Вредит ребенок — психология

Чем опасны для детей скандалы родителей: советы психолога

Вредит ребенок - психология

Семейная обстановка – это то место, где ребенок получает воспитание. И часто родители не задумываются над тем, как их и ссоры могут повлиять на состояние их чада. Чем опасны для детей скандалы родителей?

Частые скандалы родителей могут развить в ребенке чувство незащищенности, неуверенности и даже недоверия к миру.

Речь в данном случае идет не только о конфликтах по поводу пьянства или побоях, а и об обычных выяснениях отношений, иногда на повышенных тонах и которые происходят практически в каждой семье.

Часто можно слышать от родителей: «Ребенок еще маленький и ничего не понимает». Так ли это?

В этом сложном вопросе помогла разобраться психолог Елена Кривошта.

Чем опасны семейные скандалы для ребенка? Возможно, есть какие-то примеры.

Семейные конфликты родителей всегда имели, и будут иметь большое влияние на психику ребенка. Очень важно учитывать возрастные особенности детей, и восприятие таких ситуаций, которые однозначно травмируют их. У детей, которые растут в семьях, где конфликты между родителями решаются в их присутствии может наблюдаться:

— скандалы родителей могут развить в ребенке повышенную тревожность, что будет накладываться на успеваемость в школе;

— нарушения сна, в том числе недержание мочи и кала (как протест);

— скандалы родителей приводят к отсутствию чувства защищенности, которое будет постоянно находить отклик в социальных контактах, ребенок будет либо отыгрывать негативный опыт на более слабых детях, либо сам подвергнется давлению со стороны более сильных детей;

Читай также: Как получать алименты в Украине? Ответы министра юстиции

— ребенок может стремиться на улицу, чтобы не видеть того, как кто-то из родителей унижает другого. Так может появиться стремление к бродяжничеству;

— когда между родителями скандал, то у детей, особенно у мальчиков, может наблюдаться чувство вины, если папа бьет маму или оскорбляет ее.

В этом случае чувство вины накапливается до такой степени, что потом ребенок испытывает сильные приступы агрессии.

И так как не может их адресовать отцу (чувствует себя слабым, или страшно противостоять), то агрессия может выйти из-под контроля и вылиться на сверстников (известны случаи, когда ребенок избивал другого ребенка до потери сознания);

— у девочек в будущем может не осознаваться желание «помериться силами» с супругом и стремиться его подавить, чтобы таким образом отомстить отцу за маму. Часто супруги сильно ссорятся, а через некоторое время даже не могут вспомнить причины этих ссор. Здесь речь о том, что детский опыт никуда не девается, он накладывается на нашу взрослую жизнь;

— если девочка в детстве часто была свидетелем сильных конфликтов родителей, с побоями и унижениями со стороны папы в отношении мамы, то подсознательно или сознательно она будет стремиться быть одна, без партнера. То есть, она может быть одинока.

— если мальчик наблюдал часто, что папа обижает маму и был с ним не согласен, жалел маму и сочувствовал ей, то это не означает, что со своей супругой он будет терпелив и ласков. Очень часто молодые люди из таких семей продолжают линию поведения своего отца в отношении супруги. И при этом помнят, как больно им было, как казалось это несправедливым и из чувства вины могут пить.   

Читай также: Насилие в семье: куда обращаться

Есть еще много разнообразных способов, когда наш детский негативный опыт воплощается в каком-то измененном виде нами во взрослой жизни, и часто это грустные истории, в которых идет продолжение родительских отношений. Мы копируем опыт наших родителей, хотя от него же в детстве и страдали.  

© shutterstock.com

Могут ли скандалы родителей послужить основой для развития психологических патологий у ребенка?

И да, и нет.

Здесь речь может идти как о негативном влиянии (когда ребенок видит отношение между родителями и в будущем будет строить свои отношения по такому же типу: с ссорами, побоями, оскорблениями…), так и позитивном, когда ребенок видя отношения между родителями будет стремиться в своей семье к другим способам решения конфликтных ситуаций (посредством обсуждений, консультаций у специалистов, получение совета от друзей…).

Ответ на этот вопрос больше в области индивидуальность ребенка, все ж таки мы не точные копии своих родителей, а значит, допускаются другие способы реализации поведения. То, что такое общение родителей отражается на ребенке, это однозначно. Вариантов развития патологий масса, но вот всегда ли они развиваются в ребенке – это сказать точно нельзя.

Один ребенок реагирует на эти скандалы родителей, другой отгораживается и находит себя со сверстниками, третий получает поддержку от бабушки, четвертый ушел в чтение книг с головой… Важным фактором остается амплитуда разногласий в семье. В одной семье конфликты на уровне слов, в другой это оскорбления, в третьей это побои и унижений, в четвертой это запои и драки.

Здесь можно говорить о том, что когда негативные факторы в большом количестве или достаточном для данного ребенка сходятся в одну точку, то мы можем наблюдать развитие психопатологий у ребенка.

