти функции формируют мировоззрение человека, т.е. постоянную информацию, которой он будет придерживаться. Поэтому человек по этим функциям либо дает оценку другим, либо ждет от мира оценки для себя.

Ситуативные функции – функции, которые работают в режиме, определяемом ситуацией. Информация и выводы по аспектам этих функций зависят от конкретной ситуации, в которой эта информация рассматривается. По этим функциям человек не оценивает других и не ждет оценки от мира. Не стоит оценивать людей по этим функциям.

В каждом блоке всегда одна функция является оценочной, вторая – ситуативной.

Более подробно об устройстве модели А и ее работе вы можете ознакомиться в видео-лекциях с курса обучения теории соционики, проводимом совместно с соционическим клубом «Шестнадцать плюс».

Нами была разработана инфографика, показывающая устройство модели А, которая включает в себя характеристики, краткие описания колец, блоков и функций.

Список использованных источников:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  2. Митрохина А.Л. Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно практическое пособие. – М.: Чёрная белка, 2013. – 544 с.
  3. Белецкая И.Е,Белецкий С.А. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. – М.: Чёрная белка, 2014. – 296 с.
  4. Прокофьева Т.Н. Об аспектах и функциях в соционике. // Соционика. Сборник докладов IV московской научной конференции, 2001, // Психология и соционика межличностных отношений, №1, 2004.
  5. Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология – М.: издательство НПП Менатеп-Траст, 1994.
  6. По материалам лекций Е. Шепетько, Ментальная Модель Типа. (Психологическое содержание диагональных блоков). Екатеринбург, 1993-95 гг. http://model-a.narod.ru/
  7. Звонарёва Н. А. Применение диагональных императивов в рекламных предложениях.// «Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология», 2016 №1-2

Источник: http://sibsocionic.ru/model-a/

Ролевая функция. Соционика

Ролевая функция. описание

Ролевая функция (занимающая четвертую позицию в структуре соционического типа) представляет собой точку наименьшего интереса для самой личности. Содержание, соответствующее этой функции, находится вне зоны приоритетов человека. Как следствие, человек эту функцию не стремится развивать, и она остается в ряду слабых.

Незначимость ролевой – это следствие жизненной значимости базовой функции. Базовая и ролевая функции представляют собой разные способы решения одной и той же задачи.

Если базовая – одна из пары «интуиция/сенсорика», то ролевая – вторая из этой же пары (то же самое справедливо для пары «логика/этика»). При этом вертность функций одинакова (они обе интровертные или обе экстравертные).

Интуиция и сенсорика – функции иррациональные, отвечающие за восприятие информации. Логика и этика – функции рациональные, отвечающие за переработку воспринятого.

Человек не может одинаково хорошо воспринимать мир и интуитивным, и сенсорным способом; человек не в состоянии в равной степени хорошо перерабатывать воспринятую информацию и логическим, и этическим способом. Как следствие, когда один способ становится базовым (приоритетным), другой «уходит» на вторые позиции, становится второстепенным.

Так, базовому белому сенсорику безразличны внутренние состояния, медитация, неясные интуитивные догадки: при попытке погрузиться в белую интуицию он просто засыпает.

Базовый черный интуит с пренебрежением относится к миру высоких достижений, покорению вершин и зарабатыванию денег: не считает черно-сенсорные объекты целями, достойными внимания; в лучшем случае относится к ним как к необходимым средствам для чего-либо другого.

Базовый черный логик с непониманием относится к ярким эмоциональным всплескам, считает ненужным и самому проявлять эмоции и пытаться кого-либо куда-либо завлечь. И так далее.

Несмотря на свою второстепенную роль в структуре социотипа, ролевая функция находится в сознательном блоке (это значит, что она поддается лучшему освоению и контролю со стороны личности, чем слабые функции из бессознательного блока).

Особенность ее заключается в том, что проявлять ее человек очень не любит (кто же захочет тратить силы, время и нервы на какие-то второстепенные вещи?), но при большой необходимости может это делать.

Читайте также:  Отрасли психологии - психология

Поэтому функция и называется «ролевой»: в случае надобности человек может сыграть роль, соответствующую его ролевой функции.

https://www.youtube.com/watch?v=R-2jQweRUuo

Степень развития ролевой функции в социотипе зависит от того, насколько соответствующее ей содержание востребовано в социуме. В частности, если в типе ролевой является черная сенсорика, белая этика, черная логика (особенно для мужчин) или белая сенсорика (особенно для женщин), то они будут развиты лучше: в социуме есть запрос на эти функции.

