Возникновение эмоции — психология

Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими

The article is devoted to the issue date, human feelings and emotions. Whethera personisabletocontrolthem.

Эмоции и чувства — это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Каждый день мы переживаем множество чувств и эмоций, такие как: радость, гнев, уныние, злость, страх, любовь, удовольствие. Они имеют главное место в жизни каждого человека. Общаясь с людьми, можно заметить, что каждый человек по — разному проявляет эмоции, и делится своими чувствами.

Эмоции и чувства делятся на огромное множество видов, причем жесткий их перечень не определяет ни психология, ни физиология. А причин такого разнообразия кроется в том, что природа многих эмоций и чувств носит исключительно социальный характер [1, с.2].

Развитие общества обуславливает возникновение новых эмоций, либо эмоции приобретают иное значение. Так, человек не ощущает при рождении многие эмоции и чувства, потому что они приобретаются им уже в ходе социализации, которая происходит в семье, среди друзей и даже посредством СМИ.

Из всех этих источников информации и социализации человек черпает необходимые ему сведения: какая ситуация может вызвать ту или иную эмоцию, что чувствуют люди при наступлении каких–либо событий и так далее.

А если человеком по каким–то причинам не испытывается определенная гамма чувств и ощущений при наступлении конкретного на то повода, то остальные люди начинают приписывать человеку такие характеристики, как по меньшей мере, странность, экстравагантность или даже эгоизм и бесчувственность.

Однако социально обусловленные эмоции параллельно существуют с врожденными эмоциями, которые присутствуют у человека с самого его рождения.

Некоторыми специалистами к врожденным эмоциям также относят и те, которыми человек еще не обладает при рождении, но появление, которых у него происходит через некоторое время, так как социальный фактор и обучение родителями хотя и присутствуют, но не играют большой роли.

Список таких эмоций крайне мал и ни учеными, ни психологами не было найдено единого компромисса в том, какие именно эмоции сюда должны относиться.

Многие придерживаются мнения, что наличие радости — довольства, интереса — возбуждения, удивления — испуга, гнева — злости, отвращения, страха у нас заложено с самого младенчества — то есть, такие эмоции — врожденные, а все, что к ним не относятся — приобретенные.

Психология рассматривает несколько теорий, которые объясняют причины возникновения разнообразных эмоций. Еще опубликованная в 1872 г. книга «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвина, содержит характеристику эволюционного пути, по которому развиваются эмоции.

Путем сопоставления эмоциональных проявлений у людей и животных, им был сделан вывод о том, что совокупность выразительных движений человека, связанных с эмоциями, является эволюционно значимой и представляет собой рудименты (остатки) ранее целесообразных реакций, которые были выработаны в ходе борьбы за существование [2, с.4].

Американским психологом У. Джемсом идатским анатомом КГ. Ланге была выдвинута периферическая теория эмоций, за основу которой была взята парадоксальная идея, которая определяла эмоции в качестве результата физиологических изменений в различных системах.

В соответствии с данной теории человек смеется не по причине того, что ему смешно, а наоборот — ему смешно, потому что он смеется. То есть, конкретное действие, выражающее эмоцию, детерминирует ее.

Когда мимика произвольно изменяется, это приводит к непроизвольному возникновению самой эмоции [3, с.4].

Интересная гипотеза касательно причин возникновения эмоций у П. В.Симонова. По его мнению, появление эмоций обуславливает недостаток или избыток сведений, которые необходимы для того, чтобы удовлетворить потребность в информации.

Степень эмоционального напряжения зависит от силы такой потребности и величины дефицита информации, которая необходима для достижения определенной цели. В нормальной ситуации ориентация поведения человека опирается на сигналы высоковероятных событий, т. е. на то, что чаще встречалось в прошлом.

Благодаря этому поведение человека в большинстве случаев бывает адекватным и приводит к достижению цели.

В условиях, где присутствует полная определенность достижение цели может происходить и без помощи эмоций: когда человек достигнет такую цель, в достижении которой изначально был уверен, ее достижение может не вызвать у него ни радости, ни торжества.

Однако в неясных ситуациях, при отсутствии точных сведений для организации поведения по удовлетворению потребности, необходима другая тактика реагирования на сигналы. При недостатке сведений, необходимых для достижения цели, по мнению П. В. Симонова, возникают отрицательные эмоции. Например, возникновение и развитие эмоции страха происходит при недостатке сведений, которые необходимы для защиты [4, с.4].

Эмоции являются быстрыми и короткими элементами чувств. Чувства представляют собой более длящуюся и более устойчивую основу вспыхивающих эмоций. Эмоции — это совокупность конкретных ощущений, которые в данный момент может переживать человек. Эти ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

  1. Сигнальная. Эмоции, возникновение которых обуславливают какие–либо потребности.
  2. Регуляторная. На основе эмоций поведение человека соответствует определенной ситуации, то есть, человек ведет себя адекватно установленным нормам, которые являются применимыми для общества. Также с помощью эмоций человек оценивает различные ситуации.
  3. Мотивационная. Эмоции являются своеобразным «стартом», сигналом к тому, что человеку необходимо начинать действовать.

Однако, несмотря на ключевое значение эмоций в жизни человека, большинство людей не только не умеют, но и не стремятся научиться понимать свои и чужие эмоции [5, с. 1].

Эмоции и то, насколько мы хорошо можем их контролировать, влияют на нашу жизнь. Крайне важно при принятии серьезных решений находиться в состоянии уравновешенности, ведь если человек находится в слишком возбужденном состоянии, он рискует сделать неадекватный выбор, который не сделал бы, будучи в спокойном состоянии, и о котором после пожалеет [6, с.3].

Однако это совсем не означает, что человек должен сдерживать свои негативные эмоции, более того, это чревато еще большими негативными последствиями, так как когда человек долго сдерживается, он испытывает колоссальный стресс и рано или поздно при малейшем внешнем воздействии отрицательные эмоции вырвутся наружу с еще большей силой. Однако не лучше и то, когда человек постоянно буквально «плещет» наружу свои эмоциями, так как подобные люди очень часто впадают в состояние аффекта, что также может повлечь наступление вредоносных последствий.

Чувства человека часто путают с эмоциями. Для того, чтобы возникли чувства необходимо время, они являются более стойкими и реже подлежат изменениям. В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, практические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человеком испытываются по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, посредством таких чувств как патриотизм, дружба, любовь, совесть происходит регулирование межличностных отношений [7, с. 6].

Практические чувства, это чувства, связанные трудовой и другими видами деятельности человека. Их возникновение происходит в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью.

Позитивные практические чувства — это трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела.

Если у человека доминируют негативные практические чувства, то им труд воспринимается как каторга [8, с. 6].

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются в качестве интеллектуальных чувств: проявление любознательности, радости открытия истины, удивления, сомнения [9, с. 6].

Совокупность чувств, которые проявляются у человека в процессе восприятия и создания прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими.

Воспитание эстетических чувств происходит посредством приобщения к природе, любованием лесом, солнцем, рекой и т. п.

Для постижения законов красоты и гармонии детям полезно рисовать, заниматься танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

Выделить более или менее важные чувства невозможно. Разные люди стремятся к разным чувствам и все они одинаково важны для нормальной эмоциональной жизни человека.

Эмоции и чувства хотя и являются разными категориями, однако они во многом схожи. А вот процессы — чувствовать или эмоционировать — разные. Даже в каком-то смысле — противоположные.

Эмоциями определяется качество нашей жизни. Их проявление происходит в большинстве сфер нашей жизни — в трудовой деятельности, в дружеском общении и семейной жизни.

Эмоции имеют важное значение, вплоть до того, что оказывают самое непосредственное влияние на нашу жизнь и могут как навредить, так и спасти, могут спасти нам жизнь, но они могут и причинить нам серьезный вред.

Под влиянием эмоций человек может совершить различные действия, и он может быть уверен в том, что совершает их вполне обоснованно, но может быть и так, что он совершит вред себе и другим, о чем потом будет раскаиваться.

Поэтому надо помнить, что эмоции не только помогают нам чувствовать и лучше воспринимать окружающий мир, понимать других людей, но могут и навредить, если жить только ими н не контролировать их.

Эмоции для человека важный элемент, посредством которого он воспринимает окружающий мир, поэтому в эмоциях важно не переусердствовать, но и не разучиться чувствовать, так как если человек живет только рациональным мышлением, он не может видеть всей картины развития событий. Если один человек перестает чувствовать другого, то это очень негативно влияет на их взаимоотношения, то, что один считает заботой, для другого может казаться грубым вмешательством в личное пространство. Для изучения психологии эмоций требуется много времени, однако можно научиться воспринимать и понимать самые базовые эмоции людей на бытовом уровне, и уметь их вовремя скорректировать [10, с.5].

Современный мир — это сложное испытания для нас и наших эмоций, так как человек практически постоянно подвержен стрессам и переживаниям, а они влияют на нашу нервную систему, и иногда человеку сложно контролировать свои эмоции, но важно научиться не контролировать, а управлять эмоциями, преобразовывая их в позитивное русло. Научившись этому, человек не только улучшить свое настроение и здоровье, но и «раскрасит» свою жизнь, станет более счастлив и радостен, ему станет гораздо более интереснее жить.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/123/33939/

Формирование эмоций

Человек рождается с определенным набором эмоциональных реакций, более того, эмоции есть и у животных. Эти эмоции получили название первичных. К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении; радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребности в движении.

В более позднем возрасте в результате общения с людьми и вследствие формирования собственного «Я», возникают вторичные эмоции. Они не связаны с жизненно важными потребностями, но от этого не становятся менее значимыми, напротив, именно они доставляют наибольшие страдания и радость.

Эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и движения. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного потрясения.

В аффекте изменяется внимание: снижается переключаемость, воспринимаются только те явления, которые имеют отношение к ситуации. Как правило, забывается все, что происходило до события, вызвавшего аффективную реакцию.

Примерами аффективных реакций могут быть состояние эйфории после освобождения от опасности, ступор при сообщении о смерти, гнев — как реакция на насмешки и издевательства.

Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Читайте также:  Настоящий друг - психология

Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (вполне возможно воображаемым).

Настроения — наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс — неспецифическая реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность филогенетически запрограммированных реакций организма, подготавливающих его к физической активности по типу сопротивления, борьбы или бегства.

Эти реакции выражаются в изменении режима работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышаются свертываемость крови, частота пульса. Все физиологические реакции запускаются выделенными в кровь гормонами. Известно, что разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки.

У одних реакция активная — при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела — это «стресс льва», а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сразу — «стресс кролика».

Психолог и психотерапевт Ю. М. Орлов попытался объяснить природу некоторых отрицательных эмоций, которые возникают в процессе общения и существенно омрачают жизнь многих людей. Это эмоции обиды, вины и стыда.

Если Вас лягнет осел, Вы на него не обидитесь, хотя это и больно. Если толкнет незнакомый человек, то рассердитесь, но не обидитесь. Но если друг пренебрегает Вашими интересами, любимый человек ведет себя с Вами не так, как Вы ждете, а родственник приезжает из командировки без подарков, то возникает неприятное чувство, которое принято называть обидой.

Это чувство возникает только в общении с людьми, значимыми для нас, от которых мы ждем особого к нам отношения. И когда ожидаемое отношение расходится с реальным, возникает обида.

В любом переживании обиды можно выделить три компонента: 1. Мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня. Как он должен вести себя, если он мой друг. Представления об этом складываются в опыте общения. 2. Поведение другого, отклоняющееся от ожидаемого в неблагоприятную сторону.

3. Эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожидания и поведения.

Эти три элемента сцеплены между собой нашим убеждением, что другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, лишен самостоятельности. Подобное стремление программировать поведение близких людей идет из детства.

Когда маленький ребенок испытывает дискомфорт и ему плохо, он обижен и плачет, тем самым сообщая родителям, что что-то не так. Они должны изменить свое поведение. Чувство обиды у ребенка стимулирует чувство вины у родителей. Ребенок таким образом воспитывает своих родителей.

В детстве такое поведение оправдано — иначе маленькому существу не выжить, да и родительские навыки не сформировались бы. Ребенок чувствует себя центром мира и, естественно, что мир должен соответствовать его ожиданиям.

В старости люди опять становятся обидчивыми: у слабых свое оружие — формирование чувства вины у другого. Когда же обижается взрослый человек, он начинает чувствовать себя маленьким и беспомощным, даже выражение лица у него становится инфантильным.

В обиде много эгоистичного. Обижаясь, человек эксплуатирует любовь другого, так как формирует у него чувство вины. Так как обида — это мучительное ощущение, то мы часто пытаемся ее скрыть или заменить другими эмоциями.

Мы мстим, мысленно или реально, обидчику — на смену обиде приходит агрессия. Умственная агрессия опасна тем, что она включает механизмы драки, но не использует их. Лучший вариант избавления от обиды — творчество.

Можно рекомендовать такой девиз: «Хорошая жизнь — это лучшая месть».

Вина противоположна обиде. Внешне она не имеет характерных признаков, экспрессии, жестов. Мы испытываем вину благодаря дару мышления. В переживании вины также три составляющие: 1. Мои представления о том, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями другого человека.

Мне точно не известны ожидания другого, я их только моделирую. Модель строится в соответствии с общими социальными установками. Наше поведение в гораздо большей степени определяется ожиданиями других, чем мы предполагаем. 2.

Восприятие и оценка собственного поведения «здесь и теперь».

3. Сличение модели ожидания с собственным поведением и обнаружение рассогласования, которое и воспринимается как вина. Это чувство усиливается эмоцией и выражением обиды у другого.

Чувство вины переживается сильнее, чем обида. С обидой мы можем справиться, приняв другого таким, какой он есть, т. е. сменив свои ожидания или простив обидчика. В вине нам нужно менять ожидания другого, а это уже нереально.

Чувство вины полезно для незрелых людей. Так, детьми можно управлять, не наказывая их, а вызывая чувство вины. Здесь важно не перестараться, чтобы у ребенка не развился невроз, основанный на комплексе вины.

Вина не может переживаться слишком долго, так как не может быть долгим непереносимое страдание, и она ослабляется чувством гнева или агрессии, которые оттягивают энергию вины.

Из виноватого мы становимся обидчиком. Иррациональное чувство вины может находить выход и в болезнях. Человек своими физическими страданиями как бы расплачивается за то, в чем он будто бы виноват, и ему становится легче. Но это тяжелая плата.

Если мы не соответствуем ожиданиям обобщенного другого или общества, то возникает чувство стыда. Функциональное значение стыда заключается в регуляции поведения человека в соответствии с «Я-концепцией», которая во многом является продуктом культуры, а не личного опыта.

Родители и воспитатели, книги и идеология формируют у человека представление о том, каким он должен быть. При этом общество руководствуется соображениями собственной безопасности.

Даже культуру можно рассматривать как механизм защиты целостности сообщества и наиболее слабых его членов.

Культура ограничивает инстинкты, прежде всего агрессивные и сексуальные, вырабатывает правила поведения, за нарушение которых человек испытывает психологическое наказание в виде стыда или вины. У древних существовало выражение: «Бичуемые стыдом, влекутся они к добродетели».

Возникновение чувства стыда можно представить следующим образом: 1. То, каким я должен быть «здесь и теперь» в соответствии с «Я-концепцией». 2. То, каков я «здесь и теперь».

3. Рассогласование между должным и реальным поведением и его переживание.

Так как стыд мы получаем в наказание, то поведение, диктуемое стыдом, часто бывает инфантильным. Но сколько от него бед! Это — самоубийства у подростков, самоубийства из чести, месть, ревность, агрессия. Познание причин своего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства «Я-концепции».

Если человек стыдится того, что он не ответил на письмо друга детства, которого он не видел много лет, то можно предположить, что такой человек обязателен и предан друзьям. Стыд, возникающий при нарушении сексуальных запретов, даже мнимых, часто свидетельствует о подавлении сексуальных влечений у человека.

То есть, то, чего человек стыдится, говорит о нем больше, чем многое другое.

Стыд похож на чувство вины, но в вине мы ориентированы на ожидания близкого человека, в стыде такого оценщика быть не может. Но существует такое понятие, как социальный стыд, когда стыдятся оценки или мнения конкретной группы лиц.

Можно выделить стыд атрибутивный, предметом которого являются отдельные признаки: физические недостатки, отсутствие вещей, ценимых в группе, к которой принадлежит человек, и стыд экзистенциальный — целостный, когда стыдятся за все признаки, приписываемые себе. Такой стыд иногда называют комплексом неполноценности.

Сколько бы ни убеждали человека, испытывающего этот комплекс, он, несмотря на все свои успехи, не верит себе, считает себя недостойным. В основе возникновения комплекса неполноценности лежит потеря базового доверия к миру и отсутствие любви на ранних этапах развития человека.

Трудно исправить психику нежеланного или нелюбимого ребенка, даже если он будет умен и красив, на нем все равно останется пятно неудачника. Вместе с тем стыд — это важная эмоция, которая способствует приспособлению человека к жизни в обществе.

Благодаря стыду, углубляется самопознание, формируются самоуважение, способность оценивать последствия своих поступков, чувствительность к оценкам других. Эта эмоция необходима на определенных этапах развития, но затем стыд надо уметь не просто переживать, а анализировать.

Существуют и другие эмоции, которые возникают при общении, но они не являются культурно оправданными. Это — зависть и тщеславие. В структуре этих эмоций также можно выделить три компонента: 1. Допущение, что другой человек такой же, как и я (мы редко завидуем недосягаемым). 2.

Концентрация внимания на этом человеке или отдельных его свойствах и качествах, сравнение этих качеств со своими. 3. Переживание той или иной эмоции в зависимости от результатов сравнения. Зависть: «он такой же, как я, но у него лучше».

Тщеславие: «он такой же, как я, но у меня лучше».

Злорадство: «он такой же, как я, но у него хуже».

Основным компонентом этих эмоций является сравнение. Если бы человек отказался от сравнения или отделил себя от его результатов, то и зависть, и злорадство были бы убиты в зародыше.

Но мы не можем отказаться от сравнения, потому что оно является основной умственной операцией в процессе мышления и познания. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении.

Отказавшись от сравнения, мы подавили бы и работу мысли.

Сравнение привычно — с раннего детства ребенка сравнивают с другими детьми родители, воспитатели, учителя. В результате этого сравнения возникают не только отрицательные эмоции (зависть), но и положительные — гордость, ощущение своей исключительности. Ребенок перенимает привычку сравнивать. С годами мы начинаем сравнивать всех: родителей, друзей, возлюбленных, а также самих себя.

Неукротимое стремление человека сравнивать себя и других постоянно поддерживается духом соперничества. Общество награждает первенство, в какой бы области оно ни возникло. Но в условиях постоянного соперничества успех и неудача одинаково опасны.

В случае неудачи человека «сомнут» более успешные, а успех пробуждает зависть и враждебность со стороны других людей, и они объединятся в борьбе против удачливого.

Отказ же от соперничества в условиях нашей цивилизации часто способствует формированию чувства неуверенности и даже неполноценности.

Гордясь, завидуя, злорадствуя, мы участвуем в процессе, построенном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда требует ответа на вопрос: «По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишая себя согласия с самим собой и вовлекая других в гонку, которой нет конца?»

Сравнение должно быть уместным, иначе оно порождает конфликт. Следует помнить слова древних: «Пока я в своем уме, я не сравниваю свою милую ни с кем».

Источник: https://psyera.ru/5384/formirovanie-emociy

Условия возникновения эмоций

Иногда на ᴇᴦο базе вопроса об условиях возникновения эмоций давалось объяснение тому, ʼʼчто такое эмоцияʼʼ.

Уильям Джеймс и Джеймс Ланге считали, что восприятие каких – то явлений сначала вызывает физиологические реакции, которые воспринимаются человеком и порождают психологические переживания. Эмоции – есть переживание собственных физиологических реакций.

П.К. Анохин пишет, что эмоции – это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную окраску.

По Симонову эмоция – это отражение мозгом какой – либо актуальной потребности и вероятсноти её удовлетворения.

Сарт считает, что эмоция – магическая форма сознания действительности.

Для В. Вундта любое воспринимаемое событие является эмоциональным уже в силу того, что в момент восприятия оно является оценочной частью жизни индивида.

Согласно Р.С. Лазарусу эмоции возникают тогда, когда когда на базе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной позиции, некоторой угрозы, с другой – невозможности её избежать. Но данном случае имеются в виду аффекты.

Читайте также:  Врожденные склонности - психология

Э. Клапаред довольно похоже объяснять возникновение эмоций. Но в ᴇᴦο концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, а особый класс эмоциональных явлений – чувства.

При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования˸ отражение воздействия или предмета, (эмоции выражают субъективное значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т.д. При узком понимании эмоции они рассматриваются как реакция на более специфические условия˸ фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации и т.д.

Для эмоций характера двойная обусловленность˸ с одной позиции, потребностями (мотивацией), с другой – особенностями ситуации. Т.е. есть эмоции, которые непосредственно выражают сами по себе потребности, и те, которые отражают значимость для их удовлетворения событий в ситуации.

Б. Спинозы˸ на возникновение эмоций влияет и множество других факторов˸ ассоциации по сходству и времени, отражение причинных связей, ʼʼсудьбаʼʼ предметов наших чувств, сопереживание, представление о справедливости происходящего и др.

  • — Условия возникновения эмоций. Происхождение выразительных движений человека. Универсальность выражения дифференциальных эмоций.

    I. Мимические выражения. 1. Дарвин. Говорил, что раньше мимические выражения эмоций имели определенное приспособительное значение. Мимика тесно связана с эмоциями => построению этих самых связей было посвящено множество исследований. Привычка — для удовлетворения… [читать подробнее].

  • — Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания классификации эмоций

    Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов. Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: 1) объективное восприятие – ощущение. 2) субъективное восприятие –… [читать подробнее].

  • — Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания для классификации эмоций

    Практически непременным компонентом всех видов психических процессов и состояний, всех видов человеческой активности являются эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать). Различные науки о человеке (психология, физиология, медицина и др.) дают толкование этого термина с… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/282785_usloviya_vozniknoveniya_emociy

    26.2. Механизм возникновения эмоций

    Опорные слова к вопросу №26 — здесь

    Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы человека. Механизм возникновения эмоций в самом общем виде можно свести к следующему.

    Источники активности человека, побуждения к деятельности лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизненных задач.

    Реальные жизненные условия, в которых осуществляется достижение поставленных целей, направленных на удовлетворение потребностей, обусловливают многообразие эмоциональных переживаний.

    Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение и т.д.

    Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вызывает отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и т.д.

    Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой — особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

    «Эмоции, — писал Алексей Николаевич Леонтьев, — выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта».

    Итак, эмоции обладают сигнальной функцией.

    Собственно эмоция есть форма субъектного отношения, проявляющаяся в определенных переживаниях: радости, печали, восхищения, надежды, обреченности и т.д.

    При этом речь идет не о рефлексии или осознании отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Как отмечает А.Н.

    Леонтьев, эмоции возникают вслед за актуализацией потребностей и мотивов и до рациональной оценки субъектом своей деятельности.

    По определению Сергея Леонидовича Рубинштейна, эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных состояний, в форме переживаний, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность.

    Эмоции и мотивационные процессы при этом не отождествляются. Эмоциональные переживания представляют собой итоговую результативную форму существования мотивов. Они не отражают всех тех процессов, которые подготавливают и определяют удовлетворение потребностей и достижение целей.

    Таким образом, эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и пристрастно отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций (= определение эмоций). Чувства человека — это отношение его к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании.

    Эмоции и чувства представляют собой особый пласт человеческой субъективности по своим функциям отличаются как от познавательных процессов (разума), так и от мотивационной сферы (желательной стороны душевной жизни).

    Источник: http://vestishki.ru/node/874

    Психологические теории эмоций

    Мы так часто путаем эмоции с чувствами, что неплохо было бы раз и навсегда разобраться с происхождением первых, дабы не путаться в своих ощущениях впредь.

    Прежде всего, эмоции и чувства – не тождественны, более того, они даже развиваются на различных этапах онтогенеза. А эмоции являются не чем иным, как нашей оценкой ситуации, человека, состояния и т.д.

    Основные теории эмоций сходятся именно на том, что эмоции – это средство отражения реального мира, правда, не самого по себе, а в отношении к этому миру.

    Психологические теории эмоций начали активно возникать с XVIII века. А мы же начнем их описание, пожалуй, с Дарвина.

    Теория эмоций Дарвина

    Чарльз Дарвин считал, что между поведением животных и людей нет никакой непроходимой пропасти, а общего гораздо больше, чем раздельного.

    В основу его теории происхождения эмоций легло исследование доказавшее, что между поведением и выражением эмоций детей антропоидов и слепорожденных детей очень много общего.

    Исходя из этого, Дарвин сделал вывод, что эмоции возникли по ходу эволюции, как жизненно важное приспособление. Эмоции, по Дарвину, это, прежде всего, адаптация человека к окружающей среде. Важно также отметить происхождение способа выражения эмоций.

    По Дарвину, все движения, мимика, тональность голоса во время ощущения эмоций – это рудименты (остаточные явления). Так, то, как мы выражаем гнев очень похоже на поведение и движения первобытного человека перед атакой, а страх – это рудимент бегства.

    Периферическая теория

    Еще одна интересная теория возникновения эмоций принадлежит ученым Джеймсу и Ланге, соответственно, название теории – «Джеймса-Ланге». Ученые создали аналогичные теории независимо друг от друга в один период.

    Согласно этой теории, эмоции имеют физиологическое происхождение, точнее, эмоции возникают как результат изменившегося под влиянием внешнего раздражителя сердечного ритма, дыхания, тонуса мышц. То есть, по теории «Джеймса-Ланга»,мы грустим, потому что плачем, и злимся, потому что наносим удар. Иными словами – эмоция не причина действия, а результат.

    Теория «Линдсея-Хэбба»

    Эта теория эмоций в психологии подтверждает то, что для плодотворной деятельности, человеку необходимо иметь стабильный средний уровень эмоционального возбуждения.

    Согласно теории, эмоции являются сенсорным проявлением системы мозга, которая отвечает за регуляцию уровня активности человека. Исследования проведенные уже после представления этой теории действительно доказали, что в мозге человека есть система, регулирующая уровень активности.

    в этой статье мы простым и доступным для всех языком расскажем о видах человеческого сознания с точки зрения психологии, об особенностях этих видов и самых распространенных расстройствах сознания.
    Методы формирования сознания личности

    Эта статья расскажет о самых эффективных и популярных методах формирования сознания личности, а также о способах воспитания сознания, которых на сегодня выделяют четыре.

    Вопрос культа личности хорошо знаком тем, кто застал сталинские времена. В этой статье мы расскажем о предпосылках возникновения культа личности и причинах его формирования в обществе.Сколько калорий сжигает секс?Активные занятия сексом могут стать не плохой альтернативой посещению тренажерного зала, так как во время полового акта расходуется немалое количество калорий. Из этой статьи вы узнаете, сколько калорий можно расходовать во время полового акта.

    Источник: http://kak-bog.ru/psihologicheskie-teorii-emociy

    Факторы возникновения эмоций

    Факторы возникновения эмоций

    Потребность в обеспечении социальной связи между матерью и ребенком (именно от любви взрослого зависит, выживет ребенок или нет, а также передаваемая психология любви ) является одной из причин появления человеческих эмоций в процессе эволюции по мнению К. Изарда. Еще одной причиной этого, несомненно, является необходимость в средствах коммуникации между взрослыми, а также между матерью и детьми.

    Для выживания человека ему необходимы эмоции, без них человек является неполноценным. Эмоции — признак человечности. Важно уметь описывать эмоции словами, рассказывать о них, но не менее важными являются способности сопереживать эмоциям посторонних.

    Эмоции в процессе эволюции обеспечивали возникновение новых типов мотивации, значительную вариативность поведения и появление новых поведенческих тенденций.

    Все это, по мнению вышеназванного психолога, крайне важно и необходимо для успешной адаптации индивида и его взаимодействия с окружающей средой.

    Некоторые эмоции развивались из физиологических реакций и сенсорных процессов (например, такая эмоция как отвращение, возникла изначально от вкусовых ощущений). Но, несмотря на это, объяснить происхождение остальных эмоций не так уж и просто. Мы можем лишь догадываться о причинах их возникновения.

    Наследственность также может оказывать влияние на появление эмоций. Многие стимулы (значимость которых вполне может меняться в процессе развития человека) могут обуславливать возникновение определенных эмоций. Это можно продемонстрировать на примерах изменения различных стимулов страха у детей.

    Мнимые существа мало пугают детей в возрасте до двух лет, но у пятилеток в связи с развитием фантазии, рисующей в их воображении всевозможные опасности, страх перед такими существами резко возрастает. Из-за влияния имитационного обучения у детей растет страх перед различными животными.

    Одновременно с этим увеличиваются межиндивидуальные различия, как относительно того, какие именно животные вызывают страх у ребенка, так и по степени этого страха.

    В процессе развития личности снижается воздействие врожденных компонентов страха или наследственности на само возникновение страха.

    Причины возникновения эмоций зависят от многообразия событий и реакций, способных актуализировать эти эмоции, а также от индивидуальных особенностей развития человека.

    Эмоции — это оценка индивидом значения актуальной для него ситуации, которая мобилизует его на регулирование процессов жизнедеятельности. Они выражают реакцию индивида на возможности достижения жизненных целей.

    Одновременно человеческие эмоции обусловлены возможностями и требованиями окружающей среды индивида. Среди факторов, вызывающих эмоции есть как врожденные, так и приобретенные реакции.

    Эмоции возникают как своеобразный ответ на воздействие раздражителя в различных жизненных ситуациях.

    Дата: 04 мая 2015

     

    Похожие материалы

    Успешность — у каждого свой рецепт

    Источник: http://www.skazka.com.ru/articles/faktori-vozniknoveniya-emocii21

    Условия возникновения эмоций | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

    Затруднения, возникающие при попытке провести непосредственно различаемую грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте их проявления, в частности во внешних и внутренних условиях их возникновения.

    Существующие концепции различаются по тому, какое значение в них придается этому вопросу: если для некоторых из них он является одним из многих, то для других — одним из центральных (как правило, наряду с вопросом о функциях эмоций) рассматриваемых вопросов. К последним относятся, например, теории У. Джемса, Ж.-П. Сартра, П. К. Анохина, П.В. Симонова, группа так называемых «конфликтных» теорий, не представленных в данной книге, теоретическая схема П. Фресса (1975) и др.

    Читайте также:  Дикие отношения - психология

     В ответах на рассматриваемый вопрос обычно признается, что эмоции возникают в случаях, когда происходит нечто значимое для индивида. Расхождения начинаются при попытке уточнить характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Если для В.

    Вундта или Н. Грота любое воспринимаемое событие является значимым, т.е.

    эмоциональным уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного и т.п., то, согласно Р.С.

    Лазарусу (Lazaгus, 1968), эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой — невозможности ее избежать.

    Однако эти внешне столь различные точки зрения не являются взаимоисключающими, просто речь в них идет о разном.

    В работе Лазаруса дана схема возникновения лишь тех «очевидных» эмоциональных состояний, которые в терминологии, принятой в советской психологии, скорее следовало бы отнести к аффектам. Весьма сходным образом представляет возникновение эмоций-аффектов Э.

    Клапаред, однако в его концепции утверждается, что предварительную оценку угрозы производят не интеллектуальные процессы, как считает Лазарус, а особый класс эмоциональных явлений — чувства.

    Таким образом, решение вопроса об условиях возникновения эмоций определяется прежде всего тем, какой именно класс (или классы) эмоциональных явлений обсуждается в той или иной работе.

    При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования, такими как отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т.п.

    При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др.

    Убедительность примеров и экспериментальных данных, приводимых в подтверждение этих различных точек зрения, свидетельствует о дифференцированности эмоций в отношении условий их возникновения и, следовательно, о неминуемой ограниченности попыток охватить эти условия в некотором обобщенном принципе или положении.

    Эти попытки способны вооружить нас знаниями такими же отвлеченными, как и понятие «эмоция вообще», и доведенные до полного охвата в них всего разнообразия эмоциональных явлений смогут констатировать лишь двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой — особенностями воздействий (ситуации).

    О сложности пути, который необходимо пройти, желая отразить в теории реальную сложность эмоциональной жизни, можно составить представление по непревзойденному анализу условий возникновения эмоций в учении Б. Спинозы.

    Оно показывает, что на возникновение эмоций наряду с такими анализируемыми в современных теориях условиями, как фрустация, нарушение жизненных констант («изменение способности тела и души к действию») или отражение возможности достижения целей («сомнения в исходе вещи»), влияет множество других факторов: ассоциации по сходству и времени, отражение причинных связей, «судьба» предметов наших чувств, сопереживание, представление о справедливости происходящего и др.

    Разумеется, этот материал нуждается в адаптации к современным представлениям и терминологии, но, с другой стороны, он обнаруживает многие аспекты проблемы, которых в этих представлениях явно недостает.

    Источник: http://uclg.ru/education/psihologiya/lecture_lec_usloviya_vozniknoveniya_emotsiy.html

    Психология эмоций (стр. 1 из 5)

    Министерство общего образования Российской Федерации

    https://www.youtube.com/watch?v=AQYTlrAY4hY

    Красноярский государственный технический университет

    Кафедра: ИИСС

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Тема:

    ЭМОЦИИ

    Выполнила: гр. ВИС-798

    Танчева Л.А.

    Проверил: Попов И.К.

    Красноярск 2008 г.

    Содержание

    Происхождение эмоций

    Эмоции

    Позитивные и негативные эмоции

    Влияние эмоций на тело человека

    Эмоции и развитие личности

    Характеристики эмоции интереса

    Развитие и социализация эмоции интереса

    Удовольствие — радость

    Удивление и изумление

    Печаль

    Гнев

    Отвращение и презрение

    Взаимодействие гнева и отвращения

    Страх и тревога

    Смущение

    Стыд

    Вина, совесть и нравственность

    Любовь

    Список использованной литературы

    Введение

    Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия.

    Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоции питают творчество и отвагу.

    Однако до 80-х годов нашего столетия психология фактически игнорировала эмоции. Но разве можно всерьез пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции?В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций.

    Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия «эмоция». Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции.

    Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения. Другие исследователи подчеркивают важность внешних, в том числе мимических, проявлений эмоций.

    Существует мнение, что человек может решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, то есть, подчинив эмоции жесткому контролю сознания.

    В то же время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаях является высвобождение эмоций для их естественного взаимодействия с гомеостатическими процессами, драйвами когнитивными процессами и двигательными актами.

    У психологов, так же как у философов и педагогов, нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции.

    Происхождение эмоций

    Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции?

    Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком.

    Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми.

    Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов.

    Например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса на лице ребенка.

    Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней.

    Эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

    Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло.

    Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие.

    Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые «розовые очки»: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате.

    Большинство ученых, как и обычные люди, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные.

    Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволяет отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением.

    У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем.

    Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма.

    Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия.

    Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства.

    Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.

    Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, — не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание.

    То, что называется «настроением», обычно формируется под воздействием эмоций. Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням.

    Если в течение долгого времени испытывать злость, тревогу или депрессию, — пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, — то больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию.

    Всем известно, что это вирусные заболевания, но возбудители этих болезней всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И если хронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют иммунную систему, организм предоставляет им благоприятную почву для размножения и болезнетворного влияния.

    эмоция коммуникация личность интерес

    Эмоции и развитие личности

    Эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве.

    Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок естественным образом встречают разный прием в мире сверстников и взрослых.

    От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации.

    Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.

    Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес — единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.

    Не следует путать эмоцию интереса с реакцией удивления и изумления, хотя внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса: человек кажется всецело поглощенным объектом, мгновенно реагирует на него, стремится познать его.

    В тех случаях, когда эмоция интереса задействует зрительную систему, взгляд человека либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается, исследуя объект. Фиксация взгляда указывает на то, что человек всецело поглощен, заворожен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект, свидетельствует о том, что человек активно работает, стремясь понять и прочувствовать объект.

    Источник: http://MirZnanii.com/a/201318/psikhologiya-emotsiy

    Ссылка на основную публикацию