Например, формирование таких черт характера как депрессия, негативизм, ироничность, язвительность,   пессимистическое восприятие мира, недоверие к противоположному полу на грани патологии и другое.

  «Кодируется» ли сознание ребенка в дальнейшем вести себя так, как ведут себя его родители? А именно: все проблемы решать через скандалы и выяснения отношений.

Очень часто да. Дети как губка впитывают через родителей в себя опыт, связанный с поведением в конкретных ситуациях, отношениями к людям, ценностями, правилами, моралью и нормами общества в котором живет его семья.

Именно родители первые показывают, как и что делать. Своим опытом они обучают ребенка и формируют его личность.

Если родители учат ребенка не обманывать, а сами при этом часто обманывают, то такой ребенок будет знать что обман — это нормально, потому что его родители этому научили через свое поведение.

Также следует помнить о том, что наша ДНК во многом состоит из опыта наших предков, поэтому дети находятся под сильным  влиянием родителей как внешнего фактора, где демонстрируется форма поведения и внутреннего фактора, где диктуется поведение и реакции, закодированные в ДНК. Поэтому важно беречь ребенка от излишне негативной информации, не перегружать его психику, стремиться создать дома такие условия, чтобы он чувствовал защищенность и любовь.

© shutterstock.com

Как научиться родителя не «срываться» в присутствии ребенка?

Для родителей, которые хотят вырастить здоровую личность необходимо научиться общаться знаками и найти альтернативы, чтобы не скандалить и разрядить обстановку не в присутствии ребенка:

— махнуть головой – призывая выйти;

— говорить какую-то фразу, которая будет закодирована: например вместо: «…заткнись, достала!» можно использовать «не говори много». Иногда у супругов это вызывает улыбку, что уже терапевтично;

— отложить беседу на позднее время, когда ребенок будет спать. Часто это срабатывает, потому что эмоции до вечера утихают, и тогда происходит конструктивная беседа;

— для женщин полезно вести дневник эмоций, куда можно выписать все что думаешь о муже или другом человеке, а не носить в себе;

— один из вариантов купить грушу и когда накипит сбрасывать агрессию на нее;

— если есть возможность пойти в спортзал, то там голова отдыхает. 

Как действовать, если «сдержать» ссору не получилось?

Но если вопрос требовал срочного решения или эмоциональной разрядки, супруги не сдержались и конфликт состоялся, стоит позаботиться об ощущениях и переживаниях ребенка и объяснить ему что родители спорят по взрослым вопросам и что он тут не при чем. Возможно, извиниться за то, что малыш стал свидетелем их разногласий.

Если родители позже помирились, то стоит это продемонстрировать ребенку, чтобы его внутреннее напряжение ушло. Например, взяться за руки, или вместе пойти пить чай. В этот момент важно не обещать, что этого не повторится, чтобы потом не страдать от угрызений совести.

Все мы, прежде всего люди, а поэтому нам свойственны эмоции. 

Семейные скандалы – это болезненный и острый вопрос.

Родителям не стоит ставить свои амбиции на первое место, необходимо помнить о том, что их неразумные и необдуманные действия могут привести к непоправимым последствиям у ребенка.

К тому же, такое выяснение отношений наносит вред не только ребенку, но и каждому члену семьи. К чему такие жертвы? Все в этой жизни можно решить, главное – захотеть!

Каждая семья должна быть эмоционально здорова. И если следовать советам нашего психолога, то можно не только избавить своих детей от психических патологий и прочего, но и научиться решать все конфликты правильно, слажено и без криков.

Как научиться забывать обиды

Как не изводить себя ревностью: интервью с психологом

Валерия Лещенко

Источник: https://sunny7.ua/semja/children/chem-opasny-dlya-detey-skandaly-roditeley—sovety-psihologa

Чрезмерная опека только вредит ребенку — Психология родительства — Детство вместе

Чрезмерная опека только вредит ребенку - Психология родительства - Детство вместе

— Когда родители уехали на заработки в Тайланд — http://tyr-tailand.ru/, девочке было всего полтора года, — рассказывает об одной из своих пациенток детский психиатр Екатерина Селиванова. — Воспитывала ребенка бабушка.

От чрезмерной опеки женщины ребенок не мог наладить общение с ровесниками. Возникли проблемы и с учебой в школе.

— Бабушка действительно хотела для ребенка только самого лучшего, очень за внучку волновалась, — добавляет врач. — Она пыталась как можно лучше кормить девочку и защищать ее от всех неприятностей. Даже не отпускала к другим детям поиграть, чтобы ее никто не обидел или ударил.

Однако в конечном итоге, как говорит врач, это обернулось серьезными проблемами для девочки.

Ребенок боялся сверстников

— Основной причиной возникновения нарушений при адаптации ребенка стало то, что она не посещала детский сад, — продолжает специалист. — Бабушка проживала в деревне. Садика там не было.

Поэтому, когда девочка в пять лет пошла на подготовительные курсы в школу, сразу начались проблемы. Девочка боялась своих сверстников, совсем не знала, как с ними обращаться, даже как говорить.