Если же ролевой является белая интуиция или черная интуиция, то они будут развиты в меньшей степени, т.к.

в современной культуре (в первую очередь это касается европейской, российской, американской культур) они не востребованы, в обществе даже нет системы обучения и широко распространенных социальных институтов, которые способствовали бы их развитию.

Однако ролевая функция нуждается в развитии не зависимо от того, насколько она востребована в обществе. Необходимо это для того, чтобы уравновешивать базовую.

Пренебрегая некоторыми аспектами мира, человек становится однобоким, а его тип – акцентуированным. К тому же не все вопросы можно решить с помощью своей сильной базовой функции.

Иногда жизнь ставить нас в такие ситуации, где какие-то второстепенные, с нашей точки зрения, вещи могут сыграть главную, определяющую исход ситуации роль.

Ролевая функция в структуре социотипа

«Это он на людях такой, а дома вы его бы не узнали!» — как часто мы слышим, да и сами произносим эти слова при характеристике какого-то человека. Еще К. Г. Юнг говорил о маске, которую человек одевает, предъявляя себя для общественной оценки.

Маска эта выбирается из тех соображений, что какие-то черты кажутся нам наиболее приемлемыми в обществе. Что же это за черты? Как мы определяем, что понравится не знакомым с нами людям?

Соционика открыла неслучайность выбора модели адаптационного поведения для людей определенного типа. Та роль, которая кажется наиболее выигрышной человеку каждого типа, зашифрована функцией, расположенной в третьей ячейке его модели А.

Третья функция — ролевая, адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции, оправдать чужие ожидания, не раскрывая раньше времени основу личности.

Ролевая функция активируется в незнакомой обстановке и с ее помощью человек одновременно зондирует ситуацию и прикрывает свою истинную сущность. Это дает возможность маневра, отводит внимание от основы личности, позволяет выиграть время, чтобы сориентироваться в обстановке.

Но возможности третьей функции невелики. Она активна минут 10–20. Потом, получив нужную информацию, человек переходит на работу по сильным функциям. Принято считать, что ролевая функция двумерна. Она строит поверхностные, плоские модели реальности, которые годятся только для приблизительных оценок.

Всю полноту информации о связях и глубине соответствующих явлений ролевая функция не охватывает. Но это не значит, что по ней ничему нельзя научиться.

Человечество накопило достаточно много знаний по каждому из 8 информационных аспектов. Освоенные знания, разбитые на простые элементы, могут быть предложены вниманию третьей функции.

И объем таких адаптированных знаний в плоскости ролевой функции может быть весьма велик. Плоскость ведь тоже по-своему бесконечна.

Не следует только ожидать, что по ролевой функции возможно свершение каких-то эпохальных открытий. Однако, здесь вполне возможна добросовестная аккуратная работа, чего в целом ряде случаев бывает достаточно для социальной адаптации личности.

Но если человек настроен на творческую самореализацию, искать ее следует по аспектам другой (2-й) функции модели А.

Рассмотрим, как проявляются функции разной природы в третьей ячейке модели А.

Ролевая функция у разных социотипов

Если ролевая функция — логика действий (ГЮГО, ГАМЛЕТ)

Люди этих типов мало приспособлены к рутинной, размеренной работе. Но в новой для себя обстановке они склонны к демонстрации активности. Такие люди не всегда правильно оценивают выгоду и целесообразность предложенных действий. Зато рассказывать о своей практичности и изобретательности ГЮГО и ГАМЛЕТЫ могут красочно и интересно.

Примеры:

Если ролевая функция — структурная логика (ДРАЙЗЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

Такие люди в незнакомой обстановке полагаются на формальности, исполнение правил. Они любят продемонстрировать вдумчивость, знание норм и инструкций, но вряд ли станут относиться к ним творчески.

В их духе, скорее, добросовестное исполнение законов, чем их критическое обсуждение.

ДРАЙЗЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ чаще других типов произносят фразы: «Все должно быть разумно обосновано», «Надо подумать», «Я стараюсь поступать логично».

Примеры:

Если ролевая функция — этика эмоций (ДЖЕК, ШТИРЛИЦ)

В обществе люди этих типов стараются подчеркнуть свой позитивный эмоциональный настрой, как бы говоря «I’m fine».

Они любят участвовать в шумных мероприятиях, делать подарки, демонстрировать окружающим свои положительные эмоции. Но эта веселость быстро иссякает, когда начинается повседневная рутинная работа.

ДЖЕКИ и ШТИРЛИЦЫ представляются контактными балагурами только в свободное от работы время.

Примеры:

Если ролевая функция — этика отношений (РОБЕСПЬЕР, МАКСИМ)

В незнакомой обстановке люди этих типов галантны, вежливы, внимательны к этикету, общительны. Они производят приятное впечатление людей воспитанных и положительных. Однако это не означает, что им под силу разбираться в сложных психологических ситуациях. РОБЕСПЬЕРЫ и МАКСИМЫ более склонны к обсуждению того, что для тонких движений души существуют «разумные объяснения».

Примеры:

Если ролевая функция — волевая сенсорика (ДОН КИХОТ, ГЕКСЛИ)

Для людей этих типов в новой обстановке характерна игра в «сильную личность». Они эффектны и в достаточной степени решительны в проявлении «отваги на пожаре». Однако, в обыденной жизни им тяжело выдерживать внешнее волевое давление. ДОН КИХОТ и ГЕКСЛИ вряд ли будут совершать над собой ежедневные волевые усилия, если их не заставят обстоятельства или партнеры.

Примеры:

Если ролевая функция — сенсорика ощущений (ЕСЕНИН, БАЛЬЗАК)

Люди этих типов любят поесть, еще больше они любят поговорить о вкусной еде, комфорте, удобствах, хотя сами вряд ли станут старательно и ежедневно готовить, убирать квартиру, работать руками.

Они предпочитают украшать и убирать дом под настроение, любят приготовить что-нибудь вкусненькое для гостей, попробовать новое блюдо.

ЕСЕНИНЫ и БАЛЬЗАКИ часто бывают в курсе новых диет и способов оздоровления, но применять их на практике у них, как правило, «руки не доходят».

Примеры:

Если ролевая функция — интуиция возможностей (ЖУКОВ, НАПОЛЕОН)

Люди этих типов могут в незнакомой обстановке найти эффективное решение, оценив возможности внезапно сложившейся ситуации.

Они высоко ценят свое нестандартное мышление и действительно в непривычных условиях часто находят выходы из сложных положений благодаря неожиданным «прозрениям».

Но в реальной жизни ЖУКОВЫ и НАПОЛЕОНЫ чаще полагаются не на «везение», а на свою способность добиваться задуманного.

Примеры:

Если ролевая функция — интуиция времени (ДЮМА, ГАБЕН)

В непривычной обстановке люди этих типов стараются все успеть, спланировать свои дела, не допускать суеты и неразберихи.

Однако долгосрочные прогнозы им, как правило, не удаются, потому что трудно учесть все существенные факторы меняющегося мира.

Планы ДЮМА и ГАБЕНОВ нуждаются в коррекции и согласовании с реальным ходом развития событий. Зато истории, рассказанные ими в компаниях, пользуются неизменным успехом.

Примеры:

Источник: http://www.8triangles.ru/rolevaya-funkciya-socionika/

Соционическая Модель А — Праздничный мир

 — «чёрная логика» (деловая логика) — оценка целесообразности, деловых качеств, стремление к эффективности и оптимальности, понимание технологических процессов, работы механизмов, организаторские способности, стремление к сбору полной и достоверной информации.

 — «белая логика» (структурная логика) — оценка логичности информации, анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей.

 — «чёрная этика» (этика эмоций) — понимание эмоционального состояния человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе людей, выражение чувств и эмоций.

 — «белая этика» (этика отношений) — оценка межличностных отношений, манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе, моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.

 — «чёрная интуиция» (интуиция возможностей) — многоплановое и целостное восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов, стремление к новаторству.

 — «белая интуиция» (интуиция времени) — понимание взаимосвязи времен, видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию, оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство гармоничности и своевременности.

 — «чёрная сенсорика» (силовая сенсорика) — восприятие материальных объектов и окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов, оценка физической силы, волевых качеств людей, их материального положения и веса в обществе, оценка расстановки сил, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.

 — «белая сенсорика» (сенсорика ощущений) — восприятие ощущений органов чувств, понимание физического состояния человека, оценка гармонии форм и положений, стремление к удобству, комфорту и уюту, изысканным удовольствиям.

Чёрная и белая логика, чёрная и белая этика считаются рациональными аспектами, чёрная и белая интуиция, чёрная и белая сенсорика — иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные чёрным цветом, считаются экстравертными, белым цветом — интровертными.

