Творческий поток — психология

Как попасть в «поток» за шесть шагов

Все наверняка слышали, что творческие люди отдают частичку себя, поэтому в музыке композитора можно найти частицу его души или же в картине художника его видение мира.

Стать едиными со своей деятельностью нелегко, так как это связано с определенным душевным состоянием.

Говорят, что те, кто сумел попасть в «поток», ощутил на себе жизнь вне времени, и самым главным для них является сосредоточение на собственной деятельности.

Данный «поток» — это одновременно и повод к самореализации, и достойная награда. Более того, если найти путь к нему, то качество жизни гарантированно улучшится, так как гармония с собой – одно из главных условий того, чтобы жить счастливо.

Что такое «поток»

Родоначальником теории «потока» является психолог из Венгрии М. Ксизентмихали. Пережив военное время, еще тогда, в раннем детстве, ему пришла мысль о том, что далеко не всегда материальное благополучие является источником счастья. Более того, огромное количество людей, которые не испытывают недостатка ни в чем, не являются счастливыми.

Второй вопрос, который его заинтересовал, касался того, почему эти люди ничего не делают для того чтобы стать счастливыми?

На поиски ответа у автора ушло четверть века, которые он потратил на социологические опросы людей разных профессий и социального уровня, в результате чего обнаружил странное однообразие в ответах. Каждого из опрашиваемых психолог просил назвать самый счастливый момент в жизни и описал эти ответы в своей книге «Поток: Психология Оптимального Опыта».

И вывод его был достаточно простым: наибольшее счастье человек испытывает на пределе своих возможностей, когда усилия, им прилагаемые, добровольны, но ведут к достижению максимального результата.

При этом опыт может быть не слишком приятным в момент его возникновения, т.е. спортсмен испытывает огромные нагрузки, а зачастую и боль при попытке поставить очередной рекорд, но достижение поставленной цели в полной мере перекрывает все трудности, испытываемые в процессе.

Характеристики состояния «потока»

Сам автор описывает данное состояние как полную отрешенность от действительности при вовлечении в деятельность, направленную на достижение собственного блага. Время становится быстротечным и как бы проходящим мимо, тогда как результат достигается как бы вне его.

Но для достижения данного состояния необходима полная увлеченность своим родом деятельности. Более того, если эта деятельность будет слишком простой, то подобного эффекта не наступит, равно как и в случае не реальности поставленных задач.

Ксизентмихали описывает ощущения в состоянии «потока» как вовлеченность в свою деятельность до такой степени, что любая мысль или движение является логичным завершением предыдущего, сравнивая процесс с детской игрой.

«Поток» и внутренний потенциал

Психолог установил, что данное состояние увеличивает потенциал, расширяя его грани, и чем дольше само время нахождения в «потоке», тем лучше работа мозга.

Элементарный путь к тому, как понять влияние «потока» на работу мозга, заключается в анализе выполняемой работы.

Если она чрезмерно легкая, то разум для ее выполнения не нужен, в то же время при повышенной сложности чувство опасения за несбыточность реализации целей слишком высока. Таким же является и разочарование, когда желаемых целей не удается достигнуть с первого шага.

Получается, что скука или же повышенная тревожность не способствуют повышению умственной концентрации, потому деятельность должна быть стимулирующей.

Шесть шагов в «поток»

  • Шаг первый. Постарайтесь воспринять свою цель как игру, которая имеет изначально спланированные шаги, ведущие к прохождению определенных уровней и достижению результата. Чем серьезнее игра, тем сложнее уровни, но вызов того стоит!
  • На втором шаге сконцентрируйтесь на достижении результатов, ведь любая игра должна вести к конкретной цели, иначе без цели выиграть она не имеет смысла.
  • На третьем шаге научитесь сохранять внимание посредством осознания мыслей. Если они «разбегаются» или порождают тревогу, то имеет смысл заняться самоконцентрацией.
  • Шаг четвертый — это попытка в полной мере погрузиться в процесс, без наслаждения которым погружение в «поток» невозможно. Умение фокусироваться на задаче без чрезмерного приложения усилий приводит к ощущению безвременья.
  • Пятый шаг является закономерным выходом из четырех предыдущих, когда восторг от своей деятельности приходит внезапно и неожиданно. Также данное состояние автор сравнивает с экстазом.
  • Ну и последний шаг именуется пиковой производительностью, когда экстаз приводит к максимальной эффективности деятельности вне зависимости от ее содержания.

Искоренить скуку нелегко, но возможно, запомнив, что достижение любой цели это своего рода игра, правила которой зависят в том числе и от участников. Более того, если результаты игры не приносят удовлетворения, то нет смысла в нее играть. Избавившись от стрессов войти в «поток» легче, но без усилий сделать этого не получится.

Источник: http://violet-lady.ru/kak-popast-v-potok-za-shest-shagov/

Как сделать свою жизнь: 10 главных мыслей из книги «Поток. Психология оптимального переживания»

Ежедневно книжный рынок открывает миру множество новых авторов, работы которых помогают читателям совершить собственные открытия. Редакция сайта rabota.ua запускает новую рубрику – MustRead.

Раз в две недели мы будем знакомить вас с наиболее известными и полезными книгам о личностном и профессиональном развитии. О них стоит знать каждому, кто стремится развивать свои сильные стороны и открывать новые.

Книжный партнер рубрики – интернет-магазин Yakaboo.

В нашем первом выпуске мы прочтем книгу известного психолога Михайя Чиксентмихайи – «Поток. Психология оптимального переживания». Десять главных мыслей книги помогут вам понять, что такое поток и как его достичь.