Ведь, окруженная лишь бабушкиной гиперопекой, не общалась с детьми.

Когда девочка пошла в первый класс, ситуация только ухудшилась. Ребенок не мог долго находиться в коллективе. Следовательно конфликты с другими учениками все нарастали, рассказывает детский психиатр.

В результате девочка начала прогуливать занятия. Просто поднималась из-за парты посреди урока, выходила из класса и шла домой.

Ведь ей было очень трудно находиться в окружении людей, с которыми она не могла найти общего языка.

В итоге бабушка поняла, что с ребенком не все в порядке. Женщину встревожило странное поведение внучки, поэтому бабушка повела ее к психиатру.

— Мы, конечно же, помогли той девочке, — рассказывает психиатр. — Ее уже выписали из больницы. Она посещает школу, общается с детьми, у нее наладился процесс адаптации. Однако мама — все еще на заработках. Она за границей работает уже около десяти лет. Единственное, чем ребенок радуется, — что мама приехала к ней на первый звонок.

Хотя, по глубокому убеждению детских психологов и психиатров, в таком возрасте ни одна бабушка, тетя или иная даже близкая родственница ребенку маму не заменят.

Заикание — реакция на шок

— Той ласки, которую дала бы мама, девочка не получит ни от одного другого человека, — добавляет врач. — Поэтому вырастает обделенной эмоциями. Как следствие, это приводит к сложным психическим и адаптационным расстройствам.

Такие случаи, как рассказывает врач, — совсем не редкость. Особенно они распространены в селах и в райцентрах. Так, недавно на консультацию в психиатрическую больницу тетя привела пятилетнюю племянницу. Ребенка ей на попечение оставила сестра. Женщина также выехала за границу.

Когда девочка поняла, что мамы рядом нет, начала заикаться. Это очень распространенная невротическая реакция малышей на какое-то шоковое событие. Хотя мать и старалась вести общение с ребенком в Интернете по Skype, но рядом ее нет! А дети очень тяжело переживают такую разлуку.

Читайте также:  Дисциплина в любви - психология

Если у родителей нет другого выхода, чем оставить ребенка на попечение бабушки или тети, врач советует им всем проконсультироваться у психиатра. Это позволит избежать психических расстройств у малышей. Ведь впоследствии они могут перерасти в устойчивые патологии.

В доме не было ни телевизора, ни радио

У каждого из маленьких пациентов больницы — своя непростая история. Детский психиатр рассказала еще более сложный случай. Когда ребенка родные ограничивали в средствах развития.

— У нас лечится девочка-подросток, которая полностью дезадаптированная в коллективе, — рассказывает врач. — Ее к нам привела мать-одиночка. Отца у этой девочки никогда не было. Проживают они в селе вместе с бабушкой.

Когда ребенок учился в четвертом классе, у нее развились чрезвычайно серьезные проблемы в общении с другими детьми. У девочки заметны различные навязчивые невротические движения. Она постоянно смотрит в пол и трет ладошками.

Также не смотрит людям в глаза, замыкается в себе. Очень запуганная и робкая.

Причина появления такого психического расстройства чем-то подобна первой, добавляет врач, но имеет более запущенную форму и тяжелые симптомы. Девочку также ограничивали в общении со сверстниками.

Она не посещала садик. Но ее еще и ограничили в других средствах развития. Семья — бедная. Живет только на бабушкину пенсию. Мать не работает, ухаживает за хозяйством. В доме нет телевизора, даже радио.

Значительную роль, по словам психиатра, сыграло и то, что мать тоже не уделяла ребенку должного внимания. Девочка росла почти полностью отстраненной от общения. Не имела доступа к какой-либо информации. Это очень задерживало ее развитие.

Поэтому, когда она пошла в школу, другие дети не приняли ее в компанию. А девочка, в свою очередь, почувствовав свою неполноценность, проявила к коллективу сильную агрессию. Начался серьезный конфликт. Впоследствии он перерос из детского во взрослый.

Ссорились уже не только дети, но и их родители и учителя.

— Этот ребенок не является умственно отсталым, — объясняет врач. — Расстройства у нее возникли из-за нехватки воспитания и недосмотр учителей и психологов.

Хотя одна из самых больших проблем — то, что в сельских школах зачастую нет психологов. Они промучили ребенка в школе четыре года и недавно мама наконец привела ее к нам.

Впоследствии семья планирует отдать девочку в другое учебное заведение.

Психические расстройства у ребенка сами собой не проходят

Первые признаки психического расстройства могут проявляться даже в очень раннем возрасте — до трех лет, объясняет детский психиатр Екатерина Селиванова.

— Если ребенок с опозданием ходит или говорит, это должно насторожить родителей, — рассказывает специалист. — Напомню, ребенок должен начинать ходить в год, а говорить — до двух лет.

Если этого не происходит, у ребенка есть легкая задержка в развитии. Впоследствии стоит обратить внимание, не возникает ли у ребенка проблем в формировании навыков самообслуживания. Например, он не может самостоятельно одеться, умыться, поесть.

Это — основные первичные признаки психического расстройства.

Психиатр напоминает, что главное в таких случаях — вовремя обратиться к врачу. Тогда ситуацию можно исправить. Причем такие признаки расстройств являются настолько очевидными, что родители сами могут их заметить.

Также очень важно, как говорит врач, не надеяться, что ребенок изменится, перерастет, «выходится», «выговорится». Часто родители скрывают такую информацию, чтобы никто не узнал, что их ребенок — особенный.

Или же обращаются к экстрасенсам или знахарям.

— Так психические расстройства у ребенка могут только усугубиться, — говорит врач. — Со временем — привести к сложным патологиям, которые полностью вылечить не удастся. Недавно к нам приехал парень по направлению из военкомата.

Там ему аж в 16 лет впервые поставили диагноз — патология умственной отсталости. Удивительно, как он учился столько лет в школе и общался с ровесниками? Может, если бы он обратился раньше, мы смогли бы помочь. Но у подростка характер уже сформирован.

Поэтому полностью преодолеть умственную отсталость не удастся.

Также очень важно, по мнению психиатра, чтобы родители следили за тем, как ребенок общается в коллективе. Если у него возникают конфликты с ровесниками, следовательно, он ощущает свою неполноценность.

Это впоследствии приводит ко многим сопутствующим заболеваниям — нервным расстройствам, неврозам. В конце концов, наступает полная дезадаптация человека в обществе.

Он фактически становится инвалидом — не может полноценно жить и работать рядом с другими людьми.

— Чаще психические расстройства проявляются у детей в подростковом возрасте, — говорит специалист.

— Если малыш прогуливает уроки, плохо учится, озлоблен на ровесников, агрессивен или, наоборот, замкнут, немедленно обращайтесь к специалистам. Мы корректируем развитие таких детей.

Развиваем их мышление, память, внимание, снимаем тревожность, комплексы. Это в результате возвращает малышей к полноценной жизни.

Источник: http://detstvovmeste.ru/publ/psikhologija_roditelstva/chrezmernaja_opeka_tolko_vredit_rebenku/14-1-0-643

Что травмирует психику ребенка

Что травмирует психику ребенка

Психика ребенка в любом возрасте очень уязвима. Стрессы, страхи, негативные проявления окружающей жизни оказывают отрицательное влияние на формирование его психического состояния, его характера.

Семья является той основой, на которой строится вся жизнь ребенка. От межличностных отношений родителей между собой и детьми зависит, как сформируется модель семейного поведения у ребенка.

Родители должны учитывать, что ребенок учится общению у них. Именно родители дают пример поведения для ребенка. Соответственно, если мама и папа постоянно ругаются, обзывают друг друга, дерутся, то ребенок воспринимает это как норму общения в семье. При этом такие отношения родителей наносят непоправимую травму на детскую психику.

Отношение родителей к сыну или дочери также имеет большое значение для их развития. Если мама или папа кричат на своего ребенка, используя бранные слова, то это приводит к формированию забитой личности малыша.

Впоследствии ему будет сложно поверить в свои возможности, он вырастет психически неуравновешенным человеком.Если в семье два и более ребенка, отношение родителей к ним должно быть одинаковое. В противном случае тот ребенок, которому выражается меньше внимания, чувствует себя ущербным, «неправильным».

Он старается заслужить любовь взрослых. Не добившись этого, он начинает испытывать злобу на родителей и других детей. Через много лет такое отрицательное отношение будет очень сложно переломить.

Психику ребенка может травмировать негативное отношение к нему окружающих людей.

Это могут быть сверстники в детском саду или школе, педагоги, соседи. Родители должны отслеживать круг общения своего ребенка.

Важным является то, как выстроит межличностные связи детей в группе воспитатель или классный руководитель. Ему необходимо пресекать ущерб одного ребенка другими детьми. Бездействие взрослого приводит к нарушению психики гонимого ребенка, это может повлечь страшные последствия. Кроме того, остальные дети усваивают, что таким образом они могут получить незаслуженное превосходство.

Когда ребенок является по натуре лидером, он неосознанно будет стремиться к лидерству в группе детей. Если этого не происходит, у ребенка может случиться ломка стереотипа поведения. Чтобы пережить такой момент, ему будет нужна помощь взрослых.

Что есть сознание? Сознание является соединением основных процессов психики, что даёт нам возможность чувствовать, ощущать, представлять.

В психоанализе сознание определяется как пространство, порождённое бессознательным, из которого вытесняется все, что может идти вразрез с главенствующим содержимым.

По факту все, что как-то не вписывается в жёсткие представления о себе, этим самым бессознательным и не допускается до сознания.

Защитные механизмы психики — это те рычаги, которыми бессознательное контролирует, что попадёт в область сознания. Они служат для устранения или сведения к минимуму негативных, травмирующих переживаний. Также их действие направлено на сохранение стабильности самооценки человека.

Есть несколько видов защитных механизмов психики человека:

Вся суть в том, что неприятная информация просто забывается. То есть произошло какое-то травмирующее событие, а через какое-то время воспоминания о нём все бледнеют, пока не забудутся вообще.

Означает, что человек не видит/не осознает очевидных вещей. Такая схема хорошо просматривается в отношениях, когда один партнёр закрывает глаза на проблемы или отрицает их наличие.

Хорошо показывается, опять же, на примере отношений, когда муж по после работы срывает гнев и недовольство на жену и детей. Хотя реальным объектом его негативных эмоций является его начальник или коллега.

Реагирование не по-взрослому типу, а по детскому. Вы же наверняка неоднократно встречали взрослых, самостоятельных людей, которые на некоторые ситуации реагируют, как дети. Капризничают и устраивают истерики.

Приписывание другому собственных негативных черт. Механизм работает на то, чтобы направить негативную энергию на другого человека, а не на себя.

Приуменьшение значимости сферы, в которой человек чувствует себя неполноценным и преувеличение той сферы, где успех всё-таки есть.

Если когда-либо ранее человек хотел совершить или даже совершил, какой-либо неприемлемый, социально осуждаемый поступок, то при работе этого механизма он впоследствии будет всячески осуждать людей, которые совершают тот же поступок.

Замена действия, которое хочется, но «неможется» делать, на какое-либо другое действие.

Сублимацию изначально приписывали в первую очередь сфере сексуальной жизни, когда субъект испытывает сильное сексуальное желание, но не может его реализовать и занимается чем-либо, что заглушает влечение.

Например, спортом. Сейчас же это понятие шире. В понятие сублимации входит любое перенаправленное действие.  

Наша психика – это сложный механизм, который не всегда работает во благо нам. Часто защитные механизмы психики не столько решают проблему, сколько создают её. Об этом можно узнать, пройдя несложные тест на защитные механизмы психики. Если работать в этом направлении, то можно сильно увеличить качество своей жизни.

Даже самый любящие родители периодически могут повысить голос на своего ребенка. Порой мы все срываемся на крик, заранее понимая, что потом будем жалеть о сделанном. Как научится контролировать свои чувства и брать себя в руки?

Почему не стоит кричать на детей?Все подростки воспринимают крик одинаково – они его пугаются. Правда реакция у каждого на крик своя, кто-то начинает плакать и замыкается в себе, другие начинают прятаться в другой комнате или просто кричать в ответ. Можно сказать, что постоянный крик травмирует психику ребенка и разрушает тёплые взаимоотношения.

Когда полезен крик?Необходимо принимать во внимание, что крик это не всегда плохо. В жизни бывают моменты, когда он просто необходим. К примеру, бывают экстренные ситуации, когда ребенок переходит дорогу а на него быстро едет машина. В данном случае необходимо крикнуть и предупредить ребенка об опасности.

Но повышение тона подействует на ребенка только в том случае, если вы не кричите на него постоянно, с поводом и без повода. Как побороть раздражительность?Для того чтобы научится брать себя в руки необходимо попросить помощи у своего ребенка. Не подумайте, что ему еще мало лет, и он ничего не понимает.

Напротив, дети очень чувствительны и очень хорошо воспринимают настроение родителей. Необходимо сказать ребенку что вам сложно контролировать свои чувства и дайте он разрешение, чтобы он перебивал вас или останавливал. Вот увидите, что когда ребенок попросит вас не кричать и поговорить спокойно, вы перестанете кричать.

Научитесь больше отдыхать с ребенком и уделять ему больше времени. Очень сложно поддерживать отношения, когда вокруг стрессовая ситуация. Очень часто крик вызван переутомлением, поэтому займитесь любимыми делами, примите ванну или почитайте любимую книгу. Если вы чувствуете, что ваши нервы сдают очень часто, то на помощь прийти может только психолог.

Специалист посоветует вам препарат, благодаря которому вы станете спокойнее. Самое главное, о чем необходимо помнить, что ребенок в детстве ничего не может сделать, но как только он вырастет, он перестанет с вами общаться и доверять вам. Перед тем как кричать подумайте к чему это может привести и остановитесь.

Есть одно хорошее средство, которое безотказно работает, когда образовалась конфликтная ситуация – это юмор. Попробуйте не кричать на ребенка или погавкать или порычать. Он поймет что вы недовольны, но не испугается и порычит вместе с вами и все перейдет в шуточную игру.

Читайте также:  Искатели счастья - психология

Примерно к трем годам ребенок всячески пытается отстаивать свое «Я».

Одни при этом плачут, другие топают ножками и валяются по полу, третьи кидаются на маму с кулаками и т.д. Как вести себя в таких случаях, чтобы выйти из конфликтной ситуации с минимальными психологическими потерями.

Конечно, истерику лучше предотвратить, для этого существует ряд правил, которые ребенок должен четко знать с самого детства.

К примеру, не лезть в розетку, не перебегать самостоятельно дорогу, не трогать ножи и ножницы и пр.

У ребенка должно быть право выбора: «Ты будешь кушать суп или кашу? Ты будешь кушать сейчас или после мультика?». Ребенок понимает, что есть придется, а вот что и когда, малыш решит сам.

Зарождающуюся истерику можно распознать по нескольким признакам: малыш задерживает дыхание, поджимает губы, в глазах появляются слезы и т.д. В таких случаях нужно быстро переключить его внимание на что-нибудь другое, предложить игрушку, вместе порисовать или почитать книгу.

Но иногда бывает так, что купировать истерику не удалось и скандал в самом разгаре. Что делать в подобных случаях?

Сохраняйте устойчивость.Чаще всего, дети затевают истерики в людных местах: магазинах, поликлиниках, общественном транспорте.

Мама, боясь осуждения окружающих, испытывая чувство вины за такое поведение малыша, пытается уговаривать ребенка, а, если не помогло, то кричать или бить чадо.

Тут нужно попытаться абстрагироваться от окружающих и действовать в своих интересах и интересах ребенка.

Будьте «контейнером» для эмоций малыша. Сначала необходимо понять, что же творится с ребенком во время истерики. Получив отказ в чем бы то ни было, он сначала расстраивается, потом злится, неадекватно ведется себя. Выйти из этого состояния самостоятельно ребенок уже не может и истерика продолжает нарастать.

В состоянии аффекта он уже не слышит маму и не реагирует на уговоры. Ни в коем случае нельзя молча стоять и ждать окончания истерики, нельзя оставлять малыша наедине с его эмоциями, это сильно травмирует психику ребенка.

Не нужно продолжать ругать ребенка или говорить «нет», стоит попытаться понять чувства и эмоции ребенка, выдержать его ненависть и малыш наплачется и успокоится. 

Во время истерики малыша необходимообнять, взять на руки, если есть возможность, унести в другое место. Если истерика случилась дома, можно завернуть ребенка в одеяло и побаюкать. Когда ребенок практически успокоился, нужно предложить ему глубоко подышать, попит водички и т.д.

После истерики желательно побыть рядом с ребенком, объяснить его и свое поведение. Рассказать о моментах, в которых поведение малыша было вам приятно.

Источники:

  • Детские истерики – как правильно реагировать и как бороться?

Развод — это всегда нелегкое время для всей семьи. Страдают все, в том числе и ребенок. Как оградить малыша от родительских разборок, не травмируя его психики? Пока родители выясняют отношения и делят имущество, ребенок ловит каждое их слово, настроение, реакцию.

Инструкция

Когда рушится семья, трудно сохранить спокойствие, легко поддаться панике и драматизировать развод. Негативные мысли и чувства легко передаются ребенку. Сейчас ребенок особенно остро нуждается во внимании, заботе и положительных эмоциях, ведь материнская любовь — лучшая прививка от жизненных невзгод.

Внушая ребенку, что развод — не повод для переживаний, мы игнорируем его чувства, не принимаем их всерьез. Как ни крути, уход отца из семьи — большая потеря. Объясните ребенку, что понимаете, как ему больно и страшно.

Ты плохо себя вел, поэтому папа ушел. Сказать такое способна женщина, ругающая и презирающая себя за то, что не смогла спасти брак, но предлагающая ребенку разделить с ней ответственность за неудавшиеся отношения.
Постарайтесь не втягивать детей в конфликт взрослых: это очень серьезное испытание для ребенка любого возраста.

Для ребенка папа — важный и любимый человек, от которого он унаследовал многие черты внешности и характера. Поэтому ребенок может перенести критику на себя: если папа плохой, значит, и я тоже.

Если девочка слышит плохие отзывы об отце, у нее формируется установка «все мужчины — нехорошие».

Постарайтесь говорить и о положительных качествах бывшего мужа, а также позвольте ребенку общаться с отцом, если это желание взаимно.

Обратите внимание

Когда в семье царят взаимные понимание и поддержка, оба супруга чувствуют себя полными сил, готовыми к совершению великих дел.
Но бывает, на смену творчеству и вдохновению приходят уныние, чужое мнение, недоверие, постоянная критика. Тогда близкие и любимые люди начинают говорить на абсолютно разных языках.

Полезный совет

Необходимо говорить ребенку больше ласковых слов.

Распечатать<\p>

Что травмирует психику ребенка

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-818209-chto-travmiruet-psihiku-rebenka

Детская психология: Наказывать — вредно – Ребенок в детском саду

Детская психология: Наказывать - вредно – Ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста! Мой ребенок (4 года, мальчик) очень активный, бегает, может толкаться и обижать… Я, конечно же, дома его воспитываю, объясняю ему, как надо себя вести. Рассказываю, что других деток обижать нельзя, придумываю занятия, чтобы он отвлекался от плохих дел. Наказание применяю в виде угла или просто, чтобы посидел и успокоился, не бью.

В детском саду я лично говорила воспитателю, что моего ребенка я разрешаю садить на скамейку или на стульчик в угол (как наказание).

Воспитательница у нас очень добрая, любит детям читать и играть с ними, а вот наказывать она не умеет (вообще никак).

В итоге получается, что дома он ведет себя активно, но меня слушает и других не обижает, а в садике он понимает, что там не наказывают и плохо себя ведет.

Если он обнимает ребенка, то делает это очень сильн — девочки пугаются, а мамы жалуются. Дома я стараюсь изо всех сил и разными методами повлиять на него, но все-таки в детском саду ребенок с 7.30 утра до 18.00 вечера. Воспитание в садике играет огромную роль. Что я могу сделать за пару часов вечером, когда после детского сада ребенок неуправляемый?

Пишу вам, потому что его поведение зашло слишком далеко и я в ШОКЕ!!! Несколько мальчиков душили друг друга, вроде в шутку, играя, но БОЛЬНО! Мой сын это увидел, мальчики тоже в его группе, и тоже начал душить одну девочку! Воспитатель увидела и сказала, чтобы он успокоился, в угол не ставила, мужу ничего не сказала (муж забирал из сада, я дома с маленьким ребенком была). Узнала я про это от мамы этой девочки.

Я очень переживаю, это же может дойти и до больницы! Мой ребенок любит детей, часто сам просит взять что-нибудь вкусное в детский сад, чтобы другим деткам дать. И эту девочку катал на качелях за день до этого, так что душил он не из-за ненависти, а от того, что ВСЕ так делают и мне надо так.

ВОПРОС: как в течении дня воспитатель должен учить детей вести себя? Можно ли наказывать детей и какими способами?

На счет занятий.

Утром воспитатель читает детям книги и играет, а вот вечером на участке дети сами по себе, могут даже за веранду спрятаться и играть там без нее! А если за верандой кто-нибудь задушит? Или мой сын, или моего сына? Что делать? Я же не учу его бить детей и сама его не бью. Муж и я не курим, не пьем, бабушки и дедушки тоже не курят и не бьются. Нормальные семьи. Если мой ребенок душит, меня же посадить могут! И я детей очень люблю в детском саду, всегда играю с ними, когда за своим прихожу.

Кто должен отвечать в такой ситуации? Что могу сделать я, чтобы избежать подобного? Что может сделать воспитатель? Очень прошу у вас помощи! Такой серьезный случай первый раз, раньше мой ребенок просто бегал и мог нечаянно задеть при беге, но чтобы душить?! Заранее спасибо! Очень жду ответа!

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Хорошо, что бабушки и дедушки не курят. Это поможет Вашему сыну вести здоровый образ жизни.

Удивительно, что Вы так много внимания уделяете наказаниям. Во-первых, сами их боитесь (посадят), во-вторых воспитательное воздействие оцениваете с точки зрения того, насколько хорошо человек может ребенка «обуздать», наказать, заставить, выследить.

В этом ли действительно основная цель воспитания?

Вопрос этот напрямую связан с теми вопросами, которые Вы задаете в своем письме. Отвечая на него, каждый родитель невольно выбирает линию своего поведения по отношению к ребенку, а потом в ту же сторону развиваются и отношения родителя с ребенком, и сам ребенок все больше и больше меняется в этом направлении.

Посмотрите, что получается, если основную часть внимания перенести на вопрос наказаний. Тогда все время человек невольно будет решать: плохо – хорошо, можно – нельзя, наказывать – не наказывать, как автомат. На это уходит много сил и времени, а когда же жить, любить и просто получать удовольствие от жизни? Получается, некогда. Так для чего мы живем?

В принципе, на все Ваши вопросы можно ответить очень коротко: наказывать вредно. Так же вредно, как ругать, критиковать (себя в том числе), заставлять, подозревать в дурных намерениях и вообще относиться к любому человеку, в том числе и к себе, как к потенциальному злодею.

Ходят вокруг этакие злоумышленники, все до единого думают, как бы гадость какую сотворить, а не делают потому, что боятся, что их накажут. Получается мир Бабаек, или что-то в этом роде.

Вам нравится такой мир? Если нет – оставьте его и переходите в мир людей, которые доверяют друг другу, любят друг друга и уважают свои и чужие желания, чувства и потребности.

В этом мире нет никакой нужды постоянно быть начеку, ожидая неприятных сюрпризов от близких и не очень людей, здесь не нужно бояться своих мыслей или наказаний, здесь можно дружить и любить, делать друг другу приятное не из страха, чтоб плохо не было, а по зову души.

Ну кто Вам сказал, что подвижный и активный ребенок – это плохо? Вы, что ли, реально верите в то, что дети могут быть спокойными и вялыми, и одновременно здоровыми? Сомневаюсь, однако.

Не знаю, поверите ли Вы, если я скажу, что наказания еще и не нужны. Да, они просто – пережиток заблуждений, следствие того, что взрослые люди не могут принять себя и полюбить себя.

Видимо потому, что в детстве их тоже выслеживали и наказывали, подозревали во всех грехах и «неправильных» желаниях.

Вот и выросли они убогими, никому не доверяют, ни себе, ни собственным, невинным, добрым детям, ждут от них подвоха.

Любое наказание – это прекращение любви. Вместо нее действует принцип «Ты будешь делать то, что я хочу». Дальше можно прилепить любое «потому, что», но ребенок его вряд ли воспримет. Взрослый думает: потому что я умный, а ты дурак. Ребенок думает; потому что ты сильный, а я слабый. А теперь скажите, какое из двух утверждений, по-вашему, ближе к реальности?

На самом деле взрослый принуждает ребенка по гораздо более прозаичной причине: он боится ребенка. Как ни странно, большой, сильный, умный человек из-за своего недоверия начинает бояться маленькое и безобидное существо потому, что ребенок непредсказуем, он ведет себя естественно, спонтанно, в чем и заключается великое искусство свободной, счастливой и здоровой жизни.

Взрослый же, если он сидит за решеткой своих предубеждений, страхов и запретов, такую жизнь вести не может, потому что у него нет главного – свободы действий. Он просто не позволяет себе эту свободу.

Как это я буду делать, что хочу? А вдруг… — слышите, те же нотки, что и про ребенка – а вдруг он за верандой такооооое что-то сделает? Ирония заключается в том, что такому взрослому тюрьма уже не страшна, поскольку он сам себя так «посадил» — никакая амнистия не поможет.

Читайте также:  Потребности: традиционный взгляд - психология

Спасение только одно – самому выйти из добровольного заключения, полюбить себя, научиться ценить себя, как уникальную, неповторимую личность, научиться уважать свои желания, мысли и чувства. Только после этого можно научиться полноценно любить, уважать и ценить окружающих, в том числе и своих детей.

В каждом человеке живет неиссякаемый источник добра и света.

У маленьких детей этот источник не замутнен никакими предрассудками и предубеждениями, поэтому они умеют жить беззаботно, весело, активно, задорно, потому они так быстро всему учатся, им все интересно, они много двигаются, и они свободны.

Свободны до тех пор, пока взрослые не начинают на них охоту со своими сачками, как на бабочек. «Ты должен сидеть!» — зачем? «Нужно делать так» — а есть ли другие способы? «Замолчи!» — почему, если так хочется сказать?

Недоверие к себе порождает желание контролировать себя (свои чувства, мысли, действия, слова, желания – все, до чего рука дотянется). Недоверие к окружающим порождает стремление контролировать все, что происходит вокруг.

Нужно следить за воспитательницей, чтобы воспитательница следила за детьми. Нужно следить за ребенком, чтобы он никого не обижал, чтобы слушался меня и так далее.

Тотальная слежка, попытки проконтролировать саму жизнь не дают никаких результатов, и приводят к разочарованию и растерянности. Огромное количество сил оказываются потраченными впустую.

Чтобы вернуть себе свою энергию, легкость и ощущение радости жизни, достаточно просто отпустить мертвую хватку и прекратить попытки контролировать всех и вся. Первый шаг заключается в том, чтобы наконец-то перестать бороться.

Перестать бороться с собой и следить за собой, как за потенциальным преступником, поверить самой себе, ценить себя, умницу и красавицу, достойную любви и всяческого хорошего отношения. Потом Вы сможете оценить, насколько мудры ваши желания.

Вы сможете увидеть, как мудры дети, какая гениальная интуиция у Вашего сынишки, как он умеет ловить удачу за хвост и предотвращать нежелательные события.

Вы будете удивляться, как совершенно нерациональные, на первый взгляд, дурацкие идеи оказываются не просто рациональными, но и оптимальными, бьющими прямо в яблочко.

Старайтесь видеть больше хорошего, обращайте внимание на то, что Вам нравится. Находите ежедневно и ежечасно позитивные моменты, ищите то, что Вам нравится в людях, в Вашем сыне и, особенно, в себе.

Как можно больше времени уделяйте тем занятиям, которые Вам нравятся. Хвалите себя, сына и всех, кого захотите, хвалите как можно чаще, и Вы увидите, как начнет меняться мир вокруг Вас, как хорошего и приятного будет становиться все больше.

А критику рекомендую выбросить в мусорный бак. Ей там самое место.

Источник: http://deti-club.ru/nakazivat_vredno

Психические расстройства у детей

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств.

Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии.

По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей.

После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью.

Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям.

Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными.

Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит.

Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии.

При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тревожные расстройства, страхи;
  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, агрессивность;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;
  • детская шизофрения.

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип.

Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация.

Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития.

Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка.

Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности.

Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта.

Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность.

Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу.

Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет.

Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— шизоидность и циклоидность;

— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

— попытки убить себя или навредить;

— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

— сильные тревоги, мешающие обычной активности;

— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

— употребление алкоголя или наркотиков;

— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

— перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Источник: http://psihomed.com/psihicheskie-rasstroystva-u-detey/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию