Тактик — психология

Тактик | Стиль влияния, тип личности

Тактик — тип личности, уходящий от прямого влияния и использующий во влиянии силу обстоятельств и возможности других людей, выстраивающий ситуацию для достижения своей цели. Тактик умеет ждать, использовать третью силу, добиваться своих целей чужими руками.

Если долго сидеть у реки, рано или поздно по ней проплывет труп твоего врага…. (Лао Цзы)

Среди приемов эффективного влияния для тактика характерно

Использование правил. С правилами спорят редко кто, и это эффективный способ влияния на поведения и упорядочивания жизни. Кому-то правила могут не нравиться, но если правила были приняты, теперь их нужно просто выполнять, без обсуждений.

Если вы скажете сотруднику, что вам не нравятся его штаны с мотней, он может начать обсуждать ваши вкусы. Если же вы напишите правила и при приеме на работу будет описан принятый здесь дресс-код, вопросов уже не будет.

Тактик не давит сейчас, он придумывает и внедряет правила, которые за него все сделают — на будущее.

Чужими руками. У многих руки чешутся сказать или сделать все самому. Тактик — спокойнее и мудрее. Не надо делать то, что могут сделать другие. Если кто-то сделает что-то лучше него, зачем это делать ему? Если нужно сделать что-то непопулярное, он лучше попросит того, кому своей репутацией рисковать не страшно.

Выгодное позиционирование. Позиционирование — знаковое поведение, сообщающее окружающим о том, где ваше место, рядом с какими и среди кого..

Многие города в свое время поднялись просто за счет того, что оказались расположены на выгодном месте.

Так же и вы — вместо того, чтобы бегать за нужными вам людьми, чаще оказывайтесь там, где вы с этими людьми будете естественным образом сталкиваться — и обозначьте себя как человека, с которым им взаимодействовать уместно.

Выстраивание ситуации. Организация времени, места, окружения и прочего так, что человека к нужному решению подталкивает сама ситуация. Рассказ: «На старой даче все удобства были на улице, дачу обновили-отремонтировали, теплый туалет появился дома.

Но старая бабушка по привычке все равно ходит в туалет на улицу, хотя зима и холодно. Зять жалуется жене: «Не знаю, что и делать, я ей тысячу раз говорил!» Жена пожала плечами: «В чем проблема? Решу». Взяла и постирала все бабушкины вещи, повесила сушиться на улицу. Бабушка три дня сидела дома, потому что на улицу выйти не в чем.

За три дня перестроилась, привыкла ходить в новый туалет. Все!»

Вовлечение, затягивание. То, что не удается добиться от другого прямо и сразу, нередко удается сделать постепенно, добиваясь от него маленьких шажков, которым он не придает значения. А в совокупности происходит — затягивание…

Приучение. Если раз за разом подкреплять нужное поведение, скоро оно становится естественным. Без убеждения и споров — все произошло. Просто нужно выучиться ждать, / Нужно быть спокойным и упрямым / Чтобы потом от жизни получать / Все что было недоступно прямо… Выдержка и постоянство дают больше, чем самый энергичный, но не организованный напор.

Негативная сторона стиля тактик отражена в личностном типе Страус — человеке, который избегает близких отношений.

Скрыто действующий тактик — уже манипулятор, в его арсенале скрытое выстраивание ситуации, скрытый выбор без выбора, скрытое внушение, а также вовлечение, соблазнение, отвлечение и эмоциональное заражение.

Тактик и формула эффективного влияния

В формуле эффективного влияния «Умный человек с железной рукой в бархатной перчатке» Тактик олицетворяет умного человека. Другие стороны эффективного влияния воплощены в типажах [/Душка Душки] (влиять мягко, по-доброму) и Силовика (применение силы).

Источник: http://zabolel.info/psychology/taktik

О связи тактики, психологии и стресса

Как известно, если некоторые понятия никак не связаны, то это только потому, что мы не видим этой связи. Так вот, о таком забавном моменте, который связывает три в принципе не сильно близких понятия (как минимум, одно из них с двумя прочими не очень вяжется). Тактика — Психология — Стресс.

Начнем, пожалуй, с хвоста. А именно со стресса. Дело в том, что стресс — понятие неизбежное. Потому как в целом «стресс» — это все что угодно новое.

Причём, новое настолько, что совершенно незнакомо человеку. И любое столкновение с этим новым вызывает у человека стресс.

Да, различной силы, и различной результативности, но стресс.

Так вот, понятие стресса в боевой практике — вещь очень любопытная. Дело в том, что как мы уже не раз говорили, стресс для бойца — явление привычное. С определённого момента стресс, который может «пробить» человека, потенциально становится таким, что делается страшно.

О нарастании стресса

Есть один момент, связанный с усилением стресса. Проблема в том, что, например, артиллерийский обстрел — это тот стресс, которого человек не может избежать (если не может покинуть зону обстрела), и никак не может на него повлиять. То есть, уничтожить источник стресса он не может, избежать не может… Психику попросту клинит.

Кстати, именно поэтому тот же ползущий на бойца танк и вызывает примерно схожие эмоции. Что делать с этой многотонной хреновиной — непонятно. Убежать от него не получается, спрятаться тоже.

А если кроме лёгкого стрелкового ничего нет (впрочем, и тяжелое тоже не сильно поможет), то уровень стресса тут же начинает переливаться «через край».

А дальше — в зависимости от стрессорной реакции — либо ступор и паника/истерика, либо хаотичный забег во все стороны одновременно.