Автор и его книга

Автором теории «потока» – профессор психологии, бывший декан Чикагского университета Михай Чиксентмихайи. Он является исследователем вопросов креативности и личного благополучия, основателем такого известного направления, как позитивная психология, автором множества книг о психологии, счастье и творчестве.

Его книгу «Поток», впервые опубликованную в 1990 году, неоднократно включали в рейтинги лучших бизнес-книг. Она принесла Чиксентмихайи всемирную известность. «Поток» высоко оценили даже первые лица государств. Например, экс-президент США Билл Клинтон назвал Чиксентмихайи своим любимым автором. Последний также считается самым цитируемым психологом в мире.

Как жить в потоке: ключевые идеи

1. Поток и потоковая деятельность

Поток – это состояние внутреннего равновесия, которое возникает при полной концентрации внимания на поставленной задаче и достижении цели.

Когда мы занимаемся тем, что увлекает нас, заставляет погрузиться целиком и полностью, то часто говорим, что «находимся в потоке», «плывем по течению», не замечая ничего вокруг.

Ощутить потоковое состояние можно, читая интересную книгу, занимаясь любимым хобби, слушая любимую музыку.

По словам Чиксентмихайи, есть занятия, которые без особых усилий помогают абстрагироваться от внешних условий  и черпать вдохновение из состояния внутреннего равновесия. Но достичь состояния оптимального переживания можно и в любой другой деятельности, например, в работе.

2. Управление хаосом

Естественное состояние нашего сознания – это хаос, в котором господствуют неуправляемые мысли, воспоминания и переживания. Поток, или оптимальное переживание – это, наоборот, состояние внутренней упорядоченности.

В этот момент беспокойное сознание, которое обычно стремится к контролю за событиями, частично ослабляет свою хватку: психической энергии недостаточно для того, чтобы справиться с двумя задачами одновременно.

В результате энергия освобождается и направляется на спокойное движение к решению поставленных задач.

В состоянии оптимального переживания человек находится на пределе своих возможностей. Он способен находить решения на каждый возникающий вызов и благодаря этому испытывать чувство гармонии и удовлетворенности.

По мнению Чиксентмихайи, для достижения состояния потока род деятельности не играет никакой роли: если перед нами стоит сложная, но посильная задача, движение к ее решению выносит на новый уровень развития и дарит новый опыт.

3. Тренировка потока

Существуют виды занятий, благодаря которым можно научиться состоянию потока и практиковать его. Их разделяют на физические (спорт, йога, прогулки, прослушивание музыки, приготовление любимой еды) и интеллектуальные (чтение, наука, творчество).

Они требуют именно той степени вовлеченности, которая необходима для оптимального переживания, способны придать чувство радости от текущего момента, подарить новые идеи и открытия в процессе. При этом важен не уровень профессионализма в выбранном занятии, а степень заинтересованности в нем.

Испытав чувство потока в своем физическом или интеллектуальном увлечении, человек будет стремиться к нему в работе и жизни, и главное – ему уже будет понятен механизм его достижения.

4. Проблема как вызов и развитие

Состояние потока можно достичь в деятельности, достаточно сложной, чтобы вызывать интерес, и требующей навыков, чтобы справиться с ней. Для каждого человека этим занятием может быть что-то свое. К примеру, это соревнования у спортсменов.

Каждый из участников прилагает достаточно усилий, знает, на что способен, но их состояние потока – это стремление к собственному новому уровню. Именно процесс, в котором улучшаются навыки, а не его результат, имеет первостепенное значение.

При этом совершенствование возможно только при соответствии задач и умений.

5. Концентрация внимания

Для потока необходима достаточная сосредоточенность и концентрация на процессе, иначе любой отвлекающий фактор будет выводить из этого состояния.

В то же время, если человек достаточно погружен в задачу, и его действия начинают приобретать характер почти автоматических, то концентрация становится естественной, как дыхание.

Для незначимой в текущий момент информации в сознании просто не остается места.

Глубина вовлеченности вытесняет из сознания сомнения, переживания, зацикленность на негативных мыслях. Но верно и обратное: отсутствие переживаний позволяет легко погрузиться в поток.

6. Цели и задачи

Человек может достичь потока, только если он понимает цель своей деятельности и представляет ее конечный результат.

Благодаря этому становится ясно, какие ставить задачи, в каком направлении двигаться и что предпринимать, появляется необходимое чувство контроля.

Но стоит учитывать, что задача, которой предстояло заняться однажды, может привести к постановке более долгосрочной цели (например, одна успешная подача мяча вызвала желание освоить целый вид спорта).

7. Получение обратной связи от процесса

Для достижения состояния потока нужна возможность получать обратную связь, что движение к поставленной цели идет верно. Регулярное подтверждение успешности прилагаемых усилий способно поддерживать состояние оптимального переживания.

Однако далеко не во всех видах деятельности можно получить четкую обратную связь. Например, представители творческих профессий (художникам, композиторам, музыкантам и т.д.) далеко не всегда с самого начала знают, каким должно получиться произведение в результате.

Но, как говорит Чиксентмихайи, не обязательно представлять конечную цель своих действий – обратная связь есть уже в процессе движения к ней.

Например, один мазок кисти хорошо вписался в целое полотно, создал у художника чувство удовлетворенности и сохранил условие для дальнейшего его нахождения в потоке.

8. Контроль над ситуацией

Любая активность в состоянии потока позволяет ощущать контроль за своими действиями и всем происходящим в процессе. Наиболее ярко это ощущают люди, которые занимаются деятельностью, сопряженной с высокой долей риска, например, экстремальными видами спорта.

По их словам, при должном уровне развития в своем деле и достаточном опыте, чувство контроля за происходящим становится в разы выше, чем может быть в более спокойной ситуации, где все может развиваться гораздо неожиданней, поскольку не поддается управлению и прямому вмешательству.

Но не обязательно заниматься экстримом, чтобы погрузиться в состояние оптимального переживания. Дело, в котором вы хорошо разбираетесь, также может вызывать ощущение контроля за происходящим, поскольку все в ваших руках. При этом важно не уйти с головой в это занятие, чтобы не попасть в зависимость от него, избегая «неконтролируемой» внешней реальности.

9. Расширение границ своего «я»

Когда человек находится в потоке, он словно «растворяется» в деле, теряет свое «я». Однако, несмотря на это, после окончания потокового занятия оно становится сильнее, чем раньше.

Ежедневно люди слишком много внимания уделяют своему «я», что приводит к появлению необоснованного беспокойства: мысли «все ли со мной в порядке», «что обо мне думают коллеги», «достаточно ли я соответствую требованиям» занимают значительную часть сознания, а на восстановление гармоничного внутреннего состояния, разрушенного этими мыслями, затрачивается психическая энергия.

В потоке происходит расширение границ своего «я»: увлеченный человек, воплощающий поставленные перед собой цели, заинтересован лишь в деятельности, приносящей ему радость, и не тратит внимания на самоанализ. Возникает чувство гармоничного единства с рабочим пространством, командой, миром вокруг.

10. Свобода от внешних условий

Нахождение в жизненном потоке и выпадение из него происходит по причинам, не зависящим от условий, в которых существует и развивается человек, группа людей, целое поколение. Несмотря на развитие цивилизации, новые возможности и качество жизни, наши современники в большинстве своем не намного счастливее предков.

Читайте также:  Агорафобия: симптомы и психологические техники лечения патологии

На внутреннее состояние, с которым люди идут по жизни, влияют все те же условия потока, о которых написано выше: постановка сложной, но посильной цели и задач в соответствии с умениями и навыками, концентрация внимания, получение обратной связи, чувство контроля, способность видеть вызов в проблемной ситуации. Соблюдение этих условий позволяет чаще испытывать оптимальные переживания и делать их своим привычным состоянием.

Приобрести книгу «Поток. Психология оптимального переживания» можно тут.

Источник: https://thepoint.rabota.ua/schaste-kak-styl-zhyzny-10-hlavnyh-mysley-yz-knyhy-potok-psyholohyya-optymalnoho-perezhyvanyya/

10 книг, которые помогут действовать творчески

Творческий человек открыт к возможностям жизни. Он свободен, умеет удивляться и получает удовольствие от создания нового. Не обязательно совершать научные открытия: включить творчество в свою повседневную жизнь способен каждый. В помощь нам — подборка книг о креативности.

Американский психолог, директор Центра исследований качества жизни Клермонтского университета (США) Михай Чиксентмихайи исследует креативность несколько десятилетий и посвятил этой теме свои бестселлеры «Поток» и «В поисках потока». В «Креативности» он размышляет о творчестве разного уровня — как умении строить свою частную, повседневную жизнь и как способности создавать новые смыслы, изобретать, менять условия жизни человечества.

Как люди импровизируют и придумывают новое? Что происходит у них в мозге? Каковы личностные свойства творческих натур? Что, наконец, поможет нам быть более креативными? Михай Чиксентмихайи дает простые и действенные советы. Он пишет удивительно ясно, доступно и неизменно вдохновляюще.

Карьера Пресс, 2015 г.

Гимн креативности и вместе с тем реальный практический курс творчества, рассчитанный на 12 недель ежедневных занятий. Его автор, американский драматург и киносценарист Джулия Кэмерон, создала методику, которая позволяет любому человеку обрести собственный творческий голос. Каждая глава содержит статьи, упражнения, задания и еженедельный тест.

Пусть вас не пугает объем работы, которую придется выполнить. Основная ее часть — всего лишь игра, и задания займут у вас не больше часа в день.

Livebook, 2014 г.

Офицер НАТО Майкл Михалко организовал группу ученых, чтобы заняться классификацией и исследованием методов креативного мышления. Итоги этой работы отражены в нескольких его книгах, в том числе — «Игры для разума», «Креативный взрыв».

В «Рисовом штурме» автор собрал десятки техник выработки идей, игр и упражнений для развития интеллекта. Книга поможет хоть на некоторое время оторваться от реальности, которая сужает границы, и почувствовать в себе творческую силу.

Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.

Физик по образованию, Алексей Иванов уже много лет работает в рекламном бизнесе и возглавляет креативное агентство. Он рассказывает о способах бесплатной рекламы: как выясняется, это занятие открывает богатейшие возможности для творчества.

Так что издание будет полезно не только продавцам и покупателям, но и тем, кто стремится развить в себе креативность.

Автор пишет о своем деле так увлекательно, что, прочитав всего несколько страниц, ловишь себя на азартном желании сочинить какую-нибудь рекламу, придумать нестандартный ход, поупражняться в поиске остроумных решений.

Библос, 2012 г.

Как уверяет художница и дизайнер Яна Франк, всякое творческое увлечение можно сделать своей профессией и превратить в источник дохода. Она рассказывает, как найти единомышленников, наметить творческие цели и пути их достижения, правильно принимать критику и похвалу, а главное — не бояться действовать.

Ведь творчество — не удел гениев, а естественное состояние каждого из нас. И начать заниматься желанным делом можно в любом возрасте.

Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.

В этой книге нет особых техник, зато полно советов. Некоторые грустные, некоторые смешные, некоторые весьма очевидные, но при этом полезные.

Даже эпатирующее название здесь не для красного словца, это — рецепт, как пережить разочарование, если вы радостно поделились с близкими своим озарением и… не встретили ни понимания, ни поддержки: «Грандиозная идея меняет вас.

Ваши друзья вас любят, но хотят ли они, чтобы вы менялись? Они вас любят таким, какой вы есть сейчас, а не таким, каким вы можете стать». Словосочетание «карикатурист-философ» может показаться странным, но, похоже, это лучшая характеристика, которую можно дать автору. Ну а еще он знаменитый блогер и интернет-консультант.

Карьера Пресс, 2011 г.

Александр Лоуэн — американский психоаналитик, один из основателей биоэнергетики. В этой книге он исследует психологию и биологию удовольствия, глубинного интенсивного переживания, к которому стремится каждый из нас.

Человека, который наслаждается жизнью, легко узнать: он смотрит на других с интересом, слушает с вниманием, его движения осмысленны. «Рядом с ним всегда ощущаешь внутреннюю жизненную энергию, которая проявляется и в здоровом цвете кожи, и в хорошем мышечном тонусе. Находиться рядом с таким человеком — удовольствие!»

Психоаналитик утверждает: в основе подлинного переживания радости (или счастья) всегда лежит телесное ощущение удовольствия. Описывая в книге его механизм, он одновременно учит нас слышать и понимать собственное тело, помогая ему обрести естественную свободу и спонтанность.

Психотерапия, 2011 г.

Книга юнгианского аналитика Джеймса Холлиса — о творческом отношении к собственной жизни. Речь не о кризисе среднего возраста, а о том, что, по идее, должно последовать за ним — об обретении новых смыслов.

Именно во второй половине жизни мы получаем шанс заново сотворить свою жизнь — с учетом приобретенного опыта и полученных уроков, после сделанных ошибок и перенесенных травм. Кстати, этой теме посвящена еще и книга Джеймса Холлиса «Сотворить свою жизнь. Поиски своего пути».

Когито-Центр, 2013 г.

Художник и педагог Елена Макарова размышляет о роли творчества в жизни детей. Дошкольный возраст — время, когда важно развивать способности ребенка, а не снабжать его знаниями, которые он успеет приобрести позднее.

А развитие способностей достигается благодаря рисованию, лепке, конструированию из кубиков, детским играм, сочинительству — в общем, тем «несерьезным» занятиям, которым и посвящена эта книга. Елена Макарова рассказывает о доверии к детским замыслам, об умении взрослых открыть ребенку мир искусства, не навязывая какого-либо определенного, «правильного» способа изображения.

Самокат, 2014 г., в трех томах.

Как формируются творческие способности ребенка? От чего зависит интенсивность творчества и могут ли родители повлиять на этот процесс? Какие психофизиологические особенности позволяют нам проявить себя в музыке, слове, живописи, игре? Психофизиолог Елена Николаева отвечает на эти вопросы и рассказывает о совместном творчестве детей и взрослых, которое особенно эффективно, потому что объединяет возможности каждого возраста. Пусть формат «учебного пособия» вас не пугает: книга написана просто и интересно.

Питер, 2010 г.

Источник: http://www.psychologies.ru/articles/10-knig-kotoryie-pomogut-razvit-v-sebe-tvorcheskie-sposobnosti/

Жить в состоянии потока..

Жить в состоянии потока…

Тридцать лет назад в психологии родился новый термин – «поток» (flow): состояние оптимального переживания человека, полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь ни времени, ни самого себя, когда вместо усталости постоянно чувствуешь прилив энергии…

Американский психолог Михай Чиксентмихайи, один из наиболее авторитетных и уважаемых психологов мира, обнаружил это состояние, исследуя жизнь творческих людей. Но «поток» не является исключительным достоянием особенных личностей. Состояние «потока» может испытывать любой человек, и это одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни.

«Поток» не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Согласно Чиксентмихайи, переживанию потокового состояния способствуют:

• Ясные цели (различимые ожидания и правила).

• Высокая степень концентрации внимания на ограниченной сфере  (человек концентрируется на деятельности, глубоко в неё погружается).

• Потеря чувства самоосознания — слияние действия и осознанности.

• Искажённое восприятие времени.

• Прямая и незамедлительная обратная связь (успехи и неудачи в процессе деятельности очевидны, так что поведение может быть изменено по мере необходимости).

• Равновесие между уровнем способностей субъекта и сложности задания (деятельность не оказывается для субъекта ни слишком лёгкой, ни слишком сложной).

• Ощущение полного контроля над ситуацией и деятельностью.

• Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий.

Рассматриваемое состояние получило название потока, потому что во время интервьюирования испытуемые описывали свои переживания, используя метафору несущего их потока.

Нейробиолог Джон Лерер, опираясь на современные исследования, объясняет, как «поток» связан с работой мозга. Когда мы сосредоточены на проблеме, у нас активно левое полушарие, ответственное за логическое мышление.

Но когда отвлекаемся, в правом полушарии происходит всплеск гамма-волн (диапазон частот 38 – 70 Гц, в некоторых источниках 38 – 100 Гц).

Мозг переключается и вместо простого перебора вариантов начинает искать неочевидные совпадения — и видит ответ: «Эврика!»

Чиксентмихайи, возможно, был первым, кто описал данную концепцию в западной психологии, но, как признаёт он сам, определённо, он не был первым, кто вообще наблюдал это психологическое явление или создал методики, основанные на нём.

В течение более чем двух с половиной тысячелений практикующие восточные духовные традиции — такие, как буддизм и даосизм — считали данное явление центральным для своего духовного развития.

Японские практики использовали подобные дзен-буддийские техники с целью совершенствования навыка выбранного вида искусства (боевого или иного, от кендо до икебаны).

Широко известная фраза «находиться единым целым с миром» также можно отнести к данной концепции.

Вы, наверное, уже поняли, что «поток» – это попросту говоря ВДОХНОВЕНИЕ…

М.Ч.: «Всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущаем не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром для нашей жизни.

Когда моряк, держащий верный курс, чувствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волнами, паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в венах морехода.

Когда художник чувствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумленного мастера.

Когда отец видит, как его ребенок в первый раз отвечает на его улыбку своей.

Это, однако, происходит не только когда внешние обстоятельства благоприятны. Те, кто пережил концентрационные лагеря или сталкивался со смертельной опасностью, говорят, что часто, несмотря на серьезность положения, они как-то особенно полно и ярко воспринимали обыкновенные события, например пение птицы в лесу, завершение тяжелой работы или вкус поделенной с товарищем краюхи хлеба».

Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi) – профессор Клермонтского колледжа, автор книг, в числе которых – знаменитая книга «Поток: психология оптимального переживания» («Flow: the Psychology of Optimal Experience», Harper and Row, 1990).

Источник: http://piliugina.ru/o-sostoyanii-potoka/

Читать

Научный редактор Дмитрий Леонтьев

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор М. Миловидова

Верстальщик Е. Сенцова

Дизайнер обложки Ю. Буга

© Mihaly Csikszentmihalyi, 1990

© Перевод, предисловие. ООО «Научно-производственная фирма «Смысл», 2011

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных ее проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всем мире, причем далеко не только коллеги.

Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля.

Чиксентмихайи вошел в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. Бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас – школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния.

На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии – нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г.

Читайте также:  Семья и работа - психология

коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьей в Италии, где Михай и провел детство и школьные годы.

Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера.

Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я», «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принесшая ему всемирную известность, – это именно «Поток».

Через некоторое время после ее выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатленные ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Ее включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времен».

Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после ее выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать ее перевод, я читал ее по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил ее, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа.

Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, – в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своем месте, и в этом тексте нет ни одной щелочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя веселый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нем биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга – как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряженность, тонус и жизнь.

О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях.

Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом.

Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока.

Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей.

Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни.

И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим.

По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен.

И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки.

Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать.

Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе.

Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=228304&p=1

Поток. Психология оптимального переживания. Краткое содержание

?Александр Горник (gornik) wrote,
2013-04-25 20:00:00Александр Горник
gornik
2013-04-25 20:00:00Я, наконец, дозрел до того, что бы делать конспекты прочитанного. Как раз закончил читать давно ждавший меня Поток. Важнейшая книга, особенно для тех, кто переживает кризис среднего возраста или просто несчастлив.

По степени воздействия могу ее сравнить только с Семь навыков высокоэффективных людей, которую я обязательно тоже законспектирую.Таким образом, открываю новую рубрику в моем ЖЖ: книги.

Основной жизненный вопрос после удовлетворения элементарных потребностей — «и что, это всё?». Это экзистенциальный кризис. Кризис среднего возраста.

Причина неудовлетворенности, беспокойства — отсутствие упорядоченности, понимания что делается и зачем. Культура и религия — лишь суррогаты, призванные дать шаблоны упорядоченности, которые далеко не факт что подходят каждому. И далеко не факт что хороши в каждой отдельно взятой ситуации.Сознание — это целесообразно упорядоченная информация.

Намерения (интенции) — упорядочивают информацию в сознании. Это факт желания, без пояснения причины желания. «Я» — это иерархия мотивов, по сути, набор приоритетов, через которые фильтруется входящая информация. «Я» является совокупностью сознания, т.е. сознание определяет «Я» и наоборот, это система с положительной обратной связью.

https://www.youtube.com/watch?v=3NGvxm54TTw

Удовольствие — это удовлетворенное намерение, желание. Радость содержит в себе что-то новое, некоторый рост, открытие. Радость возникает только как результат концентрации внимания, развития. Радость развивает «Я» и, таким образом, сознание.Радость возникает в результате работы в состоянии «потока». Как результат личностного роста.

Что бы быть счастливым нужно научиться всё время быть в состоянии потока, при любых занятиях.

Признаки состояния потока потока:

— сложная деятельность, требующая умения— полная концентрация, потеря осознания себя (Я) в процессе, «поток»— отсутствие вопроса «зачем я это делаю?»— отсутствие рефлексии, изменение чувства времени— ясные цели и обратная связь— ощущение контроля над ситуацией— смысл занятия в самом занятии (аутотеличность)

Типы потоковых занятий:

— соревнования— альтернативная реальность (театр и прочее)— случайные игры (азарт)— изменение сознания (аттракционы, прыжки с парашютом)

Аутотелическая личность

Аутотелическая личность это личность чьи цели находятся в ней самой.— она ставит конкретные и выполнимые цели и декомпозирует их на задачи.

— она сосредоточена на действии, на процессе выполнения задач, полностью погружается в процесс— она уделяет внимание происходящему вокруг и является частью мира, жизни, вкладывает силы в систему, в которую включена, ради процесса, а не ради результата.

Открыта для внешнего, а не сконцентрирована на себе— умеет радоваться сиюминутным переживаниямНельзя быть слишком эгоцентричным (сосредоточенным на своих личных целях) или застенчивым (погруженным в себя), нужно уметь отдаться делу целиком, слиться с окружающей реальностью.

Но и плохо когда нет правил, принципов, не понятно как поступать (что хорошо а что плохо), плохо когда возникает отчуждение, когда принуждают слишком много заниматься бессмысленным. Оно же — нарушение внимания (фрагментирование внимания, отсутствие цели) и излишнее сосредоточение на себе. Оно же причина тревоги и скуки.

Семья

Семья требует переосмысления целей и приоритетов, смены целей, прежде всего от мужчины. Семья, как и дружба — требуют постоянного вложения психических сил и энергии. Дружба обычно характеризуется общими интересами, исследованиями, тогда как семья предоставляет эмоциональный базис и защиту. Хотя могут быть и совмещены.

Семейные порядки, которые воспитывают умение быть счастливым— ясность в отношениях и четкая обратная связь— интерес родителя к ребенку и его текущему состоянию (а не будущему)— возможность выбора у ребенка, поступать, так как он хочет, и отвечать за последствия— общность и доверие в семье, что бы ребенок не тратил время на защиту— наличие посильных задач для ребенка возрастающей сложности для постоянного личностного роста

Тело и поток

Йога и восточные единоборства как экстрим контроля тела и потока. Нирвана, потеря собственного «Я» — лишь далекая цель, возможно нереальная, а остальные стадии полностью соответствуют определению потока.

Спорт, простое движение, еда, секс, музыка, созерцание — все это можно переживать как поток (а можно и не переживать) и совершенствовать.

Важно не скатиться в простое вожделение простых удовольствий (прелюбодеяние и чревоугодие), а пытаться всё время открывать новое и воспринимать это занятие как искусство.

Мозг и поток

Тренировка памяти важна, т.к. только человек с хорошей памятью может быть самодостаточным и находить источники потока внутри себя. Другим требуются внешние стимулы: пустое общение, телевизор, чтение, наркотики.

Развить память очень просто — надо выбрать интересную область и начать запоминать ключевые интересующие моменты.Искусство говорить и общаться как поток. Сочинять и творить.

Потоку в работе чаще всего мешают: однообразие задач, конфликты с подчиненными, перегрузка.

Стресс

Иногда всё равно приходится тяжело, плохие вещи случаются.

Как бороться со стрессом?— неэгоистичная самоуверенность, уверенность, что всё будет хорошо: «что бы не делалось, то к лучшему»— сконцентрированность на внешнем мире, а не на себе и не на проблеме: что мне мешает, и какие могут быть решения. Без паники.— умение открывать новые решения, открытость к своим реальным ощущениям, а не навязанным стереотипам

Смысл жизни

Даже если человек умеет входить в поток в работе и с друзьями и с семьей это не значит что он хороший или даже просто целостный. В конце концов, работа, друзья, всё это может внезапно закончиться и что тогда? Нужна общая цель, смысл жизни. Такая, из которой можно делать конкретные осмысленные шаги. Смысл жизни в том, что бы придать ей смысл.

Цели могут быть принятыми (из вне) или открытыми. И то и то может быть хорошо, но принятое рискует быть плохим, если система, которая его породила (например общество) само больно. Возьмем фашистов, которые в состоянии потока убивали людей в лагерях. А открытые цели могут сильно противоречить обществу и даже быть опасными, казаться всем ненормальными.

Свобода — это выбор. Наша культура дает нам свободу выбора, которая позволяет нам увидеть множество возможностей и захотеть их. Поэтому требуется прикладывать усилия к постановке целей и самопознанию. Свобода — это вызов. Мы уже откусили от плода познания и животное счастье в неведении нам недоступно.

Единственный способ преодолеть внутренний конфликт множества целей и желаний — упорядочить их, расставить приоритеты. Сделать это можно двумя способами — действиями и размышлениями (рефлексией).

Действие позволяет упорядочить сознание не смотря ни на что, но есть опасность в какой-то момент осознать, что поставленной цели недостаточно, что бы придать смысл всей жизни. А рефлексия без действия бессильна. Опять же, нужен баланс.

Культуры можно разделить на три грубых типа: чувственные (простые удовольствия, общество потребления), идеалистические (идея: фашизм, коммунизм) и идеациональные (правильный баланс). Так и личность ищет баланс между дифференциацией и интеграцией.

Читайте также:  Разбор конфликта - психология

В простейшей модели личность проходит три этапа развития: достижение минимального необходимого личного физического комфорта, интеграция с обществом (семья, компания, государство), осознание своих границ и интеграция с общей идеей, идеалом, философией.Не все проходят все этапы и не обязательно в этом порядке, есть модели, где этапов больше.

Большинство останавливается на втором, после интеграции. Немногие доходят до конца третьего.

Жизнь это игра с собственными целями и правилами, достижение независимости, уверенности в собственных силах, осознание своей уникальности и ограниченности своих возможностей, понимание и приспособление к силам за пределом нашей индивидуальности. Это — путь контроля над сознанием. Никто не заставляет этим заниматься, но если этого не делать, мы можем упустить свой шанс и в конце горько об этом пожалеть, поняв, что жизнь прожита зря.

Источник: https://gornik.livejournal.com/477915.html

Ещё одна книга про поток и креативность | Армен Петросян | Коучинг. Медиа. Маркетинг. Креативность

Прочитал очередную, уже четвёртую в моей библиотеке книгу Михай Чиксентмихайи «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений». Все они об одном, о потоке, о креативности.

Оба определения уже достаточно затёрты, толкований много. Я вычитал то, что мне ближе всего.

«Мы говорим, что физик креативен, если он изменил практики, принятые в этой области науки; если же человек изменил собственную жизнь, мы говорим о личной креативности».

Именно под этим углом, возможности изменения собственной жизни, содействию перемен в жизни окружающих людей, мне и интересна креативность.

«Изменить свою личность — значит усвоить новые модели внимания. Смотреть на то, чего мы прежде не замечали, причём смотреть другими глазами; научиться думать по-новому и по-новому переживать происходящее с нами».

Книга объёмная. Благо я научился читать быстро, вернее выуживать из книги нужную мне информацию. Первые 400 страниц, тем кто читал предыдущие книги автора, могут показаться скучноватыми. Напоминают обзорные статьи учебников. Интересно стало с главы «Повышение личной креативности».

_______________________________________________________________

Отмечал цитаты, подтверждающие мои догадки и недавние решения. Недавно начал фиксировать моменты, которые можно было бы назвать мгновениями счастья. Это проще, чем разом решить, как можно прожить счастливую жизнь. Из мгновений складываются успешные дни, из дней — счастливая жизнь.

«В целом чем чаще мы испытываем состояние потока в повседневной жизни, тем более счастливыми мы чувствуем себя в целом»

_______________________________________________________________

Есть несколько мест в книге, почти с точностью повторяющих в описании практикуемые мной письменные практики. На стр. 164 приводится рассказ Джона Рида из Citicorp о том, как он на отдыхе ежедневно писал сам себе письма.

_______________________________________________________________

Чиксентмихайи приводит перечень регулярных действий повышающих личную креативность. Многие из них давно в списке моих ежедневных дел, что-то я добавил, во процессе чтения книги.

https://www.youtube.com/watch?v=7ZOBmevRIms

Каждый день записывайте, что удивило вас и как вы удивили других.

Проснувшись утром, поставьте перед собой заманчивую цель.

Если вы делаете дело хорошо, оно доставляет вам удовольствие.

Возьмите самые простые рутинные дела и потренируйте разворачивать их в потоке.

Чтобы дело постоянно приносило радость, его надо постепенно усложнять.

Поработайте со своим распорядком дня.

Выделите время, чтобы поразмыслить и расслабиться.

Упорядочьте своё пространство.

Разберитесь в жизни с тем, что вам нравится, а что не нравится.

Чаще делайте то, что вам очень нравится, и реже — то, что терпеть не можете.

Развивайте в себе то, чего вам не хватает.

Почаще переключайтесь перед открытостью новому опыту и закрытостью.

Придумайте способ выразить то, что вызывает отклик в вашей душе.

Изучайте проблему с самых разных сторон.

Разберите последствия, которые повлечёт за собой проблема.

Примените решение.

Генерируйте как можно больше идей.

Пусть идеи будут как можно более разнообразны.

Постарайтесь придумать маловероятные идеи.

_______________________________________________________________

Книжку стоит почитать. На мой взгляд важно лишь не забывать, чего мы хотим, ради чего берёмся за столь немалый труд. Любое, самое банальное предложение из перечня выше, может стать отправной точкой для новых пониманий. Новый взгляд на наши желания и возможности необходим для действий и перемен.

Источник: http://petrosian.ru/2013/09/eshhyo-odna-kniga-pro-potok-i-kreativnost/

Творческий поток, или увлеченность повседневной жизнью | Вологодские новости

Главная » Рубрики » Психология » Творческий поток, или увлеченность повседневной жизнью

автор: Анна Климова дата: 11.11.2010 + +402 —

В этот раз речь пойдет не столько о проблемах в сфере психического здоровья, сколько о собственно здоровом состоянии человека. Дело в том, что в октябре этого года мир в 18-й раз отметил День психического здоровья (World Mental Health Day).

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье – состояние благополучия, при котором человек реализует свой собственный потенциал, справляется с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работает, а также вносит вклад в жизнь своего сообщества. Для описания этого состояния и факторов, ему способствующих, существуют различные термины. Например, «поток» и «flow-эффект».

Качество жизни и флоу-эффект

В последние двадцать лет психологи стали активно изучать позитивные психические состояния, когда человек переживает душевный подъем, полностью включён в то, чем он занимается, и нацелен на успех в процессе деятельности.

Оказывается, настоящее качество жизни – что мы делаем и что мы при этом чувствуем – определяется нашими мыслями и чувствами. Это ощущение благосостояния личности, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, счастье или несчастье.

Если вы хотите улучшить качество своей жизни, возможно, вам следует научиться использовать мощное ресурсное состояние, которое получило название «творческий поток» или flow-эффект.

Концепцию потока предложил научный консультант моего немецкого коллеги, американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi).

Состояние потока – ощущение удовольствия от самореализации, высокая и обоснованная уверенность в себе, ярко выраженное повышение коммуникативных способностей, ясность мысли, эффективное решение проблемы любой сложности или неординарные способы ее решения.

У человека, находящегося в потоковом состоянии, повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью.

Очевидно, что любая задача выполняется во много раз быстрее и аккуратнее, если человек находится в «потоке». Оптимальное состояние, или flow-эффект, возникает, когда концентрация на поставленной задаче и уверенность в своих силах (мастерство) находятся на высоком уровне.

Состояние потока действует как магнит, побуждающий нас учиться, то есть выходить на новые уровни профессионализма.

Например, в состоянии подъема внимание человека сосредоточено, он активен и вовлечен в процесс – однако его силы еще невелики, он не слишком уверен и не очень контролирует ситуацию.

Как он может вернуться в более благоприятное состояние потока? Ответ очевиден: приобретя новые профессиональные навыки. Другое положительное состояние – когда человек чувствует себя счастливым, сильным и удовлетворенным.

Однако ему часто не хватает концентрации внимания, увлеченности и ощущения важности своего дела. Как ему вернуться в состояние потока? Увеличив сложность поставленных задач. Для того чтобы достичь состояния увлеченности необходима энергия, а мы слишком часто не можем или не хотим сделать первоначальное усилие.

Как войти в «поток»

Итак, первый шаг на пути улучшения качества жизни состоит в том, чтобы организовать повседневные занятия таким образом, чтобы получать от них наибольшее удовлетворение.

Необходимо расширить представления о выполняемой работе, учитывая весь цикл деятельности и понимая, как влияют наши действия на процесс в целом. Следующий шаг – взять на себя ответственность за то, чтобы получать наслаждение от своей работы.

Глобальная система взаимосвязанных жизненных целей способна придать смысл каждому конкретному делу, которым занимается человек.

Как с минимальными последствиями для окружающего превратить рутину в работу, которая будет оказывать реальное влияние на окружающий мир? Как работу, в которой не хватает вызова и разнообразия, мы можем превратить в труд, который будет удовлетворять наши потребности в новизне и достижениях?

Ответ прост.

Уделять пристальное внимание каждому шагу в своей работе и спрашивать себя: «Необходим ли этот шаг? Кому он необходим? Если он действительно необходим, можно ли его сделать лучше, быстрее, эффективнее? Какие дополнительные шаги можно сделать, чтобы увеличить ценность моего вклада в работу?» Наше отношение к работе часто сводится к тому, что мы прикладываем много усилий, чтобы срезать углы и сделать как можно меньше. Однако это недальновидная стратегия. Если бы мы прилагали столько же усилий, чтобы сделать на работе больше, то получали бы большее удовольствие от нее – и, возможно, были бы также более успешны.

Когда цели ясны, а задачи и компетенции находятся в балансе друг с другом, человек полностью погружается в свое дело. Поскольку поставленная задача требует всей психической энергии, внимание человека полностью сфокусировано. В сознании не остается места для отвлекающих мыслей и посторонних чувств.

Изменяется ощущение времени: кажется, что часы летят как минуты. Когда все сконцентрировано на полной работе тела и сознания, то что бы человек ни делал, это становится ценным само по себе. Такое гармоническое соединение физической и психической энергии приводит к полному вовлечению в процесс.

Это состояние творческого потока обладает очень мощным ресурсом для достижения поставленных целей.

Любой вид деятельности может вызвать творческий поток при наличии определенных условий.

— Одно из самых важных требований – выполнимость деятельности, достижимость цели, решаемость задачи (равновесие между уровнем способностей человека, его компетенций и сложностью задания).

— Человек должен быть в состоянии сконцентрироваться на том, что он делает (возможность сфокусироваться на деятельности и глубоко в неё погружаться без отвлечений и прерываний).

— Представления и конечном результате работы должны быть ясными и конкретными (о правилах целеполагания шла речь в статье «Цельность: как не перепутать желания и цели», №3, май-июнь 2010 г.).

— Необходимо иметь четкую и немедленную обратную связь для корректировки движения к цели (об этом статья «Обратная связь – сила человеческих отношений» в предыдущем номере).

— Полное и легкодостижимое (чаще всего на это необходимо около 15 минут) погружение в работу, освобождение сознания от забот и тревог повседневной жизни.

— Люди, находящиеся в этом состоянии, как правило, испытывают ощущение полного контроля за происходящим и уверенность в своих силах.

— Человек перестает думать о себе. Однако после того, как человек побывал в «потоке», его индивидуальность становится более сильной, более яркой.

— Ощущение течения времени в процессе «потока» может варьировать в широких пределах: секунды тянутся как часы, часы пролетают как секунды.

— Человек ощущает самого себя и деятельность, которой он занят, как единое целое.

Находящийся в состоянии потока человек способен превратить реальные или потенциальные угрозы в приносящие радость задачи. Оптимальное состояние, таким образом, это то, что мы сами можем создать.

Нужно выработать способность находить удовольствие и цель вне зависимости от внешних обстоятельств. Наслаждение не зависит от того что ты делаешь, но от того как ты это делаешь.

Способность трансформировать хаос внешней среды в опыт «потока» позволяет сохранять психическое здоровье и повышать качество своей жизни.

Правила компаний, проповедующих «Flow Business»

Внимательно относитесь к эмоциональному состоянию сотрудников. Это дает возможность увидеть первые признаки негативных изменений и быстро принять меры.

Предоставляйте сотрудникам обратную связь. Исследования Чиксентмихайи свидетельствуют, что для достижения состояния «потока» людям необходима обратная связь.

Установите понятные ожидания. По мнению Чиксентмихаия, одно из важных условий «потока» — установление для сотрудников четких и реалистичных целей. Например, в компании Green Cargo с каждым сотрудником работает менеджер, который помогает ему составить так называемый performance contract, а затем встречается с ним раз в месяц, чтобы обсудить детали и подкорректировать планы.

Не прерывайте сотрудников, погруженных в работу. Для тех, чья работа связана с погружением в творческий процесс (например, программистов или работников, пишущих тексты), нет ничего хуже, чем внезапное прерывание. Когда они работают, не отвлекайте их новыми срочными поручениями, дайте им возможность сосредоточиться.

автор: Анна Климова дата: 11.11.2010 + +402 —

Источник: http://volbusiness.ru/mday.html

Ссылка на основную публикацию