Разбор конфликта — психология

Психология конфликта на примере семейного конфликта: Треугольник конфликта

Разбор конфликта - психология

Психология конфликта семейной пары на примере случая описанного клиенткой психолога счастья. Разбор полетов  и конфликта в отношениях. Треугольник конфликта — как не попасть и как выйти из конфликта.

Психология конфликта в отношениях

Не ставлю перед собой задачу в одной статье передать все аспекты и тонкости психологии конфликта.

В этой части статьи о конфликтах введу два понятия, помогающих прицельно посмотреть на сущность любых конфликтных отношений в семье.

Бомба семейного конфликта: Он плюс Она равно война

Это понятие айсберга общения с его двойными посланиями и треугольник конфликта.

Айсберг общения в конфликте отношений

Подробно об айсберге общения я уже писал в одной из публикаций и даже проводил вебинар на тему айсберга конфликта.

На каком уровне зарождается конфликт?

Суть айсберга общения в двойственной сути любого послания в коммуникации.

В первой фразе дается посыл на развязывание борьбы и конфликта ( Я ненавижу тебя и себя!)  в отношениях, во второй (Я обожаю тебя и наши отношения!) выражается любовь и признательность.

Треугольник семейного конфликта

Речь конечно же идет о Треугольнике Несчастья или треугольнике Карпмана.

Психология семейного конфликта: Треугольник конфликта

Там где есть семейный конфликт, там всегда есть Треугольник Конфликта с его ролями и позицией неуважения к ресурсам и личности супругов.

Поэтому при управлении собой в семейном конфликте очень даже хорошо заранее вспомнить свою Привычную Роль в Треугольнике Конфликта и отслеживать собственные паттерны айсберга общения, особенно вторичные послания — что Вы даете понять своему супругу или партнеру в момент выяснения отношений с ним.

Конфликты в отношениях: что делать?

Приведу письмо моей Клиентки по переписке, в котором она описывает типичную (я в этом просто уверен!) сцену конфликта.

Конфликты в отношениях: снова лобовая атака

Тут есть о чем подумать в свете Треугольника Конфликта и айсберга общения.

Обратите внимание — каким образом развивается конфликт, как он зарождается сперва внутри (в голове), а затем выплескивается с нужной подачей.

Краткий анализ конфликтной ситуации

Как видно из описания, как это практически всегда бывает, сценарная ситуация сперва проигрывается внутри, затем все происходит по типовому сценарию и в нем уже прописаны роли, а затем в голове производится анализ — в результате которого опять происходит подтверждение сценарного решения «Я — плохой» или «Мир плохой».

    Вывод: Невозможно изменить свое поведение в конфликтах с партнером, пока Вы остаетесь в рамках сценарного поведения.

    Как избежать нового конфликта с партнером?

    Устали от конфликтов, проходящих по одному и тому же сценарию? Хотите нового сценария в отношениях?

    Итак, пора перевести стрелки на новую ветку, а потом и вообще навострить лыжи на новую трассу.

    #1 Примите новое решение

    Не надоело действовать по сценарию, написанному 5 летним ребенком?

    Например, в случае моей Клиентки оно могло звучать так: «Меня никто не любит. Весь мир ополчился против меня. Мне нужно быть сильной и совершенствовать свои навыки, чтобы победить».

    О! Эврика! Я всегда должна побеждать! Моя жизнь — вечная борьба, если я сама не встану на свою защиту, кто это сделает? Буду бороться даже тогда, когда дело яйца выеденного не стоит Мир враждебен. Никому нельзя доверять».

    Кстати, это опять подтвердилось  — только я прониклась доверим к своему благоверному, тотчас же получила нож в спину ( немудрено — сценарные решения всегда ищут и находят подтверждение).

    Решение это, лучше принимать при поддержке Сценарного Аналитика, коим является автор этой статьи.

    #2 Установите новые правила

    Как только решение принято, нужно установить правила движения, чтобы избежать столкновений и закрепиться на новом пути.

    Не знаю, к какому новому решению прийдет моя Клиентка, но вот несколько правил для неё навскидку:

    Правила — отличный способ укрепляться в новой позиции по отношению к себе и к миру. В позиции Уважения.

    # 3 Переезжайте жить в другой треугольник

    Не надоело жить в Треугольнике Конфликта и огребаться разочарованием и несчастьем?

    Как это сделать — читайте в новый статьях раздела моего блога Новый Сценарий.

    А пока поделитесь статьей с друзьями и жду комментариев с Вашими историями и советами.

    Готовы применить советы по предотвращению конфликтов в собственных отношениях?

    Источник: http://PsymanBlog.ru/psyhologiya-sudjbj/psixologiya-konflikta-konflikty-v-otnosheniyax-semejnye-konflikty/

    Клуб Здорового Сознания

    Клуб Здорового Сознания

    Разбор конфликта делается для того, чтобы найти возможности им управлять: его предупредить, потушить или выиграть.

    Разобраться в происшедшем конфликте бывает необходимо, чтобы предупредить конфликт на будущее. Однако разбор происшедшего возможен только тогда, когда вовлеченные в конфликт стороны хотя бы немного успокоились, проветрили свои эмоции. См.

    Для разбора конфликта полезно использовать .

    Нулевая позиция

    :

    • Как мы провоцируем конфликт, этого не замечая?

    Тут нужно увидеть свое (возможно) и . Возможно, вы залезли в душ и моете там голову, хотя у двери душа уже очередь… Воспитывайте в себе и , подробнее смотри . Если у вас конфликтный стиль общения: «Ты что, вообще не соображаешь, о людях совсем не думаешь!», смените его на .

    • Что действует на нас, шаблонно провоцируя нас на конфликтное поведение?

    Его привычное конфликтное поведение и общение, общая негативная атмосфера, шаблонные негативные верования.

    • Мое эмоциональное состояние.

    Негативные состояния, такие как раздражение, обида, усталость — провоцируют развитие конфликта. Смотри и

    • Что мне импульсивно хочется?

    Первая позиция

    Как я вижу ситуацию? Что я хочу на самом деле, мои настоящие интересы? Как собираюсь действовать?

    Вторая позиция

    Как видит эту ситуацию партнер? Его эмоциональное состояние, что он чувствует? Что он хочет на самом деле (его истинные желания)? Как он собирается действовать?

    Недопонимание, . Ей показалось, что он про нее говорит что-то личное, она вспыхнула… Смотри .

    Она сейчас злится и хочет кинуть в меня что-то тяжелое, потому что на самом деле хочет, чтобы я ее обнял. (Это его и нулевая, и первая позиция).

    Третья позиция

    Объективная ситуация: что есть объективно (без всякой психологии) и что без всякой психологии кому нужно. Наши реальные жизненные интересы.

    , объективное столкновение интересов. Например, большая семья, утром надо всем в душ и туалет, а туалетная комната всего одна… Нужно или делать еще один душ, или .

    Четвертая позиция

    Кто мне этот человек? (Свой или чужой? Любимый?) Каковы могут быть последствия конфликта? Стоит ли он этих последствий? Можем ли мы при всем конфликте найти общие интересы? То, что нас объединяет?

    . Если люди , родные и любимые — то при любой конфликтной ситуации, конфликтном поведении и конфликтном общении конфликта можно избежать. Потому что я всех люблю. А если мне эти люди чужие, если мне на этих людей «наплевать» — конфликт можно раскрутить на ровном месте.

    Недоразумения происходят чаще, если между людьми отсутствует , они «разные люди». Разные точки зрения, различия в воспитании людей. Чем люди более схожи, тем легче они понимают друг друга и тем реже между ними возникают конфликты. Чем более у нас разные точки зрения, манеры поведения, ценности, чем более мы разные люди — тем больше предпосылок для возникновения конфликтов. Смотри

    Пятая позиция

    Чем я могу помочь нам всем, участвующим в конфликте?

    Источник: https://psy-space.ru/?page=razbor-konflikta

    Пошаговый анализ конфликтов

    Пошаговый анализ конфликтов

    В начале, при ознакомлении с ситуацией следует выяснить, можно ли её считать конфликтом или псевдоконфликтом, а, может быть, её предпочтительнее рассматривать как поведенческий тупик.

    Напомним, что ситуация является конфликтом, если хотя бы одна из сторон выполнила по крайней мере одно действие, направленное на удовлетворение своих интересов и ущемляющее интересы другой стороны. Если это условие не выполнено, а ситуация внешне напоминает конфликт, то она является псевдоконфликтом.

    Наконец, могут встретиться ситуации, подобные случаю (32), природа которых, несмотря на явное наличие конфликта, к нему не сводится. Это значит, что психологическая природа ситуации более высокого уровня, чем просто конфликт, так что её адекватное отражение в терминах конфликтологии невозможно.

    Теперь допустим, что ситуацию целесообразно рассматривать как конфликт. Тогда необходимо чётко ответить на следующие вопросы:

    • Каковы стороны конфликта?
    • Есть ли в конфликте посредник (судья)?
    • Имело ли место изменение условий, существенных для протекания конфликта?

    Потом следует проанализировать действия сторон, причём действия трактуются точно так же, как в психологии деятельности.

    А именно: действие это целостный, относительно самостоятельный элемент деятельности, преследующий некоторую цель, или же это целостный, относительно самостоятельный элемент поведения, имеющий какой-либо смысл.

    Действие, как элемент деятельности состоит из трёх этапов: планирования, исполнения, контроля; оно побуждается целью, а его содержание определяется планом. Действие, как элемент поведения является единым целым, выполняемым автоматически (это или первичные автоматизмы, или навыки), поэтому оно на этапы не подразделяется.

    Выполнение любых действий регулируются механизмами обратной связи.

    Бывает, что действия какой-либо одной стороны конфликта, следуют одно за другим без ответа, и только потом другая сторона предпринимает ответное действие.

    В связи с этим назовём шагом конфликта серию всех, следующих друг за другом, безответных действий.

    Кроме того, примем, что шаг конфликта может состоять также и из одного-единственного действия, если за этим действием следует ответ другой стороны.

    Минимальным элементом анализа конфликта при пошаговом подходе является шаг конфликта, что, однако, не исключает возможности опускаться в случае необходимости до уровня действий и даже элементов действия.

    При пошаговом анализе конфликта рекомендуется заполнять таблицу, подобную таблице 1, состоящую из четырёх колонок.

    В первой колонке указывается номер шага и название этапа конфликта.

    Во второй колонке называются субъекты действий, а также указывается, в чём конкретно состоят действия.

    Субъектами действия могут являться стороны конфликта и посредник (судья).

    Примем также, что действия могут быть бессубъектными. Такие действия заключаются в изменении существенных для развития конфликта условий или обстоятельств. Конечно же, бессубъектные действия — бессмыслица с точки зрения психологии деятельности, но противоречия из-за этого не возникают. Наоборот, введение бессубъектных действий облегчает анализ конфликтов.

    Действия посредника (судьи) могут быть ”пустыми”, т.е. никак не влияющими на развитие конфликта. На каком–то этапе конфликта посредник может представить себя конфликтующим сторонам, или же он может изучать обстановку, никак не вмешиваясь в течение конфликта.

    Кроме ”пустых” действий посреднику разрешены такие действия, которые объективно способствуют угасанию конфликта, и уменьшению сопутствующего ему вреда. Только эти действия допустимы для посредника.

    Посредник, допустивший какие-либо другие действия, перестаёт быть посредником и становится ещё одной стороной конфликта.

    В третьей колонке приводятся психологические предпосылки действий, их цели или смысл, указываются результаты, отмечаются эмоциональные реакции.

    Четвёртая колонка — примечания. Сюда заносятся все те соображения, которые возникли после завершения пошагового анализа конфликта, т.е. после заполнения трёх первых колонок таблицы.

    Затем, сразу после таблицы описываются действия, которые изменяют психологический итог конфликта, но к конфликту не относятся.

    Читайте также:  Лесть - психология

    Допустим теперь, что пошаговый анализ завершён.

    В результате многое станет известно о природе конфликта, каков он: одношаговый или многошаговый, элементарный или сложный, с посредником или без него.

    Исследуя зачин конфликта, можно установить причину возникновения конфликта, выяснить, каков он, предметный или случайный.

    Если он предметный, то необходимо наметить пути профилактики, потому что без устранения причин конфликт будет воспроизводиться снова и снова. Кроме того, необходимо выяснить, является ли конфликт деструктивным или конструктивным, т.

    е. следует ли подобных конфликтов избегать, или наоборот, полезно сознательно идти на обострение ситуации.

    Далее, можно установить, в каких сферах проявился конфликт, в сфере поведения, деятельности или отношений, каков конфликт с точки зрения его динамических свойств.

    Затем в четвёртой колонке таблицы можно указать, каковы стадии развития конфликта, отметить, прекращён конфликт в самом начале, или же он развивался дальше. Кроме того, в четвёртой колонке отмечаются те шаги, для подробного анализа которых информации не достаточно.

    Рекомендуется также обратить внимание на особенности протекания конфликта. Какие приёмы применяют стороны в ходе его эскалации? Какие особенности психики при этом проявляются?

    Например, известно, что в конфликтах нередко наблюдается понижение уровня функционирования психики участников, инфантилизм, чрезмерная эмоциональность. В чём проявляется стереотипность поведения сторон, какова природа их эмоциональных реакций?

    Какая линия поведения (избегание, приспособление, компромисс, соперничество или сотрудничество) наиболее приемлема для каждой стороны в данном конкретном конфликте?

    Кто более всего ответственен за возникновение конфликта и его эскалацию? Наиболее виновной чаще всего является та сторона, которая лжёт, стремится увеличить число сторон конфликта, чувствует себя абсолютно правой и непогрешимой, имеет установку конфликтовать, или же получает какую-либо выгоду от конфликта.

    Далее, следует ответить на вопросы:

    Каковы особенности завершения конфликта, каков его исход? Есть ли победившие и проигравшие стороны? Каковы психологические последствия конфликта?

    Если после завершения конфликта сохранились отрицательные последствия в виде взаимного неприятия сторон, повышенной конфликтности, то конфликт следует считать потухшим.

    Является ли конфликт заглаженным? Иначе говоря, выполнено ли после завершения конфликта хотя бы одно действие, которое способствовало бы уменьшению вреда от конфликта и улучшению психологического климата? Такими действиями могут явиться, например, извинения, произнесённые после завершения конфликта.

    Завершая анализ конфликта полезно рассмотреть разные варианты его развития.

    Наконец, нередко бывает, что от пошагового анализа конфликта приходится отказаться, потому что информации для этого недостаточно.

    (96) Учитель пришёл к директору и говорит: ”Исключите из школы такого-то ученика. Когда он в классе, вести урок невозможно. В общем, выбирайте: или он, или я! ”

    В данном случае директору предлагается вступить в конфликт в качестве ещё одной стороны (а не посредника). Учитель понуждает директора, причём довольно грубо, выступить на его стороне.

    В самом деле, учитель волен уйти из школы сам, без благословения директора, для этого достаточно лишь написать заявление и подождать пару месяцев.

    Следовательно, обращаясь к директору, учитель рассчитывает на то, что какие-то меры будут приняты именно в отношении ученика.

    Конфликтные отношения между учеником и учителем наверняка имеют длинную историю, между ними разразилась психологическая война, которая от директора скрыта, поэтому он не в состоянии проанализировать сложившуюся ситуацию сходу, без дополнительного её изучения.

    Теперь в качестве примера проанализируем конфликт, приведённый в книге [31].

    (97) Весь класс вместе с учителем отправились в поход. Спустя некоторое время выяснилось, что одна из девочек взяла слишком много груза. Часть этого груза, четыре килограмма картошки, предложили нести одному из мальчиков, потому что его рюкзак был самый лёгкий.

    Мальчик наотрез отказался, его все дружно осудили. Тогда мальчик бросил свой рюкзак и ушёл домой. Позже выяснилось, что он особенно тщательно готовился к походу и, чтобы было легче идти, не взял с собой даже самые необходимые вещи.

    Вечером две девочки, вернувшиеся из похода, занесли ему домой рюкзак, и подарили букет полевых цветов. Позже учитель разобрался с ситуацией и оправдал мальчика в глазах всего класса.

    Данный инцидент является конфликтом. Здесь информация вполне достаточна для пошагового анализа.

    Мальчику предложили нести дополнительный груз и, тем самым, ущемили его интересы. Возможно, что у мальчика сколиоз, и врачи запретили ему переносить тяжести. В конфликте две стороны — мальчик и класс в целом, учителя в качестве отдельной стороны выделять нецелесообразно. Пошаговый анализ конфликта приведён в таблице:

    Таблица 1. Пошаговый анализ конкретного конфликта.

    Номер шага, название этапаВ чём заключается действиеПсихологические предпосылки действий, их цели, смысл, эмоциональные состоянияПримечание
    1 шаг. Зачин конфликта.Учитель от лица всего класса предложил мальчику взять дополнительный груз.Требуется перераспределить груз. Отсюда попытка манипулирования поведением мальчика на основании принятых в обществе норм поведения.Никто не ожидал обострения ситуации.
    2 шаг. Разгар конфликта.Мальчик отказался принять груз.Основания для неподчинения требованиям: во-первых, протест против несбывшихся ожиданий (если согласиться принять груз, рюкзак будет тяжёлым, а не лёгким, что значимо для мальчика), во-вторых, конфликт ценностей (вместо самых необходимых вещей — какая-то картошка!).В самом начале конфликт не прервался. Он развивается дальше.
    3 шаг. Разгар конфликта.Класс осуждает мальчика.Основание: принятые в обществе нормы поведения.Более детальный анализ третьего шага невозможен, так как описание слишком общее, без подробностей
    4 шаг. Завершающий этап.Мальчик бросает рюкзак и убегает.Основание: невозможность противостоять моральному давлению класса. Мальчик чувствует себя не понятым и обиженным.Стиль поведения мальчика в конфликте — избегание.

    Действия за пределами конфликта:

    • Вечером две девочки занесли мальчику домой рюкзак, и подарили букет полевых цветов.
    • Позже учитель разобрался с ситуацией и оправдал мальчика в глазах всего класса.

    Рассмотренный конфликт — элементарный, без посредника.

    Молниеносный зачин конфликта, конфликт возник неожиданно, поэтому он случайный и, кроме того, деструктивный. Повторение его нежелательно, с другими детьми повторение конфликта маловероятно. Предлагая в будущем данному конкретному мальчику физическую нагрузку, следует проявлять осторожность, так как возможно повторение отказа.

    Рассмотренная ситуация является конфликтом деятельности и быстротечным конфликтом, вследствие чего выделять какие-либо стадии в конфликте нецелесообразно.

    Поведение обеих сторон стереотипное и недостаточно гибкое. Поведение мальчика, кроме того, оказалось чрезмерно эмоциональным. Никто не искал такого выхода из создавшегося положения, который был бы приемлем для всех.

    По-настоящему виновных в рассматриваемой ситуации нет.

    И всё же более всех ответственен за конфликт учитель (и класс в целом), потому что, выдвигая требования по поводу перераспределения груза, учитель чувствовал себя абсолютно правым, он не допускал даже мысли о том, что, у мальчика могут быть какие-то веские причины (состояние здоровья) для отказа. Поэтому он не искал путей успешного разрешения конфликта. Но в дальнейшем учитель исправился.

    Победивших сторон в конфликте нет, есть лишь проигравшие. Мальчика не смогли заставить нести картошку. Кроме того, мальчик был вынужден прервать, привлекательное для него, участие в походе вместе с классом.

    Результат конфликта: статус мальчика в классном коллективе понизился.

    Конфликт является заглаженным, потому что после его окончания выполнены два действия, способствующие уменьшению вреда от конфликта и улучшению психологического климата. В итоге статус мальчика восстановился.

    Завершая анализ конфликта, рассмотрим разные варианты его развития.

    Если бы мальчик согласился, ни слова не говоря, принять дополнительный груз, то конфликт был бы одношаговым, состоящим из одного лишь зачина.

    Конфликт можно было бы разрешить практически без ущерба для каждой из сторон в самом начале. Например, четыре килограмма картошки можно было разделить на всех, тогда дополнительный груз в одну-две картошины никто бы не заметил.

    В заключение отметим, что если не придерживаться строго пошагового подхода, то очень трудно разобраться во всём многообразии конфликтов. Пошаговый анализ оказался при изучении конфликтов простым, полезным и эффективным инструментом.

    Источник: http://vestishki.ru/node/276

    Ответы к экзамену по социальной психологии — Психологический анализ причин межличностных конфликтов

    Page 38 of 48

    Психологический анализ причин межличностных конфликтов 

    Причины возникновения и цели социального конфликта

    Существует четыре группы причин конфликтов:

    объективныеорганизационно-управленческиесоциально-психологическиеличностныеобъективныесубъективные

    Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

    Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение.

    В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта.

    Но если ваш «противник» равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.

    Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно.

    Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других — нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны.

    С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

    И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.

    К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

    1) естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.

    2) слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.

    Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп.

    Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи.

    Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

    Третья группа причин имеет социально-психологический характер. Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

    Цели социального конфликта:

    1) Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п.

    2) Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем.

    3) Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.

    4) Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.

    5) Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

    6) При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.

    7) Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

    Психологические предпосылки предупреждения и преодоления конфликтных отношений в образовательном учреждении

    Читайте также:  Детский сад - психология

    Методы функционирования и динамика развития социального конфликта

    Стратегии (методы?) взаимодействия в конфликте.

    Соперничество – ориентация на свои интересы, получение результатов для себя. Интересы другого человека игнорируются. Конкуренция может приводить к доминированию, победе одного участника конфликта над другим человеком самоутверждается. Люди, склонные к соперничеству, способны к волевым действиям, к принуждению других принимать их решения.

    Сотрудничество – одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности. Обе стороны остаются в выигрыше, удовлетворяя интересы.

    Компромисс – половинчатый тип поведения. Частичный или полный отказ от собственных интересов позволяет также удовлетворить их. Компромисс затрагивает поверхностные уровни, обсуждается в основном внешние позиции.

    Избегание – уход от удовлетворения собственных интересов, что является одновременно препятствием удовлетворения интересов оппонента. Это пассивная стратегия, временный выход за рамки конфликта.

    Приспособление – это отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов в пользу другого человека. Здесь результатом является не реальный итог, а сохранение взаимоотношений. Это совместные пассивные действия совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования.

    Выбор стратегии зависит от ситуации.

    Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/117-soci.html?start=37

    Анализ психологических причин конфликтов в организациях и методы их профилактики (стр. 1 из 3)

    Владимир Георгиевич Зaзыкин, доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии акмеологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

    Значительная часть причин возникновения конфликтов в организациях касается взаимодействий между людьми. Обобщающей характеристикой таких причин является личностное реагирование на существующие противоречия в организации.

    Психологический анализ таких конфликтов свидетельствует, что многие из них возникают вследствие довольно типичных ошибок.

    Рассмотрим основные психологические противоречия в организации, которые приводят к межличностным, межгрупповым и иным конфликтам в ней.

    Причин возникновения конфликтов в организациях много. Немало из них носят действительно объективный характер и связаны с макроэкономическими, правовыми и организационными явлениями. В то же время значительная часть касается взаимодействий между людьми.

    Обобщающей характеристикой таких причин является личностное реагирование на существующие противоречия в организации. Рассмотрим основные психологические противоречия в организации, которые приводят к межличностным, межгрупповым и иным конфликтам в ней.

    1. Противоречие, вызванное несправедливой оценкой труда персонала

    Оно возникает вследствие недостатка профессиональной компетентности руководителей, поэтому его можно с полным правом считать личностным. Это противоречие всегда воспринимается как очень острое, а иногда действительно таковым является.

    Противоречие проявляется вследствие несовпадения ожидаемой оценки с реальной, происходящего вследствие существенных методических недостатков в процедуре оценки труда, проявлений некомпетентности или тенденциозности. Особенно остро данное противоречие проявляется при аттестации персонала, наказаниях и поощрениях.

    Несправедливая оценка воспринимается как ущемление своих профессиональных, материальных и статусных интересов, угроза им, покушение на достоинство личности. Это противоречие приводит к деловым конфликтам (отсутствие обоснованных критериев, нарушение процедуры, двойные стандарты и пр.

    ), которые очень быстро перерастают в эмоциональные. По сути дела они таковыми являются с самого начала.

    Психологический анализ таких конфликтов свидетельствует, что многие из них возникают вследствие довольно типичных ошибок, допускаемых в процессе оценки. Опишем их.

    Гало-эффект. Суть ее состоит в том, что деловые личностно-профессиональные качества и достижения оцениваются на основании общего впечатления от личности оцениваемого сотрудника. Отсюда лица общительные, обаятельные и пр.

    оцениваются весьма высоко как профессионалы своего дела.

    Когда при высокой оценке имеется серьезное расхождение между, скажем, обаянием и эффективностью деятельности, у других сотрудников возникают недовольство, обиды, что может привести к конфликтам.

    Ошибка «центральной тенденции». Внешне она проявляется как пресловутая «уравниловка»: предпочтение отдается усредненным оценкам. В результате одинаково оцениваются все, в том числе «передовики» и явные «аутсайдеры». У первых это вызывает чувство обиды.

    Практика показывает, что главной причиной таких оценок является недостаточный уровень компетентности оценивающих, ведь категорические оценки требуют убедительной аргументации, а средние, «обтекаемые» — нет.

    Боязнь продемонстрировать свой невысокий уровень компетентности и приводит к таким оценкам.

    «Логическая ошибка». Она похожа на ошибку «центральной тенденции», только в ней недостаток профессиональной компетентности или слабое знание о работе персонала пытаются замаскировать под искусственно создаваемые «логические схемы».

    К примеру, встречаются следующая логическая цепочка: за основу берется какое-то качество, скажем пунктуальность. Далее выстраивается следующая схема: раз пунктуальный, значит, организованный; раз организованный, значит, обладает управленческим потенциалом, и так далее «по восходящей». Но бывает и наоборот.

    Естественно, такие оценочные схемы редко приводят к объективному результату.

    Ошибка «контраста». Ее обычно совершает авторитарный руководитель, который свои профессиональные достижения и личностно-профессиональные качества оценивает очень высоко и принимает за эталон.

    Качество и результаты деятельности остальных в этом случае, естественно, занижаются. Это вызывает недовольство и обиды, ведь безгрешных руководителей просто не бывает, а среди авторитарных — тем более.

    Сразу вспоминаются его собственные ошибки и промахи, из-за обиды они преподносятся как крупные просчеты. Возникает конфликтная ситуация.

    Ошибка «снисходительности». В этом случае оценки явно завышаются любимчикам и фаворитам, что, конечно же, несправедливо.

    Ошибка «близости». В этом случае, как на экзамене, оцениваемых сравнивают друг с другом, а не с обоснованными профессиональными эталонами.

    Ошибка, вызванная отсутствием эталонов. Оценка персонала будет объективной лишь в том случае, когда имеется аргументировано обоснованный эталон — модель профессионала.

    Именно с опорой на них и следует осуществлять сравнение.

    На практике такие эталоны нередко отсутствуют, в результате невозможно объяснить «выявленное несоответствие» — несоответствие с кем или чем? Такая оценка воспринимается как тенденциозная и необъективная.

    Этическая ошибка. Она возникает, когда оцениваются не только деятельность, но личностно-профессиональные и нравственные качества.

    Это действительно необходимо делать, но для этого надо научиться применять объективные методы оценки. Иначе может проявиться влияние групповых интересов.

    К сожалению, объективные методы применяют далеко не всегда, тем самым закладываются потенциальные источники конфликтов.

    Процедурные ошибки. Они связаны с недостаточной научной проработанностью методической и процессуальной стороны оценок и аттестации. Их много, например принуждение аттестуемого к психологическому обследованию, нарушение принципа конфиденциальности психологической информации и пр. Они часто приводят к конфликтам.

    2. Противоречие, вызванное психологической несовместимостью из-за следования конфликтным социальным ролям

    Здесь личностный фактор проявляется особенно сильно.

    В социальной психологии показано, что в процессе совместной деятельности и взаимодействий многие склонны играть с оциальные роли, то есть осуществлять такие формы поведения, которые отражают притязание человека на определенное положение в группе или коллективе.

    Случается, что конкретные личности выступают во множестве социальных ролей, которые отражают лишь определенные их черты. Выполнение определенной роли упрощает систему взаимодействия, позволяет предвосхищать реакции окружающих и даже помогает в какой-то мере разрешать внутриличностные конфликты.

    Играя социальные роли, люди тем самым в какой-то мере удовлетворяют нереализованные потребности, скажем, управлять, когда ты не руководитель, контролировать других, когда ты не администратор, и т. п.

    Но в этом случае неизбежно возникают противоречия, ведь люди делают не то, что положено, а то, что им хотелось бы. Кроме того, многие социальные роли конфликтны по своей природе. Естественно, что такое ролевое поведение может привести к конфликтам.

    Возникающие конфликты обычно эмоциональные, лихорадящие, межличностные и «личность-группа». Они, как правило, редко бывают продолжительными.

    Психологические исследования, проведенные в организациях, в которых часто возникают межличностные конфликты, показали, что сотрудники выполняют до четырнадцати видов социальных ролей. При этом существуют неконфликтные, низкоконфликтные, среднеконфликтные и высококонфликтные роли.

    Определить социальную роль, выбранную тем или иным индивидом, можно с помощью наблюдения и фиксаций отмеченных характерных признаков. Это поможет прогнозировать возможные формы конфликтного поведения, так как выполнение принятой социальной роли делает их поведение стереотипным.

    Рассмотрим эти социальные роли:

    «Генератор идей». Это очень значимая социальная роль. Генераторы идей склонны к инновационной деятельности, обеспечивают развитие познавательных процессов в совместной деятельности. Они стремятся к поиску новых способов решения профессиональных задач, весьма эрудированны, хорошо ориентируются в достижениях в своей области.

    «Учитель». Эта роль обеспечивает стабильность деятельности, формируя ее единый стиль («школу»), обучение членов коллектива. «Учитель» серьезно влияет на ценностные ориентации в коллективе. «Учителя», как правило, консервативны, но, в зависимости от степени выраженности, это может быть как стабилизирующим, так и тормозящим фактором.

    «Мастер» — это роль, часто играемая высококвалифицированным специалистом, берущим на себя ответственность в решении сложных профессиональных задач. «Мастера» стремятся работать самостоятельно, минимизируя взаимодействия, но при этом добровольно выполняют самые сложные обязанности.

    «Организатор» обеспечивает реализацию принятых решений, координирует совместную деятельность, создает положительную мотивацию,обеспечивает изменения в регулятивной сфере. Эта роль может свидетельствовать о наличии организационного потенциала у личности.

    «Администратор» — роль, связанная с добровольным принятием контрольных функций.

    «Исполнитель» — одна из самых безобидных ролей. Такой работник выполняет все распоряжения как непосредственного начальника, так и неформальных лидеров.

    «Бунтарь» — конфронтационная социальная роль. Своим поведением «бунтарь» дестабилизирует работу, не признает иерархии, традиций коллектива, принятых норм поведения и отношений, стремится их изменить только ради самого факта изменения, не подвержен влиянию авторитарных личностей.

    Источник: http://MirZnanii.com/a/208289/analiz-psikhologicheskikh-prichin-konfliktov-v-organizatsiyakh-i-metody-ikh-profilaktiki

    Анализ конфликта

    Анализ конфликта

    Любой конфликт – это столкновение интересов. По количеству участников конфликты можно классифицировать на:

    • внутриличностные (столкновение противоречащих друг другу убеждений, интересов)
    • межличностные (между двумя людьми)
    • групповые (между неформальными малыми группами)
    • конфликты в организациях
    • межгрупповые конфликты между большими социальными группами: политические, военные, культурные.

    Структура конфликта

    Любой конфликт не может обойтись без нескольких составляющих.

    Конфликтующие стороны. Как минимум, их две в любом конфликте. Также бывают и многосторонние конфликты. Кроме сторон, в столкновении могут быть замешаны и другие участники: сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, жертвы.

    Зона разногласий. Конфликт возникает только при наличии предмета спора. Им может оказаться факт, решение или вопрос (или несколько), вызвавший разногласия.

    Истинная причина конфликта не всегда лежит на поверхности. Нередко сами стороны плохо себе ее представляют, считая, что конфликт разгорелся из-за пустяка.

    На деле оказывается, что этот пустяк оказался выражением более глубинных расхождений, которые остались неосознанными.

    Представления о ситуации. Каждый из участников конфликта составляет собственное представление из ситуации, сложившейся в зоне разногласий. Эти представления не совпадают, что и создает почву для столкновения. Но для возникновения конфликта не имеет значения действительно ли ситуация такова, как видят ее стороны.

    Мотивы. На основе представлений, установок и интересов каждой из конфликтующих сторон, складываются соответствующие мотивы – стремления, побуждения к действиям. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными.

    Действия. Направлены на то, чтобы помешать противоположной стороне достичь ее целей.

    Почему конфликт не кончается

    Всякий конфликт существует потому, что люди затрачивают энергию на его поддержание: отдают ему душевные силы, здоровье, время. Прекратить любой конфликт просто: достаточно перестать им заниматься. Если только в зоне разногласий не оказываются жизненно важные для участников ценности. Но помимо них существует ряд иллюзий, мешающих людям прекратить конфликт.

    Читайте также:  Личный коучинг - психология

    Иллюзия «выигрыша – проигрыша». Когда конфликт разгорелся из-за двух несовместимых ценностей, складывается впечатление, что выбрать можно только одну из них. Отсюда и появляются лозунги вроде «Победа любой ценой». Фактически же есть и другие варианты развития ситуации, ведущие как к проигрышу обеих сторон, так и к компромиссному решению.

    Иллюзия самооправдания. Мы склонны оправдывать свое поведение, считать свои убеждения единственно верными. Это касается как отдельных людей, так и групп. Поэтому в конфликте они считают, что борются за некое «правое дело».

    Иллюзия плохого человека. Тот, кто действует не так, как бы нам хотелось, нарушает наши интересы, вызывает неприязнь. И поэтому автоматически начинает считаться плохим, врагом.

    Источник: http://medportal.ru/enc/psychology/conflictology/1/

    Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

    Конфликт-столкновение 2-х противоположных целей, позиций, интересов, которое требует своего разрешения. К.Томас выделил 5 способов поведения в конфликте:

    1.Подавление – реализация своих интересов за счёт интересов других;

    2.Подчинение – одна из сторон жертвует своими интересами;

    3.Избегание — уход от конфликта;

    4.Компромисс — стиль частичных уступок(снижает остроту конфликта);

    5.Сотрудничество — решение полностью устраивающее обе стороны; требует умения сдерживать эмоции, выслушивать другую сторону, правильно излагать суть своих интересов.

    Классификация конфликтов:

    1. Межличностные (столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, противодействуют и мешают друг другу).

    2. Межгрупповые (противоборство групп в коллективе, социуме).

    3. Внутриличностные (столкновение противоположно-направленных мотивов, потребностей, интересов у 1-го человека).

    В конфликтной ситуации важно как субъекты её представляют. Могут быть ложные конфликты (не имеют существенных оснований, противоречий) и подлинные. Конфликты бывают смещёнными (двойными)-явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного.

    Наиболее сложный – латентный(скрытый) – либо не осознающийся, либо скрывающийся (способствует развитию цинизма и лицимерия у участников конфликта).

    Конфликты могут быть: – личные и производственные(наиболее тяжело переживаемые); – особый тип– педагогические конфликты –   все конфликты связанные с процессом обучения и воспитания.

    Методы диагностики: определение склонности к конфликтоному повидению — методика К.Томас.

    Структура конфликта:

    Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

    1) объект конфликта,

    2) участники конфликта,

    3) социальная среда, условия конфликта,

    4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

    1 — Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту по­требность и из-за овладения которой возникает конфликт, и явля­ется его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

    2 — Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, со­циальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники.

    Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конф­ликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конф­ликты могут быть подразделены на 3 основных типа (см.

    классификация конфликтов)

    Кроме главных сторон конфликта могут быть и Другие его уча­стники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли мо­гут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ро­лей так называемых «людей из толпы».

    Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

    С социологической точки зрения они могут существенно разли­чаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особен­но ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством.

    Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко неравны, о чем свидетельствуют трагические судьбы «инако­мыслящих», активно выступавших против Советского государства.

    По своей социальной значимости роли участников конфликта рас­полагаются в следующем порядке: 1) отдельные индивиды, высту­пающие от собственного имени, 2) далее следуют коллективы, 3) социальные слои, 4) государство.

    Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последо­вательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личнос­тей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.

    Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психо­логической точки зрения; в этом отношении она может быть возвы­шенной, даже героической, а может быть и низменной, непригляд­ной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

    Как социальная значимость участников, так и их цели, установ­ки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт дости­гает высокой степени развития. Именно в это время наступает «мо­мент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто сре­ди его участников.

    3 — Но кроме участников конфликта, совокупность которых со­ставляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-историчес­кие социально-психологические условия, в которых он развертыва­ется.

    Понятием социальной среды определяется та почва, на кото­рой возникает и развивается конфликт.

    В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к кото­рым они принадлежат, национальные или классовые, а также об­щество в целом.

    4 — Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъек­тивного восприятия или образа конфликта, который создается у дей­ствующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному по­ложению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

    1) представления о самих себе,

    2) восприятие других участников конфликта,

    3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развер­тывается конфликт.

    Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуа­ции, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.

    Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объек­тивной реальностью.

    Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но вклю­чает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу.

    Поэтому отношения между на­шими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

    При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, кон­фликт все же не начнется пока они не реализуются в соответству­ющих обоюдных действиях.

    Объективные и субъективные причи­ны конфликта, возникающие как на его ближних, так и на даль­них подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон.

    Поскольку каж­дое действие одного из участников конфликта вызывает соответ­ствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимо­действуют.

    Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирова­ния, предотвращения его деструктивного результата.

    Вызревание причин, формирование состава участников конф­ликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотре­ние его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития.

    Пять основных способов разрешения межличностных конфликтов:

    Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью). При этой стратегии поведения действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции.

    В ответ на предъявленные ему требования или обвинения такой руководитель переводит разговор на другую тему.

    Он не берет на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, не придает значения разногласиям, отрицает наличие конфликта или же вообще считает его бесполезным, старается не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

    Принуждение (противоборство) — в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения.

    Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой.

    Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий.

    Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы — одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».

    Компромисс, сотрудничество — высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью.

    В этом случае действия менеджера направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.

    Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.

    Встречаются и другие способы разрешения межличностных конфликтов:

    координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи. Такое согласование между организационными единицами может производиться на разных уровнях управленческой пирамиды (вертикальная координация), на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов.

    Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями; интегративное решение проблемы. Разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон.

    Считается, что это одна из наиболее успешных стратегий поведения менеджера в конфликте, так как в этом случае он ближе всего подходит к разрешению условий, изначально породивших этот конфликт. Однако подход к конфликту по принципу решения проблемы часто очень трудно соблюдать. Это связано с тем, что во многом он зависит от профессионализма менеджера.

    Кроме того, в этом случае для разрешения конфликта требуется много времени. В таких условиях менеджер должен иметь хорошую технологию — модель для решения проблем;

    конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее обозрение.

    Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта (по существу, это уже не конфликт, а трудовой спор), вступать в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом, чтобы выявить и устранить все недостатки.

    Цель конфронтационных заседаний — свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению. Публичное и откровенное общение — одно из средств управления конфликтом

    Источник: http://psyvision.ru/help/psikhologiya/39-psymotiv/423-konfliktfunkziistruktura

    __________________________________________
    Ссылка на основную публикацию