То есть, чем менее ситуация пригодна для разруливания привычными средствами (в случае с военными это силой оружия), тем больший стресс она вызывает. Особенно если она напрямую угрожает жизни. Чтобы было понятно:

Соответственно, человек может привыкнуть и к бомбам на голову, и к катающимся рядом с ним (и над ним) танкам, и к отсиживанию в укрытии от стрелкового огня. Но! Как только ситуация будет изменяться, это сразу будет усиливать стресс. И чем более ситуации изменила привычные «правила» и условия, тем сильнее будет стресс и его внешние и внутренние проявления.

Если же мы возьмём ситуации «не перетерпеть, а превозмочь», действует сходный принцип. Но тут разница именно в ситуации. Терпит боец тогда, когда он ничего не может сделать и ждёт возможности что-то изменить (либо место нахождения, либо состояние источника стресса). А вот превозмогает он в тот момент, когда влияет на ситуацию и, соответственно, источник стресса.

Таким может быть прохождение под огнём противника к зданию являющемуся огневой точкой и заход в него. Или переход от обстреливания противника на неопределённых позициях к подавлению конкретных целей.

Влияние стресса на тактику

Возможно, многие обращали внимание на то, что, например, подразделения типа СОБР (и любые действующие в замкнутых помещениях) действуют гораздо жёстче, нежели в сходных ситуациях на открытом пространстве (а суть-то одна — уничтожение противника). Это, кстати, скажите спасибо человеку с ником igoreff , что обратил внимание на этот момент.  А то мы о нём не говорили.

Дело в том, что уровень стресса  напрямую влияет на скорость принятия решения и силу воздействия на угрозу. Понятное дело, что речь сейчас идет о подготовленных профессионалах, у которых уже вышколенная и выдрессированная агрессия на любое сопротивление (о гражданских или неопытных бойцах здесь речи не идет).

А теперь на минутку задумайтесь. В какой ситуации при равных вводных (количество противников, их уровень вооруженности и подготовки,  равный уровень оснащённости, подготовки и численности своей группы) есть шанс получить ранение или погибнуть? В ситуации работы в помещении, или на открытом пространстве? Ясен хрен, что в замкнутом помещении. Места для манёвра на порядок меньше.

Поэтому и действия, направленные на подавление сопротивления, куда жёстче, потому как противника надо успеть уработать до того момента, пока не пришлось уклоняться от его ответных действий.

Плюс, уработать надо так, чтобы он «лёг» сразу. Не будет возможности производить длительные подкрадывания для произведения контроля по раненому.

Потому как одна очередь в пространстве лестничного пролёта или квартиры может стоить жизни и здоровья доброй половине группы.

И именно поэтому, повторюсь, угроза должна быть устранена максимально быстро. А вам любой специалист по данному вопросу скажет, что скорость в таком случае равнозначна жёсткости (если не сказать «жестокости»). Это то, что называется «ломать» сопротивление. Не подавлять, а именно ломать.

Вот вам и то, о чём я говорил вначале. Связь незаметная, но однозначная. Дьявол, как известно, в деталях.

Wolf Ops

Источник: https://lastday.club/o_svyazi_taktiki_psyhologii_i_stressa/

Методы психологической атаки

Главные виды психологических атак и дельные советы чтобы уберечься от них

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня люди выступают живыми мишенями для опытного психологического воздействия. Его применяют в межличностном взаимодействии для приобретения определенных выгод, благ, власти, чувств, эмоций и потребностей.

Психологические атаки — это не миф, а суровая реальность. Но благо, что среди бесчисленных способов завладеть мозгом другого индивидуума, они в свою очередь, успевают находить новые пути для противостояния удару.

Если рассмотреть такое явление на примере рекламы, то долго раздумывать не приходится. Опытные маркетологи и мастера вживления идеи в чужой разум преследуют определенные цели. Но овсе они направленные в подсознательное вмешательство на человека.

Обоняние, мнение, мысли, убеждения и даже принципы морали могут быть подменены под средством не вербальных, вербальных и паралингвистических психологических средств.

Более того, стоит отметить, что применяют оружие не только лидеры мировых группировок, политики или главы правления больших компаний. Любой человек осознанно или нет, но может воздействовать на разум другого с абсолютно разными миссиями.

Примеры атаки вы можете лицезреть даже находясь на работе. Допустим, директор компании угрожает сотруднику увольнением за некорректное исполнение поручения. Таким образом он планирует стимулировать подчиненного на более плодотворную работу.

Но, эти угрозы останутся угрозами до тех пор, пока не трансформируются в действие. Иными словами, угроза в виде лишения места работы — по праву могут считаться психологической атакой, а случившийся факт увольнения — социальным средством влияния на особь.

Каковы симптомы активного воздействия на психику личности? И на что стоит обратить внимание?

Вживление чужих идей и установок может привести к контролируемому подчинению. Этот процесс ярко демонстрировался в фильме «Начало» (Реж. К.Нолан), где герой фильма через призму снов проникал в сознание жертвы, вживляя инородную идею под видом своей собственной.

Личность самостоятельно не сможет отличить проросшие зерна истинных мыслей, от приобретенных из вне. В этом и состоит опасность психологических ударов. Но что они в себе могу содержать?

  • Неоправданные требования;
  • унижения и угрозы (особенно при аудитории);
  • агрессивная критика и отсутствие уважения;
  • ложь, стремление изолировать особь от других людей;
  • табу на переживание и определенные эмоции;
  • угнетение потребностей, собственных нужд и желаний;
  • негативная оценка действий.