В некоторых источниках аспекты информационного метаболизма называются соционическими функциями, однако использование данного термина в этом контексте неудачно, поскольку возникает путаница с функциями в модели А.

Аспекты мира

В отдельных источниках аспекты мира представлены как первоосновы аспектов информационного метаболизма и соционических функций.

Аспектом мира считается определённая часть физической реальности, с которой взаимодействуют 8 функций.

Разделение реальности на аспекты, произведено на базе таких фундаментальных понятий, как Материя, Энергия, Пространство, и Время, причем материи соответствует логика, энергии — этика, пространству — сенсорика, времени — интуиция.

Кроме того, каждый элемент может рассматриваться, как сам по себе, так и по отношению к другому такому же элементу, исходя из этого образом, элементы делятся на абсолютные («чёрные») и относительные («белые»). Абсолютный аспект — существующий, рассматриваемый, оцениваемый сам по себе, вне связи, зависимости от чего-либо. Относительный аспект — устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим.

Следует отметить, что представление об «аспектах мира», как о первоосновах юнговских функций, разделяют далеко не все соционики, а терминология, используемая в описаниях «аспектов», вызывает критические замечания. По сути, представления об аспектах выходят из области научно верифицируемых фактов в область философских представлений, в которых заметно ощущается влияние советского «диалектического материализма».

Соционические функции

Психическая функция — это инструмент психики, с помощью которого она взаимодействует с реальностью. Соционические функции представляют собой способности человека воспринимать и обрабатывать информацию по различным информационным аспектам.

Всего существует 8 соционических функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым аспектом реальности, воспринимает, обрабатывает и выдает информацию, связанную с одним из 8 аспектов информационного метаболизма.

Модель А

Соционика как область знания «начинается» с утверждения, что каждый организм есть закрытая система энергетического метаболизма, то есть воспроизводства физической энергии; её источник — поглощаемые физические объекты. «Энергия используется на движение, необходимое при погоне за новыми источниками потенциальной энергии и продолжения рода» [2, с.152].

«Каждая психика — это тоже закрытая система энергетического метаболизма — производство и использование психической или информационной энергии. Источник психической энергии — поглощаемая информация. Энергия используется на ориентацию, приспособление к Действительности» [2, с. 152].

Действительность, с точки зрения психики, состоит из двух частей:

Читайте также:  Умение слушать - психология

• действительности, познаваемой извне;

• действительности, познаваемой изнутри.

Извне познается внешняя действительность — окружающий мир и собственный организм, который мы тоже видим как бы со стороны. Но есть еще и действительность, познаваемая изнутри. «Это не только сам организм, но и весь через него принимаемый окружающий мир.

Ощущая свой организм изнутри, человек неизбежно ощущает и весь окружающий мир. Это внутреннее восприятие сливает человека со всем бесконечным материальным миром.

И потому через этот внутренний «канал человек получает информацию обо всём окружающем мире, то есть о гораздо более отдаленных предметах, чем он получает, познавая Действительность извне» [2, с.153].

«По этой причине психика человека расколота на две части» [2, с.153]. Одна часть отражает внешний мир и свой организм со стороны , другая отражает внешний мир изнутри организма, как что-то непрерывное, слитое воедино.

«Сам организм, с точки зрения психики, — что-то наподобие скорлупы. Одна часть психики наблюдает за этой скорлупой со стороны, вторая-изнутри» [2, с. 153]. Такая раздвоенность «делит» психическую энергию на две составные части: ментальную и витальную. Поэтому и модель А информационного метаболизма образована из двух колец: ментального и витального.

«Ментальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию о внешнем мире. Это осмысливание внешней действительности, сознательное приспособление к ней» [2, с. 153].

«Витальное кольцо получает, обрабатывает и использует информацию, получаемую изнутри организма [в котором отражается весь мир). Витальное кольцо — эхо внешнего мира в собственном теле.

Это эхо выводится и наружу, но осознается чаще всего только другими людьми уже как внешняя действительность. Сам человек им пользоваться без надлежащего обучения обычно не способен» [2, с. 154].

Ментальное кольцо свои проблемы решает осознанно — сбором и передачей информации. Витальное способно принимать сигналы-раздражители и непосредственно реагировать на них.

Ментальная часть психики, свободно рассуждающая о мировых проблемах, ничуть не более самостоятельна, чем витальная, постоянно нуждающаяся во внешнем вмешательстве. «Когда говорим об активности ментального кольца, говорим лишь о его способности мыслить, рассуждать, поучать, но не действовать.

В деятельную физическую активность оно включается лишь после активации витальными кольцами дуалов или хотя бы других людей» [2, с. 165].

«Психическая энергия ментального кольца предназначена для восприятия информации о внешнем мире и о себе как его составной части, для приспособления к миру (СУПЕРЭГО) и управления им (ЭГО). Это видение мира со стороны, когда объективность поступающей информации определяется широтой горизонта индивида» [2, с73].

«Психическая энергия витального кольца предназначена для восприятия информации о функциональном состоянии собственного организма и управления им. Это как бы видение мира сквозь призму собственного организма… В витальном кольце также есть спонтанная активность по программе окружающих» [2, с.97-98].

Элементы модели А различны по своим функциям. Первый элемент любого блока модели «…отражает, фотографирует, репродуцирует действительность и обеспечивает психику объективной информацией» [1, с.66]. «Этот— элемент будем называть акцептным, то есть воспринимающим то, что есть вовне» [], с.66].

Акцептные элементы — это 1, 3, 5 и 7 функции модели А. «Второй элемент каждого блока — продуктивный. Его продукция — то, что индивид извлекает из полученной первым элементом информации.

Элемент можно назвать и творческим, потому что в том, что он извлекает из доставленной первым элементом информации, есть частица того, чего нет и не было в объективном мире» [1, с.66].

«Психика не отрывается от окружающей действительности, и каждый элемент информационного метаболизма сопряжен с определенным элементом энергетического метаболизма. Вне окружающей материальной физической действительности нет мыслей, так как не образуется психическая энергия» [2, с. 154].

Источником психической энергии служит информация. Различия между ТИМами начинаются с элементов (психических функций), эту энергию поставляющих. «Как разные виды животных питаются различной пищей, так разные типы психики питаются информацией о разных элементах окружающего мира» [2, с. 154].

Источник: http://prazdnichnyymir.ru/den-rozhdenija/11013/socionicheskaja-model-a/

Модель А

Введение соционических аспектов позволило построить более детальную модель информационного метаболизма, получившую название модель А по имени создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте (хотя автором данной модели является соционик Н.Н. Медведев).

Модель А состоит из двух колец: ментального и витального.

Функции ментального кольца используются осознанно, функции витального — большую часть времени работают бессознательно, и сознательно сфокусировать на них внимание можно только на очень небольшой промежуток времени.

Аспекты расставляются по модели в соответствии с определенными правилами: в каждом из колец должны чередоваться черные и белые аспекты, а также воспринимающие и оценивающие.

Кроме того, аспекты в кольцах должны быть противоположны друг другу по наименованию и цвету.

 То есть если в первой функции модели А стоит аспект БЛ (белые оценивающий), то рядом с ним могут стоять только ЧИ или ЧС (черные воспринимающие), а в пятой позиции — ЧЭ.

Образно модель А можно представить как круглую башню с восемью окнами, которые направлены в разные стороны, где каждая из сторон соответствует одному соционическому аспекту.

Одни окна — большие и светлые, через них видно далеко и рассмотреть мельчайшие детали местности — это сильные функции.

Другие — маленькие и с мутными стеклами — позволяют увидеть что-то весьма расплывчато, а то и вовсе только различить, светло ли снаружи или темно — это слабые функции.

Каждая функция модели А имеет свое название и определенные особенности проявлений:

Iбазовая (иногда называется программная).

Сильная осознанная функция, которая лежит в основе мировосприятия человека, причем восприятие мира через нее кажется настолько естественным, что зачастую бывает сложно понять, что мир можно воспринимать как-то иначе.

Функция достаточно негибкая, изменяет картину мира неохотно; информация, способная вызвать такие изменения, вызывает сопротивление или отторжение.

IIтворческая. Так же сильная осознанная функция, но более гибкая, чем базовая. По ней нет целостной картины, эта функция готова к экспериментам, к тому, чтобы рассмотреть и попробовать различные варианты с целью выбора наиболее подходящего решения для ситуации или наиболее устраивающего человека с точки зрения его базовой.

IIIролевая. Так же достаточно гибкая функция, но слабая. Ее можно назвать резервом, который подключается в ситуациях, когда возможностей творческой и базовой оказывается недостаточно, или же в новых для человека ситуациях, когда требуется всестороннее восприятие информации.

Однако в отличие от творческой, функция не ищет новых решений, а подбирает наиболее подходящий из уже наработанных шаблонов. Кроме того, длительная деятельность по этой функции приводит к дискомфорту и утомлению. Но вместе с тем, по ролевой бывает и желание проявить себя, убедиться «я в этой области не хуже других».

IVболевая (иногда называется «точка наименьшего сопротивления»). Самая проблемная из всех соционических функций. Весьма слабая, причем эта слабость осознается и чаще всего воспринимается человеком как его недостаток.

По болевой зачастую происходит искаженное восприятие информации (например, болевая интуиция ведет к преувеличению значимости какого-либо маловероятного развития событий и принятию избыточных мер по его предотвращению, болевая сенсорика – к постоянным страхам за свое здоровье).

Сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой, человек чувствует себя крайне неуверенно, так как не может оценить адекватность действий ситуации и их эффективность.

Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению, зато если удалось добиться какого-либо позитивного результат, это воспринимается как крупное достижение. Функция достаточно консервативна и тяжело воспринимает новую информацию, особенно если она не стыкуется с уже имеющимся опытом.

Vсуггестивная. Самая слабая из всех функций модели А.

Информация по ней воспринимается некритично, но в отличие от болевой, не вызывает дискомфорта или отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней безоговорочное доверие к миру и благодарность за помощь и информацию по ней, причем эта информация воспринимается как что-то очень ценное и важное. Воздействием на эту функцию можно быстро изменить внутреннее состояние человека, но сам себе он воздействовать на нее практически не может.

VIактивационная (иногда называется референтная). Так же является слабой, но ценностной функцией, по которой охотно принимается помощь.

Однако в отличие от суггестивной, информация по ней сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому идет оценка «подходит ли мне это или нет».

Фактически, вся бессознательная оценка партнера в плане того, подходящий он или нет, идет именно по активационной функции.

VIIограничительная.

Сильная функция, способная к самостоятельному поиску новых решений, однако большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить об партнера о возможных последствиях, порекомендовать возможные способы действия и в случае необходимости помочь ему выбраться из негативной ситуации.

Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Как и все витальные функции, она ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас, без отслеживания каких-либо обобщающих моментов.

VIIIфоновая. Самая трудноосознаваемая функция, направленная на то, чтобы не допускать негативного развития ситуации для себя и для партнера.

В отличие от ограничительной, фоновая не предупреждает партнера о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению.

Несмотря на то, что функция сильная, активное обсуждение информации по ней вызывает почти такое же отторжение, как и по болевой и желание переключить общение на ценностные аспекты.

Кроме того, можно выделить несколько общих признаков:

Ментальные (IIV) / Витальные (VVIII). Ментальные функции осознаются человеком постоянно, ими он пользуется сознательно.

С помощью ментальных функций возможно не только решать конкретные жизненные задачи, но и мыслить абстрактно, делать обобщения между различными задачами, сопоставлять их между собой.

Витальные функции большую часть времени работают неосознанно и направлены на решение каких-то локальных задач здесь и сейчас.

Хотя переключение сознания на функции витального кольца в принципе возможно, но оно требует целенаправленных усилий и сознательного контроля, и возможно только на короткое время. Как только контроль ослабевает, происходит обратное переключение сознания на функции ментального кольца.

Ценнностные (I,II, V, VI) / Внеценностные (III, IV, VII, VIII).

По аспектам, которые приходятся на ценностные функции, человек активно и с удовольствием участвует в обмене информацией, хотя этот процесс может быть несимметричным: по I и II преобладает выдача информации, по V и VI – получение.

Общение же по внеценностным функциям производится только по необходимости и вызывает дискофрморт и желание поскорее его завершить, уйти от этих аспектов сразу же, как только они перестанут быть нужны для решения текущей задачи.

Сильные (I, II, VII, VIII) / Слабые (III, IV, V, VI).

Сильные функции – это те, по которым возможна уверенная самостоятельная деятельность, поиск эффективных решений или адаптация уже существующих под текущую ситуацию.

По слабым функциям человек действует неуверенно, информацию может воспринимать весьма искаженно, а деятельность представляет собой либо воспроизведение ранее усвоенных шаблонов без возможности целенаправленного их изменения и улучшения, либо действия «вслепую», полностью случайный поиск приемлемого решения.

Источник: https://socionics.me/articles/model-a.html

Ссылка на основную публикацию