Человек, который пострадал от влияния, может заметить следующие признаки, откровенно проявляющиеся в поведенческих и психологических нормах:

  • отсутствие доверия к себе и к всему миру (позиция везде враги или рептилоиды);
  • ложное чувство контроля;
  • панические атаки, неконтролируемые приступы тревожности и скрытой агрессии;
  • плохой сон;
  • потеря аппетита;
  • депрессия, апатия и негативный настрой;
  • постоянное стремление угождать «паразиту»;
  • открытая демонстрация уступчивости (предательство собственного мнения);
  • низкая самооценка, игнорирование личных прав, отсутствие уважения и достоинства;
  • возможное развитие суицидальных наклонностей;
  • желание уединиться;
  • плохая успеваемость, низкий уровень компетентности;
  • нежелание думать самостоятельно;
  • полное подчинение;
  • отсталость как физического, так и психологического развития.
Читайте также:  Жизненные принципы - психология

Люди, что попали в сети психологической атаки перестают воспринимать реальность, как прежде. Из-за этого у них может нарушиться коммуникация с семьей, коллегами и даже случайными незнакомцами. Что должно насторожить?

  • Напускная доминантность;
  • полная непредсказуемость;
  • неадекватная оценка происходящего;
  • агрессивность, непоследовательность действий;
  • противоречивость в показаниях;
  • субординация с родителями и полное неприятие их слов;
  • бесчувственность;
  • ярко выраженная неуверенность;
  • перепады настроения;
  • разговор «стандартными» фразами или цитирование наставника;
  • отсутствие личного мнения в вопросах;
  • неустойчивое психическое состояние (от полной апатии до сверх-активности);
  • отказ брать на себя ответственность;
  • склонность к самоуничтожению.

Сегодня выделяют множество видов атак, но также они распределены по степени психотравмирования — субъективный и объективный уровень влияния.

Этот способ контролировать сознание другого, ярко проявляется среди супружеских пар, партнеров по бизнесу, в вопросах профессиональной реализации и отношений между родителем и ребенком.

Данный вид вмешательства процветает среди фанатических сборов, уличных группировок, как преступного характера, так и разветвленности по интересам, более того, этот вид можно встретить в культах и религиозных сектах.

Данное порабощение существует благодаря СМИ, специализированной литературе и контенту, что распространяется через сеть. Поэтому, внимательно следите за тем, с кем общается ваш ребенок и что читает в Интернете!

Виды убеждений разделены на категории или подвиды. Выделяют три основных формата: воздействие в образе «Силовика», где контроль над разумом приобретается путем открытого, доминантного и волевого позиционирования. В ход могут идти открытые посылы к действию, требования, вовлечение, соблазн, приказы, распоряжения.

Некого «Душки», где особь пытается втереться в доверие, потакать и поддакивать своей жертве, подыгрывая на желании самоутвердиться. Здесь открыто может читаться обращение к внутреннему миру, к эмоциям в виде просьб, мольбы и уговорам.

Но есть и «Тактик», который взвешено подходит к каждому своему шагу, используя полный арсенал на подчинение личности. На это могут уйти годы, но такой вид воздействия наиболее опасен степенью погружения.

Предлагаю вам, дорогой читатель более подробно ознакомиться с самыми основными техниками превращения личности в зомби. Напомню, что они появляются со скоростью роста грибов после дождя.

Этот вид рассчитан только на интеллектуально развитых людей. Все дело в «перетаскивании» человека на свою сторону. А для этого используются железные аргументы в комплекте со спором. Именно в этом каждый из претендентов на роль жертвы продемонстрирует свою слабину, которой воспользуется недоброжелатель.

Что делать, если вы заметили посягательство на свое сознание? Во-первых откажитесь от провокаций и не вступайте в «игру», во-вторых, держитесь подальше от эмоционального проявления своих чувств, мыслей и потребностей.

В-третьих, не занимайте сторону личности, что демонстрирует свои великолепные ораторские способности. Примите «закрытую» позу и возьмите время, чтобы поразмыслить, к тому же всегда думайте своей головой.

В этом виде влияния ставка сделана на эмоции. Человек будет выражать свое влияние с помощью мощнейшей энергетики, что сможет распространяться на присутствующих. В этом состоянии можно сделать все, что угодно!

Его аргументы и доводы будут звучать безукоризненно, а в просьбах невозможно отказать, ведь он такой хороший человек! Улыбчивый, жизнерадостный и. такой навязчивый. Как отразить удар? Не совершайте необдуманных поступков, больше слушайте, нежели говорите о себе.

Не допускайте физического контакта в виде прикосновений к локтю или плечу. Старайтесь отводить взгляд, если личность переходит к маниакальному преследованию взора.

А это целый комплекс хитростей, что включает в себя два предыдущих вида. Более того, здесь логическая и эмоциональная составляющая менее заметна.

Секрет в другом — в специальной тактике построения обращений. Примером такой опасности может быть НЛП, что массово применяется в сферах продаж.

Оратор успевает следить за всеми человеческими сигналами и досконально их интерпретировать. Это дает возможность работать на опережение мыслей, озвучивание страхов и создание нужной атмосферы комфорта для того, чтобы особь ничего не заподозрила.

В окучивании жертвы могут использовать специальные запахи, звуки и даже правильно подобранные цвета. Речь сложена так, чтобы человек слышал то, что в данный момент наиболее ему необходимо.

Как бороться? Каждый случай проработки — уникален. Именно поэтому так сложно определить степень психологической манипуляции, поскольку выделить конкретный признак невозможно.

Скажу одно, если вы при общении замечаете не свойственный ситуации интерес к своей персоне — держитесь максимально спокойно, отчужденно и всячески пытайтесь скрыть эмоции и жесты.

Источник: http://psiholog4you.ru/metodyi-psihologicheskoy-ataki/

Тактика общения. Стратегии и тактики общения :

Стратегией общения называют общую схему действий собеседников, направленную на реализацию той или иной цели. Она может быть довольно продолжительной, поэтому не ограничивается одной беседой. Стратегия состоит из тактических действий, осуществление которых приближает человека к цели. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое тактика общения и как она классифицируется.

Компоненты

Тактика общения состоит из таких компонентов:

  1. Мотивационный. Отвечает на вопрос о том, одним или двумя субъектами достигается цель во время общения.
  2. Сетевой. Определяет вид коммуникативных установок. Они бывают гуманистическими или манипуляторными.
  3. Процессуальный. Определяет соотношение между монологом и диалогом.

В обобщенном понятии стратегия и входящие в ее состав тактические действия могут иметь такие направления:

  1. Гуманистически-диалогическое.
  2. Гуманистически-монологическое.
  3. Манипулятивно-диалогическое.
  4. Манипулятивно-монологическое.

При этом каждое из них может быть направлено как на достижение общей цели, так и на достижение индивидуальной цели.

Классификация Э. Шострома

В научной литературе описано немало примеров стратегий и тактик общения. Мы с вами рассмотрим основные из них. Начнем с классификации Э. Шострома, которая базируется на манипулятивных особенностях людей.

1. Активный манипулятор

Такой человек старается наладить управление над окружающими посредством активных методов. В общении он никогда не демонстрирует слабость, и всегда пытается сохранить реноме человека полного сил.

При этом активный манипулятор, как правило, использует свое положение в социуме (начальник, отец, учитель, старший брат и так далее). Врачи иногда используют эту тактику в общении с пациентами. Опираясь на бессилие других людей и контролируя их, он получает удовлетворение.

В общении активный манипулятор часто пользуется системой прав, обязанностей, просьб, приказов, табелей рангов и так далее.

2. Пассивный манипулятор

Представляет собой противоположность активному манипулятору. Такой тип людей, сетуя на то, что он не способен контролировать свою жизнь, отказывается от каких-либо усилий и позволяет активному манипулятору распоряжаться собой. Часто пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и угнетенным. Его тотальная пассивность заставляет активного манипулятора делать все самостоятельно.

3. Соревнующийся манипулятор

Такие люди смотрят на жизнь как на состязание, заставляя себя тем самым пребывать в постоянной бдительности. Всех остальных людей они воспринимают как соперников или врагов, реальных или потенциальных. С точки зрения тактики общения, соревнующийся манипулятор является чем-то средним между пассивным и активным манипуляторами.

4. Равнодушный манипулятор

Такой тип людей, в общении предпочитает играть в индифферентность. Он отходит от лишних контактов и конкуренции.

Главный секрет равнодушного манипулятора состоит в том, что ему вовсе не все равно, чем живут и о чем общаются другие люди – иначе он не стал бы устраивать манипулятивные игры. Тактика общения равнодушного манипулятора может сыграть с ним злую шутку.

Дело в том, что, относясь к людям, как к куклам, неким невоодушевленным предметам, он невольно взращивает неодушевленность в самом себе. Поэтому такое отношение к людям считается самоубийственным.

5. Актуализатор

Актуализатор – противоположность манипулятору. Такой человек проявляет свой внутренний потенциал активнее среднего индивида, поэтому его жизнь более полна событиями.

Разница в стиле жизни манипулятора и актуализатора выражается четырьмя фактора:

  1. Правда или ложь. Манипулятор может играть любые роли ради того, чтобы произвести впечатление и добиться своих целей. Актуализатор проявляется свое мировоззрение и чувства честно, даже если они могут, не понравится собеседнику.
  2. Осознанность и неосознанность. Манипулятор видит и слышит только то, что ему хочется, а значит, он не осознает истинного значения жизни. Актуализатор всегда восприимчив как к себе, так и к другим.
  3. Контроль и воля. Несмотря на внешнее спокойствие, манипулятор всегда контролирует себя и окружающих, скрывая свои истинные мотивы. Актуализатор предпочитает свободное выражение присущих ему возможностей.
  4. Цинизм и доверие. Манипулятор не доверяет никому, полагая, что в отношения может быть только две стратегии: управлять или быть управляемым. Актуализатор доверяет себе и другим.

Переход от манипуляции к актуализации представляет собой некий континуум от апатии и нарочитости к спонтанности и жизнерадостности.

Тактики общения по теории В. Сатира

Американский психолог В. Сатир предложил свою классификацию тактик общения:

  1. Обвинитель. Модель поведения такого человека основана на его убеждении, что все зависит именно от него. Он не боится прослыть диктатором и в любой проблеме находит виноватого. Людей, исповедующих тактику обвинителя, как правило, сопровождают такие психологические проблемы, как одиночество, неуверенность в себе, потребность в самоутверждении и так далее.
  2. Тот, кто угождает. Такие люди в разговоре всегда пытаются угодить другим, много извиняются, избегают споров и используют тактику понимающего общения. Они демонстрируют свою беспомощность, чувство вины за все что происходит, и полную зависимость от окружающих. Как правило, неуверенность в себе сопровождает всех людей из этой категории.
  3. «Компьютер». К этому типу относятся люди, которые всегда корректны, спокойны и собраны. В общении с таким человеком кажется, что он лишен каких-либо эмоций.
  4. Разрушитель. Такой человек никогда не делает и не говорит ничего конкретного. Его ответы на вопросы, как правило, не прицельны и неуместны.
  5. Выравниватель. Для такого типа людей свойственна свобода, последовательность и гармоничность в общении. Они открыто выражают свое мнение, но никогда не станут унижать достоинство собеседника. Уравновешенная и цельная личность, исповедующая тактику выравнивания, в отличие от четырех предшествующих категорий не испытывает собственной неполноценности и не страдает от заниженной самооценки.

Концепция Томаса-Килмана

Большую популярность и широкое применение в различных сферах деятельности, получила концепция Томаса-Килмана, согласно которой существует пять тактик (или стратегий, типов, стилей) поведения человека в ситуации конфликтного общения.

1. Конкуренция, соперничество или противоборство

Данная речевая тактика в деловом общении встречается особенно часто. Она сопровождается неприкрытой борьбой за свои интересы и предполагает, что только один участник беседы выйдет победителем.

Она может быть эффективна в том случае, если человек наделен определенной властью (он знает что поступает правильно, и настаивает на своем, пользуясь своими возможностями), или когда человек способен к принятию волевых решений и не заинтересован в сотрудничество с другими.

Люди, которые используют такую тактику общения, как правило, удовлетворяют личные интересы, вынуждая других не только оказывать поддержку, но и жертвовать своими интересами.

Если говорить о такой стратегии и тактике делового общения, как «конкуренция», то ее не рекомендуется использовать в личном общении, так как это может привести к отчуждению собеседника. Ну а в случаях, когда власть человека ограничена или стоит под вопросом, а его мнение не совпадает с мнением окружающих, он может и вовсе потерпеть фиаско, пытаясь действовать через «конкуренцию».

В литературе выделяются конкретные случаи, когда данная тактика общения может принести плоды:

  1. Результат принципиален для человека, поэтому он делает на собственное решение возникшей проблемы большую ставку.
  2. Авторитет лидера настолько велик, что любое принятое им решение признается наиболее верным.
  3. Необходимо быстро принять решение и авторитет человека позволяет ему это сделать без лишних объяснений.
  4. Человек чувствует, что ему нечего терять, у него просто нет другого выбора.
  5. Лидер понимает, что находится в безвыходной ситуации, но кроме него некому вести людей за собой.
Читайте также:  Социальные границы управления эмоциями - психология

2. Избегание или уклонение

Данная тактика речевого общения, как правило, используется в случае, когда возникшая проблема не особо важна для индивида, он не хочет тратить энергию на ее решение, или же проблема настолько усугублена, что он почувствовал безнадежность и сдался. Стратегию уклонения применяют, когда индивид понимает правоту собеседника или когда нет серьезных оснований для конкуренции. Обычно использование такой тактики наблюдается в случаях, когда предмет спора не является принципиальным.

В психологической литературе описаны наиболее типичные ситуации, при которых тактика избегания наиболее верна:

  1. Напряженность разговора слишком велика, а потому нужно ослабить обострение.
  2. Исход конфликта настолько безразличен человеку, что он решает не тратить на него сил.
  3. У индивида много проблем, и решение еще одной ему ни к чему.
  4. Человек понимает, что ему не под силу разрешить конфликт в свою пользу.
  5. Ситуация слишком сложна, и ее улаживание может обойтись дорого.
  6. У человека не хватает власти, для решения проблемы приемлемым для него образом.
  7. Попытка решить проблемы может ухудшить положение вещей.

3. Сглаживание или приспособление противоречий

Как правило, человек применяет эту тактику, когда исход конфликта несущественен для него, но крайне важен для оппонента. Также такой вид поведения также может стать полезным в случае, когда человек понимает, что эскалация противостояния может привести к его проигрышу.

Тактика сглаживания конфликта напоминает тактику избегания, ведь она также может быть использована для отсрочки решения проблемы. Однако между этими двумя подходами есть существенное отличие.

Тактика сглаживания предполагает, что индивид, который ее использует, действует совместно с оппонентом, и соглашается с его решениями.

В случае же применения тактики избегания, человек не старается удовлетворить интересы другого, а просто отталкивает от себя проблему.

Наиболее популярные случаи использования тактики сглаживания:

  1. Человек хочет сохранить мир и хорошие отношения с оппонентом.
  2. Индивид понимает, что результат противостояния гораздо более важен для другого человека, нежели для него.
  3. Человек осознает, что правда не на его стороне.
  4. Человек понимает, что если он уступит оппоненту, тот получит полезный жизненный урок.

4. Компромисс

В случае использования этой стратегии урегулирование проблемы происходит посредством взаимных уступок. Она эффективна в том случае, когда обе стороны стремятся к одному и тому же, но понимают, что достичь этого одновременно, невозможно.

Наиболее типичные случаи применения тактики компромисса:

  1. Стороны обладают одинаковой властью, и имеют взаимоисключающие интересы.
  2. Человек хочет получить быстрое решение.
  3. Временное решение и кратковременная выгода являются для человека привлекательными.
  4. Другие подходы к решению проблемы не принесли результата.
  5. Компромисс позволяет сторонам сохранить здоровые взаимоотношения.

5. Сотрудничество

Это наиболее конструктивная и плодотворная тактика общения в психологии, так как она нацелена на удовлетворения интересов обеих сторон. Исповедуя принцип сотрудничества, человек активно участвует в улаживании конфликта, но не отказывается от своих интересов.

По сравнению с другими тактиками решения конфликта, сотрудничество требует более длительной и энергоемкой работы, так как человек сначала определяет потребности и заботы обеих сторон, а затем обсуждает их. Если стороны заинтересованы в решении проблемы, то эта стратегия может стать удачным способом для выработки взаимовыгодного решения.

Как правило, тактику сотрудничества применяют в таких ситуациях:

  1. Решение проблемы принципиально для обеих сторон.
  2. У сторон складываются длительные и взаимовыгодные отношения.
  3. У оппонентов есть время на решение проблемы.
  4. Обе стороны конфликта наделены одинаковым уровнем власти, или готовы поравняться ради поиска путей решения проблемы.

Сотрудничество – наиболее успешная тактика делового общения. Для ее применения стоит проделать такие шаги:

  1. Установить истинные мотивы обеих сторон.
  2. Определить способы компенсации разногласий.
  3. Разработать новые подходы к решению проблемы, удовлетворяющие потребности каждого.
  4. Проиллюстрировать, что оппоненты могут быть партнерами, а не соперниками.

Ни одну из рассматриваемых нами стратегий конфликтного общения нельзя назвать на сто процентов удачной или неудачной, ведь каждая из них может стать единственно верной в определенной ситуации.

Вместе с тем, с точки зрения современных представлений о тактике делового общения, которое основывается на диалоге и признании ценности партнера по разговору, то первенство явно принадлежит стратегии сотрудничества.

Резюме

Психологическая тактика общения – это система последовательных действий, направленных на достижение определенной цели и реализацию конкретной стратегии. Одну и ту же стратегию можно воплотить в жизнь благодаря разным тактикам.

Тактики могут быть весьма разнообразными как по своему содержанию, так и по своей направленности, и прямо зависят от психологических особенностей взаимодействующих людей, их ценностей, установок, а также социально-культурного и этнопсихологического контекста процесса коммуникации.

Тактики, успешно применяемые в одной ситуации, могут быть совершенно безуспешными в другой.

Имеющиеся на данный момент стратегии и тактики общения были представлены в чистом виде. В жизни же редко можно встретить человека, в поведении которого наблюдалась бы определенная тактика общения.

Как правило, люди объединяют разные виды тактик общения, для достижения той или иной цели. Тем не менее, имея общие представления о речевых тактиках, можно научиться чувствовать людей, распознавать их истинные мотивы и составлять их психологический портрет.

Все это помогает повернуть разговор в нужное русло и добиться своих целей.

Количество стратегий и тактик речевого общения может существенно увеличиваться в случае, если субъекты деятельности осознают, социальные последствия межличностных контактов.

Знание зависимости между личными качествами субъектов, социокультурным контекстом и видом тактики общения, позволяет участнику коммуникативного процесса в той или иной степени спрогнозировать характер межличностного влияния.

При выборе тактики общения и взаимодействия в целом стоит опираться на вид деловых взаимоотношений и тип деятельности.

К примеру, анализируя перспективу применения монологической и диалогической стратегии общения в учебно-воспитательной среде, нельзя определиться какая из стратегий лучше, не рассмотрев характеристики основных педагогических целей. Так вот, первая группа педагогических целей базируется на влиянии на становление направленности индивида.

В таком случае наиболее успешным будет применение диалогическое влияние. Вторая группа предполагает вооружение обучающегося необходимыми средствами реализации той самой направленности. Здесь будет превалировать монологическое влияние.

Стоит отметить, что диалогические тактики речевого общения крайне необходимы в разных сферах человеческой деятельности, так как далеко не все утверждения являются неопровержимыми. С помощью диалога знания и умения могут менять свою форму и содержание в зависимости от контекста, в котором они подаются.

Источник: https://BusinessMan.ru/taktika-obscheniya-strategii-i-taktiki-obscheniya.html

§ 5. Тактика общения

Путешествие длиной в 1000 ли начинается с первого шага

Китайская пословица

Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. Если мы проанализируем свой прошедший день, то наверняка можем обнаружить, что в его процессе в общении были допущены какие-то просчеты или что-то получилось не так, как хотелось бы, хотя в стратегическом плане все было предварительно продумано.

Почему не удалось реализовать свою стратегию общения? Верная стратегия живого общения – еще не абсолютная гарантия успеха. В общении огромное значение имеет правильный выбор тактики его осуществления.

Многие на собственном опыте неоднократно убеждались, насколько велико значение вариативности и маневренности в деловом общении. Не все, конечно, можно заранее просчитать, но отработанные варианты желательны.

В полезности этого совета нетрудно удостовериться при ознакомлении с практикой проведения деловых переговоров и бесед.

Максимальный успех сопутствует тем, кто, даже имея солидную практику участия в них, каждый раз тщательно к ним готовится.

Какие же требования предъявляются к тактике общения?

  1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.
  2. В любом общении, прежде всего в деловом, не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более – конфликта. При конфронтации общение никогда не будет успешным, неизбежны и психологические потери. Конечно, возможны жаркие споры и расхождения оппонентов по принципиальным позициям. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.
  1. Умело использовать механизмы психологического взаимодействия.

К механизмам психологического воздействия относятся следующие.

Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к другу. За годы совместной учебы или работы складываются добрые взаимоотношения. «Обрывание» привычных связей нередко бывает болезненным.

Симпатия – это эмоциональная расположенность, направленное влечение к кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается необычайно теплый психологический фон, а потому – комфортность отношений. В такой атмосфере общения не вспыхивают разрушительные конфликты.

Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной (эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в конкретного человека или в какие-то его качества.

Весьма сложно зафиксировать, какой психологический компонент – подсознательный или сознательный – сыграл решающую роль. Бесспорно лишь то, что без симпатии он не образуется. Доверие – это сгусток чувств и оценочного отношения.

Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое сложилось между людьми.

Уважение – это добровольное признание личности занимаемого ею статуса. Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у того, кто его добивается.

Эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Нельзя отдавать предпочтение одному, игнорируя остальные.

Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми. В манерах воссоздается образ человека, зрительно проявляются те его качества, которые оцениваются людьми со знаком «плюс» или «минус».

Манера общения есть не что иное, как визуально доступная информация к восприятию. Обаянию манер легко поддаются самые разные люди. В порядке отступления можно привести следующий пример.

Есть такой вид уголовного деяния – мошенничество. Субъектами его являются, как правило, люди, обладающие неординарными манерами общения. Они обаятельны, решительны, прекрасные словоблуды. Благодаря своим манерам общения они «въезжают» в души людей, располагая их к себе. И этим пользуются, обманывая людей.

Как видим, манеры способствуют достижению человеком поставленных перед собой целей. Почему это удается? На данный вопрос

можно ответить словами М.С. Щепкина: успех манер общения объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают люди. Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим образом эффект манер определяет специальная тренированность.

У нас, к сожалению, манерам общения мало обучают. Хотя это можно было бы делать в семье, дошкольных и школьных заведениях. В вузах эти занятия были бы весьма кстати.

По идее, само общение призвано быть постоянным тренингом овладения и совершенствования людьми манер взаимоотношений, как это было в России в давние времена.

В этих целях издавались «Библиотека практических сведений», например книга «Жизнь в свете, дома и при дворе», изданная в Санкт-Петербурге в 1890 г.:

«Хорошие манеры обязательны для благовоспитанных мужнин или женщин, ибо они служат признаком нравственной утонченности гораздо больше, чем светскости.

Читайте также:  Дежа вю - психология

Порочные люди весьма редко отличаются изящными манерами.

Хорошие манеры заразительны… Манеры человека суть мерила того общественного круга, в котором он живет.

Хорошие манеры сообщают изящество и благородство. » Хорошие манеры приобретаются прежде всего наблюдением за собой. Это входит в привычку, остающуюся на всю жизнь. Затем они укрепляются посещением благовоспитанных людей с благородным образом мысли.

Женщина с хорошими манерами пользуется всеобщим уважением, приятна мужчинам и женщинам. Манеры мужчин в значительной степени зависят от женщин. Порядочная женщина одним своим присутствием сдерживает в границах приличий самых необузданных людей. «

В манерах общения велика роль любезностей и комплиментов. Для многих из нас – это нечто невидимое и отдаленно звучащее, хотя все мы нуждаемся в приятном слове и тактичном внимании. При этом недопустимы лесть, тем более подхалимаж.

Использование комплимента требует известного такта и чувства меры. Опасайтесь выступать в роли неловкой личности, всегда говорящей любезности тяжелые, неуместные, а еще хуже – глупые. Вместе с тем избегайте закомплексованности.

Очень важно чувствовать своих партнеров по общению.

Наиболее универсальный прием, при умелом использовании которого практически всегда удается расположить собеседника к себе, –

это сделать ему комплимент. Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека в положительных эмоциях.

Конечно, хорошие -манеры не исчерпываются умением сказать комплимент, хотя он играет значительную роль. Манеры – это то, что придает образу визуальное очертание. Они не создают его полностью, но играют важную роль в самопрезентации. (Подробно о роли и значении комплимента мы говорили в главе II, § 4.)

Комплименты есть форма позитивной критики, и многие из нас стесняются, отпуская или принимая их.

Говоря кому-то комплимент, мы опасаемся вторгнуться в слишком личные сферы, а принимаем его от других зачастую со смущением и в замешательстве произносим фразы типа «ах, да это старая вещь», если восхищаются каким-то предметом нашего гардероба, или «я не уверен, что это так», принимая поздравления по поводу произведенного на кого-то хорошего впечатления. А ведь можно было вместо этого любезно принять комплимент, поблагодарить произнесшего его и позволить дружески похлопать себя по спине.

Есть такие люди, которые отпускают комплименты буквально на каждом шагу, используя их как средство заискивания перед другими, поэтому иногда приходится сомневаться в искренности мотивов. Наиболее эффективными оказываются те комплименты, с которыми вы внутренне согласны и которые впоследствии получают подтверждение из других источников.

Известный экономист А.В. Чаянов писал, что обаяние первоисточника остается в сердцах слушателей на всю жизнь и вечно их согревает, куда бы их судьба ни забросила. Это еще одно свидетельство того, как высока цена в психологическом и этическом измерениях личного имиджа.

Какова мера доступности обаятельного имиджа для каждого человека? Этот вопрос волнует сегодня многих. Особенно тех, кто не обладает выразительной внешностью, не наделен природными способностями.

В утешение сомневающимся, неуверенным в себе сообщим, что приятным в общении может быть каждый. Техника элегантного общения подвластна каждому, кто настойчиво упражняется в мастерстве овладения этим искусством. Делать самого себя – наиболее сложная работа, но она и очень интересная.

Имидж – это своего рода фирменный знак. Чем лучше он представлен, тем выше репутация человека. А она является ключом к решению многих жизненных и деловых проблем.

Источник: http://psy-top.ru/borozdina/235-25.html

Тактики безопасности психология — это… Что такое Тактики безопасности психология?

  • Тактики выживания психология — Выражается в действиях человека по обеспечению своего выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях жизнедеятельности, в которые он вовлечен либо случайно, либо осознанно, спасая других людей или выполняя определенные профессиональные функции.… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Психология подготовки сотрудников ПОО к обеспечению личной безопасности — Подготовка сотрудников ПОО включает в себя систему психологических мероприятий, позволяющих сформировать профессионально личностные качества, обеспечивающие эффективную, надежную и безопасную деятельность при исполнении служебных обязанностей.… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Психология подготовки граждан к обеспечению личной безопасности — Подготовка граждан включает в себя три взаимосвязанных психологических направления: 1) информирование населения об оптимальной тактике поведения в различных ситуациях опасности (см .Пропаганда психологических знаний); 2)диагностику и снижение… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Психология жертвы криминальных посягательств — Жертва преступлений может быть случайной . Встреча с преступником для такой жертвы является следствием простого пространственно временного пересечения (например, встреча с грабителем, поджидающим вероятную любую жертву). Чаще жертва является… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Психология безопасности граждан от различных видов преступлений — В юридической психологии и праве принята классификации преступлений на основные три вида: насильственные, корыстные и корыстно насильственные. Психологическое обеспечение безопасности граждан имеет различия в зависимости от конкретного вида… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Тактики поведения в условиях угрозы криминального посягательства психология — Ориентирована на решение задач распознавания реальности криминальной угрозы и вида возможного противоправного посягательства. Поэтому важно владение человеком приемами оценки причастности другого человека к криминальной среде, выявления… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Безопасности психологическое обеспечение — Система психологических путей, методов и приемов, позволяющих повысить степени защищенности человека в криминальных и иных опасных в правовом отношении ситуациях на основе активизации деятельности служб общественной безопасности ПОО и… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Психология виктимной провокации поведения других лиц — Провокация (от лат. provocatio – вызов) характеризует подстрекательские действия жертвы (см Виктимности психология) преступного посягательства, побудившие преступника к противоправному поведению. Провокация в психовиктимологии (см.… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Психологические компоненты подготовленности личности к обеспечению собственной безопасности — Включает в себя внутреннее состояние психологической готовности индивида к уверенным действиям в ситуации возникающих внешних угроз, сформированную у него установку на безопасность (см. Установка на безопасность ) и систему психологических… …   Энциклопедия современной юридической психологии
  • Страх и безопасность — Страх – это эмоции, возникающие в процессе мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия человека. Страх нередко негативно сказывается на поведение людей, повышая риск, возможность ошибок и неудач. Поэтому в …   Энциклопедия современной юридической психологии

Источник: https://legal_psychology.academic.ru/621/%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Методы психологии: краткая характеристика :

Методы психологии – это определенные средства и способы, благодаря которым ученые могут получить надежные и правдивые данные о том или ином психическом явлении. Эти сведение потом используются в процессе разработки научной теории и практических советов.

Типология Б. Г. Ананьева

Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.

К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию – пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).

Ко второй группе принадлежат эмпирические методы психологии. Они представлены наблюдением и самонаблюдением, экспериментом, психодиагностическими средствами (тестами, анкетами, интервью, опросами, беседами, социометрией), анализом продуктов деятельности и биографическим методом.

В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.

Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).

Наблюдение

Методы возрастной психологии включают этой способ познания действительности. Для наблюдения характерно проведение его в нормальных условиях для испытуемого, без каких-либо воздействие на него.

Все, что респондент делает, говорит, подробно фиксируется, а потом поддается анализу. Записывать можно все или выбирать какой-то момент.

Использование сплошной записи свойственно исследованию личности в целом, а выборочной – для фиксации определенных проявлений психической реальности. Методы общей психологии представлены также самонаблюдением.

Наблюдение характеризуется соблюдением некоторых условий, а именно отличается целеустремленностью (четкое определение цели и заданий изучения); природностью (преимущественно наблюдаемые лица не знают, что их исследуют); присутствием плана; точным соблюдением объекта и предмета; ограничением элементов, что являются объектом для наблюдения; выработкой стабильных критериев, чтобы оценить признаки; обеспечением четкости и надежности.

Опрос тоже представляет методы психологии. Он заключается в том, что данные можно получить в результате ответов на вопросы самыми испытуемыми. Опрос можно проводить устно, письменно или свободно.

Эксперимент

Основные методы психологии включают такой основательный прием, как эксперимент. Достоинствами метода является устранения побочных переменных, которые могут влиять на объект обследования и изменять его.

Также экспериментатор может целеустремленно менять условия и смотреть за результатами этих изменений, как они влияют на протекания психических процессов, реакции человека.

Эксперимент можно повторить несколько раз в одних и тех же условиях и проводить с большим количеством людей.

Часто методы возрастной психологии тоже включают эксперимент. Он бывает констатирующим, когда выявляют некоторые особенности психики или личностного качества, которое уже существует. Другой вид – формирующий – специальное влияние на респондентов с целью изменить определенный признак.

Анкетирование и социометрия

Эти способы познания реальности не определяются как основные методы психологии, но приносят немало полезной информации. Анкетирование предусматривает ответы испытуемого на запланированные вопросы. Чтобы данные, полученные в результате такого приема, отличались достоверностью и надежностью, следует повторно сделать опрос и контролировать результаты с помощью других методов.

Автором социометрии считается Дж. Л. Морено. Она используется для исследования социальной психологии малых групп.

Формулируется несколько вопросов, адекватных той или иной группе, на которые респондент должен ответить.

Например, кого из коллектива вы пригласите на свой день рождения? Кого вы не пригласите на свой день рождения? Можно указывать одного, двух, трех людей зависимо от целей исследования.

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Другие методы

Психология, обладая высоким уровнем субъективизма, заимствует математические способы обработки данных, чтобы результаты были надежными и валидными. Часто используется анализ продуктов деятельности, например, картины, сочинения, ведь в них человек проектирует свою психическую реальность.

Ученый зависимо от объекта исследования и целей может подобрать арсенал способов и приемов, чтобы изучить психическое явление в наиболее полной мере.

Источник: https://www.syl.ru/article/170148

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию